Социальное регулирование в первобытном обществе – Социальное управление и нормативное регулирование в первобытном обществе. Отличие родоплеменной организации общества от государства.

Социальное регулирование в первобытном обществе.

Общество вырабатывало правила, необходимые для регулирования его жизни. Эти правила повторялись при жизни одного поколения людей и передавались потомкам. Часть этих правил отмирала, оставались лишь те из них, которые проходили проверку временем, были полезны и необходимы людям. Так складывались обычаи.

Обычаи – исторически сложившиеся, неоднократно повторяемые и вошедшие в привычку людей правила поведения в обществе, обеспечиваемые силой общественного мнения.

Характерные черты обычаев.

  1. Они выражают интересы всех членов общества (рода, племени, союза племён).

  2. В них нет чёткого разграничения прав и обязанностей.

  3. Их выполняют в силу привычки, под влиянием общественного мнения или запретов (табу). Табу – это правило поведения устанавливающее запрет.

Обычаи первобытного общества имели характер нерасчленённых «мононорм», т.е. обычаи были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами.

Нарушение обычаев рассматривалось как действие, направленное против интересов рода (племени), вредное для всех и для каждого члена. Поэтому родовая община привлекала виновного к ответственности.

Меры, принимавшиеся к нарушителю.

  1. Меры убеждения. (Разъяснение, внушение, порицание).

  2. Меры принуждения. В исключительных случаях – изгнание из рода. За убийство сородича и за переход во вражеский род — лишение защиты своего рода (его имущество отдавали на разграбление).

15. Основные теории происхождения государства.

Сущ-т мн-во теорий происхождения гос-ва и права. Остановимся на наиболее важных из них.

Теологическая теория (Фома Аквинский, XIII в., А. Кентерберийский, Ж. Маритен, Й. Войтыла, ХХ в.) Является одной из самых ранних. Зародилась в глубокой древности, наибольшее развитие получила в период средневековья. распространение имеет в наше время. Не разграничивает процесс возникновения общества, государства и права. Последние возникают одновременно и являются творениями божественного разума. Все, что существует на Земле, создано по воле Бога. Государство и право вечны, как и сам Бог. Государь рассматривается как наместник Бога на Земле, как «божий помазаник». Люди должны беспрекословно подчиняться государю, ибо его воля является воплощением божественной воли. Отсюда выступление против государя и государства — великий грех, поскольку это выступление против Бога.

Патриархальная теория (Платон и Аристотель III-II вв. до н.э., Фил-мер XVII.в., Михайловский XIX в.). Государство возникает в результате разрастания семьи. Семья, увеличиваясь в размерах, первоначально приводит к возникновению поселений, которые затем преобразуются в государство. Глава семьи, патриарх, становится главой государства, монархом, власть которого является естественным продолжением власти патриарха, отца над своими детьми, подданными.

Договорная теория (истоки в Древней Греции V-IV вв. до н. э., Гроций, Гоббс, Локк, XVII-XVIII вв., а также Спиноза, Руссо, Радищев и др.) Ее именуют также теорией естественного права. Суть теории состоит в том, что государство есть результат общественного договора о правилах совместного проживания. До появления государства люди находились в так называемом естественном состоянии, под которым подразумевались либо свобода и равенство всех членов общества (Локк), либо война всех против всех (Гоббс), либо всеобщее благоденствие, «золотой век» (Руссо). Каждый человек обладал определенной суммой неотъемлемых естественных прав, полученных от Бога или от Природы. В то же время в догосударственном обществе не было власти, способной защитить человека и гарантировать его естественные права. Поэтому, чтобы создать в обществе норм. жизнь и обеспечить естественные права, люди заключили между собой договор, своеобразное соглашение о создании государства, передав ему как органу, представляющему их общие интересы, часть своих прав.

Теория насилия (теория внутреннего насилия – Е. Дюринг, XIX в.; теория внешнего насилия — Л. Гумплович и К.Каутский XIX в.). Теория внутреннего насилия — государство возникает в результате насилия одной части общества над другой в целях подчинения меньшинства большинству. Госу-дарство создается как сила, выражающая общественные интересы и обладающая способностью применять насилие к той части общества, которая не желает подчиняться воле большинства. Внешнее насилие — государство возникло из завоевания одного племени или народа другим племенем или народом. Государство создается как аппарат подавления порабощенного народа и поддержания необходимого для завоевателей порядка. С этой же целью создается и право.

Марксистская (классовая) теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, XIX в., В. Ленин,.ХХ в.). Государство и право возникают как результат раскола общества на антагонистические классы (классы с непримиримыми противоречиями) и классовой борьбы. Право- и политогенез есть естественноисторический процесс, основанный на развитии экономики, появлении частной собственности, расколе общества на антагонистические классы (класс собственников, эксплуататоров и класс несобственников, эксплуатируемых). Государство создается классом собственников как сила, с помощью которой класс несобственников удерживается в повиновении и подавляется при необходимости. Право же выступает как средство навязывания воли эксплуататоров эксплуатируемым и всему обществу в целом.

