Собственность частная государственная и муниципальная – Статья 212. Субъекты права собственности. 1. В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Формы собственности недвижимости: государственная, муниципальная, частная

Каждый объект недвижимости определяется, в том числе, по виду собственности, на основании которой зафиксирован и закреплён за владельцем в учётных записях государственного кадастра.

Под формой собственности понимается вид права, возникший в результате гражданских правоотношений, допускающих беспрепятственное владение недвижимостью.

Главным фактором, объясняющим полноправное владение землёй, квартирой или жилым (нежилым) помещением, становится степень допустимости распоряжением объектом.

Формы собственности недвижимости

Собственность предусмотрена как неотъемлемое конституционное право субъекта владеть и распоряжаться недвижимым имуществом. Она представляет предельно свободное оперирование объектами, допускает имущественное распоряжение, позволяющее сдавать квартиры в аренду, наём, выставлять на торги.

Обозначенное право даёт наибольшие гарантии защиты имущества от притязания третьих лиц. А так же – полноправные полномочия на отчуждение объектов, ограниченные лишь соответствием законодательным нормам.

Принято выделять формы собственности, ориентирующиеся на статус правообладателя, за субъектом которого закрепляется земельный массив или участок, а так же здания и расположенные в нём жилые и нежилые помещения.

Дифференциация субъектов правообладания определена п.2 ст.9 Конституции РФ, а так же – статьями 209-217 ГК РФ.

В их числе:

  1. государственная;
  2. муниципальная;
  3. частная.

В свою очередь частная собственность подразделяется на:

  • личная – недвижимость физических лиц;
  • зарегистрированная на юридическое лицо;
  • общая: совместная и долевая.

Субъект владения недвижимостью получает право распоряжения отчуждённым в его ведение ресурсом, наряду с чем приобретает обязанность по добросовестному ее содержанию, а так же – ответственному управлению.

Государственная недвижимость

Государство – полноправный владелец всех видов имущества, к которым относятся земельные массивы, здания и помещения, состоящие на балансе федерального бюджета. Это недвижимость, принадлежащая государству полностью или на основании долевого и совместного права с организациями и компаниями, по взаимной договорённости сторон.

Структуры федеральной власти вправе пользоваться такими объектами для нужд управления и обеспечения общественной пользы населения страны или субъектов Федерации.

Федеральные образования власти управляют таким имуществом самостоятельно, регламентируя её использование по целевому назначению и соответственно установленным законодательством нормативам.

Государство может делегировать полномочия по управлению промышленным и иным компаниям, а так же регионам, которые управляют вверенным имуществом под непосредственным надзором государственных органов и структур.

Не передаются в ведение муниципалитетов и частных собственников из числа физических и юридических лиц:

  • особо охраняемые территории земель;
  • лесные и водные массивы;
  • территории, недра которых содержат полезные ископаемые;
  • культурные памятники государственного значения и т.п.

Такие виды недвижимости допустимо только получать в аренду, если иное не предусмотрено законодательством.

Так же, земельная собственность находится полностью в ведении государства, которое передаёт полномочия по распоряжению регионам на основании постоянного (бессрочного) пользования.

Исключение составляют наделы, переданные в собственность гражданам или компаниям.

Муниципальная недвижимость

Переданное государством во владение муниципалитетам имущество не имеет жёсткой грани разделения субъекта распоряжения. Передавая недвижимость в регионы, государство обеспечивает административные структуры нормативами и резолюциями по использованию и допустимым видам распоряжения.

По факту, объекты переходят в ведение муниципальных властей, но юридически не отчуждаются от федерального имущественного базиса. Управление осуществляется только в рамках компетенции местных органов власти.

Такое положение вещей определяет муниципальное имущество подведомственной формой собственности, подотчётной государству. Позиция собственника местного органа власти определяется в контексте взаимосвязи с федеральным имущественным ресурсом.

Недвижимость ставится на баланс местного бюджета, а часть средств от её использования вовлекаются в местный бюджет, которым муниципалитеты вправе распоряжаться самостоятельно.

В ведение муниципальных властей переходят следующие объекты:

  • Земельные массивы и участки соответствующих категорий и видов разрешённого использования, по преимуществу – земли населённых пунктов и массивы земель сельскохозяйственного назначения.
  • Здания из числа нежилого и жилого фонда, промышленные здания и сооружения, здания из числа использующихся под муниципальные нужды – школы, детские сады, медицинские учреждения и т.п.
  • Объекты культурного наследия, исторические памятники и памятники архитектуры, отражающие исторический и культурный контекст региона.
  • Административные здания.

Не смотря на иерархическую подчинённость регионов государству, законодательство разграничивает ответственное владение недвижимостью, определяя автономность имущественных позиций муниципалитетов. Эта позиция определена в Постановлении ВС РФ от 27.12.91 г., под № 3020-1.

Частная недвижимость

В частное владение недвижимость поступает:

  1. из государственного или муниципального ресурса;
  2. в результате имущественных сделок.

