Состав административного проступка – Состав административного правонарушения, понятие, признаки :: SYL.ru

Состав административного правонарушения

Под составом административного правонарушения понимается установленная законодателем совокупность признаков, при наличии которых соответствующее деяние считается административным правонарушением.

Состав административного правонарушения включает в себя четыре обязательных элемента его характеристики: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона административного правонарушения.

Объект административного правонарушения — те общественные отношения, на которые посягает соответствующее деяние (действие или бездействие).

В науке административного права принято выделять и различать общие родовые, видовые и непосредственные объекты административных правонарушений, каждый из которых соотносится с предыдущим как часть с целым. Десять общих родовых объектов административных правонарушений, как уже указывалось, перечислены в ст. 1.2 КоАП РФ.

Видовые объекты сформулированы в главах особенной части КоАП РФ, которые составлены с учетом двух критериев: одна часть составов административных правонарушений сгруппирована в них в зависимости от содержания подвергающихся посягательствам общественных отношений, а другая часть — обозначением области, отрасли или сферы государственного управления. Непосредственные же объекты посягательства представлены в соответствующих конкретных статьях особенной части КоАП РФ.

Объективная сторона административного правонарушения представляет собой систему признаков, характеризующих содержательную сторону соответствующего деяния: направленность действия (бездействия), его вредоносные последствия и причинную связь между ними (в материальных составах), время, способ, орудия, средства, обстановку совершения административного правонарушения.

Субъектом административного правонарушения выступает физическое или юридическое лицо, его совершившее. Но элементом состава административного проступка является не сам правонарушитель, а характеризующие его административную правосубъектность признаки (возрастные, должностные, профессиональные и другие).

Понятие субъекта административного правонарушения не равнозначно понятию субъекта административной ответственности. Субъектами любого действия (бездействия) всегда являются какие-то конкретные физические лица, тогда как субъектами административной ответственности могут быть и организации (юридические лица).

Субъективная сторона административного правонарушения характеризует вину правонарушителя, а иногда также мотив и цель деяния. Вина может быть умышленной и неосторожной.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если совершившее его лицо сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично.

Совершенным по неосторожности

признается такое административное правонарушение, где совершившее его лицо предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение, либо не предвидело наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ст. 2.2 КоАП РФ).

newinspire.ru

§3. Состав административного правонарушения (проступка)

При наличии всех признаков административного правонарушения может отсутствовать состав административного правонарушения, что исключает возможность привлечения лица к административной ответственности.

Состав административного правонарушения (проступка) – это совокупность закрепленных нормативными правовыми актами элементов, наличие которых может повлечь административную ответственность.

Состав проступка – логическая конструкция, которая закреплена в праве и является основанием для квалификации деяния как административного проступка.

Элементы состава административного правонарушения: объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона.

Объект – общественные отношения, возникающие в области государственного управления и регулируемые различными правовыми нормами. Объектом являются охраняемые правом общественные отношения на которые посягает правонарушитель.

Субъектом административной ответственности, как мы уже отмечали, является физическое лицо, вменяемое, достигшее к моменту совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста.

На сегодняшний день мы не можем говорить об административной ответственности юридических лиц, однако, можно предположить, что такое положение является временным.

Объективная сторона административного правонарушения представляет собой систему признаков, характеризующих внешнюю сторону противоправного деяния: противоправное поведение лица (действие или бездействие, запрещенное соответствующими административно-правовыми нормами), общественная опасность и его последствия, причинная связь между деянием и наступившим результатом.

Субъективная сторона правонарушения (проступка) – это внутреннее психическое отношение лица к содеянному и его последствиям. К признакам субъективной стороны относятся вина (в форме умысла или неосторожности), мотив и цель.

§4. Административные взыскания и порядок их наложения

Рассмотрим один из основных элементов структуры административной ответственности – административные взыскания.

Административное взыскание

является мерой ответственности, применяемой в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов, уважения к правилам общежития, а также предупреждения совершения новых преступлений как самим правонарушителем так и другими лицами.

В соответствии со ст. 23 КоАП Республики Беларусь закреплены следующие виды административных взысканий:

-предупреждение;

-штраф;

-возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственно объектом административного правонарушения;

-конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственно объектом административного правонарушения;

-лишение специального права;

-взыскание стоимости товаров и транспортных средств, явившихся объектами административного правонарушения;

-исправительные работы;

-административный арест.

Новый Кодекс об административных правонарушениях содержит еще один вид взыскания – депортация. Кроме этого сказано, что в отношении юридических лиц применяются административные взыскания в виде штрафа, лишения права заниматься определенной деятельностью, конфискация, взыскание стоимости предмета административного правонарушения.

Взыскания предупреждают новые правонарушения как со стороны виновного, так и со стороны других лиц.

Административные взыскания налагаются компетентными органами и должностными лицами путем издания специальных актов управления.

При наложении взыскания учитывается характер совершенного правонарушения, личность правонарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

studfiles.net

Признаки и состав административного проступка

Действия признают административным правонарушением при наличии четырех признаков

:

  • общественной вредности;
  • противоправности;
  • вины;
  • административной наказуемости.

Признак противоправности административного правонарушения следует из того, что оно запрещено законом, так как может нанести вред или угрожать опасностью. Противоправность выделяет административных правонарушениях среди других, хотя и неправомерных действий, на совершение которых законом не установлено каких-либо правовых запретов. В таком случае речь может идти о нарушении моральных или иных социальных норм.

Противоправность охватывает проступки, которые наносят непосредственного вреда интересам лица, материальным вещам, а также те, которые не связаны с наступлением вредных последствий, а скрывают в себе только угрозу, опасность такого вреда.

Виновность означает, что административным проступком может быть только действие, совершенное лицом умышленно или по неосторожности, в пределах нарушенной нормы.

Административная наказуемость проступка, как его признак заключается в том, что за его совершение лицо должно нести только административную ответственность. Следствием совершение проступка должна быть отрицательная реакция со стороны государственных органов в виде применения к виновному лицу взыскания, предусмотренного административным законодательством.

Характерным признаком административных правонарушений является

наказуемость. Это означает, что за их совершение к лицу могут быть применены меры государственного принуждения. Однако в законе предусмотрено исключение из этого правила, когда устанавливается возможность освободить нарушителя от административной ответственности при малозначительности правонарушения или возможность ограничиться в отношении виновного устным замечанием со стороны органа (должностного лица), уполномоченного решать дело.

Юридические составы конкретных проступков имеют свои особые признаки, однако среди них есть такие, которые присущи каждому из них. Эти признаки обычно объединяются в четыре группы — признаки, которые характеризуют:

  • объект проступка;
  • объективную сторону:
  • субъект проступка;
  • субъективную сторону.

Исходя из этого, состав административного проступка можно определить как совокупность установленных законом объективных и субъективных признаков, характеризующих деяние как административное правонарушение.

Административный проступок невозможен, если отсутствует объект, против которого он направлен.

Объектом административного проступка являются общественные отношения, то есть отношения, которые складываются в различных сферах деятельности людей.

Объективной стороной являются действия или бездействие лица, которые привели к правонарушению.

Субъектом проступка выступают физические, вменяемые лица — граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства, совершивших те или иные проступки, и достигшие установленного законодательством возраста административной ответственности. Согласно ст.12 КоАП административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста.

Следующим элементом состава административного проступка является субъективная сторона, под которой необходимо понимать психическую деятельность человека, связанную с совершением им общественно вредного воздействия. Субъективная сторона – это внутренняя сторона проступка, это психические процессы, которые происходят в сознании субъекта, характеризующие его волю, разоблачают мысли, намерения.

Субъективная сторона включает с себя:

  • вину (основной признак)
  • цель совершения проступка;
  • мотив.

studies.in.ua

Что такое состав административного правонарушения?

Состав административного правонарушения четко определен рядом законов и должен включать в себя сразу несколько основных элементов. Но, прежде чем рассматривать каждый из них, стоит выяснить информацию о том, что представляет собой административное правонарушение и какую ответственность подразумевает.

Виды административных проступков

На сегодняшний день выделено несколько основных видов административных правонарушений:

  • Проступок, который так или иначе нарушает права граждан страны. В качестве примера может выступать любое нарушение свободы населения на вероисповедание и собственное мнение. Сюда же относят отказ в предоставлении информации, неисполнение родителями своего долга по отношению к несовершеннолетним детям и т.д.
  • Административные проступки, которые грозят здоровью, нравственности и благополучию населения. Например, сюда относят нарушения санитарно- эпидемиологических требований, сокрытие источника инфекции, незаконное хранение и оборот наркотических средств, проституцию и т.д.
  • Проступки в области охраны окружающей среды.
  • Правонарушения в области охраны частной собственности.
  • Нарушения законов относительно транспортных средств.
  • Нарушение правил дорожного движения.

На самом деле существует множество видов административных проступков. Они касаются охраны труда, защиты государства, предпринимательства, таможенного дела, финансов, налогов и использования денежных средств.

Но для того чтобы привлечь к ответственности физическое или юридическое лицо, вину нужно доказать. Состав административного правонарушения — это совокупность четырех необходимых для обвинения признаков. Только наличие такого количества может стать основой для возбуждения дела.

Дабы можно было определить состав административного правонарушения, как правило, начинают расследование, которое включает в себя всевозможные проверки и экспертизы. Что же касается административной ответственности, то виновные в правонарушении обязательно должны понести наказание. Это могут быть: штраф, лишение каких-либо прав (например, документов и разрешения на использование транспортного средства), административный арест.

Состав административного правонарушения

Как уже упоминалось, для того чтобы возбудить дело и привлечь к ответственности физическое или юридическое лицо, необходимо наличие сразу нескольких обстоятельств:

  • Объект проступка представляет собой совокупность правоотношений, которые охраняются региональными и федеральными законами. Именно против них было зафиксировано нарушение.
  • Объективная сторона — это то или иное деяние виновного лица. Кроме того, сюда же включают место и время нарушения, предмет, а также способ совершения преступления и используемые при этом средства.
  • Субъект — это виновные лица (физические или юридические), которые совершили то или иное действие, запрещаемое региональными и федеральными законами.
  • Субъективная сторона правонарушения — это, по сути, цель, которую преследовал виновник, его умысел и вина.

Административное дело может быть открыто только в том случае, если имеется полный состав административного правонарушения.

fb.ru