Совокупность всех достижений общества в развитии материальной и духовной жизни – совокупность всех достижений человечества в материальной и духовной жизни называется ____. Процесс духовного творчества является, русский язык
Тема 1. Культура и духовная жизнь – SOOCIETY
Культура представляет собой весьма сложное явление, что находит свое отражение в существующих на сегодняшний день сотнях ее определений и трактовок. Наиболее распространенными являются следующие подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:
– Технологический подход: культура – совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества.
– Деятельностный подход: культура – осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность.
– Ценностный подход: культура – практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.
Начиная с I в. до н. э. под словом «культура» (от лат. cultura – уход, обработка, возделывание земли) понимали воспитание человека, развитие его души и образование. Оно окончательно вошло в употребление в качестве философского понятия в XVIII – начале XIX в. и обозначало эволюцию человечества, постепенное совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного знания, искусства, религии. В это время оно было близко по значению к понятию «цивилизация». Понятие «культура» противопоставлялось понятию «природа», т. е. культура – это то, что создал человек, а природа – то, что существует независимо от него.
На основании многочисленных трудов различных ученых понятие «культура» в широком смысле слова можно определить как исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.
Культура в узком смысле – процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.
В связи с существованием двух типов деятельности – материальной и духовной – можно выделить две основные сферы существования и развития культуры.
Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться и в материальных носителях (книгах, картинах, орудиях труда и т. д.). Понимая всю относительность различия между материальной и духовной культурой, большинство исследователей тем не менее полагают, что оно все же существует.
Под духовной жизнью общества обычно понимают ту область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной деятельности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности.
Духовная жизнь человека возникает на основе его практической деятельности, является особой формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним.
К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели людей. Взятые в единстве они составляют духовный мир личности.
Духовная жизнь тесно связана с другими сферами общества и представляет собой одну из его подсистем.
Элементы духовной сферы жизни общества: мораль, наука, искусство, религия, право.
Духовная жизнь общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание.
Образец задания
A1. Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о культуре?
А. Культура – совокупность ценностей, общий уровень интеллектуального, нравственного, эстетического развития людей.
Б. Культура – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: 1.
Тема 1. Культура и духовная жизнь
Оценкаsoociety.ru
Электронная тетрадь: Культура и духовная жизнь
Культура (в узком смысле):
Совокупность областей творческой деятельности, так или иначе связанных с искусством Область, объединяющая искусство, религию, науку, образованиеКультура (в широком смысле):
Универсальное отношение человека к миру, через которое человек постигает, создает мир и самого себя, универсальный способ творческой самореализации человека; Совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определенных знаковых систем, а также путем обучения и подражания. Материальная и духовная культура- Материальная культура – это вещественные результаты материального производства, имеющие определенную ценность для общества.
- Духовная культура – это результаты духовного производства и духовные ценности, воплощенные в произведениях искусства, научных теориях, архитектуре, литературе и т.д.
Основные понимания и подходы к жизни: Технологический: культура — совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества. Деятельностный: культура — осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность. Ценностный: культура — практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей. Развитие культуры
- Преемственность. Традиции – наиболее устойчивый элемент культуры.
- Новаторство. Человеку присуще творческое начало.
Функции культуры
Функция приспособления к окружающей среде. Можно сказать, что это древнейшая функция культуры. Именно благодаря ей человеческое общество нашло защиту от стихийных сил природы и заставило их служить себе. Уже первобытный человек сделал одежду из шкур животных, научился пользоваться oгнeм и в результате cмoг заселить oгpoмныe территории земного шара.
Функция накопления, хранения и передачи культурных ценностей. Эта функция позволяет человеку определить свое место в мире и, используя накопленные о нем знания, развиваться от низшего к высшему. Ее обеспечивают механизмы культурных традиций, о которых мы с вами уже говорили. Благодаря им культура сохраняет накопленное веками наследие, которое остается неизменным фундаментом творческих поисков человечества.- Сфера деятельности человека и общества, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых.
- Духовная жизнь общества охватывает науку, нравственность, религию, философию, искусство, научные учреждения, учреждения культуры, религиозные организации, соответствующую деятельность людей.
- К духовной жизни личности, как правило, относят знания, веру, чувства, потребности, способности, стремления людей. Неотъемлемой ее частью является и сфера человеческих эмоций и переживаний.
Структура духовной жизни общества:
- Духовные потребности (Представляют собой объективную нужду людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности)
- Духовная деятельность (духовное производство) (Производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом)
- Духовные блага (ценности): Идеи, теории, образы и духовные ценности
Духовные общественные связи индивидов- Сам человек как существо духовное
- Воспроизводство общественного сознания в его целостности
Деятельность в духовной сфере:
- Духовно-теоретическая деятельность представляет собой производство духовных благ (ценностей). Продуктом духовного производства являются мысли, идеи, теории, идеалы, художественные образы, которые могут принимать форму научных и художественных произведений.
