Спенсер герберт кратко – СПЕНСЕР (Spencer) Герберт это кто такой СПЕНСЕР (Spencer) Герберт — Психология.НЭС

Спенсер основные идеи | Kratkoe.com

Герберт Спенсер основные идеи английского социолога и философа кратко изложенные в этой статье.

Спенсер основные идеи кратко

Герберт Спенсер является основоположником органического направления в социологии. Он рассматривал общество как живой, биологический организм. Главные труды мыслителя — «Политические учреждения», «Основные начала» и «Система синтетической философии» в 3-ех томах.

  • Социальный мир является прямым продолжением мира природы. Сам же мир эволюционирует в 3-ех стадиях – доорганическая, органическая, недорганическая.
  • Создал теорию общества. Согласно ей существует научная пирамида: математика – биология – психология – социология – развитие человеческой психики. На пике пирамиды происходит формирование абстрактного мышления и представление про абстрактные сущности. Общество по Спенсеру – это сущность, тотальность по отношению к индивиду, реальность, которая не сводится к людям и является самодостаточной сама по себе. Общество – это организм подобный живому. Основные его характеристики: прогрессивная дифференциация структуры и строения, непрерывный рост, увеличение внутренней связанности и массы (прогрессивная интеграция), прогрессивная дифференциация отправления функций. Общество прогрессирует в направлении роста определенности и многообразия, объема и связанности.
  • Выделил базисные подсистемы общества, функционально едины. Это:
  1. Пищеварительная система – это промышленная организация общества, производительная деятельность. Она обусловлена геологией, экологией, географией, демографией.
  2. Распределительная система – это коммуникативные средства общества (дороги, пути сообщения, агенты, региональные связи) и система разделения труда.
  3. Регулятивная система – это тратящая и правящая система, которая основана на кооперации. Данная система возникает в результате общественных войн. Компоненты регулятивной системы: армия, финансы, правительство, банки. Со временем система усложняется.
  • По Спенсеру существуют базисные институты: церковные учреждения, обряд, семья, политика. Функция церковного учреждения – это сплочение общества путем осуществления правил поведения и обрядов поклонения. Когда ритуальный контроль заменяется нравственным, то церковь утрачивает свое значение. Обряд – это первичная форма политического и военного контроля, более древняя, чем церковная или политическая. Возникает для сплоченности общества. Формы семьи — эндогамия и экзогамия. Формы брака — полигамия (в военном обществе), полиандрия, моногамия (в промышленном обществе). Политические учреждения и организации – это организации, которые связаны с формой политического контроля на отдельной территории.
  • Выделил 2 типа общества – военное и промышленное. Военное общество занимается завоеванием территорий и новой рабочей силы. Его экономика построена на принудительной рабочей силе. В нем главным политическим институтом является государство. Промышленное общество характеризуется свободной кооперацией на базе взаимовыгодного контракта. Основу его экономики составляет система разделения труда на основе торговых и промышленных взаимодействий. Основные черты промышленного общества — свобода совести, географическая свобода политических взглядов и индивида, армия для народа.
  • Философия изучает феномены чувственного характера, поддающиеся систематизации.
  • Главная задача философской науки – примирение религии и науки.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какие основные идеи Герберта Спенсера.

Похожие записи:

kratkoe.com

Краткая биография Герберта Спенсера

Спенсер Герберт (1820-1903 гг)

Английский философ и социолог. Родился 27 апреля 1820 г. в Дерби (графство Дербишир) в семье учителя. Отказался от предложения получить образование в Кембридже (впоследствии отказался от должности профессора в лондонском Юниверсити-колледже и от членства в Королевском обществе). Был учителем, железнодорожным служащим, журналистом (помощником редактора в журнале «Экономист»). Был близко знаком с Дж. Элиот, Дж. Льюисом, Т. Гексли, Дж.С. Миллем и Дж. Тиндалем, в последние годы жизни с Б. Вебб. Во время нескольких поездок во Францию встречался с О. Контом.

В 1853 г. получил наследство и смог полностью посвятить себя занятиям философией и наукой.

В 1858 г. Спенсер составил план сочинения, ставшего главным трудом его жизни, «Системы синтетической философии», которое должно было включать 10 томов. В серию также вошли: «Принципы биологии», «Принципы психологии», «Принципы социологии», «Принципы этики». Наибольшую научную ценность представляют его исследования по социологии, в том числе два других его трактата: «Социальная статика» и «Социологические исследования», а также восемь томов> содержащие систематизированные социологические данные, «Описательная социология».

Спенсер — основатель «органической школы» в социологии. Общество, с его точки зрения, — это эволюционирующий организм, подобный живому организму. Среди других работ Спенсера — «Человек и государство», «Философия и религия», «Природа и реальность религии», «Надлежащие границы государственной власти», «Образование умственное, моральное и физическое», «Факты и комментарии», «Эссе: научные, политические и философские», «Данные этики», «Справедливость».

В «Автобиографии» перед нами предстает ультраиндивидуалист по характеру и происхождению, человек, отличающийся необычайной самодисциплиной и трудолюбием, однако почти лишенный чувства юмора и романтических устремлений.

Умер Спенсер в Брайтоне 8 декабря 1903 г


citaty.su

биография и основные идеи. Английский философ и социолог конца XIX века

Герберт Спенсер (годы жизни — 1820-1903) — философ из Англии, главный представитель получившего широко распространение во 2 половине 19 века эволюционизма. Он понимал под философией целостное, однородное знание, основанное на конкретных науках и достигшее в своем развитии универсальной общности. То есть, по его мнению, это высшая ступень познания, охватывающего весь мир закона. По Спенсеру, он заключается в эволюционизме, то есть развитии. Главные сочинения этого автора: «Психология» (1855 год), «Система синтетической философии» (1862-1896), «Социальная статистика» (1848 год).

Юные годы Спенсера

Родился Герберт Спенсер в 1820 году, 27 апреля, в Дерби. Дядя, отец и дед его были учителями. Настолько плохое здоровье имел Герберт, что родители его даже теряли несколько раз надежду на то, что мальчик выживет. В детстве он не проявлял каких-либо феноменальных способностей, научился читать лишь в 8 лет, правда, книги не сильно его интересовали. Герберт Спенсер в школе был ленив и рассеян, к тому же упрям и непослушен. Его воспитанием дома занимался отец, который хотел, чтобы сын приобрел неординарное и самостоятельное мышление. Герберт благодаря физическим упражнениям поправил свое здоровье.

Образование Герберта Спенсера

Его отправили в 13 лет, согласно английскому обычаю, к дяде на воспитание. Томас, дядя Спенсера, был в Бате священником. Это был «университетский человек». Герберт по его настоянию продолжил в Кембриджском университете образование. Однако после окончания подготовительного трехлетнего курса отправился домой. Он решил продолжить обучение самостоятельно.

Никогда не раскаивался Герберт Спенсер в том, что академического образования не получил. Он прошел хорошую школу жизни, которая впоследствии помогла преодолеть множество трудностей, возникающих при решении тех или иных задач.

Спенсер — инженер

Отец Спенсера хотел, чтобы сын стал педагогом, то есть пошел по его стопам. Получив среднее образование, он действительно помогал в течение нескольких месяцев в школе, где учился сам когда-то, одному преподавателю. У Спенсера обнаружился педагогический талант. Но он интересовался больше естествознанием и математикой, чем филологией и историей. Поэтому, когда при строительстве железной дороги освободилось место инженера, принял это предложение без колебаний Герберт Спенсер. Биография его в это время отмечена тем, что он, исполняя свою должность, набрасывал планы, чертил карты. Интересующий нас мыслитель изобрел даже специальный инструмент («велосиметр»), предназначенный для измерения скорости поездов.

Особенности Спенсера как философа

От большинства философов-предшественников Герберт Спенсер, биография которого описана в этой статье, отличается практическим складом ума. Это сближает его с Контом, основателем позитивизма, а также Ренувье, новокантианцем, которые тоже не закончили курса гуманитарных наук в университете. Данная особенность сыграла важную роль при формировании оригинального философского мировоззрения Спенсера. Но были в этом и свои недостатки. Например, он, подобно Конту, не знал совершенно немецкого языка, поэтому труды философов, писавших на нем, в оригинале читать не мог. К тому же в течение первой половины 19 века в Англии оставались неизвестными немецкие мыслители (Шеллинг, Фихте, Кант и др.). Только с конца 1820-х годов начинают англичане знакомиться с авторами из Германии. Первые переводы при этом были очень низкого качества.

Самообразование, первые философские сочинения

В руки Спенсера в 1839 году попадают «Принципы геологии» Лайелля. Он знакомится по этому сочинению с теорией эволюции жизни. По-прежнему Спенсер увлечен инженерными проектами, однако становится ясно теперь, что профессия эта прочного материального положения ему не гарантирует. Герберт в 1841 году возвращается домой и занимается в течение двух лет самообразованием. Он знакомится с трудами классиков философии и публикует в это же время первые свои сочинения — статьи, написанные для «Нонконформиста», посвященные вопросам истинных границ государственной деятельности.

Герберт в 1843-1846 годах снова работает в качестве инженера, возглавив бюро. Он интересуется все больше политическими вопросами. Большое влияние оказал на него в этой области дядя Томас, священник, который придерживался, в отличие от других членов семьи Спенсера, консервативных взглядов, участвовал в демократическом движении чартистов, а также в агитации за отмену хлебных законов.

«Социальная статистика»

Спенсер в 1846 году становится помощником редактора «Экономиста» (еженедельника). Он зарабатывает неплохо, посвящая свободное время собственным работам. Герберт пишет «Социальную статистику», в которой развитие жизни рассматривал как осуществляющее постепенно божественную идею. Он нашел впоследствии это понятие чересчур теологичным. Однако уже в данной работе Спенсер применял к социальной жизни теорию эволюции.

Не осталось незамеченным данное сочинение специалистами. Завязываются знакомства у Спенсера с Эллистом, Льюисом, Гексли. Также это сочинение принесло ему таких почитателей и друзей, как Гукер, Георг Грот, Стюарт Милл. Лишь с Карлейлем отношения не сложились. Рассудительный и хладнокровный Спенсер не мог выносить его желчного пессимизма.

«Психология»

Философа окрылил успех его первой работы. Он публикует в период с 1848 по 1858 год целый ряд других и обдумывает план дела, выполнению которого хотел посвятить всю жизнь. Спенсер применяет в «Психологии» (второй работе, опубликованной в 1855 году) по отношению к психологии гипотезу естественного происхождения видов и указывает на то, что родовым опытом может быть объяснено необъяснимое индивидуальным. Поэтому Дарвин считает этого философа одним из своих предшественников.

«Синтетическая философия»

Постепенно у Спенсера начинает складываться собственная система. На нее оказали влияние эмпиризм его предшественников, главным образом Милля и Юма, критицизм Канта, преломленный через призму Гамильтона (представителя школы так называемого «здравого смысла»), а также позитивизм Конта и натурфилософия Шеллинга. Однако главной идеей его философской системы являлась идея развития.

«Синтетической философии», своему главному труду, Герберт посвятил 36 лет жизни. Данная работа прославила Спенсера, которого объявили самым гениальным философом из живших в то время.

Герберт Спенсер в 1858 году решил объявить на издание сочинения подписку. Первый выпуск он публикует в 1860. В период с 1860 по 1863 год вышли «Основные начала». Однако из-за материальных трудностей издание с трудом продвигалось.

Материальные трудности

Спенсер терпит нужду и убытки, находится на грани нищеты. Следует добавить к этому мешавшее работать нервное переутомление. В 1865 году философ сообщает с горечью читателям, что вынужден приостановить выход данной серии. Через два года после того, как отец Герберта умер, он получил небольшое наследство, что несколько улучшило его материальное положение.

Знакомство с Юмансом, публикация в США

Герберт Спенсер в это время знакомится с Юмансом, американцем, который в США издал его труды. В этой стране широкую популярность Герберт приобретает раньше, чем в Англии. Материальную поддержку ему оказывают Юманс и американские поклонники, что позволяет философу возобновить издание своих книг. 27 лет продолжается дружба Юманса и Спенсера, до самой смерти первого. Имя Герберта постепенно становится известным. Возрастает спрос на его книги. Он покрывает в 1875 году финансовые убытки, получает прибыль.

Спенсер совершает в последующие годы 2 путешествия на юг Европы и в Америку, живет в основном в Лондоне. В 1886 году философ из-за плохого здоровья вынужден был на 4 года прервать свой труд. Последний том был издан в 1896 году, осенью.

Герберт Спенсер: основные идеи

Огромная работа его («Синтетическая философия») состоит из 10 томов. Она включает в себя «Основные начала», «Основания психологии», «Основания биологии», «Основания социологии». Философ считает, что в основе развития всего мира, включая также различные общества, лежит эволюционный закон. Материя из «бессвязной однородности» переходит в состояние «связной разнородности», то есть дифференцируется. Данный закон является универсальным, считает Герберт Спенсер. Краткое описание его не учитывает всех нюансов, однако для первого знакомства с данным философом этого достаточно. Спенсер его действие прослеживает на конкретном материале в разных сферах, включая историю общества. Отказывается от теологических объяснений Герберт Спенсер. Социология его лишена связи с божественным. Его понимание функционирования общества как единого живого организма со взаимосвязанными частями расширяет круг исследования истории и наталкивает философа на ее изучение. По мнению Герберта Спенсера, закон равновесия лежит в основе эволюции. Природа при любом нарушении его стремится неизменно вернуться к прежнему состоянию. Таков органицизм Герберта Спенсера. Так как основное значение принадлежит воспитанию характеров, эволюция происходит медленно. По отношению к будущему настроен не так оптимистично, как Милль и Конт, Герберт Спенсер. Основные идеи его были нами кратко рассмотрены.

Умер философ в 1903 году, 8 декабря, в Брайтоне. Он прожил, несмотря на свое слабое здоровье, более 83 лет.

Теория Герберта Спенсера стала достоянием образованных людей. Сегодня мы уже не думаем или забываем о том, кому обязаны открытием той или иной идеи. Герберт Спенсер, социология и философия которого сыграли огромную роль в развитии мировой мысли, является одним из величайших умов в истории.

fb.ru

Герберт Спенсер — краткая биография.

Герберт Спенсер — английский философ, один из самых выдающихся социологов, создатель органической школы социологии, один из основателей позитивизма — родился 27 апреля 1820 г. в Дерби (графство Дербишир). Здоровье его постоянно внушало родителям опасения. В раннем детстве и в школьные годы Герберт не блистал познаниями, не слушался родителей. Отец приложил много сил, чтобы воспитать у мальчика оригинальное мышление, а физические упражнения помогли тому значительно окрепнуть.

Тринадцатилетним подростком Спенсера отправили к дяде-священнику на воспитание. Дядя настоял, чтобы племянник поступил в Кембридж, но дело ограничилось трехлетним подготовительным курсом. Спенсер, уехав в родной город, занимался самообразованием и впоследствии ни разу не пожалел, что у него не было университетского диплома. Будучи продолжателем учительской династии, Спенсер несколько месяцев после получения среднего образования проработал в школе. Несмотря на явный педагогический дар, сам он проявлял большего интереса к технике и математике, хорошо знал их. Он с удовольствием принял предложение стать инженером на строящейся железной дороге.

В 1841 г. Герберт оставил работу, осознав, что на ней он не станет материально обеспеченным человеком. На протяжении двух лет он, повышая уровень образования, изучает классическую философию. На этом же этапе биографии появляются в печати его первые работы. В течение 1843-1846 гг. он вновь работает инженером, но при этом его все больше увлекает политика. Получив в 1846 г. несколько патентов на изобретения, Спенсер прекращает карьеру инженера и направляет силы на журналистику. В 1848 г. становится помощником редактора журнала «Экономист», в котором на протяжении в 1848-1853 гг. выходят его статьи, освещающие экономические проблемы.

Целое десятилетие (1848-1858) у него уходит на разработку плана, который объединил бы всю философию в единое целое с главенствующей идеей развития. В 1850 г. публикуется книга Спенсера «Социальная статистика», которая имела немалый успех и вдохновила автора на новые работы. В 1852 г. он продолжает формулировать свою систему в статье «Гипотеза развития», предвосхищая дарвинскую теорию эволюции животного мира. В конце 50-х гг. Спенсером были сделаны наброски главного труда его жизни — «Синтетической философии», который в общей сложности займет у него 36 лет жизни. Благодаря этой работе он заслужит репутацию гениальнейшего философа своего времени.

Решившись в 1858 г. привлечь читателей к подписке на издание этого труда, он на протяжении 1860-1863 гг. публикует материалы, после чего сталкивается с большими материальными трудностями. Систематически работать ему мешает нервное переутомление. В 1865 г. подписчики получили новость о том, что серия не может выходить дальше, но через два года полученное от отца небольшое наследство и помощь нового знакомого, американца Юманса, помогают ему возобновить публикацию. В США Спенсер становится более известным, чем у себя на родине. В 1875 г. издание его сочинений наконец позволяет получить первые прибыли.

В 1886 г. из-за отсутствия сил для продолжения работы он приостановил ее на целых четыре года, однако дух его не был сломлен изматывающими физическими страданиями. В 1896 г. увидел свет последний том важнейшего труда Спенсера. Всю жизнь мучаясь из-за проблем со здоровьем, Спенсер, тем не менее, дожил до глубокой старости и скончался в Брайтоне 8 декабря 1903 г.

www.wisdoms.ru

1.Биография Герберта Спенсера.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3

  1. Биография Герберта Спенсера…………………………………4

  2. Индустриальная эпоха и Спенсер…………………………….10

  3. Педагогика Спенсера……………………………………………12

Заключение…………………………………………………………16

Список литературы……………………………………………………………17

Введение

Актуальность темы. Мысли и труда британского философа и социолога Герберта Спенсера намного опередили свое время. Интерес к ним не ослабевает и поныне, очень многие из его мыслей и высказываний актуальны и по сей день, что еще раз доказывает гениальность великого англичанина.

Цель реферата. Целью данного реферата является обзор педагогических идей Герберта Спенсера.

Для достижения имеющейся цели необходимо рассмотреть несколько задач

  1. Ознакомиться с биографией Герберта Спенсера.

  2. Изучить влияние индустриальной эпохи на творчество Спенсера

  3. Ознакомиться с основными педагогическими идеями Спенсера.

Герберт Спенсер ввел в педагогику и другие науки ряд следующих определений:

  1. Дифференциация — это появление из некой однородности разнообразия; расчленение на формы и ступени; возникновение в организме в процессе развития морфологических и функциональных различий.

  2. Интеграция — это возникновение целостности, единства в системе, основанных на взаимодополняемости и взаимозависимости отдельных элементов.

Методы работы над рефератом:

Структура реферата: Реферат состоит из введения, основной части, в которой 3 раздела, заключения и списка использованной литературы, в котором 7 источников.

Введение представляет собой постановку проблемы, подчеркивает актуальность выбранной темы. В основной части систематизируются все теоретические знания относительно выбранной проблемы. В заключении отражаются выводы по задачам, поставленным во введении

Список литературы включает в себя 7 наименований.

Герберт Спенсер родился 27 апреля 1820 года в Дерби Его дед, отец и дядя были учителями. Герберт имел настолько слабое здоровье, что родители несколько раз теряли надежду, что он выживет. Герберт в детстве не проявлял феноменальных способностей и только в восемь лет научился читать, правда, книги его не интересовали. В школе он был рассеян и ленив, к тому же непослушен и упрям. Дома же его воспитанием занимался отец Он хотел, чтобы сын имел самостоятельное и неординарное мышление. Благодаря физическим упражнениям Герберт поправил здоровье. В 13 лет его отправили по английскому обычаю на воспитание к дяде, который был священником в Бате. Дядя Спенсера — Томас являлся «университетским человеком». По его настоянию Герберт продолжил образование в Кембриджском университете, но затем после окончания трехлетнего подготовительного курса уехал домой и занялся самообразованием. Сам же Спенсер никогда не раскаивался в том, что не получил академического образования. Он прошел неплохую школу жизни, которая помогла ему впоследствии преодолеть немало трудностей при решении поставленных задач. Отец Спенсера надеялся, что сын пойдет по его стопам и выберет педагогическую стезю. Действительно, получив среднее образование, Герберт в течение нескольких месяцев помогал преподавателю в школе, где когда-то учился сам. У него обнаружился несомненный педагогический талант. Однако Спенсер больше интересовался математикой и естествознанием, чем гуманитарными науками — историей и филологией. Поэтому, когда освободилось место инженера при строительстве железной дороги Лондон — Бирмингемской, он без колебаний принял предложение. Новоиспечённый инженер чертил карты, набрасывал планы, даже изобрел инструмент для измерения скорости локомотивов — «велосиметр». Практический склад ума отличает Спенсера от большинства философов предшествующих эпох и сближает его с основателем позитивизма Контом и новоканти-анцем Ренувье, которые так же, как и он никогда не заканчивали университетского курса гуманитарных наук2. Эта особенность, без сомнения, сыграла не последнюю роль при формировании его философского мировоззрения, отличавшегося оригинальностью. Однако в этом были и свои недостатки. Так, например, подобно Конту, он совершенно не знал немецкого языка, поэтому не мог читать труды великих немецких философов в оригинале. Тем более что в течение первой половины XIX века немецкая философия (Кант, Фихте, Шеллинг и др.) оставалась совершенно неизвестной в Англии. Лишь с конца 1820-х годов англичане начинают знакомиться с трудами немецких гениев. Но первые переводы оставляют желать лучшего. В 1839 году в руки Спенсера попадает знаменитое сочинение Лайелля «Принципы геологии». Он знакомится с теорией эволюции органической жизни. Спенсер по-прежнему увлечен инженерными проектами, но теперь становится ясно, что эта профессия не гарантирует ему прочного материального положения

В 1841 году Герберт возвращается домой и в течение двух лет занимается самообразованием. Он читает труды классиков философии. В это же время публикует первые сочинения — статьи для «Нонконформиста» по вопросу истинных границ деятельности государства.

В 1843-1846 годах он вновь работает инженером и возглавляет бюро из шестидесяти человек. Спенсер все больше интересуется политическими вопросами. В этой области на него большое влияние оказал дядя Томас, священник англиканской церкви, который, в отличие от остальных членов спенсеровской семьи, придерживался строго консервативных взглядов, принимал участие в демократическом движении чартистов и в агитации против хлебных законов.2 В 1846 году Спенсер получает патент на изобретенные им пилильной и строгальной машины. На этом его инженерная карьера заканчивается. В 1848 году Спенсер получает место помощника редактора еженедельника «Экономист». Он неплохо зарабатывает, а все свободное время посвящает собственным работам. Он пишет «Социальную статистику», в которой рассматривал развитие жизни, как постепенно осуществленную божественную идею. Позднее он нашел это понятие слишком теологичным. Но уже в этой работе Спенсер применяет теорию эволюции к социальной жизни. Сочинение не осталось незамеченным специалистами. У Спенсера завязываются знакомства с Гексли, Льюисом и Эллистом; это же сочинение принесло ему таких друзей и почитателей, как Дж. Стюарт Милль, Георг Грот, Гукер. Только с Карлейлем у него не сложились отношения. Желчный пессимизм Карлейля хладнокровный и рассудительный философ не выносил «Я не могу с ним спорить и не хочу больше слушать его вздора, а потому ухожу от него», — писал Спенсер. Успех «Социальной статистики» окрылил Спенсера. В период с 1848 по 1858 год он публикует ряд работ и обдумывает план, выполнению которого посвятил всю жизнь.

В своей второй работе «Психология» (1855) он применяет гипотезу естественного происхождения видов к психологии и указывает, что необъяснимое индивидуальным опытом может быть объяснено родовым опытом. Дарвин поэтому считает его в числе своих предшественников.

У Спенсера начинает складываться своя система. Какие течения философской мысли оказали на него влияние? Это эмпиризм предшествующих английских мыслителей, главным образом Юма и Милля, критицизм Канта, преломленный сквозь призму учения Гамильтона (представителя английской школы «здравого смысла»), натурфилософия Шеллинга и позитивизм Конта Но основной идеей построения новой философской системы была идея развития .Главному своему труду «Синтетической философии» он отдал 36 лет жизни Эта работа сделала его настоящим «властителем дум», и он был объявлен самым гениальным философом своего времени. Льюис в своей «Истории философии» спрашивает: «Производила ли Англия когда-нибудь мыслителя более высшего порядка, чем Спенсер?» 1

Дж. Стюарт Милль ставит его на одну ступень с Огю-стом Контом. Дарвин называет его «величайшим из живущих теперь философов Англии, может быть равному каждому из прежних философов». В 1858 году Спенсер решился объявить подписку на издание своего сочинения. Он публикует первый выпуск в 1860 году. В течение 1860-1863 годов выходили «Основные начала». Но издание из-за материальных трудностей продвигалось с трудом. Спенсер терпит убытки и нужду, находится на грани нищеты. К этому следует добавить нервное переутомление, мешавшее ему работать. В 1865 году он с горечью сообщает читателям, что должен приостановить выход серии. Правда, через два года после смерти отца он получает небольшое наследство. В это же время Герберт знакомится с американцем Юмансом,который издает его труды в Соединенных Штатах, где Спенсер приобретает широкую популярность раньше, чем в Англии. Юманс и американские поклонники оказывают философу материальную поддержку, что позволяет возобновить издание книг серии. Дружба Спенсера и Юманса продолжается 27 лет, до смерти последнего. Постепенно имя Спенсера становится известным, спрос на его книги возрастает, и к 1875 году он покрывает свои финансовые убытки и получает первую прибыль. В последующие годы он совершает два продолжительных путешествия в Америку и на юг Европы, но в основном живет в ЛондонеТо, что Спенсер потратил более двадцати лет на воплощение своего проекта, объясняется прежде всего его слабым здоровьем. Как только ему становилось получше, философ сразу начинал интенсивно работать. И так — до конца жизни. Работа, работа, работа… Его силы все больше слабели, и наконец в 1886 году он должен был прервать свой труд на долгих четыре года.

Но постоянные физические страдания не ослабили его духовную мощь. Последний том своего главного сочинения Спенсер издает осенью 1896 года. Эта огромная работа состоит из десяти томов и включает «Основные начала», «Основания биологии», «Основания психологии», «Основания социологии». Спенсер считает, что в основе развития мира, включая и общества, лежит закон эволюции: «Материя переходит из состояния неопределенной, бессвязной однородности в состояние определенной связной разнородности», иначе говоря, дифференцируется. Этот закон он считает универсальным и на конкретном материале прослеживает его действие в различных сферах, в том числе и в истории общества. Признавая закономерность развития общества, Спенсер отказывается от различных теологических объяснений, а его понимание общества как единого живого организма, все части которого взаимосвязаны, наталкивает его на изучение истории и расширяет круг исторического исследования. 3

По мнению Спенсера, в основе эволюции лежит закон равновесия: при всяком его нарушении его природа стремится вернуться к своему прежнему состоянию. Так как, по Спенсеру, главное значение имеет воспитание характеров, то эволюция совершается медленно, и Спенсер не так оптимистично настроен по отношению к близкому будущему, как Конт и Милль. Умер Герберт Спенсер 8 декабря 1903 года.

studfiles.net

Спенсер Герберт биография

Спенсер Герберт (1820-1903 гг)

Английский философ и социолог. Родился 27 апреля 1820 г. в Дерби (графство Дербишир) в семье учителя. Отказался от предложения получить образование в Кембридже (впоследствии отказался от должности профессора в лондонском Юниверсити-колледже и от членства в Королевском обществе). Был учителем, железнодорожным служащим, журналистом (помощником редактора в журнале «Экономист»). Был близко знаком с Дж. Элиот, Дж. Льюисом, Т. Гексли, Дж.С. Миллем и Дж. Тиндалем, в последние годы жизни с Б. Вебб. Во время нескольких поездок во Францию встречался с О. Контом.

В 1853 г. получил наследство и смог полностью посвятить себя занятиям философией и наукой.

В 1858 г. Спенсер составил план сочинения, ставшего главным трудом его жизни, «Системы синтетической философии», которое должно было включать 10 томов. В серию также вошли: «Принципы биологии», «Принципы психологии», «Принципы социологии», «Принципы этики». Наибольшую научную ценность представляют его исследования по социологии, в том числе два других его трактата: «Социальная статика» и «Социологические исследования», а также восемь томов> содержащие систематизированные социологические данные, «Описательная социология».

Спенсер — основатель «органической школы» в социологии. Общество, с его точки зрения, — это эволюционирующий организм, подобный живому организму. Среди других работ Спенсера — «Человек и государство», «Философия и религия», «Природа и реальность религии», «Надлежащие границы государственной власти», «Образование умственное, моральное и физическое», «Факты и комментарии», «Эссе: научные, политические и философские», «Данные этики», «Справедливость».

В «Автобиографии» перед нами предстает ультраиндивидуалист по характеру и происхождению, человек, отличающийся необычайной самодисциплиной и трудолюбием, однако почти лишенный чувства юмора и романтических устремлений.

Умер Спенсер в Брайтоне 8 декабря 1903 г

Похожие материалы:

tvory.info

СПЕНСЕР ГЕРБЕРТ — Социология.НЭС

СПЕНСЕР (Spencer) Герберт

1820-1903) — британский философ и социолог. С. отличался необыкновенной эрудицией и работоспособностью. Оставленное им наследие огромно. Фундаментальный десятитомный труд, задуманный как энциклопедический синтез всех наук на принципах эволюционизма, был опубликован в 1862-1896. Этот труд включал: «Основные начала» (1862), «Основания биологии» (1864-1867), «Основания психологии» (1870-1872), трехтомный труд «Основания социологии» (1876-1896), «Социология как предмет изучения» (1903), «Основания этики» (1879-1893).

Творчество С. с наибольшей полнотой воплотило основные идеи эволюционизма, оказало большое влияние на интеллектуальную атмосферу той эпохи. Теоретические взгляды С. формировались главным образом под влиянием достижений естественных наук, все чаще обращавшихся к идее эволюции. Так, в частности, С. высоко оценил «Происхождение видов» Ч. Дарвина. Большое влияние на С. оказали также труды А. Смита и Т.Р. Мальтуса , английских утилитаристов, проповедовавших идеи радикального буржуазного либерализма и индивидуализма. Придерживаясь крайней версии либерализма, С. горячо защищал принципы индивидуальной свободы и свободы конкуренции. Всякое вмешательство в естественный ход событий, тем более социальное планирование, по мнению С., приводит лишь к биологическому вырождению, поощрению «худших за счет лучших». С. выступал за ограничение роли государства в общественной жизни вплоть до отказа бедным в помощи или заботе о воспитании детей.

Основные идеи «синтетической философии» С. звучат сейчас как анахронизм, но в свое время они были популярны. Среди эволюционистов лишь С. предпринял попытку создания всеохватывающей философской системы. Фундаментальные положения С. формулирует в терминах механики: вещество, движение, сила. Из этих абсолютно всеобщих положений (закона постоянства вещества и силы) выводится закон эволюции. Идея всеобщей эволюции — центральный пункт мировоззрения С. Все его усилия были направлены на обоснование этой идеи.

Эволюция любого объекта, по С., характеризуется переходом от бессвязности к связности, от однородного к разнородному, от неопределенности к определенности. С. предлагает следующее определение центрального понятия своей философской системы: «Эволюция есть интеграция вещества, которая сопровождается рассеянием движения и в течение которой вещество переходит из состояния неопределенной, бессвязной однородности в состояние определенной связной разнородности, а сохраненное веществом движение претерпевает аналогичное превращение». Предел, за который эволюция не может перейти, — равновесие системы.

В случае нарушения равновесия начинается распад, который со временем переходит в новый эволюционный процесс. Все, что существует, проходит через этот цикл развития и распада.

С. выделяет три вида эволюционных процессов: неорганический, органический и надорганический. Все они подчиняются общим законам. Однако специфические законы высших фаз не могут быть сведены к законам низших фаз. Так, в надорганической эволюции выступают явления, которые не встречаются в неорганическом и органическом мире. Общество — часть природы, и в этом смысле такой же естественный объект, как и любой другой, оно не создано искусственно, в результате «общественного договора» или божественной воли. С. разделяет представления Т. Гоббса о том, что человек в естественном состоянии «в значительной мере антисоциален». Человек становится социальным существом в ходе длительной эволюции первобытных сообществ в надорганические социальные системы. Как и Мальтус, главным фактором социогенеза он считает численный рост популяции, потребовавшийся для выживания и приспособления социальной организации, которая в свою очередь способствовала выработке и развитию социальных чувств, интеллекта, трудовых навыков. Суть и содержание этой естественной эволюции — социализация человека.

Программа социологии С. изложена в «Основаниях социологии». Здесь впервые дано систематическое изложение предмета, задач и проблематики новой общественной науки. Эта книга была переведена на многие языки, способствовала не только разработке, но и пропаганде социологии.

С. уделяет значительное внимание обоснованию самой возможности социологии как науки, подвергает критике многочисленные аргументы ее противников. Социология возможна уже потому, что общество — часть природы и подчиняется закону «естественной причинности». С. опровергает не только теологические представления об обществе, но и теоретиков «свободной воли», философов, приписывавших решающую роль в истории «выдающимся мыслителям», «общественному договору», выдвигавших на первый план субъективные факторы или указывавших на отсутствие повторяемости в общественной жизни. «Конт предлагает описывать необходимую и реальную филиацию идей, — пишет С. — Я предлагаю описывать необходимую и реальную филиацию вещей. Конт претендует на то, чтобы объяснить генезис наших знаний о природе. Моя цель — объяснить… генезис явлений, составляющих природу. Одно субъективно, другое объективно». История, по мнению С., не является продуктом сознательного творчества социальных групп или отдельных личностей, напротив, сама деятельность, ее цели и намерения должны получить естественное обоснование в законах социальной эволюции. Ссылки на неповторимость и уникальность исторических событий опровергаются очевидной статистической регулярностью повседневных поступков людей, к тому же абсолютной повторяемости в мире нет вообще.

Задача социологии, по С., — изучение массовых типичных явлений, социальных фактов, раскрывающих действие всеобщих законов эволюции, процессов, совершающихся независимо от воли отдельных личностей, их индивидуальных свойств и субъективных намерений. Этим социология отличается от истории, которую интересуют конкретные факты. Отрицание социологии, утверждает С., часто происходит от смешений двух групп явлений: массовых, типичных, повторяющихся и индивидуальных, случайных, единичных.

Размышляя о специфике социологии, С. выделяет объективные и субъективные трудности социального познания. Социологические факты нельзя измерить с помощью приборов, наблюдать под микроскопом. Их можно установить лишь опосредованно, путем сравнения множества данных. Социальные факты для С. — это такие явления, в которых проявляются эволюционные процессы, например дифференциация структуры и функций, усложнение политической организации и т.п.

С. не предлагает четких критериев объективности наблюдения в социологии. Обобщая исследовательскую практику, он тщательно перечисляет возможные трудности, растянутость социальных явлений во времени, что затрудняет установление причинно-следственных связей, мифологизацию исторических событий, трудности отделения фактов от оценок свидетелей исторических событий, влияние стереотипов массового сознания, в том числе сословных и классовых предрассудков, чувств, эмоций.

Для понимания спенсеровского определения предмета социологии большое значение имеет его концепция социальных институтов.

С. не дает строгого определения этого центрального понятия своей теоретической системы. Но из контекста его работ следует, что социальные институты — это механизмы самоорганизации совместной жизни людей. Социальные институты обеспечивают превращение асоциального по природе человека в социальное существо, способное к совместным коллективным действиям. Институты возникают в ходе эволюции помимо сознательных намерений или «общественного договора» как ответ на рост численности популяции; согласно общему закону — прирост массы приводит к усложнению структуры и дифференциации функций. Социальные институты — органы самоорганизации и управления, а так как основное свойство любого организма — взаимодействие его частей, то главная задача социологии состоит в изучении синхронного взаимодействия социальных институтов. Идея социальных институтов как структурных элементов общества оформилась задолго до С., но он превратил ее в целостную концепцию, оказавшую значительное влияние на развитие проблематики и методов социологии.

Как и Конт, С. начинает с семьи, брака, проблем воспитания (домашние институты), воспроизводит этапы эволюции семьи от неупорядоченных отношений между полами до моногамии, раскрывает взаимосвязь между типом общества и типом семьи, исследует изменения внутрисемейных отношений, происходящие под влиянием социального прогресса.

Следующий тип социальных институтов С. обозначил как обрядовые, или церемониальные. Последние призваны регулировать повседневное поведение людей, устанавливая обычаи, обряды, этикет и т.п. Обрядовые институты возникают раньше других и продолжают действовать в любом обществе как необходимый элемент социальной организации, особое и часто гипертрофированное развитие они получают в милитаризованном обществе.

Третий тип институтов — политические. Их появление С. связывал с переносом внутригрупповых конфликтов на сферу конфликтов между группами. Он был убежден в том, что конфликты и войны сыграли решающую роль в становлении политической организации и классовой структуры общества. Классы возникли не в результате завоевания одних народов другими, а как следствие подчинения внутренней организации общества задачам войны. Война разделила первобытные группы на вождей (руководителей) и пассивных исполнителей их воли, на воинов и крестьян, способствовала росту имущественного неравенства, потребовала создания политических институтов, т.е. центральных органов власти, армии, полиции, суда и т.п. На основе традиции формировалось право, укрепление института собственности привело к появлению налоговой системы. Общность функций, которые выполняет любая политическая организация, порождает сходство социального устройства различных обществ. Война и труд — те силы, которые создают государство, причем на начальных этапах роль насилия и военных конфликтов была решающей, так как потребность обороны или завоевания больше всего сплачивают и дисциплинируют общество. В последующем объединяющей силой становятся общественное производство, разделение труда, прямое насилие уступает место внутреннему самоограничению. С. был сторонником ограничения роли государства в современном обществе, поскольку сильное государство неизбежно ведет к ограничению индивидуальной свободы. Еще в своей ранней работе «Социальная статика» он сформулировал закон «равной свободы», согласно которому каждый человек свободен делать все, что он хочет, если он не нарушает равной свободы другого человека. Свобода, по С., ограничивается не государственным принуждением, а свободой другого человека.

Следующий тип — церковные институты, обеспечивающие интеграцию общества. Речь идет не о религиозных институтах, а именно о церкви. Функции духовенства восходят к действиям шаманов и колдунов. Появлению касты жрецов способствовали войны. Постепенно эта каста создает организацию, контролирующую определенные сферы общественной жизни, поддерживая традиции, обычаи, верования.

Завершают типологию С. профессиональные промышленные институты, возникающие на основе разделения труда. Первые (гильдии, цеха, профессиональные союзы) консолидируют группы людей по профессиональным занятиям, вторые поддерживают производственную структуру общества. Значение этих институтов возрастает по мере перехода от военизированных обществ к индустриальным. Промышленные институты принимают на себя все большую часть общественных функций, регулируют трудовые отношения. С. был воинствующим противником социализма. Попытки глобального планирования он называл «социалистической химерой». Социальный прогресс предполагает, по С., постепенное совершенствование человеческой природы, в то время как социализм требует от людей невозможного и приводит лишь к еще большему социальному неравенству. Тем не менее, считает С., европейская цивилизация будет вынуждена пройти через очищающую школу социализма.

Теория социальных институтов С. представляла попытку системного исследования общества. Все институты общества составляют единое целое, функционирование каждого из них зависит от всех других и от четкого разделения сфер влияния и ответственности. В любом обществе имеется определенный уровень согласованности в деятельности основных институтов, в противном случае начинается регресс или распад «социального организма». Каждый социальный институт призван удовлетворять определенную общественную потребность и не подменять другие институты. Расширение полномочий государства, по мнению С., потому и опасно, что подрывает естественное разделение функций между институтами общества, нарушает состояние равновесия в «социальном организме».

Концепция институтов воспроизводит образ общества по аналогии с биологическим организмом. С., по-видимому, осознавал условность такой аналогии, но постоянно пользовался сравнениями типа: «кровяные частицы уподобляются деньгам», «различные части социального организма, подобно различным частям индивидуального организма, борются между собой за пищу и получают большее или меньшее количество ее, смотря по большей или меньшей своей деятельности».

С. подчеркивал не столько материальное сходство, сколько сходство принципов системной организации, стремился соединить организм, растворяющий индивида в обществе, со своим крайним индивидуализмом буржуазного либерала. Это противоречие было источником всех его теоретических трудностей и компромиссов. С. склонялся к признанию общества как особого бытия, указывал на то, что основные его свойства воспроизводятся во времени и пространстве, несмотря на смену поколений.

Он потратил много усилий, определяя специфические черты «социального организма» и выявляя общие системные принципы, делающие его похожим на биологические системы:

1. Общество, как и биологический организм, наращивает массу (численность населения, материальные ресурсы и др.).

2. Как и в случае биологической эволюции, рост массы приводит к усложнению структуры.

3. Усложнение структуры сопровождается дифференциацией функций, выполняемых отдельными частями.

4. В обоих случаях имеет место постепенное усиление взаимозависимости и взаимодействия частей.

5. Как и в биологических организмах, целое всегда более устойчиво, чем отдельные части, стабильность обеспечивается сохранением функций и структур.

С. не только уподоблял общество организму, но и свою биологию наполнял социологическими аналогиями. Пытаясь избежать грубого редукционизма, к которому так склонны были многие эволюционисты, С. использует термин «надорганизм», подчеркивает автономию индивида, в отличие от Конта С. резко критикует органицизм, обращает внимание на существенные различия социального и биологического организма:

1. В отличие от биологического организма, образующего «тело», имеющего конкретную форму, элементы общества рассеяны в пространстве и обладают значительно большей автономией.

2. Эта пространственная рассеянность элементов делает необходимой символическую коммуникацию.

3. В обществе нет единого органа, концентрирующего способность чувствовать и мыслить.

4. Общество отличает пространственная мобильность элементов структуры

5. Но главное в том, что в биологическом организме части служат для целого, в то время как в обществе целое существует ради частей. Общество, по С., существует для блага своих членов, а не члены его существуют для блага общества.

Особенность органицизма С. состояла в том, что он пытался сохранить за индивидом автономию, не поглощая человека системой. «Это объединение органицизма с номинализмом составляло наибольшую теоретическую трудность социологии С. В его социологии содержалась дилемма, которая в последующем привела к формированию противоположных ориентации — Г. Тарда и Э. Дюркгейма . С одной стороны. С. утверждал номиналистический тезис о том, что свойства социального целого выводятся из свойств составляющих его частей. С другой — что… «когда общество достигает определенной величины и высокого уровня организации, оно приобретает такую независимость от индивидуальных усилий, что приобретает свой собственный характер».

С. не вполне осознавал, что утилитаристская антропология не согласуется с органицизмом. Он предлагал компромиссное решение: на ранних этапах эволюции природная конституция человека определяет свойства социального агрегата, в последующем решающую роль в социальной эволюции играют свойства целого. Проблема отношений индивида и общества решалась ссылкой на их взаимодействие. Во времена С. трудно было предложить более конкретное решение проблемы, так как социальная психология как наука еще не существовала.

С. критиковал упрощенные однолинейные схемы развития, но как и другие эволюционисты, главной задачей считал исследование этапов развития общества. Методология С. включает классификацию и типологию эволюционных процессов. Классификация располагает все общество по шкале сложности структуры и функциональной организации от «малого простого агрегата» до «большого агрегата». На начальном этапе общество характеризуется преобладанием непосредственных связей между индивидами, отсутствием специальных органов управления и т.д. По мере развития формируется сложная структура, социальная иерархия; включение индивида в общество опосредовано принадлежностью к меньшим общностям (род, каста и др.).

Типология основана на конструировании двух полярных идеальных типов (моделей), с помощью которых выясняются направленность и этапы эволюции, в определенной мере решается проблема предпочтительного типа развития. С. выделяет два типа обществ: военные и промышленные. Военный и промышленный типы общества С. характеризует прямо противоположными социальными свойствами. Зная социальную структуру, формы политического устройства, особенности социальной организации общества военного типа, можно прогнозировать соответствующие характеристики будущего промышленного общества. Разработанная С. типология обществ менее известна, чем его теория эволюции. Между тем в творческом наследии С. она представляет наибольший исторический интерес. По глубине теоретической проработки типология С. уступала разве что известной типологии А. Токвиля , делившего общества на аристократические и демократические.

С. использует популярную в первой половине 19 в. оппозицию социального организма и социального механизма, правда в обратном порядке. Содержание исторического процесса, таким образом, описывается как постепенный переход от механического принуждения к органическому объединению на основе общности интересов. Военное общество подчиняет внутреннюю организацию целям борьбы за выживание или агрессии. Классическим примером такого общества С. считает Спарту. Для военного общества характерны доминирование коллективных целей над индивидуальными, жесткая организация и система принуждения, иерархическая структура управления, господство военной касты, наследование власти, высокий уровень сплоченности, дисциплины, религиозность сознания и др. Военные институты распространяют влияние на все сферы общественной жизни, поощряют воспитание патриотизма, лояльности, конформизма, готовности к самопожертвованию. Военизированные общества создают эффективно функционирующую систему, которая, однако, мало приспособлена к социальным изменениям. Такие общества консервативны, и в этом главная причина гибели могущественных милитаристских государств и империй.

Промышленное общество характеризуется противоположными признаками. Реально такие общества только начинают формироваться (Англия и др.), но многие их черты можно предсказать. С. рисует картину будущего промышленного общества, впечатляющую глубиной научного предвидения. В новом обществе управление децентрализованно и строится на принципах самоорганизации и самоуправления, широкое распространение получают различные неформальные объединения, подчинение индивида государству заменяется охраной прав человека, позитивное управление уступит место негативному (по принципу «все, что не запрещено, разрешено»), единство идеологии сменится плюрализмом, вознаграждаться будет не должность, а труд, общества станут открытыми для международного сотрудничества, восприимчивыми к инновациям, сословное право сменится гражданским, сфера общественного контроля будет ограничена, а область частной жизни станет шире и др.

Социальные мыслители 19 ст. остро ощущали свое время как исторический переход к новой цивилизации, пытались предугадать облик будущего общества. Социальный прогресс обычно связывался с переменами в общественном сознании. С., напротив, акцентировал внимание на объективных факторах общественного развития. Предложенная им типология обществ выходила за рамки эволюционистского стиля мышления. Отсюда ее меньшая известность по сравнению с популярными идеями «синтетической философии».

В своих попытках раскрыть движущие силы социальной эволюции С. так и не смог преодолеть дилемму номинализма и реализма. С одной стороны, он постоянно подчеркивал важную роль «человеческой натуры», с другой — также ссылался на действие надындивидуальных сил, «социального организма», «искусственной среды». В итоге концепция факторов эволюции С. отличалась крайним эклектизмом и послужила источником развития прямо противоположных социологических направлений.

Совокупность факторов эволюции С. делит на «первичные» и «вторичные». К первым относит факторы географической среды, биологическую и психическую конституции индивида. Ко вторым — то, что Г.Ф.Г. Гегель назвал «второй природой». Хотя действие привычных факторов сохраняется на протяжении всей эволюции общества, в ходе ее продвижения возрастает и становится решающей роль «второй природы», т. е. культуры. К первичным (природным) свойствам человека добавляются качества, связанные с участием в общественной жизни. Однако эта плодотворная идея не получила развития, так как противоречила антиисторическим установкам эволюционизма, в соответствии с которыми истории как таковой не существует вообще, а есть лишь логика вечных законов эволюции, не допускающих волевого вмешательства.

Философская система С. оказалась слишком тесно связанной с духовной и интеллектуальной атмосферой викторианской эпохи. Другой причиной падения популярности С. явилось то, что созданная им интеллектуальная конструкция была последней попыткой создания всеохватывающей философской системы. Эта форма интеллектуального творчества окончательно изжила себя к концу 19 в. Социальная почва, на которой вырастали такие системы, исчезла вместе с развитием науки и индустриального способа производства. С. опирался на огромный фактический материал, большая часть которого быстро устаревала. Тем не менее стремление С. выйти за рамки абстрактных рассуждений по поводу общества, широко использовать данные общественных и естественных наук способствовали формированию новых стандартов научной деятельности в социологии. С. был последователем Конта, но его учение принципиально отличалось ориентацией на индивидуализм и социологический номинализм. В социологии С. гораздо сильнее выражена натуралистическая тенденция. Вся его теоретическая система была насыщена внутренними противоречиями.

Социология С. была подвергнута острой критике, что не составило труда, поскольку вся система опиралась на общий принцип эволюционизма. С опровержением этого принципа рушилась вся теоретическая конструкция. В истории социологии творческое наследие С. часто оценивается односторонне. Однако в отличие от многих эволюционистов С. никогда не придерживался крайних биологизаторских трактовок общественных явлений. Большое значение имели разработанные им принципы системного анализа общества, несмотря на несовершенный понятийный аппарат. С. способствовал росту интереса к исследованиям первобытного общества, исследованию истории социальных институтов и развития культуры. В современной западной социологии отношение к С. неоднозначное. В основном принципы классического эволюционизма оцениваются отрицательно. Но с ростом интереса к проблемам социального развития возрождается интерес и к самой идее социальной эволюции, к творческому наследию С., что нашло выражение в формировании особого направления «неоэволюционизма» (Дж. Стюард, Дм. Шимкин, Л. Чайм, Т. Чайхд и др.).

Начиная с 1950-х вместе с развитием системных методов и возникновением неоэволюционизма интерес к творчеству С. и других эволюционистов стал возрастать. Историческая справедливость требует признать, что классический эволюционизм оказал значительное влияние на духовную и научную жизнь своей эпохи, способствовал введению в общественные науки проблематики социальных изменений, сближению общественных и естественных наук, приданию социологии статуса науки, стимулировал развитие целого ряда социологических школ и направлений. Наряду с марксизмом это был первый опыт сочетания историко-эволюционного и структурно-функционального подходов к анализу общественных явлений.

А.П. Лимаренко

Оцените определение:

Источник: Социология: энциклопедия

voluntary.ru