Социология в системе научного знания – «СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА. 1.Объект и предмет социологии. 2.Специфика предмета социологии. 3.Место социологии в системе научного знания. 4.Структура социологии.». Скачать бесплатно и без регистрации.

2. Место социологии в системе научного знания

Место социологии в системе общественных и гуманитарных наук определяется прежде всего тем, что социология есть наука о социальной реальности и, следовательно, включает общую социологическую теорию, которая может служить теорией и методологией всех других общественных и гуманитарных наук. Методика и техника изучения человека и его деятельности, методы социального измерения, разрабатываемые социологией, используются всеми другими гуманитарными науками. Кроме того, в современных условиях сложилась система исследований, проводимых на стыке социологии и других отраслей знаний. Их принято называть социальными. Социология как система понятий, как система знаний не может развиваться и выполнять свои функции, не взаимодействуя с другими науками.

По отношению к социальным общественным наукам социология находится в таком положении, в каком общая биология находится по отношению к специальным биологическим отраслям знаний: зоологии, ботанике и другим. Как общая биология служит основой для ботаники и других отраслей знаний о природе, так и социология служит фундаментом для социальных общественных наук: методологической и теоретической их основой.

Прежде всего нам необходимо сопоставить социологию и социальную философию. Социология, как и многие другие науки, вычленились из философии. В течение длительного времени социологическое знание накапливалось в недрах философии. И даже после того, как О. Конт и Э. Дюркгейм провозгласили независимость социологии от философии, философия продолжала играть заметную роль в социологических исследованиях. При рассмотрении ключевых проблем общественной жизни теоретическая социология переплетается с социальной философией.

Социальная философия осмысливает качественное своеобразие социальной системы (общества) в ее отличии от природы, анализирует проблемы смысла и цели существования, ее генезиса.

То есть, у социальной философии и социологии очень широкая область совпадения объектов изучения. Их различие более отчетливо проявляется в предмете исследования.

О предмете социологии речь шла выше, а предметом социальной философии является исследование общественной жизни, и прежде всего, под углом зрения мировоззренческих проблем, центральное место среди которых занимают смысложизненные.

Еще большее различие этих областей знания обнаруживается в

методе исследования социального. Философия решает общественные проблемы умозрительно на основе цепи логических заключений, социология – на основе научных методов познания действительности, методов эмпирической (опытной) науки. При этом социология опирается на достижения статистики, демографии, психологии и других дисциплин, изучающих общество и человека.

В отношении конкретных социальных наук и отраслевых социологий (демографии, социологии семьи и брака, экономической теории и экономической социологии) проблема особенно сложна и в значительной мере является нерешенной.

Довольно остро стоит проблема соотношения психологии и социологии, при том что социальная психология является разделом социологии. Психология в основном сосредоточена на изучении индивидуального “я”, сфера же социологии – проблемы межличностного взаимодействия – “мы”. И если ученый исследует личность как субъект и объект социальной связи, взаимодействий и отношений, рассматривает личностные ценностные ориентации с социальных позиций, ролевых ожиданий, он выступает как социолог.

Связь социологии и истории взаимообусловлена изучением различных аспектов общества. История, как и социология, сталкивается с двумя основными проблемами: во–первых, с наличием определенных социальных закономерностей; и во–вторых, с существованием индивидуальных, неповторимых процессов, которые оказывают влияние на зигзаг в развития общества. Отрицание преемственности и исторического опыта оборачивается большими бедами для человечества. Выявить эволюцию субъективно–объективных связей, отношений, норм и ценностей можно лишь совместными усилиями истории и социологии.

Социология не может не взаимодействовать и с экономикой. Основная форма деятельности общества – это материальное производство и экономическая деятельность человека. Изменение в средствах производства, изменение роли и места человека в производственном процессе – все это оказывает огромное влияние на эволюцию социальной деятельности людей. Именно поэтому социология не может не взаимодействовать с экономикой. Сама же трудовая деятельность человека меняется с учетом развития самого человека как социального существа. А это исследует уже социология.

Тесно связана социология с политологией. Социология изучает общество в целом, политология – его политическую сферу, политические отношения. Другими словами, социология изучает влияние общества на государство, а политология – государства на общество. Взаимодействие двух наук – социологии и политологии – породило новую отрасль науки – политическую социологию. Связь социологии и политологии определяется, во–первых, тем, что выявить закономерности политической жизни можно, только учитывая особенности общества в целом как социальной системы; во–вторых, общество нельзя понять и изменить без влияния на него политических структур и различных политических режимов.

Между социологией, а также другими общественными и юридическими науками существует диалектическая взаимосвязь.

К. Маркс увидел в юридических науках моменты (нормы, законы), именно поэтому юридические науки изучают моменты движения и развития общества. Становится понятным закономерный переход К. Маркса от юриспруденции к политической экономии (на основе философии), которая изучает (как и все общественные науки, в том числе и социология) процессы движения и развития общества; он совершил переход от момента (юридические науки) – к управляемому процессу (общественные науки), процессу движения и развития общества. Юридические науки и социология – единство моментов и процессов, между ними существует диалектическая взаимосвязь (прямая и обратная). Исходя из этого, место социологии в системе юридических наук можно представить в виде следующей таблицы. (Табл.1)

Как известно, окружающий мир представляет собой единство процессов (движения) и моментов (покоя) – единство противоположностей (в учебном процессе момент отражается понятием, а процесс – суждением).

В системе научного знания каждая наука занимает определенное место. Преобразование человеком природы осуществляется посредством орудий труда, преобразование общества посредством отношений, преобразование сознания – посредством идей (мыслей), а человек в системе «природа – общество – сознание» является связующим звеном.

В системе научного знания существование той или иной науки бессмысленно, если нет теории (концепции) человека, то есть нет общей проблематики.

Систему научного знания в целом и определим в ней место социологии и юридических наук в ней можно представить в виде схемы. (см. табл. 2):

Чтобы выжить в современном мире современном мире, человек вынужден выйти на уровень глобального мышления. Важнейшей задачей в разработке современной социологической мысли является разработка модели формирующейся информационно–технологической цивилизации, оказывающей огромное воздействие на состояние окружающей природной и космической среды; нахождение путей решения глобальных проблем человечества; осмысление глубоких, интеграционных процессов в мировом сообществе;

понимание необходимости новых подходов к решению современных экологических процессов.

Таблица 1

studfiles.net

Место социологии в системе научного знания

Социология Место социологии в системе научного знания

просмотров — 278

Лекция 1.

Лекция 5. Теория социальной стратификации

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ/ ЭКЗАМЕНУ

1. Объект, предмет и метод социологии.

2. Структура социологического знания.

3. Основные методологические направления

4. Развитие социологии в 19 – в начале ХХ века.

5. Русская социология.

6. Западная социология ХХ в.

7. Социология К.Маркса,

8. Социология М.Вебера,

9. Социология Э.Дюркгейма.

10. Социологическая концепция Н.Лумана.

11. Социологическая концепция Э.Гидденса.

12. Социологическая концепция Ю.Хабермаса.

13. Общество как социокультурная система

14. Проблемы социокультурных отношений современного общества.

15. Соотношение понятий (1)“культура”, “цивилизация” и “общество”;

16. Соотношение понятий (2)“общество” и “социальная система”.

17. Социологическое понятие культуры.

18. Социологические концепции культуры.

19. Основные компоненты культуры

20. Субкультуры и контркультуры.

21. Парадигмы социального поведения.

22. Социализация как социокультурный процесс

23. Человек как биосоциальная система

24. Формы социализации

25. Девиантное поведение в обществе

26. Теории стратификации.

27. Социальная стратификация и неравенство

28. Виды социальных общностей

29. Типологии социальных групп

30. Институт как элемент социальной системы общества.

31. Анализ базовых типологий социальных институтов

32. Механизм социокультурной регуляции.

Лекция 1. Место социологии в системе научного знания

Лекция 2. Главные социологические парадигмы

Лекция 3. Общество как целостная система

Лекция 4. Типология обществ

Лекция 6. Социальная стратификация российского общества.

Лекция 7. Социальные общности

Лекция 8. Теория этногенеза Л.Н.Гумилева

Лекция 9. Общество как социокультурная система

Лекция 10. Нормативная регуляция поведения

Лекция 11. Личность и общество

Лекция 12. Социализация личности

Лекция 13. Девиантное поведение

Лекция 14. Социальные институты и их роль в функционировании и развитии общества

Лекция 15. Семья как социальный институт

Лекция 16. Религия как социокультурный институт

Лекция 17. Роль социального мифа в функционировании и развитии общества

1.Объект и предмет социологии.

2.Связь социологии с другими общественными науками.

3.Структура и уровни социологического знания.

1. Объект и предмет социологии. Уже из самого названия науки – «социология» следует, что речь идет о науке, изучающей общество. Но в то же время общество является предметом изучения для многих других наук: истории, философии, экономической теории, политологии, правоведения, культурологии, педагогики, психологии, этнографии, демографии и др.

По этой причине простое указание на то, что социология это наука об обществе, еще не дает ответа на вопрос о специфическом объекте и предмете данной науки, об особом социологическом способе изучения общества.

Своеобразие социологии как самостоятельной науки, среди других общественных наук находит свое выражение в том, что она изучает общество, его функционирование и развитие, под специфическим углом зрения – сквозь призму социальных явлений, процессов, отношений, составляющих основное содержание социальной реальности. Отличительная особенность социальных отношений, изучаемых социологией, состоит в том, что они, прежде всœего, носят комплексный характер, и не сводимы к отношениям только экономическим или духовным, или политическим. Οʜᴎ по-своему проявляются во всœех сферах общественной жизни. Так основные субъекты этих отношений – личность, класс, нация, демографическая или профессиональная группа одновременно являются носителями всœей совокупности общественных отношений.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, социология, изучая общество как целое, имеет свой специфический объект и предмет исследования и не подменяет, не поглощает другие общественные науки.

Объектом изучения социологии является социальное, ᴛ.ᴇ. общественная жизнь в целом, взятая во взаимосвязи с действием и взаимодействием субъектов исторического развития. Благодаря этому социология является наукой о целостности общественного организма, общественной жизни, о целостности общественных отношений.

Определœение объекта науки позволяет получить ответ и на вопрос о том, на что направлен познавательный процесс в рамках данной науки, какую область реальности призвана изучать социология. Объект и предмет науки тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Объект науки существует во вне и независимо от исследователя, в то же время предмет науки не существует вне субъективного познания. Предмет исследования призван выделить в объекте наиболее характерные структурные элементы и стороны и изучить связи отношения между ними.

Предмет социологии не может быть определœен столь же однозначно как объект этой науки. Понимание предмета социологии на протяжении всœей истории существования этой науки менялось. Представители различных школ и направлений придерживались и придерживаются различных точек зрения на предмет социологии.

Основоположник социологии О.Конт считал, что социология это позитивная наука об обществе. Выдающийся французский социолог Э.Дюркгейм называл предметом социологии социальные факты. При этом социальное по Дюркгейму есть коллективное. Следовательно, предметом социологии, по его мнению, означает коллективное во всœех его проявлениях.

С точки зрения немецкого социолога М.Вебера, социология — ϶ᴛᴏ наука о социальном поведении, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ она стремиться понять и истолковать. Поведение считается социальным, когда по смыслу, который придает ему субъект, оно соотнесено с поведением других индивидов.

Наибольшее распространение в отечественной литературе получило следующее определœения предмета социологии:

Социология это наука об общих и специфических социальных законах организации, функционирования и развития общества. Это наука о путях, формах и методах их реализации в действиях и взаимодействиях людей, их общностей и общества в целом.

2. Связь социологии с другими общественными науками. Следует иметь в виду, что социология развивается не изолированно от других общественных наук. Естественно, что такие общественные науки как философия, история, политология, экономика, психология и т.д. взаимодействуют и взаимообогащают друг друга.

Социология и социальная философия. Социология изучает законы меньшей степени общности нежели философия. И социология, и социальная философия рассматривают общество в его целостности, в его системности, не сводимой к сумме отдельных единиц. Это их общие черты, определяющие взаимосвязь наук. Но при всœем этом, философия рассматривает общество, как часть всœего мироздания и описывает его с помощью предельно общих понятий и категорий, ᴛ.ᴇ. с помощью законов, действующих в природе, в обществе и в человеческом мышлении. При этом этим далеко не исчерпывается знание об обществе, которому присущи свои собственные специфические законы, которые и изучает социология. Вместе с тем, социальная философия в своем развитии опирается на достижение других наук об обществе, а социология непосредственно базируется на сборе и анализе эмпирически проверяемых социальных фактов.

Особенно тесно взаимопроникновение и взаимосвязь социологии и социальной философии обнаруживается на уровне общетеоретической социологии.

Социология и история. Ита͵ и другая наука изучает всœе общество, а не какую-либо одну его часть. Но история по самой своей природе не может абстрагироваться от конкретно-хронологического хода событий, от их неповторимости и своеобразия. В отличие от этого, главным в социологии является обобщение социального опыта прошлого и настоящего. Историческая наука изучает только то, что уже свершилось и вошло в историю, социология делает акцент на современности, а также на социальном прогнозировании.

Социология и политология. Объект исследования политология – политика. Она является лишь одной частью социальной реальности, которую изучает социология. Но вместе с тем, социология и политология – разные науки, каждая из которых имеет различные методы познания действительности. К примеру, такое понятие как «гражданское общество» важнейший предмет рассмотрения обеих наук. Но социология анализирует его социальную структуру, социальный статус личности, взаимодействие классов и социальных групп. В отличие от этого, политологию интересуют права и обязанности гражданина, структура политической системы, место, роль и функции социальных институтов и организаций и т.д.

Социология и экономика. Экономическая наука сосредоточивает свои усилия на изучении материального производства, экономической деятельности людей, изменения в которых сказываются на всœех социальных процессах. С другой стороны, сами экономические процессы оказываются в зависимости от других социальных условий и факторов. Все это определяет тесное взаимодействие обеих наук. Но если экономика изучает внутренние специфические законы этой сферы деятельности, то социология изучает проявление более общих законов в экономической сфере.

То же самое можно сказать и о взаимосвязи социологии и других общественных наук, к примеру, права.

Социология и психология. Эти две науки тесно взаимодействуют между собой. Социологи довольно часто используют психологические понятия такие, к примеру, как мотивы, установки. Используют психологические методы в своей работе, к примеру тестирование. Но различия между ними очевидны. В случае если социология концентрируется на изучении общества в целом, рассматривает человека как носителя общественных отношений, то психология изучает человека, сосредоточивая основные усилия на изучении его внутреннего мира.

3. Структура и уровни социологического знания. Социологическое знание неоднородно и имеет свою сложную многоуровневую структуру, обусловленную различием ракурсов и уровней изучения социальных явлений и процессов. Так, к примеру, социология изучает эти явления и процессы, как на уровне всœего общества, так и на уровне отдельных общностей, и на уровне отдельной личности. Учитывая зависимость отугла зрения общество может быть предметом изучения как микро, так и макросоциологии.

Микросоциология изучает общение людей в повсœедневной жизни. Исследователи, работающие в этом ключе, считают, что социальные явления можно понять лишь на основе анализа тех смыслов, которые люди придают данным явлениям при взаимодействии друг с другом. Главная тема их исследований – поведение индивидов, их поступки, мотивы, их значения, определяющие взаимодействие между людьми. Это в свою очередь, оказывает влияние на стабильность общества в целом или на происходящие в нем перемены.

Макросоциология – здесь основное внимание уделяется моделям поведения, помогающим понять сущность любого общества. Эти модели, которые мы называем структурами, включают такие общественные институты, как семья, образование, религия, а также политико-экономический строй.

Люди с самого рождения вовлечены в данную систему социальных структур и испытывают их глубокое влияние. В макросоциологи главным является изучение взаимосвязей между различными частями общества, выявление изменений этих взаимосвязей в процессе развития общества.

Некоторые современные ученые стараются преодолеть противоречие в подходах к изучению общества на микро – и макроуровне и пытаются выработать, так называемый, интегральный подход. Сущность этого подхода будет рассмотрена ниже.

Как и многие другие науки, социология развивалась в двух базовых направлениях: фундаментальном и прикладном. Концепции, выдвигаемые социологией на фундаментальном уровне, отличаются высокой степенью абстракции; при этом, как правило, не выделяются для отдельного изучения такие конкретные социальные единицы, как социальная группа или социальный процесс. Такой уровень социологического знания принято называть общесоциологическим, а теории, возникающие на этой основе общесоциологическими. Фундаментальные социологические теории возникли из социальной философии и психологии. Οʜᴎ основывались на наблюдениях, умозаключениях и обобщениях различных сторон общественной жизни, в которых содержались сведения о единых законах поведения людей.

Вместе с тем социология, как наука, должна основываться на точных конкретных данных о социальных процессах и явлениях. Эти данные исследователи получают с помощью таких методов эмпирических исследований как: опросы, наблюдения, изучение документов, проведение экспериментов и т.д. Собранные данные обобщаются, и от частных единичных случаев социолог переходит к обобщениям, выводам. Общесоциологические теории и эмпирические исследования неразрывно связаны между собой, поскольку теоретизирование, не подкрепленное знанием конкретных фактов реальности, отрывается от жизни, становится бессодержательным. В то же время эмпирические исследования, не связанные общетеоретическими выводами, не могут правильно объяснять природу большинства социальных явлений.

По мере возрастания требований к практическому решению социальных проблем современного общества возникла настоятельная крайне важность в изучении и объяснении социальных явлений, происходящих в отдельных областях жизнедеятельности людей, в отдельных социальных общностях и социальных институтах. Постепенно сформировался еще один уровень социологического знания, так называемые теории среднего уровня.

Используя в целом идеи итерминологию, заимствованную из фундаментальных социологических теорий, теории среднего уровня, тем не менее, формируют систему специфических понятий и определœений, используемой только в данной области социологических исследований. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, теории среднего уровня относительно самостоятельны ивместе с тем связаны как с эмпирическими исследованиями, (которые поставляют необходимый исследовательский материал для их развития), так и с общесоциологическими теориями.


Читайте также


  • — Место социологии в системе научного знания

    Место социологии в системе общественных и гуманитарных наук определяется прежде всего тем, что социология есть наука о социальной реальности и, следовательно, включает общую социологическую теорию, которая может служить теорией и методологией всех других общественных и… [читать подробенее]


  • — Место социологии в системе научного знания

    Лекция 1. Лекция 5. Теория социальной стратификации ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ/ ЭКЗАМЕНУ 1. Объект, предмет и метод социологии. 2. Структура социологического знания. 3. Основные методологические направления 4. Развитие социологии в 19 – в начале ХХ века. … [читать подробенее]


  • oplib.ru

    Вопрос 1.Объект и предмет социологии как науки. Место социологии в структуре современного научного знания.

    В массовом сознании социология часто ассоциируется с проведением опросов населения и изучением общественного мнения. Этому способствуют многочисленные телевизионные передачи, статьи в газетах и журналах, в которых приводятся результаты социологических исследований, характеризующие распределение мнений людей относительно того или иного события, данные о степени поддержки избирателями различных политических партий, об удовлетворенности или неудовлетворенности респондентов работой, уровнем жизни, политикой правительства и т.д. Все это создает образ социологии как прикладной науки, способствующей решению самых злободневных проблем нашей общественной жизни.

    В последние годы социология завоевала широкое признание и заняла прочное место среди других наук. Она доказала свое право на существование в качестве самостоятельной научной дисциплины. И это не случайно, ведь социология изучает человека и общество в многочисленных точках их взаимного соприкосновения. Она освещает человеческий опыт, приглашает нас исследовать такие аспекты социального мира, которые мы часто игнорируем, не замечаем или принимаем как должное. Изучая социологию, мы можем лучше понять то, как устроено человеческое общество, где сосредоточена власть, какие чувства управляют нашим поведением, и как наше общество стало таким, какое оно есть сегодня. Социология дает уникальную возможность приоткрыть завесу, плотно скрывающую первоосновы социальной жизни, и тем самым преодолеть убеждение, что вещи всегда таковы, какими они нам кажутся. Иными словами, эта наука вооружает нас особой формой сознания, помогающей лучше понять те социальные силы, которые сдерживают или, наоборот, освобождают нас. Поэтому, говоря словами П. Бергера, социология — «освобождающая наука. Она проясняет недоступные аспекты человеческой жизни и открывает окно в социальный мир, который мы часто не замечаем или понимаем неправильно.

    Объект и предмет социологии

    Социология существует уже более полутора столетий. За это время в ней оформились различные течения, направления и школы. Каждая их них определила свою предметную область и сумела достичь в ее рамках определенных успехов. Однако в настоящее время, да и на всем протяжении становления социологии, шел сложный процесс углубления и определения ее предмета. Чем это обусловлено?

    Дело в том, что мы живем в эпоху интенсивных и глубоких перемен, в эпоху становления новой цивилизации и новых взаимоотношений между людьми. Сегодня человечество мучительно ищет ответы на многие глобальные вопросы: что есть общество? как оно функционирует? куда мы идем? Ответы на них должны быть только конкретными, только по существу, конструктивными. Более того, необходимо единое социологическое знание, так как речь идет о судьбе всей цивилизации.

    Предметом социологии непременно должно стать теоретическое осмысление противоречивой целостности современного мира. «Драматичность» этой науки состоит в том, что она должна исследовать и объяснить природу состояния человечества, именно с этой целью она возникла и существует сегодня.

    Ее объектом выступает общество современного типа.

    Вместе с тем целостное изучение объекта (общества) не дает возможности охватить все его свойства, грани и отношения. Рано или поздно у ученых появляется необходимость сосредоточиться на рассмотрении лишь отдельных его сторон, которые и составляют предмет социологической науки, т.е. предмет социологии — это повседневная жизнь обычных людей

    Функции социологии

    Социология тысячами нитей связана с обществом. Это обусловливает множество выполняемых ею социальных функций.

    Теоретико-познавательная — функция, которую выполняет любая наука. Социология на всех уровнях и во всех своих структурных элементах обеспечивает приращение нового знания о различных сферах социальной жизни, а также раскрывает закономерности и перспективы дальнейшего развития общества. Социология стремится составить наиболее полную картину социальных отношений и процессов в современном мире. Это могут быть знания об основных социальных проблемах развития современного общества или информация о процессах, происходящих в разных его сферах, а именно, об изменении социальной структуры, семьи, национальных отношений и т.д. Очевидно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных социальных общностей, невозможно обеспечить эффективное управление.

    Прикладная функция проявляется в том, что значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических проблем, на выполнение социального заказа.

    Идеологическая функция. Результаты исследований могут использоваться в интересах каких-либо групп для достижения ими собственных целей. Они могут служить средством манипулирования поведением людей, а также инструментом формирования определенных стереотипов поведения, создания системы ценностей и социальных предпочтений.

    Просветительская (образовательная) функция. Социология — это мощный инструмент самопознания общества, средство просвещения и образования масс. Социологические идеи, результаты исследований, преданные гласности, способны заставить людей и общество по-новому взглянуть на самих себя, увидеть себя со стороны в зеркале социологии и задуматься над своим собственным бытием.

    Итак, социология сформировалась совсем недавно. Именно поэтому предмет ее изучения до сих пор не определен четко и ясно и вызывает многочисленные споры в профессиональных кругах. Тем не менее потребность в новой науке оправдана, так как социальные структуры и социальные отношения все более усложняются и требуют научного описания и анализа для прогнозирования тенденций развития как общества в целом, так и отдельных его элементов.

    Методы социологии

    Социология использует не только типичные для общественных наук абстрактно-теоретические методы, но и совокупность конкретно-эмпирических методов.

    Наблюдение: изучение общества, общественного мнения, общественных настроений, социальных процессов в их естественном состоянии. Наблюдение может быть внешним, сторонним, когда социолог не является сам участником какого-то социального процесса, и внутренним, «включенным», когда социолог сам становится членом изучаемого коллектива или субъектом социального процесса. Наблюдение дает первичную информацию, которая затем может анализироваться, оцениваться, сравниваться и т.д.

    Анализ статистических материалов: изучение документации, отчетов, справок, протоколов, статистики, материалов прессы, фактических данных и т.д., т.е. не непосредственного бытия социального объекта, а его отражения в первичной (как правило вербальной) документации. Используя статистические материалы, социолог воспроизводит состояние объекта в категориях социологии и выявляет тенденции развития объекта.

    Интервью: это исследование в форме заданного устного опроса субъектов социума с целью получения «социологической картины объекта». В качестве социальных субъектов, респондентов для интервью избираются, как правило, типичные представители какой-то социальной группы, эксперты-профессионалы, известные лидеры. Результаты интервью могут представлять индивидуально-личностный интерес (интервью с известным артистом или спортсменом) или социально-типологический (мнения типичных представителей какой-то группы).

    Анкетирование: это форма письменного опроса субъектов социума (групп, общностей) с целью получения совокупного представления о состоянии и функционировании социального объекта. Анкета или опросный лист включает в себя серию открытых (без конечного варианта возможных ответов) или закрытых (с конечным набором вариантов ответов) вопросов.

    Социальное моделирование: оно связано с изучением социального объекта не в его натуральном, естественном виде, а в форме функциональных, структурных или атрибутивных моделей. Модель — это эвристический заместитель натуры. Как правило, при социальном моделировании используется ЭВМ, информационно-математические модели объекта.

    Социальный эксперимент: это изучение социального объекта в его натуральном или модельном виде в контролируемых, искусственных условиях.

    Место социологии в системе общественно-гуманитарных наук

    Социология в системе наук не относится к естественным, техническим и гуманитарным наукам. Она находит свое место в системе общественных наук, в системе обществоведения.

    В структуре обществоведения можно выделить 3 уровня знаний об обществе:

    — частно-научный,

    — общетеоретический,

    — мировоззренческий.

    Социология не относится к группе частных наук об обществе, изучающих отдельные сферы, области, аспекты общественной жизни. Здесь можно выделить такие науки, как демография, этнография, политология, этика, юриспруденция, социальная психология и др. Общая социология изучает общество в целом, в совокупности его областей и сторон — экономических, правовых, политических, демографических, нравственных, художественных, медицинских, спортивных, управленческих и т.д. В свою очередь общая социология дает жизнь таким прикладным социологическим дисциплинам, как социология труда, социология образования, социология искусства, социология науки, социология здравоохранения, социология спорта.

    Однако социология все-таки не мировоззренческая наука, не некое мировоззренческое ядро обществоведения, поскольку она рассматривает общество как часть — третью Универсума, где выделяют неживые, абиотические системы, живые, биотические системы и социальные системы, человеческое общество. Мировоззренческий подход к Универсуму, точнее, к системе «Универсум — Человек» предполагает анализ всех составляющих универсума, мира, а не только общества, социальной системы. Религия, мифология, философия, искусство, народный опыт, наука в целом относятся к мировоззрению и являются его основными типами.

    Социологию можно рассматривать как науку среднего уровня, как общую теорию общества. В данном случае важен ее общетеоретический характер: она не частная наука и она не мировоззренческая наука. Социология опирается на мировоззренческие учения о мире и человеке, она использует данные частных наук, но ее задача — обобщение частнонаучного материала и создание общего, интегративного портрета общества.

    При этом социологию интересуют все временные характеристики общественной жизни: прошлое, настоящее и будущее, поэтому в самом первом приближении можно сказать, что социология — общественная наука об общих закономерностях становления, функционирования и развития общества (его структур, субъектов, институтов, детерминант).

    studfiles.net

    1.2 Место социологии в системе научного знания. Функции социологии.

    Особенности социологии станут яснее, если рассмотреть ее связи с другими дисциплинами, изучающими общество. Прежде всего, необходимо отметить, что исторически социология связана с философией, особенно с социальной философией, изучающей особенности общества, личности их структуры и взаимосвязи. Однако если социальная философия дает общие и абстрактные представления о социальной реальности в ее целостности, то социология, будучи эмпирической наукой, стремиться описывать конкретные, наблюдаемые явления. Ее основные положения могут быть проверены, в том числе и экспериментально. В то же время такой раздел социологии, как теоретическая социология, стремясь создать общие модели общества, во многом сближается с философией.

    Социология тесно связана с историей, использует методы и данные последней, впрочем, история также все чаще обращается к социологическим данным для освещения своих проблем. Существует такой раздел социологии как историческая социология, стремящаяся к созданию социологических моделей прошлого. Однако в отличие от историка социолог все же больше занимается современным обществом.

    Как и психология, социология занимается проблемами личности и межличностного общения. Однако если психология исследует внутренний мир личности в его целостности, то социологию интересует, прежде всего, те качества человека, которые он приобретает, живя в обществе и которые влияют на социальную реальность. Одной из важнейших проблем социологии являются проблема взаимосвязи общества и личности.

    Раскрывая понятие социальной реальности и ее структуры, рассматривая стратификацию современного общества, социологическое знание образует общетеоретические и методологические основания политологии и экономики. Кроме того, существуют социология политики и социология экономики, рассматривающие специальные проблемы функционирования и изменения этих социальных институтов.

    Социология выполняет познавательную функцию, создавая систематическое, теоретическое, обоснованное знание об обществе, его строении, функционировании и изменении. Практическая функция социологи состоит в том, что на основе социологии создаются разнообразные прикладные технологии. Например, социальная инженерия ориентирована на целенаправленное изменение организационных структур, определяющих поведение человека, она достаточно широко применяется в сфере производства в развитых странах мира. Социологию используют в управленческом консультировании, когда организуют контроль за выполнением социальных программ. Социологические опросы и исследования общественного мнения позволяют осуществлять обратную связь между обществом и управляющей инстанцией.

    Важной функцией социологии является критическое рассмотрение действительности, позволяющее выявлять слабые звенья социальной системы, точки напряженности. Социолог может предлагать свои программы решения общественных проблем. Классическим примером такого критического отношения к миру было учение об обществе К. Маркса, которое не только показало причины и формы классовой борьбы рабочего класса, но создало модель утопического общества, способного, по мнению ее создателей, разрешить противоречия и конфликты капитализма.

    Критическая роль, выполняемая социологией, связана с ее идеологической функцией. Социологическое знание используется философами и политиками для создания идеальных моделей общества, которые могли бы выступить обобщенной целью социальных и политических движений.

    Важной функцией социологии является прогностическая функция. Она заключается в том, что социология дает возможность составлять прогнозы развития общества и отдельных его институтов.

    Особенностью социологии является то, что в отличие от естественных наук она опирается на повседневный опыт и здравый смысл людей. Вряд ли мы в повседневности будем иметь дело с молекулами или квантами, ускорителями и атомными реакторами, однако процессы социализации, общения, образования касаются всех людей и у каждого есть свой взгляд на эти процессы. Повседневный опыт редко позволяет нам выйти за пределы повседневности, увидеть социальное и общее в нашей личной жизни, ощутить ее связь с историей. Социология позволяет нам расширить горизонты нашего повседневного мира, уловить в нашей жизни веяния социума, лучше понять себя и других людей, ощутить свою ответственность за происходящее в мире, поэтому можно сказать, что социология выполняет функцию понимания, помогая осмысливать внутренний смысл современных событий. Эту функцию известный американский социолог Ч.Р. Миллс назвал «социологическим воображением».

    studfiles.net

    ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ. СОЦИОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

    ТОП 10:

    Часть 1. Общая социология

    ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ. СОЦИОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

    Объект социологии — социальная жизнь общества, структуры взаимодействия соц. субъектов, групп, институтов, общностей, имеющие соц. различия м/д собой.

    Предметзакономерности функц-я соц. общностей как субъектов исторически определенных социальных отношений, совокупность которых образует социальную сферу жизнедеятельности общества.

    (Рысь, Степанов Социология)

    Предмет науки обычно рассматривается в терминах идеализированных, которые представляют фрагмент реальности. Идеализированным объектом в социологии — любая переменная: не реально существующий объект, а понятие. Объект исследования представлен живыми людьми, которых опрашивает социолог, реальными явлениями и процессами, организациями и учреждениями. Любой из объектов многообразен, социолог каждый раз выбирает только один аспект реального объекта, описывает его через совокупность абстрактных конструктов и называет предметом исследования. Это также объясняется тем, что один и тот же социальный объект может изучаться с целью решения различных научных проблем. РАЗЛИЧАТЬ 2 явленияпредмет социологического исследования и предмет социологии как науки. Предмет науки — модель изучаемого объекта, созданная научным мышлением, детерминируемая, с одной стороны, объектом науки, с другой — условиями исследования: научными и практическими целями, научными знаниями и методами; отражает специфику науки. Предмет социологиисовокупность основных понятий и проблем, при помощи которых описывается социальная реальность и которые выступают темами эмпирических исследований (с помощью понятий мы описываем социальную реальность, а проблемы указывают на темы эмпирических исследований).

    Предмет социологии определяется на трех уровнях обобщения: всеобщем, частном и единичном. 1. На всеобщем — социология — наука об обществе. 2. На частном — социология — наука о поведении людей как представителей больших соц групп и функционировании соц институтов. С понятием «большие соц группы связаны категории: статусы и роли, социальные структуры, социальная стратификация. На частном уровне предмет — взаимосвязанная система основных понятий. 3. На единичном — социология — совокупность всех тем эмпирических исследований.

    Связь с др дисциплинами. Междисциплинарная матрица социологич знания — вся совокупность родственных социологии дисциплин в их взаимосвязи (психологией, социальной психологией, экономикой, антропологией, политич науками и этнографией), с которыми социология образует подсистему системы научного знаниясоциальное знание. Родственные дисциплины заимствуют друг у друга понятия и категории, обмениваются результатами исследований, методами и теоретичвыводами. Еще не сложилось окончательного мнения, куда именно отнести социологию — в разряд соц или гуманитарных наук. Гуманитарныеоперируют нестрогими моделями, оценочными суждениями и качеств методами, социальные наукиформализованными моделями, математическим аппаратом и опираются на количе знание. Др критерий разграничения 2х родов наук — предметом социальных наук выступает общество, гуманитарных — культура. Сегодня социологию именуют социокультурной дисциплиной.

    Психология изучает индивидаи его внутренний мир; социальная психологиямалую группу (семью, компанию друзей, спортивную команду), а социологиябольшие группы, миллионы пенсионеров, детей, малоимущих, независимо от их социальной принадлежности, вероисповедания, рода занятий. Имеет дело с большими массами людей, данные, которые получает, — статистические и годятся только для всевозможных усреднений — в отличие от психолога, социолог имеет дело не с конкретн, а с усредненным.

    Экономика изучает поведение больших масс людей в рыночной ситуации. Как и социология, имеет дело с большими массами.

    Политология, в отличие от социологии, которая описывает реальность, касающуюся 95% населения, затрагивает только вершину айсберга — кто реально обладает властью, участвует в борьбе за нее, манипулирует ом, участвует в переделе обществен собственности, лоббирует в парламенте принятие выгодных решений, организует политич партии. Социология тесно связана со всем блоком соц наук, основным предметом которых выступает поведение людей.

    Антропология изучает происхождение (и тогда она именуется физич антропологией), либо историч эволюцию человека (антропогенез), Антропологов интересует историческое прошлое человечества, а социологов — его настоящее. Социология и антропология исследуют разные типы общества. Изначально социологи исследовали западное индустриальное общество, а антропологи — доиндустр. Но сегодня социология расширяет сферу своей компетенции и вторгается в страны 3го мира — где до сих пор царствовали антропологи. Антропологи изучают не только традиционные, но и процессы индустриализации и урбанизации, которыми сегодня охвачены отставшие в развитии страны. Социологи и антропологи сблизились и в методах, и в объектах исследования.

    Социология культуры (на стыке социологии и антропологии)изучает весь спектр культурных явлений, отрасль социологич знания, изучающая закономерности развития культуры, формы их проявления, человек рассматривается как субъект (творец) и как объект.

    + по Осипову, объект для всех соц наук, предмет — отличает — соц отношениея, взаимод инд, соц гр, общностей. Социум — как общество и как соц отношения в нем.

     

    Теории социального взаимодействия

    Концепция Автор Основная идея, характеризующая соц взаимодействие как:
    Социального обмена Дж.Хоманс 1910-1989 амер социолог и соц психолог-необихевиорист Обмен материальными и нематериальными ценностями. — В поведении чел преобладает рац начало, которое побуждает его стремиться к определенным выгодам — Соц взаимодействие — постоян обмен между людьми различными выгодами, а обменные сделки — элементарные акты обществен жизни (схема стимул — реакция)
    Символический интеракционизм Дж.Мид 1863-1931 амерфилософ, психолог, социолог, предст Чикагской с шк, Г. Блумер 1900-1987 амерсоциолог и социальный психолог Диалог, в котором люди придают значение окружающему миру, стремятся истолковать действия др. Человеческое общество сост из индивидов, обладающих личностным я, они сами формируют значения; индивидуальное действие — конструирование, а не просто совершение, осуществляется индивидом. Личностное я — человек может служить объектом для своих действий. Формирование значений — набор действий, в ходе которых индивид замечает предмет, относит его со своими ценностями, придает значение и решает действовать на основе данного значения. Истолкование действий другого — определение для себя значений действий. Объект — не внешний стимул, а то, что человек выделяет из окружающего мира, придавая определенные значения
    Управление впечатлениями (социодраматический подход) Э.Гоффман1922-1982 амер социолог канад происхождения Спектакль, где люди исполняют свои партии, создают образ. Чел предстает как художник, творец образов, его жизнь — производство впечатлений. Умение управлять впечатлениями и контролировать их — уметь управлять др людьми. Такой контроль осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств общения — создание имиджа, реклама.

    + по Осипову — соц дейсвтие — на осн эк, пол, култ ресурсов, преобразуют и индивида, и общества. Личность — сущность индивида, возд на него общ как соц системы.

    Смешанная (конгламеративная): состоит из элементов, характерных для тех или иных предыдущих структур. Особенно часто скрещивают линейно-функциональную и дивизиональную.

    +по Осипову, основана на соц группе

    ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ. СТРУКТУРА ОБРАЗОВАНИЯ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ Добреньков-Кравченко

    Соц институт образованиясистема, охватывающая сов статусов и ролей, соц норм, организаций, которые опираются на персонал, аппарат упр и особые процедуры.

    Закон РФ об образовании 2012: образованиецеленаправлен процесс воспитания и обучения в интересах чел, общ, гос, сопровождающийся констатацией достиж обучающимся установлен гос образоват уровней (цензов).

    Система образования как институт вкл компоненты: органы упр образованием и подведомственные им учреждения; сеть образовательных учреждений, включая институты повышения квалификации и подготовки преподавателей; творческие союзы, проф ассоциации, общества, научные и методические советы; учреждения инфраструктуры науки и образования: проектные, производств, клинические, медико-профилактич, фармацевтические, культурно-просветительские предприятия, типографии; образоват программы и гос образовательные стандарты \; учебники и учебно-методич пособия для препод и учащихся; периодические издания.

    Функции образования: передача знаний от поколения к поколению и распростр культуры; генерирование и хранение культуры общества; социализац личности; определение статуса личности; соц отбор, дифференц членов, индивидуальная мобильность; обеспеч проф ориентации и отбора молодежи; создание базы знаний для послед непрерывного образования; социокультурные инновации, разработка и созд нов идей и теорий, открытий и изобретений; соц контроль.

    Структура системы образованияэлементы: уч-воспитательные учр как соц организации, общности (педагоги и учащиеся), уч процесс как вид социокультур деятельности. Сист образования структурирована и по иным принципам, вкл ряд звеньев: систему дошк воспитания, общеобразоват школу, проф-техническое образование, ср спец, высшее, послевуз, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.

    В современ мире образование — важнейший фактор формир нового качества экономики и общества — увеличивается с ростом влияния чел капитала. Необходима широкая поддержка со стороны общественности проводимой образоват политики, восстановление ответственности и активной роли госа в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением ресурсов и созданием механизмов их эффективн использования. Образованию принадлежит важная роль в определении соц статуса личности, в воспроизводстве и развитии соц структуры общества, в поддержании соц порядка и стабильности, осуществлении соц контроля. Образование — фактор воспроизводства социально-профессиональной структуры общества; канал соц перемещений и мобильности. Чем более демократическим и открытым является общество, тем в большей степени образование работает как эффективный соц лифт. Образование как особый соц институт существовало не всегда: не было в примитивном первобытном обществе, где овладение навыками и знаниями новыми поколениями вплетено в соц и производствен процессы, отсутствовали школы, учителя.

    Политика РФ провозглашает область образования приоритетной. Главные документы, регламентирующие деятельность системы образования России: Закон РФ Об образовании.

     

    Часть 1. Общая социология

    ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ. СОЦИОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

    Объект социологии — социальная жизнь общества, структуры взаимодействия соц. субъектов, групп, институтов, общностей, имеющие соц. различия м/д собой.

    Предметзакономерности функц-я соц. общностей как субъектов исторически определенных социальных отношений, совокупность которых образует социальную сферу жизнедеятельности общества.

    (Рысь, Степанов Социология)

    Предмет науки обычно рассматривается в терминах идеализированных, которые представляют фрагмент реальности. Идеализированным объектом в социологии — любая переменная: не реально существующий объект, а понятие. Объект исследования представлен живыми людьми, которых опрашивает социолог, реальными явлениями и процессами, организациями и учреждениями. Любой из объектов многообразен, социолог каждый раз выбирает только один аспект реального объекта, описывает его через совокупность абстрактных конструктов и называет предметом исследования. Это также объясняется тем, что один и тот же социальный объект может изучаться с целью решения различных научных проблем. РАЗЛИЧАТЬ 2 явленияпредмет социологического исследования и предмет социологии как науки. Предмет науки — модель изучаемого объекта, созданная научным мышлением, детерминируемая, с одной стороны, объектом науки, с другой — условиями исследования: научными и практическими целями, научными знаниями и методами; отражает специфику науки. Предмет социологиисовокупность основных понятий и проблем, при помощи которых описывается социальная реальность и которые выступают темами эмпирических исследований (с помощью понятий мы описываем социальную реальность, а проблемы указывают на темы эмпирических исследований).

    Предмет социологии определяется на трех уровнях обобщения: всеобщем, частном и единичном. 1. На всеобщем — социология — наука об обществе. 2. На частном — социология — наука о поведении людей как представителей больших соц групп и функционировании соц институтов. С понятием «большие соц группы связаны категории: статусы и роли, социальные структуры, социальная стратификация. На частном уровне предмет — взаимосвязанная система основных понятий. 3. На единичном — социология — совокупность всех тем эмпирических исследований.

    Связь с др дисциплинами. Междисциплинарная матрица социологич знания — вся совокупность родственных социологии дисциплин в их взаимосвязи (психологией, социальной психологией, экономикой, антропологией, политич науками и этнографией), с которыми социология образует подсистему системы научного знаниясоциальное знание. Родственные дисциплины заимствуют друг у друга понятия и категории, обмениваются результатами исследований, методами и теоретичвыводами. Еще не сложилось окончательного мнения, куда именно отнести социологию — в разряд соц или гуманитарных наук. Гуманитарныеоперируют нестрогими моделями, оценочными суждениями и качеств методами, социальные наукиформализованными моделями, математическим аппаратом и опираются на количе знание. Др критерий разграничения 2х родов наук — предметом социальных наук выступает общество, гуманитарных — культура. Сегодня социологию именуют социокультурной дисциплиной.

    Психология изучает индивидаи его внутренний мир; социальная психологиямалую группу (семью, компанию друзей, спортивную команду), а социологиябольшие группы, миллионы пенсионеров, детей, малоимущих, независимо от их социальной принадлежности, вероисповедания, рода занятий. Имеет дело с большими массами людей, данные, которые получает, — статистические и годятся только для всевозможных усреднений — в отличие от психолога, социолог имеет дело не с конкретн, а с усредненным.

    Экономика изучает поведение больших масс людей в рыночной ситуации. Как и социология, имеет дело с большими массами.

    Политология, в отличие от социологии, которая описывает реальность, касающуюся 95% населения, затрагивает только вершину айсберга — кто реально обладает властью, участвует в борьбе за нее, манипулирует ом, участвует в переделе обществен собственности, лоббирует в парламенте принятие выгодных решений, организует политич партии. Социология тесно связана со всем блоком соц наук, основным предметом которых выступает поведение людей.

    Антропология изучает происхождение (и тогда она именуется физич антропологией), либо историч эволюцию человека (антропогенез), Антропологов интересует историческое прошлое человечества, а социологов — его настоящее. Социология и антропология исследуют разные типы общества. Изначально социологи исследовали западное индустриальное общество, а антропологи — доиндустр. Но сегодня социология расширяет сферу своей компетенции и вторгается в страны 3го мира — где до сих пор царствовали антропологи. Антропологи изучают не только традиционные, но и процессы индустриализации и урбанизации, которыми сегодня охвачены отставшие в развитии страны. Социологи и антропологи сблизились и в методах, и в объектах исследования.

    Социология культуры (на стыке социологии и антропологии)изучает весь спектр культурных явлений, отрасль социологич знания, изучающая закономерности развития культуры, формы их проявления, человек рассматривается как субъект (творец) и как объект.

    + по Осипову, объект для всех соц наук, предмет — отличает — соц отношениея, взаимод инд, соц гр, общностей. Социум — как общество и как соц отношения в нем.

     


    

    infopedia.su

    1.2 Место социологии в системе научного знания. Функции социологии.

    Особенности социологии станут яснее, если рассмотреть ее связи с другими дисциплинами, изучающими общество. Прежде всего, необходимо отметить, что исторически социология связана с философией, особенно с социальной философией, изучающей особенности общества, личности их структуры и взаимосвязи. Однако если социальная философия дает общие и абстрактные представления о социальной реальности в ее целостности, то социология, будучи эмпирической наукой, стремиться описывать конкретные, наблюдаемые явления. Ее основные положения могут быть проверены, в том числе и экспериментально. В то же время такой раздел социологии, как теоретическая социология, стремясь создать общие модели общества, во многом сближается с философией.

    Социология тесно связана с историей, использует методы и данные последней, впрочем, история также все чаще обращается к социологическим данным для освещения своих проблем. Существует такой раздел социологии как историческая социология, стремящаяся к созданию социологических моделей прошлого. Однако в отличие от историка социолог все же больше занимается современным обществом.

    Как и психология, социология занимается проблемами личности и межличностного общения. Однако если психология исследует внутренний мир личности в его целостности, то социологию интересует, прежде всего, те качества человека, которые он приобретает, живя в обществе и которые влияют на социальную реальность. Одной из важнейших проблем социологии являются проблема взаимосвязи общества и личности.

    Раскрывая понятие социальной реальности и ее структуры, рассматривая стратификацию современного общества, социологическое знание образует общетеоретические и методологические основания политологии и экономики. Кроме того, существуют социология политики и социология экономики, рассматривающие специальные проблемы функционирования и изменения этих социальных институтов.

    Социология выполняет познавательную функцию, создавая систематическое, теоретическое, обоснованное знание об обществе, его строении, функционировании и изменении. Практическая функция социологи состоит в том, что на основе социологии создаются разнообразные прикладные технологии. Например, социальная инженерия ориентирована на целенаправленное изменение организационных структур, определяющих поведение человека, она достаточно широко применяется в сфере производства в развитых странах мира. Социологию используют в управленческом консультировании, когда организуют контроль за выполнением социальных программ. Социологические опросы и исследования общественного мнения позволяют осуществлять обратную связь между обществом и управляющей инстанцией.

    Важной функцией социологии является критическое рассмотрение действительности, позволяющее выявлять слабые звенья социальной системы, точки напряженности. Социолог может предлагать свои программы решения общественных проблем. Классическим примером такого критического отношения к миру было учение об обществе К. Маркса, которое не только показало причины и формы классовой борьбы рабочего класса, но создало модель утопического общества, способного, по мнению ее создателей, разрешить противоречия и конфликты капитализма.

    Критическая роль, выполняемая социологией, связана с ее идеологической функцией. Социологическое знание используется философами и политиками для создания идеальных моделей общества, которые могли бы выступить обобщенной целью социальных и политических движений.

    Важной функцией социологии является прогностическая функция. Она заключается в том, что социология дает возможность составлять прогнозы развития общества и отдельных его институтов.

    Особенностью социологии является то, что в отличие от естественных наук она опирается на повседневный опыт и здравый смысл людей. Вряд ли мы в повседневности будем иметь дело с молекулами или квантами, ускорителями и атомными реакторами, однако процессы социализации, общения, образования касаются всех людей и у каждого есть свой взгляд на эти процессы. Повседневный опыт редко позволяет нам выйти за пределы повседневности, увидеть социальное и общее в нашей личной жизни, ощутить ее связь с историей. Социология позволяет нам расширить горизонты нашего повседневного мира, уловить в нашей жизни веяния социума, лучше понять себя и других людей, ощутить свою ответственность за происходящее в мире, поэтому можно сказать, что социология выполняет функцию понимания, помогая осмысливать внутренний смысл современных событий. Эту функцию известный американский социолог Ч.Р. Миллс назвал «социологическим воображением».

    studfiles.net

    Этническая социология в системе научных знаний

    Этническая социология- часть социологии, одно из ее направлений (как и социология семьи, сельская социология и т.д.). Этносоциологическая теория — это теория среднего уровня. В рамках ее или как сопредельные с нею разрабатываются теории этнической стратификации, социальных параметров этнодемографии, этноязыковых процессов, межкультурных взаимодействий, этнической идентичности, межэтнических отношений. (Подробнее об этом рассказывается в специальных разделах книги.) В целом внутренняя интегрированность этносоциологического направления в социологии заметно усилилась.

    В современных социологических теориях особое внимание уделяется этнометодологии. Сам термин «этнометодология» был введен Г. Гарфинкелем (people’smethodsбуквально означает «методу людей»). Этнометодология ориентирована на исследование того, каким образом люди строят свою повседневную жизнь, поэтому одним из типов исследования стал так называемый разговор-анализ. В чем-то он корреспондирует с этнографическими методами в отечественной науке.

    В российской социологии на этнометодологию сейчас обращается особое внимание, хотя в западной социологии дискуссии вокруг нее прошли в 70-х годах и теперь ее роль там не столь заметна. Критика шла по нескольким направлениям; отмечалось, в частности, что она занимается тривиальными темами, ориентируется на идею сверхупорядоченности повседневной жизни, тогда как сама жизнь изобилует конфликтами и фактами непонимания людьми друг друга, этнометодология пренебрегает социальными факторами, направляющими деятельность людей. Тем не менее, само появление этнометодологии ориентирует на изучение повседневности, а повседневность имеет в немалой степени и этническую специфику. Можно ожидать, что внимание к ней не ослабнет.

    Концептуальной идеей этнометодологии является идея значения практик. Согласно этой идее, смысл явлений фиксируется в действиях, по отношению к которым слова — только часть практики. Значение же практик громадно. Вспомним, например, выборы президента А.Масхадова в Чечне. Сама процедура выборов была вполне демократичной. Но понять, какие механизмы были включены (договаривались в тейпах, между командирами и т.п.), можно, только хорошо зная этнокультурную специфику народа, т.е. ту фоновую практику, без которой понять суть происходящего в чеченском обществе просто нельзя. Поэтому ее (практику) важно зафиксировать и всесторонне проанализировать.

    В настоящее время в социологии раздаются призывы к пониманию значения «фрагментации пространства», «анклавности». Но именно к такому подходу взывала этносоциология с самого начала своего существования.

    Углубляется связь этносоциологов и с теоретической социологией, в которой осуществляется пересмотр ряда ведущих теорий. Как известно, одной из наиболее широко использовавшихся вплоть до недавнего времени теорий при изучении развития народов была теория модернизации. Но в 60—70-х годах она подверглась серьезной критике. Ее критиковали за «несбывшиеся надежды», поскольку модернизация несла с собой не только технические блага и удовлетворение потребительских интересов, она не только расширяла свободу выбора поведения человека, но и сохраняла отсталость, не избавляла от нищеты; с ее помощью не удавалось предотвратить войны и конфликты; на ее фоне росли отчужденность и девиантное (отклоняющееся) поведение.

    Социологи признали, что уничтожение традиционных институтов и жизненных укладов нередко вносило дезорганизацию и хаос в социальную жизнь. Альтернативное противопоставление традиции и современности оказалось ошибочным. Все чаше в социологии говорят об «анклавной» цивилизации и одновременно о возрастающем значении для людей «локальных солидарностей».

    Все эти тенденции усиливают важность изучения в развитии народов, государств этнического опыта, этнокультурной и региональной дифференциации, т.е. того, что изучается в этносоциологии.

    Расширение тематики этносоциологии в связи с современными потребностями общества углубляет и взаимодействие ее с социальной психологией, контакты с политологией и экономикой.

    «Стыковая» с социальной психологией область изучения — этническая идентичность и межэтнические отношения — обозначилась еще в период становления этносоциологии. И именно с социальной психологией различие было наименее четким. Казалось, что вся этнопсихология есть общая зона для этих научных дисциплин. Однако различие в их подходах к исследованию проблем указанной области, несомненно, существует. Несмотря на постоянное стремление социальной психологии рассматривать проблемы в контексте общества, развитие этой дисциплины в рамках психологии накладывает свой отпечаток. Не случайно социально-психологическое направление исследований характерно и для психологии, и для социологии.

    О предмете социальной психологии долгие годы идут споры. В ней есть внутридисциплинарный (социальная психология — часть психологии или социологии) и междисциплинарный подходы (социальная психология — смешанная дисциплина на «стыке» социологии и психологии или она захватывает «ничейную землю»)15. И это имеет непосредственное отношение к этнопсихологическому направлению как части этносоциологии. Пока конкретные исследования свидетельствуют о том, что два фактора — базовая специализация и научные учреждения, в которых проводятся исследования, — определяют подход в изучении этнопсихологических явлений. В данный период развития науки прослеживается скорееинтрадисциплинарный принцип: подобно тому, как социальная психология развивается в лоне и психологии, и социологии, так и этнопсихология развивается в русле и этносоциологии, и социальной психологии.

    Примером первого типа исследований служат работы Л.М. Дробижевой, Г.У. Солдатовой, З.В. Сикевич, С.В. Рыжовой по проблемам этнической идентичности, межэтнических отношений, второго — работы B.C. Агеева, Н.М. Лебедевой, А.Н. Оконечниковой и др. по межгрупповым взаимодействиям, по группам старообрядческого населения Кавказа, по группам мигрантов, русским меньшинствам в странах ближнего зарубежья (некоторые ученые называют его «новым зарубежьем»).

    Конечно, четких границ между исследованием этнопсихологических явлений психологами и этносоциологами провести нельзя. Но все же исследования с психологической ориентацией всегда нацелены на изучение этнопсихологических явлений, которые формируются в процессе непосредственных контактов людей. Под этим углом зрения они изучают и установки, и ценности, и конфликты («мы — они» в непосредственном общении — непременное условие изучения поведения, деятельности людей для психологов). При таком подходе в центре внимания — механизмы взаимодействия и общения.

    Для этнопсихологического направления, развивающегося в рамках этносоциологии, характерно внимание, прежде всего к содержанию тех же феноменов — ценностей, установок и других психологических образований и процессов. Но одно общение и взаимодействие групп не объясняет всего содержания и направленности мыслей, эмоций, действий, характерных для народов, этнических групп в конкретных исторических условиях. Они определяются социальными интересами, культурными традициями, исторической памятью, политической и экономической ситуацией.

    Отношения между этническими группами и обществом, внутри групп, а также между ними обусловливаются, как справедливо отмечает Г. Г. Дилигенский16, социальными и политическими институтами, отношениями между большими социальными группами, процессами и событиями исторического масштаба. Взаимодействие личности и общества — это предмет этнопсихологических исследований, проводимых в русле психологии, а изучение через личность социально стратифицированной этнической общности и макросоциальных ситуаций в целом — задача, решаемая в русле этносоциологии. Ввести макросоциальный уровень в социальную психологию стремятся и зарубежные ученые Л. Тэджфел, С. Московиси, и отечественные психологи. И все же, по признанию специалистов-психологов, эта тематика находится на периферии их интересов17, а для этносоциологов составляет центральное направление исследований, поскольку без изучения указанных взаимодействий понять психологические явления и процессы среде народов нельзя.

    Что касается политологии и этносоциологии, то зоной общих интересов является поведение электората во время выборов в зависимости от его этнического состава. Для той и другой важно выяснить, например, в какой мере позиция Президента Татарстана М.Ш. Шаймиева будет влиять на голосование татар и русских за кандидатов в депутаты Государственной Думы или за Президента россии; в какой степени актуализация русского национального самосознания определяет голосование за Конгресс Русских общин и т.п., как интересно было знать, скажем, влияние исламского фактора при появлении на политической арене партии НУР.

    В Российской Федерации в целом и в ее республиках стоит вопрос о доступе к власти людей разных национальностей. Эту проблему тоже анализируют этносоциологи, изучающие представительство национальностей в исполнительных и представительных органах власти, в руководстве банков, предприятий, вузов, различных фирм, на телевидении и в прессе.

    Политические интересы существенно влияли на развитие межнациональных и этнополитических конфликтов. Практически в конце 80-х и начале 90-х годов национальные проблемы (точнее — этнонациональные) оказались главными в политической жизни страны. Национальные чувства были мобилизованы и приведены в действие при решении вопросов о сецессии (отделении) ряда союзных республик, прежде всего в Прибалтике, Армении, Грузии, Азербайджане, на Украине, в Молдове. Ученые и политики спорили, в какой мере такие факторы, как изменения в стратификации этносов, социальный диссонанс, интересы политиков, стремящихся к власти, борьба за власть и др., определяют развитие конфликтов, каково их значение на отдельных этапах.

    Общество должно знать, на какой тип политического и государственного устройства ориентированы социальные слои разных народов. Все, что связано с этническими интересами и ориентациями в сфере политики, составляет область совместного изучения этносоциологов и политологов. Это касается и этнополитических конфликтов, проблемы асиметричности федерации.

    В ходе экономической трансформации общества также потребовалось изучение этнонациональных факторов. Прежде всего, это было связано с экономическим национализмом — мобилизацией этнических чувств для получения права контроля за ресурсами. Кроме того, возникла необходимость в специальном изучении готовности различных этнических общностей к участию в разных формах собственности. Не случайно, например, в Туве закон о частной собственности не принят именно в силу исторических особенностей хозяйственной деятельности. В Саха (Якутии) стоит вопрос о готовности якутов, аборигенного населения, заменить уезжающих русских на добыче алмазов и золота.

    Подобные примеры можно продолжать. Как меняется социальная дистанция контактирующих народов в связи с изменениями занятости в разных сферах экономической деятельности и как это будет влиять на социальную и этнополитическую стабильность в республиках? Потребность общества, государства в решении всех этих вопросов существенно расширяет предмет этнической социологии.

    Таким образом, этносоциология интегрирует в себе относящиеся к ее сфере знания и методы из социологии, этнологии, социальной психологии, культурной антропологии и, особенно в последнее время, из политологии, прежде всего, социально-политической психологии, из экономики.

    studfiles.net