Структура и этапы развития конфликтов – Структура и этапы развития конфликта — Мегаобучалка

Содержание

Структура и этапы развития конфликта — Мегаобучалка

При анализе конфликтов выделяют 4 основных категориальных группы:

— структура конфликта;

— его функции;

— динамика;

— типология конфликтов.

Рассмотрим кратко каждую из них.

Структура конфликта. Существуют различные понимания структуры конфликта. Л.А.Петровская в структуре конфликта выделяет следующие понятия:

— стороны (участники) конфликта;

— условия протекания конфликта;

— образы конфликтной ситуации;

— возможные действия участников конфликта;

— исходы конфликтных действий.

В психологической структуре конфликтов И.Б. Пономарев выделяет следующие компоненты:

1. Познавательные компоненты: взаимное восприятие особенностей каждой из конфликтующих сторон; интеллектуальные способы переработки информации и принятия решений; степень включенности личности в конфликтную ситуацию на различных этапах ее развития; уровень самоконтроля участников конфликта; опыт работы с людьми и профессиональная подготовленность, самопознание, самопонимание и объективность в оценке своих возможностей.

2. Эмоциональные компоненты конфликта представляют собой совокупность переживаний участников.

3. Волевые компоненты конфликта проявляются как совокупность усилий, направленных на преодоление разногласий и иных трудностей, возникающих в результате противоборства сторон и на достижение целей, преследуемых участниками конфликта.

4. Мотивационные компоненты конфликта образуют его ядро и характеризуют сущность несовпадений позиций участников противоборства.

Кроме того, в структуру конфликта обязательно включается и предмет конфликта — то, по поводу чего возникло противоборство. Предмет конфликта — всегда внутренняя психологическая причина его. Он может быть как материальным, так и идеальным, а также должен быть достаточно значимым для участников конфликта, хотя эта значимость может быть и ситуативной9.

Конфликт, а всегда ли это плохо? Конфликт может выполнять различные функции. Он может выполнять деструктивную (негативную) функцию и тогда следствие конфликта — отрицательные результаты деятельности или распад группы. Часто это происходит, когда пытаются манипулировать людьми, искусственно вызывают конфликты, добиваясь своих целей и часто получая противоположные результаты.

Все зависит от направления конфликта, его вектора со знаком минус или плюс. Поэтому конфликт может выполнять и конструктивную (позитивную) роль. Конфликт может быть вызван неудовлетворением между должным и имеющимся, что подвигает человека на самосовершенствование. Например, слушатель или сотрудник в профессиональном плане неудовлетворительно подготовлен, а сам не задумывается об этом — это порождает конфликт с коллегами, руководством, преподавателями. Обострение отношений заставляет человека задуматься и примерно в трети случаев ведет к значительному изменению поведения, совершенствованию, а в конечном итоге — к снятию конфликта.

Отсюда можно говорить о восстановительной функции конфликта. Это те случаи, когда постановка задач, достаточно трудных, развивающих, вызывает активизацию психических процессов, приводит к формированию необходимых, профессионально-значимых умений и навыков.

Конфликт может выполнять и зондирующую функцию. Сотрудник для выяснения обстоятельств может обострять конфликт с целью выявления причастности (осведомленности) к событию, интересующих моментов, что показывает аргументация противодействующих лиц, их психические состояния и реакции, занимаемые позиции, демонстрируемые установки и способы действий. При этом также проявляются психические качества и свойства оппонентов для корректировки психологического воздействия, оказываемого на них в целях решения служебных задач.

Источником эмоционального конфликта могут быть личностные качества оппонентов вплоть до психологической несовместимости, когда существует два выхода: разъединение оппонентов, исключающее взаимодействие (разрушение брака, например) или полная психологическая перестройка их. Деловой конфликт всегда в основе имеет какой-либо материальный или духовный объект.

Определение предмета борьбы и его значимость дает возможность прогнозировать поведение противоборствующих стороны, так как предмет борьбы является одним из факторов, определяющим это поведение. Например, нежелание нести уголовную ответственность, давать информацию, желание получить привилегии, не выданную заработную плату и т.д.

Конфликт в своем развитии проходит, как правило, несколько этапов. Современный исследователь конфликта Цой выделяет три основные стадии конфликта: предконфликт, конфликт и постконфликтная ситуация, которые представлены шестью этапами. Это последовательная смена процессов и событий, каждый из которых характеризуется определенными признаками, элементами, связями и отношениями, усиливающими или ослабевающими социальную напряженность (рис. 3).

Конфликтная ситуация

megaobuchalka.ru

18. Конфликт

18. Конфликт, его
структура, виды, функции, стадии протекания

План:

1. Определение
понятия «конфликт».

2. Структура
конфликта, его виды.

3. Функции конфликта,
стадии протекания и стратегии поведения
в конфликтных ситуациях.

1. Конфликт –
это отсутствие
согласия между двумя или более сторонами
(конкретные лица или группы).

Отсутствие согласия
обусловлено наличием разнообразных
мнений, взглядов, идей, интересов, точек
зрения и т.д.

Если конфликты
способствуют принятию обоснованных
решений и развитию взаимоотношений, то
их называют конструктивными.

Конфликты,
препятствующие эффективному взаимодействию
и принятию решений, называют деструктивными.

80% конфликтов
возникает помимо желания их участников.
Главную роль в возникновении конфликтов
играют так называемые конфликтогены.

Конфликтогены
это слова,
действия (или бездействие), могущие
привести к конфликту.

2.
Формула конфликта:

Конфликт = участники
+ объект + конфликтная ситуация + инцидент

1. Участники
(противостоящие стороны, оппоненты)

– это субъекты (отдельные личности,
группы, организации, государства),
непосредственно вовлеченные во все
фазы конфликта (конфликтную ситуацию,
инцидент), непримиримо оценивающие
сущность и протекание одних и тех же
событий, связанных с деятельностью
другой стороны.

2. Объект конфликта
это предмет,
явление, событие, проблема, цель, действия,
вызывающие к жизни конфликтную ситуацию
и конфликт.

3. Конфликтная
ситуация –
это
ситуация скрытого или открытого
противоборства двух или нескольких
участников (сторон), каждый из которых
имеет свои цели, мотивы, средства и
способы решения личностно значимой
проблемы.

4. Инцидент – это
практические (конфликтные) действия
участников (сторон) конфликтной ситуации,
которые характеризуются бескомпромиссностью
поступков и направлены на обязательное
овладение объектом обостренного
встречного интереса. Обычно возникает
после резкого обострения противоречия
и провоцирует столкновение участников
конфликта.

Важно знать не
только сущность и структурные элементы
конфликта, но и различать типы конфликтов.

По степени остроты
противоречий,
которые
возникают, конфликты могут быть
подразделены на следующие типы:
недовольство, разногласие, противоречие,
размолвка, раздор, перебранка, стычка,
ссора, скандал, вражда, война.

По
проблемно-деятельностному признаку
можно выделить
следующие типы конфликтов: управленческие,
педагогические, производственные,
экономические, политические, творческие
и др.

По степени
вовлеченности людей в конфликт
могут
быть выделены следующие типы:
внутриличностные, межличностные, между
личностью и группой, межгрупповые,
межколлективные, межпартийные,
межгосударственные конфликты.

По длительности
протекания
конфликты
можно подразделить на кратковременные
и затяжные.

По источнику
возникновения
конфликты
можно разделить на объективно и
субъективно обусловленные. Объективным
считается возникновение конфликта в
сложной противоречивой ситуации, в
которой оказываются люди. Плохие условия
труда, нечеткое разделение функций и
ответственности – такого рода проблемы
относятся к числу конфликтных, т.е.
объективно оказываются той почвой, на
которой легко возникает напряженная
обстановка. Субъективным будет
возникновение конфликта в связи с
личностными особенностями конфликтующих,
с ситуациями, создающими преграды на
пути удовлетворения наших стремлений,
желаний, интересов. Принятое решение
кажется ошибочным, оценка труда
неправильной, поведение коллег
неприемлемым.

3. Под
функцией конфликта понимается роль,
которую играет конфликт по отношению
к обществу и его структурным элементам
(индивидам, социальным группам и
организациям).

Конструктивные
функции:

устранение
противоречий в деятельности коллектива;

— социальный
контроль;

— улучшение качества
деятельности;

— активизация
социальной деятельности.

Деструктивные
функции:

— большие материальные
и эмоциональные затраты;

— разрушение
отношений;

— насилие и гибель
людей;

— ухудшение качества
совместной деятельности.

Любой социальный
конфликт имеет довольно сложную
внутреннюю структуру. Анализ содержания
и особенностей протекания социального
конфликта обычно проводится по трем
основным стадиям: предконфликтной,
непосредственного конфликта и стадии
разрешения конфликта.

Предконфликтная
стадия –
это
период, в течение которого конфликтующие
стороны оценивают свои ресурсы, прежде
чем решиться на агрессивные действия.
К таким ресурсам относятся материальные
ценности, информация, власть, связи,
престиж и т.д. Для этой стадии также
характерен процесс формирования у
каждой из конфликтующих сторон стратегии
или нескольких стратегий.

Стадия
непосредственного конфликта
характеризуется
наличием инцидента, т.е. социально
активных действий, направленных на
изменение поведения соперников. Это
активная, деятельная часть конфликта.
Действия, составляющие инцидент, могут
быть различными. Условно их модно
разделить на две группы, каждая из
которых имеет в своей основе специфическое
поведение людей. К первой группе относятся
конфликтные действия, носящие открытый
характер. Это могут быть словесные
прения, экономические санкции, физическое
воздействие, политическая борьба и т.д.
Такие действия легко идентифицируются
как конфликтные, агрессивные, враждебные.
Ко второй группе относятся скрытые
действия соперников в конфликте. Это
скрытая, завуалированная, но тем не
менее чрезвычайно открытая борьба,
имеющая целью навязать сопернику
невыгодный ему образ действий и
одновременно выявить его стратегию.
Основным видом действий здесь является
рефлексивное управление – это способ
управления, при котором основания для
принятия решения предаются одним из
действующих лиц другому. Это означает,
что один из соперников пытается передать
и внедрить в сознание другого такую
информацию, которая заставит его
действовать так, как выгодно тому, кто
передал информацию.

Внешним признаком
стадии
разрешения конфликта
может
служить завершение инцидента. Это
означает, что между конфликтующими
сторонами прекращается конфликтное
взаимодействие. Однако для полного
прекращения конфликта этого недостаточно.
Разрешение социального конфликта
возможно лишь при изменении конфликтной
ситуации, т.е. совокупности социальных
и психологических условий, вызывающих
конфликт. Изменение конфликтной ситуации
означает устранение причин конфликта.

Психологи выделяют
следующие пять типовых стратегий
поведения в конфликтных ситуациях:

  1. Приспособление
    изменение
    своей позиции, перестройка поведения
    сглаживание противоречий в ущерб своим
    интересам.

  2. Компромисс –
    урегулирование
    разногласий путем взаимных уступок.

  3. Сотрудничество
    совместная
    выработка решения, удовлетворяющего
    интересы всех сторон.

  4. Игнорирование
    стремление
    выйти из конфликтной ситуации, не решая
    ее.

5. Соперничество
конкуренция,
открытая борьба за свои интересы, упорное
отстаивание своей позиции.

studfiles.net

Периоды и этапы развития конфликта

Общая модель
динамики конфликта выглядит следующим
образом:

Предконфликтный
период Открытый период

Послеконфликтная
ситуация

Рис. 1.
Общая
модель динамики конфликта

  1. Предконфликтный
    период.

    Возникновение
    объективной проблемной ситуации

    в предконфликтном периоде заключается
    в возможности возникновения конфликта,
    когда появляется противоречие между
    субъектами. В противоречие могут
    вступать цели, мотивы, действия,
    стремления субъектов, что впоследствии
    приводит к противоборству, которое
    вначале протекает на скрытом уровне.
    В это время накапливаются факторы и
    процессы, которые и провоцируют
    возникновение конфликта. Данная ситуация
    носит название проблемной, так как
    осознание противоречия и его последствий
    еще не наступило. Этот этап отличается
    тем, что еще есть возможность разрешения
    ситуации мирным путем. Однако в сочетании
    с субъективными факторами может
    произойти переход к реальному конфликту,
    т.е. к его началу.

Это обусловлено
осознанием
участниками объективной проблемной
ситуации и причин потенциального
конфликта
.
Осознание может быть как адекватным,
так и неадекватным, т.е. не соответствовать
реальности. Осознание объективной
проблемной ситуации включает в себя
понимание необходимости предпринять
определенные действия для решения
противоречия. Неадекватное осознание,
искажение объективной проблемной
ситуации может быть вызвано личностными
особенностями участников конфликта и
социальными различиями участников
взаимодействия. Также на осознание
могут оказывать влияние различия в
знаниях и потребностях участников.
Более сложные проблемные ситуации имеют
большую вероятность искажения.

Неадекватное
осознание проблемной ситуации и ее
причин имеет свои последствия. Во-первых,
это может способствовать сдерживанию
и затягиванию начала открытого конфликта,
а во-вторых, может спровоцировать
возникновение явного конфликта.

