Сравните политические режимы по следующим критериям – таблица политические режимы — Сравнить политические режимы по следующим критериям: — 22 ответа

Сравнение основных типов политических режимов по следующим критериям:

1. Курьянов М.А.,
Наумова М.Д., Политология в вопросах и
ответах: Учебное посо­бие, 2005.

2. Политология:
Учебник для вузов / В.Н.Лавриенко, А.С.
Гречин, В.Ю. Дорошенко, под ред.
В.Н.Лавриенко. – М.: ЮНИТИ, 1999.

3. Соловьев А.И.,
Политология: Политическая теория,
политические технологии:. Учебник для
студентов вузов. – М.: Аспект Пресс,
2000.

4. Цыганков А.П.,
Современные политические режимы:
структура, типология, динамика: Учебное
пособие. Москва: Интерпракс, 1995.

5. Интеренет-ресурс
http://www.politnauka.org/

Критерии

Тоталитаризм

Авторитаризм

Демократия

Роль
государства

Государство
стремится к глобальному
господству над всеми сферами общественной
жизни, к всеохватывающей
власти

Государство
устанавливает жесткий контроль за
политической сферой, но при этом
не вмешивается во
внеполитические сферы жизни

Общество
контролирует власть во всех её
проявлениях, государство в свою очередь
регулирует соблюдение прав и свобод
граждан

Характер
партийной системы

Господство одной партии, фактическое
сращивание ее профессионального
аппарата с государст­вом, запрет
оппозиционно настроенных сил

При
авторитаризме возможно существование
ограниченного числа партий, но лишь
при условии их
подконтрольности властям

Многопартийная
политическая система

Развитость
гражданского общества

При
тоталитаризме начавшее формироваться
гражданское общество целенаправленно
этатизируется (т.е.происходит
огосударствление)

Государство
не очень интенсивно вмешивается в
жизнь гражданского общества, хотя и
держит его под контролем; гражданское
общество в определенной степени
остается автономным, хотя и не способно
оказывать серьезное воздействие на
государство.

Развитое
гражданское общество, признание народа
в качестве субъекта власти

Соблюдение
прав и свобод человека

Доминирующими
методами управления становятся
насилие, принуждение, террор

Авторитарный
режим может не прибегать к массовым
репрессиям, но он обладает достаточной
силой, чтобы в случае необходимости
по своему усмотрению использовать
силу и принудить граждан к повиновению.

Государство
гарантирует основные права и свободы
человека

Отношение
к рыночным экономическим механизмам

Командно-административная
система управления экономикой,
практически полное огосударствление
экономики

Ограниченное
вмешательство в экономику,
хотя имеется возможность влиять и на
стратегию экономического развития,
не разрушая при этом
механизмы рыночного саморегулирования

Рыночная
экономика, ограничение вмешательства
государства в деятельность
экономических субъектов

Идеологическая
ситуация

Принудительная идеологизация всех
сторон общественной жизни

Политический
лидер определяет идеологию

Диалог
народа с властью, политический плюрализм
(от лат. разные мнения)

studfiles.net

Политические режимы.









