Социализирующие задачи – 9.Охарактеризуйте характер социализации современной молодежи с точки зрения реализации ее задач (естественно-культурных, социально-психологических и социально-культурных).

Шпаргалки — Социальная педагогика — 8. Основные задачи социализации человека

Страница 8 из 56

8. Основные задачи социализации человека

Человек является непосредственным участником общественных событий. Социальная педагогика изучает главным образом начало развития человека, т. е. детство, отрочество, юность. Ведь именно в эти периоды жизни людей происходят внутренние процессы, которые накладывают отпечаток на всю жизнь. Общество заинтересовано, чтобы человек стал мужем или женою, создал крепкую семью, смог достойно участвовать в социальной и экономической жизни.

Человек становится субъектом социализации объективно, так как на протяжении всей своей жизни на каждом возрастном этапе перед ним встают все новые социально-психологические задачи, для решения которых он более или менее осознанно, а чаще неосознанно, ставит перед собой соответствующие цели, т. е. проявляет свои субъектностъ (позицию) и субъективность (индивидуальное своеобразие).

В определенной мере условно были выделены три группы задач, решаемых человеком на каждом возрастном этапе или этапе социализации: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические.

Социально-культурные задачи в конкретном этносе очень разные. Это задачи познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые. Они объективно определяются обществом в целом, а также этнорегиональными особенностями и ближайшим окружением человека.

От человека в соответствии с его возрастными возможностями ждут приобщенности к определенному уровню общественной культуры, владения некоторой суммой знаний, умений, навыков, определенного уровня сформированности ценностей.

В зависимости от того, на каком этапе жизни находится человек, перед ним появляются новые задачи: его участие в семье, в производственно-экономической деятельности и т. д.

Задачи социально-культурного ряда имеют два слоя. С одной стороны, это задачи, предъявляемые человеку в вербализованной форме институтами общества и государства, с другой – задачи, воспринимаемые им из социальной практики, нравов, обычаев, психологических стереотипов непосредственного окружения. Причем эти два слоя не совпадают между собой и в большей или меньшей степени противоречат друг другу. Кроме того, и тот и другой слой может не осознаваться человеком или осознаваться частично, а нередко в той или иной мере искаженно.

Социально-психологическая задача – это становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализация и самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое содержание.


libsib.ru

Социальная педагогика — Основные задачи социализации человека

Основные задачи социализации человека


Человек является непосредственным участником общественных событий. Социальная педагогика изучает главным образом начало развития человека, т. е. детство, отрочество, юность. Ведь именно в эти периоды жизни людей происходят внутренние процессы, которые накладывают отпечаток на всю жизнь. Общество заинтересовано, чтобы человек стал мужем или женою, создал крепкую семью, смог достойно участвовать в социальной и экономической жизни.
Человек становится субъектом социализации объективно, так как на протяжении всей своей жизни на каждом возрастном этапе перед ним встают все новые социально-психологические задачи, для решения которых он более или менее осознанно, а чаще неосознанно, ставит перед собой соответствующие цели, т. е. проявляет свои субъектностъ (позицию) и субъективность (индивидуальное своеобразие).
В определенной мере условно были выделены три группы задач, решаемых человеком на каждом возрастном этапе или этапе социализации: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические.
Социально-культурные задачи в конкретном этносе очень разные. Это задачи познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые. Они объективно определяются обществом в целом, а также этнорегиональными особенностями и ближайшим окружением человека.
От человека в соответствии с его возрастными возможностями ждут приобщенности к определенному уровню общественной культуры, владения некоторой суммой знаний, умений, навыков, определенного уровня сформированности ценностей.
В зависимости от того, на каком этапе жизни находится человек, перед ним появляются новые задачи: его участие в семье, в производственно-экономической деятельности и т. д.
Задачи социально-культурного ряда имеют два слоя. С одной стороны, это задачи, предъявляемые человеку в вербализованной форме институтами общества и государства, с другой – задачи, воспринимаемые им из социальной практики, нравов, обычаев, психологических стереотипов непосредственного окружения. Причем эти два слоя не совпадают между собой и в большей или меньшей степени противоречат друг другу. Кроме того, и тот и другой слой может не осознаваться человеком или осознаваться частично, а нередко в той или иной мере искаженно.
Социально-психологическая задача – это становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализация и самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое содержание.

cribs.me

8. Основные задачи социализации человека. Социальная педагогика



8. Основные задачи социализации человека. Социальная педагогика Craig Stone

Online Status

Show your status to all

Auto Updates

Keep up to date

Notifications

Do you need them?