При попытках
участников конфликта разрешить
объективную
проблемную ситуацию неконфликтными
способами

используются убеждения, разъяснения,
просьбы, информирование противника.
Особенностью данной фазы является
аргументация сторонами своих интересов
и фиксация ими собственных позиций.

Возникновение
предконфликтной ситуации

связано с восприятием этой ситуации
одной из сторон как угрожающей ее
безопасности и интересам.

  1. Открытый
    период.
    Собственно
    конфликт предполагает, что ни одна из
    сторон не идет на уступки, сформирована
    установка на противоборство и реализацию
    собственных интересов разыми путями.

Инцидент – это
первичное открытое столкновение сторон.
Если на стадии инцидента, когда еще не
возможно нахождение компромисса,
проблема не решается, то тогда начинается
эскалация, т.е. нарастание, конфликта.
Процесс эскалации можно представить
следующим образом:

  1. переход от
    переговоров к борьбе;

  2. борьба и сопутствующий
    ей накал эмоций;

  3. увеличение ошибок
    восприятия из-за накала эмоций;

  4. интенсификация
    борьбы.

Для эскалации
конфликта характерно обострение всех
противоречий между конфликтующими
сторонами, которые используют все
возможные средства и способы для
достижения собственных целей.

Переговоры и мирные
инициативы на данной стадии практически
невозможны.

Завершение конфликта
представляет собой переход от конфликтного
противодействия к поиску решения
проблемы и прекращению конфликта.
Основными формами завершения конфликта
являются: разрешение, урегулирование,
затухание, устранение или перерастание
в другой конфликт.

3. Послеконфликтный
период.
Частичная
нормализация отношений между оппонентами
предполагает, что негативные эмоции,
присутствующие в конфликте еще не
исчезли. На данной стадии происходит
осмысление своей позиции, корректировка
самооценки, уровня притязаний, отношения
к партнеру. Возможно повышение чувства
вины за некоторые действия в процессе
конфликта.

Положительными
последствиями
конструктивно разрешенного конфликта,

по мнению социологов МГУ, могут считаться:

  • повышение
    сплоченности коллектива, осознание
    наличия общих интересов т групповых
    ценностей;

  • индикация
    нетерпимости условий труда, произвола
    администрации, злоупотреблений со
    стороны руководства;

  • стимулирование
    инновационных подходов в трудовой
    деятельности;

  • изменение
    социально-психологического климата и
    всех элементов групповой динамики;

  • повышение уровня
    информированности сторон друг о друге,
    развитие элементов системного мышления,
    повышение квалификации отдельных
    участников конфликта.

studfiles.net

1.1 Конфликт: содержание понятия, структура и стадии развития. Конфликты и методы их урегулирования

Похожие главы из других работ:

Адаптация человека, ее место и роль в социальном развитии, социализации

2.Структура и стадии адаптации

Что касается структуры адаптации, то, исходя из теоретического анализа различных подходов к процессу адаптации, В.Н. Литовченко выделяет три аспекта:

1. Собственно психическая адаптация, связанная с особенностями личности…

Взаимосвязь внутриличностных и межличностных конфликтов

1.2 Проблематика понятия «внутриличностный конфликт»

Внутриличностный конфликт — выраженное негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее ее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения [21].

Б.С. Волков и Н.Д…

Виды конфликтов. Способы профилактики и решения конфликтов

Глава 1. Конфликт: основные понятия

Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — столкновение сторон, мнений, сил, перерастание конфликтной ситуации в открытое столкновение; борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы…

Исследование конфликтогенов в коллективе. Способы снижения уровня конфликтности

1.1 Понятия «Конфликт и конфликтоген»

Воспоминания о конфликтах, как правило, вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды. В результате сложилось мнение, что конфликт — всегда явление негативное…

Конфликт в организации на примере ООО «Gap»

1.1 Конфликт , его структура и функции

Исследование конфликтных явлений, встречающихся в трудовых коллективах, показывает…

Конфликты, типы конфликтов

1. Определение понятия «конфликт»

Представители ранних школ управления, в том числе сторонники школы человеческих отношений, считали, что конфликт — это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления…

Конфликты. Конфликтные ситуации в подростковой среде

1.1 Структура, стадии, виды и типы конфликтов

Конфликт (от. лат. Соnflictus — столкновение ) — это процесс, в котором два ( или более ) индивида или группы активно ищут возможность помешать друг другу достичь определенной цели…

Особенности внутриличностных конфликтов в процессе профессионального самоопределения у школьников

4. Проблематика понятия «внутриличностный конфликт»

Конфликт (лат) — столкновение сторон, мнений, сил. Большое количество ученых пытались дополнить первоначальное определение конфликта:

Л.Козер: «конфликт есть один из видов социального взаимодействия, «борьба за ценности и притязания на статус…

Особенности внутриличностных конфликтов в процессе профессионального самоопределения у школьников

4.2 Рабочее определение понятия «внутриличностный конфликт»

Шипилов выделяет два похода к определениям конфликтов:

Широкий: столкновение сторон, мнений, сил (такие конфликты возможны и в неживой природе

Суженный: столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций…

Особенности становления, формирования, развития человеческой личности

1.1 Понятия личности, её структура, факторы формирования и развития

Понятие «личность» гораздо шире, чем такие понятия, как «индивид», «индивидуальность». Если индивид — это представитель человеческого вида, носитель генетически обусловленных свойств…

Психолого-педагогические особенности преодоления конфликтных ситуаций в педагогическом общении

1.1 Феномен понятия «конфликт» в педагогической литературе

Конфликт по словарю С.И. Ожегова[13, с.252] — столкновение, серьезное разногласие, спор. «Советский энциклопедический словарь» [14,с.567] это же понятие определяет почти так же, т. е. как столкновение сторон, мнений, сил…

Пути разрешения социальных конфликтов

I. Общая характеристика понятия социальный конфликт

Технология реабилитации людей, страдающих игровой зависимостью

1. Игровая зависимость: основные понятия и стадии

Любая патологическая зависимость, будь то к алкоголю, наркотикам или азартным играм, формируется не на пустом месте…

Управление педагогическими конфликтами в дошкольном образовательном учреждении

1.1 Сущность понятия педагогический конфликт: структура, типология, функции

Конфликт — постоянный спутник человека, по сути дела — лишь одна из форм внутривидовой и межвидовой борьбы за существование, один из механизмов естественного отбора, который заставляет нас полностью раскрыться в борьбе с оппонентом…

Феномены рефлексивной коррекции в конфликтном взаимодействии старших подростков

1.1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ПОНЯТИЯ «КОНФЛИКТ»

Конфликты занимают существенное место в нашей повседневной жизни. Это достаточно признано всеми. Являясь важнейшей детерминантой человеческой активности, конфликты, разумеется, давно обратили на себя внимание психологов, социологов и др…

psy.bobrodobro.ru

2.1 Основные периоды и этапы в развитии конфликта. Структура и динамика конфликта

Похожие главы из других работ:

Влияние конфликтных ситуаций на межличностные отношения внутри организации (на примере ОАО «Сибэнергомаш»)

1.3 Этапы конфликта

Причина — первичный толчок для развития конфликта. На причину конфликта постоянно ссылаются его участники, и с этой точки зрения она представляет собой как бы оправдание собственных действий членов организации, втянутых в конфликт…

Информационная война на примере конфликта в компании ОАО «Сибэнергомаш»

1.3 Этапы конфликта

Причина — первичный толчок для развития конфликта.

