Современная семья – 8) Современная семья. Место семьи в современном обществе

8) Современная семья. Место семьи в современном обществе

Современная семья во многом отличается от семьи прошлого. Много сегодня говорится о ее шаткости, ранимости, кризисном положении. Слишком часто сегодняшние семьи распадаются, а среди тех, которые все-таки сохраняются, многие переживают внутренние коллизии и конфликты. Конечно, влияние семейных коллизий, распада семей на ребенка может быть очень сильным, особенно в том случае, если родители не смогут уберечь ребенка от ссор и взаимных обид. Нередко можно слышать, что сегодняшняя семья уже изжила себя и что ее следовало бы чем-то заменить.

Но, несмотря на потери и кризисные ситуации, которые приходится, переживать и преодолевать семье, приспосабливаясь к новым общественным условиям, значение ее не исчезает, а скорее даже возрастает. Нет никаких сомнений в том, что семья, как правило, является лучшей средой для воспитания детей, а часто и прочным эмоциональным «убежищем» для взрослых. Усилия помочь семье в решении ее экономических, социальных и других проблем являются в настоящее время более уместными, чем разговоры, осуждающие семью как изживший себя и устаревший институт.

В настоящее время задачи воспитания стали более сложными. Дело в том, что во всех областях жизни происходят сегодня резкие изменения. В течение жизни одного поколения полностью изменился образ жизни людей. Если раньше родители готовили своих детей для вступления в мир, который они хорошо знали, который был таким же, как и тот, в котором они жили сами, где действовали те же самые законы и требования, то сегодняшние родители готовят своих детей для вступления в жизнь, которой они не могут знать, о требованиях которой они не имеют понятия. Недостаточно сегодня дать детям одни лишь готовые знания: через двадцать-тридцать лет они, возможно, не будут иметь никакой цены; привитые навыки и умение их тоже вряд ли выручат, т.к. в корне изменится все производство и весь образ жизни; едва ли им поможет и послушание — кого они будут слушать, став взрослыми?

О понятии современная семья

Самый распространенный гендерный стереотип: мужчина — глава семьи, кормилец и добытчик, женщина — мать, жена, хранительница очага, воспитатель детей.

Анализ семьи как системы может быть направлен, в одной стороны, на познание ее внутренних механизмов взаимодействия, с другой — на ее отношения с обществом. Основные гендерные стереотипы сосредоточены внутри семейных отношений и касаются распределения ролей мужчины и женщины.

Ни для кого не секрет, что совр. семья далека от идеала.

Сегодня крайне нежелательные тенденции во взаимоотношениях между полами начинаются ещё со школы. Совместное обучение имеет серьёзнейшие недостатки, последствия которых видны невооружённым глазом. Помимо доказанных негативных влияний на здоровье учеников, такой подход имеет и последствия в воспитании. Мужская и женская психика имеют существенные различия, которые заметны уже в школьном возрасте. Личность девочек формируется раньше, чем у мальчиков, и в первый класс они идут более зрелыми.

Значительную часть времени, а, следовательно, и отведённого для взросления и эмоционального становления периода, дети проводят в школе. Большая развитость девочек выводит их на первое место в моральном отношении, даёт существенный приоритет в школьной среде, и в вопросе учёбы в частности. Свою роль играет и то, что сегодня учителя практически полностью состоят из представительниц слабого пола, что сближает их с ученицами. Такое положение закрепляется на многие годы и зачастую существует вплоть до выпускного вечера. В результате получается женское окружение – мама, бабушка, няня, воспитательница, учительница, одноклассницы. (Об уходе из системы школьного образования мужчин, что является ещё одной серьёзной проблемой, речь пойдёт ниже). Образовывается нездоровый перекос, и женщины начинают определять развитие подрастающих и взрослеющих мужчин.

Последствия всего этого крайне неприятные. Это и потеря родственных связей между двоюродными братьями и сёстрами. И неполные семьи. Неуважение детей к родителям. И так далее и тому подобное.

9) Нормально функционирующая (гармоничная) семья — это семья, которая функционирует в соответствии с нормами, созданными ею самой или заимствованными из окружающего социума. При этом норма здесь — это не та оценка, которую дает внешний наблюдатель, а аутохарактеристика семьи, отражающая все аспекты ее жизнедеятельности. В нормально функционирующей семье удовлетворяются базисные потребности ее членов (в безопасности и защищенности, в принятии и одобрении, в росте и изменениях, в самоактуализации). Это, с одной стороны, обеспечивает взаимную поддержку, а с другой — автономию членов. Все родственники связаны теплой эмоциональной привязанностью друг к другу, их роли в семье не конкурируют, а дополняют друг друга. Никто не узурпирует себе функции другого и не игнорирует свои обязанности. Внутри семьи отсутствуют стойкие подгруппы, объединения одних членов против других. В таких условиях все возрастные трудности, все особенности разных типов акцентуаций личности в значительной мере сглаживаются и не ведут к социальной дизадаптации. Гармоничная семья способствует выработке своего рода «психологического иммунитета» к неблагоприятным влияниям среды, более высокой резистентности к действию психических травм.

Но одной внутрисемейной гармонии мало. Семья не может быть признана нормально функционирующей, если она сама находится в конфликте с ближайшим окружением, изолирует себя от общества и даже противостоит ему.

Дисфункциональная (негармоничная) семья — та, в которой выполнение функций оказывается нарушенным, вследствие чего возникают предпосылки для проявления горизонтальных и вертикальных стрессоров. Горизонтальные (нормативные) стрессоры — это критические точки прохождения семьей стадий жизненного цикла. Вертикальные стрессоры подразумевают формирование, фиксацию и передачу паттернов эмоционально-поведенческого реагирования от представителей одних поколений представителям других. В некоторых случаях их действие способствует дифференциации функционирования семьи, а в иных представляет собой патологизирующее семейное наследование. Проявление горизонтальных и вертикальных стрессоров в дисфункциональных семьях, как правило, усугубляет их нарушения. Выраженная дисфункция формирует семейную роль «носитель симптома», которую принимает на себя член семьи, имеющий наименьший социальный статус вследствие разнообразных физических или психологических причин. В роли «носителя симптома» этот человек выступает важным звеном в сложном механизме патологической адаптации как индивида с нервно-психическим расстройством, так и семьи в целом.

studfiles.net

Современная семья: какая она?

Зазубренное определение из курса школьного обществознания «семья — это социальный институт…», кажется, теряет актуальность: мир вокруг меняется, традиции, на которых веками базировалась семья, разрушаются. Если раньше она зависела от обычаев, общественных нравов и во многом была обусловлена экономической необходимостью, то теперь она переживает стадию своеобразной романтизации: любовь, взаимопонимание, «сходство характеров» становятся её основой, люди не спешат обзаводиться детьми, а для многих официально оформленный брак и вовсе неприемлем.

Какие факторы влияют на создание «новой ячейки общества» сегодня и что ждёт институт семьи в дальнейшем, постараются рассказать (а в некоторых случаях — и предсказать) российские психологи.

Светлана Комарова

кандидат психологических наук, социальный психолог

Есть ли определённый возрастной период, перешагнув который человек начинает задумываться о семье? Едва ли. Тем не менее, тенденция к более позднему вступлению в брак очевидна, и во многом на это повлияло увеличение продолжения жизни: так, вполне возможно, что через пару десятилетий и 40 лет будет считаться крайне молодым возрастом для брака.

Но рано или поздно, либо осознанно, либо на инстинктивном уровне, человек стремится к созданию семьи. Слово «инстинкт» здесь означает биологическую обусловленность потребности — сохранение и увеличение популяции. Но на данный момент такая потребность больше связана не столько с деторождением, сколько с сохранением жизни как таковой: такая переориентация произошла в ХХ веке в связи с появлением оружия массового поражения и других техногенных угроз, обнажив хрупкость человеческого существования.

На принятие решения о создании семьи в первую очередь влияют индивидуально-психологические особенности, которые и воздействуют на наш выбор — и они во многом обуславливаются культуральным уровнем: проще говоря, культурой, в которой человек вырос. И в то время как европейская культура тяготеет к индивидуализации, восточные страны больше нацелены на соблюдение традиций, коллективизм. Россия же вполне органично совмещает в себе и западные, и восточные тенденции.

Пабло Пикассо «Семья Солер»

(источник: izrodavrod.com)

До XX века включительно экономический фактор был одним из решающих в создании семьи, поскольку люди жили натуральным хозяйством и проще было выжить именно в группе. Сейчас, в эпоху постиндустриального общества, когда работают и мужчины, и женщины, нередко жить одному, напротив, дешевле. Кроме того, если раньше появление детей являлось не обсуждаемым условием для семьи, сегодня люди далеко не всегда отождествляют брак и продолжение рода. Выбор в пользу рождения ребёнка теперь принимает прежде всего женщина, что связано и с упадком патриархальной модели, и с развитием контрацепции.

