Социология конта кратко – CGI script error

2. 2. Социология о. Конта

В истории общественной мысли французский ученый Огюст Конт (1798 — 1857) известен прежде всего как родоначальник позитивистской философии и позитивистской социологии, направленных на освобождение науки от умозрительной философии (метафизики) и теологии.

Как же конкретно обосновывает О. Конт необходимость и возможность появления социологии как новой науки? В системе О. Конта это обоснование осуществляется на основе сформулированного им закона о трех последовательных стадиях интеллектуального развития человека: теологической (или фиктивной), метафизической (или абстрактной) и научной (или позитивной). На первой, теологической стадии, человек объясняет все явления на основе религиозных представлений, оперируя понятием сверхъестественного. На второй,

метафизической стадии, он отказывается от апелляции к сверхъестественному и пытается все объяснить при помощи абстрактных сущностей, причин и других философских абстракций. Задача второй стадии — критическая. Разрушая прежние представления, она подготавливает третью стадиюнаучную или позитивную. На этой стадии человек перестает оперировать абстрактными сущностями, отказывается раскрывать причины явлений и ограничивается наблюдением за явлениями и фиксированием постоянных связей, которые могут устанавливаться между ними.

Переход от одной стадии к другой в разных науках совершается последовательно, но не одновременно. И здесь действует один принцип — от простого к сложному, от высшего к низшему. Чем проще объект изучения, тем быстрее там устанавливается позитивное знание. Поэтому как наука сначала рождается физика, затем химия, а после химии — биология. О.Конт считал, что для завершения системы наук наблюдения человеческому разуму остается основать

«социальную физику» (так он вначале называл социологию).

В контовской классификации наук социология следует за биологией. Она также изучает деятельное существо (индивиды и общество). Каждое деятельное существо в научных концепциях должно быть представлено статически и динамически. Но в отличие от биологии, социология рассматривает действующих и способных действовать индивидов как социальные образования, т.е. в контексте взаимодействия с себе подобными.

Итак, социология — это вершина позитивного знания. Она опирается в своих исследованиях на «позитивный метод», который означает опору теоре­тического анализа на совокупность эмпирических данных, собранных в наблюдении, экспериментах и сравнительном исследовании, данных — надежных, проверенных, не вызывающих сомнения.

Саму социологию О. Конт подразделял на две основные части: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия и законы функционирования общественной системы. В этом разделе социологии Конта рассматриваются основные общественные институты: семья, государство, религия с точки зрения их общественных функций, их роли в установлении согласия и солидарности.

Социальная статика, по Конту, — это, по сути дела, анатомия общества, теория общественного порядка, наилучшей организации общества, достижения социальной гармонии (консенсуса).

Общество он сравнивает с живым организмом, имеющим различные органы, которые выполняют свои специфические функции. Но точно так же, как нельзя рассматривать функционирование любого отдельного органа в отрыве от целостного организма, так и в обществе как социальной системе нельзя правильно понять отдельные его структурные элементы вне его целостности. В соотношении и взаимодействии общества и личности главным, исходным для Конта служит первое, т.е. не индивиды создают общество, а общество определяет социальную природу личности.

Анатомически препарируя общество на отдельные социальные структурные элементы, институты, О.Конт особо выделяет семью, государство и религию как то, что играет важнейшую роль в обеспечении органического единства общества. Он считает, что именно семья, а не индивид, составляет ту простейшую единицу, из которых складывается общество, а одной из важнейших функций семьи является воспитание молодого поколения в духе альтруизма, преодоления врожденного эгоизма, индивидуализма.

Государство, по Конту, — это блюститель общественного порядка, выразитель «общественного духа», стоящий на страже социальной солидарности и борющийся против тенденций коренного расхождения идей, чувств и интересов в обществе. Без этого невозможен общественный прогресс. Поэтому следование общественному порядку, подчинение государству и его установлениям, считает Конт, это священный долг любого члена общества. Но единство общества, всего человечества в идеале должно базироваться прежде всего на духовном, моральном единстве. И здесь особенно велика, на взгляд Конта, роль религии, религиозных убеждений, образующих фундаментальную основ социального порядка: рушится вера, распадаются и социальные связи.

