Структура и содержание конституции – Введение

Содержание

Введение

Содержание Введение 1.Структура и основное содержание Конституции РФ 2. Характерные особенности Конституции Российской Федерации 1993 года и ее развитие на современном этапе 2.1. Общие черты, свойства Конституции РФ 2.2. Изменение и пересмотр Конституции РФ Заключение Список используемой литературы

Конституция для России сегодня значит очень много. В Конституции и через нее российское общество реализует свое видение обновляемой государственности, а в известных пределах и свою национальную идею. Разумеется, Конституция — это не собрание политических программ и философских концепций. В соответствии со своим назначением, отведенной ролью в жизни страны она представляет собой юридический акт со всеми чертами и свойствами, присущими Основному закону. Конституции отведено приоритетное, ключевое положение в правовой системе. В ней закрепляются идеи и принципы, определяющие характер общества, базовые принципы экономики, политики, социальной сферы, государства и права. И Конституция тем успешнее выполняет свою функцию в развитии общества, чем она ближе к национальной идее, точнее и полнее выражает ее установки. Конституция, которая расходится с национальной идеей, игнорирует ее, не говоря уже о ситуации, когда она идет против национальной идеи, не может иметь никаких шансов на понимание и на его признание со стороны общества.

Конституция, прежде всего, вносит порядок и организацию в жизнь страны и, что особенно важно, определяет основы положения человека в обществе, принципы взаимоотношений человека и государства. В конституции закрепляются исходные принципы права, функции и основы организации государственных органов, формы и методы их деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах жизни страны: в экономике, политике, социальной сфере, духовной жизни. Конституция определяет основные начала внешней политики государства, соотношение международного и внутригосударственного права.

Действительно, Конституция, как правило, содержит нормы, определяющие форму и структуру государства, функции и полномочия важ­нейших государственных органов, основы правового статуса человека и гражданина. Но такое определение в наше время недостаточно. Оно не только не дает полного представления о Конституции, но и ограничивает ее общественное предназначение, сужает рамки ее реальных возможностей.

1. Структура и основное содержание Конституции рф

Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливается определённая система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность расположения.

В основе обобщения конституционных норм в определённые общие комплексы (разделы, главы) лежит единство предмета регулирования, то есть, связанность единством общественных отношений, на которые эти нормы воздействуют.

По своей структуре Конституция 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов.

Конституцию открывает преамбула, то есть, вводная часть, предшествующая тексту глав Конституции. Преамбула не содержит правовых норм, однако она имеет существенное значение для понимания смысла как Конституции в целом, так и ее отдельных статей, поскольку именно во вводной части указаны основания и обстоятельства, послужившие поводом к изданию Конституции и как бы предопределившие ее содержание.

Преамбула констатирует, прежде всего, что данная Конституция принята многонациональным народом Российской Федерации, соединенным общей судьбой на своей земле, подчеркивает особое значение этого Закона для дальнейшего развития государства и общества.

В преамбуле Конституции называются шесть основополагающих целей, реализация которых является главной задачей государства. Они отражают суть всей конституционной реформы в России. Это:

  1. утверждение прав и свобод человека,

  2. утверждение гражданского мира и согласия в Российской Федерации,

  3. сохранение исторически сложившегося государственного единства,

  4. возрождение суверенной государственности России,

  5. утверждение незыблемости демократических основ Российского государства,

  6. обеспечение благополучия и процветания России.

Эти цели лежат в основе всех конституционных норм, пронизывают все содержание Конституции1.

Первый раздел содержит собственно Конституцию и состоит из девяти глав:

  1. Основы конституционного строя. Глава закрепляет исходные принципы конституционного регулирования важнейших сторон жизни современного российского общества, определяет сущность Российского государства, правовое положение личности, принципы экономических отношений, пользования землей и недрами, основы политической системы общества, взаимоотношений государства и религии.

  2. Права и свободы человека и гражданина. Подробнее об этой главе будет сказано в главе третьей данной работы.

  3. Федеративное устройство. В этой главе развивается ряд существенных положений, содержащихся в гл. 1 «Основы конституционного строя», где, в частности, указано, что наша страна является федерацией, что и закреплено в ее названии. Там же определенно, что федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти ее субъектов, а также на равноправии и самоопределении народов Российской Федерации.

  4. Президент. В соответствии со ст. 80 Конституции именно Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внешней и внутренней политики государства, которые затем реализуются в соответствующих законах и подзаконных актах, принимаемых государственными органами власти всех уровней. В этом, в частности, смысл содержащегося в Конституции положения: «Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина».