Критерии.
Тоталитаризм. Авторитаризм. Демократия.
Степени политической свободы(наличие прав и свобод личности). Разрешено все,что приказано.Культивируется коллективизм(человек в условиях господства этого принципа
уважаем, если он принимает общественные цели,отождествляет себя с группой). Преданность вождю, полная беспринципность,готовность
выполнить любое приказание,отсутствие собственных целей и идеалов,привычка повиноваться властям. Индивидуальные достоинства, права и свобода превращаются
в социальные и становятся удобными для власть имущих.Строжайшее подчинение всех и деспотия избранных.
Отчуждение масс от политики(разрешено все, что вне политики). Но в силу того, что люди испытывают потребность участия в политике,
они самостоятельно формируют к ней свое отношение. Одномыслие(при тоталитаризме) — двоемыслие(при авторитаризме): неприятие официальной политики по внутреннему
убеждению и вынужденное подчинение спущенным сверху решениям.
Демократия. Разрешено все, что не запрещено законом.Все взрослое население обладает политическими свободами, верховенство закона и признание
неотъемлемых прав человека и личности. Равенство всех перед законом, свобода совести,слова,собраний,организаций.
Степень принуждения и насилия. Насилие. Абсолютная власть проявляется в самой крайней форме, прибегая к массовым репрессиям,геноциду и т. п. Осуществляется насилие не только
социально — экономическое,политическое,духовное,физическое, но и идеологическое,пропагандисткое,извращающее видение мира,деформирующее религиозное сознание
и блокирующее проявления здравого смысла народа.
Завуалированное и смягченное насилие(помещение неугодных и инакомыслящех в психлечебницы), в менее жестоких формах в физическом смысле
(вместо массовых репрессий и расстрелов-высылка за рубеж, лишение гражданства), рагон демонстраций(не без жертв!)запрещение забастовок и т. д.
Насилия быть не может! Должны действовать принципы взаимной ответственности индивида,общества,государства друг перед другом.
Действие этого принципа основано не на принуждении, а на основе развитого демократического сознания.
Принципы организации власти(разделение власти или концентрация, всеобщие выборы или закрытый способ формирования,ответственность власти перед законом. Отсутствие разделения властей.Господство абсолютной и бесконтрольной власти, сосредоточенной в руках одной личности.
Идеалом этой власти объявляется ее могущество и неприкосновенность.Вождь тоталитарного режима недосягаем.Положение его устойчиво и укрепляется за счет отсутствия независимых от него людей
Компентентность власти и профессионализм исполнителей.Осуществляется абсолютная власть в ключевых сферах.Господствует пренебрежительное отношение к законам, которые
формально декларируются, но система функционирует согласно должностным приказам и инструкциям, нередко противоречащим законам, что означает по сути- правовой нигилизм и полное бесправие.
Выборность власти, лидер избирается, получая кредит доверия и должен его оправдаь.Представительная власть избирается и контролируется народом.
Она подотчетна парламенту и другим противовесам.Разделение власти на 3 независимых ветви:законодательную(Гос. дума, Совет Федераций), исполнительную (правительство),
судебную(суды,прокуратура). Правозаконнасть, единство экономического и политического рынков.Власть ответственна перед законом.
Место и роль государства. Государство формирует любовь народа к вождю мощной целенаправленной пропагандой. Монопольная государственная собственность, жесткая дисциплина и контроль сверху
всех сфер жизнедеятельности человека. Государство сводит многообразие способностей человека к нескольким простым категориям, устанавливает единые для всех стандарты.
Человек превращается в средство достижения целей.
Государство осуществляет абсолютную власть в ключевых сферах. Регламентирует общественную жизнь, ведет контроль за размежеванием сил и интересов, обеспечивает
строгое исполнение инструкций. Сильная власть лидера, но уже зависящая от правящей элиты. Лидер не может не учитывать ее интересы и осуществляет абсолютную власть лишь
в области собственной безопасности, обороны,внешней политики, социального обеспечения,стратегического развития. Государство не допускает конкуренции в политике.
Государство не может вмешиваться в действия индивида. Исключаются законы, нацеленные на определеные группы людей. Правительство так же ограничено в своих действиях законом.
Слабость демократического государства заключается в хрупкости демократии, которая нуждается в постоянном совершенствовании. Укрепление демократии — одна из важнейших
целей государства.
Зрелость гражданского общества. Гражданское общество не развито, т. к. происходит слияние власти с народом, отсутствуют условия для саморазвития общества и личности. Попытки создания гражданского общества, но т. к. потребности в политической деятельности у подавляющего большинства людей не удовлетворяются, то многие компенсируют
удовлетворение этой потребности в других сферах и нередко — с негативными последствиями, как для личности, так и для общества(теневая экономика,мафия,экстремизм,терроризм,
алкоголизм,наркомания, рост уголовной преступности и т. д.).
Постоение гражданского общества. Приоритет интересов граждан перед интересами государства.Развитие демократического сознания, сотрудничество в рамках самоорганизующихся
социальных структур,сознательная дисциплина и организованность масс,приоритет культуры во всех сферах общественной жизни. Самосвобода как высшая ценность, становится гарантом,
обеспечивающим право каждого беспрепятственно стремиться к осуществлению как общественных, так и личных идеалов и целей.
Наличие оппозиции,инакомыслящих,многообразие идеалогий или господство одной из них. В тоталитарном обществе люди превращаются в безликую массу, уничтожаются всякие связи инакомыслие,многообразие идеалогий и у людей возникает особая необходимость в бюрократии, заменяющей эти связи
псевдосвязями. Все многообразие межчеловеческих отношений сводится к одной казарменной зависимости.
Терпимость власти к неподконтрольным законам в экономике и других сферах(кроме политики).Есть оппозиция, но любое инакомыслие подавляется.Многообразие идеалогий
переводится из политической сферы в духовную,культурную(более свободное развитие мысли и творческой инициативы). Политическое инакомыслие — невозможно!
Существует оппозиция власти, многообразие идеологий.Споры решаютс в рамках закона, путем диалога или политической борьбы. Наличие оппозиции — стимул для партии, находящейся у власти,
(стремление правящей партии к улучшению развития всех сфер жизни человека, общества).
Существование конкурентной партийной системы или монополия одной партии. Монополия единой партии. Отсутствие самостоятельных субъектов политики. Авторитарная власть допускает элементы демократии, парламентскую борьбу,выборность, если это не ведет к серьезной конкуренции в политике. Монополия единой партии. Политический плюрализм,существует конкурентная партийная система, многопартийность,наличие независимых субъектов политики, имеющих право претендовать
на власть.Повышенная ответственность и нравственность партий,верховенство закона.

domaschneee.ru

Политические режимы — контрольная работа

     Исходя 
из вышеизложенного авторитаризм – 
политический режим, при котором 
неограниченная власть сконцентрирована
в руках одного человека или группы
лиц. Такая власть не допускает политической
оппозиции, но сохраняет автономию 
личности и общества во всех неполитических
сферах.

     Сохраняются
авторитарные режимы с помощью аппарата
принуждения и насилия – армии.
Власть, подчинение и порядок ценятся 
при авторитарном режиме правления 
больше, чем свобода, согласие и участие 
народа в политической жизни. Слабые
стороны авторитаризма – полная
зависимость политики от позиции 
главы государства, отсутствие у 
граждан возможностей предотвращать 
произвол, ограниченность политического 
выражения общественных интересов.
Достоинство авторитарного режима – высокая
способность обеспечивать политическую
стабильность и общественный порядок,
мобилизовать общественные ресурсы на
решение определенных задач, преодолевать
сопротивление политических противников,
а также способность решать прогрессивные
задачи, связанные с выходом страны из
кризиса. 