API Access

Enable/Disable access

  • New sale! + $249

    3 min ago

  • New sale! + $129

    50 min ago

  • New sale! + $119

    2 hours ago

  • New sale! + $499

    3 hours ago

  • New sale! + $249

    26 hours ago

  • Product Purchase — $50

    28 hours ago

  • New sale! + $119

    29 hours ago

  • Paypal Withdrawal — $300

    37 hours ago

  • New sale! + $129

    39 hours ago

  • New sale! + $119

    45 hours ago

  • New sale! + $499

    46 hours ago

librolife.ru

8. Основные задачи социализации человека |  Читать онлайн, без регистрации

8. Основные задачи социализации человека

Человек является непосредственным участником общественных событий. Социальная педагогика изучает главным образом начало развития человека, т. е. детство, отрочество, юность. Ведь именно в эти периоды жизни людей происходят внутренние процессы, которые накладывают отпечаток на всю жизнь. Общество заинтересовано, чтобы человек стал мужем или женою, создал крепкую семью, смог достойно участвовать в социальной и экономической жизни.

Человек становится субъектом социализации объективно, так как на протяжении всей своей жизни на каждом возрастном этапе перед ним встают все новые социально-психологические задачи, для решения которых он более или менее осознанно, а чаще неосознанно, ставит перед собой соответствующие цели, т. е. проявляет свои субъектностъ (позицию) и субъективность (индивидуальное своеобразие).

В определенной мере условно были выделены три группы задач, решаемых человеком на каждом возрастном этапе или этапе социализации: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические.

Социально-культурные задачи в конкретном этносе очень разные. Это задачи познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые. Они объективно определяются обществом в целом, а также этнорегиональными особенностями и ближайшим окружением человека.

От человека в соответствии с его возрастными возможностями ждут приобщенности к определенному уровню общественной культуры, владения некоторой суммой знаний, умений, навыков, определенного уровня сформированности ценностей.

В зависимости от того, на каком этапе жизни находится человек, перед ним появляются новые задачи: его участие в семье, в производственно-экономической деятельности и т. д.

Задачи социально-культурного ряда имеют два слоя. С одной стороны, это задачи, предъявляемые человеку в вербализованной форме институтами общества и государства, с другой – задачи, воспринимаемые им из социальной практики, нравов, обычаев, психологических стереотипов непосредственного окружения. Причем эти два слоя не совпадают между собой и в большей или меньшей степени противоречат друг другу. Кроме того, и тот и другой слой может не осознаваться человеком или осознаваться частично, а нередко в той или иной мере искаженно.

Социально-психологическая задача – это становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализация и самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое содержание.

velib.com

Основные задачи социализации человека — шпаргалка на ГОСы

Человек является непосредственным участником общественных событий. Социальная педагогика изучает главным образом начало развития человека, т. е. детство, отрочество, юность. Ведь именно в эти периоды жизни людей происходят внутренние процессы, которые накладывают отпечаток на всю жизнь. Общество заинтересовано, чтобы человек стал мужем или женою, создал крепкую семью, смог достойно участвовать в социальной и экономической жизни. Человек становится субъектом социализации объективно, так как на протяжении всей своей жизни на каждом возрастном этапе перед ним встают все новые социально-психологические задачи, для решения которых он более или менее осознанно, а чаще неосознанно, ставит перед собой соответствующие цели, т. е. проявляет свои субъектностъ (позицию) и субъективность (индивидуальное своеобразие). В определенной мере условно были выделены три группы задач, решаемых человеком на каждом возрастном этапе или этапе социализации: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические. Социально-культурные задачи в конкретном этносе очень разные. Это задачи познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые. Они объективно определяются обществом в целом, а также этнорегиональными особенностями и ближайшим окружением человека. От человека в соответствии с его возрастными возможностями ждут приобщенности к определенному уровню общественной культуры, владения некоторой суммой знаний, умений, навыков, определенного уровня сформированности ценностей. В зависимости от того, на каком этапе жизни находится человек, перед ним появляются новые задачи: его участие в семье, в производственно-экономической деятельности и т. д. Задачи социально-культурного ряда имеют два слоя. С одной стороны, это задачи, предъявляемые человеку в вербализованной форме институтами общества и государства, с другой – задачи, воспринимаемые им из социальной практики, нравов, обычаев, психологических стереотипов непосредственного окружения. Причем эти два слоя не совпадают между собой и в большей или меньшей степени противоречат друг другу. Кроме того, и тот и другой слой может не осознаваться человеком или осознаваться частично, а нередко в той или иной мере искаженно. Социально-психологическая задача – это становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализация и самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое содержание.

2dip.su

Билет Социализация личности – задача современного образовательного процесса

Объект педагогики.

А. С. Макаренко — ученый и практик, в 1922 г. сформулировал мысль о специфике объекта педагогической на­уки. Он писал, что многие считают объектом педагогического ис­следования ребенка, но это неверно. Объектом исследования на­учной педагогики является «педагогический факт (явление)».

(Педагогические явления – учитель, ученик, воспитатель, воспитанник – составляют один из видов социальных явлений. ). Педагогика изу­чает целенаправленную деятельность по развитию и формирова­нию его личности. Педагогика изучает образование.

2 билет.

Педаго́гика— (греч. искусство воспитания. Ребенок, веду) — наука о воспитании и обучении человека.

Задачи педагогики принято делить на два типа: постоянные и временные .

Постоянные задачи

1. Задача вскрытия закономерностей в областях воспитания, обучения, образования и управления образовательными и воспитательными системами.
Изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности. Профессиональная педагогическая деятельность – это всегда творческий процесс. Однако существуют определенные рациональные средства эффективного влияния на учащихся. Для этого требуется теоретическое обоснование и научная интерпретация «творчества учителей».

2. Задача разработки новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания.

3. Задача прогнозирования обучения на ближайшее отдаленное будущее. Прогнозирование выполняет функцию управления развитием педагогики как теоретической и практической науки.

4. Задача внедрения результатов исследований в практику.

Временные задачи:

1) создание библиотек электронных учебников;

2) разработка стандартов педагогического профессионализма;

3) выявление типичных стрессов в работе учителя;

4) создание дидактических основ обучения «трудных» детей;

5) разработка тестов уровней педагогического мастерства;

6) анализ типовых конфликтов в отношениях учитель – ученик.

Задачи педагогики определяются педагогическими целями. Среди всего многообразия педагогических целей выделяют:



1) цели нормативные (государственные ) – общие цели, определяющиеся в правительственных документах. Они разрабатываются на базе широкой информации о состоянии образования и экономики в России. Эти цели служат общим ориентиром в работе любого педагога;

2) цели общественные – формируются в виде потребностей, интересов и общественного мнения различных групп людей;

3) цели инициативные – цели, разрабатываемые непосредственно педагогами-практиками и имеющиеся у их воспитанников;

4) цели формирования знаний , умений, навыков, т. е. цели формирования сознания и поведения;

5) цель организационная – ставится педагогом и относится к области его управленческой функции;

6) цель методическая связана с преобразованием технологии обучения и внеучебной деятельности;

7) цели формирования творческой деятельности – развитие особенностей, задатков, интересов учащихся, умения их реализовать.

Цель на конкретный урок – предполагаемый результат деятельности, выраженный качественно и, по возможности, количественно.

Задачи каждого занятия обучающие (формирование понятий), воспитывающие (формирование любви к природе, эстетического вкуса и др.) и развивающие (формирование навыков и умений)

Главная цель – создание условий для развития личности(формирования компетенций)

3 билет. Основные категории педагогики

У разных педагогов нет единого мнения на тот счёт, какие понятия педагогики являются категориями, а какие нет, поэтому в разных источниках можно встретиться с различными классификациями.

Практически везде категориями педагогики считаются:

  • Образование
  • Обучение
  • Воспитание

Образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства (закон об Образовании).

В обыденном понимании образование кроме всего прочего подразумевает и, в основном, ограничено обучениемучеников учителем конкретным наукам.

Обуче́ние — целенаправленный педагогический процесс организации активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями, навыками.

Обуче́ние (современное понятие) – формирование у обучающихся компетенций.

Воспитание (классич. определение) – процесс передачи общественно-значимых ценностей из поколения в поколение.

Воспитание (совр. по В.А. Караковскому) – целенаправленноеуправление процессом развития личности. Главное в нем — это создание условий дляцеленаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.

Излагая свое понимание воспитания и его сущности, В.А. Караковский, Л.И. Новикова и Н.Л. Селиванова подчеркивают, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. А это означает, что происходит отказ от авторитарных методов. Приоритет в работе воспитателя отдается приемам опосредованного педагогического воздействия:диалог, педагогическая поддержка, создание воспитывающих ситуаций.

Педагог и учащийся – субъекты педагогического взаимодействия.

Личность– человек как участник историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью свободного выбора жизненного пути, в ходе которого осуществляется преобразования общества, природы и самого себя.

Личность— человек, преобразующий самого себя.

Индивидом и человеком рождаются, личностью становятся, индивидуальность защищают/отстаивают.

Социализация

4 билет.

Личность как педагогическая категория.

Личность – человек как участник историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью свободного выбора жизненного пути, в ходе которого осуществляется преобразования общества, природы и самого себя.

Личность— человек, преобразующий самого себя, но и окружающий мир.

Индивидом и человеком рождаются, личностью становятся, индивидуальность защищают/отстаивают.

Социализация– способность личности адаптироваться в обществе.

Личность может развиваться прогрессивно и регрессивно. Прогрессивное развитие способствует росту знаний и умений, повышению квалификации и образования. Регрессивное развитие основывается на “сужении” потребностей и интересов. Процесс развития личности у каждого человека протекает индивидуально, зависит от социально-психологических особенностей личности. Для того что бы процесс протекал полноценно должны быть благоприятные условия, различные жизненные препятствия тормозят его развитию. Развитие разных сторон личности включает в себя: физическое, политическое, интеллектуальное, нравственное, правовое и эстетическое развитие. Одни стороны могут развиваться быстрее, а другие в течение исторических периодов медленнее.

Роль педагога в формировании всесторонней развитой личности– это создать условия, способствующие развитию.Сегодня это согласно требованиям гуманистической педагогики: педагогическая поддержка, диалог, не воздействие, в взаимодействие между субъектами.

Воспитание (совр. по В.А. Караковскому) – целенаправленноеуправление процессом развития личности. Главное в нем — это создание условий дляцеленаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.

Излагая свое понимание воспитания и его сущности, В.А. Караковский, Л.И. Новикова и Н.Л. Селиванова подчеркивают, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. А это означает, что происходит отказ от авторитарных методов. Приоритет в работе воспитателя отдается приемам опосредованного педагогического воздействия:диалог, педагогическая поддержка, создание воспитывающих ситуаций.

Педагог и учащийся – субъекты педагогического взаимодействия.

билет Социализация личности – задача современного образовательного процесса.

megaobuchalka.ru

5. Социализация личности – задача современного образовательного процесса.

1 билет.

Педаго́гика— (греч.искусство воспитания. Ребенок, веду) —наукаовоспитаниииобучениичеловека.

Педагогика представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития об­разования как фактора и средства развития человека на протя­жении всей его жизни.

Объект:педагогические явления.

В общей системе наук, в общей системе «вещей и знаний» педагогика выступает как единственная наука, имеющая своим предметом развитие личности человека.Предмет: развитие личности человека.

На определённой ступени развития человеческого общества, воспитание выделятся в особую общественную функцию, т.е. возникают специальные воспитательные учреждения, появляются лица, профессией которых стало обучение и воспитание детей. Это имело место во многих древних странах, но более или менее достоверные сведения о школах для мальчиков дошли до нас из Египта, стран Ближнего Востока и античной Греции. Уже в трудах древнегреческих философов –Сократа, Платона , Аристотеля и др. – содержалось немало глубоких мыслей по вопросам воспитания. Из античной Греции ведёт своё происхождение и термин «педагогика».

В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали присматривать за своими детьми, сопровождать их в школу и из школы, нести учебные принадлежности, а также совершать с ними прогулки. Греческое слово «пейдагогос» (пейда – ребёнок, гогос – вести) обозначает «детоводитель». В дальнейшем педагогами стали называть специально подготовленных людей, которые занимались обучением и воспитанием детей и для которых педагогическая деятельность являлась профессией

Как особая наука педагогика впервые была выделена из системы философских знаний в начале XVII в.Оформление педагогики как самостоятельной научной дисциплины большинство исследователей связывает с именем великого чешского педагогаЯна Амоса Коменского(1592-1670). Сформулированные им принципы, методы, формы организации учебной работы с детьми и нравственного воспитания стали неотъемлемыми элементами последующих научно-педагогических систем. Большой вклад в развитие советской педагогики внесли Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Ушинский.Объект педагогики.А. С. Макаренко — ученый и практик, в 1922 г. сформулировал мысль о специфике объекта педагогической на­уки. Он писал, что многие считают объектом педагогического ис­следования ребенка, но это неверно. Объектом исследования на­учной педагогики является «педагогический факт (явление)».

(Педагогические явления – учитель,ученик,воспитатель,воспитанник– составляют один из видов социальных явлений. ). Педагогика изу­чает целенаправленную деятельность по развитию и формирова­нию его личности. Педагогика изучает образование.

2 билет.

Педаго́гика— (греч.искусство воспитания. Ребенок, веду) —наукаовоспитаниииобучениичеловека.

Задачи педагогики принято делить на два типа: постоянные и временные .

Постоянные задачи

1. Задача вскрытия закономерностей в областях воспитания, обучения, образованияи управления образовательными и воспитательными системами. Изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности. Профессиональная педагогическая деятельность – это всегда творческий процесс. Однако существуют определенные рациональные средства эффективного влияния на учащихся. Для этого требуется теоретическое обоснование и научная интерпретация «творчества учителей». 2. Задачаразработки новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания. 3. Задачапрогнозирования обученияна ближайшее отдаленное будущее. Прогнозирование выполняет функцию управления развитием педагогики как теоретической и практической науки. 4. Задачавнедрения результатов исследований в практику.

Временные задачи:

1) создание библиотек электронных учебников; 2) разработка стандартов педагогического профессионализма; 3) выявление типичных стрессов в работе учителя; 4) создание дидактических основ обучения «трудных» детей; 5) разработка тестов уровней педагогического мастерства; 6) анализ типовых конфликтов в отношениях учитель – ученик. Задачи педагогики определяются педагогическими целями. Среди всего многообразия педагогических целей выделяют: 1) цели нормативные (государственные ) – общие цели, определяющиеся в правительственных документах. Они разрабатываются на базе широкой информации о состоянии образования и экономики в России. Эти цели служат общим ориентиром в работе любого педагога; 2) цели общественные – формируются в виде потребностей, интересов и общественного мнения различных групп людей; 3) цели инициативные – цели, разрабатываемые непосредственно педагогами-практиками и имеющиеся у их воспитанников; 4) цели формирования знаний , умений, навыков, т. е. цели формирования сознания и поведения; 5) цель организационная – ставится педагогом и относится к области его управленческой функции; 6) цель методическая связана с преобразованием технологии обучения и внеучебной деятельности; 7) цели формирования творческой деятельности – развитие особенностей, задатков, интересов учащихся, умения их реализовать.

Цель на конкретный урок– предполагаемый результат деятельности, выраженный качественно и, по возможности, количественно.

Задачи каждого занятияобучающие (формирование понятий),воспитывающие(формирование любви к природе, эстетического вкуса и др.) иразвивающие(формирование навыков и умений)

Главная цель – создание условий для развития личности(формирования компетенций)

3 билет. Основные категории педагогики

У разных педагогов нет единого мнения на тот счёт, какие понятия педагогики являются категориями, а какие нет, поэтому в разных источниках можно встретиться с различными классификациями.

Практически везде категориями педагогики считаются:

  • Образование

  • Обучение

  • Воспитание

Образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства (закон об Образовании).

В обыденном понимании образование кроме всего прочего подразумевает и, в основном, ограничено обучением учеников учителем конкретным наукам.

Обуче́ние — целенаправленный педагогический процесс организации активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями, навыками.

Обуче́ние (современное понятие) – формирование у обучающихся компетенций.

Воспитание (классич. определение) – процесс передачи общественно-значимых ценностей из поколения в поколение.

Воспитание (совр. по В.А. Караковскому) – целенаправленное управление процессом развития личности. Главное в нем — это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.

Излагая свое понимание воспитания и его сущности, В.А. Караковский, Л.И. Новикова и Н.Л. Селиванова подчеркивают, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. А это означает, что происходит отказ от авторитарных методов. Приоритет в работе воспитателя отдается приемам опосредованного педагогического воздействия: диалог, педагогическая поддержка, создание воспитывающих ситуаций.

Педагог и учащийся – субъекты педагогического взаимодействия.

Личность – человек как участник историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью свободного выбора жизненного пути, в ходе которого осуществляется преобразования общества, природы и самого себя.

Личность— человек, преобразующий самого себя.

Индивидом и человеком рождаются, личностью становятся, индивидуальность защищают/отстаивают.

Социализация

4 билет.

Личность как педагогическая категория.

Личность – человек как участник историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью свободного выбора жизненного пути, в ходе которого осуществляется преобразования общества, природы и самого себя.

Личность— человек, преобразующий самого себя, но и окружающий мир.

Индивидом и человеком рождаются, личностью становятся, индивидуальность защищают/отстаивают.

Социализация – способность личности адаптироваться в обществе.

Личность может развиваться прогрессивно и регрессивно. Прогрессивное развитие способствует росту знаний и умений, повышению квалификации и образования. Регрессивное развитиеосновывается на “сужении” потребностей и интересов. Процесс развития личности у каждого человека протекает индивидуально, зависит от социально-психологических особенностей личности. Для того что бы процесс протекал полноценно должны быть благоприятные условия, различные жизненные препятствия  тормозят его развитию. Развитие разных сторон личности включает в себя: физическое, политическое, интеллектуальное, нравственное, правовое и эстетическое развитие. Одни стороны могут развиваться быстрее, а другие в течение исторических периодов медленнее.

Роль педагога в формировании всесторонней развитой личности– это создать условия, способствующие развитию. Сегодня это согласно требованиям гуманистической педагогики: педагогическая поддержка, диалог, не воздействие, в взаимодействие между субъектами.

Воспитание (совр. по В.А. Караковскому) – целенаправленное управление процессом развития личности. Главное в нем — это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.

Излагая свое понимание воспитания и его сущности, В.А. Караковский, Л.И. Новикова и Н.Л. Селиванова подчеркивают, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. А это означает, что происходит отказ от авторитарных методов. Приоритет в работе воспитателя отдается приемам опосредованного педагогического воздействия: диалог, педагогическая поддержка, создание воспитывающих ситуаций.

Педагог и учащийся – субъекты педагогического взаимодействия.

5 билет.

Личность – основная категория педагогики. Это объект изучения педагогики.

Личность — Личность – человек как участник историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью свободного выбора жизненного пути, в ходе которого осуществляется преобразования общества, природы и самого себя.

Личность— человек, преобразующий самого себя и мир.

Современный образовательный процесс характеризуется постоянным стремлением к обновлению всех составляющих его частей: задач, содержания и основных методов и форм. Одной из задач современного образовательного процесса является социализация личности.

Если раньше обучение строилось, главным образом, на передаче от педагога к учащемуся знаний, умений, навыков, то сегодня важно не только получить знания, выработать навыки но и применить все это в жизни.

Социализация является процессом и результатом вовлечения личности в систему социальных отношений, социальную практику в целом; это усвоение и воспроизводство человеком социального опыта. Это способность личности адаптироваться в обществе

Социализация состоит из двух взаимосвязанных составляющих:

  • социальной адаптации – приспособления личности к социальным условиям и индивидуализации (обособления) –

  • осознания ею неповторимости своей индивидуальности, внутренней свободы и независимости, возможности оставаться самой собой и реализовать свой творческий потенциал.

Учитель должен всегда иметь в виду две эти взаимосвязанные грани социализации, так как успешная адаптация человека в обществе напрямую зависит от степени развития ее индивидуальности. Самоопределение, а не «приспособление» становится основным механизмом социализации в настоящий момент.

Учитель должен помочь молодому человеку самоопределиться в существующем мире: в системе общественных норм и ценностей, в отношениях с окружающими людьми, обретении смысла своей жизни и учебной деятельности, которая является для него ведущей, произведении профессионального выбора и самоопределения.

Одной из значительных частей социализации в ранней юности становится профессионализация личности, которая заключается в подготовке ее к осознанному выбору профессии и дальнейшему освоению профессиональных образовательных программ.

Осуществление данной функции связано с направленностью педагога на решение таких задач:

– развития смысложизненных установок учащихся, осознания ими своего призвания, возможностей;

– помощи в проектировании ими своего жизненного и профессионального пути;

– обнаружения познавательных и профессиональных возможностей, интересов и намерений школьников;

– обеспечения необходимого уровня их подготовки в областях знаний, находящихся в основе выбранной профессии;

– вырабатывания готовности к самоопределению в системе межличностных и деловых отношений, изучения умений и навыков общения;

– развития организаторских способностей, вырабатывания готовности к принятию социально и профессионально ценных решений в сложных ситуациях жизни и профессиональной деятельности. То есть успешность социализации и профессионализации определяется ориентацией педагога на развитие индивидуальности ученика, его творческого потенциала, на становление его социальной позиции.

6 билет.

studfiles.net