  5. Федеральное собрание. Глава 5 раскрывает основы организации и деятельности парламента Российской Федерации. Согласно ст. 11 Конституции Федеральное Собрание наряду с Президентом и судами Российской Федерации осуществляет государственную власть в нашей стране. Как установлено ст. 10, государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. На федеральном уровне Федеральное Собрание представляет законодательную власть Российской Федерации.

  6. Правительство РФ. Правительство осуществляет государственную власть в Российской Федерации наряду с Президентом, Федеральным Собранием и судами Российской Федерации, что закреплено ст. 11 Конституции. Согласно ст. 110 федеральное Правительство осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Из содержания приведенных положений ясно, что Правительство — высший орган исполнительной власти, хотя слово «высший» применительно к этому федеральному органу в Конституции не употребляется. Конституция повышает статус Правительства, закрепляет его самостоятельность.

  7. Судебная власть. В главе утверждается понятие правового института судебной власти в действующем законодательстве. Глава характеризуется новым, нетрадиционным подходом к раскрытию сущности названной политико-юридической категории. За органами судебной власти признаются самостоятельность и право действовать независимо от других ветвей власти.

  8. Местное самоуправление. В этой главе конкретизированы положения об основах конституционного строя. Закрепленная здесь модель местного самоуправления приближается к общепринятому во многих странах эталону местного самоуправления как демократического института.

  9. Конституционные поправки и пересмотр конституции. В гл. 9 регламентируется порядок изменения действующей и принятия новой Конституции, призванный обеспечить стабильность конституционного строя и вместе с тем динамику его развития с учетом постоянно меняющихся общественных потребностей.

Второй раздел носит название «Заключительные и переходные положения». Там закрепляются положения по вопросам, которые связаны с введением новой Конституции в действие, фиксируется прекращение действия прежне Конституции и Федерального Договора, порядок применения законов и иных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы2.

Конституция как основной закон государства регулирует наиболее важные коренные общественные отношения. Она не предназначена для детального регулирования конкретного вида общественных отношений. В этой связи конституция носит, как правило, стабильный долгосрочный характер.

Конституции свойственны признаки, отличающие ее от актов текущего законодательства, которые в юридической науке именуются юридическими свойствами.

Одним из юридических свойств конституции является её верховенство в правовой системе. Верховенство конституции служит проявлением доктрины господства права и означает её приоритетное положение в системе законодательства. Верховенство Конституции обеспечивается:

1) особым порядком её принятия и изменения;

2) приданием конституционным предписаниям высшей юридической силы;

3) созданием специального органа охраны конституционной законности (конституционным судопроизводством).

3

За соблюдение конституционных предписаний и обеспечение соответствия Конституции РФ федеральных конституционных законов, законодательных актов субъектов РФ отвечают федеральные органы — Президент и Конституционный Суд РФ (ст.125 Конституции).

Важным юридическим свойством конституции является её стабильность, то есть, незыблемость конституционных предписаний.

Конституция — акт долговременного действия. Стабильность проявляется во взаимодействии с субъектами права, в постоянном, целенаправленном воздействии на общественные отношения, составляющие объект конституционного регулирования, на правосознание граждан. Стабильная конституция — важнейшее условие правопорядка и законности, устойчивости всей системы права, укрепления федеративных связей, механизма осуществления властных государственных функций, гуманных отношений между личностью, обществом, государством.

Конституция является фундаментом системы права. Выступая ядром, фундаментом системы права, Конституция действует не изолированно, а в рамках этой системы. Конституция — органическая составная часть и центральное звено, главный структурообразующий элемент системы права, её основной юридический источник. Значение конституции проявляется и в том, что она устанавливает исходные начала функционирования всей системы права и одновременно входит в систему каждой отрасли права и законодательства как базовый источник.4

Именно Конституция определяет сам процесс правотворчества – устанавливает, какие нормативные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов. В самой Конституции названы многие федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые должны быть приняты в соответствии с ней.

Комплексное развитие всех отраслей права на базе Конституции обеспечивает наилучшие условия для формирования демократического правового государства, упрочения режима законности и правопорядка.

Для Конституции РФ важное значение имеет определение соотношения её юридической силы не только с федеральными конституционными законами и иными федеральными нормативными правовыми актами, актами субъектов РФ, но и с международно-правовыми актами, ратифицированными СССР и РФ. Общепризнанные нормы и принципы международного права трансформируются во внутригосударственные. Это отражает процесс унификации законодательного регулирования в мировом масштабе.

Как одно из юридических свойств конституций реальность связывают, прежде всего, с тем, что основные законы соответствуют фактически существующим общественным отношениям. В этом смысле реальность Конституции РФ заключается в том, что она должна отвечать потребностям общества, интересам граждан РФ. Конечно, никакого автоматизма здесь нет. Реальность Конституции обеспечивается организаторской работой, прежде всего государства и его органов, но в немалой степени также и общественных объединений, включая многочисленные политические партии. Организаторские усилия должны привести в действие всю совокупность компетентных органов и лиц, реализующих конституционные предписания, соизмеряющих с ними свою деятельность.5

Реальность любой конституции, в том числе и Конституции РФ, должна обеспечиваться постоянным углублением ее социально-экономических, политических, организационных гарантий. Мало пользы от конституции, состоящего из прекрасных лозунгов и положений, не имеющих под собой как реальной почвы, так и стремления ее создавать и укреплять.

Думается, можно говорить и еще об одной предпосылке реальности конституции — социально-психологической. У граждан надо воспитывать чувство уважения к конституции, необходимость соблюдать ее нормы. Если у конституции нет авторитета в обществе, это как бы признак того, что она не имеет реального значения; и наоборот — даже если не все еще существует, что заложено в конституции, но у граждан есть вера в непреложность конституционных постулатов, она поможет скорректировать действительность в духе основного закона.

Народность, эту черту конституций связывают с тем, что они выражают интересы народа. Если говорить более конкретно, народность конституции обусловливается следующими факторами.

Во-первых, именно сам народ создает объективные предпосылки появления новых конституций, т.е. закрепляемые в конституциях общественные отношения — результат деятельности народа.6 Сказанное относится и к Конституции РФ. Вне всякого сомнения, то, что изменения в жизни страны были инициированы определенными общественными силами. Однако, предлагая свои пути, они исходили из назревших объективных условий и потребностей народа. Иначе говоря, что-то уже сформировалось в обществе, а что-то уже было на грани образования, но нужна была соответствующая нормативная основа. И не случайно конституционные реформы получили воплощение в жизни, хотя трудности были и есть немалые, поскольку создается новая социальная система. Таким образом, народность Конституции РФ выражается как в том, что она фиксирует определенные итоги по созданию гражданами России нового общества, так и в том, что Конституция является опорой на будущее, отражает задачи и перспективы развития РФ.

Во-вторых, народность конституций выражается также и в том, что народ может непосредственно участвовать в разработке и (или) принятии нового основного закона. И данное положение приемлемо для отечественных конституций.7

При разработке ныне действующей Конституции РФ официально такое мероприятие как всенародное обсуждение проекта не проводилось. Однако и официальный проект Конституционной комиссии, и появившийся на последнем этапе проект Президента РФ публиковались в газетах и отдельными изданиями с миллионными тиражами. Поэтому граждане могли знакомиться с текстами и вносить по ним свои предложения.

Зато для данной Конституции характерно такое проявление народности как принятие ее путем референдума (всенародного голосования).

Легитимность конституции проявляется в том, что она принимается либо законно избранным государственной власти, либо учредительным собранием, созданным специально для принятия конституции, либо непосредственно самим народом путем референдума. Легитимность конституции связана с её учредительным характером. Легитимный характер Конституции РФ 1993 года проявляется в том, что она принята референдумом, который проводился впервые в России. Гражданам предстояло оценить проект, представленный Президентом и одобренный Конституционным совещанием. В референдуме участвовало 58 187 775 зарегистрированных избирателей (54,8%), большинство из которых — 32 937 630 или 58,4% проголосовало за принятие Конституции.

studfiles.net

5. Структура и содержание Конституции рф 1993 г.

По своей структуре и содержанию Конституция 1993 г. близка к традиционным конституциям развитых демократических стран.

Конституцию открывает преамбула, т. е. вводная часть. Преамбула констатирует, прежде всего, что данная конституция принята многонациональным народом Российской Федерации и называет шесть основных целей государства:

  • утверждение прав и свобод человека;

  • утверждение гражданского мира и согласия в РФ;

  • сохранение исторически сложившегося государственного единства;

  • возрождение суверенной государственной России;

  • утверждение необходимости демократических основ Российского государства;

  • обеспечение благополучия и процветания России.

Всего конституция РФ содержит 2 раздела, 9 глав, 137 статей и 9 пунктов в разделе втором.

Раздел I

Глава 1 — закрепляет основы конституционного строя России, которые составляют нормативную базу для остальных положений Конституции.

Глава 2 — развивает положение о правах и свободах человека и гражданина как высшей ценности.

Глава 3 — закрепляет основы федеративного устройства России.

Глава 4 — характеризует правовое положение Президента, его место в структуре органов государственной власти, функции и полномочия.

Глава 5 — раскрывает основы организации и деятельности парламента РФ — Федерального Собрания.

Глава 6 — регламентирует деятельность правительства, его статус и место в системе федеральных органов власти.

Глава 7 — характеризует институт судебной власти, его специфические признаки и полномочия.

Глава 8 — определяет основные параметры местного самоуправления в РФ, его правовые формы.

Глава 9 — регламентирует порядок изменения действующей и принятия новой Конституции.

Особое место в Конституции РФ занимает раздел II — Заключительные и переходные положения. Такие статьи есть во многих конституциях, переживающих переход от тоталитарного государства к демократическому. Переходные нормы есть в конституциях Италии 1947 г., Японии 1947 г., ФРГ 1949 г., Греции 1975 г., Португалии 1976 г., Испании 1978 г.

Второй раздел сравнительно небольшой по объему, он призван сделать менее резкими, постепенными процессы формирования новых органов государственной власти и привести текущее законодательство в соответствие с конституционными нововведениями. В переходных и заключительных положениях определяется день принятия Конституции РФ (п. 1 раздела II), им объявляется день всенародного голосования 12 декабря 1993 г., хотя вступила в силу новая Конституция 25 декабря 1993 г. Вступление в силу новой Конституции влечет за собой существенные перемены в законодательстве. В 90-е годы оно радикально обновляется, приводится в соответствие с конституционными требованиями. Однако в России продолжают действовать сотни старых законов, других нормативных актов. В переходных статьях говорится о том, что законы и другие правовые акты, действовавшие на территории российской Федерации до 25 декабря 1993 г., будут применяться в той части, которая не противоречит Конституции (п. 2 раздела II). Таким образом, замена прежнего права новым осуществляется постепенно, достаточно легко и гибко.

В п. 3–9 раздела второго речь идет о статусе и функционировании органов власти — Президента РФ, судов РФ, а также Совета Федерации и Государственной Думы в переходный период. Конституция определяет, что избранный в 1991 г. Президент сохраняет свои полномочия на весь срок его избрания, т. е. до 12 июня 1996 г. В п. 4 второго раздела указывается также, что правительство со вступлением в силу Конституции приобретает права, обязанности и ответственность в соответствии с новыми конституционными прерогативами. Переходными положениями устанавливаются также порядок и правовые основания осуществления правосудия до принятия новых федеральных законов — о высших судах РФ, о мировых судьях и других. Судьи всех уровней судебной системы также продолжают свою деятельность до истечения срока, на который они избирались (п. 5 раздела второго).

П. 7–9 второго раздела целиком посвящены статусу Федерального Собрания в переходный период. Срок полномочий определен был двумя годами, что объясняется особенностями переходного периода, необходимостью обновления состава Государственной Думы с учетом изменения позиции избирателей.

Оценивая Конституцию РФ 1993 г., многие правоведы и политологи находят аналоги в зарубежном законодательстве и, прежде всего, во французской Конституции, утвержденной на референдуме 28 сентября 1958 г. Ситуация, в которой была принята Конституция Франции, также напоминает ситуацию, в которой принималась новая российская конституция. Контуры французской Конституции были определены президентом Ш. де Голем исходя из необходимости сильной личной власти для выхода Франции из тяжелого кризиса. В российской Конституции также можно обнаружить следы конфронтации Президента и парламента в 1993 г., сильную фигуру Президента во многих конституционных положения и институтах.

studfiles.net

Форма, структура и содержание Конституции

Ленинградский областной институт экономики и финансов.

Кафедра Юридических дисциплин

Дисциплина Конституционное (государственное) право зарубежных стран

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Вариант

Форма структура и содержание конституции

План

1. Сущность конституций.

2. Структура и содержание конституции.

3. Формы и виды конституций.

Список использованной литературы

1. Сущность конституций

Конституция в любом государстве это правовой акт высшей юридической силы, основной закон, своеобразный признак государственности и, в известном смысле, общества в целом. Конституция выступает юридическим фундаментом государственной и общественной жизни, главным источником национальной системы права, гарантом законности, правопорядка и стабильности институтов власти.

Конституция демократического государства закрепляет суверенитет народа, основы социально-политического строя, права и свободы человека и гражданина, форму государственного устройства, механизм реализации власти. Конституция – это первое необходимое условие государства, основанного на господстве права, отрицание произвола власти и бесправие подвластных.

Так уж сложилось в мировой практике, что основным содержанием любой конституции являются четыре блока проблем:

Сущность общественного строя и форма правления.

Основы правового положения личности в государстве и обществе.

Государственное устройство.

Структура власти, в первую очередь верховной, система разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Термин «конституция» (от латинского слова constitutio — установление, утверждение) употреблялся еще античными мыслителями. Так назывался один из видов декретов римских императоров. Традиционно этим термином определяется основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий его политическую и экономическую систему, устанавливающий принципы организации и деятельности органов власти, управления, суда основные права, свободы и обязанности граждан.

