Столыпинская земельная реформа – Столыпинская земельная и аграрная реформа 1906–1911 гг. в Беларуси — Мегаобучалка

Столыпинская земельная реформа

Оглавление

1. Экономическая ситуация в России на рубеже веков и основные идеи столыпинской реформы. 2

2. Реализация Столыпинской земельной реформы 6

2.1 Разрушение общины и развитие частной собственности. 6

2.2 Деятельность Крестьянского банка. 11

2.3 Переселение крестьян в Сибирь. 12

2.4 Агрокультурные мероприятия. 14

3. Итоги и последствия столыпинской земельной реформы. 15

Список литературы 18 

 

  1. Экономическая ситуация в России на рубеже веков и основные идеи столыпинской реформы.

    На  стыке 19 и 20 веков общество вступило в новую фазу своего развития, капитализм стал мировой системой. Россия вступила на путь капиталистического развития позже стран Запада и поэтому  попала во второй эшелон стран, такие  страны называли «молодыми хищниками». В эту группу входили такие  страны, как Япония, Турция, Германия, США.

       Скорость, с которой развивалась  Россия, была очень высока, этому  способствовала уже развитая  Европа; она оказывала помощь, делилась  опытом, а также направляла экономику  в нужное русло. После экономического  подъёма 90х годов, Россия пережила  тяжёлый экономический кризис 1900-1903 годов, затем период длительной  депрессии 1904-1908 годов. 

        Вывоз капитала из России не  получил особого размаха, что  объяснялось как недостатком  финансовых средств, так и потребностями  освоения огромных пространств  страны, но в конце концов Россия  включилась в борьбу за сферы  влияния в мире, что и повлекло  за собой войну с Японией,  одной из стран второго 

эшелона.

        В начале 20 века Россия являлась  среднеразвитой страной. Наряду  с высокоразвитой индустрией  в экономике страны большой  удельный вес принадлежал раннекапиталистическим  и полуфеодальным формам хозяйства  – от мануфактурного до патриархально-натурального. Русская деревня стала сосредоточением  феодальных пережитков. Важнейшими  из них были крупные помещичьи  землевладения, широко практиковались  отработки, являющие собой прямой  пережиток барщины. Крестьянское  малоземелье, община с её переделами  тормозили модернизацию 

сельского  хозяйства.

        Социально- классовая структура  отражала характер и уровень  её экономического развития. Наряду  с формированием классов буржуазного  общества, в нём продолжали существовать и сословные деления — наследие феодальной эпохи. Буржуазия занимала ведущую роль в экономике страны 20 века, до этого она не играла сколько-нибудь значимой роли в общественно-политической жизни страны, так как она была полностью зависима от самодержавия, вследствие чего и оставалась аполитичной и консервативной силой.

          Крестьянство, которое сосредоточило  ¾ населения страны, было также  затронуто социальным 

расслоением  общества (20%- кулаки, 30%- середняки, 50%- бедняки).

          В начале века класс наёмных  рабочих насчитывал 16,8 млн. человек.  Он был неоднороден, большая  часть рабочих состояла из  недавно пришедших в город  крестьян, но ещё не потерявшая  связь с землёй. Ядром этого  класса стал фабрично-заводской  пролетариат, который насчитывал  более 3 млн. человек.

         Политическим строем в России  оставалась абсолютная монархия. До 1905 года высшим органом России  был государственный совет, постановления  которого имели 

рекомендательный  характер для царя. Николай II, всемерно ограждая свою власть, очень ревниво относился к любой крупной политической личности. Так, С.Ю. Витте, приобретший в результате успешных реформ влияние в правящих кругах, был в 1903 году смещён со своего поста и назначен на должность председателя комитета министров.

          Россия медленно, но верно начала  вмешиваться в борьбу за рынки  сбыта. Однако ей требовались  экономические и политические  реформы, чтобы оздоровить  и  укрепить экономику России для  продолжения борьбы за влияние  в мире. Во главе этих реформ  должен был встать умный и  честный человек,  для которого  очень важна судьба России. Им  стал Пётр Аркадьевич Столыпин.

     В ходе крестьянских волнений 1905 года стало  ясно, что сохранять прежнее положение  в деревне невозможно. Общинная и  частная собственность на землю  не могли дольше уживаться рядом.

      В конце 1905 года власти всерьез рассматривали  возможность пойти навстречу  крестьянским требованиям. Генерал  Дмитрий Трепов говорил тогда: “Я сам помещик и буду весьма рад  отдать даром половину моей земли, будучи убежден, что только при этом условии  я сохраню за собою вторую половину.”. Но в начале 1906 года произошел перелом  в настроениях. Оправившись от потрясения, правительство избрало противоположный  путь.

      Возникла  идея: что если не уступать общине, а  наоборот, объявить ей беспощадную  войну? Речь шла о том, чтобы частная  собственность перешла в решительное  наступление против общинной. Особенно быстро, за несколько месяцев, эта  идея завоевала поддержку дворянства. Многие землевладельцы, прежде горячо поддерживавшие общину, теперь оказались  ее непримиримыми противниками. “Община  является зверем, с этим зверем надо бороться”, — категорически заявлял  известный дворянин, монархист Н.Марков. Главным выразителем настроений, направленных против общины, стал председатель совета министров Петр Столыпин. Он призывал “дать крестьянину свободу  трудиться, богатеть, избавить его от кабалы отжившего общинного строя”. В этом и заключалась главная  идея земельной реформы, которую  называли
столыпинской
.

      Предполагалось, что зажиточные крестьяне превратятся  из общинников в “маленьких помещиков”. Тем самым община будет взорвана изнутри, разрушена. Борьба между общиной  и частной собственностью завершится победой последней. В стране возникает  новый слой крепких собственников — “прочная опора порядка”.

      Концепция   Столыпина предлагала   путь   развития смешанной, многоукладной  экономики,  где  государственные  формы хозяйства должны были конкурировать  с коллективными и  частными. Составные  элементы   его   программ   —   переход   к   хуторам, использование   кооперации, развитие мелиорации, введение трехступенчатого  сельскохозяйственного   образования, организации дешевого  кредита  для  крестьян, образования земледельческой партии, которые реально  представляла   интересы мелкого землевладения.

      Столыпин  выдвигает либеральную доктрину управления сельской общиной, устранения чересполосицы, развития частной собственности  на селе и достижения на этой основе экономического роста. По мере прогресса  крестьянского хозяйства  фермерского  типа, ориентированного на рынок, в  ходе развития отношений  купли-продажи  земли должно произойти естественное сокращение помещичьего  фонда земли. Будущий аграрный строй  России  представлялся  премьеру  в виде системы мелких и средних  фермерских  хозяйств,  объединенных местными  самоуправляемыми  и   немногочисленными  по размерам дворянскими усадьбами. На данной  основе  должна  была  произойти интеграция двух культур — дворянской и крестьянской.

      Столыпин  делает ставку  на  «крепких  и  сильных»  крестьян. Однако он не требует повсеместного единообразия, унификации  форм землевладения  и землепользования. Там,  где  в силу местных  условий община экономически жизнеспособна, «необходимо самому крестьянину избрать тот  способ  пользования  землей,  который  наиболее  его устраивает».

1

 

  1. Реализация  Столыпинской земельной  реформы
    1. Разрушение  общины и развитие частной собственности.

      Столыпин, будучи помещиком, предводителем губернского  дворянства, знал и понимал интересы помещиков; на посту губернатора  в период революции видел  восставших крестьян,  поэтому для него аграрный вопрос не был отвлеченным понятием.

      Суть  реформ:  проведение  под  самодержавие прочного фундамента и продвижение  по пути промышленного, а следовательно, капиталистического развития. Ядро реформ — аграрная политика.

      Целей у реформы  было несколько:  социально-политическая — создать в деревне прочную  опору для самодержавия из крепких  собственников, отколов их от основной массы крестьянства и противопоставив  их ей; крепкие хозяйства должны были стать препятствием на пути нарастания революции в деревне; социально-экономическая — разрушить общину ,  насадить частные  хозяйства в виде отрубов и  хуторов,  а избыток рабочей  силы направить в  город, где ее поглотит растущая промышленность;  экономическая — обеспечить подъем сельского  хозяйства и дальнейшую индустриализацию страны с тем, чтобы ликвидировать  отставание от передовых держав.

      Первый  шаг в этом направлении был  сделан в 1861 году.  Тогда  аграрный вопрос решался за счет крестьян, которые  платили помещикам и за землю, и за волю.  Аграрное законодательство 1906-1910 годов  являлось вторым шагом,  при  этом  правительство,  чтобы  упрочить свою власть и власть помещиков,  снова  пыталось  решить  аграрный  вопрос  за  счет крестьянства.

      Новая аграрная политика проводилась на основе указа 9 ноября 1906 года. Этот указ был  главным делом жизни Столыпина.  Это был символ веры, великая и  последняя надежда,  одержимость, его настоящее и будущее — великое,  если реформа удастся;  катастрофическое, если ее ждет провал. И Столыпин это  осознавал.

      В целом серия законов 1906-1912 гг.  носила буржуазный  характер. Отменялось средневековое надельное землевладение  крестьян,  разрешался выход из общины,  продажа земель,  свободное переселение  в города и на окраины, отменялись  выкупные платежи,  телесные наказания,  некоторые правовые ограничения.

      Аграрная  реформа состояла из комплекса последовательно  поводимых и связанных  между  собой мероприятий. Рассмотрим основные направления реформ.

      С конца 1906 года государство начало мощное наступление на общину. Для  перехода к новым хозяйственным  отношениям была разработана целая система  хозяйственно-правовых мер по регулированию  аграрной экономики. Указом от 9  ноября  1906  года провозглашалось преобладание факта единоличного владения землей над юридическим правом  пользования.  Крестьяне теперь могли выходить из нее и получать землю в полную собственность. Они могли теперь выделить, находившуюся в фактическом  пользовании,  из общины, не считаясь с ее волей. Земельный   надел  стал собственностью не семьи, а отдельного домохозяина.

      Крестьянам  отрезали от общинной земли участки — отруба. Богатые крестьяне на те же участки переносили свои усадьбы — это называлось хуторами. Власти считали хутора идеальной формой землевладения. Со стороны хуторян, живших обособленно друг от друга, можно было не опасаться бунтов и волнений.

      Осуществлялись  меры по обеспечению прочности и  стабильности трудовых крестьянских хозяйств. Так,  чтобы  избежать  спекуляции землей и концентрации собственности,  в  законодательном  порядке ограничивался  предельный  размер  индивидуального  землевладения, была разрешена продажа  земли некрестьянам.  

      После начала реформы из общины устремились  многие бедняки, которые тут же продавали  свою землю и уходили в города. Зажиточные крестьяне с выходом  не спешили. Чем это объяснялось? Прежде всего уход из общины ломал привычный уклад жизни и все мировоззрение крестьянина. Крестьянин сопротивлялся переходу на хутора и отруба не по темноте своей и невежеству,  как считали власти, а исходя из  здравых  житейских соображений. Община защищала его от полного разорения и многих иных превратностей судьбы. Крестьянское земледелие очень зависело от капризов погоды. Имея несколько разрозненных полос земли в разных частях  общественного надела: одну в низине, другую на возвышенности и т.д. (такой порядок называли чересполосицей),  крестьянин обеспечивал себе ежегодный средний урожай:  в засушливый год выручали  полосы  в низинах,  в  дождливый — на взгорках.  Получив надел в одном отрубе, крестьянин оказывался во власти стихии. Он разорялся в  первый  же  засушливый год,  если ею отруб был на высоком месте.  Следующий год был дождливым,  и  очередь  разоряться приходила соседу, оказавшемуся в низине. Только большой отруб, расположенный в разных рельефах, мог гарантировать ежегодный средний урожай.

stud24.ru

Столыпинская земельная реформа Википедия

Столыпинская аграрная реформа — обобщённое название широкого комплекса мероприятий в области сельского хозяйства, проводившихся правительством России под руководством П. А. Столыпина, начиная с 1906 года. Основными направлениями реформы были передача надельных земель в собственность крестьян, постепенное упразднение сельской общины как коллективного собственника земель, широкое кредитование крестьян, скупка помещичьих земель для перепродажи крестьянам на льготных условиях, землеустройство, позволяющее оптимизировать крестьянское хозяйство за счёт ликвидации чересполосицы.

Общее описание аграрной реформы[ | код]

Реформа представляла собой комплекс мероприятий, направленных на две цели: краткосрочной целью реформы было разрешение «аграрного вопроса» как источника всеобщего недовольства (в первую очередь, прекращение аграрных волнений), долгосрочной целью — устойчивое процветание и развитие сельского хозяйства и крестьянства, интеграция крестьянства в рыночную экономику.

Если первую цель предполагалось достичь немедленно (масштаб аграрных волнений летом 1906 года был несовместим с мирной жизнью страны и нормальным функционированием экономики), то вторую цель — процветание — сам Столыпин считал достижимой в двадцатилетней перспективе.

Реформа разворачивалась в нескольких направлениях:

  • Повышение качества права собственности крестьян на землю, состоявшее прежде всего в замене коллективной и ограниченной собственности на землю сельских обществ полноценной частной собственностью отдельных крестьян-домохозяев; мероприятия в этом направлении носили административно-правовой характер.
  • Искоре

ru-wiki.ru

Столыпинская аграрная реформа 1906-1917 гг

Столыпинская аграрная реформа 1906-1917 гг.

переход на главную

Как ясно показала первая российская революция, главной проблемой российского общества оставался аграрный вопрос, обострившийся на рубеже XIX-XX в. В будущем неудовлетворенное крестьянство, составлявшее большинство населения страны, могло пойти дальше разгрома 2 тыс. сожженных в 1905-1907 гг. помещичьих имений.

Кроме того, без развития сельского хозяйства Россия не могла развиваться как великая держава, что прекрасно понимал П.А. Столыпин.

1. Цели реформы

1.1. Социально-политические цели.

1.1.1. Главная цель заключалась в привлечении на сторону режима широких слоев крестьянства и предотвращение новой аграрной войны. Для этого предполагалось способствовать превращению большинства жителей российской деревни в крепкое, проникнутое идеей собственности, богатое крестьянство, которое, по словам Столыпина служит везде лучшим оплотом порядка и спокойствия.

Ранее была распространена точка зрения об ориентации столыпинской реформы на привлечение сложившегося узкого слоя кулаков.

1.1.3. Проводя аграрную реформу, правительство стремилось не затронуть интересы помещиков. В пореформенное время и в начале XX века правительство не смогло защитить дворянское землевладение от сокращения, но крупное и мелкое поместное дворянство продолжало составлять наиболее надежную опору самодержавия. Оттолкнуть его было бы для режима самоубийством.

Кроме того, дворянские сословные организации, в том числе Совет объединенного дворянства, имели большое влияние на Николая II и его окружение. Член правительства, а тем более премьер-министр, ставящий вопрос об отчуждении помещичьих земель, не мог бы удержаться на своем месте, а тем более организовать проведение такой реформы. Реформаторами учитывалось также и то, что помещичьи хозяйства производили весомую часть товарного хлеба, что тоже.

1.1.2. Другой целью являлось разрушение сельской общины. Помня об участии общины в борьбе 1905-1907 гг., реформаторы понимали, что главным в крестьянском движении являлся вопрос о земле и не стремились сразу разрушить административную организацию общины.

1.2. Социально-экономические цели были тесно связаны с социально-политическими. Планировалось ликвидировать поземельную общину, ее экономический землераспределительный механизм, с одной стороны, составлявший основу социального единства общины, а с другой сдерживавший развитие агротехники.

Конечной экономической целью реформ должен был стать общий подъем сельского хозяйства страны, трансформация аграрного сектора в экономическую базу новой Великой России.

2. Подготовка реформы.

2.1. Подготовка проектов реформы до революции. фактически началась Совещанием о нуждах сельскохозяйственной промышленности под руководством С.Ю. Витте в 1902-1903 гг. В 1905-1907 гг. выводы, сформулированные совещанием, прежде всего идея о необходимости разрушения поземельной общины и превращения крестьян в собственников земли, нашли свое отражение в ряде проектов государственных чиновников (Н.Н. Кутлер, В.И. Гурко).

2.2. С началом революции и активного участия крестьян в разгроме помещичьих имений, Николай II, напуганный аграрными восстаниями, изменил отношение к поземельной крестьянской общине. Крестьянскому банку было разрешено выдавать ссуды под крестьянские наделы (ноябрь 1905 г.), что фактически означало возможность отчуждения общинных земель. П.А. Столыпин в 1906 г., став премьер-министром, поддержал не затрагивавший интересы помещиков проект Гурко, легший в основу Указа 9 ноября 1906 г., положившего начало проведению аграрной реформы.

3. Основные направления реформы

3.1. Изменение формы собственности на крестьянскую землю, превращение их в полноправных владельцев своих наделов предполагалось законом 1910 г. осуществить прежде всего путем укрепления наделов в частную собственность. Кроме того, по закону 1911 г. разрешалось проводить землеустройство (сведение земли в хутора и отруба) без укрепления, после чего крестьяне также становились землевладельцами. В то же время продавать надел крестьянин мог только крестьянину, что ограничивало право земельной собственности.

3.2. Организация хуторов и отрубов (землеустройство). Без землеустройства техническое усовершенствование, экономическое развитие сельского хозяйства было невозможным в условиях крестьянской чересполосицы (2/3 крестьян центральных районов имели наделы, разделенные на 6 и более полос в различных местах общинного поля) и дальноземелья (40% крестьян Центра должны были ежедневно проходить от своих усадеб до наделов 5 и более верст). В экономическом плане, по замыслу Гурко, укрепление без землеустройства не имело смысла.

Поэтому планировались работы государственных землеустроительных комиссий по сведению полос крестьянского надела в единый участок — отруб. Если такой отруб находился вне деревни, туда переносилась усадьба, что означало образование хутора.

3.3. Переселение крестьян на свободные земли. Для решения проблемы крестьянского малоземелья и снижения аграрной перенаселенности в Центральных регионах активизировалась переселенческая политика. Выделялись средства для транспортировки желающих на новые места, прежде всего в Сибирь. Для переселенцев строились специальные (так называемые столыпинские) пассажирские вагоны. За Уралом крестьянам безвозмездно передавались земли, для подъема хозяйства и благоустройства выдавалась ссуда.

3.4. Продажа крестьянам земли в рассрочку через Крестьянский банк также необходима была для сокращения малоземелья. Под залог надельной земли выдавались ссуды для покупки казенной земли, переданной в фонд Банка, и земли, которую продавали помещики.

3.5. Развитию сельскохозяйственной кооперации, как промысловой, так и кредитной был дан импульс изданием в 1908 г. образцового устава. Кредитные товарищества получили некоторые льготы.

5. Ход реформы

5.1. Юридическая основа, этапы и сроки проведения реформы. Законодательной основой реформы стал Указ 9 ноября 1906 г., после принятия которого началось проведение реформы в жизнь. Основные положения Указа были закреплены в Законе 1910 г., одобренного Думой и Госсоветом. Серьезные уточнения в ход реформы внес закон 1911 г., отражавший изменение акцентов правительственной политики и означавший начало второго этапа реформы.

В 1915-1916 г. в связи войной проведение реформы фактически прекратилось. В июне 1917 г. реформа была официально прекращена Временным правительством.

Реформа осуществлялась усилиями главного управления землеустройства и земледелия, возглавлявшегося А.В. Кривошеиным и столыпинским министерством внутренних дел.

5.2. Превращение крестьян в землевладельцев на первом этапе (1907-1910 гг.) в соответствии с Указом 9 ноября шло несколькими путями.

5.2.1. Укрепление чересполосных участков в собственность. За эти годы было укреплено 2 млн. наделов. Когда нажим местных властей прекратился, процесс укрепления резко сократился. Кроме того, большинство крестьян, желавших лишь продать надел, не возвращаясь к ведению самостоятельного сельского хозяйства, уже сделали это. После 1911 г. подавали заявления лишь те, кто хотел продать свой участок. Всего в 1907-1915 гг. укрепленцами стали 2,5 млн. чел. — 26% крестьян Европейской России (без Западных губерний и Зауралья), но почти 40% из них продали свои участки, в большинстве своем переселившись за Урал, уйдя в город или пополнив слой сельского пролетариата.

5.2.2. Землеустройство на втором этапе (1911-1916 гг.) по законам 1910 и 1911 гг. давало возможность получения надела в собственность автоматически — после создания отрубов и хуторов, без подачи заявления об укреплении в собственность.

5.2.3. В стародушных общинах (общинах, где не было переделов с 1861 г.) по закону 1910 г. крестьяне автоматически признавались собственниками наделов. Такие общины составляли 30% от их общего числа. В то же время лишь 600 тыс. из 3,5 млн. членов беспередельных общин запросили документы, удостоверяющие их собственность.

5.2.4. Подворные владения. Крестьяне Западных губерний и некоторых районов Юга, где общины не существовало, также автоматически стали собственниками. Для этого им не требовалось подавать специальные заявления. За Уралом реформа формально не проводилась, но и там крестьяне не знали общинной собственности.

5.3. Землеустройство. Организация хуторов и отрубов. В 1907-1910 гг. лишь 1/10 крестьян, укрепивших свои наделы, образовали хутора и отруба.

После 1910 г. правительство осознало, что крепкое крестьянство не может возникнуть на многополосных участках. Для этого необходимо было не формальное укрепление в собственность, а экономическое преобразование наделов. Местным властям, прибегавшим подчас к принуждению общинников, не рекомендовалось больше искусственное поощрение укрепительного процесса. Главным направлением реформы стало землеустройство, которое теперь само по себе превращало землю в частную собственность крестьян.

Теперь процесс пошел с ускорением. Всего к 1916 г. 1,6 млн. единоличных хозяйств (хуторов и отрубов) были образованы приблизительно на 1/3 крестьянской надельной (общинной и подворной) и купленной крестьянами у банка земли.

Это было начало. Важно, что в действительности потенциальный размах движения оказывался шире: заявления о землеустройстве подали еще 20% крестьян Европейской России, но землеустроительные работы были приостановлены войной (май 1915 г.) и прерваны революцией.

5.4. Переселение за Урал. Получив ссуду от правительства, на новые земли в столыпинских вагонах двинулось 3,3 млн. чел., 2/3 которых составляли безземельные или малоземельные крестьяне. 0,5 млн. вернулись, многие пополнили население сибирских городов или стали сельскохозяйственными рабочими. Только небольшая часть крестьян стала сельскими хозяевами на новом месте. Это направлении реформы, имея ориентацию на переселение бедняков, оказалось наименее эффективным, хотя и сыграло важную роль в развитии Сибири.

5.4. Покупка земли крестьянами с помощью Крестьянского банка приобрела значительные размеры. Банком было продано 15 млн. казенной и помещичьей земли, из нее 90% купили в рассрочку крестьяне. Особые льготы при этом предоставлялись владельцам хуторов и отрубов, получавших, в отличии от других, ссуду в размере 100% стоимости приобретаемой земли под 5% годовых.

5.5. Быстрыми темпами развивалось кооперативное движение. В 1905-1915 гг. число сельских кредитных товариществ увеличилось с 1680 до 15,5 тыс. Число производственных и потребительских кооперативов в деревне возросло с 3 тыс. в 1908 г. до 10 тыс. в 1915 г. Многие экономисты разной политической ориентации приходили к выводу о том, что именно кооперация представляет собой наиболее перспективное направление развития русской деревни, отвечая потребностям модернизации крестьянского хозяйства.

В то же время, при отсутствии государственного кредита сельскому хозяйству, уровень развития кооперации оставался недостаточным для российской деревни.

6. Основные экономические итоги реформы

6.1. Крестьянский сектор агроэкономики России переживал серьезный прогресс. Большую роль в этом сыграли урожайные годы и рост мировых цен на зерно. Но особенно прогрессировали отрубные и хуторские хозяйства, где в большей степени применялись новые технологии. Урожайность в них превышала аналогичные показатели общинных полей на 30-50%.

6.2. Значительно повысилась товарность крестьянского хозяйства, также в значительной степени за счет хуторов и отрубов. Вводились новые системы земледелия и сельскохозяйственные культуры. От трети до половины единоличников участвовали в кредитных товариществах, что давало им средства для модернизации. Свыше 1,6 млн. крестьян посетило сельскохозяйственные курсы.

6.2. В целом же переворот в агроэкономике и агротехнике не произошел, но при оценке экономических результатов важно учитывать, что реформа, рассчитанная на десятилетия, за несколько лет успела лишь уточнить направление и набрать темп. Без крупных кредитов, мелиорации и других мер реформа не способна была дать больших результатов, а такие мероприятия не могли осуществляться без выделения государством значительных средства.

7. Основные социальные и политические

итоги реформы

В социально-политическом отношении реформа имела относительный успех.

7.1. Социальные итоги. Судьба общины.

7.1.1. Разрушение поземельной общины. Община как орган самоуправления российской деревни не была затронута реформой, но социально-экономический организм общины начал разрушаться. Число поземельных общин сократилось со 135 тыс. до 110 тыс. Особенно быстро процесс происходил в наиболее развитых северо-западных, южных и юго-восточных районах, где община исторически была слабее.

Некоторые историки считали, что реформа не удалась, так как из общины, якобы, вышли лишь 26% крестьян и процесс выхода стал затухать с 1910 г. Но учитывались только крестьяне, укрепившие свои чересполосные наделы в собственность.

После 1910 г. заявлений об укреплении в собственность наделов и, соответственно, выходе из поземельной общины поступало все меньше. Но землеустроительные процессы развивались с этого времени все быстрее. Землеустроившиеся хозяева также становились собственниками.

Из общины вышло более трети ее членов, но процесс еще не был завершен. Свидетельством о росте этой тенденции является значительное число поданных заявлений о землеустройстве, бo льшую часть которых землеустроители не успели выполнить к маю 1915 г.

В итоге в центре страны вместе с членами стародушных общин в разрушение поземельной общины было вовлечено не менее 2/3 бывшего общинного крестьянства. С учетом Запада и Юга России, Прибалтики, Сибири, где поземельных общин не существовало, большинство крестьянства страны к 1917 г. фактически находились вне поземельной общины.

Важно также учитывать, что реформа, рассчитанная, как минимум, на два десятилетия, только началась, и лишь в 1910-1911 г. было найдено верное направление ее развертывания.

7.1.2. Вопрос о жизнеспособности общины. В то же время в центральных нечерноземных районах распад общины почти не наблюдался. Именно здесь более многочисленными были случаи поджогов хуторов, а крестьяне, желавшие выйти из общины, часто не получали согласия сельского схода. В нечерноземном центре общинные традиции были наиболее сильными, а сельское хозяйство наиболее отсталым в социально-экономическом отношении. Низкий уровень жизни определял стремление крестьян, мало здесь занимавшихся промыслами, сохранить старый уравнительный механизм и орган социальной защиты.

Беспередельные общины, в основном находившиеся на Украине, по ряду других причин также в основном сохранили свою целостность.

При этом реформа оказала благотворное влияние на сохранившиеся общины. Она выявила некоторую жизнеспособность общинной организации. Освободившиеся от потенциальных пролетариев, продавших свои наделы, общины также постепенно обращались к использованию прогрессивных методов хозяйствования. Более 2,5 млн. заявок на землеустройство были поданы общинами. Сельские общества все чаще применяли многополье и травосеяние, не ставшими, впрочем, преобладающей здесь формой аграрной технологии.

7.2. Социально-политические итоги реформы.

7.2.1. Частичный успех. Прекращение крестьянских выступлений. На первом этапе в 1907-1909 гг. при укреплении наделов в собственность, часто под нажимом земских начальников, число крестьянских выступлений (в основном против произвола властей) начало расти, достигнув в 1910 г. почти 1 тыс. Но после переноса акцента правительственной политики на землеустройство, отказа от принуждения и некоторых экономических успехов крестьянские волнения почти прекратились, сократившись в 1913 г. до 128.

7.2.2. Предотвращение всеобщего крестьянского восстания и общего передела. Главная политическая цель все же не была достигнута. Как показал 1917 г., крестьянство сохранило способность всем миром выступить против помещиков (и режима защищавшего их), под воздействием не столько экономической необходимости, сколько исторической памяти о веках крепостного угнетения, ненависти к барам.

В 1917 г. стало очевидно, что аграрная реформа запоздала на 50 лет, но основной причиной ее относительной неудачи явилась социально-политическая половинчатость преобразований, проявившаяся в сохранении помещичьих земель в неприкосновенности

 

historikoff.net