Социальная структура и правовое положение основных групп населения – 2. Социальная структура и правовое положение основных групп населения Древнего Вавилона

2. Социальная структура и правовое положение основных групп населения Древнего Вавилона

При рассмотрении вопроса о социальной структуре и правовом статусе отдельных групп вавилонского об­щества следует исходить из главной посылки, что это общество нельзя называть ни рабовладельческим, ни фео­дальным, ибо ему был свойствен ряд специфических «азиатских» черт, которые исключают возможность вме­стить его в узкие рамки господствовавшего ранее марк­систского положения о поступательной смене пяти фор­маций: от рабовладения к социализму.

Социальная структура Древнего Вавилона отражала многоукладный характер его экономики, наличие в ва­вилонском обществе связанных между собой, но отно­сительно обособленных производственных комплексов: царского, храмового, общинного хозяйства, принадлеж­ность к которым во многом определяла правовой статус жителей Вавилона, степень их свободы (наличие много­численных переходных форм от свободы к зависимости, неполноправию с той или иной мерой ограничения пра­воспособности и дееспособности).

Во многих нормах ЗХ так или иначе затрагивается правовое положение раба, в значительной мере сходное с античным отношением к нему как к вещи, скоту: имеется в виду ответственность за его кражу, присвоение, сокрытие от хозяина при бегстве, а также вознагражде­ние при его поимке и т. д. (ст. 15—17). Вместе с тем гово­рить о всех категориях рабов в Вавилоне только как об объектах права, полностью лишенных правоспособности, было бы неверным.

В значительной мере это связано с тем, что рабский труд не стал в странах Древнего Востока доминирую­щим в системе общественного производства. Он приме­нялся главным образом в царско-храмовом и крайне редко в частно-общинном хозяйстве. В Вавилоне широко использовался труд других категорий зависимого люда: наемных работников, издольщиков-арендаторов, поло­жение которых было не намного лучше положения ра­бов.

При выявлении различий в правовом статусе раба и свободного студенту необходимо учитывать то обстоя­тельство, что в вавилонском обществе античное проти­вопоставление раба свободному заменялось противопо­ставлением раба господину, хозяину, полноправному члену общины, обладателю земли, рабов, зависимых членов семьи и пр. Не случайно раб в одних случаях при­равнивался к членам семьи (ст. 7), а в других выступал как вещь, которую можно заложить, продать и т. д.

Анализ ст. 176 и других дает возможность студенту выявить нехарактерные для рабовладельческого обще­ства нормы, говорящие об определенной правоспособ­ности дворцовых рабов и рабов мушкенумов, имеющих право на дом, добро, на брак со свободной женщиной, и о свободном статусе детей, родившихся от «смешан­ных» браков, и пр. (ст. 170—175).

Наряду с ярко выраженным неравенством между сво­бодными и рабами в ЗХ на первый план выходит и другое социальное неравенство: между самими свободными — авилумом («человеком», «потомком человека») и мушкенумом («падающим ниц», «бившим челом», обраща­ющимся к царю с просьбой о принятии на службу). Мушкенум — лицо зависимое, получающее за службу земельный надел из царской земли. Его зависимость, ви­димо, и определялась тем, что он не был потомком «сво­их», не имел корней в общине.

Правовые различия между этими социальными груп­пами особенно ярко проявились в положениях, касаю­щихся охраны здоровья, чести их самих и их детей, — нормах о преступлениях, наказываемых по принципу талиона (ст. 196—205 и др.). Интересно в связи с этим отметить и такую особенность ЗХ: вопреки более стро­гому наказанию за преступления против личности авилума по сравнению с мушкенумом, имущественные пра­ва «царских людей» — мушкенумов (как и самого дворца или храма) защищались, напротив, более строго (ст. 8 и др.).

Необходимо также отметить, что ко всем, даже авилумам как свободным членам древневавилонского об­щества, нельзя без оговорок применить понятие «физи­ческое лицо», определяющее правоспособную и дееспо­собную личность. Правовой статус авилума был тесно связан, во-первых, с его принадлежностью к террито­риальной общине, во-вторых, с принадлежностью к большой патриархальной семье.

О тесной связи правового статуса авилума с член­ством в общине свидетельствует ст. 136 ЗХ о человеке, «убежавшем из общины», «презревшем свое поселение», который терял свой статус («даже жена беглеца не дол­жна вернуться к своему мужу»). Это характерная черта всех древневосточных обществ, в которых коллектив, об­щина поглощает личность, индивида как сводного об­ладателя прав и обязанностей (или «физическое лицо»).

В ЗХ правовой статус авилума не совпадает с право­вым положением «сына авилума», о зависимом положе­нии и ограниченной дееспособности которого свидетель­ствует ст. 7, квалифицирующая как преступление (во­ровство), влекшее смертную казнь, получение вещи покупателем «из рук сына человека или раба человека» без свидетелей. Сделка, видимо, могла быть признана законной только в присутствии главы семьи, являвшегося непременным участником и организатором самой процедуры продажи прежде всего недвижимости. Сын авилума, как мы видим, ставился на одну доску с рабом по отношению к главе семьи — господину, распоряди­телю не только семейного имущества с правом его даре­ния, раздела, выделения приданого, лишения наслед­ства и пр. (ст. 165—166), но и свободы своих детей и жены, если она в брачном договоре не оговорила отсут­ствие такого права у мужа.

Правовое положение «сына авилума», видимо, зна­чительно повышалось в результате прохождения воинс­кой службы (ст. 98), с которой и связан целый блок ста­тей, касающихся правового статуса воина: редума и баирума. ЗХ свидетельствуют о стремлении Хаммурапи создать боеспособную постоянную армию. С этой целью воин и его семья обеспечивались из царской казны не­обходимым имуществом (полем, садом и др.). Это иму­щество подлежало особой охране (ст. 34), оно было изъя­то из гражданского оборота (ст. 36—37), не могло быть потеряно даже при захвате воина в плен (ст. 27), не мог­ло быть передано за долги или подарено жене или доче­ри (ст. 38) и т. д.

О правовом статусе воина студент может составить представление из анализа и других статей ЗХ, в частно­сти о праве пленного воина на выкуп, свое имущество, жену и детей после возвращение из плена и пр.

Широкое развитие внешней торговли в Вавилоне, возросшая экономическая мощь царско-храмового хо­зяйства определили особое место и подробную регла­ментацию в ЗХ деятельности зависимых от царской вла­сти тамкаров (купцов, ростовщиков) и шамаллум (их агентов). С целью выявления правового статуса этих лиц студенту необходимо проанализировать ст. 40, 49, 51, 66, 88, 96, 100—107 и др. При этом следует отметить, что дворцовая земля и имущество, передаваемые им за службу, а равно и имущество служилого жречества (жриц) находилось в несколько ином режиме, чем иму­щество воинов. Оно могло быть «продано за серебро» с обязанностью покупателя нести за него соответствую­щую службу (ст. 40).

studfiles.net

Социальная структура и правовое положение основных групп населения Древнего Вавилона.

Законы Хаммурапи исходили из того, что люди неодинаковы по своим правам и обязанностям, по отношению к государству и друг к другу. Такое различие или подразумевалось в праве или закреплялось по какому либо поводу. Правовой строй общества был сословным. Для Вавилона характерно неравенство различных слоев формально свободного населения. Оно проявлялось в наличие двух социальных групп:

  1. «Авилум» (в переводе – «человек» или «сын человека»).

  2. «Мушкенум» (в переводе – «покорный»).

«Авилум» – это свободный человек-общинник, права которого защищались в полном объеме. Среди авилумов с ростом имущественной дифференциации выделяются два социальных полюса:

  1. Царь, жрецы, высшие чиновники, ростовщики и купцы, то есть те, кто не принимал непосредственного участия в производстве.

  2. Широкий слой крестьян-общинников, обрабатывающих свои мелкие участки практически без применения рабского труда. Большая часть продукта, производимого этой группой, присваивалась эксплуататорской верхушкой.

«Мушкенум» – это свободный человек, но утративший связь с общиной, следовательно, не имевший ни земли, ни собственности. Землю он получал за службу в условное владение и был ограничен в правах. Законы Хаммурапи ставят мушкенума в приниженное положение по сравнению с

авилумом. Например авилум, за телесные повреждения другому авилуму, отвечал по принципу талиона, что значит «равное за равное», но если авилум нанес телесные повреждения мушкенуму, то наказание ограничивалось лишь штрафом. Вместе с тем законы Хаммурапи строго охраняли имущество мушкенума, например, если авилум украл у мушкенума имущество, то платил штраф в десятикратном размере. Если вор не мог уплатить штраф, то его казнили. Кража раба мушкенума каралась смертной казнью. Таким образом, фиксируя приниженное положение мушкенума, законы Хаммурапи гарантировали защиту их имущества.

В самом низу социальной лестницы находились рабы, которые назывались

«Вардум». Рабство было патриархальным либо дворцовым. В законах Хаммурапи выделяются царские рабы, принадлежащие общине, и частновладельческие рабы. Раб мог иметь небольшое имущество, но после смерти оно становилось собственностью хозяина. Труд рабов, влияя на всю систему общественных отношений, не являлся преобладающим, так как основная масса земли обрабатывалась свободными общинниками.

В законах Хаммурапи выделяется две категории воинов:

Тяжеловооруженные воины, которые назывались «Редум».

Легковооруженные воины, которые назывались «Баирум».

Воины получали за службу у государства неотчуждаемые наделы, которые назывались «Илку». Законы защищали воинов от произвола командиров, предусматривали выкуп из плена. Воин был обязан исправно нести службу, за уклонение от которой его могли казнить.

  1. Государственный строй Древнего Вавилона.

Междуречье двух рек – Тигра и Евфрата (Месопотамия или Междуречье) – это регион, где одним из первых появились государства и правовые системы. Первые города-государства появились в этом регионе на рубеже третьего-второго тысячелетия до н.э. Ко времени возникновения Старовавилонского царства (20-17 века до н.э.) в Месопотамии сменилось немало государств-гегемонов, но объединить всю Месопотамию удалось только царь города Вавилон («Врата Бога») – Хаммурапи, который правил с 1792 по 1750 до н.э. Он создал обширную державу, которая простиралась от Персидского залива до Сирии. Распад единого государства в Месопотамии произошел в 1595 году до н.э., а в 538 году до н.э. его завоевывают персы.

Верховная власть принадлежала правителю (царю). Его власть имела государственный и религиозный характер. Он был также верховным военоначальником. Со старовавилонского царства власть стала передаваться по наследству. Правитель дворца и первый помощник царя был «Мубанда», который выполнял важные общегосударственные функции. Он организовывал и контролировал общественные работы, управлял дворцовым хозяйством, ведал сбором налогов, участвовал в организации проведения военных походов. Страна делилась на области, которыми управляли царские чиновники – «Шуканакум». Их главными задачами были: сбор налогов, организация государственного хозяйства и суда. Они контролировали деятельность главных городских и сельских общин, которые назывались «Рабианум». В это время сохранялись общинные собрания, которые были урезаны неограниченной царской властью, но обладали следующими функциями:

  1. Административная (управление общинной землей).

  2. Полицейская (поддержание порядка под страхом коллективной ответственности перед царем).

  3. Финансовая (совершение денежных операций в интересах общины).

  4. Судебная (суд общины).

Вавилон, являясь деспотичным государством, имел ряд особенностей:

  1. Царская власть не была абсолютно деспотичной, так как:

  • центральной власти не удалось подчинить ряд племен, поэтому она шла на компромиссы, и предоставляла племенам особые привилегии;

  • хотя царская власть обожествлялась, сам царь не приравнивался к Богам и даже не был верховным жрецом;

Царская власть опиралась на армию. При Хаммурапи была создана централизованная судебная система.

studfiles.net

2. Правовое положение основных групп населения

Государство франков по своей форме — это раннефеодальная монархия, складывающаяся в переходном обществе, которое характеризуется многоукладностью, с сочетанием рабовладельческих, родоплеменных, общинных и раннефеодальных отношений. Основной фигурой Салической правды является свободный франк.

При ответе на второй вопрос необходимо прежде всего показать на конкретных примерах различия в правовом статусе свободных и рабов (сервов), а также неравноправных членов франкского общества — литое и др. Как сервы, так и литы находились в личной зависимости от своего господина, о чем свидетельствует титул XXVI «О вольноотпущенниках», в котором за отпуск чужого раба или лита предусматривались существенные штрафы.

Особым правовым статусом отличались галло-римляне. Общий принцип этнического неравноправия, закрепленный в Салической правде, корректировался положением галло-римлян при короле. Следует обратить внимание на социальные и правовые различия свободных, среди которых выделялись зарождающаяся служилая знать, королевские сотрапезники, служители церкви и пр. На особом положении находилось ближайшее окружение франкского короля — дружинники и так называемые антрустионы, вне зависимости от их проис­хождения (см., например, § 5—7 титула XLI). Такого рода межличностные связи между королем и его при­ближенными дали толчок к формированию личностно-поземельных отношений вассалитета-сюзеренитета, ле­жащих в основе западноевропейского феодализма.

Важной отличительной чертой Салической правды является всемерная защита жизни, здоровья, чести сво­бодной женщины, свидетельствующая о стремлении франков сохранить свою гомогенность среди покорен­ного населения.

3. Регулирование имущественных отношений. Право собственности на землю

В Салической правде, как и вообще в древнегерманском праве, отсутствует четкое понятие собственности. К движимому имуществу, уже перешедшему в собственность отдельных лиц, применяется термин suus («свой»), в отличии от alienus («чужой»). Главным мерилом богат­ства считался скот, охране которого, как уже говори­лось, посвящена значительная часть статей этого право­вого документа.

Студенту необходимо обратить внимание на особое отношение франков к земле. В специальной литературе нет единого мнения по поводу характера земельной соб­ственности у франков. Сторонники одной точки зрения признавали у варваров наличие стройной системы общинных отношений, где коллективным субъектом права собственности на землю выступала община-марка, определяющая порядок землевладения и землепользо­вания для своих членов. Однако исторические источни­ки, в том числе и Салическая правда, не упоминают о существовании у франков общины-марки. В то же время трудно безоговорочно согласиться и со сторонниками другой точки зрения (Фюстель де Куланж, Допш, Д. М. Петрушевский и др.), настаивающими на суще­ствовании у варваров частной собственности на землю.

Современные данные, подтверждающиеся положени­ями Салической правды, свидетельствуют о том, что ос­новной формой поселения франков были небольшие усадьбы, относительно изолированные поселения хутор­ского типа. Так, титулы II и III дают сведения лишь о небольших стадах крупного рогатого скота и свиней, которые могли принадлежать небольшому поселению (villa), а владельцами которых могли быть представите­ли трех-четырех небольших дворов. Франки, селясь на территории Северной Галлии, не испытывали недостат­ка в свободных землях, что способствовало распростра­нению не общинно-территориальных поселений, а ос­нованных на семейном землевладении отдельных домохозяйств (домовых общин).

Домохозяйство (домовая община), состоящее из трех поколений сородичей, представляло собой сложный организм во главе с патриархом. Оно включало в себя не только родственников, но и различные категории зависимых людей — литов, рабов, которые рассматривались как младшие члены семьи, и пр. Члены домохозяйства были тесно связаны не только священными узами родства, но и общим владением землей и другим имуществом.

Франкское поселение включало в себя усадьбу, поля и пашни небольшой площади, сады; далее следовали луга — место выпаса скота. Границу поселения составлял лес — место охоты, за которым начинался дикий лес. Каждая часть поселения обладала своим правовым статусом.

Центральное место занимала собственно усадьба, являвшаяся наиболее окультуренной и освоенной частью владения свободного франка, ассоциировавшаяся в тра­диционном сознании с центром мироздания, противо­поставленного внешнему миру хаоса. Усадьба в Саличес­кой правде обозначается, как правило, термином villa (для названия самого жилища франка чаще употребля­ется термин casa). Она включала в себя дом, где прожи­вали члены домовой общины, и различные хозяйствен­ные постройки; весь ансамбль усадьбы был окружен частоколом (§ 2—4 титула XVI). Согласно данным Салической правды именно усадьба являлась хозяйственным центром земельного владения, где франк проводил большую часть своего времени. Усадьба была и местом совершения различного рода сделок, других юридических актов, таких как вызов в суд и пр. Неприкосновенность дома и усадьбы защищалась наибольшими штра­фами, о чем свидетельствуют § 5 титула XVI, приб. 8 титула XXVII, приб. 1 § 1 титула XXXIV, § 3 титула L, титул LII и др.

Нужно отметить, что особое значение при определении штрафа в случае кражи Салическая правда придавала месту ее совершения. За кражу в доме виновный yплачивал больший штраф, чем за кражу вне дома (§ 3—5 титула XI и § 1—2 титула XI). Проникновение в дом чужака без разрешения хозяина также наказывалось штрафом (§ 6 титула XI). Существенно увеличивались штрафы в случае разбойного нападения на усадьбу и причинения ущерба имуществу и людям (приб. 1 титула XIV, § 5 титула XLII), поджога, в результате которого «потерпевший не будет иметь места, куда поместить спа­сенные от огня вещи» (приб. 1 титула XVI). Даже при выплате вергельда большую роль играло место совершения убийства: в случае убийства вне дома платился про­стой вергельд в 200 солидов, за убийство в доме — 600 солидов. Нереальность выплаты подобного рода влекла за собой смертную казнь.

Следует отметить, что Салическая правда не упоми­нает возможность отчуждения усадьбы (дарения, прода­жи), что свидетельствует о ее священном статусе, не­разрывной связи с личностью свободного франка. Изве­стна лишь одна форма передачи земли — наследование, причем в строгой очередности по мужской линии.

Неприкосновенность поля и пашни защищалась у франков так же строго, как и сама усадьба, что студент может уяснить из анализа положений § 15, 24, 25 титула XXVII; § 2, 3 титула XXXIV; § 4 титула IX. Штрафами карались все виды нанесения вреда чужому полю (сбор чужой жатвы, проезд по чужому взошедшему полю на телеге, потрава чужой нивы, даже простое пересечение границ чужого поля без разрешения хозяев).

В противоположность пашне и саду пересечение чу­жого луга, находящегося в пользовании отдельного до­мохозяйства, не влекло за собой наказания. Луга вос­принимались как данность природы, не требующая тру­довых затрат. Нарушитель, скосивший чужой луг, должен был потерять свой труд (§ 10 титула XXVII) без допол­нительных штрафных взысканий.

В представлениях древних германцев сама земля как элемент первозданной природы не рассматривалась в качестве самостоятельной ценности, считалась ничей­ным пространством, на которое все имели неограниченные права. Земля приобретала ценность в силу при­ложения к ней труда (пашня). Она сохраняла ее, пока действенны были результаты вложенного труда, что само по себе исключало право частной собственности на зем­лю. Правонарушением в чужом лесу Салическая правда считала только кражу или порчу заготовленного там материала, но не кражу деревьев, стоящих на корню (§ 16-18 титула XXVII).

Характеризуя право земельной собственности во франкском обществе, студенту надлежит обратить вни­мание на институт аллода, под которым понимается пе­редаваемое по мужской линии земельное владение (в первую очередь пахотные земли)14. Вопрос о проис­хождении этого института остается дискуссионным.

В традиционном германском обществе господствовали два способа приобретения имущества. Первый — вложе­ние труда; в случае земельного владения это могла быть отвоеванная у леса заимка с усадьбой и пашней. Другой, который, возможно, и был связан с происхождением ал­лода, — завладение землей в результате завоевания. Тра­диционные обычаи войны гласили, что завоеванная тер­ритория распределялась военным вождем путем эпизоди­ческого раздела захваченных угодий. Франкские короли, реализуя исключительные права раздела земли, оставля­ли в своем распоряжении земли императорского фиска, превращая их в источник доходов и земельных пожалова­ний. Низшей территориально-политической единицей расселения франков являлась сотня. Принадлежащая ей земля находилась под контролем короля, который имел право селить на ней людей по своему усмотрению (§ 4 титула XLV «О переселенцах»).

Положения § 5 титула LIX Салической правды ука­зывают на исключение женщин из числа наследников аллода. Позднее на основании этой статьи во Франции женщины исключались и из числа претендентов на престолонаследие. Судя по другим источникам, обычаи германцев свидетельствуют о равноправии жен­щин в получении наследства. Положение об устране­нии женщин от наследования аллода скорее всего было связано с усилением значения воинской службы во Франкском государстве. Франкские короли, присваи­вая земли императорского фиска, распределяли и зак­репляли их за франками, как способными нести воин­скую службу.

Лишь через некоторое время германская традиция о праве наследования аллода женщинами была вновь вос­становлена эдиктом Хильперика (561—584 гг.). Этот до­кумент традиционно сопровождает большинство спис­ков Салической правды.

При интерпретации упомянутого титула XLV «О пе­реселенцах» следует учитывать его «военную» специ­фику.

В отечественной науке укоренилась точка зрения, со­гласно которой в этом титуле речь идет об особой охра­не франкской общины, общинной собственности, в том числе земель и окрестных угодий, используемых общиной. Данная трактовка аргументируется правом даже одного члена общины высказывать протест по поводу переселения на территорию общины чужаков, в результате которого переселенец (мигранс) должен был покинуть общину. Но такой протест являлся нич­тожным, как указывалось в том же титуле Салической правды, если переселение осуществлялось на основа­нии грамоты короля.

Этот факт скорее подтверждает контрольные преро­гативы короля при осуществлении им своего права «вер­ховного собственника» на землю.

Следует отметить, что, несмотря на укрепление вла­сти короля, у франков сохранялись и постепенно разла­гающиеся родовые связи, которые, согласно титулу LX «О желающем отказаться от родства», можно было ра­зорвать только посредством особой символической про­цедуры («Hrenekruda»), совершаемой в судебном заседа­нии перед тунгином и означающей «отказ от родства», освобождение от обязанности уплаты вергельда, соприсяжничества, иных обязанностей по отношению к сво­им сородичам, а также права наследования прав после них.

Своеобразным институтом германского права, регу­лирующим имущественные отношения, являлся и ин­ститут аффатомии (титул XLVI «О передаче имуще­ства»), представлявший собой публичный акт передачи собственником в сотенном собрании под председатель­ством тунгина имущества доверенному лицу (нерод­ственнику), с обязанностью поверенного передать ука­занное имущество наследнику через год. Это говорит о слабом развитии имущественных сделок, института на­следования, вообще товарно-денежных отношений у франков. Об этом же свидетельствует и весьма скромное освещение в Салической правде договорных отношений, которые в основном регулировались обычным правом. Исключения касаются только договора займа. Сведения о том, как защищались права кредитора и должника, студент может почерпнуть из анализа титула LII «О зай­ме». При этом необходимо отметить, что конфискация имущества должника с помощью графа (должностного лица) без соблюдения обязательной «административ­ной» или судебной процедуры влекла как для кредито­ра, так и для должностного лица штрафные санкции.

studfiles.net

2. Правовое положение основных групп древнеиндийского общества, отраженное в этих памятниках права

Специфика древнеиндийского общества связана с его жестким сословным делением на четыре варны: брахма­нов — священнослужителей, кшатриев — правителей и воинов, вайшьев — земледельцев и ремесленников и шудр — слуг, призванных обслуживать три высшие Вар­ны «со смирением». Концепция «варнашрамы», или ре­лигиозно-морального статуса индуса в зависимости от

его принадлежности к конкретной варне, является ос­новой ортодоксального права Древней Индии. Анализи­руя отражение в шастрах характера социальной структу­ры Древней Индии, студенту необходимо прежде всего уяснить происхождение и соотношение таких различных социальных категорий, как класс, варна и каста4.

В шастрах достаточно свидетельств о существовании рабовладения в Древней Индии, об источниках рабства, о бесправном положении рабов, которых продавали, сда­вали в наем, закладывали и пр. Студент может составить весьма полное представление об их положении из ана­лиза статей ЗМ (VIII. 163; 415; IX. 48; 54-55 и др.). Но о рабах в ЗМ и АК говорится несравненно меньше, чем о другой сословной группе неполноправных представите­лей древнеиндийского общества — варне шудр, что яв­ляется достаточно ярким показателем того, что рабов­ладение в этой стране, при всей его значимости, не вы­полняло структурообразующей социальной функции.

Первая глава ЗМ содержит мифологическое объясне­ние происхождения варн — сословий, созданных Ману из своих уст (брахманов), рук (кшатриев), бедер (вайшиев) и ступней (шудр), что и определяет их наслед­ственно-профессиональный характер: жрецов, воинов и пр. (ЗМ. I. 87—91). При этом подчеркивается особое место брахманов, «наилучших» среди людей вследствие пре­восходства своего рождения, имеющих «право на все» (ЗМ. I. 100). Между варнами существуют не только право­вые, профессиональные, но и более важные для древ­ней Индии статусно-престижные, религиозно-ритуаль­ные различия, связанные с приобщением представите­лей трех высших варн к изучению священных книг, в силу которого они и получали привилегированный ста­тус «дважды рожденных» (в отличие от шудр — «еди­ножды рожденных») (ЗМ. II. 37; X. 4).

Этим мифологическим объяснениям необходимо про­тивопоставить научную теорию происхождения варн: возникновение сначала первых трех варн, варн «дважды рожденных» (в силу углубляющегося разделения труда, арийских завоеваний и др.), а затем — варны шудр, све­дения о которых, содержащиеся в шастрах, крайне про­тиворечивы.

Так, в одних случаях различаются рабы и шудры, рабы и лица, находящиеся в услужении, в других эта диффе­ренциация отсутствует. Понятие «даса» в ЗМ (X. 32) одно­временно обозначает и раба, и лицо, находящееся в услу­жении. Противоречивы и сведения о правовом положении рабов. АК, например, говорит скорее о домашнем раб­стве, предоставляя рабу определенные имущественные, наследственные, брачно-семейные права (III. 13 (20—25). Связано это с тем, что процесс классообразования в Древ­ней Индии носил незавершенный характер, а рабство здесь было одной из форм неполноправности, далеко не един­ственной. Здесь широко был представлен, по словам К. Маркса, «пестрый хаос переходных форм», многочис­ленные промежуточные социальные состояния от свободы к рабству. Не случайно гл. 13 кн. III AK содержит «Устав о работниках и рабах», где подчеркивается сходство статуса раба с наемным работником, положение которого в ряде случаев было более тяжелым, чем положение раба, обес­печенного хотя бы скудным пропитанием. В этой главе го­ворится, например, о распространенности в Древней Ин­дии «заложничества» родственников, о «самозакладе» за долги, при этом указывается, наряду с некоторыми пра­вами рабов (АК. III. 13 (20—25), и на ряд прав «продавшего себя» свободного (АК. III. 13 (1, 2, 9, 13).

Если закон кармы является идейной основой тради­ционной Индии, то структурообразующей основой ее социальной организации является складывающаяся к концу древнего периода ее истории каста, существую­щая здесь около трех тысяч лет, которая и ныне пред­ставлена почти тремя тысячами крупных видов, не счи­тая более мелких образований — подкаст (джати). Каста, субстратом которой является варна, это социальная об­щность или группа по рождению, наследственная, эн­догамная, закрытая для проникновения посторонних, традиционно специализирующаяся по роду хозяйствен­ной деятельности или кругу занятий с ярко выражен­ным кастовым самосознанием, занимающая определен­ное положение в сложнейшей индийской социальной иерархии (М. К. Кудрявцев).

Если верхние социальные границы иерархически орга­низованной системы кастового социального неравенства определяет положение особо почитаемых «высших» каст брахманов, считающихся «вечным воплощением» дхар­мы (ЗМ. I. 90), выполняющих особую гиперсоциальную функцию «сохранения сокровищницы дхармы», воспи­тания других в духе неизменного следования дхарме, то нижние ее границы еще в Древней Индии стало опреде­лять вневарновое положение каст «неприкасаемых», на­зываемых в шастрах чандалами, швапачами, изгоями. Отношения с ними четко регламентировались в шастрах многочисленными ограничениями, специальными риту­алами «очищения от загрязнения» при общении с ними (ЗМ. X. 51—57) и др. Необходимо особо подчеркнуть, что если в Древней Индии «благосостояние» («шри») тради­ционно не связывалось с накоплением богатств, ибо оно в большей мере определялось социальным престижем, властью, то уже к концу ведического периода (с середи­ны I тыс. до н. э.) стали все больше углубляться различия в экономическом положении тех или иных слоев населе­ния. В шастрах можно найти много упоминаний о шуд­рах, владеющих значительным богатством («тучными ста­дами»), способных притеснять брахманов (ЗМ. X. 129). Доказательства как социально-экономического расслое­ния варн, так и сдерживающего влияния на эти процес­сы варновых, кастовых, общинных, большесемейных отношений можно найти и в других положениях шастр.

На основе изучения ЗМ и АК студент может само­стоятельно подтвердить общий вывод, что все правовые Нормы шастр, регулирующие имущественные, брачно-семейные и другие отношения, были основаны в этих памятниках права на жестком представлении о древне­индийском обществе как обществе, разделенном на че­тыре неравноправные варны и отторгающем вневарновые ритуально «нечистые» касты «неприкасаемых».

studfiles.net

Социальная структура и правовое положение основных групп населения Древнего Вавилона

При рассмотрении вопроса о социальной структуре и правовом статусе отдельных групп вавилонского об­щества следует исходить из главной посылки, что это общество нельзя называть ни рабовладельческим, ни фео­дальным, ибо ему был свойствен ряд специфических «азиатских» черт, которые исключают возможность вме­стить его в узкие рамки господствовавшего ранее марк­систского положения о поступательной смене пяти фор­маций: от рабовладения к социализму.

Социальная структура Древнего Вавилона отражала многоукладный характер его экономики, наличие в ва­вилонском обществе связанных между собой, но отно­сительно обособленных производственных комплексов: царского, храмового, общинного хозяйства, принадлеж­ность к которым во многом определяла правовой статус жителей Вавилона, степень их свободы (наличие много­численных переходных форм от свободы к зависимости, неполноправию с той или иной мерой ограничения пра­воспособности и дееспособности).

Во многих нормах ЗХ так или иначе затрагивается правовое положение раба, в значительной мере сходное с античным отношением к нему как к вещи, скоту: имеется в виду ответственность за его кражу, присвоение, сокрытие от хозяина при бегстве, а также вознагражде­ние при его поимке и т. д. (ст. 15—17). Вместе с тем гово­рить о всех категориях рабов в Вавилоне только как об объектах права, полностью лишенных правоспособности, было бы неверным.

В значительной мере это связано с тем, что рабский труд не стал в странах Древнего Востока доминирую­щим в системе общественного производства. Он приме­нялся главным образом в царско-храмовом и крайне редко в частно-общинном хозяйстве. В Вавилоне широко использовался труд других категорий зависимого люда: наемных работников, издольщиков-арендаторов, поло­жение которых было не намного лучше положения ра­бов.

При выявлении различий в правовом статусе раба и свободного студенту необходимо учитывать то обстоя­тельство, что в вавилонском обществе античное проти­вопоставление раба свободному заменялось противопо­ставлением раба господину, хозяину, полноправному члену общины, обладателю земли, рабов, зависимых членов семьи и пр. Не случайно раб в одних случаях при­равнивался к членам семьи (ст. 7), а в других выступал как вещь, которую можно заложить, продать и т. д.

Анализ ст. 176 и других дает возможность студенту выявить нехарактерные для рабовладельческого обще­ства нормы, говорящие об определенной правоспособ­ности дворцовых рабов и рабов мушкенумов, имеющих право на дом, добро, на брак со свободной женщиной, и о свободном статусе детей, родившихся от «смешан­ных» браков, и пр. (ст. 170—175).



Наряду с ярко выраженным неравенством между сво­бодными и рабами в ЗХ на первый план выходит и другое социальное неравенство: между самими свободными — авилумом («человеком», «потомком человека») и мушкенумом («падающим ниц», «бившим челом», обраща­ющимся к царю с просьбой о принятии на службу). Мушкенум — лицо зависимое, получающее за службу земельный надел из царской земли. Его зависимость, ви­димо, и определялась тем, что он не был потомком «сво­их», не имел корней в общине.

Правовые различия между этими социальными груп­пами особенно ярко проявились в положениях, касаю­щихся охраны здоровья, чести их самих и их детей, — нормах о преступлениях, наказываемых по принципу талиона (ст. 196—205 и др.). Интересно в связи с этим отметить и такую особенность ЗХ: вопреки более стро­гому наказанию за преступления против личности авилума по сравнению с мушкенумом, имущественные пра­ва «царских людей» — мушкенумов (как и самого дворца или храма) защищались, напротив, более строго (ст. 8 и др.).

Необходимо также отметить, что ко всем, даже авилумам как свободным членам древневавилонского об­щества, нельзя без оговорок применить понятие «физи­ческое лицо», определяющее правоспособную и дееспо­собную личность. Правовой статус авилума был тесно связан, во-первых, с его принадлежностью к террито­риальной общине, во-вторых, с принадлежностью к большой патриархальной семье.

О тесной связи правового статуса авилума с член­ством в общине свидетельствует ст. 136 ЗХ о человеке, «убежавшем из общины», «презревшем свое поселение», который терял свой статус («даже жена беглеца не дол­жна вернуться к своему мужу»). Это характерная черта всех древневосточных обществ, в которых коллектив, об­щина поглощает личность, индивида как сводного об­ладателя прав и обязанностей (или «физическое лицо»).



В ЗХ правовой статус авилума не совпадает с право­вым положением «сына авилума», о зависимом положе­нии и ограниченной дееспособности которого свидетель­ствует ст. 7, квалифицирующая как преступление (во­ровство), влекшее смертную казнь, получение вещи покупателем «из рук сына человека или раба человека» без свидетелей. Сделка, видимо, могла быть признана законной только в присутствии главы семьи, являвшегося непременным участником и организатором самой процедуры продажи прежде всего недвижимости. Сын авилума, как мы видим, ставился на одну доску с рабом по отношению к главе семьи — господину, распоряди­телю не только семейного имущества с правом его даре­ния, раздела, выделения приданого, лишения наслед­ства и пр. (ст. 165—166), но и свободы своих детей и жены, если она в брачном договоре не оговорила отсут­ствие такого права у мужа.

Правовое положение «сына авилума», видимо, зна­чительно повышалось в результате прохождения воинс­кой службы (ст. 98), с которой и связан целый блок ста­тей, касающихся правового статуса воина: редума и баирума. ЗХ свидетельствуют о стремлении Хаммурапи создать боеспособную постоянную армию. С этой целью воин и его семья обеспечивались из царской казны не­обходимым имуществом (полем, садом и др.). Это иму­щество подлежало особой охране (ст. 34), оно было изъя­то из гражданского оборота (ст. 36—37), не могло быть потеряно даже при захвате воина в плен (ст. 27), не мог­ло быть передано за долги или подарено жене или доче­ри (ст. 38) и т. д.

О правовом статусе воина студент может составить представление из анализа и других статей ЗХ, в частно­сти о праве пленного воина на выкуп, свое имущество, жену и детей после возвращение из плена и пр.

Широкое развитие внешней торговли в Вавилоне, возросшая экономическая мощь царско-храмового хо­зяйства определили особое место и подробную регла­ментацию в ЗХ деятельности зависимых от царской вла­сти тамкаров (купцов, ростовщиков) и шамаллум (их агентов). С целью выявления правового статуса этих лиц студенту необходимо проанализировать ст. 40, 49, 51, 66, 88, 96, 100—107 и др. При этом следует отметить, что дворцовая земля и имущество, передаваемые им за службу, а равно и имущество служилого жречества (жриц) находилось в несколько ином режиме, чем иму­щество воинов. Оно могло быть «продано за серебро» с обязанностью покупателя нести за него соответствую­щую службу (ст. 40).

cyberpedia.su

2. Правовое положение основных групп населения

Саксонское зерцало дает представление о сложной структуре германского общества начала XIII в. Выделе­ние различных категорий свободных и несвободных, бла­городных и неблагородных лиц было обусловлено осо­бенностями феодальных поземельных отношений и су­ществованием различных судебных систем.

Саксонское зерцало подразделяет все население Сак­сонии на лиц, принадлежащих к рыцарскому сословию (так называемые семь щитов), и податное сословие — крестьянство.

Рыцарство делилось по степени знатности на ранги. В кн. I ЗП (§ 2 ст. 3) говорится о существовании в Гер­мании «семи военных щитов». Первый щит принадле­жал германскому королю, второй — духовным князьям (держатели ленов со скипетром), третий — высшим свет­ским князьям — непосредственным вассалам короля (держатели ленов со знаменем), четвертый — вассалам этих князей (графам). Рыцари с пятого по седьмой «щит» находились в самом низу вассальной лестницы. К ним относились «свободные господа» (вассалы гра­фов), их вассалы и, наконец, однощитовые рыцари. Эти разряды образовывали так называемое шеффенское со­словие, так как судились они в шеффенских судах гра­фов или маркграфов.

Саксонское зерцало закрепляет и различные катего­рии крестьянства: свободные крестьяне — чиншевики (биргельды и простые чиншевики), арендаторы (ланд-зассы), лично зависимые крестьяне (батраки и литы). Следует охарактеризовать каждую из названных групп, помня о том, что статус крестьянина определялся объемом его правомочий относительно земельного участку, а также видами повинностей.

Весьма примечательно в этом смысле отражение в Саксонском зерцале отрицательного отношения его ав­тора к институту личной зависимости крестьян (ЗП. III. 42).

Характерной чертой феодального землевладения в Германии является длительное сохранение крестьянс­кой общины (марки), о чем свидетельствуют, в частно­сти, ст. 54—56 кн. II ЗП.

Лицо могло потерять свой социальный статус благо­даря процедуре лишения прав, являющейся одним из видов наказаний за преступление (ЗП. I. 38, 39).

3. Вещное и обязательственное право

При ответе на этот вопрос следует, прежде всего, об­ратить внимание на то, что к средневековому праву не­применимы трактовки современного права, особенно если речь идет о праве собственности на землю. В Сак­сонском зерцале находят свою правовую регламентацию различные виды феодального землевладения: свободное держание (аллод), рыцарское держание за службу (лен), различные виды крестьянского держания.

Необходимо показать, в чем состоит существенное отличие аллода от лена, раскрыть их содержание.

Саксонское зерцало знает различные виды ленов: им­перские лены (церковные и знаменные), судебные и го­родские лены. Анализ соответствующих статей ЗП (III. 60. 1; 62. 2; 64. 5), а также положений Ленного права (да­лее — ЛП) позволит показать их специфику. Одной из ярких особенностей ленного права средневековой Гер­мании является практика «обязательного пожалования леном». В ЗП (III. 60. 1) указывается, что после смерти феодала знаменные лены не могли оставаться незаме­щенными дольше одного года и одного дня, что также свидетельствует о слабости полномочий германского императора как верховного сеньора.

Отличительной чертой судебных ленов является то, что наряду с владением землей их держатель обладал правом судить «банном короля», т. е. делегированным правом королевского суда. В силу этой особой привиле­гии устанавливалось, что судебные лены не могли дро­биться и передаваться в порядке субинфеодации другим лицам (ЗП. III. 53).

В Саксонском зерцале говорится также о городских ленах, принадлежащих не конкретному лицу, а городу в целом, выступавшему в виде коллективного вассала (ЛП. III. 2).

Держатель лена обладал целым спектром правомо­чий по отношению к нему: правом владения леном, правом пользования и распоряжения леном (правда, последнее было возможно только с согласия сеньора). Наследник умершего феодала обладал «правом на лен», а в случае если наследник умирал, то близкие родствен­ники обладали правом «ожидания лена».

Право владения леном возникало после совершения торжественной процедуры наделения леном (инвести­тура) или в результате давностного владения в течение одного года и одного дня. Право пользования леном заключалось главным образом в возможности получать доход с лена, в том числе в виде чинша с зависимых крестьян.

Несмотря на то, что в целом нормы обязательственно-права по Саксонскому зерцалу носят архаический характер, в этом документе регламентируются различные виды договоров: купля-продажа, личный и имущественный наем, хранение, заем и др. Как уже отмечалось, римское право не оказало существенного влияния на содер­жание Саксонского зерцала, поэтому здесь следует обратить внимание на специфические «германские» принципы институты. Так, в § 1 ст. 60 кн. II ЗП закрепляется принцип «ограничения виндикации» при купле-продаже движимых вещей. В отличие от римского права по договору найма вновь допускается возможность личной ответственности должника (ЗП. III. 39. 1, 2).

studfiles.net

Социальная структура и правовое положение основных групп населения Древнего Вавилона

При рассмотрении вопроса о социальной структуре и правовом статусе отдельных групп вавилонского об­щества следует исходить из главной посылки, что это общество нельзя называть ни рабовладельческим, ни фео­дальным, ибо ему был свойствен ряд специфических «азиатских» черт, которые исключают возможность вме­стить его в узкие рамки господствовавшего ранее марк­систского положения о поступательной смене пяти фор­маций: от рабовладения к социализму.

Социальная структура Древнего Вавилона отражала многоукладный характер его экономики, наличие в ва­вилонском обществе связанных между собой, но отно­сительно обособленных производственных комплексов: царского, храмового, общинного хозяйства, принадлеж­ность к которым во многом определяла правовой статус жителей Вавилона, степень их свободы (наличие много­численных переходных форм от свободы к зависимости, неполноправию с той или иной мерой ограничения пра­воспособности и дееспособности).

