Соотношение норм права и норм морали – Соотношение норм права и норм морали. Каково же соотношение норм права и норм морали?

§ 2. Соотношение норм права и норм морали

Наиболее тесную взаимосвязь право имеет с моралью. Их объеди­няют два общих признака: нормативность и общеобязательность.

Мораль (нравственность)— это взгляды, представление людей о добре и зле, чести и достоинстве, порядоч­ности и справедливости, долге и обязанности, а также правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей. Нормы морали предпи­сывают поведение людей в соответствии с представлениями о справедливости и несправедливости, добре и зле, чести, совести, долге, достоинстве и т. д.

С точки зрения современной системы ценностей право должно со­ответствовать основным требованиям морали, но полностью отождествлять эти понятия нельзя. Главные их общие черты проявляются в том, что они входят в содержание культуры общества, являются ценностными формами сознания, имеют нормативное содержание и служат регуляторами поведения людей.

Различиемежду правом и моралью проявляется в их осо­бенностях:

1) по происхождению — нормы права устанавливаются госу­дарством; нормы морали складываются в соответствии с нравст­венными представлениями о добре и зле, справедливости и не­справедливости, чести и бесчестия и т. д. Как форма общественного сознания и регулятор общественных отношений мораль зародилась раньше политической и правовой форм сознания, раньше государственной организации общества и права. В ходе исторического развития общечеловеческое содержание нравственности обрело выражение в «золотом правиле»: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Принципы морали — это один из древнейших регуляторов, включающий основные начала, исходные требования, охватывающие общечеловеческую и личную жизнь человека. Они конкретизируются в виде норм, регулирующих поведение людей в определенных жизненных ситуациях;

2) по сфере действия — нормы права регулируют общественные отношения, имеющие государственную значимость; Сферы регулирования права и морали совпадают не полностью. Сфера регулирования морали шире и объемнее. Многие взаимоотношения людей в быту, коллективе, семье являются объектом морали, но не подлежат правовому регулированию. Однако мораль, в свою очередь, включает не все отношения, регулируемые правом. Так организационные формы и структура государственных органов, процедурная практика выборов или принятия законов регулируются правом, а мораль к этим вопросам «равнодушна». В право же не могут включаться все без исключения требования мо­рали. Связано это с тем, что право очень тесно взаимодействует с государством и государственным принуждением, поэтому чрезмер­ное вторжение права в частную жизнь недопустимо. Содержание норм права характеризуется большой конкретностью, в правовых нормах в ряде случаев предусматриваются весьма подробные детали, связи. В правовых нормах выражен государственный подход к оценке конкретных общественных отношений;

3) по форме закрепления — правовые нормы получают закрепле­ние в официальных нормативных актах — законах, указах, постанов­лениях; нормы морали не закрепляются в специальных актах, они со­держатся в сознании людей и находят отражение в литературе. Право (кроме некоторых правовых обычаев) внешне выражается в письменных юридических документах. Нормы морали объективного выражения вовне не имеют, а закрепляются в сознании людей. Различается также и само содержание норм, их логическая структура. Для правовых норм характерны запреты и разрешения («можно» – «нельзя»), а также позитивные обязывания («вправе» – «должен»). Нормы морали свое регулятивное воздействие оказывают оценочными измерителями типа «добро» – «зло», «справедливо» – «несправедливо». Принципы и нормы морали могут быть систематизированы, собраны в «моральном кодексе», но в целом нравственные воззрения, представления, требования выражаются в общественном мнении, передаются им. Моральные воззрения, идеи передаются художественной литературой, искусством, средствами массовой информации;

4) по содержанию — правовые нормы представляют собой де­тализованные правила поведения, которые предписывают кто и что должен делать, каким образом, при каких обстоятельствах и с какими последствиями. Нормы морали выступают в виде обоб­щенных правил и принципов;

5) по способу обеспечения — реализация норм права поддер­живается принудительной силой государства; мораль обращается только к совести индивида. Санкции позитивного права выступа­ют как мера принуждения. Единственной санкцией морали явля­ется нравственное осуждение. Соблюдение норм морали обеспечивается силой общественного мнения. Требования морали и права выполняются большинством людей добровольно в силу понимания их справедливости. Нормы морали исполняются в силу личной убежденности, привычек человека. Выполнение норм права может быть обеспечено принудительным воздействием со стороны государства (через суд, иные государствен­ные органы) или органов местного самоуправления;

6) в оценке мотивов поведения лица — право предписывает необходимость всесторонней оценки поведения человека, совершившего правонарушение. Но с правовой точки зрения безразлично, какими мотивами руководствовался человек в конкретном случае, если его поведение по своим результатам было правомерным, законным. С точки зрения морали, важно выявить стимулы, мотивы человека, его намерения в выборе определенного поведения, являющегося правомерным.

Взаимодействие и единство морали и права проявляется в их взаи­мопроникновении и взаимовлиянии:

1) общность морали и права заключается в том, что эти социаль­ные институты обслуживают общий экономический базис, идео­логию и политику;

2) взаимопроникновение состоит в том, что право основывается на морали. По В. Соловьеву, право — минимум нравственности, обязательный для всех. Право закрепляет моральные принципы в качестве правовых требований. Так, Уголовный кодекс 1996 г. и ряд других законодательных актов закрепили моральные принципы справедливости, равенства и гуманизма в качестве основопо­лагающих положений действующего законодательства;

3) взаимовлияние проявляется в том, что мораль оказывает ак­тивное воздействие на правосознание и тем самым способствует реализации норм права. В свою очередь право поддерживает тре­бования морали юридическими санкциями и тем самым защища­ет необходимый минимум нравственности;

4) универсальность права и морали проявляется в том, что они распространяются на все общественные отношения, то есть явля­ются самыми универсальными регуляторами в системе социаль­ных норм;

5) нормативность морали и права заключается в том, что они слу­жат эталоном и критерием оценки поведения людей;

6) право и мораль имеют общую базу в виде социальных, экономических, политических условий жизни общества, служат общей цели — согласованию интересов личности и общества, обеспечению и возвышению достоинства человека, поддержанию общественного порядка.

