Статический вид искусства это – Основные виды искусства. Обосновать классификацию видов искусства
Содержание
Основные виды искусства. Обосновать классификацию видов искусства
Искусство (творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.) существует и развивается как система взаимосвязанных между собой видов, многообразие которых обусловлено многогранностью самого (реального мира, отображаемого в процессе художественного творчества.
Виды искусства — это исторически сложившиеся, формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения (слово в литературе, звук в музыке, пластические и колористические материалы в изобразительном искусстве и т. д.).
В современной искусствоведческой литературе сложились определенная схема и система классификации искусств, хотя единой до сих пор нет и все они относительны. Наиболее распространенной схемой является его деление на три группы.
В первую — входят пространственные или пластические виды искусств. Для этой группы искусств существенным является пространственное построение в раскрытии художественного образа — Изобразительное искусство, Декоративно-прикладное искусство, Архитектура, Фотография.
Ко второй группе относятся временные или динамические виды искусств. В них ключевое значение приобретает развертывающаяся во времени композиция — Музыка, Литература. Третью группу представляют пространственно-временные виды, которые называются также синтетическими или зрелищными искусствами — Хореография, Литература, Театральное искусство, Киноискусство.
Существование различных видов искусств вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать художественную всеобъемлющую картину мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных ви-дов искусства.
Искусство — одна из форм духовной культуры человечества, которая воспроизводит действительность в художественно-образной форме и оценивает её по критериям красоты, эстетики. Виды искусства — это исторически сложившиеся, устойчивые формы творческой деятельности.
Классификация видов искусств(появилась с конца 18 века):
1) Пространственные искусства (статическими или предметными, воспринимаются зрением) — живопись, скульптура, архитектура, графика, дизайн, декоративно-прикладное искусство, фотоискусство. (Также такие ансамблевые формы, как монументальное искусство, сценофафия, костюм, в которых художественные образы существуют в пространстве, но не развиваются в прямом смысле во времени).
2) Временные искусства (динамические или процессуальные, воспринимаются слухом) – музыка и художественная литература.
3) Пространственно-временные искусства (синтетические, т.е. непосредственно существующие одновременно в пространстве и во времени; объединяют в себе предметность и процессуальность; воспринимаются зрением и слухом) – театр, танец, кино, цирк, видеоискусство, телеискусство, радиоискусство.
4) Компьютерные искусства – компьютерная графика, музыка, анимация.
Виды искусства отличаются друг от друга предметом изображения и использованием различных изобразительных средств.
Рисунок в хореографическом номере.
Рисунок танца — это расположения и перемещение танцующих по сцене — сценической площадке.
Рисунок любого танца, как и вся создаваемая композиция (он должен передовать определенную мысль), должен быть подчинен идее хореографического произведения,
эмоциональному состоянию всех героев, которое проявляется в их танцевальных действиях и поступках.
Прежде чем разбирать значение рисунка танца в создании хореографического произведения, следует сказать , что рисунок танца и танцевальный текст неразрывно связаны.
И потому при анализе рисунка танца с том или ином произведении придется касаться и его хореографического текста.
При сочинении рисунка танца балетмейстер должен использовать все возможности,
для того чтобы добиться наибольшей выразительности, полнее раскрыть образ, характер,
настроение героя. Рисунок танца должен развиваться логично, быть тесно связан с
танцевальной лексикой, способствовать наиболее яркому выявлению на сцене танцевального текста.
В зависимости от задачи номера балетмейстер может симметрично или асимметрично строить рисунок танца.
Рисунок танца организует движения танцующих, систематизирует их. Различные построения и перестроения оказывают на зрителя определенное психологическое воздействие, и задача балетмейстера — добиться, чтобы рисунок танца наиболее полно выражал ту мысль, то настроение и тот характер, которые заложены в номере. Например, плавное развитие рисунка, неторопливое движение, соответствующее музыке, невидимые движения ног танцующих, как бы плывущих по сцене, рождают перед зрителем образ лебедушки. Рисунок танца в данном случае играет ведущую роль, но для создания образа имеют значение и танцевальный текст, и костюм — словом, все выразительные средства.
В хороводе «Березка» ( исполнитель — государственный хореографический ансамбль «Березка») балетмейстер Н.Надеждина используя в основном рисунок танца, раскрывает образ стройной, как березка, русской девушки, ее характер, образ русской природы. И номер этот, идущий уже много лет на сценах нашей страны и за рубежом, давший название ансамблю, оказывает огромное воздействие на зрителя.
Балетмейстер, бесспорно, должен учитывать, какое впечатление производит сочиненное им произведение на зрителя. Обычно во время сценических репетиций хореограф старается проверить построение рисунка танца из разных точек зрительного зала и при необходимости вносит определенные коррективы.
Логика развития рисунка танца диктуется в первую очередь задачей, которую ставит балетмейстер.
Но бывают случаи, когда в соответствии с драматургией номера нужно показать на сцене тревогу, взволнованность или другие яркие, эмоциональные состояния героя.
Тогда балетмейстер может строить рисунок танца «клочковато», обрывать один рисунок
и переходить к другому. Такое решение будет вполне оправданным, так как будет соответствовать задаче, которая стоит перед балетмейстером.
А какова взаимосвязь рисунка танца и музыкального материала? Рисунок танца всецело зависит от музыкального материала, на основе которого сочиняется данный танцевальный номер.
Он должен отражать характер, образ музыки, ее стиль, находиться в тесной связи с темпом, ритмом музыкального сочинения.
Танец, его рисунок, развивается вместе с музыкой, он то замедляется, то убыстряется,
то звучит еле слышно на пианиссимо, то усиливается до звучания фортиссимо. В танце,
так же как и в музыке , где одна фраза логически переходит в другую, один рисунок
должен сменять другой. С началом новой музыкальной фразы начинается и новая танцевальная фраза.
Если имеется повтор музыкальной темы или ее развитие, либо в развитии уже использованного рисунка.
Темп музыкального произведения, динамика должны получить соответствующее выражение в рисунке танца.
Распределение танца по сценической площадке зависит от многих факторов, но прежде всего от той задачи, которую ставит перед собой балетмейстер в данном танцевальном номере. Он должен умело сосредоточить внимание зрителя на том эпизоде, который является для него наиболее важным. Следовательно, рисунок танца зависит прежде всего ОТ замысла номера, его идеи, музыкального материала, музыкальнойформы произведения (его внутреннего характера и образа, ритмической стороны, темпа, строения музыкальных фраз), национальной принадлежности танца (характерные черты рисунка, присущие танцам данного народа, его характеру).
Мы уже говорили, что произведение должно быть построено по законам драматургии, что отражается и в рисунке танца. При постановке танца балетмейстер обязан учитывать логику развития рисунка танца, стремится к разнообразию рисунков, использовать принцип контраста в построении рисунка, выделять основной, первый план рисунка танца, равномерно размещать рисунок по сценической площадке.
Рисунком танца мы называем перемещение танцующего или группы танцующих по сценической площадке и тот воображаемый след, который как бы остается на полу, фиксируя всевозможные танцевальные фигуры и формы их передвижения по сцене. Круги, эллипсы, параллельные линии, диагонали, квадраты, треугольники, спирали – все это используется в танцевальном рисунке.
Рисунок танца – это расположение и перемещение танцующих по сценической площадке. Если мы будем следить за танцующими, обращая внимание не на их движения, а лишь на перемещение по сценической площадке, и зафиксируем рисунок танца.
Рисунок танца, как и вся композиция (он должен выражать определенную мысль), должен быть подчинен основной идее хореографического произведения, эмоциональному состоянию героев, которое проявляется в их действиях и поступках. Прежде чем разбирать значение рисунка танца в создании хореографического произведения, следует сказать, что рисунок танца и танцевальный текст неразрывно связаны. И потому при анализе рисунка танца в том или ином произведении придется касаться и его хореографического текста.
На протяжении веков хореографическое искусство усложнялось, оттачивалось. Развивались все составные части композиции танца, становился разнообразнее рисунок.
При сочинении рисунка танца балетмейстер должен использовать все возможности, для того чтобы добиться наибольшей выразительности, полнее раскрыть образ, характер, настроение героя. Рисунок танца должен развиваться логично, быть тесно связан с танцевальной лексикой, способствовать наиболее яркому выявлению на сцене танцевального текста.
Рисунок танца организует движения танцующих, систематизирует их. Различные построения и перестроения оказывают на зрителя определенное психологическое воздействие, и задача балетмейстера – добиться, чтобы рисунок танца наиболее полно выражал ту мысль, то настроение и тот характер, которые заложены в номере.
Разнообразие и богатство рисунка танца никогда не должны быть самоцелью. Важно, чтобы рисунок не отвлекал зрителя своей оригинальностью, а всей своей выразительностью способствовал пониманию основной идеи произведения, его образов, пониманию замысла балетмейстера.
Драматургия номера раскрывается через композицию танца, а следовательно и через рисунок танца. Экспозиция, завязка, ступени перед кульминацией, кульминация, развязка требуют, чтобы рисунок танца развивался от простого к сложному, чтобы кульминационному моменту развития действия соответствовал наиболее насыщенный рисунок танца. Это особенно касается номеров, где основным выразительным средством является рисунок танца. Там, где танец насыщен танцевальной лексикой, кульминация номера может быть решена через интересный танцевальный текст (рисунок в этом эпизоде может быть не столь насыщенным, не столь сложным).
Балетмейстер, бесспорно, должен учитывать, какое впечатление производит сочиненное им произведение на зрителя. Обычно во время сценических репетиций хореограф старается проверить построение рисунка танца из разных точек зрительного зала и при необходимости вносит определенные коррективы.
Логика развития рисунка танца диктует в первую очередь задачей, которую ставит балетмейстер. Но бывает случаи, когда в соответствии с драматургией номера нужно показать на сцене тревогу, взволнованность или другие яркие, эмоциональные состояния героя. Тогда балетмейстер может строить рисунок танца «клочковато», обрывать один рисунок и переходить к другому. Такое решение будет вполне оправданным, так как будет соответствовать задаче, которая стоит перед балетмейстером.
Какова взаимосвязь рисунка танца и музыкального материала.
Рисунок танца всецело зависит от музыкального материала, на основе которого сочиняется данный танцевальный номер. Он должен отражать характер, образ музыки, ее стиль, находиться в тесно связи с темпом, ритмом музыкального сочинения. Танец, его рисунок, развивается вместе с музыкой, он то замедляется, то убыстряется, то звучит еле слышно на пианиссимо, то усиливается до звучания фортиссимо. В танце, так же как в музыке, где одна фраза логически переходит в другую, один рисунок должен сменять другой.
С началом новой музыкальной фразы начинается и новая танцевальная фраза. Если имеется повтор музыкальной темы или ее развитие, балетмейстер должен услышать это и отразить либо в повторе, либо а развитии уже использованного рисунка.
Музыкальная форма, композиторский замысел произведения должен найти адекватное выражение в композиции танца, следовательно, и в его рисунке.
Темп музыкального произведения, динамика должна получить соответствующее выражение в рисунке танца. Темп определяет не только скорость движения, на только быстроту перемещения исполнителей по сценической площадке, но и определяет характер произведения. Таким образом, динамика, темп является и средствами выразительности танца.
Характер и темперамент, присущие танцам определенного народа, также находят отражение в рисунке танца. Это проявляется в динамике движения, в остроте и плавности рисунка, свойственного тому или иному народному танцу.
Каждый народ под влиянием условий жизни, труда, географического положения выработал в течение веков свой типичный рисунок танца, свою танцевальную лексику. В них наиболее полно раскрывается характер этого народа, его быт, его обычаи и нравы.
Работая над постановкой народного танца, балетмейстер должен досконально изучать фольклорный материал данной области – разновидности хороводов, характер и манеру движений, специфические, характерные для этой области темы хороводных песен. Кроме того, следует, конечно, учитывать еще взаимосвязь и следовательно, взаимовлияние культур различных народов. Распределение танца по сценической площадке зависит от многих факторов, но прежде всего от той задачи, которую ставит перед собой балетмейстер в данном танцевальном номере. Он должен умело сосредоточить внимание зрителя на том эпизоде, который является для него наиболее важным.
Рисунок танца может строиться балетмейстером в нескольких планах. Нужно, чтобы хореограф умел переносить внимание зрителя на тот план или на тех действующих лиц, которые в данный момент является главными.
Нужно уметь управлять вниманием зрителей и для этого так распределять рисунок танца по сценической площадке, чтобы второстепенное не отвлекало, а помогало выделить главное.
Следовательно, рисунок танца зависит прежде всего от замысла номера, его идеи, музыкального материала, музыкальной форме всего произведения (его внутреннего характера и образа, ритмической стороны, темпа, строения музыкальных фраз), национальной принадлежности танца (характерные черты рисунка, присущие танцам данного народа, его характер).
Произведение должно быть построено по законам драматургии, что отражается и в рисунке танца. При постановке танца балетмейстер обязан учитывать логику развития рисунка танца, стремиться к разнообразию рисунков, использовать принцип контраста в построении рисунка, выделять основной, первый план рисунка танца, равномерно размещать рисунок по сценической площадке.
Диагональ используется в танцах очень часто, как в народных, так и в классических. По диагонали очень выгодно исполнять всевозможные па, требующие стремительной динамики, — воздушные полеты, бег на пальцах, различные вращения и т. п. все зависит от замысла, от построения комбинации, стиля и характера танца.
Круг. Круговые танцы – движение танцующих по кругу – берет свое начало в далекой древности. Во время язычества хороводы водили по кругу, изображая круговое движение солнце. Это и теперь наиболее распространенная фигура почти во всех народных танцах: русские хороводы, украинские гопаки, белорусские, молдавские, танцы народов Кавказа и другие строятся на рисунке круга.
И профессиональное искусство танца, в том числе и классический балет, никогда без него не обходится: почти все вариации и коды включают в свою композицию круг.
Каждый последующий рисунок должен логически вытекать из предыдущего, быть им подготовленным
.
megaobuchalka.ru
Виды искусства | Краткий словарь по эстетике
ВИДЫ ИСКУССТВА — исторически сложившиеся формы искусства, его основные структурные и классификационные единицы. Виды искусства — литература, изобразительные искусства (живопись, скульптура, графика), музыка, хореография, архитектура, театр и т. д.— относятся к искусству в целом как частное к общему. Видовые особенности, представляя собой специфическое проявление общего, сохраняются на протяжении всей истории искусств, хотя в каждую эпоху, в различных художественных культурах проявляются по-разному.
В решении вопроса об источнике видовых делений в эстетической мысли ясно обозначились две тенденции — объективная и субъективная. Первая видит основной источник многообразия видов в сложности, многосторонности самой действительности, вторая — в особенностях человеческого восприятия, в богатстве человеческой чувственности и духовных способностей.
Признание объективных или субъективных факторов основой существования различных искусств не совпадает с материалистическим или идеалистическим направлением в эстетике. Так, объективную основу деления искусств признавали представитель материализма в эстетике Лессинг и идеалист Гегель, субъективный фактор в качестве основополагающего выдвигался в материалистической эстетике Леонардо да Винчи и в субъективно-идеалистической эстетике Канта. Потребность преимущественного отражения определенного круга жизненных явлений, их различных сторон и граней, богатство человеческой чувственности, наконец, специфические особенности материала, в котором творит художник, порождают богатство и многообразие выразительно-изобразительных средств, присущих каждому из видов искусств (см. Выразительность, Изобразительность).
Каждый вид искусства уникален. Он имеет определенные преимущества перед другими в изображении тех или иных сторон жизни, в выражении оттенков человеческих чувств и вместе с тем отличается известной ограниченностью по сравнению с другими искусствами . Отсюда принципиальная ошибочность и бесплодность противопоставления одних искусств другим развивались неравномерно (см. Взаимодействие искусств).
В современной художественной культуре наряду с тенденцией к синтезу, интеграции различных искусств (см. Синтез искусств) отчетливо проявляется тенденция к сохранению суверенности отдельных видов искусств . Имеет место и процесс возникновения новых искусств , которых не знали художественные системы прошлого (художественная фотография, телевизионное искусство ) (см. Телевидение). Связь между различными областями художественного творчества служит основанием для различных классификаций. Самая распространенная классификация берет за основу пространственно-временные отношения и делит все искусства на пространственные или статические (изобразительное искусство, архитектура), временные или динамические (литература, музыка) и пространственно-временные (балет, театр, кино).
Классификация искусства может осуществляться и по другим признакам: непосредственное или косвенное изображение явлений действительности, отсюда деление искусств на изобразительные и выразительные или же деление на зрелищные и незрелищные, простые и синтетические. Классификация искусств при всей своей относительности помогает выявлению специфики каждого вида искусства и в то же время способствует их сближению, раскрывает возможные пути синтеза различных областей художественной культуры.
esthetiks.ru
4.4. Виды искусства — Textb.net
Главная страница
Банковское дело Государственное управление Культурология Журналистика Международная экономика Менеджмент Туризм Философия История экономики Этика и эстетика
4.4. Виды искусства
В течение длительного времени формирования и развития творческих способностей человека складывалась система искусств, включающая в себя многообразные формы художественного творчества. Опыт эстетического отношения людей к миру постоянно порождает новые виды художественной деятельности и обуславливает совершенствование уже существующих. Расширение научных знаний, технологии производства, появление новых материалов и оборудования способствует ускорению процессов развития в искусстве, и без этих процессов не было бы сегодня художественной фотографии или кинематографа. Диалектика развития искусства определяется двумя важнейшими тенденциями. Одна из них — дивергенция, обособление и выделение новых самостоятельных видов искусств. Вторая тенденция — конвергенция и интеграция, объединение выразительных средств различных искусств в синтетических видах искусств (в театральном искусстве могут объединяться поэзия, музыка, танец и т.д.). Попытка систематизировать многообразие существующих видов искусств породило множество своеобразных классификаций. Одной из самых распространенных в современной эстетике, восходящей к работе отечественного философа М.С.Кагана «Морфология искусства» (1972), является классификация в зависимости от способа существования художественного произведения, созданного в рамках определенного вида искусств. Важнейшими формами бытия, в том числе и бытия любого произведения искусства, является пространство и время, представляющие собой способы координации материальных объектов и их состояний. В зависимости от того, в какой из этих форм бытия — пространстве, времени или в пространстве и времени сразу — «разворачивается» художественное произведение, принято выделять три группы искусств. Первую группу образуют пространственные статические виды (их еще называют пластическими). Для произведений в этих видах искусств важна пространственная организация образов, деталей, композиционных элементов. Сюда относятся прикладные (архитектура, декоративное искусство) и изобразительные искусства (живопись, графика, скульптура). Вторая группа — временныПе виды искусства (или динамические). Для них важна координация образов во времени — разворачивание фабулы и сюжета, развитие конфликта, динамика взаимоотношений характеров и т.п. К временным видам искусства относятся литература и музыка. Третью группу составляют пространственно-временные виды, называемые также синтетическими. К ним относятся кинематография, театр, хореография, цирковое искусство, эстрада. Остановимся на анализе некоторых из них. Архитектура, относящаяся к прикладным пространственным искусствам, направлена на организацию окружающего человека пространства и заключается в планировании и строительстве отдельных зданий и формирующихся из них ансамблей. Архитектура активно участвует в образовании «второй природы» — культурного мира, создает локальные культурные пространства, обладающие не только художественно-эстетической ценностью, но и утилитарнофункциональным назначением. Этот вид искусства тесно связан с уровнем развития производства, науки и техники, зависим от ландшафтных условий, климатических особенностей, социальных потребностей. Он выступает застывшей в пространстве историей народов и эпох, способной нести информацию о жизни давно ушедших людей тогда, когда их музыка, поэзия, даже сам язык преданы забвению. В силу двойственности архитектуры как художественной и утилитарной ценности, критерии оценки её произведений сочетают в себе такие свойства как прочность, функциональность, удобство с художественными характеристиками — чувственно воспринимаемыми пропорциями, пространственной организацией форм и объемов, символизмом. «Глубинный, философский смысл архитектуры заключается в творческом преобразовании хаоса в космос, случайной, неоформленной, а потому и неуютной среды обитания в осмысленную, “очеловеченную” композицию». Архитектура менее других искусств связана с непосредственным воспроизведением действительности, поскольку она имеет не изобразительный, а выразительный характер, что обуславливает её широкие символические возможности. Символизм архитектуры позволяет ей выступать средством выражения человеческих возможностей, прославления творца, возвышения духовных сил человека, или даже орудием богоборчества. Весьма символична картина строительства Вавилонской башни в Ветхом Завете: «И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Г осподь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город и башню». Символический смысл древнегреческого театра, готической архитектуры с вертикальной устремленностью её архитектоники, византийского или древнерусского крестово-купольного храма, китайской пагоды или обычного крестьянского дома раскрывается через пространственную организацию, сочетание внешней формы и внутреннего убранства, взаимодействие с другими видами искусств — живописью, скульптурой, декоративными искусствами. У архитектуры есть и еще одна особенность — её произведения оцениваются не только с точки зрения их внешней формы, но и с точки зрения внутренней организации пространства и его убранства. Этим обусловлена тесная взаимосвязь архитектуры с декоративным искусством. В декоративном искусстве выделяют монументальнодекоративное, декоративно-прикладное и оформительское искусство. Монументально-прикладное искусство очень тесно связано с архитектурой, представляя собой художественную деятельность, направленную на оформление архитектурных сооружений как снаружи, так и изнутри, а также украшение интерьера. Рельефы, мозаики, фонтаны, витражи, панно, светильники, пространственные композиции, декоративные решетки — все это произведения монументально-прикладного искусства, которые играют немаловажную роль в организации пространства здания, улицы, города. Вот как описывает значение витражных окон в архитектуре Реймского собора Г.А.Недошивин: «Немалую роль в создании общего впечатления интерьера играют цветные стекла окон. Каждое из них имеет фигурные или орнаментальные изображения, составленные из разноцветных кусков стекла, скрепленных свинцовыми пластинками. Свет, обильно льющийся внутрь храма, дробится на сотни и тысячи цветных лучей, перекрещивающихся друг с другом; воздух насыщается цветом, переливается всеми оттенками радуги, придавая интерьеру причудливый, фантастический облик. Входящий в собор захватывается этой радужной, стремительной стихией пространства» . В готической архитектуре витражи выполняли важную роль в формировании сакрального чувства, преображая внутреннее пространство соборов посредством создания цветных, трепещущих, мерцающих бликов на колоннах, сводах, стенах. Однако монументально-прикладное искусство никогда не утрачивало своей популярности. Интерьеры МХАТа им.М.Горького, станций Московского метрополитена («Маяковской» с декоративными панно А.А.Дейнеки, «Комсомольской» с плафонами, выполненными К.Д.Кориным, «Ботанический сад» со своеобразной пластикой потолка и др.), Донской государственной публичной библиотеки в г.Ростове-на-Дону и многих других современных зданий и сооружений — яркое тому подтверждение. Декоративно-прикладное искусство имеет богатые традиции, включая в себя самобытную область народных промыслов. Особенностью произведений декоративно-прикладного искусства является то, что они, так же, как и архитектура, представляют собой не только художественно-эстетическую ценность, но и утилитарную, практическую, полезную в быту вещь. Ремесленная деятельность простых людей по производству обыденных предметов повседневного обихода — посуды, одежды, ковров, игрушек — в силу присущего человеку стремления сделать их не только полезными, но и красивыми, оказывалась неразрывно переплетенной с деятельностью художественной. Богатые вышивки национального костюма, изящные узоры тончайших пуховых платков, росписи на глиняной посуде, резьба на ставнях окон, орнаменты шерстяных ковров или чеканка на холодном оружии — это подлинные произведения искусства, которые составляли неотъемлемую часть народного ремесла и повседневной жизни. С течением времени кустарные мастерские и ремесла определенных территорий обретали собственную тематику, неповторимый художественный стиль, творческие традиции и специфические изобразительные приемы. Это привело к возникновению крупных центров народных промыслов, которыми чрезвычайно богата Россия. Далеко за её пределами известны посуда Хохломы, Жостово, Гжели, вологодское кружево, павлово-посадские платки, палехская и федоскинская лаковая миниатюра, дымковская, городецкая, каргопольская игрушка. Оформительское искусство основано на использовании разнообразных средств пластических, синтетических и даже динамических видов искусств в организации среды. Здесь важно умение выстроить пространство таким образом, чтобы возникла художественная целостность. Например, в оформлении интерьера важен учет не только архитектурного стиля и использование элементов монументально-прикладного искусства, но и проектирование освещения и построение «световой картины», умение составить гармоничные цветовые сочетания (достаточно хорошо изучено, что оценка комфортности и удобства интерьера существенно меняется в зависимости от той цветовой гаммы, в которой он решен, что зрительное восприятие тяжести предмета зависит от того цвета, в который он окрашен, что цветовые предпочтения различны у разных народов и т.д.), использование форм живой природы (аквариумов, цветников, фрагментов ландшафтного плана), умелое размещение малых форм — мебели, оборудования, ваз, скульптуры, произведений декоративноприкладного творчества и т.п. И все это должно служить не украшательству, а украшению, образуя единый выразительный ансамбль. В группу пространственных искусств входят также изобразительные искусства — живопись, графика, скульптура. Их общей чертой является использование зрительно воспринимаемых художественных образов. Живопись и графика являются изображениями на плоскости, скульптура же дает объемное пространственное изображение. Живопись — один из старейших видов искусств, насчитывающий множество жанров, выделяемых в зависимости от того, что становится в них предметом изображения — батальная, историческая, бытовая, мифологическая живопись, пейзаж, портрет, натюрморт. Художественные образы в живописи создаются при помощи рисунка и цвета с использованием разнообразных материалов (холст, дерево, картон, бумага, сырая штукатурка, масло, акварель, пастель, гуашь, темпера). В качестве относительно самостоятельных видов живописи выделяются монументально-декоративная, станковая, панорамная живопись, иконопись и др. Остановимся более подробно на некоторых из них.
Основное функциональное назначение монументальноприкладной живописи — служить украшением для архитектурных сооружений. Она включает в себя настенную роспись, фрески, панно. К числу уникальных шедевров монументальной живописи относится созданная Микеланджело роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане, где на площади в несколько сотен квадратных метров размещены девять ключевых сцен библейской космогонии и священной истории (отделение света от тьмы, сотворение солнца и луны, сотворение Адама, Страшный суд и др.). Один из самых выразительных — сюжет «Страшный суд», на котором Микеланджело изобразил трагический момент разрушения физического мира и ожидания людьми своей участи. Христос показан грозным судьей, выносящим последний приговор. К непревзойденным творениям монументально-прикладной живописи относятся и росписи Станца делла Сеньятура в Ватикане, выполненные Рафаэлем. Наиболее знаменитая из них — «Афинская школа», на которой изображены древнегреческие философы. Функциональное назначение монументально-прикладной живописи способствует её достаточно широкому распространению в нашей жизни, обеспечивая её выход далеко за пределы храмовой архитектуры. Стены современных дворцов бракосочетаний, домов культуры, вокзалов нередко украшены образцами монументальной живописи, которые согласуются с общим замыслом архитектора.
Станковая живопись не связана с прикладным утилитарным назначением. Её произведения обладают вполне самостоятельной художественной ценностью и завершенностью. Как правило, когда говорят о живописи, подразумевают зачастую именно станковую живопись — картины Боттичелли, Рафаэля, Рембрандта, Веласкеса, Репина, Сурикова, Гогена и т.д. Станковая живопись составляет основу композиций художественных музеев и прекрасно подходит для выставок. Отсутствие у этого вида искусства чисто утилитарного назначения делает его воплощением самого духа подлинного творчества. Особый интерес представляет иконопись — церковно-храмовая живопись, имеющая культовое предназначение и изображающая сакральную реальность, сцены из Священного Писания и события Священного Предания. Иконы являются необходимым элементом убранства православного храма. В иконописи огромное значение играет христианский символизм, формирование которого началось уже на ранних этапах становления и развития христианства. Когда первые поколения христиан подвергались гонениям, они начали кодировать образ Христа, изображая его на стенах катакомб в виде юноши-пастыря с ягненком на плечах (символ спасения Христом человеческих душ) и рыбы (древнегреческое слово «рыба» является аббревиатурой для выражения «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель»). Постепенно символика существенно расширялась: античные изображения крылатого Эроса трансформировались в изображения ангелов, образ Психеи — в изображение души и т.п. Обратная перспектива, в которой находящиеся дальше объекты кажутся больше по размеру, чем те, что находятся ближе, выражает духовный, сакральный, отличный от видимого мир. Обширна символика цвета в иконописи: белый — святость, красный — героизм и подвижничество, золотой — божественная бесконечность и т.д. Как писал П.Флоренский, «иконопись есть закрепление небесных образов, оплотнение на доске дымящегося окрест престола живого облика свидетелей. Иконы вещественно намечают эти пронизанные знаменательностью лики, эти сверхчувственные идеи и делают видения доступными, почти общедоступными». На VII Никейском Вселенском соборе в 787 г. было вынесено определение, в соответствии с которым следовало почитать иконописные изображения Иисуса Христа. Однако вскоре широкое распространение получила практика почитания икон Богоматери и святых. В русском православном храме ведущую роль играет иконостас, составляющий алтарную стену. Центральное место иконостаса занимает Деисусный чин. В центре Деисусного чина изображен Иисус Христос, справа от него — Богоматерь, слева — Иоанн Креститель, обращенные к Христу и молитвенно простирающие к нему руки. Далее от этого триптиха помещаются изображения архангелов, апостолов и святых. Россия была богата мастерами-иконописцами, но имена большинства из них история не сохранила. Тем не менее, нам известны наиболее яркие из них — Феофан Грек (1340-1410), Андрей Рублев (ок. 1360-1430), Дионисий (ок. 1440 — ок. 1550), Симон Ушаков (1626-1686). Их работы выражают потрясающую глубину человеческой духовности, проникнутой всепоглощающей любовью и благоговением перед Богом, неизбывным смирением, отрешением от суетности чувственного мира. Графика представляет собой вид искусства, в котором основным выразительным средством является рисунок. Основную нагрузку в ней несут контурная линия, штрих и пятно, а цвет выполняет второстепенную роль. Этим графика отличается от живописи, в которой значение цвета гораздо важнее. В зависимости от назначения принято разделять графику на станковую, книжную, плакатную и др. Перенос в графике основного акцента с цвета на рисунок создает широкие возможности для тиражирования и репродуцирования графических произведений искусства, поскольку это практически не ведет к ухудшению их изобразительных свойств. Мировую известность приобрели гравюры А.Дюрера, Ж.Косбеля, Г.Доре. Однако между живописью и графикой есть общность — и та и другая создают плоскостное изображение объектов. И эта общность отличает их обе от скульптуры, в которой происходит создание объемного произведения. Предметом изображения в скульптуре могут становиться самые разные объекты — человек, животные, природа, бытовые сцены и т.п. Основными разновидностями скульптуры являются круглая скульптура (или статуя) и рельеф, то есть скульптурное изображение на плоскости, в свою очередь разделяющееся на горельеф и барельеф. Аналогично живописи и в зависимости от назначения скульптуру принято подразделять на монументальную, монументально-декоративную, станковую, скульптуру малых форм. Основной формой в монументальной скульптуре является памятник, представляющий собой крупномасштабное произведение и предназначенный для размещения в открытом пространстве — на улицах, площадях, в скверах и т.д. Памятник, как правило, должен гармонировать с окружающим пространством, учитывать особенности его ландшафта, архитектуры, истории. Монументально-декоративная скульптура имеет определенное прикладное и декоративное значение, будучи связанной с особенностями архитектурного объекта, внешнему или внутреннему украшению которого призвана служить. Произведения станковой скульптуры, как и станковой живописи, являются вполне самостоятельными произведениями. Они могут использоваться в интерьере, но не имеют с ним жесткой композиционной связи. Скульптура малых форм — один из наиболее древних видов искусства. Она чрезвычайно разнообразна, включая в себя обширный пласт человеческого творчества с древнейших времен до наших дней. Здесь и изображения «первобытных Венер», и фигурки языческих идолов, и японские нэцкэ, и резьба на драгоценных камнях или кости и многое другое. Известный российский художник А.П.Васильев писал о потрясающих возможностях скульптуры в преобразовании действительности и создании самобытных художественных образов: «По удивительным законам живет скульптура! Из множества факторов действительности она берет, пожалуй, только форму. Размер человеческой фигуры нарушается чудовищно — от маленькой настольной статуэтки до гигантских скульптур в десятки метров. С правдоподобным цветом натуры скульптор обращается произвольно. То создает Венеру гораздо больше натуральной величины и всю из белого камня. И волосы белые, хотя она не старуха. Спиной к фасаду Малого театра на черном мраморном пьедестале в огромном кресле черно-зеленого цвета сидит без головного убора зимой и летом много больше натуральной величины и тоже черно-зеленого цвета великий русский драматург А.Н.Островский. Его засыпает снегом, заливает дождем, воробьи и голуби любят посиживать у него на голове, но он не замечает этого, он память о своем величии, он Искусство». Временные виды искусства — литература и музыка — занимают важное место в системе современногохудожественного творчества. Литература была не первым видом искусства, освоенным человечеством, и появилась позднее изобразительных искусств, хореографии, музыки, но её влияние на культурную жизнь и на другие сферы творчества огромно. Сегодня литература — вид искусства, который включает произведения письменности, отвечающие художественным критериям и обладающие эстетической значимостью. Её своеобразие заключается в материале — слове, объективированном в письменно оформленных буквах и их сочетаниях, образующих смысловые структуры и требующих понимания. Слово как выразительное средство литературы открывает широкие возможности отражения действительности. На язык литературы возможно «перевести» художественные образы других искусств, описав в литературном произведении танец, картину, театральное действие, архитектуру, песню (танец Наташи Ростовой, описанный Л.Н.Толстым в «Войне и мире», описание собора Парижской богоматери в одноименном романе В.Гюго, сравнение образов Иисуса Христа работы европейских мастеров с русской иконой в рассказе Н.С.Лескова «На краю света» и др.). Обратимся к рассказу Н.С.Лескова «На краю света», в котором архиерей показывает своим гостям альбом с собранными в нем репродукциями картин известных мастеров на религиозные сюжеты: « -…Опять великий мастер. Христа целует здесь Иуда. Как кажется вам здесь господень лик? Какая сдержанность и доброта! Не правда ли? Прекрасное изображение! — Прекрасный лик! — Однако не слишком ли много здесь усилия сдерживаться? Смотрите: левая щека, мне кажется, дрожит, и на устах как бы гадливость. — Конечно, это есть, владыко. — О да; да ведь Иуда её уж, разумеется, и стоил; и раб и льстец — он очень мог её вызвать у всякого… только, впрочем, не у Христа, который ничем не брезговал, а всех жалел… Вот вновь Христос, и тоже кисть великая писала — Тициан: перед господом стоит коварный фарисей с динарием. Смотрите-ка, какой лукавый старец, но Христос… Христос… Ох, я боюсь! Смотрите: нет ли тут презрения на его лице?
— Оно и быть могло, владыко!- Могло, не спорю: старец гадок; но я, молясь, таким себе не мыслю господа и думаю, что это неудобно? Не правда ли?»
Слово позволяет воссоздавать разнообразные события, выражать характеры, чувства и помыслы человека, передавать сложные духовные состояния и работу ума, то есть все то, что далеко не всегда возможно передать средствами скульптуры, живописи, музыки. Эта способность литературы ставит талантливых писателей и поэтов вровень с великими мыслителями — философами, психологами, социологами. Однако, в отличие от ученых, литераторы наделены большей степенью творческой свободы, правом на фантазию и вымысел. Мир литературы — это неповторимый художественный мир, который сотворен писателем. Исторически литература имела своим основанием устную народную словесность, которая была коллективной и безымянной. Сказания, былины, легенды, мифы из поколения в поколение передавались изустно. В них отражался нравственный, религиозный, познавательный опыт человечества, от века к веку совершенствовалась их выразительная форма, новые черты обретали герои и события. Произведения устного народного творчества постепенно трансформировались в синкретичные памятники эпического и сакрального характера, в которых нашло выражение эстетическое начало человеческой жизни. С появлением письменности литература стала обретать более строгие формы, многие памятники народной словесности были записаны. Так, например «Веды» — древнейший индийский литературный памятник начал складываться еще в третьем тысячелетии до н.э., а записан был намного позднее на языке ариев — ведийском санскрите. Первым европейским литератором был древнегреческий поэт Гесиод, чьи произведения («Труды и дни», «Теогония») являются уже продуктами индивидуального творчества, а сам он — вполне реальной исторической личностью. В античности начали складываться различные виды словесного творчества и формироваться жанры литературы (эпос, драма, лирика и т.д.). Современные литературные произведения классифицируют в зависимости от типа, рода и жанра. Типами литературы являются поэзия или проза, родами — эпос, лирика, драма. Жанры выделяются с учетом родовых отличий: эпические жанры — роман, повесть, новелла, рассказ и др., лирические жанры — гимн, ода, баллада, элегия и др., драматические жанры — трагедия, комедия, трагикомедия и др. Однако в искусствоведении и истории искусства нередко применяют и другие типологизации, обусловленные социальными, национальными и государственными особенностями литературного творчества. В частности, вся совокупность литературных произведений, созданных одним народом на национальном языке и в пределах государственных (национальных) границ, называется национальной литературой. Так, например, возможно говорить о французской, испанской или русской литературе. Национальные литературы с их особенностями и в динамике своего развития входят составными элементами во всемирную литературу как общечеловеческое художественно-эстетическое достояние. Музыка — это вид искусства, посредством звуков создающий обобщенные художественные образы различных состояний и событий действительности, а также внутренних переживаний человека. Г лавным выразительным средством в музыке является звук, создающий художественный образ с использованием ритма, тембра, мелодико-интонационного строя, гармонии. Звук имеет свою особенность, поскольку его возможно разложить всего на семь первичных элементов, «атомов» музыки. Язык музыки состоит всего из семи нот, из которых при помощи различных композиционных техник возможно создать необозримое музыкальное разнообразие. Значение музыки в системе искусства определено ее способностью оказывать столь огромное эмоциональное воздействие на слушателя, какое не в состоянии вызвать никакое другое искусство. Кроме того, важнейшим свойством музыки является отсутствие жесткой смысловой конкретности, в силу чего она активно стимулирует фантазию и воображение воспринимающего субъекта. Многие исследователи (Ю.М.Лотман, В.В.Медушевский, Н.И.Киященко и др.) склоняются к мысли, что первым видом искусства, который освоили люди, была именно музыка. Для освоения других искусств человеку был необходим немалый опыт — способность использовать глину различных цветов, соки растений, заостренные камни, достаточно высокий уровень развития пластических способностей человеческого тела, техника поз и др. «Звучащий же природный мир, разнообразный и интонированный, сопровождал его все время бодрствования. К нему он привыкал с раннего детства и до конца жизни. Это был звуковой фон его жизни. Не потому ли, например, все лесные жители современности с детства до тонкостей ориентируются и безошибочно разбираются в языках природы. Мы имеем все основания полагать, что первобытный человек научился подражать различным звукам и крикам животных и птиц, чтобы привлекать и завлекать их в западни, в элементарные силки, в заросли растений и т.п. .человек стал разделять и различать, а вернее, разлагать голоса и звуки на мельчайшие элементы, чтобы, комбинируя их в дальнейшем, развить свой слух, свои интонационные и мелодические способности до способности комбинировать звуки по своему желанию». Уже архаические культуры осознали, что жизнь мира не безмолвна, а озвучена, что онтологические структуры мира способны нести акустическую информацию, свидетельствующую о ритмике бытия. Вспомним здесь строки из «Фауста» Гёте, в которых выражено восхищение перед гармоничным созвучием Вселенной и могуществом его создателя: Когда всё сущее, меняясь каждый час, В нестройный, резкий хор сливается вкруг нас, Кто звуки мерные в порядок размещает, Чьей речи верный ритм живителен и тверд? Кто единичное искусство обобщает, Объединяя все в торжественный аккорд? Как и литература, музыка первоначально существовала в форме народного творчества, в котором сочинители выступали одновременно и исполнителями своих произведений. Музыкальные произведения составляли необходимый элемент религиознообрядовых действий. Только с появлением нотной записи и профессионального музыкального творчества музыка стала фиксироваться и сохраняться. Тем не менее, особенность музыки как искусства временно ? го (динамического) обуславливает тот простой факт, что лишь записанные на бумаге ноты мертвы для слушателей до тех пор, пока они не будут объективированы в звуке, в звучащем голосе, инструменте, оркестре. Для музыки чрезвычайно важным оказывается не только авторский замысел, но и мастерство исполнителя. «И если первый из них, создав произведение, считает свою задачу выполненной, то второй, всякий раз берясь за инструмент, начинает заново переосмысливать и переживать музыкальное произведение. И творческий процесс всякий раз возобновляется и происходит на наших глазах». История музыки знает не только гениальных композиторов, но и гениальных исполнителей — Н.Паганини, В.Клиберна, Д.Ойстраха, Г.Гродберга. Язык музыки постоянно находится в процессе становления, продолжая порождать новые музыкальные направления. Только за последние два века возникла атональная, додекафонная, полифоническая, популярная музыка. Особо стоит остановиться на атональной музыке. Её концепция и первые произведения были созданы австрийским композитором Арнольдом Шёнбергом (18741951). Основу и центральный принцип атональной музыки составляет диссонанс. Фундаментом атональной музыкальной пьесы может стать произвольная последовательность двенадцати любых звуков, абсолютно не соответствующая законам композиции, гармонии, ритма. В результате этого атональная музыка исключает консонансные аккорды, не подчиняется нормативным принципам тональности, лада, основам композиционного построения. В рамках атональной музыки невозможно передать состояния просветления, духовного подъема, прилива творческих сил, она отражает лишь бессознательные импульсы, инстинкты, эмоциональную нестабильность. Как отмечает В.А.Бачинин, «музыкальный язык Шёнберга обнаружил также способность передавать обстановку внешней, надвигающейся на человека опасности, угрожающих разрушений, приближающейся гибели, наступающего хаоса и сопровождающей его тьмы». Безусловно, это далеко не первый, но и не последний эксперимент в музыкальном искусстве.Группа пространственно-временных (синтетических) искусств включает в себя как искусства, зародившиеся в глубокой древности (хореографию, театр и др.), так и молодые искусства (кинематограф, эстраду и др.). Хореографии относится к древнейшим пространственновременным искусствам. Основным выразительным средством танца являются подражательные или условные движения тела, жесты, мимика, передающие эмоциональные состояния. Выдающийся балетмейстер М.Фокин писал, что «танец не должен представлять исключительно предлог для демонстрации всяких затейливых прыжков. Он призван выразить внутреннюю суть действия». Танец, вероятно, не столь древен, как музыка, но уже в первобытном обществе он выступал неотъемлемой частью культа, средством художественного воспроизве-дения трудовых процессов, объединяющим племя действом: танцем ознаменовывалось всякое важное событие — начало охоты, посвящение в воины, победа в сражении. Для появления танца помимо наблюдения за животными и стремления к подражанию их движениям человеку необходимо было овладеть пластикой собственного тела. У древнейших народов этому обучались сначала маги, предсказатели, шаманы, врачеватели, которые использовали танец в ритуальных действиях. Постепенно это искусство с разной степенью совершенства осваивали члены всего племени. Древний танец исполнялся коллективно, в нем сочетались одновременно творческое и исполнительское искусство. С течением времени из народного танца стало выделяться профессиональное танцевальное искусство. Первые профессиональные танцоры были уже в античности, но балет как искусство, дополняющее танец музыкой, изобразительным искусством, литературой, возник лишь в XVIII веке. Балет строится по законам театрального действия. В его основе лежит литературное произведение — либретто, важную роль играет музыка, оформительское искусство, живопись, элементы драматической игры и др. Балет — это в подлинном смысле синтетическое искусство, объединяющее труд многих мастеров. Если в других искусствах воспринимающий субъект, как правило, имеет дело с полностью готовым произведением, то в танце процесс творчества протекает непосредственно на глазах у зрителя. В России сложилась самобытная балетная школа, сформировавшаяся благодаря творчеству балерин А.Истоминой, Т.Карсавиной, А.Павловой, Г.Улановой, балетмейстеров М.Петипа, Ш.Дидло и др. Российская балетная школа до настоящего времени остается чрезвычайно влиятельной. Однако хореография — это не только балет. И в наше время огромными выразительными возможностями обладает народный танец, который часто выступает средством культурного общения. То, что далеко не всегда можно выразить в словах — душа народа, национальная самобытность, особенности истории — нередко становится понятным и доступным благодаря танцу. Сложный, но удивительно пластичный индийский танец, импульсивная и гордая грузинская лезгинка, зажигательный украинский гопак, изящный греческий танец сиртаки, пляски африканских племен — все это проявления древнего и вечно молодого искусства танца, который нуждается в сохранении ничуть не менее, чем шедевры Леонардо или Рафаэля. К синтетически искусствам относится театр, в котором художественный образ формируется в результате взаимодействия различных видов искусств — литературы, музыки, театральной живописи, хореографии и др. Специфику театра составляет игра актеров, воспроизводящих пьесу — драматургическую основу спектакля. Актеры являются своеобразным материалом, посредством которого создается театральное произведение. Через них воплощаются замыслы и драматурга и режиссера. Актерское мастерство требует особого таланта — прекрасной памяти, наблюдательности, внимания, умения анализировать жизненный опыт, пластики, выразительного голоса и многого другого. Как и в хореографии, в театре процесс творчества разворачивается непосредственно перед зрителями, именно поэтому постановки одного и того же спектакля одной и той же труппой и режиссером могут каждый раз восприниматься по-разному. В России сложились известные театральные школы и направления. К числу наиболее влиятельных относятся системы К.С.Станиславского, Е.Б.Вахтангова и Вс.Э.Мейерхольда. В системе Станиславского основу театрального спектакля составляет перевоплощение актера, герменевтическое вживание его в образ своего героя, проживание на сцене чужой жизни. Игра актера должна быть убедительна. В театре Станиславского был достигнут новый уровень единства литературы и драматургии. Режиссер стал полноправным соавтором писателя, а в пьесе начал особо цениться идейно-философский смысл. Это нашло выражение в поставленных Станиславским пьесах А.П.Чехова («Чайка», «Вишневый сад», «Три сестры», «Дядя Ваня» и др.), А.К.Толстого («Царь Федор Иоаннович»), М.Горького («На дне»), а также в его главной книге «Работа актера над собой», опубликованной уже после смерти. К.С.Станиславский неоднократно подчеркивал, что театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, или оригинальными мизансценами, а идеями драматурга. Этот режиссер прекрасно осознал синтетический характер театрального искусства: «Сила театра в том, что он коллективный художник, соединяющий в одно гармоническое целое творческую работу поэтов, артистов, режиссеров, музыкантов, танцоров, статистов, декораторов, электротехников, костюмеров и прочих деятелей сцены. Вместе с тем искусство театра — собирательное, и в этом также его сила. Театр пользуется одновременно творчеством всех без исключения искусств». Система Вахтангова основана на иных постулатах. Театр — это игра, и актер ни на одно мгновение не должен забывать, что он играет, сохраняя отстраненность, дистанцию от своего образа. Театральный спектакль здесь — азартное и заразительное действие. Система Мейерхольда связана с привнесением на театральную сцену духа авангардного поиска и эксперимента. Декларированная немецким режиссером Г.Фуксом в опубликованной в 1908 г. в России книге «Революция театра» необходимость «избавления от засилья литературы в театре» выразилась в понимании пьесы лишь как предлога к театральному действию. Новаторские искания Мейерхольда, стремившегося воплотить этот принцип в современном театре, получили название биомеханики. Многие спектакли этого режиссера — «Лес», «Горе уму», «33 обморока», «Пиковая дама» — получили скандальную славу и нелестную оценку современников. В спектакле «Лес» (1924 г.) действие было переведено в плоскость острой политической сатиры, а герои Островского отсортированы по шаблонам: Гурмыжская — активная эксплуататорша, Восьмибратов — кулак и жулик, Бодаев — белогвардейский майор, Милонов — священник. Все типы были изображены сатирически и гротескно. Мейерхольд ввел в спектакль множество дополнительных сцен, которых в пьесе не было — сцены расстройства желудка у Аркашки, педикюра Гурмыжской и т.п. Режиссер считал, что театр не должен бояться непристойностей, обнажая низменно физиологические мотивировки действий персонажей. В поставленном им спектакле «Ревизор» Добчинский подглядывает за раздеванием Анны Андреевны, а затем выносит из ее комнаты ночной горшок. Александр Блок, поначалу увлеченный экспериментами Мейерхольда, писал впоследствии о его постановках: «Узорные финтифлюшки вокруг пустынной души, которая и хотела бы любить, но не знает источников истинной любви, так как нет никакого центра. Претензии на пересаживание каких-то графов Гоцци на наш бедный, задумчивый, умный север, русский, — есть только бесчинство». Как бы там ни было, но театр Вс.Э.Мейерхольда — это значимое явление театрального авангарда XX века и далеко не самое шокирующее событие эстетической жизни этого столетия. Одним из достаточно молодых синтетических искусств является кинематограф, зародившийся в конце XIX века. Первые движущиеся изображения в лабораторных условиях были получены в 1883 г., а первые публичные киносеансы состоялись в 1895 г. Первые кинофильмы были немыми, очень короткими и изображали повседневные события (прибытие поезда на вокзал, выход рабочих с завода и т.п.), но и они оказывали сильнейшее эмоциональноэстетическое воздействие на зрителей. Современное кино очень разнообразно, включая художественные, научно-популярные, анимационные, документальные фильмы. В кинематографе объединяются выразительные средства театрального искусства, музыки, изобразительного искусства, хореографии, литературы и др. И это искусство продолжает стремительно развиваться, используя все новые технические средства для создания своих произведений. В рассмотренных группах и видах искусств используются различные выразительные средства и художественные приемы. Своеобразие художественной образности того или иного вида искусства обуславливает специфику искусства как формы эстетической деятельности, в которой реализуется неповторимый замысел автора, получающий воплощение в материале и вызывающий отклик у зрителя, читателя, слушателя.
textb.net
Динамика и статика в композиции: определение, примеры
Визуальное искусство строится на понятии «композиция». Она обеспечивает осмысленность и целостность произведения. Решая художественную задачу, творец подбирает выразительные средства, продумывает форму воплощения идеи и выстраивает композицию. Для представления замысла художнику необходимы разнообразные средства, одними из которых являются динамика и статика в композиции. Расскажем о специфике статической и динамической композиции.
Понятие композиции
В искусстве композиция является ведущей характеристикой художественной формы. Она обеспечивает единство и взаимосвязь всех элементов и частей произведения. В понятие «композиция» исследователи вкладывают такие значения, как умелое сочетание выразительных средств, воплощение замысла автора в материале, и развитие темы в пространстве и времени. Именно при ее помощи автор преподносит главное и второстепенное, оформляет смысловой и изобразительный центры. Она присутствует в любом виде искусства, но динамика и статика в композиции наиболее ощутимы и значимы в изобразительном искусстве. Композиция – это своего рода инструмент, упорядочивающий все экспрессивные средства, и позволяющий художнику достигать наивысшей выразительности формы. В композиции соединяются форма и содержание, они объединяются эстетической идеей и художественным замыслом автора.
Принципы композиции
Несмотря на то, что главным объединяющим началом композиции является уникальная идея художника, существуют единые закономерности построения композиционной формы. Основные принципы или законы композиции сложились в художественной практике, они не были искусственно придуманы, а родились в ходе многовекового творческого процесса множества художников. Цельность – первый и важнейший закон композиции. Согласно ему, произведение должно иметь тщательно выверенную форму, в которой ничего нельзя убавить или добавить, не нарушив замысла.
Примат идеи над формой – еще один закон композиции. Все средства всегда подчинены идее художника, сначала рождается замысел, а только потом появляется материальное воплощение в цвете, фактуре, звуке и т. д. Любая композиция строится на основе контрастов, и это еще один закон. Противоположность цветов, размеров, фактур позволяет привлечь внимание зрителя к определенным элементам формы, выделить композиционный центр и придать идее особую выразительность. Еще один непреложный закон создания композиции – это новизна. Каждое художественное произведение – это уникальный авторский взгляд на явление или ситуацию. Именно в нахождении нового ракурса и новых средств воплощения идеи, возможно вечной и привычной, и кроется главная ценность творения.
Средства композиции
Каждый вид искусства наработал собственный ассортимент выразительных композиционных средств. В изобразительном искусстве к таковым относятся линии, штрихи, цвет, светотень, пропорции и золотое сечение, форма. Но есть и более общие средства, характерные для многих художественных форм. К ним относятся ритм, симметрия и асимметрия, выделение композиционного центра. Динамика и статика в композиции являются универсальными средствами выражения эстетической идеи. Они тесно связаны с существованием композиции в пространстве и времени. Уникальное соотношение разных средств позволяют художникам создавать индивидуальные и оригинальные произведения. Именно в аранжировке данного выразительного арсенала и проявляется авторский стиль творца.
Виды композиции
Несмотря на всю индивидуальность художественных произведений, существует достаточно ограниченный перечень композиционных форм. Существует несколько классификаций, которые по разным основаниям выделяют виды композиций. По особенностям представления объекта выделяют фронтальный, объемный и глубинно-пространственный типы. Они различаются по распределению объектов в пространстве. Так, фронтальная представляет только одну плоскость объекта, объемная – несколько, глубинно-пространственная – показывает несколько перспективных планов и размещение предметов в трех измерениях.
Также существует традиция выделять замкнутую и открытую композиции, в которых автор распределяет предметы либо относительно центра, либо по отношению к внешнему контуру. Исследователи делят композиционные формы на симметричные и асимметричные, по доминирующему расположению объектов в пространстве с определенным ритмом. Кроме того, динамика и статика в композиции также являются основанием для выделения типов формы произведения. Они различаются по наличию или отсутствию движения в произведении.
Статическая композиция
Стабильность и статика имеют особые ассоциации у человека. Весь мир вокруг стремится к движению и поэтому что-то постоянное, неизменное, неподвижное воспринимается как некая ценность. Рассматривая законы композиции, исследователи обнаружили, что статика присутствует практически во всех видах искусства. Художники с древности видели особое искусство и сложную задачу в том, чтобы уловить красоту какого-то предмета или объекта. Статичные композиции воспринимаются как эмоции покоя, гармонии, равновесия. Поиск такого баланса – настоящий вызов художнику. Для решения этой задачи художник использует разнообразные средства.
Статические средства композиции
И статика, и динамика в композиции, простые фигуры в которых являются основным выразительным средством, используют разный набор форм. Статику превосходно передают такие геометрические фигуры как прямоугольник и квадрат. Для статических композиций характерно отсутствие ярких контрастов, цвета и фактуры применяются близкие друг к другу. Предметы в композициях не сильно отличаются по размеру. Такие композиции строятся на нюансах, игре оттенков.
Динамическая композиция
Динамика и статика в композиции, определение которых мы представляем, решаются при помощи традиционных выразительных средств: линий, цветов, размерности. Динамика в искусстве – это стремление отразить быстротечность жизни. Как и статика, передача движения является серьезной художественной задачей. Так как оно имеет многообразные характеристики, то у этой задачи, в отличие от статики, существует гораздо больше решений. Динамика вызывает разнообразную гамму эмоций, она связана с движением мысли и сопереживанием.
Средства создания динамики
Для передачи ощущения движения используется большая гамма выразительных средств. Это вертикальные и волнистые линии, распределение предметов в пространстве, контраст. Но главным средством является ритм, т. е. чередование предметов с определенным интервалом. Движение, статика, ритм в композиции всегда взаимосвязаны. В каждом произведении можно обнаружить элементы каждого из этих начал. Но для динамики ритм является основополагающим принципом.
Примеры статики и динамики в композиции
Любой вид искусства может предоставить образцы статичных и динамичных композиций. Но в изобразительном искусстве их обнаружить гораздо легче, так как эти принципы являются базовыми для визуальной формы. Статика и динамика в композиции, примеры которых мы хотим представить, всегда использовались художниками. Образцами статичных композиций являются натюрморты, которые изначально строились именно как пойманный момент остановки движения. Также статичны многие классические портреты, например, Тропинина, Боровиковского. Воплощением статики является картина К. Малевича «Черный квадрат». Динамичными композициями являются многие жанровые, пейзажные и батальные произведения. Например, «Тройка» В. Перова, «Боярыня Морозова» В. Сурикова, «Танец» А. Матисса.
fb.ru
Виды искусства и их классификация.
Виды
искусства — это исторически сложившиеся,
формы творческой деятельности, обладающие
способностью художественной реализации
жизненного содержания и различающиеся
по способам ее материального воплощения
(слово в литературе, звук в музыке,
пластические и колористические материалы
в изобразительном искусстве и т. д.).
Наиболее
распространенной схемой является его
деление на три гру.
В
первую — входят пространственные или
пластические виды искусств.ппы
Ко
второй группе относятся временные или
динамические виды искусств (Музыка,
Литература)
Третью группу представляют
пространственно-временные виды, которые
называются также синтетическими или
зрелищными искусствами (Хореография,
Литература, Театральное искусство,
Киноискусство)
АРХИТЕКТУРА—
монументальный вид искусства, целью
которого является создание сооружений
и зданий, необходимых для жизни и
деятельности человечества, отвечая
утилитарным и духовным потребностям
людей. Архитектура теснее, чем другие
искусства, связана с развитием
производительных сил, с развитием
техники. Архитектура не воспроизводит
действительность непосредственно, она
носит не изобразительный, а выразительный
характер.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
ИСКУССТВО-группа
видов художественного творчества,
воспроизводящих визуально воспринятую
действительность. Произведения искусства
имеют предметную форму, не изменяющуюся
во времени и пространстве. К изобразительному
искусству относятся: живопись, графика,
скульптура.
ГРАФИКА — это, прежде всего рисунок и художественные
печатные произведения (гравюра,
литография). Она основана на возможностях
создания выразительной художественной
формы путем использования разных по
окраске линий, штрихов и пятен, наносимых
на поверхность листа.
Специфика
графики — линейные соотношения.
ЖИВОПИСЬ—
плоскостное изобразительное искусство,
специфика которого заключается в
представлении при помощи красок,
нанесенных на поверхность изображение
реального мира, преобразованных
творческим воображением художника.
СКУЛЬПТУРА—
пространственно — изобразительное
искусство, ос-ваивающее мир в пластических
образах. По определению скульптура
бывает монументальная, декоративная,
станковая.
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ
ИСКУССТВО.
Декоративно-прикладное
искусство — вид творческой деятельности
по созданию предметов быта, предназначенных
для удовлетворения утилитарных и
художественно-эстетических потребностей
людей. Декоративно-прикладное искусство
имеет национальный характер.
ЛИТЕРАТУРА — вид искусства, в котором материальным
носителем образности является слово.
В
сферу литературы входят природные и
общественные явления, различные
социальные катаклизмы, духовная жизнь
личности, ее чувства. В разных своих
жанрах литература охватывает этот
материал или через драматическое
воспроизведение действия, или через
эпическое повествование о событиях,
или через лирическое самораскрытие
внутреннего мира человека.
МУЗЫКАЛЬНОЕ
ИСКУССТВО-вид
искусства, в котором средством воплощения
художественных образов служат определенным
образом организованные музыкальные
звуки. Основные элементы и выразительные
средства музыки — лад, ритм, метр, темп,
громкостная динамика, тембр, мелодия,
гармония, полифония, инструментовка.
Музыка фиксируется в нотной записи и
реализуется в процессе исполнения.
Принято
разделение музыки на светскую и духовную.
ХОРЕОГРАФИЯ —
вид искусства, материалом которого
являются движения и позы человеческого
тела, поэтически осмысленные, организованные
во времени и пространстве, составляющие
художественную систему. Танец
взаимодействует с музыкой, вместе с ней
образуя музыкально-хореографический
образ. Танец всегда, во все времена, был
связан с жизнью и бытом людей. Поэтом
каждый танец отвечает характеру, духу
того народа, у которого он зародился.
ТЕАТРАЛЬНОЕ
ИСКУССТВО—
вид искусства, художественно осваивающий
мир через драматическое действие,
осуществляемое творческим коллективом.
Основа
театра — драматургия. Синтетичность
театрального искусства определяет его
коллективный характер: в спектакле
объединяются творческие усилия
драматурга, режиссера, художника,
композитора, хореографа, актера.
ФОТОИСКУССТВО — искусство, воспроизводящее на плоскости,
посредством линий и теней, самым
совершенным образом и без возможностей
ошибки, контур и форму передаваемого
ею предмета.Специфическая особенность
фотоискусства органическое взаимодействие
в нем творческого и технологического
процессов. Специфика фотоискусства
состоит в том, что оно дает изобра-зительный
образ документального значения.
КИНОИСКУССТВО—
искусство воспроизведения на экране
запечатленных на пленку движущихся
изображений, создающих впечатление
живой действительности. Кино это
синтетическое искусство в него включены
органические элементы такие как,
литература (сценарий, песни), живопись
(мультфильм, декорации в художественном
фильме), театральное искусство (игра
актеров), музыка, которая служит средством
дополнения зрительного образа.
studfiles.net
Текст 5. Система видов искусства
Главная страница
Банковское дело Государственное управление Культурология Журналистика Международная экономика Менеджмент Туризм Философия История экономики Этика и эстетика
Текст 5. Система видов искусства
(Кожинов В.В. Виды искусства. — М.: Искусство, 1960. — с. 16-19) Во-первых, следует различать «произведения — предметы» — архитектурные здания, разного рода художественные вещи, живописные полотна, орнаменты (на поверхности ткани, стены или даже специальной плоскости — холста, картона) — и «произведения — виды деятельности» — пантомиму, танец, музыку.
Произведения первого типа — это сделанные людьми из какого-либо материала «вещи», которые предстают перед нами в раз навсегда законченном, неподвижном виде; поэтому эти искусства часто называют астатическими» или «…пространственными». Здание или картина — предмет, располагающийся на определенном пространстве; мы можем окинуть его «единым взглядом».
Искусства второго типа — это, напротив, «динамичен ские» или «временные» искусства; элементы образа располагаются здесь друг за другом во времени. Произведения представляют собой уже не предметы, сделанные человеческими руками, но человеческую деятельность как таковую: движения тела, мимику, жесты рук и ног в пантомиме и танце, «движения» голоса в пении, звуки в музыке, извлекаемые из инструмента руками или дыханием. Эти искусства являются исполнительскими. Если здание, статуя, картина после того, как они созданы, начинают существовать «независимо» от людей, то танец, пантомимическое представление, песня снова и снова требуют воссоздания их людьми — танцорами, артистами, певцами, музыкантами. В группе статических искусств следует выделить два типа: произведения, представляющие собой объемные предметы (здание, статуя), и произведения, создаваемые путем нанесения линий и красочных пятен на плоскую поверхность (орнамент, живописное полотно). В динамических искусствах различаются произведения, образуемые движениями человеческого тела (танец, пантомима), и произведения, представляющие собой последовательности звуков человеческого голоса или «подражающих» этому голосу музыкальных инструментов (песня, симфония). Особенным типом искусства является искусство слова, художественная литература, которая в определенных отношениях противостоит всем прочим видам искусства: не случайно мы часто говорим об «искусстве и литературе» как об отдельных, самостоятельных явлениях. Литература отличается от остальных искусств уже тем, что ее образы не воспринимаются непосредственно чувствами — зрением или слухом. Мы непосредственно видим здание, картину, танец, слышим мелодию. Но чтение либо прослушивание рассказа и стихотворения еще не есть само восприятие поэтического образа: мы сначала понимаем смысл видимых или слышимых нами фраз, а затем уже в нашем воображении формируются образы — облики людей, их поступки, окружающий их мир. Если мы не знаем языка, на котором написано произведение, мы не сможем воспринять его, хотя бы мы видели или слышали его текст. Наконец, очень важное место в искусстве занимает группа синтетических искусств — театр и кино; театральный спектакль, например, соединяет, синтезирует в себе средства самых различных искусств: движущиеся человеческие тела и голоса, поэтическую речь, музыку, объемные предметы и изображения на плоскости (декорации). Возникает «сложное» произведение искусства, которое как бы сливает в единое и новое целое «простые» художественные произведения — пантомиму, литературную драму, живопись, архитектурное сооружение, мелодию и т. д. Собственно говоря, мы повсюду встречаем разного рода «сложные» произведения искусства — они столь же обычны, как и «простые», «чистые» проявления какого-либо вида искусства. Так, в произведения архитектуры очень часто входят установленные на здании статуи, вделанные в стены картины и орнаменты; в песне соединяются музыка и поэзия; танец, как правило, исполняется с музыкальным или даже песенным сопровождением. Очень своеобразным искусством является кукольный театр — вместо живых людей здесь выступают движущиеся статуэтки: театр как бы соединяется со скульптурой. Не следует, правда, думать, что речь идет о «соединении» искусств в прямом, буквальном смысле слова: во всех названных случаях происходит органическое слияние различных художественных средств и форм, создающее глубоко своеобразное произведение. Итак, перед нами предстает огромное многообразие художественных явлений, целая система различных материальных форм искусства. Произведения искусства — это и объемные предметы из всевозможных материалов (дерева, глины, камня, металла, стекла и т. п.), и раскрашенные плоские поверхности живописи и орнамента, и развертывающиеся определенное время движения человеческого тела и голоса, и отрывки человеческой речи (повесть, стихотворение), и разного рода «комбинации» из этих «простых» форм. Люди, оказывается, способны превращать в произведения искусства любые создаваемые ими предметы — от рисунка на клочке бумаги до гигантского сооружения из камня или металла; с другой стороны, они делают художественные произведения как бы «из самих себя» — из движений своего тела и голоса. Можно с полным правом сказать, что люди используют для создания произведений искусства все пригодные для этого «материалы» окружающего их мира. Материалы искусства должны, пожалуй, удовлетворять только трем требованиям: они должны давать зримые или слышимые образы \ допускать тонкую «обработку» с целью придания желаемой формы и обладать способностью запечатлевать в себе человеческую мысль. Изучая историю искусства, можно проследить постепенное расширение круга материалов, используемых для создания произведений искусства. В частности, за последнее столетие в связи с бурным развитием техники возникли и заняли очень важное место искусство фотографии и искусство «движущейся фотографии» — кино, которое непрерывно осваивает новые материальные средства (так сложились кино звуковое, цветное, стереоскопическое, панорамное). На наших глазах совершенствуется искусство «движущейся живописи» — киномультипликация; формируются использующие особенные материальные средства искусства радиопостановки и телевизионного репортажа, электронной музыки и т. п.
— Это важно подчеркнуть, ибо человек использует и создает массу явлений, невоспринимаемых зрительно или на слух: таковы, например, разного рода излучения (радиоволны, лучи Рентгена), ультразвуки, газы и т. п. Кроме того, большое место в человеческой практике занимают различные запахи и ароматы — то есть воспринимаемые обонянием рассеивания мельчайших частиц вещества.
Некоторые теоретики высказывали предположение о возможности создания искусства запахов, в котором образ будет создаваться последовательностью ароматических волн, воздействующих на людей, находящихся, например, в специально оборудованном зале; известны даже практические опыты этого рода. Запахи действительно] могут создать сильный и яркий образ. Однако художественный образ на этой основе едва ли возможен, так как обонятельные образы не могут достичь той глубокой осмысленности и определенности, какие дают зрительные и слуховые образы. Запахи воздействуют преимущественно на чувственную сторону человека, вызывая у него только ту или иную реакцию чувств — удовольствие, отвращение, возбуждение и т. д. Вполне возможно и, пожалуй, даже необходимо появление в будущем еще совершенно неведомых нам искусств. В интересном фантастическом романе «Туманность Андромеды» И. Ефремов высказывает предположение, что одним из важнейших видов искусства далекого будущего явится музыкально-цветовая симфония: поток звуков сольется в ней с движущимися цветовыми фигурами на специальном экране. Герои романа рассаживаются «в фокусе полусферического экрана музыкального зала, напротив серебряной решетки звучателя… Во мраке лишь слабо мерцал экран… Где-то в невероятной дали возник низкий, такой густой, что казался ощутимой силой, звук. Он усиливался, сотрясая комнату и сердца слушателей, и вдруг упал, повышаясь в тоне, раздробился и рассыпался на миллионы хрустальных осколков. В темном воздухе замелькали крохотные оранжевые искорки… Нахлынул вал тревожных и нестройных звуков, тысячеголосый хор воли, тоски и отчаяния, дополняя которые, метались и гасли вспышки мутных оттенков пурпура и багрянца». Следующие друг за другом сочетания звуков все время находятся в единстве с движущимися красочными узорами на экране: «Широкие каскады могучих звуков в сопровождении разноцветных ослепительных переливов света падали вниз, понижаясь и ослабевая, и меркли в меланхоличном ритме сияющие огни. Вновь что-то узкое и порывистое забилось в падающих каскадах, и опять синие огни начали ритмическое танцующее восхождение». Эта мечта писателя о прекрасном искусстве будущего не только интересна, но и не лишена реальных оснований: первые опыты создания синтеза музыки и «движущегося орнамента» на киноэкране проводятся уже сегодня, Итак, мы можем сказать, что все возрастающее многообразие видов искусства обусловлено способностью людей создавать художественные произведения, зримые и слышимые художественные образы из самых различных материалов и различными методами. Однако это объясняет нам только возмооюность возникновения многочисленных форм искусства, показывает, какие имеются условия для развития разных видов искусства.
Вопросы к тексту
1. Что такое «произведения — предметы»? 2. Что обозначает термин «динамические» искусства? 3. Почему искусство слова является особенным видом искусства? 4. Какие виды искусств можно назвать синтетическими?
5. Какие новые виды искусства добавляются к ранее существующим?
textb.net
Ответы@Mail.Ru: какие виды искусства существуют?!
второе задание. Спарта находилась в Южной Греции на полуострове Пелопоннес. Спартанскому государству принадлежали две области: Лаконика и Мессения третье задание. афины и спарта соответственно
про миф
Это Геракл убивает Немейского льва. Вот миф об этом подвиге кратко.
Гераклу недолго пришлось ждать первого поручения царя Эврисфея. Он поручил герою убить Немейского льва. Этот лев был чудовищной величины и был намного сильнее и крупнее хищников этой породы, водившихся в ту далекую пору на юге Европы. Он жил около города Немеи, куда его доставила богиня радуги Ирида, и опустошал все окрестности; от одного его рыка, звучавшего в ущельях, как гром, бежало все живое. Но бесстрашный Геракл смело отправился на опасный подвиг.
Прибыв в Немею, тотчас отправился герой в горы, чтобы разыскать логовище льва. Уже был полдень, когда он достиг склонов гор. Долго бродил Геракл по лесистым склонам гор и ущельям. Наконец отыскал логовище льва в мрачном ущелье по отвратительному запаху гниющего мяса. Свирепый хищник убивал больше, чем мог съесть, а объедки никто не решался подбирать. Там, где гнила падаль, был вход в громадную пещеру. Внимательно осмотрев местность, герой обнаружил выход из той же пещеры и тщательно завалил его огромными глыбами. После этого он вернулся ко входу, спрятался за камнями и, заткнув нос, чтобы не задохнуться, принялся ждать. Совсем к вечеру, когда уже надвигались сумерки, показался чудовищный лев с длинной косматой гривой. Почувствовав запах человека, он яростно заревел и стал бить хвостом по земле, подняв столб пыли выше деревьев. Натянул тетиву своего лука Геракл и пустил одну за другой три стрелы во льва. Все стрелы попали в бок зверя, но отскочили от его шкуры — она была тверда, как сталь. Грозно зарычал лев, рычанье его раскатилось, подобно грому, по горам. Озираясь во все стороны, зверь стоял в ущелье и искал горящими яростью глазами того, кто осмелился пустить в него стрелы. Но вот он увидел Геракла и бросился громадным прыжком на героя. Как молния сверкнула палица Геракла и громовым ударом обрушилась на голову льва. Тот упал на землю, оглушенный страшным ударом, после чего Геракл бросился на него, обхватил своими могучими руками горло извивающегося льва и давил до тех пор, пока не задушил.