На причину конфликта постоянно ссылаются его участники, и с этой точки зрения она представляет собой как бы оправдание собственных действий членов организации, втянутых в конфликт…

Конфликт в организационном поведении

1.3 Этапы развития конфликта, причины его появления и способы разрешения

Можно выделить следующие три основных стадии развития конфликта:

1) предконфликтную;

2) конфликтную;

3) послеконфликтную.

Каждая из стадий делится на фазы.

Первой фазой предконфликтной стадии является конфликтная ситуация…

Конфликты и методы их разрешения

1.3 Этапы развития конфликта

Конфликт в собственном формировании проходит несколько этапов. Современный исследователь различных инцидентов Цой выделяет три основные стадии конфликта: предконфликт, конфликт и постконфликтная ситуация…

Научные школы менеджмента

1.1 Донаучный и научный периоды менеджмента

В развитии менеджмента выделяют два крупных исторических периода: донаучный и научный.

Донаучный период был наиболее длительным с 9-го — 7-го тысячелетия до нашей эры примерно до XVIII века.

Первые, самые простые…

Организация управления на ЗАО «Новокраматорский машиностроительный завод»

1.2 Основные исторические этапы в развитии предприятия

НКМЗ (Новокраматорский машиностроительный завод) — крупнейший машиностроительный завод на Украине, который специализируется на производстве прокатного, металлического, горнорудного, кузнечно-прессового оборудования, редукторов…

Особенности ивент-менеджмента в отеле «Никольская Кемпински Москва»

1.1 Основные тенденции в развитии мирового гостиничного бизнеса

ивент менеджмент гостиничный бизнес

Международный гостиничный бизнес занимает важное место в мировой экономике. К нему следует отнести и гостиницы в какой-либо стране, оказывающие услуги иностранным клиентам, а также гостиничные компании…

Понятие конфликта в организации

Этапы развития конфликта

На первой фазе во взаимоотношениях возникает конфликтная ситуация, то есть такое положение дел, при котором интересы сторон объективно вступают в противоречие друг с другом, но открытого столкновения еще нет…

Социальный конфликт в организации

1.2 Причины возникновения конфликта. Основные этапы

В мире социальных процессов и явлений нет и не моет быть беспричинных феноменов. В таких явлениях и процессах реализуется причинно — следственная связь, которая направлена от причины к порождаемому ею следствию…

Управление конфликтами в организации

2.5 Периоды и этапы в развитии конфликта

Любой конфликт имеет временные границы — начало и окончание конфликта. Начало конфликта характеризуется возникновением первых актов противодействия…

Управление конфликтами в организации

1.2 Периоды и этапы развития конфликта

Конфликт как явление имеет свои временные границы — начало и конец, и это отличает его от околоконфликтных явлений. Этапы, из которых состоит конфликт, отражают его динамику. Динамика любого конфликта выражена следующими этапами: начало…

Управление конфликтом как функция руководителя

Глава 2. Этапы развития конфликта

Ситуация, связанная с конкуренцией или ущемлением интересов сторон.

1. Осознание конфликтующими сторонами своих интересов.

2. Осознание законности своих притязаний.

3. Инцидент — открытое вступление в конфликт, проявление вражды…

Управление трудовыми конфликтами

3. Этапы развития конфликта

Понятие «конфликт» употребляется в разнообразных значениях,

который можно определить как «предельное обострение противоречий» или «столкновение противоположно направленных целей» и др.

Каждый конфликт имеет свою динамику…

Управления конфликтами в ОАО «Агромпромкредит Банк»

1.3 Структура конфликта, его основные этапы

Конфликт можно рассматривать в узком и в широком смыслах. В узком — это непосредственное столкновение сторон, в широком — процесс стоящий из несколько этапов, в рамках которого столкновения является лишь один из них…

Управленческие конфликты

1.3 Функции, причины и этапы развития конфликта.

Рассмотренные выше конфликты могут выполнять самые разные функции как позитивные, так и негативные…

manager.bobrodobro.ru

Развитие конфликта, СТРУКТУРА И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТА, Структура конфликта, Источники конфликта — Конфликтология в социальной работе

Глава 4. СТРУКТУРА И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТА

4.1. Структура конфликта

Сопоставление и обобщение различных конфликтологических концепций, предложенных зарубежными и отечественными учеными, показывают, что к основным структурным составляющим любого социального конфликта, как правило, относят субъектов конфликта, отношения между ними, а также тот предмет (или спорный вопрос, проблему), который является его поводом (рис. 1).

Рис 1. Структура конфликта

Структурные характеристики отражают компоненты, без которых существование конфликта невозможно: изъятие любого такого элемента из пространства конфликта либо сводит конфликт на нет, либо существенно меняет его характер. Под структурой конфликта понимается совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать. Каждый конфликт имеет объективное содержание и субъективное значение. Структура конфликта — это динамически взаимосвязанная целостная система и процесс.

Объективное содержание конфликта включает:

— субъекты конфликта;

— предмет конфликта;

— объект конфликта;

— источник конфликта.

К субъективным составляющим конфликта относятся:

— мотивы сторон;

— конфликтное поведение;

— образы предмета конфликта.

Существуют и другие подходы к анализу структурных компонентов конфликта. Например, Л.А. Петровская предлагает включать в понятийную схему психологического анализа конфликта стороны конфликта, условия его протекания, образы конфликтной ситуации, возможные действия участников конфликта, исходы конфликтных действий. Н.В. Гришина к структурным компонентам конфликта относит стороны конфликта, условия конфликта, предмет конфликта, действия участников конфликта, исход конфликта.

4.2. Источники конфликта

Источники конфликта — это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия вызывают его. Источники конфликта могут быть объективными и субъективными.

Объективные источники, как правило, приводят к созданию предконфликтной обстановки. Иногда они могут быть реальными, а иногда мнимыми, лишь поводом, придуманным человеком.

Субъективные источники начинают действовать тогда, когда предконфликтная обстановка перерастает в конфликт. Практически в любой предконфликтной ситуации у человека остается выбор путей (конфликтного или одного из неконфликтных) разрешения конфликта. В конфликте объективные и субъективные источники сложно разграничить.

К числу наиболее часто встречающихся объективных источников можно отнести следующие:

— естественное столкновение материальных и духовных интересов субъектов в процессе жизнедеятельности;

— слабую разработанность правовых норм, регулирующих неконфликтное решение проблем;

— недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности субъектов материальных и духовных благ.

Отдельную группу составляют объективные источники конфликтов, происходящих в рамках взаимодействия субъектов, которые объединены в организацию. Этим источникам по сравнению с другими объективными источниками элемент субъективизма присущ в несколько большей степени.

Организационно-управленческие источники конфликтов связаны с созданием и функционированием групп, коллективов, организаций.

Структурно-организационные источники конфликтов заключаются в несоответствии структуры организации требованиям деятельности, которой она занимается.

Функционально-организационные источники конфликтов- неоптимальность функциональных связей организации с внешней средой, а также связей между структурными элементами организации и между отдельными работниками.

Личностно-функциональные источники конфликтов связаны с неполным соответствием работника по профессиональным, нравственным и другим качествам занимаемой должности.

К ситуативно-управленческим источникам конфликтов относятся ошибки, допускаемые руководителями и подчиненными в процессе решения управленческих и других задач.

Социально-психологические источники конфликтов связаны с потерей и искажением информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации.

Личностные источники конфликтов — индивидуально-психологические особенности его участников, специфика процессов, происходящих в психике человека в ходе его взаимодействия с другими людьми и окружающей средой.

geum.ru

Урок 2. Причины возникновения конфликтов и этапы их развития

Никакое действие, направленное на предупреждение или эффективное разрешение конфликтов не может быть предпринято, если мы ничего не знаем о причинах их возникновения и особенностях развития. Поэтому, в настоящем уроке основное внимание будет уделено рассмотрению именно этих вопросов. Вы узнаете о том, какие существуют группы причин появления конфликтов и чем они отличаются друг от друга, а также о том, каковы основные этапы и стадии их развития и что представляет собой их динамика.

Содержание урока:

  1. Причины возникновения конфликтов
  2. Этапы развития и динамика конфликта
  3. Проверочный тест

И первым вопросом на повестке дня будут причины конфликтов.

Причины возникновения конфликтов

Всего можно выделить четыре основные группы, на которые делятся причины конфликтов:

  • Объективные причины
  • Организационно-управленческие причины
  • Социально-психологические причины
  • Личностные причины

Поговорим о каждой группе в отдельности.

1

Объективные причины конфликтов

Объективные причины конфликтов – это причины, обуславливающие формирование предконфликтной обстановки. В некоторых случаях они могут являться реальными, а в некоторых – мнимыми, представляя собой лишь искусственно выдуманный человеком повод.

К наиболее распространённым объективным причинам относятся следующие:

Происходящее в процессе жизнедеятельности в естественном ритме столкновение духовных и материальных интересов людей.

ПРИМЕР: Два человека спорят в магазине о том, кому достанется понравившийся им товар, оставшийся в единственном экземпляре.

Недостаточно разработанные правовые нормы, которые регулируют конфликтное решение проблем.

ПРИМЕР: Руководитель часто оскорбляет своего подчинённого. Подчинённый, защищая своё достоинство, вынужден прибегать к конфликтному поведению. В наше время ещё не разработано каких-либо эффективных способов защиты от произвола руководителей интересов подчинённых. Подчинённый, конечно, может подать жалобу в соответствующие инстанции, но, скорее всего, это не даст результата. Отсюда и получается, что в подобных ситуациях подчинённым приходится любо идти на уступки, либо вступать в конфликт.

Недостаточное количество духовных и материальных благ, необходимых для нормальной жизни и деятельности.

ПРИМЕР: В наше время в обществе можно наблюдать всевозможные дефициты различных благ, что непременно сказывается как на жизни людей, так и на особенностях конфликтов между ними. Несколько человек могут претендовать на одну и ту же перспективную и хорошо оплачиваемую должность. Это способствует возникновению конфликтов между людьми, и объективной причиной конфликта здесь будет выступать распределение материальных ресурсов.

2

Организационно-управленческие причины конфликтов

Организационно-управленческие причины – это вторая группа причин возникновения конфликтов. В некоторой степени эти причины можно назвать более субъективными, нежели объективными. Организационно-управленческие причины взаимосвязаны с такими процессами, как создание различных организаций, групп, коллективов, а также с их функционированием.

Основными организационно-управленческими причинами являются:

Структурно-организационные причины – их смысл заключается в том, что структура организации не соответствует тем требованиям, которые выдвигает ей деятельность, которой она занимается. Структуру организации должны определять задачи, которые она  решает или планирует решать, другими словами, структура должна быть адаптирована под них. Но загвоздка в том, что привести структуру к соответствию задачам очень проблематично, отсюда и возникают конфликты.

ПРИМЕР: При проектировании организации, а также в прогнозировании её задач были допущены ошибки; в процессе деятельности организации постоянно меняются стоящие перед ней задачи.

Функционально-организационные причины – как правило, вызываются отсутствием оптимальности в связях между организацией и внешней средой, различными подразделениями организации или отдельными сотрудниками.

ПРИМЕР: Конфликты могут возникать по причине несоответствия прав работника и его обязанностей; несоответствие оплаты труда качеству и количеству проделанной работы; несоответствие между материально-техническим обеспечением и объёмом и особенностями поставленных задач.

Личностно-функциональные причины – обусловлены недостаточным соответствием сотрудника, исходя из профессиональных, нравственных и других качеств, которых требует занимаемая им должность.

ПРИМЕР: Если работник не обладает требуемыми организацией качествами, могут возникнуть конфликтные отношения между ним и вышестоящим руководством, коллегами и т.д., т.к. допускаемые им ошибки могут затрагивать интересы всех, с кем происходит его взаимодействие.

Ситуативно-управленческие причины – являются следствием ошибок, допускаемых руководителями и их подчинёнными в процессе поставленных перед ними задач (управленческих, организационных и т.п.).

ПРИМЕР: Если принято неверное управленческое решение, может возникнуть конфликт между его исполнителями и авторами; подобные ситуации возникают и тогда, когда работник не выполнил поставленную перед ним задачу или сделал это ненадлежащим образом.

3

Социально-психологические причины конфликтов

Социально-психологические причины конфликтов основываются на социально-психологических предпосылках, заложенных в межличностных взаимоотношениях. Они также подразделяются на несколько видов:

Неблагоприятный социально-психологический климат – обстановка, в которой нет ценностно-ориентационного единства и низкий уровень сплочённости людей.