Противоречияморали и права заключаются:

а) в несовпадении правовых и моральных предписаний;

б) в несовпадении моральных и правовых оценок.

В одних случаях там, где право налагает запрет, мораль разре­шает. Типичный пример — самогоноварение. В других случаях там, где право молчит, мораль осуждает. Типичный пример — прости­туция и другие виды разврата. В третьих случаях нормы права не соответствуют нормам морали, противостоят им. Типичный при­мер — смертная казнь как санкция уголовного права.

Причины противоречий могут быть:

объективные — право по своей природе консервативно, мо­раль — динамична. Отсюда право отстает от морали и неизбежно содержит пробелы;

субъективные

— право выражает интересы государства, мо­раль выражает интересы общества. При этом государство зачас­тую исходит из принципа целесообразности, общество — из прин­ципа справедливости.

Неравномерное развитие права и морали неизбежно порождает противоречие между нормами права и морали. Мораль требует от человека больше и судит строже. Там, где право порой молчит, нравственное чувство осуждает. Отсутствие согласованности ме­жду правом и моралью вредит праву. Справедливое (моральное по своей сути) право должно запрещать и предписывать то, что одоб­ряется моралью, в противном случае население будет действовать в обход правовых норм и вопреки правовым предписаниям. В том случае, когда нормы права приходят в противоречие с общественным мнением, требованиями нравственности, долгом компетентных государственных органов является принятие необходимых мер по совершенствованию правового регулирования. Противоречия между правом и моралью имеются в регулировании имущественных, семейных, трудовых, экологических, международных отношений. Противоречия между правосознанием и моральным представлением могут быть в определении преступления, административного проступка, мер уголовной, административной, имущественной ответственности. Ряд коллизионных вопросов в соотношении права и морали возникает, например, в регулировании трансплантации человеческих органов и тканей, операций искусственного оплодотворения и имплантации, в осуществлении других медицинских операций и способов лечения.

studfiles.net

Соотношение норм права и норм морали

 

Соотношение между правом и справедливостью является предметом изучения правовой теории, этики, философии, социологии и многих других дисциплин. В теории права данный вопрос в основном связан с правовым регулированием общественных отношений и определением границ между нормами естественного (лат. jus naturale) и позитивного права (лат. jus positivum). Мораль (от лат. mores, mos) обычно определяется, как нормативное явление, свод традиций и обычаев, которые передаются из поколения в поколение и соблюдение которых является выражением общественной воли. На данном основании происходит формирование благих межличностных отношений. Следующие определения позволят лучше понять сущность морали:

                   Моральное поведение – это то, чем руководствуется каждый человек на основании собственного выбора – т.е. выбирает, поступить морально или аморально (всегда по отношению к кому-то). Результатом такого выбора является действие, за которое человек добровольно принимает ответственность. В данном контексте можно говорить о социальном «масштабе» человеческого действия.

                   Субъект морали – это человек, который в состоянии объяснить, почему он действовал так, а не иначе – является носителем хороших и плохих (нравственных и безнравственных) качеств.

                   Система ценностей и моральных норм представляет собой набор практик, которые соответствуют желаемым целям общества и «верховным» ценностям; нравственные нормы являются правилами поведения, в соответствии с общепринятой концепцией блага. Соблюдение или несоблюдение этих стандартов, как правило, связано, либо с чувством чистой совести, либо с чувством вины, причем критерием морального поведения в данном случае являются те, на кого распространяется данное действие.[3]

                   Цель морального поведения заключается в построении благих межличностных отношений, которые позволяют развиваться личности, как рациональному и ответственному созданию, так и обществу в целом, что в свою очередь позволяет обеспечить лучшие условия жизни.[4]

Каждая правовая система приспосабливается к основным требованиям морали и справедливости. Существует ряд мнений о соотношении норм права и норм морали. Сторонники естественно-правовой доктрины в крайнем ее проявлении утверждают, что созданные людьми законы, которые противоречат принципам морали и справедливости, по сути не являются действительными – «Lex iniusta non est lex».[5] Согласно иным утверждениям, моралью являются не фундаментальные правила поведения людей, а отношение человека к определенному поступку, которое может отличаться в разных обществах. Сторонники данной теории не разделяют мнение о том, что конфликт закона с моральными принципами неизбежно означает недействительность такого закона. Иными словами, положения, которые могут быть неправильными с моральной точки зрения, в некоторых случаях являются действующей правовой нормой. Более того, существуют законные права и обязанности, которые не имеют ничего общего с моралью.

В теории позитивного права, понятия права и справедливости часто совпадают, поэтому можно часто слышать, как говорят, например, о «справедливом» или «несправедливом» законе или судебном решении. Такие выражения представляют собой специфическую форму моральной критики. В данном контексте, выражением «справедливый» оценивается не поведение индивида, а способ обращения с группой людей.[6] Все это, по большей мере, следует из предположения о равенстве людей в обществе, которое должно соблюдаться и поддерживаться. В данном контексте, о справедливости говорится, как о честности и уравновешенности.[7] Тем не менее, структура справедливости довольно сложна, а иногда и неоднозначна. Мы должны отличать закон от его практического применения. Существуют общие, крепко закрепленные принципы справедливости, которые лежат в основе процедурных и иных правил, которые зачастую обозначаются, как естественные основы справедливости. Ими являются, прежде всего:

                   все обладают одинаковыми правами и обязанностями, при равных условиях;

                   никто не должен быть осужден, не будучи выслушанным;

                   никто не может быть судьей в собственном деле;

                   каждый имеет право подготовиться к слушанию и представить собственный взгляд на дело.

