Социальные нормы политические нормы – Что такое социальные нормы? Социальные нормы государства. Понятие социальной нормы :: BusinessMan.ru

Содержание

Политические и экономические социальные нормы

Политические нормы

Политические нормы, регулируя отношения социальных групп, классов и отношения между ними, нациями и народами, занимают важное место в группе социальных норм.

Политические нормы занимаются регулированием социальных групп, классов, участие народа в жизни государства, взаимоотношения государства с другими организациями политической системы общества.

Политические права и свободы граждан страны закрепляют и регулируют Конституция и соответствующие законы.

Каждый гражданин страны является политической личностью, свободным и равноправным членом государственной организации общества.

Граждане страны имеют такие политические права, как свобода слова, собраний, уличных шествий, демонстраций. Граждане страны имеют право участвовать в управлении государством, имеют право доступа к государственной службе.

Исходя из объема содержания регулируемых политических отношений, политические нормы могут быть различны.

Среди политических норм выделяют политические принципы, для них характерна наибольшая широта содержания и общественно-политическая значимость – это принцип народовластия, суверенитета, равноправия народов, наций, равноправия государств, принцип разделения властей, принцип мирного разрешения международных споров и др.

Формы выражения политических норма различны, это могут быть политические декларации, манифесты государств.

Политические нормы могут быть выражены в программных документах политических партий, конституциях государств.

Политические нормы приобретают значение правовых норм, если выражаются в юридических актах государства.

Замечание 1

Однозначно не решен вопрос о соотношении политических норм и права, по этому поводу в отечественной литературе высказываются противоречивые мнения. Но, тем не менее, жизнь свидетельствует, что в государственно-организованном обществе существуют многообразные связи между правом и политикой.

Существует различие между политической нормой и политической оценкой социальной правовой нормы.

Политическая норма может быть выражена в политическом акте непосредственно. Политическое значение юридическая норма приобретает тогда, когда к её оценке применяется политический подход, когда она устанавливается компетентным государственным органом.

Взаимоотношения граждан с государством и его органами регулируются политическими нормами. Например, порядок выборов и участие в них граждан регулируются политическими нормами, выраженными в юридическом акте.

К политическим относятся нормы, которые определяют, регулируют отношения законодательной, исполнительной, судебной власти. Принимаемый государственной властью закон ещё на стадии разработки получает экономическое, социальное, политическое обоснование, который после публикации оценивается обществом.

Экономические нормы

Хозяйство страны функционирует сегодня в системе рыночных отношений. Государственное регулирование в определенной мере происходит с целью более эффективного развития производственных отношений, обмена и потребления.

В этом вопросе важная роль отводится экономическим законам, нормам, нормативам, которые регулируют отношения между производственной сферой, сельским хозяйством и торговлей.

Деятельность банков, бирж, денежно-финансовая система, налоговая система также регулируются экономическими нормами, например, экономический закон, определяющий количество необходимых денег в стране, есть закон денежного обращения.

На основе выводов и положений экономической науки разрабатываются и принимаются государственно-правовые акты, в которых находят свое выражение требования экономических законов.

«Норма» в экономической науке есть не что иное, как признанный обязательный порядок, средняя величина чего-нибудь, например, «норма рентабельности», «норма естественной убыли», «норма выработки» и др.

Поэлементарными составляющими норм являются нормативы – это экономические и технические показатели норм.

Опорой рыночной экономики является саморегулирующаяся система рыночных отношений, но, несмотря на это, в развитых странах мира её развитие стимулирует государство, обеспечивая социально-политическую стабильность общества.

Порядки свободного предпринимательства, установившиеся в рыночной экономике, защищает государство и принимает меры по росту и укреплению экономики на основе научно-технических достижений.

Средствами экономического и государственно-правового характера являются:

  • налоги,
  • кредиты,
  • инвестиции.

Большую роль имеет государственный бюджет, являющийся показателем экономического благополучия и рычагом воздействия на все сферы жизни общества. Государственный бюджет ежегодно принимается высшим органом государственной власти.

Переход к рыночной экономике сопряжен с изменениями в формах собственности, с утверждением частной собственности, свободой предпринимательской деятельности.

Государство и право принимают активную роль в устройстве новой хозяйственной жизни общества, о чем свидетельствует либерализация цен, налоговая политика, природные ресурсы, кредитная политика, совершенствование финансовой системы. Примером соединения рынка и активной роли государства является КНР.

Замечание 2

Безусловно, для формирования здоровых рыночных отношений требуется значительный период в жизни страны, усилие народа и самого государства. Этот переход предполагает не только устойчивое развитие страны, но и решительную борьбу с организованной экономической преступностью и коррупцией, борьбу за утверждение демократии и законности.

Политика и мораль

Мораль или нравственность своими оценками охватывает все сферы жизни общества, включая экономическую и политическую.

Политика и мораль представляют собой сложные отношения политики к тем нравственным нормам, которые приняты в обществе.

Являясь организационными и контрольными сферами социума, функционируют они в нем по-разному.

Мораль сдерживает человека и не позволяет ему совершать недостойных поступков.

Политика появляется с началом возникновения государств и политических институтов, появляется две системы управления – мораль и политика.

Для создания управленческой структуры они имеют разные источники.

Источниками для морали являются традиции, обычаи, ценности, т.е. существует нормативно-ценностная подоплека.

Основу политики составляют интересы всех общественных групп, перерастающие потом в законы.

Надо сказать и о том, что правящая верхушка может навязать обществу законы, которые защищают только её интересы.

Различия политики и морали:

  • Требования морали универсальны и к какой-то конкретно существующей ситуации не относятся. Они абстрактны, и их сложно оценить.
  • Политика должна учитывать конкретные общественные условия, нарушение которых ведет к наказанию.

Попытку разделить понятия морали и политики теоретически предпринял Н. Макиавелли, утверждавший, что человек имеет коварную природу, и, если, например, правителю необходимо удержать власть, он способен прибегнуть к средствам, далеким от общепринятых моральных норм.

Аморальную и безнравственную политику используют тоталитарные режимы.

Замечание 3

Для политической ситуации в России в 90-е годы свойственна была аморальная политика, прикрывавшаяся либералистическими идеями. Провозглашаемые демократические лозунги того времени с точки зрения права были не только безнравственными, но и преступными.

Но, только одни моральные принципы в управлении обществом, тоже утопичны. Политика и мораль, таким образом, являются понятиями трудно совместимыми на практике. Политические интересы стоят на первом плане и, чтобы политика не стала аморальной, общество должно контролировать правящую верхушку.

spravochnick.ru

пример. Что такое политические традиции?

Развитие государства во многом зависит от того, насколько фундаментальны и проработаны нормы, регулирующие те или иные процессы, происходящие на уровне политических институтов и общества. Какова специфика соответствующих механизмов? Какова роль политических норм для российского государства?

Определение термина

Рассматриваемая тематика имеет сложную структуру и заметный дискуссионный компонент. Первый аспект, в котором полезно рассмотреть политические нормы — определение. Распространена трактовка, по которой под рассматриваемым термином следует понимать меры регуляции активностей в сфере государственного управления и области взаимодействия властных институтов, общества и индивидов. Есть разные виды политических норм: они могут быть представлены в виде законов, традиций, обычаев, ценностных ориентиров, духовных и культурных приоритетов. Могут дополняться принципами — элементами, которые не носят характер регулирования, но часто играют не менее значимую роль, чем собственно нормы.

Но вне зависимости от конкретной разновидности, меры регуляции, о которых идет речь, касаются политической сферы общества. То есть они затрагивают властные отношения, выборные процессы, работу общественно-политических объединений, активностей социальных и этнических групп. Политические принципы и нормы могут реализоваться на различных уровнях — общегосударственном, региональном, муниципальном.

Меры регуляции, о которых идет речь, устанавливаются с целью обеспечения контроля со стороны государства и общества за коммуникациями с участием отдельных индивидов, классов, представителей политических партий и иных общественных объединений. Другая важная функция, которую выполняют политические нормы — защита интересов государства и граждан от внутренних деструктивных факторов и внешнего воздействия.

Смежный характер норм

Можно отметить, что меры регуляции, о которых идет речь, очень близки, а в некоторых случаях идентичны источникам регулирования процессов в обществе — социальным нормам. В ряде случаев их непросто разграничить в силу того, что объект контроля — один и тот же, а содержание регулирующих положений — схожее. Политические, социальные нормы часто рассматриваются в едином контексте.

В соответствии с одной из трактовок, рассматриваемые меры регуляции — частный случай социальных. Эта точка зрения близка тем исследователям, которые считают общество первичным в отношении государства. Аналогичным образом понимаются и правовые нормы — то есть те, которые изложены в законах. То есть каким бы ни был тот или иной регулирующий механизм, он так или иначе будет соотноситься с общественной сферой. Политические и правовые нормы будут частными вариантами социальных.

Нормы и ценности

Рассмотрим то, как соотносятся рассматриваемые меры регуляции и политические ценности. Которые, как и принципы, также могут играть важную практическую роль. Политические ценности — это ориентиры, которые в большей степени соотносятся с моралью, чем с правом. Следование им предполагает, что субъект соответствующих активностей — например, орган власти или конкретное должностное лицо на государственной должности — проявит свою волю не в силу требований, продиктованных полномочиями, а по причине следования неким общечеловеческим, гуманитарным соображениям.

В идеале политические ценности, если говорить о современных средах, в которых реализуются внутригосударственные и международные отношения, должны отражать интересы прежде всего граждан, а не властей. Это обеспечивается демократическими процедурами, связанными с формированием тех или иных институтов государственного управления. Если они функционируют на должном уровне, то проблем с сочетаемостью политических ценностей и интересов общества не будет.

Нормы и традиции

В начале статьи мы отметили, что одной из разновидностей политических норм могут быть традиции. Основное их отличие от принципов — в том, что они носят характер, не предполагающий их альтернативного понимания. Если принципы как-то нуждаются в объяснении, то традиции, как правило, нет. Они понятны большинству участников политических коммуникаций.

Носителями традиций могут быть самые разные субъекты, например, политические деятели, занимающие конкретную должность. Это может быть социум, который делегирует им властные или административные функции. Это может быть политическое или иное общественное объединение, которое следует тем или иным традициям в ходе работы с избирателями или в процессе решения текущих задач.

Значимость традиций

В ряде случаев рассматриваемые элементы регулирования могут заменять правовые нормы. Например, в силу их отсутствия или недостаточной проработанности и, как следствие, неэффективности. В этом случае традиции иногда именуются «правовым обычаем». Например, внутренняя политика России предполагает их регулярное задействование, если речь идет о правоотношениях с участием субъектов из национальных республик. Законодателю в этом случае проще довериться сложившимся в локальных обществах моделям поведения, чем разрабатывать отдельную правовую норму.

Традиции также могут быть элементом проактивной адаптации общества к новым реалиям или влиянию неких факторов, которые текущая законодательная база не предусматривает. При этом, если задействование традиций в целом становится адекватной реакцией политического субъекта на изменения, то они вполне могут стать основой для формирования соответствующих правовых положений.

Традиция — важнейший инструмент трансляции накопленного обществом в ходе исторического развития опыта участия в тех или иных политических коммуникациях. Их наличие способствует выработке в социуме образцов реагирования на опасные с точки зрения устойчивости государства факторы. Например, в случае напряженной внешнеполитической обстановки общество, имевшее исторический опыт участия в масштабных конфликтах, может проявить готовность к мобилизации всех сил на то, чтобы спасти свою страну.

Влияние традиций на сферы общественных коммуникаций

Политические традиции влияют не только на сферу, в которой реализуются властные отношения и функционируют государственные институты, но также и на иные области социальных коммуникаций. Население РФ, которое традиционно характеризуется высоким уровнем патриотических настроений, с высокой вероятностью окажется готовым, например, не покупать товары импортного производства, попавшие под санкции. В этом смысле прослеживается влияние традиции — любви к Родине — на уровне бизнеса, хотя на первый взгляд между данными сферами мало общего.

Политические традиции, как считают многие исследователи, формируют у людей поведенческие ориентиры, которые могут предопределять фундаментальность установок на реализацию тех или иных активностей. Человек в случае появления неких факторов, повлиявших на формирование традиции в прошлом, может без лишней подсказки определить для себя оптимальную последовательность действий в той или иной ситуации. Например, при появлении в числе кандидатов на высокую должность в государственной системе власти людей, поддерживающих отмену института лицензирования, назначающие их субъекты вспомнят, насколько эта мера в условиях строящейся капиталистической экономики в РФ может снизить качество многих товаров и сервисов, и не станут назначать данного человека на соответствующую позицию.

Традиции могут играть важную социализирующую и воспитательную роль. То есть люди в процессе взросления и приобщения к общественным коммуникациям, при наличии сильных политических традиций, не будут нуждаться в разъяснении вещей, которые предполагают их активное участие в тех или иных компонентах государственного строительства. Какого рода сценарии здесь могут быть уместны? Например, человек, воспитанный на сильных политических традициях уважения к истории своей страны, скорее всего, не будет уклоняться от армии, а с удовольствием пойдет в нее служить. Он будет стремиться к освоению востребованной профессии с тем, чтобы приносить пользу государству.

Традиции как фактор укрепления государственности

Традиции — важный фактор укрепления государственности, особенно если говорить о ее российской модели. Так, современные принципы выстраивания внутрифедеративных отношений в РФ не появились случайно — они имеют длительную историческую традицию, фактически со времен Империи.

Тот факт, что народы России чувствуют себя комфортно и лояльно к центральной власти, обусловлено, как полагают исследователи, не совершенством правовой базы, а тем фактом, что это вполне фундаментальная историческая традиция. Нации, входящие в состав РФ, прекрасно понимают, что, скажем, при большем уровне федерализации могут не справиться с возросшей нагрузкой на экономику, с возникновением новых, не характерных для прошлых лет социальных проблем.

Традиции особенно примечательны тем, что они, несмотря на свою фундаментальность, поддаются аккуратному видоизменению под влиянием тех или иных факторов — в данном случае тех, что связаны с развитием государства. Поэтому они часто рассматриваются исследователями как наиболее эффективные регулирующие механизмы, как самые корректные политические нормы. Пример мы отметили выше — уважение к истории своей страны.

Моральный аспект

Политические нормы могут быть представлены также моральными установками. Их главный признак — выражение воли, не продиктованной какими-либо предписаниями, традициями или принципами. Субъект политических коммуникаций может принять решение исходя из личного стремления помочь партнеру. Или, по крайней мере, не ухудшить его положения.

Мораль может предопределяться как индивидуальным видением человеком ситуации, так и установками, которые играют заметную роль в обществе либо отдельных его группах или объединениях — партиях, профсоюзных организациях, идеологических кружках.

Правовые нормы в политике

Право и политика — сферы, которые теснейшим образом связаны между собой. Большинство решений, которые принимаются органами власти в современных государствах, так или иначе осуществляются в рамках юридически закрепленных механизмов. Правовые нормы можно отнести к категории ключевых для сферы политики. Но важно то, как они будут толковаться. Также право и политика — явления, которые имеют одну принципиальную несхожесть. В чем она проявляется?

Дело в том, что в процессах с участием властных институтов очень часто принимаются решения проактивного характера, под которые попросту не разработана юридическая база или же она характеризуется явно устаревшими положениями. Как правило, изданию того или иного акта законодателем предшествует некий прецедент, ставший поводом для разработки новой правовой нормы или корректировки существующей. Поэтому политические деятели часто принимают решения, которые могут не находить соответствия в действующем законодательном регулировании. И это становится частым поводом для дискуссий, для обвинения тех или иных должностных лиц в несоответствии «нормам права».

Однако законодательный аспект регулирования политических коммуникаций очень важен с точки зрения обеспечения стабильности государственных институтов. Без него нельзя обойтись на современном этапе развития мирового сообщества. И потому в большинстве развитых стран существует мощная законодательная база, регулирующая, где это возможно, различные сферы политических коммуникаций. Основной источник соответствующих норм — это обычно положения Конституции или заменяющего его свода законов. Остальные правовые акты опираются на на них.

Безусловно, нормы могут характеризоваться одновременным влиянием законодательных положений, морали, традиций или принципов. В этом случае мы можем говорить, к примеру, о справедливом законе, соответствующем историческим предпосылкам и современным реалиям. Быть может, это идеальный сценарий, но все благонадежные субъекты политики стремятся к нему.

Критерии отнесения норм к политическим

Исходя из каких признаков те или иные регулирующие меры следует понимать как политические нормы? Пример подобного типа источника — Закон о выборах РФ. Данный правовой акт непосредственным образом касается политической сферы, а именно — процедур, связанных с делегированием властных полномочий населением страны на уровень федеральных органов власти.

Если рассматривать российские традиции, то какие из них могут пониматься как политические нормы? Пример данного типа регулирующих установок — поддержка населением РФ централизованной модели государственного управления, сильного федерального центра. Именно этой традицией, когда ключевые решения должны приниматься в Москве, многие политологи объясняют тот факт, что россияне выбирают партии и кандидатов с консервативной философией, формирующих свои программы с акцентом на поддержание вертикали власти. Эта традиция действует давно, и она имеет исторические объяснения. Россия всегда была де-факто унитарным государством с центростремительными политическими трендами в силу специфики своего формирования. Внутренняя политика России во многом строится исходя из подобной традиции. Население осознанно делегирует основную часть властных полномочий Москве, однако ожидая от управленческих решений столицы соответствующих результатов. Современные массовые политические партии — «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР — так или иначе предполагают в ходе реализации своих программ следование указанной традиции. Все ключевые решения, независимо от того, кто выигрывает парламентские выборы, принимаются в Москве.

В числе моральных принципов также можно обнаружить политические нормы. Пример — установка правительства страны на списание внешних долгов в отношении стран, которые объективно не смогут рассчитаться по займам. Вроде бы, с точки зрения права, государство вправе затребовать долг в полном объеме. Более того, политическая традиция может характеризовать кредитора как принципиального сборщика всех задолженностей. Но не исключен сценарий, при котором власти страны-кредитора в силу моральных принципов примут решение списать долг.

fb.ru

Социальные нормы и их классификация

Правила, регулирующие поведение людей, действия социальных групп, коллективов, организаций, в своей совокупности составляют социальные нормы. Социальная норма — это правило социально значимого поведения членов общества. Целостная, динамичная система социальных норм является необходимым условием жизни общества, средством общественного управления, организации и функционирования государства, обеспечение согласованного взаимодействия людей, прав человека, стимулирования роста благосостояния народа.

Система социальных норм отражает достигнутую степень экономического, социально-политического и духовного развития общества, в них находят отражение качество жизни людей, исторические и национальные особенности жизни страны, характер государственной власти. Нормы, регулирующие общественные отношения, отражают и конкретизируют действия объективных законов, тенденций общественного развития, т.е. таких законов, которые действуют с естественно-исторической необходимостью. Объективный характер этих законов органически связан с их научным пониманием людьми и использованием их в целенаправленной социальной деятельности.

Социальные нормы связаны также с законами естественно-технических наук, с самим научно-техническим прогрессом общества, всей человеческой цивилизации.

Социальные нормы охватывают различные группы норм, действующих в определенных взаимосвязях друг с другом. В подходах к классификации социальных норм могут быть применены как основные, так и дополнительные, комплексные критерии. Учитываются сфера действия норм, само качество правил поведения, стимулы и гарантии реализации норм. К социальным нормам относятся экономические, политические, правовые, моральные, религиозные, эстетические и другие нормы. В процессе регуляции общественных отношений активная роль одной группы норм дополняется, корректируется другими социальными нормами. Взаимодействие отдельных норм, групп норм в единой системе социальных норм раскрывает комплексные свойства входящих в систему составных частей. Эффективность действия социальных норм находит выражение в достижении, поддержании общественного согласия граждан, прочного общественного порядка, атмосферы справедливого социального партнерства и инициативы, социальной ответственности, сознательного соблюдения норм всеми гражданами.

Социальные нормы по своей природе являются определенным стандартом поведения. При выделении разновидностей норм учитывается также способ осознания и регулирования поведения, форм санкций за несоблюдение норм. В понятие «социальная норма» входят более конкретные, детальные правила и правила широкого характера, воплощающие основополагающие идеи социальной жизни, которые именуются принципами. Более детальные правила органически связаны с соответствующими принципами, являются их проявлением в конкретных общественных связях, жизненных ситуациях.

Принципы и конкретные отдельные правила осуществляют регулирующие, контрольные, воспитательные функции. Например, активное воздействие на общественные отношения через регулирование волевого поведения людей путем воздействия на мотивы поведения оказывают не только конкретные юридические или моральные правила, но и юридические, и моральные принципы. Принципы справедливости и гуманизма, демократизм, уважение к правам человека, законности и др. оказывают глубокое воздействие на выбор определенного поведения людей, социальных групп, коллективов и в случае отсутствия норм, непосредственно регулирующих данный вид отношений. Социальные нормы связаны с интересами человека, общества в целом, а также с интересами отдельных социальных групп, интересами международного сообщества. Социальные нормы, выражающие интересы, ценности, свойственные всем людям, социальным группам, всему международному сообществу, можно назвать общечеловеческими нормами. Эти общечеловеческие нормы находят выражение во внутригосударственной и международной жизни.

В сфере хозяйственной жизни общества, где функционирует система рыночных отношений, а также в определенной мере осуществляется государственное регулирование с целью обеспечения развития производства, важная роль принадлежит экономическим нормам и нормативам. Эти нормы регулируют развитие производства, отношения распределения и потребления, отношения между отраслями промышленности, сельского хозяйства, торговли. Экономические нормы и нормативы регулируют денежно-финансовую систему, налоговую систему, деятельность банков, бирж. Рыночная экономика опирается, прежде всего, на саморегулирующуюся систему рыночных отношений, однако во всех высокоразвитых странах, таких, как США, ФРГ, Япония, Англия и др., государство стимулирует развитие экономики, стремится к сохранению социально-политической стабильности общества, повышению жизненного уровня народа. Поэтому государство защищает установившиеся порядки свободного предпринимательства, принимает меры по предотвращению спада производства, кризиса хозяйственной жизни, по росту производства на основе достижений научно-технического прогресса. Используются такие рычаги, как налоги, кредит, инвестиции, другие средства.

Переход от командно-административной системы в хозяйственной жизни к рыночной экономике в России потребовал коренных изменений в формах собственности, преодоления государственной монополии на орудия и средства производства, учреждения частной собственности и предпринимательской деятельности, многообразия форм собственности. Экономическая реформа, сопряженная с большими трудностями для народа, нацелена на формирование класса собственников, создание благоприятных условий для частнопредпринимательской деятельности, освобождение экономики от государственного руководства, которое в наступивший период тормозило экономический прогресс, вызвало кризис общества.

В условиях становления и развития рынка утверждается эффективное действие экономических норм и нормативов, саморегулирующихся начал хозяйственной деятельности общества, что, однако, не означает изоляции государства, права от экономики. Политика приватизации, либерализация цен, бюджет, налоговая политика, плата за производственные фонды, природные ресурсы, кредитная политика, укрепление и совершенствование финансовой системы — все это свидетельствует об активной роли государства, права в новом устройстве хозяйственной жизни страны. Несомненно, что переход к рынку, налаживание здоровых рыночных отношений займет значительный период времени в жизни страны, потребует больших усилий народа, государства. Этот процесс внесет значительные изменения в систему социальных норм, нормативного регулирования общественных отношений.

Важную группу социальных норм составляют политические нормы. Они регулируют отношение социальных групп, классов, граждан к государственной власти, отношения между классами, нациями и народами. Политические нормы регулируют участие народа, классов, социальных групп в государственной власти, организации государства, взаимоотношения государства с другими организациями политической системы общества. Политические нормы различны по объему регулирования политических отношений, объему содержания. Нормы, обладающие наибольшей общественно-политической значимостью, широтой содержания, называются политическими принципами.

К политическим принципам относятся принцип полновластия, суверенитета народа, принцип
равноправия народов, наций, равноправия государств, принцип ненасильственного мирного разрешения международных споров и др.

Политические нормы находят выражение в различных формах: в политических декларациях, манифестах государств, политических партий, движений, в конституциях государств, уставах и программных документах политических партий. Политические нормы, выраженные в юридических актах государства, приобретают значение правовых норм. Вопрос о соотношении политических и юридических норм не решается однозначно. Следует различать политическую норму и политическую оценку социальной, правовой нормы. Политическая норма может быть выражена в нормативно-правовом акте, но она может быть выражена и в политическом акте непосредственно. Юридическая норма имеет политическое значение в том смысле, что к ее оценке применялся политический критерий, она устанавливается компетентными государственными органами или каким-либо одним государственным органом.

Конечно, политический критерий, его содержание не следует абсолютизировать и таким образом «политизировать» все нормы права. Следует иметь в виду различия, например, между нормой гражданского, семейного, трудового, т.е.. нормой частного права и нормой конституционного права, политический характер которой определяется ее специфическими свойствами. Нормы конституционного права представляют собой политические нормы в юридической форме.

Политические нормы регулируют взаимоотношения граждан с государством, его органами. Порядок выборов, участие граждан в выборах своих представителей в органы государственной власти, других государственных должностных лиц регулируются политическими нормами, которые выражены в юридическом акте. К политическим нормам относятся также и нормы, определяющие, регулирующие и контролирующие отношения законодательной, исполнительной и судебной властей. Каждый закон, принимаемый государственной властью, даже если он не выражает непосредственно политических отношений, получает экономическое, социальное и политическое обоснование, соответствующую оценку в правовом и нравственном сознании общества.

Значительную группу социальных норм составляют корпоративные нормы — установления, принятые в общественных организациях, трудовых коллективах, учебных учреждениях, предпринимательских союзах. Эти нормы учреждаются в уставах объединений, учреждений, в положениях, других актах. Например, деятельность Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова регулируется Уставом. Большая часть корпоративных норм — это правила организационного характера. Они закрепляют порядок формирования, построения, функционирования общественных организаций, а также права, обязанности, ответственность, взаимоотношения членов этих организаций.

Социальные действия, поведение людей в обществе регулируются также обычаями. Обычай — это правило, утвердившееся в общественной практике в результате многократного применения, установившегося подхода к оценке определенного образа отношений, действий человека, коллектива людей. Обычай представляет собой привычную для членов общества, группы (людей) форму социальной регуляции. Обычаи, имеющие нравственный характер, называются нравами. В нравах выражается психология определенной социальной группы. Пережитки прошлого в области морали чаще всего удерживаются в нравах.. Общество, используя культурные, организационные меры, ведет борьбу с неприемлемыми в цивилизованном обществе нравами.

В воздействии на жизнь людей общества весьма близки к обычаям традиции — сложившиеся способы поведения людей, социальных групп, передаваемые из поколения в поколение. Обычаи и традиции обладают признаками устойчивости. По сравнению с обычаем традиции представляют собой более широкое образование. Традиция — это такой социально-психологический феномен, который по содержанию значительно шире обычая. В качестве традиции проявляются определенные идеи, ценности, социальные установления. Поддержка традиций обосновывается их полезностью для общества. Основой жизненности традиций является преемственность в развитии общества, бережное отношение к социальному, культурному наследию, истории народа, государства. В ходе жизненных процессов зарождаются и утверждаются новые традиции и обычаи.

В социальной жизни, прежде всего в области бытовых, семейных отношений, обычаи, традиции проявляются в обрядах, ритуалах. Обряд — это определенного характера действие или комплекс поступков человека, группы людей. Таковы, например, традиционные свадебные обряды, обряд вручения свидетельства о рождении ребенка, обряды посвящения в рабочие молодых людей, приступающих к трудовой деятельности, проводы ветеранов труда на заслуженный отдых и т.п. Обрядовые церемонии, совершаемые в торжественной обстановке, называются ритуалом. Таким образом, о ритуале можно сказать, что это есть разновидность обычая или традиции.

Значительную и важную группу социальных норм представляют религиозные нормы, регулирующие отношения верующих людей к Богу, церкви, друг к другу, строение и функции религиозных организаций.

Свод морально-этических установлений — составная часть религиозных вероучений. Религиозные каноны (предписания, правила) представляют собой регулятивную систему, действующую в обществе с самых ранних этапов развития человечества. В античном мире религия, мораль, политика были взаимосвязаны. Мировые религии: иудаизм, христианство, буддизм, ислам — оказали огромное влияние не только на нравственную жизнь общества, но и на развитие правовых систем. Христианская религия, каноны религиозной морали христианства оказали и оказывают значительное влияние на жизнь народов Земли, прежде всего населения Европы и Америки. Одной из основных правовых систем современности является мусульманское право. Это право указывает мусульманину соответствующий религии ислама «путь следования». Шариат — совокупность религиозных и юридических норм мусульманского феодального права — родился в странах Востока. Источниками шариата являются Коран, Сунна, иджма (высказывания проповедников мусульманской религии), кияс (толкование Корана и Сунны).

В Библии, Коране, Талмуде, других источниках вместе с собственно религиозными канонами нашли выражение общечеловеческие нормы. Такие общечеловеческие нормы, требования содержатся, например, в Библии — в заповедях Моисея, в Нагорной проповеди. В «Моисеевых законах» установлена обязанность трудиться в течение шести дней и отдыхать на седьмой, требование почитания детьми своих родителей, запрещаются убийство, воровство, лжесвидетельство. Социальные нормы нашли выражение в христианском церковном, каноническом праве. Эти нормы регулируют внутреннюю организацию церкви, взаимоотношения между церковными органами, верующих с государством, некоторые отношения в жизни верующих. В 1917 г. римско-католическая церковь опубликовала Кодекс канонического права.

Во «Всеобщей декларации прав человека» говорится: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов». Свобода совести и религии, сотрудничество всех конфессий для достижения благополучия и согласия в мире — замечательное достижение человеческой цивилизации.

В Российской Федерации действуют нормы разных религиозных верований и направлений. В числе российских граждан есть православные, католики, старообрядцы, баптисты, мусульмане, буддисты, иудеи. Российское законодательство о свободе совести, религии, об отношениях государства и церкви, о религиозных организациях отражает принципы «Всеобщей декларации прав человека», «Итогового документа Венской встречи представителей государств — участников совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе». В принятой в России «Декларации прав и свобод человека и гражданина» говорится, что каждому человеку гарантируется свобода совести, вероисповедания, религиозной или атеистической деятельности. Каждый вправе свободно исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные либо атеистические убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения закона (ст. 14).

Образ жизни, достигнутый уровень материального благосостояния, культуры общества и человека находят отражение в правилах культурного поведения, нормах приличия, в этикете. Правила культурного поведения отражают внутреннюю духовную жизнь человека, его психологию и мораль. В этих правилах проявляется взаимосвязь моральной оценки и разнообразных эстетических, санитарно-гигиенических требований, соображений удобств. Под этикетом разумеется совокупность правил, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений, формы общения, поведения в общественных местах, манеры и одежды.

psyera.ru

Право и другие социальные нормы

Право отличается от других социальных норм в основном теми же признаками, что и от моральных. Соотношению права и морали было уделено сравнительно большее внимание потому, что это — два наиболее важных и распространенных регулятора общественных отношений, с которыми люди постоянно сталкиваются в повседневной жизни. С указанными регуляторами непосредственно и прежде всего связана юридическая наука. Однако необходимо кратко остановиться и на взаимодействии права с другими социальными нормами, выяснить специфику и роль последних.

Соотношение права и обычая. Обычаи играют существенную роль в регуляции различных сторон общественной жизни. Они тесно связаны с правом, моралью, культурой, политикой, религией, другими социальными нормами. Исторически право как система норм в значительной степени вырастало из обычаев, которые санкционировались публичной властью по мере практической необходимости. Уже в этом заключается их генетическое родство. Данный процесс в принципе является постоянным, он продолжается и сейчас, ибо право формируется не только «сверху», но и «снизу», из народных глубин, корней, традиций.

Обычаи принято определять как устойчивые и достаточно распространенные в определенной сфере правила поведения, которые в результате многократного, длительного повторения становятся привычкой, обыкновением, соблюдаемыми добровольно. Привычки — мощное средство формирования менталитета личности. Не зря говорят: привычка — вторая натура.

Обычаи передаются из поколения в поколение, многие из них живут веками и тысячелетиями, освящены заветами предков. Немало из них носят религиозный или полурелигиозный характер (например, соблюдение поста). Подобные социальные стереотипы имеются у всех народов, они могут быть разными в разных слоях одного и того же общества, у разных этносов, национальных групп. Это древнейшая форма социальной регуляции.

Соблюдение некоторых обычаев (обрядов, ритуалов, церемоний) является для индивида не менее императивным требованием, чем исполнение законодательных предписаний, ибо здесь, как правило, ощущается жесткое давление общественного мнения, пересудов и молвы окружающих; боязнь подвергнуться осуждению со стороны знакомых, друзей, коллег; нежелание оказаться в положении человека, не уважающего общепринятые нормы поведения (гостеприимство, добрососедство, уважение старших; присутствие на похоронах, выражение сочувствия родным и близким покойного, традиция отмечать различные радостные события, неофициальные праздники, дни рождения, устройство свадьбы, новоселий и т.д.). Традиции обязывают.

Поэтому каждый стремится к тому, чтобы не ронять своего достоинства в глазах других людей, не выбиваться из общего ряда, следовать сложившемуся порядку вещей, поступать как все, как принято, как завещано. Те, кто не придерживается этих канонов, могут оказаться в положении бойкота со стороны окружающих, прослыть «белой вороной», эгоистом и т.д.

В юридической науке все действующие в обществе нормы подразделяются на правовые (обычное право) и неправовые, или общегражданские. Правовые обычаи потому и называются правовыми, что они получают отражение в праве, им охраняются, защищаются, приобретая тем самым юридическую силу. Одни из них прямо закрепляются в законе, другие лишь подразумеваются, третьи логически вытекают из тех или иных правовых норм. Чаще всего они просто упоминаются, что означает, что ими можно руководствоваться. Например, в п. 1 ст. 19 ГК РФ говорится: «Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственное имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая».

Но во всех случаях правовые обычаи должны находиться в пределах правового поля, в сфере правового регулирования, а не за их границами. И конечно, они не могут противоречить действующему законодательству. Правовые обычаи призваны способствовать правореализационному процессу, дополнять и обогащать механизм юридического опосредования разнообразных общественных отношений. Правовой обычай является одним из источников (форм) права.

Статья 5 ГК РФ, посвященная обычаям делового оборота, гласит: «Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе». В ст. 848 ГК говорится: «Банк обязан совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, установленные в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота, если договором банковского счета не предусмотрено иное». Аналогичные ссылки на обычаи содержатся в ст. ст. 852, 853, 862 и других нормах ГК РФ.

Примером правовых обычаев можно назвать ст. ст. 130, 131, 132 Кодекса торгового мореплавания РФ 1999 г.3

Статья 99 Конституции РФ, не употребляя слова «обычай», тем не менее, закрепляет давно сложившееся правило, согласно которому «первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат». По мнению Е.В. Колесникова, именно на основе соответствующих обычаев изданы указы Президента РФ о Дне государственного флага, о символике России, о возвращении некоторым городам и населенным пунктам их старинных названий; введена процедура инаугурации (вступления в должность) избранных народом президентов и губернаторов, принятия ими присяги. Сохраняется обычай увековечивать память выдающихся людей — государственных и общественных деятелей, полководцев, писателей, поэтов, художников; лиц, погибших в Великой Отечественной войне.

Что касается неправовых (общегражданских) обычаев, то их великое множество, и те из них, которые носят прогрессивный характер, право поддерживает; к другим относится безразлично (нейтрально), поскольку они не причиняют никакого вреда, с третьими (вредными) ведет борьбу, стремится вытеснить их (пьянство, некоторые местные традиции горских народов — калым, выкуп невесты, кровная месть, феодально-байские пережитки в семье, разного рода предрассудки, отдельные нормы шариата, публичные казни). Есть обычаи, которые связаны с религиозной или расовой нетерпимостью, неравенством полов и т.д.

Но, например, ношение холодного оружия как атрибута национального костюма допускается. Снисходительно относятся к умыканию невесты (чаще всего — с согласия «похищаемой») при условии, что жених ее не обесчестил. Хотя по закону такое деяние наказуемо. Право, государство подходят к тем или иным обычаям дифференцированно — старые, неугодные отсекаются; новые, полезные поощряются. Следует иметь в виду, что в обычаях есть немало консервативного, застывшего, неприемлемого. Это — наслоение ушедших времен.

В связи с развитием в России рыночных отношений и переходом от запретительных методов правового регулирования к дозволительным роль юридических обычаев возрастает. К этому ведет расширение экономической свободы личности, действие принципа «не запрещенное законом разрешено», стимулирование предпринимательства, частной инициативы.

Право и религия. Как известно, церковь отделена от государства, но она не отделена от общества, с которым связана общей духовной, нравственной, культурной жизнью. Она оказывает мощное воздействие на сознание и поведение людей, выступает важным стабилизирующим фактором.

Все представители религиозных организаций, объединений, конфессий, общин, которые существуют на территории Российской Федерации, руководствуются при реализации ими конституционного права на свободу совести как своими внутрирелигиозными правилами и убеждениями, так и действующим законодательством РФ.

Последним основным правовым актом, регулирующим деятельность всех видов религий в России (христианство, ислам, иудаизм, буддизм), является Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.4

Данный Федеральный закон определяет также взаимоотношения между церковью и официальной властью, в нем переплетаются правовые и некоторые религиозные нормы. Церковь уважает право, законы, установленный в государстве порядок, а государство гарантирует возможность свободной религиозной деятельности, не противоречащей принципам общественной морали и гуманизма. Свобода вероисповедания — важнейшая черта гражданского демократического общества. Возрождение религиозной жизни, уважение чувств верующих, восстановление порушенных в свое время храмов — несомненное духовное достижение новой России.

О тесной взаимосвязи права и религии говорит тот факт, что многие христианские заповеди, такие, например, как «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй», и другие закреплены в законе и рассматриваются им как преступления. В мусульманских странах право вообще основывается в значительной мере на религиозных догматах (нормах адата, шариата), за нарушение которых предусмотрены весьма суровые наказания. Шариат — это исламское (мусульманское) право; адат — система обычаев и традиций.

В первые годы советской власти у нас тоже допускалось в порядке исключения применение подобных норм в некоторых местностях Средней Азии и Кавказа. А, например, в Чечне они до сих пор применяются, но уже без одобрения федеральных властей. В 1997 г. чеченский шариатский суд приговорил несколько человек, в том числе одну женщину, к расстрелу и приговор публично был приведен в исполнение.

Религиозные нормы как обязательные правила поведения верующих содержатся в таких известных исторических памятниках, как Библия, Коран, Талмуд, Сунна, священные книги буддизма, а также в текущих решениях различных соборов, коллегий, собраний духовенства, руководящих структур церковной иерархии.

В Конституции РФ говорится: «1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом» (ст. 14). «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» (ст. 28).

«Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение воинской службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой» (ч. 3 ст. 59). Однако закон об альтернативной гражданской службе до сих пор не принят.

Следует отметить, что в последнее время свобода вероисповедания все чаще стала вступать в противоречие с идеями прав человека, гуманизма, нравственности и других общепризнанных ценностей. Сегодня в России действует около 10 тыс. так называемых «нетрадиционных» религиозных объединений. Не все из них выполняют действительно общественно полезные или, по крайней мере, безвредные функции.

Право и корпоративные нормы. Корпоративные нормы — это правила поведения, по которым живут и действуют различные общественные организации, движения, объединения, ассоциации, фонды, центры, союзы и другие образования негосударственного характера (профессиональные, творческие, научные, женские, молодежные, ветеранские, просветительские, спортивные, культурные, экологические, оборонные, технические и т.д.).

Эти правила содержатся в соответствующих уставах, решениях, положениях, программах, других документах указанных структур. Корпоративные нормы тесно связаны с правовыми, особенно теми, которые определяют порядок образования, регистрации и деятельности общественных организаций и объединений. Специфика корпоративных норм во многом зависит от специфики той или иной организации, а многообразие норм — от разнообразия форм общественной самодеятельности граждан.

Конституция РФ провозглашает: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных организаций гарантируется» (ч. 1 ст. 30). «Общественные объединения равны перед законом» (ч. 4 ст. 13).

Однако существуют и определенные ограничения. Так, в упомянутой ст. 13 (ч. 5) говорится: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели которых или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».

При этом признается политическое многообразие, многопартийность, фиксируется, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Хотя само собой разумеется, что у Российского государства есть определенные жизненные идеалы и ориентиры.

Корпоративные нормы — один из видов социальных норм, они входят в общую нормативно-регулятивную систему общества. Нормы общественных организаций регламентируют в основном их внутренние вопросы и отношения (цели, задачи, функции, права и обязанности членов, условия вступления и выхода или отчисления, формирование руководящих органов, меры ответственности, взыскания, членские взносы и т.д.).

Некоторым общественным организациям государством делегировано право издавать отдельные нормативно-правовые акты, например профсоюзным, кооперативным, хозяйственным, коммерческим и др. В этом случае создаваемые ими нормы опираются уже на принудительную силу государственной власти, за их нарушение могут последовать юридические санкции. Немало подобных норм содержится в уставах конкретных кооперативов. Нередко эти уставы просто дублируют нормы соответствующих ведомственных инструкций и поэтому мало чем отличаются от правовых, за исключением сугубо внутриорганизационных.

В период выборов многие общественные объединения, политические партии, движения выступают субъектами государственно-правовых отношений, они имеют право выдвигать своих кандидатов в депутаты, назначать своих представителей в избирательные комиссии, при этом несут соответствующие обязанности и ответственность за соблюдение законодательства.

Правовые и политические нормы. Право и политика традиционно рассматриваются как явления тесно взаимосвязанные и взаимообусловленные. Достаточно сказать, что преобладающая часть всей внутренней и внешней политики любого государства реализуется через право, законы, а последние, в свою очередь, выступают выразителями и проводниками этой политики. Если же иметь в виду такой ведущий правовой акт, как конституция, то она, как известно, закрепляет основы, принципы, цели, направления государственной политики, фиксирует и гарантирует политические права и свободы граждан, их участие в государственной и общественно-политической жизни страны. Конституция представляет собой политико-юридический документ.

Со времен Аристотеля политика обычно трактуется как искусство управления людьми, обществом, государством. Управление же осуществляется опять-таки с помощью права, юридических средств и институтов. Особенно это характерно для правовых государств с развитой демократией, совершенными законами, правовой культурой. Но даже и тоталитарные, полицейские государства не могут обойтись без права. Другое дело — в каких целях оно используется.

Политика есть также искусство возможного, искусство компромиссов, согласования желаемого и объективно достижимого, умение считаться с реальностью. За пределами возможностей начинается волюнтаризм, субъективизм, а нередко и авантюризм, все то, что находится уже вне правового поля, вне юридических процедур. Свободная от права политика есть произвол, своеволие.

В более строгом смысле слова политика определяется в науке как особая, обширная область взаимодействия между классами, партиями, нациями, народами, государствами, социальными группами, властью и населением, гражданами и их объединениями. Конечно, это наиболее общая, абстрактная дефиниция, но она верно отражает важнейший и сложнейший пласт общественной жизни, самостоятельный мир политических ценностей, идеалов, интересов. Данную сферу как раз и регулируют политические нормы.

Политические нормы — это правила поведения многочисленных и разнообразных субъектов политики (индивидуальных и коллективных), участников политического процесса, политических отношений. Эти нормы содержатся в различных политических манифестах, программах, решениях, заявлениях, декларациях, уставах политических партий и движений.

В тех случаях, когда политические нормы получают отражение в законах, конституциях, они приобретают также характер правовых. Водораздел между политическими и юридическими нормами провести порой весьма трудно, так как они тесно переплетены, а чаще всего сливаются (например, в статьях Конституции). Это наблюдается в деятельности как законодательной, так и исполнительной власти. Ведь законы, иные нормативные акты имеют, как правило, не только экономическое, но и политическое обоснование. Но между правовыми и политическими нормами могут быть и противоречия.

В политической области имеются свои традиции, общепринятые правила, требования, принципы, эталоны. Существует политическая этика, т.е. свод устоявшихся канонов, которых обычно придерживаются честные, добросовестные политики. Главные из них — это соблюдение законов, морали, установленного порядка, уважение оппонентов, правдивость, служение общественному долгу, благу.

К сожалению, современная российская политика — не самая, мягко говоря, чистая сфера отношений между людьми. Жизнь постоянно демонстрирует примеры нарушения (несоблюдения) элементарных правил политического поведения. Особенно это проявляется в период выборов (война компроматов, дискредитация соперников, распространение о них ложной информации, интриги, подкуп избирателей, пустые обещания кандидатов на выборные должности, теневое финансирование, проникновение во власть криминала и т.д.).

Участники политических баталий часто действуют по принципу: цель оправдывает средства, победителей не судят. Создаются и используются так называемые «избирательные технологии», «имиджмейкеровские фирмы», другие хитроумные приемы. Оказывается психологическое давление на избирателей, вплоть до угроз; вошло в практику манипулирование общественным мнением. Власть, право, законы призваны эффективно противостоять всем этим явлениям, пресекать наиболее грубые извращения нормальной, цивилизованной политики. Политические нормы должны так же строго соблюдаться, как и правовые.

studfiles.net

Примеры социальных норм в обществе. Виды социальных норм

С момента рождения и по сей день представители человечества придумали множество различных правил, которые помогают в урегулировании отношений в обществе, семье, на работе и т. д. Некоторые из них переросли в многовековые традиции и обычаи. С появлением учебных заведений и вводом предмета социологии эти правила и традиции стали называться социальными нормами.

Понятие

Социальные нормы — это принятый в обществе образец поведения, который функционирует как регулятор взаимоотношений между людьми и сообществами людей. Примеры социальных норм прослеживаются в повседневном поведении людей в обществе.

Всем известно, например, что появление в обнаженном виде на людях является недопустимым, а в некоторых странах даже карается тюремным заключением. Не касается это правило только специально отведенных мест для собраний нудистов (исключительно в странах с прогрессивно-демократическим обществом), а также заведений типа сауны. Но даже такие места разделены по половой принадлежности.

До того как рассмотреть конкретные примеры социальных норм, необходимо определить их признаки и виды. Классификация поможет лучше понять конкретные модели поведения.

Возникновение

Развитие социальных норм напрямую связано с развитием общества. Первой общине для регулирования вопросов, возникающих в процессе совместного проживания, вполне хватало ритуалов. Ритуал — это одна из первых социальных норм, которая представляет собой заведенный в общине порядок выполнения определенных действий.

Обычаи считаются более развитой формой норм, чем ритуалы. Следующими после них идут религиозные нормы. Их формирование происходит в процессе осознания человека своей незначительности перед природными явлениями. Возникают культы различных божеств, поклонение силам природы.

Вместе с обычаями и религией появляются принципы нравственности. А с возникновением государственного строя формируются первые правовые и экономические нормы.

Классификация

Выделим, говоря про основные виды социальных норм, примеры норм международного действия. Они тесно переплетены и участвуют в регулировании отношений по нескольку сразу.

Одними из первоочередных норм масштабного характера являются политические. Они выражаются в различных декларациях и хартиях, регулируют взаимоотношения в политической сфере не только одного государства, но и в международном масштабе. Примеры социальных норм политического характера — это реализуемые в государствах формы власти. Например, для Великобритании монархия является социальной нормой.

Экономические принципы представляют собой правила распределения материальных благ в обществе. То есть эти нормы порождают социальные классы. В идеале должен действовать принцип деления поровну. Заработная плата является примером такого типа норм. Экономические правила, как и политические, могут действовать в масштабе нескольких государств и характеризуют финансовый и товарный оборот между ними. Остальные виды действуют в более мелком масштабе, в конкретных общественных формированиях.

Виды социальных норм. Примеры в масштабе одного государства

Правовые нормы являются основным регулятором взаимоотношений в государстве. Они представляют собой свод правил, за невыполнение которых наступает наказание в виде материального взыскания, административной ответственности или тюремного заключения. Если учитель просит: «Приведи примеры различных социальных норм правового государства», в качестве ответа можно назвать УК РФ и КоАП РФ.

Культурные нормы регулируют поведение человека в обществе, к которому он относится по рождению или роду увлечений. Если вас просят: «Приведите примеры социальных норм такого типа», то стоит говорить о правилах, которые формируются у человека в процессе его жизни в определенных кругах. Большую роль в этом формировании играет государство. Чем больше развита культура всей страны, тем больше в ней культурных норм. Например, в некоторых мусульманских странах женщине не положено появляться в обществе с открытым лицом — это культурная норма.

Общественные правила

Примеры социальных норм в обществе многообразны, но выделяют несколько глобальных. Самыми крупными сообществами являются религиозные организации. Религиозные нормы служат для урегулирования отношений не только внутри таких сообществ, но и при взаимоотношениях с организациями и людьми, не относящимися к одному вероисповеданию. Примеры социальных норм такого характера подобрать просто. Самыми распространенными можно считать церемонии венчания и отпевания усопшего. К такому же виду норм относятся отношения между настоятелем монастыря и монахами, святым отцом и прихожанами его церкви.

Эстетические нормы носят исторический характер. Они формируют понятия о красивом и безобразном. Эти правила относятся не только к человеку, но и к его поступкам, а также к произведениям искусства, видам животных и т. д. В современном обществе эстетические нормы иногда имеют отрицательное влияние на человека, его уверенность в себе, а соответственно, и его место в жизни. Это связано со стереотипным мышлением о привлекательном внешнем виде. В итоге человек, который не вписывается в общие рамки своей внешностью или поведением, может быть не принят определенным обществом. Отличным тому примером является сказка «Гадкий утенок».

Примеры различных социальных норм

Существуют также правила, которые не привязаны к конкретному обществу или государству. Это нормы морали, которые формируют понятия о хорошем и плохом. Они образуются на основе конкретного поведения, взятого за эталон. Некоторые нормы морали подкреплены правовыми документами. В основном же они рассчитаны на совестливость человека и его моральную полноценность. За аморальное поведение следует осуждение обществом, а в некоторых случаях наказание по закону.

Нормы обычаев и традиций тоже носят исторический характер. Они устанавливались на протяжении многих веков и представляют собой шаблонные действия в определенных ситуациях. Какими будут в этом случае примеры социальных норм? Обычаи подразумевают совершение каких-либо действий в силу привычки, а традиции являют собой ценности или модель поведения, принятую обществом и неукоснительно выполняющуюся его членами. Обычаи и традиции тесно связаны с культурными нормами.

Также из различных социальных норм выделяют корпоративные, которые регулируют отношения между работниками одной структуры или членами одного клуба по интересам. Устанавливаются такие правила членами сообществ, они же выбирают и применяют меры воздействия на нарушителей.

Правила в семейных отношениях

Примеры социальных норм, регулирующих семейные отношения, насколько разнообразны, что выделить конкретные очень непросто. Семья контролируется со стороны государства, религиозных организаций и общества. Причем каждая сторона пытается направить семейные отношения по своему руслу. Иногда такое количество правил приводит к обратному эффекту.

Если преподаватель просит: «Приведите примеры социальных норм, которые влияют на отношения в семье», ответьте, что это правовые и религиозные нормы, нормы морали, традиции и обычаи. Однако не забывайте, что остальные правила также имеют определенное влияние, так как семья представляет собой миниатюрное государство со своими политическими и экономическими законами. Может быть, именно по этой причине многие молодые люди нынешнего поколения не спешат обзавестись семьей. Когда со всех сторон человеку указывают на то, что ему нужно сделать, чтобы выглядеть полноценным в глазах общественности, желание к каким-либо действиям исчезает.

Узаконенные социальные правила

Примеры социальных норм, регулирующих семейные отношения, которые закреплены законодательно, привести несложно. Например, основополагающее событие в жизни семьи — заключении брака. Законодательно брак регулируется правовыми нормами. В них оговаривается порядок вступления в брак (подача заявления, назначение даты бракосочетания, выдача документов, подтверждающих семейное положение), а также порядок бракоразводного процесса (заявление о разводе, развод через суд, деление имущества, назначение алиментов и т. д.).

Экономические социальные нормы также оказывают определенное влияние на семейные отношения. От них зависит доход семьи, а также возможность получения социальных льгот. Особенно это касается неполных семей с одним родителем. Во многих государствах им положена дополнительная материальная помощь для решения финансовых проблем.

Эти виды норм имеют под собой законодательную базу, и их влияние обусловлено отношением государственной власти к значению института семьи. Для полноценного развития семейных отношений такая поддержка необходима. Но ее избирательность часто только мешает этому развитию.

Регулирование семейных отношений социальными нормами

Большое влияние на отношения в семье оказывают обычаи и традиции. Они начинают свое действие с решения одного из пары о заключении брака. Предложение руки и сердца, помолвка и другие обычаи формируют понятие о том, как должна зарождаться семья. И те, кто не вписывается в эти рамки, часто осуждаются общественностью.

Религиозные нормы также оказывают определенное воздействие на человеческие отношения. В самой распространенной религии — христианстве — без венчания и создания семьи невозможно рождение детей. Иначе последует осуждение церкви. Эти исторически сложившиеся обстоятельства иногда только мешают образованию новой семьи.

Приведем примеры социальных норм, отвечающих за поведение супругов (норм нравственности). К примеру, измена в браке является недопустимой только с точки зрения морали. Законодательно это никак не наказывается (в демократических государствах). Но осуждение общественности в этом случае неминуемо приведет к краху семейных отношений.

Примеры воздействия социальных норм на характер человека

Характер человека во многом зависит от традиций воспитания, установленных в семье, а также от норм и правил, которые действуют в окружающем обществе. Нравственные нормы должны прививаться с рождения. Это залог формирования у ребенка с раннего возраста понятий о плохом и хорошем поведении.

Мнение окружающих значительно отражается на характере человека. Хорошее отношение людей к себе добавляет уверенности. И часто случается так, что плохое отношение основано исключительно на эстетических нормах. То есть человек для общества непривлекателен внешне. Такое мнение окружающих может привести к озлобленности и формированию аморальных принципов.

Современные социальные нормы

С появлением огромного количества различных общественных организаций появилась необходимость регулирования отношений между ними и внутри них. Корпоративные нормы являются наиболее поздним видом социальных норм. Как указывалось выше, они регулируются представителями таких организаций.

Если вам говорят: «Приведи примеры различных социальных норм, регулирующих отношения в современном обществе», что вы назовете первым пунктом? Можно смело ставить на первое место именно корпоративные нормы. Ведь без них нельзя представить цивилизованных отношений.

fb.ru

3.8 Виды социальных норм

Видеоурок: 

Лекция:  

Социальные нормы, их функции

Важную роль в обществе играют правила поведения, упорядочивающие и регулирующие общественные отношения. Эти правила принято называть социальными нормами, в них отражаются ценности отдельных социальных групп или общества в целом. Также социальные нормы формируют модели должного поведения. Запомните определение:

Социальные нормы – установленные в обществе правила, предписания, требования, образцы дозволительного либо запрещающего характера.

Социальные нормы выполняют ряд общественно значимых функций:

  • Интегративная функция – объединение индивидов в группы, групп в общество и сохранение сплочённости. 

  • Регулирующая функция – социальные нормы служат своего рода эталонами поведения, содержат в себе определённые инструкции того, как следует вести себя в тех или иных жизненных ситуациях.

  • Воспитательная функция – подготовка подрастающего поколения к жизни, социализация.

  • Контролирующая функция – предупреждение отклоняющегося поведения и наказание за отклонения.

Виды социальных норм

Существует несколько классификаций социальных норм. Наиболее общая классификация подразделяет их на нормы – правила и нормы – ожидания. Нормы – правила являются самыми важными нормами, регулирующими общественные отношения. Их исполнение обеспечивается силой государственных законов, а нарушение влечёт к юридической ответственности. Примерами таких норм являются уплата налога, охрана окружающей среды, соблюдение правил дорожного движения и т.д. Нормы – ожидания обеспечиваются и контролируются силой общественного мнения, их нарушение не влечёт серьёзных наказаний. К ним относятся моральные нормы, гостеприимство, этикет и т.д.

По способам регулирования общественных отношений социальные нормы делятся на нормы – дозволения, нормы – предписания, нормы – запреты. Нормы – дозволения указывают на желательное, но не обязательное поведение (пример: празднование дня рождения). Нормы – предписания указывают на требуемое поведение (пример: соблюдение правил этикета за столом), а нормы – запреты на поведение, от совершения которого следует воздержаться (пример: проезд на красный свет светофора).  

Более детальная классификация подразделяет социальные нормы на:

  • Морально-этические – нормы, основанные на представлениях людей о добре и зле, хорошем и плохом, которые обеспечиваются силой общественного мнения (пример: уступить место пожилому человеку в общественном транспорте).
  • Правовые нормы – общеобязательные нормы, установленные и охраняемые государством, сформулированные и закрепленные в нормативных актах (примеры: обязанность платить налоги, право на образование).
  • Политические нормы – нормы, регулирующие отношения между людьми и государственной властью, межгосударственные отношения (пример: Президент РФ избирается всенародным голосованием сроком на 6 лет).
  • Религиозные нормы – нормы, регулирующие поведение людей той или иной конфессии (пример: мусульманин обязан совершать ежедневную пятикратную молитву).
  • Эстетические нормы – нормы, основанные на представлениях людей о прекрасном и безобразном (пример: ношение бело-синей школьной формы).
  • Традиции – многократно повторяющиеся нормы, передающиеся из поколения в поколение (примеры: наряжать ёлку на Новый год, печь куличи на Пасху, дарить подарок имениннику).
  • Обычаи – нормы, основанные на привычках и стереотипах, воспроизводящаяся в определённой социальной группе (примеры: праздновать Новый год, Пасху, день рождения).

Дополнительные материалы к уроку:
👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Социальные нормы и их функции»

Интеллект-карта по обществознанию №42

👩‍🏫 Приветствую вас дорогой читатель и благодарю за проявленный к моему авторскому курсу интерес! Он особенно выручит тех, кто готовится к ЕГЭ или ОГЭ самостоятельно. Ну а если кто — то из вас испытывает трудности и хочет готовиться к экзамену вместе со мной, то записывайтесь на онлайн-занятия. Я научу вас решать все задания КИМ и, конечно, разъясню непонятные и сложные теоретические вопросы. Связаться со мной можно 👉 здесь или 👉 здесь


Все мои ресурсы, которые помогут вам подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию:
Инстаграм Абулова Барият
YouTube канал «Школа обществознания»
ВК паблик «Школа обществознания»

© Абулова Б.Т. Копирование и распространение материала без разрешения запрещено!

cknow.ru

Что такое социальные нормы? Социальные нормы государства. Понятие социальной нормы :: BusinessMan.ru

Слово «норма» имеет латинские корни. В переводе оно означает «стандарт», «правило», «образец». Нормы могут касаться самых разнообразных процессов и явлений: социальных, природных, технических. Правила указывают на пределы, в рамках которых какой-либо объект сохраняет способность к функционированию, свои качества и не утрачивает сущность. Далее рассмотрим понятие социальной нормы.

Сферы распространения

Социальные нормы представляют собой правила, посредством которых регулируются действия людей. Они имеют ряд особенностей. В частности, социальные нормы поведения касаются непосредственно людей, отношений между ними.

Объективность

Являясь сложной структурой, сфера отношений между людьми нуждается в постоянном регулировании. В соответствии с этим складываются и социальные нормы. Общество само формирует их. Они образуются закономерно и исторически. Система социальных норм создается под давлением действительности. Они выступают в качестве обобщения, фиксации повторяющихся устойчивых связей и актов взаимодействия. Потребность в воспроизведении и закреплении необходимых отношений порождает, в свою очередь, структуру социально-нормативного регулирования. Вместе с этим следует учесть влияние субъективного фактора. Социальные нормы не могут возникать и существовать отдельно от сознания людей. Необходимость в тех или иных правилах должна быть осознана.

Абстрактность

Понятие социальной нормы носит общий характер. Правила определяются абстрактно, не относясь конкретно к индивиду. Они выступают как типовые механизмы регулирования. Адресаты определяются посредством указания их признаков: вменяемости, возраста, статуса и так далее. Абстрактность выражается также и в неоднократном повторении. Так, правило начинает действовать каждый раз, когда возникает типовой случай, предусмотренный в качестве условия действия нормы, вступления ее в процесс регулирования. В данном случае следует отметить, что норма всегда имеет определенное содержание. Но оно выражено типовым образом, выступает в качестве общей поведенческой модели.

Прочие признаки

Социальные нормы отражают степень свободы индивида. Они устанавливают пределы его дееспособности, активности, путей удовлетворения своих потребностей и интересов. Одним из наиболее важных признаков норм выступает обязательность. При той или иной ситуации они обладают предписывающим характером. Социальное регулирование отличается процедурностью. Это значит, что присутствуют определенные формы, детально регламентированные порядки реализации и действия правил. Социальные нормы характеризуются также санкционированностью. Для каждого регулятора есть свои механизмы, обеспечивающие его действие. Отличительной чертой норм является их системность. Она может распространяться как на комплекс правил, так и на отдельные предписания.

Классификация

Социальные нормы человека действуют в разных взаимоотношениях. Наиболее явно они проявляются в политической, религиозной, корпоративной, культурной сферах. Особое место занимает право в системе социальных норм. При этом все виды правил и предписаний достаточно тесно взаимодействуют, реализуясь в пределах взаимоотношений. Сравнительная оценка их регулятивных особенностей выполняется с учетом их источников, предмета управления, степени (характера) внутренней организации, формы существования, методов воздействия, средств обеспечения, целей и прочего. Мораль и право в системе социальных норм выступают в качестве основных регулятивных механизмов.

Политические предписания

В широком смысле к ним относят и социальные нормы права. Однако существует мнение, что в качестве политического инструмента выступает закон. При этом право обладает естественной основой и отражает степень свободы индивида. В связи с этим правовые социальные нормы нельзя назвать инструментом политики. В данной сфере предписания они классифицируются в первую очередь по своему содержанию и области действия, а также по предмету регулирования. В связи с этим такие нормы могут обнаруживаться не только в политических документах (манифестах, декларациях и так далее), но и в актах общественных объединений, нормативно-правовых предписаниях. Они также могут выступать в качестве правил этики.

При закреплении политической нормы в юридическом документе она приобретает определенный правовой статус. Формирование таких правил осуществляется на основе представлений, оценок, принципов и ценностных ориентаций. В данном случае они выступают как социальные нормы государства, являясь результатом осознания людьми политики особенных интересов. Прежде всего, к ним относят экономические потребности. Политическими нормами регулируются деятельность и отношения отдельных политиков, классов, наций, народов, государства и граждан.

Обычаи

Эти социальные нормы складываются исторически, в пределах конкретных отношений и в результате неоднократного повторения. Обычаи входят в привычку. Эти нормы обладают следующими чертами:

  • Находятся в общественном сознании, а конкретно – в социальной психологии.
  • Они в наименьшей степени с точки зрения регулятивных способностей обладают предписывающим характером.
  • Обычаи проникают в сферу сознания индивида порой глубже, чем моральные устои.
  • Их формирование происходит спонтанно, вследствие неоднократного повторения одинаковых поведенческих актов.
  • У каждого обычая есть социальное основание – причина возникновения. Впоследствии этот признак может быть утрачен. При этом сам обычай будет продолжать действие.
  • Обычаи имеют локальную сферу распространения.
  • Средствами обеспечения этих норм являются общественное мнение и сила привычки.
  • Обычаи не формируют целостного образования. Это связано со стихийностью и спонтанностью их появления, а также продолжительностью данных процессов.

Специфика обычаев

Прежде всего, следует отметить особенности образования и действия обычаев. В связи с этим зачастую они выступают в качестве формы других социальных норм. К ним, например, относят моральные устои, правила гигиены и так далее. Они также могут иметь правовую форму. Например, это может быть обычай делового или юридического оборота. Вместе с тем любая норма при ее трансформации утрачивает свой особый механизм воздействия и регулятивную специфику. Становясь обычаем, она начинает опираться на силу привычки.

Виды обычаев

Нормы, имеющие моральные основы, именуют нравами. Деловые обычаи (обыкновения) вырабатываются в процессе функционирования государственных институтов, в ходе коммерческой, хозяйственной деятельности. Они действуют совместно с правовыми нормами. В качестве разновидности выступают также правила, регламентирующие обряды. Последние являются довольно сложными процедурами, которые проводятся в религиозной, семейной, бытовой сферах. Обычаи такого типа называют ритуалами. Нормы, регулирующие официальные, торжественные обряды, именуют церемониалами.

Традиции

В качестве разновидности обычая выступает традиция. Ее возникновение связано с действием субъективных факторов. В обществе люди могут сознательно создавать те или другие традиции, а также способствовать их развитию. Поэтому возникновение этих норм не всегда обусловлено продолжительным историческим процессом. Традиция в большей степени опирается на общественное мнение. В ней выражается желание людей сохранить те или другие полезные модели поведения, ценности, идеи.

Правовые нормы

Они вытесняют неугодные, вредные обычаи (кровную месть, например). Социально необходимые, полезные нормы могут быть наделены правовой санкцией. В этом случае они приобретают статус юридического обычая. Вместе с тем обычаи значат меньше, чем мораль, для реализации и формирования юридических возможностей.

Корпоративные правила

Они имеют определенное сходство с правовыми нормами. В частности, к общим признакам следует отнести:

  • Закрепление в документах – положениях, уставах, инструкциях и так далее.
  • Системность.
  • Наличие фиксированного набора средств обеспечения.
  • Четко выраженный обязывающий характер.
  • Необходимость в обеспечении внешнего контроля реализации.

Отличительными чертами корпоративных правил следует считать:

  • Выражение в них интересов и воли членов определенной организации и распространение действия именно на них.
  • Регулирование отношений внутри предприятия.
  • Санкционированность специфическими мерами воздействия, конкретными для каждой организации.

Особенности взаимодействия предписаний

Правовые нормы формируют основу для образования и функционирования различных объединений. В Конституции данному вопросу посвящено несколько статей. Право не допускает создания вредных для государства и общества организаций. Запрещен также выход объединений в своей деятельности за рамки задач и целей, установленных в уставе. Корпоративные и правовые нормы взаимодействуют при определении правосубъектности организаций – сферы отношений, в которые допускается вступать предприятию.

Технико-юридические правила

В вопросе рассмотрения их статуса существует две позиции. По мнению одних авторов, эти правила нельзя относить к категории социальных норм, по мнению других, наоборот, можно. В этих нормах в качестве регулятивного предписания выступает техническое правило, а в качестве санкции – юридическое. Их содержание определено законами техники и природы. В качестве предмета регулирования выступают не человеческие взаимодействия, а отношение людей к объекту. С этой позиции их признают как несоциальные нормы. Мерами их обеспечения являются неблагоприятные последствия нарушений технических предписаний, природных законов. Тем не менее ряд авторов считает эти правила разновидностью социальных норм, поскольку:

  • В качестве основного объекта регулирования выступают действия людей.
  • Правила имеют социальную направленность, значение которой с развитием технической стороны жизни возрастает стремительными темпами.

Сегодня одной из наиболее актуальных технических норм считается та, которая регулирует отношения людей и окружающей среды.

businessman.ru