Стратификация и социальная мобильность сорокин – .. .

Содержание

теория социальной стратификации и мобильности

С точки зрения Питирима Сорокина, социальная стратификация – это дифференциация некой совокупности людей на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность — в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества.

Конкретные формы социальной стратификации весьма разнообразны. Однако все их многообразие может быть сведено к трем основным формам: экономическая, политическая и профессиональная стратифика­ция.

Экономическая стратификация выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых и бедных слоев населения.

Политическая стратификация предполагает существование в пределах какой-то группы иерархически различных рангов, управляющих и управляемых. На политическую стратификацию влияют два основных фактора: размер политической организации; биологическая, психологическая и социальная однородность или разнородность ее членов. Закономерности: когда увеличиваются размеры политической организации, т. е. увеличивается количество се членов, политическая стратификация также усиливается, и наоборот; когда увеличивается разнородность членов организации, стратификация также усиливается, и наоборот.

К профессиональной стратификации можно отнести выделение в обществе различных групп по роду их деятельности, занятиям. При этом некоторые профессии считаются более престижными в сравнении с другими. Профессиональная стратификация может быть межпрофессиональная и внутрипрофессиональная.

Как правило, все 3 формы стратификации тесно переплетены. Например, представители высших экономических слоев одновременно относятся к высшим политическим и профессиональным слоям. Таково общее правило, хотя существует и немало исключений. Так, к примеру, самые богатые далеко не всегда находятся у вершины политической или профессиональной пирамиды, также и не во всех случаях бедняки занимают самые низкие места в политической и профессиональной иерархии.

В связи с этим, Сорокин отмечает, что многие исследователи ошибаются, выделяя, например, два социальных класса: «бедные» и «богатые». Это значит, что они принимают во внимание только экономическую стратификацию, считая ее единственной формой социальной стратификации.

Важно и то, что любая организованная социальная группа всегда социально стратифицирована. Не существовало и не существует ни одной постоянной социальной группы, в которой все ее члены были бы равными. Даже в примитивных социальных группах зарождаются черты расслоения.

Под социальной мобильностью понимается любой переход индиви­да или социальной группы из одной социальной позиции в другую. Среди видов социальной мобильности можно выделить: индивидуальную и групповую, вертикальную и горизонтальную, межпоколенную и внутрипоколенную.

Под горизонтальной социальной мобильностью

подразумевается переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Например, перемещение индивида из одного граждан­ства в другое, из одной семьи в другую, с одной фабрики на другую при сохранении своего профессионального статуса.

Под вертикальной социальной мобильностью подразумевается движение, связанное с изменением места в социальной иерархии или перемещение индивида из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения существует два типа вертикальной мобиль­ности: восходящая и нисходящая, то есть социальный подъем и социальный спуск.

Восходящие течения существуют в двух формах: проникнове­ние индивида из нижнего пласта в более высокий пласт; или проникновение всей группы в более высокий пласт. Соответственно и нисходящие течения также имеют две формы: первая заключается в падении индивида с более высокой социальной позиции на более низкую, не разрушая при этом исходной группы, к которой он принадлежал; другая форма проявляется в деградации социальной группы в целом, в понижении ее ранга на фоне других групп или в разрушении ее социального единства.

Случаи индивидуального проникновения в более высокие пласты или падения с высокого социального уровня на низкий привычны и понятны.Они не нуждаются в объяснении. Что касается групповой восходящей и нисходящей мобильности, то можно привести такие примеры, как каста брахманов в Индии, которая не всегда занимала высокие позиции и является высшей кастой последние два тысячелетия; ранг высшего духовенства христианской церкви в Риме, который несомненно был высоким в средние века, но гораздо ниже в современное время; большевики в России, не имевшие высокого положения до революции, но занявшие высокие позиции в русском обществе после.

Важно также разграничить внутрипоколенную мобильность, которая предполагает изменение статуса индивида в рамках одного поколения и межпоколенную мобильность, которая имеет место быть при смене поколений и может выражаться либо в межпоколенной преемственности социальных статусов либо в приобретении иного опыта, уровня образования, освоении новых профессий.

Пути, по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие, называют каналами социальной мобильности. Функции социальной циркуляции выполняют различные институты. Важнейшими из ряда этих социальных институтов являются: армия, церковь, школа, политические, экономические и профессиональные организации.

Армия. Данный институт играет особенно важную роль в военное время, то есть в периоды межгосударственных и гражданских войн. В ходе войны эти люди продвигаются в звании прежде всего при наличии таланта. Полученная таким образом власть используется для дальнейшего продвижения по службе. Возможность грабить, мародерствовать, всячески унижать свою жертву, мстить врагам, окружать себя титулами и т. п. предоставляет таким людям новую возможность купаться в роскоши, передавать свою власть по наследству потомкам. В мирное время армия продолжает играть роль канала для вертикальной циркуляции, но в эти периоды роль его значительно меньше, чем в военное время.

Церковь. Вторым каналом вертикальной социальной циркуляции была и есть церковь. Но церковь выполняет эту функцию только тогда, когда возрастает ее социальная значимость. В качестве примера можно привести христианскую церковь, благодаря которой рабы и зависимое крестьянство, люди простого происхождения, став служителями культа, получали свободу и достигали высоких позиций в обществе. Сюда же можно отнести и другие религиозные организации: буддизм, мусульманство, даосизм, конфуцианство, индуизм, иудаизм, несмотря на замкнуто-кастовый характер, играли роль каналов вертикальной циркуляции в соответствующих обществах.

Школа. Институты образования и воспитания, какую бы конкретную форму они ни обретали, во все века были средствами вертикальной социальной циркуляции. В современном западном обществе школы представляют один из наиболее важных каналов вертикальной циркуляции, причем это проявляется в самых разнообразных формах. Не окончив университета или колледжа, фактически нельзя (а в некоторых европейских странах запрещено даже юридически) достичь какого-либо заметного положения среди высоких правительственных рангов и во многих других областях, и наоборот, выпускник с отличным университетским дипломом легко продвигается и занимает ответственные правительственные посты вне зависимости от его происхождения и его семьи.

Правительственные группы, политические организации и политические партии.. Как канал социальной циркуляции, политические организации сейчас очень важны. В демократических странах, где институт выборов играет решающую роль в утверждении правителей, чтобы быть избранным, человек должен каким-либо образом проявить свою личность, устремления и способности, успешно выполнить функции лидера, будь то сенатора, мэра, министра или президента. Самый легкий способ — это политическая деятельность или участие в какой-либо политической организации. Без этого крайне мало шансов привлечь внимание избирателей и быть избранным.

Профессиональная организация. Некоторые из этих организаций также играют большую роль в вертикальном перемещении индивидов. Таковы научные, литературные, творческие институты и организации. Поскольку вход в эти организации был относительно свободным для всех, кто обнаруживал соответствующие способности вне зависимости от их социального статуса, то и продвижение внутри таких институтов сопровождалось общим продвижением по социальной лестнице. Многие ученые, юристы, литераторы, художники, музыканты, архитекторы, скульпторы, врачи, актеры, певцы и прочие творцы простого происхождения социально поднялись именно благодаря этому каналу.

Организации по созданию материальных ценностей. Речь идет о накоплении богатств как одном из самых простых и действенных способов социального продвижения. Если человек богат, то перед ним открыты все двери, вне зависимости от происхождения и источника доходов.

Семья и брак. Брак обычно приводит одного из партнеров или к социальному продвижению, или к социальной деградации. В прошлом брак со слугой или с членом низшей касты приводил к «социальному падению» одного из партнеров, ранее занимавшего более высокое положение, и, соответственно, к понижению социального ранга его детей.

 

Следует также обратить внимание на понятия интенсивность (или скорость) и всеобщность вертикальной социальной мобильности.

Под интенсивностью понимается вертикальная социальная дистанция или количество слоев — экономических, профессиональных или политических, — проходимых индивидом в его восходящем или нисходящем движении за определенный период времени.

Под всеобщностью вертикальной мобильности подразумевается число индивидов, которые изменили свое социальное положение в вертикальном направлении за определенный промежуток времени.

Соединив интенсивность и овсеобщность вертикальной мобильности в определенной социальной сфере можно получить совокупный показатель вертикальной экономической мобильности данного общества.

В зависимости от показателей интенсивности и всеобщности различают 2 типа общества — закрытое и открытое, которые представляют собой идеальные типы с минимальными показателями интенсивности и всеобщности мобильности в первом случае и максимальными во втором.

Закрытое общество — такое общество, в котором возможности для вертикального перемещения затруднены, ограничены или вообще отсутствуют для некоторых социальных групп. К ним относятся рабовладельческие, кастовые и сословные государства.

Открытое общество — общество, в котором возможности для вертикального перемещения равны и доступны для всех. К открытым обществам относятся современные демократические государства.

Общие принципы вертикальной мобильности:

Первое утверждение. Вряд ли когда-либо существовали общества, социальные слои которых были абсолютно закрытыми или в которых отсутствовала бы вертикальная мобильность.

Второе утверждение. Никогда не существовало общества, в котором вертикальная социальная мобильность была бы абсолютно свободной, а переход из одного социального слоя в другой осуществлялся бы безо всякого сопротивления.

Третье утверждение. Интенсивность и всеобщность вертикальной социальной мобильности изменяется от общества к обществу, то есть в пространстве.

Четвертое утверждение. Интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности – экономической, политической и профессиональной – колеблются в рамках одного и того же общества в разные периоды его истории.

Пятое утверждение. В вертикальной мобильности в ее трех основных формах нет постоянного направления ни в сторону усиления, ни в сторону ослабления ее интенсивности и всеобщности. Это предположение действительно для истории любой страны, для истории больших социальных организмов и, наконец, для всей истории человечества.

 



lektsia.info

Теория социальной стратификации и социальной мобильности П. Сорокина

Поделись с друзьями

Теория стратификации П. Сорокина была впервые изложена в его работе «Социальная мобильность» (1927), которая считается классическим трудом в этой области.

Социальная стратификация, по определению Сорокина, — это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Ее основа и сущность — в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества.

Все многообразие социальной стратификации может быть сведено к трем основным формам — экономической, политической и профессиональной, которые тесно переплетены. Это означает, что те, кто принадлежит к высшему слою в каком-то одном отношении, обычно принадлежат к тому же слою и по другому параметру; и наоборот. Так происходит в большинстве случаев, но не всегда. По мнению Сорокина, взаимозависимость трех форм социальной стратификации далека от полной, ибо различные слои каждой формы не совсем совпадают друг с другом, вернее, совпадают лишь частично. Это явление Сорокин впервые назвал статусным несовпадением. Оно заключается в том, что человек может занимать высокое положение в одной стратификации и низкое положение в другой. Такое несовпадение болезненно переживается людьми и может служить для некоторых стимулом изменить свое социальное положение, привести к социальной мобильности индивида.

Рассматривая профессиональную стратификацию, Сорокин выделял межпрофессиональную и внутрипрофессиональную стратификацию.

В межпрофессиональной стратификации выделяются два универсальных основания:

  • важность занятия (профессии) для выживания и функционирования группы в целом;
  • уровень интеллекта, необходимый для успешного выполнения профессиональных обязанностей.

Сорокин делает вывод, что в любом данном обществе более профессиональная работа заключается в осуществлении функций организации и контроля и требует более высокого уровня интеллекта для своего выполнения и соответственно предполагает привилегированность группы и ее более высокий ранг, который она занимает в межпрофессиональной иерархии.

students-library.com

Социальная стратификация и социальная мобильность. Интегральная социология П. Сорокина

Похожие главы из других работ:

Дезинтеграция социальных групп

2.3 Социальная мобильность и миграция

социальный стратификационный дезинтеграционный Согласно определению П.Сорокина, «под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности…

Интегральная социология П. Сорокина

Социальная стратификация и социальная мобильность

Неоднородность общества, его объективное деление на разные социальные группы нашли своё отражение в теории социальной стратификации и социальной мобильности П. Сорокина. Согласно этой теории всё общество делится на различные слои — страты…

Класс и страта как специфические социальные группы

II. Социальная стратификация

Современное общество характеризуется наличием групп, обладающих значительно большими ресурсами богатства и власти, чем другие группы. Границы таких групп трудно определить. Часто сами индивиды, входящие в эти группы…

Маргинальный слой в российском обществе

1.3 Маргинальность и социальная мобильность

Несмотря на то, что проблематика маргинальности пришла в социологию именно в связи с исследованием миграции и проблем, возникающих у человека в новой среде, объединения концепций маргинальности и мобильности не произошло…

Общество как система социальных общностей

1.2 Социальная стратификация и ее типы

Теории социальной стратификации Сам термин «социальная стратификация» был заимствован из геологии, где означает последовательную смену пластов горных пород разного возраста…

Общество как социальная система

3.3 Социальная стратификация

Однако распределение людей по группам, имеющее важное значение для понимания сущности и содержания социальной структуры, вовсе не исчерпывает последнюю. Не менее существенно распределение индивидов…

Общество как социальная система

3.4 Социальная мобильность

В процессе жизнедеятельности общества социальные страты не остаются неизменными, — они находятся в процессе изменения и развития. Совокупность таких изменений П. Сорокин назвал социальной мобильностью, т.е…

Проблемы социальной мобильности и социальной стратификации Питирима Сорокина

4. Социальная мобильность

Социальная мобильность, изменение индивидом или группой социальной позиции, места, занимаемого в социальной структуре, связана как с действием законов общественного развития, классовой борьбы…

Проблемы социальной мобильности и социальной стратификации Питирима Сорокина

5. Социальная стратификация

Социальная стратификация (от лат. stratum — слой и facio — делаю), одно из основных понятий буржуазной социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения…

Социальная стратификация и социальная мобильность в современном российском обществе

Глава II. Социальная стратификация и мобильность в современной России

Социальные общности и социальные различия

2. Социальная стратификация

Изучение социальных различий привело к возникновению теорий стратификации. В буквальном переводе стратификация означает «делать слои», т.е. делить общество на слои ( stratum — слой, facere — делать)…

Социальные общности и социальные различия

3. Социальная мобильность

Понятие «социальной мобильности» было введено П.Сорокиным. Социальная мобильность означает перемещение индивидов и групп из одних социальных слоев, общностей в другие…

Теории социальной стратификации и социальной мобильности

Глава 2. Социальная мобильность

Теория социальной стратификации

Социальная мобильность

Люди находятся в постоянном движении, а общество — в развитии. Совокупность социальных перемещений людей в обществе, т. е. изменений своего статуса, называется социальной мобильностью…

Теория стратификации и социальная мобильность

Социальная мобильность

Каждый человек перемещается в социальном пространстве, в обществе, в котором он живет. Иногда эти перемещения легко ощущаются и идентифицируются, например, при переезде индивида из одного места в другое, переход из одной религии в другую…

soc.bobrodobro.ru

Социальная мобильность и структура

Социальная стратификация: основные положения

В числе первых теоретиков социологии Сорокин ввел понятие социального пространства, которое представил научному миру как «вселенную неопределенного вида, состоящую из народов населяющих землю». Согласно его теории в пространстве индивидуум занимает определенное место, как в горизонтальном, так и вертикальном измерении. При этом позиция любого члена социума определяется Сорокиным как «социальное положение», которое в свою очередь представляет собой совокупность связей как внутри групп, так и внешних связей с группами, отличными от группы индивидуума. Ввиду этого вводятся такие понятия, как социальное восхождение и социальный спуск. Среди этих двух понятий образовалась группа горизонтальной мобильности, характеризующаяся движением индивидуума не влекущим за собой изменений в его социальном статусе. Причем горизонтальной мобильностью можно считать любые изменения такие как: изменение места жительства, веры исповедания и тому подобное. Только на основе этих понятий стало возможным выведение Сорокиным определения социальной стратификации, которое в его интерпретации имеет следующее значение: « дифференциация групп людей в классы и иерархические ранги посредством неравномерности распределения различных прав, обязанностей, привилегий, ценностей, власти и иных способов влияния одних индивидуумов на других как внутри, так и между группами. 

Согласно теории Сорокина, социальная стратификация – это пространство в социуме с неравными расстояниями по вертикали и горизонтали, где точками отсчета в пространстве являются статусы различных индивидуумов. Исходя из этого, становится очевидным, что нет ни одного общества, и вероятно не будет никогда без влияния стратификации из-за непрекращающегося социального неравенства, характеризующего каждый индивидуум.

Сорокин использует многомерную модель стратификации, разделенную тремя основными направлениями: экономикой, политикой и профессиональной деятельностью, которые можно назвать базисными. Кроме этих существуют характеристики, не являющиеся основными и создающими расслоение в обществе — возраст, культура, речь и другие.

В свою очередь сложные группы согласно теории Сорокина бывают типичными и нетипичными, внутренне солидарные и не солидарные. При этом трактовка социальной стратификации этого социолога совпадает с теорией Вебера в следующем: индивидуум, занимающий определенную позицию в экономическом плане общества высшего слоя, одновременно относится к высшим политическим и профессиональным слоям, а низшие слои в иерархии, как правило, лишены гражданских прав. Однако при такой классификации существует и исключение, например, совершенно не обязательно человек, занимающий высокие позиции в финансовых сферах, одновременно относится и к политической и к профессиональной вершинам. Также не всегда индивидуумы, занимающие низкое положение в финансовом плане одновременно занимают такой же уровень в политике и профессиональной иерархии. Политическая стратификация по теории Сорокина имеет следующий вид: в пределах любой группы существуют различные ранги и независимо от терминов их определяющих это означает, что группа имеет политическую дифференциацию, на которую имеет непосредственное воздействие размер политического организма и разнородность населения. Профессиональная стратификация определяется как группы общества, разделенные между собой по роду их деятельности и занятиям притом, что некоторые профессии имеют более престижную окраску по сравнению с другими.

Основное идея теории социальной стратификации согласно Сорокину состоитв том, что в обществе в целом существует устойчивая тенденция сохранения социальной пирамиды с верхушкой из привилегированных слоев и основанием из имеющих меньшее количество привилегий. Только при условии вытягивания пирамиды вверх в социуме происходят катаклизмы социального плана, перевороты, революции, превращая пирамиду в трапецию. Вслед за этим возникает вновь рост пирамиды благодаря вхождению в нее новых сил и это чередование циклично.

Социальная мобильность: базовые положения

Согласно теории социальной мобильности, в высоко развитом обществе постоянно происходит движение отдельных людей и групп из одного слоя в другой, с низшего социального уровня в высший, и наоборот. В этом случае говорят о восходящей или нисходящей вертикальной мобильности, однако есть и мобильность горизонтальная, т.е. передвижение индивидуов на одном и том же социальном уровне, например при смене места жительства или характера работы. Различают также интергенерациональную (между поколениями) и интрагенерациональную (внутри поколения) мобильность. Понятие социальной мобильности характеризует степень цивилизованности, открытости или закрытое, свободы и демократизма того или иного общества и является важным показателем уровня его культуры.

Основные работы в области социальной стратификации и мобильности.

  • Система социологии. Петроград,
  • Social Mobility. New York: Harper & Brothers, 1927;
  • Social and Cultural Mobility. Glencoe, HI.: The Free Press, 1959.

 

pitirim.org