Средневековая византия – Византийская империя кратко — Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени

Содержание

Византия: история возникновения и падения

Римская империя, одно из величайших государственных образований древности, в первых столетиях нашей эры пришла в упадок. Многочисленные племена, стоящие на низших ступенях цивилизации, уничтожили многое из наследия античного мира. Но Вечному городу не суждено было погибнуть: он возродился на берегах Босфора и еще много лет поражал современников своим великолепием.

Второй Рим

История возникновения Византии относится к середине III века, когда римским императором стал Флавий Валерий Аврелий Константин, Константин I (Великий). В те времена римское государство раздирали внутренние междоусобицы и осаждали внешние враги. Состояние восточных провинций было более благополучным, и Константин решил перенести столицу в одну из них. В 324 году на берегу Босфора началось строительство Константинополя, а уже в 330 году он был объявлен Новым Римом.

Так начала свое существование Византия, история которой насчитывает одиннадцать веков.

Разумеется, ни о каких стабильных государственных границах речь в те времена не шла. На протяжении своей долгой жизни власть Константинополя то слабела, то снова обретала могущество.

Юстиниан и Феодора

Во многом состояние дел в стране зависело от личных качеств ее правителя, что в целом характерно для государств с абсолютной монархией, к которым принадлежала и Византия. История ее становления неразрывно связана с именем императора Юстиниана I (527-565 гг.) и его жены, императрицы Феодоры – женщины очень неординарной и, видимо, чрезвычайно одаренной.

К началу V века империя превратилась в небольшое государство Средиземноморья, и новый император был одержим идеей возродить былую славу: он отвоевал обширные территории на Западе, добился относительного мира с Персией на Востоке.

История культуры Византии неразрывно связана с эпохой правления Юстиниана. Именно благодаря его заботам сегодня существуют такие памятники древней архитектуры, как мечеть Айя София в Стамбуле или церковь Сан Витале в Равенне. Одним из самых заметных достижений императора историки считают кодификацию римского права, которое стало основой правовой системы многих европейских государств.

Средневековые нравы

Строительство и бесконечные войны требовали огромных трат. Император без конца повышал налоги. В обществе росло недовольство. В январе 532 года во время появления императора на Ипподроме (своеобразный аналог Колизея, который вмещал 100 тыс. человек) начались беспорядки, переросшие в масштабный бунт. Подавить восстание удалось неслыханной жестокостью: восставших убедили собраться в Ипподроме, будто бы для переговоров, после чего заперли ворота и перебили всех до единого.

Прокопий Кессарийский сообщает о гибели 30 тысяч человек. Примечательно, что корону императору сохранила его жена Феодора, именно она убедила готового к бегству Юстиниана продолжить борьбу, сказав, что предпочитает смерть бегству: «царская власть – прекрасный саван».

В 565 году империя включала часть Сирии, Балканы, Италию, Грецию, Палестину, Малую Азию и северное побережье Африки. Но бесконечные войны сказались на состоянии страны неблагоприятно. После смерти Юстиниана границы снова принялись сжиматься.

«Македонское возрождение»

В 867 году к власти пришел Василий I, основоположник Македонской династии, просуществовавшей до 1054 года. Эту эпоху историки называют «македонским возрождением» и считают максимальным расцветом мирового средневекового государства, которым в это время была Византия.

История успешной культурной и религиозной экспансии Восточной Римской империи хорошо знакома всем государствам Восточной Европы: одной из наиболее характерных черт внешней политики Константинополя было миссионерство. Именно благодаря влиянию Византии на Восток распространилась та ветвь христианства, которая после церковного раскола 1054 года стала православием.

Культурная столица европейского мира

Искусство Восточной Римской империи было тесно связано с религией. К сожалению, в течение нескольких веков политические и религиозные элиты не могли договориться, является ли поклонение священным изображениям идолопоклонством (движение получило название иконоборчества). В процессе огромное количество статуй, фресок и мозаик было уничтожено.

Чрезвычайно обязана империи история искусств: Византия на протяжении всего своего существования была своеобразным хранителем античной культуры и способствовала распространению древнегреческой литературы в Италии. Некоторые историки убеждены, что во многом благодаря существованию Нового Рима стала возможна эпоха Возрождения.

В эпоху правления Македонской династии Византийской империи удалось нейтрализовать двух главных врагов государства: арабов на востоке и болгар на севере. История победы над последними весьма впечатляет. В результате внезапного нападения на врага императору Василию II удалось захватить 14 тысяч пленных. Он приказал ослепить их, оставив по одному глазу только каждому сотому, после чего отпустил искалеченных людей домой. Увидев свое слепое войско, болгарский царь Самуил перенес удар, от которого так и не оправился. Средневековые нравы и впрямь были весьма суровы.

После смерти Василия II, последнего представителя Македонской династии, началась история падения Византии.

Репетиция конца

В 1204 году Константинополь впервые сдался под натиском врага: разъяренные неудачным походом в «землю обетованную», крестоносцы ворвались в город, объявили о создании Латинской империи и поделили византийские земли между французскими баронами.

Просуществовало новое образование недолго: 51 июля 1261 года Константинополь без боя занял Михаил VIII Палеолог, который объявил о возрождении Восточной Римской империи. Основанная им династия правила Византией до самого ее падения, но правление это было довольно жалким. Под конец императоры жили на подачки генуэзских и венецианских купцов, да еще натурально грабили церковные и частные владения.

Падение Константинополя

К началу XIV века от былых территорий остались только Константинополь, Салоники и небольшие разрозненные анклавы на юге Греции. Отчаянные попытки последнего императора Византии Мануила II заручиться военной поддержкой Западной Европы не имели успеха. 29 мая 1453 года Константинополь был завоеван второй и последний раз.

Османский султан Мехмед II переименовал город в Стамбул, а главный христианский храм города, собор св. Софии, превратился в мечеть. С исчезновением столицы исчезла и Византия: история самого могущественного государства средневековья прекратилась навсегда.

Византия, Константинополь и Новый Рим

Является очень любопытным факт, что название «Византийская империя» появилось уже после ее краха: впервые оно встречается в исследовании Иеронима Вольфа аж в 1557 году. Поводом послужило название города Византия, на месте которого был построен Константинополь. Сами жители называли ее не иначе как Римской империей, а себя – римлянами (ромеями).

Культурное влияние Византии на страны Восточной Европы трудно переоценить. Однако первым русским ученым, который приступил к исследованию этого средневекового государства, был Ю. А. Кулаковский. «История Византии» в трех томах была издана только в начале ХХ века и охватывала события с 359 по 717 год. В последние несколько лет жизни ученый готовил к изданию четвертый том сочинения, но после его смерти в 1919 году рукопись найти так и не удалось.

fb.ru

Византийское Средневековье

«Бог подчинил императору законы, посылая его людям как одушевлённый закон». Такую догму выдвинул император Юстиниан 1. Насколько точно она отражает специфику византийской цивилизации, сегодня и пойдёт речь.

Вопросы занятия будут такими: начало византийской цивилизации;

периодизация истории Византии; особенности византийского феодализма; система власти.

В 4 веке исторические пути Западной и Восточной частей Римской империи разошлись.

В 330 году Константин I Великий перенёс столицу в Византий.

Этот небольшой город в скором времени превратился во Второй Рим. По имени своего основателя он получил название Константинополь.

В 395 году произошёл официальный раздел Римской империи. В её восточной части появилась Восточная Римская империя. Позже её стали называть Византией.

Население империи называло себя «ромеями» – римлянами. Хотя официальным языком государства был греческий. Определяющими особенностями развития Византии стали: прямая преемственность с собственно Римской империей; неразрывная связь с христианством и церковью.

Византийское направление христианства получило название «православие». Буквально – «правильное учение». Отсюда – основания Византии на главенство в средневековом мире, претензии на политическое и духовное лидерство.

Следует отметить, что в исторической науке оценки роли Византии весьма неоднозначны. В особенности, касающиеся её влияния на Россию.

На Западе часто обвиняют Россию в имперских амбициях, называя причиной этого преемственность с традициями византийского великодержавия. Они свою очередь воплотились в идею «Москва – Третий Рим» и в государственный авторитаризм. Однако, ограниченное трактование степени влияния Византии на различные народы не корректно. Рассмотрим этот вопрос более подробно.

Центральными землями Византии являлись Балканы и Малая Азия. В период наивысшего расширения границ (середина 6 века) в состав империи входили

Сирия, Палестина, Египет острова Эгейского моря, Крит, часть Северной Африки и Месопотамии. Армения, часть территории Испании и Италия.

Восточная Римская империя была полиэтническим государством. Она объединяла разные народы, цивилизации и культуры. Именно на основе их традиций, особенностей и исторического опыта сложилась уникальная византийская цивилизация. Византия сыграла роль «исторического моста» между Древним миром и Средневековьем.

В истории Византии принято выделять три периода. Ранневизантийский – 4– 7 века. Эти столетия стали временем становления средневековой империи.

Византия сохраняла унаследованный от Рима статус мировой державы.

Византийский император являлся главным арбитром в Европе. Продолжали действовать римские государственные и социальные институты. Довольно масштабным явлением оставалось рабовладение. Процветали унаследованные от Античности города. Также в этот период была проведена наиболее полная кодификация римского права. В то же время проявились зачатки феодальных отношений. В Византии крестьяне платили высокий налог в казну. Желая его избежать, они переселялись на земли крупных собственников и переходили под их покровительство. В итоге, крестьяне сохраняли личную свободу, но становились поземельно зависимыми.

Средневизантийский период длился с 7 по 12 век.

7–9 века стали временем иконоборчества. В борьбу противников и сторонников почитания икон были втянуты все слои населения. Однако иконоборцы потерпели поражение.

В Византии сложился особый вариант средневекового государства. Он представлял собой сплав традиций поздней Римской империи. Элементы восточных деспотий и, отчасти, феодальных монархий Западной Европы.

К 9 веку претерпело изменения управление империей. Правитель сменил латинский титул «император» на греческий «василевс». Расширились полномочия административного аппарата. Но из-за постоянной внешней угрозы и сепаратизма крупных землевладельцев в империи нарастала социальная нестабильность. Это стало причиной радикальных изменений в структуре провинциального управления. Был создан фемный строй – система военно-административной организации, основанная на владении земельными участками военнообязанного ополчения.

В фемах сформировалось особое воинское сословие стратиотов. За службу стратиоты получали от государства в наследственное владение земельные наделы.

Ухудшилось внешнеполитическое положение империи.

В Малой Азии шла постоянная борьба с турками-сельджуками. На дунайской границе – с венграми и кочевниками. Частыми были войны с норманнами.

Из-за политических и экономических неурядиц к концу 12 века начался распад Византии. Империя потеряла Кипр. Отделилась Болгария. Независимости добились сербы.

Поздневизантийский период охватывает 13–15 века. Он стал заключительным этапом византийской истории. К началу 13 века Византия оказалась в тяжёлом кризисе. Правители Европы воспользовались этим и стали отнимать у империи привлекавшие их земли. Высшей точкой этих событий стал захват Константинополя крестоносцами в 1204 году. На территории Византии была создана Латинская империя.

Византийцы сопротивлялись. Они сохранили часть земель. На них возникли самостоятельные Никейская империя, Эпирское царство, Трапезундская империя. По инициативе Никеи началось возрождение Византии. В 1261 году войска Михаила 8 Палеолога вошли в Константинополь. Но возрождённая Византийская империя была лишь тенью себя прежней. Её территория была ограничена частями Малой Азии, Фракии и Македонии. Небольшим количеством островов.

Государство сотрясали гражданские войны и восстания. К 14 веку острые религиозные споры раскололи византийское общество. У империи было множество врагов, самыми опасными из которых являлись турки-османы.

В 1453 году войска султана Мехмеда 2, после продолжительной осады, взяли Константинополь. Существовавшая более тысячи лет наследница Римской империи пала. Константинополь получил новое имя – «Истанбул» (в русском произношении «Стамбул»). Город стал столицей Османской империи.

По сути Византия являлась единственной страной, в которой феодальные отношения развились напрямую из позднеримских. Социально-экономическое развитие империи определялось следующими особенностями:

в Византии верховным собственником земли считался император; обширными землями напрямую распоряжались казна или императорская семья.

Их площадь была настолько велика, что не всегда хватало рабочих рук для их обработки. Поэтому государственные и императорские земли сдавались в длительную аренду. Императорская, государственная собственность на землю сближает Византию со странами Востока.

Распространённым явлением были пожалования земель за военную или государственную службу.

Формы феодального землевладения в Византии имели существенные отличия от таковых в Западной Европе. Например, во владение на условиях обязательной службы могла передаваться не собственно земля, а право взимания налогов на этой территории. Государство могло конфисковать пожалованные владения. Византийские феодалы не имели права высшего суда в своих владениях.

Основная масса феодальных пожалований не была наследственной. В Византии не было западной сеньориально-вассальной иерархии. Все феодалы находились под контролем центральной власти.

Военная организация также была государственной. У феодалов не было собственных крупных военных отрядов. Окружение феодалов не было связано с ними правовыми или поземельными узами.

Со временем в Византии развились различные виды собственности.

Помимо императорской, государственной, условно-феодальной, существовала собственность крестьянских общин, индивидуальная крестьянская собственность.

Значительную часть населения Византии составляли свободные общинники.

В то же время существовали и различные категории зависимого крестьянства.

По сравнению с Западной Европой Византии являлась «страной городов».

Но византийские города были напрямую связаны с центральной властью. Они никогда не находились под управлением крупных феодалов.

Развитие феодальной иерархии в Западной Европе привело к возникновению системы наследственных титулов. Это укрепляло внутренние связи феодального сословия. В Византии титул давался только пожизненно. Он не был наследственным. Распределение титулов и чинов занимался исключительно император. Он определял место человека в среде аристократии.

Для Средневековья чрезвычайно привлекательными оставались

идея и образ империи. Монархи Западной Европы мечтали о восстановлении Римской империи. Видели в ней идеальную модель государства. Византии же не требовалось мечтать. Она являлась прямой наследницей позднеримской имперской традиции. Византийский император являлся автократором (самодержцем). Его система власти – абсолютной и универсальной.

Императору принадлежала верховная власть над Ойкуменой – землёй, страной и её подданными. Он был как верховным светским правителем, так и высшим религиозным авторитетом – наместником Бога на земле. Император являлся центральным образом византийской ментальности. В первую очередь он олицетворял вселенскую власть и мощь империи.

Неудивительно, что символы власти византийских императоров были заимствованы в одеяниях и церемониях правителей Европы. Император являлся сакральной фигурой. Все дворцовые церемонии указывали на духовную связь между царём земным и Царём Небесным. Трон императора Византии был двухместным. Одно сиденье занимал земной владыка.

На другом находился крест, который символизировал присутствие Христа.

Император отожествлялся с наместником Бога, который наделял подданных всеми благами и являлся верховным судьёй.

Император имел право казнить и миловать. Отбирать и предоставлять имущество. Смещать и назначать на государственные посты. В то же время император был верховным блюстителем закона. Однако стоял выше него.

Интересно, что в Византии – автократическом государстве – была проведена самая полная кодификации римского права. Через столетия, когда в Европе заговорят от демократизации государственного и общественного устройства, именно оно станет основой европейского права.

Хотя в Византийской империи и существовало зафиксированное право,

права обычных людей были ограничены центральной властью. Центр сконцентрировал в своих руках и функции контроля.

Прежде всего власть «творилась» в столице. Здесь издавались законы, готовились все важнейшие документы, здесь находилась основная администрация. Отсюда в провинции рассылались сборщики налогов.

Таким образом, Византийская цивилизация является прямой наследницей цивилизации Древнего Рима. История Византии насчитывает более 1000 лет – с момента переноса столицы в Константинополь до падения Второго Рима в 1453 году. Византийский феодализм сочетал черты как европейской, так и восточной систем правоотношений. Система власти Византии была централизованной. Она строилась вокруг фигуры императора и политического центра – Константинополя.

videouroki.net

Византия и византийская империя: история, религия, культура, искусство | Путешествия во времени

Где находится Византия
  • История Византии

  • Падение Византии

  • Культура Византии

  • Религия Византии

  • Искусство Византии

  • Византия, видео
  • То великое влияние, какое оказала в эпоху мрачного средневековья Византийская империя на историю (а также религию, культуру, искусство) многих европейских стран (включая нашу) трудно охватить в рамках одной статьи. Но мы все же попробуем это сделать, и максимально рассказать вам об истории Византии, ее быте, культуре и многом другом, одним словом, с помощью нашей машины времени отправить вас во времена высочайшего расцвета Византийской империи, итак устраивайтесь поудобнее и поехали.

    Где находится Византия

    Но прежде чем отправится в путешествие во времени, сперва давайте разберемся с перемещением в пространстве, и определим где же находится (точнее находилась) Византия на карте. На самом деле в разные моменты исторического развития границы Византийской империи постоянно менялись, расширяясь в моменты развития и сокращаясь в периоды упадка.

    Например, на этой карте Византия показана в период своего расцвета и как мы видим в те времена она занимала всю территорию современной Греции и Турции, часть территории современной Болгарии и Италии и многочисленные острова в Средиземном море.

    В эпоху правления императора Юстиниана территория Византийской империи была еще больше, и власть византийского императора простиралась также на Северную Африку (Ливию и Египет), Ближний Восток, (в том числе славный город Иерусалим). Но постепенно их оттуда начали вытеснять сперва персы, с которыми Византия на протяжении веков находилась в состоянии перманентной войны, а затем и воинственные арабские кочевники, несущие в своих сердцах знамя новой религии – ислама.

    А здесь на карте показаны владения Византии в момент ее упадка, в 1453 году, как видим в это время ее территория сократилась до Константинополя с окрестными территориями и части современной Южной Греции.

    История Византии

    Византийская империя является наследницей другой великой империи – Римской. В 395 году, после смерти римского императора Феодосия І произошло разделение Римской империи на Западную и Восточную. Разделение это было вызвано политическими причинами, а именно у императора было два сына, и вероятно, чтобы никого из них не обделить старший сын Флавий стал императором Восточной римской империи, а младший сын Гонорий – соответственно императором Западной римской империи. Сперва разделение это было чисто номинальным, и в глазах миллионов граждан сверхдержавы античности это была все та же одна большая Римская империя.

    Но как мы знаем постепенно Римская империя стала клониться к своей гибели, чему в немалой степени способствовали как упадки нравов в самой империи, так и волны воинственных варварских племен, то и дело накатывавшие на границы империи. И вот уже в V веке Западная римская империя окончательно пала, вечный город Рим был захвачен и разграблен варварами, в эпохи античности пришел конец, наступило средневековье.

    Но Восточная римская империя благодаря счастливому стечению обстоятельств уцелела, центр ее культурной и политической жизни сконцентрировался вокруг столицы новой империи Константинополя ставшего в средние века самым большим городом в Европе. Волны варваров прошли стороной, хотя, разумеется, тоже имели свое влияние, но например, от свирепого гуннского завоевателя Аттилы правители Восточной римской империи благоразумно предпочли откупиться золотом, нежели воевать. Да и разрушительный порыв варваров был направлен именно на Рим и Западную римскую империю, что спасло империю Восточную, из которой после падения империи Западной в V веке и образовалось новое великое государство Византия или Византийская империя.

    Хотя население Византии и состояло преимущественно из греков, они всегда ощущали себя наследниками великой Римской империи и называли соответственно – «ромеями», что по-гречески значит «римлянами».

    Уже с VI века при правлении блистательного императора Юстиниана и его не менее блистательной супруги Феодоры (на нашем сайте есть интересная статья об этой «первой леди Византии», переходите по ссылке) Византийская империя начинает потихоньку отвоевывать территории занятые в свое время варварами. Так византийцами у варваров лангобардов были захвачены значительные территории современной Италии, некогда принадлежавшие Западной римской империи, власть византийского императора простирается и в северную Африку, тамошний город Александрия становится важным экономическим и культурным центром империи в этом регионе. Военные походы Византии простираются и на Восток, где протяжении нескольких веков идут непрерывные войны с персами.

    Само географическое положение Византии, раскинувшей свои владения сразу на трех континентах (Европе, Азии, Африке) сделало из Византийской империи своеобразный мостик между Западом и Востоком, страной, в которой смешались культуры разных народов. Все это наложило свой отпечаток на общественную и политическую жизнь, религиозно-философские идеи и конечно же искусство.

    Условно историю Византийской империи историки разделяют на пять периодов, приведем их краткое описание:

    • Первый период первоначального расцвета империи, ее территориальных экспансий при императорах Юстиниане и Ираклии продлился с V по VIII век. В этот период происходит активный рассвет византийской экономики, культуры, военного дела.
    • Второй период начался с правления византийского императора Льва ІІІ Исавра, он продлился с 717 по 867 год. В это время империя с одной стороны достигает величайшего развития своей культуры, но с другой он омрачается многочисленными смутами, в том числе религиозными (иконоборчеством), о чем напишем детальнее дальше.
    • Третий период характеризуется с одной стороны окончанием смут и переходу к относительной стабильности, с другой постоянными войнами с внешними врагами, он продлился с 867 по 1081 год. Интересно, что в этот период Византия активно воюет со своими соседями болгарами и нашими далекими предками, русичами. Да, именно на этот период приходятся походы наших Киевских князей Олега (Вещего), Игоря, Святослава на Царьград (как на Руси называли столицу Византии Константинополь).
    • Четвертый период начался с правления династии Комнинов, первый император Алексей Комнин взошел на византийский престол в 1081 году. Также этот период известен как «Комнинское возрождение», название говорит само за себя, в этот период Византия возрождает свое культурное и политическое величие, несколько поблекшее после смут и постоянных войн. Комнины оказались мудрыми правителями, умело балансируя в тех непростых условиях, в которых оказалась Византия в то время: с Востока границы империи все активнее теснили турки-сельджуки, с Запада дышала католическая Европа, считающая православных византийцев отступниками и еретиками, что немногим лучше неверных мусульман.
    • Пятый период характеризуется упадком Византии, приведшем, в результате, к ее гибели. Он продлился с 1261 года по 1453 год. В этот период Византия ведет отчаянную и неравную борьбу за выживание. Набравшая силу Османская империя, новая, на этот раз мусульманская сверхдержава средневековья, окончательно смела Византию.

    Падение Византии

    Каковы же основные причины падения Византии? Почему империя, владевшая такими обширными территориями и таким могуществом (как военным, так и культурным) пала? В первую очередь самой важной причиной стало усиление Османской империи, по сути, Византия стала одной их первых жертв, впоследствии османские янычары и сипахи немало нервов потреплют и многим другим европейским народам, дойдя даже до Вены в 1529 году (откуда их выбили только объединенными усилиями австрийские и польские войска короля Яна Собеського).

    Но помимо турков Византия имела и ряд внутренних проблем, постоянные войны измотали эту страну, многие территории, которыми она владела в прошлом, оказались потерянными. Сказался и конфликт с католической Европой, вылившийся в четвертый крестовый поход, направленный не против неверных мусульман, а таки против византийцев, этих «неправильных православных христиан-еретиков» (с точки зрения католиков-крестоносцев, разумеется). Стоит ли говорить, что четвертый крестовый поход, результатом которого стало временное завоевание Константинополя крестоносцами и образование так званой «Латинской республики» был еще одной важной причиной последующего упадка и падения Византийской империи.

    Также падению Византии немало поспособствовали и многочисленные политические смуты, сопровождавшие заключительный пятый этап истории Византии. Так, например, византийский император Иоанн Палеолог V, правивший с 1341 по 1391 годы, свергался с престола целых три раза (интересно, что сперва своим свекром, потом сыном, потом внуком). Турки же умело использовали интриги при дворе византийских императоров в своих корыстных целях.

    В 1347 году по территории Византии прокатилась самая страшная эпидемия чумы, черной смерти, как называли эту болезнь в средние века, эпидемия унесла примерно треть жителей Византии, что стало еще одной причиной ослабления и падения империи.

    Когда стало понятно, что турки вот-вот сметут Византию, последняя стала вновь искать помощи у Запада, но с католическими странами, а также римским папой отношения были более чем натянуты, на помощь пришла только Венеция, чьи купцы выгодно торговали с Византией, а в самом Константинополе был даже целый венецианский купеческий квартал. В это же время Генуя, бывшая торговым и политическим противником Венеции, наоборот всячески помогала туркам и была заинтересована в падении Византии (в первую очередь с целью доставить проблем своим торговым конкурентам венецианцам). Одним словом, вместо того, чтобы сплотится и помочь Византии устоять под ударом турков-осман, европейцы преследовали свои личные интересы, горстка венецианских солдат и добровольцев, все же отправленная на помощь осажденному турками Константинополю уже ничего сделать не могла.

    Осада Константинополя турками.

    29 мая 1453 года древняя столица Византии, город Константинополь пал (впоследствии был переименован турками в Стамбул), вместе с ним пала и некогда великая Византия.

    Культура Византии

    Культура Византии является продуктом смешение культур многих народов: греков, римлян, евреев, армян, египетских коптов и первых сирийских христиан. Самой яркой частью византийской культуры является ее античное наследие. Многие традиции времен античной Греции сохранились и преобразились в Византии. Так разговорным письменным языком граждан империи был именно греческий. Города Византийской империи сохранили греческую архитектуру, устройство византийских городов, опять таки позаимствовано из античной Греции: сердцем города была агора – широкая площадь, на которой проходили народные собрания. Сами города были обильно украшены фонтанами и статуями.

    Лучшие мастера и архитекторы империи возводили дворцы византийских императоров в Константинополе, самым знаменитым среди них является Большой императорский дворец Юстиниана.

    Остатки этого дворца на средневековой гравюре.

    В византийских городах активно продолжали развиваться античные ремесла, шедевры тамошних ювелиров, мастеров, ткачей, кузнецов, художников, ценились по всей Европе, мастерство византийских мастеров активно перенимали представители других народов, в том числе славян.

    Большое значение в общественной, культурной, политической и спортивной жизни Византии имели ипподромы, где проходили гонки на колесницах. Они для ромеев были примерно тем же, чем для многих сегодня является футбол. Были даже свои, говоря современным, языком фан-клубы болевшие за ту или иную команду колесничих гончих. Подобно тому, как современные футбольные фанаты ультрас, болеющие за разные футбольные клубы время от времени устраивают драки и потасовки между собой, также большими охочими к этому делу были и византийские фанаты гонок на колесницах.

    Но помимо просто беспорядков, разные группировки византийских фанатов, имели и сильное политическое влияние. Так однажды рядовая потасовка болельщиков на ипподроме привела к крупнейшему в истории Византии восстанию, известному под именем «Ника» (буквально «побеждай», таким был лозунг восставших фанатов). Восстание болельщиков «Ника» чуть не привело к свержению императора Юстиниана. Лишь благодаря решительности его супруги Феодоры и подкупу лидеров восстания, его удалось подавить.

    Ипподром в Константинополе.

    В юриспруденции Византии безраздельно господствовало Римское право, доставшееся в наследие от Римской империи. Причем именно в Византийской империи теория римского права приобрела свою окончательную форму, были сформированы такие ключевые понятия как закон, право, обычай.

    Экономика в Византии также во многом была обусловлена наследием Римской империи. Каждый свободный гражданин платил в казну налоги со своего имущества и трудовой деятельности (подобная налоговая система практиковалась и в древнем Риме). Высокие налоги часто становились причиной массовых недовольств, а то и смут. Византийские монеты (известны как ромейская монета) обращались по всей Европе. Эти монеты были очень похожи на римские, но византийские императоры внесли в них лишь ряд незначительных изменений. Первые монеты, которые стали чеканиться в странах западной Европы, в свою очередь были подражанием ромейским монетам.

    Так выглядели монеты в Византийской империи.

    Большое влияние на культуру Византии имела, конечно же, религия, о чем читайте дальше.

    Религия Византии

    В религиозном плане Византия стала центром православного христианства. Но перед тем, именно на ее территории образовались самые многочисленные общины первых христиан, которые весьма обогатили ее культуру, особенно в части строительства храмов, а также в искусстве иконописи, которое зародилось именно в Византии.

    Постепенно христианские храмы стали центром общественной жизни византийских граждан, оттеснив в этом плане античные агоры и ипподромы с их буйными фанатами. Монументальные византийские церкви, построенные в V-X веках, сочетают в себе как античную архитектуру (у которой христианские зодчие много чего позаимствовали) так и уже христианскую символику. Самым прекрасным храмовым творением в этом плане с полным правом может считаться церковь святой Софии в Константинополе, преобразованная впоследствии в мечеть.

    Искусство Византии

    Искусство Византии было неразрывно связано с религией, и самым прекрасным, что оно дало миру, было искусство иконописи и искусство мозаичных фресок, которыми украшались многие храмы.

    Правда с иконами была связана одна из политически-религиозных смут в истории Византии, известная как Иконоборчество. Так называлось религиозно-политическое течение в Византии считающие иконы идолами, а значит подлежащими истреблению. В 730 году император Лев ІІІ Исавр официально запретил почитание икон. В результате тысячи икон, а также мозаик были уничтожены.

    Впоследствии власть сменилась, в 787 году на трон взошла императрица Ирина, которая вернула обратно почитание икон, и искусство иконописи возродилось с прежней силой.

    Художественная школа византийских иконописцев задала традиции иконописи для всего мира, в том числе большим было ее влияние и на искусство иконописи в Киевской Руси.

    Византия, видео

    И в завершение интересное видео об Византийской империи.


    travel-in-time.org

    Византийская империя кратко — Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени

     

    Византийская империя, кратко говоря – это государство, появившееся в 395 году, после распада Великой Римской империи. Она не выдержала нашествия варварских племен и разделилась на две части. Меньше чем через столетие после своего распада, Западная Римская империя перестала существовать. Но она оставила после себя сильную преемницу – Византийскую империю. Римская империя просуществовала 500 лет, а ее восточная наследница – более тысячи, с 4 по 15 века.
    Изначально Восточная Римская империя именовалась «Романией». На Западе долгое время ее называли «греческой империей», поскольку большую ее часть составляло греческое население. Но сами жители Византии называли себя римлянами (по-гречески – ромеями). Только после падения в 15 веке, Восточную Римскую империю стали называть «Византией». 

    Это название произошло от слова Византий – так сначала назывался Константинополь, столица империи.
    Византийская империя, кратко говоря, занимала огромную территорию – почти 1 млн. кв. километров. Она располагалась на трех континентах – в Европе, Африке и Азии.
    Столица государства – город Константинополь, основанный еще во времена Великой Римской империи.  Сначала это была греческая колония Византия. В 330 году император Константин переносит сюда столицу империи и называет город своим именем – Константинополем. В Средние века он был самым богатым городом в Европе.


    Византийской империи не удалось избежать вторжения варваров, но таких потерь, как запад Римской державы, она избежала благодаря мудрой политике. Например, славянским племенам, участвующим в великом переселении народов, было разрешено расселиться на окраинах империи. Таким образом, Византия получала заселенные границы, население которых было щитом против остальных захватчиков.
    Основу экономики Византии составляло производство и торговля. В ее состав входило множество богатых городов, которые производили практически все товары. В V – VIII веках наступает время расцвета византийских портов. Сухопутные дороги стали небезопасными для купцов из-за длительных войн в Европе, поэтому морской путь становился единственным возможным.
    Империя была многонациональной страной, поэтому культура отличалась поразительным разнообразием. Основу ее составляла античное наследие.
    30 мая 1453 года, после двух месяцев упорного сопротивления армии турок, Константинополь пал. Так закончилась тысячелетняя история одной из великих держав мира. 

    Византийская империя

    antiquehistory.ru

    Византия. Раннее Средневековье в Западной Европе

    Похожие главы из других работ:

    Внешнеторговые связи древнерусского государства

    1. Русь и Византия

    Налаживание тесных связей с Византией, крупнейшей державой торгового мира, имело для Руси не только политическое, но и большое экономическое значение. Империя имела большой вес, рынки приносили хорошую прибыль…

    Внешняя политика Киевской Руси

    1. Князья Олег и Игорь. Русь и Византия

    Киевская Русь — первое устойчивое крупное государственное объединение восточных славян периода феодализма. Центром объединения стало племя полян, которое во второй половине IX века было наиболее сильным в экономическом отношении…

    Внешняя политика киевской Руси: взаимоотношение с Византией и европейскими государствами

    1. Русь и Византия

    Византийская империя в политическом и культурном отношениях была главной силой средневекового мира, по крайней мере, до эпохи крестовых походов…

    Внешняя торговля Киевской Руси

    2. Южное направление во внешней торговле России (Византия)

    Помимо Церкви, князей и армии еще одна социальная группа Киевской Руси находилась в постоянных взаимоотношениях с византийцами: купечество. Мы знаем, что русские купцы в большом количестве приезжали в Константинополь с начала десятого века…

    Герб России

    Россия и Византия

    А теперь посмотрим в исторической ретроспективе на некоторые важные события в жизни двух стран — Византии и России, — имеющие отношение к двуглавому орлу…

    Киевская Русь

    2.1 Русь и Византия

    Особое место в международных отношениях Древнерусского государства занимала Византия. Источники сообщают об успешном морском походе русских на Константинополь в 907 г. в княжение Олега (882-912). После него был заключен письменный договор в 911 г…

    Крестовые походы и их роль в мировой истории

    Глава 1. Европа, Византия и исламский мир во второй половине XI века

    Средневековое образование

    Начальное образование в средние века — средневековая Византия

    Традиционно важную роль играло в Византии домашнее обучение и воспитание. Для основной массы населения это был способ получить начальное христианское образование. Дети с помощью родителей осваивали трудовые навыки…

    hist.bobrodobro.ru

    Средневековое государство в Византии из книги «История государства и права зарубежных стран»


    Средневековое государство в Византии

    Византийское государство оформилось в результате отделения восточной части Римской империи в конце IV в. н.э. Оно просуществовало свыше тысячи лет, вплоть до разгрома в 1453 г. ее столицы Константинополя в ходе турецкого нашествия.
    Развитие Византийского государства, отличавшееся самобытностью, прошло несколько этапов. Первый этап (IV — середина VII в.) был периодом разложения рабовладельческого строя, зарождения в недрах византийского общества элементов раннефеодаль-ных отношений. Государство этого периода представляло централизованную монархию с развитым военно-бюрократическим аппаратом, но с некоторыми ограничениями власти императора. Второй этап (с конца VII до конца XII в.) был периодом формирования феодальных порядков. В это время государство приобретает законченные черты своеобразной формы неограниченной монархии, отличной от деспотических монархий Востока и монархий феодального Запада. Императорская власть В Византии достигает наивысшего уровня. Наконец, на третьем этапе (XIII—XV вв.) происходит углубление политического кризиса византийского общества, вызванного усилением процесса его феодализации в условиях нарастания турецкой военной агрессии. Этот период характеризуется резким ослаблением византийского государства и его фактическим распадом в XIII—XIV вв., что привело его в XV в. к гибели.
    Византия оказала значительное влияние на политическое развитие народов Южной и Восточной Европы, а также Закавказья. Она долгое время была хранителем и проводником государственно-правового наследия античности. Восприятие феодальными государствами Болгарии, Сербии, Киевской Руси и Грузии обширного культурного наследия Византийского государства способствовало их прогрессивному развитию.

    Общественный строй. Специфические черты развития византийского средневекового общества проявляются уже на первом этапе его развития. Процесс разложения рабовладельческих порядков носил в Византии замедленный характер. Относительно высокий уровень развития товарно-денежных отношений, длительное сохранение сильных экономических и политических позиций многочисленных византийских городов (Антиохии, Александрии, Дамаска, Константинополя и др.) содействовали политической стабильности Византии и сдерживали процесс распада рабовладельческого строя.
    Господствующий класс Византии IV—VII вв. был неоднороден. Ведущие экономические и социальные позиции в Византии занимали старая сенаторская аристократия и провинциальная знать, базу господства которых составляла крупная частная собственность на землю рабовладельческого типа. Наряду с ними высокое место в социальной структуре византийского общества занимала городская муниципальная верхушка крупных городов империи, особенно столицы — Константинополя.
    Состав эксплуатируемой части византийского общества также отличался значительной разнородностью. На низшей ступени социальной лестницы находились рабы. Их правовое положение, определяемое нормами позднеримского права, резко отличалось от положения различных категорий свободных. К последним относились прежде всего свободные крестьяне-землевладельцы. Сохранение в IV—VI вв. свободного крестьянства — важная особенность общественного строя Византии. Свободные крестьяне жили соседскими общинами и обладали правом частной собственности на землю. Они эксплуатировались непосредственно Византийским государством: уплачивали поземельную подать и несли разного рода тяжелые имущественные и личные повинности. Широко использовалась в Византии этого периода и позднеримская форма эксплуатации крестьян — колонат. Византийское законодательство разделяло колонов на свободных и «приписных». Вынужденные арендовать землю у крупных землевладельцев, колоны находились в за.’ висимом от своих господ положении. Особенно тяжелым было положение «приписных» колонов: они были прикреплены к земле. Свободные и «приписные» колоны несли повинности как в пользу своих господ, так и в пользу государства. Положение обеих категорий византийских колонов резко ухудшается в VI в.
    Общественный строй Византии претерпевает серьезные изменения в ходе острейшего политического и социального кризиса конца VI — первой половины VII в. Арабское нашествие, вторжение варваров, сопровождаемые их массовым оседанием на территории империи, разрушение и упадок многих городов ускорили ломку рабовладельческих и образование феодальных порядков в Византии. В войнах и социальных столкновениях погибла значительная часть представителей тех социальных групп, которые господствовали в Византии в предшествующем периоде. Вместе с тем сохранение государственных форм собственности, общинного землевладения и огромная распространенность неограниченной частной собственности на землю и в последующие века серьезно замедляли формирование новой феодальной собственности и, кроме того, развитие эксплуатации византийского крестьянства.
    Только к Х в. возобладала тенденция к созданию феодальной сеньориальной системы, основанной на труде зависимого от земельных магнатов крестьянства при сохранении, однако, контроля со стороны государства. Основные же формы феодального землевладения — условные земельные пожалования в виде иронии, арифмоса — утверждаются еще позже, в XI—XII вв. Так, наиболее известный феодальный институт — прения, расцвет которого приходится На XII—XIII вв., представлял собой различные виды земельных пожалований прониару от государства на условиях несения службы, обычно на время жизни прониара или императора.
    Замедленный характер развития феодальных отношений определил особенности социального состава господствующего класса византийского общества на втором этапе его развития. Господствующий класс в это время состоял из разнородных социальных слоев: сановных светских и церковных чинов, местной военно-служилой знати и общинной верхушки, выделившейся из зажиточного крестьянства. Все эти силы долгое время не были консолидированы и не складывались в замкнутые сословия. Наследственная вассально-сеньориальная система, характерная для развитого феодального строя, начинает складываться в Византии только к XI—XII вв. Незавершенность развития феодального сеньориального строя обусловила относительную слабость византийской землевладельческой знати. Ведущее место в структуре господствующего класса Византии принадлежало столичной знати и высшему чиновничеству империи, остро соперничающим с военно-землевладельческой провинциальной знатью.
    И во втором периоде развития Византийского государства сохранялись многочисленные различия в правовом положении отдельных слоев трудового населения. В Византии формирование класса феодально-зависимого крестьянства растянулось на длительное время. В империи по-прежнему сохранялась значительная категория свободных крестьян-общинников, а также особая прослойка государственных крестьян, сидевших на землях, принадлежавших казне и императору. Обе эти категории крестьян эксплуатировались главным образом в централизованной форме посредством государственной налоговой системы. Податные крестьяне, сидящие на государственных землях, фактически становятся в это время крепостными: приписываются к казне и теряют свободу передвижения. Они должны были платить канон — поземельный налог, подушный налог, государственную хлебную ренту, налог на скот. Особенно разорительной для крестьян-общинников стала обязанность уплачивать налоги за выморочные и брошенные земли соседей.
    С XI—XII вв. идет неуклонный рост числа частновладельческих крестьян за счет крестьян свободных и даже государственных, что свидетельствует о формировании в Византии землевладения феодального типа. Частновладельческие византийские крестьяне именовались париками. Они не имели права собственности на землю и рассматривались как наследственные держатели своих наделов, были обязаны выплачивать господину ренту в отработочной, натуральной, денежной формах. В отличие от государственных крестьян они не были прикреплены к земле вплоть до XIII—XIV вв.
    Низшее положение в византийском обществе, как и ранее, занимали рабы. Длительное сохранение рабовладения составляло характерную черту общественного строя Византии. Рабский труд широко использовался в домашнем хозяйстве византийской знати. Слуги — рабы константинопольских вельмож исчислялись сотнями. В Х—XI вв. социальное положение византийских рабов несколько улучшается, они, например, получают право заключать церковный брак. Пресекается обращение свободных в рабство. Рабов нередко переводят на положение париков. В XI—XII вв. усилилась тенденция к стиранию граней между рабами и другими категориями эксплуатируемых классов Византии.

    Государственный строй. Византийское государство IV—VII вв. унаследовало, с теми или иными особенностями, основные черты государственного строя позднеримской империи. Во главе государства стоял император, наследник власти римских цезарей. Он обладал всей полнотой законодательной, судебной и исполнительной власти и являлся верховным покровителем и защитником христианской церкви. Византийская православная церковь играла огромную роль в укреплении авторитета императора.
    Именно церковь разработала и освятила официальную доктрину божественного происхождения императорской власти и проповедовала единение государства и церкви, духовной и мирской власти (их симфонию). В отличие от католической (западной) византийская церковь в гораздо большей мере экономически и политически зависела от императора, так как существовала в условиях мощного централизованного государства.
    Ранневизантийская церковь была прямо подчинена императору. Наиболее полновластно вмешивался в руководство делами церкви император Юстиниан 1, нередко обращавшийся с высшими церковными иерархами (епископами и патриархами) как со своими чиновниками.
    Власть византийского императора в IV—VII вв. не была произвольной. При всей широте полномочий императора она умерялась необходимостью следовать «общим законам» империи и особенно отсутствием принципа наследственности престола. Новый византийский император избирался сенатом, «народом Константинополя» и армией, роль которой в избрании императора Византии неуклонно падала.
    Важным фактором политической жизни Византийского государства этого времени было одобрение кандидатуры императора «народом Константинополя». Еще в IV в. императорским указом «народу Константинополя» — различным социальным слоям и группировкам населения столицы, собиравшимся на константинопольском ипподроме, было предоставлено право выражать просьбы и предъявлять императору требования. На этой основе в Византии возникли особые политические организации — так называемые городские партии (димы). Социальную опору двух наиболее крупных димов — они назывались «голубые» и «зеленые» — составляли различные группировки господствующего класса. Первых поддерживала сенаторская и муниципальная аристократия, вторых — торгово-финансовая верхушка византийских городов. Димы имели определенную организацию и даже вооруженные отряды. В V в. аналогичные организации по типу столичных димов были созданы и в других городах Византийской империи. Они превратились с течением времени в своего рода общеимперские организации, тесно связанные друг с другом. В IV—VI вв. роль димов в политической жизни была значительной. Византийские императоры должны были нередко делать ставку в своей политике на одну из названных партий.
    Другим фактором, сдерживающим самовластие императора, являлось наличие особого государственного органа византийской аристократии — константинопольского сената. В сенате могли рассматриваться любые дела империи. Его влияние обеспечивалось самим составом сената, включавшим практически всю правящую верхушку господствующего класса Византии. К V в. число сенаторов составляло 2 тыс. человек. Обсуждение государственных дел сенатом, а также его право участвовать в избрании нового императора обеспечивало византийской аристократии известную долю участия в руководстве делами империи.
    Именно поэтому ранневизантийские императоры, включая наиболее могущественного Юстиниана 1, признавали в законодательных актах необходимость «согласия великого сената и народа». Это свидетельствует об устойчивости некоторых политических традиций, сохраняющихся со времен республиканской государственности.
    С VIII в. начинается новое укрепление центральной власти Византии. Оно надолго определило пути развития византийской государственности. Базой централизации и широкой завоевательной политики Византии в IX—Х вв. послужила стабилизация экономики на новой феодальной основе. Византийское государство, достигшее наивысшего развития во время правления Македонской династии (867—1057 гг.), стремилось контролировать с помощью огромного бюрократического аппарата все стороны экономической, политической и культурной жизни страны. Жестко централизованный характер империи резко отличал Византию от современных ей феодальных государств Европы.
    В VIII в. политические организации и учреждения, ранее сдерживавшие всевластие византийского императора, приходят в упадок или полностью ликвидируются. С IX в. даже номинальное провозглашение императора «народом Константинополя» прекращается. Политическая роль константинопольского сената, упавшая еще в конце VII в., окончательно сводится на нет императорским указом конца IX в., лишившим сенат права участия в законодательстве империи.
    Единственной крупной политической силой в Византийском государстве остается православная (греческая) церковь. Ее авторитет и влияние укрепляются. В частности, возрастает роль главы церкви константинопольского патриарха в общественно-политической жизни Византии. Патриархи нередко становятся регентами малолетних императоров и непосредственно вмешиваются в поли-тическ-ую борьбу за трон, пользуясь тем, что единственной процедурой, узаконивающей «поставление на царство», становится с VII в. венчание императора патриархом в храме Св. Софии. Однако и в это время византийской церкви не удалось добиться независимости от императорской власти. Император сохранил право выбирать патриарха из трех кандидатов, рекомендованных церковными иерархами, и низлагать неугодного патриарха.
    Укрепление основ императорской власти в VIII—IX вв. сопровождалось изменением ее атрибутов. За византийскими императорами окончательно утверждаются греческие титулы василев-са (царя) и автократора (самодержца). Культ императора-василев-са достигает невиданных ранее размеров. Божественный император считался владыкой вселенной (Ойкумены). Его прерогативы были неограниченными. Василеве издавал законы, назначал и смещал высших чиновников, являлся верховным судьей и командующим армией и флотом.
    Характерно, что при такой всевластности его положение не было очень прочным. Примерно половина всех византийских императоров была лишена власти насильственно. Система престолонаследия длительное время у византийцев отсутствовала: сын ва-силевса не рассматривался обычаем как обязательный законный наследник. Императором делало не рождение, а «божественное избрание». Поэтому императоры широко практиковали институт соправителей, выбирая, таким образом, еще при жизни наследника, принцип законного престолонаследия начинает утверждаться в Византии только с конца XI в.
    Традиционализм, рутина церемониалов, отработанных до мельчайших подробностей и освященных обычаем, серьезно сковывали личные возможности императоров. Их реальная власть, по мнению ряда исследователей, начинает неуклонно ослабевать. Этому способствовали новые тенденции, порожденные воздействием феодальных отношений. По мере развития в Византии феодализма между императорами и крупными феодальными землевладельцами (ди-натами) складываются новые для византийской государственной практики сеньориально-вассальные отношения. Начиная с Х в. византийский самодержец нередко вынужден заключать феодальные договоры с некоторыми своими подданными — динатами, беря на себя обязанности феодального сеньора.
    Для государственного строя Византии на основных этапах его развития характерно наличие огромного бюрократического аппарата, как центрального, так и местного. В его основе лежали начала строгой иерархии. Все византийское чиновничество было разделено на ранги (титулы). Их система была глубоко разработана. В Х в. в византийской «табели о рангах» насчитывалось 60 таких рангов. Центральное управление империей сосредоточивалось в Государственном совете (консистории, а позднее синклите). Это был высший орган при императоре, руководивший текущими делами государства. Его функции не были четко определены, и на практике он играл немалую политическую роль. Государственный совет состоял из высших государственных и дворцовых чинов, являющихся ближайшими помощниками императора. В их число входили два префекта претория, префект Константинополя, магистр и квестор дворца, два комита финансов. Эти высшие чиновники империи обладали обширными полномочиями, в том числе судебными. Так, два префекта претория являлись высшими руководителями местного государственного аппарата; префект Константинополя являлся гражданским правителем столицы и председателем сената.
    Важные функции имели и высшие дворцовые чины: магистр — начальник дворца и квестор — главный юрист и председатель консистория. Они осуществляли непосредственно управление делами империи с помощью разветвленного бюрократического аппарата. Общая численность византийских чиновников в это время была огромной. Только в ведомствах двух префектов претория служило не менее 10 тыс. гражданских чиновников.
    Роль центрального государственного аппарата возросла в IX— XI вв. Государственный бюрократический аппарат в эту пору контролировал все сферы политической, экономической и даже культурной жизни Византии. Его структура стала еще более сложной и громоздкой. Количество ведомств («секретов») увеличилось до 60. С IX в. вследствие роста императорского хозяйства и двора усложняется дворцовая администрация. Различия между государственными ведомствами и дворцовыми службами становятся все менее четкими. Дворцовая администрация все чаще вторгается в руководство общегосударственными делами. Другая черта, характерная для центрального управления Византии этого времени, — распыление отдельных государственных функций между различными, нередко дублирующими друг друга государственными ведомствами. Так, финансовое управление было разделено с VII в. на несколько неподчиненных друг другу «секретов». Судебные функции были разделены между различными учреждениями: судом патриарха, судом городского префекта (эпарха), особым судом для дворцовых служб императора и др.

    Местное управление. Местный государственный аппарат империи в IV—VII вв. целиком базировался на позднеримской системе управления (деление на префектуры, диоцезы и провинции). Гражданская власть была отделена от военной и обладала в этот период приоритетом над последней. Во главе местного управления империи стояли два префекта претория. Эти высшие гражданские чиновники обладали широкой административной, судебной и финансовой властью. В непосредственном подчинении префектов находились гражданские правители диоцезов и провинций. Правители провинций, основного звена местного управления, наряду с обширными административными и финансовыми полномочиями обладали и судебной властью. Они являлись судьями первой инстанции по всем значительным судебным делам в пределах провинции.
    В VII в. на смену старой системе местного управления пришла новая, фемная система. Фемы возникли как военные округа и были первоначально гораздо крупнее старых провинций. Во главе фемов стояли стратиги, которые объединяли в своих руках всю полноту военной и гражданской власти. Военизация местного управления империи была следствием обострения внешнеполитической обстановки и социально-классовых антагонизмов византийского общества. В дальнейшем, с усилением феодализации византийского общества, фемная организация местного управления начинает ослабевать и в XI в. окончательно приходит в упадок.

    Армия. В IV—VII вв. армия Византии была построена на позднеримских началах, с делением на пограничные и мобильные войска. С целью ослабления угрозы захвата власти со стороны военных вождей византийские императоры практиковали раздробление высшего управления армией между пятью руководителями (магистрами). Состав византийской армии постепенно менялся. В VI— VII вв. все большую роль в армии играют контингенты варваров.
    Основу армии с началом второго периода развития византийского государства (конец VII—IX в.) составляло стратиотское (крестьянское) ополчение. В это время в Византии был создан и мощный военный флот.
    Дальнейшую трансформацию византийская армия испытала в последующих Х—XI вв. С усилением процесса феодализации стратиотское ополчение распалось. Ядром армии становится конница, состоящая из экономически и социально обособившейся стратиот-ской верхушки. Это было уже профессиональное войско, не обладающее, однако, высокой боеспособностью. Поэтому византийские императору все чаще стали прибегать к помощи наемных иноземных отрядов (главным образом из Западной Европы и Киевской Руси). В организационном отношении византийская армия, как и ранее, подразделялась на две части: столичные и местные (фемные) контингенты, причем роль и значение последних неуклонно падала.
    На рубеже XI—XII вв. высокоцентрализованное Византийское государство становится объективным тормозом, мешавшим прогрессивному развитию народов, входивших в состав Византии.
    Политический и социально-экономический кризис Византии в XIII в. и последующая гибель Византийского государства стали поэтому закономерным историческим итогом.

    Глава из книги «История государства и права зарубежных стран».,
    НОРМА -ИНФРА, М., 1998

    monsalvatworld.narod.ru

    9. Средневековая культура Византии

    В истории мировой культуры византийская цивилизация занимает выдающееся место. Она была историческим и логическим продолжением греко-римской античности, в ней осуществился своеобразный синтез западных и восточных духовных начал, она оказала огромное влияние на цивилизации Южной и Восточной Европы (особенно последней). Византия представляет собой и самоценный тип культуры, несмотря на пережитое ею воздействие сирийцев, арабов, коптов, мавров, германцев, славян, тюрков, армян, грузин, что объясняется многонациональным характером византийского государства. Византийская империя возникла в IV в. при распаде Римской Империи в ее восточной части и существовала до середины XV в. Столицей Византии был Константинополь, основанный императором Константином I в 324—330 гг. на месте бывшей мегарской колонии Византия (отсюда название государства, введенное гуманистами уже после падения империи). Фактические основания Константинополя началось обособление Византии в недрах Римской Империи (с этого времени обычно ведут историю Византии). В 396 г. произошло окончательное разделение на Восточную Римскую Империю (Византию) и Западную. Этнический состав Византии был крайне пестрым, но преобладающую рель в экономике и культуре играли греки. С XII в. до конца существования государственным языком Византии был греческий.

    Культурная периодизация Византии

    1)Первый период (IV в. — конец VII в.) — борьба христианской и античной культур, становление христианского богословия.

    2)Второй период (конец VII в. — середина IX в.) — период культурного спада, связанный с экономическим упадком и иконоборчеством.

    3)Третий период — (серед. IX—Х вв.), период культурного подъема в Константинополе и провинциях.

    4)Четвертый период (XI в. — XIIв..) —период наивысшего расцвета культуры, обусловленной урбанизацией.

    5)Пятый период (конец XII— XIII вв.)— полоса культурного спада, латинское даществие, разграбление в 1204 г. крестоносцами.

    6)Шестой период (XIV — начало XV в.)— новый подъем, зарождение гуманизма в условиях борьбы с реакцией: это ограниченный гуманизм, не свобода мысли, а борьба за античную образованность.

    В истории Византии особую роль играла христианская идеология. В нее была активно включена эстетическая сфера.

    С точки зрения становления и развития византивизма рассматривается и история Византии:

    Первый период (примерно с IV по VIII в.) включает исторические факты, подготавливающие и характеризующие византивизм. Прежде всего это этнографический переворот. Причем, если запад Римской империи был полностью поглощен германской иммиграцией, то восток сумел приспособиться к новой этнической ситуации. Борьба с готами и гуннами обернулась не столь большими потерями. Юстиниан и Гераклий — цари VI и VII вв. — смогли организовать отношения со славянами, что дало империи определенное преимущество. Славянские племена размещались по западным и восточным провинциям по свободным землям, при гарантии невмешательства во внутренние дела общины. Фактически эти племена выступали защитой.

    Второй период(VIII-IX вв.) характеризуется борьбой идей, выражавшейся в иконоборчестве. Это движение разделило империю на два лагеря, в организации которых важную роль играл и антагонизм национальностей. В 842 г. победу одержали представители лагеря иконопочитания. Это знаменовало победу эллинских и славянских элементов над восточными, азиатскими.

    Третий период(конец IX-XI вв.) характеризуется распространением византивизма на Юго-Восточную Европу. Во многом благодаря Кириллу и Мефодию славянские народы вошли в среду культурных стран Европы.

    Четвертый период (конец XI — начало XIII в.) — борьба Запада с Востоком, крестовые походы. Постепенно меняется цель крестоносных движений — вместо обретения святой Земли и ослабления могущества мусульман вожди приходят к мысли о завоевании Константинополя. Таким образом, основной целью политики царствующих особ было обеспечение состояния равновесия между враждебными империи элементами. Поэтому то заключались союзы христиан против мусульман, то наоборот. В частности, крестоносцев поразило, что на службе империи были половецкие и печенежские орды. В 1204 г. крестоносцы овладели Константинополем и поделили между собой империю.

    Пятый период(XIII — середина XV в.) — Никейская империя (в этот период главным моментом была защита православия против католического преобладания и падение империи от турецких завоевателей).

    studfiles.net