- Духовно-практическая деятельность — это сохранение, воспроизведение, распределение, распространение, а также потребление (освоение) созданных духовных ценностей, т. е. деятельность, конечным результатом которой является изменение сознания людей.
elictronicapage.blogspot.com
Презентация на тему: Личность и
Каждый человек рождается, воспитывается, формируется, живет и развивается в сфере определенной материальной и духовной культуры.
Структура культуры
1.Элитарная и массовая
2.Субкультуры: классовая, профессиональная, городская, сельская, молодежная, семейная и культура отдельного человека
3.Материальная и духовная
4.Прогрессивная и реакционная
5.Актуальная и неактуальная в данное время
Функции культуры
1.Гуманистическая (человекотворческая)
2.Функция исторической преемственности (информационная).
3.Гносеологическая (познавательная)
4.Коммуникативная
5.Семиотическая (знаковая)
6.Регулятивная (нормативная)
7.Адаптационная
Законы функционирования культуры
1.Закон единства и своеобразия культуры.
2.Закон преемственности в развитии культуры.
3.Закон прерывности и непрерывности развития культуры.
4.Закон взаимодействия и сотрудничества
Социализация и инкультурация
Под социализацией понимают процесс усвоения индивидом социальных ролей и норм.
Социализация и инкультурация
В отличие от социализации понятие инкультурации подразумевает под собой обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре
Личность и культура
Личность — это движущая сила и создатель культуры, а также главная цель ее становления.
Личность и культура
Регуляторами личностных устремлений и поступков личности являются культурные ценности.
studfiles.net
Культура и духовная жизнь — ЕГЭ 2014
Культура представляет собой весьма сложное явление, что находит свое отражение в существующих на сегодняшний день сотнях ее определений и трактовок. Наиболее распространенными являются следующие подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:— Деятельностный подход: культура — осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность.
— Ценностный подход: культура — практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.
Начиная с I в. до. н. э. под словом «культура» (от лат. cultura — уход, обработка, возделывание земли) понимали воспитание человека, развитие его души и образование. Оно окончательно вошло в употребление в качестве философского понятия в XVIII — начале XIX в. и обозначало эволюцию человечества, постепенное совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного знания, искусства, религии. В это время оно было близко по значению к понятию «цивилизация». Понятие «культура» противопоставлялось понятию «природа», т. е. культура — это то, что создал человек, а природа — то, что существует независимо от него.
На основании многочисленных трудов различных ученых понятие «культура» в широком смысле слова можно определить как исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.
Культура в узком смысле — процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.
В связи с существованием двух типов деятельности — материальной и духовной — можно выделить две основные сферы существования и развития культуры.
Культура | |
---|---|
Материальная культура | Духовная культура |
Связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека: материально-технические средства труда, коммуникация, культурно-бытовые сооружения, производственный опыт, умения, навыки людей и др. | Совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право и др. |
Потребности общества и человека (материальные или духовные), которые удовлетворяются произведенными ценностями | |
↑ Критерий деления |
Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться и в материальных носителях (книгах, картинах, орудиях труда и т. д.). Понимая всю относительность различия между материальной и духовной культурой, большинство исследователей тем не менее полагают, что оно все же существует.Основные функции кульутры
Наименование функции | Ее содержание |
Познавательная | Формирование целостного представления о народе, стране, эпохе |
Оценочная | Осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций |
Регулятивная (нормативная) | Формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения) |
Информативная | Осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений |
Коммуникативная | Сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение |
Социализации | Усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию |
Под духовной жизнью общества обычно понимают ту область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной деятельности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности.
Духовная жизнь человека возникает на основе его практической деятельности, является особой формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним.
К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели людей. Взятые в единстве они составляют духовный мир личности.
Духовная жизнь тесно связана с другими сферами общества и представляет собой одну из его подсистем.
Элементы духовной сферы жизни общества: мораль, наука, искусство, религия, право.
Духовная жизнь общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание.
Структура духовной жизни обществаДуховные потребности | ||
---|---|---|
Представляют собой объективную нужду людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности ↑
| ||
Духовная деятельность (духовное производство) | ||
Производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом Виды: — Наука — Искусство — Религия Цель. Воспроизводство общественного сознания в его целостности Особеннсоти: | ||
Духовные блага (ценности) | ||
· Идеи, теории, образы и духовные ценности · Духовные общественные связи индивидов · Сам человек как существо духовное |
ege-mobile.ru
Раздел 2 Духовная жизнь общества
Быстрый переход
Культура
Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:
- Технологический подход: культура — совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества.
- Деятельностный подход: культура — осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность.
- Ценностный подход: культура — практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.
Культура в широком смысле слова — исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.
Культура в узком смысле— процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.
Основные сферы существования и развития культуры:
- Материальная культура — Связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека: материально-технические средства труда, коммуникация, культурно-бытовые сооружения, производственный опыт, умения, навыки людей и др.
- Духовная культура — Совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право и др.
Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно,-потому что в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться и в материальных носителях (книгах, картинах, орудиях труда и т. д.).
Основные функции культуры:
- Познавательная — формирование целостного представления о народе, стране, эпохе
- Оценочная — осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций
- Регулятивная (нормативная) — формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения)
- Информативная — осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений
- Коммуникативная — сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение
- Социализации — усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию
К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чув
5splusom-school.ru
совокупность достижений общества в результате материального и духовного развития:
Культура — совокупность достижений общества в результате материального и духовного развития:(*ответ*) да
нет
Культурные универсалии формируются на основе биологических потребностей:
(*ответ*) да
нет
Культурный комплекс — совокупность предметов, учреждений, представлений функционально связанных с определенным элементом культуры:
(*ответ*) да
нет
Литературный язык — главная форма существования национального языка:
(*ответ*) да
нет
Менталитет — общезначимый принцип, определяющий направленность человеческой деятельности:
(*ответ*) нет
да
Менталитет — осознанная система символов и смыслов, характерная для определенной культурно-исторической эпохи и закрепленная в сознании людей в процессе общения:
(*ответ*) да
нет
Наличие субкультур — показатель бедности культуры общества:
(*ответ*) нет
да
Народная культура создается анонимными творцами:
(*ответ*) да
нет
Нормы отличаются друг от друга степенью обязательности:
(*ответ*) да
нет
Привычки — стереотипы привычного поведения:
(*ответ*) нет
да
Социальная норма — вид социального действия:
(*ответ*) нет
да
Существенной чертой культуры является ее искусственный характер:
(*ответ*) да
нет
Ценность в социологии понимается как особое свойство материальной культуры:
(*ответ*) нет
да
Язык интересует социологию как совокупность моделей поведения и символов:
(*ответ*) да
нет
Автор системы стратификации, включающей четыре категории людей, — это
(*ответ*) Питер Блау
Эмиль Дюркгейм
Герберт Спенсер
Питирим Сорокин
Адаптивно-деятельностный подход в исследовании культуры утверждает, что культура — это
(*ответ*) система внебиологических механизмов, которые стимулируют, программируют и реализуют адаптивную и преобразующую деятельность людей
совокупность символов, опосредующих отношения человека с миром
продукция человеческого интеллекта и духовных способностей
сфера жизни людей, не связанная с материальным производством
Базисные типы стратификации — это
(*ответ*) экономическая
(*ответ*) политическая
идеологическая
культурная
Ответов: 1 | Категория вопроса: Гуманитарные дисциплины
abiturient24.com
Совокупность достижений человечества в материальной и дух… -reshimne.ru
а) культура;
б) цивилизация;
в) развитие;
г) ценности.
21. В настоящий момент идет процесс становления цивилизации:
а) доиндустриальной;
б) индустриальной;
в) постиндустриальной;
г) современной.
22. Поддержание сложившегося образа жизни, предпочтение традиционных образцов и норм, медленное изменение видов, средств и целей деятельности – это признаки:
а) доиндустриальной цивилизации;
б) индустриальной цивилизации;
в) постиндустриальной цивилизации;
г) современной цивилизации.
23. Динамично развивающаяся экономика – основа:
а) доиндустриальной цивилизации;
б) индустриальной цивилизации;
в) постиндустриальной цивилизации;
г) современной цивилизации.
24. Форма, которая составляет основу ряда родственных объектов, являясь образцом для предметов определенного вида, называется:
а) группа;
б) разновидность;
в) критерий;
г) тип.
25. Общество с сильно развитыми структурными элементами, которые взаимосвязаны и взаимозависимы друг от друга, называется:
а) простое;
б) сложное;
в) развивающееся;
г) стабильное.
26. В период господства присваивающей экономики существовало общество:
а) индустриальное;
б) информационное;
в) собирателей и охотников;
г) земледельцев и скотоводов.
27. Исторический тип общества, базирующийся на определенном способе производства, называется:
а) общественно-экономическая формация;
б) общественно-политическая формация;
в) общественно-экономическая цивилизация;
г) общественно-политическая цивилизация.
28. Общество, в котором добыча и переработка продуктов природы уступают свое приоритетное значение производству и переработке информации, называется:
а) традиционное;
б) феодальное;
в) индустриальное;
г) постиндустриальное.
29. Единство развития всего человечества, усиление взаимодействия различных стран мира в экономической, политической и культурной сферах называется:
а) формация;
б) цивилизация;
в) глобализация;
г) интернационализация.
30. Наиболее важные общепланетарные проблемы современной эпохи, затрагивающие человечество в целом, называется:
а) локальные;
б) глобальные;
в) всеобщие;
г) главные
reshimne.ru