Рассматривая современную семью как партнёрство, любовь, совместное бытие, мы можем отметить, что количество параметров, по которым люди принимают решение о создании семьи, увеличилось. Человек, с одной стороны, стремится достигнуть личных целей, но в то же время не может избежать и тех, что накладывает на него общество, особенно если цели общественные напрямую связаны с сохранением жизни. Последние сейчас реализуются в том числе через развитие и усложнение информационных технологий, отнимая множество времени, внимания и интеллектуальных ресурсов людей.

Помимо соперничества между «личным» и «общественным», нередко возникают внутриличностные конфликты, когда потребность иметь близкого человека в качестве партнёра, создать пару натыкается на другие потребности — потребность в саморазвитии и самореализации, достижении профессиональных результатов и прочих. Кроме того, мало кого из молодых людей учат формировать отношения и строить семью, и, когда приходит время для создания своей семьи, они часто воссоздают родительскую модель. Если она была хорошей, её дублируют с учётом своих особенностей и качеств партнёра. Если же родительская семья не была счастливой, то создание своей семьи для человека не является приоритетом, и он обращает своё внимание на другие, более важные, на его взгляд, сферы жизни. Переживания родом из детства могут оттолкнуть от отношений гораздо больше, чем какие-либо рациональные мотивы.

Ольга Макушина

преподаватель факультета психологии Высшей школы «Среда обучения», кандидат психологических наук, доцент факультета философии и психологии ВГУ, член Российского психологического общества

Раньше человек не мыслил своего существования без семьи, однако с развитием общества необходимость в ней как в таковой, в первую очередь в экономическом плане, отпала.

Сейчас семьи создаются намного позже. Это связано с тем, что, чтобы стать взрослым, человеку требуется больше времени для подготовки: современный восемнадцатилетний по определённым параметрам не готов к включению во взрослую жизнь, поэтому ему требуются промежуточные стадии «адаптации» к ней. И это нормально, хотя для человека средневекового это был бы нонсенс: тогда 5-летний ребёнок вполне мог работать наравне с родителями.

Виктор Иванов «Семья. 1945 год»

(источник: pencioner.ru)

Когда в мире всё предопределено, у нас меньше причин для морально-нравственных мучений и бесконечных раздумий, правильно ли мы поступаем или нет. Наш же, современный мир лишён статики: в нём больше спонтанности и меньше заранее заданных позиций. Выбор совершает человек — не его семья, не его положение, — но в этом и кроется сложность, поскольку ситуации становятся всё более вариативными, а ответственность за своё решение никто не отменял.

Наталья Искра

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и педагогики СПБГУ

Исторически семья — основное место для жизни, рождения, воспитания и умирания человека, именно здесь происходила и происходит социализация. Любые известные попытки заменить семью общественным воспитанием заканчивались провалом: без индивидуальной любви и заботы ребёнку очень сложно вырасти и стать полноценным членом общества.

Мотивация для формирования семьи всегда многогранна. Можно говорить об идеальной платформе для её создания — любви, экономической возможности, желании родить и воспитать детей. Но часто могут быть и психологически неадекватные поводы: стремление уйти из родительского дома, желание обрести независимость, социальная привлекательность жениха или невесты и прочие.

С другой стороны, некоторые психологические проблемы, напротив, заставляют предпочесть отношениям одиночество. Среди самых распространённых — психологический инфантилизм, выражающийся в неготовности нести ответственность за создаваемые отношения, негативный опыт родительской семьи, завышенные требования к избраннику.

Любопытно, но экономический фактор тоже может быть причиной отказа от отношений: американские исследования показали, что рост сознательно выбранного одиночества связан именно с возможностью экономически комфортного проживания вне пары.

Современные технологии намного упрощают знакомство и общение, и это также подтачивает фундамент семьи: молодые люди менее ответственно подходят к отношениям, меньше сил вкладывают в них, воспринимая каждое новое взаимодействие лишь как один вариант из множества возможных.

При этом нельзя сказать, что сегодня во всём мире люди предпочитают позже заводить семью: в России возраст вступления в брак — около 30 лет, в Европе и Америке — чуть позже, ближе к 35-37 годам, но в странах, где сексуальные отношения до брака табуированы (например, в восточных), люди женятся намного раньше — в 18-20 лет.

Петр Кончаловский «Семейный портрет (на фоне китайского панно)»

(источник: artchive.ru)

В традиционных представлениях брак неминуемо соотносится с рождением ребёнка. Более того, психологические теории развития семьи как системы подразумевают, что появление третьего члена позволяет ей развиваться и переходить на следующие стадии. Именно поэтому бездетные семьи часто заводят собаку или кошку как того самого «третьего», о котором можно заботиться и за счёт которого можно реализовывать родительскую функцию.

Многие семьи в принципе исключают возможность рождения ребёнка. Из своего опыта работы могу отметить, что у них обычно есть что-то, что требует много внимания и сил — совместный бизнес, хобби и т. д.

Скопировать ссылку

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

newtonew.com

Проблемы института семьи в России



Какая была семья раньше?

Семья как относительно стабильный институт возникла около 10 тыс.лет назад, и это связано с переходом человека к оседлому образу жизни. Долгое время семья была основой экономики; в ней производилось все необходимое для жизни человека. Супруги были необходимы друг другу, родители были необходимы детям; от стабильности семьи напрямую зависело выживание человеческого рода. Тип семьи, распространенный и существовавший до XVIII-XIX вв., называют традиционным. Важнейшая черта традиционной семьи – подчиненность целей и интересов индивида интересам всей семьи [1. c.63]

Семейные традиции в странах Европы и США в основном из римской патриархальной семьи. В римской семье власть целиком принадлежала главе семьи – мужчине. Его авторитет был неограничен: считалось, что власть дарована ему богом. Он мог по собственному усмотрению распоряжаться жизнью детей и жены – наказывать, продавать в рабство, а детей даже убить.

С возникновением и ростом влияния христианства такая патриархальная семья в целом сохранилась, но положение женщины несколько улучшилось. Стало уделяться больше внимания ее материнской роли. Но мужчина по-прежнему являлся главой семьи. В духе принципов римской империи составлен и Нью-Йоркский брачный сертификат 1848г. В нем есть такие слова: «Жена вручает себя мужу во Владение».

Что такое современная семья?

Современная семья значительно отличается от той, которая существовала до ХХ в. Сейчас акцент делается на удовлетворенности супругов совместной жизнью, а не на их обязанностях. Нынешний брак подчеркивает индивидуализм, партнерство и равенство мужичины и женщины. «Если раньше брак имел самодовлеющую ценность, то сейчас все большее распространение приобретает точка зрения, что человеку необходимы лишь такие супружеские отношения, которые приносят ему удовлетворение, дают возможность реализовать свою личность в браке» [1. c.68].

Последствиями такого отношения к браку и семье могут стать крайний индивидуализм, прагматизм и отчуждение супругов. Исследования в Австрии выявили, что большинство респондентов негативными сторонами семейной жизни считают: во-первых, материальные трудности, во-вторых, ограничение личной свободы.

Большое количество разводов нельзя объяснить, по-видимому, только этими причинами. Из-за ослабления нормативов – жестких традиций и обычаев – современная семья строится путем проб и экспериментов. В результате ослабления внешних сил, препятствующих распаду браков, сейчас семью укрепляют в основном внутренние силы, то есть брачные ценности, взаимоотношения супругов, родителей и детей, братьев и сестер. Удовлетворять современные требования к качеству брака и семейной жизни вообще стало труднее. Если в прошлом было достаточно, чтобы муж и жена хорошо справлялись со своими обязанностями, то сейчас возрастает значение психологических аспектов супружества, родительства – взаимопонимания, эмоциональной поддержки, духовного общения.

Исчерпал ли себя институт семьи?

Левис Герман и Мелита Оден задавали восьмистам респондентам вопрос: «Если бы вы начали жизнь заново, заключили бы вы брак с тем же человеком?» 82,7% мужчин и 86,1% женщин ответили «да». 10,1% мужчин и 3,5% женщин ответили, что они бы не женились (не вышли замуж) вообще. В другом исследовании респондентам задавался вопрос: «Зная все, что вы знаете сейчас, хотели бы вы быть женаты (замужем)?». «Да» ответили 82% мужчин и 84% женщин; «нет» ответили 11% мужчин и 8% женщин [2, c.304]. Все проводимые исследования показывают, что семья по прежнему остается одной из основных ценностей человечества.

Насколько же изменилась семья в ХХ веке? Все еще существуют и очень медленно меняются традиционное разделение ролей между мужем и женой и стереотипы поведения мужчины и женщины. По исследования американских социологов, установки на участие в домашней работе и воспитании детей в целом относительно демократичны, но представления о профессиональной занятости женщин остаются в значительной степени традиционными и медленно подвергаются изменения. Так, 90% респондентов считают, что главным «добытчиком» в семье должен быть мужчина, и 37% мужчин и 57% женщин ответили, что мужчина должен быть единственным кормильцем.

Процесс разрушения традиционных стереотипов происходит болезненно как для мужа, так и для жены. Данные исследования показали, что в семьях, где жена зарабатывает больше мужа, оба супруга бывают не удовлетворены семейной жизнью, а конфликты по поводу работы жены являются одним из главных факторов, увеличивающих вероятность распада брака [1, c.71]. Социологический опрос газеты «Нью-Йорк Таймс» показал, что 48% американок предпочитают эгалитарный, а 47% — традиционный брак, несмотря на то, что в Америке столь влиятельно феминистское движение.

Изменение института семьи в России.

В целом здесь заметны те же тенденции, что в Европе и США. Происходит изменение традиционной семьи, но оно имеет свои особенности, объединяющиеся вмешательством государства в личную жизнь граждан на протяжении почти 70 лет. Еще в XIX веке в России преобладающей моделью брачного поведения была ритуальная брачность. «В селе «бобыля» и «Девку», то есть крестьян без семьи и без земли считали несчастными, обиженными судьбой. Община же осуществляла строгий контроль, цензуру нравов, и ни в чем крестьяне не проявляли столько жестокости, как отношении семейных нравов» [3. c.84]. Но после революции 1917 года в процессе отрицания всего старого были отвергнуты и семейные ценности, несмотря на то, что они были сильны в такой аграрной традиционной стране, как Россия.

Первое десятилетие Советской власти осуществлялась усиленная пропаганда феминистского толка. Одним из ее главных идеологов и активной сторонницей была А. Коллонтай. Она считала браки проявлением частнособственнического поведения и призывала к «свободной любви». Такая идеология нашла отклик у молодежи и была поддержана государством.

Например, в 1918 году в г. Владимире был издан Декрет о создании «Бюро свободной любви». По нему «всякая женщина после восемнадцатилетнего возраста объявлялась государственной собственностью. Всякая девица, достигшая восемнадцатилетнего возраста и не вышедшая замуж, обязана зарегистрироваться в «Бюро свободной любви» при Комиссариате призрения. Зарегистрированной в «Бюро свободной любви» предоставляется право выбора мужчины в возрасте от 19 до 50 лет себе в сожители-супруги… Право выбора из числа девиц, достигших 18 лет предоставляется также и мужчинам. Возможность выбирать мужа и жену предоставляется желающим раз в месяц. «Бюро свободной любви»автономно. Мужчинам в возрасте от 19 до 50 лет представляется право выбора женщин, записывающихся в «Бюро», даже без согласия последних, в интересах государства. Дети, произошедшие от такого сожительства, поступают в собственность республики».

«Программа предложенная А. Коллонтай, придавала гипертрофированное значение привлечению женщин в общественное производство, коммунизации семейного быта и воспитания детей. Все это в определяющей степени было реализовано в дальнейших правительственных законодательных актах и программах – начиная с военного коммунизма и всеобщей трудовой повинности и кончая той общественной моралью, которая до последних лет превозносила женщину – труженицу…» [4, c.81].

В Кодексе о браке РСФСР, закреплявшем брачное, семейное и опекунское право, признавалось многоотцовство. Если мать ребенка укажет несколько мужчин, с которыми она одновременно сожительствовала, суд мог посчитать их всех ответственными за его рождение и обязать каждого платить свою долю алиментов.

Такая государственная политика, пропагандировавшая свободу сексуальных отношений и свободу половой морали, вскоре привела к колоссальному росту внебрачных детей, а также бездомных и подкидышей, несмотря на то, что аборты были разрешены (в Москве в 1934 году на одно рождение приходилось 9 аборта). Поэтому к средине 30-х гг. произошел переход от политики ослабления семьи к ее защите государственно-юридическими мерами. [5, c. 109]. 27 июня 1936 года было принято Постановление ЦИК и СНК России «О запрещении абортов, установлении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатежи алиментов и о некоторых изменения в законодательстве об абортах». Итак, семья объявлялась «ячейкой коммунистического общества». Результатом такой политики стало участие женщины в общественном производстве наравне с мужчинами, но она была еще занята и дома. На 100 рабочих оплачиваемых часов, приходилось в среднем 142 часа домашней работы. А содержать семью, имея неработающую жену, было не так просто, так как женатый мужчина получал такую же зарплату, как и холостой.

В наше время часто говорят о том, что институт семьи в тупике и «дал трещину». Основание для таких выводов служит все увеличивающееся количество разводов, монородительских семей, одиноких стариков и возникающие альтернативные формы семьи. Так ли это, и что будет с семьей в будущем? Исследователи социальных проблем семьи все больше приходят к выводу, что «несмотря на структурные изменения, распространение малодетности и другие перемены, семья, основанная на вполне традиционном стремлении к браку, остается той сферой жизни, где реализуются многогранные потребности и возможности человека – ребенка или взрослого. Эмоциональные узы, связывающие человека с семьей, а также возникающие семейные формы (структуры), основанные на новых механизмах регулирования отношений между супругами и между родителями и детьми, отражают возрастающее значение частной жизни и домашнего очага как источника взаимопонимания, любви и поддержки. На фоне таких явлений, как свободное сожительство, повторные браки, разводы, падение рождаемости и стремление женщин к независимости, люди, как это не парадоксально, стали больше ценить семью и понимать ее значение как надежной защиты против холодного одиночества и жестокости окружающего мира. Поэтому то явление, которое некоторые называют «кризисом российской семьи», правильней можно было бы назвать трансформацией устаревшей модели семьи, семейных взаимоотношений, причем трансформацией, совершающейся на весьма устойчивой традиционной социально-нормативной основе». [6, c.116]

Библиографический список

1. Фотеева Е.В. Семья в современном буржуазном обществе. – М., 1988.

2. Миронов В.Н. Традиционное демографическое поведение крестьян в XIX- начале ХХ века. // Брачность, рождаемость, смертность в России и в СССР. – М., 1977.

3. Tenenbaum S.A. A psychologist look at marriage. – London, 1968.

4. Антонов А.И. Возродить семейную жизнь. // Социологические исследования. – 1992. — №8.

6. Михеева А.Р. Феномен сожительства в сибирской деревне: новая форма брака или продолжение традиции? // ЭКО. – 1991. — №6.

www.jourclub.ru

Семья в современном обществе. Как построить счастливую семью

Душевный переплет 08.09.2017

Дорогие читатели, в нашей рубрике Душевный переплет поговорим сегодня о семье. Уверена, уже одно это слово вызвало в вас массу ассоциаций и образов, и это, конечно, неспроста. Ведь сколько у нас связано с семьей, с близкими людьми. Однако так непросто все бывает в семьях, и отношения в них бывают такие разные, и на все это в том числе влияет общественное представление о семье. Так какая она – современная семья? В этом нам поможет разобраться ведущая рубрики Елена Хуторная, писатель, блогер, автор интуитивных карт. Передаю Лене слово.

Отправить поздравление с новым годом на мобильный

Рада приветствовать вас, мои дорогие. Тема семьи актуальна во все времена, и есть тем более множество различных взглядов относительного того, какой должна быть современная семья. Кто-то стремится держаться за прошлое, сохранять традиции, возвращаться к истокам. Кто-то, наоборот, отрицая весь накопленный опыт, ищет новые формы сосуществования в семье. Полагаю, истина, как всегда, где-то посередине.

Значение семьи

Что бы кто бы ни говорил, как бы некоторые ни обесценивали значение семьи в современном мире, а нельзя отрицать тот факт, что создание семьи важный этап в жизни человека. Кто-то приходит к этому еще в молодости, кто-то в более зрелом возрасте, у многих отношение к семье меняется на протяжении жизни, но так или иначе семья играет большую роль для нас.

Даже если кто-то существует вне семейных связей и объясняет это тем, что у него нет в них потребности, это часто связано с какими-то внутренними проблемами, а не с тем, что человеку действительно лучше быть одному, чем с кем-то.

Наряду с этим есть и другое заблуждение, что якобы семья может решить все наши проблемы. Одиноким женщинам часто кажется, что если они только выйдут замуж, то это избавит их от всех забот, они будут под защитой, опекой, и им больше не о чем будет волноваться в жизни. И мужчины стремятся найти свою вторую половину, чтобы наладить свою жизнь. Однако нужно помнить, что само по себе создание семьи никаких гарантий не дает. Семья – это всегда то, что мы в нее вкладываем. Поэтому если нам хочется отдачи от этих отношений, то нужно быть готовыми вкладывать много и бескорыстно. Только тогда она многое нам сможет дать.

Однако, несмотря на то, сколько семья требует сил, дает она действительно немало. В идеале – ощущение близости, поддержки, возможность полноценно растить детей. Радость оттого, что рядом родной человек, с которым можно делить все и хорошее и плохое, и от этого отношения между вами только крепнут, становятся глубже, теплее.

Но даже если семья далека от идеала, она все равно приносит свои дивиденды – в каком-то смысле избавляет от одиночества, придает должного статуса, позволяет получать некие блага в обмен на то, что человек готов вложить в нее.

Так что неудивительно наше стремление создавать семьи – они обогащают нашу жизнь, делают ее более осмысленной, наполненной. Имея семью, мы зачастую чувствуем себя более уверенно, защищено. И, конечно, хочется, чтобы в семье все было хорошо и правильно, – именно к этому мы и стремимся прежде всего.

Традиционная современная семья

Потому часто именно с этого начинаются наши мечты – хочется жениться или выйти замуж за любимого человека, родить детей и жить долго и счастливо. Сколько бы мы претензий ни испытывали к традиционной модели семьи, но и сейчас она является самой распространенной.

Отчего так? Оттого что сильны общественные установки и память веков в нас, или это обусловлено физиологически, или потому что это и есть самая лучшая модель семьи, позволяющая людям реализовать себя на этом поприще наиболее полно?

Однако что вообще есть традиционная семья? Ведь представление о ней тоже меняется со временем, и еще в прошлом веке традиционный взгляд на семью вовсе не предполагал разводы и повторные браки, а теперь, хотя и с оговорками, но мы все же принимаем это.

Конечно, модель семьи во многом зависит от устройства общества в целом. Меняется общество – меняется семья. Сейчас общество становится более свободным, в этом же направлении эволюционирует и институт семьи. Мы выходим за рамки дозволенного ранее, стараемся найти для себя комфортные формы существования, пробуя то, что еще недавно считалось недопустимым.

Почему это происходит? Семьи не идеальны. Традиционная модель хотя и проверена временем, но и в ней люди далеко не всегда бывают счастливы. Несмотря на то, как много дают семейные отношения, они, помимо этого, также накладывают довольно жесткие ограничения. И чтобы не попадать под них, чтобы реализовывать потребности, которым они мешают, люди или предпочитают сохранять свою свободу, либо создают семьи новых видов. Ищут нечто иное. Вступают в другие отношения, по-другому строят их.

Возвращение к истокам

Некоторая часть людей видит решение в возрождении традиций. На их взгляд, раньше все очень мудро и правильно было – строгое разделение на мужское и женское, крепкие семьи, много детей, здоровое общество.

Мудрость, которая досталась нам от прежних поколений, действительно несомненна. Мы уже касались этой темы в нашей рубрике, когда говорили про мудрую женщину. Современным людям определенно есть чему поучиться у предков, и это совершенно точно помогает улучшить отношения в семье.

Однако разве все так однозначно было и в прошлом тоже? Так уж все поголовно счастливы? Никаких семейных и любовных трагедий и все живут душа в душу до конца дней?

Как мы уже говорили, семья сама по себе, какая бы она ни была, это не решение всех проблем. Люди есть люди, в их жизни всегда будут испытания, конфликты, недопустимые влечения, и никакое воспитание и ограничения не способны изменить их суть. Мудрость веков несомненна, но сами люди далеко не сразу становятся мудрыми. А значит, и жизнь в семье это результат, никем и ничем не гарантированный в любую эпоху.

Кроме того, сохранить семью в том виде, в каком она была прежде, это все равно что пытаться говорить на старорусском – неудобно, совершенно неэффективно и никому не нужно. Каждому времени свой язык, в каждом времени по-своему строят семью. Нельзя заставить дерево вырасти обратно – можно только обрубить ему ветки или его само. Или – посадить новое.

ДИЕТА ПОСЛЕ УДАЛЕНИЯ ЖЕЛЧНОГО ПУЗЫРЯ

Как жить полноценной жизнью без желчного пузыря

Узнать больше …

Нетрадиционная семья

Новое дерево рядом со старым это как раз и есть разновидности нетрадиционных семей. К ним относятся не только гомосексуальные пары, хотя именно они как раз на слуху в последнее время. Но также это касается гостевых браков, совместного проживания с друзьями, открытых браков, свингерства, бездетных браков, групповых семей.

Сложно винить людей в том, что они ищут для себя отношения, которые наиболее полно отвечали бы их потребностям. И дело тут не в порочности, а в каких-то внутренних проблемах или особенностях, которые заставляют людей отходить от общепринятых схем поведения.

Нельзя сказать, что это однозначно плохо, хотя и утверждать, что это так уж хорошо, тоже вряд ли кто взялся бы. И опять же не по причинам морали и нравственности, а в первую очередь потому, что сами люди и их близкие далеко не всегда бывают счастливы в таких союзах.

Это, в общем-то, не относится к гомосексуальным парам, гостевым бракам или парам, которые не хотят иметь детей. Скажем так, все это хотя и не вписывается в традиционное представление о семье, но и не противоречит особо принципам построения счастливых отношений. Просто приходится делать поправки на психологические и физиологические особенности людей, образующих такие семьи. И благо, что они имеют в наше время возможность отличаться от других людей.

Но вот что касается открытых браков, свингерства, создания семей с друзьями, то эти союзы, как правило, оказываются весьма недолговечны и никому из участников счастья не приносят. Тем не менее нельзя не заметить, что польза таких отношений состоит в том, что они многому могут научить их участников. В том числе ценить проверенную веками модель семьи и понимать, что лучше нее люди еще ничего не придумали.

Семья после развода

Однако если лучше не придумали, то почему семьи постоянно распадаются? Процент разводов растет, люди хватаются за голову – куда катится мир!

А он не катится, а развивается. Да, раньше никто и представить себе не мог, что можно по три раза разводиться и снова строить новые отношения. Иметь детей от разных мужей и жен и при этом растить и воспитывать их. Однако, согласитесь, теперь и страсти такие, как во времена Анны Карениной, сложно представить. И если человек не счастлив, то не в силу обстоятельств и невозможности их изменить, а только потому, что он сам прилагает недостаточно усилий к этому.

Вот мы ранее задавались вопросом о том, почему семьи не идеальны, несмотря на проверенную веками модель, и почему люди в них не всегда счастливы. А ведь все это потому, что, как мы опять же сказали ранее, сами люди не идеальны и не совершенны и далеко не сразу становятся мудрыми. Так что дело не в том, что семьи их в чем-то ограничивают, а в том, что в силу духовного развития их потребности таковы, что постоянно заставляют чувствовать неудовлетворение.

Если не делать выводы из своего опыта, то можно сколько угодно партнеров перебрать, вступать в сколь угодно экзотические отношения, но найти счастье это так и не поможет. Для тех же, кто действительно нацелен создать семью своей мечты, наше время открывает большие возможности.

Многие из тех, кто заключает повторные браки, говорят, что новые семьи более счастливые. Потому что новые отношения создаются с большей осознанностью, с лучшим знанием себя. И если партнеры, бывшие и настоящие, достаточно мудры, то и дети с лихвой получают и внимания, и заботы, иногда в два раза больше, чем в обычных семьях.

Так что не стоит шарахаться от разводов и повторных браков как черт от ладана. Не стоит винить себя, что что-то не получилось и не удалось. Главное, делать правильные выводы из полученного опыта и использовать его себе во благо.

Как построить счастливую семью

Мы часто ищем счастье не в том, в чем оно в действительности заключается. Кажется, что нужно быть богатыми, успешными, статусными, и вот тогда цель в жизни будет достигнута. Кто-то старается угодить своим родителям с выбором. А кто-то, наоборот, всеми силами стремится быть на них не похожими. Для других же важно просто состоять в браке, как будто это уже само по себе достижение.

Все эти и другие ошибочные убеждения, ценности, устремления зачастую и подталкивают нас к выбору спутника жизни, который, как потом показывает время, вовсе не способен сделать нас счастливыми. Да и вообще ведь никто не способен. Счастье можно найти только в себе.

Так что чтобы построить счастливую семью, нужно в первую очередь развиваться самому. Неважно, есть у вас уже спутник жизни или вы еще только мечтаете о встрече с ним, занимайтесь собой. Ищите в себе свое счастье. Учитесь ценить, благодарить, принимать, прощать. Учитесь любить. Умение чувствовать любовь всегда притянет в вашу жизнь нужного человека, с которым вы будете по-настоящему счастливы.

И ведь тренироваться можно на чем и на ком угодно – на родителях, детях, сослуживцах, на случайном прохожем, толкнувшем да еще и обругавшем вас. Умейте увидеть и понять их страхи и сомнения, посочувствовать им, сделать для них что-то приятное.

Все наши отношения – отражение нас самих. Тем более это касается семейных отношений. Поэтому чем лучше, чище, светлее вы сами, тем счастливее будет ваша семья.

С теплом,
Хуторная Елена

Возможно, вам также будут интересны следующие статьи на тему отношений:
Про близость
Поссорились. Что делать?
Как удержать мужчину
Мудрая женщина – счастливая женщина

И для настроения прозвучит чудесная композиция GIOVANNI MARRADI — With you.

Смотрите также

Конкурс на блоге «Зимний калейдоскоп идей»О семейном счастье в цитатах и афоризмахСтихи про семью для детей и взрослыхНа что и клад, когда в семье лад. Пословицы и поговорки о семьеИдеальная семья – какая она?Ароматные и полезные листочки смородины

irinazaytseva.ru

Современная семья | Психология отношений

Современная семья

Особенности современной семьи

Специфика современной семьи в России (хотя семьи у нас очень неоднородные) определяется, по меньшей мере, четырьмя особенностями.

1. Современная семья – это союз, основанный на любви, эмоциональном принятии и на поддержке. Это не означает, что так не было раньше, но сейчас это стало основным критерием. Современную девушку вряд ли удастся выдать замуж или сосватать без ее воли.

2. Переход от расширенной семьи к нуклеарной (родители и дети). Такая ситуация – результат реализации потребностей в свободе и самостоятельности молодых людей. Но раздельное проживание молодых семей снижает или делает невозможным участие бабушек и дедушек в воспитании внуков. Вместе с тем, на фоне доминирования нуклеарного типа семьи у нас нередко встречаются и «территориально расширенные» семьи. Как правило, у молодых супругов еще нет своей жилплощади, они еще не приобрели полной финансовой самостоятельности, проживают в одной квартире с родителями и в значительной мере полагаются на их помощь.

3. Современная семейная система является достаточно открытой – сегодня легко вступить в брак и также легко развестись. Правовые, этические, религиозные и социально-психологические барьеры как для создания, так и для расторжения брака сведены к минимуму.

4. В современной семье особую роль играет родительство . Принципиально новая, гуманистическая позиция – это отношение к ребенку как к личности, заслуживающей уважения и права на свободный выбор. Сегодня особое значение в родительско-детских отношениях занимают эмоциональная и духовная близость, эмпатия .

Следует особо отметить феномен отцовства. Для современного отца характерно более раннее включение в воспитание – в младенчестве или даже в пренатальном развитии («школы отцов», роды вместе и т.д.). Отцовская любовь теперь приравнивается к любви материнской. «Отец 21 века» чаще берет на руки ребенка, больше гуляет с ним, общается, причем с удовольствием, таким образом, мы видим безусловно принимающую любовь отца. Также важны ответственность и пластичность современных отцов, готовность к перераспределению ролей в семье.

Кроме вышеперечисленных особенностей можно обозначить такие тенденции развития современной семьи.

1. Падение рождаемости, уменьшение числа детей в семье. А рост однодетных семей означает обеднение эмоциональной сферы и социально-коммуникативных связей ребенка.

2. Появление так называемых « двухкарьерных » семей, где оба супруга ставят перед собой задачи профессиональной карьеры, роста и самореализации. В двухкарьерных семьях особое значение приобретает вопрос о распределении ролей и власти в семье, вопрос о лидерстве, взаимозаменяемости в распределении семейных ролей, общности семейных и личностных ценностей, а также наличии ресурсов для поддержки семьи в вопросах воспитания детей и помощи в хозяйственно-бытовой сфере.

3. Поляризация возраста вступления в брак – либо очень рано (16-17 лет), либо после 30 лет. В случае увеличения брачного возраста молодые люди, как правило, осознанно не торопятся создавать семью до более или менее сложившейся профессиональной и финансово-экономической основы. В результате часто получается, что они остаются в одиночестве навсегда, особенно женщины. Мужчин меньше (97 мужчин на 100 женщин), на всех женщин их не хватит, тем более – достойных.

4. Все более часты случаи (хотя «неравные браки» были распространены и ранее) увеличения возрастной разницы между супругами до 15-20 лет, причем в том числе и в сторону – жена старше.

5. Проблема вдовства. Решается, если жена – старше. В основном же, женщины переживают своего супруга. Средняя продолжительность жизни мужчины более чем на 10 лет меньше, чем женщины.

6. Большое количество разводов. Примерно 1/3 всех семей пережили развод. А по стрессогенности развод занимает второе место после смерти близкого человека. Полная психологическая реабилитация личности и преодоление негативных эмоциональных последствий развода констатируются лишь спустя 1-3 года после развода.

7. Возрастание количества повторных браков – люди все же ищут свою половину. Отсюда – проблема неродных детей.

8. Рост количества детей-подкидышей, беспризорных детей, отказ от детей в роддомах. Рост детдомов, интернатов и пр.

9. Рост семейно-бытовых «криминальных» ситуаций, преступлений. Обычно – на почве пьянства.

10. Увеличение числа бездетных семей. «Отсрочки» часто обусловлены трудностями в молодости – финансово-экономическими, жилищными, а также задачами завершения образования или осуществления карьеры. Однако, в конечном счете супруги в таких семьях приходят к осознанию недостаточной самореализованности и глубокому личностному кризису. Следует также отметить увеличение количества женщин (а в последнее время и мужчин), не имеющих возможности иметь детей в силу медицинских причин.

11. «Заграничные» браки распространяются все больше. Однако часто уехавшие за семейным счастьем за рубеж, не находят его и там, ввиду личностных особенностей, а также непривычного менталитета «заграницы». К тому же неизбежны ностальгия по родине, отрыв от друзей, родственников, родной природы, культуры и т.д.

12. «Экзотические» семьи (однополые браки, свингерство и пр.) – пока еще в России явление редкое, но уже существующее.

13. Возрастание числа лиц, которые предпочитают альтернативные формы брака: а) одиночество; б) «гражданские» браки; в) материнские семьи – как осознанное решение женщины. «Мать и дитя» — сейчас обычное явление. И даже нескольких детей некоторые современные женщины вырастить могут и без мужа.

Таким образом, учитывая большое число разводов, рост лиц зрелого возраста, не вступающих в брак, появление других форм отношений – все это дает основание сторонникам теории крушения семьи строить мрачные прогнозы о вырождении семьи как социального института.

Однако, за последние годы наметился явный, безусловно положительный сдвиг в пользу выбора семьи как оптимальной формы партнерского союза с целью обеспечения необходимых условий для личностного роста и саморазвития.

Ценность семьи возрастает и рейтинг семьи растет.

Филатова А.Ф., пс.н ., доцент ОмГПУ , член правления Омского отделения ППЛ

Источник:
Современная семья
Особенности современной семьи Специфика современной семьи в России (хотя семьи у нас очень неоднородные) определяется, по меньшей мере, четырьмя особенностями. 1. Современная семья – это
http://omsk-ppl.narod.ru/Stat/SovrSem.htm

Современная семья

12% мужчин считают , что традиционный брак не имеет смысла.

Изучая современную семью , мы поняли , что фраза « Быть в горе и в радости , пока смерть не разлучит нас» до сих пор актуальна. Правда , к слову « брак» она имеет все меньшее отношение.

Михалис Дертузос , профессор Массачусетского технологического университета , еще в 1989 году предсказал , что одним из типов современной семьи будет семья с раздельным проживанием , не имеющая общего быта. По наблюдениям социологов , пар , выбирающих такой образ жизни , становится на 0,1% больше каждые 5 лет. Это огромная цифра в количественном отношении.

Запредельно близко: милые и откровенные картинки о совместной жизни с мужчиной

  • Никуда не денется: 7 способов « привязать» к себе мужчину навсегда

    В Древней Греции и Риме брак был свободным и добровольным. Вопросами свадеб и разводов ведали госчиновники. Идея о том , что брак — это на всю жизнь , принадлежит христианству. В средневековой Европе разрешение на развод давала только церковь , на то должны были быть очень веские причины. В XVI веке в Европе произошла реформация церкви. Католики по‑прежнему признавали лишь церковный брак , а вот протестанты предпочли давать брачные клятвы в мэрии. Правда , суды редко допускали развод , да и граждане не стремились « позориться».

    Рутинной процедурой развод стал в XX веке. Женщины стали экономически независимы , поэтому брак перестал быть способом социальной защиты « слабых». Ну и само бракосочетание перестало восприниматься как нечто священное , венчание превратилось в красивый ритуал , а многие и вовсе от него отказались.

    «В современной семье люди в первую очередь помогают друг другу развиваться. Любовь , взаимопонимание — все это должно присутствовать априори , но если супруги мешают друг другу расти как личности , то ничего хорошего у них не выйдет. Сегодня мужчине важно гордиться своей женой и ее успехами в любимом деле».

    Во второй половине XX века понятия « семья» и «брак» стали расходиться. Скажем , женятся люди , у которых за плечами по разводу и по ребенку. Кого каждый из них будет считать своей семьей? Бывшие супруги и их дети — это часть семьи или нет? А дети мужа , у которых близкие отношения с отцом? Все эти вопросы стали решаться в зависимости от отношений между людьми. О том , что такое современная семья , понятнее всего говорят дети. Если их попросить объяснить это слово , они вспомнят прежде всего тех , кто о них заботится , с кем у них постоянный контакт. Это могут быть мама , или папа и бабушка , или мама и ее подруга с дочкой. Особенность современной семьи — многообразие моделей , необязательно узаконенных.

    «Как бы человек ни трактовал слово „семья“, есть какие-то нерушимые основы этого понятия. Например , даже через триста лет ни одному мужчине не понравится , если его жена будет спать с соседом».

    Институту брака как пожизненному союзу двоих , созданному « в целях ведения совместного хозяйства и воспроизводства населения», похоже , придет конец. Такие пары , конечно , будут , но их перестанут считать единственной нормой. Цивилизованный мир вообще движется в сторону мысли о том , что все люди разные и счастье у каждого свое.

    «Современная семья — это когда жена , лежа в постели , пишет с телефона через WhatsApp мужу , сидящему в соседней комнате за компьютером , не хочет ли он прийти уже к ней и заняться сексом».

    • В Европе и США 75% женщин и 80% мужчин после расставания создают новую пару.
    • 97% из них каждый раз рассчитывают , что этот партнер единственный и на всю жизнь. Это явление называется после­довательной моногамией.
    • Более 80% детей в Европе до своего совершеннолетия успевают пожить в семьях 2−3 типов: нуклеарная ( классическия) семья , одинокий родитель , новая семья с мачехой и отчимом.

    «Думаю , и от работы , и от семьи поколение 20+ ожидает многого. Оно выросло на реалити-шоу , которые зачастую далеки от тургеневских идеалов. Отношения в семье сильно демократизировались. Уверен , что сейчас родители намного лучше понимают своих недорослей. Они ведь тоже пользуются социаль­ными сетями и часто « инстаграмят».

    • 25% мужчин , верящих в традиционные ценности , считают , что жениться нужно до 25 лет.
    • 55% — от 25 до 30 лет.
    • 20% — после 30 лет.
    • 44% мужчин встречались параллельно с двумя ( и больше) девушками.
    • 66% мужчин считают , что жена не должна быть старше мужа.
    • 83% мужчин хотели бы иметь детей.

    «Современная семья у меня ассоциируется прежде всего с совместным и активным времяпрепровождением: велосипедные прогулки , катание на лыжах , поездки в другие города и страны. А еще мне всегда приятно видеть семьи , где уже взрослые дети появляются где-нибудь вместе с родителями — на выставке , в ресторане , в театре. Таких семей сейчас стало больше , это радует».

    Сейчас , когда понятия « семья» и «брак» не всегда совпадают , у людей чаще возникает вопрос « Зачем жениться?», а не «Зачем разводиться?» — со вторым как раз все понятно. Но при этом многие до сих пор идут в загс и в церковь , хотя все , что касается имущества и детей , теперь можно уладить и без заключения брака. А глубоко верующих и воцерковленных среди нас довольно мало.

    Как ни странно , ответить на этот вопрос проще , глядя на однополые пары. Они яростно борются за право заключать брак , которым « обычные» люди все чаще пренебрегают.

    Брак в современном мире — штука символическая. Во‑первых , мы заявляем обществу о том , кто мы есть. В этом « мы» многое закопано. От «Обидишь мою жену — будешь иметь дело со мной» или « Мама , я тебя люблю , но у меня теперь есть Маша» до «За все , что натворит этот человек , я беру ответственность на себя». Вступая в брак , мы требуем общественного признания пары как единого целого.

    «Сейчас почти нет молодых семей ( 18 — 21), которые появились благодаря любви. Чаще всего речь только тогда заходит о загсе , когда молодые люди пытаются сохранить отношения , давшие трещину , или девушка забеременела. Рад за те семьи , у которых случилось иначе».

    Во-вторых , предложение руки и сердца — это способ сказать друг другу , что поиск партнера вы оба завершили. В гражданском браке в отношениях подавляющего большинства пар есть какая-то недосказанность , многоточие. А вот признание « Мы с тобой навсегда — и точка» — это не только запрет измены , например. Это еще и перераспределение энергии: как будто два человека шли в темноте и светили фонариками в разные стороны , а потом стали вместе светить в одну точку.

    Но всем ли нужен даже такой , равный брак? В общем-то , нет. Всегда были и будут полигамные люди , синг­лы по состоянию души , персонажи , которым нужно несколько последовательных крепких браков , поклонники гаремов , желающие быть единственным родителем , люди , неспособные к совместному проживанию с партнером. Особенность современной ситуации в том , что все эти варианты постепенно перестают считаться ненормальными , а понятие « семья» все сложнее описать простыми формулировками.

    «В последнее время выросло количество разводов , так как люди больше не держатся за жилплощадь , да и женщины теперь могут сами себя обеспечить. С одной стороны , это плохо , так как пары зачастую не способны решать бытовые вопросы , не умеют чинить отношения , когда это возможно , им проще просто разбежаться. С другой , как мне кажется , исчезли браки , в которых люди , даже ненавидя друг друга , продолжают жить вместе».

    «Я расстраи­ваюсь по поводу того , что ушла в прошлое тра­диция воскресной порки жены!»

    ТЕКСТ: Анна Никитина

    Подпишись на новости и будь в курсе самых интересных и полезных новостей.

    Источник:
    Современная семья
    12% мужчин считают, что традиционный брак не имеет смысла.
    http://www.cosmo.ru/sex-love/he_and_you/sovremennaya-semya/

    Современная семья в России, какая она?

    Современная семья в России, какая она?

    Семья — важнейший институт социализации, так как является обычной средой существования и развития человека от рождения и до смерти. Стиль семейной социализации связан с национальной культурой, традициями, а в их рамках — с социальной принадлежностью, уровнем образования, нравственными установками родителей. Эти обстоятельства влияют на характер воспитания детей.

    2) желание иметь постоянного сексуального партнера;

    3) психологические причины;

    4) желание иметь детей;

    5) решение бытовых проблем;

    6) сложившиеся обстоятельства.

    Обычно присутствует не один мотив, но у каждого есть один-два ведущих.

    Самым активным возрастом для заключения браков является период от 25 до 34 лет . В это время совершается практически половина всех браков. К сожалению, констатируем, что та же картина наблюдается и в области разводов. (По данным Федеральной службы государственной статистики).

    Следует отметить, что в рассматриваемый период с 2000 года по 2009 год заметна устойчивая тенденция к росту количества регистрируемых браков по городам в отдельности и по стране в целом. В отличие от Санкт-Петербурга, где линия тренда четко прослеживается на подъем, московские показатели увеличиваются волнообразно, каждый второй год. В целом по сравнению с 2000 годом количество браков в Москве, как и в России увеличилось на 36%, а в Санкт-Петербурге — на 50%.

    В 2008 году Москва установила своеобразный рекорд. Если в 2007 году жители столицы создали семью с гражданами 102 стран , то в 2008 уже с гражданами 106 стран . Среди государств дальнего зарубежья лидируют Турция, Германия, США, Израиль и Великобритания. Ну а среди стран СНГ на первом месте стоит Украина , с гражданами которой было заключено около 4000 браков. Итого в Москве в 2008 году заключено 12000 интернациональных браков .

    ^ Статистика разводов и браков в России (данные на 28.10.2009)

    Источник:
    Современная семья в России, какая она?
    Размер: 0.59 Mb. ; Стиль семейной социализации связан с национальной культурой, традициями, а в их рамках с социальной принадлежностью, уровнем образования, нравственными установками родителей. Эти обстоятельства влияют на характер воспитания детей
    http://do.gendocs.ru/docs/index-151565.html

    Современная семья и ее проблемы 2

    Контрольная работа на тему Современная семья и ее проблемы 2

    Разместил (а): Мальвіна

    • Семья и брак Сущность структура функции проблемы современной семьи 19 кб.
    • Современная семья и её роль в обществе 22 кб.
    • Современная семья и ее проблемы 16 кб.
    • Современная семья характеристики и типология 13 кб.
    • Семейное воспитание 44 кб.
    • Молодая семья в кризисной демографической обстановке 54 кб.
    • Современная семья и ее проблемы 25 кб.
    • Семья как социальная система 21 кб.

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    Выполнила студентка гр. СП-09С

    Современная семья и ее проблемы.

    Проблемы современной семьи.

    Основные этапы жизненного цикла семьи и их психологическое содержание.

    . На этой стадии старшие члены семьи выходят на пенсию или работают неполный рабочий день. Происходит финансовый сдвиг: старики получают денег меньше, чем молодежь, поэтому зачастую становятся финансово зависимыми от детей. Возможен переезд на новое место жительства в другую местность или на более скромную квартиру (в России иногда возможен отъезд в деревню, на дачу и т. п.).

    Источник:
    Современная семья и ее проблемы 2
    Тема: Современная семья и ее проблемы 2. Тип: Контрольная работа. Язык: русский. Разместил (а): Мальвіна. Размер: 17 кб. Категория: Социология. Краткое описание: ‘Цель данной работы рассмотреть основные проблемы современной семьи и определить пути их решения. Контрольная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы. Представленная структура работы определила спектр источников, необходимых для ее написания.’
    http://coolreferat.com/%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F_%D0%B8_%D0%B5%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D1%8B_2

    (Visited 1 times, 1 visits today)

  • psiholog4you.ru

    Современная семья – любовь здесь больше не живёт

    Современная семья – назад в прошлое – любовь здесь больше не живёт

    СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ отвечает на такие вопросы:

    Современная семья – отражение современных реалий

    Семья, как общественный институт – образование в обществе и порождение общества, всегда современная семья. В том смысле, что семья не может не соответствовать нынешнему, современному состоянию общества.

    Ибо, современная семья, за исключением семей неких сектантов, противопоставивших себя социуму, ВСЕГДА отражение общественных идей и воплощение этих идей в жизнь.

    Хорошо. Если кто-то до сих пор не понял, то пора бы, наконец, и просветиться, что общество на территории постсоветского пространства живёт по законам капитализма – власти капитала.

    Где для общества предлагается одна основная идеология – идеология потребления. В частности, понять:

    1. Власть капитала – это и есть власть денег. И эта власть, по своей сути и природе, отвергает власть идей – разума, и значимость духовности для человека и общества.

    Ибо, деньги, их накопление и сохранение, становятся не только символом и орудием власти, но и главной идеей для населения. Ибо:

    2. Ему, всеми возможными средствами, которые находятся и есть в руках власти – государства, навязываются идеи общества потребления: Нужно идти и заработать деньги, для того, чтобы их потратить на продукты, товары и услуги.

    А так как, заработать деньги, при капитализме, можно, работая, в конечном счёте, только на капиталиста – хозяина и владельца денег, производства и сферы услуг.

    То, получается, что суть общества потребления – это работа и жизнь всей массы населения для обеспечения сверх богатства и сверх власти небольшой, сравнительно с остальным населением, кучки владельцев капитала, а соответственно, и власти.

    Под заманчивым лозунгом: Работайте больше и лучше, тогда и ваше благосостояние повысится.

    3. Благосостояние населения, возможно и повысится, после того, как «наедятся» власть имущие. НО, вот, общество превращается и превратится, в том числе и современная семья, как его ячейка, в бездуховное, глупое, ибо, зомбированное, скопище человекообразных.

    Ибо, духовность, мало того, что, не являясь товаром, не является и ценностью в обществе потребления. Но и, духовность, в том числе элементарная грамотность населения, являются ненужными и враждебными для власти капитала, как угроза самому такому устройству государства и общества.

    Современная семья – назад в прошлое

    Общество потребления, ведь, это НЕ что-то новое в человеческой цивилизации. Более того, большинство обществ в истории являлись ни чем иным, как обществами потребления.

    Ибо, в условиях постоянной недостачи продовольствия и прочих ресурсов жизнеобеспечения, основная масса населения вынуждена была вести чисто утилитарный образ жизни: работать, чтобы выжить.

    Иначе говоря: работать – производить товар, чтобы его потребить или обменять, продать и потребить – всё сводится производству (добыванию) и потреблению необходимого для жизнеобеспечения себя и своей семьи.

    Духовная жизнь в условиях общества потребления ВСЕГДА была и есть — привилегия и удел капитализированной и властной элиты.

    Даже, если она не производила и не производит её, духовную культуру, своими мозгами и руками, а лишь оплачивает её как нечто престижное и интересной ДЛЯ СЕБЯ.

    Для населения, из духовных образований, была и есть доступна лишь религия, да и то, как служанка в идеологических интересах власть имущих.

    И различный суррогат культуры – циничные, дешёвые, примитивные развлечения, типа современных: «Камеди Клаб», например, или мыльных сериалов, или дебильных передач ТВ.

    Современная семья, столкнувшись с возвратом к обществу потребления, буквально, делает откат назад, — в прошлое семейного строительства.

    При этом, на наших просторах, чем более внедряется общество потребления, тем более, современная семья, становится архаичной.

    Что, собственно, происходит в современной семье?

    Из образования, создаваемого мужчиной и женщиной по и для любви, и общности, прежде всего, духовных интересов, современная семья превращается в единицу общества потребления.

    В современной семье, вовсю, просматривается тенденция, а кое-где и факт, превращения её в бизнес проект мужчины и женщины. Где сама семья создаётся на основе финансово-материальных расчётов – как вместе приумножить и сохранить финансово-материальное благополучие.

    Где секс, окончательно и бесповоротно, становится «супружеским долгом» и сводится до уровня животной страсти и потребности. Или, что уже не редкость, ВОВСЕ отсутствует между мужем и женой, как не предусмотренный изначально.

    Или, секс, вкупе с красотой и молодостью, покупается богатым у бедного, вместе с ним, как таковым. Покупается, не важно кем, мужчиной или женщиной, путём создания всё той же современной семьи.

    Современной? Такая современная семья практикуется уже тысячелетиями истории семьи. Ибо, чувственность, включая и любовь, – это нечто воздушное, не осязаемое – не товар, который можно купить и продать за деньги. А раз так, то и выкинем их из современной семьи, за ненадобностью.

    Современная семья всё более строится на чисто финансово-хозяйственных отношениях между всеми членами семьи, где, даже, воспитание детей, сводится к тому «как бы их пристроить в жизни». А не к воспитанию высоконравственного, духовно богатого человека и гражданина своей страны.

    И это не удел «богатых»: такая современная семья наблюдается, ещё более, чем в состоятельных слоях населения, среди бедных.

    Ибо, как и миллионы лет назад, современная семья, если и образовывается, то совсем не как «главное, чтобы была любовь» и общность интеллектуальных и нравственных интересов, а «чтобы жить нормально».

    А под нормальностью понимается и есть исключительно материальное благосостояние и отсутствие внутрисемейных склок по его приумножению, использованию и сохранению.

    Современная семья – любовь здесь больше не живёт

    Кто-то скажет, что я сильно утрирую состояние дел и в обществе, и в семейном строительстве. Что, мол, мы строим демократическое и процветающее общество, и современная семья – это оплот любви и счастья.

    Что касательно общества, лично я, вам мозги не промывал: хотите видеть то, что хотите или хотят, чтобы вы видели, — дело каждого. А что касательно современной семьи, готов поспорить. Ибо, что вижу, о том и пишу.

    Да, есть ещё современные семьи, в том числе и у молодёжи, которые образовались и живут, прежде всего, как духовное единение мужчины и женщины. Есть современная семья, где любовь и единство духовных интересов, главные критерии её существования.

    НО, если положить руку на сердце, то мы честно должны сказать, что это уже не современная семья, а архаичная, уходящая форма семьи из нынешнего общества. Почему?

    А потому что она не соответствует реалиям общества и представлениям в головах членов этого общества. Современная семья – любовь здесь больше не живёт.

    Её заменили практичным расчётом и, в лучшем случае, сексуальной страстью в начале, а затем, привычкой и удобством совместного проживания – совместного добывания и потребления благ и «радостей жизни».

    Кому-то, такая современная семья нравится и видится идеалом, кому-то,  нет, как мне, например, и представляется духовной деградацией и общества, и человека, как такового.

    А что такое современная семья в вашем представлении?

    Ещё статьи по этой тематике:

    Семья и семейные отношения, что нужно знать всем

    Семья, как социальный институт – мифы, слухи и реалии

    Ошибки в отношениях мужчины и женщины — семья это всё

    Зачем нужна семья? Что такое семья? Кто в семье главный?

    Современная семья — жизнь или совместное проживание

    Зачем нужна семья? Брак по расчёту, по любви, по залёту, по так нужно

    Семья, любовь и любовные отношения. В поисках лучшей доли

    Как сохранить любовь мужа, жены? Не думайте так

    Как разрушают отношения муж, жена — уничтожение любви

    love-family-life.info

    НАШИ ДЕТКИ: Современная семья — какая она?

    Большинство взрослых людей – родители. В своей жизни каждый человек проживает много ролей: кто-то инженер, строитель, педагог, рабочий или писатель, к тому же сын/дочь, ребенок, друг, брат и др., но все равно человеку всегда важно состояться в роли родителя. Роль родителя – особая и очень ответственная роль. С ее проживанием человек испытывает массу чувств, которые зачастую очень разнятся: гордость за ребенка идет рука об руку со стыдом и чувством вины, радость соперничает с обидой и злостью…  Эта роль накладывает огромную ответственность на человека за жизнь и благополучие другого человека – его ребенка.

    Чтобы разобраться, что представляет собой родительство сегодня, необходимо просто присмотреться к современному обществу в целом, к той ситуации в нашем государстве, которая сложилась на сегодняшний день.


    Не секрет, когда началась для нашей страны «эпоха перемен», многие оказались в ситуации кризиса своей жизненной компетентности. Стабильность сменилась постоянной неопределенностью, коллективная ответственность – индивидуальной, смена идеологических ориентиров размыла представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном. В результате многие из нас оказались не готовыми адаптироваться к этим изменениям. Пока взрослые были заняты своей адаптацией, дети оказались без опоры на взрослую модель успешной жизненной стратегии. Жизнь изменилась стремительно. И как следствие – старые стратегии воспитания оказываются не эффективными, не потому что  они плохие, неправильные, а потому что изменился мир. Во времена «перестройки» главной задачей для родителей было просто накормить и одеть детей, т.е обеспечить семью материальными благами, и соответственными стали и задачи воспитания: развивать в детях качества, которые помогали бы им выжить, добиться цели любым путем. Зачастую это такие качества, как хитрость, жестокость характера, лицемерие, эгоизм, хваткость; о доброте, эмпатии, сопереживании здесь речь не шла. Изменились жизненные ценности, сменились приоритеты. Образование перестало цениться, так как образованные люди оказались «не у дел». И вот теперь то поколение детей стало родителями. Если говорить о сегодняшнем дне, ситуация в какой-то мере стабилизировалась, хотя появилась сильная полярность в обществе (большая разница в уровне жизни населения). Какую цель сегодня на первый план ставят для себя родители, чего хотят от своих детей? «Чтобы хорошими людьми стали». А что под этим подразумевается? – Умение успешно добиваться своих целей, проявление самостоятельности, ответственности, способности разрешать жизненные проблемы, быть устойчивы к «ударам судьбы» и прежде всего успешно адаптироваться к любым условиям жизни. Таковы главные ценности на сегодняшний момент. В чем видится главная проблема современных родителей? В условиях современной действительности многие родители чувствуют колоссальную ответственность за воспитание своих детей. Общество предъявляет большие запросы («Вы должны», «не должны», «обязаны») и претензии, которые родители боятся не выполнить, а ведь речь идет об их детях. В последние лет десять наблюдается настоящий бум в средствах массовой информации по развитию и воспитанию детей. Огромное количество книг, передач, компьютерная продукция ориентированы на ребенка. Теперь говорят – педоцентрическая модель воспитания. Родителей все учат, как надо воспитывать и развивать ребенка: учат книги, телевизор, различные журналы, детский сад, школа и зачастую этот поток несет в себе весьма противоречивую информацию. Родитель оказывается в затруднительном положении. Ведь ему очень хочется быть «правильным родителем» и сделать для своего чада все возможное – вырастить из него успешного и счастливого человека. Невозможность соответствовать всем услышанным или прочитанным правилам вызывает беспокойство и тревогу у родителей. У них возникает вина за то, что все происходит не так, как должно быть, что в свою очередь, наводит родителя на мысль о своей некомпетентности. Существует огромное количество развивающих учреждений, пособий, игровой продукции нацеленных на всестороннее развитие детей. Родители, чтобы исполнить свой родительский долг, все это обрушивают на своих чад, чтобы они не стали хуже других. Начинают прямо с пеленок всесторонне развивать детей, что не всегда оказывается адекватным их истинным потребностям. А те родители, которые оказываются очень занятыми своей профессией или просто зарабатыванием денег, ищут для своих детей различные образовательные и досуговые центры, которые бы их крох развили до предела. Безусловно, замечательно, что  существуют такие учреждения, и у нас появился огромный выбор образовательных услуг. Только очень часто современные родители считают, что исчерпывают свой родительский долг, обеспечивая лишь условия для развития ребенка. К ребенку, начиная с первых лет жизни, приглашают воспитателей и учителей, водят в различные центры развития, а мама, перепоручая воспитание ребенка «специалистам», выступает в качестве «менеджера». Вместо семейного очага семья становится своеобразным «офисом», где у каждого свой ритм жизни и свои «функциональные обязанности». Другими словами, можно сказать, что воспитание ребенка в семье становится все более опосредованным. Почему же так происходит? Потому что родитель, не выдерживая колоссальной ответственности перед своим ребенком, предпочитает ее переложить на специалистов, которые гораздо лучше все знают и понимают про ребенка. В советские времена с этим было проще. Все знали «социальный заказ» и хорошо понимали, за какое поведение ребенка родителю «должно быть стыдно», а за какое – «очень стыдно». Теперь каждый родитель вынужден самостоятельно решать, что и как необходимо воспитывать у своего чада. Исследования семьи в условиях кризисного общества выявляют возросшую отчужденность родителей и детей. Дефицит душевного тепла, ласки, внимания к детям и их проблемам со стороны родителей. Дети часто предоставлены сами себе или «удачно определены» в развивающие центры. Вместо общения с родителями ребенок «общается» с телевизором или компьютером. Специалисты отмечают равнодушие к проблемам детей: родители стали реже, чем  раньше и с неохотой посещать консультации, организованные воспитателями, родительские собрания. Психологи отмечают возрастание негативного восприятия родителями своих детей. Большинство родителей с трудом способны развить тему «какой у меня хороший ребенок», а о том «какой плохой ребенок» могут говорить часами. Да и сами дети затрудняются сказать что-то хорошее друг о друге. По мнению специалистов, это результат воздействия общества на семью. В  условиях социальной и экономической нестабильности под гнетом страха «не справиться» с жизнью: потерять работу, обеднеть, заболеть – родители сами становятся неуверенными, эмоционально нестабильными, появляется новый социальный страх – страх неуспешности детей. Родители боятся, что ребенок, не подготовленный к школе или недостаточно хорошо справляющийся со школьными требованиями, может не выдержать конкуренции с другими детьми, оказаться неудачником, малоценным в глазах педагогов и сверстников, без перспектив в будущем. Ребенок оказывается в таких условиях, где ему приходится доказывать свою «конкурентноспособность»  чуть ли не с раннего детства. Многие родители рассматривают дошкольное детство как подготовку к школе, лишая ребенка возможности полноценно прожить целый этап своей жизни. Заботясь о раннем обучении, родители часто ущемляют право ребенка на игру, свободное время, собственный выбор видов деятельности. Итак, главные приоритеты в воспитании ребенка – его раннее развитие и обучение для обеспечения успешности и процветания в будущем. Такие категории как нравственность, духовность занимают далеко не первые места, и особой востребованности в них не чувствуется. Существует ряд работ (Святитель Игнатий Брянчанинов), в которых проводится подробный анализ причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества: изменились нравственные представления о браке и семье, разрушена иерархия семейных взаимоотношений; утрачен традиционный уклад семейной жизни; нарушены родовые и семейные связи между поколениями. Ярко проявляется культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста, что привело к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства. Деформация коснулась и сферы семейного воспитания: не имея навыков совместного переживания с ребенком событий семейной жизни, большая часть родителей стремиться «откупиться» от личного общения с ребенком дорогими подарками. Прервалась преемственность педагогической традиции в семье: родители проявляют поразительную неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства, не имеют никакого представления о закономерностях становления духовно-нравственного мира ребенка. Таким образом, институт родительства оказался в настоящем кризисе: старые критерии не годятся, а новые не выработались. Как же решить проблему родительского образования? На сегодняшний день зарекомендовали себя следующие формы работы: — создание в ДОУ, СОШ на базе психологических консультаций курсы повышения родительской компетентности — создание сайтов для родителей по актуальным вопросам детского развития и воспитания — создание в СМИ программ по вопросам воспитания и развития детей. Цель таких мероприятий – повысить компетентность родителей. Создать благоприятные условия для встречу двух миров: мира взрослого и мира ребенка. Чтобы человек ощущал огромную радость и удовлетворение от того, что он является родителем. По материалам журнала «Воспитатель» № 2, 2010

    ancibor.blogspot.com