     II
Тесты.

  1. Характерной
    чертой тоталитарного
    режима является:

    а) монополия 
    на власть одной партии или группировки. 

  1. Сравните 
    политические режимы
    по следующим критериям:
    Критерий Тоталитаризм Авторитаризм Демократия
    Степень
    политической свободы
    Массовая политическая
    партия одна
    Правящая партия
    огосударствлена
    Многопартийность 
    Степень
    принуждения и насилия
    Массовые политические
    репрессии
    Осуществление
    тайного политического сыска
    Строго регламентированы
    законом
    Принципы 
    организации власти.

    Место и роль
    государства

    Всеобщий контроль
    и насилие.
    Возникновение
    неконтролируемых властью областей
    общественной жизни.
    Власть осуществляется
    представителями граждан, избираемыми 
    в соответствии с законом
    Зрелость 
    гражданского общества
    Полностью отсутствуют 
    гарантии реализации прав и свобод
    граждан
    Права и свободы 
    граждан провозглашаются, но не обеспечиваются
    Обеспечиваются 
    права и свободы граждан

 

  1. Какая
    из причин не обуславливает 
    воспроизводства 
    авторитарных режимов:
  1. Выберите
    из предложенных положений
    гарантии функционирования
    демократического политического
    режима:

     а)
система контроля со стороны гражданского
общества за деятельностью государственных 
органов аппарата;

     б)
своевременное полное политическое
информирование граждан.

  1. Политический
    режим представляет
    собой:

    в) упорядоченное 
    взаимодействие структур политической
    системы, а также совокупность методов 
    осуществления власти и достижения
    политических целей.

     Использованная 
литература.
 

  1. Соловьев 
    А. И. Политология: Политическая теория,
    политические технологии: Учебник для 
    студентов вузов. М., 2000.
  2. Политология:
    Учебник для вузов / Под ред. М. А. Василика.
    М., 2004.
  3. Политология:
    Учебник / Под ред. В. С. Комаровского. М.,
    2002.
  4. Сморгунов
    Л. В. Современная сравнительная политология:
    Учебник. М., 2002.  Арендт X. Истоки тоталитаризма
    / Пер. с англ. М., 1996.

turboreferat.ru

Электронная тетрадь Пустоваловой Елизаветы: Сравнительные показатели политических режимов

Политический режим — одна из форм политической системы общества с характерными для нее целями, средствами и методами реализации политической власти. Он дает представление о сущности государства, способах формирования политических институтов, стиле и метода управления, объемах прав и свобод человека, формах взаимодействия государства и общества.
 Итак, чтобы сравнить демократический, авторитарный и тоталитарный режим, нужно разобраться, что они представляют из себя по отдельности:

1. Демократический политический режим — это политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на главные его стадии. Самыми первыми понятие «демократия» ввели греки. Сейчас демократия — самый распространенный политический режим. Примеры данного режима —  современная Австрия, Швейцария, Швеция.

2. Авторитарный политический режим — это политический режим, основанный на неограниченности власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских и духовных свобод для граждан. Понятие авторитаризма ввели в обращение Франкфуртской школы. Примеры данного режима — Чили во время правления генерала Пиночета, тирании Древнего мира, Восточные деспотии.

3. Тоталитарный режим — это режим полного контроля со стороны государства над всеми сферами жизни общества и каждым человеком посредством прямого вооруженного подписания. Власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Исторически понятие «тоталитаризм» ввел президент Италии XX-го века Бенито Муссолини. Данного режима придерживались такие полит. деятели, как Гитлер и Сталин.  Примеры данного режима — итальянский фашизм, советский социализм, китайский маоизм.

       Данные политические режимы можно сравнить, по моим подсчетам, по 10-ти критериям:

1)Система закона

2) Права и обязанности человека

3) Полномочия глав государства

4) Принцип разделения властей

5) Представительные органы власти

6) Полномочия местных органов власти

7) Партии

8) Идеология

9) Исполнительные органы власти

10) Оппозиция

Демократический Авторитарный Тоталитарный
Система закона Развитая система
демократический законов
Система законов
развита слабо
Система законов
минимальна
Права и обязанности человека Строго прописаны
в государственных документах. Разрешено
все, что не является противозаконным
Разрешено все
то, что не относится к политике и не
является противозаконным
Разрешено только
то, что указано властью. Без учета
закона (т. к. см. выше)
Полномочия глав государства Ограничены
законом строго
Мало ограничены Не ограничены
ничем (практически)
Принцип разделения власти Реализован Формально
существует
Полностью
отвергается
Представительные органы власти Имеют широкие
полномочия
Марионеточные Марионеточные
или отсутствуют
Полномочия местных органов власти Максимальный Формально широкие Минимальные
Партии Многопартийность Массовая
политическая партия одна
Одна правящая
партия, огосударствлена
Идеология Плюрализм Официальная
идеология одна
Господствует
одна идеология
Исполнительные органы власти Строго
регламентированы законом
Осуществляют
тайный политический сыск
Осуществляют
массовые репрессии
Оппозиция Действует легально Отрицается Официально
запрещена

Но политическим режимами есть и сходства. Между демократией и двумя другими режимами я не нашла сходства, за то между авторитарным и тоталитарным режимом они все-таки присутствуют:
1) Для авторитарного режима, как и для тоталитарного как правило характерна малочисленность и неразвитость среднего класса
2) Для всех тоталитарных и авторитарных режимов характерна неразвитость и «недосформированность» рыночных отношений.
Вывод: 

В настоящее время большинство государств мира  признало демократический политический режим наилучшим, но также оно и признает, что демократизм далеко не идеален. Не случайно крылатой фразой стали слова У. Черчилля: «Демократия — очень плохая форма правления, но человечество, к сожалению, не придумало пока ничего лучшего».
Источники информации:
Полный справочник по подготовки к ГИА(ОГЭ) П. А. Баранова,
Сайт «Википедия».

lizzieli63.blogspot.com

Сравните основные типы политических режимов по следующим критериям

  Введение

  Тема 
данной работы является чрезвычайно 
интересной. Форма государства стала 
одной из актуальных тем теории государства 
и права, следовательно, и классификация
политических режимов на данный момент
представляет большой интерес. Актуальность
данной темы определяется практическими
потребностями государства, так как форма
государства во многом влияет на его содержание
и функции.

  Тоталитаризм 
явление особенное и важное, а 
поэтому и рассматривать его 
необходимо тщательно и отдельно
от других режимов. Все политические режимы,
в той или иной мере зависят друг от друга,
т.к. в всегда возможны трансформации одних
режимов в другие.

  ХХ 
век одарил человечество значительным
расширением горизонтов знания, достижениями
научно-технического прогресса. Возможно,
еще более важен уникальный опыт духовного
и социального развития.

  В
20-30-е годы в группе государств — СССР,
Германии, Италии, затем Испании, ряде
стран Восточной Европы (а позднее 
и Азии) — сложились политические
режимы, обладавшие целым комплексом
сходных признаков. Провозглашая разрыв
с традициями прошлого, обещая построить
на его руинах новый мир, привести народы
к процветанию и изобилию, эти режимы обрушили
на них террор и репрессии, втянули мир
в череду кровавых войн.

  Режимы,
получившие название тоталитарных, постепенно
сошли со сцены. Важнейшими вехами крушения
тоталитаризма были 1945 год, когда потерпела
крах такая его форма, как фашизм, и 1989-1991
годы, когда тоталитарные режимы в Восточной
Европе, а затем и в СССР, постепенно претерпевавшие
эрозию после смерти И. В. Сталина, рухнули
окончательно.

  Что
же представлял собой тоталитарный
феномен?  
 

  

  1. Сущность,
    истоки и исторические
    условия формирования
    политического тоталитаризма.
    Основные признаки тоталитарного
    режима.

  “Тоталитаризм
(от лат. totalis – весь, целый, полный) –
один из видов политических режимов, характеризующийся
полным (тотальным) контролем государства
над всеми сферами жизни общества”.

  Первые 
тоталитарные режимы были сформированы
после первой мировой войны в 
странах, относившихся ко “второму эшелону
индустриального развития”. Крайне тоталитарными
государствами были Италия и Германия.
Формирование политических тоталитарных
режимов стало возможным на индустриальной
стадии развития человечества, когда технически
стали возможными не только всеобъемлющий
контроль над личностью, но и тотальное
управление ее сознанием, особенно в периоды
социально-экономических кризисов.

  Первоначально
понятие “тотальное государство”
имело вполне позитивное значение.
Оно обозначало самоорганизующееся
государство, тождественное с нацией,
государство, где ликвидируется разрыв
между политическим и общественно-политическим
факторами. Нынешняя интерпретация понятия
впервые предложена для характеристики
фашизма. Затем она была распространена
на советскую и родственные ей модели
государства.

  Идейные
истоки, отдельные черты тоталитаризма 
уходят своими корнями в древность.
Изначально его трактовали как принцип 
построения целостного едино действующего
общества. Центральное место в 
программе легистов занимало стремление
к укреплению государства путём развития
земледелия, построения сильной армии,
способной расширять границы страны, и
оглупления народа”.

  Близким
к легистам Китая тип тоталитарного 
государственного режима предложил 
Платон. “В диалоге “Государство” 
содержится знаменитый проект “идеального
общественного строя”, основанного на
принципах коллективной собственности
правящих сословий. В его более поздних
диалогах (“Полития”, “Законы”) нарисована
социально-экономическая характеристика
второго, более совершенного и отличного
от Афинского общества, изображенного
в “Государстве”. Свое второе по достоинству
государство Платон наделил такими чертами:
безусловное подчинение всех граждан
и каждого индивидуума в отдельности государству;
государственная собственность на землю,
жилые дома и культурные строения, которыми
пользовались граждане на правах владения,
а не частной собственности; насаждения
коллективистских начал и единомыслия
в быту; государственное регламентирование
законами воспитания детей; единая для
всех сограждан религия, политическое
и правовое равноправие женщин с мужчинами,
исключая занятие должностей в высших
органах власти”. Платоновская модель
государственного режима для большинства
современных стран неприемлема.

  Понятие
тоталитарного режима было разработано 
в творчестве ряда немецких мыслителей
XIX в.: Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше некоторых
других авторов. И тем не менее как законченное,
оформленное политическое явление тоталитаризм
вызрел в первой половине XX в. Таким образом,
можно сказать, что тоталитарный режим
является порождением ХХ в.

   
Тоталитарные режимы могут возникать
на различной социально-экономической
базе и в многообразных культурно-идеологических
средах. Они могут быть следствием военных
поражений или революций, появляться в
результате внутренних противоречий или
быть навязанными извне.

  Хотя 
тоталитаризм называют крайней формой
авторитаризма, существуют признаки, которые 
характерны в особенности только
тоталитаризму:

  1. всеобщая
    государственная идеология,
  2. монополия
    государства на средства массовой информации,
  3. монополия
    государства на все средства вооружения,
  4. жестко централизованный
    контроль над экономикой,
  5. одна массовая
    партия, возглавляемая харизматическим
    лидером, то есть исключительно одаренным
    и наделенным особым даром,
  6. особо организованная
    система насилия, как специфического средства
    контроля в обществе;

  Государство
полностью идентифицирует себя с 
обществом, лишая его своих социальных
функций саморегуляции и саморазвития.
Отсюда особенности организации тоталитарной
системы государственной власти:

  1. глобальная
    централизация публичной власти во главе
    с диктатором;
  2. господство
    репрессивных аппаратов;
  3. упразднение
    представительных органов власти;
  4. монополия
    правящей партии и интеграция ее и всех
    других общественно-политических организаций
    непосредственно в систему государственной
    власти.

  Правда 
и свобода личности фактически отсутствуют.
Весьма важным признаком тоталитаризма 
является его социальная база и обусловленная 
ею специфика властвующих элит. Центром 
тоталитарной системы является вождь.
Он объявляется самым мудрым, непогрешимым,
справедливым, неустанно думающим о благе
народа. Какое-либо критическое отношение
к нему пресекается. Обычно на эту роль
выдвигаются харизматические личности.

  В
соответствии с установками тоталитарных
режимов все граждане призваны были
выражать поддержку официальной государственной
идеологии, тратить время на ее изучение.
Инакомыслие и выход научной мысли официальной
идеологии преследовались.

  Особую 
роль при тоталитарном режиме играет
его политическая партия. Только одна
партия имеет пожизненный статус правящей,
выступает либо в единственном числе,
либо “возглавляет” блок партий или иных
политических сил, существование которых
разрешено режимом. Правящая партия объявляется
ведущей силой общества, ее установки
рассматриваются как священные догмы.
Конкурирующие идеи о социальном переустройстве
общества объявляются антинародными,
направленными на подрыв устоев общества,
на разжигание социальной вражды. Правящая
партия захватывает бразды государственного
управления: происходит сращивание партийного
и государственного аппаратов. В результате
этого становится массовым явлением одновременное
занятие партийной и государственной
должности, а там, где этого не происходит,
государственными должностными лицами
выполняются прямые указания лиц, занимающих
партийные посты.

  Специфическими 
чертами тоталитарного режима является
организованный террор и тотальный 
контроль, применяемые для обеспечения 
приверженности масс партийной идеологии.
Аппарат тайной полиции и служб 
безопасности с помощью крайних методов
воздействия вынуждает общество жить
в состоянии страха. В таких государствах
конституционные гарантии либо не существовали,
либо нарушались, вследствие чего становились
возможными тайные аресты, содержание
людей под стражей без предъявления обвинения
и применения пыток. Кроме того, тоталитарный
режим поощряет и широко использует доносительство,
сдабривая его “великой идеей”, например
борьбой с врагами народа. Поиск и мнимые
происки врагов становятся условием существования
тоталитарного режима. Именно на “врагов”,
“вредителей” списываются ошибки, экономические
беды, обнищание населения. Такими органами
были НКВД в СССР, Гестапо в Германии.

  Кроме
того, для тоталитарных режимов важным
признаком является монополия власти
на информацию, полный контроль за СМИ.

  Жесткий
централизованный контроль над экономикой
– важная черта тоталитарного 
режима. Здесь контроль служит двоякой 
цели. Во-первых, возможность распоряжаться 
производительными силами общества
создает необходимую политическому 
режиму материальную базу и опору, без
которой тоталитарный контроль в остальных
сферах вряд ли возможен. Во-вторых, централизованная
экономика служит в качестве средства
политического управления. Например, люди
насильно могут быть перемещены для работы
в те области народного хозяйства, где
не хватает рабочей силы.

  Милитаризация
— также одна из основных характеристик 
тоталитарного режима. Идея о военной 
опасности, об “осажденной крепости” 
становится необходимой, во-первых, для 
сплочения общества, для построения
его по принципу военного лагеря. Агрессия
при тоталитарном режиме может питаться
и идеей мирового господства, мировой
революции. Военно-промышленный комплекс,
армия — основные опоры тоталитаризма.
Советские пятилетки и экономические
преобразования в Китае являются примерами
мобилизации трудовых усилий народов
этих стран, и их результаты нельзя отрицать. 

  Государство
при тоталитаризме берет как 
бы на себя заботу о каждом члене 
общества. Члены общества полагают,
что обеспечивать их поддерживать,
защищать во всех случаях должно государство,
особенно в сфере здравоохранения, образования,
жилищной сфере. Однако социальная цена
за такой способ осуществления власти
со временем все возрастает (войны, разрушение
мотивации к труду, принудительность,
террор, демографические и экологические
потери, а также другие проблемы), что приводит
в конечном счете к сознанию вредности
тоталитарного режима, необходимости
его ликвидации. Тогда начинается эволюция
тоталитарного режима. Темпы и формы этой
эволюции (вплоть до разрушения) зависят
от социально-экономических сдвигов и
соответствующего этому возрастания людей,
политической борьбы, а также других факторов.

  Обстановка 
в мировом сообществе конца XX века
свидетельствует, что антидемократические 
режимы исторически и политически
изжили себя. Мир должен переходить к демократии,
как к более необходимому политическому
режиму. В XX веке уже был пример, когда
противоречия двух тоталитарных режимов
привели к войне.

  1. Проблемы
    перехода от тоталитаризма
    к демократии. Концепция
    политической модернизации.

  Переход
к демократии – не самоцель, а 
путь создания цивилизованной современной 
системы, стабильной, способной к 
саморазвитию и создающей все 
необходимые условия для нормальной
жизни человека. Проблема демократии
для страны – это проблема формирования
такой политической системы, которая бы
обеспечивала управляемость обществом
при участии народа, предполагала бы возможность
для замены стоящих у власти без насилия,
гарантировала бы защиту прав и свобод
человека. Проблема демократии – это проблема
формы государственного и социального
устройства общества, базирующегося на
экономических и политических реалиях.

  Демократизация 
общества неосуществима без демократизации
государственного аппарата на всех его
уровнях. Ведь он непосредственный носитель
и исполнитель властных полномочий государства.
Для России эта проблема во все времена
оставалась актуальной. Революция разрушила
старый бюрократический аппарат лишь
внешне. На месте царской бюрократии выросла
новая: советская партийная номенклатура,
которая стала опорой тоталитарного режима,
узурпировала власть в государстве. Сама
же она функционировала на основе секретных
инструкций в системе гиперцентрализованной
власти, исключающей какую-либо рациональную
самостоятельность, связанную с региональными
различиями и развитием территориальной
формы демократии в федеративном государстве.
Ныне прекратила свое существование партийно-государственная
номенклатура с ее претензией на политическое
господство, на полновластие. И это само
по себе означает несомненный шаг по пути
демократизации государственного управления.
Однако упразднение партноменклатуры 
и переход к аппарату государственных
органов управления еще не гарантирует
демократической сути его деятельности.
Любой госаппарат, даже в самых демократических
странах, сохраняет в себе бюрократическую
сторону; в любом варианте аппарат чиновников
имеет тенденцию к превращению в особый
слой, стоящий над государством и обществом.
Отсюда необходимость ограничения его
властных полномочий и создания системы
контроля со стороны представительных
органов власти и институтов гражданского
общества за его функционированием. Из
опыта демократических режимов вытекают
некоторые принципы формирования и деятельности
государственных аппаратов. Они в известной
мере реализуются в настоящее время в
стране. Основной из них – законность.
Демократия – это власть закона, соответствующего
интересам общества.

stud24.ru

Политические режимы — контрольная работа

— политический плюрализм, который предполагает
существование на законных основаниях
оппозиции, многопартийности, конкуренцию
различных идеологий;

— право народа влиять 
на выработку политических решений через свободные
выборы на основе просвещённого выбора
и его сознательное участие в различных
формах политической деятельности;

— разделение властей 
и наличие развитой системы 
парламентаризма; 
— высокий уровень реализации прав и свобод
человека и наличие эффективного механизма
их защиты.

Демократические режимы, существующие в современном обществе
имеют существенные своеобразия. Их можно
классифицировать по форме государственного
правления на президентские, парламентские,
президентско-парламентские; в зависимости
от идеологической модели — на либеральный,
социал-демократический, христиантско-демократический
и национально-демократический; по этапу
развития демократии — первой волны демократизации
(1896-1926), второй волны демократизации (после
краха фашистского тоталитаризма) (1943-1962)
и демократический режим третьей волны
(после 80-х гг. ХХ в.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подходы к определению 
содержания категории политического 
режима можно использовать в качестве
оснований для их классификации.
Совокупность средств и методов,
используемых государством при отправлении 
власти, отражает степень политической свободы
в обществе и правовое положение личности.
В зависимости от степени социальной свободы
индивида и характера взаимоотношений
государства и гражданского общества
различают три типа режимов: тоталитарный,
авторитарный и демократический. Между
демократией и тоталитаризмом, как крайними
полюсами данной классификации, располагается
множество промежуточных форм власти.

Различают следующие 
основания для классификации 
политических режимов: наличие политических
партий, их внутреннее устройство и принцип взаимоотношений
в партийной системе; соотношение управления
и самоуправления, роль местных органов
власти в политическом процессе; место
и роль армии, полиции, спецслужб в политической
жизни общества; степень разделения законодательной,
исполнительной и судебной власти; степень
и характер вовлеченности граждан в политику
и управление общественными процессами;
уровень гласности в работе органов власти,
их открытости для контроля и воздействия
со стороны общественного мнения; наличие
возможностей выражения и реализации
различных интересов, контроля гражданского
общества за деятельностью государства;
способ формирования государственных
органов, процедуры отбора правящих групп
и политических лидеров.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Гайдар Е.Т. Авторитарные режимы: причины нестабильности
[Текст] / Е. Т. Гайдар // Общественные науки
и современность. 2006. № 5.

2. Горшков, М.К. Перспективы демократии в России: угрозы
реальные и мнимые [Текст] / М. К. Горшков,
В. В. Петухов // Социс. 2004. № 8.

3. Красин Ю.А. Российская демократия: коридор возможностей
[Текст] / Ю. А. Красин // Полис. 2004. № 6.

4. Лаптин В.В. Политическое самоопределение российского
общества [Текст] / В. В. Лаптин, В. И. Лаптин
// Общественные науки и современность.
2006. № 4.

5. Политология [Текст] / под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова.
СПб., 2005.

6. Соловьев, А. И. Политология: политическая теория, политические
технологии [Текст] / А. И. Соловьев. М., 2001.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Характерной чертой тоталитарного 
режима является:

а) монополия на власть одной партии
или группировки;

б) широкое политическое участие масс
в формировании законодательных и исполнительных
органов власти;

в) ограниченная политическая
конкуренция, допускаемая в той мере, в
какой она не угрожает монополии на власть
правящей элиты;

г) обязательное разделение властей.

2. Сравните политические режимы по
следующим критериям:

 

Критерий

Тоталитаризм

Авторитаризм

Демократия

Степень политической свободы

низкая

средняя

высокая

Степень принуждения и насилия

высокая

средняя

низкая

Принципы организации власти. Место
и роль государства

Есть одна партия, которая правит
государством

Доминирует роль идеологии

Монопольный контроль всех сфер жизни

Террористический полицейский 
контроль

Самовластие или небольшое число 
носителей власти

Неограниченность власти, не подконтрольность
гражданами

 Монополизация власти и политики,
недопущение политической оппозиции 
и конкуренции

Отказ от тотального контроля над 
обществом, невмешательство во вне 
политические сферы и прежде всего 
в экономику

Рекрутирование политической элиты

Суверенитет народа

Периодическая выборность власти

Защита прав личности

Равенство прав граждан на участие 
в управлении государством

Разделение власти

Зрелость гражданского общества

низкая

средняя

высокая

3. Какая из причин не обусловливает
воспроизводства авторитарных режимов:

а) высокая степень конфликтности 
в обществе:

б) неразвитость гражданского общества;

в) политический плюрализм;

г) существование делегативной демократии.

4. Выберите из предложенных положений
гарантии функционирования демократического
политического режима:

а) система контроля со
стороны гражданского общества за деятельностью
государственных органов аппарата;

б) своевременное полное политическое
информирование граждан;

в) концентрация власти в руках политического
лидера или определенной группы;

г) ограничение срока пребывания
в представительных органах.

5. Политический режим представляет 
собой:

а) совокупность взаимодействий, посредством
которых распределяются ценности в обществе;

б) совокупность политических норм
и ограничений, организующих взаимоотношения
людей по поводу распределения и осуществления
власти;

в) упорядоченное взаимодействие
структур политической системы, а также
совокупность методов осуществления власти
и достижения политических целей;

г) возможность определенных групп
реализовать свою волю вопреки сопротивлению
других.

 

student.zoomru.ru

Сравнительная характеристика политических режимов (ПР)




⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 4Следующая ⇒

Критерии оценки ПР Тоталитарный ПР Авторитарный ПР Демократичес-кий ПР
1.Какова мера вмешательства государственной власти в жизнь общества? Всеобщий контроль власти над обществом. Контроль власти над обществом перестает быть тотальным.
Государство контролирует лишь политическую жизнь общества.
Мера вмешательства государства в жизнь общества определяется законом и
2. Каков основной способ формирования органов государственной власти? Органы власти формируются через назначение.
Выборы имеют формальный характер.
Органы власти формируются через назначение.
Выборы имеют формальный характер.
Законода-тельные органы формируются исключительно через выборы.
Выборы носят демократический характер.
Народ признается источником власти.
3. Каковы взаимоотношения между законодательной, судебной и исполнительной властью? Принцип разделения властей не действует. Все виды государственной власти сосредоточены в руках одного лица или одного органа управления. Принцип разделения властей провозглашается, но до конца не реализован. Государст-венная власть строится на основе принципа разделения властей
4. Каков характер отношения членов общества к власти (легитимность власти)? В обществе существует культ власти, народ верит власти, сливается с ней. Народные массы отчуждены от власти, народ не доверяет власти и лишь вынужденно подчиняется ей. Власть и народ не слиты, а выступают как партнеры.
5. Имеются или отсутствуют в обществе альтернативные политические институты? Принцип политического плюрализма не действует, т.к. альтернативные политические институты отсутствуют. Формально существование альтернативных политических институтов разрешено, но фактически их появление затруднено. В обществе действует принцип политического плюрализма, поскольку существуют альтернативные политические институты.
6. Каков объем прав и свобод человека? Права и свободы членов общества максимально ограничены. Права и свободы граждан в значительной мере ограничены, особенно в сфере политики.  
Члены общества обладают большим объемом прав и свобод, которые не только провозглашают-ся, но и юридически закреплены и обеспечены гарантиями для их реализации.
7. Роль идеологии в обществе Принцип идеологического плюрализма не действует.
СМИ.
 
Государст-венная идеология объявляется господствующей, но не все члены общества ее разделяют. Действует принцип идеологического плюрализма, который признает право на свободу мнений

6 Государство – основной политический институт общества. Признаки, структура и функции государства.


Государство есть такой аппарат управления, который устанавливает порядок, стабильность в обществе с помощью правовых норм (законов), обеспечиваемых принудительной силой (полиция, суды, тюрьмы).

Государство существует не всегда, в первобытном обществе управление осуществляется с помощью общественного мнения, традиций, обычаев.

Существует несколько концепций происхождения, природы и социального назначения государства.

1. Теологическая концепция, в соответствии с которой государство трактуется как священный и неприкосновенный институт, сотворённый Богом для организации жизни людей.

2. Патриархальная концепция интерпретирует государственную власть как опекунскую, отеческую, формирующуюся в результате соединения родов в племена, племен в общности.

3. Договорная теория происхождения государства — возникновение государства есть результат своеобразного договора индивидов с целью обеспечить правопорядок, гарантирующий пользование естественными правами и собственностью.

4. Социально-экономическая (марксистская)концепция Государство возникает вместе с возникновением частной собственности и разделением общества на классы и ростом классовых противоречий — антагонизмов.



5. Теория «насилия» или «захвата». В основе возникновения государства, считали они, лежит акт насилия, завоевания одного народа другим, более сильным и организованным. Для закрепления власти победителя и создается государство.

Отличительные признаки государства:

1. Наличие системы публичной власти, которая реализуется через систему органов.

2. Наличие территории, на которую распространяются полномочия данного государства.

3. Суверенитет: на своей территории государство выступает как высшая власть, охватывающая своим влиянием всех людей, а в международном сообществе оно выступает как самостоятельная и независимая единица, не обязанная выполнять приказы других государств.

4. Монопольное право на легальное применение силы в отношении подданных страны.

5. Право принудительного взимания налогов и иных обязательных платежей, которые обеспечивают экономическую самостоятельность государства.

Структура государства

 
Глава государства
Органы законодательной власти Органы исполнительной власти Органы судебной
власти
Парламент — разрабатывает, обсуждает и принимает законы. Правительство,
органы исполнительной власти на местах (в областях, городах, селах) – реализует принятые законы на территории страны.
Система судов – осуществляет правосудие, наказывает нарушителей законов
Кроме представительных органов в состав государства входят:
— прокуратура
— милиция (полиция)
— органы государственной безопасности
— вооруженные силы
— тюрьмы

 

Функции государства:

Внутренние:

· Экономическая— регулирование и управление экономикой

· Социальная – управление процессом распределения доходов в обществе, регулирование национальных, социально-классовых, конфессиональных отношений

· Культурная – управление развитием науки, искусства- духовной культуры

· Правовая — охрана общественного порядка,контроль за соблюдением законности

Внешние:

· Оборонительная — защита интересов данной страны в ее взаимоотношениях с другими странами, обеспечение обороны страны

· Развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами

 

 

7. Основные формы государственного правления: монархия и республика и их разновидности. Типы государственного устройства.

Формы государственного правления определяются порядком образования и взаимодействия высших органов государственной власти, т.е. способом организации государственной власти.

По способу организации государственной власти различают следующие формы государственного правления: монархию и республику.

М О Н А Р Х И Я –форма правления, прикоторой высшая государственная власть находится у одного лица и передается по наследству.

Р Е С П У Б Л И К А –форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется органами, избираемыми населением на определенный срок.

М О Н А Р Х И Я  
Абсолютная монархия
(неограниченная)
Все виды государственной власти находятся в руках монарха
Представительные органы либо отсутствуют, либо носят совещательный характер и назначаются монархом
Законы и судебные органы существуют, но их источником является воля монарха
 
  Конституционная монархия
(ограниченная)
Полномочия монарха ограничены Конституцией.
В стране существует избираемый народом парламент, независимый суд
 
       

 

Парламентская монархия
Власть монарха ограничена, он не пользуется правом отлагательного вето
Правительство формируется парламентом из представителей партии, победившей на выборах в парламент
Правительство ответственно перед парламентом
  Дуалистическая монархия
Монарх и парламент делят государственную власть:
Монарх формирует правительство, которое ответственно перед ним Парламент реализует законодательную власть
Монарх имеет право отлагательного вето
 
 
Р Е С П У Б Л И К А
Парламентская республика.Правительство формируется парламентом из представителей партии, имеющей большинство мест в парламенте и ответственно перед ним   Президентская республика.Правительство формируется президентом и ответственно перед ним
           

 

Смешанная республика

Президент, учитывая расстановку сил в парламенте, назначает главу правительства – премьер-министра и совместно с ним формирует правительство. Правительство несет двойную ответственность: перед президентом и парламентом

Президентская республика: (Франция, Россия, Беларусь)

· Президент избирается напрямую народом и является главой исполнительной власти и главой государства в целом, его полномочия огромны.

· Президент самостоятельно формирует правительство (назначает премьер-министра и министров)

· Президент имеет право отлагательного вето (может не подписать закон и возвратить его в парламент на доработку)

Парламентская республика: (Германия, Италия)

· Парламент является в стране единственным органом, избираемым напрямую народом

· Парламент формирует правительство из состава той партии, которая победила на парламентских выборах

· Президент избирается парламентом и функции его ограничены

Тип государственного устройства– это административно-территориальное деление страны, которое характеризует отношение:

а) между ее частями (территориальными единицами),

б)между центральными и местными органами власти.

Унитарное государство – государство, в котором отдельные административно-территориальные единицы (области, районы, воеводства) не обладают признаками государственного суверенитета.

Федеративное государство – государство, в котором отдельные административно-территориальные единицы обладают признаками относительной государственной самостоятельности.

Конфедерация – временный союз самостоятельных, независимых государств, которые создают специальные органы для согласованных действий во внешнеполитической деятельности.

 

 

8. Правовое государство: понятие и признаки. Понятие и сущность гражданского общества.



Читайте также:

lektsia.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о