Социология типы стратификационных систем – CGI script error

3. Социальная стратификация. Типы стратификационных систем

Возможность многомерного анализа нам дает специальный метод исследования структуры общества – метод стратификации. Термин «стратификация» заимствован из геологии, он означает «расслоение» (лат. straum – слой). Социология применяет этот термин для обозначения расслоения, дифференциации общества на группы, слои, находящиеся в неравном положении по отношению друг к другу, или, как говорит Э.Гидденс, «структурированного неравенства».

Необходимо отметить три значения термина «социальная стратификация», которым обозначают:

    1. процесс реального расслоения общества; структурированное, институализированное, функциональное неравенство;

    2. метод анализа структуры общества;

    3. картину расслоения общества, которая получается в результате применения метода.

    Основы современного подхода к исследованию социальной стратификации были заложены М. Вебером и П. Сорокиным. Они различают, как минимум, три аспекта стратификации — расслоения общества. По М. Веберу, это:

    1. Социальный аспект, представленный статусными группами. В них объединяются люди, имеющие сходный стиль жизни, образование, происхождение. Неравенство положения статусных групп определяется неодинаковым отношением общества к той или иной группе, различиями в престижности и предпочитаемости статусных позиций. Так различаются слои «образованных» «родовитых», «деловых», «торговцев», «обывателей» и др.

    2. Экономический ярус, куда, вслед за К. Марксом, М. Вебер помещает классы. Здесь неравенство определяется различиями в распределении собственности, величиной доходов и ролью на рынке.

    3. «Юридический аспект», который мы сегодня назвали бы «политическим». Он связан с группами, стремящимися к власти. Люди объединяются в такие группы по сходству политических взглядов и интересов (демократы, коммунисты, национал-патриоты, государственники, либералы…). Неравенство в положении этих групп в обществе определяется степенью обладания властью, силой влияния (power).

    Подход М. Вебера отличается от логики К. Маркса не только тем, что к экономическому расслоению он добавил еще две статусные характеристики, и модель стала трехмерной. К. Маркс считал, что если люди не равны во всем (во многом), то потому, что не равны в одном, главном,

    классообразующем основании: три измерения (что используют, на что живут, каким трудом заняты) необходимо совпадают, накладываются одно на другое, и с какой бы стороны ни рассматривалось неравенство, оно неизбежно сведется к отношениям собственности. По М. Веберу, если люди не равны в чем — либо одном, то это не означает, что они не равны в другом (во всем). Три аспекта измерения неравенства пересекаются, но не всегда совпадают, несводимы один к другому, не определяются какой-то общей, решающей детерминантой, даже если стремятся к этому. Более того, даже власть не всегда приносит «социальную честь», престиж (их иерархия может быть и обратной). И экономическая власть, положение на рынке не всегда распределяет людей между классами как носителей «общих действий». Такой носитель, как считает М. Вебер, – это сословие, естественно сложившаяся общность людей, связанных с социальной оценкой важности их свойств независимо от имущественного положения (джентльмен, профессионал и др.)

    П.А. Сорокин анализировал систему стратификации общества также по трем срезам. Как и у М. Вебера, это прежде всего экономическое и политическое неравенство, но третий аспект у П. Сорокина – профессиональное расслоение общества. Он считал, что неравенство в статусе профессиональных групп определяется престижностью той или иной профессии и важностью выполняемых ею функций. Профессиональный статус, по его мнению, влияет на все стороны образа жизни людей.

    Анализируя типы стратификации в разных обществах в разное время, П.Сорокин показывает, что социальная стратификация – динамическая система, т.е. постоянно изменяется. Меняется профиль стратификации и ее высота. Профиль стратификации зависит от численности каждой из неравно расположенных групп, а ее высота – от различия в положении самого высокого и самого низкого социального слоя, выделяемого по какому-либо критерию.

    В стратификации современного российского общества по уровню доходов можно выделить пять основных групп (названия условны):

    1. Бедные; 2. Малообеспеченные; 3. Обеспеченные; 4. Состоятельные; 5. Богатые.

    На основе статистических данных, взятых за определенный период, отметим количественную динамику этих групп, рассчитав их долю в общем населении (в %).

    Год

    1

    2

    3

    4

    5

    1993

    32

    41

    20

    5,5

    1,5

    1998

    40

    20

    20

    15

    5

    2003

    23

    40

    20

    12

    5

    2008

    34

    26

    23

    12

    5

    Пользуясь этими данными, мы можем построить профиль экономической стратификации в нашей стране и сравнить его с другими.1

    Для наглядности предлагаем подготовить к семинарскому занятию ряд таких профилей.

    Профиль стратификации показывает, что большинство населения России принадлежит к «низшим» слоям общества (группы 1,2), средние слои (группы 3,4) мало представлены. Профиль такого типа образно называют «грушей», в сравнении с «лимоном», представляющим численность доходных групп в развитых странах, и «Эйфелевой башней» латиноамериканских государств. Четыре «груши» с разницей в 5 лет дадут представление о том, в какую сторону идут процессы стратификации и какая получается картина.

    Для оценки высоты экономической стратификации используются специальный показатель – «децильный коэффициент». Сопоставляются доходы 10% наиболее обеспеченных и 10% наименее обеспеченных. В США этот показатель равен 1:14, в России до экономических реформ он составлял 1:4, в 1993 г. его оценивали как 1:10, в 1995 г. он составлял 1:11 и с тех пор официально не изменялся. Это позволяло говорить о том, что в нашей стране намечается стабилизация процессов расслоения общества по уровню доходов. Но необходимо отметить, что это официальные данные, которые могут быть не совсем точными. Поскольку высокие доходы зачастую скрываются и в статистике отсутствуют, реальный показатель высоты стратификации гораздо больше (некоторые эксперты называют соотношение 1:40). Это подтверждается и другим показателем – «квентильным коэффициентом», когда берутся доходы 20% от каждой из пяти доходных групп и определяется разница между ними. Так, если в середине 2011 года экономисты объявляют, что средний доход россиянина вырос на 40%, то реально в абсолютных показателях это означает, что он у 20% «богатых» вырос в 2 раза, у «состоятельных» – в 1,5 раза, у «обеспеченных» на 40 %, а у «малообеспеченных» и «бедных» уменьшился соответственно в 0,75 и 0,55 раза.

    (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

    Высота экономической стратификации – очень важная характеристика общества, поскольку слишком большое различие в доходах между группами “богатых” и “бедных” грозит ростом недовольства бедных слоев, которое сейчас и фиксируют социологические опросы в нашей стране. Неудовлетворенность своим материальным положением легко переходит в недовольство общественным устройством и политикой властей, выводит людей на площади и улицы. Масштабное исследование, проведенное ИС РАН «Двадцать лет реформ глазами россиян», проведенное в 2011 г., показало, что изменение социального статуса россиян имело, по их мнению, позитивную динамику. Однако быстрый рост социальных притязаний наших сограждан, обусловленный всё углубляющейся социальной дифференциацией и нарастанием социального неравенства, сводит «на нет» достижения последних лет, т.к. разрыв между реальным и желаемым статусом не только сохраняется, но и быстро увеличивается.

    Проблема бедности существует во всех обществах. Многие страны пытаются решить ее с помощью специальных социальных программ. Несколько стран, например, Швеция, Швейцария добились почти полного исчезновения бедности, используя политику “двух третей”, при которой большой слой обеспеченных людей может «прокормить» 1/3 населения, нуждающегося в поддержке государства. Однако ни в одном обществе проблема не решена полностью отчасти и потому, что богатые не очень охотно делятся с бедными, а налоговый прессинг приводит к вывозу капитала.

    Безработные, члены неполных и многодетных семей, матери-одиночки, пенсионеры, инвалиды, беженцы. Эти категории людей прежде всего нуждаются в социальной защите, специальных государственных пособиях. Такие пособия существуют, хотя их размер недостаточен для поддержания достойного уровня жизни. Но сегодня процесс имущественной поляризации стремительно разворачивается, и на социальных полюсах оказываются иные, в том числе и новые слои. За чертой физиологического выживания (ниже «прожиточного минимума», отражаемого в стоимости так называемой «потребительской корзины») оказалось большинство работников госпредприятий; бюджетники-учителя, врачи, культработники, студенты, ряд специалистов и служащих с высшим образованием.

    Социальный верх составляют сегодня не только потеснившаяся старая и весьма живучая партгосноменклатура, но хозяева и руководители фирм, совместных предприятий, лидеры коммерческих структур, новая финансовая и политическая элита, добравшаяся до привилегий, компрадорская необуржуазия, интеллигенция коренного этноса в суверенизированных районах и др., т.е. и слой богатых неоднороден. Расслоение на «богатых» и «бедных» по одному критерию недостаточно, ибо речь идет не только о материальном положении, но и о социально — профессиональном статусе, образе жизни, характере досуга. К объективным характеристикам неизбежно присоединяются субъективные.

    Метод, который мы применили для анализа экономического расслоения общества, называют одномерной стратификацией. В этом случае мы делим общество на слои, используя только один критерий – доход на каждого члена семьи. Можно использовать другие критерии, получая новые срезы одномерной стратификации, фиксируя ее профиль и высоту. Основное требование при выборе критерия – он должен отражать неравенство, реально существующее в обществе. Например, профессиональное расслоение общества можно исследовать, используя критерий престижности профессий. Если мы просто поделим общество на профессиональные группы, сказав, что в России столько-то газовиков, продавцов, инженеров, юристов, учителей, медиков, это не будет социальная стратификация, так как здесь нет неравенства. Нет пока ничего, что свидетельствовало бы о том, что одни лучше, другие хуже, один статус выше, другой ниже. Престиж профессии уже отражает, насколько та или иная профессия, тот или иной вид деятельности уважаемы, популярны, ценимы в обществе. Неодинаковая привлекательность профессий действительно определяет неравенство между людьми и позволяет построить профессиональную стратификацию общества.

