Системы управления в обществе – Определение, функции, факторы риска социального управления. Структура и типы систем управления обществом

Содержание

Эволюция систем управления обществом — Дом Солнца

На мой взгляд, эволюционируют не только общественные формации, но и системы управления обществом (кибернетические системы). Осмелюсь определить вектор этого развития следующем образом: в толпо-элитарном обществе (массы-вожди) система управления выстроена следующим образом: это бюрократическое государство (иерархия (вождь и его аппарат) является субъектом управления, масса — объектом управления.

Обратная связь с массой отсутствует, масса исполняет волю вождя. Контрольная власть (народный контроль над вождем и его аппаратом) отсутствует. Человек в такой системе — винтик и объект управления. Это классическое тоталитарное, бюрократическое государство. Его символ — вертикаль управления.

На смену ему должно прийти бюрократически-демократическое (иерархия под контролем) государство, где вождь и его аппарат являются не субъектом управления, а инструментом управления. Этот инструмент управления находится под контролем народа (появляется народ, это уже не масса). Отличие массы от народа в том, что масса не контролирует вождя и его аппарат, а народ — контролирует, и при необходимости может сменить иерархию управления.

При этом народ является не только объектом управления со стороны бюрократии, но и субъектом контроля за ней. А иерархия является инструментом управления народом и объектом контроля с его стороны. Появляется контрольная власть, финансово зависимая от населения, анализирующая поступающие от него обращения в адрес власти, принимающая по ним меры административного и уголовного характера в отношении халатно или преступно работающих бюрократов и работающая с ним через каналы обратной связи. Для возникновения такой системы управления нужно развитие информационных технологий, средств обратной связи с властью.

Символ такой системы управления — уже не вертикаль власти, а крест — соединение вертикали власти с горизонталью народного контроля. Это переходная форма от иерархического управления к системному, основанному на принципе самоуправления.

И завершение эволюции кибернетической системы — демократическое государство. Оно возникает тогда, когда у бюрократии при помощи контрольной власти формируется социально ответственный менталитет, когда система контроля из внешней переходит во внутреннюю, интериоризируется. И внешняя система контроля становится уже не нужна.

И у народа, и у власти формируется правовой менталитет, возникает единое правовое поле, как по букве, так и по духу, как внешнее, так и внутреннее. Каждый чиновник и гражданин работают в рамках правовой матрицы. Системное, а не иерархическое управление — это когда субъектом управления является не бюрократия, не народ — а правовая матрица как менталитет. Когда начинает управлять не вождь, а государственная идея, как принцип организации государственной жизни.

На настоящем этапе, по моему мнению, актуальной задачей для России является создание мировоззренческой матрицы, затем на ее базе — идеологической матрицы, а затем – экономической (регламентируемый, цивилизованный рынок (капитализм в рамках хозяйственного, экологического и социального регламентов) и правовой матрицы.

Проблема нашей Родины в том, что в ходе информационно-психологической (духовной) войны, которую Запад развязал против нас, путем обращения нашей бюрократии путем зомбирования из управленцев в форму организационного оружия, действующего против государственных и народных интересов, была разрушена прежняя информационная матрица (марсизм), в результате чего распался СССР. Распад информационной матрицы по принципу домино вызывает автоматический распад более низких по иерархии экономической и социальной (правовой) матриц.

Далее нам попытались навязать чуждую нам либеральную матрицу, целью навязывания которой было поставить Россию под полный контроль Запада (биороботизировать ее власть и население) и заставить ее развиваться по колониальному сценарию (сырьевой придаток Запада, место сбыта его товаров). Как показало время, эта матрица нам органически не свойственна, не соответствует архетипам русского человека.

И наша задача (она уже решается) — создать новую, более мощную чем у Запада информационную матрицу, которая была бы способна к самостоятельному эволюционному развитию и была бы не подвержена разрушению со стороны противника, была бы неуязвима для его идеологических диверсантов.

www.sunhome.ru

Законы функционирования системы социального управления в обществе.

Между субъектом и объектом управления существуют определённые управленческие отношения. Суть данных отношений состоит в том, что они являются основой осуществления управления: именно они вырабатывают управленческие команды и формируют готовность эти команды выполнять. Управленческие отношения, и это необходимо учитывать, базируются на экономических, политических, морально-этических и других отношениях. В хозяйственной системе наиболее распространены отношения управления, базирующиеся на экономических отношениях. Для управления наиболее принципиальными являются два типа отношений:

— во-первых, это отношения, возникающие при разделении и кооперации труда в процессе совместной трудовой деятельности ассоциированных собственников;

— во-вторых, отношения найма (заключение контракта), возникающие между собственниками и пользователями средств производства и наёмными работниками.

При совместной работе ассоциированных собственников возможности выработки управленческих команд и готовность их выполнять проистекает из потребности специализированных производителей координировать свои действия с целью наиболее эффективного достижения результатов этой деятельности. В данном случае отношения управления базируются на заинтересованности участников производственного процесса, являющихся одновременно и собственниками средств производства, в получении оптимального конечного результата совместной трудовой деятельности. Из сказанного следует, что в условиях общественной собственности (то есть социализма) на средства производства не управление должно стимулировать появление у участников производственного процесса заинтересованности в конечных результатах, а наоборот, заинтересованность в конечных результатах является основой управления.

В случае, когда основу отношений управления составляют отношения найма (купли, продажи труда или рабочей силы), возможность осуществления управленческих команд и готовность их исполнять заключается в отчуждении пользователя средств производства от средств производства (средства производства — это машины, станки, оборудование, здания и сооружения и т.д.). Собственник получает возможность командовать в связи с тем, что он, открывая производителю доступ к средствам производства, выступает в роли хозяина и нанимателя производителя. Производитель же готов выполнять команды, так как за это выполнение по условиям найма (контракта) он получает вознаграждение. В данном случае осуществляется координация совместной деятельности для достижения наилучшего результата. Однако в конечном результате заинтересован только собственник, производитель же на конечный результат ориентирован косвенно, посредством управленческих команд. То есть, отношение управления задаётся отношением собственности. В настоящем общественном производстве работник становится практически соучредителем собственности. Поэтому все участники управленческого процесса активно участвуют в повышении эффективности коллективного труда.

Но речь не только о так называемом «производственном управлении» или «государственном управлении». Речь и о «социальном управлении». Именно социальное управление выступает как высшая эволюционная форма управления, свойственная только для деятельности общества.

Контрольные вопросы:

1. Каковы основные типы управления в обществе?

5. Каковы основная задача и законы социального управления?

 

Лекция 7.

Тема 3. Управление и интересы (часть 1-я)

1. Общественные отношения и интересы.

Управление и интересы.

 

Общественные отношения и интересы.

Процесс управления — это обеспечение баланса интересов как в рамках общества в целом, так и в рамках отдельной организации. Но тут возникает вопрос: в чем конкретно состоят интересы индивидов, групп, общества в целом?

Интересы можно определить как субъективные способы выражения объективных потребностей.

Интерес социальный — реальная причина социальных действий, событий, свершений, стоящая за непосредственными побуждениями — мотивами, помыслами, идеями и т. д. — участвующих в этих действиях индивидов, социальных групп, классов.

Государственный интерес — интересы общества, отдельных его институтов или социальных групп, наиболее значимые для обеспечения его устойчивого функционирования и развития, делегированные государству для обеспечения, а также интерес самого государства как социального института.

Современное общество характеризуется множеством интересов: экономических (распределение благ), социальных (распределение статусов), политических (распределение власти) и др. Они являются побудителями действий любого социального субъекта, будь то личность, группа или общество в целом.

В публичной сфере общества действуют институциональные и субстанциональные субъекты. Первые — реализуют публично-правовые отношения в рамках устойчивых нормативно-заданных статусно-ролевых систем. Это должностные лица государственных структур. Вторые — выражают и защищают общий интерес. Это гражданская общественность, исполняющая реальные политические функции, способная к полноправному диалогу с властью и к оппонированию ей.

Интересы могут нести всеобщую пользу, но также выгоду одним и ущерб другим.

Именно интересы соединяют и разделяют людей, порождая общественные отношения и проблемы управления ими.

Общественные отношения — это отношения гражданской общественности к происходящим в жизни страны событиям. Разнообразные формы их проявлений обусловливают огромную сеть весьма запутанных социальных связей между людьми. Такие связи приобретают устойчивый характер, когда они вызваны коренными жизненными интересами определенных социальных групп, объединяющих людей общими целями и действиями по их достижению, в том числе административными.

 

Управление и интересы.

Управление может различаться в зависимости от того, являются ли интересы основных общественных групп (прежде всего, — управляемых и управляющих) гармоничными, однонаправленными или противоречащими друг другу, конфликтогенными.

Первоначально социальные связи и отношения возникают стихийно в самом процессе жизнедеятельности людей, который не нуждается в особой регуляции. Однако со временем для налаживания самых нужных обществу отношений возникает потребность в специализированной деятельности, которая осуществляется в институциональной форме. Это управленческая деятельность, исполняемая на разных уровнях различными социальными организациями: от структур бизнеса (менеджмент) до государственных структур (администрирование).

В системе менеджмента специалисты выделяют следующие типы общественных отношений:

— бюрократические, базирующиеся на служебной иерархии, при которых за каждым работником жестко закреплены его функциональные обязанности, а контакты между начальниками и подчиненными носят формальный, обезличенный характер;

— патерналистские, которые также опираются на иерархию, но несмотря на это взаимоотношениям начальника («хозяина») и подчиненного придается личностный характер, выходящий за формальные рамки;

— фратерналистские, предусматривающие коллективное обсуждение и принятие решений; отношения между начальником и подчиненным носят подчеркнуто неформальный характер как между лидером и ведомым;

— партнерские, отличающиеся демократизмом, когда самостоятельные индивиды объединяются для совместной деятельности по свободному контракту, а руководитель в качестве координатора распределяет задания и контролирует соблюдение оговоренных условий и обязанностей.

Поскольку социальная система (подсистема) и общность предъявляют к индивидам определённые требования, ставит их дела и поступки в определённые рамки, то управлению оказывается подверженной вся социальная жизнь как отдельных людей и групп, так и общества в целом. Соответственно, важнейший признак человеческого общества – его управляемость, «быть управляемым».

Управленческое воздействие может осуществляться как в формах самоуправления, так и через специально созданные социальные институты, структуры государство, организации и т.п. При этом особую роль играют управленческие системы.

Наличие управленческой системы предполагает определённое единство субъекта и объекта управления. Это единство (и взаимозависимость, кооперация, сотрудничество) выражается, например, в следующем. С одной стороны, субъект управления имеет интерес (потребность) и возможность управлять объектом управления, вырабатывая для этого соответствующие управленческие команды, используя управленческие методы и средства. С другой стороны, объект управления готов (имеет свой интерес, мотив) и может эти команды выполнять (имеет для этого способности и средства, условия).

Интересы выступают связующим звеном между субъектом и объектом управления. Но, разумеется, «полного» единства интересов и «абсолютного» взаимодействия между субъектом и объектом управления не может быть.

Контрольные вопросы:

1. Каковы основные общественные отношения?

2. Каковы основные виды интересов?

3. Как связаны общественные отношения и основные виды интересов?

Лекция 8.


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

2.3. Специфика управления в обществе

В литературе по управлению и менеджменту отмечается, что не всякое воздействие на деятельность людей обязательно является управлением. Действия многих людей влияют на различные события, но они не всегда представляют собой управление. Когда определяют управление как воздействие, то прежде всего имеют в виду, что это какой-то труд, профессиональная деятельность. Управление в обществе всегда представляет собой воздействие одних субъектов на другие с той целью, чтобы побудить их к какой-либо деятельности. В определении управления как воздействия управляющей системы на управляемую не принимается во внимание обратное воздействие управляемой системы на управляющую, что присуще социальному управлению.

Управляющие субъекты должны испытывать обратное воздействие со стороны управляемых, что может выражаться в готовности последних либо выполнять указания управляющих субъектов, либо, что бывает реже, оказывать активное или не очень активное сопротивление таким указаниям. Несмотря на то, что управление трактуется как воздействие, «современные исследователи все чаще акцентируют внимание на том, что между управляющими и управляемыми субъектами имеет место взаимодействие» <1>.

———————————

<1> Зборовский Г.Е., Костина Н.Б. Социология управления: Учебное пособие. М., 2007. С. 88.

По мнению авторов Зборовского и Костиной, социальное управление, представляет собой такую форму информационного взаимодействия людей, когда одна из сторон вырабатывает решения, доводит их до исполнителя, контролирует их исполнение, а другая сторона эти решения исполняет <1>. Взаимодействие — есть воздействие одних субъектов на другие. Когда одни субъекты вырабатывают программу деятельности и контролируют ее исполнение либо реализацию другими субъектами, то в данном случае происходит разделение труда на управленческий и исполнительский. Самоуправлением называют такую форму управления, когда субъект, вырабатывающий программу и реализующий ее, совпадают в одном лице. Важнейшей специфической чертой социального управления является то, что оно представляет собой единство управления и самоуправления.

———————————

<1> Там же.

2.4. Основные элементы социального управления

В качестве самых основных элементов социального управления можно выделить:

1) субъект управления;

2) управляемый субъект;

3) объект управления;

4) цель управления;

5) проект деятельности.

Субъект управления — это индивиды, которые способны вырабатывать программу действий и реализовывать данную способность. Управляемые субъекты — люди, осуществляющие программы, созданные субъектами управления. Субъекты управления управляются определенной информационной программой, которая состоит из норм и правил, принятых в соответствующей сфере деятельности.

Информация представляет собой те сведения, которые нужно иметь в виду, чтобы хорошо перерабатывать материалы и энергию. Суть управления в социальной системе — это целенаправленная переработка информации.

Субъекты управления вырабатывают программы для разрешения определенных вопросов. Такие выработанные программы выступают регуляторами действий управляемых субъектов. Управляемые субъекты исполняя программы могут полностью руководствоваться нормами и целями, предусмотренными программой, а могут отличаться от предписанных программ. Таким образом, если программы, выбранные субъектами управления, не могут восприниматься исполнителями как руководство к действию, то управление в этом случае может и не иметь места. Это и является самым важным отличием социального управления от всех других видов управления.

Объект управления — деятельность людей, организуемая посредством управляющей программы. В социальном управлении, таким образом, следуя из определений, объект управления и управляемый субъект не совпадают. Проект, создаваемый субъектом управления, направлен на деятельность управляемых субъектов, которые способны понять программу и реализовать ее. Управляемый субъект, который реализует программу, выработанную субъектом управления, делает это не автоматически, а сознательно.

Цель управления — создание и сохранение определенного состояния объекта управления, организационного состояния деятельности. Ключом к пониманию устройства управления является понимание того, что оно служит для получения определенного конечного результата, достижения того, что называется целью. Можно сказать, что управление есть механизм для достижения цели. Таким образом, поставленная цель — это неотъемлемый элемент системы управления.

Проект управленческой деятельности — это сложный идеальный образ, наличие которого обусловливает организацию деятельности как самого субъекта управления, так и управляемых субъектов.

studfiles.net

§ 3. Социальное управление как вид управленческой деятельности в обществе

Социальное управление, или управление социальными процессами (будем исходить из тождественности этих терминов) — это один из видов управленческой деятельности в обществе. В чем же его специфика, чем оно отличается от других видов управления? Хотя в нашей научной литературе, как и на практике, немало говорится о социальном управлении, суть, специфика этого вида, или направления в многогранной деятельности по управлению общественными системами вычленяется не всегда четко. Нередко в работах, посвященных, казалось бы, социальному управлению, рассматриваются вопросы и регулирования производственной деятельности, и управления в политической сфере, а нередко речь идет вообще о всем круге явлений и процессов, существующих в обществе и испытывающих на себе целенаправленное воздействие.

Такое положение дел вряд ли может дать плодотворную основу для теории и практики социального управления. Для обеспечения эффективности управленческой деятельности необходимо четкое понимание специфики различных ее видов и направлений. Потому что, если, например, мы беремся за управление производством, содержание этой деятельности складывается из одних действий и функций, требует использования одних средств и методов, а управление непроизводственными объектами складывается во многом из другого пода действий и осуществляется с использованием других средств и методов. Подобных различий можно выявить немало, при том по разным классификационным основаниям.

Поскольку в управленческой деятельности перед нами прежде всего предстают субъект и объект управления, различия между ее видами выступают как различия, с одной стороны, по субъекту и с другой — по объекту. Так, если говорить о субъекте управления, очевидны различия между управлением государственным, с одной стороны, и, с другой, осуществляемым за пределами непосредственного государственного воздействия, даже применительно к одинаковым объектам: например, управление государственными предприятиями и находящимися в собственности частных лиц и корпораций; то же самое относится и к учебным, медицинским и другим учреждениям в зависимости от того, управляются ли они или нет непосредственно государством.

Пытаясь вычленить виды управления по объекту (что для нас в данном случае представляет главный интерес, как будет видно из последующего), следует обратить внимание на большую сложность его структуры, на возможность его структурирования в соответствии нес одной системой классификации, а на базе нескольких, определенным образом связанных друг с другом. Если рассматривать скажем, такой объект управления, как организацию производственного характера, то в системе явлений и процессов, из которых складывается ее жизнедеятельность, можно вычленить элементы трех различных видов: технологические, экономические и социальные. Каждый из них образует особую» подсистему в объекте управления. Соответственно и в управлении данным объектом, можно выделить три основных направления. Первое — управление технологическое, которое регулирует совокупность действий, операций членов организации по выполнению ее основной (основных) целевой функции (функций) — скажем, по производству определенной продукции, вы — волнению услуг, осуществлению образовательной, медицинской, правоохранительной деятельности и т.д. Заметим, что называть этот вид Управления технологическим представляется более правильным, чем «Производственным «, что довольно распространено.

Второе — управление экономическое, регулирующее экономические аспекты деятельности организации и ее связей с окружающей общественной средой. Совокупность этих аспектов и образует вторую подсистему жизнедеятельности организации, отличающуюся от технологической подсистемы.

Третьей подсистемой, требующей особого вида управленческой деятельности, является совокупность элементов, в которых воплощаются социальные качества самих образующих ее людей, уровень их культуры, общих и профессиональных знаний, их потребности, интересы разделяемые ценности, а также отношение к условиям своей жизнедеятельности, характер человеческих взаимоотношений и т.п. Целенаправленное воздействие на соответствующие явления и процессы и представляет собой третий вид, или направление управленческой деятельности, которое в производственных организациях обычно именуется управлением человеческими ресурсами, или персоналом либо даже просто «управлением людьми». Последнее название, конечно, нельзя признать удачным, так как и перечисленные выше виды управленческой деятельности тоже направлены на людей, так как они осуществляют и технологические и экономические функции.

Недостаточными представляются и широко вошедшие в обиход названия » управление персоналом » и » управление человеческими ресурсами «. Они не раскрывают должным образом всей полноты той даже бегло очерченной выше совокупности явлений, характеризующих третью выделяемую нами подсистему. Представляется более точным эту составную часть управленческой деятельности именовать социальным управлением и именно в виде такового рассматривать его суть.

При всей теснейшей связи между разными видами управления, каждый из них имеет свою специфику. В одних случаях функции технологического, экономического и социального управления оказываются разведены между разными подразделениями управляющей системы: например, технологическая служба занимается только первым из названных видов управления, служба маркетинга — вторым видом, а кадровая служба — только третьим видом. Но зачастую они оказываются тесно сплетены в единой деятельности субъектов управления — руководителя организации и даже отдельных функциональных звеньев управленческой системы. Но и в таких случаях отмеченные виды управления не являются неразделимыми; каждый из них имеет свою специфику, свой объект воздействия и осуществляется своими средствами и методами. Одни воздействия в такой интегральной, всеохватывающей деятельности субъекта управления оказываются направленными на технологическую подсистему объекта и потому образуют в этой его деятельности технологическое управление, другие действия подобным же образом нацелены на экономическую подсистему и потому составляют управление экономическое, третьи же воздействуют на упомянутые выше элементы собственно человеческой жизнедеятельности, т.е. представляют собой социальное управление.

Выделение и понимание сути и специфики социального управления как определенной подсистемы в системе управленческой деятельности, отличающейся от других ее подсистем, имеет большое практическое значение. Достаточно отметить, например, что на предприятии может быть идеально отработана и в организационном и в функциональном отношениях система управления производственны — щи процессами, т.е. управления технологического, прекрасно налажена его экономика, но в то же время процессы, выражающие динамику взаимоотношений между людьми, работниками, их социально — психологическое самочувствие, удовлетворенность трудовой средой и другие чисто человеческие характеристики социально—трудовой ситуации в силу недостаточного внимания к этим явлениям начинают развиваться по нисходящей, деградировать. Это неизбежно скажется отрицательно и на собственно производственных и экономических результатах деятельности организации, и будет иметь негативные социальные последствия.

Определить суть и специфику социального управления — значит выработать четкое понимание того, какой круг общественных процессов оно охватывает своим регулирующим, направляющим воздействием. К сожалению, обоснованной, убедительной и принятой достаточно широким кругом специалистов концепции по этому вопросу, исходному для построения всей теории социального управления, в науке пока не выработано.

Видимо, социальное управление следует понимать как регулирование процессов, происходящих в охарактеризованной выше социальной сфере, как целенаправленное воздействие на социальные системы.

Цели такого воздействия заключаются в том, чтобы совершенствовать условия жизни людей, их взаимоотношения, укреплять формальные и неформальные организационные связи между ними, сплоченность, солидарность, улучшать деятельность создаваемых ими Институтов и организаций. Этим — если говорить в самых общих чертах — и определяется специфика социального управления как особой разновидности управленческой деятельности.

Нередко высказывается мнение, что в условиях открытого демократического общества, которое утвердилось в наиболее развитых странах и к которому продвигаемся мы, сфера социального управления Должна существенно сужаться, поскольку она представляет собой Как бы вмешательство в частную жизнь людей, в их взаимоотношения. Сторонники таких взглядов считают, что в отличие от тоталитарной системы с ее «заорганизованностью» всего и вся, с назойливым Стремлением присущих ей институтов Командовать всеми проявлениями человеческой жизнедеятельности, открытому обществу вообще не свойственно как-то направлять течение социальных процессов (в том специфическом, узком смысле, которое придается этому понятию) полностью ориентируясь на их стихийный ход. Опыт благополучных стран, живущих в условиях открытого общества, показывает, что это совсем не так. Лишь на ранних стадиях становления этого общества на Западе была довольно сильна ориентация на стихийный ход экономической и общественной жизни, провозглашалось невмешательство государства в экономику со всеми ее социальными аспектами и в общественную жизнь людей; государство должно было быть не более чем «ночным сторожем», а в охраняемой им жизни пусть все идет как идет. Оказывалось противодействие и институтам гражданского общества при вмешательстве в жизнь людей. Так, длительное время профсоюзам отказывалось в праве воздействовать на социально—трудовые отношения, бороться за улучшение условий труда и быта наемных работников. В общем, стремление «сильных мира сего» быть максимально свободными от регулирующего воздействия со стороны общества и государства осуществлялось в довольно широких масштабах. Но это привело к очень многим бедам.

Теперь же положение в этом обществе круто изменилось. Государственное и общественное регулирование воздействует на широчайший круг человеческих действий и взаимоотношений. Сильнейшим образом ограничивается произвол предпринимателей в их отношениях с наемными работниками и с государством (при всем том, что в основе своей свобода предпринимательской деятельности как необходимого условия процветания экономики отнюдь не подрывается). Вспомним о жестком налоговом и антимонопольном законодательстве, о законодательно устанавливаемых обязанностях предпринимателя перед его наемными работниками и профсоюзами и т.д. Граждане обязаны декларировать свои доходы. Вводятся даже такие ограничения, как запрещение оплачивать наличными деньгами покупки сверх определенной величины стоимости.

Государственно-правовое регулирование охватывает в современном демократическом обществе весьма широкий круг проявлений жизнедеятельности людей и элементов их жизненной среды. И авторитетнейшие поборники принципов либерализма не только не выступают против такого регулирования, но нередко требуют его усиления и расширения.

Яркий пример тому обоснование необходимости усиления общественного контроля за телевидением и другими средствами массовой информации, с которым выступил в интервью незадолго до смерти в 1993 году создатель теории открытого общества Карл Поппер. Вот несколько выдержек из этого обширного интервью. «Телевидение обладает огромной воспитательной силой, и эта сила, эта власть может перетянуть чашу весов… в сторону закона или в сторону насилия». Поэтому «всякая власть, а особенно такая гигантская, как сейчас у телевидения, должна быть под контролем». В ответ на упреки, что такая позиция противоречит идеалам либерализма, К. Поппер заявил: «Почему должно считаться антилиберальным… утверждение о необходимости ограничить свободу? Нет такой свободы, которая не нуждалась бы в ограничении». Так что «вовсе не значит, что для такого либерала, как я, парадоксально призывать к ограничению свободы слова.»

Как явствует из сказанного выше, контроль за каким — то социальным институтом (коим являются средства массовой информации), регулирование его деятельности — это и есть управление, а поскольку речь идет о воздействии на направленность идейно — нравственного содержания СМИ, — это типичное проявление именно социального управления. Конкретно говоря — это одна из функций формирования социальных качеств людей, что осуществляется в данном случае воздействием на социальные институты, способствующие воспитанию таких качеств либо, напротив, могущие их деформировать.

Мы привели один пример, касающийся области социального управления. Но из него видно — и это относится ко всем другим проявлениям рассматриваемой деятельности, — что социальное управление, конечно, представляет собой определенное «вмешательство» в жизнь людей и ограничение (не всегда, но во многих случаях) их свободы, однако все это делается в демократическом открытом обществе в интересах, ради блага самих же людей. Подтверждение этому будет очевидным, когда мы раскроем во всей полноте систему функций социального управления, из чего складывается его содержание.

Но пока задержимся еще немного на рассматриваемом комплексе вопросов.

Заметим, что идея сужения сферы социального управления присуща не только ультра—либералам, но была высказана и в рамках совершенно противоположной идеологии — марксизма. Им было про — возглашено, что по мере общественного прогресса, который представлялся как утверждение и бесконечное развитие коммунизма, государство отомрет и вообще будет сужаться и упрощаться сфера социального управления, а в конце концов вообще «на смену управления людьми придет управление вещами и производственными процессами». История не подтвердила этого прогноза, как и некоторых Других, выдвинутых в марксистской доктрине. Да и сам общественный прогресс принял совсем иной характер. Магистральным путем общественного прогресса стало, похоже, утверждение открытого демократического общества, и в нем не исчезает социальное управление, а меняется лишь его характер, принципы и методы, взаимоотношения между управляющими и управляемыми, область применения Все это разительно отличается от того, что присуще обществу тоталитарного типа.

Следует обратить внимание на такой теоретический момент: управление вообще отнюдь не сводится к методам командования, оно может осуществляться и по-другому — использованием экономических рычагов, организационных и воспитательных методов. И вот в таком другом, в корне отличном от практики тоталитаризма виде, лишившись своей былой гипертрофированной значимости, занимая подобающее ему место, социальное управление в открытом обществе может играть важную благотворную роль в создании все более благоприятных условий жизни людей.

Существенной чертой современного открытого демократического общества является его социальная ориентированность. Смысл этого в том, что экономика, политическая власть и другие структуры и институты, которые присущи жизнедеятельности общества, должны в качестве главной, конечной цели своего функционирования быть ориентированы на обеспечение и удовлетворение потребностей широких масс народа, населения.

Этот принцип уже нашел в довольно большой степени свое воплощение в странах с развитой демократией и рыночной экономикой, где благодаря преимуществам последней и давлению демократических устремлений масс достигнут высокий уровень их благосостояния. На этот же путь становятся все новые и новые страны, в том числе и те, которые покончили с неудавшимися утопическими экспериментами. И перед ними, в частности перед Россией, задача обеспечения социальной ориентации формирующейся рыночной экономики, а также и всей государственной политики стала ныне одной из самых главных.

Придание же экономике, общественным структурам и институтам социальной ориентации и ее последующее усиление непременно ведет к усилению роли социального управления, которое является средством обеспечения этой самой социальной ориентации всей общественной жизни.

studfiles.net

Механизм управления обществом в какой-либо стране. Роль управления в обществе. Экономика и управление

Функционирование и формирование, а также роль управления как определенной структуры определяются его сущностью. В составе его присутствует несколько элементов. Прежде чем назвать их, следует сказать, что система управления представляет собой форму реализации развития и взаимодействия отношений регулирования. Выражаются они в первую очередь в принципах и законах, целях, функциях, методах, структуре и самом процессе. В составе структуры присутствуют кадры, объекты и прочие элементы. Механизм управления обществом считается одним из основных рычагов регулирования социальных взаимоотношений. Что собой представляет данный элемент?

Общая информация

Механизм управления обществом в какой-либо стране является, прежде всего, необходимостью, связанной с достижением целей развития и реализации одного из направлений внутренней политики. Данный элемент формируется и изменяется целенаправленно с участием людей, регламентирующих комплекс форм, методов, функций, стимулов и рычагов. Это необходимо главным образом для достижения наибольшей эффективности структуры регулирования в конкретных исторических условиях. Такова основная роль управления в обществе.

Качественный уровень данного компонента структуры регулирования взаимоотношений, степень его совершенства, а также соответствия основным требованиям зависят в первую очередь от профессионализма и уровня подготовленности кадров, их навыков и умения выявлять и давать объективную оценку наиболее существенным компонентам и связям, особенностям проявления и последствиям развития обнаруженных тенденций.

Компоненты

Механизм управления обществом в какой-либо стране включает в себя несколько фундаментальных звеньев: общие функции, принципы, методы и цели. Социум, являясь многоцелевой сложной системой, требует обеспечения четкого взаимодействия всех подсистем и решения поставленных задач. Рассматривая государственное управление и общество с этой позиции, выделяют несколько компонентов, формирующих рычаг регулирования. К ним, в частности, относят социально-культурный, организационный элементы.

При этом важнейшее значение имеет уровень, на котором взаимодействуют экономика и управление. В связи с этим соответствующий элемент также присутствует в составе рычага регулирования. По мнению ряда специалистов, именно экономический компонент обеспечивает во многом эффективность процесса. Однако достижение поставленных задач и развитие социальной структуры обеспечиваются благодаря совокупности элементов.

Определение объектов и субъектов

Социальные структуры одновременно являются объектом и субъектом управления. Этот факт обуславливает необходимость рассматривать эти два компонента в условиях постоянного взаимодействия друг с другом – как управляемый и управляющий элементы. Субъект (второй компонент) представляет собой часть объекта. Размеры и границы первого находятся в тесной зависимости от особенностей и масштабов второго. Это обуславливает то, что деятельность управляющих структур определяется главным образом свойствами управляемого элемента.

В самом общем виде к объектам управления следует относить человеческий труд и человека. В широком смысле это общности и большие коллективы людей (отрасль, регион, предприятие). В качестве объектов могут выступать также конкретные функции, к примеру управление страной, финансами, сбытом, персоналом и так далее.

Виды объектов

Всего выделяют три категории. К ним относят производственные объекты. Этот тип включает в себя звенья, составляющие организационное управление общественного производства. Второй вид – структурные объекты. Они представляют собой звенья всей системы управления. И третьим видом являются функциональные объекты. Они выделяются особым механизмом управления. В итоге обобщенный вид объекта регулирования представляет собой комплекс человеческой деятельности, выделенный из социальной среды или в качестве особой функции, для которой необходим особый рычаг регулирования, или как звено структуры.

Формирование объектов

Начало образования этих компонентов совпадает с организационным их выделением в качестве главных структурообразующих элементов социальной структуры. К примеру, таким звеном может являться производственное предприятие. Оно является в некотором роде исходной, отправной точкой отсчета уровней и в макросистеме экономического управления, и в микроструктуре регулирования деятельности внутри самого предприятия. Такой компонент представляет собой основу для формирования производственных объектов регулирования разных масштабов – региона, отрасли, в целом народного хозяйства.

Государственное управление и общество являются структурами, постоянно взаимодействующими между собой. Выделение объектов производства лежит в основе создания структуры регулирования, где каждое звено представляет собой также структурный элемент (объект). Эти компоненты отличаются по трудоемкости и функциям. В результате формируется тот или иной институт управления. Образование и развитие всех этих компонентов лежат в основе непрерывного совершенствования структуры социального регулирования.

Факторы, влияющие на образование объектов регулирования

Существуют несколько аспектов, имеющих наибольшее значение в рассматриваемом процессе. К ним, в частности, следует отнести технико-технологические, социальные, организационные и экономические факторы. Аспекты, которые отражают требования объективных принципов и законов социального развития, обладают диалектической взаимосвязью.

Объект как механизм управления обществом в какой-либо стране образуется в результате тех или иных форм сочетаний территориального и отраслевого регулирования на основании уровня децентрализации или централизации. Факторы формирования того или другого объекта воздействуют на внутреннюю структуру, масштаб, общий статус, социальное положение и прочее.

Основной институт управления

Что же сегодня является главным субъектом регулирования? Вне всякого сомнения, это государство. Хотя между тем в последнее время отмечается тенденция к делегированию им ряда своих функций (регулятивных, организационных, нормотворческих и прочих) другим субъектам. Определяя государство как управляющий компонент, следует говорить о том, что эта структура предполагает объединение взаимосвязанных организаций, учреждений, обеспечивающих регулирование отношений и деятельности людей, наций, классов, групп.

Современное понимание структуры основного рычага управления

В научной литературе сегодня под государственным управлением подразумевается обычно регулирующее и организующее, практическое влияние данного субъекта на жизнедеятельность людей, опирающееся на силу власти. Целью этого воздействия является сохранение, упорядочение или преобразование положения граждан. Объективно необходимость государственного властного регулирования обуславливается несколькими факторами. В первую очередь это общие социально-политические и исторические предпосылки. Кроме того, имеют немаловажное значение и специфические факторы, характерные для определенного общества.

Предпосылки к возникновению властного регулирования

Механизм управления обществом в какой-либо стране складывается для структурированного обеспечения функционирования отраслей человеческой деятельности. Кроме того, благодаря активности регулирующих рычагов, формируются условия для выживания сообществ людей. К факторам, обеспечивающим это, в частности, относят новые формы трудовой активности, управленческая функция, включающая первоначально обслуживание общества в информационном плане (в частности, сбор различных сведений о работе и прочее).

Постепенно из социума выделился слой людей, главным занятием которых стало регулирование отношений внутри гражданского сообщества. В итоге сформировалось множество должностей и постов: военачальники, руководители работ, учетчики и прочие. Данный слой составил раннюю бюрократию. По ходу развития расслоение социума становилось все явнее, что приводило часто к захвату власти той или иной группой и приспособлению социума к своим интересам.

Разделение общества с характерными для образовавшихся групп и слоев конфликтными взаимоотношениями и противоречивыми интересами обусловило потребность в создании политической функции регулирования социальных противоречий и взаимоотношений. В связи с тем, что госаппарат был захвачен привилегированными слоями, функция регулирования обеспечивала в основном господство именно этих групп над прочими.

Задачи основного рычага регулирования

Для обеспечения целенаправленного управления взаимодействиями между разными группами населения необходимо было создать определенные правила поведения граждан и сформировать жизненно важные формы продуктивной человеческой деятельности. Именно установка и поддержание условий для нормального существования всех слоев социума являлись основными задачами государства. Кроме всего прочего, властные структуры должны обеспечивать защиту жизненного пространства развивающегося населения.

Современные представления

Необходимо отметить, что с течением времени указанные выше факторы абсолютно не потеряли своей актуальности. Напротив, тот комплекс первоначальных задач, решение которого должно осуществляться при помощи рычагов власти, существенно усложнился. Изменения, которые происходят в современном мире в области техники, науки, информационных технологий, выдвигают проблему обеспечения безопасности человека на первый план.

Сегодня необходимость в государственном управлении обуславливается потребностью обеспечивать реализацию внутренней политики, которая направлена на наиболее эффективное применение трудовых, материальных, природных, информационных ресурсов. В основные задачи функции властного регулирования в современном государстве входят также справедливое распределение прибыли, гарантирование главных социальных прав и поддержание порядка. Для обеспечения благоприятных условий необходимо создание и воплощение государственных программ. Благодаря им должен обеспечиваться минимальный уровень жизни или получение образования либо профессиональной подготовки.

Заключение

Необходимо отметить, что вопрос о роли госаппарата в процессах управления и модернизации социума является наиболее актуальной проблемой для социогуманитарных наук. Подтверждение этому можно найти хотя бы уже в том, что существует достаточно большое количество точек зрения на данный вопрос. Современный быстроменяющийся мир заставляет искать способы, позволяющие приспособиться к его изменениям. В данном контексте государство выступает как наиболее эффективный рычаг регулирования, способный в кратчайшие сроки мобилизовать ресурсы и осуществить технологические и экономические прорывы.

Стабильность в социальной сфере обеспечивается при наличии продуманной стратегии изменения существующих управленческих структур с постепенным, логически последовательным внедрением на их место более совершенных. Объективно значение рациональной структуры госаппарата особенно четко проявляется во время переходных периодов, при замене старой политической схемы на новую.

fb.ru

1. Понятие и Виды управления в человеческом обществе

Административное право как одна из важнейших базовых отраслей публичного права регулирует отношения в области организации и функционирования публичного управления, т.е. осуществляемого от имени общества, государства.

Управление, по общепризнанному, вошедшему в энциклопедические словари определению, является: функцией сложных организованных систем любой природы (технических, биологических, экологических, социальных), обеспечивающей сохранение их структуры (внутренней организации), поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей. По своему содержанию — это постоянный целенаправленный процесс воздействия субъекта на объект через соответствующий механизм управления.

Объектами управления могут быть вещи (управление вещами), явления и процессы (управление процессами), люди (управление людьми), а субъектом управления всегда выступает человек (оператор, распорядитель, руководитель и т.д.) или коллективное образование — администрация (дирекция, руководство, командование и т.д.).

Социальное управление — это управление многочисленными и разнообразными социальными процессами, протекающими в человеческих общностях (социумах): племени, роде, семье, различного рода общественных объединениях людей, наконец, в государстве как самой широкой и сложной устойчивой человеческой общности.

Предпосылкой и одновременно движущей силой процесса социального управления выступает власть. В современных условиях ныне действующей Конституции РФ в системе управления всеми делами общества и государства можно выделить три основных, так или иначе связанных с административно-правовым регулированием разновидности социального управления: общественное, муниципальное и государственное.

Государственное управление как форма реализации прерогатив государства его органами и должностными лицами в общей системе социального публичного управления является основной сферой действия и применения норм административного права. В широком смысле под государственным управлением понимается деятельность любых государственных органов всех ветвей государственной власти, поскольку общей целью и содержанием деятельности как всего государства в целом, так и любых его органов, является какая-либо организация, определенное упорядочение общественных отношений. В узком, организационно-правовом смысле под государственным управлением понимают лишь один специфический вид государственной деятельности, связанной с реализацией исполнительной государственной власти как одной из ветвей государственной власти, осуществляемой системой специальных государственных органов исполнительной власти или органов государственного управления. Государственное управление в узком организационно-правовом смысле и является основным объектом административно-правового регулирования и сферой действия норм административного права.

2. Социальное управление и его виды

Социальное управление – вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности, повышения уровня организованности социальной системы.

Социальное управление — это управление многочисленными и разнообразными социальными процессами, протекающими в человеческих общностях (социумах): племени, роде, семье, различного рода общественных объединениях людей, наконец, в государстве как самой широкой и сложной устойчивой человеческой общности.

Предпосылкой и одновременно движущей силой процесса социального управления выступает власть. В современных условиях ныне действующей Конституции РФ в системе управления всеми делами общества и государства можно выделить три основных, так или иначе связанных с административно-правовым регулированием разновидности социального управления: общественное, муниципальное и государственное.

Общие черты социального управления:

1) существует там, где имеет место совместная деятельность людей и их общностей;

2) обеспечивает упорядоченное воздействие на участников совместной деятельности;

3) направлено на достижение определенной управленческой цели;

4) характеризуется наличием субъекта и объекта управления;

5) субъект управления наделяется определенным властным ресурсом;

6) объект управления является подвластным субъектом, сознательно-волевое поведение которого должно изменяться в соответствии с указаниями субъекта;

7) реализуется в рамках определенного механизма.

Виды социального управления: государственное управление, местное (муниципальное) самоуправление, общественное самоуправление.

Элементы социального управления: субъект управления, объект управления, управленческие связи (прямые связи и обратные связи).

Субъект управления может быть индивидуальным или коллективным.

Выделяются такие объекты управления, как человек (индивид), коллективы (социальные группы), государство (общество в целом).

Стадии процесса управления:

• анализ управленческой ситуации;

• выработка и принятие решения;

• организация и исполнение решения;

• контроль выполнения решения;

• подведение итогов, внесение корректив.

studfiles.net

Принципы управления социальными системами

Социальная система и ее элементы: что это?

Социальная система представляет собой упорядоченное целое, которые сложноорганизованно и состоит из множества элементов. Все элементы составляют социальную структуру, и они могут выступать как отдельные индивиды, социальные общности. Главная особенность – наличие разнообразных связей и взаимоотношений, которые объединены идеей и целью.

Замечание 1

Таким образом, социальная система выражается через социальную структуру. Она, в свою очередь, представляет собой неразрывное единство двух основных составляющих: совокупность индивидов, людей, а также их объединений на основе одной цели; также совокупность взаимосвязей и взаимодействий, а также отношений, которые складываются между людьми и социальными группами.

Как мы отметили ранее, элементами социальной системы являются индивид, социальная группа, общность, организация. Общим названием для всех элементов служит термин «социальный субъект». Его главная характеристика – способность быть инициатором социальных изменений. Это очень важно, поскольку именно от человека зависит возможность дальнейшего развития социума, всех социальных подсистем и аспектов. Таким образом, один из принципов, по которым живет социальный субъект – это изменение мира к лучшему, поиск решений различных актуальных проблем, возможность предложений по дальнейшему изменению и развитию.

Все элементы социальной системы связаны между собой разного вида связями. В целом, связи образуют социальную структуру, о которой мы уже написали чуть выше. Общество в таком случае может рассматриваться как целостная социальная система, которая состоит из множества подсистем (экономической, политической, социальной и духовной).

Каждая подсистема на своем уровне также представляет собой систему и имеет свою, отдельную структуру. Некоторые авторы отмечают, что общество – это своего рода большая «матрешка», внутри которой находятся матрешки поменьше. Отсюда и замечание о наличие в социальной системе своеобразной иерархии.

Функции социальных систем

Социальная система как сложное образование выполняет ряд своих особых функций. Автором данного распределения функций, о которых пойдет речь далее, является Т. Парсонс, которые выделил их в зависимости от распределения социальных подсистем (экономической, политической, социальной и духовной):

  • Во-первых, это способность к адаптации к новым условиям. Наше общество – динамически развивающаяся система, и по этой причине особо важно приспособление к изменяющимся условиям, а также к тому факту, что потребности людей постоянно меняются и возрастают. В этой связи важным является еще и умение рационально организовывать и распределять внутренние ресурсы в обществе.
  • Во-вторых, целедостижение. Социальная система должна быть ориентированной на достижение конкретных целей, или на достижение одной, но наиболее значимой для человечества цели. Также она должна быть способна к постановке и реализации ключевых задач, а также на поддержание процессов достижения целей.
  • В-третьих, еще одна функция – устойчивость. Иными словами, социальная система обязана снимать напряжение в социуме, основываясь на общепринятые нормы и ценности, которые усваиваются индивидами.
  • В-четвертых, способность к интеграции. То есть, социальная структура должна постоянно воспроизводиться, включаться в систему нового поколения, где постепенно меняются ценности и нормы. Социальная система также помогает новому поколению преодолеть сложности в социализации, мотивирует на усвоение передовых идей, их дальнейшую реализацию, а также на саморазвитие.

Управление социальными системами

Управление социальными системами представляет собой совокупность мер и действий, которые направлены на координацию взаимодействий всех социальных институтов общества и государства.

Замечание 2

Основная цель – решение приоритетных задач, которые направлены на обеспечение комфортного общественного существования человечества. Данные меры и действия определяются административным звеном представителей учреждений и организаций.

Управление осуществляется в соответствии со следующими целями:

  1. Координация совместной деятельности социальных институтов общества и государства. Важно, чтобы каждый человек и участник взаимодействия осознавал свою роль в данной деятельности и выполнял исключительно свои обязанности;
  2. Организационная и распорядительная деятельность, ведение учета уже поставленных задач, контроль выполняемой деятельности и возможность создания прогнозов по дальнейшей реализации проектов и программ по развитию общества;
  3. Обеспечение адресности, оказания социальной помощи, защиты и обеспечения особым категориям населения, которые нуждаются в этом;
  4. Профилактическая деятельность по разрешению наиболее актуальных и приоритетных задач и проблем, которые образуются в процессе деятельности;
  5. Правозащитная деятельность социальных систем, определение социальных норм и ценностей, а также определение прав и свобод человека, его защита;
  6. Информационно-просветительская функция, возможности постоянного образования членов общества, доступ к образовательным и просветительским программам, поскольку именно образованное и грамотное население является основой благополучного общества.

Управленческая деятельность выражена в нескольких формах. Например, постановления правительства, решения правительства, программы и социальные проекты, организация фестивалей и выставок, которые будут выполнять просветительскую функцию. Также сюда входят указы правительства на высшем, государственном уровне. Таким образом, очень важно изучение законодательной базы, а также возможных закономерностей по построению и дальнейшей реализации форм, приемов и средств деятельности так социальной системы в целом, так и ее социальных подсистем. Таким образом, благодаря управлению социальными системами обеспечивается согласованность систем знаний в области решения наиболее важных и актуальных социальных проблем населения.

spravochnick.ru