Федеральный и муниципальный земельные ресурсы, или ресурсы жилого фонда обеспечивают владение объектами путём приватизации земель и квартир. Переоформление путём приватизации передаёт полноправное обладание объектом в сторону владельцев квартир или земельных участков.

Кроме этого, частный фонд жилого имущества или участков, пополняется в результате выкупа объектов у государства или административных органов.

Частное владение предоставляет максимальные гарантии гражданам из числа физических и юридических лиц.

Основной источник гарантий собственников – Конституция РФ и Гражданский кодекс, которые оглашают данное право наряду с приоритетными гражданскими правами.

Обозначенное право вступает в юридическую силу после регистрации объекта в качестве принадлежащего физическому или юридическому лицу. Регистрация проводится в местных отделениях МФЦ, передавая регистрационные сведения в Государственный Реестр правообладателей, на основании которого констатировано обозначенное право.

Собственники на основании сведений из реестра получают правоудостоверяющую документацию в виде свидетельств о регистрации права в учётных записях, где указаны дифференцированные нормативы владения. Они определяют полноправное обладание объектом со стороны граждан или компаний, организаций. А так же обозначают долевое или совместное владение таковым.

Регистрирующий орган определяет обременения, то есть позиции, которые не допускают полноценно распоряжаться участком или квартирой. Такие случаи определяют наличие сервитута на землю, что выделяет часть площади на территории владельцев. То же происходит, когда квартира оформлена в ипотеку, или объект заложен под получение кредита на иные нужды собственника.

Личная

Данные правоотношения распространяются на следующие виды недвижимости:

Характеризуются тем, что во владении физического лица официально оформлена полная учётная единица.

Владелец рассматривается как единственный правообладатель, приобретший право беспрепятственного имущественного распоряжения и является физическим лицом.

При этом не играет роли наличие гражданства РФ и иные факторы, удостоверяющие правоспособность гражданина, в том числе – совершеннолетний возраст.

Лица, не достигшие 18 лет, вправе получать во владение недвижимость, при этом распоряжение и ответственное управление таковой, осуществляют их законные представители – родители или опекуны (см. Жилье на ребенка).

Собственность юридических лиц

Владельцами недвижимости, в данном случае, рассматриваются не граждане, а учредители компаний и организаций, а так же обществ с ограниченной ответственностью.

То есть – юридические лица, с официально закреплённым соответствующим статусом, владеющие:

Нюансы этого вида обладания ориентированы на имущественные интересы организации, которой принадлежат здания, помещения или земли. Основой имущественных правоотношений определяется совместный интерес круга лиц, финансирующих деятельность компании.

Учредитель, которым является юридическое лицо – сформатированный субъект.

При выделении одного из участников в автономное владение объектом, или при выбытии такового из коммерческой деятельности, определяется доля стоимости зданий, земель и иного имущества, соразмерно принадлежащая партнёру.

По преимуществу в  основе финансового базиса компании лежат интересы нескольких лиц, являющихся соучредителями организации, что вносит в контекст правоотношений дополнительные юридические связи, когда распоряжение имуществом ограничивается только совладельцами.

Общая совместная и общая долевая собственность

В отличие от индивидуального, совместное владение помещением или участком,  предусматривает разделение права собственности между несколькими участниками. Такие имущественные отношения складываются в результате приватизации квартир, после получения объекта в наследство или после раздела имущества при разводе супругов.

Совместное владение без выделения долей допускает полноценное использование и распоряжение помещением или участком всеми лицами, официально оформленными в качестве владельцев. Они несут солидарную ответственность за содержание помещения или участка, а при сбыте имущества, получают равные суммы денежных средств, если соглашением не предусмотрено иное.

По преимуществу совместное распоряжение приводит к выделению долей, что предусматривает распределение объёма прав и ответственности в отношении квартиры или иного имущества, пропорционально выделенным долям.

В таком случае имущественные отношения допускают участие в сделке доли одного из совладельцев, но при обязательном согласии остальных.

Примером таких отношений служат:

  • доли в жилом помещении;
  • коммунальные квартиры;
  • участки в СНТ и ДНТ;
  • кооперативные квартиры;
  • паи в гаражном кооперативе и т.п.

Данный вид гражданских отношений возникает не только в отношении жилья и земельных участков, используемых гражданами. Они формируются так же в структуре юридического лица.

В их отношении действуют те же юридические позиции, которые требуют согласования имущественных операций с недвижимостью с соучредителями и партнёрами.

myestate.club

Формы собственности: государственная, муниципальная, частная.

Поиск Лекций

В экономической литературе нет единого подхода к опреде­лению форм собственности. Существует классификация по при­знаку субъектов собственности, когда собственниками являются отдельные граждане, коллективы, семьи, государство и т. д. В соответствии с этим признаком можно говорить о партийной, профсоюзной, банковской собственности, собственности обще­ственных организаций и т. д. По форме присвоения выделяют ин­дивидуальную, коллективную и государственную собственность. По составу субъектов или по степени социализации собственности можно выделить индивидуальную, групповую и общественную.

Государственная собственность сосредотачивает права собственности у государственного института власти. Верховный распорядитель собственности — государство, а управляют ею назначенные руководители. Право совместного распоряжения государственной собственностью реализуется через систему са­моуправления гражданского общества. Граждане государства, распоряжающегося национальным богатством, имеют право на получение части дохода от функционирования государственной собственности.

Этот доход выражается в равных для всех воз­можностях системы социального обеспечения. Свободный и равный доступ к государственным (общественным) фондам по­требления является обязательным условием функционирования общенародной по содержанию и государственной по форме собственности. Общественный тип собственности представлен государственной собственностью разных уровней: федеральной, субъектов федерации, муниципальной.

Основой функциониро­вания профсоюзов, союзов трудовых коллективов и пр. является общественная собственность. Собственность общественных ор­ганизаций предполагает, что ею распоряжаются и ее присваива­ют члены этих объединений на равных для всех основаниях. На основе общественной формы собственности формируются госу­дарственные и муниципальные предприятия.

Отношения частной собственности предполагают обособле­ние собственника, который независимо от других людей осуще­ствляет свои права. Частная собственность персонифицирована, т. е. ее владелец известен и ответственность за ее использование конкретна. Частная собственность представлена индивидуальной собственностью и капиталистической частной собственностью. Отличительной чертой

индивидуальной собственности (частно-трудовой собственности) является то, что собственник самостоя­тельно реализует права владения, распоряжения, пользования и присвоения.

Отсюда следует стремление частного собственника наиболее рационально вести свое хозяйств, высокая эффектив­ность частной собственности. Социальные носители этой формы собственности — крестьяне, ремесленники, частные врачи, адво­каты и другие люди, живущие своим трудом. В случае капитали­стической частной собственности, основные права по-прежнему реализуются собственником, но некоторые правомочия могут сосредотачиваться в руках других людей. Данный вид собствен­ности отчуждает наемного работника от средств производства и создает условия обогащения хозяина-собственника за счет труда последнего.

Здесь неизбежно расхождение экономических инте­ресов собственников и трудящихся. На основе частной собст­венности формируются такие формы хозяйствования, как лич­ное подсобное хозяйство, трудовое хозяйство, частные предпри­ятия любого размера — от индивидуального производства до крупных предприятий, а также любой другой вид использования частного имущества (от сдачи квартир внаем до денежных опе­раций между частными лицами).

Коллективная собственность основана на объединении ин­дивидуальных собственников. В России коллективная собствен­ность представлена различными видами кооперативной собст­венности (собственность потребительской кооперации, колхозов и др.), а также акционерной и партнерской собственностью.

Кооперативная собственность — коллективный вид собственно­сти, сохранившей черты индивидуальной. Каждый член коопе­ратива участвует в нем своим трудом и имуществом, имеет рав­ные права в управлении и распределении дохода. Величина получаемого дохода определяется индивидуальным вкладом пай­щика. Кооперативная собственность в условиях рыночной эко­номики обладает более значительным потенциалом, что обуслав­ливается связью оплаты труда с конечными результатами дея­тельности кооператива.

Разновидность коллективной формы собственности — акционерная собственность, которая сочетает в себе признаки как частной, так и общественной собственности. Акционерная собственность — собственность многих юридиче­ских и физических лиц, предполагающая добровольное объеди­нение их денежных средств. На основе сформированного на объединенные средства акционерного предприятия идет коллек­тивное создание дохода с последующим его индивидуальным присвоением в виде дивидендов.

Партнерская собственность возникает в результате объединения капиталов двух и более лиц. Пайщики предприятия — совладельцы созданного за счет пае­вых взносов имущества, получающие долю прибыли, соответст­вующую размерам их собственности. На основе коллективной формы собственности формируются такие формы хозяйствова­ния, как кооперативы, коллективные предприятия, арендные предприятия, товарищества, акционерные предприятия, ассо­циации и т. д.

Отношения общественной собственности предполагают, что различные лица совместно осуществляют права собственника. Общественная собственность базируется на совместном владе­нии, распоряжении, но исключает индивидуальное. Обществен­ная собственность деперсонифицирована, так как права собст­венности принадлежат всем, а конкретно — никому. Общест­венная собственность обладает наиболее высокой степенью социализации; она представлена, прежде всего, государственной собственностью, а также собственностью общественных органи­заций.

Как уже говорилось, современная экономика характеризует­ся многообразием форм и видов собственности Широкое рас­пространение получили смешанные формы собственности, ко­гда внутри отдельных форм сочетаются черты разных форм соб­ственности. Например, частно-государственная собственность в различных долевых соотношениях.

В широком смысле слова отношения собственности в государственно-структуризированном обществе заключают в себе.

Собственность представляет собой четыре понятия:

1) отношения к вещи; — (собственник или нет средств и результатов производства, рабочей силы)

2) производственное отношение по поводу вещей; — состоит из двух групп.

2.1. распределение результатов производства ( их принадлежность и потребление произведенных благ)

2.2. движение средств производства, рабочей силы, производимого продукта в сфере производства, распределения, обмена и потребления. (функционирование производства)

3) отношение к средствам производства (собственники капитала и собственники рабочей силы)

4) юридическое отношение (закрепленное законом, органы власти принимают и принудительно реализуют законы, касающиеся собственности).


2. Спецификация и размывание прав собственности

Чем шире набор прав, связанных с данным ресурсом, тем выше его полезность. Так, собственная вещь и вещь, взятая напрокат, имеют разную полезность для потребителя, даже если физически они совершенно идентичны. Экономические агенты не могут передать в обмене больше правомочий, чем они имеют. Поэтому расширение или сужение имеющихся у них прав собственности будет приводить также к изменению условий и масштабов обмена (увеличению или уменьшению числа сделок в экономике).

В качестве исходного пункта анализа западные теоретики обращаются обычно к режиму частной собственности. Право частной собственности понимается ими не просто как арифметическая сумма правомочий, а как сложная структура. Ее отдельные компоненты взаимно обусловливают друг друга. Степень их взаимосвязанности проявляется в том, насколько ограничение какого-либо правомочия (вплоть до полного его устранения) влияет на реализацию собственником остальных правомочий.

Высокая степень исключительности, присущая частной собственности, имеет два поведенческих следствия:

1) исключительность права (usus fructus) предполагает, что на собственника и только на него падают все положительные и отрицательные результаты осуществляемой им деятельности. Поэтому он оказывается заинтересован в максимально полном их учете при принятии решений;

2) исключительность права отчуждения означает, что в процессе обмена вещь будет передана тому экономическому агенту, который предложит за нее наивысшую цену, и тем самым будет достигнуто эффективное распределение ресурсов в экономике.

Защита системы частной собственности западными экономистами покоится именно на этих аргументах об эффективности. Точное определение содержания прав собственности они считают важнейшим условием эффективного функционирования экономики.

Исключить других из свободного доступа к ресурсу означает специфицировать права собственности на него.

Спецификация прав собственности способствует созданию устойчивой экономической среды, уменьшая неопределенность и формируя у индивидуумов стабильные ожидания относительно того, что они могут получить в результате своих действий и на что они могут рассчитывать в отношениях с другими экономическими агентами.

Специфицировать право собственности значит точно определить не только субъекта собственности, но и ее объект, а также способ наделения ею.

Неполнота спецификации трактуется как размывание(attenuation) прав собственности. Смысл этого явления можно выразить фразой: «никто не станет сеять, если урожай будет доставаться другому».

Размывание прав собственностиможет происходить либо потому, что они неточно установлены и плохо защищены, либо потому, что они подпадают под разного рода ограничения, главным образом со стороны государства.

Поскольку любые ограничения перестраивают ожидания экономического агента, снижают для него ценность ресурса, меняют условия обмена, постольку действия государства оказываются у теоретиков прав собственности под априорным подозрением.

Необходимо различать процессы дифференциации (расщепления) и размывания прав собственности. Добровольный и двусторонний характер расщепления правомочий гарантирует в их глазах, что оно будет осуществляться в соответствии с критерием эффективности. Главный выигрыш от рассредоточения правомочий усматривается в том, что экономические агенты получают возможность специализироваться в реализации того ли иного частичного правомочия, что повышает эффективность их использования (например, в праве управления или в праве распоряжения капитальной стоимостью ресурса).

В противоположность этому односторонний и принудительный характер ограничения прав собственности государством не дает никаких гарантий его соответствия критериям эффективности. Действительно, подобные ограничения нередко налагаются в корыстных интересах различных лоббистских групп.

В реальности отделить процессы расщепления от процессов размывания прав собственности очень трудно, поэтому экономический анализ проблемы размывания прав собственности не означает призыва к точному определению всех правомочий на все ресурсы любой ценой.

Спецификация прав собственности, с точки зрения экономической теории, должна идти до того предела, где дальнейший выигрыш от преодоления их размытости уже не будет окупать связанные с этим издержки.

Проблема спецификации прав собственности и влияния на этот процесс трансакционных издержек рассматривается в «Теореме Коуза».

Проблема спецификации/размывания прав собственности заняла так много места в работах западных экономистов (по словам С. Пейовича и Э. Фьюрудота, она является ядром современной теории фирмы[9]), потому что именно через неё вскрываются сложные обратные связи между собственностью и экономической организацией производства. Как подчёркивается в теории прав собственности, содержание и распределение этих прав влияют и на аллокацию ресурсов, и на объем и условия обмена, и на распределение и уровень дохода, и на процессы ценообразования. Формальному доказательству этого положения посвящена так называемая «Теорема Коуза».

 

Теорема Коуза

Теорема Коуза имеет в современной научной литературе множество трактовок, с половиной из которых вряд ли согласился бы сам Р. Коуз.

Вначале кратко остановимся на круге проблем и понятий, которые фигурируют в теореме Коуза.

Внешние эффекты (экстерналии) – дополнительные издержки или выгоды, не получившие отражения в ценах.

Положительные внешние эффекты возникают тогда, когда деятельность одних экономических субъектов приводит к возникновению дополнительных выгод для других субъектов, причем это не отражается в ценах на производимое благо.

Отрицательные внешние эффекты возникают тогда, когда деятельность одних экономических субъектов вызывает дополнительные издержки для других.

Традиционно в неоклассической теории проблема внешних эффектов связывалась с «провалами рынка», что оправдывало государственное вмешательство, и решалась с помощью «налога Пигу».

 

«Налог Пигу» должен быть равен MEC, тогда MSB=MSC.

Коуз предложил оригинальную гипотезу, следуя которой, отрицательные внешние эффекты могут быть интернализированы с помощью обмена правами собственности на объекты, порождающие экстерналии при условии, что эти права четко определены и издержки обмена незначительны. И в результате такого обмена рыночный механизм приведет стороны к эффективному соглашению, которое характеризуется равенством частных и социальных издержек.

Трудности при реализации положений данной теоремы заключаются: 1) в четком определении прав собственности; 2) в высоких трансакционных издержках.

Наиболее распространенным является формулировка теоремы Коуза, данная Джорджем Стиглером: «в условиях совершенной конкуренции (при нулевых трансакционных издержках, т.к. в этом случае монополии будут вынуждены действовать как конкурентные фирмы – В.В.) частные и социальные издержки будут равны».

Формулировка Коуза несколько отличная: разграничение прав (собственности – В.В.) является существенной предпосылкой рыночных трансакций … конечный результат (который максимизирует ценность производства) не зависит от правового решения (только В.В.) при предположении нулевых трансакционных издержек.

Коуз подчеркивал, что Стиглер не учел при формулировке теоремы то, что при равенстве частных и социальных издержек ценность производства будет максимизироваться. Это очевидно, если принять следующую трактовку социальных издержек, которую дает Коуз.

Коузом используется оригинальная трактовка социальных издержек. «Социальные издержки»представляют собой наивысшую ценность, которую могут принести факторы производства при их альтернативном использовании». Но любой предприниматель приступит к производству в случае, когда его частные издержки будут меньше, чем ценность продукта, произведенного с помощью привлеченных факторов. Следовательно, равенство социальных и частных издержек подразумевает максимизацию ценности производства.

Иногда ошибочно на основании этой теоремы делается вывод о том, что «Коузианский мир» – это мир с нулевыми трансакционными издержками. В действительности это не так.

Коуз, наоборот, своей теоремой показывает значимость трансакционных издержек для экономического анализа «реально происходящих событий».

«В мире с нулевыми трансакционными издержками ценность производства будет максимизироваться при любых правилах об ответственности». Иными словами, при нулевых трансакционных издержках правовые нормы не имеют значения для максимизации.

«При ненулевых трансакционных издержках закон играет ключевую роль в определении того, как используются ресурсы… Внесение всех или части изменений (ведущих к максимизации производства – В.В.) в контракты оказывается делом чересчур накладным. Стимулы к осуществлению некоторых шагов, которые бы привели к максимизации производства, исчезают. От закона зависит, каких именно стимулов будет недоставать, поскольку он определяет, как именно нужно изменить контракты, чтобы осуществить те действия, которые максимизируют ценность производства».

Получается парадоксальная ситуация: в случаях «несостоятельности рынка» мы де факто признаем наличие положительных трансакционных издержек, в противном случае рынок автоматически приводил бы в состояние оптимальности, обеспечивающие максимизацию ценности производства.

 


Рекомендуемые страницы:

poisk-ru.ru

Право собственности

1.Понятие права собственности. Полномочия собственника и способы их правовой защиты. Момент возникновения права собственности

Собственность, исторически развивающиеся общественные отношения, которые характеризуют распределение (присвоение) вещей как элементов материального богатства общества между различными лицами (отдельными индивидуумами, социальными группами, государством). Совокупность вещей, принадлежащих данному субъекту (собственнику), составляет объект собственности, т. е. имущество соответствующего лица, поэтому отношения собственности называют также имущественными отношениями. Будучи законодательно урегулированы государством, они приобретают форму права собственности. Право собственности, важнейший институт любой системы права; право отдельных граждан и их объединений владеть, распоряжаться и пользоваться любыми видами экономических ресурсов. Под правом владения понимается право исключительного физического контроля над благом. Право распоряжения дает владельцу возможность определять, кто и как будет использовать благо. Право пользования подразумевает возможность использования полезных свойств блага. Право собственности не ограничено во времени, то есть является бессрочным. Собственник имеет право передавать свою собственность в доверительное управление без перехода прав собственности.