В эпоху феодализма применялась и формулировка «основной закон», которая теперь используется как аналог конституции. Основной Закон — это фундамент законодательства, регулирующего взаимоотношения граждан между собой и с государством. Конституция нужна для того, чтобы законы не противоречили друг другу и не нарушали права и свободы граждан.

Однако ни в античном мире, ни в средние века современного понятия конституции не было, не существовало тогда и основных законов, которые служили бы юридической базой текущей правотворческой деятельности. Теоретическое обоснование необходимости такого акта, разработка понятия «конституция», принятие первых конституций (США 1787 г. Франции и Польши 1791 г.) были связаны с борьбой молодой революционной буржуазии, возглавившей широкие слои народа, против феодального строя и феодального права, «права-привилегии» (К. Маркс). В современной науке конституционного права термин «конституция» употребляется в двух основных значениях: конституция фактическая и конституция юридическая.

Фактическая конституция – это реально существующие основы общественно-политического строя, действительные положения личности в той или иной стране (т.e. реально, фактически существующей организации основ общественного и государственного устройства и взаимоотношений личности, общества и государства), которую не может не иметь в том или ином виде любое государство, независимо от того, имеет ли оно или нет конституцию как политико-правовой документ.

Юридическая конституция – это документ, основной закон (несколько основных законов), принимаемый и изменяемый в особом порядке, имеющий высшую юридическую силу и особый объект, регулирования (в большем или меньшем объеме) это основы социально-экономического строя, политической системы, правового статуса личности, духовной жизни общества, т.е. документ или документы в виде высшего и основного закона страны, имеющего соответствующий объект политико-правового регулирования). Соотношение этих понятий выражает степень соответствия пли несоответствия основного закона страны реальному, фактическому положению в ней. И если здесь имеют место принципиальные расхождения, то говорят, что конституция (юридическая) носит фиктивный, номинальный характер в целом или в той или иной своей части. Это особенно свойственно конституциям авторитарных и особенно тоталитарных стран, стремящихся декларативным провозглашением тех или иных прав и свобод замаскировать не демократическую и антидемократическую действительную сущность соответствующего политического режима.

Как синоним термина «фактическая конституция» в зарубежных странах часто употребляется термин «социальная конституция» или конституция в материальном смысле слова, а вместо термина юридическая конституция» используется понятие «формальная конституция» В США часто говорится о «живой конституции». Под этим понимают толкования статей конституции США Верховным судом за более чем 200-летний период ее действия, учитывающие новые реалии. В какой-то мере несовпадение норм и фактических отношений есть всегда, например, в результате того, что конституция «стареет», что имеет место в США. Но если возникает противоречие между принципами конституции и фактическим положением, характеризующим основные параметры общественного и государственного строя (например, между нормами о широких правах граждан и условиями тоталитарного строя), конституция становится фиктивной. Высшая юридическая сила конституции означает, что все остальные законы, иные акты, правоприменительная практика должны соответствовать ей, иначе они недействительны. Особый порядок принятия конституции обычно предполагает принятие конституции специально созываемым для этого учредительным собранием, другим высшим представительным органом (парламентом) квалифицированным большинством голосов (2/3, 3/5 и т.д.) всего состава парламента, референдумом или иными способами, обладающими особой авторитетностью. Квалифицированным большинством голосов осуществляется обычно и внесение поправок и дополнений в конституцию, иногда для этого требуется и референдум.

Юридическая конституция может представлять собой один документ (это консолидированная, или кодифицированная, конституция). Таково подавляющее большинство конституций стран мира (Папуа — Новой Гвинеи 1975 г., Китая 1982 г., Бразилии 1988 г., Украины 1996 г. Финляндии 1999 г. Афганистана 2004 г. и др.). Однако иногда поправки к конституции в ее текст не вносятся, а прилагаются к ней в определенной нумерации (например, в США). Законодательный акт, составляющий консолидированную конституцию, чаще всего так и называется: «конституция». Но в некоторых случаях применяется другая терминология: «политическая конституция» (Колумбия), «союзный конституционный закон» (в Австрии — один из актов), «основной закон» (Германия). В ряде стран конституция представляет собой совокупность законов, принятых в разное время (неконсолидированная, или некодифицированная, конституция). Название каждому из них обычно дается в соответствии с предметом регулирования: «Форма правления», «Акт о риксдаге», «Акт о престолонаследии» — в Швеции, законы о Кнессете (парламенте), о земле, о судоустройстве — в Израиле, Сеймовый устав — в Финляндии и т.д. В отдельных странах конституция включает не только собственно конституцию, но и некоторые другие основополагающие документы. Так, во Франции это конституция 1958 г., преамбула отмененной конституции 1946 г. и Декларация прав человека и гражданина 1789 г. В редких случаях под конституцией понимается совокупность законов, судебных прецедентов и неписаных конституционных обычаев (Великобритания, Новая Зеландия). Это комбинированная конституция. Законы, считающиеся частью такой конституции (а в Великобритании их более 300), принимаются не в особом порядке (квалифицированным большинством), а обычным способом. В странах, где конституций нет (султанат Оман и др.), их роль выполняет священная книга мусульман — Коран. В некоторых странах Коран является частью «конституционного блока», будучи поставлен над конституцией и остальными его частями (Иран, Саудовская Аравия и др.). Роль составной части конституции могут выполнять политические декларации о целях и перспективах развития страны, принимаемые путем общегосударственного голосования граждан (например, Национальная хартия Алжира 1976 г., Хартия малагасийской социалистической революции 1975 г. и др.).

