Солидаризма теория – CGI script error
2.9 Теория солидаризма
Теория солидаризма основывается на следующих постулатах:
Общество складывается из связей, объединяющих людей на основе их взаимоподдержки (солидарности). Причем, принадлежащие к соответствующим классам, к социальным группам, они реализуют свою миссию, свой долг по отношению друг к другу. Все это осуществляется путем сотрудничества классов, социальных групп на основе общественного разделения труда.
Сотрудничество классов, социальных групп регулируется нормой социальной солидарности, которая предписывает воздерживаться от всего, что посягает на то сотрудничество, и способствовать ее укреплению, та социальная норма солидарности облекается в разнообразные нормы права, служащие ее выражением и воплощением.
В соответствии с вышеизложенным, теория солидаризма усматривает сущность права в общественной солидарности, с которой должно считаться государство. И если эта сущность права расходится с теми или иными его нормами, то конкретное дело надо решать не на основе этих норм, а в соответствии с «юридической совестью эпохи».
Теория солидаризма отвергает самостоятельный статус субъекта права, в особенности его субъективные права. Так, частную собственность она рассматривает не как благо для лица, обладающего ею, а как долг, обязанность владельца употребить ее для укрепления общественной солидарности.
2.10 Социологическая теория права
Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в XX в. Ее основными разработчиками являются Е. Эрлих, Г. Канторович, Р. Паунд, Ф. Жени, С.А. Муромцев и др.
Представители этой теории выдвигали идеи разделение права и закона. Они считали, что право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в сфере должного, то право — в сфере сущего.
Под правом, следовательно, они понимали юридические действия, юридическую практику, правопорядок, применение законов и т.п. Право — это реальное поведение субъектов правоотношений — физических и юридических лиц. Отсюда другое название данной доктрины — теория «живого» права. Так же они считали, что формулируют такое «живое» право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они «наполняют» законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества.
Достоинствами этой теории является то, что такое понимание ориентирует на реализацию права, на сущее, где оно обретает практическое осуществление. Обоснованно отмечается приоритет общественных отношений, как содержания, над правовой формой. Эта теория хорошо согласуется с ограничением государственного вмешательства в экономику, с децентрализацией управления.
Данная теория имеет и слабые стороны. Прежде всего, это то, что если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то теряются четкие критерии правомерного и неправомерного, ибо сама по себе реализация может быть как законной, так и противозаконной. В силу переноса центра тяжести правотворческой деятельности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентного и откровенного произвола со стороны нечистоплотных должностных лиц. [8, c.108-109]
studfiles.net
Теория солидаризма и ее оценка.
⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 27Следующая ⇒
В первой половине XX века широкое распространение получило политико-правовое учение солидаризма, главным представителем которого был Леон Дюги (1859 -1928 ) теоретик права, конституционалист, декан юридического факультета в Бордо. Он, опираясь на идеи французских социологов О. Конта, Э. Дюркгейма и Л. Бурнежуа, развил концепцию социальной солидарности. В теории Л. Дюги связи, объединяющие людей в обществе, являются узами социальной солидарности.
Следуя за Э.Дюркгеймом, Л.Дюги говорит о двух видах солидарности:
1) «солидарность по сходству» — вызван совпадением интересов людей.
2) солидарность, вытекающая из разделения труда. В несовершенной форме она существовала в древности, а в современных обществах становится основным видом солидарности, т.к. они отличаются высоким уровнем разделения труда. Это, прежде всего «солидарность экономическая».
Л.Дюги были выдвинуты идеи синдикализма, согласно которым человека в обществе должны защищать не какие-либо абстрактные права, а его профессиональное объединение, например,профсоюз. Данные идеи частично нашли свое применение в некоторых государствах, например, фашистского Италии.
_______________________________________________________________________________________________________
Общество делится на классы, каждый класс выполняет свою миссию, свой долг, свою социальную функцию по обеспечению солидарности и гармонии общества. Эти социальные связи основаны на разделении труда. Сотрудничество классов в процессе разделения труда приведет к преодолению теневых сторон капитализма мирным путем, без революций. Факт общественной солидарности, говорил Л. Дюги, осознается индивидами и порождает норму социальной справедливости: «не делать ничего, что нарушает социальную справедливость, и делать все возможное для ее реализации и увеличения». Социальная норма солидарности составляет основу всего объективного права.
Норма социальной солидарности создает для индивида лишь право выполнять «социальную обязанность», определенную социальную функцию, в соответствии с положением которой, данное лицо занимает в системе общественной солидарности и нет других прав. Существует лишь объективное право — юридическая норма, которая никому: ни индивиду, ни коллективу не дает субъективных прав.
Вывод: теория солидаризма выделяет следующие постулаты:
1. Общества складывается из связей, объединяющих людей на основе солидарности;
3. Сущность права заключается в общественной солидарности, с которой должно считаться государство;
4. Отвергается самостоятельный статус субъекта права и в особенности его субъективные права.
Социологическая юриспруденция подвергла критике формально-догматическое направление, прежде всего за смешение права и закона. Но, с другой стороны, она сама страдает серьезными изъянами. Так, противопоставляются нормы и правопорядок, отрицается нормативный характер права, отвергается нормативная сила законов, исключаются из правовой науки сущностные и аксеологические проблемы права.
Реалистическая школа права.
Радикальное направление социологической юриспруденции. Условно разделяется на направления: американское и скандинавское (Алф Росс, Карл Оливеркрон).
1) американское. (Карл Льюэллин (Ллевеллин), Оливер Холмс, Джером Фрэнк). Они рассматривали право как совокупность судебных решений, как предсказание будущего решения суда. Не отрицая регулирующей роли закона, они считали, что закон носит слишком общий и абстрактный характер и не порождает прав и обязанностей для конкретных лиц до вынесения соответствующего судебного решения.
2) скандинавское.Иногда представителей скандинавского направления относят к психологической школе права, т.к. они много внимания уделяли психологическим аспектам судебного процесса, интуиции судьи.
Главных представителей этой школы — американцев Джерома Френка и Карла Ллевеллина(-часто называют «реалистами». Работа Френка «Право и современный разум» (1930) явилась возмутителем спокойствия ученых-правоведов, поскольку призывала к существенным изменениям в теории права. Идейным вдохновителем Френка стал Оливер Вендел Холмс, в книге которого «Общее право» была высказана мысль о том, что «жизнь права не имеет логики: она имеет опыт». Обосновывая новый подход в правопонимании. Френк писал, что право предстает в своей реальности лишь в виде специальных решений судей, в виде реального деяния, а не говорения. Никто не может знать «реальное право», пока не последует само решение, вытекающее из конкретного дела, из конкретного случая. В свою очередь принятое решение не создает правила поведения (норму) для последующих случаев. По Френку, право — это решение, а не правило. Отрицая нормативность права,он говорил, что его невозможно вывести на основе норм законов и других нормативных актов. Правовую норму Френк называл «суррогатом» и «основным мифом», который мешает приспособлению права к реальной жизни. «Реалисты» отождествляли право только с практикой судей и администраторов. Здесь позиция Френка и его последователей относительно правопонимания полностью расходится с представителями умеренного направления в социологической юриспруденции во главе с Роско Паундом. По Френку, судьи принимают решения не на основе норм, а на основе интуиции, эмоциональных всплесков, разных биологических импульсов и других подсознательных факторов «глубинной психологии». По Ллевеллину, жизненные ситуации — сфера «реального права», находится в сфере сущего, а не должного. Каждая ситуация неповторима, и в связи с этим суд каждый раз создает свое новое право. Предыдущие решения судей не нормативны,поскольку они носят только описательный характер. а не предписывающий.
Несмотря на то что Р.ш.п. подняла актуальную проблему, подвергая критике сторонников догматического направления, которые не разделяли право и закон, у самих «реалистов» было много серьезных ошибок, поскольку они отрицали нормативный характер права, юридическую силу закона, принцип законности.
Положительным моментом данных теорий, является то, что они обратили внимания на судебную деятельность как фактор правообразования, акцентировали внимания на процессе вынесения судебного решения. В то же время реалистические доктрины подвергаются критике по следующим основаниям:
1. Определение права как совокупности судебных решений применимо лишь для стран «общего права», где суды наделены правотворческими функциями.
2. Сторонники реалистической школы сужают сферу правового регулирования, т.к. многие правовые отношения вообще не доходят до суда, но их участники все же наделаны субъективными правами и юридическими обязанностями.
3. Неопределенность права, за которую выступают реалисты, снижает качество права как социального регулятора, может дезориентировать участников общественных отношений.
Рекомендуемые страницы:
lektsia.com
Теория солидаризма
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
“Гродненский государственный университет имени Янки Купалы”
Юридический факультет
Специальность 1-240103 – экономическое право
РЕФЕРАТ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ»:
ТЕОРИЯ СОЛИДАРИЗМА
Выполнила студентка 2 курса,
2 группы, дневного отделения
Зубрик Ольга
Научный руководитель
кандидат юридических наук,
доцент Седельник В.В.
Гродно, 2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. П. ЛЕРУ О ПРАВОВЫХ ИНСТИТУТАХ
ГЛАВА 2. ТЕОРИЯ КВАЗИ-КОНТРАКТА Л. БУРЖУА
ГЛАВА 3. ОБЪЕКТИВНОЕ УЧЕНИЕ О ПРАВЕ Л. ДЮГИ
ГЛАВА 4. КРИТИКИ ОБЪЕКТИВНОГО УЧЕНИЯ О ПРАВЕ
ГЛАВА 5. СОЦИАЛЬНОЕ ПРАВО В АНГЛИИ И РОССИИ
ГЛАВА 6. УЧЕНИЕ Г. ГИНСА О ПРАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
Идеи солидаризма получили значительное распространение в конце XIX -начале XX вв.Солидаризм – от французского solidaire – “действующий заодно”. В общих чертах, солидаризм – “система согласования свободных устремлений людей и постоянного преодоления неизбежных общественных противоречий путем соподчинения противоположных интересов в процессе солидарного сотрудничества”.
Солидаризм — социально-политическая концепция, получившая широкое распространение в буржуазных общественных науках с переходом капиталистического общества в стадию империализма. Создатели этой теории, как и либералы, ставили во главу угла человеческий индивид и его личные права, но, в отличие от последних, считали, что личность не может существовать сама по себе, ибо своими знаниями, культурой, налаженным бытом, своим благополучием, в конце концов, она обязана усилиям других людей.
Цель исследования является анализ теоретических положений и взглядов ученых, касающихся теории солидаризма. Данная цель обусловила постановку следующих задач :
1. Рассмотреть учение о правовых институтах Пьера Леру.
2. Раскрыть сущность теории квази-контракта Буржуа.
3 . Охарактеризовать объективное учение о праве Леона Дюги и рассмотреть критические взгляды на данную теорию.
4. Описать учения о социальном праве России и Англии.
5. Раскрыть сущность учения о праве Г. Гинса.
Объект исследования : политико–правовые взгляды таких ученых как П. Леру, Л. Бужуа, Л. Дюги, Т. Грин, Н. Коркунов, Г. Гинса на теорию солидаризма.
Предметом исследования данной работы являются работы вышеупомянутых ученых: «Курс позитивной политики» Леру, «Солидарность» Буржуа, «Трактат о конституционном праве» Дюги, «От либерализма к солидаризму» Гинса и др.
Краткая информация о структуре работы : работа состоит из введения, основной части: шести глав, заключения и библиографического списка. В первой главе раскрывается сущность учения Пьера Леру о правовых институтах. Во второй главе характеризуется теория квази-контракта Леона Буржуа. В третьей главе отражается объективное учение о праве Леона Дюги. В главе четвертой изложены критические взгляды на теорию обективного учения. В пятой главе рассмотрены учения некоторых ученых о социальном праве в Англии и России. О учении Г. Гинса о праве говорится в шестой главе.
Методологической основой работы явились достижения отечественной юриспруденции, в частности труды ученых по проблемам теории права. При анализе текстов использовался диалектико-материалистический метод познания объективной действительности, а также специально-научные методы (исторический, логический, функциональный, системный, сравнительный) и частно-научные методы (формально-юридический и сравнительно-правовой).
Эмпирическую базу исследования составили труды отечественных ученых, таких как В. Н. Кудрявцев, В. П. Малахов, А. Ходов, А. Ф. Черданцев, В. С. Нерсесянц, Р. Т. Мухаев и др.
ГЛАВА 1. П. ЛЕРУ О ПРАВОВЫХ ИНСТИТУТАХ
Пьер Леру (1791-1871), первый французский солидарист, получивший техническое образование, и его намерением было провести трудовую жизнь инженера, к которой он и готовился. Будучи, однако, человеком широко начитанным и интересующимся общественными проблемами, он поневоле стал задумываться над противоречиями современной ему жизни послереволюционной Франции. С одной стороны, законодательство, основанное на Кодексе Наполеона, требовало формального применения принципов свободы и равенства (братство никогда не получило юридического оформления), а с другой стороны, экономическая жизнь явно вела к классовой борьбе, которую этот Кодекс не только не предотвращал, но как будто, наоборот, поощрял. В то же время появился целый ряд крайних течений, требовавших уничтожения всех современных общественных и политических институтов и фактического уравнения всех граждан. Обстоятельства, не давшие возможности Леру закончить свое техническое образование, натолкнули его на усиленное занятие политикой. Можно по-разному относиться к его политической карьере, сделавшей его в конце концов первым министром социальной политики Французской Республики, где он не проявил ни достаточной прозорливости, ни достаточного организационного таланта, но нельзя не отдать ему пальмы первенства в тех новых идеях, которые легли в основу солидаризма.
Уже в своей первой книге “О Человечестве” Леру впервые проанализировал связь между юридическими институтами (собственность, семья и т.д.) и общественным развитием. В ней он призывает не уничтожать эти институты, а подчинять их общественной пользе, придавать им ту форму, которая в данный период развития общества принесет наибольшую пользу для общественного прогресса: “Если семья, государство и собственность причинили до сих пор столько зол, это, еще раз будь сказано, не потому, что это дурные вещи, а потому, что они вместо того, чтобы быть организованы таким образом, чтобы служить неограниченному общению человека с ему подобными и миром, были в действительности повернуты против этого общения. Семья, родина и собственность — конечные вещи, которые должны быть организованы с оглядкой на бесконечность. Потому что человек существо конечное, которое стремится к бесконечности. Абсолютно конечное — для него зло. Бесконечное — его цель, непредвиденное — его право. Пусть это непредвиденное, в котором заключен прогресс, будет от него отнято; пусть семья, государство и собственность будут организованы с расчетом на конечность, — и зло воцарится на земле…”.
Леру, таким образом, не отрицает юридических норм, но требует, чтобы они были увязаны с перспективами общественного развития. Впервые право сближалось с учением об обществе. Идея была настолько нова и необычна, что, когда ее подхватил Конт и сделал дальнейшую попытку сближения нормативных идей (т.е. права) и социологии, началось общее возмущение среди его учеников. Новые идеи “Курса позитивной политики” стали даже приписывать душевной болезни отца социологии, не понимая, что в сущности это был совершенно здоровый и важный шаг вперед. Весь этот неразумно поднятый шум не мог, однако, остановить дальнейшее сближение правоведения и социологии, и стык был достигнут на пороге XX века главным образом благодаря усилиям солидаристов второго периода развития этого учения, к которому мы и переходим.
ГЛАВА 2. ТЕОРИЯ КВАЗИ-КОНТРАКТА Л. БУРЖУА
Если солидарность должна стать основой жизни более совершенного человеческого общества, то она должна, прежде всего создать для такого общества твердый юридический фундамент. Биологическая солидарность сама по себе такого фундамента не создает; нужны были дополнительные основания из области человеческой психологии, общей теории права, традиций человеческой цивилизации. Такова исходная точка той теории юридического солидаризма, которую создал известный французский политический деятель Леон Буржуа.
Леон Виктор Огюст Буржуа родился в Париже в 1851 году, получил солидное юридическое образование и является автором многочисленных работ по вопросам права, социологии и экономики. Он был депутатом парламента, сенатором, занимал должности министра народного просвещения, юстиции и иностранных дел. В 1895 году был председателем Совета министров Франции. Буржуа всю свою жизнь боролся за те социальные мероприятия, которые в настоящее время считаются необходимой частью общественного устройства каждого культурного государства, но которые в его время почти отсутствовали, что вело к постоянным конфликтам между разными слоями европейского общества.
Изложение идей Буржуа—отрывки из его книги “Солидарность” и его трех лекций из международной конференции солидаристов в 1901-02 гг.: “Живая материя стремится перейти из состояния гомогенного (однородного) в состояние гетерогенное (неоднородное). Происходит функциональная дифференциация органов, приспособление к разным задачам. И устойчивое равновесие достигается солидарной ассоциацией отдельных частей, стремящихся в общей цели. Эта ассоциация — основное условие успеха в борьбе за существование. Кант сказал: “То, что составляет организм, — это взаимность его частей”. В этом смысл всей биологии. Однако заметим, что у природы свои цели и эти цели не всегда совпадают с нашими. Цель, которую стремится постичь человек, живущий в обществе, это достижение справедливости, но она не содержится в природе. Природу нельзя назвать несправедливой, она попросту вне этого понятия. Нет, таким образом, ничего общего между целью природы и целью общества. Природа не интересуется справедливостью, но для людей она важна; они не могут обойтись без нее. Нет устойчивого общества, мира и прогресса там, где справедливость не считается основной целью. Когда она нарушается, наступают конфликты, войны, революции… Откуда эта идея явилась или откуда она выведена, неважно; главное, она существует. Идеи, как говорят, являются фактами: я отмечаю этот факт — идею справедливости… Справедливость не реализуется в обществе, члены которого не признают себя должниками (общества). Ни один результат интеллектуальной, моральной или физической деятельности человека не может быть достигнут собственными его силами, его собственной персоной… Человек, живущий в обществе и не могущий жить без него, является должником по отношению к нему… Все знания, которыми я обладаю, — результат огромной работы, произведенной в течение веков; язык, на котором я говорю, выработан бесчисленными поколениями людей… Ни один акт производства невозможен без орудий производства, которые кто-то изобрел, и т.д. Я всем этим пользуюсь; как могу я заявить себя независимым от общества, которому я должен. Ввиду всего этого я фактически, вольно или невольно, принял на себя долг, который я не имею права отвергнуть, не ставши несостоятелным должником… Обязательства по отношению к другим людям не являются результатом произвольного решения; они попросту оплата тех преимуществ, которые каждый получает от общества, цена тех услуг, которые общество предоставляет своим членам. Там где сила обстоятельств ставит людей в такие отношения, которые они не имели возможности предварительно обсудить, законы должны определить сущность их отношений таким образом, чтобы это было лишь интерпретацией и оформлением таких условий договора, которые бы они сами приняли, если бы они могли действовать как свободные и равные договаривающиеся стороны. Квази-контракт есть не что иное, как договор, принятый ретроактивно…”.
mirznanii.com
Солидаризм
Определение 1
Солидаризм – это наиболее стабильный и прогрессивный путь общественного развития, который своим появлением знаменует выход за границы двух основных полюсов – социализма и либерализма.
Рисунок 1. Солидаризм. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Солидаризм крайне близок психологии человека и полностью отвечает исторической концепции его поведения. Данное направление вносит устойчивость в его внутренний мир и укрепляет своими законами веру в традицию, подготавливая тем самым к активной деятельности во внешней и международной сферах.
Солидаризм не поддерживает крайностей беспредельного либерализма и индивидуализма, а также избегает принципов тирании социализма. Этот путь комплексного развития общества отвечает естественному мотиву человеческого поведения – единству, хотя он так имеет отличия в области социальности и социализма.
Солидарность в очень широких понятиях не означает глобального солидаризма как концепции хозяйства и как взаимодействия общественных отношений в государственном масштабе. Однако внедрение указанного направления возможно только при условии грамотного воспитания ряда поколений в этике и духе солидарности.
Человек представляет собой существо общественное, поэтому одним из важных проявлений общественного инстинкта выступает действие, которое должно подчиняться общности интересов. Люди в своих отношениях всегда руководствуется солидарностью, а не только альтруизмом, который необходимо отнести к эгоизму, предполагающий осознание взаимной выгоды.
Основные черты солидаризма
На основе солидаризма формируется комплексная система хозяйства и права, которая кардинально отличается от двух противопоставляемых видов общественного порядка.
Основными характеристиками солидарности выступают:
- этика солидарности – предполагает не только взаимодействие себялюбия и самоотверженности, а и желание человек ежедневно вступать в эго-альтруистические отношения, которые в основном базируются на осознании единства и выражаются в компромиссах, уступках и согласованиях для взаимной выгоды;
- солидаризм, как общественный систематический порядок, не навязывает обществу тех целей и задач, которые чужды ему, и не приносит индивидуальные требования в жертву “общему благу”, если только данное пожертвование не вознаграждается пользой для всех участников солидарной группы;
- солидаризм в идеологии – в качестве идеологических начал это направление трансформируется в уникальных правовых принципах, обеспечивающих полноценное объединение и совместную защиту общественных интересов, а также необходимое согласование требований противоположных групп, чтобы человек, подчиняющийся конкретному союзу, смог найти в нем надежное прикрытие своих прав от притязаний государства;
- солидаризм в праве — подразумевает два основных вида права: защищающее личные интересы частной право и публичное право, которое встает на защиту исключительно общественных интересов;
- солидаризм в экономике – включает в себя две концепции хозяйства: децентрализованную и централизованную, посредством которых каждый владелец сохраняет полную свободу или же становится исполнителем задания, которое напрямую исходит из единого государственного центра;
- солидаризм как форма государственного устройства — возлагает на власти ключевые посреднические функции, которые в основном требуют высокого авторитета руководства страны и широких полномочий в плане грамотного согласования противоречивых интересов, где государственная структура должна обладать стабильностью;
- солидаризм в семье – не допускает построение семьи на началах полного подчинения всех членов семейства только главе, так как можно представить себе полноценную семью, как свободное сожительство самостоятельных членов семейства, однако связанных узами общности и родства в домашнем хозяйстве.
Модернизация образования в свете солидаризма
Модернизация высшего образования в свете данного направления помогает подготовить кадры общественных и государственных деятелей, которые проникнувшись планами и идеями национальной солидарности и общенациональных задач, смогут правильно связать конкретные группы и сообщества согласованной работой, без грубых нарушений свободы участников.
Замечание 1
Солидаризм в целом решает вопросы предпринимательской деятельности и ее роли в современном обществе.
Обоснование неизбежности возникновения этой позиции заключается в стремительном развитии общественного интеллекта, где основные логические приоритеты представителей либеральной и социальной сфер действуют исключительно на принципах, функционирующих в соседней общности информационных связок. Такое взаимодействие не подвергается сомнению и в обязательном порядке выполняется всеми участниками определенной группы.
Замечание 2
В условиях масштабной концептуализации социальной действительности, присущей советскому и западному нормативному типу, социальная реальность выполняет роль некой цепи, которая соединяет в одно целое циклические неравновесные процессы, раздваивающиеся на сопряженные или нейтральные направления.
В результат получаем систему, которая интегрируется на более стабильной основе и надежном в социальном плане принятии автономной позиции, вытекающей из заранее запланированных потоков действий.
Теория солидаризма Леона Дюги
Рисунок 2. Леон Дюги. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Определение 2
Леон Дюги (1859−1928 гг.) — известный ученый и теоретик права, конституционалист, а также декан юридического факультета в Бордо.
В своих работах Дюги всегда опирался на идеи выдающихся французских социологов Э. Дюркгейма, О. Конта и Л. Буржуа, и смог представить миру систему социальной солидарности. В теории ученого представлены прочные связи, которые объединяют людей в обществе и выступают узами солидаризма.
По мнению Дюги, общество можно разделить на определенные классы, которые должны выполнять свой долг, свою миссию и социальную функцию по предоставлению целостности и гармонии в общественных организациях. Такие социальные связи базируются на правильном разделении труда, так как постоянное сотрудничество классов в данном процессе обязательно приведет к преодолению существующих теневых принципов капитализма мирным путем, без масштабных революций.
Факт общественной солидарности в работах теоретика должен осознаваться индивидами, а затем уже формировать норму социальной стабильности и справедливости. Дюги утверждал, что для получения хороших результатов необходимо делать все возможное для увеличения этой системы в обществе, а также всеми силами стараться не допустить ее обрушения.
Социальный принцип солидарности характеризуется как основа всего объективного права. Мера социальной целостности формирует для индивида только право рассмотреть и изучить «социальную обязанность», конкретную функцию, в соответствии с которой, физическое лицо оказывается в системе общественной подчиненности. В солидаризме существует лишь объективная власть — юридическая норма, которая ни индивиду, ни коллективу не предоставляет субъективных прав.
Л. Дюги говорил о надобности проведения социальной реформы в общества, и высказывал уверенность, что современное общество стремительно движется к некоему роду федерализации сообществ, организованных в синдикальный федерализм.
Всецелое индивидуалистическое право профессор предлагал заменить организаторским представительством организаций и профессиональных партий. Для этого классовое сообщество необходимо перестраивать на базе синдикатов, а затем уже объединять по кадровому признаку в соответствующие союзы.
Деятельность государственной власти будет руководиться специальной палатой, образованной из самых ярких представителей всех представленных синдикатов. Некоторые представления и идеи, выдвинутые Дюги, смогли найти широкое применение и в наши дни. Так, в Норвегии продолжительность трудового дня и минимальная оплата рабочего часа официально определяется заранее установленным соглашением союзов предпринимателей и рабочих. Этот контракт является договорным.
Таким образом, теория солидаризма Леона Дюги выделяет следующие основные постулаты:
- современное общество должно складываться из связей, которые объединяют людей на основе целостности;
- сотрудничество и взаимодействие классов, социальных сообществ регулируется исключительно социальной мерой солидарности;
- сущность объективного права заключается в поддержании общественной подчиненности, с которой обязано считаться государство;
- самостоятельный статус субъекта не допустим, и в особенности его субъективные права.
Подытожив, можно утверждать, что изначально социологическая юриспруденция подвергла жесткой критике солидаризм, прежде всего за смешение закона и общественного права. Но, с другой стороны, данная система сама страдает серьезными изъянами и требует корректировки. Так, противопоставляются правопорядок и нормы, не принимается обязательный нормативный характер индивидуального права, отвергается нормативная сила законодательных проектов, что приводит к исключению из правовой науки важных и аксиологических проблем общественного права.
spravochnick.ru
Теория солидаризма в праве и теологическая теория права
Теологическая теория. Представители: Тертуллиан, Аврелий Августин, Фома Аквинский.
Одна из древнейших теорий происхождения государства исходит из того, что происхождение и существование государства является результатом проявлении Божьей воли.
Государство – воплощение божественного проведения и потому государственная власть вечна, незыблема и подчинение ей естественно. Правители действуют от имени Бога. Их власть носит божественный характер, а издаваемы законы соответствуют божественной справедливости.
В сохранившихся историко-правовых памятниках Древнего Египта, Вавилона, Индии, Китая нашла своё чёткое выражение теологическая теория.
Наиболее широкое распространение эта теория получила в Средние века и имела главной своей направленностью обоснование, превосходство церковной власти над светской.
Начиная с 10 в. формируется теория двух мечей, согласно которой для защиты христианства Богом были даны 2 меча — церковный и светский. Оба они были переданы церкви. Сохранив для себя духовный меч, светский передала монарху. Поэтому власть монарха производна от власти церкви.
В свою очередь, сторонники независимой царской власти утверждали, что императоры получили свой меч непосредственно от Бога.
Теория солидаризма Леона Дюги
В первой половине XX века широкое распространение получило политико-правовое учение солидаризма, главным представителем которого был Леон Дюги (1859 -1928 ) теоретик права, конституционалист, декан юридического факультета в Бордо.
Он, опираясь на идеи французских социологов О. Конта, Э. Дюркгейма и Л. Бурнежуа, развил концепцию социальной солидарности. В теории Л. Дюги связи, объединяющие людей в обществе, являются узами социальной солидарности.
Общество делится на классы, каждый класс выполняет свою миссию, свой долг, свою социальную функцию по обеспечению солидарности и гармонии общества. Эти социальные связи основаны на разделении труда. Сотрудничество классов в процессе разделения труда приведет к преодолению теневых сторон капитализма мирным путем, без революций.
Факт общественной солидарности, говорил Л. Дюги, осознается индивидами и порождает норму социальной справедливости: «не делать ничего, что нарушает социальную справедливость, и делать все возможное для ее реализации и увеличения». Социальная норма солидарности составляет основу всего объективного права.
Юридическая норма — это «верхний пласт» социальной нормы. Отдельные нормы в их многообразии значительны лишь поскольку, постольку они отвечают социальной норме солидарности. Л. Дюги утверждает, что право вытекает непосредственно из социальной солидарности и поэтому стоит над государством. Юридическая норма возникает спонтанно в условиях общественных взаимосвязей. Законодатель лишь констатирует, но не создает ее. В этом аспекте теория Л. Дюги связана с социологической юриспруденцией.
Норма социальной солидарности создает для индивида лишь право выполнять «социальную обязанность», определенную социальную функцию, в соответствии с положением которой, данное лицо занимает в системе общественной солидарности и нет других прав.
Существует лишь объективное право — юридическая норма, которая никому: ни индивиду, ни коллективу не дает субъективных прав.
Человек лишь винтик в социальном организме. Индивид — это не цель, а средство выполнять известную работу в деле социального строительства. Для права есть только обязанности. Для каждого класса существуют свои социальные функции.
Государство налагает руку на собственность, которая должна выполнять социальную функцию. Л. Дюги говорил, что собственность социализируется и перестает быть абсолютным правом и трансформируется для собственника в социальный долг.
Л. Дюги говорил о социальной реформе общества. Он высказывал уверенность, что современное общество движется к известному роду федерализации классов, соорганизованных в синдикаты -синдикальный федерализм.
Всеобщее индивидуалистическое избирательное право предлагал заменить организаторским пропорциональным представительством партий и профессиональных организаций. Для этого классовое общество перестраивается на основе синдикатов. Каждый класс объединяется по профессиональному признаку в профессиональные союзы. Отношения между классами регулируется не законами, а договорами.
Соединение синдикатов в федерацию приведет к децентрализации политической власти, к политическому и правовому плюрализму. Власть будет распределяться между различными синдикатами, к которым перейдет вся практическая работа по осуществлению социально-экономических и социально-политических задач.
Деятельность центрального правительства будет направляться палатой, образованной из представителей всех синдикатов.
Некоторые идеи, которые выдвинул Л. Дюги, находят и сегодня применение, так в Норвегии продолжительность рабочего дня и минимальная оплата рабочего часа определяется соглашением организаций предпринимателей и рабочих. Этот договор является договорным.
Вывод: теория солидаризма выделяет следующие постулаты:
1. Общества складывается из связей, объединяющих людей на основе солидарности;
2. Сотрудничество классов, социальных групп регулируется социальной нормой солидарности;
3. Сущность права заключается в общественной солидарности, с которой должно считаться государство;
4. Отвергается самостоятельный статус субъекта права и в особенности его субъективные права.
Социологическая юриспруденция подвергла критике формально-догматическое направление, прежде всего за смешение права и закона. Но, с другой стороны, она сама страдает серьезными изъянами. Так, противопоставляются нормы и правопорядок, отрицается нормативный характер права, отвергается нормативная сила законов, исключаются из правовой науки сущностные и аксеологические проблемы права.
students-library.com
Теория солидаризма Леона Дюги — МегаЛекции
В первой половине XX века широкое распространение получило политико-правовое учение солидаризма, главным представителем которого был Леон Дюги (1859 -1928 ) теоретик права, конституционалист, декан юридического факультета в Бордо.
Он, опираясь на идеи французских социологов О. Конта, Э. Дюркгейма и Л. Бурнежуа, развил концепцию социальной солидарности. В теории Л. Дюги связи, объединяющие людей в обществе, являются узами социальной солидарности.
Общество делится на классы, каждый класс выполняет свою миссию, свой долг, свою социальную функцию по обеспечению солидарности и гармонии общества. Эти социальные связи основаны на разделении труда. Сотрудничество классов в процессе разделения труда приведет к преодолению теневых сторон капитализма мирным путем, без революций.
Факт общественной солидарности, говорил Л. Дюги, осознается индивидами и порождает норму социальной справедливости: «не делать ничего, что нарушает социальную справедливость, и делать все возможное для ее реализации и увеличения». Социальная норма солидарности составляет основу всего объективного права.
Юридическая норма — это «верхний пласт» социальной нормы. Отдельные нормы в их многообразии значительны лишь поскольку, постольку они отвечают социальной норме солидарности. Л. Дюги утверждает, что право вытекает непосредственно из социальной солидарности и поэтому стоит над государством. Юридическая норма возникает спонтанно в условиях общественных взаимосвязей. Законодатель лишь констатирует, но не создает ее. В этом аспекте теория Л. Дюги связана с социологической юриспруденцией.
Норма социальной солидарности создает для индивида лишь право выполнять «социальную обязанность», определенную социальную функцию, в соответствии с положением которой, данное лицо занимает в системе общественной солидарности и нет других прав.
Существует лишь объективное право — юридическая норма, которая никому: ни индивиду, ни коллективу не дает субъективных прав.
Человек лишь винтик в социальном организме. Индивид — это не цель, а средство выполнять известную работу в деле социального строительства. Для права есть только обязанности. Для каждого класса существуют свои социальные функции.
Государство налагает руку на собственность, которая должна выполнять социальную функцию. Л. Дюги говорил, что собственность социализируется и перестает быть абсолютным правом и трансформируется для собственника в социальный долг.
Л. Дюги говорил о социальной реформе общества. Он высказывал уверенность, что современное общество движется к известному роду федерализации классов, соорганизованных в синдикаты -синдикальный федерализм.
Всеобщее индивидуалистическое избирательное право предлагал заменить организаторским пропорциональным представительством партий и профессиональных организаций. Для этого классовое общество перестраивается на основе синдикатов. Каждый класс объединяется по профессиональному признаку в профессиональные союзы. Отношения между классами регулируется не законами, а договорами.
Соединение синдикатов в федерацию приведет к децентрализации политической власти, к политическому и правовому плюрализму. Власть будет распределяться между различными синдикатами, к которым перейдет вся практическая работа по осуществлению социально-экономических и социально-политических задач.
Деятельность центрального правительства будет направляться палатой, образованной из представителей всех синдикатов.
Некоторые идеи, которые выдвинул Л. Дюги, находят и сегодня применение, так в Норвегии продолжительность рабочего дня и минимальная оплата рабочего часа определяется соглашением организаций предпринимателей и рабочих. Этот договор является договорным.
Вывод: теория солидаризма выделяет следующие постулаты:
1. Общества складывается из связей, объединяющих людей на основе солидарности;
2. Сотрудничество классов, социальных групп регулируется социальной нормой солидарности;
3. Сущность права заключается в общественной солидарности, с которой должно считаться государство;
Отвергается самостоятельный статус субъекта права и в особенности его субъективные права.
Социологическая юриспруденция подвергла критике формально-догматическое направление, прежде всего за смешение права и закона. Но, с другой стороны, она сама страдает серьезными изъянами. Так, противопоставляются нормы и правопорядок, отрицается нормативный характер права, отвергается нормативная сила законов, исключаются из правовой науки сущностные и аксеологические проблемы права.
69 В ряду новейших модификаций классических моделей и теоретических конструкций политической власти особое место занимает типология власти Макса Beбepa 864—1920). Вслед за Моской и Парето он усматривал главную особенность функционирования парламентской демократии в способах отбора политических лидеров и контроля над технически ориентированной административной бюрократией. Опираясь на опыт изучения всеобщей истории права, государства и власти, Вебер выдвинул концепцию идеальных типов власти, которые можно обнаружить у разных народов в ходе историй.
Исторически первой является власть патриархальная (власть главы рода, племени, ранних государственных образований).она связана с наделением правителя сверхъестественными качествами и властными возможностями, чтоосдбенно типично для случаев обожествления правителя, создания его «культа личности». Самой современной и самой перспективной является рационально-легитимная властьЛЗсновным и главньиГэлемен-том этой власти, ее несущей конструкцией является профессиональная бюрократия- _
Бюрократия ассоциировалась «у Вебера с типом господства, основанного не на традиционном почитании, а_на строгих и рациональных правилах легалистского (законом регулируемого и контролируемого) характера и назначения. Это господство включает следующие моменты и характеристики: 1. Существование обособленных служб и компетенции, строго определенных в законах и правилах в целях удобства Для принятия решений и контроля; 2. Защита статуса и компетенции служащих (несменяемость судей, гарантированноё»продвижение по службе и пенсия за выслугу лет у чиновников и т- ДО». 3- Четкая_иерархизация в выполнении распорядительных управленческих функций и функций исполнительских; 4- Подбор кадров на конкурсной основе; 5. Полное обособление выполняемой служебной функции от личностных свойств и характеристик, поскольку служащий не может быть собственником своей должности или средств управления. И хотя перечисленные черты более всего характеризуют современный этап бюрократизации управления, сам феномен бюрократии имеет корни в далекой древности (достаточно вспомнить китайский опыт конкурсно-экзаменационного отбора чиновников на должности в государстве). Говоря о роли бюрократии в будущем, Вебер, в частности, прогнозировал, что неотвратимой перспективой всех современных демократий является тотальная бюрократизация общественной и государственной жизнедеятельности. Именно в силу такой перспективы на смену капитализму, согласно Веберу, придет не социализм, а бюрократизированное в целях рационального управления общество. Эта мысЛь была подхвачена и развита современными теоретиками реальной революции и постиндустриального общества
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
megalektsii.ru
Солидаризм — Традиция
Солидаризм (от франц. solidansme — общность интересов, единомыслие), англ. solidansm; нем. Solidarismus — политико-правовая концепция начала XX в. (Л. Дюги, Э. Дюркгейм, Л. Буржуа и др.), утверждающая, что движущей силой обществ, развития является не классовая борьба, а единодушие членов общества, отношения солидарности его членов и взаимозависимость всех социальных групп, гармония интересов труда и капитала.[1] Развитие и практическая реализация теории солидаризма наиболее широко проводились в корпоративных государствах.
Теория солидаризма Леона Дюги[править]
Леон Дюги (1859 −1928) — теоретик права, конституционалист, декан юридического факультета в Бордо.
Дюги, опираясь на идеи французских социологов О. Конта, Э. Дюркгейма и Л. Буржуа, развил концепцию социальной солидарности. В теории Л. Дюги связи, объединяющие людей в обществе, являются узами социальной солидарности.
Общество делится на классы, каждый класс выполняет свою миссию, свой долг, свою социальную функцию по обеспечению солидарности и гармонии общества. Эти социальные связи основаны на разделении труда. Сотрудничество классов в процессе разделения труда приведет к преодолению теневых сторон капитализма мирным путем, без революций.
Факт общественной солидарности, говорил Л. Дюги, осознается индивидами и порождает норму социальной справедливости: «не делать ничего, что нарушает социальную справедливость, и делать все возможное для ее реализации и увеличения». Социальная норма солидарности составляет основу всего объективного права.
Юридическая норма — это «верхний пласт» социальной нормы. Отдельные нормы в их многообразии значительны лишь поскольку, постольку они отвечают социальной норме солидарности. Л. Дюги утверждает, что право вытекает непосредственно из социальной солидарности и поэтому стоит над государством. Юридическая норма возникает спонтанно в условиях общественных взаимосвязей. Законодатель лишь констатирует, но не создает ее. В этом аспекте теория Л. Дюги связана с социологической юриспруденцией.
Норма социальной солидарности создает для индивида лишь право выполнять «социальную обязанность», определенную социальную функцию, в соответствии с положением которой, данное лицо занимает в системе общественной солидарности и нет других прав. Существует лишь объективное право — юридическая норма, которая никому: ни индивиду, ни коллективу не дает субъективных прав. Человек лишь винтик в социальном организме. Индивид — это не цель, а средство выполнять известную работу в деле социального строительства. Для права есть только обязанности. Для каждого класса существуют свои социальные функции.
Государство налагает руку на собственность, которая должна выполнять социальную функцию. Л. Дюги говорил, что собственность социализируется и перестает быть абсолютным правом и трансформируется для собственника в социальный долг.
Л. Дюги говорил о социальной реформе общества. Он высказывал уверенность, что современное общество движется к известному роду федерализации классов, соорганизованных в синдикаты — синдикальный федерализм.
Всеобщее индивидуалистическое избирательное право предлагал заменить организаторским пропорциональным представительством партий и профессиональных организаций. Для этого классовое общество перестраивается на основе синдикатов. Каждый класс объединяется по профессиональному признаку в профессиональные союзы. Отношения между классами регулируется не законами, а договорами. Соединение синдикатов в федерацию приведет к децентрализации политической власти, к политическому и правовому плюрализму. Власть будет распределяться между различными синдикатами, к которым перейдет вся практическая работа по осуществлению социально-экономических и социально-политических задач.
Деятельность центрального правительства будет направляться палатой, образованной из представителей всех синдикатов. Некоторые идеи, которые выдвинул Л. Дюги, находят и сегодня применение, так в Норвегии продолжительность рабочего дня и минимальная оплата рабочего часа определяется соглашением организаций предпринимателей и рабочих. Этот договор является договорным.
Вывод: теория солидаризма Леона Дюги выделяет следующие постулаты:
1. Общества складывается из связей, объединяющих людей на основе солидарности;
2. Сотрудничество классов, социальных групп регулируется социальной нормой солидарности;
3. Сущность права заключается в общественной солидарности, с которой должно считаться государство;
4. Отвергается самостоятельный статус субъекта права и в особенности его субъективные права.
Социологическая юриспруденция подвергла критике формально-догматическое направление, прежде всего за смешение права и закона. Но, с другой стороны, она сама страдает серьезными изъянами. Так, противопоставляются нормы и правопорядок, отрицается нормативный характер права, отвергается нормативная сила законов, исключаются из правовой науки сущностные и аксеологические проблемы права.[2]
Черновик Исправьте и дополните до полноценной статьи Русской Энциклопедии. |
traditio.wiki