Во многих нормах ЗХ так или иначе затрагивается правовое положение раба, в значительной мере сходное с античным отношением к нему как к вещи, скоту: имеется в виду ответственность за его кражу, присвоение, сокрытие от хозяина при бегстве, а также вознагражде­ние при его поимке и т. д. (ст. 15—17). Вместе с тем гово­рить о всех категориях рабов в Вавилоне только как об объектах права, полностью лишенных правоспособности, было бы неверным.

В значительной мере это связано с тем, что рабский труд не стал в странах Древнего Востока доминирую­щим в системе общественного производства. Он приме­нялся главным образом в царско-храмовом и крайне редко в частно-общинном хозяйстве. В Вавилоне широко использовался труд других категорий зависимого люда: наемных работников, издольщиков-арендаторов, поло­жение которых было не намного лучше положения ра­бов.

При выявлении различий в правовом статусе раба и свободного студенту необходимо учитывать то обстоя­тельство, что в вавилонском обществе античное проти­вопоставление раба свободному заменялось противопо­ставлением раба господину, хозяину, полноправному члену общины, обладателю земли, рабов, зависимых членов семьи и пр. Не случайно раб в одних случаях при­равнивался к членам семьи (ст. 7), а в других выступал как вещь, которую можно заложить, продать и т. д.



Анализ ст. 176 и других дает возможность студенту выявить нехарактерные для рабовладельческого обще­ства нормы, говорящие об определенной правоспособ­ности дворцовых рабов и рабов мушкенумов, имеющих право на дом, добро, на брак со свободной женщиной, и о свободном статусе детей, родившихся от «смешан­ных» браков, и пр. (ст. 170—175).

Наряду с ярко выраженным неравенством между сво­бодными и рабами в ЗХ на первый план выходит и другое социальное неравенство: между самими свободными — авилумом («человеком», «потомком человека») и мушкенумом («падающим ниц», «бившим челом», обраща­ющимся к царю с просьбой о принятии на службу). Мушкенум — лицо зависимое, получающее за службу земельный надел из царской земли. Его зависимость, ви­димо, и определялась тем, что он не был потомком «сво­их», не имел корней в общине.

Правовые различия между этими социальными груп­пами особенно ярко проявились в положениях, касаю­щихся охраны здоровья, чести их самих и их детей, — нормах о преступлениях, наказываемых по принципу талиона (ст. 196—205 и др.). Интересно в связи с этим отметить и такую особенность ЗХ: вопреки более стро­гому наказанию за преступления против личности авилума по сравнению с мушкенумом, имущественные пра­ва «царских людей» — мушкенумов (как и самого дворца или храма) защищались, напротив, более строго (ст. 8 и др.).

Необходимо также отметить, что ко всем, даже авилумам как свободным членам древневавилонского об­щества, нельзя без оговорок применить понятие «физи­ческое лицо», определяющее правоспособную и дееспо­собную личность. Правовой статус авилума был тесно связан, во-первых, с его принадлежностью к террито­риальной общине, во-вторых, с принадлежностью к большой патриархальной семье.

О тесной связи правового статуса авилума с член­ством в общине свидетельствует ст. 136 ЗХ о человеке, «убежавшем из общины», «презревшем свое поселение», который терял свой статус («даже жена беглеца не дол­жна вернуться к своему мужу»). Это характерная черта всех древневосточных обществ, в которых коллектив, об­щина поглощает личность, индивида как сводного об­ладателя прав и обязанностей (или «физическое лицо»).

В ЗХ правовой статус авилума не совпадает с право­вым положением «сына авилума», о зависимом положе­нии и ограниченной дееспособности которого свидетель­ствует ст. 7, квалифицирующая как преступление (во­ровство), влекшее смертную казнь, получение вещи покупателем «из рук сына человека или раба человека» без свидетелей. Сделка, видимо, могла быть признана законной только в присутствии главы семьи, являвшегося непременным участником и организатором самой процедуры продажи прежде всего недвижимости. Сын авилума, как мы видим, ставился на одну доску с рабом по отношению к главе семьи — господину, распоряди­телю не только семейного имущества с правом его даре­ния, раздела, выделения приданого, лишения наслед­ства и пр. (ст. 165—166), но и свободы своих детей и жены, если она в брачном договоре не оговорила отсут­ствие такого права у мужа.

Правовое положение «сына авилума», видимо, зна­чительно повышалось в результате прохождения воинс­кой службы (ст. 98), с которой и связан целый блок ста­тей, касающихся правового статуса воина: редума и баирума. ЗХ свидетельствуют о стремлении Хаммурапи создать боеспособную постоянную армию. С этой целью воин и его семья обеспечивались из царской казны не­обходимым имуществом (полем, садом и др.). Это иму­щество подлежало особой охране (ст. 34), оно было изъя­то из гражданского оборота (ст. 36—37), не могло быть потеряно даже при захвате воина в плен (ст. 27), не мог­ло быть передано за долги или подарено жене или доче­ри (ст. 38) и т. д.

О правовом статусе воина студент может составить представление из анализа и других статей ЗХ, в частно­сти о праве пленного воина на выкуп, свое имущество, жену и детей после возвращение из плена и пр.

Широкое развитие внешней торговли в Вавилоне, возросшая экономическая мощь царско-храмового хо­зяйства определили особое место и подробную регла­ментацию в ЗХ деятельности зависимых от царской вла­сти тамкаров (купцов, ростовщиков) и шамаллум (их агентов). С целью выявления правового статуса этих лиц студенту необходимо проанализировать ст. 40, 49, 51, 66, 88, 96, 100—107 и др. При этом следует отметить, что дворцовая земля и имущество, передаваемые им за службу, а равно и имущество служилого жречества (жриц) находилось в несколько ином режиме, чем иму­щество воинов. Оно могло быть «продано за серебро» с обязанностью покупателя нести за него соответствую­щую службу (ст. 40).


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru