Срок охраны имущественных прав автора – Объекты авторского права. Соавторство, его виды. Личные неимущественные права автора. Имущественные права автора. Срок действия авторского права.

Содержание

Сроки действия авторских прав — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 мая 2016;
проверки требуют 19 правок.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 мая 2016;
проверки требуют 19 правок.

Карта сроков защиты авторского права в разных странах

Сроки действия авторских прав — сроки, установленные законами об авторских правах в разных странах, после которых не требуются разрешения авторов на копирование, публикование или использование той или иной авторской работы. Термины «копия» и «публикация» достаточно широки. Они охватывают копирование в электронном виде, создание телевизионных программ, основанных на авторской работе, и выставление работ в Интернете. Понятие «Период действия авторских прав» является условным, поскольку отдельные личные неимущественные права (моральные права) действуют бессрочно. Уже после перехода произведения в общественное достояние при его использовании должно указываться имя автора, и его авторство не должно присваиваться другими лицами, в произведение также не должны вноситься искажения, способные нанести ущерб чести и достоинству умершего автора. После смерти автора его имущественные права реализуют его наследники или иные правопреемники.

Защита авторских прав происходит автоматически после создания произведения. В некоторых странах постановка на учет в ведомствах по авторскому праву имеет некоторые преимущества (например, возможность подать в суд, или получать больше денег в качестве возмещения ущерба от незаконного использования произведения).

Список, касающийся сроков действия авторских прав включает в страны, присоединившиеся к: Европейскому Союзу, Бернской Конвенции и

ru.wikipedia.org

1.7. Срок охраны авторского права

Право
авторства, право на имя и право на защиту
репутации автора охраняются бессрочно
.
При жизни автор
самостоятельно осуществляет и защищает
свои личные неимущественные права.
После смерти автора его личные
неимущественные права уже не могут
осуществляться, однако подлежат защите
от возможных нарушений, — защиту личных
неимущественных прав умершего автора
осуществляют его наследники, а при
отсутствии наследников – специально
уполномоченный государственный орган.
В настоящее время такие функции возложены
на Государственный комитет по науке и
технологиям Республики Беларусь.

Имущественные
авторские права действуют в течение
всей жизни автора и 50 лет после его
смерти.

Определенные
особенности установлены в отношении
порядка исчисления срока действия
имущественных прав в отношении
произведения, выпущенного в свет анонимно
или под псевдонимом. Срок охраны такого
произведения составляет 50 лет с момента
первого правомерного опубликования
произведения. Если в течение указанного
срока автор анонимного произведения
или произведения под псевдонимом
раскроет свою личность или его личность
не будет далее оставлять сомнений, то
срок действия имущественных прав
определяется в соответствии с общими
правилами исходя из продолжительности
жизни автора.

Имущественные
права на произведение, созданное в
соавторстве, действуют в течение всей
жизни и 50 лет после смерти последнего
автора, пережившего других соавторов.

Для удобства
исчисления все сроки охраны начинаются
с 1 января года, следующего за годом, в
котором имел место юридический факт,
являющийся основанием для начала течения
срока (смерть автора, опубликование,
доведение до всеобщего сведения или
создание произведения).

Имущественные
авторские права переходят по наследству
на срок действия авторского права.

Распоряжение произведением наследодателя
осуществляется всеми наследниками
совместно и только по взаимному согласию.
Взаимоотношения наследников в вопросах
использования произведения аналогичны
взаимоотношениям соавторов при
нераздельном соавторстве, за тем
исключением, что Закон не предусматривает
механизма решения возникающих между
ними споров. Сказанное не относится к
праву наследников на получение авторского
вознаграждения, которое является
долевым. Доли каждого из наследников
определяются на основании завещания;
при отсутствии завещания и специального
соглашения между наследниками о размерах
долей их доли определяются равными.

2. Смежные права.

2.1. Объекты смежных прав: исполнения, фонограммы, передачи организаций вещания

Смежные права как
самостоятельная категория прав
интеллектуальной собственности имеют
менее продолжительную историю, чем
авторское право. В первой половине XX
века в законодательстве об авторском
праве отдельных промышленно развитых
государств стали появляться нормы,
которые в последующем были выделены в
самостоятельный правовой институт.
Первыми потребовали специальной правовой
охраны артисты-исполнители. Технический
прогресс на рубеже XIX
– XX
веков породил проблему незащищенности
интересов этой категории творческих
работников. Исполнители не создают
новые объекты авторского права, однако
их деятельность, связанная с доведением
произведений до публики носит, несомненно,
творческий характер. Если раньше
исполнение могло осуществляться только
«в живую», то появление звукозаписи, а
затем радио и телевидения позволили
фиксировать исполнение на различных
носителях, а также тиражировать его. В
результате живое исполнение стало менее
востребованным, что привело к
«технологической» безработице многих
профессиональных исполнителей, и они
стали требовать ввести правовые нормы,
защищающие их интересы. Точно так же
развитие технологий звукозаписи привело
к тому, что представители звукозаписывающей
индустрии стали лоббировать принятие
законодательства, которое защищало бы
их интересы в борьбе с несанкционированным
копированием фонограмм. А поскольку
фирмы звукозаписи не всегда могли
приобрести у авторов записываемых
произведений исключительные авторские
права, им необходим был иной, кроме
авторского права, правовой инструмент
для защиты своих интересов. Третья
категория заинтересованных субъектов
– организации вещания – требовали
охраны своих передач от несанкционированной
ретрансляции другими вещательными
организациями.

26 октября 1961 г. в
Риме была подписана Международная
конвенция об охране прав исполнителей,
производителей фонограмм и вещательных
организаций, которая унифицировала
подходы в охране смежных прав. Именно
поэтому после принятия Римской конвенции
значительное число государств повторили
ее нормы об охране прав исполнителей,
производителей фонограмм и вещательных
организаций в своем национальном
законодательстве. В большинстве
государств нормы, посвященные смежным
правам, объединены в одних законодательных
актах с нормами авторского права, что
объясняется тесной связью этих правовых
институтов, выражающейся в зависимом
характере смежных прав по отношению к
авторскому праву.

Словосочетание
«смежные права» является дословным
переводом использованного в тексте
Римской конвенции термина «neighboringrights» (англ.neighboring
смежный, соседствующий),
которым была обозначена особая категория
прав, примыкающих к авторскому праву.

Институт смежных
прав состоит из норм, обеспечивающих
охрану прав трех категорий правообладателей:

исполнителей;

— производителей
фонограмм;

— организаций
эфирного и кабельного вещания
.

Объектом охраны
смежного права исполнителя является
исполнение.
Понятие «исполнение» в Законе «Об
авторском праве и смежных правах» не
определено. Статья 4 Закона определяет
понятие «исполнитель», исходя из которого
исполнение можно определить как процесс
представления произведения литературы,
искусства или народного творчества
посредством игры, пения, чтения,
декламирования, игры на музыкальном
инструменте, танца или иным образом.
Объектом правовой охраны является сама
деятельность по исполнению, которая
может быть записана и в последующем
воспроизведена, передана в эфир, сообщена
для всеобщего сведения по кабелю или
использована иными способами, позволяющими
довести исполнение до публики,
непосредственно не воспринимавшей его.

Объектом
охраны смежного права производителя
фонограммы является
фонограмма.
Фонограмма
определена в Законе «Об авторском праве
и смежных правах» как любая исключительно
звуковая запись исполнений или иных
звуков либо отображений звуков. Объектом
правовой охраны являются любые фонограммы
независимо от того, записано ли на них
осуществленное артистом исполнение
произведения либо записаны иные
естественные или искусственно созданные
звуки – пение птиц, шум прибоя, звуковые
эффекты, производимые техническими
устройствами. Фонограммой не признается
запись звуков, включенная в аудиовизуальное
произведение; однако в случае использования
музыкального сопровождения отдельно
от фильма, его запись должна рассматриваться
в качестве фонограммы.

Объектом
охраны смежного права вещательной
организации является ее
передача.
Передача
определяется
в Законе как передача, созданная самой
организацией эфирного или кабельного
вещания, а также по ее заказу и за счет
ее средств — другой организацией. Объектом
смежного права организации вещания
являются не распространяемые ими
произведения, а содержащая эти произведения
передача, то есть, по существу, вся
программа вещания, составленная и
преобразованная организацией вещания
в электромагнитный сигнал, передаваемый
в эфир или по кабелю. При этом использование
другим лицом любого отрывка передаваемого
организацией вещания сигнала будет
являться использованием ее передачи,
поскольку любой фрагмент программы
вещания по своей сути также является
передачей. В пользу подобного толкования
говорят нормы Римской конвенции об
охране прав исполнителей, изготовителей
фонограмм и вещательных организаций,
которые для определения объекта правовой
охраны используют термин «передача в
эфир».

studfiles.net

Авторское право — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 января 2018;
проверки требуют 26 правок.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 января 2018;
проверки требуют 26 правок.

Перейти к навигации
Перейти к поиску

Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела.

Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон.

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону, возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения.

Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

ru.wikipedia.org

Авторские права: виды, содержание. Срок действия

Авторские права – это возможности авторов или правообладателей обладать определенным статусом и совершать действия по поводу произведений. В законе выделяются некоторые разновидности авторских прав, поэтому проанализируем их и выявим наиболее значительные особенности.

Личные неимущественные авторские права

Они характеризуются следующими признаками:

  1. Возникают только у автора результата творческой деятельности;
  2. Неотчуждаемы: не могут быть переданы другому лицу по какому-либо договору, а также не передаются по наследству;
  3. Не имеют никакой связи с имущественными отношениями, выражают личную связь между автором и его произведением.

Вообще личные неимущественные права характерны только для авторов именно результатов интеллектуальной деятельности, именно поэтому на средства индивидуализации, где по факту такой деятельности нет, не предусматривается режима неимущественных прав. Как бы уникален ни был товарный знак, у него не может быть автора, а, следовательно, и соответствующих личных прав на этот объект.

Что же касается видов, то их для института авторского права предусмотрено больше, чем на объекты промышленной собственности. Итак, сюда относятся права:

  1. Авторства. Так, гражданин, создавший произведение, наделяется возможностью признаваться автором этого результата творческой деятельности.
  2. На имя. Законом автору дозволяется не только просто считаться автором, но и указывать свое имя, псевдоним на произведении (например, на обложке книги). Отсутствие указаний на имя автора считается нарушением, за исключением случая, когда сам автор не дал на это свое согласие, либо если произведение публиковалось анонимно.
  3. На неприкосновенность произведения. Очевидно, что в процессе создания результата интеллектуальной деятельности у автора имелся определенный творческий замысел, который нашел полное выражение в объекте авторского права. В соответствии с ГК РФ не допускается искажать произведение: вносить изменения, дополнения, сокращения, снабжение иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или иными пояснениями. При этом если автор дал свое согласие, нарушения не будет. После смерти автора защищать неприкосновенность могут его наследники, которые в силу абз. 2 п. 1 ст. 1266 ГК РФ могут разрешить вносить изменения, если это не будет противоречить воли автора. Обратим внимание, что выше речь шла об обычных искажениях, которые просто нарушали творческий замысел. В том случае, когда лицо своими искажениями опорочило честь, достоинство либо деловую репутацию автора, допустимо защищаться и с помощью статьи 152 ГК РФ, в которой предусмотрен специальный порядок. Наследники могут предъявлять такие требования и после смерти автора.
  4. На обнародование. Суть в том, что произведение может быть впервые доведено до всеобщего сведения с помощью определенных действий: опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир, иным способом. Хотя по ГК авторы необнародованных и обнародованных произведений защищаются одинаково, на практике обнародование – надежный способ в дальнейшем подтвердить свои права на произведение. Кроме того, у авторов есть и коммерческий интерес в осуществлении этого действия. Обратим внимание, что опубликование – частный случай обнародования, и касается, в основном, литературных произведений. Синонимами эти категории не являются. Суть опубликования в создании копий, имеющих материальную форму, а цель –  удовлетворить потребности публики.

    В ГК РФ также сказано, что, если сам автор передал произведение другому лицу по гражданско-правовому договору, предполагается, что он согласен на обнародование. Если обнародовано произведение, которое ранее не было доведено до всеобщего сведения, и при этом уже истек срок охраны (семьдесят лет после смерти), то у публикатора могут возникнуть на этот объект уже не авторские, а смежные права (см. ст. 1337 ГК РФ).

  5. На отзыв. Если автор изъявил желание обнародовать произведение, но позже передумал, он может в одностороннем порядке отказаться от этого, если возместит публикатору (например, издательству) убытки.

Исключительное право автора  

В статье 1270 Гражданского кодекса РФ подробно раскрывается, какие действия можно совершать с произведением. Это и есть исключительное право, которое по своей природе является имущественным. Большинство ученых склоняются к позиции, что это единственное имущественное право автора. Основные особенности таковы:

  1. Возникает с момента создания произведения у авторов. Однако в отдельных случаях (например, если произведение являлось служебным) исключительное право возникает не у авторов, а у иных лиц.
  2. Оборотоспособно. Исключительное право на произведение передается как договорам (лицензионному, об отчуждении), так и по бездоговорным основаниям (по наследству, в рамках реорганизации юридического лица).
  3. Предполагает использование произведения, извлечение из него доходов, т.е. здесь можно говорить об имущественном характере.

Обозначим ряд наиболее важных действий, указанных в ст. 1270 ГК РФ:

  1. Воспроизведение – т.е. создание экземпляров произведения в материальной форме (например, печать в типографии книги). Сюда же относятся случаи записи на электронный носитель.
  2. Распространение с помощью продажи или прочего отчуждения экземпляров произведения или его оригинала. Здесь имеется в виду, что случаи, к примеру, продажи материального носителя (книги) также относятся к использованию произведения.
  3. Публичное исполнение. Например, показ видеоролика в месте, которое открыто для свободно посещения.
  4. Сообщение в эфир. Сюда будет относиться проигрывание песни по радио.
  5. Доведение до всеобщего сведения, когда произведение становится доступным любым лицам из любых точек мира и в любое время. Это относится к случаям, когда объекты авторского права выкладываются в сеть «Интернет».

При этом если реализуются положения, касающиеся содержания произведения, это не считается его использованием. Например, гражданин, прочитав произведение Карла Маркса «Капитал», решил применить на практике некоторые экономические идеи, изложенные в книге. Это не будет использованием. В ГК, помимо экономических, указываются еще технические, организационные решения.

Иные права

Есть также группа прав, которая не относится ни к имущественным, ни к личным неимущественным. Чаще всего в науке они называются иными. Сюда относятся права:

  1. Доступа. В статье 1292 ГК РФ закреплено, что право действует лишь в отношении изобразительных произведений (картин) и произведений архитектуры. Суть в следующем: художник может потребовать у лица, которому принадлежит оригинал произведения, предоставить этот оригинал, чтобы перерисовать произведение. Архитектору предоставлено право на фото- и видеосъемку.
  2. Следования. Это право также применяется в рамках конкретного случая. Суть в следующем: когда оригинал произведения отчуждается, автор имеет право на получение процентных отчислений с каждой его перепродажи, если посредником является организация (магазин, художественная галерея). Хотя предметом сделки будет материальный объект (например, рукопись книги, картинный холст), автор может требовать вознаграждения за свой интеллектуальный труд. В статье 1293 ГК РФ сказано, что положения применяются к изобразительным, литературным и музыкальным произведениям. Интересно, что право следования переходит к наследникам и действует в течение срока исключительного права.
  3. Авторов произведений архитектуры, градостроительства или садово-паркетного искусства. Это предусмотрено статьей 1294 ГК РФ. Здесь речь идет о том, что такие авторы имеют право на разработку документации этих проектов, могут осуществлять контроль над претворением проекта в жизнь. Повторно проект и документы могут использоваться только с согласия автора.

Можно выделить отдельно также права авторов на вознаграждение (в частности, в рамках создания служебных произведений, по договору авторского заказа и т.д.).

Срок действия

Охрана личных неимущественных прав бессрочна. Так, если кто-либо исказит произведение либо посягнет на авторство, то наследники всегда могут обратиться в суд и потребовать, в частности, возмещения морального вреда.

Исключительные авторские права действуют в течение всей жизни автора, а также семьдесят лет после его смерти. При этом если произведение создано в соавторстве, то семьдесят лет будут отсчитываться с момента смерти последнего соавтора. После того, как срок пройдет, произведение можно будет свободно использовать, поскольку оно перейдет в общественное достояние.

 

 

Facebook

Twitter

Вконтакте

Google+

copylegal.ru

1.7. Срок охраны авторского права

Право
авторства, право на имя и право на защиту
репутации автора охраняются бессрочно
.
При
жизни автор самостоятельно осуществляет
и защищает свои личные неимущественные
права. После смерти автора его личные
неимущественные права уже не могут
осуществляться, однако подлежат защите
от возможных нарушений, — защиту личных
неимущественных прав умершего автора
осуществляют его наследники, а при
отсутствии наследников – специально
уполномоченный государственный орган.
В настоящее время такие функции возложены
на Государственный комитет по науке и
технологиям Республики Беларусь.

Имущественные
авторские права действуют в течение
всей жизни автора и 50 лет после его
смерти.

Определенные
особенности установлены в отношении
порядка исчисления срока действия
имущественных прав в отношении
произведения, выпущенного в свет анонимно
или под псевдонимом. Срок охраны такого
произведения составляет 50 лет с момента
первого правомерного опубликования
произведения. Если в течение указанного
срока автор анонимного произведения
или произведения под псевдонимом
раскроет свою личность или его личность
не будет далее оставлять сомнений, то
срок действия имущественных прав
определяется в соответствии с общими
правилами исходя из продолжительности
жизни автора.

Имущественные
права на произведение, созданное в
соавторстве, действуют в течение всей
жизни и 50 лет после смерти последнего
автора, пережившего других соавторов.

Для удобства
исчисления все сроки охраны начинаются
с 1 января года, следующего за годом, в
котором имел место юридический факт,
являющийся основанием для начала течения
срока (смерть автора, опубликование,
доведение до всеобщего сведения или
создание произведения).

Имущественные
авторские права переходят по наследству
на срок действия авторского права.

Распоряжение произведением наследодателя
осуществляется всеми наследниками
совместно и только по взаимному согласию.
Взаимоотношения наследников в вопросах
использования произведения аналогичны
взаимоотношениям соавторов при
нераздельном соавторстве, за тем
исключением, что Закон не предусматривает
механизма решения возникающих между
ними споров. Сказанное не относится к
праву наследников на получение авторского
вознаграждения, которое является
долевым. Доли каждого из наследников
определяются на основании завещания;
при отсутствии завещания и специального
соглашения между наследниками о размерах
долей их доли определяются равными.

2. Смежные права.

2.1. Объекты смежных прав: исполнения, фонограммы, передачи организаций вещания

Смежные права как
самостоятельная категория прав
интеллектуальной собственности имеют
менее продолжительную историю, чем
авторское право. В первой половине XX
века в законодательстве об авторском
праве отдельных промышленно развитых
государств стали появляться нормы,
которые в последующем были выделены в
самостоятельный правовой институт.
Первыми потребовали специальной правовой
охраны артисты-исполнители. Технический
прогресс на рубеже XIX
– XX
веков породил проблему незащищенности
интересов этой категории творческих
работников. Исполнители не создают
новые объекты авторского права, однако
их деятельность, связанная с доведением
произведений до публики носит, несомненно,
творческий характер. Если раньше
исполнение могло осуществляться только
«в живую», то появление звукозаписи, а
затем радио и телевидения позволили
фиксировать исполнение на различных
носителях, а также тиражировать его. В
результате живое исполнение стало менее
востребованным, что привело к
«технологической» безработице многих
профессиональных исполнителей, и они
стали требовать ввести правовые нормы,
защищающие их интересы. Точно так же
развитие технологий звукозаписи привело
к тому, что представители звукозаписывающей
индустрии стали лоббировать принятие
законодательства, которое защищало бы
их интересы в борьбе с несанкционированным
копированием фонограмм. А поскольку
фирмы звукозаписи не всегда могли
приобрести у авторов записываемых
произведений исключительные авторские
права, им необходим был иной, кроме
авторского права, правовой инструмент
для защиты своих интересов. Третья
категория заинтересованных субъектов
– организации вещания – требовали
охраны своих передач от несанкционированной
ретрансляции другими вещательными
организациями.

26 октября 1961 г. в
Риме была подписана Международная
конвенция об охране прав исполнителей,
производителей фонограмм и вещательных
организаций, которая унифицировала
подходы в охране смежных прав. Именно
поэтому после принятия Римской конвенции
значительное число государств повторили
ее нормы об охране прав исполнителей,
производителей фонограмм и вещательных
организаций в своем национальном
законодательстве. В большинстве
государств нормы, посвященные смежным
правам, объединены в одних законодательных
актах с нормами авторского права, что
объясняется тесной связью этих правовых
институтов, выражающейся в зависимом
характере смежных прав по отношению к
авторскому праву.

Словосочетание
«смежные права» является дословным
переводом использованного в тексте
Римской конвенции термина «neighboring
rights»
(англ. neighboring

смежный,
соседствующий),
которым была обозначена особая категория
прав, примыкающих к авторскому праву.

Институт смежных
прав состоит из норм, обеспечивающих
охрану прав трех категорий правообладателей:


исполнителей;

— производителей
фонограмм;


организаций эфирного и кабельного
вещания
.

Объектом охраны
смежного права исполнителя является
исполнение.
Понятие «исполнение» в Законе «Об
авторском праве и смежных правах» не
определено. Статья 4 Закона определяет
понятие «исполнитель», исходя из которого
исполнение можно определить как процесс
представления произведения литературы,
искусства или народного творчества
посредством игры, пения, чтения,
декламирования, игры на музыкальном
инструменте, танца или иным образом.
Объектом правовой охраны является сама
деятельность по исполнению, которая
может быть записана и в последующем
воспроизведена, передана в эфир, сообщена
для всеобщего сведения по кабелю или
использована иными способами, позволяющими
довести исполнение до публики,
непосредственно не воспринимавшей его.

Объектом
охраны смежного права производителя
фонограммы является
фонограмма.
Фонограмма
определена в Законе «Об авторском праве
и смежных правах» как любая исключительно
звуковая запись исполнений или иных
звуков либо отображений звуков. Объектом
правовой охраны являются любые фонограммы
независимо от того, записано ли на них
осуществленное артистом исполнение
произведения либо записаны иные
естественные или искусственно созданные
звуки – пение птиц, шум прибоя, звуковые
эффекты, производимые техническими
устройствами. Фонограммой не признается
запись звуков, включенная в аудиовизуальное
произведение; однако в случае использования
музыкального сопровождения отдельно
от фильма, его запись должна рассматриваться
в качестве фонограммы.

Объектом
охраны смежного права вещательной
организации является ее
передача.
Передача
определяется
в Законе как передача, созданная самой
организацией эфирного или кабельного
вещания, а также по ее заказу и за счет
ее средств — другой организацией. Объектом
смежного права организации вещания
являются не распространяемые ими
произведения, а содержащая эти произведения
передача, то есть, по существу, вся
программа вещания, составленная и
преобразованная организацией вещания
в электромагнитный сигнал, передаваемый
в эфир или по кабелю. При этом использование
другим лицом любого отрывка передаваемого
организацией вещания сигнала будет
являться использованием ее передачи,
поскольку любой фрагмент программы
вещания по своей сути также является
передачей. В пользу подобного толкования
говорят нормы Римской конвенции об
охране прав исполнителей, изготовителей
фонограмм и вещательных организаций,
которые для определения объекта правовой
охраны используют термин «передача в
эфир».

studfiles.net

понятие, срок действия, защита и охрана. Субъекты и объекты авторского права

Авторские права — совокупность прав, как имущественных, так и неимущественных (их еще называют духовными), принадлежащих человеку (автору, то есть физическому лицу), который своим творческим трудом создал произведение литературы, науки или искусства.

Лишь в начале 70-х годов экономические стороны этого права начали обсуждаться в науке. Пока еще авторское право не имеет такого же значения для экономистов, каким обладает патентная система. Поэтому зачастую происходит недооценка значимости подобной защиты с экономической точки зрения.

Одной из главных причин такой ситуации является то, что изначально авторские права и идея их защиты развивались в основном как правовая и социальная система. Но по мере того как человечество эволюционировало, и повышалась важность информации, авторское право, как часть интеллектуальной собственности, постепенно становится важнейшим нематериальным экономическим активом информационного общества. Сегодня оно больше не считается исключительно категорией права, а рассматривается в качестве неотъемлемой части активов фирм и богатства стран. Понятие авторского права служит основой развития различных отраслей промышленности, способствует росту добавленной стоимости, внешней торговли и рабочих мест. По некоторым данным, доля основанных на нем отраслей промышленности в мировой экономике в начале тысячелетия составила около 7,3% (примерно 2,2 триллиона долларов). При этом прирост в данных сферах — в среднем 5% в год, то есть быстрее, чем в среднем рост всей экономики планеты.

Источники авторского права

Рост значения данного права также явился результатом расширения среды, в которой оно действует. В 1996 году международное авторское право было зафиксировано двумя документами: были приняты два Интернет-договора ВОИС (Договор об исполнениях и фонограммах и Договор об авторском праве), после чего с помощью национального законодательства соответствующих стран оно начало применяться по отношению к экономическим сделкам в различных компьютерных цифровых сетях. Это дало толчок к взаимодействию и обмену опытом, усилению экономического эффекта данного вида права. Появились и местные источники авторского права. Развитие технологий, кроме того, позволило ввести новые формы управления им, являющиеся менее дорогостоящими и более точными, с помощью особых технических мер по защите. Благодаря таким технологиям возросли продажи продукции, находящейся под защитой авторских прав.

Оно стало неотъемлемой частью повседневной жизни, и сегодня мы работаем с формами творчества, которые двадцать лет назад было сложно даже себе представить. Продукция, находящаяся под защитой авторского права, на сегодняшний день включает в себя большую часть бизнеса.

Категории прав

Авторские права и их объекты подразделяются на несколько категорий:

— права имущественные и неимущественные;

— права исключительные и неисключительные.

Человек, который обладает авторскими правами на тот или иной объект, являющимися исключительными, имеет на его использование единоличное право и может запрещать использование этого объекта третьими лицами. Исключительные права на произведение возникают, когда автор не передал их (то есть не заключил договор о передаче исключительных прав) другим лицам.

Неисключительное право означает, что лицо, обладающее им, может использовать объект права, созданный обладателем исключительных прав, наравне с ним и другими лицами, имеющими разрешение на его использование этим же способом. Неисключительные права возникают, когда создается договор авторского права, если в нем прямо не предусмотрено другое.

Неимущественные права — это личные права (с ними нельзя совершать операций, как с имуществом: покупать, продавать, передавать, дарить, наследовать и т.д.).

Регистрация и защита авторского права

Данное право является одним из способов защиты интеллектуальной собственности, то есть представляет совокупность норм права, отношений по созданию и использованию различных произведений культуры, науки и искусства.

Срок авторского права — на протяжении всей жизни автора, а также в течение 70 лет непосредственно после его смерти. Бессрочно охраняются право на имя, право авторства и на защиту репутации создателя произведения.

Такая регистрация существует для того, чтобы показать, что на ее момент объект права существует объективно. Это может пригодиться для защиты авторских прав при столкновении интересов. Во всех странах, на которые распространяется Бернская конвенция об авторских правах, охраняются права на объекты, созданные жителями России, независимо от того, были ли они зарегистрированы, или от места их регистрации.

Международное авторское право, так же как и закон об авторских правах РФ, не требуют его регистрации для охраны. Однако, если нужно показать, что объект на момент регистрации существовал объективно, можно зарегистрировать эти правовые отношения в Российском авторском обществе. Если авторские права будут нарушены, дело должно быть рассмотрено в той стране, где произошло нарушение.

Субъекты авторского права

Субъектами являются:

1) сам автор;

2) правопреемники автора, то есть лица, к которым от него перешло авторское право по некоторым юридическим основаниям (договор, наследование), в частности издатель произведения;

3) переводчик (на собственный перевод).

Существует различие между правом самого автора и его правопреемников — право первого бессрочно, а для вторых оно ограничено определенным сроком.

Объекты авторского права

На основании статьи номер 1259 Гражданского кодекса нашего государства, объектами, по отношению к которым применяется авторское право в России, являются произведения литературы, науки и искусства, независимо от их назначения, а также достоинств и формы выражения.

К ним относятся:

  • производные произведения, то есть являющиеся переработкой другого произведения;
  • составные, являющиеся результатом именно творческого труда по расположению или подбору материалов.

Авторское право в России имеют как произведения обнародованные, так и необнародованные, выраженные в любой объективной форме, включая устную и письменную (например, в виде публичного исполнения, произнесения и др.), в форме изображения, видео- и звукозаписи, а также в объемно-пространственной форме.

Признаки объектов

Следует при этом отметить, что объекты такого права имеют конкретные признаки:

  • творческий характер создания;
  • объективную форму его выражения.

То есть объект должен быть создан именно в результате творческого труда и закреплен на некотором материальном носителе (в форме изображения, письменной, видеозаписи или звукозаписи, объемно-пространственной) или выражен в устной форме, но обязательно в виде публичного выступления.

То есть, например, созданные в результате творческого труда автора водные узоры, которые можно наблюдать при работе фонтана, не будут объектом авторского права. Им охраняется только сам фонтан, поскольку он имеет объемно-пространственную объективную форму (камень, металл), а водные узоры ее не имеют.

Еще один пример: просто технический сбор материалов не является плодом творческого труда, поэтому его результат не считается объектом данного вида права. Музыка без авторского права — это, например, сборники лучших песен той или иной группы.

Виды объектов

Итак, на основании статьи номер 1259 Гражданского кодекса нашей страны, объектами авторского права считаются:

  • произведения литературы;
  • музыкально-драматические, драматические и сценарные произведения;
  • пантомимы и хореографические постановки;
  • музыкальные произведения, как с текстом, так и без него;
  • аудиовизуальные;
  • произведения скульптуры, живописи, дизайна, графики, комиксы, графические рассказы и иные произведения изобразительного искусства;
  • объекты сценографического и декоративно-прикладного искусства;
  • произведения градостроительства, архитектуры, садово-паркового искусства, к которым относятся и чертежи, проекты и макеты;
  • объекты фотографического искусства и другие, полученные аналогичным фотографии способом;
  • различные геологические, географические и другие карты, эскизы, планы, пластические произведения, относящиеся к топографии, географии и другим наукам.

Понятие авторского права распространяется и на различные программы, созданные для ЭВМ. Но, в отличие от других объектов, права на них можно оформить в федеральном органе исполнительной власти, работающим с объектами интеллектуальной собственности. Регистрация не является обязательной и осуществляется по желанию владельца.

Также авторским правом охраняются переводы и другие производные произведения уже существующих объектов.

Например, автором был написан роман, а режиссер снял по его сюжету фильм, в таком случае режиссер является обладателем авторских прав на экранизацию романа, как на производное произведение.

Точно так же переводчик, создавая произведение на языке, отличном от оригинала, имеет авторское право на собственный перевод. Сам перевод, так же как и оригинал, является самостоятельным объектом.

Авторские права имеет не только целое произведение, но и его часть, название, персонаж, если их характер может быть признан результатом самостоятельного творческого труда его создателя.

Например, персонаж Гарри Поттер, а также часть названия книги имеют авторские права, принадлежащие Дж.К. Роулинг вместе с правами на текст произведения.

К объектам авторских прав не относятся:

  • официальные документы органов местного самоуправления, а также различных государственных, включая законы, иные нормативные акты, материалы административного, законодательного и судебного характера, судебные решения, официальные документы различных международных организаций и их официальные переводы;
  • знаки и символы, принадлежащие государству (гербы, флаги, денежные знаки, ордена и др.), а также знаки и символы муниципальных учреждений;
  • фольклор (произведения народного творчества), у которого нет конкретных авторов, например, музыка без авторского права — это народные песни;
  • имеющие информационный характер сообщения о фактах и событиях (программы телепередач, новости дня, расписание движения различных транспортных средств и др.).

Следует сказать, что авторские права не имеют концепции, идеи, методы, принципы, системы, процессы, варианты решения организационных, технических и других задач, факты, открытия, языки программирования.

Знак авторского права

Знак «защита авторских прав» выглядит следующим образом — ©.

Это латинская буква С (от слова «copyright», означающего «авторское право»), помещенная в середину круга. Наравне с этим обозначением используется знак (с) — буква С в круглых скобках.

Это указание на авторское право используется рядом с именем юридического или физического лица, которому принадлежат права на авторство. Также этим знаком может быть обозначен объект защиты, указывается диапазон дат или год его опубликования.

Знак «защита авторских прав» сам по себе не создает дополнительных прав. Он лишь свидетельствует о том, что права на тот или иной объект принадлежат указанному юридическому или физическому лицу.

Отсутствие этого знака не означает, что данное произведение не защищено, поскольку права возникают самостоятельно в силу факта создания того или иного произведения. Для того чтобы на него распространялась охрана авторских прав, регистрация или другие формальности не требуются.

Также и на лицензирование не влияет наличие или отсутствие такого знака.

Защита авторских прав

Возникновение их напрямую связано с самим фактом создания объекта права.

В законодательстве нашей страны не существует особой процедуры регистрации прав авторства на произведение, за исключением регистрации их на программы для ЭВМ. Автором, согласно закону, является тот, кто создал объект, и он обладает следующими правами:

1) исключительным правом на само произведение;

2) авторства;

3) правом на имя;

4) на неприкосновенность произведения;

5) на его обнародование.

Технические средства, предназначенные для защиты авторских прав

Существуют специальные технические средства, предназначенные для защиты этого типа прав. К ним относятся любые технологии, а также технические устройства и их компоненты, которые контролируют доступ к тому или иному произведению и ограничивают или же предотвращают действия, не разрешенные его автором или другим правообладателем в отношении данного объекта.

Информация об авторском праве

Ей считается любая информация, идентифицирующая произведение, автора или другого правообладателя, а также об условиях использования объекта права, содержащаяся в оригинале или экземпляре произведения, появляется в результате сообщения в эфир или другим способом доведения произведения до всеобщего сведения, прилагается к нему, а также любые коды и цифры, в которых содержится подобная информация.

Автор также имеет имущественные права на:

1) распространение;

2) воспроизведение;

3) перевод;

4) импорт;

5) переработку;

6) публичное исполнение;

7) публичный показ;

8) передачу в эфир;

9) сообщение по кабелю для всеобщего сведения.

Непосредственно после создания произведения автору необходимо иметь доказательство, что он обладал им на определенную дату. В случае спорных ситуаций это очень поможет. Такие доказательства можно получить с помощью специальной процедуры, называемой депонированием. Ее суть — принятие на хранение экземпляра произведения, а также фиксирование даты его предоставления с участием нотариуса. После этого будет выдано свидетельство о депонировании. С помощью этой процедуры можно документально зафиксировать наличие у автора экземпляра на определенную дату. Такое свидетельство — самая надежная защита в вопросе авторских прав.

Нарушение авторских прав

Их нарушение может повлечь административную, гражданско-правовую и даже уголовную ответственность. Часто бывает, что нарушение авторских прав происходит по незнанию. Поэтому рекомендуется для оповещения третьих лиц о них использовать следующую формулу: знак «защита авторских прав» + имя автора (правообладателя) + год опубликования или его период. Однако по закону оповещать о праве авторства или использовать предложенный формат вовсе не обязательно.

fb.ru

Срок охраны авторского права — это… Что такое Срок охраны авторского права?

Сроки охраны авторского права

Статьями 7 и 7bis Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений были установлены сроки охраны авторского права, они составили всю жизнь автора плюс 50 лет после его смерти. Однако данные сроки не едины для всех стран мира, к примеру, странах Европейского Союза и США сроки охраны авторского права были увеличены на 20 лет после смерти автора и составили 70 лет. Во многих странах СНГ, в том числе и России срок охраны после смерти автора составляет 50 лет, как и указано в Бернской конвенции, срок исчисляют с 1 января года, который является следующим за годом, в котором умер автор и истекает спустя ровно 50 лет. Существует ряд исключений касательно срока охраны авторского права. К наиболее значимым следует относить следующие: — произведения представленные широкой общественности под псевдонимами, либо анонимно не могут охраняться на основе обычных сроков, поскольку их автора установить проблематично, поэтому авторское право на такие произведения действует лишь в течении 50 лет, начиная с 1 января года, который следует за годом опубликования либо обнародования произведения согласно всем правовым нормам и стандартам. Если же автор произведения в течении 50 лет охраны решит раскрыть свою личность не вызывая никаких сомнений в том, что данное произведение создано именно им, а не похищено у кого-то, то срок охраны авторских прав будет рассчитываться исходя из условий Бернской конвенции и законодательства той страны, где находится автор и составит, соответственно всю жизнь автора и 50 либо 70 лет после смерти; — если какое-либо произведение имеет несколько авторов, то устанавливаемый срок так же составляет всю жизнь и 50 либо 70 лет после смерти, однако не первого автора, а того который пережил всех остальных. Сроки охраны частей совместно созданного произведения зависят от продолжительности жизни конкретного автора, создавшего данный раздел, а не группы авторов трудившихся над созданием. После окончания термина охраны авторского права, после истечения всех сроков, произведение можно считать общественным, то есть то, которое можно использовать без согласия на то авторов и выплаты авторского вознаграждения, однако в тоже время должны четко соблюдаться права на имя автора создавшего произведение, иными словами нельзя дождаться срока окончания охраны авторского права и, скажем, после прохождения 50 лет после смерти автора взять его произведение и переопубликовать уже под собственным именем.

Увеличение срока охраны авторского права

В настоящее время немаловажным стало то, что многие предпринимают попытку увеличить срок охраны авторского права того или иного произведения, в особенности это касается обладателей тех прав, сроки охраны которых уже близятся к завершению. Как уже было сказано ранее срок охраны авторского права согласно Бернской конвенции составляет всю жизнь автора плюс 50 лет после его смерти. Однако с данным положением не были согласны и ряд стран Европы и США, поэтому в 1993 году Европейским Союзом была издана Директива, которая устанавливала отметку сроков охраны авторского права на территории стран ЕС на уровне «пожизненно плюс 70 лет после смерти автора», что увеличило сроки на 20 лет, по сравнению с уровнем установленным Бернской конвенцией. Данное продление охраны принесло как позитивные моменты так и отрицательные: непонятным стало кто будет обладателем прав на произведение в течении дополнительно установленного срока. В 2008 году Россией так же была принята данная директива и была повышена планка охраны авторского права до 70 лет, после смерти автора, что было осуществлено в рамках сотрудничества с Европейским союзом. Важно отметить, что увеличение срока охраны авторских прав ни в коей степени не противоречит Бернской конвенции, поскольку пункт 6 статьи 7 конвенции гласит, что «Страны Союза могут установить срок охраны, превышающий сроки, предусмотренные предшествующими пунктами», что и было осуществлено на основе Директивы стран Европейского Союза об охране авторских прав.

Уменьшение срока охраны авторского права.

Пункт 7 статьи 7 Бернской конвенции гласит: «Страны Союза, связанные Римским актом настоящей Конвенции и установившие в своем национальном законодательстве, действующем на момент подписания настоящего Акта, более короткие сроки охраны, чем предусмотренные предшествующими пунктами, могут сохранить эти сроки при присоединении к настоящему Акту или при его ратификации». Таким образом страны, ратифицировавшие данную конвенцию по своему усмотрению и надобности могут как увеличить срок охраны авторского права, так и уменьшить его, о чем и гласит пункт 8 статьи 7: «В любом случае срок определяется законом страны, в которой потребуется охрана; однако если законодательством этой страны не предусмотрено иное, этот срок не может превышать срок, установленный в стране происхождения произведения». В некоторых странах использовали данные полномочия и уменьшали срок охраны авторского права. В целом же срок охраны авторского права во многих странах, не зависимо от области проявления того или иного произведения составляет: жизнь автора плюс 70 лет после его смерти.

Литература

  1. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений
  2. Близнец И.А., Леонтьев К.Б. Авторское право и смежные права: учеб. / под.ред. И.А.Близнеца — М.: Проспект, 2009. — С. 245-312. — 416 с. — ISBN 978-5-392-00743-1.
  3. Моргунова Е. А. Авторское право: учебное пособие / Е. А. Моргунова; отв. ред. В. П. Мозолин. — М.: Норма, 2008. — 288 с. — ISBN 978-5-468-00205-6
  4. Мэггс П.Б., Сергеев А.П. Интеллектуальная собственность. — М.: Юристъ, 2000. — 400с. — ISBN 5-7975-0333-6 (в пер.)

dic.academic.ru