Страны участвующие в политических группировках – Типы стран современного мира
Политические группировки и их взаимодействие
Понятие «группировка» в политике используется в трех значениях. Во-первых, это взаимодействие двух или более разнородных центров политической деятельности, на основе соглашений демонстративно общего характера. Во-вторых, взаимодействие на основе тайного сговора, тщательно скрываемого от общественности и не носящего характера формального соглашения или союза. В-третьих, это согласованные или совместные акции на основе временного (или кажущегося) совпадения их интересов. То есть, группировки делятся на демонстративные, тайные и временные. Решающим фактором является наличие общих интересов — только на их основе возможна совместная деятельность.
Без наличия действительно общих интересов, группировки в политике имеют тенденции к распаду. Однако, при определенных условиях (взаимная потребность участников друг в друге, необходимость сплотиться перед лицом общей опасности) они могут превращаться в относительно устойчивые коалиции и без позитивных общих интересов — скажем, достижения программных целей. Тогда сплачивает ситуация и негативные общие интересы — та же общая опасность, представляющая угрозу для реализации интересов. Классические примеры группировок — это предвыборные партийно-политические объединения. В них всегда понятен общий интерес как позитивного (пройти, скажем, в парламент), так и негативного свойства (не проиграть, не остаться «за бортом» политической жизни), В жизни каждой страны в любой момент можно найти примеры таких группировок, Российские выборы в Государственную Думу 1999 г. показали несколько таких объединений. К «демонстративным» можно отнести Союз правых сил, формально соединивший несколько мелких право-либеральных структур. К «тайным» — «Отечество — вся Россия». Создание группировок способствовало их успеху на выборах, однако вскоре они либо явно распались (ОВР), либо стали испытывать внутренние конфликты (СПС). Внутри Думы возникли новые группировки (особенно в период раздела постов и должностей между фракциями), которые также оказались достаточно временными. Подчеркнем, что в формировании всех перечисленных группировок в качестве консультантов участвовали и психологи, однако степень их прямого влияния в отечественной политике пока не очень существенна. Рекомендации психологов принимаются только в тех случаях, когда они совпадают с мнениями и целями лидеров группирующихся сил.
Более позитивным примером достаточно долговременной политической группировки можно считать НПСР во главе с КПРФ. Этот союз существовал, хотя и не без противоречий, с 1995 по 1999 гг. После перерыва наблюдались попытки его восстановления.
К сравнительно долговременным, обычно, как раз и относятся оппозиционные, особенно откровенно антиправительственные группировки. Это политические или военно-политические объединения групп, партий, движений, военных формирований, ставящие целью свержение правительства с помощью силы, либо принуждение его к выполнению определенных требований. Как правило, такие группировки возникают и действуют в условиях фактической гражданской войны или революции. Они ориентируются в основном на нелегальные, в том числе вооруженные средства борьбы, включающие террор и психологическую войну в ее наиболее жестких формах.
Политически, образование таких группировок может быть составной частью спланированного государственного переворота или локального военного мятежа, но возможна и стихийная партизанская форма ее зарождения. Социальная база таких группировок, в зависимости от конкретных условий страны, может быть различной, но обычно включает в себя маргинальные слои, люмпенство, а в полиэтническом обществе — соответствующие этнические группы, подвергающиеся дискриминации.
Психологически, ключевым мотивом возникновения и существования таких группировок является известный мотив: «Против кого будем дружить?». Чаще всего, такие группировки представляют собой коалиции совершенно разнородных сил, объединяемых только враждебностью к власти и экстремизмом в выборе средств борьбы. Отсюда их внутренняя неустойчивость и склонность к распаду после достижения позитивных целей — овладения властью. Классический пример — группировка большевиков с эсерами ради захвата власти в России в начале века. После достижения цели в октябре 1917 г., группировка вскоре распалась — начался дележ власти, правительственных постов, влияния на страну. Итогом стало «подавление левоэсеровского мятежа» и установление большевиками монополии на власть. Обратим внимание на то, что в то время сами политики, включая лидеров группировавшихся сил, выполняли функции практических политических психологов, что достаточно отчетливо прослеживается по их опубликованным работам того периода.
studfiles.net
Типы стран современного мира Политическая карта мира
Типы стран современного мира
Политическая карта мира В современном мире 267 стран и территорий. Суверенные – 193. СНГ – 15 стран Европа – 38 стран Азия – 40 стран Америка – 50 стран Африка – 56 стран Австралия и Океания – 27 стран
Типология стран. 1. По размерам территории: А) Крупнейшие (S= более 3 млн км 2): Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия. Б) Крупные (S= более 1 млн. км 2): Аргентина, Казахстан, Судан, Алжир, Заир, Саудовская Аравия, Индонезия, Мексика, Иран, Ливия, Монголия, Перу, Чад, Нигер, Ангола, Мали, Эфиопия, ЮАР, Колумбия, Боливия, Мавритания, Египет. В) Средние и небольшие:
Г) Микрогосударства (менее 10 тыс. км 2): Африка Европа Азия Кабо-Верде, Кипр, Бруней, Коморские острова, Люксембург, Бахрейн, Маврикий, Андорра, Сингапур, Сан-Томе и Принсипи, Мальта, Мальдивы Сейшельские острова Лихтенштейн, Сан-Марино, Америка Монако, Тринидад и Тобаго, Ватикан Океания Доминика, Западное Самоа, Сент-Люсия, Антигуа и Барбуда, Кирибати, Барбадос, Тонга, Сент-Винсент и Гренадины, Острова Кука, Гренада, Науру, Сент-Китс и Невис, Тувалу Бермудские острова
Типология стран. 2. По численности населения: Страны-гиганты (свыше 100 млн. человек) Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Россия, Бангладеш, Япония, Нигерия, Мексика. Средние (менее 100 млн. человек): Малые страны (менее 100 тыс. человек): Андорра, Кирибати, острова Кука, Науру, Тувалу, Ватикан.
Крупнейшие по численности населения.
Типология стран. 3. По географическому положению: Европейские, североамериканские, азиатские, африканские, латиноамериканские и др. Экваториальные, тропические, приполярные и др. Страны Индокитая, ближневосточные, страны Магриба, вест-индские, андские и др. Тихоокеанские, атлантические, средиземноморские и др. Внутриконтинентальные (42 страны), приморские, островные, полуостровные и др. Внутриконтинентальные: Америка – 2, Африка – 15, Азия – 12, Европа – 13.
Типология стран. 5. По государственному строю: МОНАРХИЯ – форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках одного главы государства – монарха и передается по наследству. На современной политической карте мира — 30 монархий. в Европе – 12 стран в Африке – 3 страны в Азии – 14 стран в Океании – 1 страна МОНАРХИИ конституционные абсолютные теократическая Учебник стр. 16
РЕСПУБЛИКА — форма правления, при которой суверенные права на власть принадлежат всем дееспособным гражданам. Республиканская форма принята в большинстве государств -75%. ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА – форма правления, в которой, согласно конституции, верховная власть принадлежит президенту. США, Венесуэла, Аргентина, Бразилия, Коста-Рика и др. ПАРЛАМЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА – форма правления, в которой, согласно конституции, верховная власть принадлежит парламенту. Италия, ФРГ, Австрия, Ирландия, Индия и др. СМЕШАННАЯ РЕСПУБЛИКА – форма правления с чертами президентской и парламентской республик. Франция, Португалия, Финляндия и др. ТЕОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА – форма государственного правления, при которой власть сосредоточена у духовенства. Единственная теократическая республика — Исламская Республика Иран.
Типология стран. 6. По государственному устройству: Федеративные, где наряду с едиными законами и органами власти существуют самоуправляющиеся субъекты: Америка – 8 стран Европа – 6 стран Африка – 4 страны Азия – 5 стран Австралия и Океания – 2 Учебник стр. 20 Унитарные, где действует единая законодательная и исполнительная власть. (большинство стран) Конфедерация – временный союз государств для достижения какой-либо общей цели. Единственная в мире конфедерация – Швейцария.
Типология стран. 7. По политическому режиму: Демократические – с политическим режимом основанным на выборности органов государственной власти. (Франция, США и др. ) Авторитарные – с политическим режимом, основанным на беспрекословном подчинении власти. (Ирак, ОАЭ и др. ) Тоталитарные – с политическим режимом, при котором государственная власть сосредоточена в руках одной партии. (Иран, Куба и др. )
Типология стран. 8. По национальному признаку: Однонациональные: Япония, Германия и др. Двунациональные: Канада, Бельгия Многонациональные: Индия, Россия, Испания, США и др. 9. По рельефу: Горные Непал Перу Равнинные Польша Чад
Типология стран. 10. По участию в политических группировках: «Страны-участницы» , входящие в военные блоки, или участвующие в вооруженных конфликтах. (страны НАТО, Ирак, Афганистан и др. ) Неприсоединившиеся страны, не входящие в военные организации. (Финляндия, Непал) Нейтральные страны (Швейцария, Швеция)
Типология стран. 11. По религиозному составу: Исламские: Саудовская Аравия, Иран, Алжир и др. Католические: Италия, Франция, Испания, Бразилия и др. Православные: Россия, Греция и др. Протестантские: Норвегия, Швеция, Финляндия, США и др. Буддистские: Монголия, Таиланд и др. Форзац в учебнике
Типология стран. 12. Страны члены Британского содружества Наций: Содружество Наций – это добровольная ассоциация независимых государств, символом которой является британский монарх. Состоит из 30 республик, 6 монархий и 16 стран. Учебник стр. 19 рис. 4
Домашнее задание • § 2 — ответить на вопросы • Выполнить задание в тетради
Распределите указанные страны по отношению к морским бассейнам: Ангола Великобритания Вьетнам Гондурас Доминика Италия Латвия Ливия Мальдивы Мальта тихоокеанские атлантические средиземноморские Мозамбик Оман Польша Уругвай Филиппины Франция Чили Швеция Шри-Ланка Ямайка карибские Индийского океана балтийские
Определите, к какой группе по особенностям ГП относятся указанные страны: Афганистан Боливия Гренада Ирландия Йемен Киргизия Кирибати Корея Куба Малайзия Мали Мадагаскар Монголия Непал Новая Зеландия Норвегия Португалия Сомали Чад Шри-Ланка Внутриконтинентальные Островные Полуостровные
Определите, какие из перечисленных стран являются колониальными владениями Алжир, Белиз, Гибралтар, Доминика, Камерун, Лаос, Мартиника, Новая Каледония, Пуэрто-Рико, Руанда, Сен-Пьер и Микелон, Тринидад.
Определите, к какой группе по типу устройства и строя относятся указанные государства: Австрия Бразилия Бруней Ватикан Венгрия Канада Кувейт Италия Люксембург Малайзия Марокко Непал Оман Россия Саудовская Аравия США Финляндия Франция Швеция Япония Великобритания Абсолютная монархия Конституционная монархия Теократическая монархия Республика унитарная Республика федеративная
Типология стран. 4. По уровню социально-экономического развития: Европа – 25 стран Америка – 4 страны Африка – 1 страна Развитые: Азия – 3 страны Океания – 2 страны А) Страны «большой восьмёрки» : США, Канада, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия, Россия. Б) Экономически высокоразвитые страны Западной Европы. В) Страны переселенческого капитализма: Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, Израиль.
Страны с переходной экономикой (32 страны): Россия, Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия, Украина, Молдавия, Грузия, Армения, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Туркмения, Узбекистан, Чехия, Словакия, Албания, Болгария, Румыния, Польша, Венгрия, Сербия, Черногория, Словения, Босния и Герцеговина, Хорватия, Македония, Китай, Вьетнам, Лаос, Монголия, Куба.
Развивающиеся: 1. «Ключевые страны» : Индия, Мексика, Бразилия 2. Новые индустриальные страны (НИС): Гонконг, Южная Корея, Сингапур, Малайзия, Тайвань, Таиланд, Индонезия, Филиппины 3. Нефтеэкспортирующие страны (ВВП от 10 тыс. до 20 тыс. долларов: Алжир, Венесуэла, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, ОАЭ, Саудовская Аравия, Бахрейн, Бруней, Габон, Эквадор.
4. Страны, достигшие относительно высокого уровня социально-экономического развития и имеющие ВВП более 1 тыс. долларов: Аргентина, Уругвай, Чили, Венесуэла и др. 5. Страны, отстающие в своем развитии (ВВП менее 1 тыс. долларов): Конго, Гвинея, Зимбабве, Сенегал, Боливия, Гондурас, Бутан, Лаос, Кирибати и др. 6. Наименее развитые страны (40 стран. ВВП 100 – 300 долларов в год): Бангладеш, Непал, Йемен, Афганистан, Мали, Нигер, Чад, Эфиопия, Сомали, Мозамбик, Гаити и др.
Домашнее задание • § 3 — ответить на вопросы. • Выполнить тест в тетради. • Обозначить на контурной карте страны.
present5.com
Типы стран современного мира — презентация к уроку Географии
Презентация на тему: Типы стран современного мираСкачать эту презентацию
Скачать эту презентацию
№ слайда 1 Описание слайда:Типы стран современного мира
№ слайда 2 Описание слайда:Политическая карта мира В современном мире 267 стран и территорий.Суверенные – 193.СНГ – 11 странЕвропа – 45 стран (с Россией)Азия – 49 стран (с Россией)Америка – 50 странАфрика – 56 странАвстралия и Океания – 27 стран
№ слайда 3 Описание слайда:Типология стран. 1. По размерам территории:А) Крупнейшие (S= более 3млн км2):Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия.Б) Крупные (S= более 1млн. км2): Аргентина, Казахстан, Судан, Алжир, Заир, Саудовская Аравия, Индонезия, Мексика, Иран, Ливия, Монголия, Перу, Чад, Нигер, Ангола, Мали, Эфиопия, ЮАР, Колумбия, Боливия, Мавритания, Египет.В) Средние и небольшие:
№ слайда 4 Описание слайда:Г) Микрогосударства (менее 10 тыс. км2): ЕвропаКипр, Люксембург, Андорра,Мальта,Лихтенштейн,Сан-Марино,Монако,ВатиканАзияБруней,Бахрейн,Сингапур,МальдивыАфрика Кабо-Верде, Коморские острова,Маврикий,Сан-Томе и Принсипи,Сейшельские островаОкеанияЗападное Самоа,Кирибати,Тонга,Острова Кука,Науру, ТувалуАмерикаТринидад и Тобаго,Доминика, Сент-Люсия, Антигуа и Барбуда, Барбадос,Сент-Винсент и Гренадины,Гренада,Сент-Китс и Невис,Бермудские острова
№ слайда 5 Описание слайда:Ватикан – самое маленькое по площади и по численности население государство
№ слайда 6 Описание слайда:Типология стран. 2. По численности населения:Страны-гиганты (свыше 100 млн. человек)Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Россия, Бангладеш, Япония, Нигерия, Мексика. Средние (менее 100 млн.человек):Малые страны (менее 100 тыс. человек): Андорра, Кирибати, острова Кука, Науру, Тувалу, Ватикан.
№ слайда 7 Описание слайда:Крупнейшие по численности населения.
№ слайда 8 Описание слайда:Типология стран. 3. По географическому положению:Европейские, североамериканские, азиатские, африканские, латиноамериканские и др.Экваториальные, тропические, приполярные и др.Страны Индокитая, ближневосточные, страны Магриба, вест-индские, андские и др.Тихоокеанские, атлантические, средиземноморские и др.Внутриконтинентальные (42 страны), приморские, островные, полуостровные и др.Внутриконтинентальные: Америка – 2, Африка – 15, Азия – 12, Европа – 13.
№ слайда 9 Описание слайда:Типология стран. 5. По государственному строю:МОНАРХИЯ – форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках одного главы государства – монарха и передается по наследству. На современной политической карте мира — 30 монархий.в Европе – 12 странв Африке – 3 страныв Азии – 14 странв Океании – 1 страна
№ слайда 10 Описание слайда:РЕСПУБЛИКА — форма правления, при которой суверенные права на власть принадлежат всем дееспособным гражданам. Республиканская форма принята в большинстве государств -75%.ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА – форма правления, в которой, согласно конституции, верховная власть принадлежит президенту. США, Венесуэла, Аргентина, Бразилия, Коста-Рика и др.ПАРЛАМЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА – форма правления, в которой, согласно конституции, верховная власть принадлежит парламенту. Италия, ФРГ, Австрия, Ирландия, Индия и др. СМЕШАННАЯ РЕСПУБЛИКА – форма правления с чертами президентской и парламентской республик. Франция, Португалия, Финляндия и др.ТЕОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА – форма государственного правления, при которой власть сосредоточена у духовенства. Единственная теократическая республика — Исламская Республика Иран.
№ слайда 11 Описание слайда: № слайда 12 Описание слайда:Несамоуправляющиеся территории: Колонии – страны, находящиеся под властью иностранного государства и лишенные политической и экономической самостоятельности.Протектораты – страны, где зависимость устанавливалась неравноправным договором, по которому внешние экономические и политические отношения передавались государству-протектору. Подмандатные (подопечные) территории – бывшие колонии Германии и часть территории Османской империи.Заморские департаменты и регионыАссоциированные государства – страны, обладающие внутренним самоуправлением и определенной самостоятельностью в области внешней политики.Доминионы – части Британской империи
№ слайда 13 Описание слайда:Типология стран. 6. По государственному устройству:Федеративные, где наряду с едиными законами и органами власти существуют самоуправляющиеся субъекты: Унитарные, где действует единая законодательная и исполнительная власть. (большинство стран)Конфедерация – временный союз государств для достижения какой-либо общей цели. Единственная в мире конфедерация – Швейцария.
№ слайда 14 Описание слайда:Типология стран. 7. По политическому режиму:Демократические – с политическим режимом основанным на выборности органов государственной власти. (Франция, США и др.)Авторитарные – с политическим режимом, основанным на беспрекословном подчинении власти. (Ирак, ОАЭ и др.)Тоталитарные – с политическим режимом, при котором государственная власть сосредоточена в руках одной партии. (Иран, Куба и др.)
№ слайда 15 Описание слайда:Типология стран. 8. По национальному признаку:Однонациональные: Япония, Германия и др.Двунациональные: Канада, БельгияМногонациональные: Индия, Россия, Испания, США и др.9. По рельефу:Горные РавнинныеНепал ПольшаПеру Чад
№ слайда 16 Описание слайда:Типология стран. 10. По участию в политических группировках:«Страны-участницы», входящие в военные блоки, или участвующие в вооруженных конфликтах.(страны НАТО, Ирак, Афганистан и др.)Неприсоединившиеся страны, не входящие в военные организации.(Финляндия, Непал)Нейтральные страны(Швейцария, Швеция)
№ слайда 17 Описание слайда:Типология стран. 11. По религиозному составу:Исламские: Саудовская Аравия, Иран, Алжир и др.Католические: Италия, Франция, Испания, Бразилия и др.Православные: Россия, Греция и др.Протестантские: Норвегия, Швеция, Финляндия, США и др.Буддистские: Монголия, Таиланд и др.
№ слайда 18 Описание слайда:Типология стран. 12. Страны члены Британского содружества Наций:Содружество Наций – это добровольная ассоциация независимых государств, символом которой является британский монарх.Состоит из 30 республик, 6 монархий и 16 стран.Учебник стр.19 рис.4
№ слайда 19 Описание слайда:Домашнее задание § 2- ответить на вопросыВыполнить задание в тетради
№ слайда 20 Описание слайда:Распределите указанные страны по отношению к морским бассейнам: АнголаВеликобританияВьетнамГондурасДоминикаИталияЛатвияЛивияМальдивыМальтаМозамбикОманПольшаУругвайФилиппиныФранцияЧилиШвецияШри-ЛанкаЯмайкатихоокеанскиеатлантическиесредиземноморскиекарибскиеИндийского океанабалтийские
№ слайда 21 Описание слайда:Определите, к какой группе по особенностям ГП относятся указанные страны: АфганистанБоливияГренадаИрландияЙеменКиргизияКирибатиКореяКубаМалайзияМалиМадагаскарМонголияНепалНовая ЗеландияНорвегияПортугалияСомалиЧадШри-ЛанкаВнутриконтинентальныеОстровныеПолуостровные
№ слайда 22 Описание слайда:Определите, какие из перечисленных стран являются колониальными владениями Алжир, Белиз, Гибралтар, Доминика, Камерун, Лаос, Мартиника, Новая Каледония, Пуэрто-Рико, Руанда, Сен-Пьер и Микелон, Тринидад.
№ слайда 23 Описание слайда:Определите, к какой группе по типу устройства и строя относятся указанные государства: АвстрияБразилияБрунейВатиканВенгрияКанадаКувейтИталияЛюксембургМалайзияМароккоНепалОманРоссияСаудовская АравияСШАФинляндияФранцияШвецияЯпонияВеликобританияАбсолютная монархияКонституционная монархияТеократическая монархияРеспублика унитарнаяРеспублика федеративная
№ слайда 24 Описание слайда:Типология стран. 4. По уровню социально-экономического развития: Европа – 25 странАмерика – 4 страныАфрика – 1 странаАзия – 3 страныОкеания – 2 страныА) Страны «большой восьмёрки»:США, Канада, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия, Россия.Б) Экономически высокоразвитые страны Западной Европы.В) Страны переселенческого капитализма:Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, Израиль.
№ слайда 25 Описание слайда:Страны с переходной экономикой (32 страны): Россия, Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия, Украина, Молдавия, Грузия, Армения, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Туркмения, Узбекистан, Чехия, Словакия, Албания, Болгария, Румыния, Польша, Венгрия, Сербия, Черногория, Словения, Босния и Герцеговина, Хорватия, Македония, Китай, Вьетнам, Лаос, Монголия, Куба.
№ слайда 26 Описание слайда:Развивающиеся: 1. «Ключевые страны»: Индия, Мексика, Бразилия2. Новые индустриальные страны (НИС): Гонконг, Южная Корея, Сингапур, Малайзия, Тайвань, Таиланд, Индонезия, Филиппины3. Нефтеэкспортирующие страны (ВВП от 10тыс. до 20 тыс. долларов: Алжир, Венесуэла, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, ОАЭ, Саудовская Аравия, Бахрейн, Бруней, Габон, Эквадор.
№ слайда 27 Описание слайда:4. Страны, достигшие относительно высокого уровня социально-экономического развития и имеющие ВВП более 1 тыс. долларов: Аргентина, Уругвай, Чили, Венесуэла и др. 5. Страны, отстающие в своем развитии (ВВП менее 1 тыс. долларов): Конго, Гвинея, Зимбабве, Сенегал, Боливия, Гондурас, Бутан, Лаос, Кирибати и др. 6. Наименее развитые страны (40 стран. ВВП 100 – 300 долларов в год): Бангладеш, Непал, Йемен, Афганистан, Мали, Нигер, Чад, Эфиопия, Сомали, Мозамбик, Гаити и др.
№ слайда 28 Описание слайда:Определите к какой типологической группе относятся указанные страны: РоссияАлжирСШАУкраинаЛаосЭфиопияОАЭНигерияЯпонияКувейтСирияАрменияФранцияМексикаЮжная Корея Саудовская АравияСьерра-ЛеонеАфганистанСингапурБразилия«Большая восьмерка»Новые индустриальные страныНефтеэкспортирующие страныСтраны с переходной экономикойРазвивающиеся страныНаименее развитые страны
№ слайда 29 Описание слайда:Домашнее задание § 3- ответить на вопросы.Выполнить тест в тетради.Обозначить на контурной карте страны.
ppt4web.ru
Группировки стран современного мира. Экономическая классификация стран
Глобализация мировой экономики и усиление конкуренции вынуждают страны объединяться в группировки. Кстати, включение страны в какую-либо группу может использоваться исследователями как методический прием, позволяющий лучше понять уровень жизни в ней. Объединение государств происходит по самым различным признакам, от размера территории и географического положения до уровня экономического развития и отдельных отраслей.
Экономическая интеграция
Любой вид реального объединения направлен на достижение экономических целей. Группировки стран возникают, в основном, с целью создания общего экономического пространства. Практически на всех континентах создаются объединения стран, которые способствуют свободному перемещению товаров и услуг, капитала и трудовых ресурсов. Самые успешные экономические группировки стран:
- Европейский союз;
- НАФТА;
- Евразийский экономический союз;
- АСЕАН.
Наиболее продвинутое объединение — Европейский союз, который уже имеет единую валюту, наднациональные органы управления и единое экономическое пространство. Другие объединения начали с организации общего рынка, со свободным перемещением ресурсов с той или иной спецификой. Например, Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), в ней доминируют США, а Мексика и в меньшей степени Канада являются «производственными мастерскими». Однако в рамках данного объединения нет свободного перемещения рабочей силы.
Цель Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) — стать промышленной базой мира. Евразийский экономический союз планирует создание общего экономического пространства.
Интеграционные экономические группировки стран есть практически на всех континентах, при этом страны могут входить в несколько объединений.
Экономическая классификация стран
По уровню социально-экономического развития страны принято делить на три блока:
- Самое большое количество стран относятся к развивающимся. Речь идет о более 120 странах Латинской Америки, Азии, Африки и Океании. В них относительно слабо развитая промышленность (во многом это только первичная переработка сырья) и большой сельскохозяйственный сектор. В многих не решена продовольственная проблема и существует большая безработица. Эта группировка стран отличается неустойчивым экономическим развитием, технологическим отставанием и низкой производительностью труда. С другой стороны в названную группу входит Индия — одна из крупнейших экономик мира, которая делает успехи и в высоких технологиях.
- К самым развитым странам мира относятся страны Западной Европы, США, Канада, Австралия и Новая Зеландия, а также несколько азиатских государств. Все они имеют развитую рыночную экономику, высокий уровень доходов населения, в экономике преобладает сектор услуг, а промышленность выпускает высокотехнологическую продукцию.
- Есть и группировка стран, которая занимает промежуточное положение, по экономической классификации ООН и МВФ. Их не относят ни к развитым ни к развивающимся странам. Например, это страны Восточной Европы, Россия и другие страны СНГ.
География и демография
Наверное, это самые первые способы классификации стран. По размерам территории выделяют семь крупнейших стран мира с территорией более 3 млн км². Возглавляет этот список с большим отрывом от остальных Россия (17 075 млн км²). Далее следуют Канада, Китай и США.
По численности населения выделяют группу из десяти государств с населением более 100 миллионов человек. Из них две крупнейшие страны мира (Китай и Индия) имеют население более 1 миллиарда человек. Россия — на седьмом месте, со 145 миллионным населением.
Группировка стран по географическому признаку тоже может быть разнообразной, например по континенту, на котором она располагается или доступу к морю: приморские, островные и не имеющие выхода к морю.
ВВП
Для ответа на вопрос, какая страна самая богатая , обычно используют показатель валового внутреннего продукта. Все последние десятилетия самый большой ВВП ($19284,99 миллиардов) у США, конечно, это самая богатая страна мира.
Далее следуют Китай и, со значительным отставанием по размеру ВВП от первых двух стран, Япония и Германия. Россия на 13 месте с ВВП в $1267,55 миллиардов.
Группировки стран также формируются по ВВП ППС (ВВП по паритету покупательной способности, т. е. пересчитанные с учетом цен в экономике страны). По этому показателю Китай на первом месте, далее идут США, Индия, Япония. Россия находится на шестом месте. Кстати, некоторые экономисты считают ВВП ППС более справедливым показателем для определения уровня экономики. Поэтому на вопрос о том, какая самая богатая страна в мире, можно ответить, что это Китай.
Богатые и бедные
Группировки стран по уровню годового дохода определяется на основе показателя ВВП, приходящегося на душу населения. Все государства делятся на страны с низким доходом, если названный ВВП составляет менее $750. Например, к ним относятся Гаити и Таджикистан.
В группу государств с доходом ниже среднего (от $756 до $2995) входят страны от Руанды ($761,56) до Свазиленда ($2613,91). Из постсоветского пространства в этой группе находится Украина ($2205,67).
Страны с доходами выше среднего должны иметь показатель от $2996 до $9265. В верхней части по уровню доходов этой группы находятся Мексика, Китай и Россия.
Наконец, самые развитые страны — это те, где доход выше $9266. Всего их 69. И первые три места занимают Люксембург, Швейцария и Норвегия. Экономическая классификация по уровню доходов, обычно используется международными финансовыми институтами при оказании экономической помощи.
Тип экономики
Подавляющее количество стран сейчас относится к капиталистическим государствам с рыночной экономикой. В этой группировке находятся и самые промышленно развитые богатые государства, и самые бедные. Несколько стран Азии (Китай, Северная Корея, Вьетнам, Лаос) и Куба до сих пор считаются государствами с централизованно управляемой экономикой. Несмотря на то что рыночные отношения тут все больше используются, в них продолжают сохраняться командно-административные методы управления экономикой.
Уровень развития экономики
По уровню развития экономики в большей части промышленности, группировки стран делятся на доиндустриальные или аграрные, индустриальные и постиндустриальные.
Несколько десятков самых бедных государств живут за счет сельскохозяйственного производства, а некоторые из них даже существуют в основном за счет донорской помощи. Большая часть населения (до 80-90 %) в них заняты в аграрном секторе, где сохраняется традиционная система хозяйствования и докапиталистические отношения. К таким странам относятся страны Африки (например, Сомали, Чад) и Азии (например, Камбоджа, Йемен).
Довольно большая группировка стран относится к индустриальным. Это наиболее сильные экономики среди развивающихся государств. Здесь развитая добывающая и перерабатывающая промышленность, основанная на свободной рыночной экономике.
Иногда выделяют и индустриально-аграрные страны (например, Индия, Таиланд), в которых развитая промышленность, но и сильный сельскохозяйственный сектор.
Развитые страны вступили в эпоху постиндустриального общества, отличающегося преобладающим сектором услуг. Эта группировка стран отличается инновационной экономикой с высокой долей ВВП в высокотехнологичном секторе, особенно в цифровом. Главный двигатель прогресса — это индустрия знаний.
Другие классификации
Существуют группировки стран по различным признакам: социально- экономическим, географическим, религиозным. Наиболее часто на практике используется объединение стран в группы по какому-нибудь экономическому признаку, например объему внешней торговли, размерам внутреннего рынка, производства и/или экспорта определенного вида продукции. Так, есть нефтедобывающие страны, большая часть из которых входит в Организацию стран- экспортеров нефти. Примером же объединения по географическому признаку можно назвать китайский проект Нового шелкового пути, который объединяет страны, находящиеся на древнем торговом маршруте из Китая в Европу.
fb.ru
2.1 Группировки стран мира. Политическое устройство мира
Похожие главы из других работ:
«Северная дипломатия» Республики Корея с 2003 г. по настоящее время
3.1 «Политика мира и процветания» Но Мухёна
Следующий президент Южной Кореи, Но Мухён заменил политику «солнечного тепла» «политикой мира и процветания», которая, по сути, продолжила первую…
Деятельность крупнейших мусульманских неправительственных организаций
2.2 Лига исламского мира
Неправительственные общественно-религиозные исламские организации в основном находятся в Саудовской Аравии, поддерживают связи с исламскими группировками и организациями в других странах…
НАТО и мусульманский мир: проблемы взаимодействия
2. Реакция исламского мира на террористические акты
Террористические акты, совершенные в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 г., вызвали осуждение со стороны правительств почти всех мусульманских стран. Этому способствовали масштабы вызванных разрушений, количество жертв…
НАТО и мусульманский мир: проблемы взаимодействия
3. Причины разногласий НАТО и исламского мира
Анализирую события десятилетней давности и действия, которые предпринимают сейчас политики США и Европы особенно по отношению к Ираку…
Общее и особенное в конституционной регламентации политических партий зарубежных стран
2. Партийные системы зарубежных стран
…
Основные коалиции принятия решений в Европарламенте
2.1 Уровни взаимодействия стран в Европарламенте
Решения в выборных органах принимаются путем голосования. Решение считается принятым, если число голосов превышает определенную квоту голосов определяется конкретной процедурой голосования…
Перспективы мирового развития в концепции З. Бжезинского
2. Новая политическая карта мира
В США политический реализм позволяет трактовать международные отношения в соответствии с американскими представлениями о международном порядке как о совокупности совпадающих с национальными интересами Америки либеральных идеалов…
Политические идеологии современного мира
Введение. Политические идеологии современного мира
Важным элементом политического сознания является политическая идеология. Теорию идеологии создали немецкие мыслители К. Маркс, Ф. Энгельс и К. Мангейм. По их мнению, идеология является духовным образованием…
Политическое устройство мира
1. Понятие о современной политической карте мира
…
Политическое устройство мира
2. Многоликость стран современного мира
…
Политическое устройство мира
2.2 Типология стран мира. Критерии типологии
Многообразие стран современного мира наиболее ярко проявляется на страновом уровне общественно-географической картины мира. Причины их непохожести и в то же время сходства кроются в сложности общественных систем…
Проблема поляризации стран
2. Глобализация как причина неоднородности современного мира
Одним из ключевых процессов развития мировой экономики на грани ХХ-ХХI веков является прогрессирующая глобализация, т.е. качественно новый этап в развитии интернационализации хозяйственной жизни…
Проблема поляризации стран
3. Экономическая поляризация стран СНГ
Даже самого беглого взгляда на основные показатели достаточно, чтобы осознать, сколько далеко государства СНГ отстоят сегодня друг от друга на условной шкале развития. Если ранжировать их относительно российского ВВП на душу населения…
Современное положение России на политической карте мира
1. Современная политическая карта мира
Процесс формирования политической карты мира насчитывает несколько тысячелетий. Прошло немало исторических эпох, поэтому можно говорить о существовании периодов в формировании политической карты мира. Можно выделить древний, средневековый…
Функции политологии
6 Содержание мира политики
Политика — многомерна и выступает в единстве 3 взаимосвязанных аспектов: Как сфера общественной жизни Как один из видов активности социальных субъектов Как определенный тип социальных отношений…
polit.bobrodobro.ru
ТОП 10: |
Понятие «группировка» в политике используется в трех значениях. Во-первых, это взаимодействие двух или более разнородных центров политической деятельности, на основе соглашений демонстративно общего характера. Во-вторых, взаимодействие на основе тайного сговора, тщательно скрываемого от общественности и не носящего характера формального соглашения или союза. В-третьих, это согласованные или совместные акции на основе временного (или кажущегося) совпадения их интересов. То есть, группировки делятся на демонстративные, тайные и временные. Решающим фактором является наличие общих интересов — только на их основе возможна совместная деятельность. Без наличия действительно общих интересов, группировки в политике имеют тенденции к распаду. Однако, при определенных условиях (взаимная потребность участников друг в друге, необходимость сплотиться перед лицом общей опасности) они могут превращаться в относительно устойчивые коалиции и без позитивных общих интересов — скажем, достижения программных целей. Тогда сплачивает ситуация и негативные общие интересы — та же общая опасность, представляющая угрозу для реализации интересов. Классические примеры группировок — это предвыборные партийно-политические объединения. В них всегда понятен общий интерес как позитивного (пройти, скажем, в парламент), так и негативного свойства (не проиграть, не остаться «за бортом» политической жизни), В жизни каждой страны в любой момент можно найти примеры таких группировок, Российские выборы в Государственную Думу 1999 г. показали несколько таких объединений. К «демонстративным» можно отнести Союз правых сил, формально соединивший несколько мелких право-либеральных структур. К «тайным» — «Отечество — вся Россия». Создание группировок способствовало их успеху на выборах, однако вскоре они либо явно распались (ОВР), либо стали испытывать внутренние конфликты (СПС). Внутри Думы возникли новые группировки (особенно в период раздела постов и должностей между фракциями), которые также оказались достаточно временными. Подчеркнем, что в формировании всех перечисленных группировок в качестве консультантов участвовали и психологи, однако степень их прямого влияния в отечественной политике пока не очень существенна. Рекомендации психологов принимаются только в тех случаях, когда они совпадают с мнениями и целями лидеров группирующихся сил. Более позитивным примером достаточно долговременной политической группировки можно считать НПСР во главе с КПРФ. Этот союз существовал, хотя и не без противоречий, с 1995 по 1999 гг. После перерыва наблюдались попытки его восстановления. К сравнительно долговременным, обычно, как раз и относятся оппозиционные, особенно откровенно антиправительственные группировки. Это политические или военно-политические объединения групп, партий, движений, военных формирований, ставящие целью свержение правительства с помощью силы, либо принуждение его к выполнению определенных требований. Как правило, такие группировки возникают и действуют в условиях фактической гражданской войны или революции. Они ориентируются в основном на нелегальные, в том числе вооруженные средства борьбы, включающие террор и психологическую войну в ее наиболее жестких формах. Политически, образование таких группировок может быть составной частью спланированного государственного переворота или локального военного мятежа, но возможна и стихийная партизанская форма ее зарождения. Социальная база таких группировок, в зависимости от конкретных условий страны, может быть различной, но обычно включает в себя маргинальные слои, люмпенство, а в полиэтническом обществе — соответствующие этнические группы, подвергающиеся дискриминации. Психологически, ключевым мотивом возникновения и существования таких группировок является известный мотив: «Против кого будем дружить?». Чаще всего, такие группировки представляют собой коалиции совершенно разнородных сил, объединяемых только враждебностью к власти и экстремизмом в выборе средств борьбы. Отсюда их внутренняя неустойчивость и склонность к распаду после достижения позитивных целей — овладения властью. Классический пример — группировка большевиков с эсерами ради захвата власти в России в начале века. После достижения цели в октябре 1917 г., группировка вскоре распалась — начался дележ власти, правительственных постов, влияния на страну. Итогом стало «подавление левоэсеровского мятежа» и установление большевиками монополии на власть. Обратим внимание на то, что в то время сами политики, включая лидеров группировавшихся сил, выполняли функции практических политических психологов, что достаточно отчетливо прослеживается по их опубликованным работам того периода.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ Таким образом, от методов политико-психологического исследования, мы перешли к рассмотрению методов, находящихся на грани прямого вмешательства психологии в политику. Но это не предел для прикладной политической психологии. В заключительном разделе мы рассмотрим несколько примеров политических явлений, связанных с главной темой политики, борьбой за власть, которые требуют от политиков быть высоко-классными практическими психологами. Это примеры политических действий, акций, в основном базирующихся на прикладном использовании психологии.
Политическая интрига Само понятие «интрига» происходит от франц. intrigue и еще более раннего лат. intrico, intricare, что имеет несколько значений. Во-первых, это скрытые действия, обычно неблаговидные, происки, козни для достижения чего-либо. Во-вторых, психологический способ построения фабулы, сюжета, схема развития событий при помощи сложных перипетий действия, переплетения и столкновения интересов персонажей, особенностей обстоятельств и их соотношения, обес-лечивающих динамичное развитие действия. В-третьих, реже, любовные отношения, любовная связь. Все три значения встречаются в контексте современной политической жизни и наполнены значительным психологическим содержанием. В обычном употреблении политическая интрига — сложное, запутанное, подчас загадочное стечение обстоятельств, ведущее к плохо прогнозируемым для обыденного сознания, обычно неожиданным последствиям. Внешне, феноменологически, такая интрига представляет собой соединение во времени и пространстве ряда разноп о рядковых политических событий и процессов, создающее качественно новое направление развития политической ситуации. Внутренне, с точки зрения механизмов, интрига, как правило, является плодом целенаправленных усилий, политико-психологической игры политических сил и/или отдельных политических деятелей, ведущих течение событий к необходимым им результатам в условиях создания видимости вроде бы спонтанного, неожиданного, самопроизвольного развития этих событий, Наиболее отчетливо эти механизмы интриги проявляются в такой ее разновидности как политический заговор. Значительно реже интрига является следствием действительно случайного стечения обстоятельств — в этом случае она обычно представляет собой такую игру политического случая, последствиями которой могут воспользоваться самые неожиданные силы и фигуры. Примером такого рода может служить сложная ситуация в ходе развития Великой французской революций, когда в итоге в заимоизнуряющей и запутанной борьбы различных политических сил возникла ситуация безвластия, и «кончиком шпаги» Бонапарта была поднята «лежащая в пыли» императорская корона. Психологическая интрига — один из древнейших, традиционных способов борьбы за власть и влияние, элитарный способ «делания политики». Описания первых интриг присутствуют уже у античных авторов. Практика интриг была широко развита в древневосточных государствах. Само понятие возникает в древнем Риме, политическая жизни которого в значительной степени строилась именно на интригах — так, в частности, наиболее известные примеры из того времени связаны с интригами египетской царицы Клеопатры в ее сложнейших взаимоотношениях с римскими императорами. В Италии родились и первые попытки аналитического осмысления места и роли интриги в политике — признанным теоретиком интриги считается Н. Макиавелли, а понятие «макиавеллизм» до сих пор служит синонимом обозначения выраженной склонности политика к интриге и интриганству. Целенаправленная интрига представляет собой достаточно длительный, развивающийся процесс, включающий три компонента. Во-первых, это завязка (появление замысла, цели, идеи интриги). Во-вторых, кульминация (возникновение критической ситуации, сочетающей максимум запутанности, таинственности и, одновременно, готовности условий для достижения поставленных целей). В-третьих, разрешение (достижение инициаторами интриги цели, скрытой от большинства). По времени протекания и внутреннему динамизму различаются быстротечные (например, преследующие цели физического устранения того или иного политического персонажа или даже политической силы — типа заговора) и долгосрочные, латентные, направленные на постепенное изживание препятствующих целям интриги обстоятельств (например, целенаправленное и поэтапное ослабление влияния и подрыв авторитета политических оппонентов). По преследуемым такой интригой целям выделяются интриги, направленные персонально- и социально-политически. К первой группе относятся интриги, преследующие целью физическую ликвидацию отдельного политического персонажа; отстранение его от власти, политическую дискредитацию и м орально-нравствен-ную компрометацию и т. д. Ко второй группе — интриги, ставящие задачи физического или символического устранения и компрометации не отдельного деятеля, а той или иной группы, причем независимо от ее размеров [от, скажем, расстрела «группы заговорщиков» или устранения представителей правящей династии до ликвидации целого социального слоя или даже класса — типа, например, «кулачества как класса»). Традиционные инструменты интриги практически не претерпели изменения в истории политики с древнейших времен до наших дней. Это относится как к способам физического устранения, так и к приемам политической и моральной дискредитации. События последних десятилетий подтвердили действенность как террористического акта (например, покушение на Раджива Ганди в ходе интриги в период апофеоза предвыборной кампании в Индии в 1991 г.), так и обвинений в нарушении моральных норм и запретов типа склонности к алкоголизму и прелюбодеянию (например, интрига, направленная против американского сенатоpa Г. Харта для его диксредитации в качестве кандидата на президентский пост, и связанная с оглаской деталей его личной жизни; провал некоторых кандидатов президента США Дж. Буша на министерские посты в связи с обвинением их в скрытом алкоголизме и т.п.). Современность обогатила «инструментальный арсенал» интриг целенаправленным использованием процедур демократического общества: например, «организацией голосования» или подтасовкой его результатов. Для нашего времени характерно и то, что само по себе обвинение в «интриганстве» стало одним из сильнейших средств политической интриги. Политическая интрига может носить как внутриполитический, так и внешнеполитический характер. Это определяется как поставленными целями, так и масштабами распространения и средствами достижения целей интриги. Если в первом случае речь идет об изменении баланса политических влияний внутри отдельно взятого государства, то во втором — в региональном, континентальном или даже общемировом масштабе. Например, политическая интрига, связанная с подписанием конфиденциальных документов между Германией и СССР в конце 30-х гг. (так называемого «Пакта Молотова-Риббентропа» и секретных протоколов к нему, за которыми стояли лично Гитлер и Сталин), начавшись как интрига регионального значения (раздел Польши и «решение» Балтийского вопроса), вскоре переросла в континентальную, а затем вылилась в войну мирового масштаба. Склонность к использованию интриги как основного инструмента политики в пропаганде обычно определяется как «интриганство», а политик (особенно из числа политических противников), склонный к интригам — как «интриган». Не касаясь оценочного звучания данных понятий, отметим, что за склонностью к интригам всегда стоит так называемый «психологический дар интриги», относящийся преимущественно к достоинствам политика в традиционной трактовке. Известными мастерами политической интриги были такие политики как кардинал и премьер-министр Франции А. де Ришелъе; один из «отцов-основателей» британской секретной службы писатель Д. Дефо; часто выполнявший особо деликатные поручения французского двора М. Бомарше; министр ряда сменявших друг друга правительств А. Талейран и мн. др. В истории России свой след оставили обладавшие выраженным даром политической интриги Б. Годунов; граф Лесток — наперстник императрицы Елизаветы; министр трех императриц граф А. Бестужев и др. В истории XX в. признанными мастерами политической интриги считаются Сталин, Мао Цзедун, руководитель абвера немецкий адмирал Канарис и др. Разумеется, политические интриги носят верхушечный, элитарный характер и плохо сопрягаются с интересами народных масс. Последние, в отдельных случаях, могут реально (например, спровоцированные бунты) или потенциально (угроза массовых выступлений) вовлекаться в политические интриги, однако они неизбежно являются объектами манипулятивного воздействия. Единственное, хотя и не всегда достаточное средство избегания этого — максимальная демократизация и широкая гласность политической жизни, создание специальных инструментов социального контроля в рамках гражданского общества.
Политический заговор Понятие политического заговора означает тайное соглашение (уговор, сговор) нескольких лиц, выступающих в индивидуальном качестве или в качестве лидеров политических сил о совместных действиях против кого-либо или, реже, чего-либо для достижения каких-либо определенных политических целей. Политический заговор — особая разновидность политической интриги, отличающаяся максимально возможной конспиративностью и негативной, деструктивной, а не созидательной направленностью. Заговор всегда направлен «против», а не «за». Для того, чтобы быть успешным, тайное соглашение обязательно должно быть малочисленным. Поэтому бытующие подчас выражения типа «заговор реакционных сил» носят не аналитический, а исключительно образный, пропагандистско-идеологический характер. Большая часть известных удавшихся в истории заговоров (учитывая, что механизмы самых успешных так и остаются тайными) носила индивидуально направленный характер и была нацелена против конкретных личностей — прежде всего, против индивидов — носителей власти. Как правило, заговоры, направленные не против персоны, а против некой идеи, системы в целом, терпели неудачи — для реализации подобных масштабных целей требуются иные масштабы участников. Примером неудачного заговора такого рода является, скажем, заговор декабристов 1825 г., направленный не столько против личности Николая I, сколько против идей самодержавия и крепостничества. Заговор как специфический, наиболее персонифицированный вид политической интриги отличается требованием максимального соответствия между локальным числом участников и локальностью достигаемой цели. Реальный заговор представляет собой одно из традиционно эффективных средств борьбы за власть и влияние в политике. Исторически первые заговоры были направлены на физическое устранение политического противника, что решало проблему кардинально — например, заговор Брута против Цезаря, будущей императрицы Екатерины II против своего супруга и т. п. С течением времени, демократизацией и гуманизацией политики заговоры стали носить более спокойный характер и видоизменили конечную цель: вместо физического устранения достаточным стало политическое отстранение оппонента. Ссылка и отставка стали доминирующими целями. Хотя они использовались и раньше, но, в основном, против второстепенных персонажей при специфическом стечении обстоятельств, уже ослабляющих степень их влияния (например, заговор против светлейшего князя А .Меньшикова, приведший к его опале и ссылке после смерти высокого покровителя — Петра I). Со временем, именно такие варианты стали выходить на первый план в отношении первых лиц государства. Классический пример заговора такого рода в XX в. представляет собой история смещения Н.С. Хрущева с высших постов в КПСС и советском государстве в результате заговора Л.И. Брежнева и его окружения. Недавним примером неэффективного заговора стали целенаправленные действия ГКЧП по изоляции М.С. Горбачева в Форосе с целью последующего отстранения его от власти. Смягчение целей и методов заговоров привело к изменению функциональных ролей его участников. Раньше, традиционно, достаточно четкую структуру участников заговора составляли три группы лиц: максимально заинтересованные идейные вдохновители, которые приобретали наибольшую выгоду в случае его успеха; организаторы-«разработчики» из числа их сторонников и помощников; а также непосредственные исполнители, которые редко знали о всей структуре заговора и своей подлинной роли, и мало чего приобретали в случае успеха заговора. В качестве примера можно взять широко известный заговор французского кардинала А. де Ришелье против английского премьер-министра герцога Бекингэма, приведший к убийству последнего. С течением времени, однако, жесткие функциональные различия стали стираться: для сохранения тайны необходимо было сокращать невольно расширявшийся круг посвященных. Именно поэтому вдохновители были вынуждены становиться, одновременно, и организаторами, и даже непосредственными исполнителями. Так, например, это показал заговор ряда членов высшего советского руководства в 1953 г. против Берия: инициаторам этого заговора пришлось не только лично разработать все нюансы осуществления ареста противника, но и активно в нем участвовать самим. Известно, что в критический момент Н.С. Хрущев лично вытащил пистолет и приказал арестовать Л.П. Берия. С другой стороны, в странах иных политических традиций, напротив, демократизация институтов власти привела к вынужденной необходимости включать в заговор значительное число людей — в частности, участников процедур, связанных с голосованием. Поскольку их посвящение в глубинные цели заговора как правило невозможно, то это усиливает расслоение между вдохновителями и организаторами с одной стороны, и массой непосвященных исполнителей, участвующих в действиях против жертвы заговора, с другой. В целом, однако, и здесь можно говорить о стирании традиционного разделения обязанностей. Роль заговора как психологического инструмента политики зависит от степени демократизации общества. Эта роль наиболее значительна в тоталитарных и авторитарных социально-политических системах, в которых вопросы власти и управления сконцентрированы в узкой среде политической элиты и решаются в рамках не столько и нституционализированного, правового, сколько межличностного, келейного взаимодействия. В таких системах, в силу небольшого числа действующих в политике лиц, наиболее распространены дворцовые перевороты и террористические акты, направленные против правителей, особое значение приобретают характер личных взаимоотношений между членами элиты, их личные амбиции и усилия по достижению власти. В силу неразвитости политической культуры, общество легко принимает такие явления и смиряется с их последствиями. Напротив, при демократическом, правовом способе организации социально-политической жизни роль заговоров снижается. В таких обществах борьба за власть носит значительно более широкий и гласный характер, требует для успеха вовлечения большого числа людей, что невозможно в сравнительно узких рамках заговора. Уменьшение степени концентрации власти, разделение властей, появление структур представительной, регулярно сменяющейся власти неизбежно ведет к снижению опасности и эффективности заговоров и развитию «антизаговорщицкого» мышления. Заговор, как инструмент политики, противостоит сознательному участию в ней широких масс. Общество, а котором заговоры играют значительную роль, не может считаться демократическим и находится в опасном положении. Устранение самой возможности заговоров — условие нормального социально-политического развития, связанного с гласностью и массовым участием членов общества в принятии политических решений.
Политическая мимикрия Политическая мимикрия — от англ. mimicry, подражательство. В наиболее распространенной до недавнего времени отечественной политической трактовке беспринципное приспособление к окружающей социально-политической среде, к сложившимся условиям жизни ради достижения каких-либо выгод. В политической мимикрии и, еще более определенно, в хамелеонстве упрекали тех представителей господствовавших прежде классов и слоев после свершения революций, которые шли на сотрудничество с победившими силами, всячески скрывая и маскируя свое «социальное происхождение». В пропагандистском, политико-идеологическом смысле, обвинения в политической мимикрии типичны для классово-поляризованного, внутренне глубоко конфронтационного, вплоть до социального антагонизма общества, находящегося на этапе ожесточенной политической борьбы. В более глубоком, аналитическом понимании политическая мимикрия означает сложный комплект защитных мер и приспособлений социально-политического характера, позволяющих выжить и сохраниться тем социальным группам, силам и слоям, для которых в обществе возникли невыносимые условия жизни и деятельности. Это вынужденное средство самозащиты в кризисных ситуациях. Подобными средствами, в частности, была вынуждена широко пользоваться интеллигенция в советском обществе после победы октябрьской революции 1917 г. Само появление понятий типа «пролетарская (рабоче-крестьянская, трудовая, революционная и т. п.) интеллигенция», «пролетарий умственного труда» и т. д. означало выраженное вынужденное стремление приспособиться к сложившейся ситуации ради дальнейшего выживания. Поскольку общество не может существовать без выделения и определенного обособления той своей части, функцией которой является развитие духовности и умственный труд, то подобные способы политической мимикрии были, в целом, приняты победившими силами. Подобное принятие, однако, также было в значительной степени вынужденным, что нашло свое отражение в известной официальной марксистской позиции относительно «прослойки» и особого, маргинального статуса интеллигенции в обществе, делающего политическую мимикрию имманентно присущим ей отрицательным свойством. Декларирование подобной позиции принижало роль интеллигенции и целенаправленно пробуждало «рабоче-крестьянскую бдительность», что до сих пор сохранилось в массовом обыденном сознании постсоветского общества в виде полупрезрительного, осуждающего смыслового оттенка в понятии «интеллигент». Тем не менее, социально-защитная функция политической мимикрии в данном случае была достаточно успешно реализована. Это убедительно подтвердили первые годы горбачевской перестройки, демократизации и гласности. Они продемонстрировали стремление сохранившейся, со своим автономным социальным самосознанием, интеллигенции к своего рода социально-политическому реваншу за прежнее униженное положение, и убедительными победами в открытой политической борьбе над представителями «гегемона» революции и последующего долтосрочного социалистического строительства, выходцами из среды рабочего класса и колхозного крестьянства. Помимо обобщенно-политического, существует и конкретно-психологический ракурс рассмотрения поэтической мимикрии как тактического свойства тех или иных политических деятелей, сил, партий и движений менять свою идеологическую окраску, маскируясь под выразителей интересов того или иного слоя. Классическим примером такой ситуации был бурный успех национал-социалистов Германии в начале 30-х гг., успешно осуществивших мимикрию под борцов задело социализма, то есть, за интересы рабочего класса и всех трудящихся. В качестве неудачного примера мимикрии можно привести Народно-демократическую партию Афганистана 70-80-х гг. Эта партия городской интеллигенции и мелкой буржуазии левацкой ориентации пыталась, на фоне трудностей после захвата власти и наличия поддерживаемой массами оппозиции, расширить свою социальную базу в крестьянских слоях исламского большинства народа за счет мимикрии под выразителя чуть ли не религиозных интересов. Неудача подобной, явно тактической мимикрии принудила партию к вынужденному реформированию, хотя и новое название ГПартия Отечества) в определенном смысле стало приемом мимикрии — теперь уже под выразителей общепатриотических интересов. Психология мимикрии в практической политике проявляется на уровнях отдельного индивида, малой группы и социально-политической организации. В первом случае говорят о мимикрии конкретного политического деятеля. Так, Наполеон Бонапарт, прежде чем провозгласить себя императором и основателем новой монархической династии, представлялся в качестве яростного защитника антимонархической революции. Во втором случае обычно имеется в виду мимикрия небольшой группы людей, пришедших к власти ради реализации собственных, как правило, корыстных интересов (например, военная хунта, осуществившая насильственный антиконституционный переворот), но выдающих себя за поборников интересов всего народа. В третьем случае речь идет о политической организации, партии или общественно-политическом движении, использующих приемы политической мимикрии для завоевании массовой поддержки, «мандата доверия» для осуществления своих целей. Наиболее распространенным приемом политической мимикрии в современной практике является демонстративный популизм — пропагандистская риторика и политические жесты, направленные на взвинчивание притязаний и ожиданий электората, на всевозможные, обычно нереальные обещания в ходе предвыборных кампаний. Многочисленные примеры такого рода дали процессы демократизации российского общества в последние годы. Необходимость прибегать к приемам политической мимикрии и их эффективность связаны с уровнями политической культуры и политического сознания общества. При их достаточном развитии, в демократическом, хорошо информированном обществе с массовыми навыками понимания людьми собственных интересов и терпимостью к интересам других, с устоявшейся многопартийной плюралистической политической системой в рамках правового государства, необходимость в мимикрии как средстве выживания и самозащиты резко снижается. Это относится и к потенциальной эффективности и, соответственно, привлекательности приемов мимикрии для достижения узкоэгоистических, личных, групповых или корпоративных целей.
Психологическая война В широком смысле, это целенаправленное и планомерное использование политическими оппонентами психологических и др. средств (пропагандистских, дипломатических, военных, экономических, политических и т. д.) для прямого или косвенного воздействия на мнения, настроения, чувства и, в итоге, на поведение противника с целью заставить его действовать в угодных им направлениях. На практике, термин «психологическая война» чаще употребляется в более узком смысле: еще недавно он трактовался как совокупность идеологических акций западных стран против стран социализма, как подрывная антикоммунистическая и антисоветская пропаганда, как метод идеологической борьбы. Аналогичным образом, понятие «психологическая война» использовалось в рамках конфронтационного мышления на Западе как совокупность приемов, применяемых «восточным блоком» для подрыва психологического единства сторонников западной демократии. Психологическая война как реальный политико-психологический процесс направлена на подрыв массовой социальной базы политических оппонентов, на разрушение уверенности в правоте и осуществимости идей противника, на ослабление психологической устойчивости, морального духа, политической, социальной и всех иных видов активности масс, находящихся под влиянием оппонентов. Конечной целью психологической войны является поворот массового сознания и массовых настроений от удовлетворенности и готовности поддерживать оппонентов, к недовольству и деструктивным действиям в их отношении. Достижение такой цели может выражаться в разных формах: от подготовки и провоцирования массовых выступлений для свержения политического режима до возбуждения интереса к социально-политическим и идеологическим конструкциям альтернативного характера. Практически «психологическая война» означает перенос идейно-политической борьбы из сферы теоретического сознания в сферу сознания обыденного. В ней обращаются не к научным доводам и логическим аргументам, не к разуму и даже не к фактам, а к иррациональным явлениям. К ним относятся эмоции и инстинкты (социальной и национальной гордости, корыстной заинтересованности, державным амбициям, инстинкту социального и национального самосохранения и т. п.), предрассудки (расовые, национальные) и предубеждения (обычно традиционно-исторического характера). Сюда же относятся разнообразные социально-идеологические мифологические конструкции (от мифов о «русском медведе» до похожих штампов о «мировом империализме», «исламской угрозе», «масонском заговоре» и т. п.). Задача такого переноса борьбы из одной сферы в другую заключается в ее переводе на уровень повседневной, обыденной психологии — таким образом, чтобы эта борьба пронизывала все проблемы жизни людей и «объясняла» их через политическое противостояние. Это достигается за счет массированного внедрения в сознание людей множества ложных стереотипов восприятия и мышления, извращенных представлений о господствующих в их среде взглядах, происходящих в мире событиях и тенденциях их развития. «Психологическая война», как непременный компонент всякой войны и вооруженного конфликта, проявляется в виде так называемой «спецпропаганды», рассчитанной на войска и мирное население реального противника. Здесь психологическая война становится средством военно-политической психологии. В силу особой закрытости, пока известны лишь два обширных проекта в истории этой сферы. Действуют «сроки секретности», а они достаточно велики. Так, например, психологический портрет А. Гитлера был создан по заданию ЦРУ У. Лангером в 1943 г. Однако опубликован он был только через тридцать лет, в 1972 г. Проект «Кеймлот» был разработан в б0-е гг. XX века в США специальной организацией, во главе которой стоял до сих пор не известный психолог. Цель проекта: организация сбора информации о расстановке политических сил в ряде стран «третьего мира» с некапиталистическими режимами. Задача: прогнозирование «вспышек насилия», то есть, организация подрывной деятельности. Либо, в другом варианте, защита прозападных правительств от повстанцев. Первоначально «Кеймлот» нацеливался на правительство С. Альенде в Чили. Слухи о нем просочились в печать и, как будто, американское правительство от него отказалось. Однако последующие события в Чили общеизвестны. Проект « Эджайл» был нацелен на изучен не эффективности мероприятий против повстанцев в Юго-Восточной Азии (в основном, Вьетнам). Цели: анализ мотивации коммунистов Северного Вьетнама, механизмов стойкости и сплоченности, психологических последствий различных военных и политических действий американцев во Вьетнаме. Среди реальных достижений — понимание отрицательного психологического воздействия массированных бомбардировок ДРВ. Справочно: до этого, решение президента США Л. Джонсона начать бомбардировки также опиралось на мнение психологов (из «РэндКорпорайшн»). Однако они ошибочно оценили и вероятную реакцию вьетнамского населения, и отношение американского общественного мнения к бомбардировкам. В мирное время, в условиях силового противостояния с противником потенциальным, психологическая война выступает в качестве одного из ведущих компонентов политического противостояния. Примером такого рода является «холодная война» между Востоком и Западом, заполнившая десятилетия после Второй мировой войны и состоявшая из встречных потоков мифотворчества. Наиболее распространенные приемы психологической войны делятся на 3 группы.
|
infopedia.su
Международные организации. Политические блоки
Основная цель деятельности политических блоков — сотрудничество стран-участниц в политической и военной сферах, участие в создании системы коллективной обороны, сотрудничество по поддержанию мира и безопасности на территориях и в целом в мире, координация усилий для решения военно-политических и правовых проблем.
Организация Североатлантического договора — НАТО (Nord Atlantic Treaty Organization — NATO). Это военно-политический союз 26 стран, создан 4 апреля 1949 года в составе США, Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Канады, Италии, Норвегии, Португалии, Дании, Исландии, в 1952 г. к нему присоединились Греция и Турция , в 1955 г. — ФРГ, в 1981 г. — Испания, в 1999 г. — Чехия, Польша, Латвия, Литва, Румыния, Словакия и Словения.
В 1966 году Франция вышла из военной структуры НАТО, но продолжает оставаться его членом в политическом сотрудничестве. То же самое в 1983 году сделала Испания.
Высшие органы: сессия Совета НАТО (между сессиями — Постоянный совет), Комитет военного планирования, Военный комитет, Комитет ядерной обороны. Рабочий орган НАТО — Международный секретариат во главе с генеральным секретарем.
Цель: обеспечение свободы и безопасности всех членов политическими и военными средствами в соответствии с принципами Устава ООН; совместные действия и всестороннее сотрудничество с целью укрепления безопасности государств-участников, обеспечение справедливого и прочного мира в Европе на основе общих ценностей, демократии, прав человека.
Штаб-квартира — Брюссель (Бельгия).
Межпарламентский союз. Это международная правительственная организация, которая объединяет национальные парламентские группы, создана в 1889 году.
Цель: объединение парламентов всех стран для укрепления мира и сотрудничества между государствами.
Штаб-квартира — Женева (Швейцария).
Африканский Союз — АС (African Union — AU). Был создан 26 мая 1963 на конференции глав государств и правительств африканских стран в Аддис-Абебе под названием Организация Африканского Единства (ОАЕ), современное название получил 11.07.2000 года. Объективными причинами возникновения АС стали кардинальные изменения в расстановке политических сил в мире за время существования ОАЭ (1963 — 2000 гг) и достижение на рубеже нового тысячелетия части задач, которые были поставлены перед ОАЕ на время его создания.
В состав Африканского союза входят все 53 страны Африки: Алжир, Ангола, Буркина, Ботсвана, Бурунди, Габон, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Джибути, Демократическая Республика Конго, Экваториальная Гвинея, Эритрея, Эфиопия, Египет, Замбия, Западная сахара, Зимбабве, Кабо-Верде, Камерун, Кения, Коморские Острова, Конго, Кот-д’Ивуар, Лесото, Либерия, Ливия, Маврикий, Мавритания, Мадагаскар, Малави, Мали, Марокко, Мозамбик, Намибия, Нигер, Нигерия, Руанда , Сан-Томе и Принсипи, Свазиленд, Сейшельские Острова, Сенегал, Сомали, Судан, Сьерра-Леоне, Танзания, Того, Тунис, Уганда, ЦАР, Чад.
Цель: содействие единства и солидарности между странами Африки, интенсификация и координация усилий по повышению уровня жизни, защита суверенитета, территориальной целостности и независимости, ликвидация всех форм колониализма, согласование сотрудничества в сферах политики, обороны и безопасности, экономики, образования, здравоохранения и культуры.
Штаб-квартира — Аддис-Абеба (Эфиопия).
АНЗЮС (от первых букв стран его образовали — Australia, New Zealand, United States — ANZUS). Это трехсторонний союз Австралии, Новой Зеландии и США. Действует с 1952 года.
Цель: коллективная оборона в Тихоокеанском регионе.
Постоянной штаб-квартиры не имеет.
АНЗЮК (от первых букв стран его образовали — Australia, New Zealand, United Kingdom — ANZUK). Это пятисторонний блок Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, Малайзии, Сингапура.
Цель: содействие коллективной обороне в Тихоокеанском регионе.
Постоянной штаб-квартиры не имеет.
Организация американских государств — ОАГ (Organization of American States — OAS). Военно-политический союз, созданный в 1948 году на 9-й Международной конференции в Боготе, принявшей Устав ОАГ.
Состав (35 стран): Антигуа и Барбуда, Аргентина, Багамские Острова, Барбадос, Белиз, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гаити, Гайана, Гватемала, Гондурас, Гренада, Доминика, Доминиканская республика, Эквадор, Канада, Колумбия, Коста-Рика, Куба, Мексика, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Сальвадор, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, США, Суринам, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Чили, Ямайка.
Цель: поддержание мира и безопасности в Америке, пресечение и мирное урегулирование конфликтов между государствами-участниками, организация совместных действий при отражении агрессии; координация усилий для решения политических, экономических, юридических проблем, содействие экономическому, социальному, научно-техническому и культурному прогрессу стран- участников.
Штаб-квартира — Вашингтон (США).
worldofscience.ru