Список стран вто – Страны-участницы ВТО по состоянию на 2 марта 2013 года. Список членов и наблюдателей Всемирной торговой Организации

Содержание

Всемирная торговая организация — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Всеми́рная торго́вая организа́ция (ВТО) (The World Trade Organization, WTO) — международная многосторонняя организация, устанавливающая и регулирующая правила международной торговли, входит в систему специализированных учреждений ООН, основана в 1995. Штаб-квартира находится в Женеве. ВТО является преемником Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Решение о создании ВТО было принято в результате многолетних переговоров на Уругвайском раунде ГАТТ(1986-1993). Официальное соглашение об учреждении ВТО было подписано на конференции в Марракеше в 1994, а с 1 января 1995 организация начала свою работу.Первоначально в ВТО вступило 77 государств, по состоянию на 2005 в организации состояло 149 государств. По состоянию на июль 2014 года в состав ВТО входят 159 членов. Штаб-квартира находится в Женеве.

В основе деятельности ВТО лежат три международных соглашения:

  • Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ, 1994),
  • Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС)
  • Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

Главная задача — содействие свободной международной торговле. ВТО регулирует торговлю товарами, услугами, а также торговые аспекты прав интеллектуальной собственности.

Основные функции ВТО:

  • контроль за выполнением требований базовых соглашений ВТО;
  • создание условий для переговоров между странами-участницами ВТО по поводу внешнеэкономических отношений;
  • урегулирование споров между государствами по проблемам внешнеэкономической торговой политики;
  • контроль за политикой государств-членов ВТО в области международной торговли;
  • оказание помощи развивающимся странам; сотрудничество с другими международными организациями.
В настоящее время странми-членами Всемирной торговой организации 159 государств, в числе которых 155 независимых государств, Тайвань, как частичной признанный член, 2 зависимые территории (Гонконг и Макао), а также Европейский союз.
Процедура вступления в ВТО предусматривает подачу от имени государства меморандума, посредством которого ВТО рассматривает торговую и экономическую политику касающейся организации.

На долю входящих в ВТО стран приходится примерно 95% мирового товарооборота. Ряд стран, которые официально выразили желание войти в эту организацию, имеют статус государств-наблюдателей.

Четыре постсоветские государства:

Высшим органом ВТО является Министерская конференция, объединяющая представителей всех стран-участников. Сессии собираются не реже, чем раз в два года. Между сессиями по необходимости созывается Генеральный совет, состоящий из представителей всех участников ВТО. Генеральный совет также выполняет функции органа по урегулированию споров и Органа по обзору торговой политики. Под руководством Генерального совета работают Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами и Совет по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность.

Совет по торговле товарами руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ в сфере торговли товарами. Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам. Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соглашения ТРИПС, также занимается проблемами, связанных с международной торговлей поддельными товарами.

В Секретариате ВТО в Женеве работает около 500 штатных сотрудников. Возглавляет его генеральный директор ВТО (с 2013 — бразильский дипломат Роберту Азеведу).

Генеральные секретари ВТО

Генеральный директор

Страна

Период

Питер Сазерленд

Ирландия

1995

Ренато Руджеро

Италия

1995 — 1999

Майк Мур

Новая Зеландия

1999 — 2002

Супачаи Панитчпакди

Таиланд

2002 — 2005

Паскаль Лами

Франция

2005 — 2013

Роберту Азеведу

Бразилия

2013 — н/вр

Секретариат ВТО не принимает самостоятельных решений, его функции — обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам ВТО, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО.

Переговоры о вступлении России во Всемирную торговую организацию продолжались 18 лет — с 1993 по 2011 год. Итогом этих длительных переговоров стало подписание в Женеве 16 декабря 2011 года Протокола «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.».

7 июня 2012 года Протокол был ратифицирован Государственной Думой РФ и был зарегистрирован Законопроект № 89689-6, а 10 июля 2012 года этот законопроект был принят Государственной Думой.
18 июля 2012 года законопроект одобрен Советом Федерации.
21 июля 2012 года Президент Российской Федерации.подписал Федеральный закон № 126-ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.».
3 августа 2012 года Федеральный закон от 21 июля 2012 года № 126-ФЗ вступил в силу.

22 августа 2012 года Россия включена в официальный список стран-участниц ВТО.

megabook.ru

Какие страны входят в ВТО (помогите)

Перечень стран — членов ВТО
( по состоянию на 31.12.2010 г. )

Австралия
Австрия
Албания
Ангола
Антигуа и Барбуда
Армения
Аргентина
Бангладеш
Барбадос
Бахрейн
Белиз
Бельгия
Бенин
Болгария
Боливия
Ботсвана
Бразилия
Бруней — Даруссалам
Буркина-Фасо
Бурунди
Великобритания
Венгрия
Венесуэла
Вьетнам
Габон
Гаити
Гайана
Гамбия
Гана
Гватемала
Гвинея
Гвинея-Бисау
Германия
Гондурас
Гонконг, Китай
Гренада
Греция
Грузия
Дания
Демократическая Республика Конго
Джибути
Доминика
Доминиканская Республика
Европейский Союз
Египет
Замбия
Зимбабве
Израиль
Индия
Индонезия
Иордания
Ирландия
Исландия
Испания
Италия
Кабо-Верде
Камбоджа
Камерун
Канада
Катар
Кения
Кипр
Киргизия
Китай
Колумбия
Конго
Республика Корея
Коста-Рика
Кот-д’Ивуар
Куба
Кувейт
Латвия
Лесото
Литва
Лихтенштейн
Люксембург
Маврикий
Мавритания
Мадагаскар
Макао, Китай
Македония
Малави
Малайзия
Мали
Мальдивская Республика
Мальта
Марокко
Мексика
Мозамбик
Молдова
Монголия
Мьянма
Намибия
Непал
Нигер
Нигерия
Нидерланды: за Королевство Нидерландов и Нидерландские Антильские острова
Никарагуа
Новая Зеландия
Норвегия
Объединенные Арабские Эмираты
Оман
Пакистан
Панама
Папуа — Новая Гвинея
Парагвай
Перу
Польша
Португалия
Румыния
Руанда
Сальвадор
Саудовская Аравия
Свазиленд
Сенегал
Сент-Винсент и Гренадины
Сент-Китс и Невис
Сент-Люсия
Сингапур
Словакия
Словения
Соединенные Штаты Америки
Соломоновы Острова
Суринам
Сьерра-Леоне
Таиланд
Таможенная территория Тайвань*
Танзания
Того
Тонга
Тринидад и Тобаго
Тунис
Турция
Уганда
Украина
Уругвай
Фиджи
Филиппины
Финляндия
Франция
Хорватия
Центрально- Африканская Республика
Чад
Чехия
Чили
Швейцария
Швеция
Шри-Ланка
Эквадор
Эстония
Южно-Африканская Республика
Ямайка
Япония
*Полное название: отдельная таможенная территория Тайвань, Пэнху, Киньмень и Мацу.

Перечень стран, имеющих статус наблюдателей
(по состоянию на 31 декабря 2010 г. )

Азербайджан
Алжир
Андорра
Афганистан
Багамские Острова
Беларусь
Босния и Герцеговина
Бутан
Вануату
Ватикан
Ирак
Иран
Йемен
Казахстан
Коморские Острова
Лаос
Либерия
Ливан
Ливия
Российская Федерация
Самоа
Сан-Томе и Принсипи
Сейшельские Острова
Сербия
Сирия
Судан
Таджикистан
Узбекистан
Черногория
Экваториальная Гвинея
Эфиопия
2011
28 октября 2011 г. было объявлено, что Грузия согласна на вступление России в ВТО. Путь РФ в ВТО фактически открыт: генсовет организации может одобрить присоединение России к торговой организации 15—17 декабря 2011 года [22].
9 ноября в Женеве при посредничестве Швейцарии Россия и Грузия подписали соглашение по присоединению РФ к ВТО [23].Это было последнее двустороннее соглашение на пути вступления России в ВТО.

otvet.mail.ru

Всемирная торговая организация — это… Что такое Всемирная торговая организация?

Всеми́рная торго́вая организа́ция (ВТО; англ. World Trade Organization (WTO), фр. Organisation mondiale du commerce (OMC), исп. Organización Mundial del Comercio) — международная организация, созданная 1 января 1995 года с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации.

[2]

ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. ВТО строит свою деятельность исходя из решений, принятых в 1986—1994 годах в рамках Уругвайского раунда и более ранних договоренностей ГАТТ. Обсуждения проблем и принятие решений по глобальным проблемам либерализации и перспективам дальнейшего развития мировой торговли проходят в рамках многосторонних торговых переговоров (раунды). К настоящему времени проведено 8 раундов таких переговоров, включая Уругвайский, а в 2001 году стартовал девятый в Дохе, Катар. Организация пытается завершить переговоры по Дохийскому раунду переговоров, который был начат с явным акцентом на удовлетворение потребностей развивающихся стран. По состоянию на декабрь 2012 будущее раунда переговоров в Дохе остаётся неопределённым: программа работы состоит из 21 части, а первоначально установленный окончательный срок 1 января 2005 года был давно пропущен.

[3]. В ходе переговоров возник конфликт между стремлением к свободной торговле и стремлением множества стран к протекционизму, особенно в плане сельскохозяйственных субсидий До сих пор эти препятствия остаются главными и мешают любому прогрессу для запуска новых переговоров в рамках Дохийского раунда. По состоянию на июль 2012 года, существуют различные группы переговорах в системе ВТО для решения текущих вопросов в плане сельского хозяйства, что приводит к застою в самих переговорах.
[4]

Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве, Швейцария. Глава ВТО (генеральный директор) — Паскаль Лами, в штате самой организации около 640 человек.[5]

На 24 августа 2012 года в ВТО состояло 157 стран.[6].

Правила ВТО предусматривают ряд льгот для развивающихся стран. В настоящее время развивающиеся страны — члены ВТО имеют (в среднем) более высокий относительный уровень таможенно-тарифной защиты своих рынков по сравнению с развитыми. Тем не менее, в абсолютном выражении общий размер таможенно-тарифных санкций в развитых странах гораздо выше, вследствие чего доступ на рынки высокопередельной продукции из развивающихся стран серьёзно ограничен.

[7]

Правила ВТО регулируют только торгово-экономические вопросы. Попытки США и ряда европейских стран начать дискуссию об условиях труда (что позволило бы считать недостаточную законодательную защиту работников конкурентным преимуществом) были отвергнуты из-за протестов развивающихся стран, которые утверждали, что такие меры только ухудшат благосостояние работников в связи с сокращением числа рабочих мест, снижением доходов и уровня конкурентоспособности.

[7]

История ВТО

Все возрастающая роль мировой торговли заставила индустриальные страны уже в XIX веке поддерживать на международном уровне ограниченную кооперацию по вопросам таможенных пошлин. Разразившийся в 1929 году глобальный экономический кризис и попытки его преодоления в отдельных развитых странах путём прямой защиты внутреннего рынка высокими таможенными пошлинами от иностранного импорта показали, что при все возрастающих объёмах внешней торговли необходима её институционализация и наднациональное регулирование в признанных международно-правовых рамках.

Экономическим фундаментом требований либерализации внешней торговли служит экономическая теория сравнительного преимущества, разработанная в начале XIX века Давидом Рикардо.

Идея создания международной организации, призванной регулировать международную торговлю, возникла ещё до окончания Второй мировой войны. В основном усилиями США и Великобритании в 1944 году на Бреттон-Вудской конференции были основаны Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Третьей опорой нового экономического порядка наряду с упомянутыми организациями предполагалось создание Международной торговой организации (МТО). Для этого в 1946 году в Гаване была созвана международная конференция по торговле и занятости, которая и должна была выработать материально-правовые рамки международного соглашения о снижении тарифов, предложить заинтересованным странам устав этой организации, взять на себя координирующую роль в вопросах упрощения внешней торговли и снижения таможенного бремени на пути товаров из страны в страну. Уже в октябре 1947 года было подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое первоначально рассматривалось лишь как часть всеобъемлющего соглашения в рамках новой международной торговой организации. Это соглашение, рассматриваемое как временное, вступило в силу 1 января 1948 года.

СССР не был приглашён к участию в Гаванской конференции, так как отказался быть участником МВФ и МБРР. Советское правительство опасалось того, что большое влияние, которое имели США в этих организациях, и начало противостояния между идеологическими блоками (Холодная война) не позволят в должной степени учитывать интересы СССР в рамках этих организаций.

Конгресс США, однако, неожиданно отказался от ратификации Устава МТО, несмотря на то что Соединённые Штаты были главной движущей силой организации МТО, и ГАТТ, первоначально временное соглашение, продолжало действовать без всякой организационной структуры, которой должна была стать МТО.

В последующие годы ГАТТ, хотя и в урезанном от первоначально задуманного виде, оказался достаточно эффективной системой, в рамках которой средняя таможенная пошлина снизилась с 40 % к моменту подписания соглашения в середине сороковых годов до 4 % в середине девяностых. С целью снижения прямых таможенных пошлин и скрытых, так называемых нетарифных, ограничений на ввоз продукции из-за рубежа в рамках ГАТТ регулярно проводились раунды переговоров между странами-участницами.

Так называемый Уругвайский раунд переговоров, длившийся с 1986 по 1994 год, был наиболее успешным. В результате долгих переговоров в 1994 году в Марракеше было подписано соглашение о создании ВТО, вступившее в силу 1 января 1995 года. Страны-участницы достигли согласия о том, что в рамках этой организации будет не только регулироваться торговля товарами (что являлось предметом ГАТТ уже с 1948 года), но и в связи со все возрастающей ролью услуг в постиндустриальном обществе и их растущей долей в мировой торговле (на начало XXI века — около 20 %) принято Генеральное соглашение о торговле услугами (GATS), регулирующее эту область внешней торговли. Также в рамках Марракешского соглашения было принято Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPs), регулирующее торговые вопросы прав на результаты интеллектуальной деятельности и являющееся неотъемлемой частью правового фундамента ВТО.

Таким образом, спустя почти 50 лет после неудачных попыток создания международной организации и существования временной конструкции ГАТТ, регулирующей вопросы внешней торговли, с 1 января 1995 года ВТО приступила к работе.

Осенью 2001 года в столице Катара был начат Дохийский раунд переговоров ВТО о дальнейшей либерализации мировой торговли. Среди включённых в него вопросов — либерализация мировой торговли аграрной продукцией, в том числе снижение тарифов и отмена субсидий, финансовые услуги и защита интеллектуальной собственности. Однако переговоры затягиваются, во многом из-за проблемы доступа к несельскохозяйственным рынкам. Развитые страны хотят получить больше доступа к промышленному сектору развивающихся стран, последние, в свою очередь, опасаются, что это может привести к снижению темпов экономического роста.

Россия вступила во Всемирную торговую организацию и стала её 156-м членом 22 августа 2012 года[8].

Цели и принципы ВТО

Задачей ВТО провозглашено не достижение каких-либо целей или результатов, а установление общих принципов международной торговли[9]. Согласно декларации, работа ВТО, также как и ГАТТ до него, опирается на основные принципы, среди которых:

  • Равные права. Все члены ВТО обязаны предоставлять всем другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле (НБТ). Режим НБТ означает, что преференции, предоставленные одному из членов ВТО, автоматически распространяются и на всех остальных членов организации в любом случае[9][10] .
  • Взаимность. Все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными, устранение «проблемы безбилетника».[11].
  • Прозрачность. Члены ВТО должны полностью публиковать свои торговые правила и иметь органы, отвечающие за предоставление информации другим членам ВТО[12].
  • Создание действующих обязательств. Обязательства по торговым тарифам стран регулируются в основном органами ВТО, а не взаимоотношениями между странами. А в случае ухудшения условий торговли в какой-то стране в конкретном секторе, ущемленная сторона может требовать компенсаций в других секторах[10][11]
  • Защитные клапаны. В некоторых случаях, правительство в состоянии вводить торговые ограничения. Соглашение ВТО позволяет членам принимать меры не только для защиты окружающей среды, но и для поддержки здравоохранения, здоровья животных и растений.[13]

Есть три типа деятельности в этом направлении:

* Статьи, позволяющие использовать торговые меры для достижения неэкономических целей;
* Статьи, направленные на обеспечение «справедливой конкуренции»;. Члены не должны использовать природоохранные мероприятия в качестве средства маскировки протекционистской политики [13]
* Положения, допускающие вмешательство в торговлю по экономическим причинам. [12]
Исключения из принципа НБН также составляют развивающихся странах, имеющие льготный режим в ВТО, региональные зоны свободной торговли и Таможенные союзы[7]

Организационная структура ВТО

Официальным высшим органом организации является Министерская Конференция ВТО, которая собирается не реже, чем один раз в два года. За время существования ВТО было проведено шесть таких конференций, практически каждая из которых сопровождалась активными протестами со стороны противников глобализации. Во главе организации стоит Генеральный Директор с соответствующим подчиненным ему секретариатом. В подчинении Совета состоит специальная комиссия по торговой политике стран-участниц, призванная следить за выполнением ими своих обязательств в рамках ВТО. Кроме общих исполнительных функций, Генеральный Совет руководит ещё несколькими комиссиями, созданными на основании заключенных в рамках ВТО соглашений. Самыми важными из них являются: Совет по товарной торговле (так называемый Совет-ГАТТ), Совет по торговле услугами и Совет по вопросам торговых аспектов прав интеллектуальной собственности. Кроме того, в подчинении Генерального Совета состоит множество других комитетов и рабочих групп, призванных снабжать высшие органы ВТО информацией о развивающихся странах, бюджетной политике, финансово-бюджетных вопросах и т. д.

Комиссия по урегулированию споров

Одним из важнейших инструментов урегулирования возникающих между государствами-участниками споров в рамках ВТО является Комиссия по урегулированию споров (DSB) — квазисудебный орган, призванный беспристрастно и быстро разрешать разногласия между сторонами. За истекшие после основания ВТО годы Комиссия была вынуждена много раз решать сложные, нередко достаточно политизированные торговые проблемы между влиятельными государствами-участниками ВТО. Многие решения Комиссии за истекшие годы воспринимаются неоднозначно.

Отдельные решения

Некоторые решения Комиссии по Урегулированию Споров Всемирной Торговой Организации, вызвавшие большой общественный резонанс:

  • Решение 1992 года в рамках ГАТТ в отношении закона США, регулирующего импорт тунца. Американский закон о защите морских млекопитающих запрещал импорт рыбы, выловленной с применением определенного вида сетей, при применении которого гибли дельфины. Закон применялся как к американским, так и к иностранным продавцам рыбы и по мнению правительства США ставил перед собой «легитимную цель» защиты окружающей среды. Мексика, как страна, в которой применялся этот способ ловли тунца, подала жалобу на этот закон, аргументируя тем, что он нарушает соглашения о свободной торговле и представляет собой запрещённое в рамках ГАТТ нетарифное ограничение. Предшественник Комиссии действительно признал этот закон не соответствующим нормам свободной торговли и указал на то, что американское правительство хотя и преследовало оспариваемым запретом легитимную цель защиты дельфинов, однако эта цель могла быть достигнута иными, не ущемляющими другие страны методами. Tuna/Dolphin Case I (англ.)
  • Похожий спор по отношению к закону, запрещавшему импорт креветок в США, выловленных методом, опасным для морских черепах, был вынесен на рассмотрение Комиссии уже в рамках ВТО в 2000 году. Азиатские страны (Индия, Пакистан, Малайзия и Таиланд), использовавшие этот метод ловли, придерживались мнения о том, что подобные ограничения импорта в США являются ничем иным как «зелёным протекционизмом», за которым на самом деле стоит желание развитых стран ограничить ввоз дешёвого импорта, а экологические обоснования являются всего лишь предлогом. Рассматривая это дело, Комиссия хотя и признала в мотивировочной части своего решения возможность того, что меры по охране окружающей среды могут теоретически являться легитимной причиной для ограничения импорта определённых товаров, однако в конкретном случае закон о запрете ввоза креветок, по её мнению, не соответствует нормам ВТО, и США предписывается его отменить. Shrimp/Turtle Case (англ.)
  • Основную часть торговых споров в рамках ВТО составляют споры между крупнейшими субъектами международной торговли — Европейским союзом и США. Так, например, получил широкую огласку конфликт относительно введённых США в марте 2002 года высоких пошлин на импорт европейской стали с целью поддержки американской сталелитейной отрасли. Европейский союз расценил это как запрещённую нормами ВТО дискриминацию и оспорил эти меры жалобой в Комиссию, которая признала меры по защите американского рынка нарушающими правила ВТО. США вынуждены были отменить дискриминационные пошлины.

Вступление и членство в ВТО

Список стран-членов ВТО

В ВТО входят 158 членов, в том числе: 154 международно признанных государства-члена ООН, частично признанный Тайвань, 2 зависимые территории (Гонконг и Макао) и Европейский союз.[14][15]

Список стран-наблюдателей ВТО

Наблюдателями при ВТО являются:[14]

Страны не являющиеся ни членами, ни наблюдателями при ВТО

Постсоветские страны и ВТО

Среди постсоветских стран первая членом ВТО стала Киргизская Республика, которая стала 77-м членом этой организации (соглашение о присоединени к ВТО было подписано 20 декабря 1998 года). Латвия входит в организацию с 17 января 1999 года. 13 ноября 1999 года Эстония становится 135-м членом ВТО. С 14 января 2000 года членом ВТО является Грузия. 31 мая 2001 года Литва стала 141-м членом организации. Молдавия стала 142-м членом ВТО 26 июня 2001 года. 5 февраля 2003 года Армения стала 145-м членом ВТО. Украина 16 мая 2008 года стала 152-м членом ВТО.[18]

Высказывается мнение, что постсоветские страны, такие как Украина и Киргизия, сильно проиграли от своего вступления во Всемирную торговую организацию. В частности, за почти 10 лет нахождения Киргизии в организации в этой стране почти полностью исчезло промышленное производство. Сельское хозяйство значительно сократило своё производство. В частности, земледелие сократилось в 35 раз, животноводство в 30 раз. Вместе с тем увеличился уровень торговли, но преимущественно импортными товарами. Что показывает ВВП Киргизии — он на 98 % состоит из продажи импортных товаров.[19].

По мнению эксперта[20],

Согласно модели анализа внешнеторгового оборота Украины с помощью регрессионной гравитационной модели внешней торговли, участие Украины в ВТО негативно отразилось на украинской торговле.

По мнению некоторых специалистов, Украина за три года членства в ВТО больше потеряла, нежели приобрела, и это должно послужить основанием для переговоров об изменении условий членства Украины во Всемирной торговой организации. Так, с 1 января 2011 года Украина в рамках обязательств перед ВТО обнулила импортные сборы на алкогольную продукцию, и в результате производство виноградных вин на Украине за 6 месяцев текущего года сократилось на 41,3 %. «А если взять свиноводство, то после вступления в ВТО импорт свинины вырос в 2,9 раз, а доля импорта составляет почти 40 %»[21]. Как члену ВТО, Украине запрещено дотировать экспорт сельскохозяйственной продукции[22]. В сентябре 2012 года Украина предупредила ВТО о намерении увеличить ввозные таможенные пошлины на 350 видов товаров.[23].


Схожие оценки высказываются и в отношении участия Латвии в ВТО:

Мы не можем вернуться к тому уровню промышленного производства, которое было у нас в стране в начале 90-х. Удельный вес промышленности тогда занимал около 40%, а объем ВВП был таким же, как сейчас. Сейчас удельный вес промышленности составляет только 14%. Это результат нашего вступления в ВТО… Смысл вступления Латвии заключался в поднятии своей промышленности до должного уровня, а затем вхождение в ВТО полноценным членом. Мы этого не сделали, наше руководство к этому не было готово. Мы только проиграли, все наши крупные предприятия – «Альфа», ВЭФ и другие — были закрыты.[24].

Иначе оцениваются результаты вступления в ВТО Молдавии:

В первые годы после присоединения к ВТО ухудшилось положение в сельском хозяйстве: темпы роста отрасли замедлились, а в 2003 г . объём производства даже сократился на 14%, но с 2004 г . ситуация в отрасли стабилизировалась – рост составил 21%, а в 2005 г . – 1%. Приток прямых иностранных инвестиций в экономику замедлился – как известно, одновременное открытие внутреннего рынка для зарубежных товаров и инвестиций, как правило, приводит к наплыву именно первых, но никак не вторых. Вступая в ВТО, молдавское руководство прежде всего планировало получить более широкий доступ на мировые рынки продукции агропромышленного комплекса, в частности главного продукта – алкоголя. В значительной мере эти расчёты оправдались. Экспорт республики вырос более чем в два раза, причём особенно заметно увеличился экспорт в страны за пределами СНГ. Значительную часть импорта составила готовая продукция пищевой отрасли.[25].

За рамками ВТО остаются шесть постсоветских стран: Азербайджан, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан, при этом в 2013 году ожидается завершение процедуры по принятию Таджикистана в число членов организации.

Россия и ВТО

Переговоры о присоединении России к ВТО велись 18 лет, с 1993 года по 2011 год. Россия стала членом ВТО 22 августа 2012 года.[15]

Критика

Заявленная цель ВТО — распространение идей и принципов свободной торговли и стимуляция экономического роста. Многие считают, что свободная торговля не делает жизнь большинства более процветающей, а лишь приводит к дальнейшему обогащению уже богатых (как стран, так и личностей). Договоры ВТО также обвинялись в частичном несправедливом приоритете транснациональным корпорациям и богатым странам[26].

Критики также полагают, что небольшие страны имеют очень малое влияние на ВТО, и, несмотря на заявленную цель — помощь развивающимся странам, — развитые страны концентрируются, прежде всего, на своих коммерческих интересах. Также, по их утверждениям, вопросы здравоохранения, безопасности и защиты окружающей среды постоянно игнорируются в пользу дополнительных льгот для бизнеса, что, однако, напрямую противоречит целям и уставу ВТО.

В частности, деятельность ВТО часто подвергается критике и осуждению со стороны антиглобалистов.

Критика вступления в ВТО России:

После официального опубликования условий вступления России в ВТО (февраль 2012г), специалисты центра «ВТО-Информ» (www.wto-inform.ru) попросили оценить последствия вступления руководителей целого ряда отраслевых объединений. Данные показали, что механизмы защиты производителей и компенсации потерь не были проработаны практически ни для одной отечественной отрасли реального сектора экономики.

Генеральные директора

Главами ВТО являлись:[27]

  • Паскаль Лами, 2005–
  • Супачаи Панитчпакди, 2002–2005
  • Майк Мур, 1999–2002
  • Ренато Руджеро, 1995–1999
  • Питер Сазерленд, 1995

Главами предшественницы ВТО, ГАТТ, были:

  • Питер Сазерленд, 1993–1995
  • Артур Данкел, 1980–1993
  • Оливер Лонг, 1968–1980
  • Эрик Уиндхем Уайт, 1948–1968

Примечания

  1. WTO | Understanding the WTO — members
  2. .co.uk/2/hi/europe/country_profiles/2430089.stm Сроки: Всемирная торговая организация в BBC News, 15 февраля 2012
  3. Понимание ВТО в Дохе Повестки дня
  4. http://www.wto.org/english/tratop_e/dda_e/negotiating_groups_e.pdf
  5. Understanding the WTO: What We Stand For_ Fact File
  6. Официальный сайт ВТО: Республика Вануату
  7. 1 2 3 Понимание ВТО справочник в ВТО официальный сайт.
  8. Россия стала 156-м полноправным членом ВТО
  9. 1 2 B. Hoekman, The WTO: Functions and Basic Principles, 42
  10. 1 2 whatis_e/tif_e/fact2_e.htm # seebox принципы торговой системы, ВТО официальный сайт
  11. 1 2 B. Hoekman, The WTO: Functions and Basic Principles, 43
  12. 1 2 B. Hoekman, The WTO: Functions and Basic Principles, 44
  13. 1 2 what_stand_for_e.htm Понимание ВТО: То, что мы стоим за
  14. 1 2 3 ВТО. Члены и наблюдатели ВТО
  15. 1 2 3 4 5 WTO: 2012 PRESS RELEASES PRESS/668 23 July 2012 PRESS RELEASE: Lamy hails Russia’s WTO accession ratification
  16. Включая Нидерландские Антильские острова
  17. WTO | 2012 Press Releases — WTO membership rises to 157 with the entry of Russia and Vanuatu — Press/671
  18. Україна стала 152-им членом СОТ — Офiцiйне представництво Президента України
  19. Постсоветские страны проиграли от вступления в ВТО
  20. Участие Украины в ВТО негативно отразилось на украинской торговле в 2008–2009 гг.. Архивировано из первоисточника 22 августа 2011. Проверено 30 апреля 2011.
  21. Украина потребует пересмотра условий членства в ВТО — Украина, Украина-ВТО — Росбалт
  22. Украина не будет дотировать сельхозпродукцию, ориентированную на экспорт, — Присяжнюк
  23. Украина хочет поднять ставки пошлин на 350 видов товаров до максимального уровня
  24. Ужасы ВТО: глядя из Латвии
  25. Страны СНГ в ВТО: проблемы и последствия
  26. Ждановская А. Что такое ВТО? В чьих интересах в ВТО принимаются решения? Чем опасна ВТО? «Левая политика», 2009, № 9, С. 38-55.
  27. Previous GATT and WTO Directors-General. WTO. Архивировано из первоисточника 15 октября 2012. Проверено 21 мая 2011.

См. также

Ссылки

dic.academic.ru

Страны-участницы ВТО по состоянию на 2 марта 2013 года. Список членов и наблюдателей Всемирной торговой Организации

Страна Дата вступления
Албания (Albania) 8-Сен-2000
Ангола (Angola) 23-Ноя-1996
Антигуа и Барбуда (Antigua and Barbuda) 1-Янв-1995
Аргентина (Argentina) 1-Янв-1995
Армения (Armenia) 5-Фев-2003
Австралия (Australia) 1-Янв-1995
Австрия (Austria) 1-Янв-1995
Бахрейн (Kingdom of Bahrain) 1-Янв-1995
Бангладеш (Bangladesh) 1-Янв-1995
Барбадос (Barbados) 1-Янв-1995
Бельгия (Belgium) 1-Янв-1995
Белиз (Belize) 1-Янв-1995
Бенин (Benin) 22-Фев-1996
Боливия (Plurinational State of Bolivia) 12-Сен-1995
Ботсвана (Botswana) 31-Май-1995
Бразилия (Brazil) 1-Янв-1995
Бруней (Brunei Darussalam) 1-Янв-1995
Болгария (Bulgaria) 1-Дек-1996
Буркина-Фасо (Burkina Faso) 3-Июн-1995
Бурунди (Burundi) 23-Июл-1995
Вануату (Vanuatu) 24-Авг-2012
Венгрия (Hungary) 1-Янв-1995
Великобритания (United Kingdom) 1-Янв-1995
Венесуэла (Bolivarian Republic of Venezuela) 1-Янв-1995
Вьетнам (Vietnam) 11-Янв-2007
Габон (Gabon) 1-Янв-1995
Гамбия (The Gambia) 23-Окт-1996
Грузия (Georgia) 14-Июн-2000
Германия (Germany) 1-Янв-1995
Гана (Ghana) 1-Янв-1995
Греция (Grees) 1-Янв-1995
Гренада (Grenada) 22-Фев-1996
Гватемала (Guatemala) 21-Июл-1995
Гвинея (Guinea) 25-Окт-1995
Гвинея (Guinea-Bissau) 31-Мая-1995
Гана (Guyana) 1-Янв-1995
Гаити (Haiti) 30-Янв-1995
Гондурас (Honduras) 1-Янв-1995
Гонг Конг, Китай (Hong Kong, China) 1-Янв-1995
Дания (Denmark) 1-Янв-1995
Джибути (Djibouti) 31-Май-1995
Доминика (Dominica) 1-Янв-1995
Доминиканская Республика (Dominican Republic) 9-Мар-1995
Египет (Egypt) 30-Июн-1995
Европейский Союз (European Union) 1-Янв-1995 
Замбия (Zambia) 1-Янв-1995
Зимбабве (Zimbabwe) 5-Мар-1995
Исландия (Iceland) 1-Янв-1995
Индия (India) 1-Янв-1995
Индонезия (Indonesia) 1-Янв-1995
Ирландия (Ireland) 1-Янв-1995
Израиль (Israel) 21-Апр-1995
Испания (Spain) 1-Янв-1995
Италия (Italy) 1-Янв-1995
Иордания (Jordan) 11-Апр-2000
Камбоджи (Cambodia) 13-Окт-2004
Камерун (Cameroon) 13-Дек-1995
Канада (Canada) 1-Янв-1995
Кабо-Верде (Cape Verde) 23-Июл-2008
Китай (China) 11-Дек-2001
Колумбия (Colombia) 30-Апр-1995
Конго (Congo) 27-Мар-1997
Коста Рика (Costa Rica) 1-Янв-1995
Кот-Дивуар (Cote d’Ivoire) 1-Янв-1995
Куба (Cuba) 20-Апр-1995
Кипр (Cyprus) 30-Июл-1995
Конго (Democratic Republic of the Congo) 1-Янв-1997
Катар (Qatar) 13-Янв-1996
Кения (Kenya) 1-Янв-1995
Корея (Republic of Korea) 1-Янв-1995
Кувейт (Kuwait) 1-Янв-1995
Киргизская республика (Kyrgyz Republic) 20-Дек-1998
Лаос (Lao People’s Democratic Republic) 2-Фев-2013
Латвия (Latvia) 10-Фев-1999
Лесото (Lesotho) 31-Мая-1995
Лихтенштейн (Liechtenstein) 1-Сен-1995
Литва (Lithuania) 31-Мая-2001
Люксембург (Luxembourg) 1-Янв-1995
Макао, Китай (Macao, China) 1-Янв-1995
Мадагаскар (Madagascar) 17-Ноя-1995
Македония(The former Yugoslav Republic of Macedonia) 4-Апр-2003
Малави (Malawi) 31-Мая-1995
Малайзия (Malaysia) 1-Янв-1995
Мальдивы (Maldives) 31-Мая-1995
Мали (Mali) 31-Мая-1995
Мальта (Malta) 1-Янв-1995
Мавритания (Mauritania) 31-Мая-1995
Мавритиус (Mauritius) 1-Янв-1995
Мексика (Mexico) 1-Янв-1995
Молдавия (Moldova) 26-Июл-2001
Монголия (Mongolia) 29-Янв-1997
Монтенегро (Montenegro) 29-Апр-2012
Марокко (Morocco) 1-Янв-1995
Мозамбик (Mozambique) 26-Авг-1995
Майями (Myanmar) 1-Янв-1995
Намибия (Namibia) 1-Янв-1995
Непал (Nepal) 23-Апр-2004
Нидерланды (Netherlands) 1-Янв-1995
Новая Зеландия (New Zealand) 1-Янв-1995
Никарагуа (Nicaragua) 3-Сен-1995
Нигер (Niger) 13-Дек-1996
Нигерия (Nigeria) 1-Янв-1995
Норвегия (Norway) 1-Янв-1995
Объединенные Арабские Эмираты (United Arab Emirates) 10-Апр-1996
Оман (Oman) 9-Ноя-2000
Пакистан (Pakistan) 1-Янв-1995
Панама (Panama) 6-Сен-1997
Папуа новая Гвинея (Papua New Guinea) 9-Июл-1996
Парагвай (Paraguay) 1-Янв-1995
Перу (Peru) 1-Янв-1995
Польша (Poland) 1-Июл-1995
Португалия (Portugal) 1-Янв-1995
Румыния (Romania) 1-Янв-1995
Россия (Russian Federation) 22-Авг-2012
Руанда (Rwanda) 22-Июл-1996
Сальвадор (El Salvador) 7-Май-1995
Санта Китс (Saint Kitts and Nevis) 21-Фев-1996
Санта Луция (Saint Lucia) 1-Янв-1995
Сант Винсент (Saint Vincent & the Grenadines) 1-Янв-1995
Самоа (Samoa) 10-Мая-2012
Саудовская Аравия (Saudi Arabia) 11-Дек-2005
Сенегал (Senegal) 1-Янв-1995
Сьерра Леоне (Sierra Leone) 23-Июл-1995
Сингапур (Singapore) 1-Янв-1995
Словакия (Slovak Republic) 1-Янв-1995
Словения (Slovenia) 30-Июл-1995
Соломон Исландия (Solomon Islands) 26-Июл-1996
Суринам (Suriname) 1-Янв-1995
Свазиленд (Swaziland) 1-Янв-1995
США (United States of America) 1-Янв-1995
Тайпей (Chinese Taipei) 1-Янв-2002
Таджикистан(Tajikistan) 2-Мар-2013
Танзания(Tanzania) 1-Янв-1995
Таиланд(Thailand) 1-Янв-1995
Того(Togo) 31-Мая-1995
Тонга(Tonga) 27-Июл-2007
Тринидад и Тобаго (Trinidad and Tobago) 1-Мар-1995
Тунис (Tunisia) 29-Мар-1995
Турция (Turkey) 26-Мар-1995
Уганда (Uganda) 1-Янв-1995
Украина(Ukraine) 16-Мая-2008
Уругвай (Uruguay) 1-Янв-1995
Филиппины (Philippines) 1-Янв-1995
Фиджи (Fiji) 14-Янв-1996
Финляндия (Finland) 1-Янв-1995
Франция (France) 1-Янв-1995
Хорватия (Croatia) 30-Ноя-2000
Центральноафриканская Республика (Central African Republic) 31-Май-1995
Чешская Республика (Czech Republic) 1-Янв-1995
Чад (Chad) 19-Окт-1996
Чили (Chile) 1-Янв-1995
Швеция (Sweden) 1-Янв-1995
Швейцария (Switzerland) 1-Июл-1995
Шри Ланка (Sri Lanka) 1-Янв-1995
Эквадор (Ecuador) 21-Янв-1996
Эстония (Estonia) 13-Ноя-1999
Южная Африка (South Africa) 1-Янв-1995
Ямайка (Jamaica) 9-Мар-1995
Япония (Japan) 1-Янв-1995

xn--h1ahbi.com.ua

Члены и наблюдатели ВТО

Страны-члены Всемирной торговой организации можно разделить на две условные группы: страны-учредители и присоединяющиеся страны. В соответствие с Соглашением об учреждении ВТО странами-учредителями организации стали все Договаривающиеся Стороны — участники ГАТТ (128 государств), которые представили списки обязательств по товарам и услугам и ратифицировали пакет соглашений Уругвайского раунда. Процедура последующего присоединения к ВТО регламентируется нормами ГАТТ и состоит из нескольких этапов:

1. Государство предоставляет полную информацию обо всех аспектах своей торговой и экономической политики, а также указывает, каким образом они соответствуют принципам ВТО. Данные документы предоставляются в виде меморандума и анализируются специально сформированной для этих целей Рабочей группой.

2. Члены ВТО проводят прямые переговоры с государством, намеревающимся вступить в эту организацию. В ходе данных переговоров стороны решают все имеющиеся спорные вопросы, включая ставки таможенных пошлин и обязательства при доступе к рынкам товаров и услуг. В результате, процесс становится непредсказуемым и затянутым (в среднем 5-7 лет), так как отдельные члены ВТО имеют право выдвинуть дополнительные требования к обязательствам присоединяющейся страны, которые выходят за рамки соглашений ВТО, так называемые требования, относящиеся к концепции «ВТО плюс». 

3. После окончания переговоров и анализа торгового режима вступающей страны, Рабочая группа готовит специальный доклад о потенциальном участнике ВТО, включая проект Протокола вступления и Список обязательств с указанием сроков для их исполнения.

4. Рабочая группа представляет документы о вступающем государстве на заседании Генерального Совета ВТО или на Конференции министров ВТО. После этого идет голосование, в котором не менее двух третей членов этой организации должны проголосовать за прием нового участника в ВТО.

По состоянию на 2 марта 2013 в состав ВТО входят 159 стран и 25 стран имеют статус наблюдателя, среди которых 4 страны СНГ —  Беларусь, Казахстан, Азербайджан, Узбекистан.

Страны-участники ВТО (.doc)

Страны-наблюдатели ВТО (.doc)

www.econom22.ru

что это? Организация ВТО: условия, страны, членство

Каждый из нас регулярно слышит в новостях о ВТО. Информацию об этой организации можно встретить и в учебниках по географии и экономике. Ее деятельность очень важна для европейских стран, но наши соотечественники знают о ней немного. В последнее время очень активно обсуждается такая тема, как «Россия и ВТО». И на волне возросшего интереса давайте попробуем разобраться в этом сложном экономико-политическом вопросе.

Структура и организация

Итак, ВТО — что это? Аббревиатура расшифровывается как «всемирная торговая организация». Она была основана в 1995 году для расширения свободы торговых отношений во всём мире, а также между государствами, вступившими в ВТО. В основу легло Генеральное соглашение по торговле и тарифам, созданное в 1947 году.

Штаб-квартира организации расположена в Швейцарии (Женева). В настоящий момент генеральным директором структуры является Паскаль Лами, а на середину 2013 года в ее состав входило 159 стран. Генеральному директору подчиняется Генеральный совет или секретариат, который в свою очередь руководит несколькими комиссиями.

Главный официальный орган ВТО – Министерская конференция. Она собирается не реже одного раза в двухлетний период. За всю историю существования структуры было организовано шесть таких конференций, и почти каждая из них сопровождалась рядом протестных акций со стороны врагов глобализации. Думаем, мы ответили на вопрос: «ВТО, что это?». Теперь перейдем к рассмотрению целей этой организации.

Три главные цели

1. Беспрепятственное содействие международной торговле и устранение барьеров, мешающих этому. Организация ВТО не допускает при этом отрицательных последствий и различных злоупотреблений. Для отдельных предпринимателей, предприятий и ведомственных организаций нормы международной торговли не изменяются без предупреждений. Их смысл ясен и понятен, а применение – последовательно.

2. Поскольку в подписании текстов соглашений участвует много стран, между ними постоянно возникают дебаты. ВТО выступает посредником в переговорах, вводя ряд нормативных ограничений и создавая надежность, что помогает избежать конфликтов.

3. Третий важный аспект работы организации – урегулирование споров. Ведь у участвующих в переговорах сторон, как правило, разные цели. Контрактам и соглашениям, заключенным при посредничестве ВТО, часто необходимо последующее толкование. Все спорные моменты лучше решать в установленном организацией порядке, основанном на взаимно согласованных юридических аспектах, обеспечивающих сторонам равные возможности и права. Именно поэтому все соглашения, подписанные в рамках организации, включают пункт об условиях урегулирования споров.

Пять принципов

В настоящее время выделяют пять принципов, которым должна соответствовать мировая торговая система.

1. Отсутствие дискриминации

Ни одно государство не имеет права ущемлять другое путём наложения ограничений на импорт и экспорт товаров. В идеальном варианте национальная и иностранная продукция должна продаваться на внутреннем рынке страны в одинаковых условиях.

2. Снижение протекционистских (торговых) барьеров

Торговые барьеры – это факторы, препятствующие появлению иностранных товаров на внутреннем рынке какого-либо государства. Прежде всего к ним относятся импортные квоты и таможенные пошлины. Также на международную торговлю оказывает влияние политика установления обменных курсов валют и административные препоны.

3. Предсказуемость и стабильность торговых условий

У правительств, инвесторов и иностранных компаний должна быть уверенность в неизменности торговых условий (тарифных и нетарифных барьеров) внезапным и произвольным образом.

4. Стимулирование соревновательной составляющей

Чтобы конкуренция между фирмами разных стран была равноправной, необходимо пресекать нечестные способы борьбы – экспортные субсидии (государственная поддержка фирм-экспортеров) и применение демпинговых (специально заниженных) цен для выхода на новые экспортные рынки.

5. Льготы для государств с низким уровнем развития

Как правило, страны ВТО имеют сильную экономику, но есть и слаборазвитые государства, которым организация предоставляет особые привилегии. Этот принцип вступает в противоречие с другими, но он нужен для втягивания в международную торговлю государств с низким уровнем развития.

Функции

  • контроль соблюдения условий базовых соглашений ВТО;
  • урегулирование споров по проблемам внешнеэкономической торговли;
  • помощь как развивающимся, так и низкоразвитым странам;
  • сотрудничество с различными международными организациями;
  • создание благоприятных условий для переговоров между членами ВТО;
  • контроль политики стран в сфере международной торговли.

Процедура присоединения

Мы практически раскрыли вопрос «ВТО — что это?». Осталось рассмотреть наиболее важную его часть – процедуру присоединения, отработанную за долгие годы существования организации. Судя по опыту стран-соискателей, процесс занимает примерно 5-7 лет.

На первом этапе специальные рабочие группы проводят многосторонний анализ торгово-политического режима и экономического механизма присоединяющегося государства на предмет их соответствия правилам и нормам ВТО. Затем начинаются переговоры по условиям вступления в организацию страны-кандидата. Причём в них могут участвовать и заинтересованные государства, входящие в рабочие группы.

Главная тема переговоров – «коммерчески значимые» уступки, которые получат страны ВТО по доступу на ее рынки после официального вступления государства-кандидата в организацию. Не менее важный для обсуждения вопрос – сроки принятия на себя обязательств, вытекающих из членства.

В свою очередь присоединившееся государство получит права, которые есть у других членов ВТО. Это прекратит ее дискриминацию на внешних рынках. Если какой-либо член организации совершает противоправные действия, любая страна может обратиться с жалобой в ОРС (Орган по разрешению споров). На национальном уровне его решения обязан исполнять каждый участник ВТО.

Заключительный этап состоит в ратификации законодательным органом государства-кандидата всех документов, согласованных Рабочей группой и утверждённых Генеральным советом. После этой процедуры страна-кандидат получает соответствующий статус.

Россия и ВТО

Так как экономика нашей страны (ещё со времен распада СССР) всё больше интегрировалась в международную торговлю, стала возникать необходимость в выходе на мировую арену. Впервые вступление в ВТО обсуждалось российским руководством ещё в 1995 году, тогда же были проведены переговоры. Присоединение страны к этой организации предоставит множество преимуществ. А учитывая темпы развития глобализации, их получение становится стратегическим приоритетом. Бонусы, которые получит Россия после вступления в ВТО:

  • лучшие условия для доступа наших товаров на мировой рынок;
  • расширение возможностей для российских инвесторов в плане выхода на рынки других стран-участников организации;
  • улучшение имиджа государства на международной политической арене;
  • возможность использования законодательной базы ВТО для разрешения торговых споров;
  • участие в разработке правил и норм международной торговли с учётом собственных интересов.

В 2012 году завершился 16-летний переговорный процесс по вступлению РФ в ВТО. В Конституционный суд был отправлен международный договор на предмет проверки его соответствия российскому законодательству. В июле 2012 года суд признал прописанные в договоре условия ВТО законными, как и всё соглашение в целом. Спустя 11 дней президент Путин В.В. подписал соответствующий указ о вступлении России в эту организацию.

Критика

Надеемся, мы достаточно подробно рассказали об этой организации, и у вас больше не возникнет вопроса: «ВТО — что это?». В заключение пару слов о критике.

Многие люди не согласны с принципами ВТО о свободной торговле. Они полагают, что данные принципы не способствуют созданию более процветающей жизни для большинства граждан, а лишь приводят к обогащению и без того состоятельных стран (и отдельных личностей). Также договоры ВТО обвиняются в несправедливом приоритете богатым государствам и мультинациональным корпорациям.

Критики считают, что небольшие страны-члены ВТО не имеют влияния в организации, а развитые – концентрируются исключительно на собственных коммерческих интересах. Также, по мнению экспертов, вопросы защиты окружающей среди и здравоохранения всегда задвигаются на второй план в угоду дополнительным льготам для бизнеса.

fb.ru

Всемирная торговая организация ВТО: принципы, мифы и проблемы

22.04.2016

Всемирная торговая организация создана в первый день 1995 года для того, чтобы оказывать содействие межгосударственным торговым отношениям, а также для выполнения регулирующей функции в политических и торговых взаимоотношениях стран участниц.

Когда произошло создание Всемирной торговой организации (ВТО)

Всемирная торговая организация (ВТО) – сообщество, имеющее всемирное значение и решающее задачи по либерализации торговли и торговой политики государств участников. Всемирная торговая организация начала свою деятельность в конце прошлого столетия для решения по разработке и практической реализации прогрессивных правил в области мировой торговли. Еще одна функция этого сообщества государств состоит в осуществлении контроля за соблюдением государствами-участниками условий договоров, которые подписаны большинством мировых государств и ратифицированы парламентариями разных стран.

Всемирная торговая организация создана на базе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), оформленного в 1947 году. Это соглашение почти полвека выступало в роли мировой организации, но с правовой точки зрения такой не являлось.

Всемирная торговая организация, деятельность которой строится на решениях, принятых еще в период с 1988 и 1994 годов (Уругвайский раунд и более ранние соглашения ГАТТ), играет важную роль в мировой политике и экономике. В процессе международных переговоров с широким представительством стран обсуждаются важнейшие проблемы всемирной экономики, в результате чего формируются решения, направленные на развитие мировой торговли. Уже проведено 9 раундов таких переговоров. Девятый Дохийский раунд (Катар), получивший название «раунд развития» направлен на отмену экспортных запретов и упрощение торговых отношений между государствами, находящимися на разных уровнях развития экономики. Рабочая программа Дохийского раунда, включающая 21 пункт, к намеченному сроку – первому дню 2005 года не была завершена. Это было вызвано конфликтом в вопросах, связанных с дотациями сельского хозяйства, снижением пошлин в государствах Евросоюза, также проблемами открытия рынков развивающихся государств для промышленных товаров из стран с развитой экономикой. Проблемы Всемирной торговой организации и, возникшие в ходе девятого раунда, разногласия остаются актуальными до настоящего времени.

Всемирная торговая организация является международной организацией со штаб-квартирой в Женеве (Швейцария). Руководит ВТО — Роберту Карвалью ди Азеведу, который является ее генеральным директором. В штате самой организации около 640 человек.

На весну 2015 вступление во всемирную торговую организацию оформили сто шестьдесят два государства мира.

Россия и Всемирная торговая организация. Когда присоединилась РФ

Всемирная торговая организация вступление России одобрила 10 ноября 2011 года. Это стало логическим завершением переговорного процесса, инициированного в 1993 году. В ноябре 2011 Россия и Всемирная торговая организация провели формальное заседание рабочей группы на счет присоединения РФ к международному соглашению относительно учреждения ВТО. Результатом заседания стал одобренный пакет документов, обязательных для вступления во Всемирную торговую организацию, и подписание Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО 16 декабря 2011 года в ходе 8-й Министерской Конференции ВТО в Женеве.

Правила Всемирной торговой организации предполагают приведение национального законодательства к требованиям ВТО, что и было проделано в России. В связи с этим, вступление в ВТО не потребовало существенных изменений в законодательстве РФ и нормативах Таможенного союза. Проблемные вопросы могут существовать в вопросах имплементации отдельных требований, к примеру, запрета ВТО на государственное субсидирование некоторых отраслей промышленности и сельского хозяйства, но эти вопросы все равно подлежат изменениям в связи с соглашениями ЕЭП.

Как и предусмотрено нормами, действующими в рамках Всемирной торговой организации, включение РФ в ВТО сопровождалось подписанием и ратификацией Протокола о присоединении, ставшим для Российской Федерации международным договором. По этому протоколу наше государство приняло обязательство присоединиться к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО и всем приложенным торговым соглашениям.

Что предусматривают правила Всемирной торговой организации

Всемирная торговая организация ВТО разработала правила, которые предоставляют льготные условия для развивающихся государств. Такие страны, при условии членства в ВТО, имеют относительно высокую таможенную тарификацию, способствующую защищенности рынка. Но, несмотря на это, уровень таможенных тарифов в государствах развитой экономики существенно выше, что затрудняет доступ товаров, производимых в развивающихся странах.
  
Деятельность Всемирной торговой организации направлена на решение сугубо экономических вопросов. Дискуссия инициирована Соединенными Штатами и некоторыми государствами ЕС относительно условий труда в контексте получения конкурентных преимуществ в тех странах, где существует низкая законодательная защищенность работников, была опротестована представителями развивающихся стран. Основным аргументом противников такой дискуссий является мнение, что усиление законодательной защищенности работников приведет к ухудшению их благосостояния по причине массовых сокращений, снижения уровня конкуренции и доходов бизнеса.

Какие можно выделить цели и принципы Всемирной торговой организации

Цель Всемирной торговой организации не определяется работой по получению запланированных показателей. Задача организации — формирование и установление единых принципов мировой торговли. Основные принципы, на которых базируется деятельность ВТО и ГАТТ, могут быть выражены следующим образом:

1) Товары. Принципы и роль Всемирной торговой организации были определены в 1947 году Генеральным соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). ГАТТ функционировал сорок семь лет в качестве форума по организации международного переговорного процесса, направленного на уменьшение таможенных платежей и ликвидацию различных барьеров в международной торговле. Генеральное соглашение включало наиболее значимые правила торговли, в том числе и недискриминацию. В ходе Уругвайского раунда переговорных процессов принципы ГАТТ были расширены. Кроме того, был внедрен ряд уточнений в имеющиеся соглашения и разработаны нормы торговли услугами и правом интеллектуальной собственности. Обновленная в 1994 году Редакция ГАТТ содержит основные правила ВТО относительно торговли. Эти правила дополнены отдельными соглашениями по конкретным областям – текстиль, сельское хозяйство, также такими специфическими темами, как торговля стран, стандарты на конечную продукцию, субсидии, антидемпинговые мероприятия.

Среди принципов, сформулированных в ГАТТ, можно выделить два основных: содействие доступу товаров на рынки и недискриминация.

Для обеспечения доступа на рынок используются национальный режим, режим благоприятствуемой нации РНБ и производится отмена количественных ограничений в пользу таможенных тарифов в условиях прозрачного осуществления таможенных режимов государств ВТО.

Для реализации принципа недискриминации используется режим РНБ, создающий равные условия для ведения торговых операций всем членам ВТО, а также национальный режим обеспечивающий защиту от дискриминации импортируемых товаров.


2) Услуги. Первое документальное закрепление важнейших принципов свободного экспорта/импорта услуг вне зависимости от варианта их осуществления (межгосударственная торговля, коммерческое присутствие, потребление услуг за границей и т.д.) представлено в Генеральном соглашении о торговле услугами – ГАТС. В тоже время, учитывая специфичность продаж услуг, эти режимы используются с большим количеством исключений, которые индивидуальны для каждого участника ВТО. Выборочный характер существует и в отношении отмены количественных квот, решение по которой принимается посредством проведения переговоров.

К обязательствам членов ВТО по ГАТС относится также решение вопросов, связанных с открытием рынка услуг для предприятий из других государств.

3) Интеллектуальная собственность. ТРИПС — Соглашение ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности содержит нормативы, регулирующие торговые сделки и нормативы финансирования в области объектов, которые относятся к индивидуальной собственности.

4) Разрешение споров. Для прозрачного и объективного разрешения спорных вопросов используются Соглашение о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров. Согласно этому документу разрабатывается четкая схема по разрешению межгосударственных разногласий в консультационном режиме. Если этот этап не дает положительного результата, для стран предусмотрена четкая процедура по разрешению споров экспертами с возможностью подачи юридически обоснованных апелляций. Мировая практика демонстрирует высокий уровень доверия к такой системе. Так в ВТО уже к 1999 году было рассмотрено более 160 споров, а за 47 лет действия ГАТТ таких дел было рассмотрено всего 300.

5) Обзор политики. Созданный механизм обзора торговой политики состоит в обеспечении максимальной прозрачности коммерческой политики различных государств. Кроме того, регулярно проводится оценивание эффективности проведения торговой политики государств участников ВТО. Ее рассмотрение включается в обзор по соответствующему государству и в отчет Секретариата ВТО. Начиная с 1995 года, составлены обзоры по сорока пяти государствам, участвующим во Всемирной торговой организации.

Как выглядит структура Всемирной торговой организации

Высшим органом ВТО является Министерская Конференция, которая созывается не реже, чем каждые два года. В своей истории организация провела 8 подобных заседаний. Характерно, что каждая конференция обязательно проходит под аккомпанемент массовых демонстраций противников мировой глобализации. В подчинении гендиректора организации находится специальный Совет, функцией которого является управление спецкомиссией по вопросам государственной торговой политики участников. Кроме того, комиссия контролирует процессы исполнения государствами своих обязательств, принятых в рамках достижения целей организации.

Генеральный Совет ВТО помимо исполнительной роли руководит созданными в соответствие с соглашениями государств отделами:

— Совет-ГАТТ – торговля товарами;

— Совет по торговым услугам;

— Совет, контролирующий правовые вопросы торговли и защиту ИС.

Помимо перечисленных органов в подчинении Генерального Совета находятся представительские комитеты по странам с развивающейся экономикой, по бюджетной политике, а также по информации относительно других аспектов всемирной торговли.

«Договорённость о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров» предопределила также создание специализированного Органа по разрешению споров (ОРС). Функция этой квазисудебной институции заключается в справедливом и беспристрастном разрешении спорных ситуаций на межгосударственном уровне. Фактически такие задачи решает Совет ВТО, путем принятия решений, основанных на докладах третейских комитетов по каждому отдельному спору.

Следует отметить, что межгосударственные споры, которые рассматривались ОРС, отличаются высоким уровнем сложности и политическим подтекстом. В связи с этим, некоторые решения данной инстанции, особенно в отношении государств, имеющих значительное влияние в ВТО, неоднозначно оцениваются представителями разных стран.

Наибольшее количество спорных оценок вызвали следующие решения комиссии ВТО по спорам:

— В 1992 году, базируясь на Генеральном соглашении о тарифах в торговле, был вынесен вердикт относительно закона Соединенных Штатов, который, преследуя цель сохранения популяции морских млекопитающих, вводил полный запрет на ввоз рыбы, пойманной сетями определенной конструкции. Данный законодательный акт действовал в отношении компаний-импортеров не только американского происхождения, но и фирм из других государств. Цель закона была вполне легитимной, так как направлена она была на защиту животных. Поскольку в Мексике подобные сети использовались для вылова тунца, то эта страна подала жалобу, в которой было указано, что данный закон идет вразрез с соглашением о свободной торговле, так как является нетарифным ограничением, запрещенным соглашением ГАТТ. В заключение предшественника Комиссии по данному вопросу было указано, что, несмотря на важность данного закона, для охраны популяции дельфинов такая задача может решаться и другими способами, без ущемления прав остальных государств, поэтому законодательный акт США признается не соответствующим принципам свободной торговли.

— Аналогичный спорный вопрос возник в 2000 году. В этот раз камнем преткновения стал американский закон о запрете ввоза креветок, которые пойманы способом, который несет угрозу сохранению популяции морских черепах. Некоторые государства Азии, в которых данный метод промышленной добычи креветок был основным, подали протест на действие этого закона, отмечая, что под прикрытием легитимной цели по защите черепах, развитые государства решают задачу по ограничению недорогого импорта. Комиссия ВТО и по этому спору вынесла решение, предписывающее Соединенным Штатам отменить данный законодательный акт как противоречащий нормам ВТО.

— В отдельную, наиболее объемную часть коммерческих споров под эгидой ВТО входят разногласия между самыми крупными субъектами мировых торговых отношений – Соединенными Штатами и ЕС. Весной 2002 года в Штатах были введены высокие импортные тарифы для сталей, произведенных в Европе. Цель этого мероприятия состояла в защите американской отрасли производства стали. Такое решение привело к конфликтной ситуации, так как в ЕС поднятие пошлин охарактеризовали как дискриминационные действия, которые идут вразрез с правилами ВТО. Мнение представителей ЕС поддержали участники Комиссии, и Штатам пришлось отменить высокие ставки пошлин для сталей из Евросоюза.

Развеиваем мифы про Всемирную торговую организацию

Можно встретить разные мнения о ВТО, в которых организация рассматривается, как международная торговая система или как сообщество, способствующее прозрачному устранению спорных и конфликтных ситуаций в вопросах торговых отношений между мировыми государствами. Если провести анализ критических замечаний, то можно сделать вывод, что в большинстве своем они основаны на ошибочном понимании функций ВТО. Чаще всего встречается критика с таким содержанием:

1) “ВТО диктует государственную политику правительствам стран-членов”. Данная мысль является ошибочной, так как создание Всемирной торговой организации преследовало цель создания сообщества не для выработки указаний государствам по реализации из политики в области международной торговли, а для достижения соглашений в результате переговорных процессов на уровне правительств государств-участников. После достижения согласия в ходе переговоров в рамках ВТО, достигнутые соглашения проходят ратификацию в национальных парламентах.

Принудительные меры применяются только в ситуациях, когда участники организации не выполняют взятые обязательства, а также в случаях возникновения споров и их разрешения. В конфликтных ситуациях Орган по разрешению споров, участниками которого являются все государства члены ВТО, выносит решения, основанные на экспертных заключениях либо на результатах рассмотрения апелляций. Определенные санкции ВТО могут применяться только в отношении участников организации, которые отказываются от своих обязательств или нарушают установленные правила ведения торговой деятельности. Секретариат ВТО не является органом, принимающим решения, ему отводится административная роль и функции по оказанию технической поддержки. Данная система не работает на навязывании требований участникам организации, а наоборот, сами члены организации разрабатывают ее политику.

2) “Членство в ВТО ведет к потере суверенитета участников”. Такое суждение является в корне неверным. Политика ВТО не направлена на делегирование отдельных составляющих государственного самоуправления транснациональным мировым органам управления. Этим данная организация кардинально отличается от сообществ, построенных по принципу интеграции (к примеру, ЕС). Все обязательства участников ВТО базируется на принятых ими же соглашениях коммерческого плана, которые в большинстве своем не накладывают каких-либо ограничений.

Сфера компетенции ВТО является намного более узкой, чем считают ее критики. Соглашения ее участников не направлены на регуляторные функции в вопросах макроэкономической, антимонопольной политики, собственности, инвестирования (исключение составляют соглашения по инвестированию в сфере предоставления услуг и торговых мероприятий), а также они не касаются задач оборонного характера и безопасности государств. Таким образом, членство в ВТО может рассматриваться как участие в торговом соглашении, что не мешает странам проводить свою суверенную политику и, при необходимости, выходить из состава участников.

3) “Участие в ВТО – это полная либерализация доступа на рынок и свободная торговля любой ценой”. Ошибочное мнение, так как развитие Всемирной торговой организации происходит на условиях соглашений, достигаемых ее участниками, которые сами решают как и на сколько следует снижать межгосударственные торговые барьеры. Следовательно, либерализация доступа на рынки зависит от позиции самих государств и их желания получить определенные ответные действия со стороны других государств-участников организации. Присоединяясь к Всемирной торговой организации, государство имеет возможность установить необходимую степень защиты внутреннего рынка путем тарифной политики.

Участники ВТО могут также ограничивать импорт, который несет угрозу внутренним производителям или платежному балансу внутри страны. Кроме того, для государств с развивающейся экономикой предусмотрены отдельные льготные положения. Любые ограничения для участников соглашения соответствуют понятным правилам, ими же и установленными.

Несмотря на то, что обеспечение максимально благоприятных условий для свободной торговли – основная цель ВТО, ее реализация не исключает соблюдение условий открытости, справедливости и принципа недискриминации.

4) “Коммерческие интересы в ВТО более приоритетны, чем защита окружающей среды”. И это утверждение является неправильным, так как основные положения организации основаны на соблюдении приоритетности задач защиты окружающей среды. Вступительная часть Марракешского соглашения, предусматривает наряду с другими задачами ВТО вопросы эффективного использования ресурсов и содействие в вопросах защиты окружающей среды. В некоторых положениях (к примеру, двадцатая статься Генерального соглашения о тарифах и торговле) предусмотрена возможность для стран по проведению политики, направленной на сохранение природных богатств, на защиту животного и растительного мира. В отчете Комиссии по вышеописанному решению в отношении спора по вылову креветок, прямо указано «члены ВТО могут, должны и уже принимают меры по защите видов, подвергаемых опасности, а также по другим направлениям защиты окружающей среды».

Соглашения стран-участниц ВТО относительно стандартизации товаров, безопасности пищевых продуктов, защиты ИС содержат отдельные пункты по обеспечению защиты окружающей среды, при этом, для решения таких вопросов допускается применение субсидирования.

5) “Коммерческие интересы преобладают над вопросами здоровья и безопасности человека”. Здесь также содержатся ошибочные представления. В основных положениях Всемирной торговой организации определены права и возможности государств по реализации мероприятий, направленных на защиту здоровья и жизни граждан, защиту животного и растительного мира. Одной из важнейших задач большинства соглашений является стандартизация требований к продуктам питания, контроль качества продовольственных товаров и безопасности пищевых товаров растительного и животного происхождения. Эти положения направлены на повышения безопасности потребителей. В тоже время, такие соглашения проходят корректировки для обеспечения невозможности их применения при решении задач защиты национальных производителей на базе дискриминации импортируемых товаров и услуг. Чтобы достичь желаемого результата регуляторные методы базируются на научных и исследовательских данных, которые признаны всеми странами. Одним из примеров таких данных может являться Кодекс Алиментариус, в котором установлены стандарты безопасности продуктов, основанные на программах Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), а также Всемирной организации здравоохранения. При этом парламенты государств-участников ВТО имеют возможность самостоятельной стандартизации требований, если они не противоречат мировым требованиям и не способствуют дискриминации иностранных производителей.

6) “ВТО лишает людей работы и увеличивает разрыв между богатыми и бедными”. В этом утверждении также отсутствует реальное положение дел. Деятельность ВТО, направленная на содействие развитию экономики, способствует появлению новых рабочих мест и предотвращает распространение бедности среди населения развивающихся государств. Нужно принять во внимание, что в процессе решения таких задач всегда имеет место переходный период, который необходим для адаптации к новым условиям. Протекционизм в такой ситуации не может служить решением задач по борьбе с безработицей.

Отмечено, что максимальные дивиденды в вопросах обеспечения высокой занятости граждан получают государства, политика которых способствует снижению барьеров для международной торговли. Экспортирующие государства при этом также получают преимущество, так как сферы экономики, ориентированные на экспорт, отличаются большей стабильностью и высоким уровнем зарплаты.

Снижение торговых барьеров повышает уровень конкуренции, и поэтому важным условием для коммерческих предприятий является быстрая адаптация к новым условиям бизнеса. Государства с эффективной адаптационной политикой быстрее и лучше приспосабливаются к условиям повышенной конкуренции, чем страны, не уделяющие должного внимания развитию торговли.

Существующая проблематика адаптации производителей к работе в конкурентных условиях при свободной торговле находит несколько вариантов разрешений в рамках ВТО. Либерализация национальных экономик происходит на фоне переговорных процессов до достижения взаимовыгодных соглашений. Если некоторые изменения неприемлемы для конкретных государств, они могут выдвигать свои аргументы против открытия определенной области внутреннего рынка. Процесс либерализации торговли протекает плавно на базе существующих и достигаемых договоренностей, поэтому у национальных экономик появляется время на адаптацию. В ходе принятия соглашений государства-участники ВТО могут, соблюдая установленные правила, вносить требования по ограничению импорта в отдельных секторах, где существует угроза вреда национальной экономике.

Альтернативой либерализации торговли является протекционизм, который якобы направлен на сохранение рабочих место, но в реальности способствует снижению производительности и повышает затратную часть в процессе производства товаров. К тому же протекционистские меры снижают и сам уровень оплаты труда. Расчеты ОЭСР показали, что при тридцати процентной импортной пошлине в развивающихся странах происходит сокращение зарплаты по неквалифицированному труду на один процент, а по квалифицированным специалистам снижение зарплат достигает пяти процентов.

Существует также ряд других причин, влияющих на снижение оплаты труды, независящих от соглашений ВТО. Вряд ли можно объяснить более высокий уровень зарплат квалифицированных специалистов в сравнении с оплатой неквалифицированного труда в развитых государствах влиянием либерализации торговых отношений. Существенное влияние на изменение оплаты труда оказывает технический прогресс, повышающий требования к квалификации специалистов. Импортирование товаров с рынков, где более низкие зарплаты, по расчетам ОЭСР, может оказывать влияние только на десять, максимум двадцать процентов изменений уровня оплаты труда.

Учет влияния на оплату труда только операций по импортированию не позволяет сделать объективный анализ. К примеру, для государств с развитой экономикой более 2/3 общего объема экономической деятельности приходится на услуги. При этом в сфере услуг иностранные компании наоборот способствуют созданию рабочих мест. Так, при открытии медийного бизнеса в другой стране, компании опираются на местных сотрудников.

По данным статистики либерализации международных торговых отношений, с 50-х годов прошлого столетия создана предпосылка для повышения уровня жизни более чем трех миллиардов жителей планеты.

Какие сегодня можно выделить проблемы Всемирной торговой организации

В процессе своего развития ВТО сталкивается с различными проблемами, помимо процедурных сложностей при принятии в организацию новых государств. Особенности интеграционных процессов, которые наблюдаются сегодня во всем мире, приводят к необходимости изменения задач и корректировки роли ВТО в интернационализации международных экономических связей.

К перечню наиболее злободневных проблем сегодня можно отнести антидемпинговые мероприятия, которые закрывают дорогу недорогим товарам иностранного производства на внутренние рынки государств с развитой экономикой.

Правила ВТО дают возможность применения высоких тарифных ставок на импортную продукцию, которая реализуется на внутренних рынках развитых стран дешевле, чем в стране происхождения. Такие случаи считаются недобросовестной торговлей, основной целью которой является захват рынка, невзирая на существенные потери на начальном этапе. В тоже время существует и мнение некоторых развивающихся государств о нарушениях в применении антидемпинговых требований, чем пользуются развитые страны для того, чтобы предотвратить проникновение на внутренние рынки импортной конкурентоспособной продукции.

Еще одним проблемным вопросом справедливо считаются имеющиеся случаи нарушения принципов честной конкуренции основными участниками ВТО. К примеру, летом 2001 года ВТО установила нарушение международного права со стороны правительства США, которое предоставило существенные преференции американским экспортерам. По мнению участников ВТО, компании из Соединенных Штатов получили несправедливое преимущество в конкурентной борьбе, так как им выпала возможность экспортировать продукцию в другие страны без уплаты налогов в США. По мнению представителей ВТО, такая ситуация может быть сравнима с получением правительственных субсидий, что является прямым нарушением правил свободной торговли.

Подобные обвинения предъявлялись и Европейскому Союзу, государства которого предоставили субсидии сельскохозяйственным компаниям. Объем дотаций достиг 90 миллиардов долларов США в год. Представители государств, не являющихся членами ЕС, выдвинули требование по сокращению фермерских субсидий. В результате этих процессов ЕС дал согласие на сокращения субсидирования, правда без уточнения конкретных объемов и сроков.

Эксперты в области экономики из США выделили еще одну проблему функционирования ВТО, суть которой состоит в высоких стандартах организации, вызывающих нежелание некоторых государств входить в сообщество. На практике государства, рассматривающие вопросы членства в ВТО, становятся перед проблемой выбора: принять предлагаемые стандарты в области образования, охраны окружающей среды, условий труда, режима внешней торговл либо оставить неизменными собственные направления социального и экономического развития, отказавшись от преимуществ свободных торговых отношений. В тоже время ВТО делает важные шаги по изменению некоторых принципов работы организации и ее реформированию в соответствие с новыми требованиями. Об этом свидетельствует заявление гендиректора ВТО о реорганизации Секретариата, что даст возможность более эффективно решать задачи по ускорению прогресса в развивающихся и бедных государствах. При Секретариате формируется новая структура (отдел развития), которая будет заниматься исследованиями в области экономики.

 

www.iccwbo.ru