Способы возникновения и прекращения государств – Глава 14. Возникновение, изменение и прекращение гражданских правоотношений § 1. Юридико-фактические основания возникновения, изменения и прекращения гражданских прав и обязанностей
2. Основания возникновения и прекращения права собственности.
В зависимости от характера оснований различают первоначальные и производные способы приобретения права собственности. Первоначальные способы приобретения имеют место в тех случаях, когда право собственности на имущество возникает впервые либо независимо от воли предыдущего собственника. При производных способах новый собственник получает свое право на вещь посредством волеизъявления предыдущего собственника данной вещи.
Первоначальные способы приобретения права собственности:
1) изготовление или создание новой вещи для себя с соблюдением законодательства.
2) возникновение права собственности на производные вещи (вещи, появившиеся в результате использования других вещей – плоды, продукция, доходы). Они могут принадлежать как собственнику, так и иному лицу, использующему это имущество на законных основаниях.
3) возникновение права собственности на строящееся здание, сооружение и другое вновь создаваемое недвижимое имущество. Право собственности на такое имущество возникает с момента завершения создания этого имущества, а если недвижимое имущество подлежит государственной регистрации – с момента регистрации.
Если вещь создается лицом из своих материалов, то такое лицо становится собственником данной вещи. Если же вещь изготавливается из материалов, принадлежащих другому лицу, право собственности на созданную вещь может принадлежать либо изготовителю, либо собственнику материалов.
4) право собственности на движимую вещь, изготовленную лицом путем переработки не принадлежащих ему материалов, приобретается собственником материалов. Однако если стоимость переработки существенно превышает стоимость материалов, право собственности на новую вещь приобретает лицо, которое, действуя добросовестно, осуществило переработку для себя. Если право собственности на изготовленную вещь возникает у собственника материалов, он обязан возместить стоимость переработки осуществившему ему лицу, а в случае приобретения права собственности на новую вещь лицом, ее изготовившим, оно обязано возместить собственнику материалов их стоимость.
5) основанием приобретения права собственности является сбор ягод, лов рыбы, сбор и добыча других общедоступных вещей и животных, в случаях, когда в соответствии с законодательством, общим разрешением, данным собственником или в соответствии с местным обычаем это допускается в лесах, водоемах или на другой территории. Право собственности на соответствующие вещи приобретает лицо, осуществившее их сбор или добычу.
6) разновидностью изготовления (создания) вещи является осуществление строительства недвижимого имущества. Право собственности возникает на такое имущество улица, осуществившего строительство для себя, или у заказчика, поручившего осуществление строительства другому лицу. Право собственности на построенный объект возникает лишь при соблюдении законодательства, предъявляемого к строительным работам. Нарушение таких требований должно исключать возможность возникновения права собственности на результат строительства. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности и лицо обязывается снести самовольную постройку или привести ее в прежнее состояние (ст. 223 ГК РБ).
7) в порядке первоначального способа приобретается право собственности на вещи, по тем или иным причинам выбывшие из обладания предыдущего собственника и не имеющие подтверждения о принадлежности их тому или иному лицу. Порядок приобретения права собственности на бесхозяйные вещи установлен законодательством в зависимости от конкретных ситуаций – брошенные вещи, находка, безнадзорные животные, клад.
Находкой является найденная вещь, выбывшая из обладания собственника, иного законного владельца (арендатора, хранителя), утерянная, забытая, по ошибке оставленная у другого лица. Находка не становится собственностью лица, ее обнаружившего и должна быть возвращена законному владельцу. Нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее или собственника вещи, или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее и возвратить этим лицам найденную вещь. Если место пребывания лица, имеющего право потребовать найденную вещь, неизвестно, нашедший вещь обязан заявить о находке в милицию или орган местного управления или самоуправления. Если
Такие же отношения возникают при находке безнадзорного или пригульного скота или других безнадзорных домашних животных.
Кладом признаются зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу акта законодательства утратил на них право. Клад поступает в собственность лица, которому принадлежит земельный участок, строение и т.п., где клад был сокрыт и лица, обнаружившего клад в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное. Если клад обнаружен лицом, производившим раскопки или поиски без согласия на это собственника земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, клад подлежит передаче собственнику земельного участка или иного имущества, в котором обнаружен клад. Лицо, обнаружившее клад, содержащий вещи, относящиеся к памятникам истории и культуры, обязано передать их в государственную собственность. В этом случае собственнику земельного участка, где клад был сокрыт, и лицу, обнаружившему клад, выплачивается 50% стоимости клада. Это правило не распространяется на лиц, в круг трудовых или служебных обязанностей которых входило проведение раскопок и поиска, направленных на обнаружение клада.
Возникновение права собственности при производных способах его приобретения.
Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения, или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на его имущество наследуется в соответствии с завещанием или законом. В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к юридическим лицам – правопреемникам реорганизованного юридического лица
Таким образом, производные способы приобретения права собственности характеризуются наличием волеизъявления (соглашения) отчуждателя и приобретателя. К таким способам относится:
приобретение по договору, когда есть правопреемство;
реорганизация, в процессе которой право собственности на имущество возникает у вновь образованного юридического лица.
получение имущества в порядке наследования, в результате которого право собственности переходит к наследнику;
разгосударствление и приватизация государственного имущества.
Основания прекращения права собственности.
I. Отчуждение собственником своего имущества другим лицам: различные сделки по отчуждению своего имущества, совершаемые собственником (купля-продажа, дарение, аренда с последующим выкупом и т.д.).
II.
