Специфика христианских мусульманских и буддийских храмов – Описание специфики и стилей Христианского и буддийского храма

Опишите специфику христианских, мусульманских и буддийских храмов. …

Синтез  искусств  —  это  соединение нескольких  разных  видов  искусства в  художественное  целое,  сотворение оригинального  художественного  явления.  Синтез  искусств  можно  найти в  разных  сферах  художественной  деятельности.  С  древних  времен  известен  синтез  архитектуры,  декоративноприкладных  и  монументальных  искусств,  скульптуры  и  живописи.

Возникновение, развитие и сущест вование  искусства  разных  народов мира  обладает  удивительным  сходст вом.  Это  свидетельствует  об  общечеловеческих  законах  искусства, которые  находят  свое  воплощение  в обрядах,  верованиях,  религиозных ритуалах.  В  архитектуре,  оформлении  храмов,  музыкальном  сопровождении  богослужения  отразились представления  человека  о  мире,  мироощущение  эпохи  и  народа,  их  создавших.

Храмы  —  это  культовые  постройки,  которые  воплощают  образ  мироустройства  в  той  или  иной  религии (христианство,  буддизм,  ислам),  ее основные  ценности. 

 
Храм  есть  как  бы земное  жилище  неземного  и  вездесущего Бога, место обретения Бога через молитву,  место  единения  с  Богом  через  таинство,  место  спасения  души. . .

Земной  храм  является  образом Храма  вышнего,  земным  жилищем Бога.  Поэтому  образ  Храма  содержит в  себе  выходящую  за  пределы  человеческого сознания идею Божественного и  в  то же  время  вбирает  все  представления  о  мироустройстве.  В  Храме  человек  ищет  убежище  от  мирской  суеты. Обращаясь  в молитвенном порыве к  Богу,  осознает  единство  земного  и небесного.

Певучесть Слова, строгие лики древних икон, величественная архитектура церквей  и  храмов, монументальность фресок,  сдержанная  пластика  скульптур,  звучащая  церковная  музыка  с ее строгими  и  возвышенными  мелодиями, предметы декоративно-прикладного искусства — все это вызывает высокие  нравственные  чувства,  раздумья  о жизни  и  смерти,  грехе  и  раскаянии, рождает  стремление  к  истине  и  идеалу.  Религиозное  искусство  обращается к таким человеческим чувствам, как сострадание и  сочувствие,  умиление и покой,  просветленная  радость  и  одухотворение.

В  православном  храме  для  молящихся отводится основное помещение храма, включающее подкупольное пространство.  Алтарная  часть  —  для  божественной  сверхреальности.  Зримым напоминанием  о  Боге  и  призывом  к Нему  является  икона.  Строгие  одноголосные  напевы  в  древности  были созвучны  ликам  святых,  представленным  на  иконах,  в  мозаиках,  фресках. В  XVIII  в.  их  сменили  многоголосные концертные  композиции,  символизирующие  могущество  и  единение  светского и церковного начал,  как основы государственности  России.

Золотой  фон  словно  уносит  фигуры  святых  в  недосягаемые  светящиеся  сферы.  Интенсивные  красочные пятна  в  мозаиках  придают  выразительность образам святых и реальных людей.  Сияние  огромного  количества  лампад  и  свечей,  пение  искусных и  подготовленных  певцов  усиливают благолепие  службы.  Но  внутреннее, душевно-духовное  наполнение  обряда  молитвой  есть  дело  находящихся в  храме  людей.

Грандиозность  и  величественность архитектурного образа католического собора  звучит  особенно  возвышенно в  светлом,  взлетающем  пространстве интерьера.  Мощным  потоком  вверх устремляются  все  элементы  декора: тонкие,  изящные  столбы,  колонны, стрельчатые арки. Огромные  ажурные окна  с  цветными  стеклами  —  витражами  —  делают  прозрачной  и  легкой преграду  между  интерьером  собора и  внешним  миром.  Льющийся  через стекла  витражей  цветной  таинственный  свет,  создавая  в  храме  необычную  цветовую  среду,  отличную  от внешнего  мира,  символизирует  свет христианского  познания. 

Архитектура,  скульптура,  живопись, таинство литургического действа в православном  храме соотносятся  с  хоровым  пением  без  сопровождения  (акапелла).  В  католическом  —  не  только  с пением,  но  и  со  звучанием  органа. 

Мусульманский  храм  (мечеть)  своим  великим  куполом  символизирует единого  Бога  (Аллаха)  и  минаретом (башня  около  мечети)  —  его  пророка  (Магомета).  Мусульманская мечеть включает  в  себя  два  соразмерных пространства  —  открытый  двор  и  затененный  молитвенный  зал.

Главные  архитектурные  элементы мечети  послужили  основой  для  формирования  мусульманских  понятий  о красоте.  Огромный  купол,  парящий над  мечетью,  так же  как  и  архитектурные  «сталактиты» —  ниши,  нависающие  друг над  другом,  создают иллюзию  бесконечного  и  непостижимого неба  и  символизируют  божественную совершенную  красоту,  а  минарет  — божественное  величие.  На  стенах  мечети  размещаются  декоративно  оформленные  изречения  из  Корана.

В  религиозной  культуре  ислама  из всех видов искусств преимущество получили  архитектура  (дворцы,  мечети) и поэзия, звучащая под аккомпанемент струнных инструментов. Изображение божества  и  любого  живого  существа считалось святотатством.  Поэтому  художественный  стиль  ислама  —  декоративный,  орнаментальный.

Бесконечный  по  своей  природе орнамент  служит  способом  художественного  выражения  исламского  мироощущения.  Именно  орнамент  строится  на  ритмическом  повторении  основных  мотивов.  А  в  мусульманстве повторение  считается  одним  из  надежных  способов  постижения истины и  выражения  преданности  Аллаху

klassgdz.ru

Опишите специфику христианских, мусульманских и буддийски… -www.lean-academy.ru

Гость

Синтез  искусств  —  это  соединение нескольких  разных  видов  искусства в  художественное  целое,  сотворение оригинального  художественного  явления.  Синтез  искусств  можно  найти в  разных  сферах  художественной  деятельности.  С  древних  времен  известен  синтез  архитектуры,  декоративноприкладных  и  монументальных  искусств,  скульптуры  и  живописи.

Возникновение, развитие и сущест вование  искусства  разных  народов мира  обладает  удивительным  сходст вом.  Это  свидетельствует  об  общечеловеческих  законах  искусства, которые  находят  свое  воплощение  в обрядах,  верованиях,  религиозных ритуалах.  В  архитектуре,  оформлении  храмов,  музыкальном  сопровождении  богослужения  отразились представления  человека  о  мире,  мироощущение  эпохи  и  народа,  их  создавших.

Храмы  —  это  культовые  постройки,  которые  воплощают  образ  мироустройства  в  той  или  иной  религии (христианство,  буддизм,  ислам),  ее основные  ценности. 

 
Храм  есть  как  бы земное  жилище  неземного  и  вездесущего Бога, место обретения Бога через молитву,  место  единения  с  Богом  через  таинство,  место  спасения  души. . .

Земной  храм  является  образом Храма  вышнего,  земным  жилищем Бога.  Поэтому  образ  Храма  содержит в  себе  выходящую  за  пределы  человеческого сознания идею Божественного и  в  то же  время  вбирает  все  представления  о  мироустройстве.  В  Храме  человек  ищет  убежище  от  мирской  суеты. Обращаясь  в молитвенном порыве к  Богу,  осознает  единство  земного  и небесного.

Певучесть Слова, строгие лики древних икон, величественная архитектура церквей  и  храмов, монументальность фресок,  сдержанная  пластика  скульптур,  звучащая  церковная  музыка  с ее строгими  и  возвышенными  мелодиями, предметы декоративно-прикладного искусства — все это вызывает высокие  нравственные  чувства,  раздумья  о жизни  и  смерти,  грехе  и  раскаянии, рождает  стремление  к  истине  и  идеалу.  Религиозное  искусство  обращается к таким человеческим чувствам, как сострадание и  сочувствие,  умиление и покой,  просветленная  радость  и  одухотворение.

В  православном  храме  для  молящихся отводится основное помещение храма, включающее подкупольное пространство.  Алтарная  часть  —  для  божественной  сверхреальности.  Зримым напоминанием  о  Боге  и  призывом  к Нему  является  икона.  Строгие  одноголосные  напевы  в  древности  были созвучны  ликам  святых,  представленным  на  иконах,  в  мозаиках,  фресках. В  XVIII  в.  их  сменили  многоголосные концертные  композиции,  символизирующие  могущество  и  единение  светского и церковного начал,  как основы государственности  России.

Золотой  фон  словно  уносит  фигуры  святых  в  недосягаемые  светящиеся  сферы.  Интенсивные  красочные пятна  в  мозаиках  придают  выразительность образам святых и реальных людей.  Сияние  огромного  количества  лампад  и  свечей,  пение  искусных и  подготовленных  певцов  усиливают благолепие  службы.  Но  внутреннее, душевно-духовное  наполнение  обряда  молитвой  есть  дело  находящихся в  храме  людей.

Грандиозность  и  величественность архитектурного образа католического собора  звучит  особенно  возвышенно в  светлом,  взлетающем  пространстве интерьера.  Мощным  потоком  вверх устремляются  все  элементы  декора: тонкие,  изящные  столбы,  колонны, стрельчатые арки. Огромные  ажурные окна  с  цветными  стеклами  —  витражами  —  делают  прозрачной  и  легкой преграду  между  интерьером  собора и  внешним  миром.  Льющийся  через стекла  витражей  цветной  таинственный  свет,  создавая  в  храме  необычную  цветовую  среду,  отличную  от внешнего  мира,  символизирует  свет христианского  познания. 

Архитектура,  скульптура,  живопись, таинство литургического действа в православном  храме соотносятся  с  хоровым  пением  без  сопровождения  (акапелла).  В  католическом  —  не  только  с пением,  но  и  со  звучанием  органа. 

Мусульманский  храм  (мечеть)  своим  великим  куполом  символизирует единого  Бога  (Аллаха)  и  минаретом (башня  около  мечети)  —  его  пророка  (Магомета).  Мусульманская мечеть включает  в  себя  два  соразмерных пространства  —  открытый  двор  и  затененный  молитвенный  зал.

Главные  архитектурные  элементы мечети  послужили  основой  для  формирования  мусульманских  понятий  о красоте.  Огромный  купол,  парящий над  мечетью,  так же  как  и  архитектурные  «сталактиты» —  ниши,  нависающие  друг над  другом,  создают иллюзию  бесконечного  и  непостижимого неба  и  символизируют  божественную совершенную  красоту,  а  минарет  — божественное  величие.  На  стенах  мечети  размещаются  декоративно  оформленные  изречения  из  Корана.

В  религиозной  культуре  ислама  из всех видов искусств преимущество получили  архитектура  (дворцы,  мечети) и поэзия, звучащая под аккомпанемент струнных инструментов. Изображение божества  и  любого  живого  существа считалось святотатством.  Поэтому  художественный  стиль  ислама  —  декоративный,  орнаментальный.

Бесконечный  по  своей  природе орнамент  служит  способом  художественного  выражения  исламского  мироощущения.  Именно  орнамент  строится  на  ритмическом  повторении  основных  мотивов.  А  в  мусульманстве повторение  считается  одним  из  надежных  способов  постижения истины и  выражения  преданности  Аллаху

Ответ ни кто не комментировал

www.lean-academy.ru

Особенности буддийских храмов — как они выглядят и что внутри

Здравствуйте, уважаемые читатели! В этот раз поговорим о буддийских культовых заведениях разных направлений. Каковы же особенности буддийских храмов?

Пропитанные историей, интригующие, с впечатляющими архитектурными изысками и резными рельефами, многие храмы – это настоящие чудеса для исследования.

Обычно умиротворённое и безмолвное, блуждание по  территории храма, погрузившись в свои собственные мысли – это незабываемый опыт, вне зависимости от религиозных предпочтений.

Содержание:
Правила поведения
Что означают названия
Внешнее и внутреннее устройство
Заключение

Правила поведения

Азиатские буддийские храмы живут в двух реальностях: они являются священным местом поклонения и туристической достопримечательностью. Во время путешествия туристы посещают, как минимум, один, а то и несколько храмов.

Путешествующие подчас допускают характерные бестактности по отношению к послушникам и их святыням: приходят с оголёнными ногами и плечами, хвастаются тату с Буддой, взбираются в обуви на пагоды и т. д.

Но тех из них, кто следует простым, легко запоминаемым правилам, приветливо встречают в святилищах. Нужно лишь проявлять уважение:

  • Выключить мобильный телефон
  • Вытащить из ушей наушники
  • Говорить тише
  • Избегать ненужных разговоров
  • Снимать головной убор и обувь
  • Не курить
  • Не употреблять жевательную резинку

Ведь они ступают на действительно священную территорию, куда местные приходят пообщаться с божественным. Любой намёк на неуважение может причинить им глубокую обиду.

Обувь следует всегда снимать и оставлять снаружи главной территории поклонения. Где это сделать, подскажет сложенная обувь других посетителей. В некоторых буддийских странах это закон, за несоблюдение которого могут арестовать.

Плечи должны быть прикрыты, брюки – быть длинными. В некоторых храмах на входе предложат за небольшую плату саронг или другую накидку, если служитель посчитает одежду недостаточно закрытой.

В других местах проявляют бо̒льшую снисходительность. Но скромность в любом случае оценят.

Внутри никогда не следует касаться, сидеть рядом, взбираться на статую Будды или возвышение. Нужно получить разрешение фотографировать и никогда этого не делать во время поклонения.

Выходя, нужно пятиться лицом к Будде и лишь затем повернуться к нему спиной.

Крайней грубостью считается показывать пальцем на убранство помещения или людей. Указывать на что-то можно правой рукой ладонью вверх.

Сидя, не следует протягивать ноги в направлении людей или будд. Если в это время войдёт монах, нужно встать, чтобы выразить уважение, и подождать, пока он закончит простирания, и тогда только снова сесть.

Монахи – это дружелюбнейшие люди. Когда вы видите их подметающими у входа, знайте, что они больше беспокоятся, чтобы кто-то из входящих не наступил случайно на насекомое, чем о чистоте.

Они не едят после полудня. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы не есть в их присутствии. Если монах сидит, нужно тоже присесть, прежде чем начать разговор, чтобы не быть его выше. Давать ему и брать у него что-то можно только правой рукой.

Для женщин правила ещё суровее. В этих краях не принято, чтобы женщина касалась или вручала что-нибудь послушнику. Даже случайное касание рясы приведёт к тому, что ему нужно будет поститься и выполнять очищающий ритуал.

Если нужно сделать пожертвование, деньги передаются мужчине. Только он может отдать их члену монашеской общины.

И напоследок несколько советов, которые покажут, что вы изучали обычаи буддистов перед визитом сюда:

  • Подходя к алтарю, ступайте сначала левой ногой, а отходя — правой.
  • Традиционное приветствие – сложить руки в молитвенном жесте перед грудью и слегка поклониться. Чтобы выразить глубокое уважение членам общины, руки поднимают выше, на уровне лба.
  • Почти возле каждого храма есть металлический ящик для пожертвований. Они поддерживают работу святилища, особенно малобюджетного. После визита жертвуйте сюда около доллара.

Что означают названия

Буддийские храмы называются «дацан», но могут иметь в названии имя собственное в сочетании со словами «тэра», «дэра», «гаран», «дзи». Каждое из этих слов указывает либо на географическое положение, либо на имя жертвователя, на прославление определённого божества или рода.

Внешнее и внутреннее устройство

Храм, как правило, является комплексной постройкой. Дацан наглухо отгораживается от внешнего мира прочным забором, с южной стороны которого располагаются ворота.

Они бывают внешние и внутренние, защищаемые изображениями или статуями животных, свирепых божеств и воинов, чтобы отогнать злых духов.

Постройки могут быть в несколько этажей со скошенными крышами. Их поддерживают тщательно украшенные карнизы с живописной росписью.

Внутри главного зала – кодо – вдоль стен есть особые устройства – молитвенные барабаны, которые непрерывно вращаются.

Туда можно положить свою молитву на листочке. Считается, что она будет прочитана столько раз, сколько оборотов совершит барабан. В храме перемещаются по часовой стрелке. В прямоугольном помещение алтарь находится напротив входа.

Центральное место на нём занимает Будда, окружённый дымящимися благовониями, зажжёнными свечами, образами других знаменитых будд, бодхисаттв и дэвов, подношениями. Как выглядит Учитель, зависит от течения, которому принадлежит храм.

На алтаре есть ящички, в которых хранятся старые священные описания. Для поклоняющихся и монахов в кодо тоже отведено пространство.

Танки на стенах изображают божества. Они выполнены в ярких тонах на шёлковой основе.

Центральный зал часто соединён с лекционным, где послушники собираются, чтобы изучать и декламировать сутры, слушать музыку для медитаций. В других зданиях комплекса располагаются библиотека, жилье членов общины, их столовая.

Структура дацана всегда отражает «три драгоценности» буддиста: Будду, закон и общину его учеников.

При входе нужно мысленно поздороваться с божествами и затем, подходя к интересующему образу, складывать руки в молитвенном жесте и кланяться по желанию столько раз, чтобы число поклонов было кратно трём.

При этом, поднося руки ко лбу, просить ясного разума, ко рту – совершенной речи, к груди – любви ко всему живому. Во время посещения нужно позитивно настроиться и усиленно желать избавления от страданий всем в этом нуждающимся.

Заключение

Поклонение Будде стирает грани между мирянами и членами монашеской общины и является основой для единения всех буддистов и укрепления духовных связей между ними.

На этом мы прощаемся с вами. Если вы узнали что-то новое для себя – поделитесь этой статьей в социальных сетях.

o-buddizme.ru

Как устроены мусульманские храмы

Мусульманские храмы называются мечетями, а строятся они по определенным правилам. Во-первых, здание должно быть ориентировано строго на Восток, то есть на святое для всех мусульман место – Мекку. Во-вторых, обязательным элементом любой мечети является минарет – высокая и узкая пристройка чаще всего цилиндрической или прямоугольной формы. Таких архитектурных элементов в мечети может быть от одного до девяти. Именно из этого помещения муэдзин призывает верующих к молитве.

Практически все мусульманские храмы оборудованы двором. Здесь по традиции должен быть устроен фонтан, колодец или любое приспособление, предназначенное для омовений. Согласно мусульманским обычаям, входить грязным на молитву в храм нельзя. Во дворе также находятся хозяйственные постройки. Медресе отличается от мечети тем, что во дворе могут быть оборудованы помещения для семинаристов. Современные храмы, конечно же, имеют достаточно скромную архитектуру. Однако если посмотреть на старые великолепные мусульманские мечети, можно заметить, что раньше дворы часто обносили колоннами, даже устраивали по периметру галереи.

Здание мечети венчает купол, украшенный полумесяцем.

Это особенности мусульманского храма в плане экстерьера. Внутри же здание делится в наше время на две половины – мужскую и женскую. На восточной стене молитвенной комнаты в обязательном порядке устраивается михраб – специальная ниша. Справа от него располагается особая кафедра, с которой имам читает свои проповеди верующим. Во время молитвы старые люди стоят к нему ближе всего. За ними – люди среднего возраста. И в самых последних рядах – молодежь.

Изображения людей и животных в исламе запрещены. Поэтому, конечно же, никаких икон в молитвенной комнате либо где-нибудь еще нет. В наше время стены обычно украшаются арабскими письменами – строками из Корана. Очень часто для оформления мечетей используются также фрактальные или растительные орнаменты. Они могут быть выполнены как снаружи здания, так и изнутри. Мусульманские храмы отделываются обычно в традиционных синем и красном цветах. Кроме того, в орнаментах можно часто наблюдать вкрапления белого и золотистого.

Замечательным примером исламской архитектуры можно считать, к примеру, Тадж-Махал в Агре. Это очень красивое здание, которое считается общемировой жемчужиной культуры. Построен этот мусульманский храм, фото которого вы можете видеть в самом верху страницы, Шахом Джахадом в честь своей жены. Женщину звали Мумтаз-Махал (отсюда и слегка переиначенное название храма), а умерла она при родах. В храме имеются две гробницы – жены шаха и его собственная.

На втором фото — мечеть Султана Ахмета, находящаяся в Стамбуле. Отличительной особенностью турецких мусульманских храмов можно назвать особую форму купола – более пологую, чем в мечетях других стран. На третьей фотографии — мечеть Султана Ахмета изнутри. Довольно часто мусульмане приспосабливали под собственные храмы церкви покоренных народов. Примером тому может служить самый значимый памятник раннехристианской культуры — София Константинопольская, к которой турками были пристроены минареты.

Таким образом, отличительной особенностью таких зданий, как мусульманские храмы, можно назвать купол и наличие двора. Кроме того, обязательными архитектурными элементами являются минареты, михраб и кафедра.

fb.ru

Храмовая архитектура — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Мечеть Укба, 670 год, не перестраивалась с 9 века.[1] Наследие Юнеско в Тунисе

Храмовая архитектура (а также сакральная архитектура) — архитектура, занимающаяся проектированием и сооружением мест поклонения и священных культовых объектов, таких, как церкви, мечети, ступы, синагоги, и др. Многие цивилизации древности вкладывали большие средства и усилия в сакральную архитектуру, многие древние пирамиды и храмы сохранились до наших дней. Религиозные и священные постройки являются одними из самых впечатляющих, созданных человечеством.

До появления современных небоскрёбов культовые и религиозные постройки обычно были самыми крупными и выдающимися из всех строений. Несмотря на то, что стиль сакральной архитектуры менялся со временем, выражая общие тенденции в архитектуре, тем не менее, он был и остаётся неповторимым и отличается от стиля постройки других сооружений.

Научная дисциплина история архитектуры занимается тщательным изучением сакральной архитектуры начиная с древности и как минимум до эпохи барокко. Сакральная геометрия, иконопись, сложная символика знаков и орнаментов являются неотъемлемыми чертами сакральной архитектуры.

ru.wikipedia.org

О буддийском храме, о его назначении и характерных особенностях

Буддийский храм

Вы узнаете

О буддийском храме, о его назначении и характерных особенностях

О внутреннем убранстве и правилах поведения в буддийском храме

Основные понятия

Храм Дацан

В буддизме священные храмы называются «дацаны». Дацаны включают в себя культовые сооружения (скульптуры божеств, ступы, молитвенные барабаны – хурдэ) и хозяйственные постройки, а также домики, в которых живут монахи и послушники.

Буддисты ходят в дацаны для того чтобы помолиться, поклониться божествам, попросить совета у ламы, получить ответы на свои вопросы у ламы-астролога. В мирной атмосфере дацана человек очищается, становится мудрее.

Отличительными особенностями буддийских храмов являются многоуровневые крыши, свисающие карнизы, позолоченные столбы и деревянные украшения в виде мифических животных.

У стен буддийских храмов стоят длинные ряды вращающихся на вертикальной оси молитвенных барабанов, внутри которых листы с молитвами. Многократное прокручивание молитвенных барабанов молящимися заменяет чтение ими молитвы: сколько раз прокрутили барабан, столько раз буддист «прочитал» молитву. Крутить барабан можно только правой рукой, поскольку левая рука считается нечистой. Торжественный обход вокруг храма (ступы) совершают так, чтобы он находился по правую руку, т.е. обход делают по часовой стрелке.

Внутри буддийский храм представляет собой квадратное помещение с алтарной частью, расположенной напротив входа. В центре алтарной части на помосте размещается статуя Будды, по его сторонам сидят меньшие по размеру святые и бодхисаттвы. На помосте перед статуями располагаются масляные светильники и различные дары верующих. На стены вывешиваются «танки» – изображения божеств, нарисованные на шелковых тканях красочных цветов.

Правила поведения буддистов в храме. Заходя на территорию дацана буддист должен снять головной убор. Вести себя в храме ему следует тихо и скромно, отключить сотовые телефоны. Нельзя громко разговаривать, смеяться, показывать в сторону божеств пальцами, раздражаться, злиться, держать руки в карманах. Необходимо стараться думать только о хорошем, желать добра всем живым существам.

Войдя в дацан, молящийся мысленно должен вежливо поздороваться с божествами, которые находятся там. После этого сложить ладошки вместе. Это напоминает цветок лотоса – символа мудрости и милосердия (буддисты представляют, что внутри ладошек на кончиках больших пальцев, как на троне, сидит Будда). После этого молящийся приветствует всех божеств и Будду, проходя по кругу слева направо (по солнцу).

Подойдя к статуе или изображению, он складывает ладони и сначала подносит их ко лбу, как бы просит благословения своего разума и желает, чтобы мысли всегда были чистыми.

После этого он подносит сложенные ладони ко рту, прося благословения речи и желая, чтобы слова его всегда были правдивы.

После этого он подносит сложенные ладони к груди, прося благословения тела и желая, чтобы сердце было всегда наполнено любовью ко всем живым существам.

Эти три жеста означают, что человек просит покровительства Будды, его Учения и Сангхи (Общины учеников Будды).

Поклоны совершаются 3, 7, 21 и т.д. раз. Бывают полупоклоны и полные поклоны (простирания). При поклоне буддист обязательно должен желать всем живым существам избавления то страданий.

Важные понятия

Ступа – (в переводе с санскрита – куча земли, камней), буддийское культовое сооружение, внутри которых хранятся священные реликвии.

«Хурдэ» (в переводе – «молитвенный барабан») – в таких барабанах находятся написанные на бумаге молитвы.

Это интересно

Монастырь Эрдэнэ-Зуу – один из самых древних, дошедших до наших дней монастырей, находится в столице Монголии г.Улан-Баторе. Храмы монастыря Эрдэнэ-Зуу построены в один ряд и ориентированы своими фасадами на восток. В 1734 г . вокруг всего комплекса храмов начали возводить стену со ступами. Всего в стене 108 ступ. Число 108 – священное число во всех странах буддийского мира (108 томов содержит «Ганджур», 108 зерен содержится в наиболее распространенном варианте буддийских четок). На каждой ступе имеется надпись, на чьи средства он сооружен и чему посвящен.

Вопросы и задания

Кто такой «лама»?

Для чего буддисты ходят в дацаны?

Как им следует вести себя в буддийском храме?

Как следует вести себя в священных сооружениях?

Урок 26

Ритуалы и обряды

Вы узнаете

О том, что такое ритуал в буддизме

Что такое мантра

Что такое подношение

Основные понятия

Ритуал Обряд Мантра

Ритуалы. В буддизме существует множество ритуалов, которые используются как различные практики очищение ума и различаются в зависимости от того, к какой школе принадлежит буддист и в какой местности он живет. Считается, что выполнение ритуалов позволяет устранить многие препятствия в жизни и ведет к накоплению благой кармы как буддиста, выполняющего ритуал, так и всех, кто живет в данной местности.

Раньше, когда буддизм приходил на новую территории, люди там верили в духов природы, таких, как духи гор, рек, деревьев. Буддизм всегда терпимо относился к другим религиям, он не боролся с местными верованиями, а включал их в себя. Таким образом, в буддизме появлялись ритуалы подношения духам, которые преобразовывались в буддийские практики очищения ума.

Общие для всех буддистов ритуалы. Чтение мантр. Мантра – это священная фраза, которая может произноситься вслух, про себя или шепотом. Мантры используются для очищения ума и концентрации его на каком-либо благом пожелании. Разные мантры имеют разное действие, сила которого зависит от количества повторений и правильного понимания того, что она несет. Самая известная и самая короткая мантра: ОМ.

Подношение является актом даяния, развивающим щедрость и радостное усилие в Учении. Буддисты подносят образам Учителя, всему хорошему, что есть в них (Будда-аспектам), Трем Драгоценностям (Будде, Учению, Общине). Подношения могут быть выражены материально, речью или в уме. У некоторых буддистов дома есть специальная полочка, на которой стоит рисунок или фотография с изображением его учителя. Рядом с изображением, в виде подношения, кладут еду.

Для счета мантр и выполненных ритуалов у каждого буддиста есть специальный предмет – буддийские чётки – ожерелье с нанизанными на него зернами. Наиболее часто встречающиеся буддийские четки имеют 108 зерен.

Это интересно

В буддийских монастырях проводят ритуалы, развивающие различные благие качества человека. В некоторых из них могут принять участие все желающие. Одним из таких ритуалов является развитие сострадания ко всем живым существам. Он представляет из себя трехдневное нахождение в одном помещении, из которого нельзя выходить. В первый день человек перестает есть мясо. Во второй день перестает есть любую еду. В третий день перестает пить воду. По окончании трех дней человек выходит из помещения и снова начинает пить и есть. Результатом является понимание того, как могут страдать другие живые существа.

Важные понятия

Ритуал – символическое выражение мыслей и чувств посредством действия, общего для многих и выражающего общие стремления, основание которых лежит в общих ценностях.

Вопросы и задания

Для чего люди следуют ритуалам?

Какие ритуалы буддизма ты знаешь?

Какие ритуалы других религий тебе известны?

Урок 27

Буддийский календарь

Вы узнаете

Каким календарем пользуются буддисты

Об особенностях буддийского календаря

Основные понятия

Солнечный календарь Лунный календарь

Для измерения времени люди ориентируются на астрономические явления: обращение Земли вокруг Солнца, Луны вокруг Земли и Земли вокруг своей оси. Например, то время когда Земля обойдет вокруг Солнца один круг принято называть солнечным годом. Уже в глубокой древности появилась необходимость измерять время.

Для того чтобы считать большие промежутки времени (дни, месяцы и годы) люди придумали целые системы счисления – календари. Календари бывают разные. Есть календари солнечные, которые основываются на обращениях Земли вокруг Солнца и есть календари лунные, которые основываются на обращениях Луны вокруг Земли.

Буддийский религиозный календарь основан на положениях луны на небе. Поэтому его называют лунным.

Буддийский календарь имеет 12-летний годовой период. Каждый год находится под покровительством одного из двенадцати животных – Крысы, Быка, Тигра, Кролика, Дракона, Змеи, Лошади, Овцы, Обезьяны, Петуха, Собаки и Свиньи.

Начало буддийского летоисчисления опережает григорианское летоисчисление на 544 года. Так, 2010-й год Тигра соответствует 2554-му году по буддийскому календарю.

В буддийском календаре также как и в григорианском – 12 месяцев. Месяц состоит из 29 или 30 суток. Месяцы называются по временам года. Первый месяц года именуется также первым месяцем весны, четвертый — первым месяцем лета, седьмой — первым месяцем осени, десятый — первым месяцем зимы.

В соответствии с буддийским календарем праздничным считается 15-й день (полнолуние) каждого лунного месяца, кроме того, хорошими днями считаются также 5, 8, 10, 25 и 30-е числа каждого месяца. В эти дни принято посещать монастыри и храмы, делать подношения Буддам, Учителю и Общине, слушать проповеди, принимать участие в молебнах. По желанию в эти дни можно дать обет не есть мяса и рыбы, воздержаться от всех развлечений и не причинять вреда всем живым существам телом, речью и мыслями.

Это интересно:

В странах буддийской традиции календарь имеет особое значение. Он широко используется не только для вычисления дат традиционных буддийских праздников, но и для объяснений важнейших астрономических и метеорологических событий года, определения времени проведения сельскохозяйственных работ, предсказаний спокойствия или волнений в обществе, составления индивидуальных гороскопов. Практикующий буддист никогда не будет принимать ответственных решений, не приступит к важным делам и не отправится в далекое путешествие, предварительно не посмотрев календарь и не посоветовавшись с монахом-астрологом.

Это интересно

Календарь, который общепринят в Российской Федерации, – солнечный и называется Григорианским календарем по имени своего изобретателя Григория XIII. В григорианском календаре длительность года принимается равной 365 и 366 суткам.

Вопросы и задания

По какому календарю ты живешь?

Какие у тебя любимые праздники? Они светские или религиозные?

Урок 28

Праздники

Вы узнаете

О значении праздников в буддийской культуре

Об основных буддийских праздниках

О праздновании буддийского Нового года

Основные понятия

Праздник Хурал Молебен

Значение праздников в буддизме. Для понимания смысла буддийских праздников следует отойти от привычного – «сегодня праздник, значит, надо радоваться и отдыхать».

Праздник для буддистов – это наведение чистоты в храмах, в домах, в душах и телах. Достигается это путем совершения обрядов, чтения мантр и использования культовых предметов.

С почитанием «Трех Драгоценностей» (Будды Шакьямуни, его Учения (Дхармы) и общины его последователей – Сангхи) связаны все основные буддийские праздники.

В праздничные дни накладываются строгие ограничения на поведение людей. Человек должен еще более внимательно следить за собой, так как считается, что в эти дни сила всех деяний, физических и мыслительных, увеличивается в 1000 раз. Увеличиваются в 1000 раз последствия совершенных негативных действий и такое же количество раз увеличиваются заслуги совершении добрых, благих деяний.

Основные буддийские праздники. В буддийской обрядовой традиции принят лунный календарь. Из-за того, что лунный календарь почти на месяц короче солнечного, даты праздников, как правило, смещаются в пределах полутора–двух месяцев, и вычисляются заранее по астрологическим таблицам.

Большинство праздников приходится на полнолуния. Главными религиозными праздниками буддистов являются:

  • Доншод-хурал (15-го числа четвертого месяца) посвящен Дню рождения, Просветления и уходу Будды Шакьямуни в нирвану.

  • Новый год – Сагаалган.

  • Круговращение Майтрейи (Майдари-хурал; 15-го числа пятого месяца). Праздник посвящен приходу на землю Майтреи – Будды Грядущего мирового периода. Так называется в буддизме тот отрезок времени, который наступит после окончания периода Будды Шакьямуни.

  • Лхабаб дуйчен (или нисхождение Будды с неба Тушита на землю; 22-го числа девятого месяца). Решение Будды обрести последнее земное рождение и открыть всем «путь Будды» – это и есть главная идея данного праздника.

  • Зула-хурал (или праздник тысячи лампад). Праздник посвящен великому Учителю Достопочтимому Ламе Дже Цонкапе. Зажженные в этот день масляные лампады символизируют Свет Мудрости, рассеивающий тьму неведения у живых существ.

Буддийский Новый год – Сагаалган. Буддийский Новый год – Сагаалган – празднуют между концом января и серединой марта, в первое новолуние по лунному календарю. Дату встречи буддийского Нового года ежегодно высчитывают по астрологическим таблицам. В храме в течение всего дня и ночи проходят торжественные службы – хуралы. Молебен заканчивается в 6 часов утра.

Дома накрывается праздничный стол, на котором обязательно должна присутствовать белая пища – молоко, сметана, творог, масло. Первый день года буддисты проводят в кругу семьи. Хождение в гости, посещение родственников начинается со второго дня и может продолжаться до конца месяца. Весь месяц считается праздничным и называется Белым.

Это интересно

Буддисты верят, что по истечении пяти тысячелетий после Будды Шакьямуни на Землю придет Будда Майтрея. Поэтому буддисты ожидают, что Майтрея появится на Земле, достигнет полного Просветления и будет учить чистой Дхарме.

Вопросы и задания

В чем состоит смысл буддийских праздников?

Какие буддийские праздники вы знаете?

Урок 29

Искусство в буддийской культуре

Вы узнаете

О том, что такое буддийская икона

О древнем религиозном ритуале «Цам»

О буддийских музыкальных инструментах

Основные понятия

«Танка» Даммару Раковина (дунгар) Цам

Буддийское искусство основывается на учении Будды и составляет целую эпоху в истории мировой культуры и представляет собой чрезвычайно разнообразное, яркое, наполненное глубоким смыслом явление. Это живопись «танка», космологические иконы, иконография, скульптура, архитектура, буддийская глиняная пластика, религиозные танцы и музыка.

Буддийские иконы на ткани. Буддийские иконы, написанные на ткани, называются «танка», на них изображают Будд, Бодхисаттв, иллюстрируют жития святых и великих учителей.В переводе с тибетского языка слово «тан» значит плоский, а суффикс «ка» означает живопись. Таким образом, танка — это род живописи на плоской поверхности, которая может быть свернута в рулон, когда нет нужды ее демонстрировать. Ее либо рисуют, либо вышивают, и обычно она висит в монастырях или в домах у верующих.

Размеры «танка» изменяются по величине, колеблясь от нескольких квадратных сантиметров до нескольких квадратных метров. Большие «танка» часто исполняют большие группы художников, на работу уходят многие месяцы, а иногда и годы.

Цам, также Чам – торжественное религиозное служение в форме театрального действа, совершаемое на открытом воздухе в буддийских монастырях. Цель его – показать присутствие божества на земле и отдалить злых духов от последователей Будды. Цам имеет разновидности, отличающиеся жанровой принадлежностью – танец-медитация, танец-пантомима, пантомима с диалогом.

Буддийские музыкальные инструменты используются во время традиционных буддийских праздников (молебнов), а также в обычной ритуальной службе в дацане.

Дамару – двусторонний ручной барабан, по форме напоминающий песочные часы. Играют на нем, подняв вертикально правую руку и держа барабан за «талию» большим и указательным пальцами, раскачивая его по часовой стрелке и против нее так, чтобы ударники, прикрепленные к «талии» дамару попадали по звучащим поверхностям. Дамару является символом мудрости.

Раковина (дунгар) – у большой морской раковины спиливают острый конец завитка, полученное отверстие приставляют к краю губ и извлекают звук «е». Звукоизвлечение происходит путем вдувания воздуха в узкую часть раковины при одновременном закрытии ладонью широкой части. Буддийские монахи призывают звуками раковины в храм, извещая о начале молебна. Раковина является одним из восьми благих символов буддизма.

В искусство буддизм привнес совершенно определенные идеи несовершения зла и насилия. Например, с древнейших времен существует традиционный скульптурный образ тысячерукого Будды: Будда сидит на цветке лотоса, вокруг его головы и плеч, как ореол, взметается тысяча рук (количество, конечно, условно), в открытых ладонях которых изображена соответственно тысяча глаз. Смысл этого религиозного образа таков: Будда имеет тысячу глаз для того, чтобы видеть все несправедливости, свершаемые на земле, и тысячу рук, чтобы протянуть руку помощи всем страждущим, отвести от них горе и несчастья.

Важные понятия

«Танка» (в переводе с тибетского буквально – «рисунок на ткани, который может быть свернут и взят с собой») – произведение изобразительного искусства.

«Цам» – монгольское произношение тибетского слова «чам», означающего в переводе «танец» или точнее «танец богов».

Мистерия – это тайная религиозная церемония.

Мантры – священные слоги

Это интересно

Обряд вывешивания «Хии-морин». Хии-морин (воздушный конь, конь-ветер) – космологическая икона, связанная с буддийской астрологией. Хии-морин символизирует психическую энергию человека. Когда энергия человека находится в плохом состоянии, у человека наступает упадок духа и его преследуют неудачи. Чтобы исправить это положение, существует обряд вывешивания ритуального флажка «хии-морин». На иконе в середине изображен конь, а в четырех его углах – тигр, лев, дракон и мифическая птица гаруда. Эти животные символизируют обладание большой силой и энергией. На этом флажке написаны священные мантры, и есть место, куда нужно вписать имя человека. Обычно обряд вывешивания хии-морин проводится верующими после буддийского Нового года.

Вопросы и задания

Что такое «танка»?

Что такое мистерия? Видел ли ты когда-нибудь буддийскую мистерию «Цам»?

Какой звук у буддийских музыкальных инструментов?

Урок 30

Любовь и уважение к Отечеству

Вы узнаете

Как правильно распорядиться полученными знаниями о нравственности.

Что делает нас – разных людей – одним народом.

Основные понятия

Великая сила нравственности Патриотизм Народ.

Дорогой друг! На предыдущих уроках ты познакомился с великим духовным наследием, которое в течение многих веков одно поколение наших соотечественников бережно передавала другому. Ты узнал о религии, духовных идеалах, моральных нормах твоих предков, о том, во что они верили, как жили, поддерживая и помогая друг другу. Ты знаешь теперь, что вера, духовность, нравственность, любовь – это огромная сила, которая спасает человека, его семью и даже целые народы от зла, болезней, саморазрушения. Теперь ты знаешь о великой силе нравственности. Давай подумаем, как ею правильно распорядиться.

Все великие религии мира утверждают, что вера без дел мертва. Нравственные заповеди даны человеку, чтобы он их исполнял. Об этом же говорит светская этика: если человек знает о моральных нормах, но не применяет их в своей жизни, его нельзя назвать нравственным человеком.

Все великие религии мира основаны на двух величайших нравственных заповедях: любовь к Богу и любовь к человеку. Светская этика также утверждает, что любовь к человеку, уважение, поддержка, защита другого человека есть основа общественной жизни. Человек остается человеком до тех пор, пока заботится о других.

Потому на вопрос: «Как правильно распорядится великой силой нравственности?», есть только один правильный ответ: «Обратить ее в заботу о человеке ближнем и человеке дальнем». Для верующих забота о человеке открывает путь к Богу. Тем, кто не разделяет какую-либо религию, забота о человеке позволяет жить достойно, безопасно и счастливо.

В этом легко убедиться – родители заботятся о тебе, и это делает их жизнь радостной и счастливой. Сейчас ты помогаешь им, когда станешь старше – у тебя будет больше возможности заботится о них. Взаимная помощь и поддержка любящих друг друга людей – это и есть настоящая семья. Семья – основа нравственной общественной жизни человека.

Более сложный уровень общественных отношений, который потребует от тебя применения моральных норм – это твой класс, твоя школа, село, поселок, город в котором ты живешь. Научись выстраивать нравственные отношения со своими одноклассниками, старшими и младшими и ты приобретешь верных и надежных друзей, которые всегда помогут тебе.

Еще более сложный уровень общественных отношений – это народ, частью которого являешься ты, твоя семья, люди, живущие с тобой рядом. Любовь к своему народу, к Отечеству и забота о нем, проявляемая в реальных делах называется патриотизм.

Что делает нас – разных людей – одним народом? Во-первых, общность территории. Наша страна – Россия – самая большая страна в мире по территории. На этой необъятной земле жили наши предки, живут наши родители. Это наша земля и на ней будут жить твои дети. Во-вторых, язык. Народы России говорят на разных языках, и мы прекрасно понимаем друг друга благодаря русскому языку. В-третьих – наша общая история и культура. Но самое главное, что делает нас единым народом – это наша готовность заботиться друг о друге, руководствоваться нравственными нормами в отношениях друг с другом. В духовном наследии, полученном нами от предыдущих поколений, заключена великая сила нашего народа.

Патриотизм неотделим от духовности, нравственности человека. А нравственность человека проявляется в его поступке, высшей формой которого является жизнь во благо Родины.

Важные понятия

Патриотизм – личное и общественное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, готовность подчинить его интересам свои собственные, действовать во благо своей семьи, народа, России.

Народ – группа людей, проживающих на одной территории, говорящих на одном языке, получивших от прошлых поколений общее историческое, культурное, религиозное, духовное наследие, руководствующая нравственными нормами в отношениях друг с другом.

Это важно

Мой друг, Отчизне посвятим Души прекрасные порывы! (Александр Пушкин)

Патриот — это человек, служащий родине, а родина — это, прежде всего, народ (Николай Чернышевский)

Тот, кто не принадлежит своей Отчизне, не принадлежит и человечеству (Николай Чернышевский)

Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, — спроси, что ты можешь сделать для своей родины (Джон Кеннеди)

Важно, чтобы ты был готов умереть за свою страну; но ещё важнее, чтобы ты был готов прожить жизнь ради неё (Теодор Рузвельт)

Вопросы и задания

Какими словами ты можешь описать свою родину?

Как ты думаешь, что объединяет нас, жителей России?

Список иллюстраций

«Колесо Сансары» («Бхавачакра»)

Роща Лумбини

Дерево Бодхи

Лхас

«Шесть парамит» (щедрость, нравственность; терпеливость; мужественность; способность к размышлению; мудрость). Схематический рисунок

Иллюстрации к жизнеописанию Будды

Имена и титулы Будды: Будда Шакьямуни (Пробужденный Мудрец из рода Шакьев), Татхагата (Так Пришедший или Так Ушедший), Бхагаван (Благословенный, Блаженный; дословно — «наделенный благой долей»), Сугата (Правильно Идущий), Джина (Победитель), Локаджьештха (Почитаемый миром)

Будда Майтрейя

Тысячерукий Будда

Две лани и Колесо Дхармы

Йог

Аскет

Монах

Кшатрий

Сангха

Трипитака. Схематический рисунок

Ганджур

Данджур

Цугольский дацан

Храмовый комплекс Куто-до Пайя

Дхаммапада

Буддийские книги в шелковых тканях

Миряне со священными книгами

Закон кармы. Схематический рисунок

Скульптура Тун-ши («Четверо дружных»)

Монах-тхеравадин, подметающий перед собой, чтобы не наступать ногою на живые существа

Буддийский монах и дети

Мама, держащая на руках ребенка (в буддизме говорится: как мать относится к ребенку, так и мы должны относиться ко всем живым существам)

Монах в сапогах с загнутыми вверх носками

Природа. Лама в медитации

Ребенок и животное

Деревья и цветы (или ночь, луна и силуэт буддийского монаха)

Изображения буддийских Учителей

Подношение хадака (ритуального шарфа) старшему члену семьи

«Колесо Учения» (фрагменты)

Иллюстрация к притче про мальчика и бабочку

8 благих символов буддизма

Интерьер дацана

Молитвенные барабаны

Лама-астролог ведет прием

Дацан (общий вид: домики для монахов, послушников, хозяйственные постройки, ступы)

Ребенок кланяется Будде

Хамбо Лама Итигэлов

Монастырь Эрдэнэ-Зуу

Зандан-Жуу

Цугольский дацан

Санкт-Петербургский Дацан

Атлас тибетской медицины

Бодхисаттва

Первый Пандито Хамбо Лама России

Пандито Хамбо Лама

Даша-Доржи Этигэлов

Далай-лама XIV Тэнцзин Гьяцзо

Чже Цонкапа (Зула-хурал)

Майдари — хурал

Мистерия «Цам»

Буддийские музыкальные инструменты

Танка (божество)

Космологические иконы

Буддийская глиняная пластика

Монах держит в руке даммару

Хии-морин

Алтарь

Восемь благоприятных символов: золотые рыбы, раковина, драгоценный сосуд, цветок лотоса, колесо, знамя победы, бесконечный узел и зонт.

Почитаемые священные животные буддизма (слон, лев, конь, черепаха, газели)

Ступа. Схематический рисунок

Буддийская ступа на острове Огой (Бурятия) – Ступа Просветления и Матери всех Будд)

Алтарь (три объекта представляющие тело, речь и ум Будды, — статуя Будды или Бодхисаттвы, священный текст, завёрнутый в коричневую или жёлтую ткань и расположенный слева ступа, символ ума Будды.

Подношения – семь чаш

Ваджра (колокольчик, хрустальный шар и другие предметы, которые могут использоваться постоянно или в ходе особых ритуалов)

Буддийская семья

Буддийский религиозный календарь

Буддийские праздники (Доншод-хурал, Сагаалган, Майдари-хурал, Лхабаб дуйчен, Зула-хурал)

Карта, где обозначены страны, где распространяется Дхарма

Карта, где обозначены регионы России, где распространяется Дхарма

Содержание

Россия – наша Родина

Культура и религия. Буддизм

Будда и его Учение

Буддийские священные книги

Буддийская картина мира

Добро и зло

Принцип ненасилия

Отношение к человеку

Милосердие и сострадание

Отношение к природе

Учитель в буддизме

Семья и ее ценности

Буддизм в России

Путь духовного совершенствования

Буддийское учение о добродетелях

Долг и свобода

Буддийские символы

Буддийские святыни

Буддийские священные сооружения

Буддийский храм

Ритуалы и обряды

Буддийский календарь

Праздники

Искусство в буддийской культуре

Любовь и уважение к Отечеству

refdb.ru

Ответы@Mail.Ru: Особенность буддийского храма?

Ступа или дагоба — архитектурное нововведение, импортированное из северной Индии, обычно заключает в себе реликвии Будды или другие святыни раннего буддизма, которым поклоняются даже сегодня и изначально представляла собой простую насыпь земли со всавленной в середину деревянной мачтой. Время от времени правящие монархи вносили свои усовершенствования и в процессе времени ступы раннего периода не сохранились в своем первозданном виде. Зонтик на мачте, древний восточный символ королевской власти, и платформа, поддерживающая зонтик, были добавлены позже. Кольцо из камня вокруг основания ступы не позволяло земле осыпаться. Согласно хроникам, слоны, обутые в кожаные ботинки, утрамбововали землю. Познее к верхней части зонтика добавили шпиль. Со II века до нашей эры начали строить ступы из кирпича на фундаменте. Внутри каждой ступы находится комната, украшенная живописью и скульптурами. В комнате замурованы реликвии — предметы, принадлежащие Бкдде, или фрагменты его физических останков. Впоследствии ступы стали строить на платформах (иногда 3-х ярусных) с входом с 4-х сторон света. Ступеньки начинались ванночками с водой для омовения ног верующих. Вокруг ступы напротив каждого входа цветочные алтари.

ЛУННЫЙ КАМЕНЬ

Уникальной особенностью буддийских храмов Шри-Ланки является «лунный камень», высеченный из камня полукруг в виде половинки луны, украшающий вход в храм. Несколько концентрических панелей изображают животных, птиц и растения. Но «лунный камень» создан не для того, чтобы радовать глаз, а содержит в себе сущность самого Буддизма. Каждый шаг имеет свое значение: — стилизованные языки пламени (в виде цветочных лепестков) на наружном полукруге камня означают состояние мира, разрушение и мученическую смерть, от которых человек ищет спасение, входя в храм; — животные (слоны, лошади, буйволы, львы) отображают животный инстинкт человека, который он пытается скрыть, входя в храм; — лебедь, занимающий особое место в восточной мифологии, всегда присутствует на «лунном камне». Говорят, что если смешать молоко с водой, лебедь выпьет только молоко, оставив воду. Так и Вы сможете выделить чистоту и правду учения Будды из трясины других доктрин; — ползучие растения символизируют поиск правды через страдания (циклы рождений и смерти) ; — заключительная панель всегда полураскрытый цветок лотоса, символ чистоты и совершенства, означает скоротечность жизни; тот, кто продолжает поиск, всегда приходит к прозрению.

ЛОТОС

В окружении, в котором вырос Будда, лотос рос в изобилии в прудах и озерах и использовался как декоративный элемент в религиозных церемониях. Сидячая поза Будды со скрещенными ногами (Будда в медитации) в живописи и скульптуре называется падмасана, «поза лотоса». Постамент, на котором Будда сидит или стоит, изображает распустившийся цветок лотоса — символ чистоты и совершенства. Стилизованный лотос занимает главное место в росписях потолков и стен храмов.

otvet.mail.ru