Способы сознательного регулирования поведения человека – —

Один из способов регулирования поведения человека в обществе с помощью норм

ТЕОРИЯ ПРАВА

А. ХАРЛАМОВ,

старший преподаватель кафедры политических наук РУДН

МОРАЛЬ И ПРАВО: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

Мораль один из способов регулирования поведения человека
в обществе с помощью норм. Мораль представляет собой известную
совокупность исторически складывающихся и развивающихся
жизненных принципов, взглядов, убеждений и основанных на них норм
поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к
другу, обществу, государству, семье, коллективу, классу, окружающей
действительности. Это понятие включает в себя и психологические моменты: эмоции, интересы, мотивы, установки и другие слагаемые. Центральное место занимает понятие о добре и зле1.

Условия нормальной жизнедеятельности людей, требующие
ответственности человека за свое поведение, выражаются, прежде всего,

в морали и лишь затем в «морально отработанном» виде
воспринимаются государством, в результате чего
образуется «криминалистическая часть» правовой материи – уголовное право и примыкающие к нему правовые подразделения (в том числе
исправительное, пенитенциарное право)2. В отличие от правовых норм, нормы морали имеют менее формализованный характер, обеспечиваются не государственным принуждением, а общественным
мнением, оценками со стороны окружающих. В отличие от правовых, которым
характерны запреты, разрешения, нормы морали свое
воздействие оказывают оценочными измерителями типа «добро – зло»,
«справедливо – несправедливо» и т.д. Несмотря на их различие в
методах воздействия на общественное поведение, право и мораль
теснейшим образом связаны между собой, дополняют друг друга.
В целом нравственные нормы подкрепляют правовые, так же как и
нарушение правовых норм влечет за собой моральное осуждение.
Осуждение нарушителя силой общественного мнения – мощное
регулятивное средство. Часто правовые нормы закрепляют действие
моральных3.

Мораль выражает внутреннюю позицию индивида, его свободное и осознанное
понимание того, что есть добро и зло, долг и совесть в
человеческих поступках, взаимоотношениях и делах. Таким образом,
мораль выступает в качестве внутреннего саморегулятора поведения
индивида, его осознанного, внутренне мотивированного способа участия

в социальной жизни и общественных отношениях. Таким образом, отличительные черты морали и права
можно свести к следующим:

  1. Право возникает вместе с государством, состоит из норм, установленных в определенном порядке компетентными
    государственными органами и зафиксированных в юридических
    актах; мораль появилась еще до разделения общества на классы, до
    становления государственности; нормы морали не являются
    продуктом какой-то специальной целенаправленной деятельности, а возникают и развиваются спонтанно в процессе практической деятельности людей.

  2. Право состоит из норм (правил поведения), мораль имеет более

сложную структуру; содержание норм права характеризуется

большей конкретностью, в правовых нормах в ряде случаев

предусматриваются весьма подробные детали, связи, выражен

государственный подход к оценке конкретных общественных

отношений; моральные требования отличаются более широким

содержанием, дают больший простор для толкования и применения

(например, мораль осуждает все виды лжи и обмана, в праве

осуждение конкретизируется применительно к отдельным видам

неправомерного обмана).

  1. Право характеризуется конкретностью, определенностью, мораль – более широким содержанием.

  2. Право обеспечивается возможностью государственного принуждения, в качестве специфической гарантии имеет авторитет и силу власти государства; мораль обеспечивается привычкой или силой общественного мнения, внутренним гарантом морали выступает совесть человека, а внешним – общественное мнение.

  3. В праве заранее регламентированы и конкретны меры и формы

принуждения, моральные нормы этого не предполагают;
право предписывает всестороннюю оценку поведения только

правонарушителя, мораль – любое поведение человека.

  1. Право отмирает вместе с государством, мораль остается в любом

обществе4

.

  1. Право и мораль оперируют разными оценочными критериями (мораль оценивает поведение людей с позиции моральных императивов: «добрые» и « плохие», «честные» и «бесчестные» и т.д., а оценочные категории права – «правомерно» и «неправомерно», «законно» и «незаконно»)5.

  2. С правовой точки зрения безразлично, какими мотивами руководствовался человек в конкретном случае; мораль же интересуют стимулы, намерения в выборе определенного поведения6.

  3. Содержание морали непосредственным образом сосредоточено на долге, обязанностях, ответственности людей за свои поступки. Право же призвано в первую очередь «говорить о правах», оно сфокусировано на субъективных правах отдельных лиц, нацелено на то, чтобы определить и юридически обеспечить статус субъектов, их юридические возможности и, следовательно, обусловленную правом свободу их поведения

    7.

  4. Право и мораль различаются по уровню требований, предъявляемых к поведению человека. Этот уровень значительно выше у морали, которая во многих случаях требует от личности гораздо больше, чем юридический закон, хотя он и предусматривает за некоторые противоправные действия весьма суровые санкции. Мораль не терпит антиобщественного поведения, в чем бы оно ни выражалось, в то время как право наказывает наиболее злостные случаи таких эксцессов. Право не в состоянии заставить человека быть всегда и во всем предельно честным, порядочным, правдивым, справедливым. Мораль же призывает к этому

    8.

Однако существуют и общие черты права и морали. Они сводятся к следующему:

  • имеют естественноисторическое происхождение;9

  • являются надстройкой над экономическим базисом;

  • имеют нормативное содержание;

  • выступают регуляторами общественных отношений;

  • основаны на общности социально-экономических интересов;

  • реализуются в большинстве случаев добровольно10.

Мораль, так же как и право, является доминирующей составляющей системы социальных норм. Эта особенность и обусловливает тесное взаимодействие права и морали. В отличие от других социальных норм, мораль имеет обширную сферу влияния. Лишь небольшие участки социальной действительности свободны от моральных оценок. Таким образом, сферы действия права и морали в значительной мере пересекаются. Однако, действуя вместе, они не теряют своей суверенности. Мораль воплощает в своих нормах абсолютные ценности, в силу чего моральные нормы и оценки являются высшим критерием поведения. Поэтому мораль правомочна оценивать право с точки зрения его соответствия требованиям справедливости и моральным ожиданиям. Остановимся подробнее на том факте, что право отличается от морали, как, впрочем, и от других социальных норм, тем, что обеспечивается государством. Исторически право потому и возникло, что в новых условиях иные регуляторы, в том числе мораль, оказались недостаточными для обеспечения организованности порядка. Право также, в отличие от морали и религии, не предполагает конкуренцию. Юридическая система может быть только одна в обществе. Моральных же или религиозных систем может быть несколько. Будучи приоритетными типами нормативного регулирования, право и мораль оказывают взаимное влияние друг на друга. Формулу такого взаимодействия выражают так: мораль не должна

требовать нарушения закона; право не должно закреплять в своих
нормах безнравственных поступков. Влияние морали на право придает
ему моральную направленность. Моральная ценность права заключается
в том, что его нормы и институты призваны юридическими средствами
и механизмами гарантировать действенность прав и свобод человека и
гражданина, обеспечить возможность пользования ими, исключить
произвольное вмешательство в частную жизнь и сферу личной свободы.
Моральный долг права заключается в том, чтобы утверждать и
проводить в жизнь требования социальной справедливости.

Иммануил Кант утверждал, что позитивное право
способно дать опору для возвращения людям, притом в области
внешней свободы, на «землю», в грешный мир, где теряется нравственная мотивация поступков, тем не менее дает опору для возвращения и сюда нравственных законов, обогащенных разумом.

Именно в данной взаимосвязи права и морали можно увидеть
существенные стороны социальной ценности права в обществе.
«Священность» права во многом раскрывается через мораль, которая
утверждается в гражданском обществе и через свои высшие идеалы,
ценности возвышает право. Отметим, что не заменяет право, а действует
как духовный фактор. Право ни в коей мере не должно превратиться в
мораль. Такое сближение имеет свои границы, за пределами которых
право рискует утратить свою уникальность. По мнению Иммануила
Канта, право «касается лишь внешних, и притом практических,
отношений между лицами, поскольку их поступки как действия могут
иметь (непосредственное или опосредованное) влияние друг на друга».
При этом «нельзя отрицать, что значение нравственного закона до такой
степени широко, что он имеет силу не только для людей, но для всех
разумных существ вообще». Итак, в основном, исконной территорией морали является внутренний мир человека, его свобода во внутренней духовной жизни. Право же руководит в области внешних отношений11.