ПРИМЕР: В организации или какой-либо группе людей преобладает отрицательная атмосфера, подавленность, негативное отношение людей друг к другу, пессимизм, агрессия, антипатия и т.п.

Аномия социальных норм – это рассогласованность социальных норм, принятых в организации или социуме. Она может порождать двойные стандарты – ситуации, когда один человек требует от других того, чему не следует сам.

ПРИМЕР: В организации есть человек, которому всё сходит с рук, а от другого требуется выполнять немыслимые задачи и нести ответ за каждое действие.

Расхождение социальных ожиданий с реализацией социальных ролей и выполнением функционала – появляется по причине того, что у одного человека могут быть уже сформировавшиеся ожидания, а другой человек может даже не подозревать об этом.

ПРИМЕР: Руководитель ожидает от подчинённого, что он будет выполнять свои обязанности конкретным образом, но не поставил его в курс дела. Подчинённый выполняет работу так, как это должно происходить в его понимании. В итоге ожидания руководителя не оправдываются, что и служит причиной возникновения конфликта.

Конфликт поколений – как правило, связан с различными манерами поведения людей и разницей в их жизненном опыте.

ПРИМЕР: Пожилой человек считает, что молодёжь должна вести себя определённым образом, соответствующим тому представлению, которое закреплено в его сознании. Молодые люди, в свою очередь, ведут себя так, как правильно с их точки зрения. Вследствие этого несоответствия может возникнуть конфликт.

Коммуникационные барьеры – другими словами, непонимание между людьми, которое может возникнуть как неосознанно, вследствие неумения эффективно общаться и концентрации лишь на своих интересах, так и преднамеренно, чтобы затруднить партнёру процесс коммуникации.

ПРИМЕР: угрозы, поучения, команды, приказы, обвинения, унижения, нравоучения, логические аргументации, критика, несогласия, допросы, выяснения, отвлечение внимания, намеренный увод от проблемы и всё то, что может нарушить ход мыслей другого человека, заставить его доказывать свою позицию.

Территориальность – относится к области экологической психологии. Под территориальностью подразумевается занятие одним человеком или группой людей конкретного пространства и взятие его и всего, что находится в нём, под свой контроль.

ПРИМЕР: Группа молодых людей приходит в парк и желает занять скамейку, на которой уже сидят люди. Они требуют уступить им место, что и может послужить причиной конфликта, т.к. другие могут место не уступить. Другим примером может послужить ввод войск на территорию какой-либо страны с целью занять там определённые позиции, подчинить её своему контролю, установить свои порядки.

Наличие деструктивного лидера в неформальной структуре – если в неформальной организации присутствует деструктивный лидер, он, намереваясь достичь личных целей, может организовать группу людей, которая будет подчиняться его указаниям, а не указаниям формального лидера.

ПРИМЕР: Можно вспомнить кинофильм «Повелитель мух» — по сюжету произошла следующая ситуация: группа мальчиков, оказавшихся на необитаемом острове, выбрала конкретным лидером одного из ребят. Вначале все его слушали и выполняли его распоряжения. Однако впоследствии один из ребят посчитал, что лидер ведёт себя неэффективно. Впоследствии он становится неформальным лидером и переманивает ребят на свою сторону, в результате чего мальчик, бывший формальным лидером, теряет всякий авторитет и власть.

Трудности социально-психологической адаптации новых членов коллектива – возникают во множестве случаев, когда в организацию, компанию или любую другую группу людей приходит новый человек. В таких ситуациях нарушается стабильность коллектива, из-за чего он становится подвержен негативному воздействию как изнутри, так и снаружи.

ПРИМЕР: В сформировавшийся коллектив отдела организации приходит новый человек, обладающий своими особенностями и качествами. Люди начинают присматриваться, адаптироваться, проверять друг друга, устраивать всевозможные «тесты». В процессе такого взаимодействия могут возникать конфликтные ситуации разного рода.

Респондентная агрессия – свойственна, главным образом, слабым и беззащитным людям. Проявляется в том, что возмущение человека направляется им не на его источник, а на окружающих его людей: родственников, друзей, коллег и т.д.

ПРИМЕР: Молодой человек работает менеджером в компании. Но в силу своего характера и особенностей личности, над ним все подшучивают, «подкалывают» его, иногда не совсем дружелюбно. Но он не может никому ответить, т.к. по натуре слаб. Его возмущение сублимируется в агрессию, которую он вымещает, приходя домой, на своих родных – кричит на них, ругается с ними, затевает ссоры и т.п.

Психологическая несовместимость – ситуация, когда люди несовместимы друг с другом по каким-либо психологическим критериям: характеру, темпераменту и т.п.

ПРИМЕР: Семейные ссоры и скандалы, разводы, насилие на бытовой почве, негативная атмосфера и коллективе и т.д.  

4

Личностные причины конфликтов

Личностные причины конфликтов находятся в тесной взаимосвязи с психологическими особенностями участвующих в нём людей. Как правило, обуславливаются спецификой происходящих в психике человека процессов во время его взаимодействия с внешним миром и окружающими людьми.

К представленному типу причин можно отнести следующие:

Оценка человеком поведения другого как недопустимого – характер поведения каждого человека зависит от его личностных и психологических особенностей, а также его психического состояния, отношения к другому человеку или ситуации. Поведение человека и его общение могут расцениваться партнёром либо как допустимые и желательные, либо как недопустимые и нежелательные.

ПРИМЕР: Два человека встретились в новой компании. Один из них привык общаться в сугубо грубой форме, к чему остальные члены компании уже относятся нормально, для другого же такое поведение недопустимо, вследствие чего он выражает совё негодование по этому поводу. Люди вступают в конфронтацию – возникает конфликтная ситуация.

Низкий уровень социально-психологической компетентности – проявляется в ситуациях, когда человек не подготовлен к эффективным действиям в конфликтных ситуациях или не имеет никакого представления о том, что для выхода из предконфликтной ситуации можно использовать множество бесконфликтных способов.

ПРИМЕР: Между двумя мужчинами возникает ожесточённый спор на какую-либо острую тему. Но в том время, как из них может привести аргументы в свою пользу и разрешить спор словесно и без агрессии, другой привык решать все вопросы с помощью кулаков. Как только ситуация начинает накаляться один прибегает к физическому контакту – возникает конфликтная ситуация, хотя до этого её можно было охарактеризовать как предконфликтную и применить к ней массу способов, чтобы обойти «острые углы».

Недостаточная психологическая устойчивость – даёт о себе знать тогда, когда человек не способен адекватно реагировать на воздействие стрессовых факторов при социальном взаимодействии.

ПРИМЕР: Причиной конфликта здесь может стать даже банальная «толкучка» с утра в транспорте – один человек нечаянно наступил другому на ногу, второй в ответ начинает возмущаться и оскорблять первого.

Недостаточно развитая способность к эмпатии – служит причиной конфликта в том случае, когда один человек не способен понять эмоциональное состояние другого, сопереживать ему.

ПРИМЕР: Жена приходит с работы домой в удручённом состоянии, она чем-то расстроена, огорчена, ей необходимо выговориться, поделиться своими переживаниями. Муж не обращает на это никакого внимания, продолжает смотреть телевизор или читать газету. Жена, не ощущая никакого внимания, начинает негодовать по этому поводу и начинается семейная ссора.

Завышенный/заниженный уровень притязаний – может стать причиной конфликта тогда, когда у человека наблюдается неадекватная самооценка или оценка своих сил и возможностей.

ПРИМЕР: заниженная или завышенная самооценка, самоуверенность, неуверенность в себе, стремление к избеганию ответственности, желание постоянно жаловаться или сетовать на жизнь и т.п.

Рассмотренные нами причины конфликтов встречаются в повседневной жизни чаще всего, однако они не являются исчерпывающими. Основное значение в этом вопросе имеют именно ситуации, служащие причинами для возникновения конфликтов. В некоторых случаях ситуации могут способствовать их появлению, а в некоторых – способствовать их торможению.

Теперь же нам следует перейти к вопросу, который касается уже возникшего и развивающегося конфликта, а именно: рассмотреть этапы его развития и динамику.

Этапы развития и динамика конфликта

Как социально-психологическое явление, конфликт обладает динамикой, другими словами, является процессом, у которого есть начало, определённые этапы развития и завершающая фаза, т.е. окончание.

Важно отметить, что динамика конфликта может рассматриваться как в широком понимании, так и в узком. В широком смысле под динамикой конфликта понимается смена конкретных этапов его развития во времени и пространстве, в узком – развитие одного наиболее острого этапа конфликтной ситуации.

Какого-либо единого подхода к изучению динамики конфликта на сегодняшний день не существует ни как по вопросу о количестве его этапов, ни как по вопросу их содержания. Учёные разделяют несколько точек зрения по этому поводу. Мы же представим наиболее распространённую из них.

Итак, начало конфликта, как правило, обуславливается первыми актами противодействия субъектов конфликта. Началом конфликта принято считать момент, когда конфликтная ситуация соответствует трём условиям:

  • Один субъект предпринимает сознательные и активные действия по нанесению ущерба другому субъекту;
  • Второй субъект, который является оппонентом первого, осознаёт, что предпринимаемые первым субъектом действия направлены в ущерб его интересам;
  • Второй субъект начинает предпринимать аналогичные действия против первого субъекта.

В том случае, если один из субъектов выражает свою агрессивную позицию, а второй остаётся пассивным, конфликта не возникает. Кроме того, конфликта нет и тогда, когда один из субъектов предпринимает агрессивные действия лишь в воображении, а не в реальности, т.к. конфликтное взаимодействие находится на стадии задумки. Завершение же конфликта может принимать разнообразные формы, однако в любой ситуации оно подразумевает прекращение участниками действий, направленных друг против друга.

Динамика конфликта состоит из трёх базовых периодов. Каждый период характеризуется своими этапами.

1

Предконфликтный (латентный) период

Предконфликтный период состоит из следующих этапов:

Возникает объективная проблемная ситуация. Конфликт может быть обусловлен проблемной ситуацией, в которой между двумя или более субъектами возникают разногласия. Учитывая то, что эти разногласия ещё не осознаны и конфликтные действия не предпринимаются, ситуация характеризуется как проблемная. Катализаторами проблемной ситуации являются, в основном, объективные причины. Противоречивые ситуации, которые возникают в результате взаимодействия людей, служат причиной возникновения реальных конфликтов лишь вкупе с субъективными факторами. Условием перехода здесь является осознание субъектами проблемной ситуации.

ПРИМЕР: В повседневной жизни люди могут не совпадать по стремлениям, интересам, мотивам, целям. Это несовпадение может накапливаться в течение продолжительного периода времени, изначально не представляя опасности, но являясь, тем не менее, потенциальной угрозой для людей. Причём возникать подобные несовпадения могут в любых сферах жизни: семейных отношениях, на работе, в бизнесе, на производстве и т.п.

Субъекты взаимодействия осознают объективную проблемную ситуацию. Содержанием представленного этапа является восприятие ситуации её субъектами как противоречивой, понимание ими того, что необходимо начать предпринимать определённые действия, чтобы устранить противоречия. Если для реализации интересов субъектов имеются препятствия, то проблемная ситуации будет восприниматься ими субъективно и искажённо, что обусловлено особенностями психики субъектов и их социальными различиями. Субъективность осознания также находится в зависимости от личностных особенностей участников проблемного взаимодействия, их потребностей, уровня образованности и т.п. Наиболее сложные ситуации развиваются и искажаются субъектами наиболее быстро.

ПРИМЕР: Люди, не совпадающие по стремлениям, идеалам, интересам, мотивам, целям, но регулярно взаимодействующие друг с другом, могут прийти к пониманию того, что они столкнулись с проблемной ситуацией, которая требует немедленного разрешения теми или иными способами. В итоге встаёт вопрос о том, как ситуацию можно разрешить.

Субъекты взаимодействия пытаются выйти из проблемной ситуации при помощи неконфликтных способов. Следует знать, что осознание субъектами противоречивой, проблемной ситуации не во всех случаях приводит к возникновению конфликта как такового. Во многих случаях субъекты (или хотя бы один из них) стремятся разрешить ситуацию при помощи неконфликтных способов.

ПРИМЕР: Если проблемная ситуация возникла в семье, её члены могут обсудить проблему на семейном совете, чтобы не усугублять положение; если конфронтация возникла между коллегами по работе или начальством и подчинёнными, может быть организовано совещание или проведена дисциплинарная беседа. Один участник конфликтной ситуации может уступить другому или переубедить его; каждая из сторон может аргументировать свою позицию и прийти к компромиссу, чтобы избежать перерастания проблемной ситуации в конфликт. В противном случае велика вероятность возникновения предконфликтной ситуации.

Возникает предконфликтная ситуация. Ситуация может стать таковой, если субъекты ощущают угрозу для своих интересов, опасность со стороны оппонента. Важно отметить, что действия оппонентов здесь будут рассматриваться не в качестве потенциальной угрозы, характерной для проблемной ситуации, а в качестве непосредственной. Именно это служит причиной тому, что вектор направления развития ситуации будет направлен в сторону конфликта, т.е. непосредственная угроза является психологическим триггером.

ПРИМЕР: Супруги на семейном совете не пришли к компромиссу, в результате чего ситуация усугубилась и начался скандал; на совещании или в процессе дисциплинарной беседы сотрудники не пришли к консенсусу и положение дел ухудшилось – начался «разбор полётов», выяснение отношений, переходы на личности и т.п. В итоге начинается конфликт.

2

Открытый период

Открытым периодом конфликта называется само конфликтное взаимодействие или, проще говоря, сам конфликт. Он состоит из следующих этапов:

Инцидент. Он представляет собой самое первое столкновение субъектов, во время которого происходит попытка применения своих личных сил с целью разрешить ситуацию с выгодой для себя. Если ресурсов одного из субъектов достаточно для того чтобы обеспечить перевес в свою сторону, на этом конфликт может быть исчерпан. Однако нередко конфликты развиваются и дальше в виду череды инцидентов. Причём, конфликтные взаимодействия субъектов могут способствовать изменению изначальной структуры конфликта, видоизменять его, добавлять новые стимулы для совершения новых действий.

ПРИМЕР: Во время ссоры люди начинают использовать подходящие для них методы ведения борьбы: оказывать давление друг на друга, перебивать, перекрикивать, усиленно обвинять. Если один из оппонентов сумел подавить второго, ссора может окончиться. Но одна ссора может перерасти в другую, стать серьёзным скандалом со всеми вытекающими из него последствиями.

Эскалация. Процесс эскалации можно охарактеризовать как переход от переговоров к активному противостоянию. В свою очередь, борьба станет причиной новых, более бурных эмоций, которые способствуют увеличению ошибок и искажению восприятия, что в итоге приводит к ещё более интенсивной борьбе и т.д.

ПРИМЕР: Во время дисциплинарной беседы разговор между коллегами перерос в ожесточённый спор, затем люди начали переходить на личности, оскорблять друг друга, унижать. Эмоции начали брать верх, затуманивая рассудок оппонентов. После выхода из кабинета один может начать прилюдно обвинять другого, другой может начать склонять остальных на свою сторону, плести интриги, строить козни и т.д.

Сбалансированное противодействие. Этот этап характеризуется тем, что взаимодействие субъектов конфликта продолжается, но интенсивность его постепенно идёт на спад. Участники осознают, что продолжение противостояния при помощи силовых методов не даёт соответствующего эффекта, однако действия сторон по достижению компромиссного решения или согласия ещё не наблюдаются.

ПРИМЕР: Участники семейного скандала или серьёзного конфликта на работе начинают понимать, что предпринимаемые ими действия по достижению перевеса в свою пользу не приносят результата, т.е. их усилия оказываются тщетными; активных агрессивных действий предпринимается всё меньше. Стороны постепенно понимают, что пора бы уже прийти к согласию и наладить нормальные взаимоотношения, но никто из них пока что не идёт на это открыто.

Завершение конфликта. Смысл данного этапа заключается в том, что субъекты конфликта переходят от конфликтного противодействия к поиску более адекватного разрешения ситуации с целью прекратить конфликт на любых условиях. Основными формами завершения конфликтных взаимоотношений можно назвать их устранение, угасание, урегулирование, разрешение или перерастание в новый конфликт.

ПРИМЕР: Конфликтующие стороны приходят к взаимопониманию: отношения супругов налаживаются и становятся менее агрессивными, т.к. оба смогли пойти навстречу друг другу, понять противоположные позиции; коллеги нашли общий язык, разобрались в том, что кого не устраивает, и разрешили свой спор. Но так может происходить не всегда – если завершением конфликта станет его перерастание в новый конфликт, тогда последствия могут быть весьма неутешительными.

3

Послеконфликтный (латентный) период

Послеконфликтный период так же, как и предконфликтный, является скрытым, и состоит из двух этапов:

Частичная нормализация отношений субъектов. Она происходит в тех случаях, когда отрицательные эмоции, присутствовавшие в конфликте, до конца не исчезли. Для представленного этапа характерны переживания людей и осмысление ими своей позиции. Нередко происходит коррекция самооценки, отношения к оппоненту, уровня своих притязаний. Также может обостриться чувство вины за предпринятые во время конфликта действия, но негативные установки субъектов по отношению друг к другу не представляют для них возможности сразу же начать процесс нормализации отношений.

ПРИМЕР: Супруги, между которыми был конфликт, осознают свою вину, понимают, что они были неправы, но в каждом из них ещё присутствует обида, негодование и другие отрицательные эмоции, которые не позволяют им попросить друг у друга прощения, забыть о скандале, вернуться к прежнему ритму жизни.

Полная нормализация отношений. Окончательно отношения могут нормализоваться только тогда, когда все стороны конфликта приходят к осознанию того, что наиболее важно найти способ конструктивного дальнейшего взаимодействия. Этот этап отличается тем, что во время общения люди преодолевают свои негативные установки, достигают обоюдного доверия и принимают активное участие в какой-либо совместной деятельности.

ПРИМЕР: Коллеги по работе пошли на уступки друг другу, преодолели свою гордость, в некоторой степени пересмотрели своё отношение к ситуации, к своему поведению, к поведению оппонента. Вполне вероятно, что они вместе будут выполнять какое-либо задание, данное руководителем, или даже сами придут к тому, что совместная деятельность может сплотить их и улучшить взаимоотношения.  

Помимо представленных выше периодов динамики конфликта, можно также выделить ещё один период, для которого характерна дифференциация сторон. Это означает, что конфликт развивается по нарастающей, вследствие чего противодействие участников усиливается. Противоборство сторон друг другу продолжается до того момента, когда всякое дальнейшее усиление перестанет иметь смысл. Это и будет тем моментом, когда начнётся интеграция конфликта – стремление участников прийти к устраивающему каждого из них соглашению.

ПРИМЕР: Возможно, вам доводилось видеть художественный фильм «Водопад ангела» с Лиамом Ниссоном и Пирсом Броснаном в главных ролях. Два героя на протяжении всей картины противостоят друг другу, они – непримиримые враги, их целью является убить друг друга. Но ситуация в конце фильма складывается таким образом, что эта цель теряет всякую актуальность для каждого из героев, и, даже имея возможность её достичь, они находят другой выход из ситуации. В результате герои не только не убивают друг друга, но и становятся единомышленниками с одной общей миссией.

Подытожим урок: знание причин возникновения и этапов развития конфликтов является необходимым условием для овладения навыком их предупреждения и нейтрализации, ведь, как говорится, лучшим способом избежать пожара будет погасить его едва теплящийся очаг, чем тушить уже бушующее пламя. Умение достойно выходить из любых конфликтов сводится, главным образом, к тому, чтобы быть способным находить компромиссы и идти на уступки.

В следующих уроках нашего тренинга мы поговорим о способах и методах управления, урегулирования и разрешения конфликтов, их профилактики и предотвращения, а также более подробно коснёмся темы внутриличностного конфликта.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

4brain.ru