Соотношение материальных и духовных факторов в развитии общества таблица – Заполните таблицу Линии сравнения Формационный подход Локальноцивлизационный подход Соотношение материальных и духовных факторов в развитии общества Направленность исто- рического развития Трактовка понятия «прогресс» Видение современного мира

Формационный и локально-цивилизационный подходы к общественно-историческому развитию

Линии сравнения Формационный подход Локально-цивилизационный подход
Соотношение материальных и духовных факторов в развитии общества Отвергает участие нематериальных, духовных факторов в смене формаций. Цивилизация как общность духовной культуры и религиозных ценностей всего общества. Большое внимание уделяют на духовное развитие отдельного народа или общества.
Направленность исторического развития История – вечный двигатель, который неустанно движется вперед. Ведущую роль здесь играют законы, по которым действует и живет человек. Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит, когда производительные силы перестают развиваться в рамках тех или иных производственных отношений.  Каждая цивилизация зарождается, достигает расцвета, клонится к упадку и исчезает.
Трактовка понятия «прогресс» Прогресс связан с совершенствованием производительных сил и производственных отношений. Общество неуклонно идет по пути прогресса. Прогресс может распространяться на любые сферы жизнедеятельности человека.
Видение современного мира установление закономерной зависимости классовой сущности государства и права от развития экономических отношений, господствующих в определённом обществе Человек – главный творец истории. Познание человека через формы и продукты его деятельности — залог общественно — исторического развития .

rekhtinamargarita.blogspot.com

общ в таблицах и схемах

Общественное развитие – это процесс, который может носить реформистский или революционный характер

реформа

революция

это какая-либо степень усовершенствования в какой-либо сфере жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры)

коренное, качественное изменение в основах каких-либо явлений природы, общества и познания

виды

виды

прогрессивные

регрессивные (реакционные)

кратковременные

долговременные

(Февральская революция 1917 . в России)

(неолитическая революция – 3 тыс. лет; промышленная революция XVIII-XIX вв.)

Сравнительная характеристика

разных типов общества

Тип общества

Доиндустриальное (традиционное)

Индустриальное

Постиндустриальное (информационное)

Основной фактор производства

земля

капитал

знания

Основной продукт производства

пища

промышленные изделия

услуги

Характерные черты производства

ручной труд

широкое применение механизмов, технологий

автоматизация производства, компьютеризация общества

Характер труда

индивидуальный труд

преимущественно стандартная

деятельность

резкое повышение творческого начала в труде

Занятость населения

сельское хозяйство – около 75%

сельское хозяйство – около 10% промышленность – 85%

сельское хозяйство – до 3%, промышленность – около 33%, услуги – около 66%

Основной вид экспорта

сырье

продукты производства

услуги

Политика в области образования

борьба с неграмотностью

подготовка специалистов

непрерывное образование

Продолжительность жизни

40-50 лет

свыше 70 лет

свыше 70 лет

Воздействие человека на природу

локальное, неконтролируемое

глобальное, неконтролируемое

глобальное, контролируемое

Взаимодействие с другими странами

несущественное

тесная взаимосвязь

открытость общества

Стадии экономического роста

американского социолога У. Ростоу (род. в 1916 г.)

Общество высокого «массового» потребления

«Стадия зрелости» (индустриальное общество»)

«Стадия сдвига»

значительный рост сферы услуг, производства товаров потребления и превращение их в основной сектор экономики

«Переходное общество»

промышленные революции и следующие за ними социально-экономиче­ские и политические преобразования

Традиционное общество

развитие НТР; рост значения городов и численности городского населения; распространение новейших технологий

рост сельскохозяйственного производства; появление нового вида деятельности – предпринимательство; складывание централизованных государств; усиление национального самосознания

аграрные общества с довольно примитивной техникой; преобладание сельского хозяйства в экономике; сословно-классовая структура; власть крупных земельных собственников

Общественно-экономическая формация – это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взятое в единстве всех его сторон, с присущим ему способом производства, экономическим строем и возвышающейся над ним надстройкой

Структура

Надстройка – это совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений (философия, религия, мораль, государство, право, политика и др.), возникающая на основе определенного экономического базиса, органически связанная с ним и активно воздействующая на него

способ

Базис – экономический строй (совокупность производственных отношений)

Производительные силы – средства производства и люди, обладающие производственным опытом, навыками к труду

производства

Общественно-экономические формации

первичная

архаичная

вторичная экономическая

третичная

коммунистическая

1) социализм

2) коммунизм

капиталистическая

феодальная

рабовладельческая

первобытно- общинная

как определенная стадия в развитии локальных культур (например, О. Шпенглер)

как синоним культуры (например, А. Тойнби)

как ступень исторического развития (Л. Морган, Ф. Энгельс, О. Тоффлер)

как уровень (ступень) развития того или иного региона либо отдельного этноса

Направления в теории цивилизации

стадиальный подход

локальный подход

Цивилизация – единый процесс, проходящий через определенные стадии

Локальная цивилизация – большая социокультурная общность, которая существует длительное время, имеет относительно устойчивые пространственные границы, вырабатывает специфические формы экономической, социально-политической, духовной жизни и осуществляет свой, индивидуальный путь исторического развития

постиндустриальная (информационная)

индустриальная (машинная; техногенная)

переход совершается в наши дни

доиндустриальная (аграрная, традиционная)

сер. XIX в. – посл. треть ХХ в.

IV-III тыс. до н.э. – 60-80-е гг. XVIII в.

структура

Культурно-психологическая подсистема (культура как область норм, ценностей, обеспечивающая взаимодействие людей)

Политическая подсистема (обычаи и нормы, право, власть и общество, партии, движения и т.д.)

Экономическая подсистема (производство, потребление, обмен продуктами и услугами, технологиями, система коммуникаций, принципы регулирования и т.д.)

Биосоциальная подсистема (семья, родственные связи, половозрастные отношения; гигиена, питание, жилье, одежда, труд, досуг и т.д.)

Характерные черты локальной и мировой цивилизации

Локальная цивилизация

Мировая цивилизация

Большие исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития

Этап в истории человечества, характеризующийся определенным уровнем потребностей, способностей, знаний, навыков и интересов человека, технологическим и экономическим способами производства, строем политических и общественных отношений, уровнем развития духовного воспроизводства

Создается на основе одного господствующего и, в крайнем случае, немногих этносов

Создается на основе множества этносов

Включает регионы со сравнительно одинаковым уровнем хозяйственного развития

Включает регионы, находящиеся на всех ступенях социально-экономической эволюции

Имеет приверженцев одной религии

Имеет приверженцев всех религий земного шара

Носители – представители, как правило, одной расы

Носители – представители всех рас

Состоит из людей, связанных общей исторической судьбой, общим культурным наследием

Включает все население Земли с огромным разнообразием исторических судеб и культуры

Западная и восточная цивилизации

Линии сравнения

Западная цивилизация

Восточная цивилизация

1. Особенности восприятия мира

Рациональное, противоречивое восприятие – «фаустовско-гамлетовское»

Эмоциональное, целостное восприятие (икебана, вера в бесконечную цепь смертей и возрождений)

2. Отношение к природе

Стремление подчинить себе природу. Человек – венец природы и все создано для его пользы. Для возмещения несовершенства человека создается и используется техника

Стремление быть в гармонии с природой. Человек – органическая часть природы (боевые искусства, медицина построена на изучении законов природы). Усовершенствование своей души и тела

3. Соотношение личности и общества

Приоритет свободной личности, обладающей гражданскими правами. Ценности индивидуальной свободы

Приоритет системы подчинения личности (подданных) обществу (государству). Господство традиций коллективизма

4. Отношения власти

Принцип разделения властей. Сословно-представительные структуры. Парламентаризм

Политический монизм. Восточная деспотия (неограниченная власть, обожествление монарха)

5. Отношения собственности

Господство частной собственности

Преобладание государственной и общинной собственности. Принцип власти – собственности (власть рождает собственность, а утративший власть становится, как и все, бесправным)

6. Отношение к прогрессу

Стремление к прогрессу, постоянное изменение форм деятельности, использование новаций. Развитие общества носит постепенный, поступательный характер

Стремление к воспроизводству самих себя, поддержанию традиционного образа жизни. Развитие общества носит циклический характер

Результаты контактов между цивилизациями

Взаимное обогащение или слияние на началах относительного равенства

Уничтожение и полное поглощение одной из двух цивилизаций другой (византийская цивилизация исламской в XV в.)

Длительное существование на одной территории двух цивилизаций (Малая Азия и Северная Африка в первые века ислама)

Навязывание более мощной цивилизацией отдельных компонентов другой цивилизации (европейская и восточная цивилизации в новое и новейшее время)

Раздробление единой цивилизации на части, которые ранее могли уже существовать как локальные (распад эллинской цивилизации)

Полное уничтожение цивилизации, сопровождающееся уничтожением племен и народов – ее носителей (этруски в древности, ацтекской, инкской и других локальных цивилизаций в доколумбовой Южной и Северной Америке)

Разрушение старой и возникновение новой цивилизации (крушение греко-римской и формирование европейской цивилизации в I столетии н.э.)

Образование трансплантированных цивилизаций (латиноамериканская и североамериканская)

Возникновение локальных вариантов континентальной цивилизации (французской, германской в пределах европейской)

Формационный и цивилизационный подходы к анализу общественного развития

Линии сравнения

Формационный подход

Цивилизационный подход

1. Соотношение объективных и субъективных факторов общественного развития

Объективные закономерности развития носят всеобщий характер. Хотя общественные законы прокладывают себе путь через деятельность людей, они непреложны

Человек – единственный творец истории, стоит в центре прошлого и настоящего. Общественно-историческое познание – это познание человека через формы и продукты его трудовой, социальной, политической и другой деятельности

2. Соотношение материальных и духовных сфер жизни общества

Материальные факторы (прежде всего производство) играют решающую роль в развитии общества

Ценностные установки, мировоззрение играют в развитии общества не меньшую роль, чем материальные факторы, а в ряде случаев могут стать определяющими

3. Направленность исторического развития. Понятие «прогресс»

Общество движется от более низкой к более высокой ступени развития. Главные критерии прогресса связаны с совершенствованием производственных отношений

Каждая цивилизация неповторима, каждая вносит свой оттенок в «палитру» человеческого многообразия. Прогресс относителен, он может охватывать отдельные сферы общества: экономику, технологии. Применительно к духовной культуре это понятие можно использовать очень ограниченно

studfiles.net

Электронная тетрадь Трефиловой Татьяны: Сравнительная таблица: формационного и локально

 Линии сравнения 

 Формационный подход

 Локально — цивилизационный подход

 Соотношение материальных и духовных факторов в развитии общества

 К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали формации как ступени исторического развития общества, каждую из которых характеризует свой способ производства, определённая система экономических отношений — базис общества, а также особый комплекс политических, правовых, идеологических, этнических и других отношений и форм общественного сознания, образующих надстройку общества. 

Ценностные установки, мировоззрение играют в развитии общества не меньшую роль, чем материальные факторы, а в ряде случаев могут стать определяющими.

 Направленность исторического развития

Одна из главной типологии называлась докапиталистическая, капиталистическая и коммунистическая формации. В.И. Ленин считал, создания учения о  формациях крупнейшим завоеванием общественной мысли: «Хаос и произвол, царившие до сих пор во взглядах на историю и политику, сменилась поразительно цельной  и стройной научной теорией, показывающей, как  из одного уклада общественной жизни развивается, в следствии роста производительных сил, другой более высокой».

 Проходит три этапа развития:
  • роста, культурного и политического самоопределения.
  • «цветения и плодоношения» 
  • исчерпания сил, накопления неразрешимых противоречий, утраты веры.    
«Ни один, из культурно — исторических типов, — подчёркивал Данилевский, не одарен привилегией бесконечного прогресса».

 Трактовка понятия «прогресс»

Главные критерии «прогресса» связанны с совершенствованием производственных отношений. 

Основатели локально — цивилизационного подхода исходили из того, что главной «единицей» общественно -исторического процесса являются самостоятельные, достаточно замкнутые (локальные) общности — цивилизации. 

 Видение современного мира

Теория формаций, создаёт фаталистическое, безальтернативное представление об историческом процессе; принижает роль человеческой деятельности и сознания. Представления  достижимости в обозримом будущем коммунистической фазы развития сегодня не относят к  научно обоснованному прогнозу и рассматривают эти ожидания, как утопические. 

Опираясь на сильные стороны локально — цивилизационного подхода современные исследователи пытаются преодолеть и его слабости. Английский историк А. Тойнби, полагал, что в будущем удастся преодолеть замкнутость отдельных цивилизаций путём приобщения к единой вселенской религии.

elektronnayatetradka.blogspot.com

Заполните таблицу. Линии сравнения Формационный подход Локальноцивлизационный подход Соотношение материальных и

Nuprostowot

26 окт. 2016 г., 1:39:53 (2 года назад)

1) Формационный подход — Материальные факторы (прежде всего производство) играют решающую роль в развитиии общества.

Локально — цивилизованный подход — Ценностные установки, мировоззрение играют в развитиии общества не меньшую роль, чем материальные факторы, а в ряде случаев могут стать определяющими.

2) Формационный подход — Общество движется от более низкой к более высокой ступени развития.

Локально — цивилизованный подход — Каждая цивилизация неповторима.

3) Фомационный подход — Главные критерии прогресса связаны с совершенствованием производственных отношений.

Локально — цивилизованный подход — Прогресс относителен, он может охватывать отдельные сферы общества: экономику, технологии. Приминительно к духовной сфере это понятие можно использовать очень ограничено.

4) Формационный подход — Объективные закономерности носят всеобщий характер. Хотя общественные законы прокладывают себе путь через деятельность людей, они непреложны.

Локально — цивилизованный подход — Человек — единственный творец истории, стоит в центре прошлого и настоящего. Познание человека через формы и продукты его деятельности — залог общественно — исторического развития.

 

 

ВЫВОД

 

Формационный подход позволяет

— Увидеть то общее, что было в историческом развитии различных народов

— Представить историю человечества как единый процесс

— Установить определенные закономерности историчесого развития общества

— Предложить определенную переодизацию всемирной истории и истории отдельных стран

Локально — цивилизованный подход позволяет

— Глубоко изучить историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии

— Ориентирует на изучение тех сторон общественной жизни, которые обычно выпадают из поля зрения (ценности, национальные особенности, духовая жизнь, психология, менталитет, и д.р.)

— Ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека

 

obsestvoznanie.neznaka.ru

Материальные и духовные факторы развития общества — КиберПедия

В общественной жизни материальные и духов­ные факторы взаимосвязаны. Материальные фак­торы — это материальное производство. Идеальные факторы — это отражение объективных процессов в головах людей. Будучи производными от матери­альных факторов, идеальные имеют относительную самостоятельность и оказывают огромное обратное воздействие на материальную сторону жизни обще­ства. Люди в состоянии не только адекватно отра­жать в своих представлениях ход развития матери­альных процессов, но и предвосхищать их, опере­жать в своих прогнозах развитие материальных процессов и этим определять динамику их направ­ленности, корректировать и находить конкретные, более приемлемые формы их реализации.

Это сложное взаимодействие материальных и иде­альных факторов раскрывается в понятии социаль­ного детерминизма. Оно говорит о том, что в обще­стве разные социальные процессы невозможно ре­конструировать и объяснить, используя понятия жесткой причинно-следственной зависимости. В обществе действуют нелинейные зависимости, в кото­рых связь объективного и субъективного является более сложной, чей просто порождение одного дру­гим.

Материальная сторона общественной жизни в со­циальной философии выражается понятием обще­ственного бытия.

Общественное бытие характеризует реальный про­цесс жизни людей, материальную основу их жиз­ни, объективную сторону общественных отношений. В, это понятие включается производство материаль­ных благ и форма этого производства — производ­ственные отношения, распределение и разделение труда и трудовых ресурсов, распределение, обмен и потребление произведенных продуктов, взаимодей­ствие общества с природой и преобразованные тру­довой деятельностью продукты природы.

Духовная сторона общественной жизни объясня­ется понятием общественного сознания. Это поня­тие включает в себя все стороны духовной жизни общества: производство идей, осмысление матери­альных процессов, самовоспроизводство. Обществен­ное сознание имеет сложную структуру:

1. Экономическое.

2. Политическое.

3. Правовое.

4. Религиозное.

5. Философское.

6. Эстетическое и этическое.

Все эти элементы структуры общественного со­знания представляются его формами. Они находят­ся в тесном взаимодействии и единстве.

По глубине и специфике отражения действитель­ности общественное сознание делится на 1. Научное. 2. Обыденное.

Первое ориентировано на вскрытие глубинных, сущностных законов бытия, второе отражает толь­ко внешнюю сторону общественной жизни, являет­ся выражением индивидуального жизненного опы­та человека.



Общественное сознание дифференцированно отра­жает и бытие общества с точки зрения разных соци­альных образований, слоев населения, социальных групп, классов и сословий. Такое отражение назы­вается общественной идеологией. Любой человек, будучи включенным в ту или иную социальную струк­туру, является носителем ее социальных и полити­ческих ценностей и идеалов. Поэтому отражение об­щественного бытия обусловлено его идеологически­ми позициями. В отличие от общественной идеологии, существует и такая форма отражения общественно­го бытия, как общественная психология. Она не тождественна ни теоретическому научному отраже­нию действительности, ни обыденному общественному сознанию. Общественная психология содержит в себе выражение чувств и переживаний людей в связи с их оценкой разных сторон общественной жизни. Это эмоциональная характеристика обще­ственного сознания. Она характеризует психологи­ческий настрой людей, чувства удовлетворения об­щественным порядком или недовольство им. Часто в массовых общественных движениях психология толпы как выражение общественной психологии яв­ляется решающим фактором разных социальных катаклизмов, восстаний, беспорядков, бунтов, ре­волюций и путчей. В этом плане история развития общества может объясняться и как история мета­морфоз общественной психологии, лежащей в ос­нове действий толпы. Но, конечно же, за этими эмоциональными психическими состояниями лежат коренные материальные интересы, которые просто не отражаются общественной психологией.

cyberpedia.su

Соотношение материальных и духовных основ общественной жизни.

Подробности
Категория: Ответы к вступительному экзамену по философии

Под духовной жизнью общества обычно понимают ту область бытия, в которой объективная, надындивидуальная реальность дана не в форме противостоящей нам предметной деятельности, а в форме неотъемлемой части внутренней сущности самого человека.

Истоки проблемы духовной жизни общества коренятся в двойственности материально-духовной природы самого человека.

Духовная сторона бытия человека возникает на основе его практической деятельности как особая форма отражения объективного мира, как дополнительное средство ориентации в этом мире, а также взаимодействия с ним.

Поскольку духовная жизнь человечества происходит и отталкивается все-таки от сферы материальной, постольку и структура ее во многом аналогична: духовная потребность, духовный интерес, духовная деятельность, созданные ею духовные блага (ценности) и т.д. кроме того, наличие духовной деятельности и ее продуктов необходимо порождает особый род общественных отношений (эстетических, религиозных, нравственных и т.д.).

Однако внешняя похожесть организации материальной и духовной сторон жизни человека не должна затемнять существующих между ними принципиальных различий. К примеру, наши духовные потребности, в отличие от материальных, не заданы биологически, не даны (хотя бы в основе своей) человеку от рождения. Это вовсе не лишает их объективности, только данная объективность другого рода — чисто социальная. Потребность индивида в освоении знаково-символического мира культуры носит для него характер объективной необходимости — иначе человеком-то не станешь. Только вот «сама собой», естественным образом эта потребность не возникает. Она должна быть сформирована и развита социальным окружением индивида в длительном процессе его воспитания и образования.

Еще одна любопытная особенность духовных потребностей — их принципиально неограниченный характер. «Пределов роста» потребностей духа просто нет. Естественными же ограничителями такого роста выступают лишь объемы уже накопленных человечеством духовных ценностей да сила желания каждого человека участвовать в создании этих ценностей.

В духовных ценностях (научных, эстетических, религиозных) выражаются общественная природа самого человека, а также условия его бытия. Это своеобразная форма отражения общественным сознанием объективных тенденций развития общества.

Под духовным производством обычно понимают выработку сознания в особой общественной форме, осуществляемую профессионалами умственного труда. Результатом этого производства являются по меньшей мере три «продукта»:

— идеи, теории, образы, духовные ценности;

— духовные общественные связи индивидов;

— сам человек, поскольку он, кроме прочего, является существом духовным.

Материальные блага ограничены. Чем больше людей на них претендует, тем меньше приходится на долю каждого. С духовными благами все обстоит иначе: от потребления они не убывают и даже, наоборот, чем больше людей овладевают духовными ценностями, тем больше вероятность их приращения.

Иначе говоря, духовная деятельность самооценна, она обладает значимостью нередко безотносительно к результату. В материальном производстве такое почти не встречается. Материальное производство ради самого производства, план ради плана, — конечно, нелепость (правда, не так уж редко встречавшаяся в советской действительности). А вот искусство для искусства — вовсе не такая нелепость, как это может показаться на первый взгляд. Разумеется, относительная самодостаточность духовной деятельности вовсе не отрицает ее результативности.

Именно духовное начало является источником прогрессивного развития экономических отношений. Вся материальная жизнь есть лишь внутреннее явление жизни духовной и в ней коренится. По мере развития человечество ставит под контроль окружающую его природу, насыщает ее духовными началами, что и выражается в виде становящейся все более зависимой от сознания и воли человека системы материального производства.

studfilosed.ru

Заполните таблицу Линии сравнения Формационный подход Локальноцивлизационный подход Соотношение материальных и духовных факторов в развитии общества Направленность исто- рического развития Трактовка понятия «прогресс» Видение современного мира

1) Формационный подход — Материальные факторы (прежде всего производство) играют решающую роль в развитиии общества.

Локально — цивилизованный подход — Ценностные установки, мировоззрение играют в развитиии общества не меньшую роль, чем материальные факторы, а в ряде случаев могут стать определяющими.

2) Формационный подход — Общество движется от более низкой к более высокой ступени развития.

Локально — цивилизованный подход — Каждая цивилизация неповторима.

3) Фомационный подход — Главные критерии прогресса связаны с совершенствованием производственных отношений.

Локально — цивилизованный подход — Прогресс относителен, он может охватывать отдельные сферы общества: экономику, технологии. Приминительно к духовной сфере это понятие можно использовать очень ограничено.

4) Формационный подход — Объективные закономерности носят всеобщий характер. Хотя общественные законы прокладывают себе путь через деятельность людей, они непреложны.

Локально — цивилизованный подход — Человек — единственный творец истории, стоит в центре прошлого и настоящего. Познание человека через формы и продукты его деятельности — залог общественно — исторического развития.

ВЫВОД

Формационный подход позволяет

— Увидеть то общее, что было в историческом развитии различных народов

— Представить историю человечества как единый процесс

— Установить определенные закономерности историчесого развития общества

— Предложить определенную переодизацию всемирной истории и истории отдельных стран

Локально — цивилизованный подход позволяет

— Глубоко изучить историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии

— Ориентирует на изучение тех сторон общественной жизни, которые обычно выпадают из поля зрения (ценности, национальные особенности, духовая жизнь, психология, менталитет, и д.р.)

— Ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека

koshkinsad.ru