Согласно конституции рф российская федерация является – «20 ЛЕТ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Конституция Российской Федерации является Основным Законом государства, который определяет его общественное и.». Скачать бесплатно и без регистрации.

Содержание

2. Согласно Конституции Российской Федерации, Россия

Documents войти Загрузить ×
  1. Общественные науки
  2. Политология
advertisement advertisement
Related documents
ТЕСТЫ ПО ПРАВУ для учащихся 9 классов
Школьная олимпиада по обществознанию для 8 класса.
Вариант 1 ЧАСТЬ 1
Контрольная работа: «Экономика
А. Врожденные, физиологические свойства и качества индивида
Задания ОБЖ, 5 класс *Внимание! На все вопросы возможен
Обществознание — Российский государственный
Специализированное структурное образовательное подразделение Посольства России в Египте средняя
ЗАДАНИЯ ДЛЯ 1 ЭТАПА МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ НАУЧНОЙ УНИВЕРСИАДЫ один ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Итоговый тест А1.
Конституция (тесты)
5691995
Политическая сфера
Обществознание» в 9 классе
Тесты для элективного курса

studydoc.ru

Определите, каким государством, согласно Конституции, является наша страна?

Приложение№5
Задание № 5
« Определите, каким государством, согласно Конституции, является наша страна? »
1.Что составляет содержание раздела Конституции РФ об основах конституционного строя?

а) общие идеологические декларации;

б) главные принципы, на которых базируется жизнь государства, общества, отдельных людей;

в) оглавление Конституции;

2.Согласно Конституции Российская Федерация является:

а) демократическим б) федеративным в) правовым г) светским д) многонациональным

е) президентской республикой ж) союзным государством з) общенародным государством

3.Кто является носителем суверенитета и единственным источником власти в России?

а) парламент; б) народ; в) президент.

4.Закончите следующее утверждение: « Согласно Конституции высшей ценностью в Российской Федерации является …

а) промышленный потенциал;

б) государство;

в) человек, его права и свободы;

5.Закончите следующее утверждение: « В экономической деятельности….

а) закрепляется руководящая роль государства»;

б) гарантируется свобода хозяйственной деятельности»;

в) устанавливаются правила, препятствующие обогащению одних и обнищанию других».

6.Закончите следующее утверждение: « В идеологической и политической областях Конституция РФ признает…

а) единообразие»;

б) многообразие»;

в) безобразие».

7.Закончите следующее утверждение: « В соответствии с Конституцией Российской Федерации допускается …

а) однопартийность; б) двухпартийность; в ) многопартийность.

8.Согласно Конституции Российской Федерации органы государственной власти – законодательной, исполнительной и судебной

а) объединены; б) самостоятельны; в) взаимозависимы.

9.Укажите, кто в Российской Федерации осуществляют государственную власть:

а) Президент РФ б) Правительство РФ в) Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) г) органы местного самоуправления д) суды РФ е) Центральный банк РФ ж) аппарат Президента РФ з) «Либерально – демократическая партия России»

10.Закончите следующее утверждение: « Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство

а) только в областях с преобладанием русского населения»;

б) только на территории республик»;

в) на всей территории России».

urist-edu.ru

Ст. 3 Конституции РФ с Комментариями. Последняя редакция с изменениями на 2018 год

Последняя редакция Статьи 3 Конституции РФ гласит:

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

Комментарий к Ст. 3 КРФ

1. Эта статья раскрывает ряд важнейших черт содержания двух принципов, изложенных в ст. 1 Конституции: демократизма (т.е. народовластия) и республиканской формы правления, все более полно раскрываемые во многих последующих положениях Конституции РФ.

Многонациональный народ РФ провозглашен единственным носителем суверенитета (властного верховенства — государственного, народного, национального; см. комм. к ст. 4) и единственным источником власти в стране. Это означает, что все конституционные правомочия публичной власти — государственной (законодательной, исполнительной, судебной) и местного самоуправления в РФ — исходят от народа через его свободно и непосредственно выражаемую волю и основанную на ней волю его представителей в органах власти.

Народ РФ — единый носитель его единой власти. Это единство власти осуществляется и выражается на высшем уровне его непосредственным волеизъявлением на референдуме и свободными выборами. На иных уровнях единство народовластия реализуется в условиях разделения властей — путем самостоятельной деятельности каждой из них, а также путем координации и согласования их деятельности, имеющих либо горизонтальный (федеральный, региональный или местный) уровень, либо вертикальный (между РФ, ее субъектами и местными самоуправлениями), а также путем взаимного контроля (системы «сдержек и противовесов») между властями, разделенными по горизонтали или по вертикали. Единство действий разделенных властей, согласованно действующих в пределах, допускаемых приближением «смешанной», парламентарно-президентской республики РФ к типу президентской республики (включая меры укрепления вертикали исполнительной власти и т.п.) и повышения центральной управляемости государственного аппарата соответствуют Конституции РФ, если они полностью согласуются со ст. 3, требующей концентрации высшей власти на непосредственно народном уровне, а не на производных от него, подчиненных ему и в этом смысле «низших» уровнях.

Разумеется, эта воля народа не безгранична. Существует и признается суверенитет каждой человеческой личности. Человек, его права и свободы по Конституции — высшая ценность. Поэтому Конституция ограничивает государственную власть, обязывая ее признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека, допуская их ограничение или даже отмену властью только временно и в особо предусмотренных Конституцией и — в соответствии с ней — законом в исключительных случаях. Провозглашая и закрепляя объективно необходимые принципы юридического, политического, экономического и социального характера, Конституция предусматривает различные варианты, формы и методы реализации каждого из них гражданином, обществом и его государственной властью, но не допускает отказа от этих принципов. Речь идет об объективно необходимых требованиях жизни и деятельности современного цивилизованного гражданского общества и государства (права и свободы человека и гражданина как высшая ценность; демократизм, федерация, господство права; республиканский строй, социальный и светский характер государства; рыночная экономика, разделение властей, эффективное и рациональное использование и охрана природных ресурсов и всей окружающей среды и т.д.).

Вне признания, соблюдения и защиты этих принципов жизнь и деятельность современного цивилизованного общества невозможны, хотя история знает немало примеров, когда «воля народа» (в кавычках и без) использовалась для огульного отрицания этих принципов. Взятые в комплексе, перечисленные принципы и нормы призваны быть гарантией того, что народный суверенитет не превратится вновь лишь в декларацию тоталитарного или авторитарного режима. Поскольку государственная власть существует не только на федеральном уровне, но и в каждом из всех субъектов РФ — в республиках и в равноправных с ними краях, областях, городах федерального значения и автономиях, власть в каждом их них принадлежит его народу. Народ осуществляет свою власть не только через органы государственной власти названных двух уровней (федерального и регионального), но и через органы местного самоуправления.

Существуют различные определения понятия демократии (народовластия), которые соответствуют различию политических позиций по отношению к этому конституционному принципу. В частности, в ходе общественного обсуждения понятия «суверенная демократия» вновь фигурируют представления о демократии просто как «власти большинства» без упоминания о власти всего народа и о правах его законного меньшинства, которыми, таким образом, можно и пренебречь. Но демократия исходит из необходимости сосуществования правительственного большинства с оппозицией, которая при общественном и парламентском контроле, свободе СМИ и т.д. при следующих выборах может стать большинством, превратив бывшее большинство в оппозицию. Поэтому гораздо более полным, точным и соответствующим практике демократии является ее понимание как власти только такого большинства, которое уважает и строго соблюдает неприкосновенные для него права меньшинства и каждого человека и гражданина.

Таким образом, народ выступает как носитель власти и осуществляет ее, как минимум, на трех уровнях: как многонациональный народ всей России, как народ (как правило, также многонациональный) каждого из субъектов РФ и как народ (население) территориальных единиц местного самоуправления.

2. В ч. 2 ст. 3 речь идет о двух формах народовластия (демократии): высшей, т.е. прямой (непосредственной), и непрямой, косвенной (представительной), которая высшей не названа и таковой не является.

Непосредственное (прямое) народовластие осуществляет сам народ путем волеизъявления граждан в форме всеобщего голосования (референдума) и в форме свободных выборов (например, Президента РФ, депутатов Государственной Думы, членов органов законодательной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и др.).

Представительную демократию осуществляет не народ непосредственно, а органы, действующие по поручению народа, т.е. представляющие его. Таковыми являются прежде всего избираемые народом органы государственной власти — как коллегиальные (например, Государственная Дума Федерального Собрания РФ, носящие различные наименования парламенты субъектов РФ, городские думы и т.д.), так и единоличные (Президент РФ, президенты республик в составе РФ, мэры городов и т.д.), а также выборные органы местного самоуправления.

В связи с этим надо исправить и некоторую распространенную терминологическую ошибку. Представительная (а не прямая) власть народа осуществляется избираемыми народом не только коллегиальными, но и единоличными органами. Президент РФ есть высший представитель народа, и осуществление им его конституционных правомочий есть институт не прямого, а представительного народовластия (то же относится к выборным единоличным органам власти разного уровня).

Осуществляемое органами государственной власти представительство от имени народа имеет ряд степеней: первую (органы, прямо избираемые народом, например Государственная Дума, Президент РФ), вторую (органы, образуемые представительными органами первой степени, например Правительство РФ, Уполномоченный по правам человека), третью (например, половина состава Счетной палаты, формируемая Советом Федерации, который, в свою очередь, является органом второй степени представительства) и т.д. Некоторые органы государственной власти формируются согласованным решением не одного, а двух органов, избранных народом; таково, например, назначение ряда должностных лиц: Президентом РФ с согласия Государственной Думы (Председателя Правительства), по представлению Президента РФ Государственной Думой (Председателя Центробанка РФ) или Советом Федерации (судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора РФ и др.).

В демократическом государстве с республиканской формой правления вообще не существует государственных органов и органов местного самоуправления, источником власти которых не было бы прямое или косвенное волеизъявление народа и которые не были бы в юридическом смысле его представителями в отличие от наследственных монархов и назначенных ими должностных лиц, не имеющих формального народного поручения занимать определенный пост и исполнять связанные с ним властные функции.

Конституционное соотношение высшей прямой формы народовластия с его иными формами должно соблюдаться. Опыт показывает, что их несоблюдение может порождать нежелательные последствия, ослабляя необходимый высокий уровень конституционной законности. Так, в начале 1993 г. народ Мордовии прямыми выборами в соответствии с ее Конституцией и принципом народовластия как незыблемой основы конституционного строя избрал ее Президента. Это вызвало недовольство политических сил в республике, которые вскоре на основе конституционных правомочий ее парламента приняли закон об упразднении поста Президента и прекратили его полномочия. Таким образом прямое (непосредственное) и соответствующее Конституции решение народа, чтобы избранный им Президент республики в течение срока своих полномочий исполнял их, оказалось отменено решением избранного этим народом представительного органа. Данной орган имел право упразднить пост Президента, но, поскольку прямое конституционное волеизъявление народа, обязательное и для парламента, уже состоялось, то такое решение парламента могло вступить в силу только после истечения срока полномочий этого Президента или после соответствующего решения, принятого не парламентом, а всенародным голосованием (так называемый отменительный референдум). Конституционный Суд РФ, ссылаясь на федеративное устройство РФ, подтвердил решение мордовских парламентариев и не согласился с возражениями Президента РФ Б.Н. Ельцина. Но со временем аналогичные нарушения конституционного соотношения высшей (прямой) формы демократии с ее иными формами иногда проявляются вновь. Противодействие части политических сил и бюрократического чиновничества развитию высших форм народовластия продолжается. Например, это выражается в замене права народа (избирателей) на выдвижение кандидатов в ходе выборов правом должностных лиц различного уровня на это. Или в передаче от избирателей их представительным органам права избирать или формировать органы исполнительной власти субъектов РФ либо органы местного самоуправления.

Нередко в литературе и даже в законодательстве РФ и ее субъектов встречается недостаточно четкое разграничение понятий органа государственной власти и должностного лица. Орган государственной власти — это коллегиальное или единоличное звено государственного аппарата, на которое Конституцией или соответствующим ей законом возложено исполнение определенных властных функций, принятие властных решений, издание соответствующих нормативных актов. Должностным лицом является и тот гражданин, который исполняет функции индивидуального органа государственной власти, и любой другой сотрудник государственного аппарата, участвующий в подготовке властных правовых решений и актов, но не уполномоченный на их принятие. Должностными лицами являются и многие лица, не состоящие на государственной службе (руководители предприятий или общественных организаций, их специалисты и т.п.). Поэтому понятия органа государственной власти и должностного лица следует четко различать, не отрицая их отмеченного здесь частичного совпадения (в случае должностных лиц, являющихся одновременно и прежде всего конституционными органами государственной власти, как Президент РФ, Председатель Правительства и др.).

3. Часть 3 комментируемой статьи развивает положения ее ч. 2 о непосредственном осуществлении власти народом, называя референдум и свободные выборы двумя формами высшего выражения этой власти.

С одной стороны, непосредственное осуществление власти народом, названное первым, придает наибольший авторитет решениям, принимаемым на референдуме. В связи с этим решение ряда важнейших вопросов общественной и государственной жизни производится референдумом и является окончательным. Роль парламентов, правительств, политических общественных объединений при этом ограничивается подготовкой, обсуждением, участием в предварительном общественном одобрении проекта для его вынесения на референдум. Референдумом была принята действующая Конституция РФ 1993 г., причем после этого ряд оппозиционных партий заявили о своей готовности соблюдать ее и добиваться желаемых ими изменений в установленном ею порядке. Референдумом были приняты Конституция Франции 1958 г., Конституция Швейцарии 1999 г. и конституции многих других стран.

С другой стороны, существует ряд серьезных сомнений в целесообразности применения референдума для решения сложных вопросов.

Во-первых, очевидна трудность принятия гражданином своего решения по сложному вопросу — например, о принятии проекта Конституции или иного сложного закона, состоящего из сотен положений, каждое из которых гражданин может оценивать по-разному, а ответить он вправе только «да» или «нет» один раз обо всем проекте, полагаясь, как правило, на свое общее впечатление о нем, на мнения и авторитет парламентариев и специалистов, на позиции политических партий, которым он доверяет, и т.д. Например, в 1947 г. один из вопросов подготовляемой Конституции Италии (выбор между монархией и республикой) был решен народом на референдуме, а решение всех иных ее вопросов и принятие Конституции были доверены избранному одновременно с этим референдумом Учредительному собранию, состоявшему из представителей партий, отстаивавших свои позиции по другим вопросам Конституции.

Во-вторых, как работа над текстом законопроекта, так и компетентное голосование по вопросу о его принятии очень часто требуют специальных знаний в различных областях, что часто бывает затруднительно для гражданина, или его интерес может не совпадать с общественным (например, о размере налогов). Поэтому во многих странах референдумы либо вовсе не проводятся, что ограничивает эту высшую форму народовластия, либо проводятся по важным, но сравнительно простым вопросам, на которые может быть уверенно и ответственно дан односложный ответ.

На этих соображениях основана в некоторых странах практика решения вопросов о принятии новой Конституции, законов о бюджете (его доходов и расходов), о правах человека и др. не референдумом, а в порядке текущего законотворчества.

Референдум РФ, согласно п. «в» ст. 84 Конституции, назначается Президентом РФ в порядке, установленном федеральным конституционным законом (ФКЗ). Это положение нередко понимается в том смысле, что названный ФКЗ должен урегулировать не только порядок назначения референдума РФ, что прямо предусмотрено в ст. 84, но и весь порядок проведения референдумов РФ. Такое понимание основано на том, что, согласно ч. 1 ст. 108 ФКЗ вообще принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Поскольку референдум предусмотрен, т.е. упомянут в Конституции (ст. 3, 32, 130, 135), он в целом, а не только порядок его назначения может быть предметом ФКЗ. Поэтому федеральные конституционные законы регулируют порядок как назначения референдума РФ, так и проведения референдума РФ, включая и осуществление гражданами своего права на участие в референдуме.

Для референдума субъекта РФ и референдума местного самоуправления, предусмотренного статьей 130 Конституции, необходим закон субъекта РФ.

Чтобы ответ «да» или «нет» на вопрос, вынесенный на референдум, был возможен и убедителен, этот вопрос — или если вопросов несколько, то каждый из них — должен быть сформулирован ясно и однозначно. Только так могут быть приняты референдумом новые законы, решения, предопределяющие основное содержание законов государства или выявляющие общественное мнение по иным важным вопросам.

В связи с проблемой референдума как формы прямого народовластия в России доныне сохраняет свое политическое и юридическое значение вопрос о результатах референдума СССР 17 марта 1991 г. Ряд политических партий и политиков, ссылаясь на его результаты, ставили вопрос о восстановлении Союза ССР и ныне ставят вопрос о законности его распада*(1).

ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (СЗ РФ. 1995. N 42. ст. 3921) подробно определял понятие референдума, порядок его назначения и подготовки к его проведению, голосования и определения его результатов (см. комм. к ст. 84). В частности, он не допускал вынесения на референдум РФ вопросов о досрочном прекращении или о продлении полномочий Президента РФ, палат Федерального Собрания, вопросов бюджета и др. Вопросы референдума РФ не должны были ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Аналогичный характер имели положения о референдуме субъекта РФ и о местном референдуме.

Существенные изменения внес ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» от 11 июня 2004 г., многие положения которого, по-видимому, не вполне соответствует относящимся к референдуму положениям Конституции, включая основы конституционного строя РФ. Особенно важно, в частности, значительное сужение возможностей проведения референдума по инициативе граждан. Кроме того, этот ФКЗ исключает назначение и проведение референдума не только при ряде условий (военное или чрезвычайное положение), в течение длительных периодов времени (в последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы, в период избирательной кампании на всей территории России, кроме как по решению Конституционного Собрания или на основании международного договора), таково и недопущение в течение двух лет повторного референдума по тому же вопросу и др. (см. комм. к ст. 84). Все это может вести к ограничению исполнения народом России своих конституционных функций носителя суверенитета и единственного источника власти в РФ.

Другой формой высшего непосредственного выражения власти народа, согласно ч. 3 ст. 3, являются свободные выборы. Это важнейшая, широко применяемая форма непосредственной демократии, в итоге которой граждане создают выборные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в деятельности которых осуществляется иная, представительная форма демократии.

Свобода выборов выражается в том, что избиратели обладают полной возможностью по собственной воле при политическом многообразии и многопартийности, без всякого принуждения участвовать в выборах, включая выдвижение кандидатов, сбор подписей в их поддержку, агитацию и голосование «за» или «против» кандидатов, в общественном контроле за работой избирательных комиссий, за определением результатов голосования, во всех других избирательных процедурах в соответствии с законом. Поэтому является ошибочным нередко высказываемое понимание активного избирательного права граждан только как права голосовать.

Общие конституционные предписания, непосредственно и прямо относящиеся к выборам и содержащиеся в ст. 3 и 32 Конституции, конкретизированы в ст. 81, содержащей ряд положений о выборах Президента РФ и предусматривающей более полное определение этого порядка федеральным законом, а также в ст. 92 о времени этих выборов и в ст. 84, 96, 97 и 109 — об отдельных вопросах выборов депутатов Государственной Думы (см. комм. к этим статьям). Обсуждается вопрос о создании нового проекта Избирательного кодекса РФ, принятие которого позволило бы объединить все избирательное законодательство, устранив многочисленные повторы и противоречия, содержащиеся в отдельных законах о выборах.

4. Положения ч. 4 ст. 3 можно рассматривать как определенные выводы на будущее из опыта борьбы за подлинное народовластие и против его извращений в нашей стране. Конституционно-правовой может быть признана только такая власть, органы которой, порядок их создания, их правомочия и порядок деятельности не только прямо определены Конституцией и строго соответствующими ей законами, но и практика их применения соответствует конституционным требованиям. С этой точки зрения были противоправны многочисленные самозваные «белые», «красные», «зеленые» и тому подобные органы власти, создававшиеся в годы Гражданской войны в различных местностях и опиравшиеся на насилие и на поддержку со стороны активного антидемократического меньшинства. Явно антиконституционной являлась фактическая узурпация государственной власти в СССР аппаратом единственной легальной партии с его номенклатурой, ее «руководящей и направляющей ролью», не связанной результатами непременно демократических выборов, несовместимой ни с властью трудового народа, ни с федеративной структурой государства и полномочиями органов государственной власти, ни даже с некоторыми демократическими принципами, включенными в тексты советских конституций, но превращенными в фикцию. Эта власть отвергала равноправие граждан, демократические принципы избирательного права, разделение властей, местное самоуправление и др. Противоправным было и создание «комитетов спасения» — ГКЧП на общесоюзном уровне, комитетов «спасения» и «чрезвычайного положения» и т.п. в ряде республик и областей — с целью захвата или удержания власти в период краха советской системы (1989-1993 гг.). Весь этот опыт несовместим с Конституцией РФ. Поэтому она запрещает присвоение, захват власти или отдельных властных полномочий и устанавливает, что такие действия влекут за собой преследование по федеральному закону (ст. 3). Конкретные формы ответственности за такие преступления определены также Уголовным кодексом РФ: например, в ст. 141 (воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий), 142 (фальсификация избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов) это относится и к направленным на такие цели иным неконституционным действиям законных органов публичной власти, партий и т.д.

Столь же сомнительным с конституционной точки зрения представляется осуществление ряда предложений об издании законов, фактически ведущих к ограничению установленных международно-правовыми актами и Конституцией РФ прав граждан на участие в управлении делами государства, в выборах и референдумах (ст. 32), на объединение для защиты своих интересов (ст. 30 и др.) в этих целях (в том числе в политические партии и иные организации для участия в выборах), к ограничению конституционной свободы деятельности таких объединений. Таково, например, ограничение права граждан на выдвижение кандидатов, сохраненного только за крупными партиями (при выборах депутатов Государственной Думы), Президентом РФ (выборы губернаторов) или за губернаторами (выборы мэров в городах). Беспартийные этого права лишаются, для них всеобщие и равные выборы в значительной мере прекращаются.

Другим примером может служить замена высшей, т.е. прямой, формы народовластия его низшей, представительной формой (выборы губернаторов краев и областей не избирателями, а законодательными органами субъекта РФ), допущение во многих случаях избрания губернаторов в третий и четвертый раз подряд под различными предлогами (это или организуемая с помощью административного ресурса «воля народа», или переименование этой должности, или принятие нового закона, даже по-прежнему сохраняющего выборы на данный пост двумя сроками подряд, но неосновательно якобы «позволяющего» начать заново счет этих сроков, и т.п.).

Подобная практика подтверждает и иллюстрирует более общую позицию исследователей, констатирующих, что конституционные положения России как демократического, правового, социального государства не реализованы полностью, иногда грубо нарушаются, а народ все более отстраняется от власти. Нет и действенной системы защиты граждан от произвола, беззакония, злоупотреблений властью, социальной несправедливости, незаконных привилегий для одних за счет других граждан, от безответственности официальных представителей власти перед гражданами, от ведомственного, регионального и местного беззакония, от бюрократизма и коррупции. Поэтому осуществление эффективного народовластия во многих конкретных формах требует продолжительного времени и усилий народа и государства для преодоления всех трудностей, препятствий, проявлений традиционного правового нигилизма и т.д. (см.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ, 2004. С. 140, 146-147, 152, 278 и др.).

constitutionrf.ru

Статья 4. Конституция РФ

Статья 4. Конституция РФ

Актуально на:

23 ноября 2018 г.

Конституция Российской Федерации (РФ) | ст. 4

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Постоянная ссылка на документ

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать]

<a href=»»></a>

HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]

[url=][/url]

BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]

в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]

Составить подборку

Постоянная ссылка на документ

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать]

<a href=»»></a>

HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]

[url=][/url]

BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]

в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]

Подпишитесь на рассылку

списков новых / измененных правовых документов

Анализ текста

Идет загрузка…

www.zakonrf.info

Статья 68. Конституция РФ

Статья 68. Конституция РФ

Актуально на:

23 ноября 2018 г.

Конституция Российской Федерации (РФ) | ст. 68

1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

3. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Постоянная ссылка на документ

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать]

<a href=»»></a>

HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]

[url=][/url]

BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]

в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]

Судебная практика по статье 68 Конституция РФ:

  • Решение Верховного суда: Определение N 74-АПГ17-2, Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция

    Частью 1 статьи 68 Конституции Республики Саха (Якутия) и частью 1 статьи 1 Закона о Главе республики Глава Республики Саха (Якутия) наделен статусом высшего должностного лица, возглавляющего исполнительную власть республики…

  • Решение Верховного суда: Определение N 74-АПГ15-20, Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция

    Указанный вывод суда основан на законе, соответствует материалам дела, и оснований для признания его неправильным не имеется. Согласно статье 68 Конституции Российской Федерации Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Республики вправе устанавливать свои государственные языки…

  • Решение Верховного суда: Определение N КАС09-295, Кассационная коллегия, кассация

    Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения. В соответствии с частью 1 статьи 68 Конституции Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. В части 2 вышеуказанной статьи закреплено также право республик на установление своих государственных языков…

+Еще…

Составить подборку

Постоянная ссылка на документ

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать]

<a href=»»></a>

HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]

[url=][/url]

BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]

в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]

Подпишитесь на рассылку

списков новых / измененных правовых документов

Анализ текста

Идет загрузка…

www.zakonrf.info

Ответы по КП

0. Российская Федерация в соответствии с Конституцией РФ есть:

— демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления

1. В соответствии с Конституцией РФ российский гражданин:

— не может быть лишен своего гражданства или права изменить его

2. В соответствии с Конституцией РФ принцип разделения власти заключается в:

— осуществлении государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную

3. Референдум – это:

— голосование граждан с целью принятия решения по вопросам государственного или местного

4. Принцип «политического многообразия» означает, что в Российской Федерации признается: (пометить 2)

— идеологическое многообразие

— многопартийность

5. Под суверенитетом государства понимается: (пометить 3)

— верховенство государства внутри страны

— независимость государства в международных отношениях

— самостоятельность органов государственной власти на всей территории государства

6. Закрепление в Конституции РФ светского характера государства означает, что: (пометить 3)

— никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной

— религиозные объединения отделены от государства

— религиозные объединения равны перед законом

7. Демократическое государство — это государство, в котором: (пометить 3)

— власть принадлежит народу, осуществляющему её через демократически сформированные им органы власти

— высшим выражением власти народа являются референдум и выборы

— исключена возможность установления государственной или иной обязательной идеологии

8. К числу социальных общностей как субъектов конституционного права РФ относятся:

— многонациональный народ Российской Федерации

9. К какому виду норм права относится правило о том, что достоинство личности охраняется государством (ч. 1 ст. 21 Конституции РФ):

— гарантийные нормы

10. К какому виду норм права относится правило о том, что устанавливаемый субъектом РФ минимальный возраст на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ не может превышать на день голосования 21 год (п. 8 ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»):

— рамочные нормы

11. К какому виду норм права относится правило о том, что Конституция Российской Федерации вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования (п. 1 Раздела второго Конституции РФ):

— оперативные нормы

12. Норма права: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ) относится к:

— коллизионным нормам

13. К мерам конституционно-правового пресечения относится:

— приостановление Президентом РФ акта высшего должностного лица субъекта РФ

14. Конституция РФ 1993 года была принята:

— народом на всенародном голосовании

15. Конституция РФ 1993 года вступила в силу:

— 25 декабря 1993 года

16. Новое наименование субъекта РФ вносится в Конституцию РФ:

— Президентом РФ на основе соответствующего решения субъекта РФ

17. Конституционный Суд РФ рассматривает дела о толковании Конституции по запросам: (пометить 3)

— органов законодательной власти субъектов РФ

— Правительства РФ

— Совета Федерации

18. Законодательным органам субъектов РФ для одобрения поправки к Конституции РФ отводится:

— год со дня принятия закона о поправке к Конституции РФ

19. Конституции РФ 1993 года свойственны следующие функции (пометить 3):

— организационная

— регулятивная

— учредительная

20. К числу принципов федеративного устройства России относится:

— разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ

21. Основополагающим конституционным принципом деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти является принцип:

— самостоятельности

22. Инициатива проведения референдума в Российской Федерации принадлежит: (пометить 2)

— Конституционному Собранию РФ

— не менее чем двум миллионам граждан, имеющих право на участие в референдуме

23. Основы конституционного строя Российской Федерации включают принципы: (пометить 4)

— единства системы государственной власти

— самоопределения народов в Российской Федерации

— самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти

— целостности и неприкосновенности территории РФ

24. Установленными в Конституции РФ гарантиями реализации основных прав и свобод являются: (пометить 4)

— государственная защита прав и свобод человека и гражданина

— обязательное официальное опубликование нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина

— ограничение основных прав и свобод актами, имеющими юридическую силу не ниже федерального закона

— право каждого защищать свои права и свободы законными средствами

25. Выход из гражданства РФ не допускается, если гражданин: (пометить 3)

— имеет не выполненные перед Российской Федерацией обязательства, установленные законом

— не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения

— привлечён в качестве обвиняемого по уголовному делу, либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда

26. Государственное устройство – это:

— территориальная организация государства

27. Унитарное государство –

— единое государство, разделенное на административно-территориальные единицы

28. Федерация – это:

— форма территориальной организации единого государства, объединяющего в себе два и более государственных образования (субъектов федерации)

29. В состав Российской Федерации входят субъекты следующих видов: (пометить 4)

— автономный округ

— край

— область

— республика

30. Государственными символами Российской Федерации являются: (пометить 3)

— герб Российской Федерации

— гимн Российской Федерации

— флаг Российской Федерации

31. Решение об изменении наименования субъекта РФ вправе принимать:

— субъект РФ

32. Сецессия – это:

— односторонний выход из федерации; отделение от государства какой-либо его части

33. Статус столицы Российской Федерации устанавливается:

— федеральным законом

34. Денежная эмиссия в Российской Федерации осуществляется исключительно:

— Центральным банком РФ

35. Название субъекта в составе РФ «республика (государство)»:

— отражает особенности конституционно-правового статуса республики, связанные с факторами исторического и национального характера

36. Изменение границ между субъектами РФ утверждается:

— постановлением Совета Федерации

37. Согласно Конституции РФ Президент РФ является:

— главой государства

38. Президент РФ избирается:

— гражданами РФ на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании

39. Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет:

— председатель Правительства РФ

40. Президент РФ издает: (пометить 2)

— распоряжения

— указы

41. Правительство РФ издает: (пометить 2)

— постановления

— распоряжения

42. Символом власти Президента РФ является:

— Штандарт (флаг) Президента РФ

43. Президент РФ может быть отрешен от должности:

— Советом Федерации

44. Федеральными государственными органами, не имеющими статуса органов государственной власти, являются: (пометить 2)

— Администрация Президента РФ

— Центральная избирательная комиссия РФ

45. Президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его: (пометить 3)

— отрешения от должности

— отставки

— стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия

46. Совет Федерации как палата Федерального Собрания РФ предназначен для представления в первую очередь интересов:

— субъектов РФ

47. Федеральное Собрание состоит из двух палат:

— Совета Федерации и Государственной Думы

48. Гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий его право на постоянное проживание на территории иностранного государства:

— не вправе быть членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы

49. Государственная Дума собирается на первое заседание, по общему правилу:

— на 30-й день после избрания

50. Согласно Конституции РФ право законодательной инициативы принадлежит Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ

— по вопросам их ведения

51. Согласно Конституции РФ федеральные законы принимаются:

— Государственной Думой

52. Федеральный закон, отклоненный Советом Федерации и повторно принятый Государственной Думой в прежней редакции, направляется Президенту РФ:

— Государственной Думой

53. Принятый федеральный закон направляется Президенту РФ для подписания и обнародования в течение:

— 5 дней

54. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют:

— Счетную палату

55. Совет Федерации по вопросам своего ведения принимает постановления большинством голосов от общего числа членов, если иной порядок принятия решений не установлен:

— Конституцией РФ

56. Федеральный закон, отклоненный Президентом РФ и повторно принятый палатами Федерального Собрания РФ в ранее принятой редакции, подлежит подписанию Президентом РФ в течение:

— 7 дней

57. Полномочия депутата Государственной Думы прекращаются досрочно в случаях: (пометить 5)

— вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда

— выхода его по личному заявлению из состава фракции, в которой он состоит

— избрания его депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления

— письменного заявления о сложении им своих полномочий

— поступления его на государственную или муниципальную службу

58. К ведению Государственной Думы Федерального Собрания РФ относится: (пометить 4)

— назначение и освобождение от должности председателя Центрального Банка РФ

— назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека

— объявление амнистии

— решение вопроса о доверии Правительству РФ

59. К ведению Совета Федерации Федерального Собрания РФ относится: (пометить 4)

— назначение выборов Президента РФ

— назначение на должность судей высших судов РФ

— отрешение Президента РФ от должности

— утверждение указа Президента РФ о введении военного положения

60. Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности:

— Советом Федерации по представлению Президента РФ

61. Срок полномочий судей Конституционного Суда РФ:

— не установлен

62. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда РФ:

— 70 лет

63. Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ следующих видов договоров (пометить 3):

— договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ

— договоров между органами государственной власти субъектов РФ

— международных договоров, не вступивших в силу

64. Конституционный Суд РФ дает толкование Конституции РФ по запросам: (пометить 4

— Государственной Думы

— органов законодательной власти субъектов РФ

— Президента РФ

— Совета Федерации

65. На основе пропорциональной избирательной системы должно избираться не менее:

— 50 % депутатов законодательного (представительного) органа субъекта РФ

66. Полномочия законодательного (представительного) органа субъекта РФ могут быть прекращены досрочно в случае его роспуска:

— высшим должностным лицом субъекта РФ

67. Заседание законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ является правомочным, если на нем присутствует:

— 50 % и более от числа избранных депутатов

68. Регламент законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ принимается в форме:

— постановления законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ

69. Проект закона субъекта РФ рассматривается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ:

— не менее чем в 2 чтениях

70. Законы субъекта РФ, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ направляются для обнародования:

— высшему должностному лицу субъекта РФ

71. В случае отклонения закона субъекта РФ уполномоченным должностным лицом указанный закон может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством:

— 2/3 голосов от установленного числа депутатов

72. В силу прямого требования федерального законодательства право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ должно закрепляться за: (пометить 3)

— высшим должностным лицом субъекта РФ

— депутатами

— представительными органами муниципальных образований

73. Избиратель – это лицо, обладающее:

— активным избирательным правом

74. Пассивное избирательное право – право граждан РФ:

— быть избранными в органы государственной власти, органы местного самоуправления

75. Лица, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда:

— не имеют права избирать и быть избранными

76. Всеобщее избирательное право – это:

— наделение граждан правом избирать и быть избранными при минимуме ограничительных избирательных цензов, не подлежащих расширительному толкованию

77. Выборы Президента РФ назначает:

— Совет Федерации

78. Выборы Государственной Думы назначает:

— Президент РФ

79. Если Совет Федерации Федерального Собрания РФ не назначит выборы Президента РФ в установленный законом срок, выборы назначаются и проводятся:

— Центральной избирательной комиссией РФ

80. Центральная избирательная комиссия РФ в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения:

— инструкции

studfiles.net