Сколько в россии органов – Данные о пересадке органов в России: сколько пересадок органов делают в стране ежегодно: vdryndine1939

Органы России. Энциклопедия.

Кривицкая Евгения Давидовна

Кравчун Павел Николаевич

 

Расширенное и дополненное энциклопедическое издание

 

Первое издание энциклопедии, изданное по гранту Президента РФ для творческих проектов общенационального значения, вышло из печати в 2012 году и уже стало библиографической редкостью. Во втором — расширенном и дополненном энциклопедическом издании «Органы России» — авторами-составителями Е.Д. Кривицкой и П.Н. Кравчуном представлена панорама органного инструментария России XXI века в контексте светской концертной жизни и богослужебной практики в стране.

 

Даны исторические сведения о развитии органного инструментария России от древнейших времен до наших дней (исторические сведения даны во вводной статье, написанной специально для 2-го издания), собрана информация по всем регионам страны о местонахождении и состоянии инструментов, приведены описания и диспозиции более чем 140 духовых органов, действующих на территории от Владивостока до Калининграда. Произведена систематизация не только инструментов, но и учебных заведений, где существуют сейчас классы по специальности «Орган».

 

Красочные фото дают наглядное представление о концертных залах и храмах, о дизайне и технологических деталях органов.

 

 

Библиографическое описание

 

ISBN 978-5-9907997-0-7

 

Научное издание

 

Органы России. Энциклопедия. — М. : Издательство «КОМПОЗИТОР», 2016.

http://www.ikompozitor.ru

2-е изд., расширенное и дополненное. — 256 с., илл.

 

Авторы-составители:

Е.Д. КРИВИЦКАЯ, П.Н. КРАВЧУН

 

Дизайн и компьютерная верстка Е.А. Вороновой

Подписано в печать 16.03.2016. Гарнитура Мысль. Формат 84 х 108 1/16.

Печать офсетная. Печ. л. 16,0. Усл. печ.л. 26,4.

 

Фото на 1-й странице обложки: орган Московского международного Дома музыки.

Фото на титульном листе: орган бывшей Английской церкви Санкт-Петербурга.

Фото на 4-й странице обложки: орган Концертного зала имени С. Сайдашева в Казани.

 

© Е.Д. Кривицкая, П.Н. Кравчун, 2016

© Издательство «КОМПОЗИТОР», 2016

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

От авторов-составителей

 

Орган в России: прошлое и настоящее

 

Москва и Московская область

 

Концертные и учебные органы

  1. Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского
  2. Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М.И. Глинки
  3. Государственный академический Большой театр России
  4. Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно»
  5. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
  6. Государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Коломенское»
  7. Детская музыкальная школа имени С.И. Танеева
  8. Детская хоровая школа «Весна»
  9. Детская школа искусств № 11
  10. Детская школа искусств имени И.С. Баха
  11. Детская школа искусств имени И.Ф. Стравинского
  12. Медицинский центр управления делами Президента Российской Федерации. Ритуальный зал Центральной клинической больницы
  13. Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского
  14. Московская средняя специальная музыкальная школа имени Гнесиных
  15. Московская государственная академическая филармония
  16. Московский международный Дом музыки
  17. Российская академия музыки имени Гнесиных
  18. Центральная музыкальная школа при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Концертный зал «На Кисловке»
  19. Частная резиденция

 

Церковные органы

  1. Евангелическо-лютеранский кафедральный собор свв. Петра и Павла
  2. Московская Центральная церковь Евангельских христиан-баптистов
  3. Римско-католическая церковь св. Людовика Французского
  4. Римско-католический кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии

 

Московская область

  1. Видное. Детская школа искусств
  2. Дубна. Хоровая школа мальчиков и юношей «Дубна»
  3. Дубровицы. Культурный центр «Дубровицы»
  4. Красногорск. Детская музыкальная хоровая школа «Алые паруса»
  5. Музей-усадьба Щапово. Органный зал имени О.Г. Янченко

 

 

Санкт-Петербург и Ленинградская область

 

Концертные и учебные органы

  1. Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга
  2. Детская музыкальная школа имени Н.А. Римского-Корсакова
  3. Мальтийская капелла. Санкт-Петербургское Суворовское военное училище
  4. Мариинский театр
  5. Концертный зал Мариинского театра
  6. Охтинский центр эстетического воспитания
  7. Санкт-Петербургская академическая филармония имени Д.Д. Шостаковича
  8. Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова
  9. Санкт-Петербургский музыкальный техникум имени М.П. Мусоргского
  10. Санкт-Петербургское музыкальное училище имени Н.А. Римского-Корсакова
  11. Средняя специальная музыкальная школа Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова
  12. Санкт-Петербургский государственный университет
  13. Таврический дворец
  14. Хоровое училище имени М.И. Глинки
  15. Царскосельская гимназия искусств имени А.А. Ахматовой

 

Церковные органы

  1. Бывшая Английская церковь
  2. Евангелическо-лютеранская церковь св. Екатерины
  3. Евангелическо-лютеранская церковь св. Марии
  4. Евангелическо-лютеранская церковь св. Михаила
  5. Евангелическо-лютеранская церковь св. Петра
  6. Евангелическо-лютеранская церковь прихода «Туутари»
  7. Католическая церковь Лурдской Божией Матери
  8. Кафедральный католический собор Успения Пресвятой Девы Марии

 

Музейные органы

  1. Меншиковский дворец
  2. Павловск. Дворец
  3. Павловск. Крепость Бип (Мариенталь)
  4. Шереметевский дворец (Фонтанный дом)

 

Ленинградская область

  1. Выборг. Евангелическо-лютеранская церковь свв. Петра и Павла
  2. Каннельярви. Евангелическо-лютеранская церковь св. Петра
  3. Приморск. Евангелическо-лютеранский приход св. Марии Магдалины
  4. Токсово. Евангелическо-лютеранская церковь свв. Петра и Павла

 

Органы России

 

Концертные и учебные органы

  1. Архангельск. Поморская филармония
  2. Астраханская государственная консерватория
  3. Барнаул. Государственная филармония Алтайского края
  4. Белгородская областная филармония
  5. Волгоградская областная филармония
  6. Екатеринбург. Свердловская государственная филармония
  7. Ижевск. Детская школа искусств № 3
  8. Иркутская областная филармония
  9. Йошкар-Ола. Марийский театр оперы и балета имени Э. Сапаева
  10. Казань. Государственный Большой концертный зал имени С. Сайдашева
  11. Казанская государственная консерватория имени Н. Жиганова
  12. Калининградская областная филармония имения Е.Ф. Светланова
  13. Калинград. Детская музыкальная школа имени Р.М. Глиэра
  14. Калининград. Кафедральный собор
  15. Кемерово. Государственная филармония Кузбасса имени Б.Т. Штоколова
  16. Киров. Вятская филармония
  17. Кисловодск. Северо-Кавказская филармония имени В.И. Сафонова
  18. Кондопога. Дворец искусств
  19. Кострома. Государственная областная филармония
  20. Краснодар. Муниципальный концертный зал органной и камерной музыки
  21. Красноярская краевая филармония
  22. Набережные Челны. Органный зал
  23. Нижегородская государственная консерватория имени М.И. Глинки
  24. Нижегородское музыкальное училище имени М.А. Балакирева
  25. Нижнетагильская филармония
  26. Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки
  27. Омская государственная филармония
  28. Пенза. Пензаконцерт
  29. Пермская краевая филармония
  30. Самарская государственная филармония
  31. Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова
  32. Светлогорск. Органный зал компании «Макаров»
  33. Сочи. Зал органной и камерной музыки имени А.Ф. Дебольской
  34. Сургут. Музыкальный колледж
  35. Тверская академическая областная филармония
  36. Томская областная государственная филармония
  37. Тюменская государственная филармония
  38. Ульяновская областная филармония
  39. Уфа. Башкирская государственная филармония имени Х. Ахметова
  40. Ханты-Мансийск. Концертно-театральный центр «Югра-классик»
  41. Челябинская государственная филармония
  42. Ярославская государственная филармония имени Л.В. Собинова
  43. Ярославль. Частный музей «Музыка и время»

 

Церковные органы

  1. Барнаул. Римско-католический приход Христа Царя Вселенной
  2. Брянск. Бежицкая церковь Евангельских христиан-баптистов
  3. Владивосток. Римско-католическая церковь Пресвятой Богородицы
  4. Волгоград. Историко-архитектурный комплекс

«Старая Сарепта». Евангелическо-лютеранская церковь

  1. Гусев. Зальцбургская евангелическо-лютеранская церковь
  2. Казань. Евангелическо-лютеранская церковь св. Екатерины
  3. Калининград. Евангелическо-лютеранская церковь Воскресения Христова
  4. Калининград. Римско-католический приход Святого семейства
  5. Печоры. Евангелическо-лютеранская церковь св. Петра
  6. Самара. Евангелическо-лютеранский храм св. Георга
  7. Тюмень. Римско-католическая церковь св. Иосифа
  8. Якутск. Римско-католическая церковь св. Троицы
  9. Ярославль. Евангелическо-лютеранская церковь свв. Петра и Павла

 

www.principal.su

principal.su

Где в России слушать орган

Звукозаписывающая фирма «Мелодия» представила новый альбом органной музыки — собрание сочинений Иоганна Себастьяна Баха. Издание включает три важных направления творчества композитора: жанры токкаты, сонаты и концерта. Исполнил произведения Баха талантливый органист Константин Волостнов. Он рассказал порталу «Культура.РФ», как в наше время можно практически доподлинно воспроизвести звучание старинных органов и в каких городах России находятся лучшие органы страны.

Органист Константин Волостнов

«Альбом «Мелодии» объединил 17 виртуозных произведений Баха — многие их них входят в обязательную программу самых крупных международных конкурсов органистов. Эта удивительно красивая музыка далеко выходит за рамки церковной традиции, с которой многие привыкли ассоциировать органное звучание. Однако выбор репертуара был продиктован и спецификой инструмента: уникального для России органа, построенного финским мастером Мартти Портаном, который находится в евангелическо-лютеранской церкви Святой Марии в Санкт-Петербурге. У этого инструмента есть прототип: орган XVIII века, созданный знаменитым органостроителем и другом самого Иоганна Себастьяна Баха Готфридом Зильберманном. Да и интерьер церкви Святой Марии напоминает те церкви, которые видел и посещал в свое время «Великий кантор».

Сегодня мы знаем орган именно таким, каким он стал во времена Баха. Любой орган состоит из трех частей: труб, воздухонагнетательной системы и системы управления — системы тяжей, которые при нажатии клавиш открывают клапан под трубами и впускают туда воздух, отчего труба начинает звучать. Технически эти три элемента со временем претерпели множество изменений из-за развития технологий. Например, сегодня воздух в органе нагнетается мотором, тогда как в течение много веков этим занимались специальные люди — кальканты, которые качали мехи ногами. А механическая система управления сменилась пневматической или электрической: нажатая клавиша замыкает контакт, и на другом конце провода магнитик открывает клапан. Органные трубы сегодня отливают из обновленных сплавов, в них повышается давление — да и сами органы с каждым веком постепенно становились все больше, мощнее. Поэтому органное звучание времен Баха, устремленное ввысь, воздушное, совсем не похоже на звук органов ХХ века: экспрессивный, эффектный, даже несколько перенасыщенный.

Так что музыка, написанная Бахом, в исполнении современных органов просто не сможет звучать так, как задумывал ее композитор. Поэтому для записи альбома с «Мелодией» мы должны были найти особый инструмент, который бы воспроизводил хотя бы примерные каноны органостроения XVIII века, — и нашли его в петербургской лютеранской церкви Святой Марии.

Орган в петербургской лютеранской церкви святой Марии. Фотография: Константин Грешневиков

Орган в петербургской лютеранской церкви святой Марии. Фотография: Константин Грешневиков

Орган в петербургской лютеранской церкви святой Марии. Фотография: Константин Грешневиков

В России есть и другие, не менее удивительные органы, чем этот орган Мартти Портона. В том же Санкт-Петербурге любителям органной музыки стоит прийти в Таврическую капеллу, где находится орган, построенный по старинным принципам органостроения, но во французской барочной стилистике. Более современный орган, сохранивший, впрочем, голоса и краски инструмента XIX века, находится Государственной академической капелле Санкт-Петербурга.

Пожалуй, главным органом России можно назвать орган Большого зала Московской консерватории. Его построил в 1899 году Аристид Кавайе-Коль, который совершил революцию в органостроении и открытиями и наработками которого пользуются и современные мастера.

В Москве, а именно в Светлановском зале Московского международного дома музыки, находится и самый большой орган России. Этот современный инструмент построен по последнему слову техники и позволяет исполнять практически что угодно — от старинной музыки до ультрасовременных композиций, требующих хорошего технического подспорья.

Прекрасный орган есть и в Казани — в консерватории. Это замечательный инструмент голландской фирмы Flentrop, который воспроизводит французскую «романтическую» технику органостроения. Любопытный случай произошел с органом Челябинской филармонии. Его перенесли из здания, которое вернули Православной церкви, в кинотеатр «Родина», для чего последний специально перестроили: там подняли потолок, покрыли стены специальным звукоотражательными материалами, создали нишу. Сегодня в России почти каждый год строится новый орган, и это замечательно — ведь с развитием технологий и инструментов развивается и сама музыка».

www.culture.ru

ОРГАН В РОССИИ | Энциклопедия Кругосвет

Содержание статьи

ОРГАН В РОССИИ. Орган, развитие которого издревле связывалось с историей Западной церкви, смог утвердиться и в России, в стране, где Православная церковь запрещала использование музыкальных инструментов во время богослужения.

Киевская Русь (10–12 вв.).

Первые органы в Россию, как и в Западную Европу, пришли из Византии. Это совпало по времени с принятием на Руси христианства в 988 и правлением князя Владимира Святого (ок. 978–1015), с эпохой особенно тесных политических, религиозных и культурных контактов между русскими князьями и византийскими правителями. Орган в Киевской Руси был устойчивой составной частью придворной и народной культуры. Самое раннее свидетельство об органе в нашей стране находится в киевском Софийском соборе, который вследствие его продолжительного строительства в 11–12 вв. стал «каменной летописью» Киевской Руси. Там сохранилась фреска Скоморохи, на которой изображен играющий на позитиве (маленький стационарный орган) музыкант и два кальканта (качальщики мехов органа), накачивающие воздух в мех органа. После гибели Киевского государства во время монголо-татарского владычества (1243–1480) культурно-политическим центром Руси становится Москва.

Московское великое княжество и царство (15–17 вв.).

В эту эпоху между Москвой и Западной Европой складывались все более тесные отношения. Так, в 1475–1479 итальянский архитектор Аристотель Фьораванти возвел в Московском Кремле Успенский Собор, а брат Софьи Палеолог, племянницы последнего византийского императора Константина XI и с 1472 года жены царя Ивана III, привез в Москву из Италии органиста Иоанна Сальватора.

Царский двор того времени выказывал живейший интерес к органному искусству. Это позволило в 1578 поселиться в Москве голландскому органисту и органостроителю Готлибу Эйльгофу (русские называли его Данило Немчин). 1586 годом датировано письменное сообщение английского посланника Джерома Горсея о покупке для царицы Ирины Федоровны, сестры Бориса Годунова, нескольких клавикордов и органа, построенного в Англии.

Широкое распространение получили органы и среди простого народа. Странствовавшие по Руси скоморохи играли на портативах (маленький переносный орган) по самым разнообразным поводам, что осуждалось Православной церковью. В постановлении Стоглавого собора (1551) говорилось: «В мирских свадбах играют глумотворцы и органники, и смехотворцы, и гуселники, и бесовские песни поют, и как к церкви венчатся поедут, священник со крестом едет, а перед ним со всеми теми играми бесовскими рыщут, а священницы им о том не возбраняют, и священником о том достоит запрещати!»

Во время правления царя Михаила Романова (1613–1645) и далее, вплоть до 1650, кроме русских органистов Томилы Михайлова (Бесова), Бориса Овсонова, Мелентия Степанова и Андрея Андреева, в Потешной палате в Москве работали также иностранцы: поляки Ежи (Юрий) Проскуровский и Федор Завальский, органостроители братья-голландцы Яган (вероятно – Йохан) и Мельхерт Лун.

При царе Алексее Михайловиче с 1654 по 1685 служил при дворе Симон Гутовский, музыкант и «мастер на все руки» польского происхождения, родом из Смоленска. Своей многогранной деятельностью Гутовский внес значительный вклад в развитие русской музыкальной культуры. В Москве построил несколько органов, в 1662 по повелению царя он и четверо его подмастерьев отправились в Персию, чтобы передать один из своих инструментов в дар персидскому шаху. Одним из значительнейших событий в культурной жизни Москвы явилось основание в 1672 придворного театра, который был также оснащен органом Гутовского.

Эпоха Петра Великого (1682–1725) и его преемников.

Петр I живо интересовался Западной культурой. В 1691 девятнадцатилетним юношей он поручил знаменитому гамбургскому органостроителю Арпу Шнитгеру (1648–1719) построить для Москвы орган с шестнадцатью регистрами, украшенный сверху фигурами из орехового дерева. В 1697 Шнитгер направил в Москву еще один, на этот раз восьмирегистровый инструмент для некоего господина Эрнхорна. Петр I, стремившийся перенять все западноевропейские достижения, среди прочего поручил гёрлицкому органисту Кристиану Людвигу Боксбергу, продемонстрировавшему царю знаменитый орган Еугена Каспарини в церкви cвв. Петра и Павла в Гёрлице (Германия), установленный там в 1690–1703 (III/P/64) (так выглядит краткая характеристика органа: римская цифра указывает на количество мануалов – ручных клавиатур, «Р» свидетельствует о наличии педальной клавиатуры, арабская цифра сообщает количество регистров), спроектировать для митрополичьего собора в Москве еще более грандиозный орган. Проекты двух диспозиций (перечней регистров, вспомогательных устройств и основных конструктивных характеристик органа) этого «органа-гиганта» (Monstre-Orgel) на 92 и на 114 регистров были подготовлены Боксбергом ок. 1715. В годы правления царя-реформатора органы строились по всей стране, прежде всего в лютеранских и католических храмах.

В Санкт-Петербурге важную роль играли католическая церковь св. Екатерины и протестантская церковь свв. Петра и Павла. Для последней в 1737 орган построил Иоганн Генрих Иоахим (1696–1762) из Митау (ныне Елгава в Латвии). С 1764 в этой церкви еженедельно начали проводиться концерты симфонической и ораториальной музыки. Так, в 1764 царский двор был покорен игрой датского органиста Иоганна Готфрида Вильгельма Пальшау (1741 или 1742–1813). В конце 1770-х годов императрица Екатерина II поручила английскому мастеру Сэмюэлю Грину (1740–1796) строительство органа в Санкт-Петербурге предположительно для князя Потемкина. Известный органостроитель Генрих Андреас Контиус (1708–1792) из Галле (Германия), в основном работая в прибалтийских городах, также построил два органа, один – в Санкт-Петербурге (1761), другой – в Нарве (год неизвестен).

Самым знаменитым органостроителем России конца 18 в. был Франц Киршник (1741–1802). Аббат Георг Йозеф Фоглер, давший в апреле и мае 1788 в Санкт-Петербурге два концерта, после посещения органной мастерской Киршника был под таким сильным впечатлением от его инструментов, что пригласил в 1790 его помощника мастера Раквица сначала в Варшаву, а затем в Роттердам.

В культурной жизни Москвы заметный след оставила тридцатилетняя деятельность немецкого композитора, органиста и пианиста Иоганна Вильгельма Гесслера (1747–1822). Игре на органе Гесслер обучался у ученика И.С.Баха Иоганна Кристиана Киттеля и потому в своем творчестве придерживался традиции лейпцигского кантора церкви св. Фомы. В 1792 Гесслер был назначен императорским придворным капельмейстером в Петербурге. В 1794, переехав в Москву, снискал славу лучшего фортепианного педагога, а благодаря многочисленным концертам, посвященным органному творчеству И.С.Баха, оказал огромное влияние на русских музыкантов и любителей музыки, которые уже были знакомы с именем великого немецкого полифониста благодаря Якобу фон Штелину, выпускнику лейпцигского университета и будущему академику. Штелин, отличавшийся великолепной образованностью, стал автором первых статей о русской музыке.

19 – начало 20 в.

В 19 в. в среде русской аристократии распространился интерес к музицированию на органе в домашних условиях. Князь Владимир Одоевский (1804–1869), одна из самых примечательных личностей русского общества, друг М.И.Глинки и автор первых в России оригинальных сочинений для органа, в конце 1840-х годов пригласил мастера Георга Мельцеля (1807–1866) для строительства органа (Санкт-Петербург, Румянцевский музей, II/P/8), вошедшего в историю русской музыки как «Себастьянон» (по имени Иоганна Себастьяна Баха). Речь шла о домашнем органе, в разработке которого принимал участие сам князь Одоевский. Этот русский аристократ одну из главных целей своей жизни видел в пробуждении интереса у русской музыкальной общественности к органу и к исключительной личности И.С.Баха. Соответственно, и программы его домашних концертов были в первую очередь посвящены творчеству лейпцигского кантора. Именно от Одоевского исходил и призыв к русской общественности собрать денежные средства на восстановление баховского органа в Новой церкви (ныне Баховская церковь) в Арнштадте (Германия).

Часто на органе Одоевского импровизировал для московской и петербургской элиты М.И.Глинка. Из воспоминаний его современников нам известно, что Глинка был наделен выдающимся импровизаторским талантом. Высоко ценил органные импровизации Глинки Ф.Лист. Во время своих гастролей в Москве 4 мая 1843 Лист выступил с органным концертом в протестантской церкви свв. Петра и Павла, включив в программу фугу Г.Ф.Генделя, свои транскрипции симфонических и фортепианных произведений Бетховена и другие сочинения.

Не утратила свою интенсивность в 19 в. и деятельность органостроителей. К 1856 в России имелось 2280 церковных органов. В строительстве органов, установленных в 19 – начале 20 вв., принимали участие немецкие фирмы: «Эберхард Фридрих Валькер» (114 органов), «Вильгельм Зауэр» (42), «Георг Штайнмайер и Ко» (12) и «Фридрих Ладегаст» (10).

В период с 1827 по 1854 в Петербурге в качестве фортепианного и органного мастера работал Карл Вирт (1800–1882, построивший несколько органов, среди которых один предназначался для церкви св. Екатерины. В 1875 этот инструмент был продан в Финляндию. В Москву, Кронштадт и Петербург поставляла свои органы английская фирма «Бриндли и Фостер» из Шеффилда, немецкая фирма «Эрнст Рёвер» из Хауснайндорфа (Харц) в 1897 построила один из своих органов Москве, австрийская органостроительная мастерская братьев Ригер возвела несколько органов в церквах российских провинциальных городов (в Нижнем Новгороде – в 1896, в Туле – в 1901, в Самаре – в 1905, в Пензе – в 1906). Один из самых знаменитых органов Эберхарда Фридриха Валькера (Opus 37, III/Двойная педаль/63) с 1840 находился в протестантском соборе свв. Петра и Павла в Петербурге. Он был возведен по образцу построенного семью годами раньше большого органа в церкви св. Павла во Франкфурте-на-Майне.

Огромный подъем в русской органной культуре начался с основанием органных классов в Петербургской (1862) и Московской (1885) консерваториях. В качестве первого преподавателя органа в Петербурге был приглашен выпускник лейпцигской консерватории, уроженец города Любека Генрих Штиль (1829–1886). Его преподавательская деятельность в Петербурге продлилась с 1862 по 1869. В последние годы жизни он был органистом церкви Oлая в Таллине. Штиль и его преемник в Петербургской консерватории Луи (Людвиг) Гомилиус (1845–1908, преподавательская деятельность 1874–1908) в своей педагогической практике ориентировались прежде всего на немецкую органную школу. Занятия органного класса Петербургской консерватории в первые годы проходили в соборе свв. Петра и Павла, а среди первых студентов-органистов был П.И.Чайковский. Собственно в консерватории орган появился лишь в 1897 (Малый зал, «Эберхард Фридрих Валькер», Opus 750, III/P/46, электропневматическая трактура).

В 1901 получает великолепный концертный орган и московская консерватория (Большой зал, «Аристид Кавайе-Коль», 1899, III/P/50). В течение года этот орган был выставочным экспонатом в Русском павильоне Всемирной выставки в Париже (1900). В дополнение к этому инструменту имелись еще два органа Ладегаста, которые в 1885 нашли свое место в Малом зале консерватории. Больший из них (II/P/17) пожертвовал купец и меценат Василий Хлудов (1843–1915). Этот орган был в употреблении в консерватории до 1959. Профессора и студенты регулярно участвовали в концертах в Москве и Петербурге, а выпускники обеих консерваторий концертировали также в других городах страны, таких, как Одесса, Саратов, Харьков, Казань и Астрахань. В Москве выступали также и иностранные исполнители: Шарль-Мари Видор (1896 и 1901), Шарль Турнемир (1911), Марко Энрико Босси (1907 и 1912).

Строились органы также и для театра, например для Императорского (1879, «Вильгельм Зауэр», II/P/10) и для Мариинского (1914, «Эберхард Фридрих Валькер», Opus 1835, II/P/16) театров в Санкт-Петербурге, а в дальнейшем для Императорского театра в Москве (1913, «Эберхард Фридрих Валькер», Opus 1738, II/P/26).

Преемником Луи Гомилиуса в Петербургскую консерваторию был приглашен Жак Ганшин (1886–1955). Уроженец Москвы, а впоследствии гражданин Швейцарии и ученик Макса Регера и Шарля-Мари Видора, он с 1909 по 1920 возглавлял органный класс.

Интересно, что органная музыка, принадлежащая перу профессиональных композиторов России, начиная с Дм.Бортнянского (1751–1825), сочетала в себе западноевропейские музыкальные формы с традиционным русским мелосом. Это способствовало проявлению особой выразительности и обаяния, благодаря которым русские сочинения для органа выделяются самобытностью на фоне мирового органного репертуара. Это же стало залогом того сильного впечатления, которое они производят на слушателя.

Россия после октябрьского переворота (1917 – конец 20 в.).

После 1917 в эпоху строительства «новой культуры» большая часть органов пришла в жалкое состояние, многие ценные инструменты были разрушены. Из всех ранее имевшихся органов в своем первоначальном состоянии сохранились лишь четыре: орган Валькера (Петербург, сначала в протестантском больничном храме, с начала 1860-х годов – в католической церкви св. Марии, II/P/20), орган «Вильгельм Зауэр» (Москва, первоначально в церкви св. Михаила, затем в 1929 перевезен в крематорий, а с 1996 находится в протестантской церкви свв. Петра и Павла; Opus 755, 1898, III/P/33, пневматическая трактура), орган «Бриндли и Фостер» (Петербург, в англиканской церкви, которая позднее использовалась как бюро путешествий, 1877, III/P/23) и орган «Рёвер» (Москва, первоначально в реформатской церкви, которая впоследствии была передана баптистской общине; Opus 73, 1897–1898, III/ P/38, пневматическая трактура).

Многие инструменты было перенесены на новое место. Так, например, орган Валькера был перевезен из петербургского собора свв. Петра и Павла в Москву в Концертный зал им. П.И.Чайковского (1939). В 1959 этот инструмент был демонтирован, а вместо него концертный зал приобрел новый орган фирмы «Ригер – Клосс» (Kрнoв, Чехословакия, Opus 3255, IV/P/81). Некоторые трубы старого валькеровского органа были использованы фирмой «Ригер – Клосс» при сооружении органа в зале Донецкой филармонии (Украина). Орган «А.Кавайе-Коль» в Московской консерватории в течение 20 в. перенес три неудачных реставрации, вследствие которых был существенно искажен его первоначальный облик («Герман Ламанн», конец 1950-х годов; «Вильгельм Зауэр», конец 1960-х годов; «Мишель-Мерклин и Кюн», 1975–1977).

Центрами органной культуры в советское время оставались Московская и Петербургская (Ленинградская) консерватории. Преподавание органа в обоих учреждениях уже до 1917 рассматривалось как «внецерковное». Само собой разумеется, это направление сохранилось и в советское время. Ему вполне соответствовали оба руководителя органного класса в Москве: Борис Леонидович Сабанеев (1880–1918), мечтавший об основании отечественного органостроительного предприятия, и композитор и органист А.Ф.Гедике.

Органист и педагог Исайя Александрович Браудо (1896–1970), который по окончании Петербургской (Ленинградской) консерватории совершенствовался в Германии и во Франции, стал основателем новой советской органной культуры в Ленинграде. Заметное влияние на органное искусство оказал также музыковед Б.В.Асафьев.

В 1930–1940-е годы на сцену вышло первое поколение молодых советских органистов: Арсений Николаевич Котляревский, Леонид Исаакович Ройзман (после смерти Гедике – руководитель органного класса Московской консерватории до 1989), Сергей Леонидович Дижур (р. 1924) и Гарри Яковлевич Гродберг (р. 1929). Новый период в русской (советской) органной культуре открылся в 1955 концертами зарубежных органистов Иржи Райнбергера (Чехословакия) и Вольфганга Шетелиха (ГДР). При этом впервые стало предметом обсуждения плохое состояние органов.

С этого времени в концертных залах и консерваториях страны начинается активное строительство новых инструментов. В большинстве своем это органы чехословацкой фирмы «Ригер-Клосс» (Крнов) и немецких органостроительных компаний: «Александр Шуке» (Потсдам), «Вильгельм Зауэр» (Франкфурт-на-Одере), «Герман Ойле» (Баутцен). Открываются органные классы в консерваториях Нижнего Новгорода, Новосибирска и Казани. Новое поколение выпускников Московской и Ленинградской консерваторий после 1960 выдвигает такие значительные имена, как Леопольдас Дигрис (Вильнюс), Этери Мгалоблишвили (Тбилиси), Галина Козлова (Нижний Новгород), Олег Янченко (Минск, позже Москва), Ваагн Стамболцян (Ереван), Самуил Дайч (Львов), Рубин Абдуллин (Казань).

В 1987 органисты и органостроители СССР образовали собственное творческое объединение при Всесоюзном музыкальном обществе. При поддержке академика Д.С.Лихачева в апреле 1990 возник Центр органного искусства (более позднее название: Центр органного искусства имени Владимира Одоевского). Им было организовано два международных фестиваля органной музыки в Советском Союзе (1990 и 1991). В рамках второго фестиваля в Нижнем Новгороде состоялась первая научно-практическая конференция в России (Советском Союзе) «Орган вчера и сегодня».

Среди органов, установленных в России в 1990-е годы, самым впечатляющим на сегодняшний день является инструмент голландской органостроительной компании «Флентроп», построенный для концертного зала Казанской консерватории (III/P/60, 1997).

Важным событием стало открытие в 1998 органного класса в одном из старейших высших музыкальных учебных заведений страны Российской академии музыки имени Гнесиных.

Центру органного искусства имени В.Одоевского удалось в недавнем времени осуществить перевозку в Москву двух органов из Великобритании и Германии, переданных в дар Российской академии музыки им. Гнесиных. Английский инструмент мастера Генри Джонса (II/P/10, 1871, Лондон) ныне установлен в Камерном зале Академии и активно используется в учебном процессе. Орган Филиппа Фуртвенглера / Эмануила Кемпера из Любека (II/P/19) после проведения профилактического ремонта и монтажных работ предполагается также использовать как учебный инструмент.

Несмотря на эти положительные сдвиги, к 2001 практически во всех консерваториях России все еще имелся значительный дефицит органов, при том, что число студентов, желавших постичь основы органного искусства, неуклонно росло.

См. также ОРГАН.

Таблица 2. Баптистская церковь, Москва
2. Баптистская церковь, Москва
«Эрнст Рёвер», III/P/38, Opus 73, 1897–1898, Хауснайндорф (Харц, Германия)
I. Maнуал (C-g3)II. Maнуал (C-g3)III. Maнуал (C-g3)
Bordun 16′Gedackt 16′Lieblich Gedackt 16′
Principal 8′Principal 8′Geigen Principal 8′
Hohlflte 8′Traversflte 8′Concertflte  8′
Gemshorn 8′Salicional 8′Spitzflte  8′
Gambe  8′Liebl. Gedackt 8′Zartgedackt  8′
Bordun 8′Viola d’amour 8′Aeoline  8′
Dolce  8′Flte  4′Voix-cleste  8′
Rohrflte 4′Gemshorn 4′Dolce   4′
Octave  4′Clarinette 8′Fugara   4′
Octave  2′ Oboe   8′
Mixtur 3fach  (2 2/3′, 2′, 1 3/5′) Corno  8′
Педаль (C-f1)
Violon16′
Subbass16′
Harmonica16′
Principalbass8′
Cello8′
Fltenbass8′
Posaune16′
Пневматическая игровая и регистровая трактура
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА И ПРОЧИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Копуляции
II/I, III/I, III/II
I/P, II/P, III/P
“Omnia coppela”
2 свободные комбинации
Комбинации mf, f, ff (= Tutti)
Выключатель для язычковых голосов
Швеллер 3 мануала
Рольшвеллер (Register-Crescendo)
Таблица 3. Лютеранская церковь свв. Петра и Павла, Москва
3. Лютеранская церковь свв. Петра и Павла, Москва
«Вильгельм Зауер», III/P/33, Opus 755, 1898, Франкфурт на Одере (Германия)
I. Maнуал (C-g3) II. Maнуал (C-g3) 
Bordun16′Lieblich Gedackt16′
Principal8′Geigen Principal8′
Flte8′Concertflte8′
Gedackt8′Quintatn8′
Gamba 8′Dolce8′
Viol d’amour8′Traversflte4′
Octave4′Gemshorn4′
Rohrflte4′Mixtur 4 fach 
Cornett 3-5 fach Clarinette8′
Trompete8′  
III. Maнуал (C-g3)
Quintatn16′
Spitzflte8′
Lieblich Gedackt8′
Salicional8′
Voix-cleste8′
Aeoline8′
Flauto dolce4′
Педаль (C–f1)
Violon16′
Subbass16′
Gedacktbass16′
Octave8′
Violoncelle8′
Flte4′
Posaune16′
Пневматическая игровая и регистровая трактура
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА И ПРОЧИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Копуляции
II/I, III/I, III/II, I/P, II/P, III/P
Koмбинации: p, mf, f, Tutti
2 свободные комбинации
Выключение язычковых регистров
Вальце (=Crescendo), швеллер 3 мануала
Виндлады системы кегельладе (Kegellade)
Таблица 4. Католическая церковь cв. Марии, Петербург
4. Католическая церковь cв. Марии, Петербург
“Эберхард Фридрих Валькер”, II/P/20, Opus 1544, 1910, Людвигсбург (Германия)
I. Мануал (C-g3) II. Maнуал (C-g3) 
1. Lieblich Gedeckt16′9. Bourdon doux8′
2. Prinzipal8′10.Echo Gamba8′
3. Conzertflte8′11.Aeoline8′
4. Quintatn8′12.Voix cleste8′
5. Dolce8′13.Flauto amabile4′
6. Oktave4′14.Viola (Ext. N 9)4′
7. Flauto dolce (Ext. N 3)4′15.Piccolo2′
8. Mixtur 3 fach2 2/3′16.Oboe8′
Педаль (C-f1)
17. Subbass16′
18. Gedacktbass (Transm. N 1)16′
19. Cello8′
20. Fagottbass16′
Пневматическая трактура  
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА И ПРОЧИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Копуляции
II/I, Sub. II/I, Super II/I, I/P, II/P
Tutti (als Tritt)
Швеллер 2 мануала
Registerschweller mit Anzeiger, Windzeiger
Виндлады системы кегельладе (Kegellade)
Таблица 5. Российская академия музыки им. Гнесиных, Москва
5. Российская академия музыки им. Гнесиных, Москва
“Генри Джоунс”, II/P/10, 1871, Лондон (Англия)
I. Maнуал Great (C-g3) II. Maнуал Swell (C-g3) 
Open Diapason8′Open Diapason8′
Rohrflute8′Vox Angelica8′
Dulciana8′Gemshorn4′
Principal4′Oboe8′
Fifteenth2′Tremulant 
Педаль (C-e1)
Bourdon16′  
Механическая игровая и регистровая трактура
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА И ПРОЧИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Копуляции
Great to Pedal
Swell to Pedal
Swell to Great
Swell to Great Sub Octave

www.krugosvet.ru

Сколько областей в России? Сколько в России регионов?

У Российской федерации довольно сложное административно-территориальное устройство. Это объясняется как огромными площадями, так и многонациональностью населения, в составе которого насчитывается 180 народов. Сюда входят как коренные (автохтонные, аборигены, туземцы) народы, так и переселенцы, прибывшие на новые земли при каких-то изменениях в государстве. Кроме того, на территориальное переустройство страны большое влияние оказывает промышленное и экономическое развитие рядом лежащих областей, открытие новых месторождений и многие другие факторы.

Причины деления

Чтобы ответить на вопрос о том, сколько областей в России, нужно рассмотреть все федеральное устройство страны, почему она не состоит только из областей, или почему они присутствуют в составе наряду с другими территориальными единицами.

Необъятные просторы России предполагают главенствующую роль регионального деления. Множество факторов влияют на образование административных, территориальных и муниципальных субъектов, в первую очередь этнических, экономических, политических. Часто структурное деление страны продиктовано улучшением системы органов местной власти. Существуют унитарные государства, федерации, конфедерации (объединения государств). Цель оптимального федеративного устройства Российской федерации — создание наилучших условий для успешного экономического развития отдельных регионов и страны в целом.

Больше субъектов разве что у Франции

На вопрос о том, сколько в России регионов, можно ответить следующим образом: Российская федерация содержит в своем составе 85 субъектов (6 видов), из них 46 называются областями, кроме того, имеется 1 автономная область, 22 республики, 9 краев, 3 города федерального значения и 4 автономных округа. Все эти регионы входят в 9 федеральных округов. Сейчас все субъекты в правовом смысле не очень отличаются друг от друга.

Областей больше всего

Выше было указано, сколько областей в России. Их 46. Они существовали и в Советском Союзе, и в Российской империи. В те давние времена ими, как правило, называли вновь присоединенные земли. Название носило временный характер, и на территории областей всегда находились войска, то есть эти территориальные единицы располагались в основном в приграничной зоне Империи.

Сколько областей в России было перед революцией? Надо помнить, что в составе нашей страны тогда были Польша и Финляндия. На тот момент кроме губерний в России насчитывалось 22 области. В Советском Союзе их было 86 (включая все республики). На вопрос о том, сколько областей в России, если имеется в виду Советская Россия, можно ответить — их было 35.

Непрерывный процесс территориального устройства

Территориальные единицы во все времена видоизменялись, упразднялись губернии, вводились наместничества и наоборот. Особенно активно процесс стал развиваться сразу после 1917 года. С момента перестройки административно-территориальное устройство государства не прекращается. Подбираются оптимальные варианты, которые должны укрепить федеральную власть, дать больше свободы и усилить ответственность местных органов с целью укрепления целостности государства. Большинство описываемых территориальных единиц находится в Европейской части нашей страны, но самая большая область в России — Тюменская — расположена в Сибири. Крупные территориальные образования такого типа — Архангельская, Иркутская, Амурская области.

Автономные области

Первые автономные области впервые появились в границах РСФСР, затем в Советском Союзе их было несколько. Сколько в России автономных областей? Одна-единственная Еврейская автономная область со столицей Биробиджан, образованная в 1934 году. Территории на юго-востоке страны были предоставлены переселенцам, которые никогда не составляли большинство населения области. После массового отъезда в Израиль евреев в автономии осталось не более одного процента. Ставится вопрос об упразднении этого региона и присоединении территории либо к Амурской области, либо к Хабаровскому краю. Но оставшаяся незначительная часть населения активно протестует против этого решения. Вопрос находится на рассмотрении, что свидетельствует о том, что процесс территориального переустройства страны идет.

Список областей в России можно представить по федеральным округам, которых в стране после присоединения Крыма стало 9. Они были образованы в 2000 году и не являются субъектами федерации. Они сродни военным округам.

Области и округа

В Центральный округ Российской федерации входят 16 областей. Северо-западное подразделение насчитывает в своем составе 7 регионов этого типа. Всего три области из 46 принадлежат Южному объединению. В Северо-Кавказский и вновь присоединенный Крымский федеральный округа области не входят вообще.

Приволжское подразделение насчитывает 8 областей. Уральскому отделению принадлежат 4 структурные единицы этого типа. К Сибирскому федеральному округу относятся 5 областей. Сахалинская, Магаданская и Амурская — всего три области находятся на громадной территории Дальневосточного федерального округа. Но это довольно крупные административно-территориальные единицы.

Области, как и края, не могут входить в другие регионы, кроме того, они имеют свой устав. Край раньше подразумевал какое-то большое пространство, но сейчас некоторый крупные области, такие как Челябинская, Ленинградская, превосходят их размерами. Единственное существенное отличие — это предпосылки возникновения. Республика же отличается от них обоих тем, что имеет свою конституцию, язык, ряд местных законов и привилегий.

Сам термин имеет несколько толкований — это и место, в котором что-либо находится или распространено какое-то явление. Например, боли в области сердца, или область вечной мерзлоты, или повышенного давления. Областью называется административно-территориальная единица государства. Кроме того, это может быть какое-то пространство, часть страны, к примеру, область за Уралом.

fb.ru

Донорство органов в России | Благотворительный фонд «Подари ЗАВТРА!»

Донорство – это предоставление донорами своих органов и тканей для трансплантации другому человеку, а крови – для переливания.

Наиболее распространено по всему миру именно донорство крови и ее компонентов, и проблем с ним обычно не возникает, ведь кровь можно сдавать на протяжении длительного периода жизни. Вредно ли сдавать кровь на донорство? – Нет, это совершенно безопасно, если количество взятой крови не критично для дальнейшей работы организма.

С донорством органов ситуация посложнее, ведь некоторые органы можно получить для трансплантации только после смерти человека.

В России существует Закон , который определяет условия и порядок трансплантации органов и (или) тканей человека, опираясь на современные достижения науки и медицинской практики, а также учитывая рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения. Трансплантация или пересадка органов и тканей человека является средством спасения жизни и восстановления здоровья человека и должна осуществляться на основе соблюдения законодательства Российской Федерации и прав человека в соответствии с гуманитарными принципами, провозглашенными международным сообществом, при этом интересы человека должны стоять выше над интересами общества и науки.

Как стать донором органов при жизни?

Законодательством нашей страны предусмотрено прижизненное донорство парных органов, например, почек и частей органов или тканей, потеря которых не представляет опасности для жизни и здоровья, например, часть печени, часть тонкой кишки, доля легкого, часть поджелудочной железы, костный мозг. Многие задаются вопросом: какие последствия пересадки костного мозга для донора? – Костный мозг у донора для трансплантации отбирают обычно с бедренной кости. Это совершенно не опасно, потому что большое количество костного мозга остается в плоских костях донора, и недостатков компонентов крови он испытывать не будет.

Также можно стать донором печени: от живого человека пересаживают одну или две доли печени, которые разрастаются до нормальных размеров в теле реципиента, точно также происходит полное восстановление печени донора.

Процесс прижизненного донорства органов и тканей технически включает в себя следующие этапы:

  • — донор проходит медицинское обследование на предмет отсутствия противопоказаний к донорству;
  • — если донорство осуществляется в пользу конкретного лица, то проводится проверка биологической совместимости донора и реципиента;
  • — донора (а также реципиента, если он уже есть) готовят к хирургическому вмешательству по трансплантации органа; изучаются возможные последствия трансплантации для донора и реципиента; оформляются необходимые документы и получается окончательное согласие на трансплантацию;
  • — проводится хирургическое вмешательство по трансплантации.

Прижизненной донорство в нашей стране осуществляется безвозмездно и только по отношении к родственникам, продажа и подобные средства распространения органов запрещены. Но некоторые органы можно изъять для трансплантации только посмертно.

Как стать донором органов посмертно?

Донорство — это очень благородно, и польза донорства – неоспорима. Особенно важно посмертное донорство органов, когда жизнеспособные органы и ткани от уже погибшего человека способны спасти еще живых тяжело больных. В нашей стране действует презумпция согласия на посмертное донорство. Это значит, что после смерти каждый человек становится потенциальным донором, если при жизни он не успел оформить письменный отказ от донорства органов. Такой же отказ могут оформить близкие родственники или законный представитель человека, если его волеизъявление не может быть осуществлено. Наиболее правильным является донорство от молодых и здоровых людей, чья смерть была преждевременной. Это прекрасная возможность продолжить жизнь после смерти, подарив надежду на выздоровление угасающим пациентам, ожидающим донорских органов. Посмертное донорство особенно важно, потому что только после смерти можно стать донором сердца, тканей глаза, легких.

Опасаться неправомерных действий медицинских работников не стоит, ведь изъятие органов осуществляется только после констатации смерти и только с разрешения главного врача больницы. Если человек хочет стать донором органов посмертно, то ему не нужно предпринимать никаких действий, просто следить за своим здоровьем, соблюдать здоровый образ жизни. И тогда даже после смерти он сможет совершить благородный поступок. Для изъятия органов у погибшего ребенка требуется обязательное согласие его родителей — в этом случае применяется презумпция несогласия. Ни при каких обстоятельствах не могут использоваться органы умерших детей-сирот и детей из неблагополучных семей. Запрещается рассматривать в качестве потенциальных доноров и умерших людей, личность которых не установлена. За изъятие их органов устанавливается уголовная ответственность.

Сколько стоит донорство?

Интернет пестрит объявлениями: «продам почку», «стану донором почки». Однако стоит знать, что официально продать свои внутренние органы, в том числе и почки, не получится. Не получится это сделать не только в России, но и во всех развитых странах, за исключением Ирана. Там продажа разрешена на государственном уровне при тотальном контроле со стороны представителей медицинских ведомств.

Кроме того, с 2013 года вступил в силу закон, который отменил денежное вознаграждение и за сдачу крови донорам. Компетентные эксперты подчеркнули, что безвозмездная сдача крови — мировая общепринятая практика.

Исторически система донорства начиналась в США. И в этой стране, где уже более 40 лет действует система испрошенного согласия, около 65% граждан являются добровольными донорами органов. Этот факт отражен в национальном регистре, а также в личных документах граждан. По данным российских социологов, среди россиян согласных на посмертное донорство не более 5%. Еще меньше граждан готовы дать разрешение на изъятие органов своих близких.

Как признался заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии МГУ имени М.В. Ломоносова, президент Московского психоаналитического общества Александр Тхостов, он является добровольным донором в США, но «не факт, что сделал бы такой же документ в России». Чисто по психологическим причинам. «Добровольное донорство не развивается в России не потому, что у нас неграмотное население, — считает эксперт. — В России существует глобальное недоверие между населением и всеми ветвями власти. И к медицине это имеет прямое отношение. Мы постоянно опасаемся, что нас обманут. И единственный путь для нахождения консенсуса, хотя бы по части каких-то отдельных проблем, — максимальная открытость» .

podarizavtra.ru

Орган в России

Орган, развитие которого издревле связывалось с историей Западной церкви, смог утвердиться и в России, в стране, где Православная церковь запрещала использование музыкальных инструментов во время богослужения.

Киевская Русь (10–12 вв.). Первые органы в Россию, как и в Западную Европу, пришли из Византии. Это совпало по времени с принятием на Руси христианства в 988 и правлением князя Владимира Святого (ок. 978–1015), с эпохой особенно тесных политических, религиозных и культурных контактов между русскими князьями и византийскими правителями. Орган в Киевской Руси был устойчивой составной частью придворной и народной культуры. Самое раннее свидетельство об органе в нашей стране находится в киевском Софийском соборе, который вследствие его продолжительного строительства в 11–12 вв. стал «каменной летописью» Киевской Руси. Там сохранилась фреска Скоморохи, на которой изображен играющий на позитиве (маленький стационарный орган) музыкант и два кальканта (качальщики мехов органа), накачивающие воздух в мех органа. После гибели Киевского государства во время монголо-татарского владычества (1243–1480) культурно-политическим центром Руси становится Москва.

Московское великое княжество и царство (15–17 вв.). В эту эпоху между Москвой и Западной Европой складывались все более тесные отношения. Так, в 1475–1479 итальянский архитектор Аристотель Фьораванти возвел в Московском Кремле Успенский Собор, а брат Софьи Палеолог, племянницы последнего византийского императора Константина XI и с 1472 года жены царя Ивана III, привез в Москву из Италии органиста Иоанна Сальватора.

Царский двор того времени выказывал живейший интерес к органному искусству. Это позволило в 1578 поселиться в Москве голландскому органисту и органостроителю Готлибу Эйльгофу (русские называли его Данило Немчин). 1586 годом датировано письменное сообщение английского посланника Джерома Горсея о покупке для царицы Ирины Федоровны, сестры Бориса Годунова, нескольких клавикордов и органа, построенного в Англии.

Широкое распространение получили органы и среди простого народа. Странствовавшие по Руси скоморохи играли на портативах (маленький переносный орган) по самым разнообразным поводам, что осуждалось Православной церковью. В постановлении Стоглавого собора (1551) говорилось: «В мирских свадбах играют глумотворцы и органники, и смехотворцы, и гуселники, и бесовские песни поют, и как к церкви венчатся поедут, священник со крестом едет, а перед ним со всеми теми играми бесовскими рыщут, а священницы им о том не возбраняют, и священником о том достоит запрещати!»

Во время правления царя Михаила Романова (1613–1645) и далее, вплоть до 1650, кроме русских органистов Томилы Михайлова (Бесова), Бориса Овсонова, Мелентия Степанова и Андрея Андреева, в Потешной палате в Москве работали также иностранцы: поляки Ежи (Юрий) Проскуровский и Федор Завальский, органостроители братья-голландцы Яган (вероятно – Йохан) и Мельхерт Лун.

При царе Алексее Михайловиче с 1654 по 1685 служил при дворе Симон Гутовский, музыкант и «мастер на все руки» польского происхождения, родом из Смоленска. Своей многогранной деятельностью Гутовский внес значительный вклад в развитие русской музыкальной культуры. В Москве построил несколько органов, в 1662 по повелению царя он и четверо его подмастерьев отправились в Персию, чтобы передать один из своих инструментов в дар персидскому шаху. Одним из значительнейших событий в культурной жизни Москвы явилось основание в 1672 придворного театра, который был также оснащен органом Гутовского.

Эпоха Петра Великого (1682–1725) и его преемников. Петр I живо интересовался Западной культурой. В 1691 девятнадцатилетним юношей он поручил знаменитому гамбургскому органостроителю Арпу Шнитгеру (1648–1719) построить для Москвы орган с шестнадцатью регистрами, украшенный сверху фигурами из орехового дерева. В 1697 Шнитгер направил в Москву еще один, на этот раз восьмирегистровый инструмент для некоего господина Эрнхорна. Петр I, стремившийся перенять все западноевропейские достижения, среди прочего поручил гёрлицкому органисту Кристиану Людвигу Боксбергу, продемонстрировавшему царю знаменитый орган Еугена Каспарини в церкви cвв. Петра и Павла в Гёрлице (Германия), установленный там в 1690–1703 (III/P/64) (так выглядит краткая характеристика органа: римская цифра указывает на количество мануалов – ручных клавиатур, «Р» свидетельствует о наличии педальной клавиатуры, арабская цифра сообщает количество регистров), спроектировать для митрополичьего собора в Москве еще более грандиозный орган. Проекты двух диспозиций (перечней регистров, вспомогательных устройств и основных конструктивных характеристик органа) этого «органа-гиганта» (Monstre-Orgel) на 92 и на 114 регистров были подготовлены Боксбергом ок. 1715. В годы правления царя-реформатора органы строились по всей стране, прежде всего в лютеранских и католических храмах.

В Санкт-Петербурге важную роль играли католическая церковь св. Екатерины и протестантская церковь свв. Петра и Павла. Для последней в 1737 орган построил Иоганн Генрих Иоахим (1696–1762) из Митау (ныне Елгава в Латвии). С 1764 в этой церкви еженедельно начали проводиться концерты симфонической и ораториальной музыки. Так, в 1764 царский двор был покорен игрой датского органиста Иоганна Готфрида Вильгельма Пальшау (1741 или 1742–1813). В конце 1770-х годов императрица Екатерина II поручила английскому мастеру Сэмюэлю Грину (1740–1796) строительство органа в Санкт-Петербурге предположительно для князя Потемкина. Известный органостроитель Генрих Андреас Контиус (1708–1792) из Галле (Германия), в основном работая в прибалтийских городах, также построил два органа, один – в Санкт-Петербурге (1761), другой – в Нарве (год неизвестен).

Самым знаменитым органостроителем России конца 18 в. был Франц Киршник (1741–1802). Аббат Георг Йозеф Фоглер, давший в апреле и мае 1788 в Санкт-Петербурге два концерта, после посещения органной мастерской Киршника был под таким сильным впечатлением от его инструментов, что пригласил в 1790 его помощника мастера Раквица сначала в Варшаву, а затем в Роттердам.

В культурной жизни Москвы заметный след оставила тридцатилетняя деятельность немецкого композитора, органиста и пианиста Иоганна Вильгельма Гесслера (1747–1822). Игре на органе Гесслер обучался у ученика И.С.Баха Иоганна Кристиана Киттеля и потому в своем творчестве придерживался традиции лейпцигского кантора церкви св. Фомы. В 1792 Гесслер был назначен императорским придворным капельмейстером в Петербурге. В 1794, переехав в Москву, снискал славу лучшего фортепианного педагога, а благодаря многочисленным концертам, посвященным органному творчеству И.С.Баха, оказал огромное влияние на русских музыкантов и любителей музыки, которые уже были знакомы с именем великого немецкого полифониста благодаря Якобу фон Штелину, выпускнику лейпцигского университета и будущему академику. Штелин, отличавшийся великолепной образованностью, стал автором первых статей о русской музыке.

19 – начало 20 в. В 19 в. в среде русской аристократии распространился интерес к музицированию на органе в домашних условиях. Князь Владимир Одоевский (1804–1869), одна из самых примечательных личностей русского общества, друг М.И.Глинки и автор первых в России оригинальных сочинений для органа, в конце 1840-х годов пригласил мастера Георга Мельцеля (1807–1866) для строительства органа (Санкт-Петербург, Румянцевский музей, II/P/8), вошедшего в историю русской музыки как «Себастьянон» (по имени Иоганна Себастьяна Баха). Речь шла о домашнем органе, в разработке которого принимал участие сам князь Одоевский. Этот русский аристократ одну из главных целей своей жизни видел в пробуждении интереса у русской музыкальной общественности к органу и к исключительной личности И.С.Баха. Соответственно, и программы его домашних концертов были в первую очередь посвящены творчеству лейпцигского кантора. Именно от Одоевского исходил и призыв к русской общественности собрать денежные средства на восстановление баховского органа в Новой церкви (ныне Баховская церковь) в Арнштадте (Германия).

Часто на органе Одоевского импровизировал для московской и петербургской элиты М.И.Глинка. Из воспоминаний его современников нам известно, что Глинка был наделен выдающимся импровизаторским талантом. Высоко ценил органные импровизации Глинки Ф.Лист. Во время своих гастролей в Москве 4 мая 1843 Лист выступил с органным концертом в протестантской церкви свв. Петра и Павла, включив в программу фугу Г.Ф.Генделя, свои транскрипции симфонических и фортепианных произведений Бетховена и другие сочинения.

Не утратила свою интенсивность в 19 в. и деятельность органостроителей. К 1856 в России имелось 2280 церковных органов. В строительстве органов, установленных в 19 – начале 20 вв., принимали участие немецкие фирмы: «Эберхард Фридрих Валькер» (114 органов), «Вильгельм Зауэр» (42), «Георг Штайнмайер и Ко» (12) и «Фридрих Ладегаст» (10).

В период с 1827 по 1854 в Петербурге в качестве фортепианного и органного мастера работал Карл Вирт (1800–1882, построивший несколько органов, среди которых один предназначался для церкви св. Екатерины. В 1875 этот инструмент был продан в Финляндию. В Москву, Кронштадт и Петербург поставляла свои органы английская фирма «Бриндли и Фостер» из Шеффилда, немецкая фирма «Эрнст Рёвер» из Хауснайндорфа (Харц) в 1897 построила один из своих органов Москве, австрийская органостроительная мастерская братьев Ригер возвела несколько органов в церквах российских провинциальных городов (в Нижнем Новгороде – в 1896, в Туле – в 1901, в Самаре – в 1905, в Пензе – в 1906). Один из самых знаменитых органов Эберхарда Фридриха Валькера (Opus 37, III/Двойная педаль/63) с 1840 находился в протестантском соборе свв. Петра и Павла в Петербурге. Он был возведен по образцу построенного семью годами раньше большого органа в церкви св. Павла во Франкфурте-на-Майне.

Огромный подъем в русской органной культуре начался с основанием органных классов в Петербургской (1862) и Московской (1885) консерваториях. В качестве первого преподавателя органа в Петербурге был приглашен выпускник лейпцигской консерватории, уроженец города Любека Генрих Штиль (1829–1886). Его преподавательская деятельность в Петербурге продлилась с 1862 по 1869. В последние годы жизни он был органистом церкви Oлая в Таллине. Штиль и его преемник в Петербургской консерватории Луи (Людвиг) Гомилиус (1845–1908, преподавательская деятельность 1874–1908) в своей педагогической практике ориентировались прежде всего на немецкую органную школу. Занятия органного класса Петербургской консерватории в первые годы проходили в соборе свв. Петра и Павла, а среди первых студентов-органистов был П.И.Чайковский. Собственно в консерватории орган появился лишь в 1897 (Малый зал, «Эберхард Фридрих Валькер», Opus 750, III/P/46, электропневматическая трактура).

mirznanii.com

Сколько стоит пересадка органов в России?

«Крымская газета» выясняла, что мешает российской трансплантологии и какие законы действуют в этой области. У каждого россиянина есть право сообщить о своем желании отдать на пользу людям свои органы после смерти. Фото: pravmir.ru

Количество операций по пересадке органов в России в несколько раз меньше, чем в среднем в мире. А число людей, нуждающихся в трансплантации органов, всегда превышает количество потенциальных доноров. Врачи уверяют, что в нашей стране эта проблема стоит особенно остро и её решение в очень далёком будущем.

 

Регистр без почек

Отношение большинства россиян к посмертному донорству в основном негативное. Говорят, что причина кроется в несовершенстве наших законов. Правда, с 2015 года существует законопроект

«О донорстве органов человека и их трансплантации», подготовленный Минздравом, но он до сих пор не рассмотрен Госдумой РФ. Этот документ должен отчасти восполнить пробелы в законодательстве. Например, он содержит положения об организации федерального регистра потенциальных доноров, создание общероссийского регистра реципиентов – сегодня медики располагают только региональными листами ожидания. Впрочем, по мнению специалистов, законопроект содержит и нормы, которые не столько облегчат, сколько усложнят положение пациентов, нуждающихся в трансплантации. Так, в список органов, разрешённых для изъятия, опять не включена почка, а именно её пересадка показана огромному количеству больных.

 

Право на согласие

Законодательство РФ в отношении донорства основано на презумпции согласия. Это означает, что любой скончавшийся гражданин является кандидатом в доноры. И у каждого россиянина есть право сообщить о своём желании или нежелании отдать на пользу людям свои органы и ткани после смерти. Это заявление может быть устным (в присутствии двух свидетелей) или письменным, заверенным нотариусом или главврачом больницы. Но пока в стране не создан федеральный регистр заявлений, эту систему сложно назвать эффективной.

Сегодня по закону родственники покойного при отсутствии его прижизненного согласия имеют право не согласиться с изъятием органов с целью трансплантации. А врач должен сообщить людям о смерти или предсмертном состоянии близкого, но беседу о возможности посмертного донорства он проводить не обязан. Ясно, что безутешные родные не будут сами поднимать этот вопрос – не до него. К тому же родственники могут иметь разные взгляды на посмертное донорство, а закон не объясняет, мнение кого из них должно быть решающим для врача.

В законе прописано чётко: органы могут быть изъяты только в том случае, если у человека констатирована смерть мозга или биологическая смерть, то есть остановка дыхания и сердцебиения. Но смерть мозга не всегда означает прекращение всех функций организма: в реанимации сердцебиение и дыхание можно поддерживать с помощью аппаратуры несколько дней, а то и лет. Для диагностики смерти мозга должен собраться специальный консилиум, а решение о смерти в данном случае не может быть принято раньше чем через 6 часов наблюдений за пациентом.

Но многие трансплантологи утверждают, что и эта часть законодательства несовершенна. Например, для больных, которым вводили седативные (снотворные) препараты, процедура диагностики смерти мозга должна быть отложена минимум на 20 часов. По мнению врачей, за это время в организме начинаются процессы распада и к моменту принятия решения о возможности изъятия органы уже становятся непригодными для пересадки.

 

Для больших и маленьких

Российское законодательство предполагает возможность и прижизненного донорства, но родственного. Можно пересадить органы или ткани ребёнку, родному брату или сестре, одному из родителей, но только не мужу или жене.

Правда, есть и исключение – донорство костного мозга, вот им можно поделиться с любым человеком, которому «материал» подойдёт по тканевой совместимости. Сегодня существует общероссийская база данных доноров костного мозга. А чтобы зарегистрироваться в ней, достаточно сдать анализ крови на типирование.

А вот маленькие россияне, нуждавшиеся в пересадке донорских органов, ещё совсем недавно могли рассчитывать лишь на помощь зарубежных клиник. Нет, изъятие органов у умерших детей не было запрещено, но практически не осуществлялось – процедура диагностики смерти мозга у таких пациентов не была законодательно регламентирована. Правда, в 2015 году это упущение было исправлено, и врачи получили возможность изымать органы пациентов, умерших в возрасте от года до 18 лет, чтобы помочь больным, но ещё живым детям. Конечно, эти процедуры можно проводить только с письменно оформленного согласия родителей покойного.

 

Категорически нельзя

Платное донорство органов в России полностью запрещено и карается уголовно, как и донорство при некоторых видах заболеваний. Так, граждане, инфицированные вирусом иммунодефицита человека, не имеют права становиться донорами. Этот запрет распространяется и на больных вирусными гепатитами B и C, а также на пациентов со злокачественными новообразованиями.

Запрещено и изъятие органов у людей, которых не удалось опознать после смерти. Причины запрета не связаны ни с медицинскими, ни с морально-этическими соображениями. Это некий юридический казус: по закону донорами могут становиться только россияне, а определить гражданство человека, который скончался неопознанным, не представляется возможным.  

gazetacrimea.ru