Сравните политические режимы по следующим критериям – таблица политические режимы — Сравнить политические режимы по следующим критериям: — 22 ответа
Критерии | Тоталитаризм | Авторитаризм | Демократия |
Роль государства | Государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти | Государство устанавливает жесткий контроль за политической сферой, но при этом не вмешивается во внеполитические сферы жизни | Общество контролирует власть во всех её проявлениях, государство в свою очередь регулирует соблюдение прав и свобод граждан |
Характер партийной системы | Господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил | При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, но лишь при условии их подконтрольности властям | Многопартийная политическая система |
Развитость гражданского общества | При тоталитаризме начавшее формироваться гражданское общество целенаправленно этатизируется (т.е.происходит огосударствление) | Развитое гражданское общество, признание народа в качестве субъекта власти | |
Соблюдение прав и свобод человека | Доминирующими методами управления становятся насилие, принуждение, террор | Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям, но он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению. | Государство гарантирует основные права и свободы человека |
Отношение к рыночным экономическим механизмам | Командно-административная система управления экономикой, практически полное огосударствление экономики | Ограниченное вмешательство в экономику, хотя имеется возможность влиять и на стратегию экономического развития, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования | Рыночная экономика, ограничение вмешательства государства в деятельность экономических субъектов |
Идеологическая ситуация | Принудительная идеологизация всех сторон общественной жизни | Политический лидер определяет идеологию | Диалог народа с властью, политический плюрализм (от лат. разные мнения) |
studfiles.net
Критерии. | Тоталитаризм. | Авторитаризм. | Демократия. |
Степени политической свободы(наличие прав и свобод личности). | Разрешено все,что приказано.Культивируется коллективизм(человек в условиях господства этого принципа уважаем, если он принимает общественные цели,отождествляет себя с группой). Преданность вождю, полная беспринципность,готовность выполнить любое приказание,отсутствие собственных целей и идеалов,привычка повиноваться властям. Индивидуальные достоинства, права и свобода превращаются в социальные и становятся удобными для власть имущих.Строжайшее подчинение всех и деспотия избранных. | Отчуждение масс от политики(разрешено все, что вне политики). Но в силу того, что люди испытывают потребность участия в политике, они самостоятельно формируют к ней свое отношение. Одномыслие(при тоталитаризме) — двоемыслие(при авторитаризме): неприятие официальной политики по внутреннему убеждению и вынужденное подчинение спущенным сверху решениям. | Демократия. Разрешено все, что не запрещено законом.Все взрослое население обладает политическими свободами, верховенство закона и признание неотъемлемых прав человека и личности. Равенство всех перед законом, свобода совести,слова,собраний,организаций. |
Степень принуждения и насилия. | Насилие. Абсолютная власть проявляется в самой крайней форме, прибегая к массовым репрессиям,геноциду и т. п. Осуществляется насилие не только социально — экономическое,политическое,духовное,физическое, но и идеологическое,пропагандисткое,извращающее видение мира,деформирующее религиозное сознание и блокирующее проявления здравого смысла народа. | Завуалированное и смягченное насилие(помещение неугодных и инакомыслящех в психлечебницы), в менее жестоких формах в физическом смысле (вместо массовых репрессий и расстрелов-высылка за рубеж, лишение гражданства), рагон демонстраций(не без жертв!)запрещение забастовок и т. д. | Насилия быть не может! Должны действовать принципы взаимной ответственности индивида,общества,государства друг перед другом. Действие этого принципа основано не на принуждении, а на основе развитого демократического сознания. |
Принципы организации власти(разделение власти или концентрация, всеобщие выборы или закрытый способ формирования,ответственность власти перед законом. | Отсутствие разделения властей.Господство абсолютной и бесконтрольной власти, сосредоточенной в руках одной личности. Идеалом этой власти объявляется ее могущество и неприкосновенность.Вождь тоталитарного режима недосягаем.Положение его устойчиво и укрепляется за счет отсутствия независимых от него людей | Компентентность власти и профессионализм исполнителей.Осуществляется абсолютная власть в ключевых сферах.Господствует пренебрежительное отношение к законам, которые формально декларируются, но система функционирует согласно должностным приказам и инструкциям, нередко противоречащим законам, что означает по сути- правовой нигилизм и полное бесправие. | Выборность власти, лидер избирается, получая кредит доверия и должен его оправдаь.Представительная власть избирается и контролируется народом. Она подотчетна парламенту и другим противовесам.Разделение власти на 3 независимых ветви:законодательную(Гос. дума, Совет Федераций), исполнительную (правительство), судебную(суды,прокуратура). Правозаконнасть, единство экономического и политического рынков.Власть ответственна перед законом. |
Место и роль государства. | Государство формирует любовь народа к вождю мощной целенаправленной пропагандой. Монопольная государственная собственность, жесткая дисциплина и контроль сверху всех сфер жизнедеятельности человека. Государство сводит многообразие способностей человека к нескольким простым категориям, устанавливает единые для всех стандарты. Человек превращается в средство достижения целей. | Государство осуществляет абсолютную власть в ключевых сферах. Регламентирует общественную жизнь, ведет контроль за размежеванием сил и интересов, обеспечивает строгое исполнение инструкций. Сильная власть лидера, но уже зависящая от правящей элиты. Лидер не может не учитывать ее интересы и осуществляет абсолютную власть лишь в области собственной безопасности, обороны,внешней политики, социального обеспечения,стратегического развития. Государство не допускает конкуренции в политике. | Государство не может вмешиваться в действия индивида. Исключаются законы, нацеленные на определеные группы людей. Правительство так же ограничено в своих действиях законом. Слабость демократического государства заключается в хрупкости демократии, которая нуждается в постоянном совершенствовании. Укрепление демократии — одна из важнейших целей государства. |
Зрелость гражданского общества. | Гражданское общество не развито, т. к. происходит слияние власти с народом, отсутствуют условия для саморазвития общества и личности. | Попытки создания гражданского общества, но т. к. потребности в политической деятельности у подавляющего большинства людей не удовлетворяются, то многие компенсируют удовлетворение этой потребности в других сферах и нередко — с негативными последствиями, как для личности, так и для общества(теневая экономика,мафия,экстремизм,терроризм, алкоголизм,наркомания, рост уголовной преступности и т. д.). | Постоение гражданского общества. Приоритет интересов граждан перед интересами государства.Развитие демократического сознания, сотрудничество в рамках самоорганизующихся социальных структур,сознательная дисциплина и организованность масс,приоритет культуры во всех сферах общественной жизни. Самосвобода как высшая ценность, становится гарантом, обеспечивающим право каждого беспрепятственно стремиться к осуществлению как общественных, так и личных идеалов и целей. |
Наличие оппозиции,инакомыслящих,многообразие идеалогий или господство одной из них. | В тоталитарном обществе люди превращаются в безликую массу, уничтожаются всякие связи инакомыслие,многообразие идеалогий и у людей возникает особая необходимость в бюрократии, заменяющей эти связи псевдосвязями. Все многообразие межчеловеческих отношений сводится к одной казарменной зависимости. | Терпимость власти к неподконтрольным законам в экономике и других сферах(кроме политики).Есть оппозиция, но любое инакомыслие подавляется.Многообразие идеалогий переводится из политической сферы в духовную,культурную(более свободное развитие мысли и творческой инициативы). Политическое инакомыслие — невозможно! | Существует оппозиция власти, многообразие идеологий.Споры решаютс в рамках закона, путем диалога или политической борьбы. Наличие оппозиции — стимул для партии, находящейся у власти, (стремление правящей партии к улучшению развития всех сфер жизни человека, общества). |
Существование конкурентной партийной системы или монополия одной партии. | Монополия единой партии. Отсутствие самостоятельных субъектов политики. | Авторитарная власть допускает элементы демократии, парламентскую борьбу,выборность, если это не ведет к серьезной конкуренции в политике. Монополия единой партии. | Политический плюрализм,существует конкурентная партийная система, многопартийность,наличие независимых субъектов политики, имеющих право претендовать на власть.Повышенная ответственность и нравственность партий,верховенство закона. |
domaschneee.ru
Политические режимы — контрольная работа
Исходя из вышеизложенного авторитаризм – политический режим, при котором неограниченная власть сконцентрирована в руках одного человека или группы лиц. Такая власть не допускает политической оппозиции, но сохраняет автономию личности и общества во всех неполитических сферах.
Сохраняются
авторитарные режимы с помощью аппарата
принуждения и насилия – армии.
Власть, подчинение и порядок ценятся
при авторитарном режиме правления
больше, чем свобода, согласие и участие
народа в политической жизни. Слабые
стороны авторитаризма – полная
зависимость политики от позиции
главы государства, отсутствие у
граждан возможностей предотвращать
произвол, ограниченность политического
выражения общественных интересов.
Достоинство авторитарного режима – высокая
способность обеспечивать политическую
стабильность и общественный порядок,
мобилизовать общественные ресурсы на
решение определенных задач, преодолевать
сопротивление политических противников,
а также способность решать прогрессивные
задачи, связанные с выходом страны из
кризиса.
II Тесты.
- Характерной чертой тоталитарного режима является:
а) монополия
на власть одной партии или группировки.
- Сравните политические режимы по следующим критериям:
Критерий | Тоталитаризм | Авторитаризм | Демократия |
Степень политической свободы | Массовая политическая партия одна | Правящая партия огосударствлена | Многопартийность |
Степень принуждения и насилия | Массовые политические репрессии | Осуществление тайного политического сыска | Строго регламентированы законом |
Принципы
организации власти. Место и роль государства | Всеобщий контроль и насилие. | Возникновение неконтролируемых властью областей общественной жизни. | Власть осуществляется представителями граждан, избираемыми в соответствии с законом |
Зрелость гражданского общества | Полностью отсутствуют гарантии реализации прав и свобод граждан | Права и свободы граждан провозглашаются, но не обеспечиваются | Обеспечиваются права и свободы граждан |
- Какая из причин не обуславливает воспроизводства авторитарных режимов:
- Выберите из предложенных положений гарантии функционирования демократического политического режима:
а) система контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государственных органов аппарата;
б) своевременное полное политическое информирование граждан.
- Политический режим представляет собой:
в) упорядоченное взаимодействие структур политической системы, а также совокупность методов осуществления власти и достижения политических целей.
Использованная
литература.
- Соловьев А. И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. М., 2000.
- Политология: Учебник для вузов / Под ред. М. А. Василика. М., 2004.
- Политология: Учебник / Под ред. В. С. Комаровского. М., 2002.
- Сморгунов Л. В. Современная сравнительная политология: Учебник. М., 2002. Арендт X. Истоки тоталитаризма / Пер. с англ. М., 1996.
turboreferat.ru
Электронная тетрадь Пустоваловой Елизаветы: Сравнительные показатели политических режимов
Политический режим — одна из форм политической системы общества с характерными для нее целями, средствами и методами реализации политической власти. Он дает представление о сущности государства, способах формирования политических институтов, стиле и метода управления, объемах прав и свобод человека, формах взаимодействия государства и общества.
Итак, чтобы сравнить демократический, авторитарный и тоталитарный режим, нужно разобраться, что они представляют из себя по отдельности:
1. Демократический политический режим — это политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на главные его стадии. Самыми первыми понятие «демократия» ввели греки. Сейчас демократия — самый распространенный политический режим. Примеры данного режима — современная Австрия, Швейцария, Швеция.
2. Авторитарный политический режим — это политический режим, основанный на неограниченности власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских и духовных свобод для граждан. Понятие авторитаризма ввели в обращение Франкфуртской школы. Примеры данного режима — Чили во время правления генерала Пиночета, тирании Древнего мира, Восточные деспотии.
3. Тоталитарный режим — это режим полного контроля со стороны государства над всеми сферами жизни общества и каждым человеком посредством прямого вооруженного подписания. Власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Исторически понятие «тоталитаризм» ввел президент Италии XX-го века Бенито Муссолини. Данного режима придерживались такие полит. деятели, как Гитлер и Сталин. Примеры данного режима — итальянский фашизм, советский социализм, китайский маоизм.
Данные политические режимы можно сравнить, по моим подсчетам, по 10-ти критериям:
1)Система закона
2) Права и обязанности человека
3) Полномочия глав государства
4) Принцип разделения властей
5) Представительные органы власти
6) Полномочия местных органов власти
7) Партии
8) Идеология
9) Исполнительные органы власти
10) Оппозиция
Демократический | Авторитарный | Тоталитарный | |
Система закона | Развитая система демократический законов | Система законов развита слабо | Система законов минимальна |
Права и обязанности человека | Строго прописаны в государственных документах. Разрешено все, что не является противозаконным | Разрешено все то, что не относится к политике и не является противозаконным | Разрешено только то, что указано властью. Без учета закона (т. к. см. выше) |
Полномочия глав государства | Ограничены законом строго | Мало ограничены | Не ограничены ничем (практически) |
Принцип разделения власти | Реализован | Формально существует | Полностью отвергается |
Представительные органы власти | Имеют широкие полномочия | Марионеточные | Марионеточные или отсутствуют |
Полномочия местных органов власти | Максимальный | Формально широкие | Минимальные |
Партии | Многопартийность | Массовая политическая партия одна | Одна правящая партия, огосударствлена |
Идеология | Плюрализм | Официальная идеология одна | Господствует одна идеология |
Исполнительные органы власти | Строго регламентированы законом | Осуществляют тайный политический сыск | Осуществляют массовые репрессии |
Оппозиция | Действует легально | Отрицается | Официально запрещена |
Но политическим режимами есть и сходства. Между демократией и двумя другими режимами я не нашла сходства, за то между авторитарным и тоталитарным режимом они все-таки присутствуют:
1) Для авторитарного режима, как и для тоталитарного как правило характерна малочисленность и неразвитость среднего класса
2) Для всех тоталитарных и авторитарных режимов характерна неразвитость и «недосформированность» рыночных отношений.
Вывод:
Источники информации:
Полный справочник по подготовки к ГИА(ОГЭ) П. А. Баранова,
Сайт «Википедия».
lizzieli63.blogspot.com
Сравните основные типы политических режимов по следующим критериям
Введение
Тема данной работы является чрезвычайно интересной. Форма государства стала одной из актуальных тем теории государства и права, следовательно, и классификация политических режимов на данный момент представляет большой интерес. Актуальность данной темы определяется практическими потребностями государства, так как форма государства во многом влияет на его содержание и функции.
Тоталитаризм явление особенное и важное, а поэтому и рассматривать его необходимо тщательно и отдельно от других режимов. Все политические режимы, в той или иной мере зависят друг от друга, т.к. в всегда возможны трансформации одних режимов в другие.
ХХ век одарил человечество значительным расширением горизонтов знания, достижениями научно-технического прогресса. Возможно, еще более важен уникальный опыт духовного и социального развития.
В 20-30-е годы в группе государств — СССР, Германии, Италии, затем Испании, ряде стран Восточной Европы (а позднее и Азии) — сложились политические режимы, обладавшие целым комплексом сходных признаков. Провозглашая разрыв с традициями прошлого, обещая построить на его руинах новый мир, привести народы к процветанию и изобилию, эти режимы обрушили на них террор и репрессии, втянули мир в череду кровавых войн.
Режимы, получившие название тоталитарных, постепенно сошли со сцены. Важнейшими вехами крушения тоталитаризма были 1945 год, когда потерпела крах такая его форма, как фашизм, и 1989-1991 годы, когда тоталитарные режимы в Восточной Европе, а затем и в СССР, постепенно претерпевавшие эрозию после смерти И. В. Сталина, рухнули окончательно.
Что
же представлял собой тоталитарный
феномен?
- Сущность, истоки и исторические условия формирования политического тоталитаризма. Основные признаки тоталитарного режима.
“Тоталитаризм (от лат. totalis – весь, целый, полный) – один из видов политических режимов, характеризующийся полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества”.
Первые тоталитарные режимы были сформированы после первой мировой войны в странах, относившихся ко “второму эшелону индустриального развития”. Крайне тоталитарными государствами были Италия и Германия. Формирование политических тоталитарных режимов стало возможным на индустриальной стадии развития человечества, когда технически стали возможными не только всеобъемлющий контроль над личностью, но и тотальное управление ее сознанием, особенно в периоды социально-экономических кризисов.
Первоначально понятие “тотальное государство” имело вполне позитивное значение. Оно обозначало самоорганизующееся государство, тождественное с нацией, государство, где ликвидируется разрыв между политическим и общественно-политическим факторами. Нынешняя интерпретация понятия впервые предложена для характеристики фашизма. Затем она была распространена на советскую и родственные ей модели государства.
Идейные истоки, отдельные черты тоталитаризма уходят своими корнями в древность. Изначально его трактовали как принцип построения целостного едино действующего общества. Центральное место в программе легистов занимало стремление к укреплению государства путём развития земледелия, построения сильной армии, способной расширять границы страны, и оглупления народа”.
Близким к легистам Китая тип тоталитарного государственного режима предложил Платон. “В диалоге “Государство” содержится знаменитый проект “идеального общественного строя”, основанного на принципах коллективной собственности правящих сословий. В его более поздних диалогах (“Полития”, “Законы”) нарисована социально-экономическая характеристика второго, более совершенного и отличного от Афинского общества, изображенного в “Государстве”. Свое второе по достоинству государство Платон наделил такими чертами: безусловное подчинение всех граждан и каждого индивидуума в отдельности государству; государственная собственность на землю, жилые дома и культурные строения, которыми пользовались граждане на правах владения, а не частной собственности; насаждения коллективистских начал и единомыслия в быту; государственное регламентирование законами воспитания детей; единая для всех сограждан религия, политическое и правовое равноправие женщин с мужчинами, исключая занятие должностей в высших органах власти”. Платоновская модель государственного режима для большинства современных стран неприемлема.
Понятие тоталитарного режима было разработано в творчестве ряда немецких мыслителей XIX в.: Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше некоторых других авторов. И тем не менее как законченное, оформленное политическое явление тоталитаризм вызрел в первой половине XX в. Таким образом, можно сказать, что тоталитарный режим является порождением ХХ в.
Тоталитарные режимы могут возникать на различной социально-экономической базе и в многообразных культурно-идеологических средах. Они могут быть следствием военных поражений или революций, появляться в результате внутренних противоречий или быть навязанными извне.
Хотя тоталитаризм называют крайней формой авторитаризма, существуют признаки, которые характерны в особенности только тоталитаризму:
- всеобщая государственная идеология,
- монополия государства на средства массовой информации,
- монополия государства на все средства вооружения,
- жестко централизованный контроль над экономикой,
- одна массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером, то есть исключительно одаренным и наделенным особым даром,
- особо организованная система насилия, как специфического средства контроля в обществе;
Государство
полностью идентифицирует себя с
обществом, лишая его своих социальных
функций саморегуляции и
- глобальная централизация публичной власти во главе с диктатором;
- господство репрессивных аппаратов;
- упразднение представительных органов власти;
- монополия правящей партии и интеграция ее и всех других общественно-политических организаций непосредственно в систему государственной власти.
Правда и свобода личности фактически отсутствуют. Весьма важным признаком тоталитаризма является его социальная база и обусловленная ею специфика властвующих элит. Центром тоталитарной системы является вождь. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему пресекается. Обычно на эту роль выдвигаются харизматические личности.
В соответствии с установками тоталитарных режимов все граждане призваны были выражать поддержку официальной государственной идеологии, тратить время на ее изучение. Инакомыслие и выход научной мысли официальной идеологии преследовались.
Особую роль при тоталитарном режиме играет его политическая партия. Только одна партия имеет пожизненный статус правящей, выступает либо в единственном числе, либо “возглавляет” блок партий или иных политических сил, существование которых разрешено режимом. Правящая партия объявляется ведущей силой общества, ее установки рассматриваются как священные догмы. Конкурирующие идеи о социальном переустройстве общества объявляются антинародными, направленными на подрыв устоев общества, на разжигание социальной вражды. Правящая партия захватывает бразды государственного управления: происходит сращивание партийного и государственного аппаратов. В результате этого становится массовым явлением одновременное занятие партийной и государственной должности, а там, где этого не происходит, государственными должностными лицами выполняются прямые указания лиц, занимающих партийные посты.
Специфическими чертами тоталитарного режима является организованный террор и тотальный контроль, применяемые для обеспечения приверженности масс партийной идеологии. Аппарат тайной полиции и служб безопасности с помощью крайних методов воздействия вынуждает общество жить в состоянии страха. В таких государствах конституционные гарантии либо не существовали, либо нарушались, вследствие чего становились возможными тайные аресты, содержание людей под стражей без предъявления обвинения и применения пыток. Кроме того, тоталитарный режим поощряет и широко использует доносительство, сдабривая его “великой идеей”, например борьбой с врагами народа. Поиск и мнимые происки врагов становятся условием существования тоталитарного режима. Именно на “врагов”, “вредителей” списываются ошибки, экономические беды, обнищание населения. Такими органами были НКВД в СССР, Гестапо в Германии.
Кроме того, для тоталитарных режимов важным признаком является монополия власти на информацию, полный контроль за СМИ.
Жесткий
централизованный контроль над экономикой
– важная черта тоталитарного
режима. Здесь контроль служит двоякой
цели. Во-первых, возможность распоряжаться
производительными силами общества
создает необходимую
Милитаризация — также одна из основных характеристик тоталитарного режима. Идея о военной опасности, об “осажденной крепости” становится необходимой, во-первых, для сплочения общества, для построения его по принципу военного лагеря. Агрессия при тоталитарном режиме может питаться и идеей мирового господства, мировой революции. Военно-промышленный комплекс, армия — основные опоры тоталитаризма. Советские пятилетки и экономические преобразования в Китае являются примерами мобилизации трудовых усилий народов этих стран, и их результаты нельзя отрицать.
Государство при тоталитаризме берет как бы на себя заботу о каждом члене общества. Члены общества полагают, что обеспечивать их поддерживать, защищать во всех случаях должно государство, особенно в сфере здравоохранения, образования, жилищной сфере. Однако социальная цена за такой способ осуществления власти со временем все возрастает (войны, разрушение мотивации к труду, принудительность, террор, демографические и экологические потери, а также другие проблемы), что приводит в конечном счете к сознанию вредности тоталитарного режима, необходимости его ликвидации. Тогда начинается эволюция тоталитарного режима. Темпы и формы этой эволюции (вплоть до разрушения) зависят от социально-экономических сдвигов и соответствующего этому возрастания людей, политической борьбы, а также других факторов.
Обстановка в мировом сообществе конца XX века свидетельствует, что антидемократические режимы исторически и политически изжили себя. Мир должен переходить к демократии, как к более необходимому политическому режиму. В XX веке уже был пример, когда противоречия двух тоталитарных режимов привели к войне.
- Проблемы перехода от тоталитаризма к демократии. Концепция политической модернизации.
Переход
к демократии – не самоцель, а
путь создания цивилизованной современной
системы, стабильной, способной к
саморазвитию и создающей все
необходимые условия для
Демократизация
общества неосуществима без
stud24.ru
Политические режимы — контрольная работа
— политический плюрализм, который предполагает существование на законных основаниях оппозиции, многопартийности, конкуренцию различных идеологий;
— право народа влиять на выработку политических решений через свободные выборы на основе просвещённого выбора и его сознательное участие в различных формах политической деятельности;
— разделение властей
и наличие развитой системы
парламентаризма;
— высокий уровень реализации прав и свобод
человека и наличие эффективного механизма
их защиты.
Демократические режимы, существующие в современном обществе имеют существенные своеобразия. Их можно классифицировать по форме государственного правления на президентские, парламентские, президентско-парламентские; в зависимости от идеологической модели — на либеральный, социал-демократический, христиантско-демократический и национально-демократический; по этапу развития демократии — первой волны демократизации (1896-1926), второй волны демократизации (после краха фашистского тоталитаризма) (1943-1962) и демократический режим третьей волны (после 80-х гг. ХХ в.).
Заключение
Подходы к определению содержания категории политического режима можно использовать в качестве оснований для их классификации. Совокупность средств и методов, используемых государством при отправлении власти, отражает степень политической свободы в обществе и правовое положение личности. В зависимости от степени социальной свободы индивида и характера взаимоотношений государства и гражданского общества различают три типа режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический. Между демократией и тоталитаризмом, как крайними полюсами данной классификации, располагается множество промежуточных форм власти.
Различают следующие основания для классификации политических режимов: наличие политических партий, их внутреннее устройство и принцип взаимоотношений в партийной системе; соотношение управления и самоуправления, роль местных органов власти в политическом процессе; место и роль армии, полиции, спецслужб в политической жизни общества; степень разделения законодательной, исполнительной и судебной власти; степень и характер вовлеченности граждан в политику и управление общественными процессами; уровень гласности в работе органов власти, их открытости для контроля и воздействия со стороны общественного мнения; наличие возможностей выражения и реализации различных интересов, контроля гражданского общества за деятельностью государства; способ формирования государственных органов, процедуры отбора правящих групп и политических лидеров.
Список литературы
1. Гайдар Е.Т. Авторитарные режимы: причины нестабильности [Текст] / Е. Т. Гайдар // Общественные науки и современность. 2006. № 5.
2. Горшков, М.К. Перспективы демократии в России: угрозы реальные и мнимые [Текст] / М. К. Горшков, В. В. Петухов // Социс. 2004. № 8.
3. Красин Ю.А. Российская демократия: коридор возможностей [Текст] / Ю. А. Красин // Полис. 2004. № 6.
4. Лаптин В.В. Политическое самоопределение российского общества [Текст] / В. В. Лаптин, В. И. Лаптин // Общественные науки и современность. 2006. № 4.
5. Политология [Текст] / под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. СПб., 2005.
6. Соловьев, А. И. Политология: политическая теория, политические технологии [Текст] / А. И. Соловьев. М., 2001.
1. Характерной чертой
а) монополия на власть одной партии или группировки;
б) широкое политическое участие масс в формировании законодательных и исполнительных органов власти;
в) ограниченная политическая конкуренция, допускаемая в той мере, в какой она не угрожает монополии на власть правящей элиты;
г) обязательное разделение властей.
2. Сравните политические режимы по следующим критериям:
Критерий | Тоталитаризм | Авторитаризм | Демократия |
Степень политической свободы | низкая | средняя | высокая |
Степень принуждения и насилия | высокая | средняя | низкая |
Принципы организации власти. Место и роль государства | Есть одна партия, которая правит государством Доминирует роль идеологии Монопольный контроль всех сфер жизни Террористический полицейский контроль | Самовластие или небольшое число носителей власти Неограниченность власти, не подконтрольность гражданами Монополизация власти и Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство во вне политические сферы и прежде всего в экономику Рекрутирование политической элиты | Суверенитет народа Периодическая выборность власти Защита прав личности Равенство прав граждан на участие в управлении государством Разделение власти |
Зрелость гражданского общества | низкая | средняя | высокая |
3. Какая из причин не обусловливает воспроизводства авторитарных режимов:
а) высокая степень конфликтности в обществе:
б) неразвитость гражданского общества;
в) политический плюрализм;
г) существование делегативной демократии.
4. Выберите из предложенных положений гарантии функционирования демократического политического режима:
а) система контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государственных органов аппарата;
б) своевременное полное политическое информирование граждан;
в) концентрация власти в руках политического лидера или определенной группы;
г) ограничение срока пребывания в представительных органах.
5. Политический режим
а) совокупность взаимодействий, посредством которых распределяются ценности в обществе;
б) совокупность политических норм и ограничений, организующих взаимоотношения людей по поводу распределения и осуществления власти;
в) упорядоченное взаимодействие структур политической системы, а также совокупность методов осуществления власти и достижения политических целей;
г) возможность определенных групп реализовать свою волю вопреки сопротивлению других.
student.zoomru.ru
Сравнительная характеристика политических режимов (ПР)
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 4Следующая ⇒
Критерии оценки ПР | Тоталитарный ПР | Авторитарный ПР | Демократичес-кий ПР |
1.Какова мера вмешательства государственной власти в жизнь общества? | Всеобщий контроль власти над обществом. | Контроль власти над обществом перестает быть тотальным. Государство контролирует лишь политическую жизнь общества. | Мера вмешательства государства в жизнь общества определяется законом и |
2. Каков основной способ формирования органов государственной власти? | Органы власти формируются через назначение. Выборы имеют формальный характер. | Органы власти формируются через назначение. Выборы имеют формальный характер. | Законода-тельные органы формируются исключительно через выборы. Выборы носят демократический характер. Народ признается источником власти. |
3. Каковы взаимоотношения между законодательной, судебной и исполнительной властью? | Принцип разделения властей не действует. Все виды государственной власти сосредоточены в руках одного лица или одного органа управления. | Принцип разделения властей провозглашается, но до конца не реализован. | Государст-венная власть строится на основе принципа разделения властей |
4. Каков характер отношения членов общества к власти (легитимность власти)? | В обществе существует культ власти, народ верит власти, сливается с ней. | Народные массы отчуждены от власти, народ не доверяет власти и лишь вынужденно подчиняется ей. | Власть и народ не слиты, а выступают как партнеры. |
5. Имеются или отсутствуют в обществе альтернативные политические институты? | Принцип политического плюрализма не действует, т.к. альтернативные политические институты отсутствуют. | Формально существование альтернативных политических институтов разрешено, но фактически их появление затруднено. | В обществе действует принцип политического плюрализма, поскольку существуют альтернативные политические институты. |
6. Каков объем прав и свобод человека? | Права и свободы членов общества максимально ограничены. | Права и свободы граждан в значительной мере ограничены, особенно в сфере политики. | Члены общества обладают большим объемом прав и свобод, которые не только провозглашают-ся, но и юридически закреплены и обеспечены гарантиями для их реализации. |
7. Роль идеологии в обществе | Принцип идеологического плюрализма не действует. СМИ. | Государст-венная идеология объявляется господствующей, но не все члены общества ее разделяют. | Действует принцип идеологического плюрализма, который признает право на свободу мнений |
6 Государство – основной политический институт общества. Признаки, структура и функции государства.
Государство есть такой аппарат управления, который устанавливает порядок, стабильность в обществе с помощью правовых норм (законов), обеспечиваемых принудительной силой (полиция, суды, тюрьмы).
Государство существует не всегда, в первобытном обществе управление осуществляется с помощью общественного мнения, традиций, обычаев.
Существует несколько концепций происхождения, природы и социального назначения государства.
1. Теологическая концепция, в соответствии с которой государство трактуется как священный и неприкосновенный институт, сотворённый Богом для организации жизни людей.
2. Патриархальная концепция интерпретирует государственную власть как опекунскую, отеческую, формирующуюся в результате соединения родов в племена, племен в общности.
3. Договорная теория происхождения государства — возникновение государства есть результат своеобразного договора индивидов с целью обеспечить правопорядок, гарантирующий пользование естественными правами и собственностью.
4. Социально-экономическая (марксистская)концепция Государство возникает вместе с возникновением частной собственности и разделением общества на классы и ростом классовых противоречий — антагонизмов.
5. Теория «насилия» или «захвата». В основе возникновения государства, считали они, лежит акт насилия, завоевания одного народа другим, более сильным и организованным. Для закрепления власти победителя и создается государство.
Отличительные признаки государства:
1. Наличие системы публичной власти, которая реализуется через систему органов.
2. Наличие территории, на которую распространяются полномочия данного государства.
3. Суверенитет: на своей территории государство выступает как высшая власть, охватывающая своим влиянием всех людей, а в международном сообществе оно выступает как самостоятельная и независимая единица, не обязанная выполнять приказы других государств.
4. Монопольное право на легальное применение силы в отношении подданных страны.
5. Право принудительного взимания налогов и иных обязательных платежей, которые обеспечивают экономическую самостоятельность государства.
Структура государства
Глава государства | ||
Органы законодательной власти | Органы исполнительной власти | Органы судебной власти |
Парламент — разрабатывает, обсуждает и принимает законы. | Правительство, органы исполнительной власти на местах (в областях, городах, селах) – реализует принятые законы на территории страны. | Система судов – осуществляет правосудие, наказывает нарушителей законов |
Кроме представительных органов в состав государства входят: — прокуратура — милиция (полиция) — органы государственной безопасности — вооруженные силы — тюрьмы |
Функции государства:
Внутренние:
· Экономическая— регулирование и управление экономикой
· Социальная – управление процессом распределения доходов в обществе, регулирование национальных, социально-классовых, конфессиональных отношений
· Культурная – управление развитием науки, искусства- духовной культуры
· Правовая — охрана общественного порядка,контроль за соблюдением законности
Внешние:
· Оборонительная — защита интересов данной страны в ее взаимоотношениях с другими странами, обеспечение обороны страны
· Развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами
7. Основные формы государственного правления: монархия и республика и их разновидности. Типы государственного устройства.
Формы государственного правления определяются порядком образования и взаимодействия высших органов государственной власти, т.е. способом организации государственной власти.
По способу организации государственной власти различают следующие формы государственного правления: монархию и республику.
М О Н А Р Х И Я –форма правления, прикоторой высшая государственная власть находится у одного лица и передается по наследству.
Р Е С П У Б Л И К А –форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется органами, избираемыми населением на определенный срок.
М О Н А Р Х И Я | |||
Абсолютная монархия (неограниченная) Все виды государственной власти находятся в руках монарха Представительные органы либо отсутствуют, либо носят совещательный характер и назначаются монархом Законы и судебные органы существуют, но их источником является воля монарха | Конституционная монархия (ограниченная) Полномочия монарха ограничены Конституцией. В стране существует избираемый народом парламент, независимый суд | ||
Парламентская монархия Власть монарха ограничена, он не пользуется правом отлагательного вето Правительство формируется парламентом из представителей партии, победившей на выборах в парламент Правительство ответственно перед парламентом | Дуалистическая монархия Монарх и парламент делят государственную власть: Монарх формирует правительство, которое ответственно перед ним Парламент реализует законодательную власть Монарх имеет право отлагательного вето | ||||
Р Е С П У Б Л И К А | |||||
Парламентская республика.Правительство формируется парламентом из представителей партии, имеющей большинство мест в парламенте и ответственно перед ним | Президентская республика.Правительство формируется президентом и ответственно перед ним | ||||
Смешанная республика
Президент, учитывая расстановку сил в парламенте, назначает главу правительства – премьер-министра и совместно с ним формирует правительство. Правительство несет двойную ответственность: перед президентом и парламентом
Президентская республика: (Франция, Россия, Беларусь)
· Президент избирается напрямую народом и является главой исполнительной власти и главой государства в целом, его полномочия огромны.
· Президент самостоятельно формирует правительство (назначает премьер-министра и министров)
· Президент имеет право отлагательного вето (может не подписать закон и возвратить его в парламент на доработку)
Парламентская республика: (Германия, Италия)
· Парламент является в стране единственным органом, избираемым напрямую народом
· Парламент формирует правительство из состава той партии, которая победила на парламентских выборах
· Президент избирается парламентом и функции его ограничены
Тип государственного устройства– это административно-территориальное деление страны, которое характеризует отношение:
а) между ее частями (территориальными единицами),
б)между центральными и местными органами власти.
Унитарное государство – государство, в котором отдельные административно-территориальные единицы (области, районы, воеводства) не обладают признаками государственного суверенитета.
Федеративное государство – государство, в котором отдельные административно-территориальные единицы обладают признаками относительной государственной самостоятельности.
Конфедерация – временный союз самостоятельных, независимых государств, которые создают специальные органы для согласованных действий во внешнеполитической деятельности.
8. Правовое государство: понятие и признаки. Понятие и сущность гражданского общества.
Читайте также:
lektsia.com