Социальные процессы и социальные институты – «Социальные институты и социальные процессы Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических дисциплин – НИКИФОРОВА СВЕТЛАНА АНДРЕЕВНА.». Скачать бесплатно и без регистрации.

Тема 4. Социальные институты и социальные процессы

Цель лекции:
Раскрыть
сущность понятий «социальный институт»
и «социальный процесс», рассмотреть
условия возникновения социальных
институтов.

Основные
вопросы:

  1. Понятие
    социальных институтов в концепциях
    различных научных школ.

  2. Функции,
    цели и задачи социальных институтов,
    характер распределения социальных
    ролей.

  3. Структура
    социальных институтов, их типология и
    иерархия. Роль социальных институтов
    в жизнедеятельности общества.

  4. Понятие
    социального процесса.

  5. Социальные
    процессы в жизнедеятельности общества.

Социальный
институт

приспособительное устройство общества,
созданное для удовлетворения его
важнейших потребностей и регулируемое
сводом социальных норм.

Существует множество
определений понятия социальный институт.

Э.Дюркгейм считал
институтами «все устоявшиеся, типичные
отношения в обществе». Т.Веблен определил
социальные институты как общепринятые
образцы поведения и привычки мышления.
Р.Миллс понимал социальные институты
как общественную форму социальных
ролей. Российский исследователь В.Ф.
Анурин определяет социальный институт
как устойчивый комплекс формальных и
неформальных правил, принципов, норм,
установок, регулирующих взаимодействие
людей в определенной сфере жизнедеятельности
и организующих его в систему ролей и
статусов.

Институты
складываются исторически, объективно,
а не декретируются.

Самым древним
институтом является производство –
ему около 2 млн. лет.

Классификация
социальных институтов
,
предложенная зарубежными представителями
институционального анализа, произвольна
и своеобразна. Так, Лютер Бернард
предлагает различать «зрелые»
и «незрелые»
социальные институты, Бронислав
Малиновский — «универсальные»
и «партикулярные«,
Ллойд Баллард — «регулятивные»
и «санкционированные
или оперативные
«,
Ф. Чэпин — «специфические
или нуклеативные
»
и «основные
или диффузно-символические
«,
Г. Барнз — «первичные«,
«вторичные»
и «третичные«.

Предназначение
социальных институтов

– удовлетворять важнейшие жизненные
потребности коллектива:

  1. потребности
    в воспроизводстве рода;

  2. потребности
    в безопасности;

  3. потребности
    в добывании средств существования;

  4. потребности
    в передачи знаний;

  5. потребности
    в решении духовных проблем.

Функции социальных
институтов
:

1. Функция
закрепления и воспроизводства общественных
отношений
.

2. Адаптационная
функция
.

3. Интегративная
функция
.

4. Коммуникативная
функция
.

5. Социализирующая
функция
.

6. Регулирующая
функция
.

Нарушение
нормативного взаимодействия с социальной
средой, в качестве которой выступает
общество или сообщество, называется
дисфункцией
социального института
.

Функции и дисфункции
бывают явные,
если они официально заявлены, всеми
осознаются и очевидны, и латентные,
если они скрыты от глаз, не заявляются.

Структура
социальных институтов
.
По мнению Дж.Бизанц
и М.Бизанц

структура социального института включает
следующие составные части: персонал,
инструменты или оборудование, нормы и
инструкции.

Типология
институтов
.
В зависимости от выполняемых содержательных
задач социальные институты могут
подразделяться на политические,
экономические, воспитательные, культурные
.
В любом цивилизованном обществе
существует определенная иерархия
социальных институтов.

Существует и другая
типология социальных институтов:
формальные
и неформальные
.

Особый интерес
представляют институты, которые
используются в качестве каналов
социальной циркуляции

– армия, религия, воспитание, образование,
собственность, семья.

Что такое
институционализация

– процесс определения и закрепления
социальных норм, правил, статусов и
ролей, приведение их в систему, способную
действовать в направлении удовлетворения
некоторой общественной потребности.

Процесс
институционализации
:
а) возникновение потребности, удовлетворения
которой требует совместных организационных
действий; б) формирование общих целей;
в) появление социальных норм и правил;
г) появление процедур, связанных с
нормами и правилами; д) институционализация
норм и правил; е) установление системы
санкций для поддержания норм и правил;
ж) создание системы статусов и ролей.

Развитие социальных
институтов происходит в двух направлениях:
либо возникновение новых институтов,
либо совершенствование уже сложившихся.

Институциональный
кризис

обратный процесс, характеризующий
падение авторитета данного института,
например семьи,
снижение доверия к нему. Причиной кризиса
служит неспособность данного института
эффективно исполнять свои главные
функции, например, образования
— учить детей, медицины
— лечить людей, семьи
— укреплять узы брака, воспитывать детей.
Институциональные нормы при этом
существуют, они провозглашены, но
обществом не соблюдаются.

Современно
казахстанское общество обладает
институтами политики, экономики,
культуры, воспитания, образования,
религии и другими формальными и
неформальными институтами.

Рассмотрим такой
социальный институт как предпринимательство.
Предпринимательство
это особый
вид экономической активности, которая
онована на самостоятельной инициативе,
отвественности и инновационной
предпринимательской деятельности.

Также
рассмотрим такой социальный институт
как социальная работа. Социальная
работа

это социальный институт, направленный
на решение целого комплекса задач:

  1. социальная
    помощь и социальное обучение нуждающихся;

  2. консультирование;

  3. социальная
    реабилитация и терапия;

  4. социальный
    надзор и попечительство;

  5. социальное
    проектирование.

2. Социальные
процессы

цепь непрерывных социальных изменений,
происходящих в жизнедеятельности
личности и общества как социальной
целостности; это взаимосвязь социальных
действий, образующих определенные
тенденции общественной жизни.

Основным признаком
социального процесса

выступает взаимодействие. Об этом
говорил еще Г.Зиммель и в наше время
американский социолог Г.Ландберг.
Социальный процесс обязательно
сопровождается взаимодействием, в
котором сталкиваются или совпадают
страсти, желания людей, их интересы.

В качестве примера
социального процесса можно рассмотреть
инновацию.
Инновация
это целенаправленные изменения,
происходящие в организационно — трудовой
сфере. Инновации могут касаться
модернизации системы управления, могут
быть связаны с коренной перестройкой,
обновлением всей структуры организации
и ее взаимоотношения со средой.

Классификация
социальных процессов
:
кооперация, конкуренция, приспособление,
конфликт, ассимиляция, амальгамизация.

В основе кооперации
лежат согласованные действия.

Конкуренция
это борьба между индивидами, группами
за овладение ценностями, запасы которых
ограничены или распределены между ними
неравным образом.

Приспособление
– принятие индивидом или группой
культурных норм, ценностей и эталонов
новой среды.

Ассимиляция
это процесс взаимного культурного
проникновения, через который личности
и группы приходят к разделяемой всеми
участниками процесса общей культуре.

Амальгамизация
это биологическое смешивание двух или
более этносов или народов, после чего
они становятся одним этносом или народом.

В обществе существуют
эволюционные
и революционные социальные изменения
.
Эволюционные
социальные

изменения есть постепенные количественные
перемены, проистекающие в различных
социальных системах.

Революционные
социальные изменения

это изменения не количественного, а
качественного характера, направленные
на радикальное преобразование социальной
системы.

Вопросы для
самоконтроля
:

1.Раскройте
содержание понятия «социальный институт».

2. Назовите
характерные признаки институтов.

3. Назовите и
охарактеризуйте основные этапы процесса
институционализации.

4. Определите место
и роль социальных институтов в структуре
общества.

5. Назовите основные
виды социальных институтов (экономика,
политика, образование, наука, право,
религия).

6.  Подумайте и
ответьте, почему социальные институты
редко бывают способны полностью
контролировать поведение своих членов?

Рекомендуемая
литература
:

1. Штомка П. Социология
социальных изменений. М.: Аспект Пресс,
1996.

2. Бабосов Е.М. Общая
социология. М.: Тетра Системс, 2006.

3. Волков Ю.Г.,
Мостовая И.В. Социология. М.: Гардарика,
1998.

4. Социология. Под
ред. Г.В. Осипова. М., 1996.

5. Смелзер Н.
Социология. М.: Феникс, 1994.

studfiles.net

Тема 5. Социальные институты и социальные процессы

Общество
и социальные институты. Социальные
институты как нормы, правила взаимодействия.
Социальные институты и социальные
практики. Институциональная
система общества, ее функции.
Социальный
и природный процесс. Основные социальные
процессы: интеграция и дезинтеграция,
адаптация и дезадаптация, сотрудничество
и конфликт. Критерии и формы социального
процесса. Модернизация и традиции.
Прогресс и стабильность. Эволюция и
революция. Социальные
изменения как многофакторный процесс.
Процессы
индустриализации и урбанизации.
Формирование мировой системы. Глобализация
и глокализация.

  • Быченков
    В.М.
    Институты: Сверхколлективные образования
    и безличные формы социальной субъектности
    – М.: Рос. акад. соц. наук, 1996.

  • Вишневский
    А.Г. Модернизация и контрмодернизация:
    чья возьмёт // Общественные науки и
    современность, 2004, № 1.

  • Вольчик
    В.В., Бережной И.В. Группы интересов и
    качество экономический институтов //
    Экономический вестник Ростовского
    государственного университета, 2007. Том
    5. № 2.

  • Глобализация
    и социальные институты: социологический
    подход / Под ред. И.Ф. Девятко,
    В.Н. Фоминой. М.: Наука, 2010.

  • Двадцать
    лет реформ глазами россиян: опыт
    многолетних социологических замеров
    / Под ред. М.К. Горшкова, Р. Крумма, В.В.
    Петухова. – М.: Весь Мир, 20011.

  • Дробот
    Г.А. Глобализация: понятия, этапы,
    противоречия, оценки // Социально-гуманитарные
    знания, 2008, № 2.

  • Кирдина
    С.Г. Институциональные изменения и
    принцип Кюри // Экономическая наука
    современной России, 2010, № 4.

  • Кирдина
    С.Г. Институциональная структура
    современной России: эволюционная
    модернизация // Вопросы экономики, 2004,
    № 10.

  • Кирдина
    С.Г. Социокультурный и институциональный
    подходы как основа позитивной социологии
    в России // Социологические исследования,
    2002, № 12.

  • Кирдина
    С.Г. Теория
    институциональных матриц и развитие
    России. – М: ТЕИС, 2000; Новосибирск: ИЭ и
    ОПП СО РАН, 2001.

  • Козырев Г.И.
    Социальное действие, взаимодействие,
    поведение и социальный контроль //
    Социологические исследования, 2005, №
    8.

  • Козырев Г.И.
    Социальные процессы и изменения //
    Социологические исследования, 2005, №
    3.

  • Кривошеев В.В.
    Особенности аномии в современном
    российском обществе // Социологические
    исследования, 2004, № 3.

  • Мартинелли А. От
    мировой системы к мировому обществу?
    // Социологические исследования, 2009, №
    1.

  • Норт
    Д. Институты, институциональные изменения
    и функционирование экономики. – М.:
    Фонд экономической книги «Начала»,
    1997. – http://tumania.econ.msu.ru

  • Павлова
    Т.В.
    Социальные движения как фактор
    трансформации институциональной среды:
    проблемы теории // Политические
    исследования, 2008, № 5.

  • Римашевская Н.
    Социальные реформы и стратегические
    задачи // Свободная мысль, 2004, № 11.

  • Руткевич М.Н.
    Основное социальное противоречие
    современного российского общества //
    Социологические исследования, 2001, №
    4.

  • Хасс Дж. Социологический
    институционализм и анализ организаций
    // Вестник Санкт-Петербургского
    университета, 2007. Т. 8. № 3.

  • Черныш
    М.Ф.
    Социальные институты и мобильность в
    трансформирующемся обществе. – М.:
    Гардарики, 2005.

  • Феофанов К.А.
    Влияние глобализации на цивилизационное
    развитие России // Социально-гуманитарные
    знания, 2006, № 2.

  • Феофанов К.А.
    Социально-политические и ценностно-ментальные
    особенности цивилизационного развития
    России // Социально-гуманитарные знания,
    2006, № 1.

  • Шмерлина
    И.А. Понятие «социальный институт»:
    анализ исследовательских подходов //
    Социологический журнал, 2008, № 4. –
    http://www.isras.ru

  • Ядов
    В.А.
    Проблемы российских трансформаций. –
    СПб.: Изд-во СПбГУП, 2006.

  • studfiles.net

    Социальные институты, организации и процессы


    Вариант 1

    1. Социальные изменения.
    2. Социальные взаимодействия.
    3. Социальные коммуникации.
    4. Социальное поведение.
    5. Социальные движения.
    6. Социальные конфликты.
    7. Социальные катастрофы.
    8. Социальный контроль.
    9. Социальное управление.
    10. Социальные организации.
    11. Социальный институт.
    12. Социальные группы.
    13. Социальное меньшинство.
    14. Социальная структура.
    15. Социальная стратификация.
    16. Социальная мобильность.
    17. Социальные нормы и ценности
    18. Личность.
    19. Общество.
    20. Социализация.
    21. Девиантное поведение.
    22. Маргинализация.
    23. Социальный статус
    24. Социально-нормативное поведение
    25. Де — и ресоциализация
    26. Социальные связи и отношения.
    27. Аномия.
    28. Социально-территориальная структура.
    29. Эволюция социальная.
    30. Прогресс (регресс) социальный.

     

    Примечание: графически показать неразрывную взаимосвязь перечисленных выше социальных явлений. Началом построения должно послужить понятие, номер которого соответствует вашему порядковому номеру в журнале.

    Литература:

    1. Бабосов, Е.М. Общая социология / Е.М. Бабосов. – Мн.: ДизайнПро, 2004. – 485 с.
    2. Бабосов, Е.М. Прикладная социология / Е.М. Бабосов. – Мн.: ДизайнПро, 2001. – 496 с.
    3. Бабосов, Е.М. Социология в текстах: учебное пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 2003. – 585 с.
    4. Волков, Ю.Г. Социология: учебник для вузов / Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая; под ред. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. – С. 47-88.
    5. Рубанов, А.В. Механизмы массового поведения / А.В. Рубанов. – Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 2000. – 446 с.
    6. Руткевич, М.Н. Социология образования и молодежи / М.Н. Руткевич. – М.: Логос, 2002. – 541 с.
    7. Руткевич, М.Н. Социальная структура / М.Н. Руткевич. – М.: Логос, 2004. – С. 241-257., 517-536, 603-613, 617-633.

    УСР ПО СОЦИОЛОГИИ

    Тема 4

    Социальные институты, организации и процессы

    Вариант 2

    Ответьте на один из нижеперечисленных вопросов:

    1. Дайте развернутое определение социального института
    2. Опишите основные особенности социальных институтов.
    3. Какими признаками обладают социальные институты?
    4. В чем состоят различия между формальными и неформальными институтами?
    5. Какие типы социальных институтов Вы знаете? Каковы цели политических, экономических, социально-культурных институтов, государства, права, религии и семьи.
    6. Охарактеризуйте социальные процессы, посредством которых развиваются социальные институты.
    7. В чем состоит различие явных и латентных функций социальных институтов.
    8. Дайте характеристику явных функций социальных институтов.
    9. Какие социальные отношения становят­ся основой социальных институтов? Что должно произойти для институционализации таких отношений?
    10. Что такое социальный институт? Дайте ис­черпывающее объяснение каждого компо­нента определения социального института.
    11. В чем причина необычайного разнообра­зия социальных институтов в современном обществе?
    12. Как связаны между собой социальные группы и социальные институты? Как прак­тически осуществляет свою деятельность социальный институт?
    13. Каким образом происходит процесс институционализации? Какова роль культур­ных норм на начальном этапе формирова­ния социального института?
    14. Какова последовательность процесса институционализации? В чем состоит значение каждого из этапов этого процесса?
    15. Как связаны индивидуальные роли с ин­ституциональным поведением?
    16. Что представляют собой общие институ­циональные признаки? Как они проявляют­ся в деятельности социальных институтов?
    17. Опишите проявления институциональных признаков в пяти основных институтах, су­ществующих в современном обществе.
    18. В чем значение идеологии для функцио­нирования социального института? Что мо­жет случиться, если идеология будет неэф­фективной?
    19. Какие типы функций социальных инсти­тутов можно выделить? Как они соотносят­ся друг с другом?
    20. Почему многие ученые-социологи гово­рят, что при изучении социальных институ­тов наиболее важным и трудным моментом является выделение и изучение латентных функций?
    21. Как латентные функции влияют на взаимосвязи между различными институ­тами? Приведите примеры таких взаимо­связей.
    22. Какие признаки могут служить приме­ром экспансии социальных институтов и их автономии по отношению друг к дру­гу?
    23. Почему институт семьи считается базо­вым в любом обществе?
    24. Каковы основные формы организации семьи?
    25. Что представляет собой такое явление, как брак? Какие формы брака обычно раз­личают исследователи семейных отноше­ний?
    26. Каковы основные функции семьи?
    27. Объясните, в чем заключается различие между социальными организациями и институтами.
    28. Перечислите основные значения термина «организация». Объясните, почему чаще всего в социологии этот термин употребляется как обозначение элемента социальной структуры общества.
    29. Охарактеризуйте, что представляет собой неформальная органи­зация. Приведите примеры из жизни, литературы, кинофильмов, показывающие, как функционирует неформальная организация и, какую роль она играет в жизни людей.
    30. Объясните, почему социологию больше интересует деятельность формальных организаций, чем неформальных. Дайте описание существенных признаков формальной организации. Покажите на примерах из жизни, литературы, кинофильмов, как эти признаки проявляются в деятельности различных организаций.

    Литература:





     

    1. Бабосов, Е.М. Общая социология / Е.М. Бабосов. – Мн.: ДизайнПро, 2004. – 485 с.
    2. Бабосов, Е.М. Прикладная социология / Е.М. Бабосов. – Мн.: ДизайнПро, 2001. – 496 с.
    3. Бабосов, Е.М. Социология в текстах: учебное пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 2003. – 585 с.
    4. Волков, Ю.Г. Социология: учебник для вузов / Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая; под ред. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. – С. 47-88.
    5. Рубанов, А.В. Механизмы массового поведения / А.В. Рубанов. – Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 2000. – 446 с.
    6. Руткевич, М.Н. Социология образования и молодежи / М.Н. Руткевич. – М.: Логос, 2002. – 541 с.
    7. Руткевич, М.Н. Социальная структура / М.Н. Руткевич. – М.: Логос, 2004. – С. 241-257., 517-536, 603-613, 617-633.

     

    УСР ПО СОЦИОЛОГИИ

    Тема 4

    Социальные институты, организации и процессы

    Вариант 3

     

    Ответьте на один из нижеперечисленных вопросов:

    1. Что заставляет людей объединяться в ор­ганизации? Какой эффект при этом наблю­дается?

    2. Какие общепринятые понятия организа­ции существуют и как они связаны между собой?

    3. Каковы основные подходы к понятию ор­ганизации? Есть ли возможность синтези­ровать их, выделить общие черты?

    4. Что представляет собой принципиаль­ная схема организации, какие основные элементы она включает?

    5. Как формируется социальная структура организации? Какие существуют социаль­ные структуры и как они соотносятся друг с другом?

    6. Как можно охарактеризовать цели орга­низации? Что нужно учитывать при поста­новке тех или иных типов целей?

    7. В каком контексте мы должны изучать технологии в организации? Как можно использовать схему классификации техноло­гий организации Ч. Перро для анализа про­цессов функционирования организаций?

    8. Что представляет собой внешнее окруже­ние организации? Из каких составных час­тей оно состоит? Какие стратегии может ис­пользовать организация при взаимодейст­вии с внешним окружением?

    9. В чем сущность процесса управления в организации? Какие можно выделить функ­ции управления?

    10. Что мы понимаем обычно под термином •бюрократия»? В чем состоит современ­ное понимание бюрократической структу­ры? Как бюрократия влияет на процессы управления организацией?

    11. Какой видит роль бюрократии в орга­низации М. Вебер?

    12. Каковы причины неэффективности бю­рократического механизма по концепции Р. Мертона?

    13. Расскажите, какие компоненты входят в структуру формальной организации.

    14. Охарактеризуйте, какие требования предъявляет организация к индивидам, входящим в ее состав.

    15. Раскройте сущность тех требований, которые индивид предъявляет к организации, в структуру которой он вступает.

    16. Охарактеризуйте основные особенности организации.

    17. Приведите определение социальной организации.

    18. Опишите основные типы социальных организаций, раскройте специфику их деятельности.

    19. Охарактеризуйте основные принципы теории бюрократии, раз­работанной М. Вебером, каким образом эти принципы применяются в управлении организациями.

    20. Какие организации называются сложными, покажите их особенности.

    21. Охарактеризуйте основные звенья (уровни) управления сложными организациями.

    22. Покажите, каким образом внешняя социальная среда влияет на деятельность организации. Какие факторы такого влияния наи­более существенны?

    23. Каким образом организация своими действиями мо­жет оказывать влияние на окружающую среду. Приведите при­меры положительного и отрицательного влияния организации на внешнюю среду.

    24. В чем состоит различие явных и латентных функций социальных институтов.

    25. Дайте характеристику явных функций социальных институтов.

    26. Какие социальные отношения становят­ся основой социальных институтов? Что должно произойти для институционализации таких отношений?

    27. Что такое социальный институт? Дайте ис­черпывающее объяснение каждого компо­нента определения социального института.

    28. В чем причина необычайного разнообра­зия социальных институтов в современном обществе?

    29. Как связаны между собой социальные группы и социальные институты? Как прак­тически осуществляет свою деятельность социальный институт?

    30. Как связаны индивидуальные роли с ин­ституциональным поведением?

     

    Литература:

     

    1. Бабосов, Е.М. Общая социология / Е.М. Бабосов. – Мн.: ДизайнПро, 2004. – 485 с.
    2. Бабосов, Е.М. Прикладная социология / Е.М. Бабосов. – Мн.: ДизайнПро, 2001. – 496 с.
    3. Бабосов, Е.М. Социология в текстах: учебное пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 2003. – 585 с.
    4. Волков, Ю.Г. Социология: учебник для вузов / Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая; под ред. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. – С. 47-88.
    5. Рубанов, А.В. Механизмы массового поведения / А.В. Рубанов. – Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 2000. – 446 с.
    6. Руткевич, М.Н. Социология образования и молодежи / М.Н. Руткевич. – М.: Логос, 2002. – 541 с.
    7. Руткевич, М.Н. Социальная структура / М.Н. Руткевич. – М.: Логос, 2004. – С. 241-257., 517-536, 603-613, 617-633.

    УСР ПО СОЦИОЛОГИИ

    ТЕМА 5


    Читайте также:

    lektsia.com

    Социальные институты, организации и процессы — МегаЛекции


    Вариант 3

     

    Ответьте на один из нижеперечисленных вопросов:

    1. Что заставляет людей объединяться в ор­ганизации? Какой эффект при этом наблю­дается?

    2. Какие общепринятые понятия организа­ции существуют и как они связаны между собой?

    3. Каковы основные подходы к понятию ор­ганизации? Есть ли возможность синтези­ровать их, выделить общие черты?

    4. Что представляет собой принципиаль­ная схема организации, какие основные элементы она включает?

    5. Как формируется социальная структура организации? Какие существуют социаль­ные структуры и как они соотносятся друг с другом?

    6. Как можно охарактеризовать цели орга­низации? Что нужно учитывать при поста­новке тех или иных типов целей?

    7. В каком контексте мы должны изучать технологии в организации? Как можно использовать схему классификации техноло­гий организации Ч. Перро для анализа про­цессов функционирования организаций?

    8. Что представляет собой внешнее окруже­ние организации? Из каких составных час­тей оно состоит? Какие стратегии может ис­пользовать организация при взаимодейст­вии с внешним окружением?

    9. В чем сущность процесса управления в организации? Какие можно выделить функ­ции управления?

    10. Что мы понимаем обычно под термином •бюрократия»? В чем состоит современ­ное понимание бюрократической структу­ры? Как бюрократия влияет на процессы управления организацией?

    11. Какой видит роль бюрократии в орга­низации М. Вебер?

    12. Каковы причины неэффективности бю­рократического механизма по концепции Р. Мертона?

    13. Расскажите, какие компоненты входят в структуру формальной организации.

    14. Охарактеризуйте, какие требования предъявляет организация к индивидам, входящим в ее состав.

    15. Раскройте сущность тех требований, которые индивид предъявляет к организации, в структуру которой он вступает.

    16. Охарактеризуйте основные особенности организации.

    17. Приведите определение социальной организации.

    18. Опишите основные типы социальных организаций, раскройте специфику их деятельности.


    19. Охарактеризуйте основные принципы теории бюрократии, раз­работанной М. Вебером, каким образом эти принципы применяются в управлении организациями.

    20. Какие организации называются сложными, покажите их особенности.

    21. Охарактеризуйте основные звенья (уровни) управления сложными организациями.

    22. Покажите, каким образом внешняя социальная среда влияет на деятельность организации. Какие факторы такого влияния наи­более существенны?

    23. Каким образом организация своими действиями мо­жет оказывать влияние на окружающую среду. Приведите при­меры положительного и отрицательного влияния организации на внешнюю среду.

    24. В чем состоит различие явных и латентных функций социальных институтов.

    25. Дайте характеристику явных функций социальных институтов.

    26. Какие социальные отношения становят­ся основой социальных институтов? Что должно произойти для институционализации таких отношений?

    27. Что такое социальный институт? Дайте ис­черпывающее объяснение каждого компо­нента определения социального института.

    28. В чем причина необычайного разнообра­зия социальных институтов в современном обществе?

    29. Как связаны между собой социальные группы и социальные институты? Как прак­тически осуществляет свою деятельность социальный институт?

    30. Как связаны индивидуальные роли с ин­ституциональным поведением?

     

    Литература:

     

    1. Бабосов, Е.М. Общая социология / Е.М. Бабосов. – Мн.: ДизайнПро, 2004. – 485 с.
    2. Бабосов, Е.М. Прикладная социология / Е.М. Бабосов. – Мн.: ДизайнПро, 2001. – 496 с.
    3. Бабосов, Е.М. Социология в текстах: учебное пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 2003. – 585 с.
    4. Волков, Ю.Г. Социология: учебник для вузов / Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая; под ред. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. – С. 47-88.
    5. Рубанов, А.В. Механизмы массового поведения / А.В. Рубанов. – Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 2000. – 446 с.
    6. Руткевич, М.Н. Социология образования и молодежи / М.Н. Руткевич. – М.: Логос, 2002. – 541 с.
    7. Руткевич, М.Н. Социальная структура / М.Н. Руткевич. – М.: Логос, 2004. – С. 241-257., 517-536, 603-613, 617-633.

    УСР ПО СОЦИОЛОГИИ

    ТЕМА 5

    Социальная стратификация и мобильность

    Вариант 1

    Ответьте на один из нижеперечисленных вопросов:

    1. Как можно определить социальную стра­тификацию? Как взаимосвязаны понятия «социальная группа», «социальный институт» в социологической теории?
    2. Как взаимосвязаны понятия «классы» и «слои» в социологической теории?
    3. Сформулируйте основные положения теории элит, можно ли рассматривать теории элит как особое направление стратификационных исследований?
    4. Каким образом социальное неравенство формируется на основе ранговых показа­телей, какие формы неравенства могут су­ществовать в современном обществе?
    5. Какие каналы социальной мобильности были проанализированы П.А.Сорокиным, определите степень их значимости для развития современного общества.
    6. Как можно определить социальную стра­тификацию? Какие основные системы стратификации можно выделить в современ­ном обществе?
    7. В чем сущность теории стратификации К. Дэвиса и У. Мура? Каковы основные достоинства и недостатки этой теории?
    8. Что представляют собой социальные классы? Чем социальный класс отличается от социальной страты?
    9. Какое значение для индивидов имеет классовая субкультура? Каким образом усваиваются образцы классовой субкуль­туры?
    10. Что собой представляют понятия «маргинал», «маргинализация»?
    11. Какие модели классовой струк­туры характерны для Беларуси?
    12. В чем состоит основная трудность при обосновании научного понятия «социальная группа»?
    13. Какой научный смысл имеют такие поня­тия, как «агрегация», «категория» и «соци­альная группа»?
    14. В чем отличие социальной группы от других видов социальных общно­стей?
    15. Какое значение имеет социальный кон­троль для типологии и последующего ана­лиза социальных групп?
    16. Дайте характери­стику основных социальных групп в зависи­мости от степени социального контроля.
    17. Почему принято считать, что квазигруп­пы представляют собой необходимую сту­пень для формирования устойчивой соци­альной группы? Какие виды квазигрупп можно выделить в современном белорусском обществе?
    18. В чем разница между понятиями «интеллигент» и «интеллектуал»
    19. Каковы основные свойства аудитории? Почему аудиторию относят к квазигруппам?
    20. Каким образом может быть преоб­разована аудитория? К чему приводят не­однородность аудитории и ее пассив­ность?
    21. Выделите и опишите основные свойства и виды толпы как квазигруппы. Как меня­ется поведение отдельного человека в тол­пе?
    22. Каков механизм формирования поведе­ния «человека толпы»? Как может быть преобразована толпа?
    23. Почему социологи уделяют значитель­ное внимание изучению социальных кру­гов? Что является основной для существо­вания социального круга? Как развивают­ся и во что трансформируются социальные круги?
    24. Каким образом из квазигрупп формиру­ются устойчивые социальные группы? В ка­ких случаях наблюдается распад квазиг­рупп?
    25. В чем состоит основное различие меж­ду первичными и вторичными группами? На что направлены взаимоотношения внут­ри первичных и вторичных групп?
    26. Почему понятие «малая группа» считает­ся одним из самых неопределенных в со­циологии и социальной психологии? В чем заключаются качественные различия ма­лых и больших групп?
    27. Что представляют собой динамические изменения в группах? Приведите примеры таких изменений.
    28. Как виды и свойства коммуникаций в группе влияют на деятельность ее членов и процессы управления их поведением? Ка­кие вы можете назвать способы коммуни­кации в социальных группах?
    29. Какую роль и почему мы, прежде всего, выделяем из системы социальных ролей, ха­рактерных для данной группы?
    30. Какие типы лидеров обычно выделяют­ся в социальной группе? В каких условиях может быть эффективен и полезен тот или иной тип лидера?

    Литература

     

    1. Бабосов, Е.М. Общая социология / Е.М. Бабосов. – Мн.: ДизайнПро, 2004. – 485 с.
    2. Бабосов, Е.М. Прикладная социология / Е.М. Бабосов. – Мн.: ДизайнПро, 2001. – 496 с.
    3. Бабосов, Е.М. Социология в текстах: учебное пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 2003. – 585 с.

    4. Булынко, Д.М. Приоритетные методологические подходы к изучению социальной структуры трансформирующихся обществ // Социология. – 2004. – № 3.

    1. Волков, Ю.Г. Социология: учебник для вузов / Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая; под ред. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. – С. 47-88.

    6. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс – М.: Наука, 1999. – 632 с.

    1. Парсонс, Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения. // Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. / Сост. и общ. ред. С. П. Баньковской. – М.: Наука, 2002. – Ч. 2. – С. 2-24.
    2. Плахов В. Д Социальные нормы и отклонения // Социологические исследования – 1995. – № 11.
    3. Радаев, О.И. Социальная стратификация / О.И. Радаев, А.И. Шкаратан. — М.: Аспект-пресс, 1996. – 248 с.
    4. Рубанов, А.В. Механизмы массового поведения / А.В. Рубанов. – Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 2000. – 446 с.

    11. Яковчук, В.Н. Экономическая социология: сокращенный курс: учеб. практ. пособие / В.Н. Яковчук. – Мн.: БГЭУ, 2002. – 122 с.

     

     

    УСР ПО СОЦИОЛОГИИ

    ТЕМА 5



    Рекомендуемые страницы:

    Воспользуйтесь поиском по сайту:

    megalektsii.ru

    Социальные институты, организации и процессы — МегаЛекции



    Вариант 1

    1. Социальные изменения.
    2. Социальные взаимодействия.
    3. Социальные коммуникации.
    4. Социальное поведение.
    5. Социальные движения.
    6. Социальные конфликты.
    7. Социальные катастрофы.
    8. Социальный контроль.
    9. Социальное управление.
    10. Социальные организации.
    11. Социальный институт.
    12. Социальные группы.
    13. Социальное меньшинство.
    14. Социальная структура.
    15. Социальная стратификация.
    16. Социальная мобильность.
    17. Социальные нормы и ценности
    18. Личность.
    19. Общество.
    20. Социализация.
    21. Девиантное поведение.
    22. Маргинализация.
    23. Социальный статус
    24. Социально-нормативное поведение
    25. Де — и ресоциализация
    26. Социальные связи и отношения.
    27. Аномия.
    28. Социально-территориальная структура.
    29. Эволюция социальная.
    30. Прогресс (регресс) социальный.

     

    Примечание: графически показать неразрывную взаимосвязь перечисленных выше социальных явлений. Началом построения должно послужить понятие, номер которого соответствует вашему порядковому номеру в журнале.

    Литература:

    1. Бабосов, Е.М. Общая социология / Е.М. Бабосов. – Мн.: ДизайнПро, 2004. – 485 с.
    2. Бабосов, Е.М. Прикладная социология / Е.М. Бабосов. – Мн.: ДизайнПро, 2001. – 496 с.
    3. Бабосов, Е.М. Социология в текстах: учебное пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 2003. – 585 с.
    4. Волков, Ю.Г. Социология: учебник для вузов / Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая; под ред. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. – С. 47-88.
    5. Рубанов, А.В. Механизмы массового поведения / А.В. Рубанов. – Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 2000. – 446 с.
    6. Руткевич, М.Н. Социология образования и молодежи / М.Н. Руткевич. – М.: Логос, 2002. – 541 с.
    7. Руткевич, М.Н. Социальная структура / М.Н. Руткевич. – М.: Логос, 2004. – С. 241-257., 517-536, 603-613, 617-633.

    УСР ПО СОЦИОЛОГИИ

    Тема 4

    Социальные институты, организации и процессы

    Вариант 2

    Ответьте на один из нижеперечисленных вопросов:

    1. Дайте развернутое определение социального института
    2. Опишите основные особенности социальных институтов.
    3. Какими признаками обладают социальные институты?
    4. В чем состоят различия между формальными и неформальными институтами?
    5. Какие типы социальных институтов Вы знаете? Каковы цели политических, экономических, социально-культурных институтов, государства, права, религии и семьи.
    6. Охарактеризуйте социальные процессы, посредством которых развиваются социальные институты.
    7. В чем состоит различие явных и латентных функций социальных институтов.
    8. Дайте характеристику явных функций социальных институтов.
    9. Какие социальные отношения становят­ся основой социальных институтов? Что должно произойти для институционализации таких отношений?
    10. Что такое социальный институт? Дайте ис­черпывающее объяснение каждого компо­нента определения социального института.
    11. В чем причина необычайного разнообра­зия социальных институтов в современном обществе?
    12. Как связаны между собой социальные группы и социальные институты? Как прак­тически осуществляет свою деятельность социальный институт?
    13. Каким образом происходит процесс институционализации? Какова роль культур­ных норм на начальном этапе формирова­ния социального института?
    14. Какова последовательность процесса институционализации? В чем состоит значение каждого из этапов этого процесса?
    15. Как связаны индивидуальные роли с ин­ституциональным поведением?
    16. Что представляют собой общие институ­циональные признаки? Как они проявляют­ся в деятельности социальных институтов?
    17. Опишите проявления институциональных признаков в пяти основных институтах, су­ществующих в современном обществе.
    18. В чем значение идеологии для функцио­нирования социального института? Что мо­жет случиться, если идеология будет неэф­фективной?
    19. Какие типы функций социальных инсти­тутов можно выделить? Как они соотносят­ся друг с другом?
    20. Почему многие ученые-социологи гово­рят, что при изучении социальных институ­тов наиболее важным и трудным моментом является выделение и изучение латентных функций?
    21. Как латентные функции влияют на взаимосвязи между различными институ­тами? Приведите примеры таких взаимо­связей.
    22. Какие признаки могут служить приме­ром экспансии социальных институтов и их автономии по отношению друг к дру­гу?
    23. Почему институт семьи считается базо­вым в любом обществе?
    24. Каковы основные формы организации семьи?
    25. Что представляет собой такое явление, как брак? Какие формы брака обычно раз­личают исследователи семейных отноше­ний?
    26. Каковы основные функции семьи?
    27. Объясните, в чем заключается различие между социальными организациями и институтами.
    28. Перечислите основные значения термина «организация». Объясните, почему чаще всего в социологии этот термин употребляется как обозначение элемента социальной структуры общества.
    29. Охарактеризуйте, что представляет собой неформальная органи­зация. Приведите примеры из жизни, литературы, кинофильмов, показывающие, как функционирует неформальная организация и, какую роль она играет в жизни людей.
    30. Объясните, почему социологию больше интересует деятельность формальных организаций, чем неформальных. Дайте описание существенных признаков формальной организации. Покажите на примерах из жизни, литературы, кинофильмов, как эти признаки проявляются в деятельности различных организаций.

    Литература:


     

    1. Бабосов, Е.М. Общая социология / Е.М. Бабосов. – Мн.: ДизайнПро, 2004. – 485 с.
    2. Бабосов, Е.М. Прикладная социология / Е.М. Бабосов. – Мн.: ДизайнПро, 2001. – 496 с.
    3. Бабосов, Е.М. Социология в текстах: учебное пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 2003. – 585 с.
    4. Волков, Ю.Г. Социология: учебник для вузов / Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая; под ред. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. – С. 47-88.
    5. Рубанов, А.В. Механизмы массового поведения / А.В. Рубанов. – Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 2000. – 446 с.
    6. Руткевич, М.Н. Социология образования и молодежи / М.Н. Руткевич. – М.: Логос, 2002. – 541 с.
    7. Руткевич, М.Н. Социальная структура / М.Н. Руткевич. – М.: Логос, 2004. – С. 241-257., 517-536, 603-613, 617-633.

     

    УСР ПО СОЦИОЛОГИИ

    Тема 4



    Рекомендуемые страницы:

    Воспользуйтесь поиском по сайту:



    ©2015- 2018 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.


    megalektsii.ru

    Социальные институты и социальные процессы

    110. Главные преимущества социального института:

    А) предсказуемость, надежность, регулярность;

    В) спорадичность (нерегулярность), непредсказуемость;

    С) возможность эксперимента;

    D) случайность, спонтанность;

    Е) хаотичность, нестабильность

    *****

    111. Социальные институты дают основания для предположения, что:

    А) определенная потребность будет удовлетворена в любом случае;

    В) потребность будет удовлетворена в определенном случае;

    С) потребность будет удовлетворена на качественном уровне;

    D) не имеет смысла стремиться к удовлетворению потребности;

    Е) потребность может быть не удовлетворена

    *****

    112. Социальный институт основывается прежде всего на:

    А) взаимном интересе;

    В) едином уровне потребностей;

    С) социальном регулировании обязанностей;

    D) обмене опытом;

    Е) социальном регулировании взаимоотношений

    *****

    113. Высокой эффективности социальных институтов способствует:

    А) высокий уровень личной ответственности;

    В) разделение труда и профессионализация;

    С) материальная заинтересованность;

    D) моральная заинтересованность;

    Е) санкции

    *****

    114. Из перечисленных ниже социальных институциализированных связей выделите неформальные:

    А) дружба

    В) хозяйственная деятельность

    С) научный поиск

    D) образование

    Е) рынок

    *****

    115. Одним из первых дал определение социального института в книге «Теория праздного класса» американский социолог и экономист:

    А) Т.Веблен

    В) Р.Миллс

    С) П.Бергер

    D) А.Гелен

    Е) Л.Томпсон

    *****

    116. Организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества – это:

    А) социальная организация;

    В) социальная группа;

    С) социальный институт;

    D) социальная система;

    Е) социальное управление

    *****

    117. Процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности, называется:

    А) адаптацией;

    В) интериоризацией;

    С) самосознанием;

    D) институционализацией;

    Е) саморегуляцией

    *****

    118. В этой работе Торстейн Веблер рассматривал эволюцию общества как процесс естественного отбора социальных институтов:

    А) «Основные социологические понятия»;

    В) «Структура социального действия»;

    С) «Теория праздного класса»;

    D) «Общность и общество»;

    Е) «Система социологии»

    *****

    119. Обратный процесс, характеризующий падение авторитета данного института, называется:

    А) институциональный кризис;

    В) институциональный регресс;

    С) институциональный прогресс;

    D) институциональный спад;

    Е) институциональная рецессия

    *****

    120. Назовите автора, который выделил институциональные признаки:

    А) Р.Арон;

    В) С.Фролов;

    С) Н.Смелзер;

    D) А.Кравченко;

    Е) Ж.Тощенко

    *****

    121. Функция социальных институтов, регулирующая взаимоотношения между членами общества путем выработки шаблонов поведения, называется:

    А) интегративная;

    В) транслирующая;

    С) коммуникативная;

    D) регулятивная;

    Е) закрепления и воспроизводства общественных отношений

    *****

    122. Функция, обеспечивающая сплочение, взаимозависимость и взаимоответственность членов социальных групп на основе норм, правил и ролей, называется:

    А) интегративная;

    В) закрепления и воспроизводства общественных отношений;

    С) коммуникативная;

    D) регулятивная;

    Е) транслирующая

    *****

    123. Функция, передающая социальный опыт последующим поколениям, называется:

    А) интегративная;

    В) транслирующая;

    С) коммуникативная;

    D) регулятивная;

    Е) закрепления и воспроизводства общественных отношений

    *****

    124. Функция, закрепляющая, стандартизирующая поведение членов общества и делающая это поведение предсказуемым, называется:

    А) интегративная;

    В) транслирующая;

    С) коммуникативная;

    D) регулятивная;

    Е) закрепления и воспроизводства общественных отношений

    *****

    125. Совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из множества других социальных действий, называется:

    А) социальными переменами;

    В) социальным воздействием;

    С) социальным процессом;

    D) социальным изменением;

    Е) социальным действием

    *****

    126. Борьба между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограничены и неравным образом распределены, называется:

    А) кооперацией;

    В) конкуренцией;

    С) приспособлением;

    D) компромиссом;

    Е) соглашением

    *****

    127. Принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды, называется:

    А) кооперацией;

    В) терпимостью;

    С) приспособлением;

    D) компромиссом;

    Е) соглашением

    *****

    128. Форма приспособления, которая означает, что индивид или группа соглашаются с изменяющимися условиями и культурой путем частичного или полного принятия новых целей и способов их достижения, называется:

    А)компромиссом;

    В) терпимостью;

    С) приспособлением;

    D) подчинением;

    Е) соглашением

    *****

    129. Процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре, называется:

    А) амальгамизацией;

    В) приспособлением;

    С) терпимостью;

    D) ассимиляцией;

    Е) подчинением

    *****

    student2.ru

    Социальные институты и социальные процессы

    110. Главные преимущества социального института:

    А) предсказуемость, надежность, регулярность;

    В) спорадичность (нерегулярность), непредсказуемость;

    С) возможность эксперимента;

    D) случайность, спонтанность;

    Е) хаотичность, нестабильность

    *****

    111. Социальные институты дают основания для предположения, что:

    А) определенная потребность будет удовлетворена в любом случае;

    В) потребность будет удовлетворена в определенном случае;

    С) потребность будет удовлетворена на качественном уровне;

    D) не имеет смысла стремиться к удовлетворению потребности;

    Е) потребность может быть не удовлетворена

    *****

    112. Социальный институт основывается прежде всего на:

    А) взаимном интересе;

    В) едином уровне потребностей;

    С) социальном регулировании обязанностей;

    D) обмене опытом;

    Е) социальном регулировании взаимоотношений

    *****

    113. Высокой эффективности социальных институтов способствует:

    А) высокий уровень личной ответственности;

    В) разделение труда и профессионализация;

    С) материальная заинтересованность;

    D) моральная заинтересованность;

    Е) санкции

    *****

    114. Из перечисленных ниже социальных институциализированных связей выделите неформальные:

    А) дружба

    В) хозяйственная деятельность

    С) научный поиск

    D) образование

    Е) рынок

    *****

    115. Одним из первых дал определение социального института в книге «Теория праздного класса» американский социолог и экономист:

    А) Т.Веблен

    В) Р.Миллс

    С) П.Бергер

    D) А.Гелен

    Е) Л.Томпсон

    *****

    116. Организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества – это:

    А) социальная организация;

    В) социальная группа;

    С) социальный институт;

    D) социальная система;

    Е) социальное управление

    *****

    117. Процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности, называется:

    А) адаптацией;

    В) интериоризацией;

    С) самосознанием;

    D) институционализацией;

    Е) саморегуляцией

    *****

    118. В этой работе Торстейн Веблер рассматривал эволюцию общества как процесс естественного отбора социальных институтов:

    А) «Основные социологические понятия»;

    В) «Структура социального действия»;

    С) «Теория праздного класса»;

    D) «Общность и общество»;

    Е) «Система социологии»

    *****

    119. Обратный процесс, характеризующий падение авторитета данного института, называется:

    А) институциональный кризис;

    В) институциональный регресс;

    С) институциональный прогресс;

    D) институциональный спад;

    Е) институциональная рецессия

    *****

    120. Назовите автора, который выделил институциональные признаки:

    А) Р.Арон;

    В) С.Фролов;

    С) Н.Смелзер;

    D) А.Кравченко;

    Е) Ж.Тощенко

    *****

    121. Функция социальных институтов, регулирующая взаимоотношения между членами общества путем выработки шаблонов поведения, называется:

    А) интегративная;

    В) транслирующая;

    С) коммуникативная;

    D) регулятивная;

    Е) закрепления и воспроизводства общественных отношений

    *****

    122. Функция, обеспечивающая сплочение, взаимозависимость и взаимоответственность членов социальных групп на основе норм, правил и ролей, называется:

    А) интегративная;

    В) закрепления и воспроизводства общественных отношений;

    С) коммуникативная;

    D) регулятивная;

    Е) транслирующая

    *****

    123. Функция, передающая социальный опыт последующим поколениям, называется:

    А) интегративная;

    В) транслирующая;

    С) коммуникативная;

    D) регулятивная;

    Е) закрепления и воспроизводства общественных отношений

    *****

    124. Функция, закрепляющая, стандартизирующая поведение членов общества и делающая это поведение предсказуемым, называется:

    А) интегративная;

    В) транслирующая;

    С) коммуникативная;

    D) регулятивная;

    Е) закрепления и воспроизводства общественных отношений

    *****

    125. Совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из множества других социальных действий, называется:

    А) социальными переменами;

    В) социальным воздействием;

    С) социальным процессом;

    D) социальным изменением;

    Е) социальным действием

    *****

    126. Борьба между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограничены и неравным образом распределены, называется:

    А) кооперацией;

    В) конкуренцией;

    С) приспособлением;

    D) компромиссом;

    Е) соглашением

    *****

    127. Принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды, называется:

    А) кооперацией;

    В) терпимостью;

    С) приспособлением;

    D) компромиссом;

    Е) соглашением

    *****

    128. Форма приспособления, которая означает, что индивид или группа соглашаются с изменяющимися условиями и культурой путем частичного или полного принятия новых целей и способов их достижения, называется:

    А)компромиссом;

    В) терпимостью;

    С) приспособлением;

    D) подчинением;

    Е) соглашением

    *****

    129. Процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре, называется:

    А) амальгамизацией;

    В) приспособлением;

    С) терпимостью;

    D) ассимиляцией;

    Е) подчинением

    *****

    studlib.info