Соблюдение этих правил является определенной гарантией того, что своими решениями и поступками мы добъемся справедливости. Для этого необходимо применять законы беспристрастным и независимым органом. Если не ограничивать понятие справедливости на простое применение закона в конкретных случаях, в данном контексте можно говорить о критике права в целом.[8] Однако существуют некоторые трудности с определением главных атрибутов справедливости, на основании которых следует оценивать право и закон.[9] Данные трудности по большей степени связаны с различными моральными взглядами разных обществ.

Исходя из этимологического анализа терминов право и мораль, можно говорить о регулировании человеческого поведения, однако совсем не просто продемонстрировать их различния и сходства. Если рассматривать право, как кодифицируемую систему норм, регулирующих человеческое поведение в данном обществе, следует также отметить специальные учреждения, благодаря которым обеспечивается соблюдение данных норм, а их несоблюдение – карается. Один из известных представителей юридического позитивизма XIX столетия Г. Еллинек, считал силу и власть основным источником права. «Еллинек развил идею о нормативной силе фактов, согласно которым, при определенных обстоятельствах, некоторые события являются законными, невзирая на то, что, согласно действующей нормативной системе данного общества, таковыми, по сути, не являются. Классическим примером тому, в соответствии с суждениями Еллинека, являются (успешные) революции, которые могут «отменить» существующий закон и создать новый». [7, 203]. Исходя из данной концепции, понятие права является «минимумом» морали, таким образом, каждая правовая норма является также моральной нормой, однако не каждый моральный стандарт представляет собой правовую норму. Иными словами, мораль расценивается, как фундамент, на котором формируется право, которое незначительно само по себе.[10] Данная концепция, однако, была подвергнута резкой критике, в основном по причине существования правовых норм морально индифферентных (от англ. immoral).[11]

Если рассматривать право, как запрет на определенные действия или установление специальных требований и правил поведения, которые можно расценить как ограничение свободы человека, необходимо отметить легитимность, как действительность, правомерность и компетентность политической власти издавать законы. То есть должно иметь место наличие правовой политической системы, опирающейся на Конституцию и другие законы, которые, в свою очередь, соответствуют общепринятым понятиям о справедливости и правительстве. Если предположить, что правовые нормы отвечают общепринятым ценностям данного общества (так называемой общепринятой морали),[12] восприятие справедливости людьми станет одним из главных вопросов в обществе.

 

studfiles.net

2 Соотношение норм права и норм морали

Каково же соотношение норм права и норм морали? Что представляют собой право и мораль, каковы их характерные черты как особых норм поведения, занимающих важное место в общественной жизни? Вспомним, что под нормой права пони­мается общеобязательное, формально-определенное правило поведения, установленное или санкционированное и охраняе­мое государством.

Мораль (нравственность) — это взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение усло­вий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т. д.

Взаимодействие права и морали в обществе — сложный, многогранный процесс. Активно влияя на мораль, право способ­ствует более глубокому ее укоренению в обществе, в то же вре­мя оно само под влиянием морального фактора постоянно обо­гащается: расширяется его нравственная основа, повышается авторитет, возрастает его роль как социального регулятора об­щественных отношений. Таким образом, воздействию права на мораль сопутствует процесс обратного влияния морали на право.

Право и мораль — дополняющие друг друга средства со­циального нормативного регулирования. Их взаимодействие носит преимущественно созидательный, конструктивный харак­тер. В действительности право и мораль нерасторжимы, они функционируют в единстве, органически переплетаясь между собой, дополняя и обогащая друг друга.

Наиболее характерными чертами взаимодействия права и морали является их сближение, взаимопроникновение, усиле­ние согласованного воздействия на общество. В процессе совме­стного регулирования общественных связей возникает качест­венно новое явление — морально-правовое воздействие. Право и мораль как составные части этого явления, не растворяясь в нем и не теряя своих индивидуальных качеств, в совокупности образуют социальную ценность, реально существующую и ак­тивно влияющую на практику.

Характерной чертой права должна быть его моральная обос­нованность.

В чем же конкретно проявляется возрастание морального фактора? Во-первых, в содержании права: во вновь создавае­мых правовых нормах тоньше, полнее отражены моральные воззрения, в целом моральный элемент становится составной частью механизма действия правовой нормы, без которой она не работает. Во-вторых, возрастает значимость морали в ходе применения правовых норм: каналы усиления ее воздейст­вие — рост культурного уровня работников правоприменитель­ных органов, рост их профессионального мастерства, опыт реа­лизации моральных требований.

Главные общие черты:

право и мораль являются надстройкой над экономическим базисом общества;

право и мораль имеют нормативное содержание и призва­ны быть регулятором поведения человека, общественных отно­шений;

право и мораль основаны на единстве социально-экономи­ческих интересов, культуры общества, приверженности людей идеалам свободы и справедливости.

Далее остановимся на их отличительных чертах и свойст­вах. Если право возникает вместе с государством, то мораль рождается задолго до появления государственно-организован­ного общества. Право состоит из норм, установленных и санк­ционируемых в определенном порядке компетентными государ­ственными органами и зафиксированных в юридических актах. Мораль же включает не только нормы, но и представления, чувства, т. е. является более сложным по своей структуре явле­нием; в нормах права выражается и закрепляется воля народа, в морали же воля выступает в форме общественного мнения. Отдельные принципы и нормы морали могут быть системати­зированы, но в целом нравственные воззрения, представления, требования выражаются в общественном мнении, передаются им; содержание норм права характеризуется определенностью, конкретностью. В них предусмотрены, подчас весьма подробно, права и обязанности сторон, черты взаимоотношений. Мораль­ные же требования отличаются более широким содержанием, дают больший простор для толкования. Например, мораль осу­ждает все виды обмана и лжи (включая использование шпарга­лок), в праве же осуждение конкретизируется применительно к отдельным видам неправомерного обмана (например, мошен­ничество).

Отличие норм права и морали проявляется также и в ха­рактере гарантий их осуществления. Требования норм права и норм морали исполняются большинством наших граждан доб­ровольно в силу понимания долга. Нормы морали реализуются в силу привычки, внутренних побуждений. Внутренним гаран­том морали выступает совесть человека, а внешним — сила общественного мнения. Право же опирается на собственный моральный авторитет, но в качестве специфической гарантии воплощения его норм выступают авторитет и принудительная власть государства.

Право и мораль опираются на меры принуждения, но их характер и способ осуществления различны. В сфере морали принуждение выступает в форме общественного мнения, кото­рое определяет меру соответствующего морального воздейст­вия. Моральные нормы заранее не регламентируют конкрет­ные формы и меры принуждения. Это могут быть обсуждение, порицание, предупреждение. Если же совершено правонару­шение, соответствующие государственные органы обязаны при­нять меры, предусмотренные законодательством.

Различие между нормами права и морали проявляется и в оценке мотивов поведения. Право предписывает необходимость всесторонней оценки поведения человека, преступившего за­кон, особенно уголовный, но с правовой точки зрения безраз­лично, какими мотивами руководствовался человек в конкрет­ном случае, если его поведение по своим результатам является правомерным, законным. С моральной же точки зрения важно выявить мотивы, стимулы человека в выборе определенного варианта поведения, которое внешне является правомерным и нравственным.

Различны и исторические судьбы права и морали. Право отомрет вместе с государством, а нормы морали получат даль­нейшее развитие, обогатятся новым содержанием, останутся одним из основных видов регулирования человеческой деятель­ности.

Для морали и права характерно единство, которое выра­жается в их взаимодействии и взаимопроникновении. Взаимо­проникновение сказывается в том, что право основывается на морали и является одной из форм ее существования. Взаимодействие выражается в единстве действия обоих видов соци­альных норм. Оно может состоять в таких основных формах, как: а) влияние морали на формирование права; б) влияние права на формирование нравственных норм; в) охрана правом мораль­ных норм; г) использование нравственных норм при примене­нии права. Мораль — необходимая принадлежность всякого общества, ее значение неуклонно возрастает. При этом взаимо­действие правовых и моральных факторов в жизни общества должно постоянно усиливаться; чем лучше будет налажено это взаимодействие, взаимная поддержка, а не поглощение права моралью, тем успешнее будет движение общества по пути про­гресса.

Между правом и нравственностью могут быть и противо­речия, отражающие отсутствие их должной согласованности. Вопрос о причинах этого явления решается по-разному. Одни объясняют это изменениями в экономической жизни, другие — влиянием иных частей надстройки, формальной определенно­стью правовых норм.

Возникающие время от времени противоречия между от­дельными правовыми и нравственными нормами объективно отражают диалектику развития правового и нравственного ре­гулирования. Эти противоречия преодолеваются как путем вы­работки новых нравственных принципов и норм в ходе разви­тия общества, так и путем внесения корректив в действующее законодательство.

Единство социальной сущности и содержания принципов права и моральных убеждений приводит к созданию единой для всего общества моральной основы реализации правовых норм, так как все его слои глубоко заинтересованы в неуклон­ном соблюдении закона, видят в укреплении законности и пра­вопорядка нравственный долг каждого члена общества, обще­ственных организаций и государства.

Ряд правовых норм непосредственно нацелен на охрану моральных интересов общества. Таковы, например, нормы гра­жданского и семейного права о защите чести и достоинства гра­ждан и организаций, о защите интересов правильного воспита­ния детей в семье, вплоть до лишения родительских прав в случаях грубого нарушения родителями своих обязанностей или аморального поведения. Ряд норм уголовного права, устанавли­вающих ответственность за хулиганство, оскорбление и клеве­ту, охраняет нравственные интересы общества и его членов-

Закономерность развития права и нравственности состоит в том, что постепенно на базе единства правовых требований и моральных убеждений происходит все большее сближение этих важнейших видов социальных норм.

Сближение права и нравственности выражается в пере­плетении методов воздействия правовых и моральных норм. Так, если возрастает роль убеждения и воспитания, то сужается сфера действия принуждения, в том числе наиболее острой ее формы — уголовного наказания. Уголовное, уголовно-процес­суальное, уголовно-исполнительное законодательство предусмат­ривает возможность применения мер общественного воздейст­вия за совершенные впервые нетяжкие преступления.

Однако сближение права и нравственности на современ­ном этапе вовсе не означает ослабления принудительной сторо­ны правовых норм. Правовые нормы обязательны для всех, не­зависимо от моральных убеждений. Если этих убеждений ока­зывается недостаточно, чтобы обеспечить соблюдение закона, государственные органы вправе и должны применять все необ­ходимые меры принуждения к тем, кто поступает вопреки пра­вовым требованиям.

Социальные нормы, которые регулируют деятельность че­ловека, во многом зависят от его профессии. Особо следует ска­зать о моральных нормах профессиональной деятельности юри­ста. Профессия юриста имеет свою специфику. Его призвание — осуществлять интересы государства, воспитывать у челове­ка уважение к другим людям, перевоспитывать граждан, нару­шивших закон. Честность, неподкупность, принципиальность и справедливость — вот его неотъемлемые качества. Он должен не только хорошо знать право, но, главное, правильно его при­менять. Нужно проявлять постоянную заботу об улучшении качественного состава и воспитании кадров правоохранитель­ных органов, строго следить за тем, чтобы на работу в суды, прокуратуру, органы внутренних дел и юстиции отбирались нравственно безупречные люди, сочетающие в себе высокую профессиональную подготовку с гражданским мужеством, обо­стренным чувством справедливости.

studfiles.net

7 Право — понятие. Соотношение норм права и норм морали.

Право представляет собой совокупность общеобязательных правил поведения (правовых норм), установленных или санкционированных государством или охраняемых его силой.

Право в системе социальных норм. Соотношение норм права и морали.

Мораль — это взгляды, представления и пра­вила, возникающие как непосредственное отражение условий общест­венной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и не­справедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т.д.