Правовые нормы служат и должны служить проводниками морали, закреплять и защищать нравственные устои общества. И эффективность права во многом зависит от того, насколько полно, адекватно оно выражает эти требования. Сила законов заметно увеличивается, если они опираются не только на власть, но и на мораль12.

Таким образом, право и мораль – это две особые социально-регулятивные области, занимающие самостоятельные ниши в обществе. Отметим, что мнение о первенстве морали в отношении права является спорным. Не только правовое регулирование имеет негативные стороны, мораль также существует отсталая, фиксирующая порядки, отвергнутые историей и прогрессом. Безграничное господство морали может привести к неопределенности в общественной жизни. Итак, взаимодействие морали и права не должно повлечь за собой их взаимную подмену, так как, тогда разрушается двустороннее морально-правовое обеспечение упорядоченного функционирования их первоосновы свободы, она превращается в произвол, в хаос вседозволенности13.

Право и мораль имеют общие социальные, политические,
экономические условия жизни общества, служат общей цели
– согласованию интересов личности и общества, обеспечению и
возвышению достоинства человека, поддержанию общественного
порядка. В целом право соответствует моральным взглядам. Однако,
когда возникают определенные противоречия, когда норма права
приходит в столкновение с общественным мнением, требованиями
нравственности, компетентные государственные органы обязаны принять необходимые меры к совершенствованию правового
регулирования. Практика внутригосударственной и международной
жизни свидетельствует, что такие противоречия имеются между правом
и моралью в регулировании имущественных, семейных, трудовых,
экологических, международных отношений. Противоречия возникают в
определении преступления, административного проступка, в вопросах
регулирования трансплантации человеческих органов и тканей,
операциях искусственного оплодотворения и имплантации и др.

С помощью права государство проводит в сознание граждан нормы
морали, борется с несправедливостью, злом и пороками. В свою очередь,
мораль возвышает качество правового общественного порядка. В
сознании индивида есть такие факторы, как ответственность, совесть,
честь, достоинство, долг, которые проникают в правовое сознание,
взаимодействуют с ним, корректируют правовое поведение. Г.В. Гегель утверждает, что «как мораль, так и… момент
формального права суть одинаково абстракции, истину которых
представляет собою только нравственность», «правовое и моральное не
могут существовать каждое само по себе, и они должны иметь своим
носителем и основой нравственное…». Таким образом, единство морали
и права дано через социальную практику, через общество и, особенно, государство как реальную идею нравственности.
Нравственность может быть представлена как общая и объединяющая
плоскость действия права и морали, которая дает возможность
конструировать правильные, социально одобряемые нормы поведения
членов общества на основе широкого опыта, относящегося ко всем сферам регулирования14.

1 Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 2000.

2 Алексеев С.С. Философия права. М.: Норма, 1999.

3 Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. М.: Новый Юрист, 1998.

4 Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях. М.: Юрайт, 1998.

5 Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М.: Юристъ, 2000.

6 Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Т. 2. М.:

7 Алексеев С.С. Указ. соч.

8 Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 2000.

9 Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М.: Юристъ, 2000.

10 Комаров С.А. Указ. соч.

11 Алексеев С.С. Самое святое, что есть у Бога на земле. Иммануил Кант и проблемы права в современную эпоху. М.: Норма, 1998.

12 Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Бристъ, 2000.

13 Алексеев С.С. Философия права. М.: Норма, 1999.

14 Гегелевская философия и современность / Под ред. Д.А. Керимова. М., 1974.

refdb.ru

1 Регуляторы поведения человека

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Московский государственный машиностроительный университет

(МАМИ)» /Университет машиностроения/

Кафедра «Философия и психология»

Реферат на тему: «Цели и ценностные ориентации личности.»

Выполняла студентка 1 курса

заочного отделения

Фролова Вероника

Группа 2-ЗЭФЭн-3

Москва 2014 г.

Содержание

Введение

  1. Регуляторы поведения человека

    1. Общая характеристика  регуляторов поведения

    2. Понятие ценностных ориентаций личности

  2. Функции ценностных ориентаций

    1. Регулятивная функция ценностных ориентаций личности

    2. Роль ценностных ориентаций в регуляции поведения

Заключение

Список литературы

Введение

Каковы ценности, таковы и общество, и личность.

Лавриненко В.

 

Ценности занимают важнейшее место в жизни человека и общества, так как именно ценности характеризуют собственно человеческий образ жизни, уровень выделения человека из животного мира.

Особую значимость проблема ценностей приобретает в переходные периоды общественного развития, когда кардинальные социальные преобразования ведут к резкой смене существовавших в нем систем ценностей, тем самым ставя людей перед дилеммой: либо сохранять устоявшиеся, привычные ценности, либо приспосабливаться к новым, которые широко предлагаются, даже навязываются представителями различных партий, общественных и религиозных организаций, движений.

Поэтому вопросы: что такое ценности; каково соотношение ценности и оценки; какие ценности являются для человека главными, а какие второстепенными — являются сегодня жизненно важными.

В последнее время, проблема изучения ценностных ориентаций личности и их влияния на поведение человека приобретает все большую актуальность. Это не случайно,  проблема ценностей всегда выступает на первое место в переходные периоды общественного развития. Именно такое время переживает сегодня наше общество, с его нестабильностью, резкими социальными сдвигами, дезориентацией и дезидентификацией личности. Интерес к феномену ценностных ориентаций вызван интересом общества к социальным проблемам, проблемам психологического здоровья людей и проблеме культуры общества в целом.

Причем, являясь предметом изучения различных социальных дисциплин, ценностные ориентации представляют собой важную и необходимую область исследований, которая находит отражение во многих науках о человеке: философии, педагогике, психологии и социологии.

Проблеме формирования ценностных ориентации личности посвящены  работы классиков зарубежной и отечественной науки, которые в своих теориях опираются на понятие личности, поскольку ценностные ориентации неразрывно связаны с ним, а также с изучением человеческого поведения и побуждений.

Именно в связи с повышающимся интересом к данной проблеме, объектом данной работы стало понятие ценностных ориентаций личности, как психологического феномена, требующего детерминации, глубокого осмысления и обобщения имеющейся информации по этой теме.

Предметом данной работы является процесс влияния ценностных ориентаций на поведение человека. Так как ценностные ориентации и поведенческие аспекты личности тесно взаимосвязаны.

Задачи, которые мы ставим перед собой в данной работе, отражают зависимость этих понятий, их влияние друг на друга:

—         Мы рассмотрим феномен ценностных ориентаций,  как регулятора поведения личности. Для этого мы обозначим виды регуляторов поведения человека и определим понятие ценностных ориентаций.

—         Так же мы определим роль регулятивной функции ценностей в общей регуляции поведения человека. Для этого мы обозначим регулятивную функцию ценностей личности и сравним ее с другими регуляторами поведения.

Обобщая вышесказанное можно сказать, что в данной работе мы обратимся к проблеме формирования и развития ценностных ориентации личности, рассматривая их как компонент структуры личности, характеризующий направленность и содержание активности индивида, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам.

1.1 Общая характеристика регуляторов поведения

Человек, чтобы чувствовать себя полноправным членом общества, должен оценивать себя свою деятельность и свое поведение с позиций соответствия их требованиям социальной среды. Соответствие жизни и деятельности человека, принятым в обществе нормам и правилам, создает у него ощущение собственной социальной полноценности. Эта полноценность является условием нормального социального самочувствия, и напротив, ощущение несоответствия поведения требованиям общества погружает человека в состояние дискомфорта, а так же может стать причиной тяжелых переживаний. Поэтому человек нуждается в постоянном контроле и регуляции своего поведения. Внешний контроль над степенью социальной полноценности осуществляется благодаря институту общественного мнения, правовым органам и т.д. Внутренний контроль и регуляция осуществляются самим индивидом с позиций норм и требований общества, усвоенных им в процессе социализации.

Социальный регулятор поведения — это осознаваемый (рационально или аттрактивно) индивидом ориентир, согласуясь с которым он осуществляет свое действие. Поэтому необходимо обнаружить такие черты поведения, которые выполняют функцию регуляторов социального поведения. Соответственно, такие регуляторы могут быть обнаружены только среди типичных поведенческих черт [4].

Регуляторами поведения для человека выступают внутренние когнитивные процессы и внешние явления окружающей социальной среды. К регуляторам поведения можно отнести следующие понятия:

Обычаи. Обычаи в обществе складываются в результате многократного повторения одних и тех же действий членами общества, которые способствуют возникновению устойчивых общественных отношений. На основе этих устойчивых общественных отношений складываются правила поведения, которые входят в привычку и становятся обычаем. Они порождены самим образом жизни того или иного социального слоя или социальной группы [10].

Традиции. По своему характеру регулирования общественных отношений, традиции, сходны с  обычаями, но, в отличие от последних, не детально регламентируют общественное отношение, а только определяют общую линию поведения. Обычаи и традиции имеют ряд общих черт: преемственность, устойчивость, охрана от нарушений силой общественного мнения [10].

Нравственные Нормы. Среди регуляторов социотипического поведения большую роль играют нравственные нормы, т.е. системы представлений о правильном и неправильном поведении, требующие выполнения одних действий и запрещающие другие [11].

Установки. Понятие установки впервые появилось в вышедшей в 1862 году книге Герберта Спенсера «Первые принципы».  В российскую психологическую науку это понятие ввел известный представитель грузинской (советской) психологической школы Д. Н. Узнадзе. По его мнению, установка — это предшествующая любым психическим или поведенческим актам человека готовность совершать их адекватно данной ситуации. Он утверждал, что реакция человека на ситуацию (оценочная или поведенческая) обусловлена не только самой ситуацией, но и его внутренней, неосознаваемой им самим предрасположенностью реагировать определенным образом. Благодаря установке человеку не нужно каждый раз заново определять, в чем состоят его потребности в данный конкретный момент, и выбирать лучшие способы их удовлетворения. Все это на основании прошлого опыта уже зафиксировано в установке. Помимо собственного социального опыта личности, установка может быть продуктом стихийной или целенаправленной коммуникации, особенно тех видов массовой коммуникации, которые предполагают высокую степень сопереживания происходящим событиям.

Большинство установок приобретаются человеком в готовом виде из социального опыта и культуры [3].

Стереотипы. Впервые термин «стереотип» был введен в общественные науки  в 20-е годы ХХ века в США, когда возникла необходимость изучения и объяснения законов функционирования массового сознания. Г.Тэжфел суммировал главные выводы исследований в области социального стереотипа:

— люди с легкостью проявляют готовность характеризовать обширные человеческие группы (или социальные категории) недифференцированными, грубыми и пристрастными признаками;

— такая категоризация отличается прочной стабильностью в течение очень длительного времени;

— социальные стереотипы в некоторой степени могут изменяться в зависимости от социальных, политических или экономических изменений, но этот процесс происходит крайне медленно;

— социальные стереотипы становятся более отчетливыми («произносимыми») и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами;

— они усваиваются очень рано и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся;

— социальные стереотипы не представляют большой проблемы, когда не существует явной враждебности в отношениях групп, но в высшей степени трудно модифицировать их и управлять ими в условиях значительной напряженности и конфликта [1, с. 96].

Ценности. Под ценностями часто понимают те установки, которые определяют личностную структуру, причем установки особого рода — те которые воспринимаются как «стандарты», нормы, являющиеся основой для выбора, совершаемого человеком. При этом “выбор” рассматривается как ядро личностной организации. Ценности той или иной культуры в совокупности своей представляют этос культуры. В рамках социальной психологии ценности связаны с установками, с одной стороны, и с нормами — с другой [11].

В.Б. Ольшанский сравнивает ценности со своеобразными маяками, помогающими «заметить в потоке информации то, что наиболее важно (в позитивном или негативном смысле) для жизнедеятельности человека; это такие ориентиры, придерживаясь которых человек сохраняет свою определенность, внутреннюю последовательность своего поведения» [8, Т-1, с. 188].

Регуляторы поведения являются неотъемлемым элементом обыденного сознания. Социальные регуляторы формируются относительно легко, поскольку наше собственное  воспитание и культура порождают в нас ряд ожиданий относительно поведения и черт других людей. Источником формирования регуляторов поведения является как личный опыт человека, так и выработанные обществом нормы, которые человек получает при обучении, воздействии средств массовой информации и непосредственных контактов со значимыми и авторитетными людьми.

 

studfiles.net

А. Признаки социальных норм — Мегаобучалка

· не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени

· направлены на регулирование общественных отношений

· возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей

· возникают в процессе исторического развития

· их содержание соответствует типу культуры и характеру социальной организации общества

Б. Основные характеристики различных социальных норм

Виды социальных норм Их характеристика Примеры социальных норм
Обычаи Одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять Празднование Нового года в ночь на 1 января и др.
Традиции Ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установки и т. д., унаследованные от предшественников. Традиции относятся к культурному наследию; они, как правило, почитаются большинством членов общества Регулярные встречи выпускников учебного заведения и др.
Нормы морали Правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и т. д. Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, их нарушение встречает осуждение в обществе «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе» («Золотое правило» нравственности)
Правовые нормы Формально определенные правила поведения, установленные либо санкционированные государством и поддерживаемые его принудительной силой; правовые нормы обязательно выражены в официальной форме: в законах или других нормативных правовых актах; это всегда записанные нормы; в каждом конкретном обществе существует только одна правовая система «Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства» (Конституция РФ, ст. 29, п. 2) и др.
Религиозные нормы Правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями. По содержанию многие из них, выступая как нормы морали, совпадают с нормами права, закрепляют традиции и обычаи. Соблюдение религиозных норм поддерживается моральным сознанием верующих и религиозной верой в неизбежность кары за грехи — отступление от этих норм «Никому не воздавайте злом за зло, заботьтесь о добром между всеми людьми… Не мстите за себя, возлюбленные, а дайте место Гневу Божию» (Новый завет. Послание к римлянам, гл. XII) и др.
Политические нормы Правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданином и государством, между социальными группами. Они находят отражение в законах, международных договорах, политических принципах, моральных нормах «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» (Конституция РФ, ст. 3, п. 2)»
Эстетические нормы Закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в поведении людей на производстве и в быту. Носят, как правило, конкретно-исторический характер Разработанная древнегреческим скульптором Поликлетом система идеальных пропорций человеческого тела, ставшая нормой для античности и др.

Кроме того, существуют нормы общечеловеческие, национальные, классовые, групповые, межличностные.



В. Нормы отличаются друг от друга степенью обязательности исполнения:

· побуждающие

· запрещающие

· императивные (лат. imperativus — повелительный)

· рекомендательные

Г. Социальные нормы выполняют в обществе следующие функции:

· регулируют общий ход социализации

· интегрируют личность в социальное окружение

· служат образцами, эталонами соответствующего поведения

· контролируют отклоняющееся поведение

2. Регулирование поведения людей социальными нормами осуществляется тремя способами:

Способы регулирования поведения людей социальными нормами
               
               
дозволение предписание запрет
указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны   указание на требуемое действие   указание на действия, которые не следует совершать

 

В развитых обществах социальные нормы становятся все более абстрактными, не регламентируют деятельность индивидов, оставляя им определенную меру свободы для саморегулирования своего поведения. Но тем самым на индивида возлагается ответственность за выполнение или невыполнение социальных норм. Они становятся критерием и инструментом оценки человека и его деятельности. Путем ориентации на социальные нормы человек воспитывает в себе определенные личностные качества.

Социальный контроль

1. Усилия общества, направленные на предотвращение девиантного поведения, наказание и исправление девиантов описываются понятием «социальный контроль».

Социальный контроль — механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.

      в широком смысле слова   включает все виды контроля, сущест-вующие в обществе: нравственный, государственный контроль и др.
     
Социальный контроль          
      в узком смысле слова   контроль общест-венного мнения гласности, результа-тов и оценок деятельности и поведения людей
     
         

2. Социальный контроль включает в себя два главных элемента: социальные нормы и санкции.

Санкции — любая реакция со стороны остальных на поведение человека или группы.

Существует следующая классификация санкций:

    Виды санкций
     
Формаль-ные Неформаль-ные
                     
негативные   позитивные   негативные   позитивные
наказание за преступление закона или нарушения административного порядка: штрафы, тюремное заключение, казнь   поощрение деятельности или поступка человека со стороны фициаль- ных рганизаций: награждения, свидетельства о профессиональных, академических успехах и др.   осуждение человека за поступок со стороны общества: оскорбительный тон, ругань или выговор, демонстративное игнорирова- ние человека   благодарность и одобрение неофициальных лиц — друзей, знакомых, коллег: похвала, одобрительная улыбка
           

4. Социологи выделяют две основные формы социального контроля:

Социальный контроль
   
Внутренний (самоконтроль)   Внешний
форма социального контроля, при которой индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами   совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов  

 

неформальный (внутригрупповой)   формальный (институциональный)
основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо средства массовой информации   основан на поддержке действующих социальных институтов (армия, суд, образование и т. д.)

В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины. Вопреки нормам подобающего поведения человек влюбляется в жену своего друга, завидует более удачливому сопернику или желает смерти близкому. В таких случаях у человека обычно возникает чувство вины, и тогда говорят о муках совести. Совесть — проявление внутреннего контроля.

Общепринятые нормы, будучи рациональными предписаниями, остаются в сфере сознания, ниже которого расположена сфера подсознания, или бессознательного, состоящая из стихийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии. В отличие от муравьев, пчел и даже обезьян человеческие существа могут продолжать коллективное взаимодействие лишь в том случае, если каждый индивид прибегает к самоконтролю.

4. Институты социального контроля. В традиционном обществе социальный контроль держался на неписаных правилах, в современном его основой выступают писаные нормы: инструкции, указы, постановления, законы. Социальный контроль приобрел институциональную поддержку. Формальный контроль осуществляют такие институты современного общества, как суд, образование, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство.

В Российской Федерации созданы специальные органы для осуществления социального контроля. К ним относятся Прокуратура РФ, Счетная палата РФ, Федеральная служба безопасности, различные органы финансового контроля и т. д. Функциями контроля наделены и депутаты различных уровней. Помимо государственных органов контроля все большую роль в России играют различные общественные организации, например, в области защиты прав потребителей, в контроле за трудовыми отношениями, за состоянием окружающей среды и т. д.

Детальный (мелочный) контроль, при котором руководитель вмешивается в каждое действие, поправляет, одергивает и т. п. называют надзором. Надзор осуществляется не только на микро-, но и на макроуровне общества. Его субъектом становится государство, и он превращается в специализированный общественный институт.

5.Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаще вступают в действие институты социального контроля, в частности армия, суд, государство. Чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль.

 

megaobuchalka.ru

Воля как процесс сознательного регулирования поведения. — МегаЛекции

Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные. Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной пели. Например, представим себе больного человека, который с трудом берет в руку стакан с водой, подносит его ко рту, наклоняет его, делает движение ртом, т. е. выполняет целый ряд действий, объединенных одной целью — утолить жажду. Все отдельные действия, благодаря усилиям сознания, направленным на регуляцию поведения, сливаются в одно целое, и человек пьет воду. Эти усилия часто называют волевой регуляцией, или волей.

Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы. В соответствии с этим принято выделять в качестве конкретизации указанной выше общей 4’ункции две другие — активизирующую и тормозящую.

Произвольные или волевые действия развиваются на основе непроизвольных движений и действий. Простейшими из непроизвольных движений являются рефлекторные: сужение и расширение зрачка, мигание, глотание, чихание и т. п. К этому же классу движений относится отдергивание руки при прикосновении к горячему предмету, невольный поворот головы в сторону раздавшегося звука и т. д. Непроизвольный характер носят обычно и наши выразительные движения: при гневе мы непроизвольно стискиваем зубы; при удивлении поднимаем брови или приоткрываем рот; когда чему-то радуемся, то начинаем улыбаться и т. д.



Поведение, как и действия, может быть непроизвольным или произвольным. К непроизвольному типу поведения в основном относятся импульсивные действия и неосознанные, не подчиненные общей цели реакции, например на шум за окном, на предмет, способный удовлетворить потребность и т. д. К непроизвольному поведению относятся и поведенческие реакции человека, наблюдаемые в ситуациях аффекта, когда человек находится под воздействием неконтролируемого сознанием эмоционального состояния.

В противоположность непроизвольным действиям сознательные действия, которые более характерны для поведения человека, направлены на достижение поставленной цели. Именно сознательность действий характеризует волевое поведение. Однако волевые действия могут включать в себя в качестве отдельных звеньев и такие движения, которые в ходе образования навыка автоматизировались и потеряли свой первоначально сознательный характер.

Волевые действия отличаются друг от друга прежде всего уровнем своей сложности. Существуют весьма сложные волевые действия, которые включают в себя целый ряд более простых. Так, приведенный выше пример, когда человек хочет утолить жажду, встает, наливает воду в стакан и т. д., является примером сложного волевого поведения, включающего в себя отдельные менее сложные волевые действия. Но существуют еще более сложные волевые действия. Например, альпинисты, решившие покорить горную вершину, начинают свою подготовку задолго до восхождения. Сюда включаются тренировки, осмотр снаряжения, подгонка креплений, выбор маршрута и т. д. Но главные трудности ждут их впереди, когда они начнут свое восхождение.

Основой усложнения действий является тот факт, что не всякая цель, которая ставится нами, может быть достигнута сразу. Чаще всего достижение поставленной цели требует выполнения ряда промежуточных действий, приближающих нас к поставленной цели.

Еще одним важнейшим признаком волевого поведения является его связь с преодолением препятствий, причем независимо от того, какого типа эти препятствия — внутренние или внешние. Внутренними, или субъективными, препятствиями являются побуждения человека, направленные на невыполнение данного действия или на выполнение противоположных ему действий. Например, школьнику хочется играть с игрушками, но в это же время ему необходимо делать домашнее задание. В качестве внутренних препятствий могут выступать усталость, желание развлечься, инертность, леность и т. д. Примером внешних препятствий может служить, например, отсутствие необходимого инструмента для работы или противодействие других людей, не желающих того, чтобы поставленная цель была достигнута.

Следует заметить, что не всякое действие, направленное на преодоление препятствия, является волевым. Например, человек, убегающий от собаки, может преодолеть очень сложные препятствия и даже залезть на высокое дерево, но эти действия не являются волевыми, поскольку они вызваны прежде всего внешними причинами, а не внутренними установками человека. Таким образом, важнейшей особенностью волевых действий, направленных на преодоление препятствий, является сознание значения поставленной цели, за которую надо бороться, сознание необходимости достичь ее. Чем более значима цель для человека, тем больше препятствий он преодолевает. Поэтому волевые действия могут различаться не только по степени их сложности, но и по степени осознанности.

Обычно мы более или менее ясно осознаем то, ради чего совершаем те или иные действия, знаем цель, достичь которой мы стремимся. Бывают же случаи, когда человек осознает то, что он делает, но не может объяснить, ради чего он это делает. Чаще всего это бывает тогда, когда человек охвачен какими-то сильными чувствами, испытывает эмоциональное возбуждение. Подобные действия принято называть импульсивными. Степень осознания таких действий сильно снижена. Совершив необдуманные действия, человек часто раскаивается в том, что сделал. Но воля как раз в том и заключается, что человек в состоянии удержать себя от совершения необдуманных поступков при аффективных вспышках. Следовательно, воля связана с мыслительной деятельностью и чувствами.

Воля подразумевает наличие целеустремленности человека, что требует определенных мыслительных процессов. Проявление мышления выражается в сознательном выборе цели и подборе средств для ее достижения. Мышление необходимо и в ходе выполнения задуманного действия. Осуществляя задуманное действие, мы сталкиваемся со многими трудностями. Например, могут измениться условия выполнения действия или может возникнуть необходимость изменить средства достижения поставленной цели. Поэтому для того, чтобы достичь поставленной цели, человек должен постоянно сличать цели действия, условия и средства его выполнения и своевременно вносить необходимые коррективы. Без участия мышления волевые действия были бы лишены сознательности, т. е. перестали бы быть волевыми действиями.

Связь воли и чувств выражается в том, что, как правило, мы обращаем внимание на предметы и явления, вызывающие у нас определенные чувства. Желание добиться или достичь чего-либо, точно так же как избежать чего-либо неприятного, связано с нашими чувствами. То, что для нас является безразличным, не вызывающим никаких эмоций, как правило, не выступает в качестве цели действий. Однако ошибочно полагать, что только чувства являются источниками волевых действий. Часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда чувства, наоборот, выступают препятствием к достижению поставленной цели. Поэтому нам приходится прилагать волевые усилия к тому, чтобы противостоять негативному воздействию эмоций. Убедительным подтверждением того, что чувства не являются единственным источником наших действий, служат патологические случаи потери способности переживать чувства при сохранении способности осознанно действовать. Таким образом, источники волевых действий весьма разноплановы. Прежде чем приступить к их рассмотрению, нам необходимо познакомиться с основными и наиболее известными теориями воли и с тем, как они раскрывают причины возникновения волевых действий у человека.


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Тема1. Основные формы регулирования поведения человека.

Вопросы:

  1. Основные формы регулирования поведения человека.

  2. История и принципы делового этикета.

  1. Основные формы регулирования поведения человека.

Сколько существует человеческое общество, столько оно старается регулировать, оказывать воздействие, влиять на поступки и поведение отдельной личности. Формы регулирования поведения человека различны. К ним относятся: правовые нормы; нормы морали, нравственности; традиции, обычаи и привычки.

Правовые нормы находят свое выражение:

а) в законах, различных правовых актах (например, указ президента страны) — на уровне государства или его субъекта;

б) в международных законах и подзаконных актах — в том случае, если государство входит в тот альянс, который издал соответствующий регламентирующий акт;

в) в различных регламентирующих документах более узкой направленности, например правила пожарной безопасности, правила уличного движения и т.п.;

г) в ведомственных инструкциях (должностных и прочих), информационных письмах, письмах-разъяснениях, методических указаниях и других, имеющих силу в рамках ведомства.

Нарушение правовых норм на уровне государства (законов) влечет за собой наказание нарушителя, которым может быть и лицо юридическое, и лицо физическое. Виды наказаний зафиксированы в текстах законов.

Нарушение норм на уровне ведомства также влечет за собой вполне определенные меры, например неуплата в положенные сроки подоходного налога наказывается штрафом, который также следует уплатить в строго назначенные сроки и в определенной сумме.

Нарушение обязательных норм, указанных в инструкциях организации, может привести к выговору или замечанию, штрафу, депремированию или увольнению с занимаемой должности.

Итак, нарушение норм приводит к нормируемому же наказанию. Однако правовые нормы касаются только некоторых форм жизни человека. Не менее важную роль в регулировании поведения личности играют традиции, обычаи, привычки, моральные нормы.

Моральные нормы являются результатом многовекового опыта человеческого общества, которое всегда стремилось к тому, чтобы каждый человек и общество в целом могли гармонично сосуществовать.

Человечество постоянно преследовало, как одну из важнейших целей, гармонию в совместном проживании людей. Нормы морали возникли как результат усилий человека разграничить добро и зло, определить, что же такое добродетель. Существуют две точкизрения. Одна из них содержит утверждение, что стремление человека к добру постоянно и естественно. Это уважительный подход к человеку. Такой позиции придерживались Демокрит, Эпикур, Лукреций, Сократ, Платон, Аристотель, Фейербах и др.

Другая точка зрения состоит в том, что не так важно, к чему стремится сам человек, важнее поставить его перед необходимостью подчиняться долгу. Этот подход характерен для Канта, Лютера.

Столкновение этих двух тенденций отражает сущность морали, раскрывающейся в главной проблеме: каково соотношение злого и доброго начала в человеке?

В современной деловой практике такие черты, как трудолюбие, бескорыстная доброжелательность, пунктуальность, своевременность исполнения приказов и распоряжений, правдивость, точность, справедливые решения и т.п., квалифицируются как моральные качества. И наоборот, взяточничество, беспринципность, коррупция, подтасовка фактов, уклонение от ответственности и пр. оцениваются как аморальные.

studfiles.net

Вопрос № 2. Мораль как способ регулирования сознания и поведения людей. Основные функции морали.



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса — ваш вокал


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Термин «мораль» латинского происхождения (moralis – нравственный; mores – «нравы»). Другое значение этого слова — закон, правило, предписание. М..Т. Цицерон предложил оперировать словом moralis, что означало «нравственный». В его понимании область знаний о морали представлялась «философией морали», некой практической части философии.

Слова «этика» и «мораль» весьма близки по смыслу. Обычно даже используют словосочетание «морально-этический». Однако, термин «этика» изначально использовался для обозначения совокупности знаний, как наука о морали. По этимологии значения греческого ethica и латинского moralitas совпадают и соответствуют русскому слову «нравственность». В социальной практике, как правило, понятия мораль и нравственность отождествляются. Несмотря на некоторую общность, эти термины различаются по содержанию и смысловой нагрузке.

Во-первых, нравственность, прежде всего, есть отражение внешнего мира.

Во-вторых, нравственность сопряжена с реальной практикой и соотносится с действующими нормами и правилами поведения.

В-третьих, нравственность в большей степени отражает общепринятые ценности.

В литературе принято под моралью понимать специфическую форму общественного сознания и способ регуляции отношений.

Мораль– система идеальных представлений о принципах и нормах должного или желаемого поведения.

Нравственность – это реально существующие формы и модели поведения людей и отношения между ними, совокупность норм и правил, которыми руководствуются люди в своем реальном поведении. Иными словами мораль – это должное. Нравственность – это сущее.

Указание на ее философский характер показывает, что мораль, нормы нравственности осмысливаются с определенных мировоззренческих позиций. Возможность приложения моральных оценок к различным социальным явлениям придает этике философский характер. Подобный подход характерен для марксистской этики.

Право и мораль — основные социальные регуляторы поведения человека. Они имеют общие черты, различия и взаимодействуют друг с другом.

Основные функции морали:

1.Регулятивная функция. Функция нравственного регулирования взаимоотношений между людьми является главной и определяющей Она охватывает ту сферу отношений, которая не регулируется правом, и в этом смысле она дополняет право. На непосредственно практическом уровне регуляция осуществляется через посредство норм: норм-ориентиров, норм-требований, норм-запретов, норм-рамок, ограничений, а также норм-образцов. Регулятивная функция является базовой: все остальные функции – каждая по-своему – в той или иной степени «обслуживают» ее.

2. Оценочная функция. Предметом оценки под углом «морально-аморально» или «нравственно-безнравственно» являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения, личностные качества и т.д.

3. Ориентирующая функция. Выбрать из множества норм единственно правильную, справедливую может только хорошее владение наукой этикой, высокий уровень нравственной культуры, которые и являются механизмом, способным нам дать точный ориентир. Именно они способны помочь нам выбрать систему моральных приоритетов, позволяющим нам выбрать наиболее нравственную линию поведения.

4. Мотивационная функция. Эта функция позволяет оценивать поступки, цели и средства с точки зрения побуждающего намерения. Мотивы или мотивация могут быть моральными и аморальными, нравственными и безнравственными, благородными и низменными, корыстными и бескорыстными.


5. Познавательная (информационная) функция направлена на приобретение этических знаний: принципов, норм, кодексов, являющимися источником информации об общественных нравственных ценностях и о системе таких ценностей, исходных пунктах морального выбора в обычной и экстремальной обстановке, в обычных и конфликтных ситуациях, которые в комплексе помогают сформулировать модель нравственного поведения.

6. Воспитательная функция. Любая система воспитания – это прежде всего система нравственного воспитания. Воспитание приводит в определенную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения, переводит нравственные знания в нравственные убеждения личности.

7. Коммуникативная функция. На основе этой функции возможно нормальное служебное и всякое другое общение, обретение «чувства локтя», поддержка и взаимовыручка.

8. Идеологическая функция. Назначение этой функции заключается в том, чтобы обосновывать моральность политических и экономических целей и интересов того или иного класса, социального слоя, группы, общественного движения. В этом смысле она призвана нравственно консолидировать социально неоднородное общество.

9. Мировоззренческая функция. В этом плане мораль рассматривается как нравственные устои личности, выработанная ею система нравственных ценностей.

Жизнь человека в обществе связана с определенной деятельностью, с выполнением разного рода обязанностей, соблюдением различных социальных норм, в системе которых важнейшую роль регулятора общественных отношений играют правовые и моральные нормы. Право, по сравнению с моралью, является более жесткой формой регулирования общественных отношений. Любое неисполнение правовых норм влечет наступление юридической ответственности (уголовной, гражданско-правовой, административной и т.д.). Например, «Правила пользования городским транспортом» закрепляют обязанность пассажира оплачивать свой проезд. При несоблюдении этого правила нарушитель привлекается к административной ответственности в виде штрафа.

Нормы морали (сострадание, верность слову, помощь слабым и др.), в отличие от правовых норм, являются желательными к исполнению. Их невыполнение влечет наступление моральной ответственности. И вновь обратимся к «Правилам пользования городским транспортом», в которых говорится, что первые места в салоне предназначены для престарелых пассажиров, инвалидов и пассажиров с детьми. Если пассажир, занимающий одно из этих мест, не соблюдает данное правило и не уступает место, то возможно наступление лишь моральной ответственности в форме осуждения общественным мнением.

Моральные нормы не устанавливаются философами, а вырабатываются в процессе совместной деятельности. Человек не рождается с готовыми моральными понятиями, его нравственность формируется окружающей средой, условиями жизни и воспитательным воздействием на личность. Моральные нормы – это разновидность социальных норм, которые регулируют взаимоотношения людей, возникающие в процессе их совместной деятельности. Юристы в качестве элементов социальной нормы выделяют гипотезу, диспозицию и санкцию. В гипотезе очерчивается круг лиц, к которым обращена данная норма, и определяются иные ограничения сферы ее действия и условий применения. Диспозиция раскрывает основное содержание нормы. Санкция выражает способ обеспечения исполнения нормы, показывает, какой мере общественного воздействия подвергнется ее нарушитель.

Если нормы адресованы от общества к личности и предписывают желательные для общества образцы поведения личности, то ценности ориентированы противоположным образом и определяют, каким должно быть совершенное общество, чтобы быть полноценной социальной средой обитания для данной личности. Очевидно, что ценности имеют субъективную природу, в то время как нормы наполнены объективным содержанием. Имея противоположную направленность, моральные нормы и ценности в то же время тесно связаны важнейшим законом этики – «золотым правилом нравственности». Формулируется оно достаточно просто: «Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе». Сходные установки можно увидеть в народной традиции: «Чего в другом не любишь, того и сам не делай»; в Священном Писании: «И так во всем, как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф., 7:12).

Золотое правило нравственности требует от человека в его отношениях с другими людьми руководствоваться такими нормами, которые имеют для него ценностный смысл, по поводу которых он мог бы желать, чтобы ими же руководствовались другие люди в их отношении к нему. Для этого ему необходимо мысленно поставить себя на место Другого, т.е. того, кто будет испытывать действие данной нормы, а Другого поставить на свое собственное место. И если при таком обмене диспозициями норма принимается, то, значит, она обладает качеством нравственной нормы.

В результате совокупного воздействия на сознание и поведение человека золотого правила нравственности – изнутри, и общественного мнения – извне, реализуются функции морали, главной из которых является, безусловно, регулятивная, направленная на приведение реального поведения личностей, служебных коллективов и государственных и общественных институтов в соответствие с действующими в обществе моральными нормами. Остальные функции (например, мотивационная, познавательная, воспитательная, идеологическая и др.), каждая со своей стороны, «обслуживают» регулятивную, способствуют ее выполнению. Ведь главное, чтобы реальные поступки людей не противоречили интересам окружающих, общества. А для этого и проводится нравственное воспитание, воздействие на мотивацию людей, моральная консолидация социально неоднородного общества и т.д. По выражению современного ученого Ф.Фукуямы, мораль – социальный капитал, определяющий степень жизнеспособности общества. Понимать это надо так, что благодаря морали люди расходуют меньше энергии, чтобы враждовать друг с другом, и больше – чтобы помогать друг другу выжить.

Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов принципиально отличается от этики абсолютного большинства других профессий. В целом морали присуща свобода выбора. Человек волен следовать или не следовать ее предписаниям, но от действий сотрудников зависит здоровье, жизнь и судьба людей. Поэтому для них этические нормы приобретают строго обязательный характер, не дают права выбора, закрепляются в служебных документах и обеспечиваются правовыми санкциями. Они становятся должными в смысле того, что следование им безальтернативно, безусловно. От греческого слова «деон» – «долг» – произошел термин «деонтология» – учение о долге. Полицейская этика – это этика долга, должного поведения.

Центральными понятиями морального сознания и важнейшими категориями этики являются добро и зло.

Добро — понятие этики, означающее намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному и даже растению.

Зло — понятие нравственности, противостоящее добру. Оно означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий. На борьбу со многими формами проявления зла: преступностью, воровством, нарушением законности и правопорядка, пьянством, наркоманией и т. п. и направлена деятельность сотрудников ОВД. Именно на них, в первую очередь, возложена борьба с указанными явлениями. Дело в том, что объективный индикатор истинности добра – обобщенные моральные представления людей, выраженные в общественном мнении. Они лежат в основе юридических норм и охраняются юридическими санкциями. Тем самым мораль переходит в право.

Работники органов внутренних дел, борясь с преступностью, способствуют уменьшению социального зла и возрастанию добра в обществе. В этом проявляется нравственное содержание их профессиональной деятельности.

Любой поступок, совершенный человеком, так или иначе, затрагивает других людей. За каждым поступком следует реакция на него, за каждым деянием – воздаяние. Зло не должно оставаться безнаказанным, добро – невознагражденным. Поэтому добро и зло тесно связаны со справедливостью как равным воздаянием за равные деяния. Государство не может допустить, чтобы воздаяние за зло велось на индивидуальном уровне, иначе общество погрузится в анархию насилия. Для этого и созданы правоохранительные органы, призванные выявлять, предупреждать и пресекать факты причинения зла, воздавать за это причинение. Поэтому справедливостьдля сотрудников органов внутренних дел является целью и смыслом их деятельности.

Если мы говорим, что профессиональная этика сотрудников ОВД имеет деонтологический характер, то центральное место в ней занимает категория долга,который следует понимать как практическое самопринуждение к поступку исключительно из-за уважения к нравственному закону, пусть даже вопреки естественным человеческим потребностям. Животные действуют не сообразно долгу, а в силу инстинктов, поэтому лишь осознавая и исполняя свой долг, мы обретаем человеческую сущность. И то место, которое мы занимаем в семье, в служебном коллективе, в обществе в целом, прямо пропорционально объему возложенного на нас долга. Профессиональный же долг сотрудника ОВД представляет собой единство правовой и нравственной сторон, так как моральные требования в данном случае совпадают с государственной волей.

Моральные последствия исполнения или неисполнения долга образуют моральную ответственность. Она может быть внутренней, выступая как способность личности осознавать последствия своих действий и поступать в соответствии с этим осознанием, руководствуясь нормами морали. Внешняя же ответственность представляет собой общественные санкции на действия личности. Причем если в правовом государстве для гражданских лиц моральная и юридическая ответственность четко разведены, то для сотрудников правоохранительных органов эти виды ответственности часто смыкаются – за нарушение этических норм служебного поведения может последовать не только моральная, но и дисциплинарная и другие виды правовой ответственности. С другой стороны, в кадровой политике ОВД действует непреложный принцип: сотрудник только в том случае назначается на более высокую должность, если он в состоянии понимать и принимать на себя более высокую ответственность.

Основным механизмом внутренней ответственности является совесть – способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие или соответствие должному. Это ответственность человека перед собой как носителя универсальных (разделяемых большинством людей) ценностей. Совесть проявляется разнообразно: от положительных форм – гордости или внутреннего удовлетворения, до отрицательных – угрызений совести. Часто она выступает в виде сомнения: «правильно ли я поступил?» или «следует ли мне так поступать?» Что же касается так называемой «чистой» или «спокойной» совести, то, к сожалению, чаще всего это признак выработанного за долгие годы умения «договариваться» с совестью или просто игнорировать ее суждения. У сотрудника может быть кратковременное ощущение исполненного долга, но по-настоящему моральный облик человека проявляется в способности выявлять и переживать свои недостатки, недоработки – в этом залог его дальнейшего развития.

«Служим России — служим Закону!» − девиз органов внутренних дел России. Это не просто красивый афоризм. Профессиональная честь– это признание общественным мнением и осознание самими сотрудниками правоохранительных органов факта неукоснительного выполнения своего профессионального долга. Обрести звание «человек чести» непросто, а чтобы потерять его, достаточно совершить всего лишь один недостойный поступок. Честь сотрудника неотделима от чести коллектива, подразделения, в котором он несет свою нелегкую службу. Поэтому он не может позволить себе ничего такого, что позорило бы его товарищей по службе. Честь коллектива – это и его честь. Понятие «честь» часто соседствует с понятием «достоинство». Но это далеко не одно и то же. У обладателя чести всегда имеется и личное достоинство, но обратное далеко не всегда верно. Если в категории чести преобладает объективное содержание, то в категории достоинства, наоборот, – субъективное. Оценка чести – это оценка общественного мнения, а оценка достоинства – это прежде всего забота самой личности. Но если попранное достоинство можно попытаться восстановить в судебном порядке, то утраченную честь никаким судебным решением уже не вернешь. В то же время защита достоинства человека и гражданина – важнейшая цель государства и его правоохранительных органов.

«Там, где право отказывается давать какие-либо предписания, – писал русский правовед П.И. Новгородцев, − выступает со своими велениями нравственность; там, где нравственность бывает не способна одним своим внутренним авторитетом сдерживать проявления эгоизма, на помощь ей приходит право со своим внешним принуждением». Все правовые нормы обязательно должны иметь моральную основу. Но далеко не всем моральным нормам есть смысл придавать правовой характер. Право надо рассматривать как минимум нравственных требований к человеку, ниже которого он начинает представлять опасность для окружающих.

Право в жизни общества действовало не всегда. В догосударственную эпоху истории человечества безопасность личности, защита от насильственных посягательств были заботой самой личности или ее ближайших сородичей. Люди имели право и обязанность отвечать насилием на насилие. Затем это право изымается у населения и передается государству. Современные цивилизованные государства берут на себя обязательство ограждать своих граждан от посягательств на их имущество, здоровье и жизнь. Так, в ст. 22 Конституции России установлено, что «каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность», но одновременно, согласно ст. 17, «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц». Для реализации этих положений государство создает органы внутренних дел, наделенные исключительными полномочиями применения мер правового принуждения.

Формально такие меры могут не вписываться в принятую большинством общества систему моральных предписаний. Высказывается даже точка зрения, что правовое принуждение – это то же насилие, только исходящее от государства. Более того, не будучи направленными на противодействие непосредственной угрозе имуществу, здоровью и жизни граждан, подобные меры вызывают психологическое неприятие заметной части гражданских лиц. Остается также опасность, что монопольный характер правового принуждения может повлечь деформацию морального сознания у самих сотрудников ОВД.

Поэтому для правильного разрешения морально-правовых коллизий, неизбежно возникающих в ходе несения службы в ОВД, необходимо исходить из следующих положений.

1. Правовое принуждение есть то меньшее зло, которое призвано уберечь отдельного человека и общество в целом от зла гораздо большего.

2 Правовые запреты, реализуемые сотрудником полиции, исходят не от него лично, а от государства, а значит, выражают согласованную волю большинства граждан.

3 Правовое принуждение происходит с заведомого согласия тех, на кого оно направлено, поэтому имеет легитимный характер, а значит, не может считаться насилием

Нормы профессиональной морали сотрудников ОВД предусматривают возможность применения физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия в оговоренных законом случаях. Но именно поэтому общество, государство предъявляют повышенные требования к нравственному облику сотрудников, а за соблюдением деонтологических требований ведется строгий контроль со стороны служб собственной безопасности, общественного мнения и средств массовой информации.

Вывод: Соблюдение нравственных требований является ярким проявлением необходимых морально-психологических качеств личности сотрудника полиции. Осознающий свою профессиональную честь, своё достоинство стража правопорядка, сотрудник органов внутренних дел всегда будет верен гражданскому и служебному долгу.

Вопрос № 3. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих — как свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения сотрудников ОВД.

 

Типовой кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться государственные (муниципальные) служащие независимо от замещаемой ими должности.

Гражданин Российской Федерации, поступающий на государственную службу Российской Федерации либо муниципальную службу, обязан ознакомиться с положениями Типового кодекса и соблюдать их в процессе своей служебной деятельности.

Каждый государственный (муниципальный) служащий должен принимать все необходимые меры для соблюдения положений Типового кодекса, а каждый гражданин Российской Федерации вправе ожидать от государственного (муниципального) служащего поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями Типового кодекса.

Целью Типового кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения государственных (муниципальных) служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета государственных (муниципальных) служащих, доверия граждан к государственным органам и органам местного самоуправления и обеспечение единых норм поведения государственных (муниципальных) служащих.

Типовой кодекс призван повысить эффективность выполнения государственными (муниципальными) служащими своих должностных обязанностей.

Типовой кодекс служит основой для формирования должной морали в сфере государственной и муниципальной службы, уважительного отношения к государственной и муниципальной службе в общественном сознании, а также выступает как институт общественного сознания и нравственности государственных (муниципальных) служащих, их самоконтроля.

Знание и соблюдение государственными (муниципальными) служащими положений Типового кодекса является одним из критериев оценки качества их профессиональной деятельности и служебного поведения.

 


megapredmet.ru

Как связаны деятельность и сознание человека: принцип единства в психологии

Все жизненные достижения и неудачи человека являются результатом его деятельности.

Целенаправленное поведение формируется при помощи сознания.

О том, как проникнуть в подсознание и общаться с ним, читайте здесь.

Сознательное регулирование поведения

Человек способен сознательно управлять своим поведением, деятельностью.

Подобные способности объясняются наличием воли, которая является одним из компонентов структуры сознания.

Это умение преодолевать внутренние, внешние трудности при достижении определенных целей. Каждый человек в процессе своей жизнедеятельности сталкивается с множеством трудностей и преград.

К внешним можно отнести целенаправленные действия других людей, общественные стереотипы, неблагоприятные социальные условия и т.д. Внутренние преграды выражаются в негативных установках, страхах, сомнениях самого индивида.

Регулирование поведения проявляется на разных уровнях. Наиболее простые приемы заключаются в элементарных явлениях — моргание, глотание, чихание и т.д.

На более сложном уровне совершаются целенаправленные поступки, состоящие из промежуточных этапов в виде более простых действий.

Например, для сдачи экзамена нужно заставлять себя несколько дней подряд вставать рано утром, искать нужную информацию, учить ее и т.д. Для достижения этой цели требуется выполнение целого комплекса действий.

В основе сознательного управления своим поведением лежит не только воля, но и мышление.

Большое количество поступков могут совершаться путем волевого воздействия на свое поведение, но без применения мыслительного процесса.

То есть человек осознает то, что он делает, но не может четко определить цель своей деятельности.

В этом случае проявляются воля, эмоции, но нет мышления.

Подобное поведение часто наблюдается в стрессовых ситуациях, когда в состоянии аффекта у индивида сильно снижается степень контроля над своим поведением.

Если волевые усилия направлены на достижение осмысленных целей, в которых человек заинтересован, то можно говорить о сознательном регулировании поведения.

Проявление мышления заключается не только в определении цели, но и в выборе путей, способов для ее достижения. При этом эмоциональная окраска также присутствует.

Люди никогда не стремятся достигнуть того, что не вызывает у них определенного эмоционального отклика. Безразличные человеку предмет или явление никогда не станут для него желанной целью.

к содержанию ↑

Структура сознательной деятельности

Сознательная деятельность включает ряд следующих компонентов, без которых она не могла бы существовать:

  1. Познание. Человека отличает способность к познанию окружающего мира, к постоянному развитию новых умений и навыков. Именно благодаря познавательной деятельности и становится возможным осознанное существование человека в мире. Способность к познавательной активности проявляется уже с первых дней появления ребенка на свет. Он воспринимает мимику и эмоциональные реакции родителей, постепенно учиться способам взаимодействия с окружающими людьми, овладевает навыками. По мере социализации индивида происходит постоянное усвоение информации в семье, в учебных заведениях, на работе, в многочисленных социальных группах.

    Процесс познания не прекращается ни на минуту и продолжается до самого конца жизни.

  2. Внимание. Умение концентрироваться на интересующем объекте или явлении позволяет индивиду получать необходимую информацию, фиксировать ее. Уровень внимания зависит от индивидуальных природных способностей, самодисциплины, возраста, эмоционального состояния, воздействия внешних факторов. Внимание может основываться на чувственных (сенсорных) ощущениях, на интеллектуальных усилиях.

    По способу возникновения оно может быть как непроизвольным (пассивным), так и произвольным (активным). Именно произвольное внимание играет основную роль в целенаправленной деятельности. Он является продуктов волевого усилия — сознательного стремления сконцентрироваться на требуемом объекте или явлении для получения необходимой информации.

  3. Память. Принятая во внимание информация усваивается нами и применяется в дальнейшем по назначению благодаря памяти. Причем процесс запоминания может быть как целенаправленным, так и произвольным. Какую-то информацию индивид специально стремиться запомнить, а какие-то сведения откладываются в памяти самостоятельно и могут храниться в ней всю жизнь. Обычно самыми запоминающимися являются яркие, значимые события.
  4. Эмоции. Сознание неотделимо от эмоциональных состояний и переживаний. Любой человек может изменять свое поведение под влиянием радости, грусти, гнева, ужаса, отчаянья и т.д.

    Степень влияния эмоционального состояния на сознательную деятельность напрямую зависит от волевых и интеллектуальных способностей индивида.

    Люди с сильной волей и высоким уровнем интеллекта в большей степени способны управлять своими эмоциями даже в критических ситуациях.

  5. Воля. Осмысленное устремление к цели, которое позволяет достичь поставленных задач и получить желаемые результаты. Определенные волевые способности даются человеку по фату рождения, но при желании их можно развивать и совершенствовать. Проявлениями воли являются смелость, решительность, самодисциплина, вера в себя, мужество. Под зрелой волевой личностью понимается человек, обладающий данными способностями одновременно с высоким уровнем интеллекта. В противном случае сильная воля может привести к развитию бессмысленного упрямства, стремлению к манипулированию и управлению другими людьми.
  6. Самосознание. Наиболее важный компонент, являющийся основой всей структуры. Это осознание человеком своего тела, своих чувств и эмоций, жизненных установок и принципов, отношения к окружающей действительности.

    Понимание своего внутреннего мира имеет ключевое значение в построении всей сознательной деятельности человека.

    При высоком уровне развития самосознания индивид демонстрирует полное соответствие внутренних установок условиям окружающей действительности, умение работать над собой и самосовершенствоваться, эффективно интегрироваться в любые социальные группы, четко осознавать свое «Я» и защищать его от негативного внешнего воздействия.

к содержанию ↑

Примеры

Примером сознательной деятельности является любое целенаправленное поведение, основанное на эмоциональной заинтересованности в достижении цели и применении воли.

Например:

  • поступление в ВУЗ для получения диплома по желаемой специальности.
  • систематические походы в спортзал для улучшения своей физической формы;
  • посещение собеседований с целью трудоустройства на желаемую работу;
  • соблюдение диеты с целью снижения веса до желаемых показателей;
  • прохождение курсов повышения квалификации для получения повышения по карьерной лестнице;
  • ухаживания за девушкой с целью вступления с ней в отношения и т.д.
к содержанию ↑

Кто впервые сформулировал принцип единства?

С.Л. Рубинштейн был первым ученым, сформулировавшим данный принцип.

Он пришел к выводу, что деятельность и сознание не являются разносторонне направленными аспектами. Напротив, они образуют единое целое.

Сформулированный принцип сразу же приобрел значительное методологическое значение, поскольку появилась возможность опытным путем через деятельность людей изучать закономерности функционирования их сознания.

Деятельность с этой точки зрения рассматривается как результатом определенных психических процессов, свойственных индивидам.

До формулирования данного принципа единства двух важных аспектов существовало их четкое разделение.

Деятельность считалась исключительно внешним проявлением, а сознание — внутренним психическим явлением.

В действительности же психика имеет не только внутренние проявления, но и отдельные внешние аспекты, а деятельность не характеризуется только внешней стороной.

к содержанию ↑

В чем суть?

Деятельность рассматривается не только как проявление человеком реакции на различные внешние раздражители. Она во многом складывается под влиянием существующих у личности установок, правил, критериев оценки реальности и т.д.

Если бы деятельность существовала отдельного от сознания, то все представители общества демонстрировали бы один и тот же тип реакций на различные события. Поведение людей в определенных схожих условиях было бы полностью идентичным.

Но происходит все иначе. Одни и те же внешние раздражители вызывают у разных членов общества собственную реакцию.

Это вызвано тем, что на сознательном уровне каждый воспринимает внешние сигналы по-своему и в дальнейшем строит поведение сообразно своим принципам, установкам, накопленному опыту и знаниям.

Например, весь класс получает задание на каникулы — прочитать список литературных произведений.

Одни дети прочитают все, что требуется, другие выполнят задание выборочно, а третьи полностью проигнорируют требование учителя.

Внешняя установка на осуществление деятельности была у всех одинаковой, но каждый ученик воспринял эту установку на своем сознательном уровне.

Также и сознание не является лишь продуктом индивидуального развития индивида.

Большая часть мыслительных процессов человека формируются под влиянием информации, которую он получает именно в процессе своей деятельности.

Находясь в семье, усваивая нормы воспитания, получая образование, занимаясь профессиональной активностью, все мы получаем опыт, который становится основой для формирования сознания.

Без полноценной социальной активности человек не смог бы достичь даже самого минимального уровня развития сознания.

Если индивида с рождения поместить в дикую среду с полным отсутствием возможности получения необходимых навыков социального поведения, осознанность мышления у него будет полностью отсутствовать.

Будут наблюдаться лишь рефлекторные, инстинктивные действия.

Таким образом, сознание и деятельность имеют неразрывную связь между собой и образуют единое целое.

Сознательное регулирование поведения является результатом функционирования целого комплекса компонентов человеческой психики.

Структура деятельности:



Наша интересная группа Вконтакте:

psyholic.ru