Конституция – это важнейший и основной политико-правовой нормативный акт (или ряд, совокупность, система таких актов), имеющий высшую юридическую силу и регулирующий основы устройства государства и его взаимоотношений с обществом и личностью (человеком и гражданином).

Высшая юридическая сила конституции тоже не всегда безусловна. В некоторых мусульманских странах (Саудовская Аравия, Кувейт, Оман, Иран, Пакистан и др.) как говорилось, над Конституцией стоит Коран, имеющий более высокую юридическую силу, в других государствах допускается «конституционно нарушающее законодательство» – принятие в чрезвычайных условиях чрезвычайных законов (обычно 2/3 голосов всего состава парламента), которые несовместимы с конституцией, но превалируют над ее положениями (Шри-Ланка, Ямайка и др.). В Великобритании высшая юридическая сила конституции признается, но на деле обычные законы по своей силе не отличаются от тех, которые исследователи относят к конституционным (формальных признаков для различий в Великобритании нет, все законы принимаются одинаково).[1]

Верховенство, высшая юридическая сила конституции находит свое выражение в том, что, во-первых, хотя она и выступает как закон, но не может быть поставлена в один ряд с другими, обычными законами, ибо является главным, верховным, основным законом, имеющим приоритет перед всеми другими законами, своего рода «законом законов». Любой закон, не говоря уже об административных актах, противоречащий или не соответствующий конституции, является недействительным и подлежит отмене. Такое верховенство устанавливается не каким-либо другим законом, а самой конституцией.

mirznanii.com

Форма, структура и содержание Конституции

Заключительные, положения содержат обычно самые разнообразные, разнохарактерные и разномасштабные нормы. Обычно ими устанавливается порядок вступления конституции в силу. Если это не урегулировано в основной части, то помещают нормы о порядке изменения конституции или о государственной символике.

Переходные положения определяют сроки вступления в действие отдельных конституционных норм, которые не могут быть реализованы сразу, порядок и сроки замены прежних конституционных институтов новыми. Нормы, содержащиеся в переходных положениях, обозначаются не в виде статей, как сделано в основной части конституции, а виде параграфов, с тем, чтобы показать их специфический характер. Они также представляют собой неотъемлемую часть конституции и очень важны для правоприменителя потому, что указывают, с какого времени подлежит применению та или иная конституционная норма. Подчас в переходных положениях устанавливаются сроки для издания законов, к которым отсылает конституция, либо вообще для приведения законодательства в соответствие с конституцией.

Дополнительные положения конституции также обычно оформляются иначе, чем основная часть, и содержат толковательные нормы, отдельные исключения из правил, установленных конституцией регулирование отдельных частных вопросов.

Что касается приложений, то они также весьма неодинаковы как по содержанию, так и по значению. Так, Конституция Индии 1950 г. имеет десяток приложений, которые, по сути дела, являются конкретизацией соответствующих статей основной части конституции.

Содержание конституции. Различное соотношение социально политических сил обусловливает не одинаковое социальное содержание конституции. Это конкретизация социальной сущности конституции. Социальное содержание богаче сущности, так как отражает необходимое (основы общественного и государственного строя) и случайное, несущественное (национально-социалистические особенности отдельной страны (группы стран) в рамках однотипного общественного и государственного строя. Конституции Японии и Пакистана одинаковы по своей сущности, но различны по социальному содержанию, ибо в обществе доминируют разные социально политические силы, определяющие развитие страны.

Структура и содержание конституций по своей структуре и содержанию конкретные конституции чрезвычайно разнообразны, что отражает многообразные особенности исторического, политического, социально-экономического, этнического, конфессионального и иного развития соответствующей страны. Не оставались неизменными структура и содержание конституций и на различных этапах истории мира в целом и отдельных стран. Претерпевают они эволюцию и на современном этапе общественного развития. Но при всем этом здесь можно и нужно выделить то общее, что обычно составляет области и объекты конституционного регулирования и тем самым основную структуру и основное содержание конституций. Конечно, в каждой конкретной конституции той или иной страны может и отсутствовать какой-то компонент или ряд компонентов такой общей и основной структуры или содержания. Форма и степень отражения одного и того же элемента такой структуры и содержания также могут быть далеко не одинаковыми. Это, однако, не может служить препятствием для выделения наиболее типичного в структуре и содержании конституций и их эволюции. Хотя среди ученых и специалистов-практиков в мире нет единого мнения по вопросам оптимальной структуры и содержания конституции, современная демократическая конституционная теория выработала определенные общие требования к ним как отражению и конкретизации сущности этих конституций.

На ранних стадиях исторического развития конституционализма содержание и структура конституций были достаточно узкими и охватывали преимущественно три основных блока проблем:

а) личные и отчасти политические права и свободы человека и гражданина;

б) организация и деятельность высших органов государственной власти;

в) политико-территориальное устройство страны.

Позднее, во второй половине прошлого века в конституции стали включаться нормы, регулирующие внешнеполитическую деятельность государств.

В XX в., особенно во второй его половине, в связи с существенно возросшей экономической и социальной ролью государства в сферу конституционного регулирования включаются все новые области общественных отношений, прежде всего социального, экономического и общественно-политического характера, а также международных отношений. Наряду с этим значительно расширяются и конкретизируются права и свободы человека и гражданина, особенно экономические, социальные и культурные. Важное место занимают вопросы экологической безопасности. В области организации и деятельности органов государственной власти в целом обнаруживается тенденция усиления исполнительной власти и повышения ее устойчивости, известного ограничения полномочий парламента, регулирования института конституционного контроля (надзора). За последние десятилетия в конституционном законодательстве особое место нашли положения, связанные с обеспечением мира и международной безопасности, а также с региональной интеграцией, особенно европейской, усилилось внимание к вопросам внешней политики и международных отношений.

Сегодня, говоря обобщенно, структуру и основное юридическое содержание конституций составляют нормы, закрепляющие:

а) основы общественного строя;

б) основы государственного строя;

в) основные права, свободы и обязанности личности;

г) систему органов государственной власти, их статус и основы механизма их деятельности и взаимодействия;

д) основы избирательной системы;

е) основы местного управления и самоуправления.

Специалисты по-разному и даже противоположно решают принципиальные вопросы структуры и содержания конституций. Так, по вопросу о масштабах и характере вмешательства государства в различные сферы общественной жизни одни высказываются за резкое сужение сферы конституционного регулирования, а другие, наоборот, выступают за ее всемерное расширение. Практика, однако, показывает, что необходимо избегать обеих этих крайностей. Не только всепроникающее и всепоглощающее государственное руководство обществом, характерное для тоталитарных систем, но и необоснованный, неподготовленный, преждевременный отказ от конституционного регулирования основ экономической, социальной и политической структур общества способны нанести большой вред. Конечно, в различных условиях разных стран этот вопрос не может и не должен решаться по шаблону, однозначно. Но в целом сегодня эти вопросы остаются в сфере конституционного регулирования. При этом важно отметить, что в развитых демократических странах речь идет о конституционном закреплении лишь принципиальных основ в данных областях. Это отнюдь не мешает формированию или развитию гражданского общества в этих странах. Можно предполагать, что и в других странах, по мере формирования и утверждения такого общества и создания других необходимых предпосылок, сфера конституционного регулирования этих вопросов будет сужаться.

Содержание конституций (если они выражены в форме единых кодифицированных документов) определенным образом структурируется и получает свое выражение в структуре конституции, т.е. в принятом порядке их организационного построения, внутреннего согласования и расположения разделов, глав, статей и т.д. Не только в содержании, но и в структуре конституции отражается общий замысел законодателя и глубинный смысл данного основного закона. Так, выдвижение на первый план в структуре многих современных конституций раздела, посвященного политико-правовому статусу личности, несомненно, отразило возрастание роли и значения, гуманистических начал в жизни демократического общества и в его правовой системе. Тем более что в конституциях авторитарных и тоталитарных стран этот раздел обычно либо вообще отсутствовал, либо был достаточно куцым и относился в конец текста. Другой пример: в Конституции Франции 1958 г. главу о президенте и правительстве поставили перед главой о парламенте, что несомненно, должно было отразить переход от парламентской к президентской форме правления и усиление роли исполнительной власти в стране. Аналогичное заключение можно сделать и из факта помещения главы о Президенте РФ в Конституции РФ 1993 г. перед главой о Федеральном Собрании.

3. Формы и виды конституций

В науке конституционного права нет достаточно четкого и однозначного разграничения понятий «структура», «форма» и «виды» конституций. Так, форма конституции обычно определяется как способ организации заключенного в ней материала, т.е. конституционных норм. И в то же время структура конституции понимается как порядок ее организационного строения. Однако один и тот же вопрос о подразделении конституций на писаные и неписаные или на кодифицированные (консолидированные) например Конституция Италии, Основной закон Германии, Конституция Российской Федерации и др. и некодифицированные (неконсолидированные) в равной мере обладающих высшей юридической силой. Примером может служить Швеция, Конституция которой состоит из трех нормативных актов: Форма правления 1974 г., Акт о престолонаследии 1810 г., Акт о свободе печати 1974 г. и комбинированные, понимается совокупность законов, судебных прецедентов и неписанных конституционных обычаев (Великобритания (англосаксонская правовая система, «ratiodecidend)i, Новая Зеландия).

mirznanii.com

2. Структура и содержание конституции. Форма, структура и содержание Конституции

Похожие главы из других работ:

Анализ состава Конституции и истории его создания

1.2 Структура конституции

Структура конституции — ее внутреннее строение, подразделение на части, разделы, главы, статьи, пункты, внутренняя согласованность составных частей, последовательность их расположения. Структура Конституции включает в себя преамбулу…

Виды, структура и свойства Конституции как нормативно-правового акта

3. Структура Конституции

Когда мы говорим о структуре конституции, речь идет только о кодифицированных конституциях (едином нормативно-правовом акте). 1. Преамбула — это краткая торжественная вступительная часть к Конституции, выражающая цели и задачи ее принятия…

Конституционное право России

2.3. Структура Конституции.

Каждая часть конституции — это элемент её композиции как юридического акта. Если категория «содержание» отвечает на вопрос, что в конституции заключено, то «система» дает представление о том…

Конституционное право Соединенных Штатов Америки

1.2 Причины,предпосылки и особенности разработки, принятия, структура и содержание действующей Конституции США

Ныне действующая Конституция США была разработана федеральным Конвентом и принята в 1787 г. Ее целью было создание системы органов государственной власти федерального государства…

Конституция как основной закон государства и общества

2.3 Структура Конституции

Каждая часть конституции — это элемент её композиции как юридического акта. Если категория «содержание» отвечает на вопрос, что в конституции заключено, то «система» дает представление о том…

Конституция Российской Федерации

3. Структура Конституции

Структура конституции — это ее внутреннее строение, подразделение (рубрикация) на части, разделы, главы, статьи, пункты, внутренняя согласованность составных частей, последовательность их расположения…

Конституция Российской Федерации

1. Понятие, сущность, функции, структура и содержание Конституции РФ 1993 г.

государство конституция демократия Конституция (от латинского слова constitution — устанавливаю, учреждаю) — основной закон государства, регулирующий важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством…

Конституция РФ и ее развитие

2.4 Структура Конституции

Каждая часть конституции — это элемент её композиции как юридического акта. Если категория «содержание» отвечает на вопрос, что в конституции заключено, то «система» дает представление о том…

Конституция РФ – основной закон государства

2.1 Структура Конституции РФ

Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Действующая Конституция России состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле провозглашается…

Конституция США 1787 года

1.2 Структура Конституции США

Конституция США отличается логичностью и ясностью построения, лаконизмом, без излишней детализации. Она состоит из преамбулы и 7 статей, разделенных на части (разделы)…

Нарушение нацистами Веймарской конституции 1919 года

1.3 Структура Конституции

Веймарская конституция (181 ст.) определила Германию как единую суверенную республику с президентско-парламентским правлением…

Объект, предмет и основные понятия психологии правозащитной деятельности

1. Структура и содержание Конституции России

Преамбула Конституции Российской Федерации построена по канонам оформления международно-правовых актов. И это вполне оправдано, ибо позволяет подчеркнуть историческое величие документа и. торжественность акта его принятия…

Основные положения Конституции Башкортостана

1. Структура Конституции

Утвержденная 27 марта 1925 года Всебашкирским съездом Советов Конституция Башкирской АССР имела следующий вид: Конституция Башкирской АССР 1925 года состояла из 93 статей, 8 глав и 4 разделов. Раздел I. Общие положения. Глава 1. Без названия (19 статей)…

Проблемы реализации положений Конституции РФ

Структура Конституции РФ

Конституция РФ 1993г. состоит из преамбулы, двух разделов, девяти глав, 136 статей. Преамбула — важная часть конституции, содержащая цели ее принятия, задачи принципы, заложенные в нее. Преамбула не обладает юридической силой…

Сущность, функции, основные черты и особенности Конституции РФ

2.2 Структура Конституции РФ

Структура Конституции это ее внутреннее строение, подразделение (рубрикация) на части, разделы, главы, статьи, пункты, внутренняя согласованность составных частей, последовательность их расположения. Структура конституции включает преамбулу…

pravo.bobrodobro.ru