Строй авторитарный – Авторитарный строй — Какой сейчас строй в нашей стране (России) — авторитарный или демократический? — 22 ответа

Содержание

Социологический словарь — значение слова Авторитарный Строй

Выражение «авторитарный» происходит от латинского слова auctoritas, от глагола augere, увеличивать, приумножать, прибавлять. Немецкий ученый Арнольд А. Т. Эрхардт считает, что термин  «аукторитас» является «настолько сложным, что он еще не разъяснен полностью филологами… Авторитет  не является чем-то самодостаточным, а средством для чего-то большего. Авторитет является… чисто духовной властью,  которая унижается каждый раз, когда она прибегает к помощи физической силы». (Христиане и авторитет. Журнал Di6genes, № 41, 1963). Немецкий философ Карп Ясперс дает следующие определения: «Ауктор — это тот, кто утверждает и поощряет нечто; аукторитас — это сила,  служащая для того, чтобы производить, поддерживать и увеличивать». 0днако, это отнюдь не физическая сила, и даже не чисто «мирской авторитет», ибо «всякий мирской авторитет неизбежно кончается потерей данного ему доверия», так как «претензия авторитета без трансцендентности ведет к послушанию без трансцендентности». (Karl Jaspers. Libertad у autoridad. Diоgenes № 1, Buenos Aires,1952). Первый авторитарный строй  был учрежден в момент основания Римской монархии (753 г. до Р. X.), а затем систематически развивался в Римской республике (начиная с 510 г. до Р. X). Этот строй выражался в Римском государстве наличием в нем учреждений, обладающих правом  на вето по отношению ко всем политическим актам, включая выборы и законы.  Это право понималось как залог для приумножения благоденствия государства. Таким образом, характерной отличительной чертой авторитарного строя является наличие в нем, наряду с учреждениями верховной власти (imperium) и управительной власти (potestas), также и органов обладающих авторитетом (auctoritas), для сдерживания всех этих властей. Цицерон, в своем труде  «О государстве» (De republica), говорит, что вся суть римской государственности заключается в учреждении самим ее основателем Ромулом «двух наивысших основ нашего государства», каковыми являются авгуры и сенат. Ортега-и-Гассет  обращает внимание на то, что Цицерон ставит на первое место авгуров, а не сенат. Этим лишний раз подтверждается, утверждает Ортега, что политика  неразрывно связана с народным религиозным мировоззрением, вернее — она из него вытекает, когда она легитимна: Такое поведение,  которое нам не позволяет жить легкомысленно, но заставляет нас вести себя с осторожностью по отношению к трансцендентной действительности, выявляет тот строгий смысл, который для римлян имело слово религия. .. Слово «augurium» обозначало только рост, приумножение, предприятие.  От него происходят auctoritas, augustus… Понятия верований и государства взаимно проникаются». (Оргега-и-Гасссет. О римской империи). Цицерон намекает на общий корень этих слов, утверждая, что «в государстве основной и самый важный правопорядок опирается на авторитет авгуров». («Maximum autem et praestantissimum in re publica ius est augurum cum auctoritate con-iunctum1. De legibus, 2, 31). «Аугурум», как и «аукторитас», происходит от augere, увеличивать, приумножать, прибавлять. На гравюре-портрете императора Петра Великого, сделанной в 1703 году Шхонбеком, имеется подпись указывающая именно на этот смысл: «Петр Первый император, присноприбавитель, царь и самодержец всероссийский». (Акад. М. М. Богословский. Петр Первый. Госполитиздат, 1948. Том 4-ый, стр. 466). А титул императоров Священной Римской Империи Германской Нации «Romani imperii semper Augustus» немцы и сегодня переводят как «Римской империи всегда увеличитель («des romischen Reiches allzeit Mehrer»). (Lateiniscne Zitate. Hildesheim, Gerstenberg Verlag, 1991). Для римского государственного сознания полностью легитимной была лишь такая политическая власть, которая не только обладала полным соборным признанием большинства и меньшинства (народа  и сената), но и была перманентно подтверждаема авторитетом тех двух учреждений, которые имели традиционное право на вето: сенаторами патрициями, то есть потомками первых основателей Рима, обладавших политическим авторитетом (auctoritas patrum) и авгурами, обладавших религиозным авторитетом. (О роли авгуров см. начало главы «Дух народа в «Народной монархии» И. Солоневича). Это и был авторитарный строй, в полном, точном и подлинном смысле этого слова. Ортега-и-Гассет определяет следующим образом этот авторитарный строй; «Город,  civitas, государство  для римлянина обозначало пространство, в котором никакой человек  не навязывает свою личную волю. В городе управляет только авторитет, и авторитет это закон для всех, анонимный в своих истоках и анонимный по своему содержанию». (Jose Ortega у Gasset. Una interpretad6n de la historia universal. Madrid. 1960, pag. 99). «Римляне не пустословили, позанимались утопиями. Они дел ал и коренное различие  между гражданским и ратным часом… между domi и militiae, то есть дома или в войске… В войске генерал или император обладал властью, которой никто не обладал в стенах города. В нем (в городе) царил только, как было сказано, авторитет, а авторитет это безличный закон». (Там же, стр.100 и 101). В свою очередь, Карл Ясперс утверждает: «Свобода  не имеет содержания без авторитета, которому она подчиняется. Авторитет не является подлинным, если он не пробуждает свободу. Свобода и авторитет идут вместе… свобода существует только вместе с авторитетом… Авторитет и свобода могут спастись в нашу эпоху только при условии допущения веры». (Там же). Именно такой авторитарный строй по-видимому, и имел ввиду Аристотель,  утверждая, что «в политиях … немногие обладают авторитетом, чтобы отвергать, но не утверждать, ибо для этого предложение всегда выносится на утверждение большинства». (Политика, 1299 а). Через два века, другой грек, известный историк Полибий назовет римское государственное устройство образцовым, так как оно является «смешанным устройством», включающим в себя элементы царской власти (консулы), аристократию (сенат) и демократию (народные собрания) . Можно добавить: и религиозные элементы, юридически четко обусловленные. Цицерон переводит греческий термин «полития» именем Римского государства: «республика». В республике «власть находится у народа, а авторитет у сената» (potestas in populo, auctoritas in senatu sit), чтобы в ней обеспечить согласие. «Я даю свободу народу, для того, чтобы хорошие имели и осуществляли авторитет.» Для того, чтобы «свобода существовала на деле, а не на словах» (in re, non verbo), она должна быть «доверена славнейшим учреждениям, чтобы уступать авторитету первейших». (Законы, III, 28, 38, 25). Во время  Октавиана (30 до Р. X. — 14 п. Р. X.) все эти элементы спиваются в одном лице, в том числе и политический и религиозный авторитет, что выражается в принятии им в 27 году до Р. X. году титула Augustus, одного корня с auctoritas и augur. В 12 году Август принимает также и титул «верховного понтифика» (pontifex maximum), то есть первосвященника. Это слияние преодолевается лишь после преображения языческой Римской империи в христианскую, при святом Константине Великом. А затем окончательно и формально при святом Юстиниане Великом, законом о Симфонии.

Смотреть значение Авторитарный Строй в других словарях

Строй 1 — построение
порядок
Словарь синонимов

Строй 2 — режим
Словарь синонимов

Авторитарный — авторитарная, авторитарное; авторитарен, авторитарна, авторитарно (фр. autoritaire) (книжн.). Властный, с непререкаемым авторитетом.
Толковый словарь Ушакова

Строй — м. ряд, порядок, расположенье, постановка сподряд, в черту, или иным условным образом. Дома строем стоять, по строю, в строю, а два строя делают улицу. Военный, строй, фронт;……..
Толковый словарь Даля

Авторитарный Прил. — 1. Характеризующийся беспрекословным подчинением власти одного лица; диктаторский. 2. Стремящийся утвердить свою власть, свое влияние; властный. // Свойственный такому человеку.
Толковый словарь Ефремовой

Строй… — 1. Начальная часть сложных слов, вносящая значение сл.: строительный (стройматериалы, стройплощадка, стройтрест, стройбатальон и т.п.). 1. Конечная часть сложных существительных,……..

Толковый словарь Ефремовой

Авторитарный — -ая, -ое; -рен, -рна, -рно. [от франц. autoritaire — властный]. Книжн.
1. Основанный на беспрекословном подчинении власти, авторитету. А-ая форма правления. А. строй.
2. Стремящийся……..
Толковый словарь Кузнецова

Авторитарный — (от лат. auctoritas — власть, влияние) — (1) основанный на беспрекословном подчинении власти, диктаторский; (2) властный. Авторитарное лидерство предполагает единовластное и……..
Политический словарь

Конституционный Строй — — система, экономических, политико-правовых и социальных отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и др. конституционно-правовыми актами определенного……..

Политический словарь

Первобытно- Общинный Строй — Первый, древнейший в истории человечества общественный строй (общественно-экономическая формация), для к-рого характерны: низкий уровень производительных сил и коллективная……..
Политический словарь

Рабовладельческий Строй — Общественно-экономическая, формация, основанная на эксплуатации труда рабов господствующим классом рабовладельцев. Р. с. возник в результате разложения первобытнообщинного……..
Политический словарь

Строй Политический — — система политико-государственного и политико- негосударственного устройства, характеризующаяся определенными взаимоотношениями политических институтов и политической……..

Политический словарь

Торговый Строй — — тип общества, в котором иерархия и стимуляция труда исходят из экономических принципов. Рыночная, либерально-демократическая система. Противоположен идеократии .
Политический словарь

Авторитарный Капитализм — экономическая
система, при которой основные
ресурсы находятся в частной собственности, а
правительство в широких масштабах направляет и регулирует экономические
процессы.
Экономический словарь

Авторитарный Режим — — основанный на утверждении собственной власти, беспрекословном ей подчинении, подавлении любого инакомыслия, использовании диктаторских методов управления.

Экономический словарь

Авторитарный Стиль Управления — (autocratic management style)-
форма управления, при которой
менеджер сосредотачивает в своих
руках всю полноту власти и не допускает других к участию в принятии решений………
Экономический словарь

Государственный Строй — —
система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и закрепляемых нормами конституционного (государственного)
права.
Понятие……..
Экономический словарь

Капитализм Авторитарный — экономическая система, когда при наличии частной собственности государство активно и в больших масштабах участвует в регулировании экономических процессов.

Экономический словарь

Строй — (нов.). Вторая часть новых сложных слов — названий строительств, напр. Волховстрой, Днепрострой, Свирьстрой, Беломорстрой, Метрострой.
Толковый словарь Ушакова

Конституционный Строй — — представленная в соответствующих
структурах государства и общества и их институтов и закрепленная нормами Основного
Закона и другими конституционно-правовыми……..
Экономический словарь

Общественный Строй — — в теории конституционного
права — исторически конкретная
система общественных отношений, т.е.
организация общества, обусловленная определенным уровнем……..
Экономический словарь

Строй — стро́я, о стро́е, в стро́е и в строю́; мн. стро́и, -ев и строи́, -ёв; м.
1. о стро́е, в строю́; строи́. Ряд солдат, шеренга; воинская часть, построенная рядами. Встать в с. Расхаживать……..
Толковый словарь Кузнецова

Строй… — Первая часть сложных слов. Вносит зн. сл.: строительный. Стройбригада, стройгруппа, стройкомитет, строймастер, стройматериал, стройотряд, стройплощадка, стройработы, стройтрест.
Толковый словарь Кузнецова

Авторитарный Капитализм — — экономическая система, при которой основные ресурсы находятся в частной собственности, а правительство в широких масштабах направляет и регулирует экономические процессы.
Юридический словарь

Авторитарный Режим — — политический режим, при котором государственная власть осуществляется одним лицом либо узким кругом лиц (правящей элитой) при минимальном участии населения. А.р. -……..
Юридический словарь

Государственный Строй — — система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и закрепляемых нормами конституционного права (государственного права). Г. с. является……..
Юридический словарь

Демократический Строй — — организация государственной жизни в соответствующей стране на демократических началах: широкие права и свободы граждан; политический плюрализм и многообразие общественных……..
Юридический словарь

Конституционный Строй — — система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами определенного……..
Юридический словарь

Монархический Строй — — форма правления в государстве, при которой во главе государства стоит монарх. Строго формально о монархическом строе можно говорить применительно к любому государству,……..
Юридический словарь

Общественный Строй — — 1) в широком смысле — система отношений, присущая обществу на конкретном этапе развития. О.с. в этом смысле характеризует организацию (государственную и негосударственную)……..
Юридический словарь

Посмотреть еще слова :

slovariki.org

Значение слова Авторитарный Строй – Социологический словарь

Выражение «авторитарный» происходит от латинского слова auctoritas, от глагола augere, увеличивать, приумножать, прибавлять. Немецкий ученый Арнольд А. Т. Эрхардт считает, что термин  «аукторитас» является «настолько сложным, что он еще не разъяснен полностью филологами… Авторитет  не является чем-то самодостаточным, а средством для чего-то большего. Авторитет является… чисто духовной властью,  которая унижается каждый раз, когда она прибегает к помощи физической силы». (Христиане и авторитет. Журнал Di6genes, № 41, 1963). Немецкий философ Карп Ясперс дает следующие определения: «Ауктор — это тот, кто утверждает и поощряет нечто; аукторитас — это сила,  служащая для того, чтобы производить, поддерживать и увеличивать». 0днако, это отнюдь не физическая сила, и даже не чисто «мирской авторитет», ибо «всякий мирской авторитет неизбежно кончается потерей данного ему доверия», так как «претензия авторитета без трансцендентности ведет к послушанию без трансцендентности». (Karl Jaspers. Libertad у autoridad. Diоgenes № 1, Buenos Aires,1952). Первый авторитарный строй  был учрежден в момент основания Римской монархии (753 г. до Р. X.), а затем систематически развивался в Римской республике (начиная с 510 г. до Р. X). Этот строй выражался в Римском государстве наличием в нем учреждений, обладающих правом  на вето по отношению ко всем политическим актам, включая выборы и законы.  Это право понималось как залог для приумножения благоденствия государства. Таким образом, характерной отличительной чертой авторитарного строя является наличие в нем, наряду с учреждениями верховной власти (imperium) и управительной власти (potestas), также и органов обладающих авторитетом (auctoritas), для сдерживания всех этих властей. Цицерон, в своем труде  «О государстве» (De republica), говорит, что вся суть римской государственности заключается в учреждении самим ее основателем Ромулом «двух наивысших основ нашего государства», каковыми являются авгуры и сенат. Ортега-и-Гассет  обращает внимание на то, что Цицерон ставит на первое место авгуров, а не сенат. Этим лишний раз подтверждается, утверждает Ортега, что политика  неразрывно связана с народным религиозным мировоззрением, вернее — она из него вытекает, когда она легитимна: Такое поведение,  которое нам не позволяет жить легкомысленно, но заставляет нас вести себя с осторожностью по отношению к трансцендентной действительности, выявляет тот строгий смысл, который для римлян имело слово религия. .. Слово «augurium» обозначало только рост, приумножение, предприятие.  От него происходят auctoritas, augustus… Понятия верований и государства взаимно проникаются». (Оргега-и-Гасссет. О римской империи). Цицерон намекает на общий корень этих слов, утверждая, что «в государстве основной и самый важный правопорядок опирается на авторитет авгуров». («Maximum autem et praestantissimum in re publica ius est augurum cum auctoritate con-iunctum1. De legibus, 2, 31). «Аугурум», как и «аукторитас», происходит от augere, увеличивать, приумножать, прибавлять. На гравюре-портрете императора Петра Великого, сделанной в 1703 году Шхонбеком, имеется подпись указывающая именно на этот смысл: «Петр Первый император, присноприбавитель, царь и самодержец всероссийский». (Акад. М. М. Богословский. Петр Первый. Госполитиздат, 1948. Том 4-ый, стр. 466). А титул императоров Священной Римской Империи Германской Нации «Romani imperii semper Augustus» немцы и сегодня переводят как «Римской империи всегда увеличитель («des romischen Reiches allzeit Mehrer»). (Lateiniscne Zitate. Hildesheim, Gerstenberg Verlag, 1991). Для римского государственного сознания полностью легитимной была лишь такая политическая власть, которая не только обладала полным соборным признанием большинства и меньшинства (народа  и сената), но и была перманентно подтверждаема авторитетом тех двух учреждений, которые имели традиционное право на вето: сенаторами патрициями, то есть потомками первых основателей Рима, обладавших политическим авторитетом (auctoritas patrum) и авгурами, обладавших религиозным авторитетом. (О роли авгуров см. начало главы «Дух народа в «Народной монархии» И. Солоневича). Это и был авторитарный строй, в полном, точном и подлинном смысле этого слова. Ортега-и-Гассет определяет следующим образом этот авторитарный строй; «Город,  civitas, государство  для римлянина обозначало пространство, в котором никакой человек  не навязывает свою личную волю. В городе управляет только авторитет, и авторитет это закон для всех, анонимный в своих истоках и анонимный по своему содержанию». (Jose Ortega у Gasset. Una interpretad6n de la historia universal. Madrid. 1960, pag. 99). «Римляне не пустословили, позанимались утопиями. Они дел ал и коренное различие  между гражданским и ратным часом… между domi и militiae, то есть дома или в войске… В войске генерал или император обладал властью, которой никто не обладал в стенах города. В нем (в городе) царил только, как было сказано, авторитет, а авторитет это безличный закон». (Там же, стр.100 и 101). В свою очередь, Карл Ясперс утверждает: «Свобода  не имеет содержания без авторитета, которому она подчиняется. Авторитет не является подлинным, если он не пробуждает свободу. Свобода и авторитет идут вместе… свобода существует только вместе с авторитетом… Авторитет и свобода могут спастись в нашу эпоху только при условии допущения веры». (Там же). Именно такой авторитарный строй по-видимому, и имел ввиду Аристотель,  утверждая, что «в политиях … немногие обладают авторитетом, чтобы отвергать, но не утверждать, ибо для этого предложение всегда выносится на утверждение большинства». (Политика, 1299 а). Через два века, другой грек, известный историк Полибий назовет римское государственное устройство образцовым, так как оно является «смешанным устройством», включающим в себя элементы царской власти (консулы), аристократию (сенат) и демократию (народные собрания) . Можно добавить: и религиозные элементы, юридически четко обусловленные. Цицерон переводит греческий термин «полития» именем Римского государства: «республика». В республике «власть находится у народа, а авторитет у сената» (potestas in populo, auctoritas in senatu sit), чтобы в ней обеспечить согласие. «Я даю свободу народу, для того, чтобы хорошие имели и осуществляли авторитет.» Для того, чтобы «свобода существовала на деле, а не на словах» (in re, non verbo), она должна быть «доверена славнейшим учреждениям, чтобы уступать авторитету первейших». (Законы, III, 28, 38, 25). Во время  Октавиана (30 до Р. X. — 14 п. Р. X.) все эти элементы спиваются в одном лице, в том числе и политический и религиозный авторитет, что выражается в принятии им в 27 году до Р. X. году титула Augustus, одного корня с auctoritas и augur. В 12 году Август принимает также и титул «верховного понтифика» (pontifex maximum), то есть первосвященника. Это слияние преодолевается лишь после преображения языческой Римской империи в христианскую, при святом Константине Великом. А затем окончательно и формально при святом Юстиниане Великом, законом о Симфонии.

vslovare.info

Чем отличается авторитарный режим от тоталитарного

Подавляющее большинство людей прекрасно разбираются в таких понятиях, как демократия и диктатура. Спросите об этом жителя самой глухой деревушки, имеющего среднее образование, и он легко даст определения упомянутых слов и укажет, какая между ними разница. Но далеко не каждый, даже весьма образованный индивидуум сумеет внятно объяснить,чем отличается авторитарный режим от тоталитарного. Для многих людей оба слова являются синонимами. Однако это не так, и в данной статье мы подробно об этом расскажем.

Формулировки

Авторитаризм (авторитарный режим) – явление, суть которого заключается в концентрации власти в пределах одной группы единомышленников или же в руках одного человека. Какая-либо серьезная оппозиционность к власти невозможна или же носит декоративный характер. Однако в неполитических областях жизни государства (культура, частная жизнь, экономика и ряд других сфер) возможно свободное проявление личности и творчества. Главное правило – чтобы эта относительная свобода не затрагивала действующую власть в негативном плане.

Кстати, обычно любой авторитарный режим рано или поздно приходит к формату единоличной диктатуры, даже если он начинался с власти определенной группы лиц. Государства с авторитарным строем существовали всегда и в больших количествах. Не исключение и сегодняшнее время, например: Марокко, Саудовская Аравия – яркие представители абсолютистских монархий; военные режимы недавнего прошлого – генерал Перон в Аргентине, Чили во главе с Пиночетом.

Тоталитарный режим можно образно назвать «сыном авторитаризма», так как практически он является дальнейшей стадией его (авторитарного режима) развития. В тоталитарном государстве у власти всегда находится один человек, обладающий правами «бога», и неважно, как его называют – диктатор, царь, вождь, фюрер или генеральный секретарь. Хотя внешне может существовать некое подобие коллективного управления. Яркий пример– ЦК КПСС в нашем недавнем прошлом, где вся реальная власть на деле была сосредоточена в руках генсека партии.

При тоталитаризме власть стремится к полноценному контролю над всеми сферами жизни общества, вплоть до мыслей. Любое инакомыслие, мнение, отличное от «царского», рассматривается как преступление против государства и карается властью, причем зачастую с крайней жестокостью. Классическими представителями тоталитаризма считаются политические режимы Адольфа Гитлера в Германии, Иосифа Сталина в СССР и Бенито Муссолини в Италии, и это далеко не полный список.

Приведем два типичных примера, характеризующих данные политические режимы.

к содержанию ↑

Германия, Германия превыше всего

В середине 20-го столетия к власти в разбитой и разоренной Германии (после поражения в 1-й Мировой войне) пришла Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (НСДАП). В первые несколько лет власть национал-социалистов представляла собой авторитарное правление, главной целью которого было поднятие экономики и укрепление военной мощи государства. Однако очень быстро власть сосредоточилась в руках одного человека – фюрера (вождя) партии Адольфа Гитлера. С этого момента стартовала стадия стремительного перерождения авторитаризма в тоталитаризм. Интересно, что сам период авторитарного правления был настолько невнятным и смазанным, что историки обычно его упоминают вскользь, как факт, не заслуживающий серьезного научного исследования.

Началось повсеместное и насильственное насаждение нацистской идеологии, создание мощнейшего полицейско-идеологического аппарата для тотального контроля над гражданами Германии, причем проживающими не только на территории Рейха, но и вне его пределов. В стране регламентировалось и контролировалось практически все возможное и невозможное. Культура, медицина, спорт – все области деятельности человека попали под жесткий, неусыпный надзор. Германия превратилась в хорошо отлаженную машину, где каждый винтик знал свое место и свою задачу. К счастью, этот монстр просуществовал очень недолго, но бед всему человечеству принес немало.

к содержанию ↑

В Сантьяго идет дождь

В 1973 году 11 сентября с этой кодовой фразы в Чили начался военный мятеж под предводительством генерала Аугусто Пиночета. Мятеж был кровавым и успешным. В южно-американской республике на долгие годы воцарилась военная хунта. Однако режим Пиночета никоим образом нельзя назвать тоталитарным. Да, это была диктатура; да, группа военных полностью присвоила себе право распоряжаться судьбой целой страны; да, любые попытки сопротивления жестоко подавлялись. Но в то же время была дана полная свобода экономике. Частному бизнесу включили зеленый свет. Разрешалось все, что шло на пользу государству. Появился даже термин «чилийское чудо». Сейчас идет много споров по поводу того, была ли эффективна чилийская экономическая модель или это была обычная «пирамида», которая в конце концов рухнула. Однако речь в нашей статье идет не об этом. Главным остается тот факт, что власть не вмешивалась в бизнес, экономику, медицину, спорт, что совершенно невозможно при тоталитарном режиме.

к содержанию ↑

Сравнение. Окончательный вердикт.

к содержанию ↑

Идеология

При авторитарном режиме роль идеологии вторична. Главная задача властей –заставить граждан выполнять поставленные задачи, которые, как правило, вполне понятны и приемлемы для большинства населения.

Тоталитарному режиму нужна четкая и всеобъемлющая идеология. Она требуется для обоснования преступлений, очень часто совершаемых «вождями-фюрерами» против собственного народа. Она должна подводить оправдательную базу под преступления, которые зачастую совершаются против других народов. Она нужна для зомбирования людей в нужном ключе. Без идеологии такой политический строй долго не протянет.

к содержанию ↑

Оппозиция

Люди, думающие иначе, не нравятся ни одному из описываемых режимов власти. Однако авторитаризм позволяет иметь оппозицию, если она напрямую не угрожает существующим порядкам. Такие оппоненты получили название «карманная оппозиция». В большинстве случаев это деятели, которые в молодости искренне хотели «перевернуть мир», но со временем власть доказала им бесперспективность борьбы против нее. И бывшие «потрясатели основ» тихо и мирно перешли на содержание правящего политического режима, регулярно проводя безобидные акции протеста и подавая голос по команде сверху.

Совсем иное отношение к таким товарищам у тоталитарной власти. Мысль о том, что кто-то может что-то сказать против существующей «линии партии», приводит режим в ярость. Любой «смутьян» немедленно наказывается, причем очень часто с крайней жестокостью – «чтобы другим неповадно было». Поэтому появление оппозиции, даже «карманной», при тоталитаризме невозможно. Она просто не успеет вырасти.

к содержанию ↑

Свобода

И здесь оба режима очень схожи. Однако отличие авторитарного режима от тоталитарногов этом вопросе имеет место, и довольно существенное.

Авторитаризм допускает определенную независимость личности в частной жизни и по направлениям, которые никак не связаны с политикой и порядками, установленными властью. Это касается в первую очередь экономики, спорта, медицины и некоторых других областей деятельности человека. Однако культура, духовные сферы уже подвергаются жесткой цензуре на предмет критики существующей власти.

Тоталитарный режим все держит под жесточайшим контролем. Сама его суть не позволяет, чтобы обычный гражданин вышел за рамки жестко установленных правил и порядков. Все должно быть строго расписано и зарегламентировано. Режим растит безынициативных и тупых исполнителей его, порой самых чудовищных, приказов.

к содержанию ↑

Вождь

Вожди присутствуют и там и там. Однако в авторитарном формате роль лидера не таквелика, как при тоталитарном режиме. Главное поле деятельности авторитаризма – политика, политическое устройство государства. И, поскольку «царь» не вмешивается в частную жизнь граждан, его влияние на их умы не слишкомсильно – соответственно и отношение сограждан к своему лидеру гораздо более критично, чем у его оппонента (при тоталитаризме). Известны случаи, когда граждане искренне презирали своего лидера и смеялись над ним. Кстати, это явление встречается и на постсоветском пространстве, где некоторые республики развалившегося СССР представляют собой типичные авторитарные формирования, лидеры которых не особо пользуются уважением народа.

В тоталитарном государстве вождь – это совсем другая ипостась. Мы не зря употребили этот религиозный термин, ведь зачастую лидеры таких государств обожествляются еще при жизни. Достаточно вспомнить Сталина и Гитлера. Обязательная черта вождей тоталитаризма – сильная харизма. Народ должен искренне любить своего вождя-фюрера и верить в него. Именно на этом основано построение тоталитарной власти. Вспомните любое тоталитарное государство. Всегда в первом акте тоталитарного спектакля на сцене присутствует сильный, авторитетный лидер, который закладывает основы будущей абсолютной власти и берет под контроль всю страну в прямом и переносном смысле. В дальнейшем лидеры начинают слабеть и вырождаться, в результате финальная сцена у всех подобных режимов одинакова – полный крах.

к содержанию ↑

Закон

Закон и порядок являются залогом благополучия любого государства. К сожалению, эта аксиома очень плохо воспринимается обоими режимами. Правда, авторитарная система еще более-менее поддерживает законность в областях, которые не затрагивают ее прямых интересов, – о них мы уже не раз упоминали, поэтому не будем повторяться. В сокровенной области для любого авторитарного государства – в политической системе – конституция, юридическое право отходят на десятое место. На первое место выходят политические интересы правящей элиты и ее лидера. И они соблюдаются без всякой оглядки на законы.

У любителей тоталитаризма дела обстоят еще хуже. Здесь закон является не более чем ширмой, дымкой, прикрывающей абсолютное беззаконие. В любой области, в любом вопросе, если власть сочтет вас потенциальной угрозой, вы будете беспощадно раздавлены. Причем любое, самое чудовищное решение будет прикрыто идеологией, сказками об угрозе безопасности государству, вождю (любимая тема тоталитарного режима). Пытки, казни, похищения и убийства неугодных – вот далеко неполный арсенал «законных» действий тоталитарной системы. Увольнение с работы без права на трудоустройство, психиатрическая больница, высылка из страны, лишение всех материальных и социальных благ считаются уже чуть ли не демократическим воздействием на преследуемых. Личность, подвергшаяся таким наказаниям, должна быть счастлива и благодарить власть за проявленную мягкость.

Действия подобных режимов в исполнительной части законодательства уже давно получили меткую характеристику – государственный терроризм. Ну что же, сведем все вышеописанное в одну краткую таблицу.

Авторитарный режимТоталитарный режим
Идеология может быть, а может и не быть. В любом случае она не приоритетОбязательное наличие идеологии. Причем это один из «китов» режима
Оппозиция –нежелательный, но вполне допустимый элемент, при условии ее политической беззубостиОппозиции не может быть в принципе
Разрешение некоторой независимости от власти в неполитических сферахТотальный контроль «всего и вся». Никаких свобод, ни в каких областях
Лидер может быть, как глубокоуважаемый, так и глубокопрезираемыйНа начальном этапе обязательное наличие харизматичного лидера, пользующегося истеричной «всенародной любовью»
Жесткое отношение к гражданам, но без излишней жесткости и беспредела, с соблюдением минимальной законностиГосударственный терроризм как основной инструмент воздействия на инакомыслящих. Законность носит чисто декоративный характер
к содержанию ↑

Заключение

Надеемся, что внимательный и вдумчивый читатель понял из нашей статьи, в чем разница между авторитарными тоталитарным режимом. Напоследок хотим заметить, что обе системы правления регрессивны и неэффективны. В конечном итоге такие методы правления приводят к революциям, войнам и нередко к гибели самого государства, а то и целого народа. История просто изобилует подобными примерами.

Однако, к сожалению, следует признать, что обе системы очень живучи, и вызвано это не объективными факторами, а несовершенством человеческой личности, ее внушаемостью и верой в пустые слова. Будем надеяться, что дальнейшее развитие человечества приведет к полному исчезновению этих государственных атавизмов из нашего мироустройства.

thedifference.ru

авторитарный строй | ЭХО России

Очередное эпохальное общение президента Путина с народом России состоялось. На все многочисленные вопросы последовали бодрые ответы. Ибо для постоянных зрителей основных российских телеканалов главное — как отвечают, а не что. Народ получил заряд, которого должно хватить до следующей «Прямой линии» в 2014 году.

Действительно заслуживающим внимания в этом году был вопрос Алексея Венедиктова о «сталинских нотках»: о нарастающем числе политических процессов, о большом числе людей, которых подозревают в том, что они — иностранные агенты, о законах, резко сужающих свободу общения, в частности в интернете.«Скажите, пожалуйста, вы действительно считаете, что Россия в XXI веке с помощью приемов таких, эффективного менеджера Сталина, может быть передовой державой?» — закончил свой вопрос Венедиктов.

Путин такначал свой ответ: «Мы с вами неоднократно дискутировали по всем этим вопросам. Я не считаю, что здесь есть какие-то элементы сталинизма. Сталинизм связан с культом личности и с массовыми нарушениями закона, с репрессиями и лагерями. Ничего подобного в России нет и, надеюсь, уже больше никогда не будет. Общество просто у нас другое, и никогда этого не допустит».

Конечно, все зависит от того, как определять сталинизм. Но даже если встать на позицию Путина, можно согласиться только с одним: культа личности сейчас нет. По крайней мере, за неодобрительные слова в адрес Владимира Владимировича пока что не сажают. Что касается остального, то Владимир Владимирович сильно лукавит. Нарушения закона носят массовый характер, если иметь в виду повсеместные фальсификации на выборах, злоупотребления служебным положением представителей власти на местах, поборы с малых предпринимателей, рейдерство со стороны правоохранителей, преследование за малейшую критику в адрес властей в небольших, средних городах, в столицах субъектов Федерации. Репрессии давно уже стали неотъемлемой частью жизни в регионах России: да, расстрелов нет и громадных сроков тоже, н

ehorussia.wordpress.com

Что такое авторитаризм: определение, признаки и особенности

Согласно определению, авторитаризм – один из основных видов политических режимов. Он является промежуточной ступенькой между тоталитаризмом и демократией, объединяя в себе черты этих двух систем.

Признаки

Чтобы понять, что такое авторитаризм необходимо выделить его признаки. Всего их несколько. Первый – это самовластие или автократизм. Иначе говоря, человек или группа лиц, вставшая у руля государства, берет под контроль все рычаги управления страной и не отдает их конкурентам, как это, например, делается при демократических выборах.

Авторитарная власть ничем не ограничена. Граждане не могут контролировать ее, даже если по закону их мнение что-то значит. Такие документы как конституция меняются по усмотрению власти и приобретают комфортный для нее вид. Например, по закону устанавливается неограниченное количество сроков, которое глава государства может занимать свою должность.

Единоличная власть

Важнейшие признаки авторитаризма заключаются в ее стремлениях опираться на силу – потенциальную или реальную. Подобному режиму совсем необязательно устраивать репрессии – он может пользоваться популярностью среди народа. Однако в случае необходимости такая власть всегда сможет силовыми методами заставить неподконтрольных граждан подчиниться.

Что такое авторитаризм? Это недопущение какой-либо конкуренции или оппозиции. Если режим существует уже много лет, то однообразие станет нормой, а общество теряет потребность в альтернативе. В то же время авторитаризм допускает существование профсоюзов, партий и других общественных организаций, но только в том случае если они полностью управляемы и являются декорацией.

Еще одна важная характеристика – отказ от повсеместного контроля над обществом. Власть в основном занята тем, что обеспечивает собственное выживание и ликвидирует угрозы, направленные против нее. Государство и общество в такой системе могут жить в двух параллельных мирах, где чиновники не вмешиваются в личную жизнь граждан, но и не позволяют лишить себя должностей.

Бюрократия

Классический авторитаризм страны наступает в тот момент, когда политическая элита становится номенклатурой. Иначе говоря, она отказывается от собственной ротации путем конкурентной борьбы на выборах. Вместо этого чиновники назначаются указами сверху. В результате возникает номенклатурная, вертикальная и замкнутая среда.

Из всех признаков, характеризующих, что такое авторитаризм, одним из самых наглядных является слияние всех ветвей власти (судебной, исполнительной и законодательной) в одну. Подобные режимы отличаются популизмом. Риторика «отцов нации» основывается на мысли о необходимости объединения всей страны вокруг существующего строя. Во внешней политике подобные государства ведут себя агрессивно и империалистически, если для этого достаточно ресурсов.

Авторитаризм не способен существовать без авторитета. В его качестве может выступать харизматичный лидер или организация (партия), которая к тому же является символом (суверенитета, великого прошлого и т. п.). В этих чертах и заключаются основные признаки авторитаризма. При этом в каждой такой стране есть свои уникальные особенности.

Причины возникновения

Чтобы нагляднее проиллюстрировать, что такое авторитаризм, необходимо перечислить его самые показательные примеры. Это деспотии Древнего Востока, античные тирании, абсолютные монархии в эпоху Нового времени, империи XIX века. История демонстрирует великое множество форм данного явления. Это означает, что политический авторитаризм способен сочетаться с самыми разными системами: феодализмом, рабовладением, социализмом, капитализмом, монархией и демократией. Из-за этого крайне сложно вычленить универсальное правило, по которому возникает подобный строй.

Чаще всего предпосылкой к зарождению авторитаризма в стране является политический и социальный кризис общества. Такая ситуация может сложиться при переходном периоде, когда ломаются устоявшиеся традиции, исторический уклад и образ жизни. Подобный процесс может охватить период, за который меняется одно – два поколения. Люди, не приспособившиеся к новым условиям жизни (к примеру, возникшим в результате экономических реформ), стремятся к «крепкой руке и порядку», то есть единоличной власти диктатора.

Вождь и враги

Такие явления, как авторитаризм и демократия несовместимы. В первом случае маргинализованное общество делегирует все принципиально важные для жизни страны решения одному человеку. В авторитарной стране фигура вождя и государство олицетворяют единственную надежду на лучшую жизнь для людей, оказавшихся на дне социальной лестницы.

Также обязательно появляется образ непременного врага. Это может быть некая социальная группа), общественный институт или целая страна (нация). Возникает культ личности вождя, на которого возлагаются последние надежды о выходе из кризиса. Есть и другие особенности, которыми отличается авторитаризм. Режим такого толка усиливает значение бюрократии. Без нее невозможно нормальное функционирование исполнительной власти.

Разные примеры авторитаризма имели место в истории. Они играли различные роли в историческом процессе. Например режим Суллы в Древнем Риме был консервативным, власть Гитлера в Германии – реакционной, а периоды правления Петра I, Наполеона и Бисмарка – прогрессивными.

Современный авторитаризм

Несмотря на повсеместный прогресс, даже сегодня мир так и не стал окончательно демократическим. Продолжают существовать государства, основой которых является авторитаризм. Власть в таких странах кардинально отличается от образцовых западноевропейских систем. Показательным примером подобной разницы является так называемый «третий мир». В него входят страны Африки, Латинской Америки и других регионов мира.

«Черный континент» до недавнего времени (вплоть до второй половины XX века) оставался колониальной базой для европейских метрополий: Великобритании, Франции и т. д. Когда африканские страны получили независимость, они переняли у Старого Света демократическую модель. Однако она не сработала. Почти все африканские государства со временем превратились в авторитарные режимы.

Отчасти эта закономерность объясняется традициями восточного общества. В Африке, Азии, а также в меньшей степени в Латинской Америке ценность человеческой жизни и самостоятельности личности никогда не была на высоте. Каждый гражданин там считается частью общего целого. Коллективное важнее личного. Из этой ментальности и возникает авторитаризм. Определение подобного режима говорит о том, что оно лишает общество свободы. Сделать это гораздо проще там, где самостоятельность никогда не считалась чем-то ценным.

Отличия от тоталитарного режима

Являясь промежуточной ступенью, авторитаризм гораздо больше похож на тоталитаризм, чем на демократию и свободное общество. В чем в таком случае заключается разница между этими диктатурами? Авторитаризм направлен «вовнутрь». Его доктрина распространяется только на собственную страну. Тоталитарные же режимы одержимы утопической идеей о переустройстве всего мира, таким образом, влияя не только на жизнь собственных граждан, но и на существование соседей. Например немецкие нацисты мечтали очистить Европу от «неправильных» народов, а большевики собирались устроить интернациональную революцию.

При тоталитаризме строится идеология, согласно которой в обществе должно быть переделано все: от быта до отношений с окружающими. Таким образом, государство грубо вмешивается в человеческую частную жизнь. Оно играет роль воспитателя. Авторитарный режим, напротив, старается деполитизировать массы – привить им привычку не интересоваться политикой и общественными отношениями. Люди в подобной стране отличаются слабой информированностью (в отличие от тоталитаризма, где все мобилизованы).

Общество мнимой свободы

При авторитаризме власть фактически узурпирована, но элита все равно сохраняет видимость демократии. Остается парламент, формальное разделение властей, партии и другие атрибуты свободного общества. Такая диктатура может мириться с некоторыми внутренними социальными конфликтами.

В авторитарной стране сохраняются влиятельные группы (военные, бюрократия, промышленники и т. д.). Защищая собственные интересы (особенно экономические), они могут блокировать нежелательные для них решения. Тоталитаризм ничего подобного не подразумевает.

Влияние на экономику

Авторитарная власть стремится сохранить традиционную и привычную сословную, классовую или племенную структуру общества. Тоталитаризм, напротив, полностью меняет страну согласно своему идеалу. Прежняя модель и внутренние перегородки обязательно разрушаются. Ликвидируется социальная дифференциация. Классы становятся массами.

Власти в авторитарных странах (например в Латинской Америке) осторожно относятся к экономическому укладу. Если править начинают военные (хунта), они становятся скорее контролерами специалистов. Вся экономическая политика строится согласно сухой прагматике. Если приближается кризис и он угрожает власти, тогда начинаются реформы.

fb.ru

Авторитарные режимы: понятие, признаки и типы

Авторитарные режимы можно рассматривать как некий «компромисс» между демократическими и тоталитарными политическими системами. По данным исследования, которое было проведено в 1992 году международной организацией «Дом Свободы» (Freedom House), из 186 стран мира лишь 75, с точки зрения демократии, являются «свободными», 38 – «несвободными», а 73 – «свободными частично». При этом Россия попадает в последнюю категорию, а значит, ее политическое устройство также может считаться авторитарным. Так ли это на самом деле? Давайте вместе попробуем в этом разобраться.

Авторитарные режимы: понятие и условия возникновения

Все в нашей жизни развивается циклически, в том числе и устройство общества. Являясь переходной формой от тоталитаризма к демократии, авторитарные режимы часто возникают в странах, где одновременно со сменой общественного строя происходит ярко выраженная поляризация политических сил. Нередко они формируются там, где наблюдаются длительные политические и экономические кризисы, преодоление которых демократическим путем весьма проблематично. Авторитарные режимы часто стартуют при чрезвычайных условиях, когда в стране требуется навести порядок и обеспечить обществу нормальные условия жизни. Один человек или небольшая группа людей концентрирует в своих руках главные функции политической власти, существование оппозиции если и допускается, то с весьма ограниченными возможностями действия. В СМИ действует жесткая цензура, властвующие организации контролируют общественные, участие населения в управлении страной сведено к минимуму. При этом авторитарные режимы допускают существование представительских органов, могут проводиться обсуждения, референдумы и т. п. Однако результаты голосований часто фальсифицируются, а общественное мнение в СМИ «фабрикуется» органами власти, т. е. обществу навязывается определенная идеология. Свободы и права гражданина хоть и провозглашаются, но реально государство их не обеспечивает. Для того чтобы сохранить свое существование, авторитарные режимы подчиняют себе суды и силовые структуры. Государственное управление производится в основном при помощи командных и административных методов, в то же время массовый террор отсутствует.

Виды и примеры авторитарного режима

Данный тип устройства имеет множество разновидностей, основными из которых являются тиранический, деспотический, военный и клерикальный. В первом случае власть узурпируется одним человеком, который осуществляет единоличное правление. В далекие времена он был сильно распространён в Греции, а в современном мире неприемлем. Деспотический режим отличается «неограниченностью» власти и характерен для стран с абсолютистской монархией. Ярким его примером является период царствования в России Ивана Грозного, а также правление Петра I. Такой режим — пережиток прошлого. Клерикальный (теократический) режим базируется на господстве религиозных лидеров, которые сосредотачивают в своих руках как светскую, так и духовную власть. В качестве примера можно привести Иран. Военно-диктаторский или просто военный режим основан на власти высшей военной элиты, захватившей правление в результате переворота. Господствующей социально-политической силой становится армия, которая и реализует как внешние, так и внутренние функции государства. Страны с авторитарным режимом такого типа – это Ирак при правлении С. Хуссейна, Мьянма, а также ряд стран Тропической Африки.

fb.ru

определение, признаки, характеристики :: BusinessMan.ru

Когда мы слышим про авторитарный политический режим, то большинство людей воспринимает данное понятие как сугубо негативное. Принято смешивать авторитаризм и тоталитаризм. Но на самом ли деле эти понятия тождественны? Или между ними все-таки существенная разница? Давайте выясним, что представляет собой авторитарный режим.

Определение термина

Авторитарный политический режим представляет собой практически неограниченную форму власти одного человека или группы лиц с сохранением видимости некоторых демократических институтов. Также при нем может сохраняться часть свобод для населения в экономике, духовной жизни или в другой сфере, если эти свободы не несут угрозу самому режиму.

В авторитарных государствах важную роль играет готовность самого общества подчиняться авторитету лидеров или диктатора.

Классификация политических режимов

Для того чтобы уяснить место авторитаризма среди других политических режимов, нужно обратить внимание на их классификацию. Существует множество видов форм управления государством. Среди них доминируют три вида: авторитарный, тоталитарный, демократический политические режимы. Кроме того, отдельно выделяют анархию, которая определяется как безвластие.

Демократический режим в идеальной форме характеризуется максимальным участием народа в управлении государством и в сменяемости власти. Тоталитарная система, наоборот, отмечается полным контролем власти над всеми областями жизни и деятельности граждан, которые, в свою очередь, не принимают участия в решении государственных вопросов. Причем власть зачастую фактически узурпирует один человек или группа лиц из узкого круга.

Авторитарный режим представляет собой что-то среднее между демократическим и тоталитарным. Многие политологи представляют его в виде компромиссного варианта этих систем. Об особенностях авторитаризма и отличиях его от других политических режимов мы поговорим далее.

Отличия между авторитарным и демократическим режимами

Авторитарный и демократический режим имеют очень много различий, но и общие моменты между ними тоже есть.

Главное отличие авторитаризма от демократии заключается в том, что народ фактически отстраняется от управления страной. Выборы и референдумы, если они проводятся, носят чисто формальный характер, так как их результат заведомо предрешен.

В то же время при авторитаризме может существовать плюрализм, то есть многопартийность, а также иметь место сохранение демократических институтов, которые по-прежнему продолжают функционировать, что создает иллюзию управления страной народом. Именно это и роднит авторитарный и демократический политический режим.

Отличия авторитаризма от тоталитаризма

Если различия авторитаризма от демократии видны невооруженным глазом, то отличить его от тоталитаризма труднее. Но все-таки тоталитарный и авторитарный политические режимы существенно отличаются друг от друга.

Главное отличие состоит в том, что при авторитаризме основой власти являются личные качества лидера или группы лидеров, которые сумели захватить рычаги управления государством. Тоталитаризм, наоборот, основывается на идеологии. Зачастую тоталитарных лидеров выдвигает правящая верхушка, которая может прийти к власти даже демократическим путем. Таким образом, при авторитаризме роль лидера куда выше, чем при тоталитаризме. Например, авторитарный режим может пасть со смертью лидера, но конец тоталитарной системе может положить только общий упадок структуры управления либо военная интервенция третей стороны.

Как было сказано выше, тоталитарный и авторитарный режимы разнятся ещё и тем, что у первого зачастую полностью отсутствуют демократические институты, а при авторитаризме они могут существовать, хотя и носить, по большому счету, декоративную функцию. Также авторитарный режим, в отличие от тоталитарного, может разрешать функционирование различных политических партий, и даже умеренной оппозиции. Но, тем не менее, реальные силы, способные нанести вред правящему режиму, и при авторитаризме, и при тоталитаризме находятся под запретом.

Кроме этого, эти две системы объединяет ещё и то, что в них отсутствует реальная демократия и возможность народа управлять государством.

Признаки авторитарной системы

Авторитарный режим власти имеет ряд признаков, которые отличают его от остальных политических систем. Именно они позволяют отмежевать данный тип управления от других форм государственного управления, существующих в мире. Ниже мы разберем основные признаки авторитарного режима.

Одним из главных признаков данной системы является форма правления в виде автократии, диктатуры или же олигархии. Это подразумевает фактическое управление государством одним человеком или ограниченной группой лиц. Доступ простых граждан в данную группу либо полностью невозможен, либо существенно ограничен. Это фактически означает то, что управление государством стает неподконтрольным народу. Всенародные выборы в органы власти если и проходят, то носят чисто номинальный характер, с наперед предрешенным исходом.

Авторитарный режим отличается также монополизацией управления государством одним человеком или определенной политической силой. Это позволяет фактически контролировать и управлять всеми ветвями власти – исполнительной, законодательной и судебной. Чаще всего именно представители исполнительной власти узурпируют функции других структур. В свою очередь, данный факт ведет к усилению коррумпированности верхушки общества, так как фактически органы управления и контроля представляют одни и те же лица.

Признаки авторитарного политического режима выражаются в отсутствии реальной оппозиции. Власть может допустить наличие «ручной» оппозиции, которая выступает в роли ширмы, призванной свидетельствовать о демократичности общества. Но на самом деле такие партии, наоборот, ещё больше укрепляют авторитарный режим, фактически служа ему. Те же силы, которые способны реально противостоять власти, не допускаются к политической борьбе и подвергаются репрессиям.

Существуют признаки авторитарного режима и в сфере экономики. Прежде всего они выражаются в контроле людей, находящихся у власти и их родственников, над крупнейшими предприятиями страны. В руках этих людей концентрируется не только политическая власть, но и управление финансовыми потоками, направленное на их личное обогащение. Человек, не имеющий связей в высших кругах, даже при наличии хороших деловых качеств не имеет шансов стать финансово успешным, так как экономика монополизируется власть держащими. Впрочем, данные черты авторитарного режима не являются обязательным атрибутом.

В свою очередь, в авторитарном обществе руководство страны и члены их семей находятся фактически над законом. Их преступления замалчиваются и остаются безнаказанными. Силовые структуры страны и правоохранительные органы насквозь коррумпированы и не подконтрольны обществу.

В то же время авторитарный государственный режим зачастую отказывается от массовых репрессий. Репрессивные действия носят точечный характер и направлены они на конкретных лиц, решивших себя противопоставить власти.

К тому же данная система власти не стремится полностью контролировать общество. Авторитарный режим концентрирует свое внимание на абсолютном политическом и значительном экономическом контроле, а в сфере культуры, религии и образования предоставляет существенные свободы.

В авторитарном государстве декларируется защита прав и свобод человека, но на практике данная доктрина не соблюдается.

Основной метод управления страной, который применяется при авторитарном режиме – командно-административный.

При авторитаризме коррупция зачастую разъедает не только верхушку власти, но и все общество в целом.

Нужно отметить, что для того, чтобы судить о системе управления как об авторитарной, не обязательно наличие всех вышеперечисленных признаков. Для этого достаточно нескольких из них. В то же время существование одного из данных признаков не делает автоматически государство авторитарным. По сути, нет четких критериев, по которым можно было бы сделать разграничение между авторитаризмом и тоталитаризмом с демократией. Но наличие в государстве большинства из выше описанных факторов уже служит подтверждением того, что система управления является авторитарной.

Классификация авторитарных режимов

Авторитарные системы в различных странах могут принимать разнообразные формы, зачастую внешне непохожие друг на друга. В связи с этим принято разделять их на несколько типологических видов. Среди них можно выделить следующие:

  • абсолютистская монархия;
  • султанистский режим;
  • военно-бюрократический режим;
  • расовая демократия;
  • корпоративный авторитаризм;
  • посттоталитарные режимы;
  • постколониальные режимы;
  • социалистический авторитаризм.

В дальнейшем мы подробнее остановимся на каждом из представленных выше видов.

Абсолютистская монархия

Данный вид авторитаризма присущ современным абсолютным и дуалистическим монархиям. В таких государствах власть передается по наследству. Монарх имеет либо абсолютные полномочия по управлению страной, либо слабо ограниченные.

Основные примеры авторитарного режима подобного типа – это Непал (до 2007 года), Эфиопия (до 1974 года), а также современные государства Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ, Бахрейн, Кувейт, Марокко. Причем последняя страна является не абсолютной монархией, а типичной конституционной (дуалистической). Но, несмотря на это, власть султана в Марокко настолько сильна, что эту страну можно относить к авторитарным государствам.

Султанистский режим

Данный вид авторитарного режима назван так потому, что власть правителя в странах, где он применяется, сопоставима с властью средневековых султанов. Официально должность руководителя таких государств может иметь различные названия, но в большинстве известных случаев они занимали президентский пост. Кроме того, при султанистском режиме существует возможность передачи власти по наследству, хотя законодательно это и не закреплено.Наиболее известными лидерами стран, в которых господствовал данный тип авторитарного режима, являлись Саддам Хуссейн в Ираке, Рафаэль Трухильо в Доминикане, Фердинанд Маркос в Филиппинах, Франсуа Дювалье в Гаити. Последнему, кстати, удалось передать власть своему сыну Жану-Клоду.

Султанистские режимы характеризуются максимальной концентрацией власти в одних руках в сравнении с другими автократическими системами. Их отличительной чертой является отсутствие идеологии, запрет многопартийности, а также абсолютная автократия.

Военно-бюрократический режим

Отличительной чертой данного типа авторитарного режима является захват власти в стране группой военных путем переворота. На первых порах вся полнота власти концентрируется в руках военных, но в дальнейшем к управлению все больше привлекаются представители бюрократии. В будущем данный тип управления может постепенно стать на путь демократизации.

Главными факторами, которые приводят к установлению военных режимов, является недовольство существующей властью и боязнь революции «снизу». Именно последний фактор в дальнейшем оказывает влияние на ограничение демократических свобод и права выбора. Недопущение к власти интеллигенции, которая настроена против подобного режима, является главной его задачей.

Наиболее типичные представители данного типа авторитаризма – это режим Насера в Египте, Пиночета в Чили, Перона в Аргентине, хунты 1930 и 1969 года в Бразилии.

Расовая демократия

Несмотря на то что в наименовании данного типа авторитаризма присутствует слово «демократия», этот политический режим предоставляет свободы и права только представителям определенной национальности или расы. Другие народности не допускаются к участию в политическом процессе, в том числе при помощи насилия.

Наиболее типичный пример расовой демократии – ЮАР периода апартеида.

Корпоративный авторитаризм

Корпоративная форма авторитаризма считается наиболее типичным его видом. Она возникает в обществах со сравнительно развитой экономикой, в которых различные олигархические группы (корпорации) приходят к власти. В таком государственном устройстве идеология практически отсутствует, а решающую роль имеют экономические и другие интересы пришедшей к власти группировки. Как правило, в государствах с корпоративным авторитаризмом присутствует многопартийность, но эти партии не могут играть существенную роль в политической жизни из-за апатии к ним общества.

Наибольшее распространение данный тип политического режима приобрел в странах Латинской Америки, в частности в Гватемале, в Никарагуа (до 1979 года), на Кубе во время правления Батисты. В Европе также существовали примеры корпоративного авторитаризма. Наиболее ярко данный режим проявил себя в Португалии во время правления Салазара и в Испании во время диктатуры Франко.

Посттоталитарные режимы

Это особый тип авторитарных режимов, который формируется в обществах, идущих по пути от тоталитаризма к демократии. При этом фаза авторитаризма совсем не обязательна на этой дороге, но она неизбежна в тех бывших тоталитарных странах, где быстро не удалось построить полноценное демократическое общество.

Посттоталитарные режимы характеризуются концентрацией значительных экономических активов в руках представителей бывшей партийной номенклатуры и близких к ним людей, а также военной верхушки. Таким образом, они превращаются в олигархию.

Типичные представители посттоталитарных авторитарных режимов – страны бывшего СССР, кроме государств Прибалтики.

Постколониальные режимы

Как и у посттоталитарных режимов, во многих постколониальных странах авторитаризм является фазой на пути движения к демократии. Правда, зачастую развитие этих государств останавливается на данном этапе на многие десятилетия. Как правило, подобная форма власти устанавливается у стран со слабо развитой экономикой и несовершенной политической системой.

К странам с постколониальным авторитарным режимам относятся практически все государства Африки, которые обрели независимость во второй половине XX века.

Социалистический авторитаризм

Данный вид авторитаризма проявляется в особенностях развития социалистического общества в отдельных странах мира. Он формируется на основе особенного восприятия социализма внутри этих государств, ничего не имеющего общего с так называемым европейским социализмом или настоящей социал-демократией.

В государствах с подобной формой правления существует однопартийная система и отсутствует легальная оппозиция. Зачастую у стран с социалистическим авторитаризмом довольно сильна роль лидера. Кроме того, довольно часто социализм сочетается с национализмом в мягкой форме.

Среди современных стран социалистический авторитаризм наиболее выражено представлен в Венесуэле, Мозамбике, Гвинее, Танзании.

Общая характеристика

Как видим, авторитарный режим является довольно неоднозначной формой правления с отсутствующими четкими границами для определения. Его место на политической карте находится между демократической и тоталитарной системой. Общая характеристика авторитарного режима может быть озвучена как компромиссная между этими двумя режимами.

При авторитарном режиме допускаются некоторые свободы в отношении членов общества, но до тех пор, пока они не угрожают правящей верхушке. Как только от какой-то конкретной силы начинает исходить угроза, против неё применяются политические репрессии. Но, в отличие от тоталитарного общества, эти репрессии носят не массовый характер, а применяются выборочно и узконаправленно.

Впрочем, многие политологи считают, что авторитаризм для посттоталитарных обществ и для стран со слабо развитой экономикой и низким уровнем развития общественно-политических отношений является лучшим вариантом формы власти.

businessman.ru