Список снг – Какие страны входят в СНГ 🚩 какие государства входят в снг 🚩 Наука 🚩 Другое

Содержание

Страны СНГ: список на 2019 год

После распада Советского Союза на его просторах образовались независимые страны. На постсоветском пространстве возникла международная организация, куда входят 10 государств, — Содружество Независимых Государств.

В Содружество Независимых Государств входит 10 стран

До 2009 года членом была Грузия. Не присоединились к Соглашению 1991 г. республики Балтии. Официально не вошла Украина, исполнявшая обязанности ассоциированного члена.

Вернуться к оглавлению

Содержание материала

Организационные аспекты Содружества

Международный договор был подписан в декабре 1991 г., через два года приняли Устав организации. В документе указывалось, что на территории бывшего СССР возникает новое образование — Содружество Независимых Государств.

В течение первых лет сотрудничество стран СНГ происходило в организационной сфере. В частности, создавались институции, структуры, отвечающие за отношения между государствами, их экономическую и политическую интеграцию. А также определялись цели и задачи Содружества, направления внешней и внутренней деятельности, проводилось согласование правовых, нормативных актов, договоров.

История создания СНГ

Это было необходимо для того, чтобы население бывшего Советского Союза могло быть защищено в каждой из стран Содружества.

Вернуться к оглавлению

Характеристики СНГ

Границы организации включают следующие государства:

  1. Россию.
  2. Беларусь.
  3. Среднеазиатские: Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан.
  4. Молдову.
  5. Азербайджан.
  6. Армению.
  7. Казахстан.

Богатейшими странами являются Россия, Азербайджан, Туркменистан.

Характеристика стран СНГ

В некоторых государствах невозможно уточнить количество постоянных жителей, поскольку переписи населения не проводятся из-за бедности и постоянных экономических кризисов. Грузия, Украина и страны Прибалтики на сегодняшний день не входят в состав СНГ.

Обзор стран СНГ по численности населения:

  • Россия — 146,8 млн человек.
  • Таджикистан — почти 8,7 млн человек.
  • Узбекистан — 32,2 млн чел.
  • Азербайджан — 9,6 млн чел.
  • Армения — почти 3 млн чел.
  • Беларусь — почти 9,5 млн чел.
  • Казахстан — 6,5 млн чел.
  • Кыргызстан — 6 млн чел.
  • Молдова — 2,9 млн чел.
  • Туркменистан — около 5 млн человек.

Страны, входящие в состав СНГ, имеют разные статусы. Так, Армения, Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан и Россия являются полноправными членами. Туркменистан получил статус ассоциированного члена, поскольку планирует развивать только двухсторонние отношения со странами СНГ и Балтии. Молдова не подписывала Устав и не провела процесс его ратификации.

Подобные тонкости, касающиеся членства, не отражаются на деятельности организации.

Рекомендуем посмотреть видео:

Стараются установить связи со странами СНГ соседние государства и объединения: ЕС, АСЕАН, Китай, Корея, Индия. Чтобы отношения между государствами осуществлялись правильно, был создан ряд институций, к которым относятся:

  • Совет глав государств.
  • Совет глав правительств.
  • Межпарламентская ассамблея.
  • Экономический суд.
  • Исполнительный комитет.

Подобные органы координации существуют при министерствах отраслевых направлений экономики. Это позволяет осуществлять координацию в интеграционной сфере, сельском хозяйстве, промышленности, производстве, строительстве. Много внимания общие органы отраслевого сотрудничества уделяют таможенной и финансовой сферам, борьбе с преступностью, энергетике, миграционным проблемам.

Все решения по тем или иным вопросам принимаются через консенсус, по процедурным вопросам — большинством голосов. Принятое решение является обязательным только для тех государств, которые подписали документы. Такой принцип позволяет странам — членам СНГ проводить выборочную политику внутри сообщества и не ограничивать проведение своей внешней политики.

Вернуться к оглавлению

Этапы деятельности

Список стран, входящих в Содружество и приведенный ниже, остается стабильным в течение 27 лет. Прекращение участия Грузии и Украины не пошатнуло устои организации, которая с 1991 г. постоянно находится в процессе развития. Такая стабильность в странах СНГ связана с поэтапным развитием Содружества.

ВВП в странах бывшего СССР

В деятельности организации выделяют три больших этапа, характеристика которых приводится ниже:

  1. 1991–1993 — разделение территорий, формирование границ и национальных армий, введение собственных валют. В это же время была создана Организация Договора о коллективной безопасности, которая занимается военным сотрудничеством между Средней Азией, Россией и другими бывшими республиками Советского Союза.
  2. 1993–1997 — происходил поиск инструментов и механизмов, которые должны помогать в межгосударственном развитии отношений России со странами СНГ. Это было необходимо для того, чтобы унифицировать экономику и политическое развитие в государствах, которые отличались по размеру территории, развитости транспорта и железных дорог, других коммуникаций, валютных систем. В указанный период удалось подписать ряд межгосударственных договоров, которые отвечали за интеграцию в таможенной, платежной, торговой сферах, формировании общего рынка капитала, услуг, рабочей силы. Экономический союз так и не удалось сформировать, поскольку подписанные документы не выполнялись. Страны сотрудничали с другими государствами и не были заинтересованы в развитии отношений внутри СНГ.
  3. С 1997 года — идет формирование Зоны свободной торговли, начат процесс глубокого реформирования Содружества. По результатам реформы произошла реорганизация органов СНГ, сократился их штат, изменены полномочия, появился Экономический совет.

Европейские и страны Азии, объединенные в рамках организации в течение 1991–2019, продемонстрировали стремление к диалогу, постоянной дискуссии, улучшению качества жизни населения.

Была проделана огромная работа по укреплению внутренней структуры и адаптации стран к единому валютному, таможенному, налоговому законодательству, созданию договорной базы.

Появление Таможенного союза и формирование Зоны свободной торговли, Евроазиатского пространства помогли устранить преграды на пути движения товаров, услуг, улучшения транспортной инфраструктуры и дорог в странах СНГ, решения миграционных вопросов и проблем, связанных с перераспределением наследия бывшего СССР.

Рекомендуем посмотреть видео:

Вернуться к оглавлению

Направления деятельности

Политическое и экономическое развитие стран СНГ различно, поэтому акценты во внутренней и внешней политике делаются на то, чтобы сохранить национальное разнообразие и создать действенные унифицированные органы, институты. Это необходимо для успешного проведения реформ в странах СНГ и реализации различных проектов. В том числе экономических, инвестиционных, строительных, энергетических.

Основные векторы работы стран Содружества на 2019 год:

  • Поддержка демографической ситуации в странах.
  • Развитие институтов семьи и семейных ценностей.
  • Борьба с дискриминацией и религиозной нетерпимостью.
  • Развитие товарооборота, который постоянно растет. Следствием этого становится повышение ВВП, увеличение прироста производства и промышленности.
  • Унификация основ функционирования налоговой, валютной, финансовой систем. Это необходимо для того, чтобы снизить НДС на товары, услуги, импорт и экспорт в СНГ. Деятельность Таможенного союза и Зоны свободной торговли направлена на снижение налогов.
  • Разработка нормативно-правовой базы, которая улучшит экономическое сотрудничество между странами и предоставление многим компаниям преференциальных условий торговли.
  • В гуманитарную сферу входит культура, наука, образование, где происходит реализация крупных проектов, программ обмена, повышения квалификации, внедрения инновационных разработок и технологий.
  • Создание условий для приема и адаптации мигрантов, в связи с чем принимаются постоянно правоохранительные меры и действия в сфере безопасности.
  • Проведение активной внешней политики со странами Евросоюза, Азии, Америки, Австралией. Внешнеполитическая деятельность сводится к торговле, проведению совместных экономических форумов, реализации инвестиционных и строительных проектов.

Внутренняя политика стран СНГ

Главное внимание уделяется развитию экономического сотрудничества, поскольку не все члены СНГ развиты одинаково. Самая богатая страна Содружества Россия. Из Молдовы, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана сюда постоянно приезжает большое количество мигрантов, желающих найти работу в РФ. Эти государства постоянно попадают в перечень самых бедных стран СНГ.

А также многочисленную группу приезжих составляют казахи. В связи с наплывом граждан других стран, занятых на строительстве автодорог, объектов жилищной и социальной инфраструктуры, торговых центров, на складах, в торговле, в России и других странах СНГ разработаны специальные нормативные акты. Они направлены на то, чтобы улучшить положение мигрантов, обеспечить пенсионеров социальными выплатами, вынужденных переселенцев — пособиями по безработице.

А также соответствующими документами предусмотрено обеспечение матерей с детьми льготами.

Экономическая сфера является камнем преткновения в межгосударственных отношениях, поскольку более богатые державы тянут бедные, где наблюдается низкий уровень жизни, в основном в Средней Азии.

Поэтому страны-лидеры делают все возможное, чтобы активизировать деятельность Таможенного союза, установив единые тарифы, пошлины на услуги, товары, экспорт и импорт. Это поможет наполнить бюджеты республик, установить адекватные цены на бензин, нефть, газ, и вывести бедные государства организации на новый уровень экономического развития.

Рекомендуем посмотреть видео:

Кроме того, правительства РФ, Беларуси, Казахстана стремятся развивать в отстающих странах новые отрасли производства, создавать рабочие места, открывать промышленные объекты. Чем стабильней будет экономика в странах СНГ, тем выше будут зарплаты и доходы населения, выплаты на детей, инвалидам, пенсионерам, беженцам, военнослужащим.

visasam.ru

Содружество Независимых Государств — Википедия

Содружество Независимых Государств (СНГ)

Флаг СНГ
Членство

Спорный статус:

Штаб-квартиры
Тип организации международная организация
Официальные языки азербайджанский, армянский, белорусский, казахский, киргизский, молдавский, русский, таджикский, туркменский, узбекский
Руководители
Председатель
Совета глав государств
Эмомали Рахмон
Председатель
Совета глав правительств
Кохир Расулзада
Председатель
Совета министров иностранных дел
Сироджиддин Аслов
Совет постпредов Андрей Шведов
Исполнительный секретарь Сергей Лебедев
Страна-председатель Таджикистан Таджикистан
с 1 января 2018
Основание
Дата основания 8 декабря 1991
CIS.Minsk.by
 Содружество Независимых Государств (СНГ) на Викискладе

Содру́жество Незави́симых Госуда́рств (СНГ) — международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР (). СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе.

Создание организации

Временный флаг СНГ
(1991–92) Подписание соглашения о создании Содружества Независимых Государств (СНГ), 8 декабря 1991 года

СНГ было основано главами РСФСР, Белоруссии и Украины путём подписания 8 декабря 1991 года в Вискулях (Беловежская пуща) «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» (известно в СМИ как Беловежские соглашения).

В документе, состоявшем из Преамбул и 14 статей, констатировалось, что Союз ССР прекращал своё существование как субъект международного права и геополитической реальности. Однако, основываясь на исторической общности народов, связях между ними, учитывая двусторонние договоры, стремление к демократическому правовому государству, намерение развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, стороны договорились об образовании Содружества Независимых Государств

[5].

Уже 10 декабря соглашение было ратифицировано Верховными Советами Белоруссии и Украины, а 12 декабря — Верховным Советом России[6]. Российский парламент ратифицировал документ подавляющим большинством голосов: «за» — 188 голосов, «против» — 6 голосов, «воздержались» — 7[7], тем самым он нарушил ст. 104 Конституции РСФСР, так как для ратификации Беловежского соглашения необходимо было созвать высший орган государственной власти — Съезд народных депутатов РСФСР, поскольку соглашение затрагивало государственное устройство республики, являющейся частью Союза ССР, и тем самым влекло за собой изменение Конституции

[8]. В апреле 1992 года Съезд народных депутатов России трижды отказался ратифицировать Беловежское соглашение[9][10][11], вплоть до своего разгона в октябре 1993 года он так и не ратифицировал документ[12][13].

13 декабря 1991 года в Ашхабаде состоялась встреча президентов пяти центральноазиатских государств, входивших в состав СССР: Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана. Итогом стало заявление, в котором страны выразили согласие войти в организацию, но при условии обеспечения равноправного участия субъектов распадающегося Союза и признания всех государств СНГ в качестве учредителей

[14][15]. Впоследствии Президент Казахстана Н. Назарбаев предложил собраться в Алма-Ате для обсуждения вопросов и принятия совместных решений.

В организованной специально для этих целей встрече приняли участие главы одиннадцати бывших союзных республик: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины (из бывших союзных республик отсутствовали Латвия, Литва, Эстония и Грузия). Результатом стало подписание 21 декабря 1991 года Алма-Атинской декларации, в которой излагались цели и принципы СНГ. В ней закреплялось положение о том, что взаимодействие участников организации «будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни над государственным образованием». Также сохранялось объединённое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием, фиксировалось уважение сторон к стремлению к достижению статуса безъядерного и (или) нейтрального государства, приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства. Констатировался факт прекращения существования СССР с образованием СНГ

[16]. Также был подписан протокол к соглашению о создании СНГ
[17]
. Алма-Атинская встреча стала важной вехой в государственном строительстве на постсоветском пространстве, так как она завершила процесс преобразования бывших республик СССР в независимые государства[14]. Последним государством, ратифицировавшим соглашение о создании СНГ, стала Молдавия (8 апреля 1994 года), до этого являвшейся ассоциированным членом организации. В 1993 году действительным членом СНГ стала Грузия[18].

Первые годы существования организации в большей степени были посвящены организационным вопросам. На первой встрече глав государств СНГ, которая состоялась 30 декабря 1991 года в Минске, было подписано «Временное соглашение о Совете глав государств и Совете глав правительств Содружества Независимых Государств», по которому учреждался высший орган организации, Совет глав государств. В нём каждое государство имеет один голос, а решения принимаются на основе консенсуса

[19]. Кроме того, было подписано «Соглашение Совета Глав Государств-участников Содружества Независимых Государств о Вооружённых Силах и Пограничных войсках», по которому государства-участники подтверждали своё законное право на создание собственных Вооружённых Сил[20].

Организационный этап завершился в 1993 году, когда 22 января в Минске был принят Устав Содружества Независимых Государств[21], основополагающий документ организации

[22].

История интеграции стран СНГ

18 октября 2011 года восемь государств — участников Содружества — Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия, Молдавия и Таджикистан подписали договор о зоне свободной торговли, который заменил больше ста двусторонних договоров, регламентирующих режим свободной торговли на пространстве содружества[23][24].

Видео по теме

Государства — участники Содружества

Согласно действующему Уставу Содружества Независимых Государств государствами-учредителями организации являются те государства, которые к моменту принятия Устава подписали и ратифицировали Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 года и Протокол к этому Соглашению от 21 декабря 1991 года.

Государствами-членами Содружества являются те государства-учредители, которые приняли на себя обязательства, вытекающие из Устава, в течение одного года после его принятия Советом глав государств[25].

Для вступления в организацию потенциальный член должен разделять цели и принципы СНГ, приняв на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, а также получить согласие всех государств-членов[25]. Кроме того, Уставом предусматриваются категории ассоциированных членов (это государства, участвующие в отдельных видах деятельности организации на условиях, определяемых соглашением об ассоциированном членстве) и наблюдателей (это государства, чьи представители могут присутствовать на заседаниях органов Содружества по решению Совета глав государств)

[26].

Действующим Уставом регламентируется порядок выхода государства-члена из Содружества. Для этого государство-член за 12 месяцев до выхода должно известить в письменном виде депозитарий Устава. При этом государство обязано полностью выполнить обязательства, возникшие в период участия в Уставе[27].

Члены СНГ

Согласно действующему Уставу Содружества Независимых Государств государствами-учредителями организации являются те государства, которые к моменту принятия Устава подписали и ратифицировали Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 года и Протокол к этому Соглашению от 21 декабря 1991 года. Государствами-членами

Содружества являются те государства-учредители, которые приняли на себя обязательства, вытекающие из Устава, в течение одного года после его принятия Советом глав государств[25].

Для вступления в организацию потенциальный член должен разделять цели и принципы СНГ, приняв на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, а также получить согласие всех государств-членов[25]. Кроме того, Уставом предусматриваются категории ассоциированных членов (это государства, участвующие в отдельных видах деятельности организации на условиях, определяемых соглашением об ассоциированном членстве) и наблюдателей (это государства, чьи представители могут присутствовать на заседаниях органов Содружества по решению Совета глав государств)

[26].

Действующим Уставом регламентируется порядок выхода государства-члена из Содружества. Для этого государство-член за 12 месяцев до выхода должно известить в письменном виде депозитарий Устава. При этом государство обязано полностью выполнить обязательства, возникшие в период участия в Уставе[27].

Действительные члены

Ассоциированные члены

ГосударствоДата ратификации
Соглашения о создании СНГ
(от 8 декабря 1991) и
Протокола к Соглашению о создании СНГ
(от 21 декабря 1991)[30]
Дата ратификации
Устава СНГ[30]
Примечания
01991-12-2626 декабря 1991не ратифицирован[21][44]Государство-основатель. Ассоциированный член с 2005 года.
  • Туркмения Туркмения: на казанском саммите СНГ, состоявшемся 26 августа 2005 года, Туркменистан заявил о том, что будет участвовать в организации в качестве «ассоциированного члена»[18][нет в источнике][49][50][51][52][53].

Страны со спорным статусом в СНГ

  • Украина Украина: Украина не ратифицировала Устав СНГ, поэтому де-юре она не являлась государством-членом СНГ, относясь к государствам-учредителям Содружества[18][30]. 19 марта 2014 года Совет национальной безопасности и обороны Украины принял решение о прекращении председательства Украины в СНГ, а секретарь СНБО Украины Андрей Парубий заявил, что страна начинает процесс выхода из Содружества Независимых государств[54]. 3 сентября 2014 года исполнительный секретарь СНГ Сергей Лебедев заявил, что Украина не вышла из состава СНГ. 8 декабря депутаты Верховной Рады начали обсуждать соответствующий вопрос[55]. 9 ноября 2016 года в Верховную Раду был подан законопроект о выходе Украины из СНГ[56]. В марте 2018 года Президент Украины Петр Порошенко выступил с предложением подготовить совместно с кабинетом министров документ об официальном прекращении участия в СНГ и окончательного закрытия украинского представительства при соответствующих институциях в Минске. Свое решение он объяснил европейской ориентацией страны, «одновременно должна быть инвентаризирована вся договорно-правовая база, заключённая Украиной в рамках СНГ, на предмет соответствия национальным интересам»[57]. 19 мая 2018 года Порошенко подписал указ об отзыве представителей Украины из всех уставных органов СНГ. СНБО поручил МИД принять меры по прекращению действия отдельных межгосударственных соглашений[58]. Однако, Украина не предоставляла в органы СНГ каких-либо официальных документов, свидетельствующих о выходе, и продолжала сотрудничать с СНГ в статусе наблюдателя[4][59]. 28 августа 2018 года Украина закрыла представительство при уставных органах СНГ[60]. Однако СНГ сохранит контакт с Киевом через посольство Украины в Белоруссии. Вместе с тем, руководящие органы СНГ продолжают считать Украину де-юре государством-участником Содружества[61].

Члены, покинувшие СНГ

  • Грузия Грузия: 3 декабря 1993 года Грузия по решению совета глав государств была принята в содружество[62], а 9 декабря 1993 года присоединилась к уставу СНГ[33]. 12 августа 2008 года президент Грузии Михаил Саакашвили заявил о желании выхода государства из состава СНГ[63], 14 августа 2008 года грузинским парламентом было принято единогласное (117 голосами) решение о выходе Грузии из организации[64]. Согласно Уставу СНГ (статья 9 раздела I) государство-член вправе выйти из Содружества. О таком намерении оно извещает письменно депозитария настоящего Устава за 12 месяцев до выхода. При этом обязательства, возникшие в период участия в настоящем Уставе, связывают соответствующие государства до их полного выполнения[65][66]. 9 октября 2008 года министр иностранных дел России РФ Сергей Лавров сообщил, что Совет глав МИД стран СНГ принял формальное решение о прекращении членства Грузии в Содружестве с августа 2009 года[67]. 18 августа 2009 года Грузия официально покинула СНГ[68][69][70].

Государственные формирования ранее желающие вступить в СНГ

  • Татарстан Татарстан: 26 декабря 1991 года Верховный Совет Республики Татарстан принимает Декларацию о вхождении Республики Татарстан в СНГ на правах учредителя. В 1992 году был проведён референдум о независимости Татарстана и принята конституция Республики Татарстан, в которой Татарстан именовался суверенным, независимым государством. 15 февраля 1994 года главами Татарстана и России был подписали договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан», в нём Татарстан объявлялся частью Российской Федерации.

Также в свое время в СНГ хотели вступить:

Заявлениями о желании вступить в СНГ, они хо

wiki2.red

Что такое СНГ? Страны СНГ — список. Карта СНГ

СНГ – бывшее ранее Союзом ССР международное объединение, задачи которого предполагали регулирование сотрудничества между республиками, составлявшими Советский Союз. Это не надгосударственное образование. Взаимодействие субъектов и функционирование объединения предусматривало добровольную основу. Что такое СНГ и какова его роль в международных отношениях? Как происходило формирование Содружества? Какова роль тех или иных субъектов в его развитии? Об этом далее в статье. Ниже будет также приведена карта СНГ.

Образование организации

В создании организации принимали участие УССР, РСФСР и БССР. В 1991-м году, 8 декабря, в Беловежской пуще было подписано соответствующее соглашение. В документе, который состоял из 14 статей и Преамбулы, говорилось о том, что СССР перестал существовать в качестве субъекта геополитической реальности и международного права. Но на основании исторической общности и связей народов, с учетом двусторонних договоров, стремления к созданию демократического правового государства, а также при наличии намерений развивать свои отношения друг с другом на основе взаимного уважения и признания суверенитета, присутствовавшие стороны договорились о формировании международного объединения.

Ратификация соглашения

Уже десятого декабря Верховные Советы Украины и Белоруссии придали документу юридическую силу. 12 декабря соглашение было ратифицировано в российском Парламенте. Подавляющее большинство (188) голосов было «за», «воздержалось» – 7, «против» – 6. На следующий день, 13-го числа, встретились главы центральных азиатских республик, входивших в СССР. Это были представители Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана, Киргизии, Казахстана. В результате этой встречи было составлено Заявление. В нем главы выразили свое согласие на вступление в СНГ (расшифровка аббревиатуры – Содружество Независимых Государств).

Неотъемлемым условием формирования объединения стало обеспечение равноправия субъектов, ранее входивших в Советский Союз, и признание их всех в качестве учредителей. Позже Назарбаев (глава Казахстана) выдвинул предложение об организации встречи в Алма-Ате, где страны СНГ, список которых будет приведен ниже, продолжат дальнейшее обсуждение вопросов и принятие совместных решений.

Встреча в Алма-Ате

В столицу Казахстана прибыло 11 представителей республик, входивших раньше в СССР. Ими были главы Украины, Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана, России, Киргизии, Казахстана, Молдавии, Армении, Азербайджана и Белоруссии. Отсутствовали представители Грузии, Эстонии, Литвы и Латвии. В результате встречи была подписана декларация. В ней были изложены принципы и цели нового Содружества.

Кроме того, в документе закреплялось положение о том, что все государства СНГ будут осуществлять свое взаимодействие в равноправных условиях через координирующие институты. Последние, в свою очередь, формировались на паритетной основе. Действовать эти координирующие институты должны были в соответствии с соглашением между субъектами СНГ (расшифровка указана выше). При этом сохранялся объединенный контроль над военно-стратегическими объектами, ядерным оружием.

Говоря о том, что такое СНГ, следует сказать, что это объединение не предполагало единой границы – каждая республика, входившая ранее в СССР, сохраняла свой суверенитет, правительство, правовое устройство. Вместе с этим создание Содружества являлось воплощением приверженности к формированию и развитию общей экономической зоны.

Карта СНГ

Территорирально Содружество стало меньше, чем СССР. Некоторые бывшие республики не изъявили желания вступить в СНГ. Тем не менее объединение в целом заняло достаточно большое геополитическое пространство. Большинство субъектов стремились к взаимовыгодному сотрудничеству на условиях равноправия при сохранении своей целостности.

Следует отметить, что встреча 21 декабря способствовала завершению преобразования республик СССР в страны СНГ. Список пополнился Молдавией и Азербайджаном, ставшими последними ратифицировавшими документ о создании Содружества. До этого момента они были лишь ассоциированными членами объединения. Это была важная веха в государственном строительстве всего постсоветского пространства. В 1993-м году в список СНГ была включена Грузия. Среди крупнейших городов Содружества следует назвать Минск, Санкт-Петербург, Киев, Ташкент, Алма-Ату, Москву.

Организационные вопросы

В Минске на встрече 30 декабря государства-участники СНГ подписали Временное Соглашение. В соответствии с ним был учрежден высший орган Содружества. В Совет входили главы субъектов организации.

Говоря о том, что такое СНГ, следует сказать о том, как регламентировалось принятие решений. Каждый субъект Содружества обладал одним голосом. При этом общее решение принималось на основании консенсуса.

На встрече в Минске также было подписано Соглашение, регулирующее контроль над Вооруженными Силами и Пограничными войсками. В соответствии с ним каждый субъект обладал правом создать свою собственную армию. В 1993-м году завершился организационный этап.

22 января указанного года в Минске же был принят Устав. Этот документ стал основополагающим для организации. В 1996-м, 15 марта, на заседании Госдумы РФ было принято Постановление 157-II ГД. Оно определяло юридическую силу результатов референдума, состоявшегося в 1991-м году, 17 марта, по поводу сохранения СССР. В третьем пункте говорилось о подтверждении того, что Соглашение о формировании Содружества, не утвержденное на Съезде народных депутатов – высшего органа госвласти в РСФСР – не обладало и не обладает юридической силой по отношению к прекращению дальнейшего существования СССР.

Роль РФ в Содружестве

На заседании Совета по безопасности РФ выступал президент В. Путин. Владимир Владимирович признал, что Россия и СНГ подошли к определенному рубежу в своем развитии. В связи с этим, как отмечал президент, необходимо или добиться качественного укрепления Содружества и формирования на его основе действительно работающей, обладающей определенным влиянием в мире региональной структуры, или в противном случае геополитическое пространство ждет «размытие», вследствие чего интерес к Содружеству среди его субъектов будет безвозвратно потерян.

После того как в марте 2005-го российское правительство потерпело несколько существенных провалов в политических отношениях между республиками, ранее составлявшими СССР (Молдавией, Грузией и Украиной), в самый разгар Киргизского кризиса власти Путин высказался весьма категорично. Он отметил, что все разочарования явились следствием избытка ожиданий. Кратко говоря, президент РФ признал, что программировались одни цели, но в действительности весь процесс проходил совершенно по-другому.

Вопросы устойчивости Содружества

Из-з нарастающих центробежных процессов, происходивших внутри СНГ, неоднократно поднимался вопрос о необходимости реформирования объединения. Однако единства мнений о вероятных направлениях этого движения нет. На июльском неформальном саммите в 2006-м году, где собирались главы субъектов Содружества, Назарбаев предложил несколько ориентиров, на которых следует сосредоточить работу.

В первую очередь президент Казахстана считал, что необходимо согласовать миграционную политику. Необходимым, по его мнению, является и развитие общих транспортных коммуникаций, сотрудничество в борьбе против трансграничной преступности, а также взаимодействие в культурно-гуманитарной и научно-образовательной сферах.

Как отмечалось в ряде СМИ, скептицизм относительно эффективности и жизнеспособности Содружества связывали и с рядом торговых войн. В этих кризисах РФ противостояли Молдавия, Грузия и Украина. СНГ, по мнению некоторых наблюдателей, стоял на грани выживания. Этому способствовали последние события – торговые конфликты между Грузией и РФ. По мнению ряда аналитиков, санкции России против субъекта Содружества оказались беспрецедентными. Более того, как отмечали многие обозреватели, политика РФ к концу 2005-го года в отношении постсоветских государств в целом и входящих в СНГ в частности формировалась «Газпромом» (газовой монополией РФ). Стоимость поставляемого топлива, по мнению ряда авторов, явилась неким средством наказания и поощрения субъектов Содружества в зависимости от их политического взаимодействия с РФ.

«Нефтегазовые отношения»

Говоря о том, что такое СНГ, нельзя не упомянуть об объединяющем все субъекты факторе. Им являлась низкая стоимость топлива, поставляемого с территории РФ. Однако в 2005-м году, в июле, было объявлено о постепенном повышении цен на газ для стран Прибалтики. Стоимость была увеличена до общеевропейского уровня по 120-125 $/тыс.м3. В сентябре того же года было объявлено о повышении стоимости топлива для Грузии с 2006-го года до 110 $, а с 2007-го – до 235 $.

В ноябре 2005-го была увеличена цена на газ для Армении. Стоимость поставок должна была составить 110 $. Однако руководство Армении высказало опасение о том, что республика не сможет приобретать топливо по таким ценам. Россия предложила беспроцентный кредит, который смог бы компенсировать выросшую стоимость. Однако Армения предложила РФ другой вариант – в качестве альтернативы передать в собственность один из блоков принадлежавшей ей Разданской ТЭС, а также всю газотранспортную сеть в республике. Тем не менее, несмотря даже на предупреждения с армянской стороны о вероятных негативных по
следствиях дальнейшего повышения цен, республике удалось лишь отсрочить увеличение стоимости.

Для Молдавии повышение цен было объявлено в 2005-м году. К 2007-му была согласована новая стоимость поставок. Цена на топливо составила 170 $. К декабрю была достигнута договоренность о поставках топлива Азербайджану по рыночной стоимости. В 2006-м цена составляла 110 $, а к 2007-му были запланированы поставки по 235 $.

К декабрю 2005-го разгорелся конфликт между РФ и Украиной. С первого января 2006-го года было объявлено о повышении цен до 160 $. Поскольку дальнейшие переговоры оказались безрезультатными, то Россия повысила цену до 230 $. В некотором роде привилегированное положение в газовом вопросе было у Белоруссии. К марту 2005-го года РФ объявила об увеличении цен на поставки. Однако уже к 4 апреля Путин пообещал оставить стоимость на прежнем уровне. Но после президентских выборов для Белоруссии вновь было объявлено о повышении цен. После продолжительных переговоров стоимость на 2007-2011 была установлена в размере 100 $.

Роль субъектов Содружества в нефтегазовых отношениях

Необходимо отметить, что наряду с прочим, в течение 2006-го года правительство России предпринимало усилия по образованию на основе СНГ некоторого союза. Предполагалось, что членами его должны были стать субъекты Содружества, так или иначе связанные системой газо- и нефтепроводов, признающих, кроме того, лидирующую роль РФ как монопольного поставщика энергетического топлива в Европу с постсоветского пространства. При этом сопредельные страны должны были либо выполнять задачи поставщиков собственного газа в российские трубопроводы, либо стать транзитной территорией. В качестве залога этого энергетического союза предполагался обмен либо продажа энерготранспортных и энергетических активов.

Таким образом, например, с Туркменией было достигнуто соглашение об экспортных поставках ее газа по трубопроводу «Газпрома». На территории Узбекистана происходит освоение российскими компаниями местных месторождений. В Армении в собственности «Газпрома» находится магистральный газопровод со стороны Ирана. Также достигнута договоренность с Молдавией о том, что местная газовая компания «Молдовгаз», половина которой принадлежит «Газпрому», осуществит дополнительно эмиссию акций, внеся в качестве оплаты газораспределительные сети.

Критические мнения

Что такое СНГ сегодня? Анализируя новейшую историю субъектов Содружества, нельзя не обратить внимания на обилие конфликтов различного уровня. Известны даже и военные столкновения — как меж-, так и внутригосударственные. По сей день неразрешенной остается проблема проявления национальной нетерпимости, нелегальной иммиграции. Кроме того, до сих пор имеют место и экономические конфликты между РФ с одной стороны и Украиной и Белоруссией с другой.

Главной проблемой, требующей разрешения, является вопрос о сырьевых тарифах. Неоднократно РФ как наиболее крупный субъект Содружества (карта России и СНГ, показывающая это, представлена ниже), имеющий самый высокий экономический и военный потенциал, обвиняли в нарушениях фундаментального соглашения, в частности, договоренности о ведении разведдеятельности внутри территории. С геополитической точки зрения, СНГ сегодня формально не имеет цели вернуться каким-либо образом в прошлое, во времена, когда все существующие на данный момент суверенные государства относились сначала к Российской Империи, а затем и к СССР. Между тем в действительности официальное руководство РФ как в своих речах, так и посредством СМИ зачастую озвучивает критику власти прочих субъектов Содружества. Чаще всего члены Международного объединения обвиняются в неуважении к прошлому, которое является общим, в действиях под влиянием развитых западных стран (США главным образом), а также реваншистских настроениях (в частности, представление событий 2-й Мировой войны в свете, противоречащем как общепризнанной мировой, так и советско-российской историографии).

4u-pro.ru

Что такое СНГ? Страны СНГ

Образование 24 апреля 2014

СНГ – бывшее ранее Союзом ССР международное объединение, задачи которого предполагали регулирование сотрудничества между республиками, составлявшими Советский Союз. Это не надгосударственное образование. Взаимодействие субъектов и функционирование объединения предусматривало добровольную основу. Что такое СНГ и какова его роль в международных отношениях? Как происходило формирование Содружества? Какова роль тех или иных субъектов в его развитии? Об этом далее в статье. Ниже будет также приведена карта СНГ.

Образование организации

В создании организации принимали участие УССР, РСФСР и БССР. В 1991-м году, 8 декабря, в Беловежской пуще было подписано соответствующее соглашение. В документе, который состоял из 14 статей и Преамбулы, говорилось о том, что СССР перестал существовать в качестве субъекта геополитической реальности и международного права. Но на основании исторической общности и связей народов, с учетом двусторонних договоров, стремления к созданию демократического правового государства, а также при наличии намерений развивать свои отношения друг с другом на основе взаимного уважения и признания суверенитета, присутствовавшие стороны договорились о формировании международного объединения.

Ратификация соглашения

Уже десятого декабря Верховные Советы Украины и Белоруссии придали документу юридическую силу. 12 декабря соглашение было ратифицировано в российском Парламенте. Подавляющее большинство (188) голосов было «за», «воздержалось» – 7, «против» – 6. На следующий день, 13-го числа, встретились главы центральных азиатских республик, входивших в СССР. Это были представители Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана, Киргизии, Казахстана. В результате этой встречи было составлено Заявление. В нем главы выразили свое согласие на вступление в СНГ (расшифровка аббревиатуры – Содружество Независимых Государств).

Неотъемлемым условием формирования объединения стало обеспечение равноправия субъектов, ранее входивших в Советский Союз, и признание их всех в качестве учредителей. Позже Назарбаев (глава Казахстана) выдвинул предложение об организации встречи в Алма-Ате, где страны СНГ, список которых будет приведен ниже, продолжат дальнейшее обсуждение вопросов и принятие совместных решений.

Видео по теме

Встреча в Алма-Ате

В столицу Казахстана прибыло 11 представителей республик, входивших раньше в СССР. Ими были главы Украины, Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана, России, Киргизии, Казахстана, Молдавии, Армении, Азербайджана и Белоруссии. Отсутствовали представители Грузии, Эстонии, Литвы и Латвии. В результате встречи была подписана декларация. В ней были изложены принципы и цели нового Содружества.

Кроме того, в документе закреплялось положение о том, что все государства СНГ будут осуществлять свое взаимодействие в равноправных условиях через координирующие институты. Последние, в свою очередь, формировались на паритетной основе. Действовать эти координирующие институты должны были в соответствии с соглашением между субъектами СНГ (расшифровка указана выше). При этом сохранялся объединенный контроль над военно-стратегическими объектами, ядерным оружием.

Говоря о том, что такое СНГ, следует сказать, что это объединение не предполагало единой границы – каждая республика, входившая ранее в СССР, сохраняла свой суверенитет, правительство, правовое устройство. Вместе с этим создание Содружества являлось воплощением приверженности к формированию и развитию общей экономической зоны.

Карта СНГ

Территорирально Содружество стало меньше, чем СССР. Некоторые бывшие республики не изъявили желания вступить в СНГ. Тем не менее объединение в целом заняло достаточно большое геополитическое пространство. Большинство субъектов стремились к взаимовыгодному сотрудничеству на условиях равноправия при сохранении своей целостности.

Следует отметить, что встреча 21 декабря способствовала завершению преобразования республик СССР в страны СНГ. Список пополнился Молдавией и Азербайджаном, ставшими последними ратифицировавшими документ о создании Содружества. До этого момента они были лишь ассоциированными членами объединения. Это была важная веха в государственном строительстве всего постсоветского пространства. В 1993-м году в список СНГ была включена Грузия. Среди крупнейших городов Содружества следует назвать Минск, Санкт-Петербург, Киев, Ташкент, Алма-Ату, Москву.

Организационные вопросы

В Минске на встрече 30 декабря государства-участники СНГ подписали Временное Соглашение. В соответствии с ним был учрежден высший орган Содружества. В Совет входили главы субъектов организации.

Говоря о том, что такое СНГ, следует сказать о том, как регламентировалось принятие решений. Каждый субъект Содружества обладал одним голосом. При этом общее решение принималось на основании консенсуса.

На встрече в Минске также было подписано Соглашение, регулирующее контроль над Вооруженными Силами и Пограничными войсками. В соответствии с ним каждый субъект обладал правом создать свою собственную армию. В 1993-м году завершился организационный этап.

22 января указанного года в Минске же был принят Устав. Этот документ стал основополагающим для организации. В 1996-м, 15 марта, на заседании Госдумы РФ было принято Постановление 157-II ГД. Оно определяло юридическую силу результатов референдума, состоявшегося в 1991-м году, 17 марта, по поводу сохранения СССР. В третьем пункте говорилось о подтверждении того, что Соглашение о формировании Содружества, не утвержденное на Съезде народных депутатов – высшего органа госвласти в РСФСР – не обладало и не обладает юридической силой по отношению к прекращению дальнейшего существования СССР.

Роль РФ в Содружестве

На заседании Совета по безопасности РФ выступал президент В. Путин. Владимир Владимирович признал, что Россия и СНГ подошли к определенному рубежу в своем развитии. В связи с этим, как отмечал президент, необходимо или добиться качественного укрепления Содружества и формирования на его основе действительно работающей, обладающей определенным влиянием в мире региональной структуры, или в противном случае геополитическое пространство ждет «размытие», вследствие чего интерес к Содружеству среди его субъектов будет безвозвратно потерян.

После того как в марте 2005-го российское правительство потерпело несколько существенных провалов в политических отношениях между республиками, ранее составлявшими СССР (Молдавией, Грузией и Украиной), в самый разгар Киргизского кризиса власти Путин высказался весьма категорично. Он отметил, что все разочарования явились следствием избытка ожиданий. Кратко говоря, президент РФ признал, что программировались одни цели, но в действительности весь процесс проходил совершенно по-другому.

Вопросы устойчивости Содружества

Из-з нарастающих центробежных процессов, происходивших внутри СНГ, неоднократно поднимался вопрос о необходимости реформирования объединения. Однако единства мнений о вероятных направлениях этого движения нет. На июльском неформальном саммите в 2006-м году, где собирались главы субъектов Содружества, Назарбаев предложил несколько ориентиров, на которых следует сосредоточить работу.

В первую очередь президент Казахстана считал, что необходимо согласовать миграционную политику. Необходимым, по его мнению, является и развитие общих транспортных коммуникаций, сотрудничество в борьбе против трансграничной преступности, а также взаимодействие в культурно-гуманитарной и научно-образовательной сферах.

Как отмечалось в ряде СМИ, скептицизм относительно эффективности и жизнеспособности Содружества связывали и с рядом торговых войн. В этих кризисах РФ противостояли Молдавия, Грузия и Украина. СНГ, по мнению некоторых наблюдателей, стоял на грани выживания. Этому способствовали последние события – торговые конфликты между Грузией и РФ. По мнению ряда аналитиков, санкции России против субъекта Содружества оказались беспрецедентными. Более того, как отмечали многие обозреватели, политика РФ к концу 2005-го года в отношении постсоветских государств в целом и входящих в СНГ в частности формировалась «Газпромом» (газовой монополией РФ). Стоимость поставляемого топлива, по мнению ряда авторов, явилась неким средством наказания и поощрения субъектов Содружества в зависимости от их политического взаимодействия с РФ.

«Нефтегазовые отношения»

Говоря о том, что такое СНГ, нельзя не упомянуть об объединяющем все субъекты факторе. Им являлась низкая стоимость топлива, поставляемого с территории РФ. Однако в 2005-м году, в июле, было объявлено о постепенном повышении цен на газ для стран Прибалтики. Стоимость была увеличена до общеевропейского уровня по 120-125 $/тыс.м3. В сентябре того же года было объявлено о повышении стоимости топлива для Грузии с 2006-го года до 110 $, а с 2007-го – до 235 $.

В ноябре 2005-го была увеличена цена на газ для Армении. Стоимость поставок должна была составить 110 $. Однако руководство Армении высказало опасение о том, что республика не сможет приобретать топливо по таким ценам. Россия предложила беспроцентный кредит, который смог бы компенсировать выросшую стоимость. Однако Армения предложила РФ другой вариант – в качестве альтернативы передать в собственность один из блоков принадлежавшей ей Разданской ТЭС, а также всю газотранспортную сеть в республике. Тем не менее, несмотря даже на предупреждения с армянской стороны о вероятных негативных последствиях дальнейшего повышения цен, республике удалось лишь отсрочить увеличение стоимости.

Для Молдавии повышение цен было объявлено в 2005-м году. К 2007-му была согласована новая стоимость поставок. Цена на топливо составила 170 $. К декабрю была достигнута договоренность о поставках топлива Азербайджану по рыночной стоимости. В 2006-м цена составляла 110 $, а к 2007-му были запланированы поставки по 235 $.

К декабрю 2005-го разгорелся конфликт между РФ и Украиной. С первого января 2006-го года было объявлено о повышении цен до 160 $. Поскольку дальнейшие переговоры оказались безрезультатными, то Россия повысила цену до 230 $. В некотором роде привилегированное положение в газовом вопросе было у Белоруссии. К марту 2005-го года РФ объявила об увеличении цен на поставки. Однако уже к 4 апреля Путин пообещал оставить стоимость на прежнем уровне. Но после президентских выборов для Белоруссии вновь было объявлено о повышении цен. После продолжительных переговоров стоимость на 2007-2011 была установлена в размере 100 $.

Роль субъектов Содружества в нефтегазовых отношениях

Необходимо отметить, что наряду с прочим, в течение 2006-го года правительство России предпринимало усилия по образованию на основе СНГ некоторого союза. Предполагалось, что членами его должны были стать субъекты Содружества, так или иначе связанные системой газо- и нефтепроводов, признающих, кроме того, лидирующую роль РФ как монопольного поставщика энергетического топлива в Европу с постсоветского пространства. При этом сопредельные страны должны были либо выполнять задачи поставщиков собственного газа в российские трубопроводы, либо стать транзитной территорией. В качестве залога этого энергетического союза предполагался обмен либо продажа энерготранспортных и энергетических активов.

Таким образом, например, с Туркменией было достигнуто соглашение об экспортных поставках ее газа по трубопроводу «Газпрома». На территории Узбекистана происходит освоение российскими компаниями местных месторождений. В Армении в собственности «Газпрома» находится магистральный газопровод со стороны Ирана. Также достигнута договоренность с Молдавией о том, что местная газовая компания «Молдовгаз», половина которой принадлежит «Газпрому», осуществит дополнительно эмиссию акций, внеся в качестве оплаты газораспределительные сети.

Критические мнения

Что такое СНГ сегодня? Анализируя новейшую историю субъектов Содружества, нельзя не обратить внимания на обилие конфликтов различного уровня. Известны даже и военные столкновения — как меж-, так и внутригосударственные. По сей день неразрешенной остается проблема проявления национальной нетерпимости, нелегальной иммиграции. Кроме того, до сих пор имеют место и экономические конфликты между РФ с одной стороны и Украиной и Белоруссией с другой.

Главной проблемой, требующей разрешения, является вопрос о сырьевых тарифах. Неоднократно РФ как наиболее крупный субъект Содружества (карта России и СНГ, показывающая это, представлена ниже), имеющий самый высокий экономический и военный потенциал, обвиняли в нарушениях фундаментального соглашения, в частности, договоренности о ведении разведдеятельности внутри территории. С геополитической точки зрения, СНГ сегодня формально не имеет цели вернуться каким-либо образом в прошлое, во времена, когда все существующие на данный момент суверенные государства относились сначала к Российской Империи, а затем и к СССР. Между тем в действительности официальное руководство РФ как в своих речах, так и посредством СМИ зачастую озвучивает критику власти прочих субъектов Содружества. Чаще всего члены Международного объединения обвиняются в неуважении к прошлому, которое является общим, в действиях под влиянием развитых западных стран (США главным образом), а также реваншистских настроениях (в частности, представление событий 2-й Мировой войны в свете, противоречащем как общепризнанной мировой, так и советско-российской историографии).

Источник: fb.ru

monateka.com