Социальные характеристики человека – Социальная характеристика человека. Проблема соотношения биологического и социального в индивидуальном развитии человека

Социальная характеристика человека. Проблема соотношения биологического и социального в индивидуальном развитии человека

Человек представляет собой систему, характеризующуюся единством наследственно обусловленного и приобретенного в течение жизни, природного и социального, физического и духовного. Как биологическое существо, человек включен в природную связь явлений, и его существование подчиняется физическим, химическим и биологическим закономерностям.Как личность, обладающая сознанием, человек обращен к социальному бытию с его специфическим закономерностями. Каждый человек является носителем признаков, свойств и качеств, приобретенных человечеством в ходе естественного отбора и передающихся по механизму биологической наследственности. В то же время человек реализует признаки и качества, которые передаются посредством общения и накапливаются человечеством в ходеисторического развития способов производства, общественных отношений, культурных традиций.

Природные, генетически определенные задатки человека реализуются только в условиях социального образа жизни, в процессе общения ребенка со взрослыми. Как социальное существо, являющееся продуктом общественного развития, человек характеризуется теми чертами, для формирования которых, кроме наследственно обусловленных особенностей, необходима социальная среда.

Важнейшей социальной особенностью человека является его трудовая деятельность. Именно совместный труд позволяет человеку удовлетворять свои потребности через активное, целенаправленное преобразование окружающей среды. Коллективный труд скрепляет человеческое общество, усложнение трудовой деятельности приводит к дифференциации структуры общества, к выработке норм и правил, регулирующих взаимодействие людей. Через труд происходит “очеловечивание” природы, формируется культура как совокупность ценностей не только материальных, но и духовных.

Взаимодействие членов человеческого общества осуществляется посредством речи. Речь, как и труд, характеризуют человека как существо социальное. Способность к речевому общению, как и способность к труду, приобретается человеком в ходе обучения. Причем для развития речи необходимо наличие речевой среды в первые годы жизни ребенка. Речевое взаимодействие взрослых с ребенком особенно важно в первые три года жизни. Дефицит такого общения трудно восполним, а если он длится до 8–10-ти лет, неустраним, так как способность к развитию нервных связей, необходимых для развития центра речи, утрачивается. Речь является одной из сложнейших человеческих функций. Выделяют три основные функции речи: коммуникативную, регулирующую и программирующую.

Коммуникативная функцияречи заключается в осуществлении общения между людьми посредством языка. Эта функция речи позволяет фиксировать и передавать информацию. Знания, накопленные человечеством и зафиксированные в устной и письменной речи, составляют основу человеческой культуры.

Регулирующая функцияречи реализуется в высших психических функциях – сознательных формах психической деятельности, регулируемых произвольно. Первоначально один человек, взрослый, регулирует поведение другого человека, ребенка, с помощью раздражителей, среди которых наибольшее значение имеет речь. Затем, применяя к своему поведению речевые стимулы, которые первоначально использовались для регуляции поведения другими людьми, человек овладевает собственным поведением.

Программирующая функцияречи заключается в построении смысловых схем речевого высказывания, грамматических структур предложений, в переходе от замысла к внешнему развернутому высказыванию. В основе данного процесса лежит внутреннее программирование, которое осуществляется с помощью внутренней речи. Внутреннее программирование необходимо не только для речевого высказывания, но и для построения самых различных движений и действий, в том числе трудовых.

Развитие речи у человека связано с формированием второй сигнальной системы. И. П. Павлов показал, что в ходе индивидуального развития у человека формируется две системы условных рефлексов, или сигнальных систем. Первая сигнальная система свойственна как животным, так и человеку. Это система условных рефлексов на конкретные, образные раздражители окружающего мира. Вторая сигнальная система свойственна только человеку. Это система условных рефлексов на речевые, словесные раздражители. Особенность этих рефлексов в том, что слово, как раздражитель, выполняет функцию обобщения предметов и явлений окружающей среды и функцию абстрагирования, отвлечения от их конкретных свойств. И. П. Павлов назвал слово “сигналом сигналов”. Благодаря развитию на основе речи второй сигнальной системы, у человека формируется не только присущее животным конкретно-образное мышление, но и специфически человеческое

абстрактно-логическое мышление. Высшие животные, даже реагируя на слова и эмоции, не способны, в отличие от человека, к формированию отвлеченных понятий.Именно развитие понятийного мышления делает человека человеком разумным.Благодаря отвлеченному, понятийному мышлению, человек планирует свою трудовую деятельность, он способен целенаправленно изготавливатьорудия труда. Он обладаетсознанием, способен сознавать и понимать происходящее в мире.

