Структура и виды процесса мышления – 22. Операциональная природа мышления как процесса отражения связей и отношений. Виды мышления. Фазы мыслительного процесса. Виды мыслительных операций.
41 Понятие мышления
Понятие мышления. Виды мышления и возможности их классификации.
План ответа
Понятие мышления.
Понимание мышления.
Проблемный характер мышления. Фазы мыслительного процесса.
Мыслительные операции. Формы мышления.
Обобщенность и опосредованность мысли.
Виды мышления.
Возможности классификации.
Ответ:
Понятие мышления.
Понимание мышления.
Мышление – психический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых закономерных свойств и отношений действительности, осуществленных для решения познавательных проблем, систематической ориентации в конкретных ситуациях. Мыслительная деятельность – система мыслительных действий, операций для решения определенной задачи.
Существуют разные психологические теории мышления. Согласно ассоцианизму само мышление не является особым процессом и сводится к простому сочетанию образов памяти (ассоциациям по смежности, сходству, контрасту). Представители вюрцбюргской школы считали мышление особым видом психических процессов и отделяли его от чувственной основы и речи. Согласно психологии мышление совершается в замкнутой сфере сознания. В итоге мышление сводилось к движению мыслей в замкнутых структурах сознания. Материалистическая психология подошла к рассмотрению мышления как к процессу, который формируется в общественных условиях жизни, приобретая характер внутренних «умственных» действий.
Мышление — высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций.
Проблемный характер мышления. Фазы мыслительного процесса.
Мышление носит активный и проблемный характер. Оно направлено на решение проблем. Выделяют такие фазы мыслительного процесса:
Осознание проблемной ситуации – возникает осознание наличия информации о дефиците. Не стоит думать, будто это есть начало мышление, ведь осознание проблемной ситуации уже включает в себя предварительный мыслительный процесс.
Фаза проверки гипотез – ум тщательно взвешивает все «за» и «против» своих гипотез и подвергает их всесторонней проверке.
Решение проблемы – получение ответа на поставленный вопрос или решение поставленной задачи. Решение фиксируется в суждении по данному вопросу.
Мыслительные операции. Формы мышления.
1. Анализ – разложение целого на части или свойства (форма, цвет и т.д.)
2. Синтез – мысленное объединение частей или свойств в единое целое
3. Сравнение – сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различия
4. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим существенным признакам
5. Абстрагирование – выделение одних признаков и отвлечение от других.
6. Конкретизация — это процесс противоположный абстракции. Мы используем конкретные явления.
Эти операции не просто различные рядоположные и независимые варианты умственных действий, а между ними существуют отношения координации, поскольку они являются частными, видовыми формами основной, родовой мыслительной операции опосредования. Более того, произвольная регуляция мышления создает возможность обратимости операций: расчленение и соединение (анализ и синтез), установление сходства и выявление различий (или сравнение: если A>B, то B<A), обобщение и конкретизация (родо-видовые отношения)
Понятие и научное познание. Наше мышление будет тем точнее, чем более точные и бесспорные понятия мы связываем. Понятие возникает из обычного представления путем уточнения, оно является результатом процесса мышления, с помощью которого и ребенок и взрослый открывает взаимосвязи между предметами и событиями.
Формы – суждение, умозаключение, понятие, аналогия.
Обобщенность и опосредованность мысли.
Мышление как высшая форма познавательной деятельности человека, позволяет отражать окружающую действительность, обобщать и устанавливать связи и отклонения между предметами и явлениями. Обобщенность мысли представлена вычленением общих отношений посредством операции сопоставления. Мышление – это движение мысли, раскрывающей связь, которая ведет от отдельного (частного) к общему. Обобщенности способствует то, что мышление носит знаковый характер, выражается словом. Слово делает человеческое мышление опосредованным. Мышление опосредованно действием.
Виды мышления.
Дивергентное мышление – особый вид мышления, который предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов. Конвергентное мышление – вид мышления, который предполагает, что существует лишь одно правильное решение проблемы. (может быть синонимом «консервативного» и «ригидного» мышления)
Наглядно – действенное мышление – особый вид мыслительного процесса, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Наглядно – образное мышление – особый вид мыслительного процесса, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с образами. Связано с представлением ситуаций и изменений в них. Образное мышление – это мышление, в котором используются образы.(образная логика играет ведущую роль)
Практическое мышление – вид мыслительного процесса, который направлен на преобразование окружающей действительности на основе постановки цели, выработки планов, а также восприятия и манипулирования реальными предметами.
Теоретическое мышление – один из видов мышления, который направлен на открытие законов, свойств объектов. Теоретическое мышление – это не только оперирование теоретическими понятиями, но и тот мысленный путь, который позволяет прибегнуть к этим операциям в конкретной ситуации. Пример теоретического мышления – фундаментальные научные исследования.
Творческое мышление – один из видов мышления, характеризующейся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок и смыслов. Мышление творческое отличается от процессов применения готовых знаний и умений, называемых мышлением
Критическое мышление – представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения.
Пралогическое мышление— понятие, введенное Л.Леви-Брюлем для обозначения раннего этапа развития мышления, когда формирование его основных логических законов еще не завершено – существование причинно-следственных связей уже осознано, но сущность их выступает в мистифицированной форме. Явления соотносятся по признаку причины-следствия и тогда, когда просто совпадают во времени. Партиципация (сопричастность) событий смежных во времени и пространстве служит основой для объяснения большинства событий, происходящих в мире. Человек при этом предстает тесно связанным с природой, особенно с животным миром.
При мышлении пралогическом природные и социальные ситуации осознаются как процессы, идущие под покровительством и при противодействии незримых сил – магическое мировоззрение. Леви-Брюль не связывал пралогическое мышление исключительно с ранними этапами формирования общества, допуская, что его элементы проявляются в сознании обыденном и в более поздние периоды (бытовые суеверия, ревность, страх, возникающие на основе парципации, а не логического мышления)
Вербально – логическое мышление – один из видов мышления с использованием понятий, логических конструкций. Функционирует на базе языковых средств и представляет собой самый поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В его структуре формируются и функционируют различные виды обобщений.
Пространственное мышление – совокупность мысленных последовательно-операциональных пространственных преобразований и симультанного образного виденья объекта во всем многообразии и изменчивости его свойств, постоянное перекодирование этих различных мысленных планов.
Интуитивное мышление – один из видов мышления. Характерные черты – быстрота протекания, отсутствие четко выраженных этапов, малоосознанно.
Реалистическое и аутическое мышление. Последнее связано с уходом от действительности во внутренние переживания.
Также существует непроизвольное и произвольное мышление.
Возможности классификации.
(Л.Л. Гурова) принятой классификации видов и форм мышления, отвечающей современной теории мышления, не существует. Так, неверно устанавливать разделительную границу между теоретическим и практическим мышлением, образным и понятийным, как это делается в старых учебниках психологии. Виды мышления следует различать по содержанию совершаемой деятельности – решаемых в ней задач, а формы мышления, по-разному связанные с содержанием, — по характеру выполняемых действий и операций, их языку.
Могут выделять таким образом:
по форме: наглядно-действенное, наглядно-образное – абстрактно-логическое;
по характеру решаемых задач: теоретическое – практическое;
по степени развернутости: дискурсивное – интуитивное
по степени новизны: репродуктивное – продуктивное.
studfiles.net
32. Общее понятие о мышлении. Типы и виды мышления
Мышление – это познавательный процесс, который характеризуется опосредованным и обобщенным отражением действительности в деятельности каждого индивида. Явления и предметы действительности обладают отношениями и свойствами за счет восприятия и ощущений. Мышление имеет несколько особенностей, среди которых особо четко выделяются:
Опосредованный характер – каждый индивид познает мир косвенно, т.к. каждое свойство познается через другое взаимосвязанное свойство. В данном случае мышление опирается на восприятие, ощущения и представления, т.е. ранее полученные теоретические и практические знания и навыки;
Обобщенность – представляет собой процесс познания существенного и общего в объектах существующей действительности, поскольку все свойства аналогичных объектов тесно взаимосвязаны между собой. Общее может существовать и проявляться только в конкретном отдельном объекте. Данная особенность выражается за счет языка и речи. Словесное обозначение может быть отнесено к конкретному объекту, либо группе аналогичных свойств.
Основные формы мышления.
Мышление каждого отдельного индивида протекает в двух формах: умозаключений и суждений. Рассмотрим формы мышления более подробно:
Умозаключение – представляет собой результативный вывод, складывающийся из нескольких суждений, позволяя нам получать новые знания и практические навыки о конкретном явлении или предмете, существующего в объективном мире. Умозаключения могут выступать в нескольких видах: дедуктивные, индуктивные и по аналогии;
Суждение – определенная форма мышления, которая отражает объекты действительности в конкретных отношениях и связях. Каждое отдельное суждение представляет конкретную мысль об объекте. Последовательность нескольких суждений с последовательной связью необходимы для мыслительного решения задачи или вопроса, что представляет собой определенное рассуждение. Само рассуждение приобретает практический смысл только в случаях, когда оно приводит к конкретному умозаключению или выводу. Так умозаключения может стать ответом на интересуемый вопрос.
Основные виды мышления.
В зависимости от расположения слов, действия или образа а в мыслительном процессе, а также их взаимодействия между собой, различают несколько видов мышления. Каждый из них имеет свои особенности (теоретические или практические). Рассмотрим более подробно основные виды мышления:
Наглядно-действенное – данный вид мыслительной деятельности индивида опирается непосредственно на восприятие конкретного предмета;
Предметно-действенное – данный вид мышления направлен на решение вопросов и задач в условиях конструктивной, производственной, организаторской, а также всех видах практической деятельности граждан. В данном случае практическое мышление выступает в качестве конструктивного технического, позволяя каждому человеку решать технические задачи самостоятельно. Сам процесс представляет взаимодействие практических и умственных компонентов работы. Каждый момент абстрактного мышления тесно взаимосвязан с практическими действиями индивида. Среди характерных особенностей можно выделить: внимание к деталям, четко выраженная наблюдательность, умение использовать внимательность и навыки в конкретной ситуации, умение быстро переходить от размышления к действию, оперирование пространственными схемами и образами. Только так единство воли и мысли проявляется максимально в данном виде мышления;
Наглядно-образное – весь процесс мышления характеризуется опорой на образы или представления, отвлеченные мысли, что позволяет человеку в конкретных образах воплощать обобщения;
Словесно-логическое (абстрактное) мышление – данный вид мышления осуществляется за счет логических связей и структур логических операций и понятий. Оно направлено на выявление конкретных закономерностей в окружающем мире и человеческом обществе, поскольку отражает общие отношения и связи. В данном случае понятия играют главенствующую роль, а образы выступают в качестве второстепенной.
Эмпирическое мышление (от греч. empeiria — опыт) дает первичные обобщения на основе опыта. Эти обобщения делаются на низком уровне абстракции. Эмпирическое познание — низшая, элементарная ступень познания. Эмпирическое мышление не следует смешивать с практическим мышлением.
Как отмечает известный психолог В. М. Теплов («Ум полководца»), многие психологи за единственный образец умственной деятельности принимают работу ученого, теоретика. Между тем практическая деятельность требует не меньших интеллектуальных усилий.
Умственная деятельность теоретика сосредоточена преимущественно на первой части пути познания — временном отходе, отступлении от практики. Умственная деятельность практика сосредоточена в основном на второй его части — на переходе от абстрактного мышления к практике, т. е. на том «попадании» в практику, ради которого и производится теоретическое отступление.
Особенностью практического мышления является тонкая наблюдательность, способность сконцентрировать внимание на отдельных деталях события, умение использовать для решения частной задачи то особенное и единичное, что не входило полностью в теоретическое обобщение, умение быстро переходить от размышления к действию.
В практическом мышлении человека существенно оптимальное соотношение его ума и воли, познавательных, регуляционных и энергетических возможностей индивида. Практическое мышление связано с оперативной постановкой первоочередных целей, выработкой гибких планов, программ, большим самообладанием в напряженных условиях деятельности.
Теоретическое мышление выявляет всеобщие отношения, исследует объект познания в системе его необходимых связей. Его результат — построение концептуальных моделей, создание теорий, обобщение опыта, раскрытие закономерностей развития различных явлений, знание которых обеспечивает преобразовательную деятельность человека. Теоретическое мышление неразрывно связано с практикой, но в своих конечных результатах имеет относительную самостоятельность; оно основывается на предшествующих знаниях и, в свою очередь, служит основанием последующего познания.
В зависимости от стандартности/нестандартности решаемых задач и операциональных процедур различаются алгоритмическое, дискурсивное, эвристическое и творческое мышление.
Алгоритмическое мышление ориентировано на заранее установленные правила, общепринятую последовательность действий, необходимых для решения типовых задач.
Дискурсивное (от лат. discursus — рассуждение) мышление основано на системе взаимосвязанных умозаключений.
Эвристическое мышление (от греч. heuresko — нахожу) — это продуктивное мышление, состоящее в решении нестандартных задач.
Творческое мышление — мышление, приводящее к новым открытиям, принципиально новым результатам.
Различают также репродуктивное и продуктивное мышление.
Репродуктивное мышление — воспроизведение ранее полученных результатов. В этом случае мышление смыкается с памятью.
Продуктивное мышление — мышление, приводящее к новым познавательным результатам.
studfiles.net
9.6. Структура процесса мышления
Мышление представляет собой процесс познавательной деятельности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории.
Появление речи в процессе эволюции принципиально изменило функции мозга. Мир внутренних переживаний, намерений приобрел качественно новый аппарат кодирования информации с помощью абстрактных символов. Это не только обусловило возможность передачи информации от человека к человеку, но и сделало качественно иным процесс мышления. Мы лучше осознаем, понимаем мысль, когда облачаем ее в языковую форму. Вне языка мы переживаем неясные побуждения, которые могут быть выражены лишь в жестах и мимике, Слово выступает не только как средство выражения мысли: оно перестраивает мышление и интеллектуальные функции человека, так как сама мысль совершается и формируется с помощью слова.
Суть мышления — в выполнении некоторых когнитивных операций с образами во внутренней картине мира. Эти операции позволяют строить и достраивать меняющуюся модель мира. Благодаря слову картина мира становится более совершенной, дифференцированной, с одной стороны, и более обобщенной — с другой. Присоединяясь к непосредственному образу предмета, слово выделяет его существенные элементарные или комплексные признаки, которые непосредственно недоступны субъекту. Слово пе-272
реводит субъективный смысл образа в систему значений, что делает его более понятным как самому субъекту, так и его партнеру.
С позиции теории функциональных систем П.К. Анохина основные этапы мыслительного процесса могут быть сопоставлены с этапами структуры поведенческого акта. Направленность процесса мышления определяется доминирующей мотивацией субъекта. Афферентный синтез выбирает зону поиска решения проблемы. Поступающая информация анализируется и сопоставляется со знаниями, извлекаемыми из памяти, содержание которых существенно определяется доминирующей мотивацией. Этапу принятия решения соответствует выбор наиболее вероятной гипотезы для ее последующей проверки и доказательств. В акцепторе результатов действия в соответствии с принятой гипотезой формируются некоторые представления о том, что прежде всего следует подтвердить, доказать или опровергнуть. Эфферентный синтез содержит замыслы доказательств и проверок. Выполнение конкретного доказательства, которое подтверждает справедливость выдвинутого предположения, эквивалентно этапу осуществления реального действия. В случае неудачи активируется ориентировочно-исследовательская деятельность субъекта. Она приводит к изменению содержания акцептора результатов, а также эфферентного синтеза-Возникают новые замыслы, идеи и, возможно, привлекаются иные способы доказательств.
У человека различают два основных вида мышления; наглядно-образное и словесно-логическое. Последнее функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний период филогенетического и онтогенетического развития мышления.
9.7. Вербальный и невербальный интеллект
На основании соотношения первой и второй сигнальных систем И.П. Павлов предложил классификацию специально человеческих типов высшей нервной деятельности, выделив художественный, мыслительный и средний типы.
Художественный тип характеризуется преобладанием функций первой сигнальной системы. Люди этого типа в процессе мышления широко пользуются чувственными образами. Они воспринимают явления и предметы целиком, не дробя их на части. У мыслительного типа, у которого усилена работа второй сигнальной системы, резко выражена способность отвлечения от действительности, основанная на стремлении анализировать, дробить действительность на части, а затем соединять части в целое. Для среднего типа свойственна уравновешенность функций двух сигнальных систем.
273
18-3341
И.П. Павлов в работе -^Двадцатилетний опыт» писал; «Жизнь отчетливо указывает на две категории людей: художников и мыслителей- Между ними резкая разница. Одни — художники во всех их родах: писателей, музыкантов, живописцев и т.д. — захватывают действительность целиком, сплошь, сполна, живую действительность, без всякого дробления, без всякого разъединения. Другие — мыслители — именно дробят ее и тем как бы умерщвляют ее, делая из нее какой-то временный скелет, и затем только постепенно как бы снова собирают ее части и стараются их таким образом оживить, что вполне им все-таки так и не удается» (Полн. собр. соч. М—Л.: АН СССР, 1951. Т. 3. Кн. 2. С. 214).
Большинство людей принадлежат к среднему типу. По мнению И.П. Павлова, крайние типы — «художественный» и «мыслительный» — служат поставщиками нервных и психиатрических клиник.
Для диагностики специально человеческих типов высшей нервной деятельности — «художественного» и «мыслительного» — в работах школы Б.М. Теплова широко применяется методика М.Н. Борисовой. Создавая свой метод, М.Н. Борисова исходила из описания И. П. Павловым особенностей отражения действительности у «художников» и «мыслителей». Для первых характерно непосредственное, целостное отражение, для вторых — отражение аналитическое, опосредованное словом. Для своей методики она выбрала два вида деятельности — узнавание и словесное описание зрительно запоминаемых объектов (изображения наборов листьев), полагая, что узнавание зрительно запоминаемых рисунков требует функций первой сигнальной системы, так как по своей природе оно более синтетично, свернуто. Словесное описание тех же изображений развернуто, аналитично и в большей мере предполагает использование второй сигнальной системы. По результатам зрительного и вербального способов запоминания методика позволяет определять соотношение двух сигнальных систем.
Сопоставление показателей соотношения первой и второй сигнальных систем (по М.Н. Борисовой) и теста Д. Векслера, измеряющего вербальный и невербальный интеллект, выполненное методом факторного анализа, выявило связь невербального интеллекта с преобладанием у испытуемых зрительного способа запоминания (лучшие показатели при узнавании, чем при описании), а вербального интеллекта — с описанием по М.Н. Борисовой (Голубева Э.А-, 1993).
В один из двух выделенных факторов (образно-действенный) с наибольшими весами вошли результаты исполнения невербальных субтестов (кубики Кооса, сюжетные картинки, сложение частей, недостающие детали, символы), их суммарная оценка, а 274
также «узнавание» по М.Н. Борисовой. К другому фактору (словесно-логическому) с наибольшими факторными нагрузками отнесены исполнение вербальных субтестов (словарного, сходства, общей осведомленности), их суммарная оценка и «описание» по М,Н. Борисовой.
Два специально человеческих типа высшей нервной деятельности, диагностируемые по тесту Векслера, методике Борисовой, а также Коссова, тяготеют к разным типам темперамента.Темперамент по И.П. Павлову определяется как сочетание трех основных свойств нервной системы: силы, уравновешенности, подвижности процессов возбуждения и торможения. Свойства нервной системы диагностировались по ЭЭГ-методикам, по коэффициенту «в», характеризующему наклон кривой зависимости времени реакции от интенсивности стимула, и критической частоте мельканий. Установлено, что испытуемые с меланхолическим темпераментом (со слабыми нервными процессами, их инертностью и преобладанием торможения над возбуждением) имеют более высокие показатели вербального интеллекта (по Векслеру) и по соотношению сигнальных систем относятся к «мыслительному» типу. Флегматики, сангвиники и холерики по сравнению с меланхоликами примерно одинаково тяготеют к художественному типу. Однако меланхоликам в большей степени противостоят холерики. Таким образом, черты темперамента и когнитивные особенности специально человеческих типов высшей нервной деятельности образуют своего рода различные эмоционально-познавательные комплексы (Пе-ченков В.В., 1997).
Интеллектуальные особенности «мыслительного» типа сочетаются с повышенной тревожностью и пессимизмом меланхолического темперамента. Особенности «художественного» типа могут сочетаться с любым из трех других типов темперамента, для которых в целом характерен более оптимистический эмоциональный настрой по сравнению с меланхолическим темпераментом.
На основе многолетних комплексных исследований специально человеческих типов высшей нервной деятельности, темперамента, общих и специальных способностей Э.А. Голубева и ее коллеги (1993, 1997) выделяют два основных комплекса признаков, характеризующих два типа мышления, группирующихся вокруг общих либо коммуникативных, либо познавательных способностей (см. табл., с. 276). В таблице показана схема дихотического представления интеллекта в структуре индивидуальности. Наиболее высокий уровень невербального интеллекта (по Векслеру) характерен для «художников» (по методикам Борисовой, Коссова), которые обладают коммуникативными способностями: музыкальными,
275
1Е*
Таблица
studfiles.net
Тема 10. Мышление. Основные мыслительные операции. Формы и виды мышления.
Мышление – высший познавательный процесс, наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.
Мышление представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует.
Таким образом, мышление можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.
Отличие мышления от других психологических процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана.
Мышление — это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея.
Основные виды мышления
Вид мышления | Характеристика |
Теоретическое понятийное | В процессе решения задачи человек обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Характерно для научных теоретических исследований. |
Теоретическое образное | Отличается от понятийного тем, что материалом, который использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы они или извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. — работники литературы, искусства, люди творческого труда. |
Эти два вида мышления дополняют друг друга, раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия. | |
Наглядно-образное | Мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти. |
Наглядно-действенное | Процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами. Широко представлен этот вид мышления у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта. |
Заметим, что перечисленные виды мышления выступают одновременно и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное. Все виды мышления у человека сосуществуют, могут быть представлены в одной и той же деятельности. Однако в зависимости от ее характера и конечных целей доминирует тот или иной вид мышления. По степени своей сложности, по требованиям, которые они предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека, все названные виды мышления не уступают друг другу.
Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. В структуре мышления можно выделить следующие логические операции:
а) сравнение
б) анализ
в) синтез
г) абстракция
д) обобщение
а) Сравнение вскрывает тождество и различие вещей. Результатом сравнения может стать классификация. Нередко она выступает как первичная форма теоретического и практического познания.
б) Анализ — это расчленение предмета, мысленное или практическое, не составляющие его элементы с последующим их сравнением.
в) Синтез есть построение целого из аналитические заданных частей.
Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуют более глубокому познанию действительности.
г) Абстракция — это выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Абстрагирование выполняется для более тщательного их изучения и, как правило, на основе предварительно произведенного анализа и синтеза.
д) Общение — выступает как соединение существенного (абстрагирование) и связывание его с классом предметов и явлений. Понятие становится одной из форм мысленного общения.
Кроме рассмотренных видов и операций, имеются еще и процессы мышления:
а) суждение — высказывание, содержащее определенную мысль;
б) умозаключение — представляет собой серию логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание;
в) определения понятий — рассматривается как система суждений о некотором классе предметов (явлений), выделяющая наиболее общие их признаки;
г) индукция и дедукция — это способы производства умозаключений, отражающие направленность мысли от частного к общему или наоборот. Индукция предполагает вывод частного суждения из общего, а дедукция — вывод общего суждения из частных.
В процессе мышления часто вмешиваются, изменяя его, эмоции.
По характеру мышления выделяют типы людей:
1. Интуитивный тип — характеризуется преобладанием эмоций над логикой и доминированием правого полушария головного мозга над левым.
Критерием истинности для интуитивного типа выступают ощущение правильности и практика.
2. Мыслительный тип — ему свойственны рациональность и преобладание левого полушария мозга над правым, примат логики над интуицией и чувством.
Критерием правильности являются эксперимент и логическая безупречность вывода.
Мыслительный тип обычно интересуется знанием как таковым, ищет и устанавливает логическую связь между явлениями, в то время как интуитивный тип ориентирован на прагматику, на практически полезное использование знаний вне зависимости от их истинности и логической непротиворечивости.
studfiles.net
характеристика мыслительных процессов. Виды мышления, их развитие в процессе обучения
Мышление – установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями действительности.
Характеристика мышления:
Мышление является высшим познавательным процессом. Жизнь ставит перед человеком задачи, которые он решает благодаря ему.
Мышление- это высшая ступень познания, но оно неразрывно связано с чувственным созерцанием и практикой. Это значит, мышление возникает на основе практической деятельности чувственного познания, но далеко выходит за его пределы. Познание мира начинается с ощущения и восприятия, а затем переходит в мышление.
Мышление получает материал из чувственного познания, это значит, через ощущение и восприятие мышление связано с миром и является его отражением. Правильность отражения проверяется практикой.
Мышление— это прежде всего, вся преемственность знаний, т.е. человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике.
В социальной природе мышление раскрывается и в том, на решения каких задач направляет его человек.
Особенности:
Мышление всегда связано с речью (письменной и устной). Мышление без языка невозможно, именно в языке мышление человека находит своё выражение.
Обобщенность мышления. Мы мыслим при помощи слова, а каждое слово обобщает. Речевая функция придает мышлению обобщенный характер.
Опосредованность мышления. Через одни предметы и явления, устанавливая связи, мы узнаем о других.
Проблемность мышления. Мышление человека всегда направленно на решение каких-то задач. Решая задачу, человек пытается что-то узнать, вскрыть, понять, но такая потребность возникает тогда, когда человек сталкивается с чем-то новым, необычным. Тогда появляется вопрос, именно с вопроса начинается процесс мышления. Процесс мышления всегда направлен на решение задачи. Это придаёт мышлению проблемный, поисковый характер. Мышление возникает при наличии проблемы или задачи. Является процессом движения от неизвестного, непонятного к известному, понятному. Четко формулировать задачу, значит сделать первый шаг к её решению.
Характеристика мыслительных процессов
Процесс мышления проходит два этапа:
Начинается с потребности что-то узнать, вскрыть, понять. Оказавшись между неизвестным, неожиданным человек формирует задачу. Этим самым он определяет предмет мышления и направленность мыслительного процесса. Вывод: 1 этап мыслительной деятельности — это осознание и формулирование задачи.
Решение поставленной задачи. Осуществляется при помощи мыслительных операций (8):
Анализ– мыслительное разделение целого на части. Выделение в объекте свойств, сторон, элементов
Синтез – это объединение выделенных анализом компонентов в единое целое. Это соединение частей их обобщение, группировка. Анализ и синтез не существуют обособленно друг от друга. Это аналитико-синтетическая деятельность мозга.
Сравнение– сопоставление предметов и явлений с целью выделить общее и различное в них.
Классификация– это установление сходства, главных признаков предметов, явлений и на этой основе объединение их в группы: класс, род, вид.
Систематизация– расположение предметов и явлений в определенном порядке по заданному ключу.
Обобщение– объединение предметов и явлений в группы по случайным, но сходным признакам.
Абстрагирование(высший уровень обобщения) – выделение в предметах, явлениях самых главных и существенных признаков.
Конкретизация– применение общего к частному, конкретному отдельному случаю.
Формы мышления:
Основными формами мышления являются:
1. Мысль человека начинается с понятия.Понятие –это слово, в котором отражены общие, существенные признаки предметов и явлений.
Понятия бывают 2 видов:
конкретные– названия предметов и явлений.
абстрактные– названия свойств, признаков, качеств.
2. Суждение – это предложение, в котором отражаются связи между предметами и явлениями.
По правильности отражения мира суждения бывают: истинные, ложные.
По форме выражения мысли: утвердительные, условные (факт не утверждают, но и не отрицают), императивные (суждения выражены в повелительной форме).
По объему суждения бывают: общие, частные (речь идёт о части предметов), единичные (речь идёт о единственном лице).
3. Умозаключения — это система суждений, где на основе двух или нескольких суждений делается вывод. Они бывают: индуктивные (рассуждение идёт от частного случая к общему выводу) и дедуктивные (от общего к частному).
Вывод: система умозаключений — это рассуждение.
Качества ума человека:
Индивидуальность человека отмечается умозаключениями:
Любознательность – это стремление человека узнать, то новое с чем он встретиться в жизни.
Пытливость – стремление человека узнать предмет разносторонне
Глубина ума – умение вскрыть суть явления.
Гибкость и подвижность – способность привлекать к решению конкретного вопроса многообразные знания.
Логичность ума – это его последовательность
Доказательность – умение обосновывать свои выводы и решения.
Критичность – умение подвергнуть сомнению собственные выводы.
С развитием качеств ума связаны виды мышления.
Конкретно-действенное (связь мышления с действиями: «Делаю и думаю»- принцип. Это мышление характерно для детей до 3 лет.)
Наглядно-образное (ярко прослеживается связь мышления с образом. Особенно интенсивно развито у человека с 4-7 лет)
абстрактно-логическое (особенно интенсивно развито с 15-25 лет).
Вывод:Мышление является высшим познавательным процессом, обеспечивает возможность познания и объяснения мира.
studfiles.net
16. Характеристика процесса мышления. Виды мышления
16. Характеристика процесса мышления. Виды мышления.
Мышление — это высший познавательный процесс отражения в сознании человека сложных связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира.
Мышление тесно связано с другими познавательными процессами и предполагает разрешение проблемной ситуации, конкретной задачи, получение нового знания.
Мыслительный процесс осуществляется в двух основных формах:
1. формирование и усвоение понятий
решение проблем.
Формирование понятий — это просто отличение «того, что похоже», от «того, что непохоже». Понятие — это отражение в сознании человека отличительных особенностей предметов и явлений.
Усвоение понятий — это процесс, в результате которого субъект научается узнавать признаки, присущие каждому из понятий.
Решение проблем в значительной степени опирается на усвоенные понятия, хранящиеся в долговременной памяти.
Мыслительный процесс осуществляется при помощи следующих операций:
анализ — мысленное разложение предмета мышления на составные части;
сравнение- установление отношений сходства и различия;
синтез — это соединение отдельных элементов мышления в одно целое;
абстракция- это мысленное отвлечение от второстепенных, неглавных в данный момент сторон, свойств или связей предмета;
обобщение — это объединение многих предметов по какому-то общему признаку;
конкретизация — это движение мысли от общего к частному;
систематизация -это расположение отдельных предметов, явлений, мыслей в определенном порядке по какому-то признаку.
Уровень развития мышления человека принято определять термином интеллект. В русском языке ему соответствует понятие ум человека.
В зависимости от индивидуально-психологического склада у каждой личности формируются присущие только ей персональные особенности функционирования мышления. Так, например, к индивидуальным особенностям мышления можно отнести самостоятельность, гибкость, быстроту, целеустремленность, критичность.
Рассмотрим основные виды мышления:
Наглядно-действенное мышление — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.
Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления — становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.
Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.
Различают теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.
Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое мышление — это познание законов, правил. Основная задача практического мышления — подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Теоретическое мышление иногда сравнивают с мышлением эмпирическим. Здесь используется следующий критерий: характер обобщений, с которыми имеет дело мышление; в одном случае это научные понятия, а в другом — житейские, ситуационные обобщения.
Проводится также различие между интуитивным и аналитическим (логическим) мышлением. Обычно используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернутого времени имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.
Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительно существующее). Иногда используется термин «эгоцентрическое мышление», оно характеризуется прежде всего невозможностью принять точку зрения другого человека.
Важным является различение продуктивного и репродуктивного мышления, основанного на «степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к занятиям субъекта».
Необходимо также отличать непроизвольные мыслительные процессы от произвольных: непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач.
По С.Л.Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя цель и условия. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом решение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача. С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие субъекта, напряженное в начале и удовлетворенное в конце.
studfiles.net
16. Характеристика процесса мышления. Виды мышления.
Мышление — это высший познавательный процесс отражения в сознании человека сложных связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира.
Мышление тесно связано с другими познавательными процессами и предполагает разрешение проблемной ситуации, конкретной задачи, получение нового знания.
Мыслительный процесс осуществляется в двух основных формах:
1. формирование и усвоение понятий
решение проблем.
Формирование понятий — это просто отличение «того, что похоже», от «того, что непохоже». Понятие — это отражение в сознании человека отличительных особенностей предметов и явлений.
Усвоение понятий — это процесс, в результате которого субъект научается узнавать признаки, присущие каждому из понятий.
Решение проблем в значительной степени опирается на усвоенные понятия, хранящиеся в долговременной памяти.
Мыслительный процесс осуществляется при помощи следующих операций:
анализ — мысленное разложение предмета мышления на составные части;
сравнение- установление отношений сходства и различия;
синтез — это соединение отдельных элементов мышления в одно целое;
абстракция- это мысленное отвлечение от второстепенных, неглавных в данный момент сторон, свойств или связей предмета;
обобщение — это объединение многих предметов по какому-то общему признаку;
конкретизация — это движение мысли от общего к частному;
систематизация -это расположение отдельных предметов, явлений, мыслей в определенном порядке по какому-то признаку.
Уровень развития мышления человека принято определять термином интеллект. В русском языке ему соответствует понятие ум человека.
В зависимости от индивидуально-психологического склада у каждой личности формируются присущие только ей персональные особенности функционирования мышления. Так, например, к индивидуальным особенностям мышления можно отнести самостоятельность, гибкость, быстроту, целеустремленность, критичность.
Рассмотрим основные виды мышления:
Наглядно-действенное мышление — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.
Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления — становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.
Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.
Различают теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.
Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое мышление — это познание законов, правил. Основная задача практического мышления — подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Теоретическое мышление иногда сравнивают с мышлением эмпирическим. Здесь используется следующий критерий: характер обобщений, с которыми имеет дело мышление; в одном случае это научные понятия, а в другом — житейские, ситуационные обобщения.
Проводится также различие между интуитивным и аналитическим (логическим) мышлением. Обычно используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернутого времени имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.
Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительно существующее). Иногда используется термин «эгоцентрическое мышление», оно характеризуется прежде всего невозможностью принять точку зрения другого человека.
Важным является различение продуктивного и репродуктивного мышления, основанного на «степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к занятиям субъекта».
Необходимо также отличать непроизвольные мыслительные процессы от произвольных: непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач.
По С.Л.Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя цель и условия. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом решение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача. С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие субъекта, напряженное в начале и удовлетворенное в конце.
studfiles.net