Использование собственником своего
имущества по назначению и, вследствие
этого, уничтожение его: использование
продуктов питания, топлива. Возможно
уничтожение вещей другими лицами,
например, санитарно-эпидемиологической
службой. Уничтожение вещи может произойти
случайно, помимо воли субъекта. С другой
стороны,
III. Добровольный отказ собственника от своего имущества: публичное объявление об этом, либо совершение фактических действий, свидетельствующих об отказе собственника от прав на имущество (выброшенные вещи).
Основаниями прекращения права собственности помимо воли собственника являются:
реквизиция – принудительное изъятие имущества у собственника в интересах общества, но с обязательной выплатой компенсации;
конфискация
studfiles.net
Основные пути возникновения государства. Правоведение
Основные пути возникновения государства
Государства формировались в различных условиях и на разных этапах исторического развития человечества. Однако можно выделить три группы в зависимости от способа разрушения родоплеменной организации, возникновения социального расслоения и создания публичной политической власти.
Самый ранний тип государства – восточный. Он наиболее тесно связан с первобытным обществом, как бы «вырос» из него. Значительно позже, в античные времена, возник западный тип, основанный на господстве частной собственности. Последним появился так называемый синтезный тип, соединяющий в себе черты западного и восточного, но имеющий и свою специфику.
Восточный путь возникновения государства. Как было сказано выше, сюда относят наиболее древние государства: Древний Египет, Месопотамию и др. Они возникли вследствие разложения первобытных отношений. Роль вождя постепенно повышалась. Именно ему и близким к нему людям начали доставаться основные богатства, добытые в войнах и походах. Отсюда происходит окончательная и бесповоротная ликвидация первобытного равенства. Окружение вождя превращается в знать. Возникает необходимость в новых, более жестких формах управления обществом.
Непосредственной предпосылкой (поводом) к возникновению государства на Востоке явилась необходимость вести масштабные работы (в Египте это были ирригационные работы в долине Нила), в частности их организовывать. Вождь превращается в монарха (фараона, царя и т. п.), а его окружение – в управленцев, быстро разрастается управленческий аппарат.
Первоначально возникли должности управляющих резервными пищевыми фондами и распределением продуктов. Именно они во главе с монархом и представляют государство, которое становится организатором масштабных работ. Причем вся собственность принадлежит монарху. Ею он делился с теми, кто ему служил. Подавляющее же большинство населения ничего не имело и было вынуждено работать на государство. Кроме того, сохраняются сельские общины, что тоже делало невозможным существование частной собственности.
Таким образом, можно сформулировать основные черты восточного государства:
? господство государственной собственности, причем единственным собственником долгое время выступал монарх;
? как следствие – низкий уровень развития орудий производства;
? неспособность общества к модернизации;
? огромная роль государственного аппарата;
? социальная дифференциация, происходящая на основе политического неравенства, положения человека в системе власти. На Востоке власть давала и до сих пор дает и богатство, и влияние;
? высокий уровень коррупции и злоупотребления властью, поскольку она не подконтрольна ни собственникам, которых нет (собственник лишь один – государство), ни тем более большинству населения, вообще лишенного собственности на средства производства.
Многие из этих черт до сих пор сохраняются в странах Ближнего и Среднего Востока, которые, в отличие от Японии и других стран Дальнего Востока, не прошли западную модернизацию в XX в. Несмотря на то что в этих мало изменившихся за много тысячелетий государствах приняты конституции, новые законы и избираются президенты, общественные отношения мало отличаются от тех, которые имели место в период их становления. Поэтому их принято называть традиционным обществом.
Западный путь возникновения государства. На Западе государство возникает также в результате имущественного неравенства, но иным путем: появляются частная собственность и раскол общества на классы. Запад прошел через период рабовладения в античный период (Древний Рим). Земля в большей части находилась в частной собственности. Шла постоянная борьба имущих и неимущих классов. Государство как раз и создается для смягчения борьбы и закрепления статус-кво, чтобы обезопасить первых и сохранить за ними собственность.
Наиболее богатые занимают и самые высокие должности в государственном аппарате. Но, в отличие от Востока, они являются собственниками, ни от кого не зависят и сами формируют власть. Афины – классический пример такого пути развития государства. Спарта отличается от Афин тем, что основную массу населения составляли захваченные спартанцами племена, то есть правами обладало подавляющее меньшинство. В Риме сложилась похожая ситуация, но в процесс образования и развития государства вмешивается третья сила – плебс.
Позднее классы меняются (на место рабовладельцев приходят феодалы, а затем – буржуазия), но характер взаимоотношений между ними остается прежним. Имущие подчиняют своей власти неимущих. Однако, в отличие от восточных, западные государства прошли огромный эволюционный путь, постоянно подстраиваясь под изменяющиеся условия. В XX в., когда собственниками стало подавляющее большинство членов общества, а в некоторых государствах – все без исключения, принципы равноправия и демократии, сформулированные в Новое время, стали распространяться на все общество. Вкупе же с высоким уровнем технологического развития это сделало западное общество наиболее жизнеспособным.
Основные черты западного типа государства:
? государство возникло как государство частных собственников;
? в основе государства – господство частной собственности, а поэтому главная цель – ее защита;
? частная собственность обеспечила более высокий уровень орудий труда и технологий в целом;
? западное государство подвергалось эволюции весь период своего существования, корректируя общественные отношения. Особенно быстро и эффективно этот процесс шел в период Нового и Новейшего времени;
? поскольку сегодня широкое распространение получила коллективная форма частной собственности (акционерные и иные общества), то практически все члены западного социума являются собственниками, что позволило большинству государств построить общество всеобщего благоденствия, основанное на социалистической модели.
Следует отметить, что сейчас по западному пути развития идут некоторые страны, прежде относившиеся к восточной модели (Япония, Южная Корея и др.), хотя они и сохраняют в общественных отношениях свою специфику, более высокий уровень коллективизма, чем это принято на Западе.
Синтезный путь возникновения государства. Такие государства не знали рабовладения, в них сразу произошел переход от родоплеменных отношений к раннефеодальным. Причем свершилось это под воздействием политического и имущественного неравенства одновременно. Поэтому они сохранили черты как Востока, так и Запада. С Востоком их роднит господство общины, но причина тут – постоянная внешняя угроза. Эти общества либо живут в постоянном враждебном окружении, либо сами стремятся увеличить владения. Они все время расширяются, развиваясь экстенсивным путем. Это является препятствием для их модернизации. С Западом их объединяет наличие этапа феодального землевладения, хотя реализован феодализм был в гораздо более жесткой форме в таких странах, как Пруссия и Россия, вплоть до полного закрепощения крестьян.
В качестве примеров можно привести Византию – государство, давно уже не существующее, а также Россию и Германию (до определенного момента, поскольку в Новое время Пруссия, а затем и вся Германия стали эволюционировать в сторону западного типа государства, к которому они окончательно примкнули после поражения в Первой и Второй мировых войнах).
Выделим основные черты синтезного пути:
? влияние Востока: огромная роль верхушки в лице вождя (на Руси – князя) и дружины, которые и становятся основными собственниками в стране;
? как следствие – преобладание государственной и недооценка частной собственности;
? государство развивается экстенсивно (вширь), постоянно приобретая новые земли и присоединяя другие народы (или родственные народы, как Пруссия), что замедляет процесс модернизации, делает его сложно управляемым и приводит к авторитарным тенденциям;
? господство общины и общинных отношений, что накладывает отпечаток на сознание и психологию населения;
? активное заимствование государственности у других народов (Русь – у Византии, Германия – у Рима).
В настоящее время типичным представителем такого государства остается лишь Россия.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
law.wikireading.ru
Глава 14. Возникновение, изменение и прекращение гражданских правоотношений § 1. Юридико-фактические основания возникновения, изменения и прекращения гражданских прав и обязанностей
Юридически значимые факты и их виды. Юридико-фактическими основаниями возникновения, изменения и прекращения гражданских прав и обязанностей служат юридически значимые факты. Юридически значимым называется факт, который (один или вместе с другими) вызывает правовое последствие, т.е. возникновение, изменение или прекращение субъективных прав и обязанностей*(499). Так, причинение вреда другому лицу обусловливает возникновение деликтного обязательства; уступка требования приводит к его изменению, которое заключается в перемене управомоченного по требованию лица; заявление о зачете влечет прекращение активного и пассивного требований и корреспондирующих им обязанностей. В приведенных примерах соответствующее правовое последствие вызывается одним юридически значимым фактом. Но во многих случаях для наступления правового последствия необходима определенная совокупность юридически значимых фактов. Например, для приобретения притязания против поручителя требуется заключение договора поручительства и неисполнение должником основного обязательства, а для возникновения кондикционного притязания — наличие обогащения на стороне приобретателя, получение обогащения за счет потерпевшего и отсутствие правового основания обогащения. Юридически значимые факты (единичные факты или совокупности таких фактов), с которыми закон связывает правовые последствия, именуются фактическими составами наступления этих последствий*(500).
Юридически значимые факты, общий перечень которых дан в ст. 8 ГК, могут быть подвергнуты следующей классификации.
В зависимости от своего волевого или неволевого характера юридически значимые факты делятся на события, протекающие помимо воли людей (рождение, смерть, истечение срока) и действия, совершаемые по воле человека (выдача полномочия, уведомление должника об уступке требования, передача вещи).
Будучи проявлением (или осуществлением) человеческой воли, действия подразделяются на правомерные и неправомерные (противоправные).
Неправомерные действия противоречат требованиям правовых норм. Совершение таких действий вызывает возникновение охранительных субъективных гражданских прав и обязанностей. Правомерные действия соответствуют требованиям норм права. Поэтому порожденные ими субъективные гражданские права и обязанности в подавляющем большинстве случаев носят регулятивный характер.
Правомерные действия, в свою очередь, делятся на три основные группы: сделки, сделкоподобные действия и реальные акты*(501).
Сделки направлены на вызывание правовых последствий, относящихся к области гражданского права. Эти последствия определяются содержанием воли действующих лиц и наступают не только потому, что закон связывает их с совершением сделок, а в первую очередь потому, что те, кто совершают сделки, желают их наступления.
Сделкоподобные действия, как, например, признание долга (абз. 1 ст. 203 ГК), уведомление должника об уступке требования (ст. 386 ГК) и отказ кредитора принять предложенное должником надлежащее исполнение (абз. 1 п. 1 ст. 406 ГК), отличаются от сделок тем, что правовые последствия этих действий определяются не волей лица, а законом и наступают независимо от того, желает ли их действующее лицо или нет. В связи с содержащимся в сделкоподобных действиях обнаружением воли к ним могут применяться по аналогии предписания, предусмотренные для сделок, в частности предписания о дееспособности и оспаривании, если цель данных предписаний оправдывает их соответствующее применение.
Реальными актами являются действия, которые совершаются без цели обнаружения воли и с которыми закон связывает правовое последствие без учета правового последствия, желаемого действующим лицом*(502). К реальным актам, в частности, относятся переработка (ст. 220 ГК), обнаружение клада (ст. 233 ГК) и находка (ст. 227, 228 ГК). Для совершения реального акта не требуется дееспособности. Так как реальные акты имеют очень мало общего со сделками, предписания о сделках к ним не могут применяться даже по аналогии.
Неправомерные действия подразделяются на правонарушения и объективно-противоправные действия. Правонарушение представляет собой виновное неправомерное действие. Объективно-противоправное действие характеризуется тем, что совершается невиновно.
Приобретение гражданских прав. Под приобретением права понимается установление связи права с определенным лицом. Приобретение бывает производным (деривативным) и первоначальным (оригинарным). Производное приобретение опирается на право другого лица и, следовательно, зависит от этого права. При первоначальном приобретении такого отношения зависимости нет*(503). Производным является приобретение права на основании отчуждения права его прежним обладателем, на основании принятия на себя чужого договора, а также приобретение наследника. Примером первоначального приобретения служит приобретение требования посредством заключения обязательственного договора.
При всяком производном приобретении права, которое не сопровождается созданием для приобретателя нового права, происходит переход права, т.е. перемена управомоченного субъекта при сохраняющейся идентичности содержания права. Однако право может перейти к другому лицу без того, чтобы его приобретение было зависимым от права прежнего обладателя. Так, в случае приобретения движимой вещи в собственность добросовестным лицом от неуправомоченного отчуждателя (п. 1 ст. 302 ГК) наличествует переход права собственности на вещь, но отсутствует производное приобретение, потому что приобретатель основывает свое право собственности не на праве действительного собственника вещи, а исключительно на предусмотренном законом фактическом составе приобретения. Таким образом, здесь имеет место первоначальное приобретение права собственности на вещь*(504).
Производное приобретение называется правопреемством, или сукцессией. Различают транслятивное и конститутивное правопреемство. В случае транслятивного правопреемства преемник приобретает то же самое право, какое принадлежало его предшественнику. При конститутивном правопреемстве, например при установлении собственником сервитута или права залога, речь идет не о переходе, а о возникновении у конститутивного приобретателя нового (дочернего) права, которое создается на основании права предшественника (материнского права)*(505). Поскольку конститутивно приобретенное право производно от материнского права, оно имеет тот же правовой характер, что и материнское право: дочерние права, которые производны от права собственности, являются вещными; дочерние права, которые производны от требования, являются обязательственными*(506).
Правопреемство может быть частным (сингулярным) правопреемством, т.е. правопреемством в одном или нескольких правах, или общим (универсальным) правопреемством. Под общим правопреемством, типичным примером которого служит наследование (п. 1 ст. 1110 ГК), понимается приобретение имущества как единого целого. В этом случае переход имущества к преемнику или преемникам осуществляется uno actu, так что обособленного перенесения каждого из относящихся к имуществу прав не требуется. Напротив, при частичном правопреемстве каждое право должно передаваться обособленно в соответствии с предписаниями, установленными для передачи этого рода прав.
studfiles.net
8. Основные пути возникновения государства.
1) европейский: появление частной собственности; раскол общества на классы; появление классовых противоречий;
2) восточный (азиатский): в основе экономики – государственная форма собственности на основные средства производства, частная собственность второстепенна; мощный чиновничий аппарат; деспотии
(полный ответ
Формирование государства — длительный процесс, который у различных народов шел разными путями. Ныне доминирует мнение, что одним из основных является восточный путь возникновения государства, «азиатский способ производства» (вначале — Древний Восток, затем — Африка, Америка, Океания). Здесь очень устойчивыми, традиционными оказались социально-экономические отношения и структуры родового строя — земельная община, коллективная собственность. Управление общественной собственностью становилось важнейшей функцией родоплеменной знати, которая постепенно превращалась в обособленную социальную группу (сословие, касту), а ее интересы все более обособлялись от интересов остальных членов общества.
Следовательно, восточный (азиатский) вариант возникновения государственности отличается от других вариантов главным образом тем, что здесь родоплемен-ная знать, исполнявшая общественные должности, плавно трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат), а общественная (коллективная) собственность тоже постепенно превращалась в государственную. Частная собственность тут не имела существенного значения.
На рассматриваемый путь зарождения государства значительное влияние оказали географические условия, необходимость выполнения крупномасштабных общественных работ (сооружение, эксплуатация и защита ирригационных систем и др.), предопределивших возникновение самостоятельной и сильной публичной власти.
Восточные государства заметно отличались друг от друга, хотя имели много общего. Все они были абсолютными, деспотическими монархиями, обладали мощным чиновничьим аппаратом, экономическую основу их составляла государственная собственность. Здесь по сути дела не наблюдалось отчетливо выраженной классовой дифференциации. Государство одновременно и эксплуатировало сельских общинников, и управляло ими, т. е. само государство выступало организатором производства.
По другому историческому пути шел процесс возникновения государства на территории Европы, где главным государствообразующим фактором было классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов. По мнению Ф. Энгельса, в наиболее «чистом» виде этот процесс проходил в Афинах. В Риме на возникновение классов и государства большое влияние оказала длительная борьба двух группировок свободных членов родоплеменного общества — патрициев и плебеев. В результате побед последних в нем утвердились демократические порядки: равноправие всех свободных граждан, возможность каждого быть одновременно землевладельцем и воином и др. Однако к концу II в. до н.э. в Римской империи обострились внутренние противоречия, повлекшие создание мощной государственной машины.
По вопросу возникновения государства на территории Западной и Восточной Европы в литературе высказаны две точки зрения. Сторонники первой утверждают, что в этом регионе в ходе разложения первобытных отношений зарождалось феодальное государство (сказанное относится прежде всего к Германии и России).
Приверженцы второй полагают, что после разложения родового строя здесь наступает предшествующий феодализму длительный период, в ходе которого знать выделяется в особую группу, обеспечивает себе привилегии, в первую очередь во владении землей, но крестьяне сохраняют как свободу, так и собственность на землю. Этот период они называют профеодализмом, а государство — профеодальным.
Таким образом, на этапе производящей экономики под воздействием разделения труда, появления патриархальной семьи, военных захватов, запрета инцеста и других факторов происходит расслоение первобытного общества, обостряются его противоречия, вследствие чего родовая организация социальной жизни изживает себя, а ей на смену с той же неизбежностью приходит новая организационная форма общества — государственность.
studfiles.net
СПОСОБЫ (ОСНОВАНИЯ) ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ
СПОСОБ — юридический факт (совокупность фактов) с которыми закон связывает возникновение или прекращение права. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ И ПРОИЗВОДНЫЕ — деление связано с наличием права собственности на имущество (наличие или отсутствие правопреемства).
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ:
1) Право собственности на ВНОВЬ ИЗГОТОВЛЕННУЮ вещь. На вновь созданное недвижимое имущество право собственности возникает с момента ее государственной регистрации.
2) ПЕРЕРАБОТКА. При этом собственником вещи становится собственник материалов. Если стоимость работы значительно превышает стоимость материалов, собственником становится изготовитель, если:
— он действовал добросовестно;
— осуществлял работу для себя, а не для другого лица.
3) Обращение в собственность ОБЩЕДОСТУПНЫХ ВЕЩЕЙ (грибы, ягоды, охота, рыбалка, песок, глина) — имеется наличие разрешения государства + соблюдение природоохранных норм.
4) Приобретение права собственности на БЕСХОЗЯЙНОЕ ИМУЩЕСТВО: различный подход к движимым и недвижимым вещам:
— брошенные, оставленные вещи могут быть обращены в собственности владельца соответствующего земельного участка если их стоимость не превышает 5 МРОТ, а также лом металлов, бракованная продукция, топляк, отвалы и сливы.
В остальных случаях вещь поступает в собственность по решению суда после признания ее бесхозяйной.
— бесхозяйные недвижимые вещи берутся на учет БТИ по заявлению органов МСУ и по истечении года могут быть признаны муниципальной собственностью. До этого срока собственник вправе принять вещь в собственность. Другие лица — кроме МСУ — в силу приобретательной давности
5) НАХОДКА — вещь, утерянная собственником или владельцем и найденная другим лицом. Этим лицом она должна быть возвращена собственнику (владельцу). Лицо должно уведомить известных ему законных владельцев либо передать владельцу помещения или транспорта либо заявить в МСУ или милицию.
Право собственности возникает по истечении 6 месяцев, если не объявится владелец и не будет установлен. При отказе нашедшего от вещи она поступает в муниципальную собственность.
Скоропортящаяся находка может быть реализована с возвратом денег владельцу.
Нашедший и возвративший вещь имеет право на:
— возмещение расходов по хранению, реализации, сдаче вещи, затрат на установление собственника;
— вознаграждение за находку в размере до 20% ее стоимости.
6) БЕЗНАДЗОРНЫЕ ЖИВОТНЫЕ: лица, их обнаружившие обязаны передать их собственнику либо в 3-х дневный срок заявить в орган МСУ или милицию. Право собственности возникает по истечении 6 месяцев. На это время животные передаются на содержание лицу, их нашедшему или имеющему возможность их содержать.
По истечении 6 — месячного срока прежний собственник вправе требовать возврата животного при условии привязанности к нему или жестокого обращения. Вознаграждение — то же, что и при находке.
7) КЛАД: зарытые в землю или иным способом сокрытые деньги или иные ценные предметы, собственник которых не может быть установлен или в силу закона утратил на них право.
Клад поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество, где клад был сокрыт. Если клад был обнаружен не собственником, его стоимость делится в равных долях между собственником и обнаружившим (если соглашением между ними не установлено иное). Если клад был обнаружен без согласия собственника, он становится собственностью последнего.
Памятники истории и культуры признаются собственность государства. Вознаграждение в размере 50% распределяется между собственником и обнаружившим в равных долях, если нет иного соглашения.
8) САМОВОЛЬНАЯ ПОСТРОЙКА. Лицо, ее осуществившее, собственником не становится, будучи собственником только строительных материалов (обязано снести за свой счет) и сама постройка недвижимостью не является (государственная регистрация). Под самовольностью понимается:
— нарушение порядка землеотвода или его целевого назначения;
— отсутствие необходимых разрешений на строительство;
— существенное нарушение строительных норм и правил.
Право собственности на самовольную постройку может быть установлено лишь судом:
1) За лицом, ее осуществившим при условии предоставления ему земельного участка в установленном порядке.
2) За собственником (титульным владельцем) земельного участка при условии возмещения строителю расходов по строительству в размере, определенном судом.
9) ПРИОБРЕТАТЕЛЬНАЯ ДАВНОСТЬ. Владение вещью должно быть добросовестным, открытым — очевидным для окружающих, непрерывным. Владелец должен относиться к вещи как к своей, включая расходы на содержание. В течение срока может быть включен срок владения предшественника. Движимое имущество — 5 лет, недвижимое — 15 лет.
ПРОИЗВОДНЫЕ
Производные способы — при которых право собственности переходит от одного лица к другому. Права приобретателя производны от прав собственника — нельзя передать больше прав, чем имеешь сам.
Среди производных способов чаще — договоры различного типа, наследование.
ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ
1) Прекращение по воле собственника — отчуждение имущества и отказ от права собственности.
2) Прекращение права собственности без воли собственника — гибель имущества и его принудительное изъятие.
Принудительное изъятие — в случаях, предусмотренных законом:
— обращение взыскания на имущество по обязательствам собственника на основании решения суда;
— принудительное изъятие недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд или в связи с ненадлежащим использованием земли;
— принудительный выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей;
— принудительный выкуп домашних животных при условии жестокого с ними обращения, которое доказывается лицом, обратившимся с таким требованием;
1) реквизиция; 2) конфискация; 3) национализация — обращение имущества, находящегося в частной собственности, в собственность государства — производится на основании закона и с возмещением собственнику стоимости имущества и других убытков.
ОБЩАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
Общая собственность — принадлежность одного и того же имущества одновременно нескольким лицам — сособственникам: множественность субъектов права собственности на одно и то же имущество.
Общая собственность возникает:
— при приобретении или создании имущества несколькими лицами;
— наследования неделимого имущества;
— в силу закона.
Каждому сособственнику принадлежит не часть (доля) имущества, а доля в праве собственности на это имущество.
Общая собственность может быть ДОЛЕВОЙ и СОВМЕСТНОЙ (БЕЗДОЛЕВОЙ)
ДОЛЕВАЯ — при этом законом или договором точно определены доли каждого в праве собственности.
СОВМЕСТНАЯ — право собственности между сособственниками не делится, а принадлежит всем.
ВЛАДЕНИЕ И ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЩЕЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ — осуществляется по согласию всех сособственников, а при недостижении согласия — судом.
РАСПОРЯЖЕНИЕ ОБЩЕЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ — по согласию всех участников.
ОБЩАЯ ДОЛЕВАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
РАВЕНСТВО ДОЛЕЙ — в отсутствие соглашения сторон или указания закона о размере долей.
МОМЕНТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ — в момент заключения договора об отчуждении доли. Если предусмотрена регистрация — то с момента такой регистрации.
РАЗДЕЛ ИМУЩЕСТВА — право общей собственности прекращается.
ВЫДЕЛ ДОЛИ — право общей собственности у оставшихся остается.
pdnr.ru
4. Основания возникновения и прекращения права пользования землёй
Самостоятельно глава 7 ГК РФ, ст.20, 21 3К РФ
Основания прекращения права пользования землёй. Изъятие земельного участка как основание прекращения права пользования землёй: изъятие для государственных и муниципальных нужд и изъятие в качестве санкции за нарушение земельного законодательства (реквизиция). Земельный сервитут: частный и публичный. Защита прав.
5. Правовое регулирование платы за землю
В юридической и учебной литературе существует мнение, что решение задач рационального и эффективного использования земли связано с институтом права землепользования. Это положение верно, однако для тех же целей существуют также государственное управление, мониторинг земель, гос. земельный контроль, ведение гос. земельного кадастра.
В экономической и юридической литературе высказывались идеи о преимущественном подходе к использовании земли с экономической точки зрения (экономический подход). Земля рассматривалась исключительно как экономическая категория. Стремились получить больше с/х продукции при наименьшей затрате труда и средств. Использование земли в процессе производства (с/х, аграрного). Земля используется и в рекреационных целях, для строительства жилья и объектов социально-культурного назначения. Должна быть постоянная забота об улучшении качественного состояния используемых земель. Нельзя допускать ухудшения земельных ресурсов, нарушения земельного законодательства. Т.к. это может привести к ухудшению продуктивности.
Рациональное использование земель проявляется неодинаково применительно к различным категориям земель:
1) в сельском хозяйстве требования сводятся к получению с/х продукции, сырья для перерабатывающей промышленности при условии соблюдения правил о постоянном сохранении качества земель и его улучшения, сохранении плодородия земель и охраны окружающей среды.
Хищническое использование земель приводит к их истощению, снижению продуктивности с/х.
Экологический фактор должен учитываться наравне с экономическим. В федеральной целевой программе «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы» отмечалось, что за период с 1990 до 1998 г. плодородие земель снизилось на 13%. В землю необходимо вносить 1 млрд. органических удобрений и 170 млрд. минеральных удобрений, реально же вносится только 17,5 млрд. минеральных удобрений.
2) для строительства и размещения различных объектов, сооружений земли должны выделяться и использоваться строго согласно нормам расчёта. Если для постройки требуется 2 гектара, то только столько и должно быть занято, чтобы остальные земли не были выведены из хозяйственного оборота.
Меры экономического стимулирования землепользователей:
1. организационные
Связаны с осуществлением своих функций органами управления:
проведение мониторинга земель
разрешение земельных споров
ведение гос. земельного кадастра
2. правовые
Предполагают правовое обеспечение устойчивости землевладения, гарантии прав
землепользователей
3. экономические:
освобождением от уплаты налога на землю (полностью или частично)
установление повышенных цен за экологически чистую продукцию (экологически чистая продукция направляется государством в детские дошкольные учреждения)
предоставление льготных кредитов и ссуд.
Экономические меры как стимул предусмотрены в ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» от 2 декабря 1994 г.
Предусмотрен порядок формирования федеральных и региональных продовольственных фондов.
По контракту предусмотрено 50% предоплаты. Из них 25% выплачивается государством после заключения контракта, 25% — после завершения посевной кампании и появлении всходов. Остальные 50% выплачиваются после того, как начнёт поступать продукция. Гарантия реализации произведённой продукции.
Меры экономического стимулирования направлены на:
1) повышение заинтересованности всех землепользователей в рациональном использовании земельных ресурсов
2) сохранение и повышение плодородия земель
3) защиту земель от негативных последствий производственной и иной деятельности
4) улучшение окружающей природной среды.
Обеспечение рационального использования земли в современных условиях связано с введением платности земли.
Предпосылки (цели) платности земли:
1) стимулирование рационального использования земли
2) охрана и освоение земель
3) повышение плодородия почв
4) выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на земле
5) развитие инфраструктуры в населённых пунктах (особенно, в сельских).
Формы платности земли Ст.65 ЗК РФ называет 2 формы платы за использование земли:
1) земельный налог
2) арендная плата
Постановление Правительства РФ «О порядке определения нормативной цены земли» от 15 марта 1997 г. № 319
Нормативная цена земли — это показатель, характеризующий стоимость земельного участка определённого качества и местоположения.
Нормативная цена земли вводится для выкупа земельного участка в предусмотренных законом случаях, при передаче земли в собственность, при получении банковского кредита под залог и т.д.
Земельный налог
Земельный налог — это форма ежегодных платежей за землю, начисляемых для собственников, землевладельцев, землепользователей (кроме арендаторов) на основе ставок налога.
Закон РФ «О плате за землю» от 11 октября 1991 г. (с изм.) № 1738-1 определяет: Ставка земельного налога — это норма взимания данного налога с единицы земельного участка определённого целевого назначения.
Размер земельного налога не зависит от результатов производственно-хозяйственной деятельности землепользователей (в широком смысле — т.е. собственников, землевладельцев, землепользователей).
Налог дифференцируется по республикам, краям, областям.
Дифференциация также проводится по категориям земель.
Читать:
Закон РФ «О плате за землю» от 11 октября 1991 г. (с изм.). Глава 4 (льготы).
Закон Св.обл. «О плате за землю на территории Свердловской области» 1995 г.
Арендная плата
Арендная плата — это форма текущих платежей за пользование землёй. Согласно ст.65 ЗК порядок определения размеров арендной платы; порядок, условия и сроки внесения арендной платы:
за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации — устанавливаются Правительством РФ
за земли, находящиеся в собственности субъекта РФ — устанавливаются органами гос. власти субъекта РФ
за земли, находящиеся в собственности муниципальных образований -устанавливаются органами местного самоуправления
за земли, находящиеся в частной собственности — устанавливаются непосредственно в договоре аренды.
Арендная плата может взиматься отдельно (только за арендованный земельный участок) либо в составе общей арендной платы за всё арендованное имущество.
Земельный налог и арендная плата учитываются в доходах и расходах соответствующих бюджетов отдельной строкой.
Эти средства расходуются:
1) на финансирование мероприятий по землеустройству, ведению мониторинга земель и кадастра
2) на финансирование мероприятий по охране земель и повышению их плодородия
3) на освоение новых земель
4) на инженерное и социальное обустройство территории (строительство дорог, линий электропередач, связи, газо- и водоснабжения).
studfiles.net
Основания возникновения и прекращения права землепользования
Основания возникновенияданного права обусловлены прежде всего видом права землепользования, которое, как и всякое право пользования природными ресурсами, может быть общим и специальным.
Право общего землепользования представляет собой возможность для всех граждан пользоваться свободно и бесплатно земельными участками для проезда, прохода, отдыха и других целей и вытекает непосредственно из закона — Конституции РФ, гражданского, земельного, водного, лесного законодательства. Например, указанное право осуществляется на землях общего пользования в городах и других населенных пунктах. Эти земли состоят из земель, используемых в качестве путей сообщения (площади, улицы, дороги, проезды и др.), для удовлетворения культурно-бытовых и иных потребностей населения (парки, скверы, водоемы, пляжи, бульвары, кладбища и т. п.).
Лесное и водное законодательство устанавливает право граждан использовать земли лесного фонда в случае нахождения граждан в лесах, а также земли водного фонда при использовании водоемов общего пользования и прилегающих к ним участков для отдыха, купания и др. (ст. 86 Лесного кодекса РФ, ст. 88 Водного кодекса РФ).
Понятие права общего землепользования раскрывается также в ст. 262 Гражданского кодекса РФ*, в которой сказано, что граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственниками соответствующих земельных участков. Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.
________
* Гл. 17 ГК РФ (ст. 260 — 287) вводится в действие вместе с новым Земельным кодексом РФ.
Право специального землепользованияв отличие от общего возникает из юридических фактов, совокупность которых образует достаточно сложный порядок приобретения земель. В настоящее время законом предусмотрено два основных способа приобретения земельных участков — гражданско-правовой и административно-правовой.
Гражданско-правовой способозначает возникновение земельных прав (права собственности, аренды, залога и др.) в результате заключения гражданско-правовых сделок и договоров — купли-продажи, мены, дарения, аренды, залога, наследования по закону и завещанию и т. д.
Совершение указанных сделок регулируется нормами гражданского законодательства: общими положениями о сделках и договорах, а также нормами, устанавливающими особенности содержания и заключения отдельных видов договоров. Наиболее подробно урегулированы вопросы заключения договоров купли-продажи и залога**.
________
** См. Постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка купли-продажи гражданами РФ земельных участков» от 30 мая 1993 № 503, «Об утверждении Порядка организации проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже гражданам и юридическим лицам земельных участков, расположенных на территориях городских и сельских поселений, и права их аренды» от 5 января 1998 № 2; Федеральный Закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16 июля 1998 и др.
Так, продажа гражданами земельных участков или их частей оформляется договором купли-продажи (купчей).
Сделка купли-продажи земельного участка возможна лишь при отсутствии земельных споров по участку и совершается его собственником. При этом ни покупатель, ни продавец не могут изменить целевое назначение и режим использования земель (санитарно-защитные зоны, земли природоохранного, рекреационного, историко-культурного значения, а также право проезда по участку, технического обслуживания и ремонта зданий, сооружений, наземных и подземных коммуникаций и другие условия пользования).
Договор купли-продажи (купчая) должен быть нотариально удостоверен и зарегистрирован в районном (городском) земельном комитете. Регистрация производится после уплаты установленных налогов и пошлин. К купчей прилагается план участка, без которого купчая не подлежит регистрации. После этого покупателю выдается документ, удостоверяющий его право собственности на купленный земельный участок, а аналогичный документ продавца утрачивает силу или в него вносятся необходимые изменения.
Таким образом, сделки с землей требуют особого оформления и подлежат обязательной государственной регистрации. Право собственности и другие земельные права переходят на приобретателя лишь с момента регистрации соответствующей сделки. Регистрации подлежат все сделки с землей, включая договоры аренды, срочного (временного) пользования и установления земельных сервитутов.
Гражданам и юридическим лицам могут продаваться земельные участки под застройку на территориях городских и сельских поселений на торгах (путем выставления их на аукционы и конкурсы). В качестве продавца выступает орган государственной власти или местного самоуправления.
Административно-правовой способприобретения земельных участков заключается в предоставлении их гражданам и юридическим лицам компетентными государственными органами в порядке отвода земель.
Органами, наделенными полномочиями по предоставлению (в собственность, постоянное пользование, пожизненное наследуемое владение, аренду) и изъятию земель, являются исполнительные органы власти (местные администрации).
Порядок предоставления земель подробно урегулирован законодательством*.
________
* См. Указы Президента РФ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27 октября 1993 № 1767, «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками» от 23.04.93 № 480 и др.
Граждане, заинтересованные в предоставлении им земельного участка, подают заявление в соответствующую местную администрацию, обладающую правом предоставления участка. В заявлении должны быть указаны цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение. Заявление подлежит рассмотрению в месячный срок с момента его подачи. Принятое по нему решение (выписка из него) о предоставлении земельного участка либо об отказе в этих действиях выдается гражданину в семидневный срок с момента его принятия.
При предоставлении всего земельного участка бесплатно решение администрации является основанием для отвода земельного участка в натуре и выдачи земельным комитетом документов, удостоверяющих право на землю. При покупке всего земельного участка или его части решение администрации является основанием для заключения договора купли-продажи (между гражданином и местной администрацией) в нотариальном порядке. Расчеты, связанные с покупкой земельных участков, производятся через банки. На основании договора купли-продажи и документов об оплате осуществляется отвод земли в натуре и выдача документа, удостоверяющего право собственности на земельный участок.
Более сложный порядок предоставления земель установлен в случае отвода земель для строительства каких-либо объектов заинтересованным юридическим лицам — предприятиям, организациям, учреждениям. Он предполагает процедуру предварительного согласования места размещения объекта с рассмотрением ходатайств об изъятии и предоставлении таких земельных участков, обоснованием размеров и сроков их использования, выяснения общественного мнения по поводу предстоящего строительства и т. д. (ст. 28 Земельного кодекса РСФСР).
В отдельных случаях, предусмотренных законом, предоставление земельных участков требует соблюдения дополнительных условий, например, при выделении земель для крестьянского (фермерского) хозяйства, предпринимательской деятельности, оформлении права собственности на земельные доли в сельскохозяйственных коммерческих организациях (предприятиях) и др.**
__________
** См. Закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Указ Президента РФ «Об утверждении Порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности», Постановление Правительства РФ «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев» от 1 февраля 1995 № 96 и др.
Документами, удостоверяющими права на землю,являются свидетельство (государственный акт) и договор.
Право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяются свидетельством (государственным актом), которое выдается соответствующим земельным комитетом по решению местной администрации.
При купле-продаже земельного участка и в других случаях перехода права собственности на землю свидетельство выдается указанным комитетом на основании договора купли-продажи или иных документов, подтверждающих переход права собственности.
Право аренды, временного (срочного) пользования, залога, установление земельного сервитута удостоверяются договорами, которые заключаются между сторонами и регистрируются земельным комитетом.
На земельные участки, переданные в собственность членам садоводческих товариществ, дачных кооперативов, по представлению соответствующих товариществ и кооперативов выдается документ, удостоверяющий право на землю, каждому их члену, а на земли общего пользования — этим товариществам или кооперативам.
Таков же порядок оформления земельной доли коллективных собственников — работников сельскохозяйственных предприятий (реорганизованных колхозов, сельскохозяйственных кооперативов, акционерных обществ, в том числе созданных на базе государственных сельскохозяйственных предприятий).
Рассмотренный выше порядок предоставления земель применяется, а также документы, оформляющие земельные права (свидетельства на право собственности на землю и государственные акты на право пожизненного наследуемого владения и бессрочного (постоянного) пользования землей) признаются действительными до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 18.02.98 г. № 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», принятого во исполнение Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.97 № 122 ФЗ.
Выдача свидетельств на право собственности на землю и государственных актов на право пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей прекращается со дня начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав*.
________
* Пункт 3 Указа Президента РФ от 25.01.99 № 112 «О признании утратившими силу и об изменении некоторых актов Президента РФ».
Основаниями прекращения права землепользованияслужат юридические факты, в том числе изъятие земельных участков.
Изъятие земельдопускается лишь в случаях, установленных в законе, а его общий порядок в основном аналогичен процедуре предоставления земель.
Изъятие земельных участков осуществляется в рамках их перераспределения в случае отсутствия свободных земель, необходимых для предоставления каким-либо субъектам (изъятие для государственных и муниципальных нужд), а также в качестве санкции за нарушение правил рационального использования и охраны земель (неосвоение земельного участка, использование его не по целевому назначению, нарушение экологических требований и нормативов в сфере землепользования и др.).
Законом подробно регламентируется порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Изъятие земель у их собственников осуществляется путем выкупа. Законом предусмотрена необходимость заблаговременного предупреждения собственника и получения его согласия на изъятие земель (в случае несогласия вопрос решается в суде). При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Конкретные размеры возмещения в таких случаях исчисляются в соответствии с «Положением о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 1993 № 77.
По соглашению с собственником земли (землевладельцем, землепользователем) ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Помимо изъятия земельных участков права землепользования может прекращатьсяна основании таких юридических фактов как истечение срока пользования, ликвидация юридического лица-природопользователя или смерть гражданина-природопользователя, отказ от использования земельного участка и др.
studfiles.net