На примере речи ярко проявляется взаимодействие биологических и социальных факторов в развитии человека. С одной стороны, для развития речи у ребенка необходимы нормально сформированный речевой аппарат, развитый слух, наличие и целостность речевых зон коры больших полушарий. С другой стороны, ребенок должен находиться в таких социальных условиях, которые обеспечивают его взаимодействие с предметами окружающего мира, а также речевое взаимодействие со взрослыми. В ходе индивидуального развития соотношение значения биологических и социальных факторов меняется. В первые дни и месяцы жизни развитие ребенка определяется почти исключительно биологически детерминированными особенностями его организма. Они определяют возможность развития социальных качеств. Но постепенно возрастает значимость социальных факторов, они начинают играть ведущую роль и влиять на развитие биологических особенностей. Так, по мере развития речи возникают различия в деятельности правого и левого полушария, левое полушарие берет на себя функции, связанные с речью и абстрактно-логическим мышлением. Здоровье новорожденного полностью определяется врожденными особенностями функционирования его организма. Здоровье взрослого гораздо больше зависит от знаний человека, его привычек, стереотипов организации труда и отдыха.

Человек непрерывно взаимодействует с обществом, даже когда остается наедине с собой. Осознание человеком самого себя опосредствовано его отношением к другим людям. Каждый отдельный человек представляет собой неповторимую индивидуальность и вместе с тем несет в себе исторический опыт общества. В процессе приобщения к культуре у человека вырабатываются механизмы самоконтроля. Самоконтроль позволяет подавлять неприемлемые для данной социальной группы импульсы и составляет необходимое условие жизни общества. Чем более интенсивно развивается человечество, тем все более сложными оказываются проблемы образования и воспитания, формирования человека как личности.

studfiles.net

Социальные характеристики человека, Менеджмент — Курсовая работа

Пример готовой курсовой работы по предмету: Менеджмент

Содержание

Содержание

Введение 3

Глава

1. Процесс развития человека. Формирование личностных качеств 5

Глава

2. Характеристика индивидуальности человека 9

2.1. Понятие индивидуальности 9

2.2. Основные признаки, индивидуализирующие человека 11

Глава

3. Социальные характеристики человека 14

3.1. Личностные основы поведения 14

3.2. Профессия как социальная характеристика человека 20

Заключение 27

Список литературы 29

Выдержка из текста

Введение

При всей значимости «природных качеств» человека, необходимости учета их в процессе социального развития не следует забывать, что сущность личности социальная. Маркс писал: «…сущность „особой личности“ составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество».

Как же формируется «социальное качество» человека, его социальные характеристики? Человек не рождается личностью, он ею становится, усваивая общественный опыт. Характер развития человеческого индивида в личность зависит от общества. Условием формирования и развития личности является ее реальная социальная деятельность, выполнение человеком определенных функций в обществе. Все люди в чем-то похожи друг на друга. И это позволяет говорить о человеке вообще, рассуждать о его чертах, особенностях поведения и т. п.

Однако ни один конкретный человек не является обезличенным «человеком вообще». Каждый несет в себе что-то, что делает его уникальным, исключительным, т. е. человеком, обладающим индивидуальностью. Именно такой человек входит в организацию, именно такой человек выполняет определенную работу и играет определенную роль в организации, именно таким человеком нужно управлять, помогая ему раскрыть и задействовать свой потенциал в решении задач организации, создавая необходимые условия для его успешной работы, взаимодействия с организационным окружением и решения собственных жизненных проблем.

Анализируя процесс формирования личности, важно разграничить следующие аспекты:

  • процесс становления личности, достижения ею социальной зрелости;
  • вхождение человека в определенную социальную среду и дальнейший процесс ее существования и развития в определенном обществе.

В первом случае речь идет о развитии ребенка в процессе общественного обучения и воспитания, в ходе которого он усваивает человеческие формы деятельности и отношений, нормативы и ценности общественного сознания, необходимые ему для того, чтобы он достиг социальной зрелости и стал способным к выполнению определенных общественных функций. Во втором имеются в виду социальные условия существования, деятельности и развития взрослого человека.

Цель данной работы изучены социальных характеристик личности, для достижения этого, в первую очередь необходимо ответить на вопрос: «Какие виды деятельности или социальные функции наиболее существенны для формирования социальных качеств человека?» Ведь не секрет, что, выполняя общественные функции, человек формируется разными гранями своей личности: как труженик, как хозяин-организатор и исполнитель, как гражданин, как семьянин, потребитель, воспитатель и воспитуемый, как субъект познания, общения, досуга и т. п.

При этом надо иметь в виду, что деятельность личности в социуме это не вообще комплекс всех видов общественной практики, а те виды деятельности, в которых человек принимает более или менее активное личное участие.

Список использованной литературы

Список литературы

1.Алиев В.Г., Доюдян С.В. Организационное поведение. Махачкала, 1998.

2.Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М., 1979.

3.Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.

4.Аширов Д.А. Организационное поведение. М.: МЭСИ, 2001.

5.Богданов В.А. Социально-психологические свойства личности. Л., 1983.

6.Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1993.

7.Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М.: Дело, 1991.

8.Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, 2000.

9.Грачев М.В. Суперкадры: управление персоналом и международные корпорации. М.: Дело, 1993.

10.Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Пихало В.Т. Управление персоналом: Учеб. пособие для студентов экономических вузов и факультетов. / Под ред. А.Я.Кибанова. М.: «Издательство ПРИОР», 2001.

11.Красовский Ю.Д. Организационное поведение. М.: «ЮНИТИ», 1999.

12.Лютенс Ф. Организационное поведение. М.: ИНФРА-М, 1999.

13.Макмиллан Ч. Японская промышленная система. М.: Прогресс, 1986.

14.Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М.: ИНФРА-М, 1996.

15.Милнер Б.З. Теория организации. М.: ИНФРА-М, 1998.

16.Моля Е.Г. Менеджмент: организационное поведение. М.: Финансы и статистика, 1998.

17.Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М., 1987.

18.Организационное поведение / Под ред. Э.М. Короткова. Тюмень, 1998.

19.Оучи У. Методы организации производства (японский и американский подходы).

М.: Экономика, 1984.

20.Робер М. А, Тильман Ф. Психология индивида и группы. М.; Прогресс, 1998.

21.Травин В.В., Дятлов В. А Основы кадрового менеджмента. М.: Дело, 1995.

22.Управление организацией: Учебник / Под ред. Поршнева А.Г., Румянцевой З.П., Соломатина И.А. М.: ИНФРА-М, 1998.

23.Управление персоналом: Учебник для вузов. / Под ред. М.Ю. Базарова, Б.А. Еремина М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

24.Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.

25.Шорохова Е.В. Социально-психологическое понимание личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.

referatbooks.ru

Основные характеристики анализа социального развития личности человека Личностная зрелость

Анализируя уровень развития личности человека важно разделить два понятия: взрослость и личностную зрелость. Взрослый человек – это человек достигший определенного возраста. Зрелость – это такой уровень развития личности, когда человек ориентируется на собственные ценности и принципы, обладающие при этом общечеловеческой широтой и универсальностью.

Понимание зрелой личности достаточно многообразно. Для одних авторов зрелая личность – это уникальное, единичное, редко встречающееся явление. Другие считают, что зрелось достигается многими людьми и широко представлено в социуме. Третье воспринимаю зрелую личность, как идеал, к которому человек должен стремиться и которое достигается лишь путем целенаправленной долгой работой над собой.

Социально зрелая личность способна не только успешно адаптироваться в своей среде, но и активно влиять на нее, перестраивая свое окружение в соответствии со своими убеждениями, принципами и ценностными ориентациями.

Описанием черт зрелой личности занимались различные авторы. И.П.Шкуратов выделяет три основных критерия зрелой личности:

  • Действует не под влиянием сиюминутных факторов, а на основе своей системы ценностей, которая складывается годами.

  • Способна совершать поступки даже под угрозой наказания (например, со стороны властей) и потери жизненных благ.

  • Может содействовать росту и развитию личности других людей.

А.В.Соловьев определяет зрелую личность следующими характеристиками:

  • Психическое здоровье – это необходимое условие развития личности.

  • Эффективность и оптимальность – то есть преобладание активных форм адаптации к окружающему миру.

  • Гармоничность – выражается во внутренней тенденции сопротивления дестабилизирующим внешним воздействиям.

  • «Полное функционирование» (термин А.Маслоу) – это активность, творческая реализация себя в мире.

  • Дифференциация – стремление к накоплению разнообразного внутреннего опыта, знаний, умений и представлений, которая она черпает из собственной деятельности и общения и самоанализа.

  • Интеграция – определение личностью для себя смысла жизни.

  • Успешное разрешение различного рода внутренних конфликтов, неизбежно возникающих из-за чрезмерной сложности социального бытия человека.

Различные описания зрелой личности и присущих ей черт даны в гуманистических концепциях. В рамках данных концепций зрелая личность понимается как находящаяся в постоянном развитии.

В 60-е гг. XXвека А.Маслоу сформулировал следующее определение зрелой личности: «Самоуктуализированные индивидуумы (более зрелые, более человечные) уже по определению выступают как люди, удовлетворившие свои базовые потребности, люди чья жизнь управляема высшими мотивами.

Большая часть работ А.Маслоу посвящена исследованию людей, достигших в жизни самоакутализации, тех, кто может считаться здоровыми в психологическом отношении. Как он обнаружил, таким людям присущи следующие характеристики:

  • Объективное восприятие реальности.

  • Полное принятие собственной натуры.

  • Увлеченность и преданность какому – либо делу

  • Простота и естественность поведения

  • Потребность в самостоятельности и независимости и возможности где-нибудь уединиться, побыть одному.

  • Интенсивный мистический и религиозный опыт, наличие высших переживаний. Высшие переживания – это особо радостные и интенсивные переживания в жизни каждого человека. А.Маслоу связывает высшие переживания с сильным чувством любви, с наслаждением от соприкосновения с произведением искусства или исключительной красотой природы.

  • Доброжелательное и сочувственное отношение к людям.

  • Ноконформизм – сопротивление внешним давлениям.

  • Демократический тип личности

  • Творческий подход к жизни

  • Высокий уровень социального интереса (эта идея была позаимствована у А.Маслоу у А.Адлера).

Обычно это люди среднего возраста и старше, они не подвержены неврозам. По мнению А. Маслоу, такого самоактуализировавшиеся личности составляют не более одного процента населения.

Концепция К.Роджерса в значительной мере похожа на понятие самоактуализации у А.Маслоу. Для К.Роджерса полное раскрытие личности характеризуется следующими чертами:

  • Открытость по отношению к опыту любого типа.

  • Намерение жить полной жизнью в любой момент жизни.

  • Способность прислушиваться больше к собственным инстинктам и интуиции, чем к рассудку и мнению окружающих.

  • Чувство свободы в мыслях и поступках.

  • Высокий уровень творчества.

К.Роджерс описывает достигшего наиболее полного раскрытия человека в большей степени как актуализирующегося, чем актуализировавшегося, подчеркивая длительный, постоянный характер этого явления. Он всячески подчеркивает постоянный рост человека.

Подводя итоги, можно сказать, что зрелость характеризуется тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических сил. Личностно – зрелый человек обладает следующими характеристиками:

  • собственная развитая система ценностей, отражающейся в деятельности и общении с другими людьми;

  • развитое чувство ответственности;

  • потребность в заботе о других людях;

  • активное участие в жизни общества;

  • способность к психологической близости с другими людьми;

  • высокий уровень жизнедеятельности;

  • осознание смысла своей жизни;

  • умение осуществлять личностный выбор в различных жизненных ситуациях;

  • способность к эффективному использованию своего потенциала и нахождению ресурсов для решения различных жизненных проблем;

  • стремление к самореализации.

studfiles.net

Каталог работ / Экономические / Менеджмент / Курсовая / Социальные характеристики человека

Список литературыСписок литературы

1. Алиев В.Г., Доюдян С.В. Организационное поведение. Махачкала, 1998.
2. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М., 1979.
3. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.
4. Аширов Д.А. Организационное поведение. М.: МЭСИ, 2001.
5. Богданов В.А. Социально-психологические свойства личности. Л., 1983.
6. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1993.
7. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М.: Дело, 1991.
8. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, 2000.
9. Грачев М.В. Суперкадры: управление персоналом и международные корпорации. М.: Дело, 1993.
10. Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Пихало В.Т. Управление персоналом: Учеб. пособие для студентов экономических вузов и факультетов. / Под ред. А.Я.Кибанова. М.: «Издательство ПРИОР», 2001.
11. Красовский Ю.Д. Организационное поведение. М.: «ЮНИТИ», 1999.
12. Лютенс Ф. Организационное поведение. М.: ИНФРА-М, 1999.
13. Макмиллан Ч. Японская промышленная система. М.: Прогресс, 1986.
14. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М.: ИНФРА-М, 1996.
15. Милнер Б.З. Теория организации. М.: ИНФРА-М, 1998.
16. Моля Е.Г. Менеджмент: организационное поведение. М.: Финансы и статистика, 1998.
17. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека. М., 1987.
18. Организационное поведение / Под ред. Э.М. Короткова. Тюмень, 1998.
19. Оучи У. Методы организации производства (японский и американский подходы). М.: Экономика, 1984.
20. Робер М.А, Тильман Ф. Психология индивида и группы. М.; Прогресс, 1998.
21. Травин В.В., Дятлов В.А Основы кадрового менеджмента. М.: Дело, 1995.
22. Управление организацией: Учебник / Под ред. Поршнева А.Г., Румянцевой З.П., Соломатина И.А. М.: ИНФРА-М, 1998.
23. Управление персоналом: Учебник для вузов. / Под ред. М.Ю. Базарова, Б.А. Еремина М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
24. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.
25. Шорохова Е.В. Социально-психологическое понимание личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.

Выдержка из работыВведение

При всей значимости «природных качеств» человека, необходимости учета их в процессе социального развития не следует забывать, что сущность личности социальная. Маркс писал: «…сущность «особой личности» составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество» .
Как же формируется «социальное качество» человека, его социальные характеристики? Человек не рождается личностью, он ею становится, усваивая общественный опыт. Характер развития человеческого индивида в личность зависит от общества. Условием формирования и развития личности является ее реальная социальная деятельность, выполнение человеком определенных функций в обществе. Все люди в чем-то похожи друг на друга. И это позволяет говорить о человеке вообще, рассуждать о его чертах, особенностях поведения и т.п. Однако ни один конкретный человек не является обезличенным «человеком вообще». Каждый несет в себе что-то, что делает его уникальным, исключительным, т.е. человеком, обладающим индивидуальностью. Именно такой человек входит в организацию, именно такой человек выполняет определенную работу и играет определенную роль в организации, именно таким человеком нужно управлять, помогая ему раскрыть и задействовать свой потенциал в решении задач организации, создавая необходимые условия для его успешной работы, взаимодействия с организационным окружением и решения собственных жизненных проблем.
Анализируя процесс формирования личности, важно разграничить следующие аспекты:
— процесс становления личности, достижения ею социальной зрелости;
— вхождение человека в определенную социальную среду и дальнейший процесс ее существования и развития в определенном обществе.
В первом случае речь идет о развитии ребенка в процессе общественного обучения и воспитания, в ходе которого он усваивает человеческие формы деятельности и отношений, нормативы и ценности общественного сознания, необходимые ему для того, чтобы он достиг социальной зрелости и стал способным к выполнению определенных общественных функций. Во втором — имеются в виду социальные условия существования, деятельности и развития взрослого человека.
Цель данной работы – изучены социальных характеристик личности, для достижения этого, в первую очередь необходимо ответить на вопрос: «Какие виды деятельности или социальные функции наиболее существенны для формирования социальных качеств человека?» Ведь не секрет, что, выполняя общественные функции, человек формируется разными гранями своей личности: как труженик, как хозяин-организатор и исполнитель, как гражданин, как семьянин, потребитель, воспитатель и воспитуемый, как субъект познания, общения, досуга и т.п.
При этом надо иметь в виду, что деятельность личности в социуме — это не вообще комплекс всех видов общественной практики, а те виды деятельности, в которых человек принимает более или менее активное личное участие.

geum.ru

Социальные характеристики личности — Контрольная работа

Введение

 

При всей значимости природных качеств человека, необходимости учета их в процессе социального развития не следует забывать, что сущность личности социальная. Маркс писал: …сущность особой личности составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество. [1,с.64].

Как же формируется социальное качество человека, его социальные характеристики? Человек не рождается личностью, он ею становится, усваивая общественный опыт. Характер развития человеческого индивида в личность зависит от общества. Условием формирования и развития личности является ее реальная социальная деятельность, выполнение человеком определенных функций в обществе.

Все люди в чем-то похожи друг на друга. И это позволяет говорить о человеке вообще, рассуждать о его чертах, особенностях поведения и т.п. Однако ни один конкретный человек не является обезличенным человеком вообще. Каждый несет в себе что-то, что делает его уникальным, исключительным, т.е. человеком, обладающим индивидуальностью. Именно такой человек входит в организацию, именно такой человек выполняет определенную работу и играет определенную роль в организации, именно таким человеком нужно управлять, помогая ему раскрыть и задействовать свой потенциал в решении задач организации, создавая необходимые условия для его успешной работы, взаимодействия с организационным окружением и решения собственных жизненных проблем.

Анализируя процесс формирования личности, важно разграничить следующие аспекты: — процесс становления личности, достижения ею социальной зрелости; — вхождение человека в определенную социальную среду и дальнейший процесс ее существования и развития в определенном обществе.

В первом случае речь идет о развитии ребенка в процессе общественного обучения и воспитания, в ходе которого он усваивает человеческие формы деятельности и отношений, нормативы и ценности общественного сознания, необходимые ему для того, чтобы он достиг социальной зрелости и стал способным к выполнению определенных общественных функций.

Во втором — имеются в виду социальные условия существования, деятельности и развития взрослого человека.

Цель данной работы — изучение социальных характеристик личности, для достижения этого, в первую очередь необходимо ответить на вопрос: Какие виды деятельности или социальные функции наиболее существенны для формирования социальных качеств человека? Ведь не секрет, что, выполняя общественные функции, человек формируется разными гранями своей личности: как труженик, как хозяин-организатор и исполнитель, как гражданин, как семьянин, потребитель, воспитатель и воспитуемый, как субъект познания, общения, досуга и т.п. При этом надо иметь в виду, что деятельность личности в социуме — это не вообще комплекс всех видов общественной практики, а те виды деятельности, в которых человек принимает более или менее активное личное участие.

Что делает человека человеком?

Что такое человек? Чем он отличается от животных? Над этими вопросами люди задумывались давно. Древний философ Платон отвечал на них так: Человек — это двуногое животное без перьев. Через две тысячи лет известный французский физик и математик Б.Паскаль возразил Платону: Человек без ног всё же остаётся человеком, а петух без перьев человеком не становится. [2,с.8].

Что отличает людей от животных? Есть, например, признак, присущий только людям: из всех живых существ лишь человек имеет мягкую мочку уха. Но является ли этот факт тем главным, что отличает человека от животных?

Великие мыслители пришли к выводу: самый важный признак человека заключается в том, что он существо общественное, или социальное (латинское слово socialis означает общественный). Итак, человек — это существо общественное. Лишь в обществе, в общении между людьми происходило формирование таких человеческих качеств, как язык (речь), способность мыслить и др..

Благодаря мышлению человек не просто приспосабливается к природным условиям, как животное, а преобразует мир. Он создает то, что природа не производит. Для этого он использует накопленные знания.

В глубокой древности, 20-15 тыс. лет назад в условиях присваивающей экономики человек пользовался маской, личиной для успешной охоты. Использование шкур животных, в том числе чучел, их морд, в которые наряжался, маскировался охотник, чтобы незамеченным подкрасться к добыче, получило закрепление в охотничьей магии, мифах, обрядах. Кроме магического значения, маски-личины имели еще и очень важное прямое практическое значение при воспитании и обучении молодого поколения, начинающих охотников. Постепенно личина переросла в личность, характеризуя уже социальные качества человека на последующих этапах его общественного развития.

Таким образом, человек — биосоциальное существо, представляющее собой особое звено в развитии живых организмов на Земле.

Человек, индивид, личность

 

Человек рассматривается как индивид в качестве единичного представителя человеческого рода. Определение этого понятия не нуждается в каких-либо специфических характеристиках. Индивид — это всегда один из многих, и он всегда безличен. В этом смысле понятия индивид и личность противоположны как по объему, так и по содержанию. В понятии индивида не фиксируются какие-либо особенные или единичные свойства человека, поэтому по содержанию оно является очень б

www.studsell.com