Социологический метод – «Социологические методы исследования. Методы социологии Метод определяется как способ, совокупность приемов изучения объекта. Его также определяют как.». Скачать бесплатно и без регистрации.

Социологический метод — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Социологический метод

Cтраница 1

Социологический метод представляет собой совокупность приемов конкретных социологических исследований, направленных на сбор и анализ эмпирических данных, отражающих реальное состояние коммуникативных процессов в обществе. Методы социологических исследований ( опросы, анкетирование, эксперименты, статистический анализ, математическое моделирование) позволяют собрать богатый фактический материал и на его основе изучать социально-коммуникационные процессы и явления. Широкое применение социологический метод находит при исследовании процессов массовой коммуникации, особенно в таких областях, как изучение социально-культурной специфики информационных процессов, изучение средств массовой коммуникации и степени их воздействия на общественное сознание, исследование процессов взаимодействия СМИ с общественными структурами.  [1]

Социологический метод осуществляется фактическими или потенциальными потребителями продукции.  [2]

Социологический метод заключается в составлении, распространении и анализе анкетных данных относительно показателей качества продукции. Использование этого метода на практике требует разработки научно обоснованной системы опроса и создания математических методов обработки информации, поступающей от потребителя.  [3]

Социологический метод основан на определении показателей качества продукции ее фактическими или потенциальными потребителями с помощью анкет-вопросников. Точность социологического метода повышается в связи с расширением круга опрашиваемых потребителей, но в отличие от экспертного метода при данном методе не требуется специальной подготовки экспертов.  [4]

Социологический метод определения свойств продукции предусматрива-ет определение качества на основе сбора и анализа мнений фактических или потенциальных потребителей. Сбор мнений осуществляется путем опросов, анкетирования, организации покупательских конференций, дегустацией. Правильно ориентированный опрос или анкетирование позволяют выявить основные направления совершенствования качества и предпочтительные значения свойств продукции с точки зрения потребителей.  [5]

Социологический метод измерения показателей качества строится на массовых опросах населения или отдельных его социальных групп, члены которых тем самым выступают в качестве экспертов. Этот метод требует научно обоснованных систем сбора и обработки информации, предполагающих широкое применение средств автоматики и вычислительной техники.  [6]

Цель социологического метода — выявление в совокупном предмете социальных наук чистых форм социации, или общения, за которым должны последовать их систематизация, психологическое обоснование и описание в историческом развитии.  [7]

Характеристике социологического метода мы уделим особое внимание, так как именно этот метод в первую очередь отличает социологическое познание общественной жизни от философского, исторического, этнографического и т.п. и, на наш взгляд, во многом определяет особую роль социологии в развитии современного обществознания.  [8]

Общая характеристика социологического метода заключается в том, что наша наука стремится добыть знание ( а не формировать оценочное сознание) о социальных явлениях в соответствии с высшими критериями научности, но с учетом особенностей социальной жизни. Ведь очень часто как на ранних этапах развития социологии, так и в недавнем прошлом ( позитивизм и неопозитивизм) положительное стремление соответствовать критериям научного знания ( а эталоном такого знания считалось знание естественнонаучное) приводило к нивелированию, отрицанию специфики социального знания вообще.  [9]

Важное значение социологических методов изучения библиотечного фонда состоит в том, что они дают точное представление об использовании фонда библиотеки ее читателями, об их отношении к собранным в библиотеке изданиям. Это отношение проявляется через читательские интересы и запросы. Социологические методы позволяют как бы посмотреть на фонд глазами читателей.  [10]

Имеется немало противников социологических методов сбора информации.  [11]

Для оценки качества продукции иногда применяют социологический метод, основанный на анализе мнений о продукции путем устного опроса, анкетирования, проведения конференций.  [12]

Инспекционный контроль может осуществляться с использованием социологических методов.  [13]

Сравним теперь эти рассуждения со стороны их социологического метода.  [14]

Особое значение придается цивилизации в интерпретациях представителей органистически-биологистического социологического метода.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Основные методы социологического исследования

Социологическое исследование – это своеобразная система организационно-технических процедур, благодаря которым можно получить научные знания о социальных явлениях. Это система теоретических и эмпирических процедур, которые собраны в методы социологического исследования.

Виды исследований

Прежде чем приступить к рассмотрению основных методов социологического исследования, стоит изучить их разновидности. В основном исследования делятся на три большие группы: по целям, по продолжительности и глубине анализа.

По целям социологические исследования делятся на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные определяют и изучают социальные тенденции и закономерности общественного развития. Результаты этих исследований помогают решать сложные проблемы. В свою очередь, прикладные изучают конкретные объекты и занимаются решением определенных проблем, что не носят глобального характера.

Все методы социологического исследования отличаются друг от друга своей продолжительностью. Так, существуют:

  • Долгосрочные исследования, которые длятся более 3 лет.
  • Среднесрочные сроком действия от полугода до 3 лет.
  • Краткосрочные длятся от 2 до 6 месяцев.
  • Экспресс-исследования проводятся очень быстро — от 1 недели до 2 месяцев максимум.

Также исследования отличаются своей глубиной, делясь при этом на поисковые, описательные и аналитические.

Поисковые исследования считаются самыми простыми, их применяют, когда предмет исследования еще не изучен. Они имеют упрощенный инструментарий и программу, чаще всего используются в предварительных этапах более масштабных исследований, чтобы поставить ориентиры, о чем и где именно собирать информацию.

Благодаря описательным исследованиям ученые получают целостное представление об изучаемых явлениях. Их проводят, основываясь на полной программе выбранного метода социологического исследования, используя детально разработанный инструментарий и большое количество людей для проведения опросов.

Аналитические исследования описывают социальные явления и причины их возникновения.

О методологии и методах

В справочниках часто встречается такое понятие, как методология и методы социологического исследования. Для тех, кто далек от науки, стоит объяснить одну принципиальную разницу между ними. Методами называют способы использования организационно-технических процедур, предназначенных для сбора социологической информации. Методология – это совокупность всех возможных методов исследований. Таким образом, методология и методы социологического исследования можно считать смежными понятиями, но никак не идентичными.

Все методы, которые известны в социологии, можно разделить на две большие группы: методы, которые предназначены для сбора дынных, и те, что отвечают за их обработку.

В свою очередь, методы социологических исследований, отвечающие за сбор данных, делятся на количественные и качественные. Качественные методы помогают ученому понять суть произошедшего явления, а количественные показывают, насколько массово оно распространилось.

К семейству количественных методов социологического исследования относят:

  • Соцопрос.
  • Контент-анализ документов.
  • Интервью.
  • Наблюдение.
  • Эксперимент.

Качественные методы социологического исследования – это фокус-группы, кейс-стади. Также сюда можно отнести неструктурированные интервью и этнографические исследования.

Что касается методов анализа социологических исследований, то к ним относятся всевозможные статистические методы, такие как ранжирование или шкалирование. Чтобы иметь возможность применять статистику, социологи используют специальное программное обеспечение, например ОСА или SPSS.

Соцопрос

Первым и основным методом социологического исследования считается социальный опрос. Опрос – это метод сбора информации об исследуемом объекте во время проведения анкетирования или интервью.

С помощью соцопроса можно получить информацию, которую не всегда отображают в документальных источниках или невозможно заметить во время эксперимента. К проведению опроса прибегают в том случае, когда нужным и единственным источником информации является человек. Вербальная информация, полученная благодаря этому методу, считается более надежной, чем любая другая. Ее легче анализировать и превращать в количественные показатели.

Еще одно достоинство этого метода состоит в том, что он универсален. Во время опроса интервьюер регистрирует мотивы и результаты деятельности индивида. Это позволяет получить ту информацию, которую не способен дать ни один из методов социологических исследований. В социологии большое значение имеет такое понятие, как надежность информации – это когда респондент дает одни и те же ответы на одинаковые вопросы. Однако при разных обстоятельствах человек может отвечать по-разному, поэтому большое значение имеет то, как интервьюер умеет учитывать все условия и влиять на них. Необходимо поддерживать в стабильном состоянии как можно больше факторов, влияющих на надежность.

Каждый социологический опрос начинается фазой адаптации, когда респондент получает определенную мотивацию к ответам. Эта фаза состоит из приветствия и нескольких первых вопросов. Предварительно респонденту объясняют содержание опросника, его цель и правила заполнения. Второй этап – достижение поставленной цели, то есть сбор основной информации. В процессе опроса, особенно если анкета очень длинная, интерес респондента к поставленному заданию может угаснуть. Поэтому в опроснике часто используют вопросы, содержание которых интересно для испытуемого, но может быть абсолютно бесполезным для исследования.

Последний этап соцопроса — завершение работы. В конце анкеты обычно пишут легкие вопросы, чаще всего эту роль играет демографическая карта. Такой способ помогает снять напряжение, и респондент более лояльно отнесется к интервьюеру. Ведь, как показывает практика, если не учитывать состояние испытуемого, то основная часть респондентов отказывается отвечать на вопросы уже на половине опросника.

Контент-анализ документов

Также к социологическим методам исследования относится анализ документов. По популярности эта техника уступает разве что соцопросам, но в отдельных направлениях исследования именно контент-анализ считается основным.

Контент-анализ документов широко распространен в социологии политики, права, гражданских движений и т.д. Очень часто, исследуя документы, ученые выводят новые гипотезы, которые позже проверяют методом опроса.

Документ – это средство, позволяющее заверить информацию относительно фактов, событий или явлений объективной реальности. При использовании документов стоит учитывать опыт и традиции конкретной области, а также сродных гуманитарных наук. Во время анализа стоит критически относиться к информации, это поможет правильно оценить ее объективность.

Документы классифицируют по разным признакам. В зависимости от способов фиксации информации их делят на письменные, фонетические, иконографические. Если брать во внимание авторство, то документы бывают официальными и личного происхождения. Также на создание документов влияют мотивы. Так, выделяют спровоцированные и неспровоцированные материалы.

Контент-анализ – это точное исследование содержания текстового массива с целью определения или измерения социальных тенденций, описанных в этих массивах. Это специфический метод научно-познавательной деятельности и социологического исследования. Его лучше всего использовать при наличии большого объема несистематизированного материала; если текст невозможно исследовать без суммарных оценок или когда нужен высокий уровень точности.

Например, литературоведы очень долго пытались установить, какой из финалов «Русалки» принадлежит Пушкину. При помощи контент-анализа и специальных вычислительных программ удалось установить, что только один из них принадлежит автору. Этот вывод ученые сделали, основывая свое мнение на том, что у каждого писателя есть свой стиль. Так называемый частотный словарь, то есть специфическое повторение различных слов. Составив словарь писателя и сравнив его с частотным словарем всех возможных вариантов окончания, выяснили, что именно первоначальный вариант «Русалки» является идентичным частотному словарю Пушкина.

Главное в контент-анализе — правильно определить семантические единицы. Ими могут выступать слова, словосочетания и предложения. Анализируя таким образом документы, социолог может легко понять основные тенденции, изменения и спрогнозировать дальнейшее развитие в определенном социальном сегменте.

Интервью

Еще одним методом социологического исследования является интервью. Под ним подразумевается личное общение социолога и респондента. Интервьюер задает вопросы и фиксирует ответы. Интервью может быть прямым, то есть лицом к лицу, или опосредованным, например по телефону, почте, в режиме онлайн и т.д.

По степени свободы интервью бывают:

  • Формализованными. В этом случае социолог всегда четко следует программе исследования. В методах социологических исследований этот способ часто используют при опосредованных опросах.
  • Полуформализованными. Здесь порядок вопросов и их формулировка могут меняться в зависимости от того, как проходит беседа.
  • Неформализованными. Интервью можно проводить без опросников, в зависимости от хода разговора социолог сам выбирает вопросы. Этот метод используют при пилотажном или экспертном интервью, когда не нужно сравнивать результаты проведенной работы.

В зависимости от того, кто является носителем информации, опросы бывают:

  • Массовыми. Здесь основными источниками информации выступают представители различных социальных групп.
  • Специализированными. Когда опрашиваются только лица, сведущие в том или ином опросе, что позволяет получить вполне авторитетные ответы. Этот опрос очень часто носит название экспертного интервью.

Если говорить кратко, метод социологического исследования (в конкретном случае — интервью) – это очень гибкий инструмент сбора первичной информации. Интервью незаменимы, если нужно изучить явления, которые невозможно наблюдать со стороны.

Наблюдение в социологии

Это метод целенаправленного фиксирования информации об объекте восприятия. В социологии различают научное и обыденное наблюдение. Характерные черты научного исследования – целеустремленность и планомерность. Научное наблюдение подчинено определенным целям и проводится по заранее подготовленному плану. Исследователь регистрирует результаты наблюдения и контролирует их устойчивость. Существует три основных особенности наблюдения:

  1. Метод социологического исследования предполагает, что познание социальной действительности тесно связано с личностными предпочтениями ученого и его ценностными ориентациями.
  2. Социолог эмоционально воспринимает объект наблюдения.
  3. Сложно повторить наблюдение, так как объекты всегда подвержены воздействию различных факторов, которые их меняют.

Таким образом, при наблюдении социолог сталкивается с рядом трудностей субъективного характера, поскольку истолковывает увиденное через призму своих суждений. Что касается объективных проблем, то здесь можно сказать следующее: не все социальные факты можно наблюдать, все наблюдаемые процессы ограниченны во времени. Поэтому этот метод используют как дополнительный для сбора социологической информации. Наблюдение используют, если нужно углубить свои знания или когда другими методами невозможно получить необходимую информацию.

Программа наблюдения состоит из таких этапов:

  1. Определение цели и задач.
  2. Выбор вида наблюдения, который максимально точно отвечает поставленным задачам.
  3. Выявление объекта и предмета.
  4. Выбор способа фиксации данных.
  5. Интерпретация полученной информации.

Виды наблюдения

Каждый конкретный метод социологического наблюдения классифицируется по различным признакам. Метод наблюдения не является исключением. По степени формализации его делят на структуализированные и не структуализированные. То есть те, которые проводятся по заранее продуманному плану и спонтанно, когда известен только объект наблюдения.

По положению наблюдателя подобного рода эксперименты бывают включенными и не включенными. В первом случае социолог принимает непосредственное участие в изучаемом объекте. Например, контактирует с субъектом или участвует с исследуемыми субъектами в одной деятельности. При не включенном наблюдении ученый просто смотрит за тем, как развиваются события, и фиксирует их. По месту проведения и условиям наблюдения бывают полевыми и лабораторными. Для лабораторных специально подбирают кандидатов и разыгрывают какую-то ситуацию, а в полевых условиях социолог просто следит, как поступают индивиды в естественной для них среде. Также наблюдения бывают систематическими, когда проводятся неоднократно с целью измерения динамики изменений, и случайными (то есть одноразовыми).

Эксперимент

Для методов социологического исследования сбор первичной информации играет первостепенную роль. Но не всегда можно наблюдать определенное явление или найти респондентов, побывавших в конкретных социальных условиях. Поэтому социологи начинают проводить эксперименты. Этот специфический метод базируется на том, что исследователь и испытуемый взаимодействуют в искусственно созданной обстановке.

Эксперимент применяют, когда нужно проверить гипотезы относительно причин возникновения определенных социальных явлений. Исследователи сравнивают два явления, где в одном присутствует гипотетическая причина возникновения изменения, а во втором — отсутствует. Если под влиянием определенных факторов субъект исследования поступает так, как было ранее спрогнозировано, то гипотеза считается доказанной.

Эксперименты бывают исследовательскими и подтверждающими. Исследовательские помогают определить причину возникновения тех или иных явлений, а подтверждающие устанавливают, насколько эти причины истинные.

Прежде чем проводить эксперимент, социолог должен располагать всей необходимой информацией о проблеме исследования. Сначала нужно сформулировать проблему и определить ключевые понятия. Дальше обозначить переменные, в частности внешние, что могут существенно повлиять на ход эксперимента. Особое внимание нужно уделить отбору испытуемых. То есть учитывать характеристики генеральной совокупности, моделируя ее в уменьшенном формате. Экспериментальные и контрольные подгруппы должны быть эквивалентными.

В ходе проведения эксперимента исследователь оказывает непосредственное влияние на экспериментальную подгруппу, в то время как на контрольную не оказывается какое-либо воздействие. Полученные различия и являются независимыми переменными, из которых впоследствии выводятся новые гипотезы.

Фокус-группа

Среди качественных методов социологического исследования фокус-группы уже давно стоят на первом месте. Этот способ получения информации помогает получить достоверные данные, не требуя при этом длительной подготовки и существенных временных затрат.

Чтобы провести исследование, необходимо отобрать от 8 до 12 человек, что ранее не были знакомы друг с другом, и назначить модератора, того, кто будет вести диалог с присутствующими. Все участники исследования должны быть хорошо знакомы с проблемой изучения.

Фокус-группа представляет собой обсуждение конкретной социальной проблемы, товара, явления и т.д. Основная задача модератора — не дать беседе сойти на нет. Он должен стимулировать участников к высказыванию своего мнения. Для этого он задает наводящие вопросы, приводит цитаты или показывает видеоролики, прося их прокомментировать. При этом каждый из участников должен высказать свое мнение, не повторяя уже прозвучавшие реплики.

Вся процедура длится примерно 1-2 часа, фиксируется на видео, и уже после того, как участники уйдут, полученный материал пересматривают, собирают данные и интерпретируют их.

Кейс-стади

Метод №2 социологического исследования в современной науке – это кейсы, или частные случаи. Он возник в Чикагской школе в начале ХХ века. В дословном переводе с английского case study значит «анализ случая». Это разновидность исследования, где объектом выступает конкретное явление, случай или историческая личность. Исследователи уделяют им пристальное внимание, чтобы иметь возможность в будущем прогнозировать процессы, которые могут протекать в обществе.

В этом методе выделяют три основных подхода:

  1. Номотетический. Единичное явление сводится к общему, исследователь сравнивает случившееся с нормой и заключает, насколько вероятно массовое распространение этого явления.
  2. Идеографический. Единичное считается уникальным, так называемым исключением из правил, которое не может повториться ни в одной социальной среде.
  3. Интегрированный. Суть этого метода состоит в том, что во время анализа явление рассматривают как уникальное и как общее, это помогает найти черты закономерности.

Этнографические исследования

Немалую роль в изучении общества играют этнографические исследования. Основной принцип – естественность сбора данных. Суть метода простая: чем ближе к повседневной жизни будет ситуация исследования, тем реальнее результаты получатся после сбора материалов.

Задача исследователей, которые работают с этнографическими данными, — детально описать поведение индивидов в определенных условиях и придать им смысловую нагрузку.

Этнографический метод представлен неким рефлексирующим подходом, в центре которого находится сам исследователь. Он изучает материалы, которые являются неформальными и контекстуальными. Это могут быть дневники, заметки, рассказы, газетные вырезки и т.д. На их основе социолог должен создать детальное описание жизненного мира изучаемой общественности. Такой способ социологических исследований позволяет получить из теоретических данных, ранее не принятых во внимание, новые идеи для исследований.

От проблемы изучения зависит, какой метод социологического исследования выберет ученый, но, если такого не найдется, можно создать новый. Социология – это молодая наука, что все еще продолжает развиваться. С каждым годом появляются все новые и новые методы изучения общества, которые позволяют прогнозировать его дальнейшее развитие и, как результат, предотвращать неизбежное.

fb.ru

Основные методы социологии :: SYL.ru

Методы социологии — приемы познания, которые помогают сформировать закономерности общественного развития; совокупность способов математического измерения социальной реальности, определение закономерностей развития и описания социальных процессов, проходящих на локальном пространстве в определенный промежуток времени.

Общая характеристика методов

Методы социологии можно разделить на два типа:

— общенаучные – описание, индукция, дедукция, системный подход и т.д.;

— специальные (методы социологии как науки). К ним обычно относят опросы, включенное наблюдение, анализ документов, практический эксперимент, холл-тест, социометрические методики.

Специальные методы

Подробно остановимся на специальных методах социологии. К таковым относят:

— массовый опрос населения, который представляет собой опрос людей по специально разработанной анкете на основе просчитанной выборки, представляющей весь социально-демографический срез общества. Стандартная выборка фиксирует дифференциацию по таким показателям: пол, возраст, образование, уровень дохода, социальный и профессиональный статус. Опрос проводится либо в форме персонального интервью, когда респондент лично отвечает на вопросы интервьюера, либо анкетирования, при котором опрашиваемый самостоятельно заполняет опросный лист/бланк интервью;

— включенное наблюдение – методы социологии, предполагающие «включение» исследователя в состав референтной группы, наблюдение и описание социальной активности группы «изнутри». Действия социолога при этом четко соответствуют разработанному сценарию и логике обследования;

— анализ документов – специфические методы социологии, при помощи которых определяются и математически измеряются общественные процессы. Выделяют классический анализ документов, то есть анализ их содержания в соответствии с выделенными критериями. Кроме того, существует и контент-анализ, позволяющий статистическими методиками описать отдельные локальные процессы;

— социологический эксперимент – создание в лабораторных условиях специфической социальной ситуации, которую членам испытуемой группы предлагается решить дозволенными мерами. При этом учитывается специфика самой ситуации, действия членов группы, их жизненная позиция, персональные интересы участников эксперимента. Данный метод применяется достаточно редко и только на добровольной основе;

— фокусированное групповое интервью или фокус-группа – социологические методы, в ходе которых ограниченному количеству лиц (8-12 лет) предлагается самостоятельно определить и описать проблемные вопросы, зафиксированные в сценарии. Метод неформализованный, ведущий имеет право прибегать к импровизации;

— холл-тест – данный метод предполагает пошаговый опрос респондентов по полуформализованной анкете. Выборка частичная и ограничена размерами референтной группы в 80-120 человек. В зависимости от целей и задач исследования возможны еще более «мягкие» или «жесткие» варианты опросов;

— социометрические методы – определение и измерение уровня социальных связей внутри референтной группы.

Методы социологии управления

В целом эти методы не отличаются от тех, которые применяются в социологической науке. Однако приоритетными считаются холл-тест, социометрия и эксперимент. Иногда применяется экспертный опрос – изучение ситуации на основе обобщенного мнения отдельных специалистов в своей отрасли научного знания.

www.syl.ru

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ — это… Что такое СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ?

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ в демографии, применяемые в демографич. науке социол. методы теоретич. исследования, а также сбора первичной социол. информации и её обработки..

Применение С. м. в демографии расширяется в связи с углублением исследований факторов рождаемости, смертности, миграции населения, проблем брачности и разводимости. Для объяснения демографич. процессов и явлений стал необходим анализ не только самих факторов, характеризующих те или иные демографич. события, но и их отражения в человеческом сознании. Изучение мотивов и установок демографических обусловило использование ряда С. м. начиная с опросников и кончая тестами.

В 70-80-х гг. в СССР и за рубежом получили распространение социолого-демографич. исследования, в к-рых осуществляется анализ поведения демографического, в частности т. н. КАР-исследования, направленные па выяснение разл. факторов, влияющих на рождаемость (КАР — аббр. от англ, слов knowledge — знание, attitude — установка и practice — практич. деятельность).

При изучении демографич. явлений и процессов эффективно использование концептуальных моделей, понятий и теоретич. принципов, разработанных в социологии. В качестве примера применения С. м. в демографии могут рассматриваться анализ семьи как социального института и малой группы, исследование внутрисемейной коммуникации по проблемам рождаемости, выбор традиционной для социологии системы социолого-демографич. показателей для изучения факторов, влияющих на различия в рождаемости, брачности, разводимости, изучение мотивации, анализ причин разводимости и брачности и т. д.

В демографии применяются С. м. сбора и обработки информации. В социологии принято выделять три осн. вида сбора социол. информации: опрос, анализ документов и наблюдение. Под опросом понимается сбор социол. информации при помощи беседы с опрашиваемым (интервьюирование) или заполнения им заранее составленного и напечатанного опросного листа (анкетирование). Опросы разделяются на массовые, целью к-рых является сбор информации о мнениях, установках, фактах широкого круга людей, и экспертные, направленные на получение мнений только компетентных лиц по данной проблеме. Под анализом документов в социол. исследованиях понимается два типа анализа любой информации (фиксированной в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото- или киноплёнке): традиционный анализ и контент-анализ. Под традиционным понимается интерпретированный анализ документов в соответствии с определ. целями и задачами (выделяют, напр., психол., литературоведч. и др. типы анализа). Контент-анализ — перевод в количеств. показатели массовой текстовой (или записанной на плёнку) информации. Под наблюдением в социологии обычно понимают прямую регистрацию событий, сведения о к-рых получены от очевидцев. Опрос наряду с анализом документов является первичным источником получения любой демографич. информации. В 70-80-х гг. всё чаще стали использоваться специально разработанные опросные листы, целью к-рых является получение сведений о влиянии разл. факторов на компоненты демографич. поведения и установок. Для изучения демографич. установок начинают разрабатываться сложные методы измерения, применяться шкалы и тесты. При исследовании воздействия характеристик брачно-семейных отношений на демографич. поведение и установки начинают использоваться интервью, тесты и т. д. За рубежом распространены также экспертные опросы по социолого-демографич. проблематике.

Демографы нередко используют специфич. выборочные методы сбора данных для изучения человеческих коллективов, методы обработки результатов, применяющиеся в социол. исследованиях, напр. такие, как кластерный анализ, факторный анализ и др. В марксистской социолого-демографич. лит-ре принято считать, что для всестороннего анализа демографич. процессов и явлений необходимо изучать влияние на них ряда социол. факторов. В связи с этим роль применения С. м. анализа, сбора и обработки первичной социол. информации будет постоянно возрастать.

Белова В. А., Дарский Л. Е., Статистика мнений в изучении рождаемости, М. 1972; Ядов В. А., Социологическое исследование. Методология. Программа. Методы, М. 1972; Воронов Ю. П., Методы сбора информации в социологическом исследовании, М. 1974; Переведенцев В. И., Методы изучения миграции населения, М. 1975; Процесс социального исследования, пер. с нем., М. 1975; Система знаний о народонаселении, М. 1976, гл. 7.

М. С. Мацковский.

Демографический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Главный редактор Д.И. Валентей. 1985.

demography.academic.ru

социологический метод — это… Что такое социологический метод?


социологический метод
социологи́ческий ме́тод

в искусствознании, истолкование искусства как отражения социально-идеологических интересов сословий, классов, партий. Абсолютизация социологического метода при анализе искусства ведёт к вульгарномусоциологизму. Целостное постижение искусства предполагает сочетание познавательных (гносеологических), эстетических и социологических подходов.

* * *

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД СОЦИОЛОГИ́ЧЕСКИЙ МЕ́ТОД в искусствознании, истолкование искусства как отражения социально-идеологических интересов сословий, классов, партий. Абсолютизация социологического метода при анализе искусства ведет к вульгарному социологизму (см. ВУЛЬГАРНЫЙ СОЦИОЛОГИЗМ). Целостное постижение искусства предполагает сочетание познавательных (гносеологических), эстетических и социологических подходов.

Энциклопедический словарь. 2009.

  • социологическая школа уголовного права
  • социометрия

Смотреть что такое «социологический метод» в других словарях:

  • СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД — в искусствознании истолкование искусства как отражения социально идеологических интересов сословий, классов, партий. Абсолютизация социологического метода при анализе искусства ведет к вульгарному социологизму. Целостное постижение искусства… …   Большой Энциклопедический словарь

  • СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД — в литературоведении, методологические и методические принципы изучения литературы как социально обусловленного явления. В соответствии с этим изучение литературы в ее многосторонних взаимоотношениях с обществом называется социологией литературы… …   Литературный энциклопедический словарь

  • социологический метод — в литературоведении совокупность методологических и методических принципов изучения литературы как социально обусловленного явления. Рубрика: литература и наука Род: методы изучения литературы Прочие ассоциативные связи: вульгарный социологизм… …   Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • Социологический метод определения показателей качества продукции — 30. Социологический метод определения показателей качества продукции Метод определения значений показателей качества продукции осуществляемый на основе сбора и анализа мнений ее фактических или возможных потребителей Источник: ГОСТ 15467 79:… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ — СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ, социологическая, социологическое. прил. к социология. Социологический метод. Социологический подход к явлениям литературы. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • социологический — ая, ое. sociologique adj. Отн. к социологии. БАС 1. Письма <герцена> уже носили на себе ясный, хотя еще и осторожно наложенный штемпель гуманных идей с намеками на вопросы нового рода, так что они должны считаться первыми пробами приложения …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • МЕТОД ФОКУС-ГРУПП — относится к качественным методам сбора информации и базируется на использовании эффекта групповой динамики. Применение данного метода предполагает групповую дискуссию под руководством специалиста (модератора). Основным достоинством данного метода …   Словарь бизнес-терминов

  • МЕТОД СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ — собирательное понятие, характеризующее основные онтологич. и методологич. установки социолога, реализуемые в процессе исследования социологического (см.) и ведущие к расширению и углублению сферы социологич. знания. Термин М.с. используется в… …   Российская социологическая энциклопедия

  • Метод науки уголовного права — совокупность приемов и способов исследования и изложения уголовно правового материала. В науке уголовного права используются следующие методы исследования: 1. догматический основан на использовании правил формальной логики и грамматики; 2.… …   Словарь основных уголовно-процессуальных понятий и терминов

  • Эксперимент социологический — метод прикладного социологического исследования, позволяющий получить информацию о количественном и качественном изменении показателей деятельности изучаемого социального объекта в результате воздействия на него вводимых или изменяемых… …   Социологический словарь Socium


dic.academic.ru

III. Социологический метод. Социология [Ее предмет, метод и назначение]

III. Социологический метод

После определения сферы социологии и ее основных подразделений, нам необходимо попытаться охарактеризовать наиболее существенные принципы используемого ею метода.

Главные проблемы социологии заключаются в исследовании того, как сформировался политический, юридический, нравственный, экономический, религиозный институт, верование и т. д.; какие причины их породили; каким полезным целям они соответствуют. Сравнительная история, в том понимании, которое мы попытаемся ниже прояснить, — это единственный инструмент, которым социолог располагает, чтобы решать такого рода вопросы.

В самом деле, чтобы понять какой-нибудь институт, необходимо знать, из чего он состоит. Это сложное целое, состоящее из различных частей; необходимо знать эти части, объяснить каждую из них отдельно и способ, которым они соединились вместе. Чтобы их обнаружить, недостаточно рассматривать институт в его завершенной и современной форме, так как, вследствие того, что мы к нему привыкли, он кажется нам чаще всего простым. Во всяком случае, ничто не указывает в нем на то, где начинаются и где заканчиваются различные элементы, из которых он состоит. Нет границы, разделяющей их друг от друга видимым образом, точно так же, как мы не воспринимаем невооруженным глазом клетки, из которых состоят ткани живого существа, молекулы, из которых состоят мертвые предметы. Необходим аналитический инструмент для того, чтобы заставить их проявляться зримым образом. Роль этого инструмента играет история. В самом деле, рассматриваемый институт сформировался постепенно, фрагмент за фрагментом; образующие его части родились одна за другой к медленно присоединялись друг другу; поэтому достаточно проследить их возникновение во времени, т. е. в историческом развитии, чтобы увидеть различные элементы, из которых он возникает, естественным образом разделенными. Они предстают тогда перед наблюдателем один за другим, в том самом порядке, в котором они сформировались и соединились в единое целое. Кажется, нет ничего проще, чем понятие родства; история же нам демонстрирует его необыкновенную сложность: в него входит представление о кровном родстве, но оно включает в себя и многое другое, так как мы обнаруживаем такие типы семьи, в которых кровное родство играет совершенно второстепенную роль. Родство по матери и родство по отцу — это качественно различные явления, которые зависят от совершенно разных причин и требуют, следовательно, особого подхода и отдельного изучения, так как мы находим в истории типы семьи, в которых существовал один из этих двух видов родства, а другой отсутствует. Короче, в сфере социальной реальности история играет роль, подобную той, которую микроскоп играет в сфере реальности физической.

Кроме того, только история дает возможность объяснять. В самом деле, объяснить институт — значит дать представление о различных элементах, из которых он состоит, показать их причины и предназначение. Но как обнаружить эти причины, если не перенестись в то время, когда они были действующими, т. е. когда они породили факты, которые мы стремимся понять? Ведь только в этот момент можно уловить способ, которым они действовали и породили свое следствие. Но этот момент находится в прошлом. Единственное средство выяснить, как каждый из этих элементов зародился, — это наблюдать его в тот самый момент, когда он зародился, и присутствовать при его возникновении; но это возникновений имело место в прошлом, и, следовательно, о нем можно узнать только благодаря истории. Например, родство в настоящее время имеет двойственный характер; его считают как по отцовской, так и по материнской линии. Чтобы выяснить определяющие причины этой сложной организаций, необходимо наблюдать сначала общества, в которых родство является главным образом или исключительно утробным[118], и определить, что его породило; затем следует рассмотреть народы, у которых сформировалось агнатское родство; наконец, поскольку последнее после своего возникновения часто оттесняет первое на подчиненное место, надо будет исследовать цивилизации, в которых то и другое занимают равное положение, и постараться обнаружить условия, определившие это равенство.

Именно таким образом социологические проблемы, так сказать, выстраиваются на различных этапах прошлого, и именно при условии такого их расположения, их соотнесения с различными историческими средами, в которых они родились, можно решить эти проблемы.

Социология, стало быть, в значительной мере представляет собой определенным образом понимаемую историю. Историк также изучает социальные факты, но он рассматривает их преимущественно с той стороны, в которой они специфичны для определенного народа и определенной эпохи. Обычно он ставит перед собой цель изучить жизнь такой-то нации, такой-то коллективной индивидуальности, взятых в такой-то момент их эволюции. Его непосредственная задача состоит в том, чтобы выявить и охарактеризовать собственный, индивидуальный облик каждого общества и даже каждого из периодов жизни одного и того же общества. Социолог же занят исключительно открытием общих связей, законов, обнаруживаемых в различных обществах. Он не станет специально изучать, какой была религиозная жизнь или право собственности во Франции или в Англии, в Риме или в Индии, в том или ином столетии; эти специальные исследования, которые, впрочем, ему необходимы, для него лишь средства для того, чтобы прийти к открытию каких-то факторов религиозной жизни в целом. Но у нас есть лишь один способ доказать, что между двумя фактами существует логическая связь, Например, причинная, — это сравнить случаи, когда они одновременно присутствуют или отсутствуют, и выяснить, свидетельствуют ли их изменения в этих различных комбинациях обстоятельств о том, что один из них зависит от другого. В сущности, эксперимент — это лишь форма сравнения; он состоит в том, чтобы заставить некий факт измениться, создавать его в различных формах, которые затем методично сравниваются. Социолог, таким образом, не может ограничиваться рассмотрением одного-единственного народа и, тем более, единственной эпохи. Он должен сравнивать общества одного и того же типа, а также различных типов, для того, чтобы изменения в них института, обычая, которые он хочет объяснить, сопоставленные с изменениями, параллельно устанавливаемыми в социальной среде, позволили обнаружить отношения, объединяющие эти две группы фактов, и установить между ними какую-то причинную связь. Сравнительный метод поэтому является инструментом преимущественно социологического метода. История, в обычном смысле слова, — это для социологии то же самое, что латинская, или греческая, или французская грамматики, взятые и изучаемые отдельно друг от друга, для новой науки, получившей название «сравнительная грамматика»[119].

Существуют, однако, случаи, когда материал для социологических сравнений следует черпать не из истории, а из другой дисциплины. Бывает, что исследованию подвергается не то, как сформировались юридическая или моральная норма, религиозное верование, а то, благодаря чему они более или менее соблюдаются группами, в которых они существуют. Например, не исследуется вопрос о том, как возникла норма, запрещающая убийство человека, а ставится задача обнаружить различные причины, благодаря которым народы, всякого рода группы склонны в большей или меньшей степени нарушать эту норму. Или можно поставить перед собой задачу найти некоторые факторы, благодаря которым браки заключаются более или менее часто, более или менее рано, более или менее легко распадаются путем развода и т. д. Чтобы решать такого рода проблемы, следует обращаться главным образом к статистике. Таким образом можно будет исследовать, как число убийств, браков, разводов варьирует в зависимости от характерных особенностей обществ, вероисповеданий, профессий и т. д. Именно посредством этого метода следует изучать проблемы, относящиеся к различным условиям, от которых зависит нравственность народов[120].

С помощью того же приема в экономической социологии можно изучить, в функции каких причин варьируют заработная плата, уровень ренты, уровень процента, меновая стоимость денег и т. д.

Но к какой бы специальной технике ни прибегал социолог, он никогда не должен терять из виду одно правило: прежде чем приступить к исследованию определенной категории социальных явлений, ему нужно избавиться от тех понятий, которые у него сложились о них в течение жизни; ему нужно исходить из принципа, что он ничего не знает о них, об их характерных признаках и о причинах, от которых они зависят; короче, нужно, чтобы он вошел в такое же состояние сознания, в каком находятся физики, химики, физиологи, а теперь даже и психологи, когда они вступают в еще неизведанную область своей науки.

К сожалению, такой позиции, как бы она ни была необходима, нелегко придерживаться по отношению к социальной реальности: нас отвращают от этого застарелые привычки. Поскольку ежедневно мы применяем правила морали и права, поскольку мы покупаем, продаем, обмениваем стоимости и т. д., мы поневоле имеем какое-то представление об этих различных вещах; без этого мы не могли бы выполнять наши повседневные задачи. Отсюда совершенно естественная иллюзия: мы думаем, что вместе с подобными представлениями нам дано все существенное в вещах, к которым они относятся. Моралист не слишком задерживается на объяснении того, что такое семья, родство, отцовская власть, договор, право собственности; таково же отношение экономиста к стоимости, обмену, ренте и т. д. Многим кажется, что об этих вещах существует нечто вроде врожденной науки; в результате ограничиваются тем, что стремятся как можно более ясно осознать обыденное представление об этих сложных реальностях. Но подобные понятия, сформировавшиеся неметодическим образом для того, чтобы отвечать практическим требованиям, лишены всякой научной ценности; они выражают социальные явления не точнее, чем понятия обыденного сознания о физических телах и их свойствах, о свете, звуке, теплоте и т. п. Физик или химик абстрагируются от этих обыденных представлений, и реальность в том виде, в каком они знакомят нас с ней, в действительности оказывается в высшей степени отличной от той, которую непосредственно воспринимают наши органы чувств. Социолог должен действовать таким же образом; он должен вступать в прямой контакт с социальными фактами, забывая все, что, как ему представляется, он о них знает, как будто он вступает в контакт с чем-то совершенно неизвестным. Социология не должна быть иллюстрацией устоявшихся и очевидных истин, которые к тому же обманчивы; она должна работать над открытиями, которые иногда даже будут вступать в противоречие с общепринятыми представлениями. Мы ничего еще не знаем о социальных явлениях, среди которых живем; различным социальным наукам предстоит постепенно познакомить нас с ними.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru