Социальная структура и социальная стратификация общества – Лекция 6. Теория социальной структуры общества. Социальная стратификация и социальная мобильность.

Понятие социальной структуры и социальной стратификации общества — Социология

Социальная структура – это устойчивая связь элементов в социальной системе, строение общества в целом, система связей между его основными элементами.

Под структурой понимают совокупность функционально взаимосвязанных элементов, составляющих внутренне строение объекта. Социальная структура – совокупность связей и отношений, в которые вступают социальные группы и общности людей по поводу условий их жизнедеятельности; это как бы анатомический скелет общества. Социальная структура рассматривается с двух позиций:  теории социальных институтов и теории социального неравенства. Элементами социальной структуры выступают: социальные статусы и роли.  

Социальная стратификация описывает социальное неравенство в обществе, деление социальных слоев по уровню доходов и образу жизни, по наличию или отсутствию привилегий. В каждом конкретном обществе различные индивиды, группы, классы, институты занимают неравное положение. Социальное неравенство предполагает наличие иерархической структуры общества.

Стратификация чаще всего осуществляется по 4-м параметрам: доход, образование, власть и престиж.

4 главных типа стратификации – рабство, касты, сословия и классы. Первые три типа характеризуют закрытое общество, последний тип – открытое. Для ограничения перемещений создаются различные барьеры – административно-правовые, религиозные, профессиональные, образование, деньги и собственность, раса, пол и возраст.

Классы – большая социальная группа людей, с определенным отношением к средствам производства, занимающая определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующаяся специфическим способом получения дохода.

Экономически основных класса три: богатые, зажиточные и бедные. Часто используют 6-ми пунктную шкалу: верхний высший класс, нижний высший класс, верхний средний класс, нижний средний класс, верхний низший класс, нижний низший класс.

1) Верхний высший класс – богатые люди со знатным происхождением;

2)        Нижний высший класс – богатые люди без знатного происхождения;

3)        Высший средний класс – высокообразованные люди, интеллектуальный труд и владельцы капитала;

4)        Нижний средний класс – канцелярские служащие и другие “белые воротнички”;

5)        Высший низший класс – заводские работники, “синие воротнички”;

6)        Нижний низший класс – самые бедные и отверженные члены общества.

Характерная особенность стратификации постсоветского общества – социальная поляризация, т.е. растущая пропасть между богатыми и бедными. В результате социальная структура растянулась. Например, в низшем классе выделяют базовый слой с разделением на средне обеспеченных и мало обеспеченных и выделившийся из него новый низший слой; в свою очередь средний слой распался на состоятельных и обеспеченных, а низший на бедных и низших. Соответственно, в РФ:

Под абсолютной бедностью понимается такое состояние, при котором индивид на свой доход не способен удовлетворять даже базисные потребности в пище, жилье, одежде, тепле, либо способен удовлетворять только минимальные потребности.

Под относительной бедностью понимается невозможность поддерживать уровень приличиствуйщей жизни, или некоторый стандарт жизни, принятый в данном обществе.

Сложившуюся в настоящее время в РФ стратификацию конфликтной считают наименее обеспеченные лица и более старшего возраста.

Дифференциация дохода – разделение людей по величине доходов, который измеряется в децильных коэффициентах.

 

socialworkstud.ru

Тема 5. Социальная структура и социальная стратификация — Мегаобучалка

 

1. Понятие социальной структуры и социальной стратификации. Теории социальной стратификации.

2. Социальная мобильность и ее виды.

3. Понятие маргинальности.

 

1. Понятие социальной структуры и социальной стратификации. Теории социальной стратификации. В социологии социальная структура трактуется в широком и узком смыслах. (Структура в буквальном переводе – строение, расположение, порядок). В широком смысле под ней понимается всевозможное деление общества на сферы жизни людей (экономическую, социально-политическую, духовную), на производство, обмен, распределение, потребление.

Однако получил распространение и развитие другой – более узкий – подход, рассматривающий социальную структуру как

устойчивую взаимосвязь различных социальных общностей – классов, социальных групп, слоев, социально-демографических, профессиональных, национально-этнических и других общностей. В любом обществе группы и общности занимают разное положение. В этом случае анализируются социальная стратификация и социальная дифференциация, под которыми понимаются все значимые различия между людьми в процессе их жизнедеятельности.

Социальная стратификация («страта» – слой, пласт) – иерархически организованные структуры социального неравенства, существующие в любом обществе.Другими словами,социальная стратификация – это система социального неравенства, включающая взаимосвязанные и иерархически организованные социальные слои.

Таким образом, социальная стратификация – термин, применяемый для обозначения структурированного социального неравенства, условий, при которых социальные группы имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж, образование, самореализация, профессиональная карьера и т.п. Социальное неравенство может проявляться как неравные возможности (или неравное вознаграждение за одни и те же усилия или достижения) не только для социальных групп, но и для отдельных людей внутри группы. Однако в контексте исследований социальной стратификации рассматривается, главным образом, систематически проявляющееся неравенство между группами людей, возникающее как непреднамеренное следствие социальных отношений и воспроизводящееся в каждом следующем поколении. Таким образом, социальная стратификация является важнейшей категорией макросоциологии, изучающей общество в целом, его стабильность и происходящие с ним изменения.



В отличие от социальной структуры, возникающей в связи с общественным разделением труда, социальная стратификация возникает в связи с общественным распределением результатов труда, то есть социальных благ. Социальная стратификация подразумевает некоторую упорядоченность членов общества (или социальных групп) на основе определенных критериев.

В социологии выделяют три базовых вида социальной стратификации современного общества – экономическую, политическую, социально-профессиональную. Соответственно, основными измерениями (критериями) социальной стратификации являются размеры доходов и собственности, ранги во властной иерархии, статус, определяемый родом занятий и квалификацией (образованием). Социальная страта (слой) обладает определенной качественной однородностью. Она представляет собой совокупность людей, занимающих в иерархии близкое положение и ведущих сходный образ жизни. Принадлежность к страте имеет две составляющие – объективную (наличие объективных показателей, характерных для данного социального слоя) и субъективную (идентификация себя с определенным слоем).

Теория социальной стратификации является одной из наиболее разработанных в западной социологии. Ее фундамент заложили М. Вебер, затем П. Сорокин, основные же положения были развиты Т. Парсонсом, Э. Шилзером и другими. Ведущими принципами этой теории являются следующие:

· изучать все без исключения социальные слои общества, независимо от того, большие они или малые, устойчивые или неустойчивые, играющие в общественной жизни основные или второстепенные роли;

· соизмерять и сравнивать группы с помощью одних и тех же критериев;

· допускать существование разных типов и моделей стратификации.

В научной традиции существует два основных подхода к исследованию социальной стратификации.

1. Классовый подход основан на объективных показателях принадлежности к социальному классу или слою.

2. Статусный подход основан на субъективных оценках престижа индивидов, социальных групп, профессий.

Первая традиция является, по преимуществу, европейской, вторая – американской.

Теория классового строения общества восходит к работам К. Маркса, который впервые в истории социальной мысли выделил борьбу между социальными и экономическими классами в качестве центральной характеристики общества и доминирующего источника социальных изменений. По Марксу, классы возникают на основе различающихся позиций, которые индивиды занимают в системе общественного производства. Ключевыми понятиями в данном случае являются способ производства и производственные отношения. Антагонистические классы формируются по двум объективным критериям – общности экономического положения, обусловленной отношением к средствам производства, и общностью властных полномочий по сравнению с государственной властью.

Отличительными чертами марксистского подхода к исследованию социальной стратификации являются: признание объективности оснований существование классов и выделение социально-экономических факторов в качестве базовых для социальной стратификации. Маркс утверждал, что при любом типе экономической организации общества существует господствующий класс, который владеет средствами производства и осуществляет над ними контроль.

Большинство современных западных концепций социальной стратификации сочетают некоторые аспекты теории Маркса с идеями М. Вебера. К экономическому критерию социальной стратификации (богатству) Вебер добавил два других измерения – престиж и власть. Он рассматривал три этих аспекта, взаимодействующих между собой, в качестве основы, на которой строятся иерархии во всех общества. Различия в собственности создают классы, различия в престиже – статусные группы (социальные страты), различия во власти – политические партии. В отличие от Маркса, Вебер предполагал, что общности формируются в большей степени на основе статусных групп, выделяемых по критерию социально предписанного престижа.

Следуя Марксу и Веберу, западноевропейская традиция рассматривает классы в качестве стратификационной структуры любого общества и отправной точки всех стратификационных процессов, в частности – социальной мобильности.

Американский подход, основоположником которого можно считать У. Уорнера с его теорией репутаций, базируется на субъективных оценках престижа индивидов, профессий, социальных групп. Социально-экономическая стратификация в американской социологии измеряется посредством группирования шкал престижа или социально-экономического статуса. Различия между такими стратами представляются не столь различными, как при классовом подходе. Эта особенность американского подхода к социальной стратификации обусловлена тем, что в США исторически не наблюдалось строгого деления на классы. Прибывшим в страну эмигрантам с самым различным классовым положением приходилось начинать практически с нуля, и достигать определенного положения на социальной лестнице благодаря не столько своему происхождению, сколько личным достоинствам и достижениям. По этой причине американское общество всегда считалось более открытым, с точки зрения социальной мобильности, чем европейское.

Классовый и статусный подходы не являются взаимоисключающими – оба они нередко применяются на Западе к одним и тем же данным. Совершенно иная картина наблюдается в советском и постсоветском обществе. Она характеризуется, в первую очередь, отсутствием корреляции между основными измерениями социальной стратификации – богатством, престижем и властью.

Сегодня большинство исследователей сходятся на том, что главным критерием социальной стратификации в советском обществе являлось место во властной иерархии, которое определялось не только должностью, но и ведомственной принадлежностью. Сложная система льгот и привилегий в значительно большей мере, чем доходы (при фактическом отсутствии частной собственности), определяла материальное положение индивида. Доходы, различия в которых были не особенно велики, также определялись скорее отраслью народного хозяйства, чем образованием и квалификацией работника. Что же касается престижа профессий, то он в равной степени определялся идеологическими и материальными факторами. Идеология последовательно поддерживала престиж высокооплачиваемых рабочих профессий (шахтеров, сталеваров), равно как и массовых «интеллигентных» профессий, оплачивавшихся крайне низко (учителей, врачей). Высокий престиж профессий продавца, водителя и т.п. можно объяснить только возможностью доступа к дефицитным в то время благам и услугам, позволяющим получить в обмен другие блага и услуги, а также нелегальные доходы.

В постсоветском обществе властная иерархия продолжает оставаться ведущим критерием социальной стратификации. Т. Заславская, по-видимому, первой обратила внимание на тот факт, что произошло сращивание политического и экономического капитала социальных групп, которое выражается в контроле над важнейшими экономическими ресурсами и процессами распределения общественного богатства. Либерализация экономики открыла широкий спектр возможностей (от легитимных до криминальных) использовать такой контроль для личного обогащения.

Зависимость уровня доходов от количества и качества работы еще более ослабла. Произошло относительное обесценивание квалифицированного ручного труда, оплата которого теперь ненамного превышает традиционно низкую оплату в «бюджетных» отраслях, таких как образование или медицина. Престиж высшего образования приобрел исключительно прагматический характер. Среди профессий, требующих высокого образовательного уровня, престижными являются высокооплачиваемые.

Важными факторами социальной стратификации в постсоветском обществе стали возникновение частного сектора в экономике и формирование рынка труда. Особый интерес в частном секторе представляет возникновение рынка финансовых и информационных услуг (юридических, маркетинговых, рекламных, коммуникационных и пр.), характеризующегося наиболее высоким уровнем оплаты труда. На рынке труда стоит отметить появление новых социальных групп – крупных, средних и мелких частных предпринимателей, а также безработных.

Отмеченные тенденции позволяют говорить о том, что сегодня для постсоветских стран характерны скорее европейские, чем американские модели социальной стратификации. Американский подход, основанный на шкалах профессионального престижа, не отражает всех различий в уровне и стиле жизни различных социальных групп. Европейская же традиция предполагает многокритериальный подход к выделению социальных классов, групп и слоев. Важнейшими из таких критериев сегодня представляются: положение на рынке труда, профессионально-должностной статус, позиция во властной иерархии, уровень доходов, наличие собственности (включая собственность на средства производства).

 

2. Социальная мобильность и ее виды.Понятие социальной мобильности характеризует социальную структуру в динамическом аспекте. Теория социальной мобильности всесторонне разработана П.Сорокиным в его работе «Социальная мобильность» (1927) и др. исследованиях.

Социальная мобильность – это перемещение индивида (или социальной группы) между различными позициями в системе социальной стратификации. Социальная мобильность приобретает множество форм. В частности, исследователи различают индивидуальную (когда перемещение одного человека происходит независимо от других людей) и групповую (когда перемещения происходят коллективно в связи с повышением или понижением общественной значимости целого класса, сословия и т.п.) социальную мобильность. Как показал на историческом материале П. Сорокин, факторами групповой социальной мобильности могут быть социальные революции; иностранные интервенции, нашествия; межгосударственные войны; гражданские войны; военные перевороты; смена политических режимов; создание империи и пр. Социальная мобильность может быть организована сверху, когда перемещениями управляет государство. Такая организованная социальная мобильность бывает добровольной (в связи с общественными призывами) и недобровольной (например, репатриация малых народов).

От организованной социальной мобильности следует отличать структурную, или вынужденную, когда движение из одной социальной категории в другую вызывается изменениями в самой профессиональной структуре (сокращением или созданием новых рабочих мест, появлением или исчезновением целых отраслей экономики). Причины этих изменений могут лежать в экономическом росте, политических и экономических трансформациях, технических революциях, различием в уровне рождаемости внутри конкретных социальных групп.

Напротив, циркулярная или обменная социальная мобильность, иногда называемая также истинной, заключается во взаимном «обмене» индивидами между слоями. Она характеризует социальные перемещения, которые происходят в силу личных достижений или неудач индивидов, а также появления новых системных возможностей (политических, юридических, образовательных). Например, в СССР мобильность между стратами рабочих и инженеров имела одностороннюю направленность: рабочий, получив соответствующее образование, мог стать инженером, но не наоборот.

Важно различать вертикальные и горизонтальные социальные перемещения. Понятие социального перемещения шире, чем понятие социальной мобильности. Оно включает также трудовую мобильность и географическую мобильность (миграцию).

Понятие «социальная мобильность» обычно связывают с вертикальными перемещениями – из одной страты (класса) в другую, но мобильность также может быть и горизонтальной.

Горизонтальная социальная мобильность – это переход из одной социальной группы в другую без изменения социального статуса. Если перемещение связано со сменой работы (без изменения статуса), говорят о трудовой горизонтальной мобильности, если со сменой места жительства (без изменения статуса населенного пункта) – о горизонтальной миграции.

Вертикальная социальная мобильность – это переход из одной страты в другую с изменением социального статуса. В зависимости от направления перемещения, вертикальная мобильность бывает восходящей и нисходящей. Восходящая мобильность – это переход индивида в более высокий пласт, нисходящая мобильность – перемещение на более низкую социальную позицию. Существуют каналы или «лифты», с помощью которых индивиды совершают эти перемещения. П. Сорокин в качестве таковых выделил: армию, церковь, правительственные группы, политические организации и политические партии, школу, профессиональные организации, семью. Так, характеризуя в этом качестве школу, Сорокин пишет: «В обществе, где школы доступны всем его членам, школьная система представляет собой «социальный лифт», движущийся с самого низа общества до самых верхов. В обществах, где привилегированные школы доступны только высшим слоям населения, школьная система представляет собой лифт, движущийся только по верхним этажам социального знания, перевозящий вверх и вниз только жильцов верхних этажей. Однако даже в таких обществах некоторым индивидам из низших слоев все-таки удавалось проникнуть в этот школьный лифт и, благодаря нему, возвыситься»[1].

В зависимости от точки отсчета различают межпоколенную и внутрипоколенную мобильность. Межпоколенная мобильность означает изменение статуса детей по сравнению со статусом их родителей. За точку отсчета принимается статус родителей. Внутрипоколенная (карьерная) мобильность означает изменение статуса индивида на протяжении жизни, его карьеру. За точку отсчета в данном случае принимается статус, которым индивид обладал на своем первом рабочем месте.

Еще в конце 90-х гг. XX в. в России, по мнению многих исследователей, в российском обществе доминировала тенденция нисходящей социальной мобильности большей части населения. Усиливались, и продолжают усиливаться противоречия между социальными группами и слоями общества, возникли условия для конфликтов между ними. Одним из показателей этих противоречий является маргинализация значительной части населения страны.

3. Понятие маргинальности. Маргинальность– это понятие, традиционно используемое в социальной философии и социологии для анализа пограничного положения личности по отношению к какой-либо социальной общности, накладывающего при этом определенный отпечаток на ее психику и образ жизни. Это пограничное, промежуточное состояние индивидов по отношению к национальным, классовым, профессиональным, культурным социальным общностям, на базе которого формируются типологические группы со своими особыми признаками.

Типичная ситуация для возникновения маргинальности – миграция. Сама категория маргинальности была введена американским социологом Р. Парком с целью выявления социально-психологических последствий неадаптации мигрантов к условиям городской среды. Для современной России характерно большое количество мигрантов. Эта массовая маргинализация сопровождается созданием особого образа жизни, стиля поведения, характеризующегося стремлением приспособиться к новым условиям.

Явление маргинальности по своим последствиям противоречиво. С одной стороны, это разрушение социальности конкретных общностей, групп, людей, зачастую депрофессионализация и даже, иногда, деградация. С другой стороны, в результате маргинализации создаются новые общности и структуры.

Маргинальные группы приобретают состояние устойчивости, групповой стабильности, формируют специфический нравственный кодекс. Компенсируя сложности своего противоречивого, промежуточного положения, маргинал приобретает облик той или иной культуры, нации, религии, профессиональной группы. Не имея стабильных собственных ценностей, маргиналы зачастую имитируют чужой образ жизни, обычно искажая его.

Неоднородность и противоречивость маргинального сознания нередко проявляется в обострении внутреннего дискомфорта и актуализации различных форм девиантного поведения.

Как правило, при характеристике маргинальности, внимание акцентируется, прежде всего, на негативных сторонах этого социального явления. Тем не менее, нельзя забывать об объективности данного явления и его общемировом характере. В условиях возрастания динамизма жизни и усиления социальной мобильности, что связано с открытостью общественных систем, маргинальность должна рассматриваться как естественный процесс, органично вписывающийся в структуру общественной жизни.

 

megaobuchalka.ru

Тема 8 Социальная структура и социальная стратификация общества

1/ Понятие социальной структуры и социальной стратифика­ции общества. Причины социальной стратификации

2/ Марксистское учение о классах как основном элементе социальной структуры общества 3/ Западные социологические теории социальной стратификации:

основания, шкала и профиль социальной стратификации

4/ Социальная мобильность. Маргинализация индивидов и групп

5/ Социальная стратификация и социальная мобильность , в СССР и современном российском обществе

1 Понятие социальной структуры и социальной стратификации общества. Причины социальной стратификации

В предыдущем разделе речь шла о социальной системе как совокуп­ности социальных явлений и процессов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих целостный социальный объект. Отдельные явления и процессы выступают в качестве элементов си­стемы. Социальная структура общества есть часть социальной сис­темы и объединяет в себе два компонента: социальные связи и соци­альный состав. О социальных связях подробно говорилось в теме 3. Социальный состав — это набор элементов, составляющих социаль­ную структуру.

Социальная структура — это устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенные позиции (статус) и выполняющие определенные социальные функции (роли), объединения этих индивидов на основе их статусных признаков в группы, социально-территориальные, этнические и иные общности. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, классы, слои, группы и т. д., указывая на различное поло­жение людей по отношению друг к другу по многочисленным крите­риям. В зависимости от того, какой элемент выделяется в качестве главного, структура общества может быть представлена как группо­вая, классовая, общностная, стратификационная, институциональ­ная, организационная и т.д. система. Таким образом социальная структура — это строение общества в целом, система связей между его основными элементами.

С точки зрения социального состава все элементы социальной структуры общества расположены горизонтально, т.е. формально как составные элементы системы они равны. Но в реальном социаль­ном взаимодействии они не равны. В каждом конкретном обществе различные индивиды, группы, классы, общности, институты и орга­низации занимают неравное положение. Социальное неравенство предполагает наличие иерархической структуры общества. Одни индивиды, группы, классы и общества располагаются выше или ни­же других. А это значит, что они обладают большим или меньшим бо­гатством, властью, имеют ряд преимуществ и привилегий по сравне­нию с другими. Исходя из принципа неравенства, социальный состав превращается в социальную стратификацию — совокупность распо­ложенных в вертикальном иерархическом порядке социальных об­разований (групп, классов, каст, сословий и т.д.). Таким образом стра­тификация представляет собой дифференцирование, ранжирование индивидов, групп, классов в соответствии с занимаемым ими местом в данной социальной системе.

Неравенство людей — социальных общностей является одной из главных характеристик общества на протяжении всей истории его развития. Каковы же причины социального неравенства? В со­временной западной социологии господствует мнение, что социаль­ная стратификация вырастает из естественной потребности обще­ства в стимулировании деятельности индивидов, мотивируя их дея­тельность через соответствующие системы наград и поощрений. Однако данное стимулирование в различных научно-методологиче­ских школах и направлениях интерпретируются по-разному. В этой связи можно выделить функционализм, статусную, экономическую теории и др.

Представители функционализма объясняют причину соци­ального неравенства дифференциацией функций, выполняемых раз­личными группами, слоями, классами. Функционирование общества, по их мнению, возможно только благодаря разделению труда, когда каждая социальная группа, слой, класс осуществляют решение соот­ветствующих жизненно важных для всего социального организма задач: одни занимаются производством материальных благ, другие создают духовные ценности, третьи управляют и т.д. Для нормально­го функционирования общественного организма необходимо опти­мальное сочетание всех видов деятельности, но некоторые из них с позиций этого организма являются более важными, другие менее важными. Так, на основе иерархии социальных функций складыва­ется соответствующая иерархия групп, слоев, классов их выполняю­щих. На вершину социальной пирамиды ставятся те, кто осуществ­ляет общее руководство и управление, ибо только они могут поддер­живать единство государства, создавать необходимые условия для успешного выполнения других функций.

Подобная иерархия существует не только на уровне государ­ства в целом, но и в каждом социальном институте. Так, по мнению П.Сорокина, на уровне предприятия — основу межпрофессиональной стратификации составляют два параметра: 1) важность заня­тия (профессии) для выживания и функционирования организма в целом; 2) уровень интеллекта, необходимый для успешного выпол­нения профессиональных обязанностей. П.А.Сорокин считает, что наиболее социально-значимые профессии это те, которые связаны с функциями организации и контроля. Недобросовестная работа рядового труженика принесет вред предприятию. Но этот вред не­сравним с тем, который будет нанесен предприятию, если недобро­совестно, безответственно будут поступать его высшие должност­ные лица, руководители. Таким образом, в любом конкретном со­обществе более профессиональная работа проявляется в более высоком уровне интеллекта, в функции организации и контроля, в более высоком ранге, который занимают люди этих профессий в межпрофессиональной иерархии. Ясным подтверждением этому положению, по мнению П.Сорокина, служит постоянно действую­щий универсальный порядок, которой состоит в том, что професси­ональная группа неквалифицированных рабочих всегда находится внизу профессиональной пирамиды. Люди, принадлежащие к этой профессиональной группе, являются самыми низкооплачиваемыми работниками. У них меньше всего прав и самый низкий уровень жизни, самая низкая функция контроля в обществе.

Близким по смыслу функционализму является статусное объ­яснение причин социального неравенства. С точки зрения представи­телей этой теории, социальное неравенство — это неравенство ста­тусов, вытекающее как из способностей индивидов выполнять ту или иную социальную роль (например, быть компетентным, чтобы уп­равлять, обладать соответствующими знаниями и навыками, чтобы быть профессором, изобретателем, адвокатом и т.д.), так и из воз­можностей, позволяющих человеку достичь того или иного положе­ния в обществе (происхождение, владение собственностью, принад­лежность к влиятельным политическим силам и т.д.).

Экономический подход при объяснении причин социального не­равенства связан с интерпретацией отношений собственности. С точки зрения представителей этого подхода те индивиды и группы, которые обладают собственностью, прежде всего собственностью на средства производства, занимают господствующее положение и в сфере управ­ления, и в сфере распределения и потребления материальных и духовных благ. Наиболее последовательно эта позиция сформирована в марксизме.

studfiles.net

Тема 8 Социальная структура и социальная стратификация общества

1/ Понятие социальной структуры и социальной стратифика­ции общества. Причины социальной стратификации

2/ Марксистское учение о классах как основном элементе социальной структуры общества 3/ Западные социологические теории социальной стратификации:

основания, шкала и профиль социальной стратификации

4/ Социальная мобильность. Маргинализация индивидов и групп

5/ Социальная стратификация и социальная мобильность , в СССР и современном российском обществе

1 Понятие социальной структуры и социальной стратификации общества. Причины социальной стратификации

В предыдущем разделе речь шла о социальной системе как совокуп­ности социальных явлений и процессов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих целостный социальный объект. Отдельные явления и процессы выступают в качестве элементов си­стемы. Социальная структура общества есть часть социальной сис­темы и объединяет в себе два компонента: социальные связи и соци­альный состав. О социальных связях подробно говорилось в теме 3. Социальный состав — это набор элементов, составляющих социаль­ную структуру.

Социальная структура — это устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенные позиции (статус) и выполняющие определенные социальные функции (роли), объединения этих индивидов на основе их статусных признаков в группы, социально-территориальные, этнические и иные общности. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, классы, слои, группы и т. д., указывая на различное поло­жение людей по отношению друг к другу по многочисленным крите­риям. В зависимости от того, какой элемент выделяется в качестве главного, структура общества может быть представлена как группо­вая, классовая, общностная, стратификационная, институциональ­ная, организационная и т.д. система. Таким образом социальная структура — это строение общества в целом, система связей между его основными элементами.

С точки зрения социального состава все элементы социальной структуры общества расположены горизонтально, т.е. формально как составные элементы системы они равны. Но в реальном социаль­ном взаимодействии они не равны. В каждом конкретном обществе различные индивиды, группы, классы, общности, институты и орга­низации занимают неравное положение. Социальное неравенство предполагает наличие иерархической структуры общества. Одни индивиды, группы, классы и общества располагаются выше или ни­же других. А это значит, что они обладают большим или меньшим бо­гатством, властью, имеют ряд преимуществ и привилегий по сравне­нию с другими. Исходя из принципа неравенства, социальный состав превращается в социальную стратификацию — совокупность распо­ложенных в вертикальном иерархическом порядке социальных об­разований (групп, классов, каст, сословий и т.д.). Таким образом стра­тификация представляет собой дифференцирование, ранжирование индивидов, групп, классов в соответствии с занимаемым ими местом в данной социальной системе.

Неравенство людей — социальных общностей является одной из главных характеристик общества на протяжении всей истории его развития. Каковы же причины социального неравенства? В со­временной западной социологии господствует мнение, что социаль­ная стратификация вырастает из естественной потребности обще­ства в стимулировании деятельности индивидов, мотивируя их дея­тельность через соответствующие системы наград и поощрений. Однако данное стимулирование в различных научно-методологиче­ских школах и направлениях интерпретируются по-разному. В этой связи можно выделить функционализм, статусную, экономическую теории и др.

Представители функционализма объясняют причину соци­ального неравенства дифференциацией функций, выполняемых раз­личными группами, слоями, классами. Функционирование общества, по их мнению, возможно только благодаря разделению труда, когда каждая социальная группа, слой, класс осуществляют решение соот­ветствующих жизненно важных для всего социального организма задач: одни занимаются производством материальных благ, другие создают духовные ценности, третьи управляют и т.д. Для нормально­го функционирования общественного организма необходимо опти­мальное сочетание всех видов деятельности, но некоторые из них с позиций этого организма являются более важными, другие менее важными. Так, на основе иерархии социальных функций складыва­ется соответствующая иерархия групп, слоев, классов их выполняю­щих. На вершину социальной пирамиды ставятся те, кто осуществ­ляет общее руководство и управление, ибо только они могут поддер­живать единство государства, создавать необходимые условия для успешного выполнения других функций.

Подобная иерархия существует не только на уровне государ­ства в целом, но и в каждом социальном институте. Так, по мнению П.Сорокина, на уровне предприятия — основу межпрофессиональной стратификации составляют два параметра: 1) важность заня­тия (профессии) для выживания и функционирования организма в целом; 2) уровень интеллекта, необходимый для успешного выпол­нения профессиональных обязанностей. П.А.Сорокин считает, что наиболее социально-значимые профессии это те, которые связаны с функциями организации и контроля. Недобросовестная работа рядового труженика принесет вред предприятию. Но этот вред не­сравним с тем, который будет нанесен предприятию, если недобро­совестно, безответственно будут поступать его высшие должност­ные лица, руководители. Таким образом, в любом конкретном со­обществе более профессиональная работа проявляется в более высоком уровне интеллекта, в функции организации и контроля, в более высоком ранге, который занимают люди этих профессий в межпрофессиональной иерархии. Ясным подтверждением этому положению, по мнению П.Сорокина, служит постоянно действую­щий универсальный порядок, которой состоит в том, что професси­ональная группа неквалифицированных рабочих всегда находится внизу профессиональной пирамиды. Люди, принадлежащие к этой профессиональной группе, являются самыми низкооплачиваемыми работниками. У них меньше всего прав и самый низкий уровень жизни, самая низкая функция контроля в обществе.

Близким по смыслу функционализму является статусное объ­яснение причин социального неравенства. С точки зрения представи­телей этой теории, социальное неравенство — это неравенство ста­тусов, вытекающее как из способностей индивидов выполнять ту или иную социальную роль (например, быть компетентным, чтобы уп­равлять, обладать соответствующими знаниями и навыками, чтобы быть профессором, изобретателем, адвокатом и т.д.), так и из воз­можностей, позволяющих человеку достичь того или иного положе­ния в обществе (происхождение, владение собственностью, принад­лежность к влиятельным политическим силам и т.д.).

Экономический подход при объяснении причин социального не­равенства связан с интерпретацией отношений собственности. С точки зрения представителей этого подхода те индивиды и группы, которые обладают собственностью, прежде всего собственностью на средства производства, занимают господствующее положение и в сфере управ­ления, и в сфере распределения и потребления материальных и духовных благ. Наиболее последовательно эта позиция сформирована в марксизме.

studfiles.net

Тема 6. Социальная структура общества и социальная стратификация

План

§ 1. Социальный статус и социальное неравенство: очень тесная взаимозависимость.

§ 2. Социальная стратификация и совокупный социально-экономический статус.

Информационная стратификация.

§ 3. Социальный слой и социальный класс – основные категории социальной стратификации. Что такое средний класс?

§ 4. Социальная мобильность и ее каналы.

§ 5. Что такое маргинальность?

§ 6. Основные изменения в социальной стратификации российского общества в XX в.

§ 7. Социальные группы и слои современного российского общества

(по Т.И.Заславской).

§ 1. Социальный статус и социальное неравенство:

очень тесная взаимозависимость

В каждом обществе существует социальное неравенство. Факт его наличия означает, что люди и группы имеют неравный доступ к ресурсам общества и его благам, различаются степенью влияния и власти, обладают неравными возможностями для личностного и профессионального роста. Возможны самые разные виды неравенства: половое и возрастное, национально-этническое и религиозное, политическое и экономическое, культурное и образовательное и т.д. Предпосылками социального неравенства является неравенство способностей и возможностей, а также ограниченность ресурсов общества.

Ресурсы общества — это не только богатство, но также власть, престиж, знание и др. Если материальные ресурсы в принципе поддаются уравниванию (хотя бы теоретически), то, как разделить поровну престиж? Ведь если все виды деятельности считаются одинаково престижными, то исчезает само понятие престижа. То же самое можно сказать и о власти. Неравенство как бы изначально заложено в структуру любого общества. Без него невозможна, в частности, координация усилия множества людей — кто-то должен направлять эти усилия. Неравенство также служит мощным фактором, влияющим на развитие общества, его обновление. Несмотря на «функциональное» значение неравенства, на протяжении всей человеческой истории предпринимались попытки преодолеть его. Однако ни одна из попыток не увенчались успехом. Менялась структура неравенства, но не исчезал сам феномен неравенства. В индивидуальной жизни неравенство служит стимулом борьбы за улучшение своего положения.

Таким образом, социальное неравенство – складывающаяся в обществе система отношений, которая характеризует неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества (денег, власти, образования и престижа) между различными стратами, или слоями, населения, социальное неравенство является причиной и следствием социального расслоения (социальной стратификации). Основным измерителем неравенства вы­ступает количество ликвидных ценностей (в современном обществе эту функцию обычно выполняют деньги). Если неравенство представить в виде шкалы, то на одном полюсе окажутся те, кто владеет наибольшим количеством благ (богатые), а на другом – наименьшим (бедные). Богатство выражается денежной суммой, эквивалентной тому, чем владеет человек. Богатство и бедность задают многомерное расслоение или стратификационную иерархию. Количество денег определяет место индивида или семьи в социальной стратификации. Социальное неравенство во властных отношениях проявляется в возможности определенного социального субъекта (как правило, того или иного социального слоя) в своих интересах определять цели и направленность деятельности других социальных субъектов (безотносительно к их интересам), распоряжаться материальными, информационными и статусными ресурсами общества, формировать и навязывать правила и нормы поведения. Ключевое значение в измерении социального неравенства властными отношениями принадлежит распоряжение ресурсами, что позволяет властвующему субъекту подчинять себе других людей.

Основой социального неравенства являются социальные статусы отдельных индивидов, социальных групп и слоев. Как мы уже отмечали, социальный статус это одна из главнейших категорий социологии, это очень сложное, многомерное и противоречивое социальное явление. Ход и итоги жизни каждого человека, успехи или неудачи в профессиональной карьере, в общественной деятельности, в семейных отношениях, а, самое главное, оценка этих событий (при всей ее относительности) социальной группой, социальной организацией или общностью (да и обществом), где эта самая жизнь и протекает, определяются сложной и неоднозначной динамикой социального статуса этого человека, т.е. изменением его места в социальной иерархии по тем или иным позициям. А оценка окружающих, в большинстве случаев, является основой для самооценки каждого человека, если у него возникнет желание посмотреть на себя со стороны на том или ином жизненном этапе, либо подвести итоги всего пройденного пути.

Как мы уже подчеркнули, эти оценка и самооценка весьма и весьма относительны, причины тому – постоянно изменение некоторых социально-нравственных нормативов, ценностных ориентаций, понятий о престиже, общественном мнении.

Кто-то необычайно горд, что к тридцати годам (при минимуме, чаще только по его мнению, стартовых условий) он стал, к примеру: миллионером, доктором наук, генералом, жителем мегаполиса, отцом троих детей, любовником известной манекенщицы или сожителем популярной певицы, начальником цеха или отдела, владельцем нескольких палаток на вещевом рынке, личным шофером или горничной высокопоставленного чиновника, берущего очень крупные взятки, старостой церковной общины или возглавил региональное отделение какой-либо политической партии и т.д. А у кого-то к двадцати пяти годам исполнилась вожделенная мечта стать уголовным авторитетом, и он теперь может с чувством выполняемого долга осуществлять соответствующую, в его представлениях, данному статусу социальную роль со всеми сопутствующими ей ритуалами и атрибутикой: быть «крышей» для того или иного вида бизнеса на строго определенной с равными по статусу коллегами территорией, «собирать дань», проводить досуг в престижных, опять же, по его мнению, казино и саунах, «бывать на стрелках», «заказывать конкурентов», а случись что – держать дисциплину в камере СИЗО или на зоне ходить на совещания к «куму». А еще кто-то, вновь в меру своего культурного и образовательного уровня и ценностных ориентаций, все-таки, чаще – «ближнего круга», будет и в зрелые и в преклонные годы с наслаждением вспоминать личный пик статусных и социально-ролевых достижений, пришедшихся на двадцатилетний возраст: как он выбивал признания у подследственных, как, будучи «дедом», на втором году службы издевался над новобранцами или, верховодя над местной шпаной, шантажировал зависимых от него наркоманов, проституток, бомжей.

Приводя эти примеры нам, к сожалению, не пришлось утрировать ситуации и «сгущать краски»: нынешнее пореформенное, переходное (транзитивное) состояние российского общества, переживающего слом основополагающих для социальной структуры отношений власти и собственности, характеризуется также изменениями нравственных и ценностных координат в сознании людей, в общественном мнении социальных групп и общностей. Означает ли это, что в сложившихся условиях («где разрешено все, что не запрещено») нет смысла синтезировать нравственные и рациональные составляющие успеха, престижа, индивидуальной или групповой высокостатусности? И что можно посоветовать в учебном курсе социологии современному российскому «юноше, обдумывающему житье» и просчитывающему прагматично либо «нащупывающему интуитивно» траекторию собственной жизни? Посоветовать, на наш взгляд, можно и нужно — помыслами и действиями своими неустанно осуществлять этот самый синтез нравственного и рационального, как бы сложно не приходилось делать это в конкретной ситуации, идя наперекор почти всегда лицемерным «штампам» и догмам, и не быть не поводу циничных крайностей воинствующего, весьма ограниченного эгоизма, переживающего расцвет в период рыночной стихии и дикого капитализма. Изучая социологию, впитывая информацию, приобретая опыт социальный можно научиться и успеха добиваться (с приобретением упомянутых ликвидных ценностей) и суть этого успеха объективно оценивать, но при этом на ценности непреходящие – общечеловеческие нравственные императивы, божьи заповеди – в душе своей не покушаться.

Кому же не дано отличать средства от цели, кто не умеет «ситуацию моделировать» — не изучал он социологию, его личный социальный опыт однобокий и ограниченный, представления о социальном статусе остались самыми примитивными (на уровне обыденного, часто весьма убогого, сознания), и тогда бог ему судья с его немерянными ликвидными ценностями, которые, надо признать, вознесли его на высокое место в социально-статусной иерархии трансформируемой социальной структуры модернизируемого российского общества. К затронутым здесь злободневным и актуальным для каждого вопросам мы еще обратимся в коротком эссе «Индивидуализация стилей жизни и социальное неравенством», завершающем данную тему № 6.

А продолжая вникать в социологическую теорию и упорно подниматься над уровнем обыденного сознания, разберемся, из чего складывается социальный статус, и как они с социальным неравенством друг друга обусловливают. Как уже отмечалось, каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Часто бывает так, что главный, или инте­гральный, статус обусловлен его должностью (например, формальной – директор, профессор, либо реальной – олигарх «авторитет»). Социальные статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, лексиконе и иных знаках социальной и професси­ональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т. д.).

Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный – это значит навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловливается расовым, этническим проис­хождением, местом рождения, семьей и т. д. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, ученый, директор, чемпион города, России, олимпийский чемпион и т.д.). Выделяются также ес­тественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчи­вые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость, старость и т. д.). Профессионально-должностной – это бази­сный статус личности, для взрослого человека чаще всего являющий­ся основой инте­грального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат, глава фракции, настоятель собора, тренер сборной и т. д.).

Социальный статус обозначает конкретное место, которое за­нимает индивид в данной социальной системе. Таким образом, можно отметить, что социальные статусы – структурные элементы социальной организации общества, обеспечивающие социальные связи между субъектами общественных отношений. Эти от­ношения, упорядоченные в рамках социальной органи­зации, группируются в соответствии с социально-экономической структурой общества и образуют сложную координированную систему. Социальные связи между субъектами общественных отношений, устанавливае­мые по поводу обеспечиваемых социальных функций, образуют определенные пункты пересечения в обширном поле социальных отношений. Этими пунктами пересечения связей в поле общественных отношений и являются социальные статусы.

С этой точки зрения социальная организация общества может быть представлена в виде сложной, взаимосвя­занной системы социальных статусов, занимаемых индивидами, становящимися вследствие этого членами общества, гражданами государства.

Общество не только создает социальный статус, но и обеспечи­вает социальные механизмы распределения членов общества по этим позициям. Соотношение между социальными статусами, предписываемыми обществом индивиду вне зависи­мости от усилий и заслуг (предписанные пози­ции), и статусами, замещение которых зависит от самого человека (достигаемые позиции), – су­щественная характеристика социальной организации общества. Предписанными социальными статусами являются по преимуще­ству те, замещение которых происходит автоматически, в силу рождения человека и в связи с таки­ми его характеристиками, как пол, возраст, от­ношения родства, раса, каста и т. д.

Соотношение в социальной структуре предписан­ных и достигаемых социальных статусов есть, по существу, показатель характера экономической и политической власти, есть вопрос о характере общественной формации, либо процесса ее изменения, на­вязывающей индивидам соответствующую струк­туру социального статуса. Личные качества индивидов, отдель­ные примеры социального выдвижения в целом не меня­ют этого кардинального положения, но его меняют выдвижения или возникновения целых социальных слоев.

Многомерная, сложно организованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений определяют множество теоретических подходов и позиций в понимании этого феноме­на, множество различных моделей, образов человека в современной социологии. Один из них – образ человека как совокупности социаль­ных ролей.

studfiles.net

Тема 6. Социальная структура общества и социальная стратификация

План

§ 1. Социальный статус и социальное неравенство: очень тесная взаимозависимость.

§ 2. Социальная стратификация и совокупный социально-экономический статус.

Информационная стратификация.

§ 3. Социальный слой и социальный класс – основные категории социальной стратификации. Что такое средний класс?

§ 4. Социальная мобильность и ее каналы.

§ 5. Что такое маргинальность?

§ 6. Основные изменения в социальной стратификации российского общества в XX в.

§ 7. Социальные группы и слои современного российского общества

(по Т.И.Заславской).

§ 1. Социальный статус и социальное неравенство:

очень тесная взаимозависимость

В каждом обществе существует социальное неравенство. Факт его наличия означает, что люда и группы имеют неравный доступ к ресурсам общества и его благам, различаются степенью влияния и власти, обладают неравными возможностями для личностного и профессионального роста. Возможны самые разные виды неравенства: половое и возрастное, национально-этническое и религиозное, политическое и экономическое, культурное и образовательное и т.д. Предпосылками социального неравенства является неравенство способностей и возможностей, а также ограниченность ресурсов общества.

Ресурсы общества — это не только богатство, но также власть, престиж, знание и др. Если материальные ресурсы в принципе поддаются уравниванию (хотя бы теоретически), то, как разделить поровну престиж? Ведь если все виды деятельности считаются одинаково престижными, то исчезает само понятие престижа. То же самое можно сказать и о власти. Неравенство как бы изначально заложено в структуру любого общества. Без него невозможна, в частности, координация усилия множества людей — кто-то должен направлять эти усилия. Неравенство также служит мощным фактором, влияющим на развитие общества, его обновление. Несмотря на «функциональное» значение неравенства, на протяжении всей человеческой истории предпринимались попытки преодолеть его. Однако ни одна из попыток не увенчались успехом. Менялась структура неравенства, но не исчезал сам феномен неравенства. В индивидуальной жизни неравенство служит стимулом борьбы за улучшение своего положения.

Таким образом, социальное неравенство – складывающаяся в обществе система отношений, которая характеризует неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества (денег, власти, образования и престижа) между различными стратами, или слоями, населения, социальное неравенство является причиной и следствием социального расслоения (социальной стратификации). Основным измерителем неравенства вы­ступает количество ликвидных ценностей (в современном обществе эту функцию обычно выполняют деньги). Если неравенство представить в виде шкалы, то на одном полюсе окажутся те, кто владеет наибольшим количеством благ (богатые), а на другом – наименьшим (бедные). Богатство выражается денежной суммой, эквивалентной тому, чем владеет человек. Богатство и бедность задают многомерное расслоение или стратификационную иерархию. Количество денег определяет место индивида или семьи в социальной стратификации. Социальное неравенство во властных отношениях проявляется в возможности определенного социального субъекта (как правило, того или иного социального слоя) в своих интересах определять цели и направленность деятельности других социальных субъектов (безотносительно к их интересам), распоряжаться материальными, информационными и статусными ресурсами общества, формировать и навязывать правила и нормы поведения. Ключевое значение в измерении социального неравенства властными отношениями принадлежит распоряжение ресурсами, что позволяет властвующему субъекту подчинять себе других людей.

Основой социального неравенства являются социальные статусы отдельных индивидов, социальных групп и слоев. Как мы уже отмечали, социальный статус это одна из главнейших категорий социологии, это очень сложное, многомерное и противоречивое социальное явление. Ход и итоги жизни каждого человека, успехи или неудачи в профессиональной карьере, в общественной деятельности, в семейных отношениях, а, самое главное, оценка этих событий (при всей ее относительности) социальной группой, социальной организацией или общностью (да и обществом), где эта самая жизнь и протекает, определяются сложной и неоднозначной динамикой социального статуса этого человека, т.е. изменением его места в социальной иерархии по тем или иным позициям. А оценка окружающих, в большинстве случаев, является основой для самооценки каждого человека, если у него возникнет желание посмотреть на себя со стороны на том или ином жизненном этапе, либо подвести итоги всего пройденного пути.

Как мы уже подчеркнули, эти оценка и самооценка весьма и весьма относительны, причины тому – постоянно изменение некоторых социально-нравственных нормативов, ценностных ориентаций, понятий о престиже, общественном мнении. Кто-то необычайно горд, что к тридцати годам (при минимуме, чаще только по его мнению, стартовых условий) он стал, к примеру: миллионером, доктором наук, генералом, жителем мегаполиса, отцом троих детей, любовником известной манекенщицы или сожителем популярной певицы, начальником цеха или отдела, владельцем нескольких палаток на вещевом рынке, личным шофером или горничной высокопоставленного чиновника, берущего очень крупные взятки, старостой церковной общины или возглавил региональное отделение какой-либо политической партии и т.д. А у кого-то к двадцати пяти годам исполнилась вожделенная мечта стать уголовным авторитетом, и он теперь может с чувством выполняемого долга осуществлять соответствующую, в его представлениях, данному статусу социальную роль со всеми сопутствующими ей ритуалами и атрибутикой: быть «крышей» для того или иного вида бизнеса на строго определенной с равными по статусу коллегами территорией, «собирать дань», проводить досуг в престижных, опять же, по его мнению, казино и саунах, «бывать на стрелках», «заказывать конкурентов», а случись что – держать дисциплину в камере СИЗО или на зоне ходить на совещания к «куму». А еще кто-то, вновь в меру своего культурного и образовательного уровня и ценностных ориентаций, все-таки, чаще – «ближнего круга», будет и в зрелые и в преклонные годы с наслаждением вспоминать личный пик статусных и социально-ролевых достижений, пришедшихся на двадцатилетний возраст: как он выбивал признания у подследственных, как, будучи «дедом», на втором году службы издевался над новобранцами или, верховодя над местной шпаной, шантажировал зависимых от него наркоманов, проституток, бомжей.

Приводя эти примеры нам, к сожалению, не пришлось утрировать ситуации и «сгущать краски»: нынешнее пореформенное, переходное (транзитивное) состояние российского общества, переживающего слом основополагающих для социальной структуры отношений власти и собственности, характеризуется также изменениями нравственных и ценностных координат в сознании людей, в общественном мнении социальных групп и общностей. Означает ли это, что в сложившихся условиях («где разрешено все, что не запрещено») нет смысла синтезировать нравственные и рациональные составляющие успеха, престижа, индивидуальной или групповой высокостатусности? И что можно посоветовать в учебном курсе социологии современному российскому «юноше, обдумывающему житье» и просчитывающему прагматично либо «нащупывающему интуитивно» траекторию собственной жизни? Посоветовать, на наш взгляд, можно и нужно — помыслами и действиями своими неустанно осуществлять этот самый синтез нравственного и рационального, как бы сложно не приходилось делать это в конкретной ситуации, идя наперекор почти всегда лицемерным «штампам» и догмам, и не быть не поводу циничных крайностей воинствующего, весьма ограниченного эгоизма, переживающего расцвет в период рыночной стихии и дикого капитализма. Изучая социологию, впитывая информацию, приобретая опыт социальный можно научиться и успеха добиваться (с приобретением упомянутых ликвидных ценностей) и суть этого успеха объективно оценивать, но при этом на ценности непреходящие – общечеловеческие нравственные императивы, божьи заповеди – в душе своей не покушаться.