16. Термин и понятие «государство»: их многозначность. Подходы к понятию государства

studfiles.net

11.Социальные регуляторы первобытного общества. Признаки

первобытных обычаев.Уже на ранних стадиях развития человеческого общества люди вынуждены были преодолевать свой зоологический индивидуализм и в процессе общения с себе подобными вырабатывать социальные регуляторы.

ВИДЫ:1)табу;2)мифы, сказания, в которых закреплялись существующие регулятивные установления, предусматривались и истолковывались будущие модели нормативного поведения людей с учетом прошлого опыта;3)обычаи-исторически-сложившиеся, естественные правила поведения людей, которые благодаря их частому повторению вошли в привычку и коренятся в сознании людей.

ПРИЗНАКИ:

1)меры,нормы,образцы для поведения людей;

2)они носят общий и неоднократный характер;

3)все они были мононормами,т.е выступали одновременно в качестве норм организации общественной жизни, н6орм первобытной морали и религиозных норм;

4)они соблюдались в силу авторитета и привычки, но в необходимых случаях они подкреплялись коллективным,общественным принуждением.

Власть, существовавшая в первобытном обществе, обладала следующими главными чертами:

1) Базировалась на семейных отношениях.

2) Была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, на функциях самоуправления. В обществе не было специально выделенного аппарата управления: производительный труд сочетался с управленческим. При этом лица, выполнявшие властные функции, избирались на определенный срок из числа самых уважаемых членов рода и не обладали какими-либо привилегиями.

3) Общественная власть была основана на материальном и социальном равенстве всех членов рода, потому опиралась не на принуждение, а на авторитет, уважение, традиции рода.

Религиозные функции выполнял жрец, деятельности которого придавалось большое значение, поскольку первобытный человек был частью природы и непосредственно зависел от природных сил, верил в возможность их задобрить, чтобы они были благосклонны к нему.

Следовательно, главные черты власти в первобытном обществе — это выборность, сменяемость, срочность, отсутствие привилегий, общественный характер.

Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода, регулировали определенные способы добывания и распределения пищи, сохраняли брачно-семейные отношения, устанавливали порядок разрешения споров между членами общины. В отечественной науке регулятор этого периода принято именовать мононормами – единые, общие для всех правила поведения. Не существовало различия на моральные, религиозные нормы, поскольку первобытный человек воспринимал правила поведения в виде единой нормы, не разграничивая прав и обязанностей. Основной формой существования норм были запреты (табу). Наиболее значимыми были запрет на кровосмешение (инцест), на нарушение разделений функций в общине. Особое место занимала тотемная система, то есть объявление какого-либо растения или животного священным, по причине его «родства» с племенем. Это налагало запрет на употребление такого животного (растения) в пищу жителями этого племени. Таким образом, тотемная система имела экологическое значение, выступала аналогом современной «Красной книги».

Кроме запретов имело место позитивное обязывание, которое имело целью рациональную организацию строительства жилищ, изготовление орудий труда, приготовление пищи.

Социальные нормы существовали в разнообразных формах – мифах, ритуалах, обычаях, обрядах.

В первобытном обществе действовали определенные правила поведения – социальные нормы. Такими нормами были обычаи – исторически сложившиеся правила поведения, которые вошли в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени и стали естественной жизненной потребностью людей. Они регулировали труд, быт членов рода, семейные отношения (служили регулятором общественных отношений людей). Многие из них являлись одновременно нормами первобытной морали и религии. Характерные признаки первобытных обычаев проявлялись в следующем: они исходили от рода и выражали его волю и интересы. Они действовали в силу привычки, исполнялись добровольно, а в случае необходимости их соблюдение обеспечивалось всем родом. Специальных органов, охраняющих незыблемость обычаев не было. При надобности к нарушителям обычаев применялось убеждение, а иногда и принуждение, которое исходило от всего рода или племени.

Социальные нормы и право в первобытном обществе

Причины возникновения социальных норм: экономические; психологические; политические; биологические; демографические; другие.

Виды социальных норм:

– обычаи – исторически сложившееся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку;

– религиозные нормы – правила поведения, регулирующие отношения между людьми на основе их религиозных представлений;

– нормы морали – правила поведения, регулирующие отношения между людьми на основе представлений о добре и зле;

– мифология – совокупность мифов, отражавших представления людей о мире, природе и бытие;

— табу – запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, влекущее за собой какую-либо кару.

Мононормы – единые специфические нормы. Все социальные нормы первобытного общества назывались мононормами, потому что они совпадали по содержанию.

Признаки первобытных обычаев: это социальные нормы; обеспечиваются мерами общественного воздействия; сложились в результате многократного повторения и вошли в привычку; консервативны по своей природе.

Отличие норм права от социальных норм первобытного общества:

– источником возникновения социальных норм являлся род, племя, а норм права – государство;

– социальные нормы обеспечивались общественным убеждением всего рода племени, а нормы права – принудительной силой государства;

– социальные нормы консервативны, а нормы права – динамичны;

– социальные нормы находились в сознании людей, а нормы права закрепляются в специальных правовых актах.

Со временем, по мере роста сознания, у наших предков инстинкты постепенно стали трансформироваться в социальные нормы. Они возникли на самых ранних ступенях развития человеческого общества в связи с необходимостью урегулирования поведения людей таким образом, чтобы достичь целесообразного их взаимодействия для решения общих задач. Социальные нормы создали положение, когда поступки человека уже не состояли из инстинктивных реакций на раздражители. Между ситуацией и порождаемым ею импульсом стояла социальная норма, которая связана с наиболее общими принципами общественного бытия. Социальные нормы — это общие правила, регулирующие поведение людей в обществе.

Основными разновидностями социальных норм первобытного общества являлись: обычаи, нормы морали, религиозные нормы, сакральные (священные, магические) предписания (табу, зарок, заклинания, проклятия), агрокалендари.

Обычаи — это исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку. Они возникают как результат наиболее целесообразного варианта поведения. Многократная повторяемость такого поведения делала его привычкой. Затем обычаи передавались из поколения в поколение.

Нормы нервобыгной морали — это правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле. Такие правила поведения возникают значительно позже обычаев, когда у людей появляется способность оценивать свои собственные поступки и поступки других людей с точки зрения морали.

Религиозные нормы — это правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений. Так, особое место в их жизни начинает занимать отправление религиозных культов, жертвоприношение богам, заклание животных (иногда людей) на жертвенниках.

Сакральные предписания

Табу — это сакральное предписание, запрет на совершение чего-то. Существует точка зрения (фрейдистская концепция), согласно которой главари первобытного стада с помощью табу делали людей управляемыми и послушными. Это позволяло избавляться от негативного проявления природных человеческих инстинктов.

По мнению отечественного этнографа Е.А. Крейновича, система табу имеет социальные корни. Так, у нивхов данная система представляет выражение борьбы различных человеческих групп за существование и базируется на двух видах противоречий:

между старшими и младшими поколениями;

между мужским и женским полом.

Так, охотники каменного века, используя устрашающие запреты, лишали молодежь и женщин права употреблять в пищу самые лучшие части медвежьей туши и закрепили это право за собой. Несмотря на то что добычу, скорее всего, приносили молодые, сильные и ловкие охотники, право на лучшие доли все равно оставалось за стариками.

Зарок — это своеобразный запрет или ограничение, которые человек добровольно накладывает на себя. Человек, на котором лежали обязательства по кровной мести, мог дать обещание не появляться в родном доме, пока не отомстит за убитого родича. В древнем обществе зарок являлся одним из способов борьбы человека за индивидуальность, ибо через него он показывал свой характер.

Заклинания являлись магическими актами, с помощью которых человек стремился воздействовать на поведение другого человека в нужном направлении, — привязать к себе, оттолкнуть, пресечь злое поведение, колдовские действия.

Проклятие — это эмоциональный призыв к сверхъестественным силам обрушить на голову врага всяческие страдания и несчастья.

Агрокалендари — система правил наиболее целесообразного ведения сельскохозяйственных работ.

Итак, в первобытном обществе существовало много социальных норм, запретов. Е.А. Крейнович, который в 1926-1928 гг. работал на Сахалине и Амуре среди нивхов, отмечал, что «и хозяйственная, и общественная, и духовная жизнь нивхов чрезвычайно сложна. Жизнь каждого человека задолго до его рождения предопределена и расписана в массе традиций и норм». Русский путешественник и географ В. К. Арсеньев, изучавший жизнь удэгейцев, удивлялся тому, как много у них было запретительных правил. Б. Спенсер и Ф. Гиллен, исследователи первобытного образа жизни австралийцев, также отмечали, что «австралийцы по рукам и ногам связаны обычаем… Всякое нарушение обычая в рамках известных границ встречало безусловное и часто суровое наказание».

Таким образом, в первобытном обществе индивидуум был окружен плотным слоем социальных норм, многие из которых по общепринятым современным взглядам являются нецелесообразными.

studfiles.net

Социальное регулирование в первобытном обществе.

Общество вырабатывало правила, необходимые для регулирования его жизни. Эти правила повторялись при жизни одного поколения людей и передавались потомкам. Часть этих правил отмирала, оставались лишь те из них, которые проходили проверку временем, были полезны и необходимы людям. Так складывались обычаи.

Обычаи – исторически сложившиеся, неоднократно повторяемые и вошедшие в привычку людей правила поведения в обществе, обеспечиваемые силой общественного мнения.

Характерные черты обычаев.

  1. Они выражают интересы всех членов общества (рода, племени, союза племён).

  2. В них нет чёткого разграничения прав и обязанностей.

  3. Их выполняют в силу привычки, под влиянием общественного мнения или запретов (табу). Табу – это правило поведения устанавливающее запрет.

Обычаи первобытного общества имели характер нерасчленённых «мононорм», т.е. обычаи были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами.

Нарушение обычаев рассматривалось как действие, направленное против интересов рода (племени), вредное для всех и для каждого члена. Поэтому родовая община привлекала виновного к ответственности.

Меры, принимавшиеся к нарушителю.

  1. Меры убеждения. (Разъяснение, внушение, порицание).

  2. Меры принуждения. В исключительных случаях – изгнание из рода. За убийство сородича и за переход во вражеский род — лишение защиты своего рода (его имущество отдавали на разграбление).

5. Легитимность и легальность государственной власти: понятие соотношение. Виды легитимности.

Термин «легитимность» (legitime) имел несколько значений. Он возник в начале XIX века во Франции и первоначально практически отождествлялся с термином «legalite» (законность). Его использовали для обозначения законно установленной власти в отличие от насильственно узурпированной (легитимность первоначально сводилась к её легальности, т.е. к наличию законного источника власти и законного основания обладания ей).

С течением времени понятия легитимность и легальность разделились. Легитимность – это юридическое оформление власти, соответствие данной власти объективному праву. Легитимность (классическое определение – М. Вебер) – нравственная оправданность существования государства с точки зрения большинства его граждан, выражающаяся в добровольном принятии государственной власти этим большинством.

Однако термин «легитимность» не имеет строго юридического содержания и не фиксируется в конституциях. В отличие от легальности, которая является юридическим обоснованием власти, её норм и законов, легитимность отражает степень соответствия власти ценностным представлениям большинства граждан.

Легальность государственной власти – это понятие юридическое, которое означает юридическое обоснование власти и её соответствие правовым нормам. Форма легализации власти – законодательная (Конституция или, например, Акт о престолонаследии).

Для граждан легальность государственной власти состоит в повиновении законам и их исполнении. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, легальна. Легальность государственной власти – это признание правомерности её возникновения и действие власти в рамках законности. Термин «легальность» позволяет отличать законно установленную власть (на основе выборов или престолонаследия) от узурпаторской, т.е. насильственно захваченной в результате переворота, бунта и т.д.

Легитимность государственной власти – это качество взаимоотношений власти и подвластных, которое выражается в : 1) её основанности на общечеловеческих нравственных ценностях; 2) добровольном признании населением права власти управлять и психологическая готовность подчиняться её велениям и согласие на применение мер принуждения со стороны власти.

Поэтому легальная власть может быть одновременно нелегитимной. Легитимная власть, в отличие от легальной, это власть, которая принимается, одобряется населением. Легальность и легитимность могут расходиться во времени.

Легитимность не имеет юридического содержания и не фиксируется в Конституции. Легитимность отражает степень соответствия власти ценностным представлениям большинства граждан, т.е. это особая морально-психологическая оценка.

Легитимность может быть истинной и ложной (социальная демагогия, обман). Понятие легитимности не совпадает у различных слоёв населения. Легитимность должна постоянно поддерживаться, так как это вопрос согласия, повиновения и политического участия без принуждения. Легитимность государственной власти располагает к доверию и авторитету, а отсюда эффективность государственной власти.

Вопрос о легитимности – это вопрос о границах, о правомерности применяемого властью к физическим и юридическим лицам принуждения.

Некоторые авторы в понятие «легитимность» включают: 1) юридический смысл, т.е. легальность; 2) духовный, морально-психологический смысл, т.е. собственно легитимность.

Политическая история свидетельствует о том, что легальная власть может быть нелегитимной и, наоборот.

Современная государственная власть, желающая быть эффективной, должна быть и легальной и легитимной, либо просто легитимной, если в это понятие включать юридический аспект (легальность) бытия государственной власти.

studfiles.net

Управление, власть и социальное регулирование в первобытном обществе.



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса — ваш вокал


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Власть и управление в первобытном обществе. Обрисованному выше способу производства соответствовали и определенная организация первобытной власти, и соответствующая система правил поведения. Такую власть и форму ее организации принято называть первобытной демократией, первобытным самоуправлением. Основное, что здесь следует подчеркнуть, — это отсутствие специального отряда людей, занимающихся только отправлением властных функций и управлением (другими словами — отряда чиновников). Власть в первобытном обществе основывалась на социальных нормах. Подчинение имело естественный характер и определялось единством интересов всех членов рода. Власть в первобытном обществе имела личностный характер, распространялась только на членов рода и не имела территориального характера. Социальные правила, их реализация поддерживались авторитетом власти вождей и старших по возрасту. Данные нормы регулировали трудовой обмен, брачные и семейные отношения, воспитание детей и др.

Поскольку власть в первобытном обществе в значительной мере основывалась на авторитете и на возможности жесткого принуждения, нарушитель правил поведения, установленных в роду мог быть строго наказан, вплоть до изгнания из рода, что означало верную смерть.

Высший орган власти — родовое собрание всех взрослых членов рода. Собрание избирало старейшину, военачальника — лидера, который обладал мудростью, жизненным опытом, организаторским талантом и мог предвидеть будущие события заблаговременно. Такими лидерами в большинстве случаев были мужчины. Таким образом, первобытное общество имело мужскую управленческую иерархию, которая строилась по признаку возраста и личных качеств. Вождь (военачальник) мог быть смещен в любое время, следовательно, его власть не была наследственной. Заметим, что у одних народов в собрании участвовали и мужчины, и женщины, без какого-либо преимущества в праве. У других родовое собрание было прерогативой мужчин. Кроме избрания лидера, собрание решало и другие важнейшие вопросы — войны, мира, перехода на другие земли, изгнания членов рода. Избранный старейшина, глава рода совместно с советом (старцами, заслуженными войнами и т.д.) осуществлял повседневное руководство родовой общиной. Подчинение и дисциплина покоились на единстве интересов всех членов рода и авторитете власти. У большинства народов род являлся первоначальной ячейкой; они нередко объединялись во фратрии (Древняя Греция), последние образовывали племена. Так или иначе, в основе такого организационного построения лежал принцип родства.

Социальные нормы в родовой организации были представлены табу (непререкаемые запреты), обычаями, ритуалами, религиозными нормами, мифами, которые создавали образцы для подражания героям.

Для обозначения социальных норм родовой организации используется термин «мононормы». «Моно» – означает единый.

Обычаи носили синкретический (слитный, нерасчлененный) характер первоначальных императивов. Социальные нормы родового строя невозможно четко разграничить на моральные, правовые, религиозные, обычные, как это делается в современном обществе.

Эта слитность, монолитность социальных норм и позволяет именовать их мононормами, то есть императивами, в которых были слиты воедино зачатки всех форм социальной регуляции.


Основной формой существования социальных норм родовой организации являлся обычай. Обычай — это исторически сложившееся правило поведения общего характера, которое вошло в привычку людей в результате многократного повторения.

Социальные нормы первобытного общества складывались естественно историческим путем, без целенаправленного нормотворчества человека. К их отличительным признакам относится отсутствие письменных форм закрепления, равно как и вообще особых форм фиксации.

Еще одним отличительным признаком социальных норм первобытного общества является то, что они обеспечивались в первую очередь силой привычки, а также общественным мнением и в крайних случаях общественным принуждением.

10. Пути и формы возникновения государства и права.

ПРИЧИНЫ:1)влияние природных явлений;2)экономические факторы. Главным является развитие производства, переход от присваивающей к производящей экономике. Именно он послужил толчком к 3 крупным разделениям общественного труда-отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфере торговли-обмена.Далее в ходе специализации труда повышалась его производительность, и как ее следствие появился избыточный продукт.Он обусловил появление возможности товарообмена и присвоения результатов чужого труда, возникновения частной собственности наряду с коллективной. 3)антропологические факторы.Человек в силу объективной необходимости создает различные объединения и устанавливает для себя и других определенные правила поведения.Экономическое развитие выводит человека на новый уровень объединения, теперь уже не для выживания, а для того, чтобы увеличить свои экономические возможности через государство и право в составе господствующего класса.4)общественный фактор.Этот фактор является определяющим среди названных.Государство и право-результат развития конкретного человеческого сообщества.В социальном плане дробление государства началось с дробления родовой общины на патриархальные семьи, отдельные из которых становились более экономически самостоятельными и их интересы уже не совпадали с интересами общины.С развитием производственных отношений, с появлением частной собственности постепенно начинается расслоение общества на классы,сословия.Возникает раннеклассовое государство.

ПУТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА:

1)восточный путь.Главным фактором выступают земельная община, коллективная собственность, постепенное превращение родоплеменной знати в чиновничий аппарат управления, а коллективной собственности-в государственную.Здесь не наблюдалось отчетливо выраженной классовой дифференциации.Государство одновременно и эксплуатировало сельских общинников и управляло ими, т.е выступало организатором производства.

2)западный путь.Главный государствообразующий фактор-классовое расслоение общества,обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю,скот,рабов.Примером может служить Древняя Греция.В Риме на возникновение классов и государства большое влияние оказала длительная борьба 2 группировок свободных членов родоплеменного общества-патрициев и плебеев.


megapredmet.ru

Регулирование в первобытном обществе — Юридическая Консультация

Для защиты от внешней среды и совместного добывания пищи первобытные люди создавали объединения, которые были неустойчивыми и не могли обеспечить необходимые условия для выживания.

Экономика в первобытно – общинных объединениях характеризовалась присваивающей формой, так как добытые продукты питания распределялись поровну и обеспечивали минимальные потребности его членов.

Первичное объединение организации людей – род, в котором взаимоотношения его членов обладали кровнородственным характером, а с развитием жизни роды объединялись в племена, союзы племен.

Во главе родов находились вожди и старейшины, поведение которых являлось примером для других. В повседневной жизни вожди и старейшины рода признавались равными среди равных.

Общее собрание всего взрослого населения признавалось высшей властью, которое также обладало и судебной функцией. Отношения между племенами регулировались советом старейшин.

Со временем объединения людей стали нуждаться в социальном регулировании, так как перед ними стала необходимость в согласовании деятельности, которая была бы направлена на определенную цель и обеспечивала бы их выживание.

На ранних стадиях первобытно – общинного строя поведение человека регулировалось на уровне инстинктов и физических ощущений установлением многочисленных запретов в виде заклятий, обетов, зароков и табу, так как первобытное общество не знало норм морали, религии и права.

Основные формы норм, которыми регулировалось поведение людей в первобытнообщинном строе:

  1. Миф, эпос, сказание, предание;

    Миф, эпос, сказание, предание – художественно – образная или предметно – фантастическая форма передачи информации о запретном поведении или необходимом поведении. Информация, передаваемая через миф, приобретала характер святости и справедливости.

  2. Обычай – передача информации нормативного и поведенческого характера из поколения в поколение;

    В форме обычаев закреплялись варианты поведения людей в социально значимых ситуациях, выражая при этом интересы всех членов общества. По своему содержанию обычаи могли быть моральными, религиозными, правовыми, а также включать в себя одновременно моральное, религиозное и правовое содержание.

    Обычаи регламентировали все сферы деятельности в первобытном обществе. Их сила состояла не в принуждении, а в привычке людей руководствоваться и следовать за обычаем. Впоследствии в обществе обычаи стали использоваться совместно с нормами морали и религиозными догмами.

  3. Ритуал – совокупность действий, которые совершались последовательно и имели символический характер;
  4. Религиозный обряд – совокупность действий и религиозных знаков, направленных на символическое общение со сверхъестественными силами;

Социальные нормы в родовой организации были представлены табу (непререкаемые запреты), обычаями, ритуалами, религиозными нормами, мифами, которые создавали образцы для подражания героям.

Для обозначения социальных норм родовой организации используется термин «мононормы». «Моно» – означает единый.

Обычаи носили синкретический (слитный, нерасчлененный) характер первоначальных императивов. Социальные нормы родового строя невозможно четко разграничить на моральные, правовые, религиозные, обычные, как это делается в современном обществе.

Эта слитность, монолитность социальных норм и позволяет именовать их мононормами, то есть императивами, в которых были слиты воедино зачатки всех форм социальной регуляции.

Основной формой существования социальных норм родовой организации являлся обычай. Обычай — это исторически сложившееся правило поведения общего характера, которое вошло в привычку людей в результате многократного повторения.

Социальные нормы первобытного общества складывались естественно историческим путем, без целенаправленного нормотворчества человека. К их отличительным признакам относится отсутствие письменных форм закрепления, равно как и вообще особых форм фиксации.

Кроме этого, в отличие от возникших позже правовых норм, в нормах родовой организации не проводится различие между правами и обязанностями субъектов. Существующие правила были единственно возможными вариантами поведения, которые являлись одновременно и правом, и обязанностью лица.

Еще одним отличительным признаком социальных норм первобытного общества является то, что они обеспечивались в первую очередь силой привычки, а также общественным мнением и в крайних случаях общественным принуждением.

Естественно-необходимый характер этих норм приводил к тому, что они исполнялись добровольно и не требовали особых средств обеспечения.

Этим социальные нормы родовой организации отличаются от правовых норм, признаком которых является принудительность в смысле их обеспеченности возможностью применения к нарушителям мер государственного принуждения.


  1. Предпосылки и причины происхождения государства и права
  2. Теории происхождения государства
  3. Право и обычаи

jurconsult.blogspot.com

Общественная власть и социальное регулирование в первобытном обществе.

Для защиты от внешней среды и совместного добывания пищи первобытные люди создавали объединения, которые были неустойчивыми и не могли обеспечить необходимые условия для выживания.

Экономика в первобытно – общинных объединениях характеризовалась присваивающей формой, так как добытые продукты питания распределялись поровну и обеспечивали минимальные потребности его членов.

Первичное объединение организации людей – род, в котором взаимоотношения его членов обладали кровнородственным характером, а с развитием жизни роды объединялись в племена, союзы племен

Во главе родов находились вожди и старейшины, поведение которых являлось примером для других. В повседневной жизни вожди и старейшины рода признавались равными среди равных.

Общее собрание всего взрослого населения признавалось высшей властью, которое также обладало и судебной функцией. Отношения между племенами регулировались советом старейшин.

Со временем объединения людей стали нуждаться в социальном регулировании, так как перед ними стала необходимость в согласовании деятельности, которая была бы направлена на определенную цель и обеспечивала бы их выживание.

На ранних стадиях первобытно – общинного строя поведение человека регулировалось на уровне инстинктов и физических ощущений установлением многочисленных запретов в виде заклятий, обетов, зароков и табу, так как первобытное общество не знало норм морали, религии и права.

Основные формы норм, которыми регулировалось поведение людей в первобытнообщинном строе:

Миф, эпос, сказание, предание;

Миф, эпос, сказание, предание – художественно – образная или предметно – фантастическая форма передачи информации о запретном поведении или необходимом поведении. Информация, передаваемая через миф, приобретала характер святости и справедливости.

Обычай – передача информации нормативного и поведенческого характера из поколения в поколение;

В форме обычаев закреплялись варианты поведения людей в социально значимых ситуациях, выражая при этом интересы всех членов общества. По своему содержанию обычаи могли быть моральными, религиозными, правовыми, а также включать в себя одновременно моральное, религиозное и правовое содержание.

Обычаи регламентировали все сферы деятельности в первобытном обществе. Их сила состояла не в принуждении, а в привычке людей руководствоваться и следовать за обычаем. Впоследствии в обществе обычаи стали использоваться совместно с нормами морали и религиозными догмами.



Ритуал – совокупность действий, которые совершались последовательно и имели символический характер;

Религиозный обряд – совокупность действий и религиозных знаков, направленных на символическое общение со сверхъестественными силами;

Социальные нормы в родовой организации были представлены табу (непререкаемые запреты), обычаями, ритуалами, религиозными нормами, мифами, которые создавали образцы для подражания героям.

Для обозначения социальных норм родовой организации используется термин «мононормы». «Моно» – означает единый.

Обычаи носили синкретический (слитный, нерасчлененный) характер первоначальных императивов. Социальные нормы родового строя невозможно четко разграничить на моральные, правовые, религиозные, обычные, как это делается в современном обществе.

Эта слитность, монолитность социальных норм и позволяет именовать их мононормами, то есть императивами, в которых были слиты воедино зачатки всех форм социальной регуляции.

Основной формой существования социальных норм родовой организации являлся обычай. Обычай — это исторически сложившееся правило поведения общего характера, которое вошло в привычку людей в результате многократного повторения

Социальные нормы первобытного общества складывались естественно историческим путем, без целенаправленного нормотворчества человека. К их отличительным признакам относится отсутствие письменных форм закрепления, равно как и вообще особых форм фиксации.

Кроме этого, в отличие от возникших позже правовых норм, в нормах родовой организации не проводится различие между правами и обязанностями субъектов. Существующие правила были единственно возможными вариантами поведения, которые являлись одновременно и правом, и обязанностью лица.

Еще одним отличительным признаком социальных норм первобытного общества является то, что они обеспечивались в первую очередь силой привычки, а также общественным мнением и в крайних случаях общественным принуждением.



Естественно-необходимый характер этих норм приводил к тому, что они исполнялись добровольно и не требовали особых средств обеспечения.

Этим социальные нормы родовой организации отличаются от правовых норм, признаком которых является принудительность в смысле их обеспеченности возможностью применения к нарушителям мер государственного принуждения.

cyberpedia.su

Социальное регулирование в первобытном обществе.

Общество вырабатывало правила, необходимые для регулирования его жизни. Эти правила повторялись при жизни одного поколения людей и передавались потомкам. Часть этих правил отмирала, оставались лишь те из них, которые проходили проверку временем, были полезны и необходимы людям. Так складывались обычаи.

Обычаи – исторически сложившиеся, неоднократно повторяемые и вошедшие в привычку людей правила поведения в обществе, обеспечиваемые силой общественного мнения.

Характерные черты обычаев.

1.Они выражают интересы всех членов общества (рода, племени, союза племен).

2.В них нет четкого разграничения прав и обязанностей.

3.Их выполняют в силу привычки, под влиянием общественного мнения или запретов (табу). Табу – это правило поведения устанавливающее запрет.

Обычаи первобытного общества имели характер нерасчлененных «мононорм», т.е. обычаи были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами.

Нарушение обычаев рассматривалось как действие, направленное против интересов рода (племени), вредное для всех и для каждого члена. Поэтому родовая община привлекала виновного к ответственности.

Меры, принимавшиеся к нарушителю.

1. Меры убеждения. (Разъяснение, внушение, порицание).

2. Меры принуждения. В исключительных случаях – изгнание из рода. За убийство сородича и за переход во вражеский род — лишение защиты своего рода (его имущество отдавали на разграбление).

 

Особенностью первобытных общин был кочевой образ жизни и строго фиксированная система половозрастного разделения труда. Постепенно на смену групповому браку пришел парный брак, запрет кровосмешения, поскольку оно вело к рождению неполноценных людей.



На первом этапе первобытного общества управление в общине строилось на началах естественного самоуправления. Власть носила общественный характер, поскольку исходила от общины, которая сама формировала органы самоуправления. Община в целом была источником власти.

Поскольку в первобытном обществе власть основывалась в значительной мере на авторитете какого-либо члена общины, она называется потестарной. Помимо авторитета потестарная власть основывалась и на возможности жесткого принуждения.

Власть при родовом строе носила последовательно демократический характер, что было возможно в условиях отсутствия каких-либо имущественных различий между членами общины, наличия полного фактического равенства, единства потребностей и интересов всех членов. Данный этап в развитии человечества на этом основании нередко называют первобытным коммунизмом.

Вопрос 5. Легитимность и легальность государственной власти: понятие, соотношение. Виды легитимности.

Легитимность –это юридическое оформление власти, соответствие данной власти объективному праву. Легитимность(классическое определение – М. Вебер) – нравственная оправданность существования государства с точки зрения большинства его граждан, выражающаяся в добровольном принятии государственной власти этим большинством.

Легальность государственной власти – это понятие юридическое, которое означает юридическое обоснование власти и ее соответствие правовым нормам. Форма легализации власти – законодательная (Конституция или, например, Акт о престолонаследии).

Для граждан легальность государственной власти состоит в повиновении законам и их исполнении. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, легальна. Легальность государственной власти – это признание правомерности ее возникновения и действие власти в рамках законности. Термин «легальность» позволяет отличать законно установленную власть (на основе выборов или престолонаследия) от узурпаторской, т.е. насильственно захваченной в результате переворота, бунта и т.д.

Нарушение принципа легальности государственной власти предполагает юридическую ответственность – политическую, уголовную, гражданскую. Она может выражаться в отставке высших должностных лиц, преданию суду лиц, совершивших попытку государственного переворота, в смещении с должности президента, других высокопоставленных лиц за злоупотребление властью, измену государству, в возмещении ущерба гражданам в случае незаконного использования государственной власти ее различными органами и должностными лицами.

 

Легитимность государственной власти – это качество взаимоотношений власти и подвластных, которое выражается в:

1) ее основанности на общечеловеческих нравственных ценностях;

2) добровольном признании населением права власти управлять и психологическая готовность подчиняться ее велениям и согласие на применение мер принуждения со стороны власти.

Поэтому легальная власть может быть одновременно нелегитимной. Легитимная власть, в отличие от легальной, это власть, которая принимается, одобряется населением. Легальность и легитимность могут расходиться во времени.

Легитимность не имеет юридического содержания и не фиксируется в Конституции. Легитимность отражает степень соответствия власти ценностным представлениям большинства граждан, т.е. это особая морально-психологическая оценка.

Легитимность может быть истинной и ложной (социальная демагогия, обман). Понятие легитимности не совпадает у различных слоев населения. Легитимность должна постоянно поддерживаться, так как это вопрос согласия, повиновения и политического участия без принуждения. Легитимность государственной власти располагает к доверию и авторитету, а отсюда эффективность государственной власти.

Виды легитимности.

Три идеальных типа легитимности власти: традиционный, харизматический и рационально-легальный. В основе такой классификации лежит мотив подчинения.

1. Традиционный тип легитимности. Этот тип легитимности был исторически первым. Он базируется на вере в священность обычаев и традиций, их непоколебимость. Идеологическая форма – это ссылка на божественное происхождение власти и священность права престолонаследия. Монархи получают свою власть от бога. Таким путем создается убеждение в правомерности, величии власти и необходимости подчинения обычаям и традициям. Обычаям и традициям должны подчиняться не только подданные, но и носители власти. В случае, если носитель власти допускает нарушение, то божественное право допускает восстание и даже цареубийство. Такую власть называли приобретательной, а отсюда – ее можно свергнуть. Таким образом, на привычке подчиняться власти, вере в ее божественный характер и священность права престолонаследия основан авторитет вождей, монархов, царей. Традиционный тип легитимности сохранился до настоящего времени, хотя и заметно трансформировался. К нему относятся режимы королевской власти в таких странах, как Непал, Саудовская Аравия, Оман, Иордания, Кувейт.

2. Харизматический тип легитимности. В основе харизматического типа легитимности лежит харизма. «Харизма» в переводе с греческого означает «божественный дар, благодать». Харизматичен культ личности вождя или руководителя. Подчинение и согласие носят эмоциональный и личностный характер. Ослаблено действие и значение правовых норм. Окружение харизматичного лидера, его армия не имеют четко выраженного правового статуса. Харизматический тип власти характеризуется абсолютной легитимностью, поскольку он основывается на вере населения в исключительные качества политического деятеля. Харизматический тип легитимности приписывается и советским политическим лидерам (Сталин). Харизматический тип власти преобладает в отсталых в экономическом и социально-политическом плане государствах. В современных условиях харизматическая легитимность власти сохраняется преимущественно в странах Африки, где харизма является формой организованного политического поклонения, т.е. своеобразной политической религией, обожествляющей личность вождя.

3. Рационально-бюрократический тип легитимности (легальный). Основывается на вере в законность и справедливость существующих правил формирования и функционирования институтов политической власти. Вера во всеобщие, равные, прямые избирательные права при тайном голосовании. Институты власти в своей деятельности подчиняются закону. Мотивом подчинения населения власти является рационально осознанный интерес избирателя, который высказывает его на выборах, голосуя за ту или иную партию, лидера. Сменяемость лидера следствие недоверия тому, что он не будет злоупотреблять властью. Главным признаком справедливости власти является следование законам, но следовать законам должны и граждане и носители власти. Чтобы реализовать свои цели, такая власть создает жесткую, разветвленную организацию, т.е. бюрократию.


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru