Социальный статус личности социальная роль личности – 5.2. Социальные статусы и социальные роли личности. Социальные роли и автономия личности.

Содержание

«Социальные статусы и роли личности»

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………3

1.Социальный статус личности…………………………………………………………….4

2.Социальная роль личности………………………………………………………………..5

Заключение………………………………………………………………………………………….7

Литература…………………………………………………………………………………………..7

Введение

Личность изучается комплексом наук. Социология — одна из решающих определяющих в этом комплексе, но она все-таки не способна заменить все остальные: философию, этику, психологию, социальную психологию, педагогику и т.д. Вовлекая в круг своих размышлений данные самых различных наук, социология, между тем, преимущественно концентрируется на одном ракурсе изучения личности – личность как источник социальной жизни, как ее единственный реальный носитель и деятель, как далее неразделимый элемент социальной жизни, социальных взаимодействий, институтов и т.д.

Для выполнения конкретных функций в ходе социального взаимодействия на человека накладываются определенные функциональные обязанности. И вместе с тем он наделяется определенными правами, что является своеобразной формой фиксации принципа «платы» и «вознаграждения», лежащего в основе социальных связей наиболее значимые обязанности и права возникают, естественно в рамках социальных институтов. В этом случае обязательства и права достаточно четко регламентированы, выполнение человеком его обязанностей контролируется.

1. Социальный статус личности

В процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус.

Социальным статусом называется общее положение личности в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением1.

Социальные статусы бывают предписанные и приобретенные (достигнутые). К первой категории относятся национальность, место рождения, социальное происхождение и т. п., ко второй – профессия, квалификация, образование и другие, социально значимые качества личности.

Определенные статусы являются престижными, другие – наоборот. Престиж – это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении. Так, например, существует престиж профессий. В 50-е-60-е годы в СССР престижными были профессии инженера, летчика, военного. В 70-е годы престижной становится профессия торгового работника. На современном этапе высокий престиж имеют профессии программиста, экономиста, юриста. На положение человека в обществе также влияет его авторитет. Авторитет – это признание обществом или общественной группой заслуг, личных и деловых качеств человека. Человек, занимающийся престижной профессией, имеющий престижную должность между тем может не обладать авторитетом.

В любом обществе существует некоторая иерархия социальных статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:

а) реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;

б) системы ценностей, характерной для данного общества.

Если престиж каких-либо статусов необоснованно завышен или, наоборот, занижен, обычно говорят, что имеет место утрата равновесия статусов. Общество, в котором наблюдается тенденция к утрате этого равновесия, не может нормально функционировать.

На ранних этапах развития общества социальный статус личности определялся, главным образом, предписанными факторами – происхождением, местом рождения. Возможности изменения социального статуса были очень невелики, общество характеризовалось очень низкой социальной мобильностью. Превращение крестьянина в дворянина было исключением из правил. В России, например, дворянское достоинство было дарована потомкам Ивана Сусанина, получил дворянство за спасение Александра II от покушения Каракозова в 1866 году крестьянин Осип Комиссаров. Чем выше уровень цивилизованности общества, тем меньше влияют предписанные факторы на формирование социального статуса. В современном обществе человеку даны все права, дающие человеку возможность социальных перемещений. На первый план выдвигаются такие факторы как образование, квалификация, талант. В результате успешной борьбы чернокожего населения США за свои права в 60-е годы XX века, многие афро-американцы сумели существенно изменить свой социальный статус

2.

2. Социальная роль личности

Социальный статус личности, прежде всего, оказывает влияние на ее поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большинство качеств, которым он обладает, а также предсказать действия, которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью.

Социальная роль фактически представляет собой некоторый образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе3.

Социальная роль может быть закреплена за человеком формально (например, в законодательном акте) или же иметь неформальный характер.

Каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. Их совокупность называется ролевой системой.

Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Между этими двумя аспектами никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Наши роли определяются прежде всего тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность.

В нормативной структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента:

1)описание типа поведения, соответствуещего данной роли;

2) предписания (требования), связанные с данным поведением;

3)оценка выполнения предписанной роли;

4) санкция — социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы.

Социальные санкции по своему характеру могут быть моральными, реализуемыми непосредственно социальной группой через ее поведение (например, презрение), или юридическими, политическими, экологическими и т.д., реализуемыми через деятельность конкретных социальных институтов. Смысл социальных санкций состоит в том, чтобы побудить человека к определенному типу поведения. Они являются одним из важнейших элементов социального регулирования.

Ученые предлагают ряд классификаций социальных ролей и выделяют базисные (основные) социальные роли. К ним относятся: роль труженика, роль собственника, роль потребителя, роль гражданина, роль члена семьи. Общество выдвигает ролевые требования по отношению к человеку, которые закрепляются в предписаниях, правилах, законах, моральных и нравственных нормах, традициях. Многообразие социальных ролей может стать причиной внутреннего конфликта личности (в том случае, если какие-то из социальных ролей противоречат друг другу).

Заключение

Несмотря на то, что поведение личности во многом определяется тем статусом, который она занимает, и теми ролями, которые она играет в обществе, она (личность) тем не менее, сохраняет свою автономию и определенную свободу выбора. Индивид имеет возможность выбирать из множества социальных статусов и ролей те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности. Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, сохраняя за ним возможность выбора путей его исполнения

4.

Литература

1. Курс лекций по социологии. / Под ред. И.Н.Савенокова. – М.: МарТ, 1998.

2. Майерс Д. Социальная психология. — СПб.: Питер, 2002.

3. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. — М.: Прометей, 2003

4.Эфендиев А.Г. Основы социологии. Курс лекций. — М.: Знание России, 1999

1Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. — М.: Прометей, 2003. – С. 67

2Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. — М.: Прометей, 2003. – С. 68-69

3Курс лекций по социологии. / Под ред. И.Н.Савенокова. – М.: МарТ, 1998. – С. 124

4Эфендиев А.Г. Основы социологии. Курс лекций. — М.: Знание России,1999. – С. 215.

7

studfiles.net

Социальные статусы и социальные роли личности

Социальный статус — это общее положение личности (группы) в обществе, связанное с определенными правами и обязанностями. Например, статус врача дает индивиду право заниматься лечебной практикой и в то же время обязывает врача исполнять свои функции и роли надлежащим образом.

Каждая личность имеет множество социальных связей, исполняет различные социальные функции и роли и имеет множество социальных статусов. Например, индивид может одновременно быть: ребенком для своих родителей, менеджером на работе, отцом для своих детей, мужем для своей жены и т. д.

Статусы бывают предписанными — приобретенными по рождению (дворянин, русский, одессит, мужчина и т. д.) и приобретенным или достигнутыми (учитель, прокурор, жена, профессор и пр.)

Статусы, которыми обладает личность, находятся в определенной иерархии по степени своей важности для самой личности и по социальной значимости для окружающих. Для одной личности более значимыми являются статусы, связанные с работой (профессией), для других — с семейным положением, для третьих — с общественной деятельностью и т. д. Особую роль в социальной позиции личности играет генеральный статус. Это интегральный (основной) показатель положения личности в обществе или социальной общности. Такие социальные статусы, как «президент страны», «губернатор региона», «академик» и др. по своей социальной значимости могут считаться определяющими. Например, статус президента страны является признанным для всех граждан страны и для мирового сообщества. При этом президент может быть отцом, мужем, сыном и т. д., но уже для более узкого круга людей.

Генеральный статус оказывает значительное влияние на социальное положение не только самой личности, обладающей данным статусом, но и на положение людей из ее ближайшего окружения. Например, мы говорим: «жена президента», «сын губернатора», «соратник академика» и тем самым придаем дополнительную значимость окружающим президента (губернатора и др.) людям. Недобросовестные люди из такого «окружения» нередко используют свое положение в корыстных целях.

Социальная роль — это модель (образец) поведения, которая должна отвечать предписанным нормам и ожиданиям окружающих. Это определенные действия, которые должен выполнять человек, занимающий данный статус. Например, мы ожидаем, что врач поможет больному избавиться от недуга, телемастер отремонтирует неисправный телевизор. Если личность в силу тех или иных причин не исполняет в должной мере обусловленные статусом роли и не оправдывает наших ожиданий, то к такой личности могут быть применены различные санкции. Например, руководитель может лишиться своей должности, родители — родительских прав и т. д.

Одновременное исполнение нескольких ролей может привести личность к ролевым конфликтам. Например, работающей женщине-матери бывает непросто совместить роли жены, матери, работницы предприятия, домохозяйки и др. В таких ситуациях выбор в конечном счете остается за личностью. Он во многом зависит от личностных приоритетов, доминирующих ценностей и складывающихся обстоятельств. Если семейно-бытовые ценности для женщины являются приоритетными, то другие социальные роли будут иметь для нее второстепенное значение.

Социальная роль должна отвечать двум основным критериям: 1) функциональной целесообразности; 2) соответствовать социокультурным ожиданиям людей. Оба эти критерия взаимосвязаны. В одних случаях один из критериев может играть доминирующую роль, в других — оба считаются равнозначными. Например, роль короля в конституционной монархии оценивается прежде всего с точки зрения ее социокультурной (традиционной) значимости, так как в прагматическом плане она невелика; роль милиции в современном российском обществе, напротив, оценивается с точки зрения ее функциональной необходимости, так как в социокультурном плане она не оправдывает ожиданий российских граждан; роль Президента РФ в настоящее время можно оценивать по обоим критериям.

Функциональная целесообразность определяется не только с прагматических позиций (эффективно — неэффективно), но и с позиции социальной значимости той или иной роли. Социальная значимость складывается из материального и морального стимулирования роли и личностной самооценки индивида, исполняющего эту роль. Например, если милиционер (учитель, врач и др.) на свою заработную плату не в состоянии содержать семью, то и оценка его роли в обществе, и самооценка будут соответствующими.

Социокультурные ожидания людей во многом зависят от традиционной культуры, от уровня развития общества и от существующих в обществе и государстве приоритетов. Например, в одних культурах (обществах) официальное многоженство запрещено, в других — считается чуть ли не показателем состоятельности мужчины. В одних культурах многодетность считается нормой, в других — исключением. С учетом культурных традиций и социальных приоритетов в каждом обществе формируются свои ролевые ожидания.

psyera.ru

Социальный статус и социальная роль личности. — МегаЛекции

Тема 7: Социология личности.

1. Понятие личности в социологии.

2. Социальный статус и социальная роль личности.

3. Социализация личности.

4. Девиантное поведение личности.

Понятие личности в социологии

 

Индивид – (с лат. неделимый, конечный,особь) — единичный представитель человеческого рода Homo Sapiens. Человек как один из людей, как носитель общих свойств рода. Каждый человек с момента его рождения является индивидом.

Индивидуальность – это человек с наличием у него единичных, особенных, неповторимых, своеобразных свойств (биологических, нейрофизиологических, психологических, социальных).

Человек– самое широкое понятие.

Это высшая ступень биологической эволюции. Элемент живой природы.

Одновременно имеет двойственную природу. Это биосоциальное существо.

Биологическое – живое и животное.

Живое противостоит неживому, мертвому.

Живое в человеке – телесная физическая структура, темперамент (точнее особенности нервной системы), физиологические основания психических процессов, переживания.

Животное – подсознательное в человеке (инстинкты).

Социальное противостоит животному, но вбирает в себя животное начало, преобразует его.

Биосоциальная природа человека способствует тому, что человек развивается как по социальным, так и по природным законам.

Человек – сплав биологического и социального.

Они не накладываются друг на друга, социальное – качественно новый уровень, результат взаимодействия социального и биологического, преобразование биологического в процессе социальной жизни, усвоение социального опыта.

Человек – субъект социальной действительности, в которой взаимодействуют люди.

Личность

лат.persona — 1) маска актера; 2) личность

Более 500 определений личности. В русском языке более 1,5 тысяч слов, характеризующих ее черты.

Первоначально термин «личность» означал маску, которую надевает актер древнего театра.

Затем – самого актера и его роль в представлении.



В русском языке слово «личность» долго имело оскорбительный оттенок (1847 г. — отношение одного к другому. Колкий отзыв на чей-либо счет, оскорбление, не должно употреблять личности).

В японской культуре очень страшно потерять лицо (личность).

Позже стало складываться понятие о личности как сознательном индивиде, занимающем определенное положение в обществе.

Личность – понятие, которое отражает социальную природу (надприродную) сущность человека.

Личность — субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Обладает развитым самосознанием.

Человеком рождаются, личностью становятся. Личность — итог развития индивида.

Личность формируется в системе объективных отношений (экономических, моральных, политических и т.д.) в процессе социальной жизни.

Факторы формирования личности:

— биологические предпосылки,

— физическая среда (особенности климата, географических факторов и природных ресурсов формируют схожие групповые признаки личностей). Влияние опосредованное.

— социализация, социальная среда, мир культуры. Главные факторы.

Одновременно сама личность проявляет свои отношения к условиям жизни, к другим, деятельности, преобразует их.

Представляет целостную совокупность различных взаимосвязанных черт (важно изучать их сочетание: например, целеустремленность + ответственность + нравственность; настойчивость + эгоизм).

Сочетание устойчивости и изменчивости черт. Устойчивые черты позволяют предвидеть ее социальное поведение.

Структура личности

К.К. Платонов

Четырех-компонентная психологическая структура человека:

1. Направленность личности – убеждения, мировоззрение интересы, стремления – биологического почти нет.

2. Опыт – умения, привычки, знания. – больше биологического, чем социального.

3. Особенности психических процессов (ощущения, восприятия, мышления, воля, чувства) – больше биологического, чем социального.

4. Биопсихические свойства – темперамент, половозрастные свойства – социального почти нет.

Важный компонент социальные ориентации и установки личности формируются при усвоении социального опыта. В основе ценность.

Ценность– понятие, с помощью которого характеризуется значение для общества и индивидов определенных явлений действительности.

Ценностная ориентация– результат освоения ценности. Существует в виде установок.

Установка– готовность, предрасположенность действовать на основе потребности в определенной ситуации. В качестве синонима термина «установка» используют термин«диспозиция» (В.А. Ядов).

Уровни (виды) установок (диспозиций):

1. Низший уровень составляют элементарные фиксированные установки — формируются на основе физических потребностей. В ре­зультате повторения становятся фиксированными. Данные установки могут быть бессознательными, а также сознательными, когда при­вычное действие наталкивается на преграду и субъект вынужден пе­рейти к мышлению, осознанию.

2. социальные фиксированные установ­ки (аттитьюд) — отношения личности как члена группы к социальным объектам. При включении в группу. Социальные установки образуются на основе оценки субъектом отдельных соци­альных объектов или их свойств и отдельных социальных ситуаций.

3. общая доминирующая направленность интересов личности в определенные сферы социальной активности. Например, доминирование интересов в сфе­ры профессиональной деятельности, досуга, семьи. Направленность личности более устойчива, чем социальные установки на отдельные социаль­ные объекты и ситуации.

4. Высший уровень — система ценностных ориен­тации на цели жизнедеятельности и средства их достижения.

Фрейд З. —австрийский психиатр (психосексуальное начало – либидо).

В структуре личности:

1. Ид (оно) – в основе — бессознательное — носитель инстинктов – принцип удовольствия.

2. Я (эго) – сознание – принцип реальности, учет внешнего мира и внутреннего.

3. Супер-эго – сверхсознание (Сверх-Я) – носитель моральных стандартов общества. Цензор.

Типологии личности

Социальный тип личности определяется, прежде всего, характером общества, культуры.

Стимулирует определенные ценности, отношения, поведения, черты личности, характер.

Рыночные отношения — > прагматизм, хитрость, рациональность, карьера.

Семья – эмоциональность, привязанность, заботливость, поиск гармонии любой ценой.

Прямой зависимости между способностями, темпераментом и типом личности нет.

Личности различны:

— по уровню активности (количественная характеристика),

— по характеру и направленности активности (разрушающая – созидательная).

М. Вебер – в основу типологии личности положил специальные социальные действия (степень рациональности): целерациональное, ценностнорациональное, аффективное, традиционное).

К. Маркс– формационную и классовую принадлежность (от рабовладельца и раба и т.д.)

Э. Фромм– в зависимости от социального характера – то общее, что присуще группе, общности.

Основание типологии – приспособление к условиям:

— рецептивный – приспосабливающийся к условиям

— эксплуататорский

— накопительский

— рыночный.

Л.Н. Гумилев – в зависимости от энергии, которая способствует адаптации во имя самосохранения:

1. – обладает достаточной энергией для жизни и удовлетворения потребностей.

2. имеет большую энергию, работает для высоких, идеальных целей (пассионарии).

3. субпассионарии – не стремятся к активной трудовой деятельности, живут за счет других.

В.А. Ядов

— идеальный – не привязан к конкретным условиям.

— базисный – соответствует объективным условиям современного этапа общественного развития.

— модальный тип – преобладающий в данном обществе.

Классификации по признакам социальной общности – классовые, профессиональные.

К.Г. Юнг – психологические типы личности:

— экстраверт – направляет энергию во внешний мир. Интересуют другие, общение, внешнее.

— интроверт – либидо (энергия во внутрь). Мысли, фантазии, чувства, самопознание. Небольшой круг общения.

Речь идет о доминирующей тенденции.

Еще одна типология личности Юнга – в основе четыре параметра: мышление, чувства, ощущение, интуиция.

1. Мыслительный тип – создание интеллектуальных форм, сопоставление с ними собственного опыта, соотнесение (мужчины).

2. Чувственный – (женщины) – развитие межличностных отношений, эмоциональность, чувственность, отзывчивость.

3. Сенсорный – жизнь по принципу «здесь и сейчас», приспосабливается к сиюминутной реальности.

4. Интуитивный – живет видениями, представлениями чувственными, схватывает тонкие связи и отношения.

В жизни сложнее: интроверт-экстраверт + эти 4 типа = 8 типов.

Социальный статус и социальная роль личности.

 

Социальный статус – положение личности в обществе, связан с ее правами и обязанностями.

Аспекты статуса:

— престиж (престижный-непрестижный),

— ранг — место данного статуса в социальной иерархии: высокий, средний, низкий,

— содержание совокупность прав и обязанностей — учитель имеет право оценивать знания учеников, следить за дисциплиной. Они могут быть писаными и неписаными (формальными и неформальными).

Совокупность статусов личности — статусный набор (понятие ввел в середине XX века американский социолог Р. Мертон).

Статусный набор каждого человека индивидуален, в течение жизни меняется.

Виды статусов:

1. Ключевой, или главный (интегральный статус) — наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его.

2. Социально-демографические статусы:

— Половые статусы — мужчина / женщина.

— Возрастные статусы — ребенок / взрослый / старик.

— Расовые статусы — три основные расы европеоид, негроид, монголоид.

— Статусы по здоровью — инвалидность. Норма — 10%, в то время как в России инвалиды составляют 13% населения.

Эти статусы составляют не чисто биологическую систему статусов, а являются продуктом общественного развития.

3. Социальный (групповой) – положение в обществе (в группе)

— личный – положение в малой группе (семье, студенческая группа). Любимый сын. Межличностный статус.

Социальные статусы:

— Экономический статус – благодаря месту, занимаемому этим статусом в экономической системе разделения труда (собственник, наемный рабочий, арендатор, кредитор).

— Политический статус – принадлежность к государственному аппарату управления или политическим ассоциациям (партиям, движениям).

— Профессиональный статус – для получения которого следует пройти длительное или кратковременное обучение (для отдельно взятой страны норма составляет около 40 тысяч профессиональных статусов).

Статусы в области культуры состоят из четырех базовых сфер (элементов): наука, образование, искусство, религия.

Территориальные статусы — живущие в деревне, мигранты, эмигранты, туристы, беженцы, люди без определенного места жительства.

Эпизодические — существуют очень короткое время (пешеход, пассажир), они также называются неосновными.

3. — Предписанный (аскриптивный, прирожденный, наследуемый)) — пол, национальность, раса, положение семьи, место рождения. Биологическое наследование. Социальное наследование (титул дворянина).

— Достигаемый (достигнутый, дескриптивный, приобретенный) статусы — его можно только заслужить, приложив усилия и проявив свои достоинства и таланты.

Впервые употребил понятия «достигаемый» и «приписываемый статус» в современном понимании выдающийся американский антрополог и социолог Ральф Линтон (1936).

Смешанный статус — обладают одновременно свойствами и приписываемого и достигаемого статусов: профессия юриста и династическое предопределение этой профессии.

Социальный статус

— проявляется в поведении — накладывает на его носителя определенные обязательства – совокупность ограничений,

— упорядочивает, регламентирует отношения, внутренние (установки, ценности, мотивы),

— отражается во внешнем облике (одежда, манеры),

— создает определенных социальных ожиданий (Р.Линтон).

Статусное поведение проявляется в трех сферах:

1. приобретение статуса;

2. поведение в статусном положении;

3. потеря статуса.

Возможна статусная несовместимость – занятие различных рангов в различных иерархиях. Статусная несовместимость – черта современного общества, обладающего большой подвижностью. Она влияет на межличностные отношения.

Так, глава преступного синдиката обладает большим богатством и властью, но имеет низкий профессиональный престиж.

Спортсмен – богатство и престиж, но не имеет социальной власти.

Женщина-юрист или врач-негр – это комбинация низко го приписываемого статуса и высокого достигаемого статуса.

Для человека со статусной несовместимостью проблема заключается в том, чтобы его принимали в соответствии с его высокой статусной ролью (юрист, врач), а проблема для тех, кто сталкивается с ним, – как реагировать на его низкий статус и не обидеть его.

«Сокращение межстатусной дистанции» — описывает характер отношений между двумя и более индивидами – носителями разных, но функционально связанных статусов (сближение-отдаление от другого человека). Приводит к так называемой фамильярности – подчеркнуто невежливому обращению одного человека к другому, не соответствующему занимаемым статусам.

В соответствии с социальным статусом выполняет в обществе определенную социальную роль.

Социальная роль – это тип поведения личности, связан с ее социальным статусом, соответствует определенным социальным ожиданиям.

Основы теории ролей заложены Р. Линтоном.

Выводит человека в широкое пространство социальных взаимодействий.

Социальная роль не тождественна личностной характеристики.

Ролевые ожидания требуют унификации человеческого поведения.

Т. Парсонс пять характеристик ролей:

1. эмоциональность – одни эмоциональны, другие сдержанны.

2. способ получения — предписанный, достигнутый.

3. масштаб – четко определен (ограничение в пространстве и во времени – студент), другие – размыты (членство в группах по интересам)

4. формализация – строго установленные правила, менее строгие – солдат – член общественной организации.

5. мотивация (у разных ролей – разная: на личную выгоду, на общественные интересы).

Содержание роли составляют следующие элементы:

— социальные действия — единичный акт социального поведения, состоящий из отдельных движений. Например, в системе родительско-детских ролей.

— социальные нормы — предписанные правила поведения. Пешеход.

— социальные ожидания (экспектации) – ожидания-требования к носителю роли со стороны окружающих. Хороший руководитель.

Формы выражения роли:

1. исполнение роли – требует выполнения определенных функций, норм. Правильное выполнение роли функционально.

2. идентификация с ролью (отождествление),

3. обучение (освоение) ролям – в процессе социализации.

С личностно значимыми ролями больше себя идентифицирует (ролевая идентификация)

С другими (второстепенными) меньше (дистанцирование от роли).

Личность выполняет разные роли:

семейно-бытовые, профессиональные, общественно-политические, ситуационные.

Роли различаются в разных группах, культурах.

Ролевой набор (Р. Мертон) – совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемых с одним статусом.

Статусный набор принадлежит человеку, а ролевой набор принадлежит статусу. Между ролями существуют только взаимодействия, а между статусами – отношения.


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Социальная роль и статус личности :: BusinessMan.ru

В психологии и социологии есть немало теорий о личности и её атрибутах. Понятия «социальная роль» и «статус личности» применяются для объяснения поведения человека в обществе, так как они влияют на многие аспекты функционирования индивида. Его самооценка, самосознание, общение, направленность во многом зависят от них.

Понятие личности

С точки зрения социологии, личность – это индивидуум, который во время социализации приобретает специфический набор социально значимых качеств, свойств, знаний, навыков и умений. В результате включения в социальные отношения и связи он становится ответственным субъектом волевой деятельности. По мнению психологов, личность – это интегральная совокупность различных черт биогенного и социогенного происхождения, которая формируется прижизненно и влияет на поведение и деятельность человека. И в том и в другом случае социальная роль и статус личности играют важную роль в формировании и самореализации индивида.

Основой для формирования становятся четыре группы явлений: биологические особенности человеческого организма и его врождённый опыт, результаты обучения, опыт социальной жизни и взаимодействия с другими людьми, результаты самооценки, рефлексии и самосознания. В структуре личности можно выделить группы особенностей, которые влияют на всё поведение человека.

К ним относятся такие психологические черты, как способности, мотивация, волевые качества, социальные установки и стереотипы, характер, направленность, эмоции, темперамент. Также личность включает набор социальных особенностей, таких как социальные статусы и роли, система диспозиций и различные ролевые ожидания, комплекс знаний, ценностей и убеждений, интересы и мировоззрение. Процесс кристаллизации личностных черт часто происходит под влиянием внешней и внутренней среды и протекает уникально, создавая неповторимую целостность.

Понятие социального статуса

Ещё в конце XIX века английский учёный Генри Мен вводит в оборот новое понятие. С тех пор социальный статус много анализировался и исследовался. На сегодняшний день под ним понимают определённое место человека в социальной системе или группе. Оно определяется рядом признаков: материальным и семейным положением, обладанием власти, выполняемыми функциями, образованием, специфическими навыками, национальностью, особыми психологическими характеристиками и многими другими. Так как индивид одновременно входит в состав различных групп, то его статус в них может быть различным.

Он не только обозначает положение человека в обществе, но и наделяет его определёнными правами и обязанностями. Обычно, чем он выше, тем больше набор прав и обязанностей. Нередко в обыденном сознании понятия социальные статусы и роли уравниваются с понятием престижа. Он, безусловно, сопровождает статусность, но не всегда является его обязательным атрибутом. Статус – это категория подвижная. Человек может изменять его с приобретением новых качеств или ролей. Лишь в традиционных общественных системах он мог передаваться по наследству, закрепляться законодательно или в соответствии с религиозными канонами. Сегодня личность в своём развитии может достигать желаемых статусов или терять их при определённых обстоятельствах.

Иерархия статусов

Комплект различных позиций одной личности в обществе принято называть статусным набором. В этой структуре обычно есть доминирующий, основной статус, и комплект дополнительных. Первый определяет главное положение индивида в этой социальной системе. Например, ребёнок или престарелый человек будут иметь основной статус в соответствии с возрастом. Одновременно в некоторых патриархальных обществах пол человека будет главным признаком для определения его положения в системе.

Так как существует деление на главный и неглавные статусы, то исследователи говорят о существовании иерархии социальных позиций личности. Социальные роли и статус являются важнейшим фактором, влияющим на общую удовлетворённость индивида своей жизнью. Оценка происходит по двум направлениям. Есть устойчивые взаимодействия статусов на горизонтальном и вертикальном уровнях.

Первый фактор представляет собой систему взаимодействия между людьми, находящимися на одном уровне социальной иерархии. Вертикальное, соответственно, общение людей, находящихся на разных ступенях. Распределение людей по ступеням социальной лестницы является естественным явлением для общества. Иерархия поддерживает ролевые ожидания личности, обуславливая понимание распределения обязанностей и прав, позволяет человеку быть удовлетворённым своим положением или заставляет его стремиться к смене статуса. Это обеспечивает динамику личности.

Личный и социальный статус

Традиционно по размеру общности, в которой функционирует личность, принято различать личные и собственно социальные статусы. Они функционируют на различных уровнях. Так, социальный статус – это сфера профессиональных и общественных отношений. Здесь важнейшее значение имеют профессиональное положение, образование, политическая позиция, социальная активность. Именно они являются признаками, по которым человек размещается в социальной иерархии.

Социальная роль и статус также функционируют в малых группах. В этом случае исследователи говорят о личном статусе. В семье, небольшом кружке по интересам, кругу друзей, малой рабочей группе человек занимает определённое положение. Но для установления иерархии здесь применяются не профессиональные, а личные, психологические признаки. Лидерские качества, знания, умения, коммуникабельность, душевность и другие черты характера позволяют человеку стать лидером или аутсайдером, получить определённый личный статус. Между этими двумя видами положений в социальной группе есть значительная разница. Они позволяют человеку реализоваться в различных сферах. Так, мелкий клерк, занимающий невысокое положение в рабочем коллективе, может играть значительную роль, например, в обществе нумизматов, благодаря своим знаниям.

Виды социальных статусов

Так как понятие статуса охватывает чрезвычайно обширную область социальной активности личности, то есть существует немало их разновидностей. Давайте выделим основные классификации. В зависимости от доминирования разных признаков выделяют следующие статусы:

  1. Естественный, или социально-демографический. Эти статусы устанавливаются в соответствии с такими признаками, как возраст, родство, пол, раса и состояние здоровья. Примером могут быть положения ребёнка, родителя, мужчины или женщины, европеоида, инвалида. Социальная роль и статус человека в общении отражаются в этом случае наделением личности определёнными правами и обязанностями.
  2. Собственно социальный статус. Он может складываться только в обществе. Обычно выделяют экономические статусы, в зависимости от занимаемой должности, наличия собственности; политические, в соответствии со взглядами и социальной активностью, также признаком выделения статуса является наличие или отсутствие власти; социокультурные, к которым относят по признакам образование, отношение к религии, искусству, науке. Кроме того, существуют правовые, профессиональные, территориальные статусы.

По другой классификации выделяют предписанные, достигаемые и смешанные статусы в соответствии со способом его получения. Предписанные статусы – это те, которые присваиваются по факту рождения. Их человек получает поневоле, ничего для этого не делая.

Достигаемые, напротив, приобретаются в результате усилий, часто значительных. К ним относятся профессиональные, экономические, культурные позиции в обществе. Смешанные – те, которые объединяют два предыдущих вида. Примером таких статусов могут быть различные династии, где по праву рождения ребёнок получает не только положение в обществе, но предрасположенность к достижениям в определённой сфере деятельности. Также выделяют формальные и неформальные статусы. Первые закреплены официально, в каких-либо документах. Например, при вступлении в должность. Вторые присваиваются группой негласно. Ярким примером является лидер в малой группе.

Понятие социальной роли

В психологии и социологии используется термин «социальная роль», под которым понимается ожидаемое поведение, диктуемое социальным положением и другими членами группы. Социальная роль и статус тесно связаны между собой. Статус накладывает обязанности права на личность, а они, в свою очередь, диктуют человеку некий тип поведения. Любой человек должен в силу своей социальности постоянно менять модели поведения, поэтому у каждого индивида есть целый арсенал ролей, которые он играет в разных ситуациях.

Социальная роль определяет социальный статус. В её структуру входит ролевое ожидание, или экспектация, исполнение, или игра. Человек попадает в типичную ситуацию, где участники ждут от него определённой модели поведения. Поэтому он начинает воплощать её в жизнь. Ему нет необходимости задумываться, как себя вести. Модель диктует ему поступки. У каждого человека есть свой ролевой набор, т. е. комплект ролей на разные случаи жизни в соответствии со своими статусами.

Психологические характеристики социальных ролей

Есть мнение, что роль в обществе определяет социальный статус. Однако при этом последовательность обратная. Получая очередной статус, человек нарабатывает варианты поведения. В каждой роли есть две психологические составляющие. Во-первых, это символически-информационная часть, которая является сценарием типичного спектакля. Она представлена нередко в виде инструкций, памяток, принципов. Каждый индивид имеет уникальные черты, которые придают роли своеобразный и субъективный характер. Во-вторых, это императивно-контрольная составляющая, которая является механизмом для запуска игры. Императивный компонент связан также с ценностями и нормами. Он диктует, как необходимо поступать, опираясь на культурные стереотипы и моральные нормы общества.

Социальная роль имеет три психологических параметра, по которым её можно оценивать и классифицировать:

  • Эмоциональность. Разная степень проявления чувственности характерна для каждой роли. Так, руководитель должен быть сдержанным, а мама может быть эмоциональной.
  • Формализация. Роли могут быть формальными и неформальными. Первые описываются определённым сценарием, закреплённым в каком-либо виде. Например, роль учителя частично описана в должностной инструкции, а также зафиксирована в стереотипах и убеждениях общества. Вторые возникают в конкретных ситуациях и нигде не фиксируются, кроме психики исполнителя. Например, роль заводилы в компании.
  • Мотивация. Роли всегда тесно связаны с удовлетворением различных потребностей, у каждой из них есть одна или несколько исходных потребностей.

Виды социальных ролей

Общество бесконечно многообразно, поэтому видов ролей немало. Социальный статус и социальная роль человека взаимосвязаны. Поэтому первые часто дублируют вторые и наоборот. Так, выделяют естественные роли (мамы, ребёнка) и достигаемые (руководителя, лидера), формальные и неформальные. Социальная роль и статус, примеры которых каждый может найти в своей структуре личности, обладают некой сферой влияния. Среди них выделяют статусные роли, которые напрямую связаны с определённым положением в обществе и межличностные роли, что вытекают из ситуации, например, роль любимого, обиженного и т. п.

Функции социальных ролей

Общество постоянно нуждается в механизмах регуляции поведения своих членов. Социальная роль и статус в общении выполняют в первую очередь именно регулятивную функцию. Они помогают быстро найти сценарий взаимодействия, не затрачивая больших ресурсов. Также социальные роли выполняют адаптационную функцию. Когда у человека меняется статус, или он попадает в некую ситуацию, ему нужно быстро найти подходящую модель поведения. Так, социальная роль и статус нации позволяют ему адаптироваться к новому культурному контексту.

Ещё одна функция – самореализации. Исполнение ролей позволяет человеку проявить свои различные качества и достичь желаемых целей. Познавательная функция заключается в возможностях самопознания. Личность, примеряя на себя различные роли, познаёт свой потенциал, находит новые возможности.

Социальная роль и статус: пути взаимодействия

В структуре личности роли и статусы тесно переплетены. Они позволяют человеку решать различные социальные задачи, достигать целей и удовлетворять требования. Социальная роль и статус личности в группе важны для мотивации её к деятельности. Желая повысить статус, человек начинает учиться, трудиться, совершенствоваться.

Группы – это динамичная целостность и всегда есть возможность для перераспределения статусов. Человек используя ассортимент своих ролей, может изменить свой статус. И наоборот: его смена приведёт к изменению ролевого набора. Социальная роль и статус личности в группе кратко могут быть охарактеризованы как движущая сила личности на пути к самореализации и достижению целей.

businessman.ru

Социальный статус личности, социальные роли личности.

В процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус. Социальным статусом называется общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социальные статусы бывают предписанные и приобретенные, достигнутые. К первой категории относятся национальность, место рождения, социальное происхождение и т. п., ко второй — профессия, образование и др.
В любом обществе существует некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Определенные статусы являются престижными, другие — наоборот. Престиж — это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов: а) реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;
б) системы ценностей, характерной для данного общества.
Если престиж каких-либо статусов необоснованно завышен или, наоборот, занижен, обычно говорят, что имеет место утрата равновесия статусов. Общество, в котором наблюдается тенденция к утрате этого равновесия, не может нормально функционировать.
Социальный статус личности прежде всего оказывает влияние на ее поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большинство качеств, которым он обладает, а также предсказать действия, которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью. Социальная роль фактически представляет собой некоторый образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе. Социальная роль может быть закреплена за человеком формально (например, в законодательном акте) или же иметь неформальный характер.
Каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. Их совокупность называется ролевой системой. Многообразие социальных ролей может стать причиной внутреннего конфликта личности (в том случае, если какие-то из социальных ролей противоречат друг другу).
Однако, несмотря на то что поведение личности во многом определяется тем статусом, который она занимает, и теми ролями, которые она играет в обществе, она (личность) тем не менее сохраняет свою автономию и определенную свободу выбора. И хотя в современном обществе наблюдается тенденция к унификации и стандартизации личности, полной ее нивелировки, к счастью, не происходит. Индивид имеет возможность выбирать из множества социальных статусов и ролей те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности. Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, сохраняя за ним возможность выбора путей его исполнения.

 

 


Похожие статьи:

poznayka.org

Лекция 10. Социальный статус и социальная роль личности

Перечень всех учебных материалов

Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология

Лекция 10. Социальный статус и социальная роль личности

  Учебные вопросы:
  1. Понятие социального статуса. Интегральный статус. Предписанный и достигаемый статусы.
  2. Понятие социальной роли. Статусно — ролевая структура личности.
  3. Социальная активность личности и ее виды. Факторы социальной активности.

  Социальный статус личности — это положение личности в обществе, которое показывает место личности в системе общественных отношений и определяет функции личности, соответствующие данному конкретному положению.
  Кроме этого, понятие социальный статус включает оценку личности обществом и самооценку личности. Если они совпадают, то это дает дополнительный импульс личности к развитию, ее профессиональному и социальному росту, повышению социального статуса.
  Поскольку личность включена в различные социальные связи, взаимодействия, группы и общности, она имеет несколько статусов. Обычно один из них имеет для человека наиболее важное значение, он называется интегральным или главным статусом.
  Статусы подразделяются:
  — предписанные — статусы, которые не зависят от усилий личности;
  — достигаемые — статусы, которые личность приобретает вследствие собственных усилий.
  Общество создает социальные позиции (статусы) и обеспечивает механизм распределения личностей по этим позициям. С понятием «социального статуса» теснейшим образом связано понятие «социальной роли». Социальная роль — это функции, которые должна выполнять и выполняет личность в связи со своим статусом.
  Используя другой подход, можно определить социальную роль как ожидания общества, предъявляемые к личности, которым личность должна удовлетворять в соответствии со своим социальным статусом.
  Социальные роли, как и социальные статусы, различны по содержанию, значению в обществе.
  Разного рода общественные потребности и потребности общностей определяют выполнение разного рода ролей. Нормативная структура социальных ролей определяет их разделение на нормы обязательного поведения, нормы желательного поведения и возможного поведения. Если социальные роли не вписываются в эту нормативную структуру, то включаются методы социального контроля, с помощью которых общество обеспечивает надлежащее исполнение личностями своих социальных ролей, удовлетворяющих требуемым нормам.
  Поскольку общество развивается, изменяясь от эпохи к эпохе, то и социальные роли претерпевают изменения в этом процессе.
  На рубеже эпох, в переходные периоды своего развития общество востребует типы личности, которые исполняют исторически значимые роли.
  Исполнение таких значимых ролей возможно не только при определенной общественной востребованности, но и при условии, что личность располагает необходимыми личностными качествами и соответствующими возможностями для реализации данной востребованности.
  Уровень задач общественного развития и определяет масштаб ролей, исполняемых личностью на данном этапе истории.
  От этапа к этапу общественного развития личность исполняет все более значимые роли, проявляя разный уровень социальной активности.
  Социология рассматривает социальную активность как свойство личности, ее способность к преобразованию как природной, так и социальной среды для своего существования. На социальную активность личности и ее изменение влияют внутренние и внешние факторы.
  К внутренним факторам относятся природные и генетические особенности личности, ее характер, уровень социализированности, культуры, сознание, потребности и т.д. Все это тесно связано между собой.
  К внешним факторам относятся факторы окружающей социальной и природной среды, в которых личность функционирует.
  Таким образом, «социальная активность — это степень, мера включенности личности в систему общественных отношений, показатель ее участия во все видах общественной деятельности» .
  Во всех сферах жизнедеятельности общества личность может проявлять социальную активность. Соответственно, социальную активность личности можно подразделить на:
  — трудовую,
  — политическую,
  — социальную активность в области духовной жизни,
  — другие виды социальной активности.
  Основные виды социальной активности могут подразделяться на подвиды. В отдельных сферах жизни и видах деятельности личность может проявлять большую социальную активность, чем в других.
  Все виды и подвиды социальной активности, как и сферы общественной жизни, связаны между собой. Ученые, занимавшиеся проблемой личности: Т.Парсонс, Ч.Кули, З.Фрейд, Г.Гегель, П.Сорокин, П. Лавров, Н.Михайловский, М.Вебер и другие.

Вопросы для самопроверки

  1. Приведите примеры интегральных статусов личности.
  2. Определите понятие социальной роли.
  3. «Принц» — это достигаемый или предписанный статус?
  4. Сколько статусов может иметь человек на протяжении жизни?
  5. Какое количество ролей человек исполняет в связи с одним из своих статусов?
  6. Перечислите виды социальной активности. Как они связаны между собой?

ГЛОССАРИЙ

  Активность — от лат. activus — деятельный.
  Статус — от лат. status — состояние, положение.
  Социальный статус — положение человека в обществе.
  Страта — stratum (лат.) — слой.
  Структура нормативная — совокупность формализованных взаимосвязанных ценностей, норм, ролевых ожиданий.

txtb.ru

3. Ролевые теории личности. Социальный статус и социальная роль

Значительным влиянием в социологии личности пользуется ролевая теория личности. Основные положения этой теории были сформули­рованы Г.Кули, Дж. Мидом, Р. Линтоном, Т. Парсонсом, Р.Мертоном и др. Каковы же основные положения этой теории?

Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями «социальный статус» и «социальная роль». Разберем, что означают эти понятия. Каждый человек в своей жизни взаимодействует с множеством других индивидов. В прост­ранстве социальных связей и взаимодействий поступки людей, их отношения друг с другом в решающей степени определяются поло­жением (позицией), которую они занимают в обществе в целом и в социальной группе, в частности. В соответствии с этим положением (позицией) индивид обладает определенными функциональными правами и обязанностями в отношениях с другими индивидами. Оп­ределенная позиция, занимаемая индивидом в обществе или соци­альной группе, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей, называется социальным статусом. В статусе фик­сируется тот набор конкретных функций, который должен выпол­нять человек в социальной группе, обществе и тех условий, которые должны быть представлены ему для осуществления этих функций. Таким образом, понятие социальный статус характеризует место личности в социальной стратификации общества, в системе общест­венных взаимодействий, ее деятельности в различных сферах жиз­ни и, наконец, оценку деятельности личности со стороны общества. Социальный статус отражается как во внутренней позиции (в уста­новках, ценностных ориентациях и т.д.), так и во внешнем облике (одежде, манере поведения, жаргоне и иных знаках социальной при­надлежности).

Однако права и обязанности человека закрепляются за ним не абсолютно, а относительно прав и обязанностей по отношению к нему других людей. Так, например, позиция профессора соотносительна с позицией студентов, заведующего кафедрой, декана, ректора вуза и т.д. Во всех этих случаях профессор наделяется своеобразным набо­ром прав и обязанностей. Из этого примера видно, что каждый чело­век включен не в одну социальную связь, а является своеобразным пересечением великого множества связей, взаимодействий и отно­шений с другими людьми по различному поводу, выполняя каждый раз определенные функции. Тот же профессор является мужчиной, мужем, отцом, членом определенной партии и т.д.

Таким образом каждый человек имеет множество статусов. Поскольку каждого человека характеризует не один, а несколько статусов, Р.Мертон ввел в социологию понятие «статусный набор», которое применяется для обозначения всей совокупности статусов данного человека. В этой совокупности чаще всего выделяют ключевой, главный или интегральный статус, характерный для данного индивида. Именно по этому статусу его выделяют окружающие и отождествляют с этим статусом индивида. Часто бывает так, что главный статус обусловлен должностью или профессией человека (директор, банкир). Но не обязательно должность, профессия опре­деляют главный статус человека. Это может быть также расовая при­надлежность (например, негр) и социальное происхождение (дворя­нин) и т.д. В общем главным для жизнедеятельности человека высту­пает тот статус, который определяет ценности и установки, образ жизни, круг знакомых, манеру поведения личности.

В социологии принято различать два уровня статусной пози­ции человека: социально-групповой и личный. Социально-группо­вой — это положение индивида в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (расы, нации, пола, клас­са, слоя, религии, профессии и т.д.). Личным статусом называется положение индивида в малой группе (семье, школьном классе, сту­денческой группе, сообществе сверстников и т.д.). Социально-груп­повой статус зависит от положения той или иной социальной группы в социальной стратификации общества. Личный же статус опреде­ляется индивидуальными качествами личности и зависит от того, как ее оценивают и воспринимают члены малой группы.

В зависимости от того, занимает ли человек определенную статусную позицию благодаря наследуемым признакам или благо­даря собственным усилиям, различают еще два вида статусов: пред­писанный и достигнутый. Предписанный — это значит навязанный обществом, вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обус­ловлен полом, расой, этническим происхождением, социальным по­ложением семьи, местом рождения и т.д. Достигнутый (приобретен­ный) статус определяется усилиями самого человека, его талантами, настойчивостью, целеустремленностью или оказывается следствием удачи и везения.

Социальный статус определяет конкретное место, которое за­нимает индивид в данной социальной системе. Зная социальный ста­тус данного человека, его социальные функции, люди ожидают от него, что он будет обладать определенным набором качеств, осуще­ствлять определенный набор действий, которые необходимы для вы­полнения его функций. По определению Р. Линтона, ожидаемое по­ведение, ассоциируемое со статусом, который имеет человек, назы­вается социальной ролью. Иначе говоря, социальная роль — это модель поведения, ориентированная на данный статус в соответст­вии с ожиданиями людей. Ее также можно определить как шаблон­ный тип поведения, направленный на выполнение прав и обязаннос­тей, предписанных конкретному статусу. А это значит, что социаль­ную роль можно рассматривать как статус в движении, статус в его реальном осуществлении.

Ожидания могут быть зафиксированы в определенных институционализированных социальных нормах: юридических докумен­тах, инструкциях, положениях, уставах и т.д., а могут носить характер обычаев, нравов, и в том и в другом случае они определяются ста­тусом. Так статус преподавателя вуза — это вполне определенные права и обязанности, большинство из которых зафиксировано юри­дически в Законе о высшем образовании, уставах того или иного вуза. Социальная же роль преподавателя включает в себя и то, как он дол­жен вести себя со студентами (передавать знания, следить за дис­циплиной, оценивать знания, служить примером культурного пове­дения и т.д.). Следовательно, роль преподавателя в его отношении со студентами — это ожидание внутренне связанных друг с другом поступков, черт личности.

Ролевые ожидания, прежде всего, связаны с функциональной целесообразностью. В ролевых ожиданиях содержится именно столько качеств, делается акцент именно на тех чертах, которые га­рантируют выполнение данной социальной функции. Вместе с тем, ролевые ожидания реализации того или иного статуса в различных культурах разные и находятся в соответствии с принятой в них сис­темой ценностей. Таким образом время и культура произвели отбор наиболее целесообразных для каждого данного статуса типичных черт личности и закрепили их в виде образцов, стандартов, норм поведения личности.

В ролевом поведении, как отмечалось ранее, значительное ме­сто занимают институциализированные, формализованные нормы. Однако не следует абсолютизировать их значение. Если бы человек вел себя только в рамках формализованных норм, он действовал бы как машина. Реально же исполнение роли каждым человеком сугубо индивидуально. И поэтому зафиксированные в социальных нормах ожидания должны стать достоянием внутреннего мира индивида. Каждый индивид в ходе социализации вырабатывает сам представ­ление о том, как он должен поступать во взаимодействии с миром дру­гих социальных статусов.

Т. Парсонс считал, что любая роль описывается пятью основ­ными характеристиками: 1) способом получения — одни предписы­ваются, другие — завоевываются; 2) эмоциональностью — одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие — раскованности; 3)масштабом — часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая — размыта; 4) формализацией — действия в строго установ­ленных правилах либо произвольно; 5) мотивацией — на общее благо, на личную прибыль и т.д.

Роль уже статуса, к которому она привязана. Каждый статус для своей реализации требует множества ролей. Так, например, статус пре­подавателя вуза включает в себя и роль учителя, и роль наставника. Каждая из этих ролей требует особой манеры поведения1. Роль учителя заключается в соблюдении формальных норм и правил: чтения лекций, проведения семинаров, проверки контрольных работ, принятии заче­тов и экзаменов. Роль наставника в большей мере обусловлена нефор­мальными отношениями и проявляется в стремлении помочь студенту разобраться в жизненных обстоятельствах. И здесь преподаватель выступает в роли старшего товарища, мудрого советчика и т.д.

Совокупность ролей, вытекающих из каждого статуса, при­надлежащего данному человеку, называется ролевым набором.

Понятие «ролевой набор» описывает все виды и все многообразие шаблонов поведения (ролей), закрепленных за одним статусом. Каждая личность обладает лишь ей присущим набором ролей. Уни­кальность сочетания социальных ролей следует рассматривать как один из аспектов индивидуальности личности, ее духовных свойств и качеств.

Люди в разной степени отождествляют себя со своими стату­сами и соответствующими им ролями. Иногда они буквально слива­ются со своей ролью и автоматически переносят стереотип своего поведения с одного статуса на другой. Так, женщина, занимающая должность начальника на работе, приходя домой продолжает об­щаться начальственным тоном с мужем и другими близкими. Мак­симальное слияние индивида с ролью называется ролевой индентификацией.

Но не со всеми ролями человек отождествляет себя одинако­во. Исследования показывают, что с личнозначимыми ролями (свя­занными чаще всего с главным статусом) идентификация также осуществляется чаще. Другие роли являются ничегонезначимыми для человека. Нередко наблюдается также дистанцирование от ро­ли, когда человек сознательно ведет себя вопреки требованиям норм и ожиданиям людей. Если человек не играет роли в соответствии с ожиданиями, то он вступает в определенный конфликт с группой или обществом. Например, родители должны заботиться о детях, близкий друг должен быть неравнодушным к нашим проблемам. Если родитель не проявляет такой заботы, то общество его осуждает, если мы обращаемся за помощью или сочувствием к близкому дру­гу и не получаем их от него, то мы обижаемся и можем даже порвать с ним отношения.

Данный конфликт индивида с группой, обществом или други­ми индивидами следует отличать от ролевого конфликта, который обусловливается столкновением требований двух или нескольких несовместимых ролей, вытекающих из данного статуса. Так, напри­мер, молодой человек может оказаться в ситуации ролевого конфлик­та в тех случаях, когда ему приходится иметь дело с ролевыми ожи­даниями его сверстников, учителей, родителей и т.д. Так, например, произошло какое-то серьезное нарушение дисциплины — разбито оконное стекло в классе. От конкретного ученика требуют, чтобы он сказал, кто нарушитель. Сверстники ждут, что он промолчит, скажет «не знаю», «не видел» и т.д. И роль товарища требует, чтобы он не до­нес на нарушителя. Учитель же требует, чтобы он назвал этого нару­шителя, и роль ученика требует, чтобы он подчинился этому требо­ванию и назвал нарушителя. Существует несколько способов пре­одоления ролевого конфликта. Один из них заключается в том, что некоторые роли признаются более важными, чем другие, и их испол­нению придается приоритетное значение.

studfiles.net