Системы в логистика – Логистические системы — это… Понятие, виды, цели и задачи логистических систем :: SYL.ru

Как строится логистическая система организации? » Логистика в вопросах и ответах

Рассмотрим вопрос о том как строится логистическая система в отдельной организации. Логистическая система включает в себя следующие составляющие, изображенные на рисунке.

[singlepic id=5 w=320 h=240 float=center]

На верхнем уровне этой иерархии находятся миссия и корпоративная стратегия фирмы. При формулировке миссии фирмы ее высший менеджмент должен ответить на два вопроса: что компания представляет собой в настоящее время и куда стремится? Логистическая миссия, являясь частью выбранной миссии компании, формулируется с учетом логистической концепции, которую фирма выбирает исходя из своих стратегических целей и состояния бизнеса. Например, сегодня развитие международной интеграции экономики привело к тому, что потребители требуют более высокого качества товаров и услуг по самой низкой цене, быстрого реагирования на их запросы, доступности во время приобретения и использования. В этом плане логистическую миссию за рубежом часто трактуют, как правило 7R: «Доставка нужного продукта в требуемом количестве и заданного качества в нужном месте в установленное время для конкретного потребителя с оптимальными затратами». В правиле отражены существенные черты логистической миссии любой организации, ключевыми из которых являются качество, время и затраты.

Далее идет логистическая стратегия. Ее назначением является поддержка корпоративной стратегии компании. Она ориентирована на один или несколько ключевых показателей, отражающих в целом эффективность логистических процессов в компании. К таким ключевым показателям эффективности логистики относятся:

  • общие логистические издержки;
  • качество обслуживания потребителей;
  • продолжительность логистических циклов;
  • производительность;
  • возврат на инвестиции в логистическую инфраструктуру.

Логистическая стратегия строится на основе максимизации (минимизации) одного или нескольких из вышеперечисленных показателей.

Наиболее широко применяемые в бизнесе при построении логистических систем логистические стратегии:

  • стратегия оптимизации общих логистических издержек;
  • стратегия улучшения качества обслуживания потребителей;
  • стратегия минимизации инвестиций в логистическую инфраструктуру.

Следующий этап построения логистической системы – выбор логистических технологий и соответствующих им базовых логистических систем, осуществляется на основе соответствующей логистической концепции.

Возникновение и развитие логистических концепций тесно связано с эволюцией бизнеса в промышленно развитых странах. Фундаментальными концепциями в логистике являются:

Информационная концепция логистики появилась в конце 1960-х г. Тесно связана с развитием информационно-компьютерных технологий. Основная идея данной концепции заключается в том, чтобы сформулировать общую проблему управления материальным потоком некоторого бизнес объекта (фирмы в целом или отдельной функциональной области: снабжения, производства, продаж) и одновременно синтезировать информационно-компьютерное обеспечение решения проблемы.

Теоретической основой информационной концепции является системный подход, применяемый в данной случае, как для моделирования самих объектов, так и для синтеза систем информационно-компьютерной поддержки. Основные решения состоят в том, чтобы автоматизировать тривиальные задачи и использовать информационно-компьютерную поддержку для решения задач логистической оптимизации. При этом оптимизация всего процесса управления материальным потоком, как правило, не является целью внутри данной концепции. Практическими примерами использования информационной концепции логистики являются широко распространенные информационно-программные модули MRP I, MRP II, DRP, OPT, QR, CR, и т.п., применяемые при автоматизации внутрифирменного планирования и управления запасами и закупками материального ресурса, а также производства и поставок готовой продукции потребителям.

Логистические системы, первоначально построенные исключительно на принципах информационно-технологической концепции, не обладали необходимой гибкостью и интегрированностью, которые требуются на современном этапе развития рыночной экономики, например для регулирования отношений производителей с поставщиками и конечными потребителями продукции.

С начала 1980-х годов и до настоящего времени при построении корпоративных логистических систем часто применяется маркетинговая концепция. Маркетинговая концепция логистики акцентирует внимание менеджмента компании на организации логистического процесса в области распределения (дистрибуции) для усиления позиций фирмы в конкурентной борьбе. Такая логистическая система должна поддерживать стратегию конкуренции фирмы на рынке за счет принятия оптимальных решений в распределении, прогнозировании спроса на продукцию, интеграции логистических операций и функций физического распределения.

В последние годы укоренилась и активно распространяется новая логистическая концепция, которую большинство исследователей называют интегральной или концепцией интегрированной логистики. Эта концепция по существу развивает маркетинговую, учитывая новые условия бизнеса на современном этапе:

1. Новое понимание механизмов рынка и логистики как стратегического элемента в конкурентных возможностях фирмы.

2. Новые организационные (структурные) отношения, перспективы интеграции между логистическими партнерами.

3. Новые технологические возможности, в частности, в области гибких производств и информационно-компьютерных технологий, контроля и управления во всех сферах производства и распределения продукции.

Усложнение рыночных отношений и усиление конкуренции в настоящее время приводит к трансформации логистической системы, выражающейся в следующих основных тенденциях:

1. Возрастают скорость, интенсивность и сложность материальных и информационных потоков. Усложняются информационные и финансовые взаимоотношения между логистическими партнерами.

2. Сокращается число звеньев логистических систем. Уменьшается количество организационно-экономических отношений в логистических системах, но сложность в них возрастает.

3. Снижается надежность логистических цепей (каналов), т.к. в производстве и дистрибутивных сетях практически исчезают страховые запасы.

Следствием этих тенденций является повышение потенциальной неустойчивости логистической системы. Для повышения ее устойчивости и надежности при достижении стратегических целей бизнеса необходима дальнейшая интеграция как внутри самой системы, так и с динамической внешней средой. Логистическая система (согласно интегральной концепции) рассматривается как единое целое – интегрированная система управления, реализующая цели бизнеса от поставщика до конечного потребителя (покупателя). Таким образом, в интегрированных логистических системах корпораций материальный поток объединяет весь жизненный цикл изделия: от идеи к конструкции, затем к производству, распределения, продаже, послепродажному сервису и вновь к повторению цикла в соответствии с меняющимися запросами покупателей.

И, наконец, новейшая концепция Supply Chain Management – «управление цепью/цепями поставок». С конца 80-х годов, вплоть до настоящего времени среди специалистов по логистике и менеджменту нет единого мнения по поводу определения и содержания понятия «управление цепями поставок». Многие применяют этот термин как синоним «логистики» или «интегрированной логистики». Однако сейчас акцент в толковании этой концепции все больше смещается в сторону расширенного понимания Supply Chain Management – как технологии бизнеса.

Одно из наиболее распространенных определений цепи поставок, основанное на обобщении мнений многих ведущих зарубежных специалистов, звучит следующим образом: «Цепь поставок – три или более экономических единиц (юридические или физические лица), напрямую участвующих во внешних и внутренних потоках продукции, услуг, финансов и/или информации от источника до потребителя».

Признанные американские ученые в области Supply Chain Management Д. Ламберт и Дж. Сток так определяют это понятие: «Управление цепями поставок – это интегрирование ключевых бизнес-процессов, начинающихся от конечного пользователя и охватывающих всех поставщиков товаров, услуг и информации».

Концепция SCM позволяет решать задачи интегрированного управления функциональными областями логистики и координации логистического процесса фирмы с «тремя сторонами» в логистике.

Следующим этапом построения логистической системы является выбор подходящих логистических технологий и соответствующих им базовых (стандартных) логистических систем (программных модулей, поддерживаемых корпоративной информационной системой). Стандартные логистические системы оформлены юридически, и передовые компании мира успешно применяют апробированные логистические технологии.

Одной из наиболее популярных в мире технологий, на основе которой разработано и функционирует большое число программных модулей логистики, является технология Requirements/resource planningRP («Планирование потребностей/ресурсов»)

.

Базовыми программными модулями, основанными на концепции RP в производстве и снабжении, являются системы MRP I и MRP II – Materials/manufacturing requirements/resource planning (Системы планирования потребностей в материалах/планирования потребностей в ресурсах).

Необходимость планирования потребности в материальных ресурсах обусловлена тем, что основная масса проблем в процессе производства связана с запаздыванием или опережением поступления комплектующих, сырья и материалов. В результате этого, как правило, параллельно со снижением эффективности производства на складах возникает избыток (дефицит) материалов, поступивших раньше или позже намеченного срока. С целью предотвращения подобных проблем и была разработана методика планирования потребности в материалах MRP I (Material Requirements Planning). Созданы компьютерные программы, позволяющие оптимально регулировать поставки материального ресурса, контролировать запасы на складе и саму технологию производства. Главная задача этого программного модуля – обеспечить гарантии наличия необходимого количества требуемых материалов (комплектующих) в любой момент в рамках периода планирования наряду с возможным уменьшением текущих запасов, а, следовательно, разгрузкой складов.

Дальнейшее усовершенствование системы планирования потребности в материалах привело к трансформации системы MRP I в расширенную модификацию MRP II. По сути, это система производственного планирования ресурсов, представляющая собой по существу информационно-управляющие системы для промышленных предприятий, в которых объединены производственное, финансовое планирование и логистические операции. В общем случае данный программный модуль позволяет осуществлять операционное планирование в натуральных единицах, а финансовое планирование в денежных выражении. Он позволяет моделировать возможности предприятия, отвечая как раз на вопросы: «Что будет если?». Этот метод базируется на бизнес-планировании, производственном планировании, планировании потребностей в материалах, планировании производственных мощностей, системах принятия решений. Выходы программных модулей взаимосвязаны с финансовыми показателями (бюджет, планируемые инвестиции и т.д.). В настоящее время MRP II являются по существу автоматизированными системами управления промышленным предприятием.

Логистическая технология RP может быть использована в системах дистрибуции, для чего созданы системы DRP (Distribution requirements planning). Системы DPR – это распространение логистики построения MRP в каналы дистрибуции готовой продукции. Однако эти подсистемы, хотя и имеют общую логистическую концепцию RP, в то же время существенно отличаются. Основной инструмент логистического менеджмента в DPR системах представляет собой график, который позволяет координировать весь процесс поставок и пополнения запасов готовой продукции в дистрибутивной сети. Этот график формируется для каждой выделенной единицы хранения и каждого звена логистической сети, связанного с формированием запасов в дистрибутивном канале. Графики пополнения и расходования запасов интегрируются в общее требование для пополнения запасов готовой продукции на складах фирмы или оптовых посредников.

В середине 1980-х г. в США и Западной Европе появилась расширенная версия системы DPR («Планирование потребности в ресурсах распределения»), система DPR II , которую называют вторым поколением систем управления распределением продукции в логистических системах. В этой системе применяются более современные модели и алгоритмы программирования, рассчитанные на локальные сети персональных компьютеров и телекоммуникационные каналы, работающие в режиме online.

В системах DPR II комплексно решаются вопросы управления производственной программой, складскими мощностями, персоналом, качеством процесса перевозки и логистического сервиса.

В начале 1990-х г. системы планирования класса MRP II в интеграции с модулем финансового планирования получили название систем бизнес планирования (интегрированного планирования ресурсов) предприятия ERP (Enterprise Resource Planning). Они позволяют эффективно планировать всю коммерческую деятельность современного предприятия, в том числе финансовые затраты на обновление оборудования и инвестиции в производство нового ассортимента изделий.

Одной из наиболее широко распространенных в мире логистических технологий является Just-in-time – JIT (точно в срок). Появление этой концепции/технологии относят к концу 1950-х г., когда японская компания Toyota Motors, а затем и другие автомобилестроительные фирмы Японии начали активно внедрять систему KANBAN . Первоначальным лозунгом концепции JIT было исключение потенциальных запасов материалов, компонентов и полуфабрикатов в производственном процессе сборки автомобилей и их основных агрегатов. Исходная задача выглядела так: если задан производственный график, то надо организовать движение материальных потоков так, чтобы все материалы, компоненты и полуфабрикаты поступали в нужном количестве, в нужное место (на сборочной линии) и точно к назначенному сроку для производства и сборки готовой продукции. При такой постановки задачи большие страховые запасы, замораживающие денежные средства фирмы, оказались ненужными. В дальнейшем идеология JIT была успешно продвинута и в дистрибьюцию готовой продукции, а в настоящее время – и в макрологические системы различного уровня и назначения. Основная идея концепции JIT – гарантия того, что все элементы логистической системы синхронизированы и точно сбалансированы, установлено время поставок и пополнения запасов. Самое главное – они должны быть спланированы абсолютно точно.

Базовыми логистическими системами/модулями для логистической технологии JIT являются: KANBAN, MRP III, модуль «Логистика» в ERP/CSRP (Customer synchronized resource planning – «Планирование ресурсов, синхронизированное с потребителем») системах, «SCM-модуль» ERP/CSRP систем.

С конца 1980-х г. во многих западных производственных фирмах получила распространение логистическая технология Lean production, что можно буквально перевести как «стройное/тощее» производство. Идея такой технологии по существу является развитием подхода JIT и включает такие элементы, как система KANBAN и MRP II. Суть данной логистической технологии в творческом соединении следующих основных компонентов:

  • высокого качества;
  • мелких размеров производственных партий;
  • низкого уровня запасов;
  • высококвалифицированного персонала;
  • гибкого оборудования.

Идея такой технологии получила название «тощее» производство, потому что стремиться выполнять каждую операцию используя меньше каждого вида ресурсов – меньше запасов, меньше времени на производство и единицы продукции, возникает меньше потерь от брака и т.д. Таким образом, Lean production соединяет преимущества массового (большие объемы производства – низкая себестоимость) и мелкосерийного производства (разнообразие продукции и гибкий ассортимент).

Базовыми логистическими системами/модулями для логистической технологии Lean production являются: KANBAN, MRP II, модуль «LP» в ERP.

Базовым программным модулем для логистической концепции/технологии Supply Chain Management является «модуль SCM», который присутствует в интегрированных корпоративных системах управления, в частности в ERP/CSRP, составляя в информационно-технологическом аспекте их часть. Опыт многих компаний показывает, что системы ERP с модулем SCM позволяют увеличить скорость прохождения заказа в 6 раз.

log-lessons.ru

7. Управление в логистических системах. Логистика: конспект лекций

7. Управление в логистических системах

В крупных логистических системах формируются свои отдельные консультативные советы, которые должны обеспечить правильность решений, принимаемых управленческим персоналом логистических систем и отдельных подразделений. Прежде чем рассмотреть методы организации логистического управления, нужно максимально полно определить функциональное назначение соответствующих структур. Очевидно, организационная структура, которая занимается управлением логистической системой, обязана выполнять следующие функции.

1. Вырабатывать и формировать систему логистики, придерживаясь схематичных принципов и положений.

В результате производственно-хозяйственной деятельности периодически возникает необходимость преобразований в существующей на предприятии системе логистики. Зачастую такие изменения носят кардинальный характер. Поэтому проводится общая реорганизация всей логистической системы.

2. Проектировать и реализовывать стратегию логистики с учетом рыночной стратегии фирмы.

Работоспособность логистической системы обусловливается стратегической и тактической политикой в области производства, продаж, инвестиций, персонала, технологий. Эти и другие элементы нужно принимать во внимание не только в ходе общего управления, но и при формировании стратегии логистики.

Двойная ответственность возложена на должностные лица, занимающиеся управлением логистики.

Во-первых, за точное и своевременное информирование руководителей высшего уровня о подходах к исполнению принятых решений по вопросам стратегии логистикой, а также, конкретном положении дел.

Во-вторых, перед исполнителями за хорошую организацию и слаженность осуществляемых работ и мероприятий и за доведение итогов анализа эффективности предложенных изменений.

3. Комплексно управлять логистической системой с целью рационализации потоковых процессов.

Эта деятельность разнообразна и состоит из:

1) управления внешним транспортом;

2) управления внутренним транспортом;

3) планирования и контроля процесса производства;

4) планирования организации и контроля за состоянием запасов (не исключая материальные, сырьевые и товарные), т. д.

4. Согласовывать взаимосвязанные функции управления.

Все управленческие структуры в хозяйственных подразделениях связаны с логистикой.

Для того чтобы разделить области воздействия и ответственности в каждой производственно-экономической системе, нужно придерживаться специфики задач, решаемых отдельным подразделением и всей структурой в целом.

5. Решать задачи индивидуальности предприятия.

Кроме особенностей, диктуемых принадлежностью предприятия к конкретной части экономики, управления и социальной сферы, большое значение при проектировании и управлении логистическими системами имеют характерные особенности хозяйственных структур. Они играют двойную роль.

Во-первых, не позволяют унифицировать инструменты логистики, что делает практический опыт логистики многообразнее.

Во-вторых, побуждают к глубокому, постоянному и комплексном изучении возможностей, состояния и условий работы предприятия, что благоприятно отражается на качестве осуществляемых работ и способствует своевременной адаптации к окружающей среде.

В соответствии со спецификой предприятия и соответствующими функциями логистика может иметь централизованный и децентрализованный характер, когда управление осуществляется на уровне некоторых подразделений.

И соответственно управленческая ответственность делится между различными структурными подразделениями или собирается в одном координирующем центре.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

marketing.wikireading.ru

Информационные системы в логистике

Логистика — наука управления совокупностью материальных, финансовых, информационных, кадровых ресурсов. Ее практическое применение в коммерческой деятельности обеспечивается созданием логистических систем, позволяющих минимизировать издержки обращения путем рационализации потоков

Коммерческая логистика выделяется как самостоятельное научное направление на основе следующих признаков классификации.

Логистика рассматривается как процесс управления продвижением ресурсов в направлении от рынков факторов производства к рынкам товаров. Этот признак считается функциональным, так как в содержании классификации учитываются характеристики воспроизводственного цикла. На этапах материально-технического обеспечения, производства и сбыта совершается множество логистических операций. Соответственно перечисленным этапам эти функциональные логистики носят названия заготовительной, внутрипроизводственной и распределительной логистики.

Вторым признаком классификации являются ресурсы, группируемые по составляющим логистического потока. Ресурсная логистика представляется следующими элементами: материальная (транспортно-складская), информационная, финансовая и кадровая логистики.

Третий признак классификации логистики определяется сферой ее приложения в предпринимательской деятельности и является по своему характеру отраслевым. Предпринимательство (бизнес) представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность, с целью получения прибыли. Наиболее распространенными видами бизнеса выступают: производственное, финансовое предпринимательство и коммерция. Исходя из этого в бизнес-логистике выделяются: производственная логистика, логистика финансов и коммерческая логистика.

Коммерческая логистика основывается на следующих ключевых положениях экономики и организации коммерции.

Коммерция представляет собой предпринимательскую деятельность на рынке в условиях свободного товарно-денежного обмена, определяемого пропорциями между спросом и предложением товаров и регулируемого государством с помощью экономических рычагов.

Коммерция как форма товарного обращения обусловлена необходимостью удовлетворения платежеспособной потребности производственных предприятий (товаропроизводителей) и конечных потребителей на рынке. Для нее характерны, свободная реализация товарно-материальных ценностей, возможность выбора потребителями поставщика, расчеты на основе свободных рыночных цен.

Коммерция как экономическая структура представляет собой совокупность фирм (предприятий), которые приобретают, хранят товары преимущественно крупными партиями и перепродают их производственным потребителям, розничной торговле, конечным потребителям, оказывая при этом сопутствующие услуги.

Информация способствует приведению в действие логистической системы. Рассмотрим в работе используемую информацию, элементы логистической информационной системы и их связь с окружением и принимающим решения лицом, характеристики функций логистической информационной системы.

Какую же информацию должна обеспечивать логистическая информационная система? При наличии достаточных ресурсов и данных о материалопотоке обеспечение информацией практически не имеет ограничений. Разработка логистической информационной системы должна начинаться с выяснения информационных потребностей с использованием анализа затрат и результатов. Это означает, что должны быть идентифицированы ключевые решения, принимаемые специалистами в области логистики, и что должен быть поставлен вопрос «Какая информация требуется для принятия решений с учетом стоимости приобретения этой информации?». В конечном счете решение приобрести информацию должно быть результатом баланса между затратами и выгодами, которые обеспечивают получение соответствующей информации. Например, затраты на создание более совершенных методов прогнозирования спроса должны быть взвешены против затрат на ситуацию отсутствия запасов. Затраты и выгоды не так просто вычислить при наличии множества рисков, количественное определение которых затруднено. Тем не менее следует осторожно относиться к излишним инвестициям в очень сложные информационные системы в тех случаях, когда затраты, связанные с риском, невысоки, и наоборот.

Та же самая проблема затрат и результатов существует при решении вопроса хранения информации. Всегда имеет место опасность быстрого увеличения затрат в результате хранения данных в системе, которая может иметь лишь предельную ценность для последующего поиска. Например, как часто должен потребитель «очищать» файлы от устаревших данных?

Существуют аналогичные проблемы, связанные со скоростью ответа системы. Некоторые информационные системы, работающие в режиме реального времени, контролируют постоянные поминутные изменения в физической системе, например, в системе резервирования информации на авиалиниях. Однако более приемлемым может оказаться метод групповой обработки информации, при котором данные обновляются ежедневно, но ответ на информацию может обеспечиваться с задержкой.

На все эти вопросы можно получить ответ только после тщательного анализа реальных потребностей управления в информации. Необходимо признать, что существуют различные уровни информационных потребностей, которые в определенном смысле отражают типичную иерархию принятия решения. На рис. 1 показан способ идеального отражения результатов логистической информационной системы с различными уровнями корпоративной иерархии. Главный принцип создания информационной системы состоит в том, что, во-первых, данные должны собираться на самом низком уровне агрегирования, и, во-вторых, они должны быть сопоставимы.

Для полного завершения логистической системы необходим комплексный набор данных, которым можно манипулировать и с помощью которого можно проводить анализ, используя такое количество способов, сколько их требуется руководителю сферы логистики. Система должна располагать возможностями для проведения детализированного анализа. На рис. 2. схематически представлен принцип логистической информационной системы.


Рис. 1. Иерархия использования логистической информационной системы

Можно идентифицировать множество специфических функций, которые должна выполнять логистическая информационная система, в том числе: функцию обслуживания (в том числе информационного) потребителя, функцию планирования и управления, функцию координирования. На рис. 3. представлены эти перечисленные функции логистической информационной системы.


Рис. 2. Элементы логистической информационной системы и их связь с окружением и принимающим решения лицом


Рис. 3. Функции логистической информационной системы

Необходимо признать, что на практике логистическая информационная система состоит из множества дискретных, но связанных подсистем.

В упрощенном виде это понятие представлено на рис. 4.

Рис. 4. Петли снабжения и потребителя в информационной системе

Нигде результаты научно-технического прогресса не проявляются так глубоко, как в информационных системах. В области управления логистикой, например, вычислительная техника просто революционизировала системы обработки заказов. Она обеспечила возможность внедрения современных систем управления запасами и сделала возможными многие другие применения.

Еще большее значение, чем ЭВМ, приобрело развитие системного подхода. Теперь уже ясно, какое значение имеет системный подход к проблеме, а не решение лишь одной ее части. Информация и обеспечивающая ее наличие технология — средства реализации системного подхода. На рис. 5 показано, как информация всех составных частей предпринимательства может быть связана с обеспечением системного подхода.

Компания «ИнтегПрог» специализируется на консалтинге и разработке информационных логистических систем.

В последние годы в хозяйственной сфере России стали использоваться новые методы и технологии доставки товара, его хранения и распределения, базирующиеся на концепции логистики.

Логистика охватывает и объединяет в единый процесс такие разнообразные виды деятельности, как транспортировка, управление запасами, складское хозяйство, грузопереработка, упаковка, обмен информацией. Все эти элементы неизбежно присутствуют на производстве, а логистика объединяет их в систему с едиными целями и задачами, которые лежат в области минимизации издержек всего производства.

Инструментом подобного объединения является информационное обеспечение логистических процессов компании, связанных с управлением и оптимизацией материальных и сопутствующих потоков от их источников к пунктам назначения.

Информационное обеспечение логистики требует соответствующего программного обеспечения, с помощью которого вся логистическая система компании будет работать как единое целое.

С 2001 года компания «ИнтегПрог» занимается разработкой систем автоматизации логистических процессов. За десять лет работы компания накопила большой опыт, позволивший создать систему управления материальными и информационными потоками interLogistics™.

mirznanii.com

Информационные системы в логистике — Энциклопедия по экономике

Информационные системы в логистике  [c.214]

Информационные системы в логистике могут создаваться с целью управления материальными потоками на уровне отдельного предприятия, а могут способствовать организации логистических процессов на территории регионов, стран и даже группы стран (рис. 55).  [c.216]


Более подробно о формах электронного снабжения см. гл. 8 Информационные технологии и системы в логистике .  [c.75]

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СИСТЕМЫ В ЛОГИСТИКЕ  [c.278]

Нигде результаты научно-технического прогресса не проявляются так глубоко, как в информационных системах. В области управления логистикой, например, вычислительная техника просто революционизировала системы обработки заказов. Она обеспечила возможность внедрения современных систем управления запасами и сделала возможными многие другие применения.  [c.128]

В маркетинговой логистике важную роль играют информационные системы. Увеличение эффективности происходит в основном за счет использования современных информационных технологий, в особенности компьютеров кассовых  [c.660]

ЛОГИСТИКА — теория планирования, управления и контроля процессов движения материальных, трудовых, энергетических и информационных потоков в человеко-машинных системах.  [c.116]

Логистика — наука о планировав нии,управлении и контроле за движением материальных и информационных потоков в любых системах  [c.10]

Применение современных средств информационного отслеживания материальных потоков способствует внедрению безбумажной технологии. Суть ее состоит в том, что, например, на транспорте вместо сопровождающих груз многочисленных документов (особенно в международном сообщении) по каналам связи синхронно с грузом передается информация, содержащая о каждой отправляемой единице все реквизиты, необходимые для характеристики товара. При такой системе на всех участках маршрута в любое время можно получить исчерпывающую информацию о грузе и на основе этого принимать управленческие решения. С помощью компьютерной логистики на протяжении всей цепи обслуживания осуществляется анализ деятельности фирмы и дается оценка ее положения по сравнению с конкурентами. Сама же структура системы исходных данных, используемых для автоматического контроля, зависит от особенностей каждого предприятия, для которого составляется логистическая цепь с указанием всех узловых точек, входных и выходных путей к ним и соответствующих информационных потоков. Информационные системы обеспечивают также данные о емкости рынка и его насыщенности товарами. Немаловажную роль играет компьютеризация операций, связанных с оформлением счетов. Скорость и точность таких операций влияет на часть баланса фирм, отражающую движение наличных средств, и в итоге воздействует на оборот капитала.  [c.26]

Информационная система здесь является существенным компонентом логистической структуры, связывающим ее воедино и служащим для координации поставок, производства и сбыта. Сущность системы координации поставок заключается, во-первых, в разбиении физических потоков на независимые периоды транспортировки и складирования, во-вторых, в подготовке информации о фазе и состоянии потока в реальном масштабе времени. Информационная логистика хорошо укладывается в рамки компьютерных технологий.  [c.66]

Итак, мы выяснили, как возникает потребность в логистике, и что логистика — это система наук управления продвижением материалопотока, т.е. управление материалами и управление распределением. Функции логистики включают в себя управление всем материалопотоком, начиная от поставки сырья и заканчивая поставкой готовой продукции конечному потребителю, а также управление информационным потоком, ассистирующим движение материалов.  [c.9]

В планировании логистика оказывает влияние на производство и технологию посредством определения оптимальных размещения фирмы, планирования складской сети, складской обработки грузов, выбора оборудования, транспортной модели в области маркетинга — логистика определяет каналы распределения, цели обслуживания потребителей финансирование и администрирование связаны с разработкой информационной системы, контроля над запасами и бюджетом.  [c.10]

Какую же информацию должна обеспечивать логистическая информационная система При условии наличия достаточных ресурсов и данных обеспечение информацией практически не имеет ограничений. Разработка логистической информационной системы должна начинаться с выяснения информационных потребностей и анализа затрат и результатов. Это означает, что должны быть идентифицированы ключевые решения, принимаемые специалистами в области логистики, и что должен быть поставлен вопрос Какая информация требуется для принятия решений с учетом стоимости приобретения этой информации . В конечном счете, решение о приобретении информации должно быть результатом баланса между необходимыми затратами и выгодами от снижения степени риска, обеспечиваемого наличием соответствующей информации. Например, затраты на создание более совершенных возможностей прогнозирования спроса  [c.313]

Возникновение потоковых процессов и явлений вызвано действием определенных факторов. Их динамика находится в зависимости от сложившихся условий, которые, в свою очередь, являются следствием некоторых событий, происходящих в различных сферах общественной жизни. Большая часть процессов и явлений, происходящих в социально-экономической сфере, выступают причинами возникновения и регуляторами материальных, денежных и информационных потоков. Эти потоки пронизывают все народное хозяйство и являются, образно выражаясь, пищевой (материальные), кровеносной (денежные) и нервной (информационные) системами всей сферы общественного воспроизводства. Поддержанию и лечению данных систем в конечном счете и служит логистика.  [c.14]

Типичная логистическая система состоит из определенного количества элементов и соответствующих отношений (взаимосвязей). Чтобы преобразовать традиционные формы и методы управления производственно-хозяйственной деятельностью, в логистике необходимо все процессы управления материальными, денежными, информационными потоками изменить так, чтобы можно было контролировать динамику времени, количества, качества, состава, затрат и других параметров. Это резко повышает эффективность процессов управления.  [c.125]

Информационная логистика. Результаты движения материальных потоков находятся в прямой связи с рациональностью организации движения информационных потоков. В последние десятилетия именно возможность эффективного управления мощными информационными потоками позволила ставить и решать задачу сквозного управления потоками материальными. Высокая значимость информационной составляющей в логистических процессах стала причиной выделения специального раздела логистики — информационной логистики. Объект исследования здесь — информационные системы, обеспечивающие управление материальными потоками, используемая микропроцессорная техника, информационные технологии и другие вопросы, связанные с организацией информационных потоков (сопряженных с материальными).  [c.138]

Организация связей между элементами в информационных системах логистики может существенно отличаться от организации традиционных информационных систем. Это  [c.215]

Определение информационной системы можно сформулировать следующим образом информационная система — это определенным образом организованная совокупность взаимосвязанных средств вычислительной техники, различных справочников и необходимых средств программирования, обеспечивающая решение тех или иных функциональных задач (в логистике — задач по управлению материальными потоками).  [c.216]

В соответствии с концепцией логистики информационные системы, относящиеся к различным группам, интегрируются в единую информационную систему. Различают вертикальную и горизонтальную интеграцию.  [c.221]

В маркетинговой логистике важную роль играют информационные системы. Увеличение эф-  [c.547]

Построение информационной системы логистики должно быть индивидуальным в зависимости от количества задач и структуры организации.  [c.234]

Логистика — это наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья, материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов и т.д. до предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации. Основными объектами исследования в логистике являются логистические издержки, информационный поток, логистическая система. .. материальный поток. Логистика охватывает ряд взаимосвязанных разделов, в том числе логистика снабжения, производства, сбыта, транспорта и др. [1, с. 380-381].  [c.445]

Менеджмент информационной логистики можно представить как управление потоком работ без использования компьютеров. При применении же ЭВМ на первый план выходит информационная технология. В рамках информационного менеджмента используются и физические документы. Однако безбумажное предприятие является конечной целью, когда разделение на материальные товары и нематериальную информацию становится невозможным. Система данной формы менеджмента интегрированная совокупность программных средств предоставляет важные преимущества упрощается планирование процессов, их контроль организация бизнес-процесса быстро адаптируется к ситуации информация накапливается и предоставляется исполнителю заданий. Данную систему нетрудно объединить с программным обеспечением производственных процессов.  [c.227]

Теория распределительной логистики без особых проблем может быть адаптирована к возможностям персонального компьютера. В результате при хорошо отлаженной логистической информационной системе звенья ЛСРПУ могут получать достоверную информацию о состоянии находящихся вокруг них ЗПСПУ в зависимости от изменений групп факторов, рассмотренных выше. Это позволит принимать оперативные управленческие решения, предотвращающие негативные тенденции в их развитии, например заключать договоры со сторонними организациями на выполнение функций регионального дистрибьютора, осуществление локальных логистических операций и др. Мониторинг деятельности ЛСРПУ будет более эффективным, если логистическая система будет представлять собой иерархически увязанную организационную структуру. Несмотря на определенные сложности управления данной системой, улучшается контроль коммерческих операций, обеспечиваются условия благоприятной  [c.179]

Информационной логистикой называется раздел логистики движения ресурсов, посвященный управлению информационными потоками в микро- и макрологистических системах.  [c.254]

W4. Нестабильность выполнения заказов (в том числе из-за отсутствия поддержки нормативного задела не только готовых изделий, но и сборочных единиц, неэффективности использования информационной системы логистики  [c.44]

В курсе Организация производства даются методические основы формирования и организации (протекания) информационных, маркетинговых, конструкторских, технологических, логистических, экономических, социальных, трудовых, производственных и управленческих процессов как системы, в их взаимосвязях. Без организации всех этих процессов невозможно изготовить продукцию. Подробно эти процессы изучаются в курсах Информатика , Маркетинг , Инновационный менеджмент , Логистика , Экономика предприятия , Технология , Социология , Управленческие решения и др. Необходимость интеграции процессов, изучаемых в этих курсах, обусловливает цели и задачи курса Организация производства . Поэтому, прежде чем приступить к изучению конкретной темы курса Организация производства , студент должен повторить ключевые темы ранее пройденных курсов. Без восстановления в памяти основных понятий и положений из ранее изученных курсов Организацию производства хорошо усвоить невозможно. Таким образом, первым принципом изучения курса Организация производства является повторение ключевых вопросов из ранее пройденных курсов, в которых изучались вышеперечисленные процессы.  [c.29]

Эффект системы маркетинг-логистики создается как результат действия всех структурных подразделений, входящих в эту систему (транспортировка, складирование, упаковка, информационное обеспечение). Результат зависит от уровня постоянной готовности осуществлять поставки товара потребителю, от качества обслуживания потребителей до и после поставки товара.  [c.474]

Логистика — 1) отрасль науки — совокупность самостоятельной методологии, теории, методов и способов оптимизации всех видов потоков (физических, информационных, энергетических и т. д.), сопровождающих экономические, социальные и коммуникативные процессы в сфере создания, воспроизводства и потребления товаров и услуг в условиях функционирования и развития рыночных отношений 2) теория планирования, управления и контроля процессов движения материальных, трудовых, энергетических и информационных потоков в человеко-машинных системах 3) совокупность теории и практики анализа и оптимизации перемещения продукта и потоков, сопровождающих его в сфере производства и обращения товара.  [c.713]

Логистика — это организационная система планирования, управления и контроля материальных и информационных потоков в пространстве и во времени начиная от поставщика и заканчивая конечным потребителем.  [c.592]

Заказы, поступающие поставщику с использованием сетей электронного обмена данными по стандартам или EDIFA T, являются более предпочтительными с точки зрения времени отсылки, обработки и достоверности информации. Все большее распространение для передачи заказов получают системы, основанные на современных информационных технологиях с использованием оптического сканирования и последующей компьютерной обработки штрих-кодов. Более подробно об электронном обмене данными и информационных технологиях с использованием сканирования штрих-кодов см. в гл. 8 Информационные технологии и системы в логистике .  [c.69]

Разрушение экономического и информационного пространства в последние годы в Поволжье и других регионах во многом вызвано тем, что факторы инфраструктурного характера практически не учитывались при размещении производительных сил и проведении крупных мероприятий структурно-технологического и организационного содержания. В отечественной практике хозяйствования, к сожалению, традиционно не решались проблемы создания и совершенствования материально-технической базы инфраструктуры и не готовили специалистов в этой области. Транспортная логистика получает применение не системно, без учета закономерностей и параметров потоков информационных, материально-энергетических, финансовых и капитала. Опыт зарубежных промышленно развитых стран показывает, что инвестирование развития инфраструктуры, определяющей пространственно-временные предпосылки нормального функционирования рынка (особенно средств производства) должно быть опережающим относительно собственно производства товара. Сложным остается проблема соединения конечных финансовых интересов различных транспортных ведомств железнодорожного, автомобильного, воздушного и речного. Требуется значительное государственное регулирование развития инфраструктуры рынка в связи с повышением роли импортно-экспортных факторов в перспективе. Управление инфраструктурой рынка все в большей степени становится объективной задачей, успешное решение которой может способствовать существенному росту социально-экономической эффективности хозяйствования всех субъектов России. Наибольший эффект может быть получен на межрегиональном уровне системы экономических ассоциаций «Центр», «Большая Волга», «Большой Урал» и другие. В этой связи требуется соответствующая координация межрегиональных и федеральных органов управления и концентрация капитальных вложений в развитие всех материально-технических и других элементов инфраструктуры современного рынка. Среди первоочередных задач особое место занимают задачи диктуемые необходимостью кадрового обеспечения инфрас фуктуры рынка.  [c.154]

Рассматривая должную степень.информационного обеспечения как одно из важных условий получения прибыли, компании все активнее сталл инвестировать капитал в информационные системы управления, соответственно уменьшая затраты на более привычные и традиционные системы, что немедленно сказывается на результатах работы фирм. Например, вкладывая средства в усовершенствование систем обработки информации, связывающей администрацию, подразделения логистики, поставщиков, компании добиваются резкого сокращения уровня запасов, сырья (иногда в 15-20 раз).  [c.58]

Информационное обеспечение логистики требует и соответствующего программного обеспечения, с помощью которого вся логистическая система, начиная с уровня субсистем и кончая фирмой в целом, работала бы как единое целое. Главная задача в этом направлении — объединить все подразделения через созданную инфраструктуру (коммуникационную и информационную системы). Это позволило бы наладить эффективную связь между участниками процесса управления. Коммуникационная система должна охватывать всех поставщиков и «заказчиков данного предприятия (рис. 3.4),  [c.80]

Использование штриховых црдов — достаточно мелкая, но показательная деталь в новом подходе к управлению информационными системами логистики. Формализуя вышеприведенный пример из области конечного пункта сбыта (розничной торговой сети), можно отметить, что штриховое кодирование позволяет выйти на новый технологический уровень в двух аспектах  [c.84]

В основе процесса управления материальными потоками лежит обработка информации1, циркулирующей в логистических системах. В связи с этим одним из ключевых понятий логистики является понятие информационного потока.  [c.210]

В логистике все запасы, также как и потоки, подразделяются на материальные, информационные, финансовые, трудовые и пр. Все виды запасов, кроме материальных, принято называть резервами. В маркетинговой логистике, как и в бизнес-практике, основное внимание уделяется материальным запасам. Материальные запасы — это экономическая категория, которая представляет собой находящиеся на различных стадиях производства и обращения товарно-материальные ценности. Основную часть совокупных материальных запасов составляют производственные и товарные запасы. Производственные запасы (англ, manufa turing inventory) формируются в производственных и сервисных системах и предназначены для производственного потребления. Их основная функция — бесперебойное и надежное материально-техническое обеспечение производственного процесса. К производственным запасам относятся предметы труда, поступившие к предприятию-потребителю, но еще не использованные и не подвергнутые переработке. Товарные запасы включают запасы готовой продукции на складах производителей, т.е. сбытовые запасы (англ, mer han-  [c.299]

economy-ru.info

3.5. Логистические информационные системы в компании

Один из наиболее важных аспектов применения ЛИС в деятельности компании – работа с поступающими заказами клиентов.

Не менее важный аспект применения ЛИС в компании – ее использование в аналитической работе. При этом различают три уровня ее применения:

– макроуровень, внешняя среда логистики;

– микроуровень, внутрифирменная среда;

– межфирменный уровень, связи с другими компаниями.

В этом аспекте важны вопросы, находящиеся в компетенции менеджера по логистике компании и касающиеся использования электронно-вычислительной техники:

– интеграция планирования логистических операций с планированием на уровне компании в целом;

– интеграция операций по логистике с операциями, осуществляемыми компанией в целом;

– разработка стратегии для отдела логистики и разработка заданий для персонала этого отдела;

– интеграция информационных технологий, используемых в области логистики в рамках технологических сетей компании;

– интеграция информационных технологий с компаниями-партнерами;

Важно использование компьютерных технологий в процессе принятия решений в области логистики. При этом могут применяться следующие файлы базы данных. Например, в области оперативного управления:

– файл «транспорт»: виды транспорта – категории отправок – ставки тарифов и фрахтов – партнеры в области транспорта и т. д.;

– файл «запасы»: месторасположение складов – уровень запасов планируемый – уровень критический – издержки содержания запасов – уровень запасов поступающих материалов и т. д.;

– файл «складские операции»: стоимость работ – ставки за складирование – мощность площадей – производительность складской техники – нормы хранения – возможности и ограничения по хранению режимных грузов и т. д.

Специальные группы данных могут формироваться в области планирования логистики, политики компании в области логистики, экономических показателей и учета издержек.

С помощью электронной техники разрабатываются модели оптимизации логистических процессов, выстраиваются иерархические системы, используются методы симуляции процессов.

Компания, правильно использующая электронно-вычислительную технику в области принятия решений, несмотря на необходимость значительных ассигнований в эту сферу (по некоторым оценкам, для этого требуется до 500 тыс. долл.), в конечном счете, выигрывает больше

Во многих странах мира во всех сферах экономики происходит замена бумажных технологий передачи информации на межкомпьютерную передачу стандартных текстов деловых документов (Electronic Data Interchange System (EDI) – система (ЭДИ). В европейских странах внедряется утвержденная Европейской экономической комиссией ООН система стандартных сообщений – ЭДИФАКТ, применяемая в управлении производством, торговлей, транспортом на международном уровне.

Ведущее положение в развитии системы ЭДИ занимают США, где в области логистики произошло увязывание на электронном уровне деятельности всех крупных железных дорог и их клиентов. Эта система распространяется также на некоторые автомобильные и авиационные предприятия, а также на предприятия, действующие в области морского транспорта. Система позволяет ее пользователю осуществить контроль перевозок грузов, принять соответствующие управленческие решения, переслать необходимую транспортную товаросопроводительную документацию.

Другой системой, удачно используемой в области логистики и управления материальными потоками, является система ЭСВОД, созданная в США. Она позволяет увязать действия транспортных и экспедиторских компаний в вопросах обеспечения доставки товаров клиентов – промышленных и торговых компаний. Опрос пользователей этой системы показал, что ее эксплуатация сокращает время деловых операций на 76 %, улучшает и ускоряет доступ к информационным потокам на 74 %, сокращает поток деловой документации на 70 % и на 60 % повышает точность заполнения документов.

Пользователям информационных потоков следует особое внимание обратить на некоторые юридические сложности, которые могут возникнуть в связи с переходом на безбумажные технологии взаимообмена информацией. В конфликтных ситуациях для юридического доказательства обоснованности претензий обязательно представление оригиналов документов. Это касается как транспортных документов, так и всех других, связанных с осуществлением организации и доставки товаров в международной и внутренней торговле.

Особое место в системе управления материальными потоками занимает единый стандарт ЭДИФАКТ, созданный в рамках ООН. Этот стандарт представляет собой единый язык для обмена информацией в международном масштабе. По системе ЭДИФАКТ осуществляется обмен информационными потоками между транспортниками, грузовладельцами, банками, таможенными органами и другими субъектами процесса доставки товара. Смысл системы – создание конвертируемого файла данных, позволяющего преобразовать любой транспортный документ в стандарт ЭДИФАКТ и делающего этот документ доступным для любого абонента сети, задействованного в данной перевозке.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

econ.wikireading.ru

9.1. Информационная логистика и ее роль в логистических системах

Информационные системы в логистике предполагают быструю и адекватную реакцию на требования рынка, слежение за временем доставки, оптимизацию функций в цепях качественной доставки и своевременного снабжения и многое другое. Однако при реализации очевидных преимуществ качественного информационного обеспечения логистических процессов возникают проблемы:

• отсутствие оперативного сбора достоверной информации на предприятиях. В основном информация носит неточный, неоперативный и непреемственный характер. Зачастую компании терпят крах по причине несвоевременно полученной либо недостоверной информации;

• слабое развитие коммуникационных сетей по структуре и техническому уровню для информационных систем и отсутствие информационного взаимодействия между поставщиками-производителями и покупателями-потребителями;

• отсутствие эффективных технических средств информационного обеспечения на предприятиях;

• отсутствие единой межнациональной коммуникационной информационной системы, которая была бы способна передавать информацию о материальных потоках и осуществлять контроль за их движением.

Логистические информационные системы обычно разделяют на три группы.

1. Информационные системы для принятия долгосрочных решений о структурах и стратегиях (так называемые плановые системы). Они служат главным образом для создания и оптимизации звеньев логистической системы. Для плановых систем характерна пакетная обработка задач.

2. Информационные системы для принятия решений на среднесрочную и краткосрочную перспективу (так называемые диспозитивные или диспетчерские системы). Они направлены на обеспечение отлаженной работы логистических систем. Некоторые задачи могут быть обработаны в пакетном режиме, другие требуют интерактивной обработки (online) из-за необходимости использовать как можно более актуальные данные. Диспозитивная система подготавливает все исходные данные для принятия решений и фиксирует актуальное состояние системы в базе данных.

3. Информационные системы для исполнения повседневных дел (так называемые исполнительные системы). Они используются главным образом на административном и оперативном уровнях управления, но иногда содержат также некоторые элементы краткосрочной диспозиции. Особенно важны для этих систем скорость обработки и фиксирование физического состояния без запаздывания (т.е. актуальность всех данных), поэтому они в большинстве случаев работают в режиме online. Управление процессами и оборудованием требует интеграции информационных систем коммерческого характера и систем управления автоматикой.

С позиций системного подхода в процессах логистики выделяют три уровня (рис. 9.1).

Рис. 9.1. Уровни охвата логистических процессов информационными системами

Первый уровень — рабочее место, на котором осуществляется логистическая операция с материальным потоком, т.е. передвигается, разгружается, упаковывается и т.п. грузовая единица, деталь или любой другой элемент материального потока.

Второй уровень — участок, цех, склад, где происходят процессы транспортировки грузов, размещаются рабочие места.

Третий уровень — система транспортирования и перемещения в целом, охватывающая цепь событий, за начало которой можно принять момент отгрузки сырья поставщиком. Оканчивается эта цепь при поступлении готовых изделий в конечное потребление.

В плановых информационных системах решаются задачи, связывающие логистическую систему с совокупным материальным потоком. При этом осуществляется сквозное планирование в цепи «сбыт — производство — снабжение », что позволяет создать эффективную систему организации производства, учитывающую требования рынка, с выдачей необходимых данных в систему материальнотехнического обеспечения предприятия.

Диспозитивные и исполнительные системы детализируют намеченные планы и обеспечивают их выполнение на отдельных производственных участках, в складах, а также на конкретных рабочих местах.

В соответствии с логистической концепцией информационные системы, относящиеся к различным группам, интегрируются в единую информационную систему. Различают вертикальную и горизонтальную интеграцию. Вертикальной интеграцией считается связь между плановой, диспозитивной и исполнительной системами, посредством вертикальных информационных потоков.

Горизонтальной интеграцией считается связь между отдельными комплексами задач в диспозитивных и исполнительных системах посредством горизонтальных информационных потоков.

В целом преимущества интегрированных информационных систем заключаются в следующем:

— возрастает скорость обмена информацией;

— уменьшается количество ошибок в учете;

— уменьшается объем непроизводительной, «бумажной» работы;

— совмещаются разрозненные информационные блоки.

При построении логистических информационных систем на базе ЭВМ необходимо соблюдать определенные принципы.

1. Принцип использования аппаратных и программных модулей. Под аппаратным модулем понимается унифицированный функциональный узел радиоэлектронной аппаратуры, выполненный в виде самостоятельного изделия. Модулем программного обеспечения можно считать унифицированный, в определенной степени самостоятельный, программный элемент, выполняющий определенную функцию в общем программном обеспечении. Соблюдение принципа использования программных и аппаратных модулей позволит:

-обеспечить совместимость вычислительной тех( ники и программного обеспечения на разных уровнях управления;

— повысить эффективность функционирования логистических информационных систем;

— снизить их стоимость;

— ускорить их построение.

2. Принцип возможности поэтапного создания системы. Логистические информационные системы, построенные на базе современных электронных систем, как и другие автоматизированные системы управления, являются постоянно развиваемыми системами. Это означает, что при их проектировании необходимо предусмотреть возможность постоянного увеличения числа объектов автоматизации, возможность расширения состава реализуемых информационной системой функций и количества решаемых задач.

3. Принцип четкого установления мест стыка. В местах стыка материальный и информационный поток переходит через границы правомочия и ответственности отдельных подразделений предприятия или через границы самостоятельных организаций. Обеспечение плавного преодоления мест стыка является одной из важных задач логистики.

4. Принцип гибкости системы с точки зрения специфических требований конкретного применения.

5. Принцип приемлемости системы для пользователя диалога «человек-машина».

Информационный поток — это совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информационный поток может существовать в виде бумажных и электронных документов. Путь, по которому движется информационный поток, может не совпадать с маршрутом движения материального потока.

Управлять информационным потоком можно следующим образом:

• изменяя направление потока;

• ограничивая скорость передач до соответствующей скорости приема;

• ограничивая объем потока до величины пропускной способности отдельного узла или участка пути.

Измеряется информационный поток количеством обрабатываемой или передаваемой информации за единицу времени. За единицу количества информации принята двоичная единица — бит.

В «традиционной» и уже отходящей на второй план в развитых странах концепции организации материальнотехнического снабжения функции собственно снабжения (закупок) всегда были отделены от функций производства, складирования, маркетинга и сбыта. Они подчиняются разным структурам управления (соответственно: коммерческой, производственной и сбытовой) и слабо связаны между собой (такая связь обнаруживается — и то эпизодически — лищь на уровне генерального управления фирмой или предприятием). Это приводит к глубокому разделению задач названных служб.

Следствием такой организации является положение, когда задачи управления транспортом, складированием и материальными потоками решаются недостаточно быстро, так как они находятся в компетенции конкретных подразделений, которые в рамках крупных предприятий больше конкурируют между собой за фонды и место в иерархии, чем подчиняются единой системе ценностей и целей. Это видно из анализа деятельности производства, которое стремится использовать собственное складское хозяйство с соответствующими резервными запасами и противостоять непрерывному давлению системы рынков на производство. Задачи сбыта приводят к необходимости ориентации на потребителей, а следовательно, степень готовности к поставкам продукции на рынок становится критерием оценки эффективности управления.

Рассмотренная система организации может возникать и работать в условиях рыночной экономики, когда сложность задач снабжения и транспортировки невысока и когда затраты, связанные с решением этих задач, относительно низки, а влияние услуг, предоставляемых системой снабжения, складирования и транспорта сравнительно невелико. Слабая взаимосвязь отдельных сфер деятельности при неизбежных ошибках их согласования ведет к завышению складских запасов и оборотных фондов, диспропорции производственных мощностей, неполноте исходной информации при принятии альтернативных решений типа «производить или покупать», а также к неравноценной загрузке отдельных производственных линий.

Информационная логистика организует поток данных, сопровождающий материальный поток, и является тем существенным для предприятия звеном, которое связывает снабжение, производство и сбыт. Она охватывает управление всеми процессами движения и складирования реальных товаров на предприятии, позволяя обеспечить своевременную доставку этих товаров в необходимых количествах, комплектации, качестве из точки их возникновения в точку потребления с минимальными затратами и оптимальным сервисом. Для этого система материального обеспечения производства подвергается общей иерархической структуризации. Подзадачи материального обеспечения: транспортировка, перегрузка, складирование и распределение — выполняются с помощью существенно автоматизированных функциональных элементов. Комбинация этих элементов в подсистеме образует сетевую структуру, которая представляет подобласти материального обеспечения производства.

Благодаря функционированию системы управления организацией (фирмой) достигается выполнение цели организации определенного уровня. Обычно принято выделять четыре уровня «лестницы целей» организации, для достижения каждого уровня которой необходима определенная информация. Соответственно информационную структуру организации целесообразно представить в виде четырехуровневой пирамиды.

Самый низкий уровень пирамиды относится к отдельным сделкам и запросам. Примеры этих действий: запросы заказа, обработка заказа, определение путей транспортировки, видов транспорта и т.д. Скорость информационного потока на этом уровне очень важна. Действующий персонал — непосредственные исполнители. Следующий уровень информационной пирамиды обеспечивает информацией, необходимой для успешного оперативного управления фирмой, основную часть менеджеров. Достижение целей среднего уровня управления возможно при использовании информации, предназначаемой для тактического управления. Стратегическое управление — это высший уровень управления, и осуществляется оно высшим руководством организации, а тактические планы и решения по ним принимают руководители среднего звена. Так как тактические планы разрабатываются в соответствии со стратегическими планами, детализируя и развивая их основные направления на более короткий период времени, естественно, и информация, необходимая для принятия решений по их выполнению, отличается от информации первого и второго уровней пирамиды.

Концепция логистики и стратегические цели организации направлены на:

а) достижение с минимальными затратами максимальной адаптации фирмы к изменяющимся условиям рынка;

б) повышение доли компании на рынке;

в) получение конкурентных преимуществ.

Поэтому подсистема стратегического управления органично связана с основными потоками информационной логистической системы организации.

_____________________________________________________________________

Выходные данные учебного пособия:

Логистика: конспект лекций : пособие для подготовки к экзаменам / М.А. Чернышев [и др.]. — Ростов н/Д : Феникс, 2010. — 285 с. — (Зачет и экзамен).

Вернуться к оглавлению учебного пособия «Логистика: конспект лекций : пособие для подготовки к экзаменам».

port-u.ru