Стадии развития личности по фрейду – Оральная стадия, Развитие личности: психосексуальные стадии, Глава 3. Психодинамическое направление в теории личности: Зигмунд Фрейд. Теории личности. Хьелл Л. А. Страница 26. Читать онлайн

Стадии развития личности по З. Фрейду

Мы все с вами проходим один и тот же путь от рождения до зрелости. Каждый из нас имеет опыт нахождения в утробе матери, пережил шок от извлечения из теплого и безопасного мира материнского чрева в чужой и странный внешний мир. И каждый вынужден был приспосабливаться к этому миру, как мог. От того, как происходило приспособление к этому внешнему миру, в каких условиях и под какие требования, зависит то, какой личностью мы с вами становимся. Но еще больше влияет на нас то, насколько адекватный отклик у нашего окружения находили наши естественные желания.

Ведь не секрет, что переживания раннего детства накладывают сильный отпечаток на нашу личность. З. Фрейд в своей психоаналитической теории вывел стадии развития личности, изучение которых проливает свет на понимание того, почему те или иные черты преобладают в нашем характере. Давайте последовательно рассмотрим эти стадии.

Думаю, многие слышали, что З. Фрейд большое значение придавал стремлению человека получать удовольствие от своего тела. Он называл это стремление либидоносным инстинктом, а саму энергию желания — 

либидо. Фрейд полагал, и в т.ч. этой предпосылкой пользуются современные психологи, что каждый человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии (либидо). При чем, под сексуальной энергией мы будем подразумевать не только стремление получать удовольствие от секса, но и в принципе, получать удовольствие от любых своих телесных функций.

В разные периоды жизни эта энергия в наибольшей степени проявляется в какой-то одной зоне организма, которая служит основным источником получения удовольствия. Именно по «месту» получения удовольствия и были названы стадии развития человека. Все они связаны с разными эрогенными зонами, т.е. особо чувствительными участками тела. К ним относятся глаза, уши, рот, анус, молочные железы, половые органы.

Т.о.  психологическое развитие человека в значительной степени определено его биологической логикой развития. Но индивидуальные черты и особенности характера будут зависеть от того, насколько благоприятно или нет протекала та или иная стадия, в каких социальных условиях это происходило, какие ценности и установки вкладывались родителями на той или иной стадии развития человека.

Психосексуальные стадии развития личности:

1. Оральная стадия длится от момента рождения до полутора лет и занимает период кормления ребенка грудью.

2. Анальная стадия длится от полутора до трех лет. Это период, когда ребенка наиболее интенсивно приучают к горшку, и он учится контролировать свои сфингтры (мышечные кольца), овладевая своей выделительной функцией.

3. Фаллическая стадия занимает период от трех до шести лет, когда на первый план выходит интерес к противоположному полу и осознание имеющихся между полами различий.

4.

Латентная стадия длится от шести до двенадцати лет, характеризуя период затишья в психике человека, когда на первый план выходит не инстинктивная жизнь, а познание мира и построение социальных контактов.

5. Генитальная стадия приходится на период полового созревания. С этого момента сексуальная энергия начинает заявлять о себе в полный голос и человек находит новые способы получения удовольствия, лишь частично доступные ему ранее. На фоне этой гормональной бури и происходит окончательное формирование личности человека.

Но наибольшее влияние на формирование личности и черт характера оказывают наиболее ранние этапы развития человека, названные Фрейдом прегенитальными стадиями. Ведь человек их проходит еще до того, как в полной мере осознает, какое значение в получении удовольствия играют его половые органы. От того, получает ли ребенок на каждой этой стадии достаточное внимание и заботу или напротив, эта забота проявляется сверх меры,  зависит то, как в дальнейшем будет идти этот человек по жизни, какие черты характера будут у него преобладать.

Если ребенок недополучает желаемого, например, его рано отнимают от груди, то и в дальнейшем он может чувствовать, что ему не хватает чего-то важного в жизни, искать и не находить этого. Если же ребенка окружают чрезмерной заботой, не давая ему возможности самостоятельно контролировать свои естественные функции (например, выделительные), то у него формируется ощущение некомпетентности и зависимости.

И в том и в другом случае энергия либидо не находит нужного выхода и накапливается в соответствующей зоне тела. Происходит фиксация на той или иной стадии развития, т.е. застревание на ней. Это выражается в придавании чрезмерного значения способам получения удовольствия, характерным для более ранних стадий. Так, наиболее часто встречающаяся сегодня форма подобного поведения — это переедание. Оно является прямым следствием желания человека получать большее удовольствие от жизни. Но, вместо того, чтобы найти более взрослые формы получения этого удовольствия, человек скатывается на более раннюю стадию, и ведет себя как маленький ребенок, сосущий материнскую грудь.

Этот процесс перехода на более ранние этапы развития получил название регрессии. И чем сильнее была фиксация, застревание на предыдущей стадии, тем больше вероятность скатывания человека в детские формы поведения. Особенно явно этот процесс виден, когда человек переживает стресс. Тогда он пытается восстановить свое душевное равновесие путем «испытанного» способа получения удовольствия. Курильщики начинают курить одну сигарету за другой, обжоры объедаются, порой даже не чувствуя вкуса еды, полностью занятые самим процессом поглощения, ну а часть людей «топит горе в вине»…

И чем хуже человек справляется с теми требованиями и задачами, которые возлагают на него более поздние этапы развития, тем больше он подвержен регрессии в моменты эмоционального или физического стресса. Поэтому избавиться от такого регрессивного поведения можно двумя путями: проанализировав, поняв и отработав те наиболее ранние психологические причины, которые привели к формированию и закреплению такого поведения — наиболее действенный, но и наиболее сложный и трудоемкий путь. Или же обратить внимание на свое умение справляться с жизненными трудностями, отрабатывая соответствующие навыки — это вторичный, вспомогательный путь, который поможет частично устранить нежелательное поведение, но не его корни. Куда направить свои силы — дело за вами.

В следующих статьях остановлюсь на вышеописанных стадиях и соответствующих им чертах характера более подробно.

Типология личности по З. Фрейду. Оральный характер.

Типология личности по З. Фрейду. Анальный характер.

Типология личности по З. Фрейду. Фаллический характер.

Похожие статьи:

Friend me:

psyholog-praktik.ru

фрейд

Введение

Современным родителям не приходится объяснять, какое огромное влияние они оказывают на развитие малыша. Поэтому они все чаще стремятся взглянуть на мир глазами собственного ребенка. А как иначе понять его, помочь ему вырасти здоровой, полноценной личностью и просто хорошим человеком? Зная механизмы развития психики, сделать это, безусловно, легче.

Основы психоаналитического подхода к пониманию развития психики в онтогенезе заложены 3. Фрейдом полное имя Сигизмунд Шломо Фрейд, 6 мая 1856, Фрайберг, Австрийская империя— 23 сентября 1939, Лондон) — австрийский психолог, психиатр и невролог.

Зигмунд Фрейд наиболее известен как основатель психоанализа, который оказал значительное влияние на психологию, медицину,социологию, антропологию, литературу и искусство XX века[1][2]. Интерес к теориям учёного не угасает и в наши дни. За свою жизнь Фрейд написал и опубликовал огромное количество научных работ — полное собрание его сочинений составляет двадцать четыре тома[12]. Он имел звания доктора медицины, профессора, почётного доктора права Университета Кларка[ru] и являлся иностранным членом Лондонского королевского общества, обладателем премии Гёте, являлся почётным членом Американской психоаналитической ассоциации

[ru], Французского психоаналитического общества[ru] и Британского психологического общества[13][14][15]. Не только о психоанализе, но и о самом учёном выпущено множество биографических книг. Каждый год о Фрейде издаётся больше работ, чем о любом другом теоретике психологии[1].

Подходы к пониманию детской сексуальности изложены Фрейдом еще в начале XX в. в «Трех очерках по теории сексуальности» (1905). Он исходил из идеи, что человек рождается с неким количеством сексуальной энергии (либидо), которая в строго определенной последовательности перемещается по разным областям тела (рот, анус, гениталии).

Фрейд наметил порядок развертывания психосексуальных стадий по мере созревания организма (биологический фактор развития) и считал, что стадии универсальны и присущи всем людям, независимо от их культурного уровня. Периодизацию возрастного развития 3. Фрейда называют психосексуальной теорией личности, поскольку центральная линия его теории связана с сексуальным инстинктом, понимаемым широко как получение удовольствия. Названия стадий личностного развития (оральная, анальная, фаллическая, генитальная) указывают на основную телесную (эрогенную) зону, с которой связано ощущение удовольствия в этом возрасте.

Стадии — это своего рода ступени на пути развития, Каждая стадия отвечает за формирование определенных черт личности человека. Как именно они проявят себя в будущем, напрямую зависит благополучного или неблагополучного течения той или иной стадии развития. Успех прохождения каждого этапа в свою очередь связан с поведением родителей по отношению к ребенку. Если в определенный период развития наблюдаются какие-либо отклонения и проблемы, может произойти «застревание», иначе говоря — фиксация.

фиксация на той или иной стадии развития приводит к тому, что взрослый человек сохраняет бессознательную память о конкретной психической травме или целиком о периоде. В минуты тревоги и слабости он как бы возвращается в тот период детства, когда имел место травматический опыт. В соответствии с этим, фиксация на каждой из перечисленных стадий развития будет иметь свои проявления во взрослой жизни. Компоненты детской сексуальности могут стать предпосылками невротических симптомов последующей жизни.

Фрейд предложил свою оригинальную теорию развития психики ребенка, которая, несмотря на свой почтенный возраст, и сегодня не потеряла актуальности, а потому заслуживает внимания со стороны родителей.

С точки зрения психоанализа, в основе развития психики лежит сексуальность. Прежде чем стать взрослой, зрелой сексуальностью в том понимании, к которому мы привыкли, она проходит несколько стадий догенитального развития. Это означает, что в разные отрезки времени центром психосексуального переживания ребенка являются не гениталии, как у взрослых, а другие объекты.

Стадии психосексуального развития

Фрейд выделял следующие стадии психосексуального развития:

Стадия

Возрастной период

Зона сосредоточения либидо

Задачи и опыт, соответствующие данному уровню развития

Оральная

0 – 18 месяцев

Рот (сосание, кусание, жевание)

Отвыкание (от груди или рожка). Отделение себя от материнского тела

Анальная

1,5 – 3 года

Анус (удержание или выталкивание фекалий)

Приучение к туалету (самоконтроль)

Фаллическая

3 – 6 лет

Половые органы (мастурбация)

Отождествление со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подражания

Латентная

6 – 12 лет

Отсутствует (половое бездействие)

Расширение социальных контактов со сверстниками

Генитальная

Пубертат (половое созревание)

Половые органы (способность к гетеросексуальным отношениям)

Установление близких отношений или влюбленность; внесение своего трудового вклада в общество

  • оральная стадия — от рождения до полутора лет;

  • анальная стадия — от полутора до трех лет;

  • фаллическая стадия — с трех до 6-7 лет;

  • латентная стадия — с 6 до 12-13 лет;

  • генитальная стадия — с начала пубертатного периода примерно до 18 лет.

Оральная стадия развития от рождения до полутора лет;

Названа так потому, что главным органом чувств ребенка в этот период является рот. Именно с помощью рта он не только питается, но и познает окружающий мир, испытывает массу приятных ощущений. Это начальный этап развития сексуальности. Ребенок еще не способен отделить себя от мамы. Симбиотическая связь, которая существовала на протяжении всей беременности, продолжается и теперь. Ребенок воспринимает себя и маму как единое целое, а материнскую грудь — как продолжение себя самого. В этот период ребенок находится в состоянии аутоэротизма, когда сексуальная энергия направлена на самого себя. Материнская грудь приносит младенцу не только наслаждение и удовольствие, но и чувство безопасности, уверенности и защищенности.

Вот почему так важно на протяжении всего этого периода сохранять грудное вскармливание. Ведь для ребенка просто не существует в мире ничего более важного, чем материнская грудь. Если же ситуация сложилась иначе, и ребенок вынужден питаться искусственными молочными смесями, обязательно нужно брать его во время кормления на руки, так, чтобы хотя бы частично воспроизвести ситуацию естественного вскармливания. Очень важен телесный контакт, ребенок должен всем своим маленьким телом ощущать тепло мамы.

В этом возрасте дети часто беспокойны, когда мамы нет рядом. Они отказываются спать одни в кровати, начинают кричать, даже если мама отлучается совсем ненадолго, постоянно просятся на руки. Родители не должны отказывать ребенку. Приходя на его зов, выполняя его просьбы, родители не потакают капризам, а подтверждаете его уверенность в себе и в окружающем мире. Строгость воспитания может привести к неблагоприятным последствиям как для родителей так и для ребенка.

Фрейд выделил два крайних типа материнского поведения:

  • излишняя строгость матери, игнорирование потребностей ребенка;

  • чрезмерная гиперопека со стороны матери, когда она готова предугадать любое желание ребенка и удовлетворить его раньше, чем он сам его осознает.

Обе эти модели поведения ведут к формированию у ребенка орально-пассивного типа личности. В результате появляется чувство зависимости, неуверенности в себе. В будущем такой человек постоянно будет ожидать от окружающих «материнского» отношения, испытывать потребность в одобрении, поддержке. Человек орально-пассивного типа часто очень доверчив, зависим.

Готовность откликнуться на плач младенца, продолжительное грудное вскармливание, тактильный контакт, совместный сон, напротив, способствуют формированию таких качеств, как уверенность в себе, решительность.

Во втором полугодии первого года жизни наступает орально-садистическая стадия развития. Она связана с появлением у ребенка зубов. Теперь к сосанию добавляется укус, появляется агрессивный характер действия, которым ребенок может реагировать на долгое отсутствие матери или отсрочку удовлетворения его желаний. Вследствие укуса стремление ребенка к наслаждению вступает в конфликт с реальностью. Людям с фиксацией на этой стадии присущи такие черты, как цинизм, сарказм, склонность к спорам, стремление доминировать над людьми с целью достижения собственных целей.

Слишком раннее, внезапное, грубое отлучение от груди, пустышки, бутылочки вызывают фиксацию на оральной стадии развития, которая впоследствии проявит себя в привычке грызть ногти, обкусывать губы, мусолить во рту кончик ручки, постоянно жевать жвачку. Пристрастие к курению, чрезмерная болтливость, патологическая боязнь остаться голодным, желание плотно поесть или выпить в минуты особой тревоги и беспокойства тоже являются проявлениями фиксации на оральной стадии.

Такие люди часто обладают депрессивным характером, для них характерно чувство нехватки, потери чего-то самого главного.

Анальная стадия развития

Анальная стадия развития наступает примерно в полтора года и продолжается до трех лет.

В течение этого периода маленькие дети получают значительное удовольствие от задерживания и выталкивания фекалий. Они постепенно научаются усиливать удовольствие путем отсрочки опорожнения кишечника (то есть допуская небольшое давление, вызывающее напряжение в области прямой кишки и анального сфинктера).

Большинство родителей именно в промежутке от 1,5 до 3 лет начинают активно приучать кроху к горшку. Фрейд считал, что малыш получает огромное удовольствие от акта дефекации и, в частности, от того, что может самостоятельно контролировать столь ответственный процесс! В этот период ребенок учится осознавать собственные действия, и приучение к горшку — это своего рода экспериментальное поле, где ребенок может проверить свои способности и вдоволь насладиться новым умением.

Необходимо понимать, что интерес ребенка к собственным испражнениям на этой стадии развития вполне естественен. Малышу еще незнакомо чувство брезгливости, зато вполне понятно, что фекалии — это первая вещь, которой ребенок может распорядиться по своему усмотрению — отдать или, напротив, оставить в себе. Если мама и папа хвалят малыша за то, что он сходил на горшок, ребенок воспринимает продукты своей жизнедеятельности как подарок родителям, и последующим своим поведением стремится получить их одобрение.

Фрейд обращает особое внимание на то, как именно родители приучают ребенка к горшку. Если они чересчур строго и настойчиво следят за соблюдением новых правил, или начали сажать кроху на горшок слишком рано (способность полностью контролировать анальные мышцы формируется только к 2,5 -3 годам), к тому же ругают и наказывают ребенка, когда тот отказывается сходить в туалет, стыдят малыша за промахи, тогда у малыша формируется один их двух типов характера:

  1. анально-выталкивающий

У ребенка может возникнуть ощущение, что только сходив на горшок, можно получить любовь и одобрение родителей;

  1. анально-удерживающий

Действия родителей могут вызвать протест со стороны ребенка, отсюда проблема запоров.

Людям первого типа свойственны такие черты, как склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность. Они считают трату денег обязательным условием проявления любви.

Для представителей анально-удерживающего типа характерны скупость, жадность, бережливость, усидчивость, пунктуальность, упрямство. Они не выносят беспорядка и неопределенности. Часто склонны к мезофобии (боязни загрязнения) и патологическому стремлению к чистоте.

В ситуации, когда родители ведут себя более корректно и хвалят малыша за успехи, а к неудачам относятся снисходительно, результат будет иным. Ребенок, чувствуя поддержку со стороны семьи, приучается к самоконтролю, формирует позитивную самооценку. В будущем такого человека отличает щедрость, великодушие, желание делать подарки близким. Существует мнение, что правильный тип поведения родителей способствует развитию у ребенка творческих способностей.

Но даже при положительном течении этапа приучения к горшку остается элемент конфликта этой стадии, поскольку с одной стороны фекалии воспринимаются родителями как подарок, а с другой — к ним не разрешается притрагиваться, от них стремятся как можно быстрее избавиться. Это противоречие придает анальной стадии развития драматичный, амбивалентный характер.

Фаллическая стадия

Начинается примерно с трех лет. Ребенок активно интересуется собственными половыми органами. Он узнает, что мальчики и девочки непохожи друг на друга. Кроху занимают вопросы отношений между полами. Именно в этот период дети задают сакраментальный вопрос: «Откуда берутся дети?» Не нужно воспринимать повышенный интерес ребенка к «запретной» теме, многочисленные «неприличные» вопросы и желание лишний раз потрогать собственные гениталии как ужасающее подтверждение того, что в семье растет маленький извращенец. Это нормальная ситуация развития, и лучше всего отнестись к ней с пониманием. Строгие запреты, ругань и запугивания лишь нанесут малышу вред. Ребенок все равно не перестанет интересоваться темой полов, а страх быть наказанным может превратить его в невротика и в будущем сказаться на интимной жизни.

Самые разные школы психологии, говоря о развитии психики ребенка, называют 3-летний возраст критическим. Психосексуальная теория Фрейда не исключение. По его мнению, в этот период ребенок переживает так называемый Эдипов комплекс — для мальчиков; или комплекс Электры — для девочек.

Эдипов комплекс — это бессознательное эротическое влечение ребенка к родителю противоположного пола. Для мальчика это желание занять место отца рядом с матерью, стремление ею обладать. В этот период мальчик воспринимает мать как идеал женщины, положение отца в семье вызывает у ребенка зависть и желание соперничать. Ощущение превосходства отца и страх быть наказанным рождают у мальчика так называемый страх кастрации, который заставляет его отказаться от матери. В возрасте 6-7 лет мальчик начинает идентифицировать себя с отцом, а зависть и желание соперничества сменяется стремлением походить на отца, стать таким же, как он. «Мама любит папу, значит, я должен стать таким же смелым, сильным, как он». Сын перенимает у отца систему моральных норм, что в свою очередь создает предпосылки для развития супер-эго ребенка. . Супер-Эго представляет собой совесть, эго-идеал и строго контролирует соблюдение норм, принятых в данном обществе. Этот момент является заключительным этапом прохождения Эдипова комплекса.

Комплекс Электры — вариант Эдипова комплекса для девочек — протекает несколько иначе. Первым объектом любви для дочери, так же, как и для сына, является мать. Фрейд считал, что женщины уже в детстве испытывают зависть по отношению к мужчинам оттого, что последние обладают пенисом — олицетворяющим силу, власть, превосходство. Девочка обвиняет мать в собственной ущербности и бессознательно стремится обладать отцом, завидуя тому, что у него есть пенис и что он имеет любовь матери. Разрешение комплекса Электры происходит аналогично разрешению Эдипова комплекса. Девочка подавляет влечение к отцу и начинает идентифицировать себя с матерью. Становясь похожей на собственную мать, она тем самым увеличивает вероятность в будущем найти мужчину, похожего на отца.

Фрейд считал, что травмы в период Эдипова комплекса могут стать источником неврозов, импотенции и фригидности в будущем. Люди с фиксациями на фаллической стадии развития уделяют огромное внимание собственному телу, не упускают случая выставить его на показ, любят красиво и вызывающе одеваться. Мужчины ведут себя самоуверенно, иногда нагло. Любовные победы они ассоциируют с жизненным успехом. Постоянно стремятся доказать себе и окружающим свою мужскую состоятельность. При этом в глубине души они далеко не так уверены, как стараются казаться, ведь их все еще преследует страх кастрации.

Женщинам с фиксацией на этой стадии свойственна склонность к беспорядочным половым связям, постоянное желание флиртовать и обольщать.

Для лучшего понимания 4 стадии развития детской сексуальности-латентной, хочу напомнить , что личность человека, по Фрейду, включает в себя три структурных компонента — Оно, Я и Сверх-Я, которые возникают неодновременно.

Когда малыш появляется на свет, все его существование подчинено единственному компоненту личности, которое Фрейд назвал «Оно» (Id). Оно — это наши неосознаваемые желания и инстинкты, которые подчиняются принципу удовольствия. Когда стремление к наслаждению вступает в конфликт с реальностью, из Оно постепенно начинает появляться следующий элемент личности «Я» (Ego). Я — это наши представления о себе, осознаваемая часть личность, которая подчиняется принципу реальности.

Как только социальное окружение начинает требовать от ребенка соблюдения определенных правил и норм поведения, это приводит к возникновению последнего, третьего элемента личности — «Сверх-Я» (Super-ego). Сверх-Я — это наш внутренний цензор, строгий судья нашего поведения, наша совесть.

Так вот в Латентной стадии

С 6 до 12 лет все три компонента личности сформированы.Четвёртая стадия детской сексуальности, характеризующаяся снижением полового интереса. Психическая инстанция «Я» полностью контролирует потребности «Оно»; будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта, закрепленного в науке и культуре. В этот период основное внимание ребенок уделяет социальной активности. Он учится устанавливать дружеские отношения со сверстниками, много времени посвящает освоению школьной программы, активно интересуется спортом, различными видами творчества. Таким образом, на протяжении всего этого периода идет активная подготовка к завершающему этапу психосексуального развития — генитальной стадии.

Генитальная стадия

Начинается с момента полового созревания, когда происходят соответствующие гормональные и физиологические изменения в организме подростка (например, оволосение лица у мужчин, формирование молочных желез у женщин)., и развивается примерно до 18 лет. Результатом этих изменений является характерное для подростков усиление возбудимости и повышение половой активности. Иначе говоря, вступление в генитальную стадию символизирует становление зрелой, взрослой сексуальности, которая остается с человеком до конца жизни. Теперь целью подростка является нормальное сексуальное общение, достижение которого, как правило, сопряжено с рядом трудностей. По этой причине на протяжении всего прохождения генитальной стадии развития могут появляться фиксации на различных предыдущих стадиях. Подросток как бы регрессирует к более раннему детству. Фрейд считал, что все подростки в начале генитального развития проходят гомосексуальный этап, который, однако, не обязательно носит ярко выраженный характер, а может проявляться в простом стремлении общаться с представителями своего пола.

Для успешного прохождения генитальной стадии необходимо занимать активную позицию в решении собственных проблем, проявлять инициативу и решительность, отказаться от состояния детской инфантильности и пассивности. В этом случае у человека формируется генитальный тип личности, который в психоанализе считается идеальным. Это человек зрелый и ответственный в социально-половых отношениях (не склонный к изменам). Он испытывает удовлетворение в гетеросексуальной любви .

Заключение

В заключение необходимо добавить, что психоаналитическое учение практически исключает благополучное прохождение всех стадий психосексуального развития. Каждый из рассмотренных этапов наполнен противоречиями и страхами, а значит, при всем нашем желании оградить ребенка от травм детства на практике это не представляется возможным. Потому правильнее было бы сказать, что у любого человека существуют фиксации на каждой из перечисленных стадий развития, однако у одного в большей степени преобладает и читается оральный тип личности, у другого — анальный, у третьего — фаллический.

При этом одно не подлежит сомнению: имея представление об особенностях протекания психосексуального развития, мы можем значительно снизить риск получения серьезных травм на той или иной стадии развития, способствовать формированию личности ребенка с минимальным для него ущербом, а значит, сделать его счастливее.

Врождённая бисексуальность (или предрасположенность к бисексуальности) — термин, введенный Зигмундом Фрейдом. З. Фрейд считал, что человек вообще бисексуален с рождения и только взрослея, ему в различной степени прививают нормы, традиции, и догмы того общества, в котором он находится, при этом бисексуальность приобретает латентный характер.

11

studfiles.net

Стадии развития личности по Фрейду

Другое направление развития состоит из психосексуальных стадий, перечисленных и описанных в сводке внизу этой страницы. Здесь основное внимание фокусируется на эрогенных зонах, смещающихся в течение первых нескольких лет развития.

Эрогенная зона — это некая область тела, при стимуляции которой возникает интенсивное чувство удовольствия. На первой стадии, соответствующей большей части младенческого возраста, эта область концентрируется вокруг губ и рта; поэтому, Фрейд назвал ее оральной стадией. После нее идет анальная стадия, когда эрогенная зона смещается в область ануса и в течение которой в большинстве культур происходит приучение ребенка к туалету. Далее следует фаллическая стадия, в процессе которой эрогенная зона смещается в область гениталий, оставаясь в ней в течение всей дальнейшей жизни. Затем, находясь в периоде среднего детства, ребенок переходит на латентную стадию. В это время сексуальные побуждения отходят на второй план и не проявляют себя. Наконец, наступает генитальная стадия, начинающаяся со вступлением в пубертат, когда сексуальные импульсы снова выступают на первый план.

О последних двух стадиях Фрейд говорил очень мало; большую часть своих усилий он посвятил изучению первых трех стадий, вероятно, в силу своего убеждения, что основы личности человека окончательно формируются в течение его раннего детства. Повседневное наблюдение за поведением детей в течение оральной, анальной и фаллической стадий показало его соответствие акцентам, расставленным Фрейдом. Младенцы действительно взаимодействуют с объектами, главным образом, при помощи рта; двухлетки, несомненно, очень заняты реализацией своих выделительных функций; и к вступлению в период раннего детства дети на самом деле имеют хотя бы примитивные зачатки сексуальности, так как они испытывают сексуальное возбуждение. Фрейд был первым теоретиком, обратившим внимание на такие аспекты поведения детей, хотя интерпретации им выявленных закономерностей не оказались особо удачными.

Кроме того, Фрейд считал, что при прохождении психосексуальных стадий возможно образование фиксаций, влияющих на личность в течение всей дальнейшей жизни. Фиксации — это «задержки» в развитии, побуждающие взрослых людей продолжать искать удовлетворения способами, приемлемыми только для детей. Например, если некоего младенца слишком много или слишком мало кормили, он может вырасти во взрослого, который постоянно жует жвачку, курит, пьет или говорит. Однако, хотя никто не отрицает глубокого влияния, оказываемого ранними переживаниями на формирование личности, исследования, проведенные за многие годы, прошедшие с момента формулирования Фрейдом своей теории, предоставили очень мало (точнее, практически никаких) данных в поддержку факта существования долгосрочного влияния ранних фиксаций. Тем не менее вы все еще можете услышать, как в повседневной речи используются некоторые термины, приведенные в сводке.

Сводка: Стадии психосексуального развития по Фрейду

Оральная стадия (от рождения до 1-1,5 лет)
Младенец получает удовольствие и удовлетворение главным образом от стимуляции области рта и губ.
Пример фиксации: Орально-инкорпоративная (втягивающая): такой индивид продолжает получать основное удовольствие от таких действий, как еда, питье и курение.

Анальная стадия (от 1-1,5 до 3 лет)
Ребенок извлекает удовольствие и удовлетворение главным образом при реализации выделительной функции.
Пример фиксаций: Анально-ретентивная (удерживающая): личность такого человека характеризуется такими чертами, как жадность, упрямство, а также «эмоциональный запор» и сложность в выражении чувств. Анально-элиминативная (изгоняющая): человек отличается «эмоциональным поносом», не может держать при себе свои мысли и чувства.

Фаллическая стадия (от 3 до 5-6 лет)
Эрогенная зона перемещается в область гениталий, становясь сексуальной.
Главный вопрос, который необходимо решить: Эдипов комплекс или комплекс Электры.

Латентная стадия (от 5-6 до 12 лет)
Сексуальные импульсы дремлют.

Генитальная стадия (от 12 лет и старше)
Главенство сексуальных побуждений возвращается с вступлением в пубертат и в подростковый возраст.

* * *

Динамика психосексуального развития, предложенная Фрейдом, очень противоречива. Однако она заслуживает пристального внимания, поскольку акцентируется на некоторых из проблем, связанных с обсуждавшимся в предыдущем разделе сайта методом анализа индивидуальных случаев, с его подходом в целом. На основании анализа сообщений отдельных пациентов и событий из собственного детства Фрейд предположил, что все дети переживают то, что он назвал Эдиповым комплексом, по имени легендарного фиванского царя, убившего отца и невольно взявшего в жены свою мать. Фрейд считал, что в ходе фаллической стадии у мальчика появляется сексуальное влечение к своей матери, а затем и боязнь того, что отец кастрирует его за эти желания (страх перед кастрацией). Однако постепенно он идентифицируется с отцом, пытается максимально походить на него, особенно в отношении моральных принципов. В основе этого поведения лежит идея мальчика о том, что отец не станет кастрировать его, если он будет точно таким же, как отец. Таким образом, Суперэго мальчика развивается как следствие Эдипова комплекса.

Девочки тоже переживают Эдипов комплекс (одно время Фрейд хотел называть женский вариант его проявления комплексом Электры, по имени женщины, персонажа древнегреческой мифологии, но в дальнейшем решил использовать имя Эдипа применительно к обоим полам). В женском варианте развития, согласно Фрейду, у девочки появляется половое влечение к ее отцу, а также зависть к пенису, которая вызывает желание обладать пенисом ее отца. Постепенно она приходит к символическому разрешению этого конфликта, либо идентифицируясь с матерью, либо через надежды родить ребенка мужского пола. Однако, по мнению Фрейда, зависть к пенису не обладает даже приблизительно такой мотивирующей силой, как кастрационная тревога, поэтому девочки приобретают через нее гораздо меньше моральных и личных этических принципов. В результате женщины обладают слабым Суперэго, уступающим мужскому.

Известно, что последующие исследования не подтвердили идею о наличии универсальных Эдиповых конфликтов в раннем детстве и, конечно, мысль о меньшей моральной силе женщин.

www.webpolyglot.ru

Стадии развития личности по Фрейду

Теория развития личности (теория социализации личности), разработанная Зигмундом Фрейдом, в какой-то мере противоположна концепции Мида, поскольку основывается на убеждении, что индивид всегда находится в состоянии конфликта с обществом.

Согласно Фрейду, биологические, и в частности сексуальные, побуждения противоречат нормам культуры, а социализация ни что иное, как процесс, призванный обуздать эти побуждения.

Теория личности Фрейда выделяет три части в психической структуре личности: Ид или  другими словами «Оно», Эго или другими словами «Я», Суперэго или другими словами «сверх – Я».

Ид, «Оно» – источник энергии, который направлен на получение удовольствия. При высвобождении энергии ослабляется напряжение и личность испытывает чувство удовольствия. «Оно» побуждает нас не только к сексу. Эта энергия сподвигает к осуществлению таких функций организма, как приём пищи и реализация естественных потребностей.

Эго, «Я» контролирует поведение человека, в какой-то мере напоминая светофор, помогающий личности ориентироваться в окружающем мире. Эго руководствуется главным образом принципом реальности. Эго регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряжённость, связанную с Ид. Например, когда Ид испытывает голод, Эго запрещает ему употреблять в пищу ядовитые ягоды; удовлетворение нашего побуждения откладывается до момента выбора подходящей пищи.

Суперэго, «сверх – Я» – это идеализированный родитель, оно осуществляет нравственную или оценочную функцию. Суперэго регулирует поведение и стремится усовершенствовать его в соответствии со стандартами родителей, а в дальнейшем и общества в целом.

Эти три компонента активно воздействуют на формирование и дальнейшее развитие личности ребёнка. Дети должны следовать принципу реальности, ожидая, пока представится подходящее время и место, чтобы уступить напору Ид. Они должны также подчиняться моральным требованиям, предъявляемым родителями и собственным формирующимся Суперэго. Эго несёт ответственность за поступки, поощряемые или наказываемые Суперэго, в связи с этим человек испытывает чувство гордости или вины.

Стадии сексуального развития. Согласно теории Фрейда, процесс формирования личности проходит четыре стадии. Каждая из этих стадий связана с определённым участком тела – той или иной эрогенной зоной. На каждой стадии возникает конфликт между стремлением к удовольствию и ограничениями, установленными сначала родителями, а в дальнейшем и Суперэго.

В самом начале жизни ребёнка эрогенной зоной является рот. Вся энергия младенца направлена на то, чтобы получить удовлетворение через рот – не только от приёма пищи, но и от процесса сосания как такового; таким образом, источником удовольствия для ребёнка является рот. Данный период жизни малыша Фрейд назвал оральной стадией.

На второй, анальной стадии главной эрогенной зоной становится задний проход. В это время дети стремятся к самостоятельности, а родители стараются приучить их просится на горшок. В этот период важное значение приобретает умение контролировать процессы экскреции.

Третья стадия названа фаллической стадией. На этой стадии главным источником удовольствия для ребенка является пенис или клитор. Именно в этот период, как считает Фрейд, начинают проявляться различия мальчиков и девочек. Мальчики вступают в так называемую Эдипову стадию – подсознательно они мечтают занять место своего отца рядом с матерью; девочки же осознают, что у них отсутствует пенис, поэтому они чувствуют себя неполноценными по сравнению с мальчиками.

После окончания латентного периода, когда девочки и мальчики еще не обеспокоены проблемой половой близости, в жизни юношей и девушек наступает генитальная стадия. В этот период сохраняются некоторые особенности, характерные для ранних стадий, но главным источником удовольствия становится половое сношение с представителем противоположного пола.

Продолжение следует…

psychologyc.ru

Стадии психосексуального развития по Фрейду. Этапы психосексуального развития

Один из известнейших психоаналитиков, автор теории психосексуального развития – Зигмунд Фрейд. Основная идея его предположения – тот факт, что индивидуальность начинает формироваться с раннего возраста. В настоящее время теория получила широкое распространение, активно применяется на практике, в то же время являясь объектом споров. Психосексуальная теория развития З. Фрейда предполагает последовательное прохождение человеком нескольких стадий, в пределах которых энергия, направленная на поиск удовлетворения, концентрируется в ряде эрогенных зон. Эта энергия, как следует из рассуждений Фрейда – основной стимул для человека вести себя некоторым образом.

Шаг за шагом

Предложенные З.Фрейдом в теории психосексуального развития стадии – пять последовательных этапов. В их число входят: оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная.

Начиная с самого начала

Первой начинается оральная – с момента, когда человек появляется на свет, и приблизительно до достижения годовалого возраста. На этом этапе наиболее значимый эрогенный участок – рот ребенка. Его исключительная важность обусловлена поступлением питания. Одновременно растущий человек может получать удовлетворение разной степени выраженности, включая дегустацию. На этой выделенной З. Фрейдом стадии психосексуального развития личности человек находится в абсолютной зависимости от ухаживающего опекуна. Это приводит к формированию доверия, ощущению комфорта.

Ключевой конфликт этой стадии психосексуального развития по Зигмунду Фрейду – переход на новый режим питания, отлучение от материнской груди. Чадо в меньшей степени зависит от ухаживающего за ним человека. В то же время фиксация ситуации стала бы причиной враждебного отношения, могла бы спровоцировать появление зависимости. Зафиксировав ребенка у груди, тем самым взрослый обеспечит ему немало сложностей с питанием в будущем. Возможны также определенные проблемы с курением табака, привычкой грызть ногти.

Шаг второй

По достижении годовалого возраста ребенок вступает в анальную стадию психосексуального развития личности. З. Фрейд в своей теории указал: этот период длится приблизительно до трехлетнего возраста. Эрогенной зоной считается контроль мочевого пузыря, функционирование живота. Акцент либидо сделан на управлении функциями мочевого пузыря, а также испражнениями. Основная задача ребенка – обучиться контролю таких процессов, тем самым пройти очередной шаг на пути приобретения независимости, самостоятельности.

Как указывал Фрейд, на втором шаге развития успешность определяется помощью со стороны старших в обучении новым функциям. Задача родителей – хвалить успешные попытки, дабы дать ребенку познать ощущение себя способным, производительным. Позитивные итоги второго этапа развития – основа гармоничного развития личности. Эта стадия психосексуального развития, выделенная З. Фрейдом, становится базой креативности, работоспособности человека в будущем.

Обратить внимание

Так сложилось, что хорошо работающая теория далеко не всегда на практике оказывается столь же эффективной. Не каждый ребенок получает достаточную поддержку со стороны старшего поколения, многим кажется, будто бы гораздо более эффективными инструментами воспитания будут наказанием и насмешки.

Как следует из теории Фрейда о психосексуальном развитии, излишне раннее обучение ребенка пользованием туалетом неразумно, так как ведет к приобретению таких личностных черт, как жесткость, твердость, строгость, помешанность, излишняя чистоплотность. Слишком снисходительное отношение в период обучения может стать причиной склонности к грязи, расточительности, излишней индивидуальности.

Этап третий

По мере достижения трехлетнего возраста ребенок переходит в следующую упомянутую в учении по Фрейду стадию психосексуального развития личности – фаллическую. Длительность периода в среднем – до достижения шести лет. Эрогенным участком становятся органы репродуктивной системы, внимание концентрируется на гениталиях. В этот период приходит первичное осознание отличия полов друг от друга. Согласно идеям упомянутого психоаналитика, ребенок мужского пола уже в этот период начинает видеть конкурента в отце. Объектом соперничества становятся взаимоотношения с матерью. Все эти чувства полностью раскрывает Эдипов комплекс. Фрейд сформулировал предположение о беспокойстве кастрации, связанном с возможным со стороны отца наказанием.

Маленьким девочкам на этой стадии психосексуального развития ребенка по Фрейду свойственен комплекс Электры. Одновременно с этим ученый считал, что многие уже в период младшего детского возраста начинают переживать отсутствие полового мужского члена. Эти ощущения могут преследовать женщину всю жизнь.

Шаг четвертый

Эта стадия психосексуального развития по Фрейду кратко называется латентной. Она начинается по мере достижения шестилетнего возраста и длится, пока не наступит половая зрелость. На этом этапе в либидо наблюдается затишье, активности нет. Начало стадии приходится на момент поступления ребенка в общеобразовательное учреждение. Впервые у малыша появляется заинтересованность во взаимодействии со сверстниками. В это время в жизнь входят увлечения, разнообразные занятия.

Рассматривая суть этой стадии психосексуального развития по Зигмунду Фрейду, можно назвать ее исследовательским периодом, во время которого либидо существует, но направлено на различные аспекты, социальное взаимодействие. Фрейд не отрицал наличия в этом составляющей сексуального преследования. Формирование личности, четвертый шаг развития, как утверждал психоаналитик, закладывает способности общаться, становится базой для развития социальных навыков и качеств, а также позволяет личности получить уверенность в себе.

Пятый этап

Эта психосексуальная стадия развития личности по З. Фрейду называется генитальной, начинается в половозрелый период и продолжается до самой смерти. Либидо пробуждается, становится активным. Завершающий этап развития дает человеку повышенную сексуальную активность относительно противоположного пола. Половозрелый период сопровождается развитием чувств, их нарастанием по мере взросления.

Если все указанные Фрейдом стадии психосексуального развития, фиксация и регрессия этих этапов пройдены успешно, благополучно, человек становится полноценным. Ему будет присуща нордическая личность, способность заботиться о других. Основная задача всех шагов вообще и заключительного в частности – добиться равновесного взаимодействия разных жизненных аспектов, гармонии.

Особенности теории

Эрогенные зоны, о которых говорил Фрейд – это сексуальные цели человека на разных этапах развития. Ученый рассматривал процессы становления личности, характеристики, а также первопричины внутренних конфликтов. В его теории немало точно определенных способов совершенствования личности, и конфликт является одним из них. От шага к шагу человек продвигается через конфликт, без него невозможно появление новой личностной структуры. Две стороны конфликта – влечение и сложности в достижении желаемого, среда и наследственное. Противоречие как база совершенствования – центр теории психосексуального развития по Фрейду. Психоаналитик утверждал, что при соответствии желаний и возможностей человек не сможет развиваться.

Шаг первый: подфазы

Оральный этап развития можно разделить на два дополнительных, следующих друг за другом. В первые полгода жизни человек переживает стадию, именуемую орально-инкорпоративной. В этот момент основная черта личности – аутоэротизм. Человеку не требуются внешние объекты, чтобы удовлетворить свое влечение. Еще одна важная особенность личности – глобальный нарциссизм. Сексуальное влечение обращено строго на себя, основной принцип – достижение удовольствия, при этом чадо не способно отделить себя от своей матери. Наслаждение достижимо, если сосать грудь матери, и конфликтом, который может быть причиной невротизации, становится кормление искусственным способом.

Далее психосексуальное развитие (по Фрейду) вступает в фазу, именуемую орально-садистической. Обычно она начинается по достижении полугодовалого возраста и продолжается до годовалого. В этот период постепенно ребенка отучают от питания материнским молоком и делают больше промежутки между трапезами. Пищевое поведение более четко регулируется, регламентируется взрослыми, навязываются нормы, поэтому получать наслаждение становится сложнее. Беспрепятственного удовольствия более нет, его место занимает реальность; мать на время уходит от ребенка, и он остается в одиночестве. Такой опыт становится базой формирования человеческого эго. Появляются границы, посредством которых личность отделяется от внешних условий, объектов.

Особенности шага

Орально-садистическая стадия психосексуального развития сопровождается амбивалентным отношением к матери. Мазохизм, садизм приобретают биологический, психический фундамент. У ребенка начинают появляться первые зубки, вместе с ними – новый путь изучения окружающего мира, и зубы становятся инструментом, опробуемым на матери. Таким образом, одновременно женщина приносит наслаждение, но можно ее наказать. Мать отдаляется от ребенка, переводя его на искусственное питание, что является и отрицательным фактором, и стимулом для развития, детерминации личности. При неэффективности решения конфликта процессы развития сбиваются, вступает в силу фиксация, вытеснение, что провоцирует формирование невротического синдрома.

Формирующийся на рассматриваемой стадии психосексуального развития механизм вытеснения чаще всего – возникающий в горле комок, рвота по причине истерии. Фиксация – формирование четкой связи между ртом и удовольствием, что становится в будущем причиной излишнего употребления еды, курения. Такие люди любят целоваться, частенько выпивают. Либидо фиксируется на оральной стадии. Если это происходит на раннем этапе, человек становится доверчивым сверх меры, и в будущем будет жертвой обманщиков. Другие слишком беззаботны, не понимают ответственности и уверены в том, что в любой ситуации на выручку придет третий человек, способный справиться со всеми проблемами. Если фиксация происходит на более позднем этапе развития, человек становится враждебным и недоверчивым, может быть жадным и требовательным. Как правило, ему свойственна неудовлетворенность в любой ситуации.

Анальный этап: две подфазы

Первая фаза анальной стадии развития личности по Фрейду называется анально-садистической и длится около полугода. В это время особенно активно выражено противостояние старших и младших. Боль, напряжение становятся для младшего источником удовольствия, в силу чего могут выработаться садо­мазохистские наклонности. Причина этому – попытка сопротивляться старшим.

Приблизительно с полутора лет начинается фаза удержания. Эта стадия развития личности по Фрейду называется анально-ретентивной. Ребенок уже может контролировать функциональность своего организма, а также окружающее, отпускать и удерживать его. Реальность начинает соотноситься с удовольствием, а эго становится методом контроля взаимоотношений со средой. Ребенок тестирует мир вокруг, исследуя его на предмет удовлетворения желаний.

При фиксации на этой фазе человек может стать упрямым, упорным, скупым, экономным, ему могут быть присущи любовь к коллекционированию и накоплению. Второй вариант – склонность противостоять, упрямиться, а также выраженный негативизм. Иногда фиксация становится причиной получения удовольствия от наказания. При этом искажается половое влечение. Как правило, наблюдается энурез.

Фаллический этап: особенности

Именно на этой стадии психосексуального развития по З. Фрейду впервые у ребенка формируется инцестозный интерес. У мальчика на бессознательном уровне есть сексуальное влечение к женщине, родившей его, и одновременно рождается желание избавиться от отца, в котором видится соперник. При положительной версии Эдипова комплекса установка относительно отца двойственная, враждебность сопутствует восхищению силой особи, что сопровождает нежное влечение относительно главной женщины в жизни ребенка. Впрочем, его ограничивают запреты, установленные общественной жизнью, и взаимодействие строго регламентируется правилами, что затрагивает тактильный аспект, ласку, сон рядом. Комплекс разрешается через отказ от влечения, повышение соотнесения себя и отца.

На этой стадии психосексуального развития по З. Фрейду важную роль играет родовая человеческая память, сохранившаяся с первобытных времен. Разрешаясь, комплекс дает ребенку Сверх-Я, структуру, чьи особенности определяются тем, насколько быстро и эффективно комплекс был разрешен. Сверх-Я включает в себя нормы, правила общества, идеалы и ограничения. При отрицательном варианте ребенок испытывает к женщине ненависть, любит отца, а в будущем это может стать причиной проявления однополого влечения. Если комплекс Эдипа слаб, Сверх-Я также формируется слабым, что может преследовать ведь период взросления. Комплекс Эдипа часто долгое время сохраняется у женщин, так как им не присуще опасение процедуры кастрации.

Подростковый период: особенности

В соответствии с делением стадии психосексуального развития по Фрейду на это время приходится этап, когда баланс сил психики нарушается, что приводит к последствиям, существенно варьирующимся по тяжести. Возможен откат к предыдущим шагам, когда подросток не в силах справиться с давлением внутренних аспектов личности. Некоторые отказываются от еды, что показывает регрессию к оральному шагу. На аналогичное расстройство будет указывать стремление курить, употреблять алкоголь, есть слишком много. Слишком сильное пристрастие к порядку или полное его игнорирование, неопрятность могут говорить об откате к анальному этапу.

Подросткам, как видно из учения о стадиях психосексуального развития по Фрейду, присуща жестокость, агрессивное поведение, в том числе направленная на себя агрессия, которая может стать причиной суицидальной попытки. Кроме того, в этом периоде особенно часты расстройства эмоционального фона, повышенная склонность к тревоге. Психоаналитик выделил аскетизм, интеллектуализм и отрицание сексуального влечения как пути защиты себя через манеру поведения. В наше время широко распространен эскапизм, при котором подросток погружается в мир виртуальности, мечтаний и фантазирования, ради чего готов прибегать к наркотикам и иным стимуляторам.

Нарушения и прогресс

Согласно делению на стадии психосексуального развития по Фрейду, этап, именуемый генитальным, может сопровождаться некоторыми нарушениями, в силу чего личность формируется нарциссической, гомосексуальной. Для представительниц слабого пола присущ феминизм, у мужчин наблюдается постановка карьерных ценностей на первое место, а также деятельности в социуме вместо стремления к семье. Кроме того, такие люди отдают предпочтение представителям своего пола. А вот при нарциссическом варианте человек становится выраженным индивидуалистом, самовлюбленным и неспособным на близкое, качественное взаимодействие с другими участниками общества.

Стоит отметить: деление на стадии психосексуального развития по Фрейду позволило точно понять, как сильно влияет семья, общественное окружение на личностное формирование. Показана значимость общения с другими людьми, важность детского периода, в том числе самых ранних этапов, для формирования и становления полноценного человека.

Фрейд продолжал развивать идею, ориентируясь на теорию двухфакторной парадигмы, а также признавая важность активности взрослеющего человека в рамках личностной детерминации. Аналогичные теории наравне с ним продвигали Ма-Лер, Винникотта. Нельзя не упомянуть важность вклада Юнга, рассматривавшего проблематику зрелой личности, Адлера, на базе учения которого сформирован гуманистический подход к воспитанию младшего поколения.

Об авторе идеи: успехи и теории Фрейда

Зигмунд Фрейд по праву считается одним из самых известных психоаналитиков, психологов, когда-либо существовавших в нашем мире. Психоанализ стал настоящим культом, охватившим планету, благодаря чему имя австрийского ученого известно сегодня всем и каждому. Одновременно с этим учения его многим представляются искаженными, обесценившимися.

Мало кто сегодня помнит, что наиболее известным пациентом доктора был эмигрант из России – Панкеев, выпустивший затем книгу о психологе. Панкеев на сеансах рассказывал о своих сновидениях, в которых к нему приходили волки, за что получил анонимное прозвище «Человек-волк». Панкеев считается не прошедшим до конца лечение – вероятно, из-за языковых сложностей, в силу чего в определенный момент сновидения начали расшифровываться неверно.

И по сей день многие пытаются разобрать случай Панкеева для определения истинности причин его невроза. Звучит немало идей и предположений, а также возможных языковых нюансов, спровоцировавших неудачу Фрейда.

Фрейд, учение и ученики

Наиболее известный последователь теории Зигмунда Фрейда – Карл Юнг. Среди прочих он выделялся своим происхождением – Юнг не принадлежал к числу евреев. Среди своей группы он оказался самым успешным и известным психоаналитиком. Сам Фрейд говорил о необходимости в представителях арийцев, дабы учение не превратилось в объект гонений по причине антисемитских настроений.

Предположительно, отношения ученого и его последователя испортилась по причине различия в оценке либидо. Многие также указывают на Сабину Шпильрейн, еврейку родом из России, выбравшую Юнга в качестве психотерапевта. Женщина не просто проходила лечение, но также вступила в связь со своим доктором и рассказывала о фантазиях в письмах к Фрейду. Именно в них она писала о возможном сыне, который должен был родиться от Юнга и спасти человечество, так как воплотил бы в себе достоинства и арийцев, и евреев. В конце 1911 она вступила в Венское общество психоаналитиков в рамках заседания, ставшего моментом исключения из этой организации Адлера и еще нескольких человек. Эта история стала базой теории любовного переноса, сформулированной Фрейдом позднее.

Шаг за шагом

Не только Фрейд занимался разработкой системы, которая бы объединила особенности либидо и психосоматические нарушения. Над формированием и развитием такой теории работали многие его последователи, в том числе и его дочь. Анна посвятила жизнь закономерностям личностного формирования младшего поколения и установила: сексуальное развитие соответствует установлению агрессивности личности. Так, оральная стадия сопровождается укусами, анальная – садизмом, фаллическая – зазнайством, подростковая – дисоциальными явлениями.

На каждом из этапов есть некий конфликт инстинкта и внешний ограничений, связанных с социальным устройством. Ребенок развивается скачками, процесс не может быть постепенным, есть регулярные отходы назад и продвижение существенно вперед. Условно Фрейд описывал это как шаг назад на два, сделанных вперед. Это позволяет постепенно социализироваться: удовольствия уступают место реальным условиям. Внутренние принципы требуют искать удовольствий, но желания могут быть удовлетворены только за счет наружной силы, причем преимущественно ключевую роль играет мать. Ее любовь, вкусы, настроение, неприязнь – все это во внушительной степени определяет развитие чада, и быстрее всего развивается самый любимый ребенок.

Завершится ли процесс?

Нельзя назвать зрелым ребенка, если его желания властвуют над его личностью, а внешний мир решает, удовлетворить таковые или отказать в них – будь то отец, мать, сторонние лица. Принцип удовольствия требует получения желаемого вне зависимости от цены, которую за это требуется уплатить. Это может стать причиной склонности вести себя асоциально. Если действия обусловлены реальностью, внимание уделяется требованиям, предъявляемым окружающим миром, человек может стать взрослым. Для этого он должен обучиться анализу, принятию решений и оценке намерений. В то же время следуя реальности как основополагающему принципу поведения, человек может не соответствовать требованиям социума.

Фрейд говорил об асоциальности в ребенке, развивающейся под влиянием нормальных аспектов жизни в период взросления – ревности, корыстных целей, жадности. Человеческой психике присущи некоторые защитные механизмы, в силу чего не осознаются наиболее осуждаемые социумом стремления, а иные трансформируются в противоположное направляется на иной объект, проецируются на иного человека. Социализация становится продолжительным и непростым процессом, но ее успешное прохождение позволяет включиться в жизнь социума.

fb.ru

Стадии развития личности по Фрейду, Э. Эриксону, Д.Б. Эльконина, Ж.Пиаже

ПО ФРЕЙДУ
Фрейд был убежден, что истоки неврозов надо искать в детских переживаниях пациентов. Это положение легло в основу психоанализа как исследовательского метода и как метода психотерапии и лечения неврозов и депрессии . Таким образом, он стал первым психологом , указавшим на важность исследования детства для понимания природы психики. По его мнению, базовые черты личности человека формируются почти полностью к пятому году жизни.

С точки зрения психоанализа , ребенок проходит в своем развитии ряд психосексуальных стадий. В этот период ребенок выступает как автоэротичное существо, то есть он получает чувственное удовольствие от стимуляции эрогенных зон своего тела родителями или другими людьми во время нормального хода воспитательного процесса. Считается, что для каждой такой стадии характерна своя эрогенная зона.

Оральная стадия начинается от рождения и длится до второго года. В течение этого периода все первичные чувственные удовольствия связаны со ртом ребенка: сосание, покусывание, глотание. Неадекватное развитие на этой стадии — слишком много или слишком мало — могут породить оральный тип личности, то есть человека, который излишне много внимания уделяет привычкам, связанным со ртом: курение, поцелуи и поглощение еды. Фрейд, какпсихотерапевт , считал, что весьма широкий спектр взрослых привычек и черт характера — от чрезмерного оптимизма до сарказма и цинизма — коренится именно в этой детской оральной стадии.

На анальной стадии основной источник удовольствия перемещается ото рта к области ануса. Ребенок преимущественное удовлетворение получает от этой зоны тела. Именно в это время ребенка начинают приучать самостоятельно пользоваться туалетом. При этом ребенок может как проявлять повышенную активность, так и вообще отказываться от дефекации. И тот и другой случаи свидетельствуют об открытом неповиновении родителям. Конфликты на этой стадии развития могут привести к появлению во взрослом состоянии двух различных типов личности: анально-изгоняющего (неопрятный, расточительный и экстравагантный тип человека) и анально-удерживающего (невероятно чистоплотный, опрятный и организованный тип).



Во время фаллической стадии развития, которая приходится на четвертый год жизни ребенка, основное его внимание сосредотачивается на эротическом удовлетворении, что включает в себя любование и демонстрацию гениталий и сексуальные фантазии. Фрейд описывает эту стадию при помощи понятия эдипова комплекса. Как известно, Эдип — это персонаж древнегреческой мифологии, который, не ведая того, убивает своего отца и женится на собственной матери. По мысли Фрейда, на этой стадии у ребенка развивается влечение к родителю противоположного пола и неприятие родителя одного с собой пола, который теперь воспринимается как соперник. По всей видимости, материалом для такого заключения послужили его собственные детские переживания. «У себя самого я также обнаружил признаки влечения к матери и ревности по отношению к отцу» — писал первыйпсихоаналитик Зигмунд Фрейд.

Как правило, ребенку удается преодолеть эдипов комплекс через отождествление себя с родителем своего пола и замещением влечения к родителю противоположного пола нормальным сексуальным влечением к другим людям. Однако, тот опыт отношения к противоположному полу, который формируется на данной стадии, сохраняется и впоследствии продолжает оказывать влияние на все взаимоотношения с партнерами противоположного пола. Одним из следствий отождествления с родителем одного с собой пола является развитие супер-эго. Принимая манеры и позицию родителя, ребенок тем самым усваивает и нормы его супер-эго.

После того, как пройдены все перипетии этих начальных стадий, ребенок вступает в длительный латентный период, который продолжается с 5- до 12-летнего возраста. После этого, по мысли Фрейда, под натиском пубертатных сигналов у ребенка начинается генитальная стадия. В этот период преимущественное значение приобретает гетеросексуальное поведение, и человек начинает готовиться к супружеской жизни, отцовству или материнству, соответственно.

 

ПО ЭРИКСОНУ

Теория Эриксона – это теория психо-социального развития, она включает восемь стадий развития “Я”, на каждой из которых прорабатываются и уточняются ориентиры по отношению к себе и к внешней среде []. Эриксон отмечал, что изучение личностной индивидуальности становится такой же стратегической задачей второй половины ХХ века, какой было изучение сексуальности во времена З. Фрейда, в конце ХIХ века. Отличие теории Эриксона от теории Фрейда состоит в следующем.

  • Во-первых, 8 стадий по Эриксону не ограничиваются только детством, а включают развитие и трансформацию личности в течение всей жизни от рождения и до глубокой старости, утверждая, что и для взрослого и зрелого возраста характерны свои кризисы, в ходе которых решаются соответствующие им задачи.
  • Во-вторых, Эриксон рассматривает личность не изолированно, а во взаимодействии со средой, обществом, в процессе социализации. Он рассматривает трансформацию личности и процесс взросления не только с точки зрения развития сексуальности, но и с точки зрения развития человека как общественного существа, учитывая и психологические и социальные моменты.

 

Согласно теории Эриксона, специфические, связанные с развитием конфликты становятся критическими только в определенных точках жизненного цикла. На каждой из восьми стадий развития личности одна из задач развития, или один из таких конфликтов, приобретает более важное значение по сравнению с другими. Однако несмотря на то что каждый из конфликтов является критическим только на одной из стадий, он присутствует в течение всей жизни. Например, потребность в автономии особенно важна для детей в возрасте от 1 до 3 лет, но в течение всей жизни люди должны постоянно проверять степень своей самостоятельности, которую они могут проявить всякий раз, вступая в новые отношения с другими людьми. Приведенные ниже стадии развития представлены своими полюсами. На самом деле никто не становится абсолютно доверчивым или недоверчивым: фактически, люди варьируют степень доверия или недоверия на протяжении всей жизни.

 

  Психосоциальная стадия Предмет конфликта развития Социальные условия Психосоциальный исход
Стадия 1 (от рождения до 1 года) Орально-сенсорная Могу ли я доверять миру?  Поддержка, удовлетворение основных потребностей, преемственность.  Отсутствие поддержки, депривация, непоследовательность Доверие Недоверие
Стадия 2 (от 2 до 3 лет) Мышечно-анальная Могу ли я управлять собственным поведением?  Разумная дозволенность, поддержка.  Гиперопека, отсутствие поддержки и доверия Автономия Сомнение
Стадия 3 ( от 4 до 5 лет) Локомоторно-генитальная Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей?  Поощрение активности, наличие возможностей.  Отсутствие возможностей, неодобрение активности Инициатива Вина
Стадия 4 (от 6 до 1 1 лет) Латентная Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру?  Систематическое обучение и воспитание, наличие хороших примеров для подражания и поддержки.  Плохое обучение, отсутствие руководства Трудолюбие Чувство неполноценности
Стадия 5 (от 12 до 18 лет) Отрочество и юность Кто я? Каковы мои убеждения, взгляды и позиции?  Внутренняя устойчивость и преемственность, наличие четко определенных половых моделей для подражания и положительная обратная связь.  Неясность цели, нечеткая обратная связь, неопределенные ожидания Идентичность Смешение ролей
Стадия 6 (ранняя взрослость) Молодость Могу ли я полностью отдать себя другому человеку?  Душевная теплота, понимание, доверие.  Одиночество, остракизм Близость Изоляция
Стадия 7 (взрослость) Взрослость Что я могу предложить будущим поколениям?  Целеустремленность, продуктивность.  Обеднение личной жизни, регрессия Генеративность Стагнация
Стадия 8 (зрелость) Зрелость Доволен ли я прожитой жизнью?  Чувства завершенности жизненного пути, осуществления планов и целей, полноты и целостности.  Отсутствие завершенности, неудовлетворенность прожитой жизнью Целостность эго Отчаяние

 

1. Доверие или недоверие.
По тому, как за ними ухаживают в младенчестве, дети узнают, заслуживает ли окружающий мир доверия. Если их потребности удовлетворяются, если к ним относятся со вниманием и заботой и обращаются с ними довольно последовательно, у малышей складывается общее впечатление о мире, как о месте безопасном и достойном доверия. С другой стороны, если их мир противоречив, причиняет им боль, вызывает стресс и угрожает их безопасности, то дети научаются ожидать от жизни именно этого и считают, что она непредсказуема и не заслуживает доверия.

2.Автономия или стыд и сомнение.
Начиная ходить, дети открывают для себя возможности своего тела и способы управления им. Они учатся есть и одеваться, пользоваться туалетом и осваивают новые способы передвижения. Когда ребенку удается сделать что-либо самостоятельно, он обретает чувство самоконтроля и уверенности в себе. Но если ребенок постоянно терпит неудачи и его за это наказывают или называют неряшливым, грязным, неспособным, плохим, он привыкает испытывать стыд и сомнение в собственных силах.

3.Инициатива или чувство вины.
Дети в возрасте 4-5 лет переносят свою исследовательскую активность за пределы собственного тела. Они узнают, как устроен мир и как можно на него воздействовать. Мир для них состоит как из реальных, так и из воображаемых людей и вещей. Если их исследовательская деятельность в целом эффективна, они научаются обращаться с людьми и вещами конструктивным способом и обретают сильное чувство инициативы. Однако если их строго критикуют или наказывают, они привыкают чувствовать себя виноватыми за многие свои поступки.

4. Трудолюбие или чувство неполноценности.
В возрасте от 6 до 11 лет дети развивают многочисленные навыки и умения в школе, дома и среди своих сверстников. Согласно теории Эриксона, чувство «Я» значительно обогащается при реалистичном росте компетенции ребенка в различных областях. Все большее значение приобретает сравнение себя со сверстниками. В этот период особенно сильный вред наносит негативное оценивание себя по сравнению с другими.

5.Идентичность или смешение ролей.
До наступления юности дети узнают целый ряд разных ролей — ученика или друга, старшего брата или сестры, ученика спортивной или музыкальной школы и т. п. В отрочестве и юности важно разобраться в этих различных ролях и интегрировать их в одну целостную идентичность. Юноши и девушки ищут базисные ценности и установки, охватывающие все эти роли. Если им не удается интегрировать стержневую идентичность или разрешить серьезный конфликт между двумя важными ролями с противоположными системами ценностей, результатом становится то, что Эриксон называет диффузией идентичности.

6.Близость или изоляция.
В поздней юности и ранней взрослости центральным противоречием развития является конфликт между близостью и изоляцией. В описании Эриксона близость включает в себя нечто большее, чем сексуальную близость. Это способность отдать часть себя другому человеку любого пола, не боясь потерять собственную идентичность. Успех при установлении такого рода близких отношений зависит от того, как были разрешены пять предыдущих конфликтов.

7. Генеративность или стагнация.
Во взрослости, после того как предыдущие конфликты частично разрешены, мужчины и женщины могут уделить больше внимания и оказать помощь другим людям. Родители иногда находят себя, помогая своим детям. Некоторые люди могут бесконфликтно направить свою энергию на решение социальных проблем. Но неудача при разрешении предыдущих конфликтов часто приводит к чрезмерной поглощённости собой: своим здоровьем, стремлению непременно удовлетворять свои психологические потребности, уберечь свои покой и т. п.

8. Целостность эго или отчаяние.
На последних этапах жизни люди обычно пересматривают прожитую жизнь и по-новому оценивают ее. Если человек, оглядываясь на свою жизнь, испытывает удовлетворение, потому что она была наполнена смыслом и активным участием в событиях, то он приходит к выводу, что жил не зря и полностью реализовал то, что было ему отпущено судьбой. Тогда он принимает свою жизнь целиком, такой, какая она есть. Но если жизнь кажется ему напрасной тратой сил и чередой упущенных возможностей, у него возникает чувство отчаяния. Очевидно, что то или иное разрешение этого последнего в жизни человека конфликта зависит от совокупного опыта, накопленного в ходе разрешения всех предыдущих конфликтов.

Выделенные Эриксоном стадии развития распространяются на внутренние влечения индивидуума и на отношения родителей и других членов общества к этим силам. Кроме того, Эриксон рассматривает эти стадии как периоды жизни, в течение которых приобретаемый индивидуумом жизненный опыт диктует ему необходимость наиболее важных приспособлений к социальному окружению и изменений собственной личности. Хотя на способ разрешения этих конфликтов индивидуумом влияют установки его родителей, социальная среда также оказывает исключительно большое влияние.

 

megaobuchalka.ru

Стадии развития личности по з.Фрейду.

Оральная – (0-18 мес.) – источник удовольствия – главный источник удовольствия соединяется с удовлетворением органической потребности и включает действия, связанные с кормлением грудью. На этой стадии складываются установки в отношении других людей (зависимость, доверие, опора и т.д.). мать пробуждает в ребенке сексуальное влечение, учит его любить. Оптимальная степень удовлетворения (стимуляции) в оральной зоне закладывает основы здоровой самостоятельной взрослой личности. Крайности материнского отношения в первые 6 месяцев жизни искажают личностное развитие – взрослый человек будет демонстрировать беспомощность, будет нуждаться в постоянном одобрении своих действий. Во второй половине первого года жизни акцент смещается на действия кусания и жевания – орально-садистическая фаза оральной стадии. Фиксация на этой «подстадии» приводит к таким чертам личности, как: пессимизм, любовь к спорам и т.д. По мнению Фрейда область рта остается важной эрогенной зоной в течение всей жизни человека. Привязанность либидо к оральной зоне иногда сохраняется и взрослого человека (остаточное оральное поведение) – курение, обжорство, жевание резинки и т.д.

Анальная — связана с развитием Эго (от 1 до 1,5-3 лет). Связана с приятными ощущениями от работы кишечника, с интересом к собственным фекалиям. Способ приучения к туалету, практикуемый родителями, определяет будущие формы самоконтроля и саморегуляции ребенка. Эмоциональная поддержка опрятности как проявления самоконтроля имеет позитивный эффект в становлении аккуратности, личностного здоровья и даже гибкости мышления. При неблагоприятном варианте развития: анально — удерживающая (упрямая, скупая) и анально – выталкивающая (беспокойная, импульсивная) личность.

Фаллическая — (3-6 лет) — стадия психосексуального развития с участием уже собственно генитальной зоны. Ребенок рассматривает и исследует свои половые органы, интерес к появлению детей и половым отношениям. В индивидуальном развитии каждого человека возрождается некий исторический конфликт – Комплекс Эдипа (желание «обладать» матерью и устранить отца. Мальчик испытывает страх кастрации). Амбивалентные чувства ребенка (любовь/ ненависть к отцу), сопровождающие комплекс Эдипа преодолеваются между 5-7 годами. Мальчик подавляет свои сексуальные желания в отношении матери. Идентификация себя с отцом способствует возникновению Супер-Эго (совести). У девочек Комплекс Электры. Разрешение комплекса также происходит путем идентификации себя с родителем своего пола – увеличивая сходство с матерью, получает символический «доступ» к своему отцу.

Латентная — 6-7 до 12 лет — сексуальное затишье. Запас энергии направляется на несексуальные в цели и занятия. Этот перерыв в сексуальном становлении человека. Фрейд подчеркивал значение этого перерыва в сексуальном становлении человека как условия развития человеческой культуры.

Генитальная (12-18 лет) – стадия, обусловленная биологическим созреванием в пубертатный период и завершающая психосексуальное развитие. Происходит прилив сексуальных и агрессивных побуждений, комплекс Эдипа возрождается на новом уровне. Приходит интерес к другому сексуальному объекту вместо аутоэротизма. Одна из основных задач этой стадии – освобождение от авторитета родителей – обеспечивает нужную для культурного процесса противоположность старого и нового поколений. Ех: проявление в аскетизме (вегетарианство, бег, спорт, отказ от сексуальных отношений, гомосексуализм и лесбиянство – ложная идентификация. Феминизм – защита, которая проявляется в комплексе Электры).

Генитальный характер – идеальный тип личности с психоаналитической позиции. Необходимое качество — способность к гетеросексуальной любви без чувства вины или конфликтных переживаний. Зрелой личности присущи активность в решении жизненных проблем и способность прикладывать усилия, ответственность и забота о других.

studfiles.net