    Можно применить квалификационные, образовательные критерии, которые «расслаивают» группы изнутри. Для этого нужно провести социологический опрос и узнать, какие профессии, с каким уровнем образования и квалификации россияне считают престижными, какие – нет. Такого крупномасштабного опроса у нас в стране не проводилось, хотя есть немало исследований престижа и привлекательности профессий у молодежи, осуществляющей выбор жизненного пути. По «правилам» П. Сорокина, престижность профессии определяется важностью занятия (профессии) для выживания и функционирования общества в целом, а также уровнем интеллекта, образования, необходимым для успешного выполнения профессиональных обязанностей.

    Как и любое правило, эти тоже предполагают исключения, но они чаще всего подтверждаются. Действительно, в большинстве обществ на вершине профессиональной стратификации оказываются группы, занимающиеся высококвалифицированным умственным, творческим трудом, и группы, осуществляющие управление обществом; нижние же позиции занимают группы, выполняющие неквалифицированную работу.

    Одномерная стратификация делит общество на социальные слои условно, она не предполагает устойчивых связей между ними, общих интересов и целей, сходного образа жизни. В один слой по уровню дохода могут попасть, например, предприниматель средней руки, высокооплачиваемый рабочий и директор школы – люди, совершенно разные по другим признакам: интересам, системе ценностей, образу жизни.

    Многомерная стратификация позволяет выделить устойчивые общности людей, имеющих целый набор сходных признаков: одинаковое экономическое, политическое положение, общую систему жизненных ценностей и интересов, похожий образ жизни и т.д.

    Первая проблема, которая встает перед социологом, применяющим многомерную стратификацию общества, – это выбор критериев: сколько их должно быть и какими они могут быть. Если учитывать все критерии, определяющие неравенство общественного положения людей, мы поделим общество на очень мелкие группы. Это трудно, почти невозможно осуществить. Чаще всего стратификацию анализируют на макроуровне, выделяя самые крупные социальные группы.

    В западной социологии применительно к развитым странам принято выделять 3 класса на основе совокупности трех критериев: материальное положение (доход, наличие собственности), объем власти (способность влиять на действия других людей, групп), профессионально-образовательный статус (образование, квалификация, престиж, место на карьерной лестнице).

    Конечно, можно взять что-либо еще за основу стратификации: гражданство, национальность, род занятий, религиозность, социальный пол и получить соответствующую картину. Но если мы возьмем, к примеру, такие признаки позиции индивида в социальной иерархии, как уровень образования, информационный статус, лидерство, то увидим, что в конечном счете каждый из них сведется к одному из трех вышеназванных, это сделает именно его доминирующим, детерминирующим (для лидирующего статуса нужны и уровень образования, и доступ к информации; для лучшей информированности важно образование и лидерские позиции; для качественного образования необходимо владение информацией, умение ею пользоваться и быть лидером в образовательно-профессиональной подготовке).

    И все таки, считая обозначенные три критерия необходимыми и достаточными для идентификации соответствующих групп, социологи выделяют на их основе высший, средний и низший классы современного развитого общества (см. табл. 1. Источник: Э. Гидденс. Социология)).

    В описанной структуре остаются без внимания группы безработных, детей, учащихся, пенсионеров, студентов. Для определения ситуации, в которой находятся эти социальные группы, существует специальный термин – маргинальность. Он означает позицию человека или группы « на краю» социальной структуры, промежуточное положение по отношению к основным ее элементам. Маргинальная ситуация возникает тогда, когда человек по какой-либо причине покидает привычную социальную среду на время смены статусов или навсегда, «выпадает» из социальной структуры или еще готовится войти в какую-либо ее ячейку.

    Так, социальное положение студентов уже не определяется полностью социальным положением родителей, в то же время собственный социальный статус профессионала еще не определен. Время студенчества – это подготовка к тому, чтобы занять определенную позицию в социальной структуре с помощью образования, профессии, выбора дальнейшего жизненного пути. Поэтому положение студента маргинально. Такую маргинальность можно назвать естественной, нормальной, ибо это временное положение на период перехода из социальной группы, определяемой статусом родителей, в другую.

    Табл. 1

    Стратификация современных обществ

    Класс

    Основные черты

    Слои и группы внутри классов

    Высший

    1-3%

    • Владение собственностью и непосредственный контроль за распоряжением ею

    • Крупное состояние

    • Экономическая власть: контроль за промышленностью, финансами, торговлей

    • Ведущие позиции в политике, образовании, культуре

    Высший высший

    • крупные промышленные и финансовые магнаты

    • элита, живущая на наследуемое богатство

    • выходцы из знатных семей

    Низший высший

    • лица свободных профессий с высоким уровнем доходов

    • профессионалы-политики

    • управленцы, общественные деятели

    • владельцы капиталов, стремящиеся войти в слой «родовитых» с помощью карьеры, связей, браков, символического капитала

    Средний

    60-65%

    • Экономическая самостоятельность

    • Высокие доходы

    • Высокий уровень образования, квалификации

    • Профессионализм

    • Обеспечение воспроизводства социокультурных ценностей, функционирования и развития институтов науки, образования, культуры, политики, экономики

    • Способность влиять на некоторые лишь аспекты производства (в отличие от высшего класса), но больший контроль за средствами производства и процессом труда (по сравнению с рабочим классом)

    • В экономике — реализация интеллекта, управление персоналом, обеспечение ресурсов

    • Высокий уровень самооценки и самосознания, ответственность

    • Высокие стандарты жизни

    «Старый»

    — представители мелкого и среднего бизнеса, ремесленники, фермеры

    — носители традиционных ценностей, сторонники консерватизма

    Высший средний

    — профессионалы, управленцы, служащие-специалисты

    — владельцы интеллектуальной собственности

    — представители престижных и высокооплачиваемых профессий

    Низший средний

    — служащие, мелкие предприниматели, учителя, клерки, секретари. По стилю, стандартам жизни, политической и социальной ориентации, самоидентификации стремятся в высший слой

    Рабочий

    30-35%

    • Работа по найму

    • Занятие физическим трудом разной квалификации по преимуществу в сфере промышленности («синие воротнички»)

    • Относительно невысокий уровень доходов

    • Традиционалистский тип сознания, но с большим индивидуализмом и меньшей активностью в современной «классовой борьбе».

    Высший

    — высококвалфицированные рабочие в наиболее развитых сферах экономики (сравнительно высокие доходы, образование не ниже среднего, лучшие условия труда)

    Низший

    — малоквалифицированые и неквалифицированные рабочие, наемные сельхозрабочие (низкие доходы, невысокий уровень образования, худшие условия труда и жизни, низкие потребительские стандарты)

    Низший

    • Часто не выделяется как особый класс

    • Особо нуждающиеся группы граждан

    • Положение «на дне» общества

    • Локализация на границе с асоциальным, преступным миром.

    Проблемные маргиналы. Люмпены

    Есть более проблемные случаи маргинальности. Например, люди на грани потери работы, уже безработные, бомжи, преступники. Они «выпадают» из социальной группы, занимающей устойчивую позицию в социальной структуре, без гарантии вхождения в другую группу. Такая позиция человека неудобна для общества и самого маргинала, ибо приводит к разрушению социальных связей, к выпадению «на дно», к люмпенизации. «Люмпенами» называют деклассированные слои населения, не имеющие устойчивых социальных связей и функций, определенного места в системе общественного производства. Эти слои отвергнуты обществом, либо отвергают общество сами. Люмпенизация не тождественна бедности, которая еще не означает разрыва связей с обществом. Люмпены в собственном смысле этого слова — босяки, бродяги, нищие, тунеядцы и прочий «нетрудовой элемент» с соответствующей психологической склонностью к анархии, деструктивному поведению. Маргинальные слои населения — опасный источник нестабильности общества, так как они включают людей, недовольных своим промежуточным положением (безработные), либо уже готовых пополнить асоциальные группы (преступники, люмпены).

    В таблице 1 представлен вариант многомерной стратификации на примере социальной структуры развитых западных стран, где проблемы стратификации общества изучены в социологии гораздо серьезнее и полнее. Западные социологи делали попытки применить этот анализ к структуре бывших социалистических стран, в том числе и России. Их исследования в этом смысле нельзя считать исчерпывающими по причине закрытости социальной информации и «лукавства» статистики в идеологизированных тоталитарных системах, хотя работы М. Джиласа, А. Инкельса, Э. Райта являются весьма полезными для понимания процессов деформации социальной структуры в российском обществе.

    Можно отметить несколько попыток использовать стратификационный анализ российского общества в нашей современной социологии. Это прежде всего работы Т.Заславской, Л.Гордона, Р.Рывкиной, В.Ильина, В.Радаева, О.И.Шкаратана.

    В схеме В. Ильина подчеркивается, что социальные группы и слои, выделяемые по месту в системе общественного производства, образуют каркас многомерной стратификации, фундамент общества. Это место проявляется, в свою очередь, через статусы в технологическом разделении труда (отраслевой специализации) и в пирамиде властных отношений (место в иерархии экономической, политической, административной, духовной власти). Каждый из статусов определяет различия по уровню жизни, силе влияния на общество, престижу, стилю жизни. В этом подходе «класс» понимается не как социальный, возникающий в традиционных условиях рыночной экономики, с общностью наиболее существенных объективных характеристик, а как логический, как «совокупность статусных позиций» (не людей!). К числу таких характеристик могут быть отнесены, например, способ или канал накопления капитала, место в гражданском обществе или в административной системе. Применяя этот подход, исследователь приходит к выводу, что в современной России можно говорить об образовании пока лишь одного класса – частных собственников капитала, а класс наемных работников появится тогда, когда наемные работники государства трансформируют свое положение во властно-административной стратификации в статус социально-экономической стратификации, т.е. превратятся в наемных работников у владельцев частного капитала.

    Представляется интересной попытка стратифицировать общества, исторические и современные, с помощью типологии стратификационных систем, предпринятая В. Радаевым. Любое общество может быть рассмотрено, по мнению исследователя, как совокупность нескольких стратификационных систем, отличающихся особенностями дифференцирующих общество факторов, различными механизмами социального неравенства и его воспроизводства.

    Основа дифференциации, характер расслоения и закрепления социальных различий, механизм передачи статуса в совокупности позволяют автору см. 11 выделить 9 таких систем, как физико-генетическая, рабовладельческая, кастовая, сословная, этакратическая, социально-профессиональная, классовая, культурно-символическая, культурно-нормативная. Эти системы имеют широкое основание в историческом развитии, хотя не всегда совпадают с соответствующими типами общественного устройства. Они сохраняются в любом обществе, и совокупность представляющих их факторов в каждом конкретном случае своя.

    Общество, по мнению В. Радаева, может быть описано, как определенная конфигурация, констелляция («созвездие») систем. Высокий или низкий статус групп в одной системе может подкрепляться таким же статусом в другой. Статус богатых (классовый) подкрепляется особым стилем жизни (культурно-нормативный статус), обладанием информацией (символический капитал), профессиональными успехами (квалификационный статус) или просто хорошими физическими данными (статус «крутого», «звезды спорта») и т.д. В большей или меньшей степени подобные системы представлены и в стратификационной картине постсоветской России, где исторически наследовался приоритет статуса в этакратической системе, лишь за ним шли статусы экономические, культурные и др. Проблема социологии – как их адекватно описать.

    Свой вариант многомерного анализа предлагает П. Штомка 17 , выделяя 4 измерения сети социальных связей:

    1. Нормативное (по Э. Дюркгейму) – в зависимости от законов, норм, ценностей, институциональных взаимодействий, характерных для общности и действующих принудительно.

    2. Идеальное (по М. Шелеру, А. Шюцу) – по совокупности идей, убеждений взглядов, образов, которые действуют в данной общности, коллективе, команде в качестве убеждающей, устанавливающей силы.

    3. Организационное (интеракционное, по Г. Зиммелю) – связанное с типичными для конкретной общности, слоя формами взаимно скорректированных действий.

    4. Измерение интересов (по К. Марксу, Р. Дарендорфу, М. Веберу) – с точки зрения различия жизненных ресурсов, возможностей доступа к власти, богатству, престижу, знаниям и другим благам.

    Нетрудно понять, что эти измерения лишь в совокупности позволяют охарактеризовать общность, ибо каждое влияет на другие и находится под их влиянием. Вместе взятые они и характеризуют стратификационный метод как многомерный, многофакторный. Это его первая особенность. Но этим не исчерпываются особенности стратификационного анализа и трудности его применения в социальных исследованиях.

    Другой его существенной чертой является использование объективных и субъективных критериев в их неразрывном единстве. Наряду с объективными социально-экономическими признаками, качествами (плюс престиж, статус в системе власти, культурный статус и др.), важно учитывать и такие моменты, как самоидентификация человека со статусом той или иной группы, как система его ценностей, в том числе этических, социальное самочувствие, социальное поведение (подвижность или инертность). М.Вебер вообще считал, что первичными факторами трудовой активности являются духовные: мотивация, стимуляция, целеполагание, ориентация, рациональность, религиозная мораль, светская индивидуальная мораль, интересы как осознанные потребности.

    В российской социологии применяются в качестве субъективных индикаторов статуса социальная идентификация и социальное самочувствие.

    Социальная идентификация – отождествление индивида с тем или иным сообществом, понимание человеком своей общности с другими, осознание включенности в социальную группу (профессиональную, этническую, политическую, социальную). Это осознание и «причисление» себя к какому-либо сообществу («я – врач, молодой, горожанин, предприниматель, образованный, культурный, состоятельный») помогает успешно овладевать различными видами деятельности, принимать стандарты поведения, социальные нормы и ценности. Идентификацию как социальное сравнение своего уровня и качества жизни с другими людьми и группами можно рассматривать и как механизм развития, мобильности, действующий в любом обществе. Результатом процесса идентификации является то или иное социальное самочувствие.

    Социальное самочувствие – субъективное восприятие человеком своей собственной жизни, уровня реализации жизненной стратегии. Это состояние возникает в результате сравнительной оценки человеком своего места в группе и положения группы в обществе. Социологи отмечают, что это такой элемент самосознания личности, в котором отражается соотношение между уровнем её притязаний и степенью удовлетворения потребностей. О нем нельзя сказать, хорошее оно или плохое (в отличие от состояния здоровья или психологического самочувствия), поскольку оно типологизируется по другим основаниям – к примеру, по степени и способу реализации в разных сферах жизни – трудовой, семейной, культурной, по направленности на деятельность, на достижительские ценности.

    Когда человек преодолевает кризис идентичности, обретает желаемый статус в группе и обществе, реализует свой потенциал, перейдя из низшей статусной группы в высшую, ощущая себя носителем особенностей «среднего класса», у него формируется позитивный тип социального самочувствия, опирающийся на стабильность и защищенность.

    В исследованиях многих западных социологов, в частности П. Бурдье 1, показано что метод стратификации направлен на изучение социальной динамики, мобильности, постоянных переходов людей (агентов капиталов – экономического, политического, социального, культурного, символического) из одного поля сил (отношений) в другие. Группы, понимаемые им как логические классы, выступают в виде ансамбля агентов, занимающих сходные позиции в социальном пространстве, и не всегда совпадают с реальными группами по численности, составу членов, границам и т.п. Отсюда важность проблемы номинации: от чьего имени говорит агент, от имени каких качеств, какого статуса (я – народ, я – учитель, я – «новый русский», я – богатый, я – христианин и т.д.). Уловить динамику можно опять-таки на основе единства объективного и субъективного. По Бурдье, говоря «от имени группы», человек-агент тем самым одновременно как бы замещает ее собою как представитель, которому делегированы ее свойства, утверждает, что она есть.

    Наша отечественная социология, как отмечалось, используя новые подходы, пытается получить более полную социальную и стратификационную модель российского общества с акцентом на новые формы социального расслоения, дифференциации и интеграции. Это делается с учетом двух важнейших факторов, влияющих на изменение социальной структуры общества:

    1. Преобразуются все социальные институты (экономические, политические, культурные, образовательные) и в первую очередь институты собственности и власти.

    2. Меняется сама социальная природа основных компонентов структуры — групп, слоев, индивидов: они восстанавливаются как субъекты собственности, власти, различных капиталов. Происходит, как отмечают специалисты, ресубъективация гражданского общества в неодинаковых условиях хозяйствования, на фоне отраслевых, региональных и других различий, стагнации, а затем рецессии (спада) производства, поляризации статусов и интересов групп. В актуальных исследованиях по стратификации современного (постперестроечного) российского общества (см. публикации О.И.Шкаратана, М.К.Горшкова, М.Ф.Черныша, Ю.А.Левады, Н.М.Плискевич, О. Крыштановской и др.) очевидно стремление преодолеть давление идеологических схем на картину реального расслоения общества, выделить группы и слои, консолидируемые по естественному сходству нескольких ключевых признаков. Среди этих признаков – обладание капиталами: властью, собственностью, культурными благами, образованием, оснащенностью быта, свободой выбора стиля жизни, которые не могут быть одинаковыми в разных цивилизационных условиях. В этих работах внимание социологов сосредоточено не просто на том, что позволяет описать социальную жизнь России как носителя особого, евразийского типа цивилизации, а на том, чтобы понять, объяснить, почему мы такие, какие есть.

    Это позволяет выявить несколько трансформационных процессов, тенденций в развитии общества. Среди них:

    • Формирование олигархической властной структуры путем слияния собственности и политической власти.

    • Срастание экономической и политической элиты с помощью ротации (экономика на 70% пополнилась бывшими партийными функционерами, в политическую власть внедряются лидеры крупных экономических структур).

    • Углубление социальной дифференциации.

    • Изменение социального статуса и функций интеллигенции (уход как романтиков, так и рационалистов-профессионалов в экономическое творчество, т.е. в предпринимательство, превращение интеллектуалов в номенклатурных работников или в специалистов инфраструктуры крупного бизнеса).

    • Формирование классов в собственном смысле этого слова – бизнес-класса или необуржуазии, лиц наемного труда в негосударственных структурах.

    • Неопределенность перспектив и противоречивость в формировании среднего класса, реальная помощь которому идет со стороны частного и крупного капитала в большей мере, чем со стороны государства.

    В процессах социальной стратификации, в различных формах группового и межгруппового взаимодействия проявляются определенные закономерности. Эти закономерности также изучаются социологией социальной структуры. Выделим в заключение некоторые из них:

    1. Социальная структура общества как система взаимодействующих групп и слоев развивается через противоречия. Современная социология выделяет в Российском обществе такие противоречия (различия интересов), как, например, между группами с властными функциями и без таковых, между работниками различных сфер и отраслей, между занятым и незанятым населением, группами свободного и несвободного труда, «светлыми» и «теневиками», между владельцами различных «потребительских корзин», между этническими и конфессиональными группами и т.п.

    2. В противоречивом единстве процессов социальной дифференциации и интеграции преобладание какого-либо из них определяется конкретно-историческими условиями жизни, уровнем и характером развития общества.

    3. Чем более общество развито, тем сильнее оно дифференцировано, структурировано, тем сложнее и динамичнее социальное пространство.

    4. Чем более общество дифференцировано, тем теснее сплачиваются группы, тем острее осознаются и отстаиваются корпоративные интересы.

    5. В обществах с динамичной, деформированной, «размытой» стратификационной структурой детерминация социальных ролей и поведения людей оказывается более разнообразной, но слабой и трудно предсказуемой (кто и как скоро захочет стать собственником, в какие слои устремятся новые поколения молодежи, кто окажется «на краю»?).

    6. В переходных типах обществ (от одной структуры к другой) неизбежны новые формы дифференциации и новые проявления поляризации интересов групп, находящихся на пересечении «сеток», типов структур, стратификационных систем.

    Для изучения и анализа этих тенденций и закономерностей российская социология стремится использовать различные методы и методологии, постепенно освобождаясь от идеологического догматизма и опираясь на достижения мировой науки.

    studfiles.net

    Основные типы стратификационных систем.

    В современной социологии различают девять типов стратификационных систем: физико-генетическую, рабовладельческую, кастовую, сословную, этакратическую, социально-профессиональную, классовую, культурно-символическую, нормативную.

         В основе физико-генетической стратификационной системы лежит дифференциация социальных групп по «естественным» признакам: полу, возрасту и наличию физических качеств — силы, красоты, ловкости. Неравенство утверждается посредством угрозы физического насилия, закрепляется в обычаях и ритуалах. Эта система господствовала в первобытной общине, но существует и сейчас в сообществах, борющихся за физическое выживание или расширение жизненного пространства. Эта система — продукт милитаризма различных обществ. В наши дни она поддерживается военной, спортивной и эротической пропагандой.

         Рабовладельческая система основана на военно-физическом принуждении. Социальные группы различаются по наличию или отсутствию гражданских прав и прав собственности. Рабы превращены в объект частной собственности. Примеры рабовладельческих систем разнообразны: античное рабство, плантационное рабство в США, работа военнопленных. Античное рабство держалось в основном за счет завоеваний. В Индии сохранилась кастовая система: каждая каста представляет собой замкнутую, эндогамную группу. Ей отводится определенное место в общественной иерархии в соответствии с системой разделения труда. Существует четкий перечень их занятий: жреческие, воинские, земледельческие и т.п. 

         В сословной стратификационной системе группы различаются юридическими правами, обязанности четко прописаны и закреплены в законодательном порядке. Одни сословия обязаны нести ратную или чиновничью службу, другие — «тягло» в виде податей и трудовых повинностей. Примером развитых сословных систем являются феодальные общества. Сословие – это юридическое, а не этническое, религиозное или экономическое деление. Принадлежность к сословию также передается по наследству. Это способствует относительной закрытости данной системы.

         В этакратической системе (франц. и греч. — государственная власть) дифференциация между группами происходит по их положению во властно-государственных сферах. Распределение ресурсов, престиж связаны здесь с формальными рангами, которые эти группы занимают в соответствующих властных иерархиях: политической, военной, хозяйственной. Иерархии могут закрепляться юридически: чиновничьи табели о рангах, военные уставы. Формальная свобода членов общества, отсутствие наследования властных позиций отличает этакратическую систему от сословий (в древности – это Китай, Индия, Египет и др.).

         Социально-профессиональная система делит группы по содержанию и условиям труда. Особую роль выполняют классификационные требования: обладание соответствующим опытом, умениями и навыками. Поддержание порядков в данной системе осуществляется при помощи сертификатов (дипломов, разрядов, лицензий, патентов и т.п.). Социально-профессиональное деление является одной из базовых стратификационных систем. Оно есть в любом обществе с развитым разделением труда. В современной индустрии есть разрядная сетка, система аттестатов и дипломов об образовании, научные степени и звания, открывающие дорогу к более престижным рабочим местам.

         Классы — это социальные группы свободных в политическом и правовом отношении граждан. Различия между ними заключаются в характере и размерах собственности на средства производства и производимый продукт, а также в уровне получаемых доходов и личного материального благосостояния. Принадлежность к классам (буржуа, пролетарии и т.п.) не регламентируется властями, не устанавливается законодательно и не передается по наследству, не имеет формальных перегородок. В XXI в. наибольших высот классовая система достигла в США, в Германии, Англии и др. странах.

         В культурно-символическом типе дифференциация возникает из различий доступа к социально значимой информации, возможностей получать и интерпретировать эту информацию, способностей быть носителем научного или религиозного знания. В древности эта роль отводилась жрецам, в Средневековье — служителям церкви, в наше время — ученым, технократам, журналистам, идеологам. Претензии на общение с божественными силами, на обладание научной истиной, на выражение государственного интереса существовали всегда и везде. Более высокое положение занимают те, кто имеет лучшие возможности манипулирования сознанием и действиями других членов общества.

         Нормативная система основана на неравенстве между статусами и включает в себя такие критерии, как доход, богатство, престиж. Доход — количество денежных поступлений индивида или семьи за определенный период времени в виде зарплаты, пенсии, пособий, алиментов, гонораров, отчислений от прибыли. Доходы могут накапливаться и превращаться в богатства. Богатство — накопленные доходы в виде наличных или овеществленных денег: движимое (автомобиль, яхта, ценные бумаги и т.п.) и недвижимое (дом, произведения искусства, сокровища) имущество. Разные группы населения имеют неравные жизненные шансы. Зажиточные слои имеют явные и скрытые преимущества: лучшее образование, медицину, они дольше живут, имеют доступ к власти и привилегиям. Престиж имеет социально-психологическую окраску и может иметь разное содержание в конкретных социально-исторических условиях (профессия, место в социальной иерархии) и чаще всего связан с материальным стимулированием и социальными привилегиями.

    students-library.com

    Реферат — Типы стратификационных систем

    Контрольная работа на тему:

    ТИПЫ СТРАТИФИКАЦИОННЫХ СИСТЕМ.

    Существует множество стратификационных критериев, по которым можно делить любое общество.

    Выделяют девять типов стратификационных систем ,

    которые, могут быть использованы для описания любого социального организма, а именно:

    1. Физико-генетическая

    2. Рабовладельческая

    3. Кастовая

    4. Сословная

    5. Этакратическая

    6. Социально-профессиональная

    7. Классовая

    8. Культурно-символическая

    9. Культурно-нормативная

    1. Физико-генетическая стратификационная система

    В её основе лежит дифференциация социальных групп по «естественным», социально-демографическим признакам. Здесь отношение к человеку или группе определяется полом, возрастом и наличием определенных физических качеств — силы, красоты, ловкости.

    Соответственно, более слабые, обладающие физическими недостатками считаются ущербными и занимают приниженное общественное положение. Неравенство утверждается в данном случае существованием угрозы физического насилия или его фактическим применением, а затем закрепляется в обычаях и ритуалах.

    2. Рабовладельческая стратификационная система

    Эта система, также основана на прямом насилии. Но неравенство здесь детерминируется не физическим, а военно-юридическим принуждением. Социальные группы различаются но наличию или отсутствию гражданских прав и прав собственности. Определенные социальные группы этих прав лишены совершенно и, более того, наравне с вещами превращены в объект частной собственности. Причем положение это чаще всего передается по наследству и таким образом закрепляется в поколениях.

    Примеры рабовладельческих систем весьма разнообразны. Это и античное рабство, где число рабов порою превышало число свободных граждан, и холопство на Руси времен «Русской правды», это и плантационное рабство на юге Североамериканских Соединенных штатов до гражданской войны 1861-1865 гг.

    3. Кастовая стратификационная система

    В ее основе лежат этнические различия, которые, в свою очередь, закрепляются религиозным порядком и религиозными ритуалами. Каждая каста представляет собой замкнутую, насколько это возможно, эндогамную группу, которой отводится строго определенное место в общественной иерархии. Это место появляется в результате обособления особых функций каждой касты в системе разделения труда. Существует четкий перечень занятий, которыми члены этой касты могут заниматься: жреческие, воинские, земледельческие. Поскольку положение в кастовой системе передается по наследству, возможности социальной мобильности здесь крайне ограничены. И чем сильнее выражена кастовость, тем более закрытым оказывается данное общество.

    4. Сословная стратификационная система

    В этой системе группы различаются юридическими правами, которые, в свою очередь, жестко связаны с их обязанностями и находятся в прямой зависимости от этих обязанностей. Причем последние подразумевают обязательства перед государством, закрепленные в законодательном порядке. Одни сословия обязаны нести ратную или чиновничью службу, другие — «тягло» в виде податей или трудовых повинностей.

    5. Этакратическая стратификационная система

    В ней дифференциация между группами происходит, в первую очередь, по их положению во властногосударственных иерархиях (политических, военных, хозяйственных), по возможностям мобилизации и распределения ресурсов, а также по тем привилегиям, которые эти группы способны извлекать из своих властных позиций. Степень материального благополучия, стиль жизни социальных групп, так же как и ощущаемый ими престиж, связаны здесь с формальными рангами, которые эти группы занимают в соответствующих властных иерархиях. Все прочие различия — демографические и религиозно-этнические, экономические и культурные — играют производную роль.

    Этакратическая система обнаруживается с тем большей силой, чем более авторитарный характер принимает государственное правление.

    6. Социально-профессиональная стратификационная система

    Здесь группы делятся по содержанию и условиям своего труда. Особую роль выполняют квалификационные требования, предъявляемые к той или иной профессиональной роли — обладание соответствующим опытом, умениями и навыками. Утверждение и поддержание иерархических порядков в данной системе осуществляется при помощи сертификатов (дипломов, разрядов, лицензий, патентов), фиксирующих уровень квалификации и способность выполнять определенные виды деятельности. Действенность квалификационных сертификатов поддерживается силой государства или какой-то другой достаточно мощной корпорации (профессионального цеха). Причем сертификаты эти чаще всего по наследству не передаются, хотя исключения в истории встречаются.

    Социально-профессиональное деление является одной из базовых стратификационных систем, разнообразные примеры которой можно найти во всяком обществе со сколь-либо развитым разделением труда.

    Это строй ремесленных цехов средневекового города и разрядная сетка и современной государственной промышленности, система аттестатов и дипломов о полученном образовании, система научных степеней и званий, открывающих дорогу к более престижным рабочим местам.

    7. Классовая стратификационная система

    Классовый подход нередко противопоставляют стратификационному.

    Но для нас классовое членение есть лишь частный случай социальной стратификации. Из множества трактовок понятия «класса» мы остановимся и данном случае на более традиционной — социально-экономической. В данной трактовке классы представляют социальные группы свободных в политическом и правовом отношениях граждан. Различия между группами прежде всего в характере и размерах собственности на средства производства и производимый продукт, а также в уровне получаемых доходов и личного материального благосостояния.

    В отличие от многих предыдущих типов, принадлежность к классам — буржуа, пролетариев, самостоятельных фермеров и т. п. — не регламентируется высшими властями, не устанавливается законодательно и не передается по наследству (передаются имущество и капитал, но не сам статус). В чистом виде классовая система вообще не содержит никаких внутренних формальных перегородок (экономическое преуспевание автоматически переводит вас в более высокую группу).

    Экономически эгалитарные сообщества, где совершенно отсутствует классовая дифференциация, явление довольно редкое и неустойчивое.

    Но на протяжении большей части человеческой истории классовые членения все же носят подчиненный характер. На передний план они выходят, пожалуй, только в буржуазных западных обществах. А наибольших высот классовая система достигает в проникнутых либеральным духом Соединенных Штатах Америки.

    8. Культурно-символическая стратификационная система.

    Дифференциация возникает здесь из различий доступа к социально значимой информации, неравных возможностей фильтровать и интерпретировать эту информацию, способностей быть носителем сакрального знания (мистического или научного). В древности эта роль отводилась жрецам, магам и шаманам, в средневековье — служителям церкви, составляющим основную массу грамотного населения, толкователям священных текстов, в новое время — ученым, технократам и партийным идеологам.

    Претензии на общение с божественными силами, на обладание научной истиной, на выражение государственного интереса существовали всегда и везде. И более высокое положение в данном отношении занимают те, кто имеет лучшие возможности манипулирования сознанием и действиями прочих членов общества, кто лучше других может доказать свои права на истинное понимание, владеет лучшим символическим капиталом.

    Несколько упрощая картину, можно сказать, что для доиндустриальных обществ более характерно теократическое манипулирование; для индустриальных — партократическое; а для пост-индустриальных — технократическое.

    9. Культурно-нормативная стратификационная система.

    Обособление элиты, дифференциация всех средних и низших слоев.

    В крестьянской общине, где формально все равны между собой, существуют «исправные хозяева», живущие «по обычаю», «по совести», и лодыри, отщепенцы, «перекати-поле».

    Своя нормативная культура, свои образцы поведения и своя «аристократия» есть и на самом «дне», внутри преступного мира. Появление контркультур и так называемого антиобщественного поведения, кстати, тоже во многом продукт морального регулирования и идеологического контроля, осуществляемых в данном сообществе.

    Заключение.

    Высшие группы во всех стратификационных системах стремятся закрепить свое положение, сделать его не только монопольным, но и передаваемым по наследству. В классовой системе подобное наследование обеспечивается принципом майората (передачи основного имущества старшему наследнику), характерным, скажем, для древней Индии, западной Европы XI-XIII веков или России вплоть до 1917 г. (Остальные родственники в этом случае фактически опускаются вниз по классовой лестнице).

    В этакратической системе чиновник формально не имеет права передать свое кресло и полномочия собственным детям, но он в состоянии путем протежирования обеспечить им столь же завидное место в учреждении аналогичного ранга.

    Положение же в социально-профессиональных , культурно-символических и культурно-нормативных системах зачастую передается реально через образование и воспитание, передачу опыта и секретов мастерства, санкционирование определенных кодексов поведения (профессиональные династии — не единственный, но яркий пример).

    Что же касается физико-генетической системы , то она стоит несколько особняком, ибо наследование здесь происходит часто, но не в результате каких-то социальных механизмов, а чисто биологически.

    Можно отметить, что все девять типов стратификационных систем — не более чем идеальные типы. Любое реальное общество является их сложным смешением, комбинацией. Так, на Руси в XI веке бок о бок сосуществовали холопы, которые мало чем отличались от рабов, закупы, более походившие на крепостных крестьян, и смерды, которые отдаленно напоминали класс свободных землепашцев.

    В реальности стратификационные типы переплетаются, дополняют друг друга. Так, например, социально-профессиональная иерархия в виде официально закрепленного разделения труда не только играет самостоятельную роль, но существенно влияет на структуру практически любой другой стратификационной системы. Примеров же взаимного переплетения стратификационных систем можно привести очень и очень много. Так, например: Уважение к старшим порождается не только их преклонными годами как таковыми, но накопленными многолетним опытом и знаниями, позволяющими им толковать происходящие события.

    Группы, обладающие в обществе наибольшей символической властью, зачастую становятся его высшей кастой (индийские брахманы) или правящим стратом (партийные идеологи).

    Статус богатых представителей общества определяется не просто размерами их частной собственности, но поддерживается особым стилем жизни, недоступным большинству их собратьев.

    Рабовладение, основанное на частной собственности на людей, можно считать формой классовых отношений (государственное рабовладение ближе этакратической системе).

    Профессиональные или чисто физические данные становятся инструментом для выполнения сложных символических ролей (звезды спорта и кинозвезды).

    Отдельные стратификационные системы могут взаимообусловливать друг друга, меняясь местами с течением времени. Например, первоначально в русской истории сословия возникли на основе экономических классов — их профессиональных различий и имущественного расслоения.

    Затем, наоборот, уже классовые различия определяются преимущественно сословной принадлежностью. Так, на примере российской Табели о рангах 1722 г. можно проследить, как сословная система во многом определяет место в этакратической системе, а последняя, в свою очередь, влияет на классово-собственнические позиции (происхождение влияет на служебный ранг, а последний — на материальный достаток).

    Затем на подходе к рубежам XX века сословия и классы становятся все более независимыми друг от друга, во многом существуя параллельно. Например, запись в первую купеческую гильдию происходит здесь уже скорее по неэкономическим причинам (престиж, преодоление ценза оседлости), в то время как множество представителей торгово-промышленных слоев формально к купечеству не принадлежат.

    Таким образом, стратификационные типы надо использовать как взаимодополняющие инструменты, не абсолютизируя одни в ущерб другим.

    www.ronl.ru

    Стратификационные системы — Социология — лекции, шпаргалки

    Стратификационная система — вид социального рассло­ения в конкретном обществе.

    Существует несколько подходов к рассмотрению страти­фикационных систем.

    В основу одной из таких классификаций положено девять основных типов стратификационных систем.

    Физико-генетическая. Классификация проводится по таким признакам, как пол, возраст и другие физи­ческие качества человека. Такая система была харак­терна для первобытно-общинного времени. Сейчас это явление тоже присутствует, но в иной форме.

    Рабовладельческая. Ее основой служит разделение общества на тех, у кого есть права и свободы, и тех, кто ими не обладает. Она построена на прямом наси­лии. В разных странах она принимала различные фор­мы, но суть оставалась прежней.

    Кастовая. Это разделение было закреплено религи­озно в течение долгого времени. Переход из одной ка­сты в другую не был возможен, а статус человека оп­ределялся при его рождении. В обществе с кастовой системой существовало разделение профессий меж­ду различными кастами.

    Сословная. Права и обязанности той или иной груп­пы людей закреплены с помощью традиций и юриди­чески. Эта система свободнее, чем кастовая, но четко обозначены границы между сословиями.

    Этакратическая. Социальный статус человека оп­ределяется его положением во властных структурах. Он прямо пропорционален привилегиям и доступу к ресурсам. Этот процесс контролируется государ­ственной демократией.

    Социально-профессиональная. Основанием класси­фикации служит профессия, оплата данной деятель­ности и условия труда. Но к тому или иному человеку предъявляются жесткие профессиональные требова­ния. Этот статус не приобретается по наследству, и потому человек должен постоянно заботиться о его сохранении.

    Классовая. Классификация производится по эконо­мическим факторам: отношению к средствам произ­водства и уровню дохода. Человек может изменить свое положение при благоприятных условиях, приме­нении определенных усилий.

    Культурно-символическая. Классификация произ­водится на основе наличия свободного доступа к ин­формации или знаниям. Эта относительно новая клас­сификация еще не изучена до конца.

    Культурно-нормативная. Решающее значение в рамках этой системы имеет престиж: им определяет­ся место человека в социальной иерархии.

    socialworkstud.ru

    Исторические типы стратификационных систем -Социология

    В социологии выделяют пять типов стратификационных систем: физико-генетическую, рабовладельческую, кастовую, сословную и классовую.

    В основе физико-генетической стратификационной системы лежит дифференциация социальных групп по социально-демографическим признакам: полу, возрасту и наличию физических качеств (силы, красоты, ловкости). Более слабые занимают приниженное общественное положение. Неравенство утверждается существованием угрозы физического насилия или его фактическим применением, которое закрепляется в обычаях и ритуалах. Эта «естественная» стратификационная система существовала в первобытной общине.

    Рабовладельческая стратификационная система дифференцирует социальные группы по наличию или отсутствию гражданских прав и прав собственников. Она также основана на прямом насилии. Однако неравенство здесь детерминируется не физическим, а военно-юридическим принуждением. Жесткость закрепления людей в непривилегированных стратах отличалась в двух исторических формах:

    • . примитивная форма была присуща патриархальному рабству, при котором раб обладал всеми правами младшего члена семьи;
    • . зрелую форму (распространена в Древней Греции и Древнем Риме) олицетворяло классическое рабство, при котором раб был собственностью рабовладельца и лишен всех прав.

    В основе кастовой стратификационной системы лежат этнические различия, которые закрепляются религиозным порядком и религиозными ритуалами. Кастой называют социальную групп (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Широкое распространение данная система получила в Индии.

    В сословной стратификационной системе группы различаются юридическими правами, которые жестко связаны с их обязанностями. Сословие — социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Сословия в Европе сложились к XV в. Для сословной системы, включающей в себя несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве положения и привилегий. Выделялись высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне).

    Классовая стратификационная система установила ранжирование социальных групп — классов — по богатству и собственности. Классы представляют собой социальные группы свободных в политическом и правовом отношении граждан.

    Различия между группами заключаются, прежде всего, в характере и размерах собственности на средства производства и производимый продукт, а также в уровне получаемых доходов и личного материального благосостояния. В отличие от предыдущих типов стратификации, принадлежность к классам не регламентируется политической властью, не устанавливается законодательно и не передается по наследству (передается только имущество, капитал, но не сам статус).

    Чистые классовые стратификационные системы достаточно редко встречаются, что обусловлено многообразием исторического, культурного развития, образом жизни разных групп населения. Поэтому существуют стратификационные системы смешанного типа, которые сочетают различные основания социальных различии и способы их закрепления. К подобным системам относится Англия.

    В современной социологии выделяют несколько типов стратификационных систем в социальном обществе, которые использованы для описания любой социальной системы. Здесь выделяют: 

    • • физико-генетическую,
    • • рабовладельческую,
    • • кастовую,
    • • сословную,
    • • социально-профессиональную,
    • • классовую,
    • • культурно-символическую,
    • • культурно-нормативную

    В основе физико-генетической социальной стратификационной системы общества заложена классификация социальных групп по естественным, социально-демографическим признакам. Данная система дифференцирует людей по способности к физическому насилию, что во многом является последствием древних и современных цивилизаций и обществ. В настоящее время она все же руководствуется военной, спортивной и сексуально-эротической пропагандой.

    Другая социальная стратификационная система – рабовладельческая. Рабовладельческая социальная стратификационная система, так же как и предыдущая, основана на прямом насилии. Только в этой системе неравенство людей обусловлено не физическим, а военно-физическим принуждением. Социальные группы подразделяются в общественной системе по наличию или отсутствию гражданских прав и прав собственности. Некоторые социальные группы лишены некоторых прав совершенно и превращены в объект частной собственности.

    В основе кастовой социальной стратификационной системы лежат этнические различия, которые закрепляются религиозным порядком, обычаями и религиозными ритуалами. Каждая из каст (или варн) представляет собой замкнутую систему, насколько это возможно, эндогамную группу, которой отводится строго определенное место в общественной иерархии. Степень расположения личности на иерархической ступени не варьируется. Степень также зависит от рождения. На верхней иерархической ступени находятся привилегированные классы.

    Сословная социальная стратификационная система различается юридическими правами, которые жестко детерминированы с их обязанностями, и находится в прямой зависимости от этих обязанностей. Примерами развитых сословных систем являются феодальные западноевропейские общества или феодальная система в царской России.

    Этакратическая социальная стратификационная система проявляется тем больше, чем более авторитарный характер принимает государственное управление. В XX в. эта система активно утверждается в социалистических обществах и, возможно, даже играет в них определяющую роль.

    Социально-профессиональная социальная стратификационная система дифференцируется по содержанию и условиям труда. Немаловажную роль здесь выполняют квалификационные требования, предъявляемые к той или иной профессиональной роли и статусу. Установление и поддержание иерархических порядков в социально-профессиональной социальной стратификационной системе осуществляются за счет сертификатов, которые устанавливают уровень квалификации и возможности выполнять определенные виды деятельности.

    Классовая социальная стратификационная система представляет социальные группы свободных в политическом и правовом отношении граждан в общественной системе. Отличия между группами заключаются в характере и размерах собственности, а также в уровне получаемых доходов и личного материального благосостояния.

    Культурно-символическая стратификационная система возникает при различиях доступа к социально значимой информации, неравных возможностях принимать, пользоваться и интерпретировать эту информацию. В более позднее время эта роль отводилась жрецам, магам и шаманам, служителям церкви, в новое время – ученым, технократам и партийным идеологам.

    Последний тип стратификационной системы – культурно-нормативный, здесь присутствует система ранжирования, которая построена на различиях уважения и престижа, возникающих из сравнения образов жизни и норм поведения, которым следуют данный человек или группа.

    В социологической науке выделяют 9 стратификационных систем, это:

    1. 1) кастовая система – предполагает различия, закрепленные религиозным порядком. Статус в кастовой системе передается по наследству, поэтому продвижение по иерархической ступени происходит крайне редко;
    2. 2) генетическая стратификация. В основе данной стратификации лежит расслоение людей по половому, возрастному признаку и наличию индивидуальных качеств;
    3. 3) сословная стратификация – основана на разделении людей по их обязанностям и функциям. Обязательства закреплены в законодательном порядке. Сословный статус передается по наследству;
    4. 4) авторитарная стратификационная система – предполагает личную зависимость и принуждение;
    5. 5) этакратическая система. В данной системе неравенство основывается на положении личности во властных и государственных структурах. Характер стратификации зависит от государственного управления;
    6. 6) классовая система – не предполагает государственной дифференциации, классификация не содержит ограничений и не предусматривает замкнутую стратификацию. В данной системе стратификация не ограничивается нахождением в одной роли. Успехи могут перевести личность из одного класса в другой;
    7. 7) социально-профессиональная стратификация – разделяет людей по деятельности и должностному статусу. Особое значение здесь имеют квалификация и уровень профессионального престижа. В современном обществе данная стратификационная система наиболее развита;
    8. 8) культурно-информационная дифференциация – осуществляется на базе доступа к информации. Для каждого общества приоритетна та или иная информация. Особое значение имеют информационные войны;
    9. 9) культурно-формализованная стратификационная система – основана на уважении и норме поведения человека. Большое значение при делении в данной системе отводят имиджу, стилю, вкусу, интересам, потребностям, общению, этикету и морали человека.

    Данная типологизация стратификационных систем не предполагает четкой ограниченности. Каждый тип систем находятся в постоянной динамике и взаимодействии.

    29.09.2016, 1216 просмотров.

    www.myfilology.ru

    Типы стратификационных систем | Социология

    Контрольная работа на тему:

    ТИПЫ СТРАТИФИКАЦИОННЫХ СИСТЕМ.

    Существует множество стратификационных критериев, по которым можно делить любое общество.

    Выделяют девять типов стратификационных систем,

    Которые, могут быть использованы для описания любого социального организма, а именно:

    1. Физико-генетическая

    2. Рабовладельческая

    3. Кастовая

    4. Сословная

    5. Этакратическая

    6. Социально-профессиональная

    7. Классовая

    8. Культурно-символическая

    9. Культурно-нормативная

    1. Физико-генетическая стратификационная система

    В ее основе лежит дифференциация социальных групп по “естественным”, социально-демографическим признакам. Здесь отношение к человеку или группе определяется полом, возрастом и наличием определенных физических качеств – силы, красоты, ловкости.

    Соответственно, более слабые, обладающие физическими недостатками считаются ущербными и занимают приниженное общественное положение. Неравенство утверждается в данном случае существованием угрозы физического насилия или его фактическим применением, а затем закрепляется в обычаях и ритуалах.

    2. Рабовладельческая стратификационная система

    Эта система, также основана на прямом насилии. Но неравенство здесь детерминируется не физическим, а военно-юридическим принуждением. Социальные группы различаются но наличию или отсутствию гражданских прав и прав собственности. Определенные социальные группы этих прав лишены совершенно и, более того, наравне с вещами превращены в объект частной собственности. Причем положение это чаще всего передается по наследству и таким образом закрепляется в поколениях.

    Примеры рабовладельческих систем весьма разнообразны. Это и античное рабство, где число рабов порою превышало число свободных граждан, и холопство на Руси времен “Русской правды”, это и плантационное рабство на юге Североамериканских Соединенных штатов до гражданской войны 1861-1865 гг.

    3. Кастовая стратификационная система

    В ее основе лежат этнические различия, которые, в свою очередь, закрепляются религиозным порядком и религиозными ритуалами. Каждая каста представляет собой замкнутую, насколько это возможно, эндогамную группу, которой отводится строго определенное место в общественной иерархии. Это место появляется в результате обособления особых функций каждой касты в системе разделения труда. Существует четкий перечень занятий, которыми члены этой касты могут заниматься: жреческие, воинские, земледельческие. Поскольку положение в кастовой системе передается по наследству, возможности социальной мобильности здесь крайне ограничены. И чем сильнее выражена кастовость, тем более закрытым оказывается данное общество.

    4. Сословная стратификационная система

    В этой системе группы различаются юридическими правами, которые, в свою очередь, жестко связаны с их обязанностями и находятся в прямой зависимости от этих обязанностей. Причем последние подразумевают обязательства перед государством, закрепленные в законодательном порядке. Одни сословия обязаны нести ратную или чиновничью службу, другие – “тягло” в виде податей или трудовых повинностей.

    5. Этакратическая стратификационная система

    В ней дифференциация между группами происходит, в первую очередь, по их положению во властногосударственных иерархиях (политических, военных, хозяйственных), по возможностям мобилизации и распределения ресурсов, а также по тем привилегиям, которые эти группы способны извлекать из своих властных позиций. Степень материального благополучия, стиль жизни социальных групп, так же как и ощущаемый ими престиж, связаны здесь с формальными рангами, которые эти группы занимают в соответствующих властных иерархиях. Все прочие различия – демографические и религиозно-этнические, экономические и культурные – играют производную роль.

    Этакратическая система обнаруживается с тем большей силой, чем более авторитарный характер принимает государственное правление.

    6. Социально-профессиональная стратификационная система

    Здесь группы делятся по содержанию и условиям своего труда. Особую роль выполняют квалификационные требования, предъявляемые к той или иной профессиональной роли – обладание соответствующим опытом, умениями и навыками. Утверждение и поддержание иерархических порядков в данной системе осуществляется при помощи сертификатов (дипломов, разрядов, лицензий, патентов), фиксирующих уровень квалификации и способность выполнять определенные виды деятельности. Действенность квалификационных сертификатов поддерживается силой государства или какой-то другой достаточно мощной корпорации (профессионального цеха). Причем сертификаты эти чаще всего по наследству не передаются, хотя исключения в истории встречаются.

    Социально-профессиональное деление является одной из базовых стратификационных систем, разнообразные примеры которой можно найти во всяком обществе со сколь-либо развитым разделением труда.

    Это строй ремесленных цехов средневекового города и разрядная сетка и современной государственной промышленности, система аттестатов и дипломов о полученном образовании, система научных степеней и званий, открывающих дорогу к более престижным рабочим местам.

    7. Классовая стратификационная система

    Классовый подход нередко противопоставляют стратификационному.

    Но для нас классовое членение есть лишь частный случай социальной стратификации. Из множества трактовок понятия “класса” мы остановимся и данном случае на более традиционной – социально-экономической. В данной трактовке классы представляют социальные группы свободных в политическом и правовом отношениях граждан. Различия между группами прежде всего в характере и размерах собственности на средства производства и производимый продукт, а также в уровне получаемых доходов и личного материального благосостояния.

    В отличие от многих предыдущих типов, принадлежность к классам – буржуа, пролетариев, самостоятельных фермеров и т. п. – не регламентируется высшими властями, не устанавливается законодательно и не передается по наследству (передаются имущество и капитал, но не сам статус). В чистом виде классовая система вообще не содержит никаких внутренних формальных перегородок (экономическое преуспевание автоматически переводит вас в более высокую группу).

    Экономически эгалитарные сообщества, где совершенно отсутствует классовая дифференциация, явление довольно редкое и неустойчивое.

    Но на протяжении большей части человеческой истории классовые членения все же носят подчиненный характер. На передний план они выходят, пожалуй, только в буржуазных западных обществах. А наибольших высот классовая система достигает в проникнутых либеральным духом Соединенных Штатах Америки.

    8. Культурно-символическая стратификационная система.

    Дифференциация возникает здесь из различий доступа к социально значимой информации, неравных возможностей фильтровать и интерпретировать эту информацию, способностей быть носителем сакрального знания (мистического или научного). В древности эта роль отводилась жрецам, магам и шаманам, в средневековье – служителям церкви, составляющим основную массу грамотного населения, толкователям священных текстов, в новое время – ученым, технократам и партийным идеологам.

    Претензии на общение с божественными силами, на обладание научной истиной, на выражение государственного интереса существовали всегда и везде. И более высокое положение в данном отношении занимают те, кто имеет лучшие возможности манипулирования сознанием и действиями прочих членов общества, кто лучше других может доказать свои права на истинное понимание, владеет лучшим символическим капиталом.

    Несколько упрощая картину, можно сказать, что для доиндустриальных обществ более характерно теократическое манипулирование; для индустриальных – партократическое; а для пост-индустриальных – технократическое.

    9. Культурно-нормативная стратификационная система.

    Обособление элиты, дифференциация всех средних и низших слоев.

    В крестьянской общине, где формально все равны между собой, существуют “исправные хозяева”, живущие “по обычаю”, “по совести”, и лодыри, отщепенцы, “перекати-поле”.

    Своя нормативная культура, свои образцы поведения и своя “аристократия” есть и на самом “дне”, внутри преступного мира. Появление контркультур и так называемого антиобщественного поведения, кстати, тоже во многом продукт морального регулирования и идеологического контроля, осуществляемых в данном сообществе.

    Заключение.

    Высшие группы во всех стратификационных системах стремятся закрепить свое положение, сделать его не только монопольным, но и передаваемым по наследству. В классовой системе подобное наследование обеспечивается принципом майората (передачи основного имущества старшему наследнику), характерным, скажем, для древней Индии, западной Европы XI-XIII веков или России вплоть до 1917 г. (Остальные родственники в этом случае фактически опускаются вниз по классовой лестнице).

    В этакратической системе чиновник формально не имеет права передать свое кресло и полномочия собственным детям, но он в состоянии путем протежирования обеспечить им столь же завидное место в учреждении аналогичного ранга.

    Положение же в социально-профессиональных, культурно-символических и культурно-нормативных системах зачастую передается реально через образование и воспитание, передачу опыта и секретов мастерства, санкционирование определенных кодексов поведения (профессиональные династии – не единственный, но яркий пример).

    Что же касается физико-генетической системы, то она стоит несколько особняком, ибо наследование здесь происходит часто, но не в результате каких-то социальных механизмов, а чисто биологически.

    Можно отметить, что все девять типов стратификационных систем – не более чем идеальные типы. Любое реальное общество является их сложным смешением, комбинацией. Так, на Руси в XI веке бок о бок сосуществовали холопы, которые мало чем отличались от рабов, закупы, более походившие на крепостных крестьян, и смерды, которые отдаленно напоминали класс свободных землепашцев.

    В реальности стратификационные типы переплетаются, дополняют друг друга. Так, например, социально-профессиональная иерархия в виде официально закрепленного разделения труда не только играет самостоятельную роль, но существенно влияет на структуру практически любой другой стратификационной системы. Примеров же взаимного переплетения стратификационных систем можно привести очень и очень много. Так, например: Уважение к старшим порождается не только их преклонными годами как таковыми, но накопленными многолетним опытом и знаниями, позволяющими им толковать происходящие события.

    Группы, обладающие в обществе наибольшей символической властью, зачастую становятся его высшей кастой (индийские брахманы) или правящим стратом (партийные идеологи).

    Статус богатых представителей общества определяется не просто размерами их частной собственности, но поддерживается особым стилем жизни, недоступным большинству их собратьев.

    Рабовладение, основанное на частной собственности на людей, можно считать формой классовых отношений (государственное рабовладение ближе этакратической системе).

    Профессиональные или чисто физические данные становятся инструментом для выполнения сложных символических ролей (звезды спорта и кинозвезды).

    Отдельные стратификационные системы могут взаимообусловливать друг друга, меняясь местами с течением времени. Например, первоначально в русской истории сословия возникли на основе экономических классов – их профессиональных различий и имущественного расслоения.

    Затем, наоборот, уже классовые различия определяются преимущественно сословной принадлежностью. Так, на примере российской Табели о рангах 1722 г. можно проследить, как сословная система во многом определяет место в этакратической системе, а последняя, в свою очередь, влияет на классово-собственнические позиции (происхождение влияет на служебный ранг, а последний – на материальный достаток).

    Затем на подходе к рубежам XX века сословия и классы становятся все более независимыми друг от друга, во многом существуя параллельно. Например, запись в первую купеческую гильдию происходит здесь уже скорее по неэкономическим причинам (престиж, преодоление ценза оседлости), в то время как множество представителей торгово-промышленных слоев формально к купечеству не принадлежат.

    Таким образом, стратификационные типы надо использовать как взаимодополняющие инструменты, не абсолютизируя одни в ущерб другим.


    Loading…

    student.belreferatov.net

    Научная работа — Типы стратификационных систем

    Контрольная работа на тему:

    ТИПЫ СТРАТИФИКАЦИОННЫХ СИСТЕМ.

    Существует множество стратификационных критериев, по которым можно делить любое общество.

    Выделяют девять типов стратификационных систем ,

    которые, могут быть использованы для описания любого социального организма, а именно:

    1. Физико-генетическая

    2. Рабовладельческая

    3. Кастовая

    4. Сословная

    5. Этакратическая

    6. Социально-профессиональная

    7. Классовая

    8. Культурно-символическая

    9. Культурно-нормативная

    1. Физико-генетическая стратификационная система

    В её основе лежит дифференциация социальных групп по «естественным», социально-демографическим признакам. Здесь отношение к человеку или группе определяется полом, возрастом и наличием определенных физических качеств — силы, красоты, ловкости.

    Соответственно, более слабые, обладающие физическими недостатками считаются ущербными и занимают приниженное общественное положение. Неравенство утверждается в данном случае существованием угрозы физического насилия или его фактическим применением, а затем закрепляется в обычаях и ритуалах.

    2. Рабовладельческая стратификационная система

    Эта система, также основана на прямом насилии. Но неравенство здесь детерминируется не физическим, а военно-юридическим принуждением. Социальные группы различаются но наличию или отсутствию гражданских прав и прав собственности. Определенные социальные группы этих прав лишены совершенно и, более того, наравне с вещами превращены в объект частной собственности. Причем положение это чаще всего передается по наследству и таким образом закрепляется в поколениях.

    Примеры рабовладельческих систем весьма разнообразны. Это и античное рабство, где число рабов порою превышало число свободных граждан, и холопство на Руси времен «Русской правды», это и плантационное рабство на юге Североамериканских Соединенных штатов до гражданской войны 1861-1865 гг.

    3. Кастовая стратификационная система

    В ее основе лежат этнические различия, которые, в свою очередь, закрепляются религиозным порядком и религиозными ритуалами. Каждая каста представляет собой замкнутую, насколько это возможно, эндогамную группу, которой отводится строго определенное место в общественной иерархии. Это место появляется в результате обособления особых функций каждой касты в системе разделения труда. Существует четкий перечень занятий, которыми члены этой касты могут заниматься: жреческие, воинские, земледельческие. Поскольку положение в кастовой системе передается по наследству, возможности социальной мобильности здесь крайне ограничены. И чем сильнее выражена кастовость, тем более закрытым оказывается данное общество.

    4. Сословная стратификационная система

    В этой системе группы различаются юридическими правами, которые, в свою очередь, жестко связаны с их обязанностями и находятся в прямой зависимости от этих обязанностей. Причем последние подразумевают обязательства перед государством, закрепленные в законодательном порядке. Одни сословия обязаны нести ратную или чиновничью службу, другие — «тягло» в виде податей или трудовых повинностей.

    5. Этакратическая стратификационная система

    В ней дифференциация между группами происходит, в первую очередь, по их положению во властногосударственных иерархиях (политических, военных, хозяйственных), по возможностям мобилизации и распределения ресурсов, а также по тем привилегиям, которые эти группы способны извлекать из своих властных позиций. Степень материального благополучия, стиль жизни социальных групп, так же как и ощущаемый ими престиж, связаны здесь с формальными рангами, которые эти группы занимают в соответствующих властных иерархиях. Все прочие различия — демографические и религиозно-этнические, экономические и культурные — играют производную роль.

    Этакратическая система обнаруживается с тем большей силой, чем более авторитарный характер принимает государственное правление.

    6. Социально-профессиональная стратификационная система

    Здесь группы делятся по содержанию и условиям своего труда. Особую роль выполняют квалификационные требования, предъявляемые к той или иной профессиональной роли — обладание соответствующим опытом, умениями и навыками. Утверждение и поддержание иерархических порядков в данной системе осуществляется при помощи сертификатов (дипломов, разрядов, лицензий, патентов), фиксирующих уровень квалификации и способность выполнять определенные виды деятельности. Действенность квалификационных сертификатов поддерживается силой государства или какой-то другой достаточно мощной корпорации (профессионального цеха). Причем сертификаты эти чаще всего по наследству не передаются, хотя исключения в истории встречаются.

    Социально-профессиональное деление является одной из базовых стратификационных систем, разнообразные примеры которой можно найти во всяком обществе со сколь-либо развитым разделением труда.

    Это строй ремесленных цехов средневекового города и разрядная сетка и современной государственной промышленности, система аттестатов и дипломов о полученном образовании, система научных степеней и званий, открывающих дорогу к более престижным рабочим местам.

    7. Классовая стратификационная система

    Классовый подход нередко противопоставляют стратификационному.

    Но для нас классовое членение есть лишь частный случай социальной стратификации. Из множества трактовок понятия «класса» мы остановимся и данном случае на более традиционной — социально-экономической. В данной трактовке классы представляют социальные группы свободных в политическом и правовом отношениях граждан. Различия между группами прежде всего в характере и размерах собственности на средства производства и производимый продукт, а также в уровне получаемых доходов и личного материального благосостояния.

    В отличие от многих предыдущих типов, принадлежность к классам — буржуа, пролетариев, самостоятельных фермеров и т. п. — не регламентируется высшими властями, не устанавливается законодательно и не передается по наследству (передаются имущество и капитал, но не сам статус). В чистом виде классовая система вообще не содержит никаких внутренних формальных перегородок (экономическое преуспевание автоматически переводит вас в более высокую группу).

    Экономически эгалитарные сообщества, где совершенно отсутствует классовая дифференциация, явление довольно редкое и неустойчивое.

    Но на протяжении большей части человеческой истории классовые членения все же носят подчиненный характер. На передний план они выходят, пожалуй, только в буржуазных западных обществах. А наибольших высот классовая система достигает в проникнутых либеральным духом Соединенных Штатах Америки.

    8. Культурно-символическая стратификационная система.

    Дифференциация возникает здесь из различий доступа к социально значимой информации, неравных возможностей фильтровать и интерпретировать эту информацию, способностей быть носителем сакрального знания (мистического или научного). В древности эта роль отводилась жрецам, магам и шаманам, в средневековье — служителям церкви, составляющим основную массу грамотного населения, толкователям священных текстов, в новое время — ученым, технократам и партийным идеологам.

    Претензии на общение с божественными силами, на обладание научной истиной, на выражение государственного интереса существовали всегда и везде. И более высокое положение в данном отношении занимают те, кто имеет лучшие возможности манипулирования сознанием и действиями прочих членов общества, кто лучше других может доказать свои права на истинное понимание, владеет лучшим символическим капиталом.

    Несколько упрощая картину, можно сказать, что для доиндустриальных обществ более характерно теократическое манипулирование; для индустриальных — партократическое; а для пост-индустриальных — технократическое.

    9. Культурно-нормативная стратификационная система.

    Обособление элиты, дифференциация всех средних и низших слоев.

    В крестьянской общине, где формально все равны между собой, существуют «исправные хозяева», живущие «по обычаю», «по совести», и лодыри, отщепенцы, «перекати-поле».

    Своя нормативная культура, свои образцы поведения и своя «аристократия» есть и на самом «дне», внутри преступного мира. Появление контркультур и так называемого антиобщественного поведения, кстати, тоже во многом продукт морального регулирования и идеологического контроля, осуществляемых в данном сообществе.

    Заключение.

    Высшие группы во всех стратификационных системах стремятся закрепить свое положение, сделать его не только монопольным, но и передаваемым по наследству. В классовой системе подобное наследование обеспечивается принципом майората (передачи основного имущества старшему наследнику), характерным, скажем, для древней Индии, западной Европы XI-XIII веков или России вплоть до 1917 г. (Остальные родственники в этом случае фактически опускаются вниз по классовой лестнице).

    В этакратической системе чиновник формально не имеет права передать свое кресло и полномочия собственным детям, но он в состоянии путем протежирования обеспечить им столь же завидное место в учреждении аналогичного ранга.

    Положение же в социально-профессиональных , культурно-символических и культурно-нормативных системах зачастую передается реально через образование и воспитание, передачу опыта и секретов мастерства, санкционирование определенных кодексов поведения (профессиональные династии — не единственный, но яркий пример).

    Что же касается физико-генетической системы , то она стоит несколько особняком, ибо наследование здесь происходит часто, но не в результате каких-то социальных механизмов, а чисто биологически.

    Можно отметить, что все девять типов стратификационных систем — не более чем идеальные типы. Любое реальное общество является их сложным смешением, комбинацией. Так, на Руси в XI веке бок о бок сосуществовали холопы, которые мало чем отличались от рабов, закупы, более походившие на крепостных крестьян, и смерды, которые отдаленно напоминали класс свободных землепашцев.

    В реальности стратификационные типы переплетаются, дополняют друг друга. Так, например, социально-профессиональная иерархия в виде официально закрепленного разделения труда не только играет самостоятельную роль, но существенно влияет на структуру практически любой другой стратификационной системы. Примеров же взаимного переплетения стратификационных систем можно привести очень и очень много. Так, например: Уважение к старшим порождается не только их преклонными годами как таковыми, но накопленными многолетним опытом и знаниями, позволяющими им толковать происходящие события.

    Группы, обладающие в обществе наибольшей символической властью, зачастую становятся его высшей кастой (индийские брахманы) или правящим стратом (партийные идеологи).

    Статус богатых представителей общества определяется не просто размерами их частной собственности, но поддерживается особым стилем жизни, недоступным большинству их собратьев.

    Рабовладение, основанное на частной собственности на людей, можно считать формой классовых отношений (государственное рабовладение ближе этакратической системе).

    Профессиональные или чисто физические данные становятся инструментом для выполнения сложных символических ролей (звезды спорта и кинозвезды).

    Отдельные стратификационные системы могут взаимообусловливать друг друга, меняясь местами с течением времени. Например, первоначально в русской истории сословия возникли на основе экономических классов — их профессиональных различий и имущественного расслоения.

    Затем, наоборот, уже классовые различия определяются преимущественно сословной принадлежностью. Так, на примере российской Табели о рангах 1722 г. можно проследить, как сословная система во многом определяет место в этакратической системе, а последняя, в свою очередь, влияет на классово-собственнические позиции (происхождение влияет на служебный ранг, а последний — на материальный достаток).

    Затем на подходе к рубежам XX века сословия и классы становятся все более независимыми друг от друга, во многом существуя параллельно. Например, запись в первую купеческую гильдию происходит здесь уже скорее по неэкономическим причинам (престиж, преодоление ценза оседлости), в то время как множество представителей торгово-промышленных слоев формально к купечеству не принадлежат.

    Таким образом, стратификационные типы надо использовать как взаимодополняющие инструменты, не абсолютизируя одни в ущерб другим.

    www.ronl.ru