2.Формы собственности: частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Существует несколько форм собственности:

1.Государственная собственность, форма собственности, при которой имущество, в т. ч. средства и продукты производства, принадлежит государству полностью либо на основе долевой либо совместной собственности. Государству могут принадлежать акции в акционерных обществах различных форм собственности, кроме того, государство может иметь в собственности любое имущество, необходимое для осуществления его функций. В соответствии с Законом о собственности в Российской Федерации 1990 государственная собственность России выступает в виде федеральной собственности и собственности республик, входящих в Российскую Федерацию, автономной области, автономных округов, краев и областей.

2.Муниципальная собственность, собственность района, города и входящих в них административно-территориальных образований. В Российской Федерации к числу объектов муниципальной собственности относятся имущество местных органов государственной власти и местного самоуправления, средства местного бюджета и внебюджетных фондов, жилой фонд, нежилые помещения, в т. ч. в домах жилого фонда, объекты инженерной инфраструктуры и др.

3.Общая собственность, собственность на одно и то же имущество двух или более лиц — участников общей собственности (сособственников). Различается общая собственность с определением долей (долевая собственность) — напр., жилой дом, принадлежащий нескольким гражданам, или без определения долей (совместная собственность) — имущество супругов.

4.Собственность граждан и юридических лиц, в Российской Федерации в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества (в соответствии с законом

5.Частная собственность, одна из форм собственности, означающая абсолютное, защищенное законом право гражданина или юридического лица на конкретное имущество (землю, другое движимое и недвижимое имущество). Исторически частной собственности отдельных лиц предшествовала общинная собственность (племени, рода, семьи). Термины «собственность» и «частная собственность» сложились в римском праве (во 2-м в. н. э.). Французская Декларация прав человека и гражданина 1789 объявила собственность священным и неприкосновенным правом. В Российской Федерации частная собственность согласно Конституции 1993 охраняется законом.

studfiles.net

Частная и государственная собственность

В соответствии с п. 2 ст. 9 Конституции РФ и Гражданским кодексом (ст. 209—217) в России устанавливаются: частная собственность на землю граждан и юридических лиц, государственная (федеральная и субъектов Федерации), муниципальная и иные формы собственности. Граждане могут иметь земельные участки на праве не только индивидуальной, но и общей долевой (с определенной долей каждого собственника) и общей совместной (без определения долей каждого) собственности. В субъектах Российской Федерации конкретные из указанных форм собственности закрепляются законодательством и другими нормативными правовыми актами субъектов Федерации.

Право собственности на землю реализуется через принадлежность конкретным лицам (объединениям и группам лиц), то есть через формы и виды собственности на земельные участки, составляющие земельный фонд России.

В законодательстве по субъектному составу различаются следующие формы земельной собственности:

1) частная собственность — осуществляется и реализуется властью отдельных граждан и групп в их интересах;

2) государственная собственность — реализуется властью государства в интересах всего общества в целом;

3) муниципальная собственность — реализуется властью органов местного самоуправления в интересах населения того или иного муниципального образования;

4) иные формы собственности — смешанные.

1. Право частной собственности граждан на земельные участки — право владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками с соблюдением обременении и иных условий, установленных законом.

Право частной собственности граждан и юридических лиц на земельные участки возникает в следующих случаях; 1) при приватизации государственных муниципальных земель; 2) наследовании; 3) дарении; 4) купле – продаже; 5) обмена или сделках с землей; 6) в результате внесения в уставной (паевой) капитал юридического лица.

Законодательством были предусмотрены три различные процедуры приватизации земель:

приватизация земель, предоставленных для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства при реорганизации колхозов и совхозов;

приватизация земель, предоставленных в пользование гражданам для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства;

приватизация земель при приватизации государственных и муниципальных предприятий.

Прав частной собственности граждан на землю является одним из условий их экономической свободы. К сожалению, в настоящее время это право в ряде субъектов РФ отсутствует. Но, поскольку в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, это право должно распространяться на всех граждан, проживающих на ее территории, ибо право собственности граждан на землю является одной из основ правового статуса личности в РФ и не может быть изменено иначе как в порядке, установленном ст. 64 Конституции РФ, в которой не содержится положений, запрещающих на территории субъектов РФ право частной собственности граждан на землю, так и в ст. 135.

В соответствии с земельным законодательством РФ граждане вправе иметь земельные участки в частной собственности для ведения крестьянского (фермерского), личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного, жилищного и гаражного строительства.

Земельные участки из государственных и муниципальных земель граждане и их объединения получают как бесплатно, так и за плату.

Земельная реформа в России началась более десяти лет назад, но с огорчением приходится констатировать, что она далека от своего логического завершения.

Право частной собственности на землю юридических лиц. Собственность юридических лиц на земельные участки, наряду с собственностью граждан, относится к частной форме собственности. Наличие у юридического лица обособленного имущества является одним из непременных его признаков. Допустимо иметь имущество не только на праве собственности, но и в хозяйственном ведении или оперативном управлении (ст. 48 ГК РФ).

Круг юридических лиц, названных в ст. 213 ГК РФ субъектами права собственности, довольно широк: это хозяйственные общества и товарищества, производственные и потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), ассоциации и союзы и др.

Право частной собственности граждан и юридических лиц на земельные участки — право владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками с соблюдением обременении и иных условий, установленных законом.

Право частной собственности граждан и юридических лиц на земельные участки возникает в результате приватизации государственных и муниципальных земель, наследования, купли-продажи, дарения, обмена, иных сделок с землей, а также в результате внесения в уставной (паевой) капитал юридического лица.

Российское законодательство под частной собственностью понимает имущество и земельные участки, находящиеся также у юридических лиц. А между тем, юридические лица неодинаковы. Есть среди них государственные и муниципальные предприятия. Они иногда осуществляют свою деятельность на землях, не имеющих статуса частной собственности.

Земельные участки, используемые предприятиями и общественными организациями, благотворительными и общественными фондами, религиозными организациями, функционируют на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, предоставленного им учредителями.

В отношении имущества, которое согласно закону может находиться в собственности юридического лица, в п. 2 ст. 213 ГК РФ установлено правило о недопустимости стоимостного и количественного ограничений объектов права собственности юридических лиц.

Земельные участки сельскохозяйственного назначения продаются в частную собственность сельскохозяйственного профиля по нормативной цене.

Земельные участки сельскохозяйственным предприятиям (хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам) могут предоставляться (передаваться) в собственность как юридическому лицу в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду в соответствии с законами субъектов РФ.

Иностранные юридические лица, международные организации с участием иностранных и российских юридических лиц, иностранные государства могут иметь земельные участки только на правах аренды.

Наряду с некоторыми общими чертами, право частной собственности на землю юридических лиц имеет специфические особенности — обязанность использовать землю в соответствии с основным целевым назначением, бережно, рационально, повышать ее плодородие и т. д.

Земельные участки других категорий (кроме земель сельскохозяйственного назначения) передаются в частную собственность юридическому лицу за плату в порядке, определенном законодательством РФ.

Передача земельных участков в собственность юридическим лицам производится в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.

Законодательством установлено, что земельные участки могут принадлежать юридическим лицам на праве долевой собственности с определением для каждого из них конкретной земельной доли без выдела ее в натуре.

Передача земельных участков в собственность юридическим лицам производится в пределах норм, установленных субъектами РФ, а сверх норм выкупается по договорной цене.

3. Право общей собственности на земельный участок. Общая собственность на землю является одним из видов частной собственности. Для общей собственности характерна множественность субъектов права собственности, которые именуются участниками общей собственности. Общая собственность возникает, прежде всего, на имущество, которое не может быть разделено без изменения ее назначения. Недопустимость раздела вещи может быть установлена непосредственно законом. Делимое имущество поступает в общую собственность. Общая собственность на имущество является долевой за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество. Так, собственность членов крестьянского (фермерского) хозяйства на землю и средства производства является совместной. Члены крестьянского хозяйства своим соглашением могут перейти на режим общей долевой собственности лишь тогда, когда это допустимо законом (п. 5 ст. 244 ГК РФ).

В общую совместную собственность могут быть переданы земли колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных и иных хозяйственных обществ и товариществ, в том числе созданных на базе государственных обществ и товариществ, сельскохозяйственных предприятий, а также земли общего пользования садоводческих товариществ, животноводческих, жилищных, дачных и гаражных кооперативов.

В общую совместную собственность граждан, являющихся членами указанных сельскохозяйственных предприятий, передаются сельскохозяйственные угодья в пределах среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность, умноженной на число членов (работников) данного конкретного хозяйства. Остающиеся сельскохозяйственные угодья включаются в фонд перераспределения на конкурсной основе членами данного сельскохозяйственного предприятия, другими гражданами и юридическими лицами для сельскохозяйственных целей.

В отличие от долевой собственности, где замена выдела доли в натуре (на местности) денежной компенсацией без согласия выделяющегося собственника имеет место лишь как исключение, член крестьянского хозяйства может при выходе из него получить только денежную компенсацию стоимости части земельного участка и средств производства (ст. 258 ГК РФ).

Список литературы.

1)Гражданский кодекс РФ

2)Земельный кодекс РФ

3)Учебник по земельному праву /под ред. Б.В.Ерофеева

mirznanii.com

Статья 212. Субъекты права собственности. 1. В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

2. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
3. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.
Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
4. Права всех собственников защищаются равным образом.
Комментарий к статье 212
1. Содержание ст. 212 ГК определяется нормой ст. 8 Конституции РФ, установившей наличие государственной, частной, муниципальной и иных форм собственности.
При этом само понятие формы собственности ни в Конституции, ни в ГК не раскрывается.
В ст. 8 Конституции указывается, что все формы собственности признаются и защищаются равным образом. Следовательно, нет оснований говорить о приоритете одной формы собственности (ведущей, определяющей) по отношению к другим.
2. Фактически взаимоотношение форм собственности выступает как взаимоотношение собственников — Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, юридических и физических лиц. Эти отношения строятся как отношения равных лиц.
Однако участие публичных образований в гражданском обороте связано с определенными особенностями, что и вызвало необходимость установления ряда специальных норм.
В частности, некоторые объекты гражданских прав могут находиться исключительно в государственной или муниципальной собственности. Законы, устанавливающие такие правила, являются законами об ограничении прав и потому могут иметь основанием только публичные интересы. Иным образом, кроме как путем издания специальных законов, такие ограничения устанавливаться не могут.
Кроме того, могут вводиться особенности приобретения и прекращения права собственности в зависимости от того, находится ли имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования.
В частности, способы распоряжения государственной, муниципальной собственностью, ее использования зависят от тех публичных целей, для обеспечения которых предназначена эта собственность. Соответственно государство, муниципальные образования в лице их компетентных органов не могут по своему усмотрению совершать распорядительные имущественные акты, влекущие утрату или приобретение объектов собственности, а должны руководствоваться законами, иными нормативными актами.
3. В то же время в отношениях с иными лицами государство, муниципальные образования выступают на равных основаниях, и совершенные ими гражданско-правовые сделки не могут быть оспорены по тому основанию, что они не отвечают целям деятельности собственника — лица публичного права, если только эти цели не сформулированы в законе в качестве определенной положительной нормы.
4. В силу ст. 209 ГК собственнику принадлежит вся полнота прав на вещь. Соответственно по своему содержанию право собственности, принадлежащее как государству или муниципальному образованию, так и частному лицу (физическому или юридическому), не отличаются одно от другого. В силу ст. 209 ГК, как указывалось, собственник вправе совершать любые действия, поскольку эти действия не противоречат законам и иным правовым актам. Следовательно, возможно установление законом известных границ праву собственности, в том числе установлением правил и процедур реализации этого права. Лица публичного права, деятельность которых строго регламентирована, значительно более ограничены таким образом в осуществлении принадлежащего им права собственности, чем физические и юридические (частные) лица. В то же время это не означает, что в той мере, в какой лица публичного права ограничиваются в своем праве собственности, иные лица получают соответствующие правомочия. Следовательно, здесь нет и оснований усматривать ограничение права в его точном юридическом смысле, как это имеет место, например, в конструкции вещного права на чужую вещь. Скорее можно говорить о том, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, не может быть использовано в полной мере, а должно служить только определенным целям, имеющим публично-правовую природу. Соответственно отмечается более низкая эффективность функционирования имущества, находящегося в публичной собственности, чем в частной.
5. С этих позиций следует оценивать попытки обнаружить неизвестные Конституции РФ и ГК формы собственности — коллективную, родовую, общинную и т.п., как проявление «иных форм собственности». С экономической точки зрения отказ от частной собственности влечет снижение эффективности ее эксплуатации, с юридической — существенно ограничивает фактический объем тех возможностей, которые предоставляет право собственности.
Кроме того, во всех тех случаях, когда предлагаются «иные» формы собственности, с успехом может использоваться конструкция юридического лица (коммерческой или некоммерческой организации) с наделением ее соответствующим имуществом.
6. В настоящее время до конца не урегулированы отношения собственности между Российской Федерацией, субъектами федерации и муниципальными образованиями. В соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (Ведомости ВС РСФСР. 1992. N 3. Ст. 89) составлены приложения N 1 — 3, в которых пообъектно указаны объекты, относящиеся соответственно к федеральной собственности, собственности субъектов федерации, собственности муниципальных образований.
В то же время обсуждается: каким должен быть порядок передачи имущества из ведения федерации в ведение субъекта федерации, возможно ли изъятие или безвозмездная передача муниципального имущества в ведение субъекта федерации или федеральное ведение. Детального правового регулирования в этой сфере пока не имеется.
Необходимо отметить, что непосредственно законом не может быть установлено право собственности на конкретный объект, поскольку в силу ст. 8 ГК закон не может служить основанием возникновения гражданских прав. Законом могут быть установлены лишь условия, при которых указанные в ст. 8 ГК юридические факты порождают права и обязанности.
Следовательно, законом не может быть непосредственно создано право собственности на тот или иной конкретный объект.
7. При определении посредством закона условий передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъектов федерации необходимо учитывать, что в соответствии с п. 6. ст. 76 Конституции РФ в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии со своей компетенцией, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.
Между тем в совместном ведении РФ и субъекта федерации находятся вопросы разграничения государственной собственности. Следовательно, по этим вопросам приоритет имеет федеральный закон. В то же время по иным, кроме разграничения государственной собственности, вопросам управления собственностью, находящейся в ведении субъекта федерации, преимущество отдается уже законам и нормативным актам субъекта федерации.
Что касается муниципальной собственности, то управление ею не может осуществляться на основании федерального закона.

Следующая статья »
К тексту закона »

www.lawmix.ru