Структура административно правовой нормы включает – НОРМЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА И АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ, Понятие нормы административного права, Структура административно-правовой нормы — Административное право

Административно-правовые нормы

Административно-правовые нормы. Любые общественные отношения подлежат нормативному регулированию. В механизме правового регулирования применяются нормы права, которые в административном праве именуются административно-правовыми нормами.

Особенностью административно-правовых норм является тот факт, что они устанавливаются государством и направлены на урегулирование управленческих отношений, упорядочивание правил поведения граждан в обществе. Данные нормы права возникают в сфере действия исполнительной власти России.

При этом нормы административного права имеют распространение как на правовые так и не правовые поступки граждан, организаций и иных участников управленческих отношений.

Цель норм права, в том числе и административных – организация и упорядочение общественных отношений, складывающихся между гражданином и государством.

Нередко, значение административных норм несет в себе наделение граждан определенным статусом. Служит для реализации прав и законных интересов в гражданском обществе.

Таким образом, административное регулирование применимо в различных сферах общества и служит интересам этого общества

В этой статье:

Структура административно-правовых норм

Любая правовая норма состоит из частей или элементов. В административном праве также сохраняется это требование теории права.

В структуру административно-правовых норм включаются следующие компоненты:

1) Гипотеза, которая редко употребляется в построении общей структуры нормы права. Однако, если содержится во внутреннем устройстве, то представляет собой некое условие, либо определение того или иного правила поведения. Часто этот элемент права можно встретить в общих положениях нашего законодательства.

2) Диспозиция – это и есть непосредственно правило поведения, специально разработанное органами государственной власти, чтобы субъекты административного права четко им следовали. Диспозиция в свою очередь имеет несколько направлений. Во-первых, она обязывает субъектов права к определенным действиям или поведению, и называется предписанием. Во-вторых, может устанавливать какие-либо запреты и ограничения, для участников общественных отношений. В-третьих, они устанавливают свободу действий для участников управленческих отношений, хотя и имеют императивный характер. Это может выражаться в допустимости в правилах поведения действовать или не действовать определенным образом или отказаться от такового участия вообще. Такие нормы называются дозволяющими.

3) Санкция – это элемент, присущий тем отношениям, которые могут использовать меры административного воздействия на участников управленческих отношений. Зачастую они выражаются в неблагоприятных последствиях для того лица, которое допустило нарушение нормы закона или иного правила поведения, обязательного для исполнения каждым.

Таким образом, структура административно-правовых норм имеет четкий механизм организации всех элементов, служащих базисом для управленческих отношений.

Виды административно-правовых норм

Действие административно-правовых норм имеет достаточно разветвленный характер, так как они применяются в различных сферах жизни общества и государства. Поэтому виды административно-правовых норм можно классифицировать следующим образом:

  1. Охранительные и регулятивные, обеспечивающие нормальное функционирование системы права и поддерживающие безопасность и правовой порядок.
  2. По сфере применения в конкретном поведении субъекта могут быть обязывающие, запрещающие и разрешающие.
  3. По масштабам распространения могут быть федеральные, региональные и местные.
  4. По характеру направленности общие и специальные.

Реализация административно-правовых норм

Для воплощения в жизнь определенных правил поведения, государством разработан четкий механизм, который называется реализацией административно-правовых норм.

Процесс реализации административно-правовых норм зависит от конкретной ситуации, сферы деятельности и круга участников. Поэтому могут делиться на исполнение, применение, использование и соблюдение.

sud-isk.ru

Тема 5 — Структура нормы административного права

Тема № 5

«Структура нормы административного права»

Вопросы темы:

1. Понятие структуры правовой нормы и ее элементы

2. Характеристика элементов административно-правовой нормы

3. Способы изложения административных норм права

 

1. Понятие структуры правовой нормы и ее элементы

 

     Чтобы уяснить детали и тонкости каждой юридической нормы при анализе законов, необходимо распознать и выявить в их тексте логическую структуру правовой нормы, которая показывает, из каких частей состоит норма, как эти части взаимосвязаны между собой. Взаимосвязь структурных элементов нормы права в литературе получила наименование «логическая структура нормы права».

Норма права — это общее правило регулирования общественных отношений, согласно которому его адресаты должны при определенных условиях (гипотеза) действовать как субъекты определенных прав и обязанностей (диспозиция), иначе последуют определенные невыгодные для них последствия (санкция).

Структура правовой нормы — это упорядоченная совокупность элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность.

     В структуре правовой нормы выражены специфические качества права, отличающие его от других социальных регуляторов. Обычно различают юридическую и логическую структуру нормы права. Юридическая структура нормы права традиционно рассматривается как доминирующая, поскольку раскрывает условия, содержание и правовые последствия взаимосвязи управомоченного и обязанного лица.

     Логическая (словесная) структура нормы права также состоит из трех элементов. Она выражена формулой: «Если…,  то…,   иначе…», где: 

• «если» — условия действия нормы права;

• «то» — содержание правила поведения;

• «иначе» — неблагоприятные последствия, которые наступают за нарушение правила.

     В различных отраслях права нормы имеют свою специфику. Однако, традиционно, в структуре правовых норм выделяют три самостоятельных части или элемента: гипотезу и диспозицию (присущие нормам положительного регулирования), диспозицию и санкцию (свойственные нормам правоохранительным). Указанная триада элементов правовой нормы применима к нормам административного права. Вместе с тем элементы нормы административного права имеют особенности.

     Юридическая норма в большинстве случаев имеет трехчленную структуру (гипотеза, диспозиция, санкция), словно оса, тельце которой также состоит из трех основных частей: головогруди, брюшка и жала. Наверняка многим хорошо известно, как ведет себя это насекомое, если его потревожить: оно безжалостно впивается челюстями в обидчика и вонзает в него свое ядовитое жало.

     Аналогично действует уголовная норма: если человек совершил преступление, то есть нарушил запрет, установленный определенной уголовной нормой, то к нему неминуемо должна быть применена санкция (мера уголовной ответственности) данной нормы. Разумеется, описанное выше сравнение является довольно условным. Оно лишь в общем плане иллюстрирует взаимодействие элементов логической структуры правовой нормы. Однако в то же время оно позволяет понять, что содержание нормы представляет собой единое, цельное правило поведение, где  гипотеза, диспозиция и санкция неразрывно связаны между собой, словно части единого живого организма.

     В настоящее время доминирует идея трехзвенной структуры правовой нормы:

1) Гипотеза  (предположение) — элемент правовой нормы, указывающий на условия,  при которых возни кают  права  и обязанности, содержит указание на конкретные  жизненные обстоятельства, при которых данная норма вступает в действие. 

     Гипотеза является строго обязательным элементом любой правовой нормы, и без неё она не существует. «Движение» правовой нормы начинается с гипотезы. В гипотезе указываются юридические факты. Отсутствие гипотезы превратит правовую норму в безусловную, что недопустимо. Например, в цивилизованном обществе нельзя лишить гражданина каких-либо благ, не имея на то заранее установленных законом оснований. Санкция необязательно сопровождает каждую норму права. Есть нормы, не нуждающиеся в государственной защите, поскольку регулируют они такие общественные отношения, которые практически невозможно нарушить. Каждый из названных элементов имеет в правовой норме свое место и выполняет свою роль.

     Гипотеза как условие применения нормы зачастую не всегда выражена в ней самой и может находиться в структуре преамбулы, вводной части или общих положениях, в других нормах данного акта. Она может быть общей для нескольких норм. В некоторых случаях гипотеза может быть обнаружена в других, смежных или однородных актах. Такая «подвижность» гипотезы объясняется многообразием норм, действие которых привязано не только к конкретному юридическому факту (пример: совершение административного правонарушения, предоставление конкретных документов), но к событиям, явлениям большего масштаба в стране, регионе или отрасли.

2) Диспозиция (распоряжение) – этот элемент представляет собой «сердцевину»  правовой нормы, указывает на само правило поведения (права и обязанности участников, предусмотренные гипотезой данной нормы).

     Диспозиция как центральная часть административно-правовой нормы выражается в определении прав, обязанностей и ответственности субъекта права. Формулирование диспозиции нормы имеет двоякое значение:

• её обоснованность служит, прежде всего, эффективному выбору способа решения социальной, экономической или иной задачи, а также метода регулирования отношений субъектов административного права.

• Нечеткость диспозиции или пассивность ее применения ведут к бездействию или ошибочным действиям.

     Установленные диспозицией правила поведения предписывающего, дозволяющего и запрещающего характера могут содержаться в одной или нескольких статьях акта. Это связано с тем, что подобные правила нередко обладают операционными свойствами, т.е. регулируют целый ряд последовательно совершаемых субъектом действий. Их трудно свести к одному простому правомерному действию.  Примером может служить Положение о бухгалтерской отчетности, где даны определения, общие требования, состав отчетности, порядок работы с бухгалтерскими документами и многое другое. Все правила, носящие преимущественно характер диспозиции, изложены как цепь последовательных юридических действий.

3) Санкция (взыскание) — элемент правовой нормы, который определяет меру  государственного взыскания (поощрения), которая применяется к нарушителю прав и обязанностей, предусмотренных  диспозицией.

     Санкция административно-правовой нормы содержит меру ответственности за нарушение или невыполнение правил, установленных диспозицией. Санкции имеют различный характер и могут содержаться в том же акте как элемент конкретной нормы, или как обеспечивающий элемент для нескольких норм данного акта. Нередко применяются несколько санкций, часть которых может относиться к нормам других отраслей права. В этом просматривается как тесная взаимосвязь административного права с другими отраслями права, так и плотная обеспеченность административно-правовых норм санкциями других отраслей права.

     Иногда диспозиция и гипотеза слиты, и в тексте нормативного акта их невозможно различить. Трехчленная структура правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция) называется идеальной.

Реальная структура правовой нормы может не содержать гипотезы или санкции (в зависимости от размещения нормы в правовом акте). Ее не содержат, в частности, дефинитивные нормы, то есть нормы, дающие определения тех или иных правовых институтов.

     К этой же категории относятся нормы-принципы, закрепляющие основополагающие идеи права. Наиболее важным качеством структуры правовой нормы является четкое взаимодействие и тесная связь между всеми ее элементами. В правовой норме должны содержаться условия ее действия, права и обязанности участников правовых отношений, наконец, меры государственного принуждения за ненадлежащее исполнение заключенного в этой норме правила поведения, иначе юридическая норма просто не сможет выполнить свою функцию регулятора общественных отношений.

 

2. Характеристика структурных элементов юридической нормы

 

Гипотеза

     Гипотеза — это элемент нормы права, указывающий на конкретные жизненные обстоятельства, условия (время, место, субъектный состав и т. п.), при наличии или отсутствии которых реализуется норма. Гипотеза приводит в движение юридическую норму. В юридической науке выделяют следующие виды гипотез: Дефинитивная гипотеза содержит научно сформулированные определения юридических понятий и категорий (понятие преступления, должностного лица, сделки).

По степени определенности различают:

> Абсолютно определенные гипотезы содержат четкие и точные указания на круг лиц, условия и обстоятельства реализации норм права. В каждом конкретном случае для ее применения достаточно только констатировать наличие указанных в гипотезе условий.

Относительно определенные гипотезы ставят действие юридической нормы в зависимость от одного из нескольких перечисленных в законе обстоятельств. Эти гипотезы ориентируют правоприменительный орган на определение наличия или отсутствия этих условий в каждом конкретном случае.

Недостаточно определенные гипотезы описывают условия и обстоятельства реализации норм права лишь в общем виде и оставляют значительный простор для судебного и административного усмотрения в оценке конкретных условий и обстоятельств рассматриваемого дела.

По внутренней структуре и количеству условий реализации нормы выделяют:

а) Простая гипотеза — это гипотеза, в которой указано одно обстоятельство,  с   наличием   или   отсутствием   которого   связывается действие  юридической   нормы.  

б) Сложная (кумулятивная) гипотеза — это гипотеза, которая ставит действие нормы в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или более обстоятельств.

в) Альтернативная гипотеза — реализация правовой нормы ставится в зависимость от наличия одного из нескольких конкретных обстоятельств.

Можно выделить некоторые другие виды гипотез административно-правовой нормы:

по способу изложения: казуистичные и абстрактные;

• по назначению: общие и специальные.

 

Диспозиция 

     Диспозиция — это элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов. Диспозиция (от лат. dispositio — расположение) нормы выражает требование взаимно согласованного расположения (установления) прав и обязанностей сторон. Диспозиция — это модель правомерного поведения.

     Аналогично видам гипотез классифицируются и диспозиции правовых норм.

♦  По степени определенности различают:

> Абсолютно определенные диспозиции субъектов в случае вступления нормы в действие чрезвычайно точно фиксируют принадлежащие субъектам права и обязанности, устанавливают правило поведения.

> Относительно определенные диспозиции устанавливают рамки возможного поведения, выход за пределы которых не допускается, но в указанных пределах субъектам предоставляется право выбора наиболее выгодного для них варианта поведения. Эти диспозиции позволяют субъектам правоотношений уточнять права и обязанности в каждом конкретном случае.

> Частично определенные диспозиции   формулируют  правило   в общих   чертах   путем   употребления   оценочных   терминов   и   понятий, которые   нуждаются   в   раскрытии   применительно   к   обстоятельствам каждого отдельного юридического дела.

♦ В зависимости от вариантов законного поведения участников правоотношения, предоставленного нормой права:

а. Простые   диспозиции   только   называют   правило   поведения: дозволение  либо  запрет  —   и   не  дают  ему  сколько-нибудь  подробной характеристики, содержат один вариант поведения

б. Сложные — устанавливают несколько вариантов поведения субъектов правоотношения.

в. Альтернативные — указывают несколько взаимоисключающих вариантов поведения.

По способа выражения в нормативно-правовом акте

» Описательные диспозиции формулируют правило поведения и акцентируют внимание на основных признаках закрепленного правила.

» Отсылочные диспозиции не содержат полного описания правила поведения, а для его выяснения отсылают к другой норме этого же нормативного акта.

» Бланкетные диспозиции отсылают к иным нормативным актам либо данной, либо иных отраслей права, где сформулировано правило поведения участников отношений.

По степени обязательности варианта поведения:

= Императивная  диспозиция выражена в категорических предписаниях и действует независимо от усмотрения субъектов права (повелительно-властная).

= Диспозитивная диспозиция предписывает вариант поведения, но при этом  предоставляет  субъектам  возможность  в  пределах законных средств урегулировать отношения по своему   усмотрению (широкая автономия).

 

Санкция 

     Санкция — элемент нормы права, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию.

По характера последствий:

» Простые санкции — это санкции, где указывается только один вид наказания, к которому и следует прибегать.

» Сложные применяют одновременно несколько мер воздействия одновременно

» Альтернативные санкции предусматривают несколько видов наказания, из которых в зависимости от обстоятельств дела надо выбрать только один.

» Кумулятивные санкции — это санкции, при которых правоприменитель обязан соединить предложенные неблагоприятные правовые последствия, и не имеет права упустить хотя бы одно из них.

По способу охраны правопорядка

— правовосстановительные — направлены на принудительное исполнение обязанностей и восстановление нарушенных прав.

— карательные — предусматривают ограничение каких-либо прав нарушителя требований нормы, возложение на него специальных обязанностей или его официальное порицание.

— штрафные — являются особой разновидностью карательных санкций.

 

3. Способы изложения административных норм права

 

     Для более глубокого и разностороннего понимания структуры нормы права, равно как и ее составных частей, важное значение имеет рассмотрение способов изложения норм права. В правовой теории и практике довольно часто возникает вопрос о том, как располагаются нормы права в текстах (частях, разделах, статьях) нормативно-правовых актов, и в частности, как соотносится структура нормы права со структурой ее статей (пунктов). Анализ показывает, что возможны и в действительности существуют различные варианты.

     Формы изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов

Полная в статье излагаются все необходимые элементы правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция) без отсылок к другим статьям в статье содержатся не все элементы правовой нормы, но имеется отсылка к другим статьям этого же акта, где имеются недостающие сведения.

     Отсылочная в статье лишь называются правила, либо устанавливается ответственность за их нарушение, но сами правила поведения содержатся в других нормативных актах.

Прямой (полный) способ предполагает изложение всех трех элементов правовой нормы в статье нормативно-правового акта. Все составные части правовой нормы — гипотеза, диспозиция и санкция — полностью совпадают со структурой статьи или даже всего нормативно-правового акта.

     При отсылочном способе изложения в статьях нормативных актов содержатся не все структурные элементы правовой нормы, но имеется отсылка к другим статьям этого же акта. Для уголовного и некоторых других отраслей права довольно распространен способ изложения правового материала, при котором одни составные части нормы права формулируются в полном объеме, другие же — лишь в общем виде или вообще не раскрываются в данной статье а содержат отсылку к другой или к другим, родственным статьям.

     Бланкетный (открытый) способ изложения предполагает, что в статье может содержаться лишь один из элементов структуры нормы права, а другой или другие могут только подразумеваться.

Для уяснения содержания гипотезы или диспозиции и санкции необходимо обращение не к конкретной статье данного нормативно-правового акта, а предусматривается отсылка в самом общем виде к другому нормативно-правовому акту в целом или к его части, или к нескольким нормативным актам.  Отсюда следует необходимость различать норму права и статью закона. Это очевидно еще и потому, что в одной статье нормативного акта содержатся порой две, три нормы и более. Некоторые акты, например уголовно-правовые, специализируются на выражении санкций, обслуживающих нормы иных отраслей права.

     Норма права не выполнила бы своей регулятивной роли, если бы в ней отсутствовал какой-либо из названных структурных элементов. Поэтому законодатель при формулировании норм обязан выписать каждую часть особо или дать соответствующую отсылку, а тот, кто реализует норму, должен иметь в виду всю связь элементов нормы, с тем, чтобы юридически грамотно выстроить свои поступки.

 

Соотношение нормы права и статьи закона

     Структура нормы права — это законодательно-логическая категория, и вполне может не совпадать со словесной формулировкой нормативно-правового акта. Законодательная техника, требования простоты, компактности, логической стройности изложения, правовые традиции отрасли права выработали различные способы расположения элементов правовой нормы внутри нормативного акта либо нескольких, актов. Поэтому необходимо различать норму права и статью закона.

     Часто бывает, что в одной статье нормативного акта содержатся порой две, три нормы и более. Некоторые акты, например уголовно-правовые, специализируются на выражении санкций, обслуживающих нормы иных отраслей права. Правовые нормы излагаются в нормативных актах в их отдельных статьях. Но статья закона не обязательно содержит в себе все элементы правовой нормы.

     Способы выражения правовой нормы в статьях нормативных актов могут быть различных вариантов:

1. Норма права и статья нормативного акта совпадают между собой — это наиболее типичный случай. Тогда в одной статье сосредоточиваются все структурные части нормы права — гипотеза, диспозиция, санкция, но это не всегда.

2. Нормы права и статья нормативного акта не совпадают между собой, так как в статье содержатся отдельные элементы нормы, а другие ее элементы помещаются в   иных   статьях   данного   нормативного   акта (отсылочные нормы) или в иных нормативных актах (бланкетные нормы), этой отрасли права или в других отраслях права. Такой вариант как самый удобный имеет наибольшее распространение.

3. Одной статьей нормативного акта удается охватить несколько правовых норм. Такой вариант встречается сравнительно редко.

4. Одна норма права размещается в нескольких статьях;

5. Одна статья содержит общую диспозицию или гипотезу нескольких взаимосвязанных норм;

6. Одна статья содержит несколько гипотез и диспозиций;

7. Гипотеза и диспозиция размещаются в одной статье, а санкция — в другой.

www.webarhimed.ru

3.2. Структура административно-правовых норм | Электронная библиотека

Структура административно-правовых норм, предназначенных для регулирования нормальных управленческих отношений, состоит из гипотезы, диспозиции и санкции, а устанавливающих ответственность по административному праву — диспозиции и санкции.

Указанные элементы административно-правовой нормы имеют некоторые особенности.

Гипотеза — элемент административно-правовой нормы, выражающий условия, при наступлении которых необходимо руководствоваться данной нормой. Гипотеза может быть определенной (конкретной) для данной правовой нормы либо относительно определенной и общей для нескольких норм. Последний вид гипотезы особенно характерен для норм, устанавливающих компетенцию органов управления, должностных лиц. Она может содержаться в преамбулах нормативных актов, их статьях, определяющих назначение данного органа, и т. п. В этих случаях орган управления или должностное лицо сами решают вопрос о применении или неприменении обусловленных общей гипотезой правовых норм в зависимости от конкретных обстоятельств.

Диспозиция — это само правило поведения, выраженное в правовой норме. Она может быть определенной (например, найденный паспорт подлежит сдаче в органы внутренних дел) и относительно определенной (например, при необходимости для получения паспорта предоставляются документы, свидетельствующие о принадлежности к гражданству РФ).

Санкция — это мера государственного принуждения, предусмотренная за нарушение установленных нормой правил поведения. Санкциями являются меры административного принуждения (административные, дисциплинарные). Санкции могут быть определенными и относительно определенными. Иногда за нарушение может быть предусмотрено две или более санкций, но применяться они могут в количестве, определенном нормативными актами. Например, Федеральным законом «Об основах государственной службы РФ» за должностной проступок предусмотрены дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, строгого выговора, предупреждения о неполном служебном соответствии и увольнения. Однако за конкретный дисциплинарный проступок к нарушителю может быть применено лишь одно из указанных взысканий. При определенности элементов административно-правовой нормы субъекты отношений должны поступать в строгом соответствии с ее предписанием. При их относительной определенности субъекты могут выбирать вариант поведения в зависимости от обстоятельств, обозначенных, хотя и не исчерпывающим образом, в данной правовой норме.

libraryno.ru