Кому же не дано отличать средства от цели, кто не умеет «ситуацию моделировать» — не изучал он социологию, его личный социальный опыт однобокий и ограниченный, представления о социальном статусе остались самыми примитивными (на уровне обыденного, часто весьма убогого, сознания), и тогда бог ему судья с его немерянными ликвидными ценностями, которые, надо признать, вознесли его на высокое место в социально-статусной иерархии трансформируемой социальной структуры модернизируемого российского общества. К затронутым здесь злободневным и актуальным для каждого вопросам мы еще обратимся в коротком эссе «Индивидуализация стилей жизни и социальное неравенством», завершающем данную тему № 6.

А продолжая вникать в социологическую теорию и упорно подниматься над уровнем обыденного сознания, разберемся, из чего складывается социальный статус, и как они с социальным неравенством друг друга обусловливают. Как уже отмечалось, каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Часто бывает так, что главный, или инте­гральный, статус обусловлен его должностью (например, формальной – директор, профессор, либо реальной – олигарх «авторитет»). Социальные статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, лексиконе и иных знаках социальной и професси­ональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т. д.).

Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный – это значит навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловливается расовым, этническим проис­хождением, местом рождения, семьей и т. д. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, ученый, директор, чемпион города, России, олимпийский чемпион и т.д.). Выделяются также ес­тественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчи­вые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость, старость и т. д.). Профессионально-должностной – это бази­сный статус личности, для взрослого человека чаще всего являющий­ся основой инте­грального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат, глава фракции, настоятель собора, тренер сборной и т. д.).

Социальный статус обозначает конкретное место, которое за­нимает индивид в данной социальной системе. Таким образом, можно отметить, что социальные статусы – структурные элементы социальной организации общества, обеспечивающие социальные связи между субъектами общественных отношений. Эти от­ношения, упорядоченные в рамках социальной органи­зации, группируются в соответствии с социально-экономической структурой общества и образуют сложную координированную систему. Социальные связи между субъектами общественных отношений, устанавливае­мые по поводу обеспечиваемых социальных функций, образуют определенные пункты пересечения в обширном поле социальных отношений. Этими пунктами пересечения связей в поле общественных отношений и являются социальные статусы.

С этой точки зрения социальная организация общества может быть представлена в виде сложной, взаимосвя­занной системы социальных статусов, занимаемых индивидами, становящимися вследствие этого членами общества, гражданами государства.

Общество не только создает социальный статус, но и обеспечи­вает социальные механизмы распределения членов общества по этим позициям. Соотношение между социальными статусами, предписываемыми обществом индивиду вне зависи­мости от усилий и заслуг (предписанные пози­ции), и статусами, замещение которых зависит от самого человека (достигаемые позиции), – су­щественная характеристика социальной организации общества. Предписанными социальными статусами являются по преимуще­ству те, замещение которых происходит автоматически, в силу рождения человека и в связи с таки­ми его характеристиками, как пол, возраст, от­ношения родства, раса, каста и т. д.

Соотношение в социальной структуре предписан­ных и достигаемых социальных статусов есть, по существу, показатель характера экономической и политической власти, есть вопрос о характере общественной формации, либо процесса ее изменения, на­вязывающей индивидам соответствующую струк­туру социального статуса. Личные качества индивидов, отдель­ные примеры социального выдвижения в целом не меня­ют этого кардинального положения, но его меняют выдвижения или возникновения целых социальных слоев.

Многомерная, сложно организованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений определяют множество теоретических подходов и позиций в понимании этого феноме­на, множество различных моделей, образов человека в современной социологии. Один из них – образ человека как совокупности социаль­ных ролей.

studfiles.net

4. Социальная структура и стратификация современного российского общества:

4.1.Что такое социальная структура общества?

Социальная стратификация – описывает социальное неравенство в обществе, деление социальных слоев по уровню доходов и образу жизни, по наличию или отсутст­вию привилегий. В сложных обществах неравенство очень сильное, оно поделило лю­дей по доходам, уровню образования, власти.

Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенный статус и выполняющие определенные социальные функции, объединения этих индивидов на основе их статусных признаков в группы, социально-территориальные, этнические и иные общности.

Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, классы, слои, группы и т.д., указывая на различное поло­жение людей по отношению друг к другу.

Таким образом, социальная структура — это строение общества в целом, система связей между его основными элементами.

Термин «стратификация» был заимствован из геологии, где он обозна­чает расположение пластов Земли по вертикали. Социология упо­добила строение общества строению Земли и разместила социаль­ные слои (страты) также по вертикали. Но первые идеи о социальной стратификации встречаются у Платона (выделяет три класса: философы, стражи, земледельцы и ремесленники) и Аристотеля (также три класса: «очень зажиточные», «крайне неимущие», «средний слой»).

Основой стратификации в социологии выступает неравенство, т.е. неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей, власти и влияния.

Различают открытые и закрытые системы стратификации.

Социальную структуру, члены которой могут менять свой статус относительно легко, называют открытой системой стратификации. Структуру, члены которой с большим трудом могут изменить свой статус, называют закрытой системой стратификации.

Экономическое измерение стратификации определяется богатством и доходом. Богатство то, чем люди владеют. Доход понимается упрощенно как количество получаемых людьми денег.

Авторитет, влияние, уважение в обществе, степень которых соответствует определенному социальному статусу. Престиж – явление неосязаемое, нечто подразумеваемое. Однако в повседневной жизни человек обычно стремится придать престижу ощутимость – присваивает титулы, соблюдает ритуалы уважения, выдает почетные степени, демонстрирует свое “умение жить”. Эти действия и объекты выполняют роль символов престижа, которым мы присваиваем социальную значимость.

Власть определяет, какие именно люди или группы смогут воплотить свои предпочтения в реальность социальной жизни. Власть это способность отдельных лиц и социальных групп навязывать свою волю другим и мобилизовывать имеющиеся ресурсы для достижения цели.

Социальный статус это тот относительный ранг, со всеми вытекающими из него правами, обязанностями и жизненными стилями, который индивид занимает в социальной иерархии.

Известны четыре основные системы социальной стратификации: рабство, касты, кланы и классы.

Системы стратификации, основанные на рабстве, кастах и кланах, являются закрытыми. Границы, разделяющие людей, настолько четки и тверды, что не оставляют людям возможности для перемещения из одной группы в другую, за исключением браков между членами различных кланов. Классовая система гораздо более открыта, поскольку базируется в первую очередь на деньгах или материальной собственности.

studfiles.net