Стресс начинается с какой стадии – Стадии стресса (Тревога, Сопротивление, Истощение): как отличать фаззы?

Содержание

тревоги, сопротивления, истощения. Причины и лечение

Стресс – одна из основных причин психосоматических заболеваний. Ему подвержены все группы населения, независимо от пола, возраста или профессии. Длительное и интенсивное стрессовое состояние, или дистресс, приводит к повышению давления, нарушениям сердечного ритма, проблемам с пищеварением, гастритам и колитам, головным болям, снижению либидо.

Главная причина стресса – в обилии ситуаций, которые воспринимаются нами как опасные, в сочетании с невозможностью адекватной реакции на них. При этом запускаются механизмы, призванные мобилизовать все силы организма. Они и приводят к появлению вышеперечисленных симптомов.

Главный физиологический механизм реализации стресса – гормональный. Стресс начинается с значительного выброса адреналина и норадреналина. Соответственно и проявления его – это характерные для действия адреналина эффекты. Реакция организма на стресс одинакова у всех людей. Поэтому можно выделить три основные стадии стресса. Их описал ещё Ганс Селье в 1936г.

Стадия тревоги

Эта стадия – реакция на выделившиеся гормоны стресса, направленная на подготовку к защите или бегству. В её формировании участвуют гормоны надпочечников (адреналин и норадреналин), иммунная и пищеварительная системы. В этой фазе сопротивляемость организма болезням резко снижается. Нарушается аппетит, усвоение пищи и её выведение. В случае быстрого разрешения ситуации или возможности естественной реакции на стрессор (бегство, драка или любая другая физическая активность) эти изменения проходят бесследно. Если же стрессовая ситуация длительная, без возможности адекватной реакции или чрезмерно сильная – наступает истощение резервов организма. Чрезвычайно сильные стрессоры, особенно физиологического характера (переохлаждение или перегрев, ожоги, травмы), могут привести к летальному исходу.

Стадия сопротивления (резистентности)

Переход стресса в эту стадию происходит, если адаптационные возможности организма позволяют справиться со стрессором. В этой стадии стресса продолжается функционирование организма, практически неотличимое от нормального. Физиологические и психологические процессы переводятся на более высокий уровень, мобилизуются все системы организма. Психологические проявления стресса (тревога, возбудимость, агрессия) уменьшаются или вовсе исчезают. Однако возможности организма к адаптации не бесконечны и при продолжении стрессового воздействия наступает следующая стадия стресса.

Стадия истощения

В некотором роде сходна с первой стадией стресса. Но в этом случае дальнейшая мобилизация резервов организма невозможна. Поэтому физиологические и психологические симптомы этой стадии – фактически крик о помощи. На этой стадии развиваются соматические заболевания, появляется масса психологических расстройств. При продолжающемся действии стрессоров наступает декомпенсация и тяжелое заболевание, в худшем случае возможна даже смерть. При преобладании психологических причин стресса декомпенсация проявляется в форме тяжелой депрессии или нервного срыва. Динамика стресса на этой стадии необратима. Выход из стрессового состояния возможен только с посторонней помощью. Она может заключаться в устранении стрессора или помощи в его преодолении.

Причины стресса

Традиционно причины стресса подразделяют на физиологические (биологический стресс) и психологические (психоэоциональный). К физиологическим относят непосредственные травмирующие воздействия и неблагоприятные условия окружающей среды. Это могут быть жара или холод, травмы, дефицит воды и пищи, угроза жизни и другие факторы, прямо влияющие на состояние здоровья.

В современных условиях гораздо чаще встречаются психологические причины стресса. Выделяют информационную и эмоциональную формы психологического стресса. Их объединяет отсутствие прямой угрозы здоровью, большая длительность воздействия стрессоров и невозможность естественной реакции на стресс. Конфликты, непомерная рабочая нагрузка, необходимость постоянно генерировать идеи или наоборот, слишком монотонный труд, высокая ответственность приводят к постоянному напряжению резервов организма. Психосоматические заболевания в большинстве случаев развиваются именно как исход психологического стресса.

В последнее время реакцию организма на проживание в неестественных условиях всё чаще выделяют в отдельный вид – экологический стресс. Среди его причин не только загрязнение воздуха, воды и пищи. Проживание в высотных домах, активное использование транспорта, бытовой техники, электроприборов, изменение ритма сна и бодрствования в течение длительного времени оказывают пагубное влияние на организм человека.

Терапия стресса

На первой стадии стресса человек вполне может справиться с ним самостоятельно. А уже начиная со второй ему необходима поддержка и помощь со стороны. Терапия стресса обязательно комплексная и включает как лечебные мероприятия, так и психологическую помощь, и изменения в образе жизни.

Терапевтические мероприятия при биологическом стрессе ограничиваются устранением травмирующего фактора и медицинской помощью. Благодаря отсутствию длительных гормональных нарушений организм может восстановиться самостоятельно.

В случае с психологическим и экологическим стрессами необходимы комплексные лечебные мероприятия.

  • Изменение образа жизни. Первое и главное условие успешного выздоровления. Подразумевает перемены во всех областях жизни, приближение их к более естественным: отход ко сну не позднее 23.00, изменение рациона в сторону большего потребления минимально обработанных продуктов, борьба с лишним весом, повышение физической активности, уменьшение потребления алкоголя и т.д.
  • Физические упражнения – ключевой метод борьбы со стрессом. При физической нагрузке включается естественный механизм утилизации адреналина. Таким образом можно не допустить возникновение стресса или значительно уменьшить его проявления. Более того, при нагрузках продолжительностью более 20-30 минут начинают выделяться эндорфины – гормоны счастья и удовольствия. Непосредственный вид физической активности выбирается индивидуально, исходя из возможностей конкретного человека, он может варьироваться от прогулок до активной работы в тренажерном зале.
  • Психологическая помощь заключается в обучении методикам релаксации и прощения, облегчении переживания конфликтных ситуаций.
  • Медикаментозное лечение необходимо при присоединении соматической патологии и подбирается индивидуально.

onevroze.ru

Три стадии стресса

Когда человек испытывает стресс, у него начинает повышаться АД, учащается сердцебиение, возникают проблемы с пищеварением и половой жизнью. Поэтому очень важно знать, с какой стадии начинается стресс и как она себя проявляет.

I стадия – тревога

Первая стадия развития стресса – тревога. Для нее характерно выработка надпочечниками специфических гормонов (адреналина и норадреналина), которые подготавливают организм к предстоящей защите или бегству. Они сильно влияют на работу пищеварительной и иммунной системы, в результате чего человек именно в этот период становится более уязвимым перед заболеваниями различного рода.

Чаще всего в период развития первой стадии эмоционального стресса страдает именно пищеварительная система, так как человек, испытывающий тревогу, либо начинает постоянно есть, либо отказывается от употребления пищи вообще. В первом случае происходит растяжение стенок желудка, поджелудочная железа и двенадцатиперстная кишка испытывают сильную нагрузку. В результате этого происходят сбои в их работе, что приводит к повышенной выработке ими пищеварительных ферментов, которые «разъедают» их изнутри.

Во втором случае (когда человек отказывается от пищи) сильно страдает сам желудок, так как в него не попадает «материал» для переработки, а выработка желудочного сока продолжается. Он также приводит к повреждению слизистых оболочек органа, что способствует развитию язвенных заболеваний.

Основные симптомы развития данной стадии стресса следующие:

  • депрессия;
  • агрессивность;
  • раздражительность;
  • нарушение сна;
  • постоянное присутствие ощущение тревоги;
  • снижение или набор массы тела.

Если в этот период быстро разрешаются ситуации, приводящие к стрессу, то первая стадия проходит самостоятельно. Но если же она затянулась на долгое время, организм «включает режим» сопротивления, после которого наступает его истощение.

II стадия – сопротивление

После первой фазы стресса наступает II стадия эмоционального состояния – сопротивление или резистентность. Иными словами, организм начинает адаптироваться к окружающим условиям. У человека появляются силы, пропадает депрессия и он снова готов на подвиги. И если говорить в общих чертах, то на этой стадии развития стресса может показаться, что человек абсолютно здоров, его организм продолжает нормально функционировать, а его поведение ничем не отличается от нормального.

В период сопротивления организма исчезают практически все признаки психологического стресса.

Однако стоит отметить, что возможности организма не бесконечны. Рано или поздно продолжительное воздействие стрессора даст о себе знать.

III стадия – истощение

В том случае, если стрессовое воздействие на организм длиться очень долго, после второй стадии развития стресса наступает III фаза – истощение.

По своей клинической картине она схожа с первой стадией. Однако в данном случае дальнейшая мобилизация резервов организма невозможна. Поэтому можно сказать, что основным проявление фазы «истощения» является фактически крик о помощи.

В организме начинают развиваться соматические заболевания, проявляются все признаки психологического расстройства. При дальнейшем воздействии стрессора возникает декомпенсация и развиваются тяжелые заболевания, которые могут даже стать причиной летального исхода.

Декомпенсация в данном случае проявляется в виде глубокой депрессии или нервного срыва. К сожалению, динамика стресса на стадии «истощения» уже необратима. Человек сможет выбраться из нее только при помощи посторонней помощи (медицинской). Больному требуется прием успокоительных средств, а также помощь психолога, который поможет ему преодолеть трудности и найти выход из сложившейся ситуации.

Стресс – опасная вещь, которая может привести к развитию тяжелых психологических заболеваний. Поэтому очень важно еще на начальных стадиях его проявления, научиться бороться с ним самостоятельно.

lecheniedepressii.ru

Стресс и его стадии

14 мая, Диана Леонова

В наши дни о стрессе говорят очень многие. Простой обыватель, не особо осведомленный в психологии, считает, что стресса нужно избегать. Этот термин трактуется вольно и не всегда правильно. Многие считают его нервным напряжением, вредным для эмоционального здоровья человека. Но это ошибочное мнение.

Что такое стресс по мнению психологов?

В 1936 году канадский физиолог Ганс Селье впервые сформулировал концепцию стресса. Он определи его, как реакцию человека на любое сильное раздражение, внешнее или внутреннее. Стрессом можно считать раздражение, которое превышает предел выносливости систем организма. Эта концепция была положена в основу и развивалась многими учеными-психологами.

Биологическая функция стресса — адаптация под определенные условия. Организм использует стресс для защиты от любых угроз. Угрозы, которые психологи называют стрессорами, разделяются на два типа:

• Физические – боль, холод, жара, повреждения. Они действуют непосредственно на ткани тела.

• Психологические – это стимулы, которые важны для человека в социальном плане. Возникают такие эмоции как обида, злость, страх.

Появление стресса заставляет человека или его организм начинать действовать с единственной целью – защитить жизнь и здоровье, противодействовать опасности. В современной психологии принято различать психологический стресс на эмоциональный и информационный.

Ганс Селье выделяет два понятия: стресс и дистресс. В его трактовке понятие стресса равнозначно изменению функционального состояния организма в зависимости от поставленной перед ним задачей. Даже спящий человек, который находится в полностью расслабленном состоянии, испытывает легкий стресс. Дистресс — это тот стресс, который наносит вред организму.

Современные ученые тоже утверждают, что не всякий стресс – это зло. Они призывают не избегать стрессовых ситуаций, а воспринимать их, как естественный толчок к развитию. Современное толкование слова «стресс» более узкое. Психологи призывают считать его напряжением, которое появляется перед лицом неприятных или угрожающих жизненных ситуаций.


Сейчас о стрессе принято говорить как об особом состоянии, реакции организма на экстремальное воздействие, которое несет физическую угрозу существованию или здоровью, может принести урон психологическому статусу.

Стресс может проходить с разной динамикой. Ученые даже выяснили логику развития стресса. Систему составил уже известный вам Ганс Селье. С незначительными изменениями, ее используют до сих пор.

Стадии стресса согласно Г. Селье

Еще в 1926 году в медицинском институте Селье заметил, что организм пациентов реагирует на серьезную нагрузку одинаково. Селье начал искать ответ на вопрос, почему больные с разными диагнозами имеют много общих симптомов. Например, при инфекционных заболеваниях, запущенной форме рака, серьезной потере крови пациенты имели общие признаки: снижение массы тела, потерю аппетита, слабость, апатию и другие.

В 1936 году Селье начал активно работать этой проблемой. Эксперименты над животными показали, что организм имеет предел в способности к адаптации. Ученый сумел найти подтверждения тому, что разные раздражители (печаль и радость, холод и жара, гормоны и лекарства) вызывают в организме человека одинаковые биохимические изменения. Медицина очень долго не признавала теорию Селье. Но дальнейшие исследования и практика подтвердили правоту ученого.

Продолжив свои изыскания, Селье сделал вывод, что важную роль в реакции на стрессоры играют гормоны. Выделение адреналина – лишь одно звено из цепной реакции, которая запускается в организме человека с момент стресса. В процессе своих изысканий Селье выделял три стадии развития стресса.

  • На первой стадии стресса ученый выделил в качестве преобладающего чувство тревоги. На этой стадии происходит мобилизация адаптационных возможностей организма. Сопротивляемость стрессу падает ниже нормального состояния. Так происходит из-за особой реакции желудочно-кишечного тракта, иммунной системы и надпочечников. В психологии эти системы называются «триада стресса». Если стрессор слишком силен, например, крайне низкая или высокая температура, тяжелая рана, может наступить смерть из-за ограниченности возможностей организма.
  • На второй стадии стресса происходит сопротивление. Если возможности к адаптации превышают силу воздействия стрессора, признаки тревоги исчезают, и начинает подниматься уровень сопротивляемости. Причем, поднимается он выше обычного состояния.
  • На третьей стадии стресса начинается фаза истощения. Несмотря на возросший уровень сопротивляемости, наш организм имеет предел. Если стрессор продолжает действовать на человека слишком долго, запасы энергии истощаются. Признаки первой стадии тревоги возвращаются, но уже необратимые. Наступает истощение, последствия очень печальны. Если стрессор был физическим, человек погибает. Если психологическим, такие же проблемы и начинаются.

В целом, если говорить примерами, организм человека можно сравнить с мотором, работающим слишком долго на пределе. Через некоторое время что-то внутри ломается и ремонту уже не подлежит. Стресс не должен пройти через все три стадии развития. Как правило, он останавливается на второй.

Концепция, разработанная Селье, кардинально изменила подход к лечению и профилактике не только психических заболеваний, но и недугов тела. Современная медицина, взяв за основу теорию Селье, продолжает развивать ее. Подтверждения правоты ученого возникают в процессе исследований в ниши дни постоянно.

Вторая сторона медали

Почему же нельзя избегать стрессов? В психологии существует такое понятие как дистресс из-за недостаточного количества раздражителей. Монотонная жизнь, изоляция, скука – все эти факторы способны уничтожить психическое и физическое здоровье человека. Если нет развития, основным спусковым механизмом которого является стресс, начинается деградация. Многие пытаются скучную жизнь хоть как то разнообразить экстремальными увлечениями. Хорошо это или плохо? Зависит от того, приносит ли это вред самому человеку и окружающим. Наверно, важно не потерять чувство меры и инстинкт самосохранения.

Меняем отношение к стрессорам

Выяснив важность стресса для развития человека, ученые умы от психологии начали искать золотую середину. Выход нашли в популяризации прикладной психологии и воспитании у обывателя позитивного мышления. Главная цель – остановить воздействие стрессора на второй стадии и не допустить наступления второй.

Если воздействие физическое, вариантов не так уж и много. Но и здесь крайне важно, поддается человек ситуации или борется с ней. Психологическое воздействие полностью поддается контролю человека. Здесь нам навредить могут лишь с нашего разрешения. Дать единый рецепт на все ситуации невозможно. Но если воспринимать каждую стрессовую ситуацию в качестве толчка для развития, все меняется в корне. В каком направлении развиваться, решать только вам.

amazingwoman.ru

Стадии Стресса и Методы Борьбы со Стрессовым Состоянием

Каждый человек испытывал на себе влияние какой-либо стадии стресса, ведь к такому состоянию может привести как печальное, так и радостное событие.

Что такое стресс?

Существует множество точек зрения о том, что такое психологический стресс. Это понятие было впервые введено в XX веке известным врачом Гансом Селье. Он установил, что большинство людей одинаково реагируют на один и тот же раздражитель. Именно он открыл воздействие на организм адреналина как причину развития стресса.

Согласно Селье, стресс – это совокупность приспособительных и защитных реакций человеческого организма на положительное или отрицательное воздействие. Факторы, вызывающие это состояние, получили название стрессоров.

Таким образом, психологический стресс – адаптационная реакция организма, необходимая человеку для того, чтобы справиться со сложной ситуацией. Эта реакция позволяет мобилизовать все возможности организма, поэтому люди, находящиеся в стрессовом состоянии, могут совершать невероятные поступки.

Причины стресса

Изучению механизма развития стресса было посвящено множество трактатов по психологии. Ученые сошлись во мнении, что существуют физиологические и психологические причины этого состояния. К первым относятся травмы, а также вредные условия окружающей среды. Чаще всего встречаются такие факторы, как:

  • перепады температур;
  • нехватка еды или воды;
  • возникновение опасности для жизни или здоровья.

В современном мире преобладают психологические механизмы стресса, выраженные в информационной или эмоциональной форме. Общим для них является то, что человек находится под длительным влиянием раздражителей и не может от них избавиться. К этой группе факторов относятся рабочие конфликты, перенапряжение, слишком бурная или монотонная трудовая деятельность, а также повышенная ответственность.

С развитием мировой промышленности актуальным стал такой фактор, как экологический психологический стресс. Ему способствуют не только загрязненная атмосфера, вода и еда. Доказано, что люди, которые проживают в многоэтажках, ежедневно пользуются общественным транспортом и электроприборами, постоянно находятся под стрессовым состоянием.

Стадии стресса

Существует три стадии стресса:

  • тревоги;
  • сопротивления;
  • истощения.

Первая стадия является реакцией организма на адреналин и другие гормоны, которые выделяются для защиты от опасной ситуации. На протяжении этой фазы иммунитет организма значительно снижается. Влияние гормонов затрагивает и пищеварительную систему, поэтому происходит нарушение аппетита и обменных процессов в ЖКТ. Любой человек может самостоятельно избавиться от напряженного состояния в первой стадии. В таком случае нарушения в организме очень быстро исчезают, и он возвращается в свой привычный режим работы. Если стрессовая ситуация затягивается либо человек не может на нее реагировать, психологический стресс начинает истощать резервы организма. Особенно сильные факторы воздействия могут привести даже к смерти.

Следующая стадия стресса наступает в том случае, если возможностей организма достаточно для устранения стрессового фактора. Все органы и системы функционируют нормально, но происходит переход психологических и физиологических процессов на более высокий уровень. На этой стадии развития стресса человек может чувствовать себя спокойно, но при продолжении действия стрессового фактора состояние переходит в следующую фазу.

На последней стадии развития стресса происходят процессы, аналогичные первой. Разница лишь в том, что все резервы организма заканчиваются, и он начинает буквально “кричать” о помощи. Появляются соматические и психологические патологии, которые со временем могут перетекать в тяжелые, иногда смертельные, болезни. Если человек находится на 3 этапе стрессового состояния, ему необходима помощь со стороны. (Если вы находитесь в стрессовом состоянии и не в состоянии взять себя в руки – не бойтесь обратиться за помощью!)

Способы борьбы со стрессовым состоянием

Все проводимые мероприятия должны преследовать 2 цели:

  1. Повышение стрессоустойчивости организма.
  2. Приобретение опыта в борьбе с конкретными стрессогенными условиями.

Прежде всего, нужно определить, на какой стадии стресса находится человек. Так, с первым этапом можно справиться самостоятельно, а уже второй требует посторонней помощи. Терапия должна включать в себя лечебные мероприятия, психологическую поддержку и корректировку образа жизни.

Если стресс был вызван биологическими факторами, человеку необходима медицинская помощь. В некоторых случаях такое состояние проходит само при отсутствии гормональных нарушений.

Если же стрессовое состояние обусловлено экологическим или психологическим раздражителем, применяется комплексное лечение. Оно включает в себя:

  • корректировку образа жизни. Нельзя недооценивать этот фактор, так как он является определяющим для избавления от стресса. Необходимо ложиться спать до 11 часов вечера, исключить из рациона вредные продукты, избавиться от лишнего веса и уменьшить потребление алкогольных напитков, больше времени проводить на природе;
  • увеличение физической нагрузки. Интенсивные упражнения расходуют адреналин, уменьшая проявления стрессового состояния. Кроме того, при долговременных нагрузках выделяется эндорфин – гормон счастья;
  • психологическое лечение: йога, аутотренинги, изменение отношения к стрессовым ситуациям и т. д.;

Применение медикаментов необходимо в том случае, когда к психологическому расстройству добавляется соматическая болезнь.

Конкретные препараты и дозировку назначает лечащий врач.

nevroz.club

Стадии стресса (Тревога, Сопротивление, Истощение): как отличать фаззы?

Содержание статьи

Стресс является одной из самых главных причин развития психосоматических патологий. Он может возникнуть абсолютно у каждого человека, вне зависимости от его половой принадлежности, условий труда, возраста. Такое состояние, как дистресс, которое подразумевает длительное и интенсивное течение, с прохождением через все фазы стресса, является пусковым механизмом развития гипертонической болезни, различных аритмий. Он также может спровоцировать нарушение работы пищеварительного канала, привести к возникновению гастрита или колита. Головные боли, снижение полового влечения практически всегда сопутствуют протеканию стресса.

Основными причинами развития стресса считается большое количество различных ситуаций, которые мы воспринимаем в качестве опасных, при этом достаточно часто на них бывает неадекватная реакция. Это запускает механизмы мобилизации защитных ресурсов нашего организма. Это и вызывает развитие стресс, стадии которого известны практически всем людям.

Следует учитывать, что стресс реализуется за счет выброса гормонов в кровяное русло. Главными действующими лицами являются адреналин, норадреналин. Это означает, что главными проявлениями этого состояния будут те, которые вызывают эти гормоны. Организм абсолютно всех людей совершенно идентично реагирует на стресс, поэтому выделяется три стадии стресса, описанные еще в 1936 году ученым Гансом Селье.

Основные этиологические причины

Специалисты разделяют триггерные факторы возникновения стресса на физиологические и психологические. Первые провоцируют развитие биологического стресса, а последние психоэмоционального.

Физиологическими причинами считаются такие воздействия, которые способны травмировать человека за счет неблагоприятных условий внешней среды или другие травмирующие воздействия. Чаще всего речь идет о температурных условиях, всевозможных повреждениях, недостаточном количестве еды или воды, угрожающих факторам для жизни, а также других ситуациях, которые способны пошатнуть здоровье.

Однако на сегодняшний день намного больше уделяется внимание психологическим аспектам. Они подразделяются на информационную и эмоциональную составляющие, которые относятся к психологическим причинам. Они не наносят вреда здоровью человеку, однако длительность их влияния намного более продолжительная, что снижает возможность нормальной, естественной реакции на них. Это приводит к тому, что значительно повышается уровень стресса. Психосоматические патологии развиваются как раз под влиянием психологического стресса.

Все стадии развития стресса возникают под влиянием конфликтных ситуаций, высокой нагрузки, постоянной необходимости что-либо придумывать, или же, наоборот, от чересчур однообразной работы. Высокий уровень ответственности также подразумевает высокий уровень стресса, поскольку организм постоянно напряжен, что приводит к истощению его защитных резервов.

Последние исследования специалистов этой области выделяют экологический стресс. Изучаются возможности организма выживать в тяжелых для него условиях. Речь идет не только о загрязнении экологии. К примеру, жизнь в многоквартирных или высотных домах, пренебрежение физической активностью за счет лифта или транспорта, наличие всевозможных электроприборов. Это все приводит к нарушению нормальных биоритмов человека, провоцируя постоянный высокий уровень стресса.

Тревога

Все фазы стресса имеют типичное течение. Тревога характеризуется тем, что организм, получив выплеск гормонов, начинает свою подготовку к защите от травмирующего фактора или к бегству от него. Эта стадия развивается за счет влияния гормонов надпочечников, также в ней принимают участие иммунная система, органы пищеварения. Следует учитывать, что снижение резистентности организма к патогенным микроорганизмам также относится к этой стадии. Сюда же относятся такие процессы, как снижение аппетита, нарушение переваривания пищи.

Если травмирующая, стрессогенная ситуация быстро была разрешена, то все изменения, которым подвергся организм, пройдут без какого-либо следа или вреда. Она может быть разрешена следующими путями:

  • Побег;
  • Драка;
  • Перемирие;
  • Разрешение конфликта любым путем.

При длительном течении такого фактора могут начинаться неадекватные реакции организма, которые свидетельствуют о том, что резервы организма на исходе. В случае очень сильных стрессогенных ситуаций, особенно тех, которые имею физиологическую основу – травмы, перегрев, переохлаждение, очень часто приводят к смертельному исходу.

Сопротивление или резистентность

Вторая стадия наступает тогда, когда уровень адаптационных возможностей человеческого организма значительно превышен, он не может справиться с такой нагрузкой самостоятельно. Эта стадия стресса подразумевает продолжение функционирования организма, при этом его очень тяжело отличить от нормального по внешним признакам. Все процессы, как физиологические, так и психологические, мобилизуются, они переходят на более высокие уровни. Все психологические проявления, такие как тревожность, агрессивное поведение, повышенная возбудимость, значительно снижаются, а могут исчезнуть совсем.

Следует учитывать, что человеческий организм не может адаптироваться бесконечно, существуют определенные уровни, которые нельзя превышать. Если же таковое случилось, то человек проходит сразу через все фазы развития стрессов, развивается так называемое истощение.

Истощение

Истощение несколько похоже с первой стадией выраженного стресса, но не имеет ничего общего со второй. Важно понимать, что уже сейчас невозможно провести мобилизацию всех резервов организма. Следовательно, именно сейчас он кричит о помощи, как физиологическими проявлениями, так и психологическими.

Во время 3 стадии существует высокий риск развития психосоматических патологий, а также возникает большое количество психологических патологий. Если стрессовый фактор не элиминируется от контакта с человеком, то его состояние значительно декомпенсируется, в особо тяжелых случаях возможен летальный исход.

Зачастую декомпенсация проявляется как длительно протекающая тяжелая депрессия. Возможен также вариант развития нервного срыва. Динамика этой стадии стресса всегда отрицательная, то есть для того, чтобы человек смог победить, ему необходима поддержка извне. Иногда это могут быть психологические аспекты помощи, психотерапия, достаточно часто прибегают к медикаментозным средствам. Важно своевременно устранить триггерный фактор, а также помочь человеку его преодолеть.

Лечение

Если уровень стресса незначительный, то его можно победить без посторонней помощи. А вот уже вторая стадия требует поддержки извне. Лечение стрессов всегда должно быть комплексным. Оно включает не только психологическую поддержку, но и различные лечебные мероприятия. Особое внимание следует уделять образу жизни человека.

Биологический стресс требует устранение травмирующего фактора, после чего пациентам назначаются медикаментозные процедуры или препараты. Достаточно часто они не требуются, поскольку нарушение гормонального баланса очень кратковременное.

Психологический стресс, наряду с экологическим, требует следующих подходов:

  • Рационализация образа жизни. Это основа успешного излечения. Она требует изменения всех областей, отказа от вредных привычек, нормализацию режима труда и отдыха, сна. Также следует уделить внимание питательному рациону, физической активности. Не будет лишним устранение избыточной массы тела, регулярные занятия спортом.
  • Вторым по значимости подходом к терапии стресса является применение адекватной физической нагрузки. Именно она является физиологическим механизмом утилизации гормонов стресса. При ее помощи также можно проводить профилактику этого состояния, поскольку она может не допустить его развития или же значительно снизить его интенсивность. Важно также отметить, что физическая нагрузка способствует выработки гормонов удовольствия или радости – эндорфинов, серотонина. Род деятельности должен подбираться в индивидуальном порядке лечащим врачом, он напрямую зависит от физической формы, возможностей отдельно взятого пациента.
  • Психологическая поддержка – сеансы психотерапии. Длительность такого лечения подбирается специалистом.
  • Медикаментозная терапия зависит от степени тяжести стресса, наличия психосоматической патологии.

Похожие записи

apatii.net

Стадии стресса | Статьи |

Опубликовано: 24 мая 2017 в 09:45

В современном мире стало модно все проблемы списывать на стресс. С другой стороны, стресс действительно является одной из причин многих психосоматических заболеваний. Стрессу подвержены все группы населения, независимо от возраста, пола, профессии. Длительный стресс приводит к повышению давления, нарушению сердечного ритма, проблемам желудочно-кишечного тракта, головным болям, снижению сексуального влечения.

Причины стресса в появлении ситуаций, которые воспринимаются психикой как опасные. При этом нормальная реакция организма становится невозможной. Запускаются механизмы, призванные мобилизовать все силы. Это приводит к появлению психосоматических симптомов. Механизм реализации стресса — гормональный. Стресс начинается с выброса адреналина и норадреналина. Реакция организма на стресс всех людей одинакова. В 1936 году стадии стресса описал Ганс Селье.

Стадии стресса

  • Стадия тревоги

Эта стадия является реакцией на выделившиеся гормоны, направлена на подготовку к бегству или защите. В ее формировании участвуют гормоны надпочечников: адреналин и норадреналин, а также иммунная и пищеварительная системы. На стадии тревоги сопротивляемость организма к болезням снижается. Аппетит нарушается, усвоение пищи вызывает проблемы. В случае быстрого разрешения ситуации эти изменения проходят бесследно. Если же стрессовая ситуация длительна, а решение проблемы не возникает, то наступает истощение организма. Очень сильные стрессы, особенно физиологического характера (такие как ожоги, боль, перегрев, переохлаждение) могут даже привести к смертельному исходу.

  • Стадия сопротивления

Переход стресса к этой стадии возможен только, если силы организма справляются со стрессом. В этой стадии стресса функционирование организма продолжается, и оно почти неотличимо от нормального. При этом психологические и физиологические стрессы переводятся на высокий уровень, и силы организма мобилизуются. Психологическими проявлениями стресса являются: возбудимость, агрессия, тревога. Эти состояния, как правило, уменьшаются или совсем исчезает. Однако нужно помнить, что возможности организма не бесконечны, и при продолжении разного воздействия может наступить следующая стадия стресса.

  • Стадия истощения

По некоторым особенностям эта стадия сходна с первой стадией. Однако в этом случае мобилизация сил организма становится невозможной. Физиологические и психологические симптомы на этой стадии являются криком о помощи, и если не оказать помощь человеку на стадии истощения, то могут появиться соматические заболевания и психологические расстройства. При продолжающем действии стрессора наступает декомпенсация организма, возможны заболевания и даже смерть. Декомпенсация организма может проявляться в форме тяжелой депрессии и нервного срыва. Развитие стресса на этой стадии необратимо. Выход из стрессового состояния возможен только при врачебной помощи.

Причины стресса

Традиционно причины стресса делят на две большие группы: физиологические и психологические. К физиологическим причинам относят травмирующие действия и неблагоприятные условия среды: холод, жара, дефицит пищи и воды, травмы, угроза жизни. В современных условиях чаще всего встречаются психологические причины стресса. Выделяют эмоциональную и информационную формы стресса. Их объединяет между собой отсутствие прямой угрозы жизни и здоровью, а также длительность воздействия и невозможность естественной реакции на стресс. Непомерная рабочая нагрузка, постоянные конфликты, необходимость творческих решений, монотонный труд, высокая ответственность — все это приводит к напряжению резервов организма. В большинстве случаев психосоматические заболевания развиваются как исход психологического воздействия.

Последнее время выделяется еще одна причина стресса: загрязнение воздуха, воды и пищи. Стресс может вызвать проживание в высотных домах, постоянное пользование транспортом, большое количество электроприборов и бытовой техники, изменения ритма бодрствования и сна.

Какими бы ни были причины стресса, важно то, что стрессоры пагубно влияют на человека.

Терапия стресса

На первой стадии человек может самостоятельно справиться со стрессом, а начиная со второй, ему необходима помощь. Терапия стресса должна быть комплексной и включать в себя как лечебные мероприятия, так и психологическую помощь, а также изменение образа жизни.

При биологическом стрессе достаточно ограничить или устранить травмирующие факторы. При отсутствии длительных гормональных нарушений организм вполне справляется с восстановлением. Для устранения психологических причин необходим комплекс лечебных мероприятий.

  1. Изменение образа жизни. Это главное условие, подразумеваются перемены во всех областях. Если вы замечаете в себе признаки стресса, то начните с режима дня, выработайте правильный сон, определите рацион, начните борьбу с лишним весом, увеличьте физическую активность, уменьшите потребление алкоголя, бросьте курить.
  2. Физические упражнения. Это ключевой метод борьбы со стрессом. Большая физическая нагрузка вырабатывает способность организма утилизировать адреналин. Люди, регулярно занимающиеся спортом, обладают иммунитетом к стрессовым явлением. Более того, при ежедневных 20-30 минутных тренировках начинает выделяться эндорфин — гормон счастья. Вид физической активности человек выбирает сам. Возможно, это занятия в тренажерном зале, плавание, обычные пешие прогулки.
  3. Психологическая помощь, которая заключается в обучении методам релаксации, прощения, выхода из конфликтной ситуации.
  4. Медикаментозное лечение с помощью специально подобранных индивидуальных лекарственных средств.

Стресс чаще всего вызывается обычным образом жизни. Посмотрите на себя со стороны. Если вас постоянно мучает чувство тревоги, вы работаете на износ, питаетесь неправильно, спите менее 8 часов в день, что вам нужно изменение образа жизни. Вы в одном шаге от стресса.

Похожие материалы:

www.psyportal.net

55 Стресс стадии развития и способы приодоления

Вопрос
55.
Стресс: стадии развития и способы
преодоления.

Стресс
(Г.Селье) — неспецифический ответ
организ­ма на предъявляемые ему
внешние или внутренние требования.

Селье удалось
установить, что на неблагоприятные
воз­действия разного рода, например
холод, усталость, страх, унижение, боль
и многое другое, организм отвечает не
только конкретной для каждого воздействия
защит­ной реакцией, но и общим,
однотипным комплексным реагированием
вне зависи­мости от того, какой
раздражитель действует на организм.
При этом в промежут­ке между воздействием
и ответом организма развертываются
определенные про­цессы. Эти процессы
были описаны в классических исследованиях
Г. Селье, доказывающих, что стадии стресса
характерны для любого адаптационного
про­цесса.

Стадии стресса:

1. непосредственная
реакция на воздействие
,
требующее адаптационной перестройки
(так называемая фаза тревоги и мобили­зации)
— осуществляется мобилизация защитных
сил организма, повышающая его устойчивость.
При этом организм функционирует с
большим напряжением. Однако на данном
этапе он еще справляется с нагрузкой с
помощью поверхностной, пли функциональной,
мобилизации резервов, без глу­бинных
структурных перестроек.

2. период
максимально эффективной адаптации

(фаза резистенции) — на данном этапе
отмечается сбалансированность
расходования адаптационных резервов
организ­ма. Все параметры, выведенные
из равновесия в первой фазе, закрепляются
на новом уровне. При этом обеспечивается
мало отличающееся от нормы реагирова­ние
организма на воздействующие факторы
среды.

3. нару­шение
адаптационного процесса в случае
неблагоприятного исхода

(срыв адапта­ции) — поскольку
функциональные резервы исчерпаны на
первой и второй фазах, в организме
происходят структурные пере­стройки,
но когда для нормального функционирования
не хватает и их, дальней­шее приспособление
к изменившимся условиям среды и
деятельности осуществ­ляется за счет
невосполнимых энергетических ресурсов
организма, что рано или поздно заканчивается
истощением.

Таким образом, стресс
возникает тогда, когда организм вынужден
адаптиро­ваться к новым условиям, т.
е. стресс неотделим от процесса адаптации.

Сущность стрессовой
реакции заключается в «подготовительном»
возбужде­нии и активации организма,
необходимой для готовности к физическому
напря­жению. Следовательно, мы вправе
полагать, что стресс всегда предшествует
зна­чительной трате энергетических
ресурсов организма, а затем и сопровождается
ею, что само по себе может приводить к
истощению функциональных резервов. При
этом стресс ни в коей мере не может
рассматриваться как отрицательное
яв­ление, поскольку лишь благодаря
нему возможна адаптация. Кроме этого,
умерен­но выраженный стресс оказывает
положительное влияние как па общее
состояние организма, так и на психические
характеристики личности. Например, при
уме­ренном стрессе отмечается
позитивное изменение таких психических
характери­стик, как показатели
внимания, памяти, мышления и др. Таким
образом, стресс, как целостное явление,
должен рассматриваться в качестве
позитивной адаптив­ной реакции,
вызывающей мобилизацию организма. Тем
не менее, существуют стрессовые реакции,
которые, наоборот, приводят к демобилизации
систем орга­низма. Это крайне
отрицательное проявление стресса в
научной литературе полу­чило название
дистресса.

Именно дистресс
несет в себе факторы, разрушительно
действующие на организм. Трансформация
стресса в дистресс происходит при
чрезмерно интенсивном воздействии
факторов среды и условий жизнедеятельно­сти,
при которых очень быстро истощаются
функциональные резервы организма или
нарушается деятельность механизмов
психической регуляции.

Многоаспектность
явления стресса у человека столь велика,
что потребовалось осуществить разработку
целой типологии его проявлений. В
настоящее время принято разделять
стресс на два основных вида: системный
(физиологический) и психический.
Поскольку человек является социальным
существом и в деятель­ности его
интегральных систем ведущую роль играет
психическая сфера, то чаще всего именно
психический стресс оказывается наиболее
значимым для процесса регуляции.

Некоторые авторы
разделяют факторы, вызывающие психический
стресс, на две большие группы. Поэтому
и психический стресс они условно делят
на два вида: информационный
и эмоциональный.
Информационный стресс возникает в
си­туациях значительных информационных
перегрузок, когда человек не справляет­ся
с задачей переработки поступающей
информации и не успевает принимать
пра­вильные решения в требуемом темпе,
особенно при высокой ответственности
за последствия принятых решений.
Возникновение эмоционального стресса
боль­шинство авторов связывают с
ситуациями угрозы, опасности, обиды и
т. д. С этой точки зрения принято выделять
три формы эмоционального стресса:
импульсив­ный, тормозной и
генерализованный. При эмоциональном
стрессе отмечаются определенные
изменения в психической сфере, в том
числе изменения протека­ния психических
процессов, эмоциональные сдвиги,
трансформация мотивационной структуры
деятельности, нарушения двигательного
и речевого поведения.

Следует отметить,
что эмоциональный стресс вызывает такие
же изменения в организме, как и стресс
физиологический. Например, перед выходом
космическо­го корабля на лунную орбиту
сердце у американского астронавта Э.
Бормана би­лось с частотой 130 ударов
в минуту, а в момент посадки на Луну
пульс у другого астронавта — Э. Армстронга
— достиг 156 ударов в минуту вместо
обычных 77. Аналогичная картина наблюдалась
у другого астронавта — Ч. Эрвина, у
которого пульс составлял 180 ударов в
минуту при обнаружении неисправности
энерго­системы. У летчиков в момент
дозаправки самолета в воздухе пульс
возрастает до 186 ударов в минуту.

Подобные физиологические
изменения вызывает не только опасность,
но и ситуации, связанные с высокой
ответственностью за выполняемую
деятельность и ожидание поступления
новой, совершенно нестандартной и
необычной инфор­мации. Например, во
время спуска советского лунохода с
посадочной площадки на поверхность
Луны частота пульса у членов наземного
экипажа резко повыси­лась и достигла
130-135 ударов в минуту, хотя никакой
опасности для их жизни не было.

Таким образом,
психический стресс можно охарактеризовать
как состояние организма, возникающее
в процессе взаимодействия индивида с
внешней средой, сопровождающееся
значительным эмоциональным напряжением
в условиях, ко­гда нормальная адаптивная
реакция оказывается недостаточной.

Среди свойств
личности, обусловливающих вероятность
возникновения стрес­са, ведущее место
занимает тревожность,
которая в условиях адаптации может
проявляться в разнообразных психических
реакциях, извсстных как реакции тре­воги.
Под тревогой понимают ощущение
неосознанной угрозы, чувство опасения
и тревожного ожидания или чувство
неопределенного беспокойства. Это
ощуще­ние служит сигналом,
свидетельствующим о чрезмерном напряжении
регуляторных механизмов или нарушении
адаптационных процессов.

Очень часто тревогу
рассматривают как форму адаптации при
остром или хро­ническом стрессе.
Однако тревога имеет личностную
обусловленность и по на­правленности
своего проявления может выполнять как
охранительные, мобили­зующие, так и
дезорганизующие функции. В случае, когда
уровень тревоги не­адекватен ситуации,
происходит перенапряжение регуляторных
механизмов, что, как правило, заканчивается
нарушением поведенческой регуляции.
Поведение человека перестает
соответствовать ситуации.

1. нор­мальная
тревога

2. патологическая
тревога

Нормальная,
ситуативная, невротическая, психотическая
и др.

Тревога — единое,
по сути, явле­ние, которое при
неадекватном увеличении интенсивности
проявления может приобретать патологический
характер. Анализ патогенной роли тревоги
при пси­хопатологических явлениях,
которые представляют собой клинически
выражен­ные нарушения психической
адаптации, дает основание считать
тревогу ответ­ственной за большую
часть расстройств, в которых проявляются
эти нарушения. Такое утверждение
основывается на том, что существует
тесная взаимосвязь меж­ду тревогой
и некоторыми физиологическими
показателями, которая была обна­ружена
при исследовании механизмов эмоционального
стресса.

Роль тревоги в
адаптационном процессе может существенно
изменяться в зависимости от ее
интенсивности и требований, предъявляемых
к адаптационным механизмам индивидуума.
Если рассогласование в системе
«че­ловек—среда» не достигает
значительной степени и уровень тревоги
не превыша­ет средних значений, то на
первый план выступает ее мотивационная
роль, и тогда тревога обусловливает
активизацию целенаправленного поведения.
При выра­женном нарушении
сбалансированности в системе
«человек—среда», когда про­исходит
перенапряжение механизмов регуляции,
тревога значительно возраста­ет,
отражая формирование состояния
эмоционального стресса, который может
приобретать хронический характер и
снизить эффективность психической
адап­тации, что, в свою очередь, является
одной из предпосылок к развитию болезни.

Однако, рассматривая
взаимозависимость тревоги с некоторыми
физиологи­ческими показателями,
следует учитывать, что тревога — это,
прежде всего субъек­тивное явление,
уровень проявления и характер которого
зависит от личностных особенностей
индивида. В настоящее время хорошо
известно, что особенности личности
непосредственно влияют на характер
ответного реагирования организ­ма
на воздействие окружающей среды.

Каждый человек
по-разному реагирует на внешний стрессор.
В этом проявляется его индивидуальность.
Следовательно, личностные особен­ности
самым тесным образом связаны с формой
реагирования на стрессор и веро­ятностью
развития негативных последствий.
Рассмотрим психологические меха­низмы,
вызывающие неадекватное реагирование
на внешний стрессор, и пути оп­тимизации
эмоционального состояния.

Проблема регуляции
эмоциональных состояний является одной
из сложней­ших в психологии и
одновременно относится как к
фундаментальным, так и к при­кладным
проблемам. В курсе общей психологии мы
познакомимся с данной про­блемой лишь
в общем виде, поскольку при изучении
других дисциплин вы не­однократно
будете возвращаться к ней.

Существует много
подходов к исследованию как регуля­ции
эмоциональных состояний, так и психических
механизмов, вызывающих стресс.

Ф. Б. Березин:
адаптация про­текает на всех уровнях
организации человека, в том числе в
психической сфере; психическая адаптация
является центральным звеном в общей
адаптации челове­ка, поскольку именно
характер психической регуляции определяет
характер адап­тации в целом. Березин
также считает, что механизмы психической
адаптации, а следовательно, и регуляции
психических состояний, лежат в
интрапсихической сфере.

К числу механизмов,
обусловливающих успешность адаптации,
Березин отно­сит механизмы противостояния
тревоге — разнообразные формы
психологической
защиты
и
компенсации.
Психологическая защита — это специальная
регулятив­ная система стабилизации
личности, направленная на устранение
или сведение до минимума чувства тревоги,
связанного с осознанием какого-либо
конфликта. Главной функцией психологической
защиты является «ограждение» сферы
созна­ния от негативных, травмирующих
личность переживаний. В широком смысле
этот термин употребляется для обозначения
любого поведения, в том числе и
не­адекватного, направленного на
устранение дискомфорта.

Березин выделяет
четыре типа психологической защиты:

  1. препятствующие
    осознанию факторов угрозы, вызывающих
    тревогу;

  2. позволяющие
    фиксировать тревогу;

  3. снижающие уровень
    побуждений;

  4. устраняющие тревогу.

Проведенные им
исследования обнаружили закономерную
смену механизмов интрапсихической
адаптации и позволили говорить о том,
что различные формы психологиче­ской
защиты обладают различными возможностями
противостоять тревоге и дру­гим
негативным состояниям. Более тоги, было
установлено, что существует опре­деленная
иерархия типов психологической защиты.
Когда одна формы защиты оказывается не
в состоянии противостоять тревоге, то
«включается» другая фор­ма защиты.
Березиным было также обнаружено, что
нарушение механизмов пси­хической
адаптации или использование неадекватной
формы защиты могут при­водить к
соматизации тревоги, т. е. направлению
тревоги на формирование предболезненных
состояний, или к окончательному срыву
адаптации. Это происходит потому, что
тревога, как и любое другое эмоциональное
состояние, связана с веге­тативной и
гуморальной регуляцией организма, т.
е. при возникновении данного состояния
происходят определенные физиологические
изменения. При этом сле­дует отметить,
что использование индивидом неадекватной
формы психологиче­ской защиты и
возникновение гипертревоги всегда
сопровождается сверхнапря­жением,
более значительным по своей интенсивности,
чем обычное мотивационное. Как правило,
в этой ситуации возникает состояние,
обусловленное блокадой мотивационного
поведения, известное как фрустрация.

Фрустрация
— это психическое состояние человека,
вызванное объективно непреодолимыми
трудностями, возникшими при достижении
цели или решении задачи. Следует
отметить,
что
термин «фрустрация» применяется в
современной научной литературе в разных
значениях. Очень часто под фрустрацией
понимают форму эмоционального стресса.
В одних работах этим термином обозначаются
фрустрирующие ситуации, в других ~
психическое состояние, но всегда имеется
в виду рассогласование между поведенческим
процессом и результатом, т. е. пове­дение
индивида не соответствует ситуации, а
следовательно, он не достигает цели, к
которой стремится, а даже наоборот,
может прийти к совершенно противопо­ложному
результату.

Существенные для
адаптации фрустрирующие ситуации обычно
связаны с ши­роким диапазоном
потребностей,
которые не могут быть удовлетворены в
той или иной ситуации. Как вы уже знаете,
потребность — это состояние индивида,
созда­ваемое испытываемой им нуждой
в чем-либо. Существуют разнообразные
клас­сификации наиболее значимых из
них. П. В. Симонов, например, выделяет
биологические, социальные и идеальные.
А. Маслоу утверждает, что существует
опре­деленная иерархия потребностей,
где к числу высших относятся социальные
потребности.

Невозможность
удовлетворить ту или иную потребность
вызывает определен­ное психическое
напряжение. В случае реорганизации
целого комплекса потреб­ностей или
их рассогласованности, когда человек
пытается решить две или более
взаимоисключающие задачи, психическое
напряжение достигает наивысших пре­делов
и в результате формируется состояние,
вызывающее нарушение адекватно­сти
поведения, т. е. фрустрация. Как правило,
это состояние возникает в результа­те
некоего конфликта, который принято
называть интрапсихичвским
конфликтом,
или
конфликтом мотивов. Характерная для
интрапсихичсского конфликта
несо­вместимость и столкновение
противоположных тенденций личности
неизбежно препятствуют построению
целостного интегративного поведения
и увеличивают риск срыва адаптации.

Именно с ситуацией
интрапсихического конфликта непосредственно
связан и эмоциональный стресс. Вероятность
возникновения интрапсихического
конфлик­та в значительной степени
обусловлена особенностями когнитивной
сферы. Мно­гочисленные исследования
показали роль когнитивных элементов в
развитии стресса, а несоответствие
между когнитивными элементами (когнитивный
диссо­нанс) влечет за собой возрастание
напряженности, и чем больше несоответствие,
тем выше напряженность, которая приводит
к нарушению интеграции поведения.

Интеграция поведения
— это система взаимосвязи между
элементами психи­ческой структуры
личности, позволяющая успешно решать
задачи в интересах адаптации индивида,
и в первую очередь добиться согласованности
его мотивов и требований окружения.
Интеграция поведения реализуется через
такие психоло­гические образования,
как установка, отношение, ролевые
структуры. Интрапсихичсский конфликт
отношений, которые формируются на основе
ролевых и лич­ностных установок, может
приводить к дезорганизации поведения
и нарушению сложившихся струкур личности
— «я-образа», «я-концепции», самооценки.
При этом дезорганизация поведения будет
сопровождаться негативным эмоциональ­ным
фоном, так как эмоции сопряжены с мотивами
и обеспечивают осуществле­ние некоторых
регуляторных функций, при этом интеграция
эмоций в единую систему определяет
характер эмоционального состояния.

Построение
интегрированного поведения — существенная
часть

адаптацион­ного процесса. Нарушение
поведения на любом уровне интеграции
сопровожда­ется снижением качества
психической адаптации, возрастанием
фрустрационной напряженности и
соответствующими физиологическими
сдвигами. В зависимо­сти от того,
насколько наше поведение интегрировано,
т. е. целостно, осознанно и подчинено
определенной цели, настолько высок у
нас порог фрустрации, который можно
рассматривать в качестве меры потенциальной
стабильности психической адаптации и
способности противостоять возникающему
напряжению.

Одним из важнейших
составных элементов структуры личности,
влияющих на уровень интеграции поведения,
а следовательно, и на процесс адаптации
в це­лом, является «я-концепция».
«Я-концепция» — это относительно
устойчивая, в большей или в меньшей
степени осознанная и переживаемая как
неповторимая система представлений
индивида о самом себе, на основе которой
он строит свое взаимодействие с другими
людьми и относится к себе. Как следует
из данного определения, «я-концепция»
— это система отношений человека к себе
и окружаю­щим его предметам, людям и
другим явлениям. Всю информацию, которую
чело­век получает из внешней среды,
он воспринимает в контексте системы
таких от­ношений, и, исходя из степени
соответствия или несоответствия своим
целям, из того, что в себе несет полученная
информация — угрозу или одобрение, —
чело­век строит свое поведение.
Неслучайно принято считать, что
«я-концепция» со­ставляет ядро системы
саморегуляции человека. В основе
«я-концепции» лежат самооценка и уровень
притязаний, отражающие общую направленность
мотивационной сферы, ориентированной
на достижение успеха (мотивация
достижения) или на избежание неудач
(мотивация избегания). В свою очередь,
исследования мотивации показали
зависимость между характером мотивации
и выбором пове­денческих стратегий,
а также особенностями адаптации к
условиям изменяющей­ся среды. При
преобладании мотивации достижения
поведение отличается отсутствием
видимой тревоги, и наоборот, мотивация
избегания неудач сопровождает­ся
проявлением тревоги.

В. Н. Мясищев
авторе концепции отношений личности.
По мнению Мясищева, система отношений
составляет ядро личности. Эта система
формиру­ется под воздействием отражения
сознанием человека окружающей
действитель­ности. Данная концепция
нашла широкое применение в медицинской
психоло­гии, особенно в области
исследования и лечения неврозов.

Неврозы
— эта группа нервно-психических
расстройств, психогенных по своей
природе, являющихся следствием длительного
или чрезмерно интенсивного эмо­ционального
напряжения. Главная причина невроза —
нарушение системы регу­ляции
эмоциональной связи, вызванное
противоречием между установками и
взглядами личности и внешней
действительностью, т. е. в основе такого
наруше­ния лежит интрапсихический
конфликт.

Невроз, являясь
нервно-психическим расстройством,
сопровождается вегета­тивными
проявлениями: мышечным напряжением,
тремором, нарушениями ра­боты сердца,
тревогой, чувством подавленности,
головными болями, слабостью. Причем эти
вегетативные изменения происходят не
сразу, а постепенно. Прежде всего
изменяется сон. Он становится поверхностным,
человек легко просыпается. Постепенно
изменяется чувствительность человека
к внешним раздражителям. Звук, свет,
разговоры необыкновенно раздражают
человека. Даже шумы обычно­го уровня
могут стать непереносимыми. Повышенная
чувствительность выступа­ет, с одной
стороны, как приспособительный механизм
к недостатку информации, обеспечивая
приток дополнительных сигналов, с
помощью которых можно разре­шить
ситуацию. С другой стороны, повышенная
чувствительность делает челове­ка
более восприимчивым к любым раздражителям
и проявляется как излишняя плаксивость,
нетерпеливость, взрывчатость, а также
в виде болевых ощущений в ответ на слабые
сигналы из внутренней среды, которые
ранее не воспринима­лись.

Однако главной
особенностью невроза является конфликт.
Конфликт обнару­живается в основе
большинства неврозов и всегда
сопровождается чрезвычайно интенсивными
переживаниями. Переживания могут быть
различны. Например, ощущение своей вины,
своего упущения, вследствие которого
и возникла травми­рующая ситуация, и
др. В то же время следует отметить, что
переживания стано­вятся источником
невроза лишь в том случае, если они особо
значимы для челове­ка. Поэтому
большинство эмоциональных, или
интрансихических, конфликтов, послуживших
причиной заболевания, по своей природе
социальны.

Эмоциональный стресс
чаще всего ока­зывается связанным с
социальными явлениями, т. е. эмоциональный
стресс явля­ется неотделимой частью
социальной адаптации человека. В
результате наших многолетних
экспериментальных исследований этой
проблемы мы пришли к вы­воду о том,
что существуют характеристики личности,
которые определяют успешность адаптации
человека в самых

разнообразных условиях.
Эти
харак­теристики
формируются в процессе всей жизни
человека, и к их числу в первую очередь
следует отнести уровень нервно-психической
устойчивости, самооценку личности,
ощущение своей значимости для окружающих
(социальная референтность), уровень
конфликтности, опыт общения,
морально-нравственную ориен­тацию,
ориентацию на требования ближайшего
окружения.

Все эти характеристики
при детальном изучении оказались
взаимосвязаны друг с другом. Более того,
они формируют одну интегральную
характеристику, которая была названа
нами личностным
адаптационным потенциалом.

Данная характеристика рассматривается
нами как системное свойство личности,
которое заключается в способности
личности адаптироваться к условиям
социальной сре­ды. Чем выше уровень
развития данного свойства, тем к более
жестким и суровым условиям социальной
среды может приспособиться человек.

Р. М. Грановская
делит все стратегии выхода из напряженной
ситуации на три группы: изменить или
ликвидировать проблему; уменьшить ее
интенсивность за счет смещения своей
точки зрения на нее; облегчить ее
воздействие с помощью включения ряда
способов.

Ключевую роль в
управлении своим состоянием играет
осознание жизненных целей и соотнесение
с ними конкретных ценностей. Чем быстрее
человек опреде­лит свои жизненные
ценности и цели, тем у него больше шансов
избежать нега­тивных последствий
внезапно возникшего чрезмерного
эмоционального напря­жения, поскольку
человек, сделавший главный жизненный
выбор, в значитель­ной мере определил
все дальнейшие решения и тем самым
избавил себя от колебаний и страхов.
Попадая в трудную ситуацию, он соотносит
ее значение со своими главными жизненными
ориентирами. Своевременность подобного
взве­шивания нормализует его состояние.
При этом критическая ситуация
рассматри­вается на фоне общей
перспективы, например всей жизни
человека, в результате чего значимость
этой ситуации может резко снизиться.
Известно много примеров, когда с людьми
происходили несчастные случаи, от
которых можно было опра­виться в
течение нескольких часов. Но реакция
на них была столь неадекватна, столь
несоотносима с личной шкалой ценностей,
что развивались значительные жизненные
кризисы. Поэтому неблагоприятные
последствия возникают часто не из-за
самих случаев, а из-за реакции на них.

Таким образом, одним
из основных способов избегания чрезмерного
эмоцио­нального напряжения является
гармоничное развитие личности человека,
формирование у него самостоятельной
мировоззренческой позиции. Причем это
раз­витие начинается с первых дней
жизни человека, а его успех в значительной
сте­пени зависит от того, насколько
умело строят воспитательный процесс
родители ребенка, а затем и педагоги в
школе, насколько государство заботится
о воспита­нии подрастающего поколения,
и от много другого.

Следующий способ
регуляции эмоциональных состояний, по
мнению Гранов­ской, заключается в
правильном выборе момента для принятия
решения или реа­лизации своего плана.
Как известно, экстремальная ситуация
приводит к суже­нию сознания, что
ведет к нарушению ориентировки в
окружающем. Тревога, вол­нение меняют
стратегию поведения. Пораженный смятением
человек стремится избежать малейшего
риска, боится идти в том направлении,
которое грозит за­блуждениями и
ошибками, поэтому каждую новую информацию
он стремится связать с аналогичной, уже
известной ему. В этой ситуации человек
очень часто совершает ошибки, принимая
неправильное решение. Поэтому необходимо
учить­ся правильно, выбирать момент
для реализации своих планов в сложной,
эмоцио­нально напряженной ситуации.

Еще один способ
снизить эмоциональное напряжение
заключается в ослабле­нии мотивации.
Например, отказаться на время от
достижения поставленной цели или снизить
эмоциональную напряженность через
произвольное перенесение вни­мания,
концентрируя его не на значимости
результата выполняемой деятельно­сти,
а на анализе технических деталей задачи
или тактических приемах.

Грановская выделяет
еще один способ борьбы с эмоциональными
стрессами и эмоциональной напряженностью.
Этот способ заключается в заранее
подготов­ленных стратегиях отступления.
Наличие запасного варианта поведения
в той или иной ситуации снижает излишнее
возбуждение и делает более вероятным
успех решения задачи на генеральном
направлении. Не подготовив альтернативного
решения, человек необоснованно
пессимистично оценивает ситуацию,
которая может возникнуть в случае
провала основного варианта. Имея запасной
вариант действий, в случае провала
первого человеку проще смириться с
неудачей и со­хранить при этом
оптимистическое расположение духа.
Следовательно, запасные стратегии
уменьшают страх перед неблагоприятным
развитием событий и тем са­мым
способствуют созданию оптимального
фона для решения задачи.

5

studfiles.net