Структура федерального бюджета – Разработка федерального бюджета. Закон о федеральном бюджете. Структура федерального бюджета :: BusinessMan.ru

понятие, структура, роль в экономике.

Федеральный бюджет РФ — это ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы). Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием в виде федерального закона.

Роль в экономике. По экономическому содержанию федеральный бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств Российской Федерации. Именно федеральный бюджет является главным средством перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны, реализации социальной политики на территории всей России, укрепления обороноспособности государства.

На долю федерального бюджета приходится значительная часть распределительного процесса, которая заключается в распределении денежных средств между отраслями народного хозяйства, производственной и не производственной сферами, регионами страны. Право Российской Федерации на самостоятельный федеральный бюджет закреплено в Конституции Российской Федерации (ст. 71), а Бюджетный кодекс Российской Федерации детально регламентирует порядок его формирования и исполнения.

Структура доходов федерального бюджета определяется, во-первых, потребностями государства в финансовых ресурсах; во-вторых, возможностями государства по мобилизации этих ресурсов; в-третьих, особенностями проводимой экономической политики.

Структура расходов федерального бюджета определяется функциями государства.

Доходы федерального бюджета делятся на налоговые и неналоговые. В доходы федерального бюджета зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

Налоговые доходы федерального бюджета составляют:

— федеральные налоги и сборы, установленные налоговым законодательством;

— таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

— государственную пошлину.

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет: доходов от использования имущества;

— доходов от продажи имущества;

— части прибыли унитарных предприятий.

В доходах федерального бюджета также учитываются:

— прибыль Банка России;

— доходы от внешнеэкономической деятельности;

— доходы от реализации государственных запасов и резервов.

Из федерального бюджета финансируются следующие расходы:

— обеспечение деятельности президента РФ, Федерального собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

— функционирование федеральной судебной системы;

— осуществление международной деятельности;

— национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

— фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

— государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

— государственная поддержка атомной энергетики;

— ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

— исследование и использование космического пространства;

— формирование федеральной собственности;

— обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;

— компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;

— федеральная инвестиционная программа;

— официальный статистический учет.

При формировании бюджетов всех уровней предусматривается создание резервных фондов. Резервный фонд в федеральном бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета.

Основными расходными статьями федерального бюджета являются:

-обслуживание государственного долга;

-национальная оборона;

-финансовая помощь бюджетам других уровней;

Одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год составляются:

— прогноз консолидированного бюджета на очередной финансовый год;

— перспективный финансовый план;

— адресная инвестиционная программа на очередной финансовый год;

— программа внутренних и внешних заимствований;

— программа предоставления государственных гарантий на очередной финансовый год.

Из перечисленных документов следует отметить перспективный финансовый план. Он составляется на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и содержит данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов и финансированию основных расходов.

studfiles.net

50. Структура доходов и расходов федерального бюджета.

Федеральный бюджет — ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы).

Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием (Парламентом) Российской Федерации.

По экономическому содержанию федеральный бюджет представляет собой форму образования и использования Централизованного фонда денежных средств Российской Федерации.

Доходы федерального бюджета — это денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации в распоряжение федеральных органов государственной власти РФ.

В доходы федерального бюджета зачисляются:

• собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

• собственные неналоговые доходы;

• остаток средств на конец предыдущего года;

• доходы от бюджетных фондов;

• прочие доходы.

Расходы федерального бюджета — это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансовое обеспечение задач и функций государства.

Практически расходы федерального бюджета — это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансирование затрат общегосударственного характера, предусмотренных в Законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели.

Расходы федерального бюджета классифицируют:

1) по экономической роли в процессе воспроизводства — на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы;

2) по функциональному назначению — на затраты на содержание аппарата управления, финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, правоохранительную деятельность, фундаментальные исследования и др.

В составе расходов бюджета в зависимости от их экономического содержания выделяют текущие расходы и капитальные расходы.

51. Бюджетная система рф и принципы ее построения.

Бюджетное устройство РФ-это организация бюджетной системы, принципы ее построения.

Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституцией страны и ее государственным устройством как федеративной республики, субъектами Федерации, которой являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа.

Бюджетная система является частью системы государства и по сути представляет собой совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны.

Бюджетная система страны представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность республиканского бюджета РФ, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований и местных бюджетов.

Построение бюджетной системы Российской Федерации основано на Конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

1) федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

2) бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

5) местных бюджетов.

Государственная бюджетная система РФ включает республиканский (федеральный) бюджет, 21 республиканский бюджет в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области и около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских), бюджет

Следует отметить, что в состав федерального и территориальных бюджетов (бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов) входят целевые бюджетные фонды, формирующиеся за счет целевых источников и имеющие целевое расходование средств. В числе таких фондов — дорожный, экологический, воспроизводства минерально-сырьевой базы, восстановления и охраны водных ресурсов и др.

Кроме федерального и территориальных бюджетов (бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов), в бюджетную систему входят государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Федеральный внебюджетный фонд и внебюджетные фонды субъектов РФ обязательного медицинского страхования). Средства этих фондов по экономическому содержанию и направленности их использования мало чем отличаются от бюджетных средств. До 1991 г. они входили в состав государственного бюджета, в настоящее время имеется тенденция включения внебюджетных фондов в бюджет. Так, в 1999 г. в бюджет включены средства внебюджетного Федерального дорожного фонда РФ.

Функционирование бюджетной системы Российской Федерации основано на следующих основополагающих принципах: 1) единство бюджетной системы; 2) разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; 3) самостоятельность бюджетов разных уровней; 4) полнота отражения доходов и расходов всех звеньев бюджетной системы,; 5) сбалансированность бюджетов; 6) эффективность и экономность использования бюджетных средств; 7) общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов; 8) гласность; 9) достоверность бюджета; 10) адресность и целевой характер использования бюджетных средств.

studfiles.net

Расходы и доходы федерального бюджета: структура и источники

Качество и результативность бюджетной политики в любой стране в конечном итоге определяется структурой бюджета. Бюджетная система такой сложной по своему устройству федерации как Россия, также является сложным иерархизированным образованием. В ней расходы и доходы федерального бюджета, и других бюджетов распределяются по уровням и имеют различные источники своего формирования.

В этой трехэтажной модели федеральный бюджет – это высший уровень и регулируется федеральным законодательством. Основным нормативным документом, который регулирует бюджетные отношения и бюджетный процесс в стране, является Бюджетный кодекс (БК) РФ. Совокупность всех бюджетов формирует консолидированный бюджет. Данная категория – «консолидированный» — не является нормативно установленной или реально осуществляемой. Она служит для формирования сведений и представлений обо всех бюджетах для последующего аналитического исследования с целью принятия наиболее адекватного бюджета как законодательного акта. В рамках этого теоретического инструмента расходы и доходы федерального бюджета служат практическим ориентиром для качественного планирования статей использования и пополнения бюджетных ресурсов.

Под доходами федерального бюджета рассматриваются все без исключения денежные ресурсы, которые поступают под управление институтов власти РФ.

В бюджетном процессе происходит формирование доходов федерального бюджета, выявление и уточнение источников его пополнения, совершенствование структуры.

В самом широком смысле, источниками формирования бюджета выступают налоги, а также установленные законом неналоговые поступления и перечисления. Кроме того, к доходам текущего бюджета прибавляются остаточные средства бюджета предыдущего периода.

Содержание и структура доходов федерального бюджета определяются 49 статьей Бюджетного кодекса, и причисляют к ним следующие:

— налоги и сборы, устанавливаемые для федерального уровня и действующие на всей территории РФ. Они утверждаются на основании соответствующих нормативов и действуют на период не менее 3 лет;

— таможенные сборы, пошлины и другие сборы, связанные с таможенными операциями;

— госпошлины, взимаемые в соответствии с действующим законодательством за совершение действий, за которые таковые установлены.

Неналоговые поступления в федеральный бюджет осуществляются из доходов от:

— использования госимущества;

— продажи и сдачи в арендное пользование этого имущества;

— поступлений от продаж государственных запасов и нематериальных активов;

— продажи земель;

— трансфертов, штрафов, санкций, платежей в зачет возмещения ущерба, федеральных сборов;

— ведения внешнеэкономической деятельности.

По условиям зачисления расходы и доходы федерального бюджета подразделяют на собственные и регулирующие. К первым относят те, которые определены и оговорены законодательством РФ. Они действуют постоянно. Например, к таким доходам причисляют потупления налогового и неналогового характера. К регулирующим относят те, величина которых строго фиксируется на каждый год.

Исполнение бюджета по доходам выступает важнейшим параметром эффективности бюджетного процесса. Так как расходы и доходы федерального бюджета тесно взаимоувязаны, следует понимать, что если доходы сформированы в необходимом количестве, то и расходы не смогут покрыть все необходимые программы, которые запланированы к финансированию на данный бюджетный период.

Оценка финансового состояния государства находится в прямой зависимости от выверенного соотношения доходов и расходов. При равенстве этих показателей фиксируется баланс бюджета. При превышении доходов возникает бюджетный профицит, и, соответственно, наоборот, при превышении расходов над доходами – дефицит.

fb.ru

Разработка федерального бюджета. Закон о федеральном бюджете. Структура федерального бюджета :: BusinessMan.ru

Бюджетная система России представляет собой совокупность бюджетов федерального, регионального и муниципального уровней, а также внебюджетных государственных фондов. Она основывается на экономических отношениях и регулируется российским законодательством.

Государственный бюджет

Он признается основным финансовым планом страны на текущий год. Госбюджет имеет силу федерального закона и представлен в виде нормативного акта, содержащего доходно-расходные статьи. Его утверждение входит в компетенцию парламента.

В качестве основных функций государственного бюджета выделяют:

  1. Перераспределение доходов населения и ВВП.
  2. Госрегулирование, стимулирование экономической сферы.
  3. Финансирование социальной политики государства.
  4. Контроль формирования и использования централизованного денежного фонда.

Бюджетное устройство

Под ним понимают организацию финансовой системы, принципы ее формирования. Единство бюджетного устройства обеспечивается единой нормативной базой, применением общих классификаций, форм документации, налоговой и социально-экономической политикой.

В 28 статье БК (Бюджетного кодекса) закреплены принципы финансовой системы России. В их числе:

  1. Самостоятельность бюджетов.
  2. Сбалансированность.
  3. Полнота и достоверность сведений.
  4. Рациональность и эффективность использования средств.
  5. Совокупное (общее) покрытие затрат.
  6. Адресность, целевой характер расходов.
  7. Гласность (открытость).

Характеристика федерального бюджета РФ

Как выше говорилось, госбюджет – важнейший финансовый документ, закрепляющий направления расходов и поступлений в казну. Структуру федерального бюджета формируют налоги, госкредит и государственные затраты.

По своему экономическому содержанию он является формой образования и расходования централизованного денежного фонда. Именно федеральный бюджет в РФ выступает в качестве основного средства перераспределения доходов населения, через него осуществляется мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для регулирования экономики, реализации социальных программ, а также укрепления обороноспособности страны.

Право РФ на самостоятельный бюджет установлено в Конституции, в 71 статье. Порядок формирования финансовой системы, правила исполнения статей закреплен в БК. В соответствии с положениями Кодекса, Правительство вносит на рассмотрение Госдумы проект федерального бюджета до 1 октября текущего года.

Особенности составления финансового плана

Важнейшим звеном государственного финансового процесса выступает разработка федерального бюджета. Она осуществляется Минфином по поручению Правительства. Формирование структуры федерального бюджета должно начинаться за 10 мес. до начала финансового года.

Задачами Минфина является разработка:

  1. Проекта финансового плана.
  2. Проектировок ключевых показателей на среднесрочную перспективу. Они разрабатываются на основе программы Правительства, социально-экономического прогноза, сводного баланса.
  3. Проекта федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год.

Общие правила

Для разработки федерального бюджета уполномоченная исполнительная структура организует составление социально-экономического прогноза. Минфин обеспечивает составление проектировок ключевых показателей, формирование проекта ФЗ «О госбюджете».

На первой стадии разработки федерального бюджета исполнительные структуры выбирают план-прогноз экономического развития на предстоящий год. В нем отражаются ключевые макроэкономические показатели, описывающие состояние народно-хозяйственного комплекса.

При анализе федерального бюджета Минфин определяет характеристики финансового плана на будущий год и формирует порядок распределения расходов. В течение 2 недель с даты их принятия Правительством Министерство, на основании функциональной классификации затрат, совершает следующие действия:

  1. Направляет проектировки исполнительным федеральным органам. Они, в свою очередь, осуществляют распределение их среди конкретных получателей средств федерального бюджета.
  2. Извещает исполнительные региональные структуры о характере межбюджетных отношений между РФ и ее субъектами, методике их формирования на предстоящий год и среднесрочную перспективу, установленную законодательством.

На второй стадии разработки федерального бюджета исполнительные госструктуры осуществляют:

  1. Распределение предельных объемов финансирования на предстоящий год. Оно осуществляется на основании экономической и функциональной классификаций расходов бюджетов субъектов РФ, муниципалитетов, городов фед. значения и по конкретным получателям.
  2. Разработку предложений о проведении организационных и структурных преобразований в социальной сфере и экономических отраслях, об отмене правовых актов, реализация которых предполагает расходование средств казны, не обеспеченное надежными, реальными источниками в предстоящем году, о приостановлении этих нормативных документов либо о поэтапном их введении.

Необходимые материалы

Установленный порядок разработки федерального бюджета обеспечивает рассмотрение и утверждение его проекта до начала предстоящего финансового года, а также согласование в процессе анализа финансового плана ряда показателей.

Проект ФЗ «О госбюджете» вносится Правительством в нижнюю палату Парламента. Направление закона о федеральном бюджете осуществляется до 26 августа текущего года. При этом к проекту прикладываются следующие материалы:

  1. Предварительные результаты социально-экономического развития страны за прошедший период текущего финансового года.
  2. Прогноз функционирования социально-экономической сферы на предстоящий год.
  3. Ключевые направления налоговой и бюджетной госполитики на будущий период.
  4. План развития государственного и муниципального экономических секторов.
  5. Прогноз сводного баланса по всей стране на предстоящий год.
  6. Прогноз консолидированного бюджета.
  7. Ключевые принципы и расчеты по взаимоотношениям госбюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ.
  8. Проекты целевых программ федерального и регионального развития, адресной инвестиционной политики на предстоящий год, госпрограммы вооружения, программы приватизации муниципальных и госпредприятий, внешних заимствований, структуры внутреннего госдолга.
  9. Международные договоры, вступившие в действие для России и содержащие ее финансовые обязательства на предстоящий год.
  10. Расчеты по статьям классификации поступлений, разделам, подразделам, дефициту федерального бюджета.
  11. Перечень нормативных документов, действие которых на предстоящий год отменяется либо приостанавливается в связи с отсутствием для их реализации бюджетных средств.

Рассмотрение Госдумой

Законопроект обсуждается нижней палатой в четырех чтениях. На первой стадии изучается его концепция. Анализируется прогноз социально-экономического роста на предстоящий год. В первом чтении обсуждаются также ключевые направления налоговой и финансовой политики, принципы построения взаимоотношений бюджетов государственного и регионального уровней. Депутаты изучают проект программы по государственным внешним заимствованиям, анализируют возможное денежное обеспечение федерального бюджета, внешнего финансирования его дефицита.

В ходе первого чтения вступает Председатель Правительства, представители Комитета по бюджету, а также 2-го профильного комитета, Председателя Счетной палаты. По результатам обсуждений Госдума принимает решение об отклонении либо принятии законопроекта.

Во втором чтении депутаты анализируют и утверждают расходы на предстоящий год в соответствии с разделами функциональной классификации в рамках общего объема бюджетных затрат, утвержденного на первой стадии рассмотрения. Кроме этого, согласовывается размер фонда финансирования субъектов РФ.

В третьем чтении утверждаются:

  • затраты в соответствии с подразделами функциональной классификации и по главным распорядителям;
  • распределение средств фонда поддержки регионов по соответствующим субъектам;
  • расходы на финансирование целевых, адресной инвестиционной и других программ;
  • проекты госкредитов иностранным государствам.

На четвертом этапе проводится голосование за весь законопроект в целом. При этом поправки в него вноситься не могут.

Местный бюджет

Он представляет собой форму образования и расходования средств на финансовый год, служащих для обеспечения функций и задач, отнесенных к предмету ведения муниципальной власти, посредством исполнения расходных обязанностей соответствующего МО.

Доходы местного бюджета, согласно положениям БК, формируются за счет собственных поступлений и отчислений региональных и федеральных регулирующих сборов и налогов. Ключевыми источниками средств, которыми располагает муниципалитет, считаются:

  1. Налоги.
  2. Неналоговые доходы.
  3. Поступления от собственной хоз.деятельности.
  4. Муниципальный кредит.

Налоговые доходы

В их состав включены средства, полученные от обязательных местных отчислений. Ими являются, в частности, земельный налог и налог с имущества физлиц.

Кроме того, в бюджеты муниципалитетов поступают:

  1. НДФЛ.
  2. ЕНВД.
  3. ЕСН.
  4. Госпошлины, подлежащие зачислению по месту совершения юридически значимого действия, регистрации или предоставления документов.

Расходы

Они разделяются на две большие группы:

  1. Обязательные затраты. В их число включены расходы на финансирование выплат, в т. ч. по переданным государственным полномочиям. Обязательными также являются расходы, закрепленные региональным и федеральным законодательством.
  2. Дискреционные затраты. Они представляют собой издержки на развитие местного дорожного хозяйства, экономики, строительной сферы, содержание территории и муниципального хозяйства.

Кроме того, расходы разделяют на собственные и связанные с выполнением государственных полномочий, возложенных на местные структуры власти. Первая группа связана с решением местных задач и обслуживанием долга МО. Эти расходы можно разделить по следующим направлениям:

  1. Содержание органов местной власти.
  2. Организация, проведение выборов в МО.
  3. Выполнение муниципального заказа.
  4. Исполнение местных нормативных актов.
  5. Финансовая помощь отраслям хозяйства, бюджетным учреждениям.
  6. Обслуживание финансовых обязательств.
  7. Реализация целевых программ территориального значения.
  8. Инвестиции в развитие местной инфраструктуры.

Указанные расходы покрываются средствами из собственных доходов МОО, а также трансфертов при пониженном уровне обеспеченности, заемными средствами при соблюдении требований к величине бюджетного дефицита.

Осуществление полномочий, переданных местной власти государственными органами, предполагает:

  1. Обеспечение госгарантий прав граждан на общедоступное, бесплатное дошкольное, дополнительное образование в рамках реализации утвержденных учебных программ.
  2. Формирование комиссий по делам несовершеннолетних, защите их прав, организация деятельности данных структур.
  3. Выравнивание финансовой обеспеченности поселений.
  4. Соцподдержку и соцобслуживание пожилых граждан, инвалидов, лиц, находящихся в сложных жизненных условиях, детей-сирот, ветеранов, безнадзорных, малоимущих.
  5. Организацию предоставления специализированной медпомощи.
  6. Выплату населению адресных субсидий на оплату коммунальных услуг и жилья.
  7. Выполнение полномочий по госрегистрации актов гражданского состояния.
  8. Сооружение и содержание дорог межмуниципального значения.
  9. Предотвращение ситуаций, способных нарушить функционирование систем жизнеобеспечения, ликвидация последствий аварий и катастроф.
  10. Первичный воинский учет.
  11. Библиотечное обслуживание граждан.
  12. Реализацию программ по охране природы, поддержанию экологической безопасности.

Анализ затрат

По функциональному назначению расходы распределяются по следующим группам:

  1. Затраты на производственный сектор. Сюда включены издержки на содержание и развитие системы ЖКХ, национальной экономики и охрану природы. На долю этих затрат приходится более 17 % от общего объема. Большая часть средств уходит на содержание и развитие ЖКХ. Затраты на национальную экономику занимают небольшую долю расходов местного бюджета. Они связаны с содержанием и ремонтом дорожного полотна общего пользования, субсидированием градообразующих предприятий.
  2. Расходы на повышение уровня бюджетных услуг, отражающие результативность финансовой политики, проводимой на территории МО. В их состав входят социально-культурные затраты. На их долю приходится порядка 70 % от общего объема муниципальных издержек. Среди социально-культурных затрат наибольший вес имеют расходы на образование.

Из приведенной выше информации следует, что большая часть бюджетных средств направляется на развитие социально-культурной сферы. Социальные затраты, финансируемые местными бюджетами, составляют больше 30 % от общего объема средств, направляемых на удовлетворение культурных нужд населения. Еще одним важнейшим направлением является сфера ЖКХ.

Необходимо сказать, что состав расходных статей отдельных видов муниципальных бюджетов может быть различным. Это зависит от уровня местного хозяйства, его подведомственности территориальным структурам разного уровня.

businessman.ru

понятие, структура, роль в экономике — Мегаобучалка

Федеральный бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств в расчете на определенный период, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. С юридической точки зрения он является главным финансовым планом государства, имеющим силу закона после его утверждения Федеральным Собранием (парламентом) РФ.

По экономической сущности федеральный бюджет представляет собой наиболее крупный централизованный фонд денежных средств в бюджетной системе РФ, в котором аккумулируется значительная часть финансовых ресурсов национального хозяйства, осуществляется их перераспределение на социально-экономическое развитие страны в соответствии с приоритетами государственной политики. Перераспределение финансовых ресурсов через федеральный бюджет оказывает решающее воздействие на формирование воспроизводственных пропорций (валового потребления и накопления) на всей территории страны, определяет финансовое благополучие регионов и, следовательно, обеспечивает устойчивый экономический рост и высокий уровень жизни населения. Федеральный бюджет формирует значительную часть конечного спроса в экономике, а также заметную долю доходов населения. Поэтому именно федеральному бюджету принадлежит важнейшая роль в регулировании макроэкономических процессов.

Федеральный бюджет занимает центральное место в бюджетной системе страны. Как координирующий центр, он оказывает финансовую поддержку региональным и местным бюджетам в форме бюджетных субсидий, кредитов, гарантий и обеспечивает их сбалансированность.

Федеральный бюджет как фонд денежных средств и финансовый план государства представляет собой роспись основных источни­ков ресурсов, за счет которых происходит финансирование основ­ных функций, возложенных на органы власти. Объем этих функ­ций должен соотноситься с ресурсной базой государства. Чем бо­гаче страна, тем больше доходов у государства

Доходы федерального бюджета — денежные средства, зачисляе­мые в бюджет на налоговой и неналоговой основах за счет безвоз­вратных поступлений в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством. Доходы федерального бюджета выражают эко­номические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств между государством, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами. Они имеют специфическое общественное назначе­ние, связанное с мобилизацией денежных средств в распоряжение государства. Формой проявления этих отношений выступают раз­личные виды платежей предприятий, организаций и населения в бюджет. Эти платежи поступают в бюджет в безвозмездном и без­возвратном порядке в соответствии с действующим в стране бюд­жетным и налоговым законодательством в распоряжение органов государственной власти и служат для обеспечения их функций. Налоговые доходы (НДС, налог на прибыль организаций, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, гос пошлина), Неналоговые доходы (таможенные пошлины, доходы от использования имущества, находящегося в гос собственности, платежи при использовании природными ресурсами, продажи материальных активов)



Расходы федерального бюджета – выплачиваемые из бюджеты денежные средства, направляемые на финансирование полномочий органов федерального управления. Они имеют форму платежей, не подлежащих возврату, не создающих и не погашающих каких – либо финансовых требований.

По своей экономической сущности расходы бюджета отражают отношения, возникающие в процессе распределения централизованного фонда денежных средств государства и его использования по различным назначениям. Их объем и структура определяется типом проводимой государственной политики, стадией экономического цикла, внешней и внутренней конъюнктурой, размером государственного сектора экономики, уровнем благосостояния населения.

Федеральный бюджет является важнейшим инструментом ре­гулирующего воздействия государства на экономическое и соци­альное развитие, на состояние отдельных звеньев финансовой сис­темы. Он формирует базовые финансовые и экономические пока­затели, к которым относятся: уровень бюджетных инвестиций или государственных капиталовложений, уровень оплаты труда в бюд­жетной сфере, объем доходов социальных групп населения, объем государственного долга, степень централизации бюджетной систе­мы и уровень налоговой нагрузки на экономику, степень государ­ственного вмешательства в экономику.

Важным преимуществом современного федерального бюджета является расширение в его доходной части инструментов стимули­рования инвестиционной активности хозяйствующих субъектов. К таким инструментам относятся, прежде всего, совершенствова­ние налогообложения прибыли и ресурсодобычи, упрощение по­рядка косвенного налогообложения для экспортеров. Основными приоритетами федерального бюджета в сфере расходов стали по­вышение эффективности государственного управления, рост каче­ства и условий предоставления государственных услуг, создание условий и стимулов для развития человеческого капитала, сущест­венное увеличение финансирования национальных проектов в со­циальной сфере, сельском хозяйстве и сфере обеспечения населе­ния доступным жильем, создание условий для повышения качест­ва образовательных и медицинских услуг.

 

megaobuchalka.ru

Состав и структура расходов Федерального бюджета РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ

МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра экономики и финансов

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему “ Состав и структура расходов

Федерального бюджета РФ”.

Выполнил: студент гр. ФК 31 Рыбакова З.Е.

Проверил: к.э.н., профессор

Торопова Е.В.

Йошкар-Ола

2008


СОДЕРЖАНИЕ

Ведение

Глава 1 Социально-экономическая сущность и функции федерального бюджета

Глава 2 Расходы федерального бюджета

Глава 3 Состав и структура расходов бюджета

3.1 Государственная поддержка отдельных отраслей народного хозяйства

3.2 Финансирование социально-культурных мероприятий

3.3 Расходы на оборону страны и национальную безопасность

3.4 Расходы на международную деятельность и государственный долг

3.5 Финансовая поддержка регионов

3.6 Расходы на управление

Глава 4 Роль федерального бюджета в финансовых планах страны

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм, главным звеном которого является бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Основой финансовой базы Российской Федерации является федеральный бюджет. Устойчивое развитие экономики федеративного государства невозможно без наличия источников финансирования реализации программ и проектов.

Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития, практически использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулировать производственные и социальные процессы. Несомненно, что расходы федерального бюджета играют одну из ведущих ролей в регулировании экономики государством.

На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, таких как: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы.

Данная курсовая работа посвящена рассмотрению федерального бюджета, в частности состава и структуры его расходов, и его роли в системе финансовых планов.

Исходя из вышесказанного, можно определить задачи данной работы:

— рассмотреть бюджет как экономическую категорию, то есть дать его определение, сущность и выделить основные функции, выполняемые бюджетом;

— раскрыть понятие состава и структуры расходных статей федерального бюджета РФ;

— показать его роль в системе финансовых планов страны;

Теоретическую основу курсовой работы составили работы таких ученых как Нешитой А.С., Дробозиной А., Поляка Г. Б. и других, также нормативные акты, Бюджетный Кодекс РФ, периодические издания.


1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

В любой стране государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т.е. через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.

Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным органом власти – Федеральным Собранием.

Федеральный бюджет России – главное звено бюджетной системы. Он выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, и разрабатывается и утверждается Федеральным Собранием РФ в форме федерального закона [8]. Через этот бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и др.

Централизация средств имеет важное экономическое и политическое значение, поскольку мобилизуемые доходы служат одним из главных орудий претворения в жизнь намечаемых государством мероприятий. Это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредоточить их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на территории страны.

Основными функциями бюджета являются:

1. перераспределение национального дохода и ВВП;

2. государственное регулирование и стимулирование экономики;

3. финансовое обеспечение социальной политики;

4. контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Федеральный бюджет – основное орудие перераспределения национального дохода и ВВП. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории России, включая республики, края, области.

В современных условиях наиболее приоритетными выступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт. Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию государственных средств.

Через расходы и налоги бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Государственная поддержка оказывается передовым отраслям хозяйства – авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению и некоторым другим. Такая поддержка связана также с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых проектов. Для регулирования экономики должна активно использоваться налоговая политика путем применения соответствующего налогового механизма. [10]

Большое значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике приоритеты – поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей),

а также функционирование учреждений здравоохранения, образования и культуры.

Бюджет оказывает наибольшее воздействие на отрасли хозяйства и учреждения непроизводственной сферы в процессе финансового планирования. Будучи основным финансовым планом образования и использования государственного фонда денежных средств, бюджет связан со всеми предприятиями и организациями.

Государственный бюджет выполняет функцию организатора распределительных процессов. [6] Хотя через бюджет перераспределяется не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности сферы материального производства, он влияет на размеры накоплений, определение оптимальной структуры доходов по финансовым планам предприятий и отраслей хозяйства.

В процессе бюджетного планирования и исполнения бюджета осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью народного хозяйства. Контрольная функция бюджета предполагает создание условий для осуществления контроля. Контрольная функция обуславливает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы.

РАСХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Расходы федерального бюджета — это денежные средства, направляемые для исполнения расходных обязательств РФ, на финансовое обеспечение задач и функций государства.

Практически расходы федерального бюджета — это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансирование затрат общегосударственного характера, предусмотренных в законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели.

Расходы федерального бюджета классифицируют:

1. по экономической роли в процессе воспроизводства — на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы;

2. по функциональному назначению — на затраты на содержание аппарата управления, финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, правоохранительную деятельность, фундаментальные исследования и др.

В составе расходов бюджета в зависимости от их экономического содержания выделяют текущие расходы и капитальные расходы.

Капитальные расходы бюджета — часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность.

Сюда включаются статьи расходов, предназначенных для инвестиций (капитальных вложений) на воспроизводство основных фондов, их капитальный ремонт.

Текущие расходы бюджета — часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, состоящих на бюджетном финансировании из федерального бюджета, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование. [17]

mirznanii.com