В социальной динамике О. Конт развивает теорию общественного прогресса, решающим фактором которого, по его мнению, выступает духовное, умственное развитие человечества.

Социальная динамика О.Конта — это позитивная теория общественного развития. Не отрицая определенную роль в этом и других факторах, которые Конт именовал вторичными (например, климат, раса, прирост населения, разделение труда), безусловный приоритет он отдавал первичным духовным, умственным. Поэтому характер общества на каждом историческом этапе и направление его развития определяются у Конта «состоянием человеческих умов».

Трем указанным выше ступеням умственного развития человечества — теологической, метафизической и позитивной — соответствуют и три стадии исторического прогресса. Первая — теологическая — охватывает древность и раннее средневековье вплоть до XIII в. Она характеризуется господством религиозного мировоззрения, военно-авторитарными политическими режимами во главе с жрецами и военными. Вторая — метафизическая — охватывает XIV — XVIII вв., для которых характерен переход от одного старого, разрушающегося общественного порядка к новому, в связи с чем эта стадия именовалась О.Контом как критическая, переходная. Сыграв положительную роль в разрушении теологизма, в ниспровержении «реакционной, ретроградной аристократии», эта эпоха, отмечал Конт, в свою очередь, породила другую крайность — революцию, «анархическую республику», индивидуализм, либерализм, демократию, выступающие как главное препятствие нормальному развитию общества.

На третьей, высшей — позитивной — стадии, начавшейся в XIX столетии, вместе с утверждением позитивного, научного сознания, согласно контовской социальной дина­мике, наступает расцвет промышленности, науки, полностью уходят в прошлое военный дух и милитаристский образ жизни, на смену аристократии приходит социократия, принципы построения, функционирования и развития которой разрабатываются особой прикладной наукой, базирующейся на социологии, — позитивной политикой. На место старой, традиционной религии с богом приходит позитивизм как «религия человечества» с ее проповедью всеобщей любви и поклонения личности, обществу, человечеству. Управлением же хозяйством должны быть заняты промышленники и технические специалисты. В осуществлении идеалов позитивной политики важную роль О. Конт отводил пролетариату при условии его отказа от социалистических взглядов и попыток покушения на священную частную собственность.

Значение социологии О.Конта определяется прежде всего тем, что он впервые: обосновал необходимость научного подхода к изучению общества и возможность познания

законов его развития; определил социологию как особую науку, опирающуюся на наблюдение; поставил вопрос о проведении эмпирических исследований в данной науке; обосновал закономерный характер развития истории, общие контуры социальной структуры и ряда важнейших институтов общества.

Однако О.Конту не удалось достаточно четко определить предмет и метод новой науки; в его трудах — характерная для позитивизма недооценка значения общей теории и абсолютизация роли изучения отдельных социальных фактов, эмпиризм, неправомерная аналогия социальных явлений, процессов и законов с теми, что изучаются в естествознании.

studfiles.net

1.Огюст Конт основоположник социологии

СЕМИНАР ПО СОЦИОЛОГИИ

Так, основоположник позитивизма Огюст Конт (1798-1857) реформируя систему общественного знания предложил новую науку об обществе — социологию. Конт предложил создать такую науку и первоначально назвал ее социальной физикой, предполагая, что она как и в физике следует изучать общество накапливая факты убедительно позволяющие делать правильные выводы. Чуть позже Конт предложил другое название — социология (соци — общество, лог — знание, наука). Он считал, что главным методом, инструментом, с помощью которого ученые будут изучать общество — наблюдение, сравнение (в том числе историческое сравнение) и эксперимент. Он надеялся, что социология поможет правительству правильно, учитывая все последствия проводимых реформ, в управлении обществом. Система наук, по Конту, представляет порядок, выражающийся в логической форме исторический процесс развития знания от простого к сложному, от низшего к высшему, об общего к специфическому. Конт выдвигал к социологии требование — изучать законы явлений, а не искать трансцендентных причин, основывать достоверность своих выводов на фактах и на связи, а не на философской интерпретации. У Конта социальный закон — это закон трех стадий исторического развития, согласно которому все познание проходит три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную стадию (научную). Установки Конта на понимание социологии как социальной физики, ориентируется на методы биологии, физики и т.д. последователи его также пытались понять социальное через биологическое. Конт делил социологию на две части: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия и законы функционирования общественной системы в состоянии целостности и равновесия всех элементов, в этом разделе рассматриваются основные общественные институты (семья, государство, религия и т.д.) и их функции и роли в установлении согласия в обществе. При этом основным законом Конт считал закон социальной гармонии. Социальная динамика рассматривала общество в движении, развитие —это теория общественного прогресса, решающим фактором которого выступает духовное развитие человечества. Здесь основным законом Конт считал — закон смены социальных состояний. Конт создал методологическую базу социологии. Основными методами по Конту являлись: наблюдение социальных фактов, эксперимент, сравнительный метод (он имел в виду сравнение жизни различных групп, наций и т.д.) Основной тезис Конта — необходимость строгой проверки тех положений, которые социология рассматривала. Подлинными знаниями он считал те, которые получены не теоретическим путем, а путем социального эксперимента. Установки Конта на понимание социологии как социальной физики, ориентации на методы биологии, физики и т.д. нашли последователей. Большинство социологических школ 19 в. стремились понять социальное через биологическое и поэтому это направление получило название в истории социологии название — натуралистической социологии. Конт значительно ускорил процесс научного познания. Но у Конта наука оставалась все еще разновидностью социальной философии. Несомненно, что наука об обществе обрела свое название благодаря Конту. Однако социология обрела свое достойное место только спустя почти целый век.

studfiles.net

Социология О. Конта

Закон трех стадий интеллектуального развития человечества (по Конту)

Введение

Французский ученый и философ, позитивист, энциклопедически образованный мыслитель Огюст Конт (1798 – 1857) стал основателем социологии как самостоятельной и целостной науки об обществе. Именно он ввел в оборот само понятие «социология», обозначающее учение об обществе, которое он нередко называл еще социальной философией. Конт также пользовался понятиями «социальная статика» для истолкования структуры общества и «социальная динамика», с помощью которого раскрывал механизм функционирования и развития общества. В итоге он разработал целую систему понятий, вошедших в созданную им социологию, посредством которых он выразил и обосновал свои взгляды на общество и исторический процесс. Конт выступал против того, чтобы считать общество простой совокупностью индивидов, которые рассматривались многими мыслителями как своего рода «социальные атомы», существующие чуть ли автономно по отношению друг к другу. Согласно такому пониманию, развитие отдельных людей как бы предшествует развитию общества. Чем более развиты отдельные индивиды с точки зрения их способностей к производственной, духовной и иной деятельности, нравственных, политических и иных качеств, тем, следовательно, совершеннее будет общество. Значит, чтобы развивать общество, надо прежде всего развивать отдельных людей. Следовательно, общество если не во всем, то во многом формирует людей по своему образу и подобию. И чтобы изменить людей, сделать их более совершенными и гармонично развитыми, надо изменить само общество, но лишь как социальный субъект, а не как автономно развивающаяся и свободная в своих действиях личность. Он действует на основе и в пределах общества, на базе выработанных в обществе правил и норм поведения, выполнение которых общество обеспечивает через соответствующие социально-политические и другие институты.

Закон трех стадий интеллектуального развития человечества (по Конту)

Конт поставил и решал проблему функционирования и развития общества как целостного социального организма. Согласно его взглядам, общество определяет развитие и деятельность всех составляющих его субъектов, будь то личность, сословие или класс, упоминания о которых часто встречались в его работах.

Центральным звеном философско-социологических взглядов О.Конта является открытый им, как сам он писал «великий основной закон интеллектуальной эволюции человечества». Об открытии этого закона он возвещает на первых же страницах «Курса позитивной философии», а также в других своих работах.

Таким образом, исследуя ход развития человеческого ум в различных областях, Конт вывел закон 3-х стадий его развития, или 3-х различных теоретических состояний:

· теологического;

· метафизического;

· позитивного.

Это значит, что человеческий разум в силу своей природы пользуется сначала теологическим (религиозным) мышлением, где открыто господствует спонтанно возникающие функции, не имеющие доказательств. Затем метафизическим (философским, абстрактно теоретическим) мышлением, с привычным преобладанием абстракций или сущностей, принимаемых за реальность. И, наконец, позитивным (научным) методом мышления. Каждое из этих трех состояний образует основу всей социальной организации и пронизывает все стороны общественной жизни. По мнению Огюста Конта, от общего состояния человеческого знания зависит и состояние техники, ремесел, промышленности и т.п. Закон трех стадий исторического развития одновременно является и законом развития всего человечества.

Предшествующее состояние умственного развития является необходимым условием развития последующего. Последовательность достижения различными отраслями знаний позитивного состояния соответствует разнообразной природе явлений и определяется степенью их «общности, простоты и взаимной зависимости». Система наук, по Конту, представляет порядок, выражающий в логической форме исторический процесс развития знания от простого — к сложному, от низшего — к высшему, от общего к специфическому. Каждая ступень в развитии знания — наука более высокого порядка — подразумевает предыдущую как свою необходимую предпосылку, которая однако, недостаточна для объяснения специфического содержания науки более высокой ступени. Поэтому как наука сначала рождается математика, затем астрономия, физика, химия, а после нее биология. Огюст Конт считал, что для завершения системы наук наблюдения человеческому разуму остается основать «Социальную физику» (так он вначале называл социологию).

В контовской классификации наук социология следует за биологией. Она также изучает деятельное существа (индивиды и общество). Из общей схемы следует, что социология основывается на основах биологии и без них невозможна, но имеет «сверх того нечто своеобразное, видоизменяющее влияние этих законов и вытекающее из взаимодействия индивидов друг на друга. Это взаимодействие особенно осложняется в человеческом роде вследствие воздействия каждого поколения на последующее». Это положение взято из «Курса позитивной философии». Поэтому, социолог, наблюдающий за общественной жизнью как бы со стороны, должен стараться быть бесстрастным наблюдателем, хотя такого состояния полностью достичь ему никогда не удастся, так как мыслящий человек не может «раздвоиться» на рассуждающего и наблюдающего за рассуждениями. Социолог должен прежде всего наблюдать за состоянием общественных идей и мнений как социальных явлений.

Социология, по Конту, есть наука о мыслительной деятельности. Человек познает разум только при условии наблюдения за его деятельностью и его творениями на протяжении истории и в обществе. Разум человека не может быть познан ни путем интроспекции, как у психологов, ни методом рефлективного анализа, как у Канта.

Саму социологию Конт подразделял на две основные части — социальную статику и социальную динамику. Первая — призвана изучать условия существования и законы функционирования социологических систем; вторая — законы их развития и изменения.

Социальная статика, по Конту, — это, по сути дела, анатомия общества, теория общественного порядка, наилучшей организации общества, достижения социальной гармонии (консенсуса). Общество он сравнивает с живым организмом, имеющим различные органы, которые выполняют свои специфические функции. Но точно также, как нельзя рассматривать функционирование любого отдельного органа в отрыве от целостного живого организма, так и в обществе как социальной системе нельзя правильно понять отдельные его структурные элементы вне его целостности. То есть нельзя изучать политику и государство вне рамок всего общества, взятого в данный момент. В соотношении и взаимодействии общества и личности главным, исходным для Конта служит первое, а не второе: не индивиды создают общество, а общество определяет социальную природу личности.

Анатомически препарируя общество на отдельные социальные структурные элементы, институты, О.Конт особо выделяет семью, государство и религию как то, что играет важнейшую роль в обеспечении органического единства общества, всего человечества. Он считает, что именно семья, а не индивид, составляет ту простейшую единицу, из которых складывается общество.

Человек, по его мнению, изначально преимущественно эгоистичен, хотя в его природе наряду с «эгоистически-личностным» имеется и неэгоистическое, «социальное» начало. И вся история человечества у О.Конта представляет собой постепенное преодоление эгоистических наклонностей человека: на ранних этапах развития человечества явно преобладали эгоистические инстинкты людей, которые затем все больше преодолеваются по мере индустриального развития общества, что, в свою очередь ,приведет к распространению и утверждению альтруистических начал в обществе. Одной из важнейших функций семьи как раз и является воспитание молодого человека в духе альтруизма, преодоления врожденного эгоизма, индивидуализма.

Социальная динамика О.Конта — это позитивная теория общественного развития — имеет более историко-философский, нежели социологический характер. Основную идею социальной динамики он видел в постепенном развитии, эволюции человечества. Не отрицая определенную роль в этом и других факторов, которые Конт именовал вторичными (например, раса, климат, прирост населения, разделение труда), безусловный приоритет он отдавал первичным — духовным , умственным. Поэтому характер общества на каждом историческом этапе и направление его развития определяются у Конта «состоянием человеческих умов». Он отмечал, «история человеческого ума выступает естественную и постоянную руководительницею всего исторического изучения человечества». Таким образом, закон трех стадий умственного развития (миросозерцания) становится у Конта главным, самым общим и основным законом всей эволюции человечества.

Значение социологии О.Конта определяется прежде всего тем, что он сумел довольно полно синтезировать основные социально-философские идеи и практические потребности своего времени. Он впервые:

· обосновал необходимость научного подхода к изучению общества и возможность познания законов его развития;

· определил социологию как особую науку, опирающуюся на наблюдение;

· поставил вопрос о проведении эмпирических исследований в данной науке;

· обосновал закономерный характер развития истории, общие контуры социальной структуры и ряда важнейших институтов общества.

Критикуя умозрительный, чисто абстрактный подход к изучению общественной жизни, апеллируя к положительному, опытному знанию к историко-сравнительному методу исследования, признавая эволюционный характер социальных процессов и их закономерность, он оказал сильное влияние на формирование социологии как самостоятельной сферы научного знания.

mirznanii.com

Социологическая концепция Огюста Конта — Мегаобучалка

Для понимания специфики социологии нужно учесть, что она возникла в конкретной исторической ситуации первой половины 19 века, в условиях стабильного капитализма во Франции и Англии и зрелого “третьего” сословия, которое не довольствовалось существующим знанием об обществе. Возникновение социологии как самостоятельной науки было подготовлено развитием психологии, антропологии, частных областей права и т. д. Прямое влияние на становление социологии оказала немецкая классическая философия, политическая экономия в ее английском и немецких вариантах, а также социалистическая теория французских философов Сен-Симона и Фурье, в которой ведущая роль в переустройстве общества отводилась новой социальной науке, объективной и точной, созданной по аналогии с естествознанием.

Ученик Сен-Симона и его последователь на первых порах — таким предстает родоначальник социологии французский философ Огюст Конт(1798-1857). Именно О. Конт дал название новой для того времени науки, разработал основополагающие методологические принципы социологии как науки, объединяющей естественнонаучное социальное знание. Первенство в этом единении Конт отдавал методологии естествознания, прежде всего физики и биологии, которые в этот период развиваются наиболее успешно.

Конту принадлежит заслуга в обосновании принципов социологии, как указывалось выше, таких как эмпиризм, верификация (от позднелатинского verificatio — подтверждение, доказательство), физикализм, позитивизм.

Принцип эмпиризма выдвигал вопрос о социальном эксперименте и его особенностях. Он разъяснял, что “эмпиризм означает, что единственным источником истинной науки о мире является опыт. Позитивизм — что предметом его являются только факты, а не трансцендентальное бытие или мнимая сущность вещи… физикализм — … что совершенными понятиями являются те, которые создала физика, и что к ним можно и нужно сводить всё научное значение”(О. Конт). Это значит, что Конт ориентировал социологию на исследования по образцам естественных наук, особенно физики.



В то же время, ученый подчеркивал, что в отличие от естественных наук, изучающих отдельные явления природы, социология должна изучать общество в целом, общественную систему, социальные явления во взаимосвязи с общественной жизнью. Значительное внимание Конт уделял методам социологического исследования, которые сохраняют актуальность до сего дня: наблюдение, эксперимент, сравнение, опрос.

Новая социальная наука, по Конту, исследует общество с точки зрения статики и динамики. В статике общество подчиняется законам “порядка” и ”прогресса”. В своей совокупности явления, изучаемые в социальной статике, образуют организм со множеством сложных систем. Задача социальной статики — изучение семьи, человека, условий жизни, в которых он действует.

Социальная динамика должна выяснять, что является движущейсилой в развитии общества. В изложении Конта, такими силами являются: экономические, природные условия, климат, географическая среда, а также взгляды, идеи, мышление, сознание людей. Социальная динамика, по Конту, описывается так называемым “законом трёх стадий”, который является отдалённым аналогом движения в истории общественного и научного сознания. Конт делит историю общества на три стадии: 1)теологическую, 2)метафизическую и 3)позитивную. Что явилось критерием для деления общества в определении этих стадий? Критерием явился характер господствующих идей.

Теологической стадией Конт называет определенный период в развитии общества, вплоть до 17-18 веков, когда в нем господствовала религия. Основной господствующей силой идейного характера в это время была религия. На этой стадии человеческий разум стремится найти начальные либо конечные причины явлений. Человеческий разум стремится к абсолютному знанию. Эта стадия была необходима для своего времени, т.к. обеспечивала предварительное развитие человеческой социальности и рост умственных сил.

Вторая стадия — метафизическая. В обществе господствуют олицетворенные абстракции, метафизические концепции, к которым Конт относит революционные теории и материалистическую философию. Критикуя эти концепции, он выражал свое несогласие с положениями марксизма, особенно его учения о классовой борьбе. На этой стадии умозрительная часть очень велика “вследствие упорного стремления аргументировать вместо того, чтобы наблюдать”. По его мнению, метафизическое мышление по своей природе является критическим, разрушительным.

Третья стадия — позитивная. Конт считает, что обществу нужен такой этап, когда развивалась бы только позитивная наука. Это положит конец спекулятивным системам как религиозного, так и философского толка. В этот период должны господствовать естественные науки, развиваться социология, изучающая общество во всех проявлениях на основе принципов: эмпиризма, физикализма, позитивизма.

На позитивной стадии, по мнению Конта, действует закон постоянного подчинения воображения наблюдению. На этой стадии ум отказывается от недоступного определения конечных причин и сущностей (абстракций) и вместо этого обращается к простому исследованию законов, т.е. постоянных отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями. Знание этих законов необходимо, чтобы учитывать и предвидеть их действие. Истинная наука, говорил Конт, сочетает наблюдение и предвидение, которое “составляет во всех отношениях главную черту положительной науки”. Предшествующий этап развития является, с точки зрения Конта, необходимым условием развития последующего.

Общественное развитие Конт связывал с моралью, а потому “моральное возрождение” считал “основой всякого дальнейшего прогресса человечества и по существу более важным, чем экономическое и политическое развитие общества”. Социальный идеал Конта — гармония и согласие между членами общества. он выступал против преобразований в обществе посредством революции: общество, считал Конт, должно развиваться эволюционно. Основной элемент, из которого и по образцу которого строится общество, — это семья, считал Конт. Он называл семью самым маленьким обществом, она — школа социальной жизни, в которой индивид учится повиноваться и управлять.

Основные труды О. Конта. “Курс позитивной философии” в 6-ти томах; “Система позитивной политики, или Социологический трактат об основах религии человечества” в 4-х томах; “Завещание Огюста Конта” — в 4-х томах (посмертное издание).

Таким образом, Огюст Конт известен в истории общественной мысли как создатель нового направления в философии — позитивизма, как родоначальник социологии. Он первый обосновал необходимость появления такой науки как социология, обозначил объект и предмет, а также принципы и методы социологии; понятийный аппарат социологии и др.

megaobuchalka.ru