Взаимодействие права и морали в обществе — сложный, много­гранный процесс. Право воздействует на мораль, способствует более глубокому ее укоренению в обществе, в то же время оно само под влиянием морального фактора постоянно обогащается: расширяется его нравственная основа, повышается авторитет, возрастает его роль как социального регулятора общественных отношений

Право и мораль — дополняющие друг друга средства социально­го нормативного регулирования, в реальной действительности они нерасторжимы, дополняя и обогащая друг друга. В процессе совмест­ного регулирования общественных отношений возникает новое яв­ление — морально-правовое воздействие.

Общие черты права и морали:

являются частью надстройки над экономическим базисом;

имеют нормативное содержание и служат регулятором общественных отношений;

имеют общую экономическую/политическую, социальную и идеологическую базу.

Отличительные черты права и морали:

мораль возникает раньше норм права;

право состоит из норм (правил поведения), а мораль кроме норм включает в себя представления, чувства, т.е. более сложное яв­ление по своей структуре;

в нормах права выражается и закрепляется воля народа, в мо­рали же воля выступает в форме общественного мнения;

нормы морали регулируют гораздо больший круг обществен­ных отношений, чем право. Многие взаимоотношения людей в быту, в семье регулируются моралью, но не нормами права;

нормы права характеризуются конкретностью, моральные тре­бования дают больший простор для толкования;

внутренним гарантом выполнения норм морали является со­весть человека, внешним — сила общественного мнения, но нормы права могут быть подкреплены принудительной силой закона;

8 Система права — это внутренне строение права, выражающее его деление на отрасли, институты и отдельные нормы. Системность является важнейшим качеством права и означает согласованность, непротиворечивость, взаимодополняемость правовых норм.

 Структурными элементами системы права являются:

 — норма права, первичный элемент системы права. Это исходящее от государства обязательное правило поведения властного характера.

 -отрасль права, совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений. (уг. право, гр.право)

 -подотрасль права, регулируют отдельные общественные отношения (в гр.праве — авторское право, жилищное; в земельном — горное, водное)

 -институт права, небольшая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений (иститут брака, семьи)

 Институты делятся по отраслям права на: гражданские, уголовные, административные, финансовые и т.д. Сколько отраслей, столько групп институтов.

 Виды институтов:

 -материальные (регулируют отношения между людьми и распоряжением имуществом)

 -процессуальные (порядок разрешения споров)

 -отраслевые (нормы одной отрасли права)

 -смешанные (нормы двух и более отраслей права)

 -простые (небольшой, не содержит подразделений)

 -сложные (имеет в своем составе субинституты)

 -регулятивные (регулирование отношений), охранительные, учредительные (закрепляют определенное положение).

 -субинститут, более мелкое самостоятельное образование входящие в состав института права ( институт поставки в гр. праве включает в себя институт штрафа)

studfiles.net

Соотношение норм права и морали — Мегаобучалка

Юристы по роду своей деятельности изучают, толкуют, применяют прежде всего правовые нормы, но для оценки поведения субъектов правовых отношений и правильного разрешения возникающих коллизий они постоянно обращаются и к этическим критериям, ибо в основе права лежит мораль.

Русские правоведы (В.С. Соловьев, И.А. Ильин и др.) неизменно подчеркивали, что право есть лишь минимум нравственности или юридически оформленная мораль. Право — средство реализации нравственно-гуманистических идеалов общества. Без уроков нравственности, морали, этики право немыслимо.

Мораль — важнейший социальный институт, одна из форм общественного сознания, которая представляет собой известную совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей к окружающей действительности (друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, классу).

Приведенное определение отражает лишь наиболее общие черты морали. Фактически же содержание и структура этого явления глубже, богаче и включают в себя также психологические моменты — эмоции, интересы, мотивы, установки и другие слагаемые. Но главное в морали — это представления о добре и зле.

Мораль имеет внутренний и внешний аспекты. Первый выражает глубину осознания индивидом своего собственного «Я», меру ответственности, духовности, общественного долга, обязанности. Здесь проявляется известный кантовский «категорический императив», ограничитель, в соответствии с которым в каждой личности заключено некое высшее и безусловное нравственное правило («внутреннее законодательство»), коему она должна добровольно и неукоснительно следовать (поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой). Он ставит границы собственному произволу, себялюбию, эгоизму.

Второй аспект морали — конкретные формы внешнего проявления указанных выше качеств, ибо мораль не может быть сведена к голым принципам. «Человек есть ряд его поступков… Каков человек внешне, т.е. в своих действиях, таков он и внутренне» (Гегель). Поэтому нельзя о человеке судить по тому, что он сам о себе думает или декларирует. Только поступки могут раскрыть его действительную сущность.



Соотношение между правом и моралью сложное, оно включает в себя четыре компонента:

1. единство,

2. различие,

3. взаимодействие,

4. противоречия.

Единство права и морали:

1. представляют собой разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают некоторыми общими чертами, у них единая нормативная основа;

2. преследуют в конечном счете одни и те же цели и задачи — упорядочение и совершенствование общественной жизни, внесение в нее организующих начал, развитие и обогащение личности, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости;

3. имеют один и тот же объект регулирования — общественные отношения (только в разном объеме), они адресуются одним и тем же людям, слоям, группам, коллективам; их требования во многом совпадают;

4. в качестве нормативных явлений определяют границы должных и возможных поступков субъектов, служат средством выражения и гармонизации личных и общественных интересов;

5. в философском плане представляют собой надстроечные категории, обусловленные прежде всего экономическими, а также политическими, культурными и иными детерминирующими факторами, что делает их социально однотипными в данном обществе или в данной формации;

6. выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества, его созидательных и дисциплинирующих начал.

Цель права — «установить совместную жизнь людей так, чтобы на столкновения, взаимную борьбу, ожесточенные споры тратилось как можно меньше душевных сил» (И.А. Ильин). Таково же, в сущности, и назначение морали. Ведь право — возведенная в закон нравственность.

Отличительные особенности права и морали (на основе определения нормы права):

· Право и мораль различаются по способам их установления, формирования. Как известно, правовые нормы создаются либо санкционируются государством и только государством (или с его согласия некоторыми общественными организациями), им же отменяются, дополняются, изменяются. В этом смысле государство является политическим творцом права; правотворчество — его исключительная прерогатива. Поэтому право выражает не просто волю народа, а его государственную волю и выступает не просто регулятором, а особым, государственным регулятором. Нормы морали создаются не государством непосредственно и они вообще не являются продуктом какой-то специальной целенаправленной деятельности, а возникают и развиваются спонтанно в процессе практической деятельности людей. Для того чтобы нравственная норма получила право на существование, не нужно согласие властей; достаточно, чтобы она была признана, «санкционирована» самими участниками социального общения — классами, группами, коллективами, теми людьми, кто намерен ею руководствоваться. В отличие от права мораль носит неофициальный (негосударственный) характер.

· Право и мораль различаются по методам их обеспечения. Если право создается государством, то оно им и обеспечивается, охраняется, защищается. За правом стоит аппарат принуждения, который следит за соблюдением правовых норм и наказывает тех, кто их нарушает. Юридические нормы носят общеобязательный, непререкаемый характер. Мораль опирается не на силу государственного аппарата, а на силу общественного мнения. Нарушение нравственных норм не влечет за собой вмешательства государственных органов. Само общество, его коллективы решают вопрос о формах реагирования на лиц, не соблюдающих моральные запреты.

· Право и мораль различаются по форме их выражения, фиксации. Если правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства (законах, указах, постановлениях), группируются по отраслям и институтам, систематизируются (сводятся) для удобства пользования в соответствующие кодексы, сборники, уставы, составляющие в целом обширное и разветвленное законодательство, то нравственные нормы не имеют подобных четких форм выражения, не учитываются и не обрабатываются, а возникают и существуют в сознании людей — участников общественной жизни. Их появление не связано с волей законодателей или других правотворящих лиц.

· Право и мораль различаются по характеру и способам их воздействия на сознание и поведение людей. Если право регулирует взаимоотношения между субъектами с точки зрения их юридических прав и обязанностей, правомерного — неправомерного, законного — незаконного, наказуемого — ненаказуемого, то мораль подходит к человеческим поступкам с позиций добра и зла, похвального и постыдного, честного и бесчестного, благородного и неблагородного, совести, чести, долга и т.д. Иными словами, у них разные оценочные критерии, социальные мерки.

· Право и мораль различаются по характеру и порядку ответственности за их нарушение. Противоправные действия влекут за собой реакцию государства, т.е. не просто ответственность, а особую, юридическую ответственность, причем порядок ее возложения строго регламентирован законом — он носит процессуальный характер. Иной характер носит «воздаяние» за нарушение нравственности. Здесь четкой процедуры нет. Наказание выражается в том, что нарушитель подвергается моральному осуждению, порицанию, к нему применяются меры общественного воздействия (выговор, замечание, исключение из организации и т.п.). Это — ответственность не перед государством, а перед обществом, коллективом, семьей, окружающими людьми.

· Право и мораль различаются по уровню требований, предъявляемых к поведению человека. Этот уровень значительно выше у морали, которая во многих случаях требует от личности гораздо большего, чем юридический закон, хотя он и предусматривает за некоторые противоправные действия весьма суровые санкции (например, мораль безоговорочно осуждает любые формы нечестности, лжи, клеветы, обмана и т.д., тогда как право пресекает лишь наиболее крайние и опасные их проявления).

· Право и мораль различаются по сферам действия. Моральное пространство гораздо шире правового, границы их не совпадают. Право, как известно, регулирует далеко не все, а лишь наиболее важные области общественной жизни (собственность, власть, труд, управление, правосудие), оставляя за рамками своей регламентации такие стороны человеческих отношений, как, например, любовь, дружба, товарищество, взаимопомощь, вкусы, мода, личные пристрастия и т.д.

· У права и морали различные исторические судьбы. Мораль «старше по возрасту», древнее, она всегда существовала и будет существовать в обществе, тогда как право возникло лишь на определенной ступени социальной эволюции.

При этом само собой разумеется, что границы, соединяющие и разъединяющие эти два явления, не остаются статичными, раз навсегда данными. Они подвижны, изменчивы, смещаются в ту или иную сторону в ходе общественного развития под влиянием происходящих перемен. То, что в одно время регулируется правом, в другое — может стать объектом лишь морального воздействия, и наоборот. Даже в пределах одного типа общества, но на разных этапах его развития соотношение между правом и моралью меняется.

megaobuchalka.ru

Соотношение норм права и морали — Мегаобучалка

Понятие и виды социальных норм

Социальные нормы– это общеобязательные и объективно необходимые правила поведения, которые регулируют отношения между людьми.

Основные виды социальных норм:

1) обычаи– это устойчивые правила поведения людей, которые исторически сложились в результате многократного повторения, сохраняются в сознании людей и охраняются посредством общественного мнения;

2) религиозные нормы– это совокупность правил поведения, которые отражают определенное мировоззрение и мироощущение, основанная на вере в существование Бога и сверхъестественных сил;

3) корпоративные нормы– это система правил поведения, устанавливаемые определенной корпоративной организацией с целью регулирования отношений между ее членами, но только в пределах установленных государством полномочий;

4) политические нормы– это совокупность правил поведения общего характера, которые устанавливаются и санкционируются субъектами политической системы по поводу формирования и использования государственной власти;

5) организационные нормы– это правила поведения, которые регулируют отношения, связанные с производственными и организационными вопросами.

Также социальные нормы делят на следующие виды:

1) нормы морали;

2) этические нормы;

3) семейные нормы;

4) нормы традиций и привычек;

5) деловые обыкновения;

6) правила этикета.

Особенности социальных норм:

1) в качестве предмета регулирования выступают общественные отношения;

2) субъектами социальных норм выступают люди, являющиеся представителями социальной сферы.

 

 

Соотношение норм права и морали

Соотношение между правом и моралью сложное, оно включает в себя 4 компонента: единство, различие, взаимодействие и противоречия.

Единство права и морали состоит в том, что:

1. Они представляют собой разновидности социальных норм, образующих целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают некоторыми общими чертами, у них единая нормативная основа



2. Право и мораль преследуют одни и те же цели — совершенствование общественной жизни, развитие и обогащение личности, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости.

3. У них один и тот же объект регулирования — общественные отношения (только в разном объеме), они адресуется одним и тем же людям, слоям, группам, их требования совпадают.

4. Право и мораль определяют границы должных и возможных поступков субъектов, являются средством выражения личных и общественных интересов.

5. В философском плане представляют собой категории, обусловленные экономическими, а также политическими, культурными факторами, что делает их социально однотипными.

6. Выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей.

Отличительные особенности права и морали:

1. Различаются по способам формирования. Нормы права создаются гос.вом, право выражает гос.ую волю. Нормы морали создаются не гос.вом, они не являются продуктом какой-то целенаправленной деятельности, возникают спонтанно в процессе деятельности людей.

2. Различаются по методам их обеспечения. Право создается и обеспечивается, охраняется гос.вом. За правом стоит аппарат принуждения, следящий за соблюдение правовых норм, ибо право не просьба и не совет, а властное требование, предписание. Мораль опирается не на силу закона, а на силу общественного мнения. Нарушение нравственных норм не влечет вмешательства государства.

3. Различаются по форме выражения. Правовые норма закрепляются в спец. юридических актах государства (законах, указах) группируются по отраслям, вносятся в кодексы, уставы. Моральные нормы — неписаные заповеди. (записаны лишь в манускриптах, хрониках)

4. Различаются по характеру и способам воздействия на сознание и поведение людей. Право регулирует поведения с точки зрения юр.прав и обязанностей (законное-незаконное, наказуемое-ненаказуемое). Мораль подходит к человеческим поступкам с точки зрения добра и зла (похвального-постыдного, честного-лживого)

5. Различаются по характеру и порядку ответственности за их нарушение. Противоправные деяния влекут реакцию государства, юридическую ответственность. Нарушение норм морали подвергается осуждению, порицанию.

6. Различаются по уровню требований, предъявляемых к поведению человека. Право не в состоянии заставить человека быть честным, правдивым, справедливым. Мораль же призывает к этому.

7. Различаются по сферам действия. Моральное пространство шире правового, границы их не совпадают. Право не регламентирует и не переходит границы человеческих отношений (любовь, дружба)

8. Различные исторические судьбы. Мораль старше по возрасту, древнее, она всегда существовала, тогда как право возникло на определенной ступеньке социальной эволюции.

Взаимодействие права и морали.

Право и мораль поддерживают друг друга в упорядочении общественных отношений, позитивном влиянии на личность, формировании юридической и нравственной культуры, правосознания. Их требования во многом совпадают: действия субъектов поощряемые правом, поощряются и моралью.

Оба осуждают совершение правонарушений, каждое противоправное действие, как правило является противоморальным. Право предписывает соблюдать законы, того же просит и мораль. Во многих статьях Конституции РФ, в Декларации прав и свобод человека оценка права и морали сливается, так как право основывается на морали.

Сегодня моральные основы бытия подорваны. Преодоление этих явлений важнейшая предпосылка социального возрождения России. Право и мораль активно содействуют в отправлении правосудия, как уголовных дел, так и гражданских. Сила закона увеличивает, если опирается не только на власть, но и на мораль. Действие морали зависит от четко функционирующей юр. системы.

Противоречия между правом и моралью.

Тесное взаимодействие права и морали не означает, что этот процесс ровный и гладкий. Часто между ними возникают противоречия, расхождения, нередко они противостоят друг другу. Пример: Не зарегистрированный брак не влечет юр.последствий, и отец ребенка, родившегося вне брака, не обязан платить по закону алименты до установления отцовства. По закону так, а по морали иначе.

 

 

megaobuchalka.ru

Соотношение норм права и норм морали


Наиболее тесную взаимосвязь право имеет с моралью. Их объеди­няют два общих признака: нормативность и общеобязательность.

Мораль (нравственность) — это взгляды, представление людей о добре и зле, чести и достоинстве, порядоч­ности и справедливости, долге и обязанности, а также правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей. Нормы морали предпи­сывают поведение людей в соответствии с представлениями о справедливости и несправедливости, добре и зле, чести, совести, долге, достоинстве и т. д.

С точки зрения современной системы ценностей право должно со­ответствовать основным требованиям морали, но полностью отождествлять эти понятия нельзя. Главные их общие черты проявляются в том, что они входят в содержание культуры общества, являются ценностными формами сознания, имеют нормативное содержание и служат регуляторами поведения людей.

Различие между правом и моралью проявляется в их осо­бенностях:

1) по происхождению — нормы права устанавливаются госу­дарством; нормы морали складываются в соответствии с нравст­венными представлениями о добре и зле, справедливости и не­справедливости, чести и бесчестия и т. д. Как форма общественного сознания и регулятор общественных отношений мораль зародилась раньше политической и правовой форм сознания, раньше государственной организации общества и права. В ходе исторического развития общечеловеческое содержание нравственности обрело выражение в «золотом правиле»: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Принципы морали — это один из древнейших регуляторов, включающий основные начала, исходные требования, охватывающие общечеловеческую и личную жизнь человека. Они конкретизируются в виде норм, регулирующих поведение людей в определенных жизненных ситуациях;



2) по сфере действия — нормы права регулируют общественные отношения, имеющие государственную значимость; Сферы регулирования права и морали совпадают не полностью. Сфера регулирования морали шире и объемнее. Многие взаимоотношения людей в быту, коллективе, семье являются объектом морали, но не подлежат правовому регулированию. Однако мораль, в свою очередь, включает не все отношения, регулируемые правом. Так организационные формы и структура государственных органов, процедурная практика выборов или принятия законов регулируются правом, а мораль к этим вопросам «равнодушна». В право же не могут включаться все без исключения требования мо­рали. Связано это с тем, что право очень тесно взаимодействует с государством и государственным принуждением, поэтому чрезмер­ное вторжение права в частную жизнь недопустимо. Содержание норм права характеризуется большой конкретностью, в правовых нормах в ряде случаев предусматриваются весьма подробные детали, связи. В правовых нормах выражен государственный подход к оценке конкретных общественных отношений;

3) по форме закрепления — правовые нормы получают закрепле­ние в официальных нормативных актах — законах, указах, постанов­лениях; нормы морали не закрепляются в специальных актах, они со­держатся в сознании людей и находят отражение в литературе. Право (кроме некоторых правовых обычаев) внешне выражается в письменных юридических документах. Нормы морали объективного выражения вовне не имеют, а закрепляются в сознании людей. Различается также и само содержание норм, их логическая структура. Для правовых норм характерны запреты и разрешения («можно» – «нельзя»), а также позитивные обязывания («вправе» – «должен»). Нормы морали свое регулятивное воздействие оказывают оценочными измерителями типа «добро» – «зло», «справедливо» – «несправедливо». Принципы и нормы морали могут быть систематизированы, собраны в «моральном кодексе», но в целом нравственные воззрения, представления, требования выражаются в общественном мнении, передаются им. Моральные воззрения, идеи передаются художественной литературой, искусством, средствами массовой информации;

4) по содержанию — правовые нормы представляют собой де­тализованные правила поведения, которые предписывают кто и что должен делать, каким образом, при каких обстоятельствах и с какими последствиями. Нормы морали выступают в виде обоб­щенных правил и принципов;

5) по способу обеспечения — реализация норм права поддер­живается принудительной силой государства; мораль обращается только к совести индивида. Санкции позитивного права выступа­ют как мера принуждения. Единственной санкцией морали явля­ется нравственное осуждение. Соблюдение норм морали обеспечивается силой общественного мнения. Требования морали и права выполняются большинством людей добровольно в силу понимания их справедливости. Нормы морали исполняются в силу личной убежденности, привычек человека. Выполнение норм права может быть обеспечено принудительным воздействием со стороны государства (через суд, иные государствен­ные органы) или органов местного самоуправления;

6) в оценке мотивов поведения лица — право предписывает необходимость всесторонней оценки поведения человека, совершившего правонарушение. Но с правовой точки зрения безразлично, какими мотивами руководствовался человек в конкретном случае, если его поведение по своим результатам было правомерным, законным. С точки зрения морали, важно выявить стимулы, мотивы человека, его намерения в выборе определенного поведения, являющегося правомерным.

Взаимодействие и единствоморали и права проявляется в их взаи­мопроникновении и взаимовлиянии:

1) общность морали и права заключается в том, что эти социаль­ные институты обслуживают общий экономический базис, идео­логию и политику;

2) взаимопроникновение состоит в том, что право основывается на морали. По В. Соловьеву, право — минимум нравственности, обязательный для всех. Право закрепляет моральные принципы в качестве правовых требований. Так, Уголовный кодекс 1996 г. и ряд других законодательных актов закрепили моральные принципы справедливости, равенства и гуманизма в качестве основопо­лагающих положений действующего законодательства;

3) взаимовлияние проявляется в том, что мораль оказывает ак­тивное воздействие на правосознание и тем самым способствует реализации норм права. В свою очередь право поддерживает тре­бования морали юридическими санкциями и тем самым защища­ет необходимый минимум нравственности;

4) универсальность права и морали проявляется в том, что они распространяются на все общественные отношения, то есть явля­ются самыми универсальными регуляторами в системе социаль­ных норм;

5) нормативность морали и права заключается в том, что они слу­жат эталоном и критерием оценки поведения людей;

6) право и мораль имеют общую базу в виде социальных, экономических, политических условий жизни общества, служат общей цели — согласованию интересов личности и общества, обеспечению и возвышению достоинства человека, поддержанию общественного порядка.

Противоречия морали и права заключаются:

а) в несовпадении правовых и моральных предписаний;

б) в несовпадении моральных и правовых оценок.

В одних случаях там, где право налагает запрет, мораль разре­шает. Типичный пример — самогоноварение. В других случаях там, где право молчит, мораль осуждает. Типичный пример — прости­туция и другие виды разврата. В третьих случаях нормы права не соответствуют нормам морали, противостоят им. Типичный при­мер — смертная казнь как санкция уголовного права.

Причины противоречий могут быть:

объективные — право по своей природе консервативно, мо­раль — динамична. Отсюда право отстает от морали и неизбежно содержит пробелы;

субъективные — право выражает интересы государства, мо­раль выражает интересы общества. При этом государство зачас­тую исходит из принципа целесообразности, общество — из прин­ципа справедливости.

Неравномерное развитие права и морали неизбежно порождает противоречие между нормами права и морали. Мораль требует от человека больше и судит строже. Там, где право порой молчит, нравственное чувство осуждает. Отсутствие согласованности ме­жду правом и моралью вредит праву. Справедливое (моральное по своей сути) право должно запрещать и предписывать то, что одоб­ряется моралью, в противном случае население будет действовать в обход правовых норм и вопреки правовым предписаниям. В том случае, когда нормы права приходят в противоречие с общественным мнением, требованиями нравственности, долгом компетентных государственных органов является принятие необходимых мер по совершенствованию правового регулирования. Противоречия между правом и моралью имеются в регулировании имущественных, семейных, трудовых, экологических, международных отношений. Противоречия между правосознанием и моральным представлением могут быть в определении преступления, административного проступка, мер уголовной, административной, имущественной ответственности. Ряд коллизионных вопросов в соотношении права и морали возникает, например, в регулировании трансплантации человеческих органов и тканей, операций искусственного оплодотворения и имплантации, в осуществлении других медицинских операций и способов лечения.

 


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru