Стоицизм марк аврелий – CGI script error

Содержание

37. Стоицизм Марка Аврелия. Философия. Шпаргалки

37. Стоицизм Марка Аврелия

Марк Аврелий (121–180) – римский император, один из наиболее значительных представителей римского стоицизма.

Марк Аврелий прежде всего размышляет о бренности жизни. Свою оценку он выводит из понимания времени: время есть река, стремительный поток. Время беспредельно, и перед этой беспредельностью длительность каждой человеческой жизни – это какой-то миг, и жизнь по отношению к этой беспредельности крайне ничтожна.

Марк Аврелий говорит и о краткости памяти, которая остается после смерти человека. Оценивая свою жизнь, жизнь прошлых времен, жизнь настоящую, Марк Аврелий делает вывод, что она довольно однообразна и не дает ничего нового, все одно и то же, все повторяется.

Своему пессимизму он сам противопоставляет идеал человека, который олицетворяет все положительное в личности, а именно – мужественность, зрелость, преданность интересам государства. В этой суетной жизни, которую он обрисовал, есть, по его мнению, нравственные ценности, к которым следует стремиться, – это справедливость, истина, благоразумие, мужество. К истинным ценностям он также относит общеполезную деятельность, гражданственность, которые противостоят таким мнимым, по его мнению, ценностям, как «одобрение толпы, богатство, жизнь, полная наслаждений».

Марк Аврелий смотрит на человека как на сложное социальное существо, которое, с одной стороны, живет настоящим, суетным, а с другой – занимается деятельностью, которая преследует долговременные цели. Поэтому он осуждает того, кто свои дела не согласовывает с высшими целями, под которыми имеет в виду благо государства. Этому он дает философское обоснование. Несмотря на текучесть всего происходящего, существует нечто целое, которое управляется логосом, разумом. Этим разумом люди объединены, в каждом человеке живет частица этого разума, которому он должен поклоняться и служить. Марк Аврелий считает, что, несмотря на тщетность жизни человека, перед ним стоят высокие нравственные задачи, которые он, повинуясь долгу, должен выполнять.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

fil.wikireading.ru

Римские стоики сенека эпиктет марк аврелий, стоицизм это в философии

Стоицизм. В конце IV в. до н. э. в Греции формируется стоицизм, который в эллинистическом, а также в более позднем римском периоде становится одним из самых распространенных философских течений. Центром и носителем познания, согласно стоической философии, является душа. Она понимается как нечто телесное, материальное. Иногда ее обозначают как пневма (соединение воздуха и огня). Ее центральную часть, в которой локализируется способность к мышлению и вообще все то, что можно определить в нынешних терминах как психическую деятельность, стоики называют разумом (гегемоником). Разум связывает человека со всем миром. Индивидуальный разум вляется частью мирового разума. Хотя стоики считают основой всякого познания чувства, большое внимание они уделяют и проблемам мышления. Стоическая этика выдвигает на вершину человеческих усилий добродетель. Добродетель, по их представлениям единственное благо. Добродетель означает жить в согласии с разумом. Стоики признают четыре основные добродетели, прибавляются четыре противоположности: разумности противостоит неразумность, умеренности — распущенность, справедливости — несправедливость и доблести — трусость, малодушие. Между добром и злом, между добродетелью и грехом четкое, категорическое различие. Стоическая философия, видимо, лучше всего стращает развивающийся кризис духовной жизни греческого общества, который явился следствием экономического и политического разложения. Именно стоическая этика наиболее адекватно отражает «свое время». Это этика «сознательного отказа», сознательного cмирения с судьбой. Она отводит внимание от внешнего мира, от общества к внутреннему миру человека. Лишь внутри себя человек может найти главную и единственную опору. Поэтому стоицизм вновь оживает в период кризиса Римской республики и затем в период начинающегося распада Римской империи.

Сенека родился в испанском городе Кордуба (Кордова), около 4 года до н.э. Молодые годы Сенеки прошли в Риме.

Философией Сенека увлекся с юности. Его наставники принадлежали к школе римского стоика Секстия. Отцу удалось обратить к Сенеку к государственной деятельности. При императоре Калигуле (37 — 41) — он уже известный писатель и оратор, член сената.

Вслед за стоиками Сенека полагал, что монархия при справедливом царе, носителе разума, может быть залогом благоденствия государства.

Ему приходилось бороться с влиянием Агриппины. В этой борьбе Сенека победил, но эта победа была хуже поражения: в 59 году Нерон приказал убить Агриппину, и Сенека был вынужден не только санкционировать матереубийство, но и выступить с его оправданием перед сенатом. В свое же оправдание Сенека пишет трактат «О блаженной жизни». Это — самая решительная попытка Сенеки примирить стоическую доктрину и действительность. Речь в нем идет о сознании нравственной нормы, то есть о совести, которая и отличает человека нравственного (философа) от толпы. Понятие совести как осознанной разумом и пережитой чувством нравственной нормы было введено в стоицизм Сенекою.

В 62 году Сенека пишет следующий трактат — «О спокойствии души». Деяние остается для него истинным поприщем добродетели и тех, кто ей привержен, прежде всего деянием на благо государства. Сенека демонстративно отстраняется от общественной жизни. Человек имеет право на досуг и не отслужив свой срок, — доказывает он в книге «О досуге».

«Нравственные письма к Луцилию» — последнее произведение Сенеки. Сенека был духовным вождем Луцилия, страстно желавшего стать философом.

Сенека сам разбирает вопрос о том, каким следует быть поучению философа. По его мнению, оно должно быть доступным, легко запоминающимся, но главное — «поражающим душу».

Марк Аврелий (120 – 180 гг. н. э.) – император.

«наедине с собой» или «Размышления» Категория долга. Ничего нельзя изменить в мире, но необходимо следовать долгу.

Марк Анний Катилий Север, вошедший в историю под именем Марка Аврелия, родился в Риме 26 апреля 121 года и был сыном Анния Вера и Домиции Луциллы.

В 139 году после смерти отца он был усыновлен императором Антонином Пием и стал именоваться Марк Элий Аврелий Вер Цезарь. Марк Аврелий получил прекрасное образование.

Главным наставником Марка в философии был Квинт Юний Рустик. Имеются сведения и о других философах, вызванных для Марка в Рим. Руководителем Марка в изучении гражданского права был знаменитый юрисконсульт Л. Волузий Мециан.

Антонин Пий приобщил Марка Аврелия к управлению государством в 146 году, дав ему власть консула. 1 января 161 года Марк вступил в свое третье консульство вместе с приемным братом. В марте того же года скончался император Антонин Пий и началось совместное правление Марка Аврелия с Луцием Вером, продолжавшееся до смерти Луция в январе 169 года, после чего Марк правил единолично.

Марк Аврелий многому научился у своего приемного отца Антонина Пия. Подобно ему, Марк всячески подчеркивал свое уважение к сенату как учреждению и к сенаторам как членам этого учреждения.

Большое внимание Аврелий уделял судопроизводству. Общее направление его деятельности в области права: «не столько вводил новшества, сколько восстанавливал старинное право».

В Афинах он учредил четыре кафедры философии — для каждого из господствовавших в его время философских направлений — академического, перипатетического, стоического, эпикурейского. Профессорам было назначено государственное содержание.

Не обладавшему воинственным характером, Аврелию приходилось многократно участвовать в военных действиях.

Парфяне вторглись в римские владения сразу же после смерти Антонина Пия и в двух битвах нанесли поражение римлянам. Римская империя заключила мир с Парфией в 166 году. В том же году германские племена вторглись в римские владения на Дунае.

Вопрос №10 – Римский стоицизм: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.

Императоры-соправители выступили в поход против варваров. Ещё не была закончена война с германцами и сарматами, как начались волнения в Северном Египте (172).

В 178 г. Марк Аврелий возглавил поход против германцев, и ему удалось добиться больших успехов, но римские войска настигла эпидемия чумы. 17 марта 180 года Марк Аврелий скончался от чумы в Виндобоне на Дунае (современная Вена). После смерти Марк был официально обожествлен. Время его правления считается в античной исторической традиции золотым веком. Марка называют философом на троне. Он исповедовал принципы стоицизма, и главное в его записках — этическое учение, оценка жизни с философско-нравственной стороны и советы, как к ней относиться.

Марк Аврелий оставил философские записи — 12 написанных на греческом языке «книг», которым обычно приписывают общее название «Рассуждения о самом себе». Учителем философии у Марка был Максим Клавдий.

В центре его антиматериалистического учения стоит частичное обладание человеком своим телом, душой и духом, носителем которых является благочестивая, мужественная и руководимая разумом личность — владычица (правда, только над духом), воспитатель чувства долга и обитель испытующей совести. Посредством духа все люди принимают участие в божественном и этим создают идейную общность, преодолевающую все ограничения. В Марке Аврелии трагически сочетались мужество и разочарованность.

Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 2777 | Нарушение авторского права страницы

laservirta.ru

Семь уроков Марка Аврелия | Блог 4brain

Марк Аврелий был одним из «пяти хороших императоров», правителей, которые руководили Римской Империей в эпоху ее расцвета. Известный историк Эдвард Гиббон в книге «Закат и падение Римской Империи» сказал следующее об этих пяти императорах: «Их правление является, вероятно, единственным периодом в истории, когда счастье людей было единственной целью правительства».

Марк Аврелий был стоиком. Стоицизм можно условно свести к следующему: оставайся спокойным и безмятежным независимо от того, какие неудачи тебе приготовила жизнь. Кто-то называет стоицизм высшей философией самосовершенствования.

В «Размышлениях» Марк Аврелий пытается ответить на глубинные вопросы смысла человеческой жизни:

  • Почему мы здесь?
  • Как мы должны жить?
  • Как мы можем бороться с критикой?
  • Каков наилучший способ справляться с невзгодами?
  • Как реагировать на страдания?

Вот 7 уроков, которые Марк Аврелий дает в своей книге.

Урок 1: Возьмите под контроль свои мысли

Марк Аврелий объясняет, что человек всегда в состоянии контролировать то, что происходит у него в голове. Независимо от того, что вокруг вас, вы сами выбираете, что сказать себе по тому или иному поводу — это определяет и эмоции, и самочувствие.

Кроме того, ваше счастье не зависит от какого-либо внешнего события. Оно зависит от того, как вы думаете и о чем думаете. Вот несколько цитат:

  • «Счастье зависит от качества ваших мыслей».
  • «Наша жизнь — это то, что из нее делают наши мысли».
  • «У вас есть власть над вашим разумом, а не над внешними событиями. Осознайте это и найдете силу».
  • «Для счастья нужно очень мало. Это все находится внутри вас, в вашем образе мышления».
  • «Сегодня я избежал беспокойства. Или же так — я отбросил его, поскольку оно было исключительно в моем собственном восприятии».

Урок 2: У каждого из нас есть высшая цель

Марк Аврелий верил в то, что у каждого человека есть высшая цель. Наша задача — исполнить ее. Вот цитата, которая отражает это:

  • «Все вокруг, лошадь, виноградная лоза, создано для какой-то цели. Какую же цель вы поставили перед самими собой? Истинное наслаждение человека заключается в том, чтобы делать то, для чего он был создан».

Кроме того, он считал, что ваша цель — это то, что поднимает вас с постели каждое утро: «На рассвете, когда вам нелегко встать, скажите себе: «Я должен идти работать, потому что я человек. На что я должен жаловаться, если я собираюсь делать то, ради чего родился? Неужели я собираюсь лежать лишь для того, чтобы остаться в тепле?»».

Урок 3: Пребывайте в настоящем

Вот три цитаты Марка Аврелия, в которых он напоминает себе, что нужно сосредоточиться на настоящем:

  • «Ограничьте себя настоящим».
  • «Забудьте обо всем остальном. Помните о следующем: каждый из нас живет только сейчас, в этот короткий момент. Остальное уже было или невозможно увидеть».
  • «Каждый час внимательно фокусируйте свое внимание на выполнении поставленной задачи, с достоинством, человеческим сочувствием, благожелательностью и свободой. Все остальные мысли оставьте в стороне».

Урок 4: Плохие действия — результат невежества

Стоики ценили четкое суждение и стремление к разуму. Они считали, что несчастье и зло являются результатом невежества. Таким образом, если кто-то действует неправильно или ведет себя по-хамски, это лишь потому, что он не думает ясно.

Сам Марк Аврелий пишет об этом так:

  • «Сегодня я встречу неблагодарных, эгоистичных и недоброжелательных людей. Но со своей стороны я принял природу добра и зла (и его подлость), поэтому ничто из таких вещей не может меня удивить или навредить мне».

Урок 5: Обращайте внимание на свой внутренний мир при помощи медитации

Марк Аврелий был ярым поклонником медитации. Вот что он сам говорит по этому поводу:

  • «Вы всегда пытаетесь уйти от своих проблем на пляж или в горы. Но забываете, что берете все это с собой».
  • «Обращайте внимание внутрь себя».
  • «Нигде вы не сможете быть более спокойным, чем в своей собственной душе».

Урок 6: Прекратите искать одобрение других

Император также пишет, что беспокоиться о мнении других — пустая трата времени. Кроме того, ни похвала, ни критика не должны влиять на вашу внутреннюю ценность. Цитаты:

  • «Решите, что вам не наносят вреда, и вам не будет причинен вред. Не хотите быть обиженным, не будьте им».
  • «Мы любим себя больше чем других, но при этом заботимся об их мнении больше, чем о своем собственном».
  • «Все это может лишь разрушить вас изнутри».

Урок 7: Научитесь бороться с препятствиями

Марк Аврелий в «Размышлениях» учит нас и такому важному уроку — превращать препятствия в возможности:

  • «Наши действия могут мешать, но не может быть никаких препятствий для наших намерений. Потому что мы можем приспособиться и адаптироваться. Разум преобразует препятствия для своей цели».

То, что стоит на нашем пути, становится частью пути.

Желаем вам удачи!

4brain.ru

Марк Аврелий: стоицизм, внутренний гений: VIKENT.RU

«Надо каждое утро говорить себе: 
сегодня меня ждёт встреча с глупцом,
наглецом, грубияном, мошенником»

Марк Аврелий

 

Римский император и философ.

«Марк Аврелий, писал, что человек, проживший сорок лет, знает не только собственную жизнь, но и жизнь всего человечества как в прошлом, так и в будущем. По его убеждению, нет никакой разницы между тем, как жили люди в эпоху Александра Македонского, и тем, как они жили в его эпоху, хотя их разделяло почти пять столетий».

Соколов В.В., Кедров Б.М., Дынник М.А. и др., История античной диалектики, М., «Мысль», 1972 г., с. 35-36.

 

В 176 н.э. император Марк Аврелий учреждает и оплачивает в Афинах четыре философские кафедры: платоническую, перипатетическую, стоическую и эпикурейскую. Фактически философы на этих кафедрах собирали и комментировали более ранние тексты…

Единственное сочинение самого Марка Аврелия12 книг трактата «К самому себе». Другое название трактата: «Наедине с собой. Размышления».  Чистокровный римлянин Аврелий написал своё стоическое сочинение по-гречески, так как тогда это был язык всех философов.

 


«Во всех случаях жизни руководствуйся двумя правилами. Во-первых, делай  только то, что внушает разум.
Это господствующая часть твоего существа,  которая направляет действия на пользу людей. Во-вторых, умей изменить своё  мнение, если кто-то указал на твою ошибку или сумел переубедить тебя. Но  изменять своё мнение возможно лишь в соответствии со справедливостью, общей  пользой и тому подобным, а не потому, что новый взгляд кажется более легким,  приятным или сулит славу».

Марк Аврелий, Наедине с собой. Размышления. Книга четвёртая.

 

«Но что же может вывести на путь? Ничто, кроме философии. Философствовать же значит оберегать внутреннего гения от поношения и изъяна, добиваться того, чтобы он стоял выше наслаждений и страданий…».

Марк Аврелий, К самому себе, в Сб.: Памятники поздней античной научно-художественной литературы ,  М., «Наука», 1964 г., с. 119.

 

vikent.ru

16. Стоицизм. Философия

Стоицизм как специфическое направление философской мысли просуществовало с III в. до н. э. до III в. Стоицизм — это наименее «греческая» из всех философских школ. Ранние стоики, в большинстве своем сирийцы: Зенон Китионский с Кипра, Клеанф, Хрисипп. Их труды сохранились лишь в отдельных фрагментах, поэтому обстоятельное уяснение их воззрений Существенно затруднено. К поздним стоикам (I и II вв.) относятся Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий — это в основном римляне. Их труды дошли до нас в виде полных книг.

Уже при одном слове «стоик», по словам А.Ф. Лосева, возникает представление о мудром человеке, который весьма мужественно выносит все невзгоды жизни и остается спокойным несмотря на все неприятности и несчастья, им переживаемые. Действительно, стоики в своих воззрениях, безуслбвно, выдвигали на первый план понятие спокойного и всегда уравновешенного, даже «бесчувственного» мудреца. В этом проявлялся идеал внутренней свободы, свободы от страстей, который лелеяли почти все стоики.

Согласно Хрисиппу (ок. 280–208 до н. э.), существует мировая душа. Это чистейший эфир, самый подвижный и легкий, женственно-нежный, как бы тончайший вид материи [63].

Представитель позднего стоицизма Марк Аврелий (121–180; римский император с 161 г. н. э.) был убежден, что Бог дает каждому человеку особого доброго гения в руководители. (Эта идея возродилась в христианстве в образе ангела-хранителя.) Для него Вселенная — тесно связанное целое; это единое, живое существо, обладающее единой субстанцией и единой душой. Приведем некоторые из афоризмов Марка Аврелия: «Чаще размышляй о связи всех вещей, находящихся в мире, и об их взаимоотношении», «Чтобы ни случилось с тобой оно предопределено тебе из века. И сплетение причин с самого начала связало твое существование с данным событием». И еще: «Люби человечество. Следуй Богу… И этого достаточно, чтобы помнить, что Закон правит всем».

Характеризуя различные свойства души, стоики особое внимание уделяли феномену воли; учение было построено на волевом принципе, на самообладании, терпении и т. п. Они стремились к полному самодовлению. (И в нашем представлении стоический мудрец — это человек, обладающий могучей и непреклонной силой воли.)

Развитие природы они трактовали также в религиозном духе, считая, что все предопределено. Бог не отделен от мира, он — душа мира, благодетельное провидение.

Стоики исходили из принципа всеобщей целесообразности. Все имеет свой смысл: даже клопы полезны, поскольку они помогают просыпаться по утрам и не лежать слишком долго в постели. Суть этого принципа хорошо выражают стихи:

Веди меня, властитель Зевс и Рок,

К назначенному вами мне пределу!

Последую охотно; если ж нет,

Я, ставши трусом, все ж вас не избегну;

Ведет послушных Рок, влечет строптивых.

Свобода для знаменитого мыслителя, писателя и государственного деятеля Сенеки (ок. 4 до н. э. — 65 н. э.) — это божество, которое господствует над всеми вещами и событиями. Ничто не может ее изменить. Отсюда покорность, выносливость и стойкое перенесение жизненных невзгод. Стоический мудрец не сопротивляется злу: он его понимает и стойко пребывает в его смысловой текучести, поэтому он невозмутим и спокоен.

Недаром в продолжение всей истории стоицизма Сократ был главным божеством стоиков; его поведение во время суда над ним, отказ от бегства, спокойствие перед лицом смерти, утверждение о том, что несправедливость наносит больше вреда тому, кто ее совершает, чем жертве, — все это целиком отвечало учению стоиков.

Ранние стоики в своих идеях бытия следовали античной традиции. Они исходили из того, что тело мира образовано из огня, воздуха, земли и воды. Душа мира — это огненная и воздушная пневма. Все бытие мыслилось только как разная степень напряжения божественно-материального первоогня. Согласно учению стоиков об огненной стихии сущности мира, этот огонь превращается во все прочие стихии по закону, который вслед за Гераклитом называли Логосом. В трудах стоиков множество рассуждений о стоическом Логосе, который понимался как нечто объективное в своем слиянном единстве с материальными стихиями всего сущего. Логос мира у стоиков отождествлялся с Судьбой. По их утверждению, Судьба есть Логос Космоса: он упорядочивает все в мире. Зенон (332–262 до н. э.) говорил, что Судьба — это власть, двигающая материю. Он определял бога как пламенный разум мира: бог наполняет собой весь мир, как мед наполняет пчелиные соты; он — верховная глава, управляющая всем сущим. По Зенону, Бог, Ум, Судьба — одно и то же. (Поэтому стоики верили в астрологию и предсказания.)

По природе, учили стоики, все человеческие существа равны. Марк Аврелий в своем труде «Наедине с собой» хвалит политию, управляемую на основе равных прав и равной свободы слова, и царское правление, которое уважает более всего свободу управляемых. Это был идеал, который не мог быть осуществлен в Римской империи, но оказывал влияние на законодателей, в частности в период правления Марка Аврелия было улучшено положение женщин и рабов. (Христианство переняло эту часть учения стоиков вместе со многими другими [64].)

Стоиков интересовали не столько тайны Космоса, сколько стихия выражения и выразительности. Давая в общем весьма грубоватую космологию, они, говорил А.Ф. Лосев, оказались весьма тонкими филологами и ценителями именно выразительных форм сознания, а диалектика понималась ими в теснейшей связи с риторикой, с искусством вести разговор. (С этим содержанием диалектика вошла и в средневековое мышление.)

У стоиков мы находим многочисленные и тонко развитые логические и грамматические изыскания: истоки грамматики — именно в школе стоиков. С их точки зрения, собственно философское начало коренится в человеческом субъекте. Но это не был собственно субъективизм. Стоики использовали термин «лектон». Он обозначает тот предмет, который мы имеем в виду, когда пользуемся его обозначением. Известно, что и язык (его лексика и грамматика, синтаксис, семантика и т. п.) субъективен. Но словами мы обозначаем предметы, их связи и отношения. Следовательно, то, что мы обозначаем, вернее, то, что мы имеем в виду, обозначая предметы, и не субъективно, и не объективно. Когда оно соответствует действительности, оно объективно и даже истинно, но оно может быть и ложным. Стоики, по словам Лосева, делают вполне правильный вывод, а именно, что лектон, когда мы используем его при обозначении или назывании предмета, может быть и истинным, и ложным, т. е. оно выше как истины, так и лжи. По Плотину, стоический лектон является только мыслительной конструкцией, связанной со словом, но не обладает причинно-метафизическим существованием. Лектон — это чистый смысл.

Стоики исходили из различения словесного звучания и содержащегося в нем утверждения, откуда ведет свое происхождение позднейшее стоическое различение «звучащего слова» и «словесной предметности», или «смысла» (лектон)[65]. Так что термин «лектон» означает теорию обозначаемого.

О делении философии на логику, физику и этику говорил еще Аристотель, тем не менее у стоиков это деление получило окончательное признание, в силу чего эти три философские дисциплины были разграничены и логика стала самостоятельной дисциплиной.

Таким образом, эллинистически-римский период развития философской мысли принес с собой в мир немало нового, что резко отличает его от предыдущего периода греческой классики.

Приведем высказывание Вл. Соловьева:

«В то время как Александры и Цезари политически упраздняли на Востоке и на Западе шаткие национальные границы, космополитизм вырабатывался и распространялся как философский принцип представителями двух наиболее популярных школ — бродячими циниками и невозмутимыми стоиками. Они проповедовали верховенство природы и разума, единой сущности всего существующего и ничтожность всех искусственных и исторических разделений и границ. Человек по самой природе своей, следовательно всякий человек, учили они, имеет высшее достоинство и назначение, состоящее в свободе от внешних привязанностей, заблуждений и страстей — в непоколебимой доблести того мужа, который,

Когда б весь мир, дав трещину, распался,

Бестрепетным в развалинах остался»[66].

В заключение заметим следующее. Философы обычно обладают известной широтой ума и в основном способны не считаться с несчастьями в своей личной жизни; но даже они не могут подняться выше наивысшего добра или зла их времени. В плохие времена они придумывают утешения, а в хорошие — их интересы являются скорее чисто интеллектуальными. Сравнивая тон, каким говорит Марк Аврелий, с тоном сочинений Ф. Бэкона, Дж. Локка или Кондорсе, мы, по словам Б. Рассела, видим разницу между утомленным веком и веком надежды. В век надежды огромное современное зло, несчастья переносимы, ибо сознание говорит, что они пройдут. Но в век усталости даже подлинные блага теряют свою прелесть. Этика стоиков соответствовала временам Эпиктета и Марка Аврелия: она призывала скорее к терпению, чем к надежде.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

fil.wikireading.ru

Философия стоицизма. Римский стоицизм. Сенека. Марк Аврелий.

Философия Философия стоицизма. Римский стоицизм. Сенека. Марк Аврелий.

Количество просмотров публикации Философия стоицизма. Римский стоицизм. Сенека. Марк Аврелий. — 1071

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи:Философия стоицизма. Римский стоицизм. Сенека. Марк Аврелий.
Рубрика (тематическая категория)Философия


Стоицизм. В конце IV в. до н. э. в Греции формируется стоицизм, который в эллинистическом, а также в более позднем римском периоде становится одним из самых распространенных философских течений. Центром и носителем познания, согласно стоической философии, является душа. Она понимается как нечто телесное, материальное. Иногда её обозначают как пневма (соединение воздуха и огня). Ее центральную часть, в которой локализируется способность к мышлению и вообще все то, что можно определить в нынешних терминах как психическую деятельность, стоики называют разумом (гегемоником). Разум связывает человека со всем миром. Индивидуальный разум вляется частью мирового разума. Хотя стоики считают основой всякого познания чувства, большое внимание они уделяют и проблемам мышления. Стоическая этика выдвигает на вершину человеческих усилий добродетель. Добродетель, по их представлениям единственное благо. Добродетель означает жить в согласии с разумом. Стоики признают четыре основные добродетели, прибавляются четыре противоположности˸ разумности противостоит неразумность, умеренности — распущенность, справедливости — несправедливость и доблести — трусость, малодушие. Между добром и злом, между добродетелью и грехом четкое, категорическое различие. Стоическая философия, видимо, лучше всего стращает развивающийся кризис духовной жизни греческого общества, который явился следствием экономического и политического разложения. Именно стоическая этика наиболее адекватно отражает «свое время». Это этика «сознательного отказа», сознательного cмирения с судьбой. Она отводит внимание от внешнего мира, от общества к внутреннему миру человека. Лишь внутри себя человек может найти главную и единственную опору. Поэтому стоицизм вновь оживает в период кризиса Римской республики и затем в период начинающегося распада Римской империи.

Сенека родился в испанском городе Кордуба (Кордова), около 4 года до н.э. Молодые годы Сенеки прошли в Риме.

Философией Сенека увлекся с юности. Его наставники принадлежали к школе римского стоика Секстия. Отцу удалось обратить к Сенеку к государственной деятельности. При императоре Калигуле (37 — 41) — он уже известный писатель и оратор, член сената.

Вслед за стоиками Сенека полагал, что монархия при справедливом царе, носителе разума, должна быть залогом благоденствия государства.

Ему приходилось бороться с влиянием Агриппины. В этой борьбе Сенека победил, но эта победа была хуже поражения˸ в 59 году Нерон приказал убить Агриппину, и Сенека был вынужден не только санкционировать матереубийство, но и выступить с ᴇᴦο оправданием перед сенатом. В свое же оправдание Сенека пишет трактат «О блаженной жизни». Это — самая решительная попытка Сенеки примирить стоическую доктрину и действительность. Речь в нем идет о сознании нравственной нормы, то есть о совести, которая и отличает человека нравственного (философа) от толпы. Понятие совести как осознанной разумом и пережитой чувством нравственной нормы было введено в стоицизм Сенекою.


Философия стоицизма. Римский стоицизм. Сенека. Марк Аврелий. — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Философия стоицизма. Римский стоицизм. Сенека. Марк Аврелий.» 2014, 2015-2016.

referatwork.ru

Античный стоицизм. Стоицизм в поздней античной философии: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.

Сенека, Марк Аврелий принадлежали стоицизму, который возник в начале IV в до н.э. в Греции. Наиболее характерной чертой было распространение этических учений. Все множество умов того времени разделилось между эпикуреизмом (точнее, гедонизмом) и стоицизмом.

Зенон — Стоик вел преподавание стоя около колонады v отсюда и стоицизм.

Теоретической основой стоицизма было представление об абсолютной неизбежности всего, что происходит. Эта идея была впервые развита Демокритом на атомистической основе. Стоики не были атомистами, среди них было много идеалистов, но идею Демокрита они приняли. Если все неизбежно, то надо следовать тому, что предписано законами. Неизбежность — судьба.

Amor fati — любовь к судьбе — то во что трансформировалось учение стоиков.

Этика стоиков: умеренность, аккуратность, отсутствие стремления к личному преуспеванию.

Анализ философских категорий у стоиков получил широкой распространение, но ничего нового они не высказали.

Сенека был учителем Нерона и крупнейшим римским ростовщиком, что слабо совместимо с отсутствием стремления к личному преуспеванию. Это ставит под сомнение искренность Сенеки.

    1. Философия неоплатонизма (II — начала VI вв. Н.Э.).

    Платоники обожествляли Платона, но он не был для них богом в христианском смысле. Неоплатонизм — это последний мощный всплеск интеллектуальной жизни нехристианской направленности.

    Основатель — Аммоний. (— 241) . Его ученик Плотин (205-270) был главным идеологом.

    Его идеи: есть единое Благо — Бог, но не личностный, ему нельзя молится, к нему нельзя приобщиться, он не мог воплотиться. Присутствует идея Троицы: Единое, Ум и Душа. Они не единосущностны, а субординированы. Из Единого вытекает Ум, из Ума вытекает Душа.

    У Плотина был ученик Порфирий (234-301), он уже явно выступает против христианства. Ученик Порфирия Ямвлих уже создает свою антицерковь, а его ученик Юлиан Отступник (римский император) уже начал гонения на легализованную христианскую церковь.

      1. Христианская патристика конца II-VII веков н.Э.

      Отличием отцов церкви является то, что они вкладывают в свое учение минимальное личное восприятие, занимаясь пересказом божественного откровения на уровне, понятном остальным.

      Стоит усвоить, что Христос был богом, пришедшим спасти человечество, а не просто философом и учителем. После изгнания Адама из рая весь видимый тварный мир изменился, метафизически умер. В мире не было точке, аналогично благу первобытия. И не было другого пути, чтобы выйти из этой смерти. Христос же своей смертью расколол вселенную и создал остров спасенных. Церковь своими таинствами распространяет и расширяет этот круг спасенных. Апостолы и богословы фиксируют и разъясняют этот процесс. Например, в символе веры кратко выражаются все ключевые моменты учения. А именно, Святая Троица, Отец Вседержитель, краткая история спасения мира, учения об эсхаталогии (конец мира), учения о церкви, о таинствах и воскресении. Также выражается мысль, что если Бог создал все, в том числе и мышление, то его невозможно понять как предмет, а только настолько, насколько он сам откроется в образах.

      Богословие обсуждает только дополнительные вопросы к этим положениям.

      Крупнейшие представители: Св. Иоан Златоуст, Августин Аурелий (Блаженный) (353-430)

      Августин старается ничего не выдумывать, так как считает, что существенно лишь то, что общеразделяемо. Все, что выдумываешь сам — это как бантик (украшение). В чем же его роль? Августин был эксклюзивной фигурой, рассматривал ряд интересных вопросов.

      Августин был родом из карфагенской епархии и сам он воспитывался как язычник. Карфаген был насыщен интеллектуальными антицерковными школами. Августин первоначально был ритором и учителем. Вел бурную жизнь. Крещение принял в 34 года. Прошел через множество сект, в том числи и Манихеев. В манихействе был строгий дуализм зла и доброй силы, идея создания мира не одной силой, а двумя, причем ведущая роль принадлежит злу. Ключевая идея — это освобождение частиц света, добра от оков и чар зла. Структура этой секты четко разделяется на 3 слоя. Первый слой — посвященные, их прислуга, исповедовавшие все то, что мы знаем о манихействе. И профаны. Всегда были антигосударственными, тайными обществами, всегда подвергались преследованию. Августин входил во второй слой, и вскоре отпал от этого учения. Августин полемизировал с сектой и утверждал, что зло возникло как последствие гордости, свободной воли, а не следования путем Бога. После он попал в латинский вариант неоплатонизма.

      В последствии Августин осел в г. Милане и совершил головокружительную карьеру как христианский священник. Всю жизнь писал, что чувствовал присутствие и провиденье божье. Бог, по его мнению, знал о будущем, все предвидел и привел его в конце концов в церковь. Всю жизнь сохранял двойственное отношение к неоплатонизму, считая его вершиной нехристианской мысли.

      Августин считается классиком учения о провидении и воле божьей. На западе изменились некоторые моменты учения, например, в учение о троице добавили то, что дух святой исходит не только от Бога-Отца, но и от Сына. Это частное понимание, восходящее именно к Августину. Оно послужило одной из причин раскола церкви.

      Августин много писал против Данатистов и других еретиков, представил интересное учение о времени и пространстве, разные тонкие, психологические и логические измышления, учение об атрибутах и т.д.

        studfiles.net