Системные принципы изучения общества – 1. Принципы системного подхода к изучению общества

1. Принципы системного подхода к изучению общества

Одно из противоречий, вызывающих неизменный интерес социологов, – это противоречие между желанием человека быть независимым, автономным по отношению к обществу и неспособностью и невозможностью жить вне общества. Желание человека выделиться, обрести неповторимые качества естественно. В то же время это невозможно сделать вне общества. Ситуация одиночества для человека не менее страшна, чем потеря своей личности.

В вопросе – почему люди живут вместе – заключается первый узел проблемы. Второй вопрос вытекает из первого: если люди хотят жить вместе, что поддерживает их совместную жизнь, выступает основанием для интеграции? Различные социологические концепции предлагают свой подход к пониманию обозначенных проблем и вопросов. Однако в любом случае это требует рассмотрения общества в целом, что соответствует системному подходу. Он позволяет взглянуть на общество извне, с внешних позиций и представить его как целостность.

Прежде чем обратиться к различным вариантам системного видения социальной жизни, рассмотрим понятие и типы социальных систем, а также основные принципы системного анализа.

Понятие системы было перенесено из естественных наук. Этимологически оно означает «целое», «ассамблея». Первая интерпретация понятия связана с простыми, суммативными системами. Общество определяется как сумма взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, отношения между которыми могут изменяться, переходить в новое качество.

Второй подход предполагает рассмотрение системы не просто как суммы взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, но и как целостного образования, имеющего особые качества, которые возникают при объединении элементов. Эти новые качества, которые не присущи элементам в отдельности, получили название эмерджентных. Иногда это качество системы называют синергетическим эффектом. Под это определение попадают целостные, или холические, системы.

Человек – это сложная биологическая система, состоящая из взаимосвязанных и взаимодействующих клеток и органов. Системным качеством человека является жизнь. Общество подобно человеку. Системным качеством общества является социальная жизнь.

Системы могут рассматриваться в единстве их изменчивости и устойчивости, в статике и динамике. Характер соотношения изменчивости и устойчивости определяет тип системы. По этому признаку системы делятся на стабильные (относительно устойчивые) и динамичные (в них доминирует изменчивость).

Для того чтобы проанализировать системное качество общества, определить тип системы, необходимо соблюдать следующие принципы системного анализа:

  1. Учитывать целостность системы, т. е. несводимость свойств системы к сумме свойств ее элементов.

  2. Описывать структурность, т. е. описывать систему через связи, взаимодействия, взаимоупорядоченность ее элементов.

  3. Рассматривать взаимозависимость системы и внешней среды (общество «встроено» в большую по масштабам метасистему, испытывает ее влияние).

  4. Учитывать иерархичность, что означает отношения соподчинения между элементами системы.

  5. Функциональность – требование выявления функций системы в целом и ее отдельных элементов.

  6. Принцип пространственно-временного существования системы. Все связи, и внутренние и внешние, все элементы существуют в определенных пространственно-временных отношениях, которые влияют на их существование, проявление и функционирование.

  7. Принцип историчности и цикличности существования и развития системы. Этот принцип требует учета тенденций развития системы, предвидение подъемов и спадов в этом развитии.

  8. Принцип разделения системообразующих и системоразрушающих факторов, их флуктуации (взаимопереходов и взаимодействия). В функционировании и развитии любой системы объективно существуют и те, и другие факторы.

  9. Принцип коммуникативности. Он заключается в том, что элементы системы могут составлять целостность только благодаря связям социально-информационного характера.

Исходя из названных универсальных принципов системного анализа, мы выделяем элементы социальной жизни, выявляем разнообразие связей, отношений между ними, определяем, является ли система суммативной или целостной. Если система целостна, то определяем ее системное качество и тип.

Системный подход выступает в качестве общенаучного. Принципы системного анализа были реализованы в различных социологических концепциях, предлагающих выделять различные элементы социальной жизни, по-разному выстраивать, подчеркивать те или иные детерминанты, факторы устойчивости общества.

studfiles.net

23. Системный подход к изучению об-ва

Известный югославский социолог Д.Маркович выделяет три основные особенности человека — творчество, свобода и социальность, предлагая следующее социологическое определение человека: человек — это «общественное существо, которое своим деятельным отношением к природе реализует себя как творческий, свободный субъект, объединяющийся с другими людьми и живущий в социальных группах, в которых он обеспечивает условия своего биологического и социального бытия».

А что же такое «общество»?Сложность общего определения понятия «общество» связана с рядом обстоятельств.

1. это — очень широкое по объему и высокоабстрактное по характеру понятие.

2. общество — чрезвычайно сложное, многослойное и многогранное явление, позволяющее рассматривать его в самых различных ракурсах.

3. общество — понятие историческое, общее определение которого должно охватывать все этапы его развития.

4. «общество» — это стыковая категория социальной философии, и социологии, истории, и социальной психологии, и некоторых других наук, каждая из которых по-своему, в соответствии со своим предметом и методом исследования определяет общество.

5. как уже отмечалось, понятие «общество» используется в жизни очень широко и многозначно, в том числе как в широком, так и в более или менее узком смыслах, что необходимо требует каждый раз оговорки при его употреблении.

С учетом сказанного, можно дать следующее общее социологическое определение общества:

общество — совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей и характеризующаяся устойчивостью и целостностью, самовоспроизводством и самодостаточностью, саморегулируемостью и саморазвитием, достижением такого уровня культуры, когда появляются особые социальные нормы и ценности, лежащие в основе взаимосвязи и взаимодействия людей.

Понятие общества как системы

В более узком смысле слова, когда, например, речь идет о российском, американском, японском или французском обществах, под обществом понимается конкретный вид общества со всеми его историческими, социокультурными и иными особенностями. Имея в виду именно такое понимание общества, известный современный американский социолог Н.Смелзер определяет общество как «объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную национальную (социально-культурную) идентичность».

При всей теснейшей взаимосвязи таких важнейших и широко употребимых понятий, как «общество», «страна» и «государство», их необходимо строго разграничивать.

«Страна» — это понятие, отражающее преимущественно географическую характеристику части нашей планеты, определенной границами независимого государства.

«Государство» — понятие, отражающее главное в политической системе страны и поэтому выступающее в качестве важнейшей категории, прежде всего политологии.

«Общество» — понятие, непосредственно характеризующее социальную организацию страны и поэтому занимающее центральное место в системе категорий социологии.

В общем и целом признавая, что общество есть продукт взаимодействия людей, социологи как в прошлом, так и сегодня нередко по-разному отвечали на вопрос о том, что конкретно служит первоосновой объединения людей в общество. Так, Э. Дюркгейм видел ее в надиндивидуальной общности коллективных представлений, чувств, верований, в солидарности как «коллективном сознании», противостоящем природному эгоизму.

Сложность, многогранность и в то же время целостность такого явления, как общество, обусловливают необходимость рассматривать его как социальную систему (при том в ее наиболее общем и сложном виде) и обеспечивать соответствующий (системный) подход к его изучению. Наиболее характерно это для структурно-функционального направления в социологии.

Общество неоднородно и имеет свое внутреннее строение и состав, включающие большое число разнопорядковых и разнохарактерных социальных явлений и процессов.

Составными элементами общества являются люди, социальные связи и действия, социальные взаимодействия и отношения, социальные институты и организации, социальные группы, общности, социальные нормы и ценности и другие. Каждый из них находится в более или менее тесной взаимосвязи с другими, занимает специфическое место и играет своеобразную роль в обществе. Задача социологии в связи с этим состоит прежде всего в том, чтобы определить структуру общества, дать научную классификацию важнейших ее элементов, выяснить их взаимосвязь и взаимодействие, место и роль в обществе как социальной системе.

Именно благодаря своей структуре общество качественно отличается как от произвольного, хаотичного скопления людей, так и от других социальных явлений, имеющих свою упорядоченную структуру, а, следовательно, и иную качественную определенность. Социальная структура во многом определяет и устойчивость, стабильность всего общества как системы. И поскольку, как уже отмечалось, общество — это не простая сумма индивидов, их связей и действий, взаимодействий и отношений, а целостная система, постольку такое объединение порождает новое, интегральное, системное качество, не сводимое к качественной характеристике отдельных людей или их суммы. Общество как социальная система — это такой социальный организм, который функционирует и развивается по своим собственным законам.

Таким образом, под обществом как социальной системой в социологии понимается большая упорядоченная совокупность социальных явлений и процессов, более или менее тесно взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое.

В самой социологии структура общества рассматривается в различных ракурсах. Так, в том случае, когда выявляется детерминистская (причинно-следственная) связь социальных явлений и процессов, их субординация, общество обычно рассматривается (например, в марксистской социологии) как целостная система, включающая четыре основные сферы — экономическую, социальную, политическую и духовную (идеологическую). По отношению к обществу в целом каждая из этих сфер общественной жизни выступает как его подсистема, хотя в иной связи она сама может рассматриваться как особая система. При этом каждая предыдущая из этих систем оказывает определяющее влияние на последующие, которые, в свою очередь, оказывают обратное воздействие на предыдущие.

В иной связи, когда на первый план выдвигается характер, тип социальных связей, общество как социальная система включает следующие подсистемы: социальные общности (группы), социальные институты и организации, социальные роли, нормы и ценности. Каждая из них и здесь представляет собой достаточно сложную социальную систему, имеющую свои подсистемы.

Системный подход при изучении общества

Системный подход, рассматривающий общество как тип социальной системы, формируется в социологии под влиянием общей теории систем, родоначальниками которой были А.А.Богданов [Бог] и Людвиг фон Берталанфи. Однако основные принципы системности встречаются в трудах Платона, Аристотеля, Спинозы, Канта, Шеллинга, Гегеля, Маркса. Представление о системе можно найти и в работах социологов XIX — начала XX века — О.Конта, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, П.Сорокина. Необходимо заметить, что системный подход является одним из направлений социологического реализма.

Исходным пунктом всякого системного изучения является представление о целостности изучаемой системы. Система может быть понята только как нечто противостоящее своей среде. Она всегда «качественна определена, выделена относительно своей среды, способна быть автономной, отлична от других явлений».

Далее, система всегда состоит из частей — элементов, которые находятся во взаимодействии и взаимозависимости. Элементы обладают интегральными свойствами, они стремятся поддержать целостность системы. Любое изменение в положении одной части с неизбежностью приводит к изменению остальных частей.

Таким образом, система, в том числе и социальная, — это явление, выделенное относительно своей среды, состоящее из взаимосвязанных частей, обладающих интегральными свойствами.

Однако системе присуще еще одно свойство: общество — это «целое, которое не тождественно сумме своих частей, его свойства отличаются от свойств составляющих частей».

В любой системе выделяют структуру — относительно устойчивую связь элементов в системе, отношения между системой как целым и ее частями, а также функцию — роль, которую выполняет элемент, тот вклад, который вносит конкретная деятельность в общую деятельность.

Наиболее последовательно системный подход к обществу был применен в структурном функционализме — направлении, выросшем из социологии Конта, Спенсера, Дюркгейма и достигшим апогея своего развития в 30-50-е годы XX века. Лидером этого направления Толкотом Парсонсом была создана всеохватывающая системная теория.

Заключение

Мы видим, что общество становится целостной системой с качествами, которых нет ни у одного из включенных в него элементов в отдельности. Вследствие своих интегральных качеств социальная система приобретает определённую самостоятельность по отношению к составляющим её элементам, относительно самостоятельный способ своего развития.

studfiles.net

Системный подход к изучению общества

Количество просмотров публикации Системный подход к изучению общества — 2163

Глава 6. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

Развитие представлений об обществе как о системе тесно связано с развитием естественных и общественных наук в XVIII-XIX вв. В век Просвещения большинство ученых использовали для объяснения ʼʼмеханическуюʼʼ модель, сравнивая общество с машиной, в которой каждый ʼʼвинтикʼʼ выполняет свою работу. Так трактовались разделœения труда, межличностные связи, экономические отношения. Успехи в развитии биологии в XIX в., в частности, появление эволюционной теории Ч. Дарвина, позволили преодолеть механические представления об устройстве общества и способствовали распространению ʼʼорганизмическойʼʼ (от слова ʼʼорганизмʼʼ) модели, вместе с которой в общественную науку пришли понятия ʼʼорганическое целоеʼʼ, ʼʼсаморегуляцияʼʼ, ʼʼморфологическая структураʼʼ и другие. Ближе всœех к методологии исследования общества как социальной системы в ХIХ веке подошел Г. Спенсер.

Г. Спенсер рассматривал эволюцию как универсальный процесс, объясняющий одинаковыми причинами всœе изменения, как в живой природе, так и в обществе, и человеке. При этом он проводил аналогии между строением общества и строением живого организма.

Социологическая теория Г. Спенсера является предшественницей структурного функционализма. Спенсер первым применил в социологии понятия ʼʼсистемаʼʼ, ʼʼсоциальный институтʼʼ. Изменения в структуре, по его мнению, не могут происходить без изменений функций: увеличение размеров социальных единиц неизменно пробуждает в них прогрессирующую дифференциацию социальных функций, естественное разделœение труда. Со временем, организмическая теория общества потеряла свою популярность и была вытеснена со сцены другими социологическими школами, но категории ʼʼсистемаʼʼ, ʼʼструктураʼʼ, ʼʼфункцииʼʼ приобрели общенаучное значение [4, с.92].

В XX в. представление об обществе как о целостной системе формировались в значительной степени под влиянием общей теории систем, разработанной А. А. Богдановым и Л. фон Берталанфи. В наиболее полном и законченном виде теория социальных систем была представлена в трудах американского социолога середины XX в. Т. Парсонса, автора-основателя структурно-функциональной школы. Он попытался создать логико-дедуктивную теоретическую модель общества, охватывающую человеческую реальность во всœей ее целостности и многообразии. Ключевым понятием своей научной доктрины он сделал понятие ʼʼсоциальная системаʼʼ [15]. Благодаря Т. Парсонсу системный подход в социологии стал общепринятым, и на современном этапе именно системный подход является наиболее продуктивным методом при изучении общества.

Исследование системы должна быть начато с изучения ее базовых структурных компонентов, механизмов их функционирования и взаимодействия. В этом случае, многое определяется выбором основного системообразующего элемента͵ который лежит в базе теоретической конструкции. Здесь изначально существовало множество мнений. Так, для Э. Дюркгейма главным системообразующим элементом общества являлся ʼʼсоциальный фактʼʼ. Он рассматривал общество как систему ʼʼсоциальных фактовʼʼ, которые многообразны и включают всœе социальные образования, которые вынуждают людей принимать обычаи страны, законы, подчиняться нормам и правилам [9]. М. Вебер рассматривал общество как сложную систему, где основной системообразующий элемент — социальное действие. В обществе, как правило, доминируют определœенные виды социального действия, которые определяют складывающиеся господства-подчинœения. Оно должна быть традиционным, в случае если в нем преобладают традиционный и аффективный виды ориентации действия; индустриальным, в случае если доминирующими становятся целœерациональное и ценностно-рациональное поведение [5]. У К. Маркса системообразующим элементом являются социальные отношения как выражение устойчивых связей, складывающихся между людьми в процессе их жизнедеятельности. Общество выражает сумму тех связей и отношений, в которых индивиды находятся друг к другу [14].

Рассматривая общество как систему, крайне важно определить способы организации его элементов. В этом случае, речь идет о поиске зависимостей между элементами, как правило, совсœем не соприкасающихся друг с другом, к примеру, семья и производственные отношения, социальные роли инженера и фермера. Каждый из перечисленных элементов выполняет в обществе определœенную функцию, служит удовлетворению определœенной группы потребностей индивидов. Общество объединяет свои структурные единицы не путем установления между ними непосредственного взаимодействия, а на базе функциональной зависимости. Функциональная зависимость — это то, что придает совокупности элементов в целом такие свойства, которыми в отдельности не обладает ни один из них.

Общество включает в себя как материальные, так и духовные компоненты, находящиеся в сложном взаимопроникновении и взаимодействии. Существуют как естественные, так и теологические интерпретации системности и развития общества. В первом случае развитие общества описывается как естественно — исторический процесс, в базе которого лежат определœенные закономерности. Во втором – как процесс, направленный на достижение кем-то (Богом, фатумом) заранее заданной цели. Указанные интерпретации не исключают друг друга.

Общество является самой сложной из всœех известных человеку систем. Прежде всœего, общество — система иерархическая, многоуровневая. Каждый элемент, или подсистема этой системы, должна быть рассмотрен в качестве относительно самостоятельной системы, в свою очередь, включающей в себя собственные подсистемы. Вместе с тем общество выступает как некая целостность, в которой целое господствует над частным. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, свойства системы как целого не бывают сведены к сумме свойств составляющих ее элементов. В случае если какое‑либо конкретное общество теряет свою целостность, то оно обречено на разрушение и исчезновение. В социологии общество зачастую принято понимать как социальная система.

Под социальной системой в современной социологии принято понимать упорядоченную, построенную, как правило, иерархически, совокупность индивидов, социальных групп, общностей, организаций, объединœенных устойчивыми связями и отношениями, взаимодействующую со средой как единое целое. Категория социальной системы показала себя как эффективный познавательный инструмент в социологии, так как позволяет исследовать любые виды социальных общностей от малой группы до всœего человечества.

В системном анализе понятие ʼʼсоциальная системаʼʼ тесно связано с такими категориями, как ʼʼсоциальная структураʼʼ и ʼʼфункцииʼʼ, что дает возможность описывать состав, характер связи между элементами как внутри социальной общности, так и ее взаимосвязь с окружающей природной и социальной средой. Благодаря принятому в структурном функционализме понятийному аппарату системного анализа, категория социальной системы легко поддается операции анализа и эмпирической верификации в прикладных социологических исследованиях. В связи с этим понятие ʼʼсоциальная системаʼʼ превратилось в универсальную категорию социологии.

Производным от понятия ʼʼсоциальная системаʼʼ является понятие ʼʼсоциетальная системаʼʼ (от латинского societas – общность). Данный термин используется для выделœения в особый класс социальных систем большого масштаба — государств, региональных социокультурных систем, локальных цивилизаций, человечества в целом. Социетальные системы отличаются большим многообразием функций и включают в себя несколько подсистем: экономическую, собственно социальную, политическую, культурную.

Следовательно, общество можно определить как социальную систему, обладающую всœеми необходимыми ресурсами для своего воспроизводства и развития, отличающуюся от других объединœений людей — групп, общностей, организаций — длительностью существования и самодостаточностью.

Категория ʼʼобществоʼʼ используется во многих гуманитарных науках — в философии, истории, антропологии, этнографии. Данная категория широко распространена и в обыденной речи. Многозначность и высокая степень абстракции понятие ʼʼобществоʼʼ затрудняет его использование в эмпирических социологических исследованиях, для этого в современной социологии определœены признаки общества.

Наиболее полное определœение признаков общества принадлежит американскому социологу Э. Шилзу [12, с. 64]. Понятие ʼʼобществоʼʼ, по мнению Э. Шилза, применимо к любой исторической эпохе и любому объединœению людей (независимо от их численности), при следующих условиях:

1. Оно не является частью какой-либо более крупной социальной системы.

2. Объединœение существует больше средней продолжительности жизни одного человека.

3. Оно имеет территорию проживания, которую считает своей собственной.

4. У него есть собственное название и своя история.

5. Браки заключаются преимущественно между представителями этого объединœения.

6. Оно пополняется преимущественно за счёт естественного прироста͵ ᴛ.ᴇ. рождение детей внутри объединœения.

7. Его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, правил, нравов), которую называют культурой.

8. Объединœение обладает собственной системой управления.

Категории ʼʼобществоʼʼ и ʼʼсоциальная системаʼʼ являются общетеоретическими категориями, они описывают сложные социальные явления. При этом прежде чем изучать сложные феномены общественной жизни, крайне важно исследовать простейшее социальное явление. Так поступают всœе другие науки: химия в качестве простейшей модели изучаемых ею явлений берет химический элемент, физика — атомы, элементарные частицы, биология — клетку, астрономия — отдельное небесное тело.

Начальной категорией системы социологического знания должна быть категория, являющаяся моделью простейшего социального явления, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ логически и исторически (генетически) предшествует возникновению общества, любой социальной системы. Даже если отдельный человек и является ʼʼатомомʼʼ социальной системы, он может создать такую систему только при взаимодействии с другими людьми. Социальную систему определяют не количество обитающих на какой-либо территории людей, а в характер связей между ними. В случае если тысячи людей не встречаются друг с другом, не обмениваются товаром, информацией, не взаимодействуют, а живут уединœенно, то они не образуют социальную систему, не составляют общество. Для того, чтобы социальная система могла существовать, нужны хотя бы два человека, связанные друг с другом разнообразными формами социального взаимодействия.

referatwork.ru

3. Синергетический подход к исследованию общества

В 70-е гг. системный подход был дополнен теорией синергетики. Этимология слова «синергетика» восходит к греческому – «совместное действие», «сотрудничество».

Синергетика – междисциплинарное научное направление, цель которого – изучение универсальных закономерностей самоорганизации и спонтанного порядкообразования. Название новой дисциплине дал профессор Штуттгардского университета Г. Хакен. В книге «Кооперативные явления в сильно неравновесных и нефизических системах» (1973) он рассматривал ряд различных по своей природе явлений (динамику биологических популяций, образование макромолекул, астрофизические явления, образование циклонов) и зафиксировал, что при переходе от неупорядоченности к порядку во всех явлениях возникает сходное поведение элементов, которое он назвал кооперативным или синергетическим эффектом.

Синергетика – наука, исследующая совместные действия многих элементов системы. Синергетика начала формироваться как научное направление в 70-е гг. XX в. благодаря усилиям ученых самых разных специальностей: в области теоретической физики ее разрабатывал Г. Хакен (исследование лазера) и И. Пригожин, в советской математической школе – В.И. Арнольд и Р. Тома (разработка математического аппарата для описания катастрофических процессов) и др.

Всех этих исследователей объединяло то, что они были заняты отысканием универсальных закономерностей возникновения порядка из хаоса, описанием причин и механизмов относительно устойчивого существования структур и их распада. Одни из них изучали физические системы, другие – биологические или химические, третьи – социальные системы. В связи с тем, что синергетика имеет междисциплинарный характер, она использует категориальный аппарат разных наук. Во-первых, понятия конкретных точных и естественных наук – математики, физики, биологии (бифуркация, флуктуация, гомеостаз-неподвижность, энропия-рассеяние, превращение энергии, метаболизм-обмен вещества, равновесие, неравновесность). Во-вторых, понятия общенаучных направлений – теории систем, кибернетики, теории управления, теории информации (система, структура, организация, саморегуляция). В-третьих, философские категории (хаос, порядок, случайность и необходимость, изменчивость и устойчивость, мера и скачок, часть и целое, внутреннее и внешнее). В связи с тем, что синергетика осуществила своего рода научную экспансию, она широко использует метод аналогий.

Синергетика стала не только научным направлением, но и научной парадигмой, то есть специфической моделью изучения мира, построения новой картины мира. Она возникла как ответ на вопросы, которые не смогла разрешить классическая наука (табл. 2.5).

Таблица 2.5

Сравнительная характеристика классической и синергетической парадигм социального знания

Классическая картина мира

Синергетическая картина мира

1. Мир – это машина, которую можно объяснить с помощью законов классической механики.

Общество – это социальный механизм, состоящий из «деталей» – индивидов.

1. Мир – «организм» – сложен, многомерен. Предпосылки появления такого понимания: резкое ускорение социальных процессов, уплотнение темпов социальных изменений. Сформировалась установка на релятивность истины: истина многомерна, или истин много.

2. Общество – это простая, закрытая система с периодическим поведением, имеющим обратимый характер. Знание законов существования общества предохраняет от неожиданностей, так как в классической, ньютоновской картине мира судьбу того или иного явления можно вычислить с определенной точностью, если знать, какие начальные условия ему заданы.

2. Замкнутые системы существуют, но они составляют незначительную часть мировых явлений. В основном мир состоит из открытых систем, которые интенсивно обмениваются энергией, веществом, информацией с окружающей средой. Они характеризуются такими принципами, как:

  • разупорядоченность,

  • разнообразие,

  • неустойчивость,

  • неравновесность,

  • нелинейность.

Новый образ мира: мир открыт и сложно организован, он не «ставший», а «становящийся», непрерывно возникающий и изменяющийся.

3. Общество как система развивается линейно, без альтернатив, ориентируясь на какую-либо высшую, уже известную, цель. Социальное развитие предсказуемо и ретросказуемо. Настоящее определяется прошлым, а будущее – настоящим и прошлым (пример – формационная модель общества)

3. Общество как система развивает нелинейно. Развитие многовариантно и альтернативно как в перспективном, так и ретроспективном плане. Темп и направление развития не заданы однозначно. Поэтому управление должно ориентироваться не на желания управляющего, а на собственные тенденции развития этих систем.

4. Главный фактор социального развития – закономерности. Значение случайности или совершенно исключается, или сводится к минимуму. Случайность – второстепенный, побочный фактор, не имеющий значения.

4. Так как мир развивается нелинейно, он полон неожиданных поворотов, связанных с выбором путей развития. Фактор случайности имеет большое значение особенно в момент выбора. В это время область предсказуемого сужается и увеличивается в период устойчивого существования системы.

5. Предмет изучения – общие, повторяющиеся процессы и явления. Поэтому интерес к проблемам устойчивости, равновесности, порядку, однородности – тем параметрам, которые характеризуют замкнутые системы и линейные отношения.

5. Предмет изучения – не только общее, повторяющееся, но и случайное, индивидуальное, неповторимое. Поэтому интерес к нестационарным состояниям, динамике, развитию системы, взаимопереходам от разрушения к созиданию, от порядка к хаосу.

6. Все неравновесное, неустойчивое – негативно, разрушительно (пример – теория Т. Парсонса).

6. Не нужно игнорировать и опасаться хаоса – он может быть не только разрушительным, но и конструктивным.

7. Изучается «правильный» мир, образ которого – часы.

Изучается «неправильный» мир, символ которого – статуэтка Танцующего Шивы, в которой передан трудноуловимый переход от покоя к движению.

С точки зрения синергетики, общество – это сложноорганизующаяся система, обладающая такими характеристиками, как:

  1. открытость,

  2. неравновесность,

  3. нелинейность.

Раскроем последовательно все характеристики.

1. Общество как открытая система. Открытая система способна постоянно обмениваться веществом с окружающей средой. Веществом может быть энергия, информация, природные ресурсы, потоки капитала, культурные блага и др. Открытая система способна усваивать внешние воздействия и находится в постоянном изменении. Поэтому, когда общество «открывается» миру, интенсифицирует свои контакты с другими сообществами, оно изменяется и делает рывок в своем развитии.

В определенные периоды общество может функционировать и как относительно замкнутая система. Замкнутость в данном случае имеет искусственный характер и сохраняется не постоянно, а временно. Например, это ситуация страны при чрезвычайном положении, ситуация «железного занавеса», «робинзонада» религиозных сект (старообрядцы), изоляция некоторых примитивных племен. Замкнутость системы препятствует ее развитию, доведение ее до абсолюта означает гибель системы.

2. Общество как неравновесная система. Поскольку общество подвержено влиянию внешних факторов, оно не может находиться в устойчивом, равновесном состоянии – оно постоянно изменяется, приспосабливается. Такие изменения называют флуктуациями. Флуктуации – случайные отклонения мгновенных значений величин от средних значений (от состояния равновесия). Флуктуации могут оказаться столь сильными, что возникает необратимость развития: прежняя система либо качественно меняется (рождается новая структура, новый порядок), либо вообще разрушается. Такой переломный, критический момент неопределенности будущего развития получил название точки бифуркации. Зона бифуркации характеризуется принципиальной непредсказуемостью. В этой точке происходит «разветвление» возможных путей эволюции системы: неизвестно, станет ли развитие системы хаотичным или родится новая, более упорядоченная. Необходимо подчеркнуть, что именно в переходные эпохи проявляется созидательный характер хаоса и особенно сильно влияние фактора случайности. В более спокойные периоды, когда система относительно устойчива, господствуют законы, способные погасить флуктуации.

3. Общество развивается нелинейно. Нелинейность – это свойство системы иметь в своей структуре различные состояния, одно из которых актуально, а остальные содержаться потенциально и могут актуализироваться при определенных условиях.

Математически таким объектам соответствует возникновение спектра решений вместо одного единственного решения системы уравнений. Если говорить о нелинейности развития общества, то это означает: в переходные, бифуркационные эпохи открываются альтернативы развития общества, осуществляется выбор из спектра возможностей. Например, общество 1) приобретает новую конфигурацию, 2) сохраняет прежний порядок, 3) сохраняет неустойчивость до новой бифуркационной точки.

Возникает ситуация, когда малая случайность может иметь радикальное значение для судьбы общества. В этом плане роль отдельной личности или социальной группы, их воли может стать решающим фактором истории.

Представим основные положения синергетической концепции:

1. Общество развивается циклично: от хаоса – к порядку и наоборот. Хаос и порядок – два режима поведения социальной системы. Общество как открытая система развивается пульсообразно. Неравновесность делает ее очень чувствительной к флуктуациям (внутренним и внешним), которые создают поле вариаций для выбора будущего пути развития.

2. Общество – это самоорганизующаяся система, способная находить свое оптимальное состояние при любых изменениях внешней среды автоматически, способная самостоятельно переходить из произвольного начального состояния в определенное конечное.

3. Общество – совокупность структур разных «возрастов» (находящихся на разных стадиях развития). Эти структуры имеют разные типы эволюции. Общество может существовать за счет взаимного согласия всех его подсистем и элементов, синхронизации темпов их развития. Функцию синхронизации выполняет Хаос, который может замедлять или, наоборот, ускорять темпы развития подсистем.

Хаос, таким образом, можно понимать как совокупность разнонаправленных воль, а порядкообразование – процесс их согласования. Общество возникает в ответ на потребность выживания во внешней среде, с целью получения жизненно важных для человека ресурсов. Основой общества становится постоянный процесс согласования смысложизненных ориентиров отдельных людей и социальных групп, согласование индивидуального бытия и с универсальным процессом самоорганизации общества.

4. Идея нелинейности социальной среды как важнейшего условия ее самоорганизации объясняет многообразие социального мира: существование социальных систем с различным уровнем цивилизационного развития и поликультурность (то есть разнообразие социальных систем с близкой эволюционной моделью).

Можно сделать также три практических вывода:

  1. Хаоса бояться не нужно, необходимо понимать его роль в развитии общества. Переходные эпохи – это особое неравновесное состояние социальной системы, когда осуществляется бифуркационный перелом, рождаются новые социальные структуры, меняется соотношение социальных сил.

  2. Невозможно существование единого, идеального, универсального социального порядка «для всех времен и народов».

  3. Требуется переосмысление роли социального управления. Традиционно принято понимать управление обществом как стремление выстроить его по законам человеческого разума или по желанию управляющего. В этом смысле термин «самоорганизация» выступает антитезой социальному управлению, поскольку за ним стоит способность социальной системы к самовыстраиванию и самовоспроизведению в соответствии с имманентными ей законами, а не по воле управляющего. За счет взаимодействия элементов социальной системы запускается внутренний механизм самоорганизации.

Это означает, что в обществе можно лишь сохранять и поддерживать порядок, осознавая его спонтанность. Управление обществом скорее напоминает не инженерное конструирование, а искусство садоводства, и даже не европейское, а японское.

Завершая разговор о различных теориях, объясняющих возникновение и развитие общества как системы, необходимо вспомнить известный принцип дополнительности Бора. Представленные концепции не противоречат друг другу и все вместе создают целостное представление об обществе.

studfiles.net

Системный подход: понятие, принципы, тезисы

При изучении гуманитарных дисциплин важно понимать, как все там взаимодействует. Ведь гуманитарное знание богато на абстрактные понятия, теории, суждения. Чтобы было проще усваивать любую гуманитарную дисциплину, требуется понять основные принципы строения систем. Ведь любой объект, процесс, представляет собой систему. И если выявить ее элементы и увидеть связи между ними, так очень легко и просто можно разобраться в любом, даже самом сложном материале. 

Системный подход позволяет комплексно разобраться в большинстве научных проблем или образовательных задач. Это универсальный теоретический подход, который объясняет, что нужно искать в изучаемом явлении, какие элементы и какие связи.

Кстати, именно поэтому целесообразно использовать в обучении ребят качественные инфокарты, в которых любой процесс (исторический или общественный), любое понятие представлено в виде системы. Сразу скажу, что материал здесь довольно сложный и представляет ценность только для сведущих людей: коллег преподавателей, учителей, студентов.

Истоки системного подхода

Как это странно, у истоков системного подхода стоял наш отечественный ученый, большевик А.А. Богданов (Малиновский). Его фундаментальный труд «Тектология: всеобщая организационная наука» был издан в Австрии в 1925/26 году. В своем двухтомном труде ученый призывает смотреть на любое явление — как на систему. Она не обособлена, а связана с другими. Вообще, если серьезно, именно Богданов стоял у истоков такой научной парадигмы, как синергетика. 

Основатели системного подхода

Однако про А.А. Богданова вспомнили не сразу, а только после того как его идеи были использованы Людвигом фон Берталланфи в его фундаментальном труде «Общая теория систем», изданном после Второй мировой войны. В нем, Берталланфи не сослался на Богданова, а идеи его заимствовал, собственно, как это и принято у цивилизованных европейцев.

Это уже потом в ходе историографических исследований выяснили кто первооснователь. Поэтому сегодня выделяется два автора рассматриваемого подхода: А.А. Богданов (Малиновский) и Л. фон Берталланфи.

Принципы и тезисы

Любой объект представляет собой систему. Система — это комплекс взаимосвязанных элементов. 

К примеру, любой объект состоит хотя бы из атомов и молекул. Ваш телефон — состоит из элементов. Вы как живой организм состоите минимум их трех форм материи: физической, химической, биологической. Ваш дом — состоит из кирпичей или бетонных блоков. Сами эти бетонные блоки состоят их частиц цемента, песка и пр. 

Система находится не в вакууме. Она функционирует в своей среде. Среда функционирования системы — все, что ее окружает. 

Среда влияет на систему (точки входа). Последняя реагирует на среду (точки выхода). Например, двигатель внутреннего сгорания — система, не поспоришь. Он функционирует в машине. Машина для двигателя — сред функционирования. В него, как в систему, поступает топливо, которое преобразуется в механическую тягу. На выходе мы имеем: собственно механическую тягу, как результат функционирования двигателя и продукты распада топлива — выхлопные газы. Последние выводятся через точки выхода.

Выделяют несколько типов систем. 

Открытые — это системы, которые полностью сливаются со средой. То есть у них нет границ. В реальности полностью открытых систем не бывает. Мы просто допускаем существование таких систем в теории, чтобы была точка отсчета, идеальный тип.

Закрытые — это системы, полностью изолированные от среды. Такого в реальности тоже не бывает, чтобы объекь никак со средой не взаимодействовал. Ведь тогда он обречен на расформирование.

В реальности все системы расположены на спектре от идеально открытых к идеально закрытым.

Примеры систем

О системном строении общества читайте по линку.

Также политика представляет собой комплекс взаимосвязанных элементов. Основателями распространения системного подхода в политологии были Дэвид Истон и Габриэль Алмонд. Согласно их выводам политика — это система государственных и негосударственных элементов. Подробнее читайте о структуре политической системы. Понятно, что с помощью описываемого подхода рассматривают социальное взаимодействие, любые политические и исторические процессы, все представляет собой систему. 

Системный подход в настоящее время используется в кибернетике, IT-сфере, везде где существуют искусственные сложные объекты. Также он используется в педагогике. В частности, сегодня господствует системно-деятельностный подход. С его точки зрения образовательный процесс представляет собой систему.

Возможно в ближайшее время напишу статью про применение в реальности этого подхода, причем на всех уровнях образования: школьном, среднем, высшем. Подписывайтесь на новые статьи, делитесь этой статьей в социальных сетях.

С уважением, Андрей Пучков



ege59.ru

Системный подход | Понятия и категории

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД — направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование сложных объектов как социальных систем. Системный подход позволяет раскрыть целостность объекта и обеспечивающих ее механизмов, выявить многообразие типов связей сложного объекта и свести их в единую теоретическую картину.

Системный подход занимал одно из ведущих мест в научном познании 20 века. Его предпосылками явились: в науке — изучение проблем организации и функционирования сложных объектов, границы и состав которых далеко не очевидны и требуют специального исследования в каждом отдельном случае; в социальной практике — крупные комплексные проблемы, решение которых зависит от тесного взаимодействия экономических, социальных, экологических и иных аспектов общественной жизни (например, глобальные проблемы).

Системный подход не существует в виде строгой методологической концепции: он выполняет свои эвристические функции, оставаясь некоторой совокупностью познавательных принципов. Среди них: комплексный подход к изучению сложных объектов, обеспечение преемственности и взаимодействия в развитии знаний об объекте, системный анализ. Важнейшие задачи системного анализа сводятся к следующему: выявить и четко сформулировать конечные цели конкретного исследования, соотнести их с общими целями программы; рассматривать объект как целое, как единую систему и выявлять все последствия и взаимодействия каждой его части; провести анализ возможных альтернатив развития объекта. Центральной процедурой в системном анализе является построение обобщенной модели, отражающей все факторы и взаимосвязи реального объекта исследования.

Новизна системного подхода по отношению к традиционным методам познания состоит в следующем: 1) понятия и принципы системного подхода выявляют более широкую познавательную реальность по сравнению с той, которая фиксировалась в прежнем знании; 2) системный подход содержит новую схему объяснения реальности, в основе которой лежит поиск конкретных механизмов, обеспечивающих целостность социального объекта и выявление типологии его связей; 3) изучение многообразия типов социальных связей позволяет выделить «единицу» системного анализа, фиксирующую целостные свойства объекта, его структуру и динамику.

Распространение принципов системного подхода на область социальных явлений привело в середине 20 века к появлению структурно-функционального анализа, сущность которого состоит в системном рассмотрении элементов социального взаимодействия, определению их места и роли. Теоретики этого подхода — социологи Т. Парсонс и Р. Мертон предложили основные постулаты изучения общества, пригодные для любых систем, на любых уровнях социального взаимодействия.

Пережив пик распространения в 20 веке, в настоящее время системный подход фактически уступил лидерство другим методам изучения социальных систем, в частности, синергетическим.

М.Б. Буланова

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 421.

Литература:

Гвишиани Д.М. Организация и управление. М., 1972; Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973; Афанасьев В.Г. Системность и об-во. М., 1980; Шрейдер Ю.А. Особенности описания сложных систем // Системные иссл-я. Ежегодник. М., 1983; Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1998; Соц-я: Основы общей теории / Отв. ред. Г. В. Осипов, Л.Н. Москвичев. 2-е изд. М., 2008.

ponjatija.ru

Методологические принципы изучения общества — Философия Библиотека русских учебников

Если сущность общества представляет собой совокупность всех общественных отношений, то его содержание — социальная система, состоящая из многих компонентов. Для их изучения философия разработала определенные общенаучные мет тодологични принципи.

Во-первых, научно-теоретический анализ общества возможен только на основе принципа идеализированного объекта. В реальном существовании человеческое общество представлено множеством государств и народов; монархий и ре еспублика; племен, народностей и наций политических партий и массовых общественных организаций; родоплеменных, национальных, мировых и так называемых нетрадиционных религий богатых и бедных людей, грамотных и не грамотных, предпринимателей и безработных, юношей и девушек и тин. В этом кажущемся хаосе объектов, явлений и процессов, взаимосвязей и отношений выявить законы и закономерности движения, тенденции и перспе. Активные развития можно только с помощью идеализированной модели. Только она позволяет абстрагироваться от случайности и выделять необходимость в обществе в»чистом виде», а также рассматривать е го в развитой форме. В идеализированном объекте все связи и отношения точно фиксированные. Хотя реальное общество и его идеализированная модель далеко не тождественны, однако последняя совпадает с реальным. Общественно ьство и его историей, поскольку отражает их сущность, внутренние, устойчивые, необходимые и повторяющиеся, связи. Философия не претендует на раскрытие причин конкретных социальных процессов, но ставит проблему и ориентирует в пауков поиска ее решения. Логическое философское знание об обществе значительно беднее действительный исторический процесс, но глубже и основательнее за любое другое знаниедь-яке інше знання.

Во-вторых в принцип идеализированного объекта обязательный для применения в процессе исследования общества не только как целостного социального организма, но и всех его компонентов в частности, поэтому он всегд ди синтезирован с принципом конкретности познания. Понятие»общество»- абстрактное, но является абстракцией от конкретного, от реальных явлений и событий, отношений народов и государств, от различных сплошь них процессов. Напомним, что истина всегда конкретна, однако путь к ней проходит через абстракции. От абстрактного, действительного к идеализированной модели, и от нее снова к конкретному — такой диалектический путь познания общества и всех его элементов как системы, таким масс быть и стиль мышления специалиста — профессионал професіонала.

В-третьих, принцип объективности предполагает изучение общества таким, каким оно есть на самом деле, недопустимости субъективизма в оценках и выводах, волюнтаризма в принятии решений и действиях, согласования их х с требованиями объективных законов развития.

В-четвертых, принцип всесторонности изучения отражает все разнообразие связей общества как объекта познания и требует их исследования. Приоритетными научная философская методология считает связи всеобщности: единичные, особые и общие, причинно — следственные, необходимости и случайности, содержания и формы, сущности и явления, возможности и действительности, целого и части, системы и элемента. Вы учить все связи невозможно, но требование всесторонности в познании предостерегает от ошибкаок.

В-пятых, принцип развития предполагает изучение общества в его истории, движении, изменении, исследования механизмов развития, определение источников, тенденций и перспектив общественного прогресса на основе всез агальних законов диалектики в их экстраполяции па социального познания.

В-шестых, принцип первичности общественного бытия относительно общественного сознания отражает взаимодействие субъективных ориентаций и мести людей с объективными условиями их деятельности, а также соподчинение ком мпонентив системы общества в таких формах, как первичное — вторичное или определяющее — определяемое.

Согласно известной формуле, не общественное сознание определяет общественное бытие людей, а общественное бытие определяет их общественное сознание. Философия определяет общественное бытие как категорию для выражения мате ериальних отношений людей к природе и друг к другу во всем многообразии их проявления. Люди сначала должны есть, пить, иметь одежду и жилье, а уже потом заниматься политикой, наукой, философией, религией искусством и др.. Из того, что люди живут и хозяйничают, рожают детей, производящих продукты, обменивают и употребляют их, складывается объективно необходимый цепь событий, цель их развития. Итак, кат. Егория»общественное бытие»является результатом осознания людьми зависимости своего становления, существования, функционирования и развития от количества и качества материальных средств жизни. Категория»общественная сви к городу»выражает всю совокупность идей, теорий, взглядов, чувств, настроений, обычаев, традиций в обществв, традицій у суспільстві.

Вопрос о соотношении общественного бытия и общественного сознания в социальной философии основное. Идеалистическая и материалистическая философия по-разному отвечают на него

Идеализм абсолютизирует роль общественного сознания в жизни общества, превращает ее в последнюю и определяющую силу исторического процесса. Из того факта, что люди участвуют в общественных преобразованиях, сви идомо реализуют свои интересы, мсту, идеалы, эта философия делает вывод о первичности в обществе общественного сознания. Из него возникают теоретические и практические рекомендации по вопросам совершенстве ния общества: необходимо улучшать сознание людей через соответствующее образование, обучение и воспитаниеня.

Почти до середины XIX в идеалистическое понимание супильства и его истории безраздельно господствовало в философии и науке. Аргументировалось оно»здравым смыслом»и отражало искусственное выделение духовного производства от материального, закрепление приоритета интеллектуальной деятельности за теми социальными слоями, которые господствовали в обществе. На его основе осуществлено много плодотворных теоретических разработок, гениальных догадок, прогресс знаний. Однако идеалистическое понимание общества не дает научной ответа на вопрос об источниках идей, взглядов, теорий, общественного сознания, а вместе с ними — на вопрос я об объективных основах исторического процессичного процесу.

Исследование общества стало научным лишь тогда, когда философам и ученым удалось открыть объективные законы и закономерности его функционирования и развития, то есть законы и закономерности, действия которых н не зависят от воли людей и цели, которые они ставят. Об их существовании впервые в истории философии в полном объеме заявили классики немецкой философии как и. Кант,. Г. Гегель утверждал, что интересы, во ля, желание людей — разнонаправленные, но хаос случайного является лишь внешним выражением истории», это — явления, по которым скрывается внутренняя сущность исторического процесса, то есть его объективная законом и рнистість.

Далее необходимым был бы вывод о том, что в изучении общества необходимо идти не от субъективных желаний и действий людей, а от внутренних, объективных оснований исторического процесса, определяющих историю я как единый упорядоченный процесс, однако. Г. Гегель такого вывода не сделал не только по причине своего идеалистического мировоззрения, но главным образом, по причине отсутствия при нем достаточных научных данных. Г. Гегель проблему определил, но не решил ее. Всесторонне ее был разработан диалектико — материалистической философией. К. Маркс утверждал:»Сознание никогда не может быть иным, чем осоз заинтересованным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни»ого життя»1.

Общественное бытие является объективной основой общественного сознания Bono отражается в ней и определяет направления ее развития. Если, например, в общественном бытии люди подчинены стихийным природным или соц ных силам, то их общественное сознание представлено мифами, религиозными догмами, надеждами на справедливость, но только в»загробном мире»В обществе со становой пирамидой власти царит мораль личной преданности, послушания тем, кто стоит на ее вершине, и даже обожание их. Итак, начинать изучение прошлого, настоящего и будущего общества стоит не из сознания, а с общест ильного бытия людей, что является ключом к пониманию политических, правовых, эстетических, религиозных, философских и всех других взглядов и теорий, а также ключом к пониманию руководителями всех уровней управления своего назначения и деятельности изменения общественного сознания, ценностных ориентаций, социальных установок и жизненных планов людей необходимо изменить, усовершенствовать их общественное бытиесуспільне буття

Общественное бытие определяет общественное сознание. Реализовывать эту объективную закономерность способны лишь образованные, компетентные специалисты со сложившимся научным мировоззрением их подготовка предусматривает функ кционування в обществе развитой системы обучения и воспитания не только общественное сознание, но и общественное бытие создается людьми, их всесторонней деятельностью. Следовательно, общество объективно-суб»объективной реальностью. В нем первичность общественного бытия и вторичность общественного сознания не тождественны в обще-философском смысле первичности материи и вторичности сознания. Общественная свид омисть возникает не после общественного бытия, а одновременно и в единстве с ним. Если природе в целом вроде»безразлично»существование человеческого разума, то общество без него невозможно. Общественное сознание мульт ажае общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования йог перетворення його.

Прогрессивные идеи возникают в обществе как отражение реальных противоречий общественного бытия и осознания людьми объективной необходимости его преобразования. В этом смысле они вторичны, зависимы в от бытия, которое появляется их источником. Однако эти идеи, становясь достоянием общественного сознания, превращаются па мощные факторы деятельности, в силу, которая преобразует как индивидов, так и общества в целом м. Общественное сознание относительно самостоятельная Boнa не только покорена общественной бытию, но и масс внутреннюю логику своего развития. Идеи могут порождаться идеями, они наследственные, есть в каждой проституток идеи обязательно есть аспекты, частицы, элементы предыдущих идей, но все. Шерсть является отражением общественного бытиябуття.

Общественное сознание может отставать от общественного бытия или опережать его. Она может либо активно стимулировать, либо тормозить общественный прогресс. Конечно, сами по себе идеи не могут изменить бытия л людей. Льет если новые идеи овладевают сознанием народа, сочетаются с практикой, то вопы превращаются па большой мобилизующий и действенный фактор исторического развития. Например, стереотипы командно-адм инистративного стиля мышления, которые сформировались в общественном сознании бывшего. Советского. Союза, еще относительно долгое время негативно влиять на все преобразования в нашей стране, и, наоборот, пе редови, прогрессивные идеи рыночной экономики, демократизации общества, приобщения его к общечеловеческим ценностям, достижениям отечественной и мировой культуры становятся основой ее цивилизованной духовн ости, а следовательно, экономического и социального прогрессивного развитияитку.

Взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания в их относительной самостоятельности исторически последовательный. На ранних этапах развития общества общественное сознание формировалось под непосредственным вли. Ивом бытия, который со временем становился все более опосредованным — через государство, правовые, религиозные и другие отношения, а обратное воздействие общественного сознания на общественное бытие приобретал, наоборот, все более непосредственного характера. Возможность такого процесса заключается в способности сознания правильно отражать. Бутття.

Итак, материалистическое решение вопроса о общественное бытие и общественное сознание является исходным методологическим принципом познания всех явлений и процессов общественной жизни. Установление зависимости общественно й сознания от общественного бытия включило общественное сознание в систему закономерных связей социального целого. Общественное сознание — необходимый фактор и условие решения всех проблем в суспильс тви. Его эффективность определяется степенью полноты и точности отражения реальных закономерностей и потребностей общественного развития, конкретных условий и объективных возможностей изменения общественного бытияття.

Знание человеком содержания категорий»общественное бытие»и»общественное сознание»не освобождает его от необходимости конкретных исследований общества. Эти категории крайне абстрактные. Чтобы знать историю, экономику или политику, необходимо их изучать. Однако только эти категории открывают путь к познанию объективных законов развития общества, к изучению общества как развивающейся системыистеми, що розвивається.

uchebnikirus.com