Системно функциональный подход – СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ДИПЛОМАТОВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ | Опубликовать статью РИНЦ

2. Подходы к анализу и проектированию систем

При
анализе и проектировании действующих
систем различных специалистов могут
интересовать разные аспекты: от
внутреннего устройства системы до
организации управления в ней. В связи
с этим условно выделяют следующие
подходы к анализу и проектированию [5]:

  • системно-элементарный;

  • системно-структурный;

  • системно-функциональный;

  • системно-генетический;

  • системно-управленческий;

  • системно-информационный.

2.1. Системно-элементарный подход

Непременной
принадлежностью систем являются их
компоненты,
части,
именно
то, из чего образовано целое и без чего
оно невозможно.

Системно-элементарный
подход
направлен
на определение того, из каких частей
(элементов) образована система.

2.2. Системно-структурный подход

Компоненты системы
являют собой не набор случайных бессвязных
объектов. Они интегрированы системой,
являются компонентами именно данной
системы.

Системно-структурный
подход
направлен
на выявление компонентного состава
системы и связей между компонентами,
обеспечивающих целенаправленное
функционирование.

При
структурном
исследовании
предметом
исследований, как правило, являются
состав, структура, конфигурация, топология
и т.п.

2.3. Системно-функциональный подход

Цель
выступает в системе как один из важных
системообразующих факторов, но цель
требует действий по ее достижению.
Действия (поведение) системы в среде по
достижению цели есть ни что иное, как
ее функции. Функции по отношению к цели
выступают как способы ее достижения.

Системно-функциональный
подход
направлен
на рассмотрение системы с точки зрения
ее поведения в среде для достижения
целей.

При
функциональном
исследовании
рассматриваются
динамические характеристики, устойчивость,
живучесть эффективность, т.е. все то,
что при неизменной структуре системы
зависит от свойств ее элементов и их
отношений.

2.4. Системно-генетический подход

Каждая
система не является неизменной, раз и
навсегда заданной. Она не абсолютна, не
вечна главным образом потому, что ей
присущи внутренние противоречия. Каждая
система не только функционирует, но и
движется, развивается; она имеет свое
начало, переживает время своего зарождения
и становления, развития и расцвета,
упадка и гибели. А это значит, что время
является непременным атрибутом системы,
что каждая система исторична.

Системно-генетический
(системно-исторический)
подход
направлен
на изучение системы с точки зрения ее
развития во времени.

Системно-генетический
подход определяет генезис — возникновение,
происхождение и становление объекта
как системы.

2.5. Системно-коммуникативный подход

Каждая
система всегда является элементом
(подсистемой) другой, более высокого
уровня системы, и сама, в свою очередь,
образована из подсистем более низкого
уровня. Иначе говоря, система связана
множеством отношений (коммуникаций) с
самыми различными системными и
несистемными образованиями.

Системно-коммуникативный
подход
направлен
на изучение системы с точки зрения ее
отношений с другими, внешними по отношению
к ней, системами.

2.6. Системно-управленческий подход

Система
постоянно испытывает на себе возмущающие
воздействия. Это прежде всего внутренние
возмущения, являющиеся результатом
внутренней противоречивости любой
системы. Это и внешние возмущения,
которые далеко не всегда благоприятны:
недостаток ресурсов, жесткие ограничения
и т. д. Между тем, система живет,
функционирует, развивается. Значит,
наряду со специфическим набором
компонентов, внутренней организацией
(структурой) и т. д. есть и другие
системообразующие, системосохраняющие
факторы. Эти факторы обеспечения
устойчивости жизнедеятельности системы
называют управлением.

Системно-управленческий
подход
направлен
на изучение системы с точки зрения
обеспечения ее целенаправленного
функционирования в условиях внутренних
и внешних возмущений.

studfiles.net

1.3. Системно — функциональный подход к изучению агрессивности

Говоря
о чертах характера как о «функциональных
системах», А.И. Крупнов каждую черту
рассматривает как «инструментально-смысловую
систему психологических признаков,
обеспечивающих готовность субъекта к
реализации того или иного предметного
отношения определенным способом» [14].

Согласно
дополненной восьмикомпонентной модели
анализа, любая черта личности включает
в себя целевой, мотивационный, когнитивный,
продуктивный, эмоциональный, динамический,
регуляторный и рефлексивно- оценочный
компоненты [15].

Компоненты
входят в две подсистемы: мотивационно-смысловую
(установочно-целевой, мотивационный,
когнитивный продуктивный) и
регуляторно-динамическую (динамический,
эмоциональный, регуляторный,
рефлексивно-оценочный).

Установочно-целевой
компонент фиксирует конкретные цели,
установки по реализации агрессивности,
с учетом их направленности на общественно
значимые

и личностно
значимые цели
.

Мотивационный
компонент включает в себя социоцентричность
и эгоцентричность.
Под социоцентричностью понимается
социально-общественная направленность,
а эгоцентричность мотивации свидетельствует
о направленности личностных побуждений
в инициативных действиях.

Когнитивный
компонент состоит из переменных
осмысленность
и осведомленность.
Осмысленность оценивается на основании
способности субъекта дать точное
определение, выделить ее существенные
признаки, степени глубины и целостности
представления о данном свойстве,
правильности понимания основных,
существенных признаков данной черты.
Осведомленность оценивается по наполнению
суждениями общего характера или
указаниями на частные, несущественные
признаки.

Продуктивный
компонент составляют предметность
и субъективность
.
Предметность характеризуется по сфере
ее приложения в предметной деятельности
и в субъектно-личностной сфере.

Динамический
компонент включает в себя энергичность
и аэнергичность.
Энергичность
свидетельствует о силе и постоянном
стремлении, а аэнергичность, наоборот.

В
эмоциональный компонент входят
стеничность
и астеничность.
Стеничность понимается как совокупность
эмоций и чувств, способствующих развитию
и реализации как качества личности. Под
астеничностью подразумевается комплекс
отрицательных эмоций и чувств.

Регуляторный
компонент определяется по активности
или пассивности саморегуляции изучаемой
черты личности. Интернальная
регуляция проявляется в желании,
намерении человека всего добиваться
самому. Экстернальная
регуляция определяется по ориентации
личности на внешние обстоятельства и
мнение других людей, избегание
ответственности, неверие в свои силы.

Рефлексивно-оценочный
компонент оценивается по выполнению
функции сличения исходных намерений,
реального результата и трудности в ходе
и реализации. Операциональные
трудности
говорят
о внешних причинах, которые затрудняют
проявление агрессивности. Личностные
трудности
указывает
внутренние проблемы [15].

В
данном подходе агрессивность исследовалась
в соотношении с темпераментом (А.Б.
Крючкова), с общительностью (И.А. Новикова,
Т.В. Нечепуренко), с общительностью и
социометрическим статусом (И.А. Новикова,
Г.Л. Кнышев), индивидульно-типологическими
особенностями общительности (И.С.
Исаева). Тендерная специфика агрессивности
с точки зрения системно-функционального
подхода до настоящего времени не
рассматривалась исследователями, в
отличие от таких черт, как общительность
(О.А. Тырнова), настойчивость (Н.Н. Будрейка,
Н.Г. Макарова), любознательность (С.И.
Кудинов), ответственность (В.П. Прядеин),
организованность (Р.В. Ершова) [11].

С
точки зрения системно-функционального
подхода А.И. Крупнова агрессивность
рассматривается в единстве
мотивационно-смысловых и
инструментально-стилевых характеристик.
Рассмотрим подробнее системно-
функциональное строение агрессивности
(см. Приложение 1). С содержательной
стороны стремление субъекта к проявлению
агрессивности в межличностном
взаимодействии различается по
направленности мотивации (социоцентрической
и эгоцентрической), сфере приложения
результата агрессивного поведения
(предметная или субъектная сфера),
степени осознанности понимания такой
черты, как агрессивность (осмысленность
или осведомленность). С инструментально-стилевой
стороны это же стремление может быть
охарактеризовано по направленности
эмоциональных переживаний по поводу
проявления агрессивности (аффективность
или рефлексивность), по типу волевой
регуляции (интернальность или
экстернальность), по формам проявления
агрессии (физическая или вербальная),
а также по характеру проблемных ситуаций,
в которых проявляется агрессивность
(операциональные или эмоционально-личностные
трудности) [10].

studfiles.net

Системный и структурно-функциональный подходы

И системный подход, и структурный
функционализм являются производными
от общей теории систем. У истоков общей
теории систем находятся, прежде всего,
биология и кибернетика. Еще в 20-е годы
биолог Людвиг фон Берталанфи исследовал
клетку и процессы ее обмена с внешней
средой. Он ввел понятие «система»
как совокупность элементов, находящихся
во взаимосвязи. В 50-е годы Норберт Винер
заложил основы кибернетики как науки
об управлении, связи и переработке
информации. В общественных науках теория
систем впервые была применена в социологии
Талкоттом Парсонсом (концепция социальной
системы), а в политологии – Девидом
Истоном, который впервые ввел понятие
«политическая система».

Социальная действительность обладает
чертами системы, следовательно, социальные
явления можно описать через взаимоотношения
между элементами системы. Политическая
система может быть определена как
совокупность политических взаимодействий.
Сама политическая система – это
часть целого. Она включена в окружающую
среду.

Основы структурного функционализма
заложены в работах антропологов
Б. Малиновского и А. Редклифф-Брауна,
которые рассматривали общество как
единое целое, как живой организм в
действии. Исследование структуры
общества неотделимо от исследования
его функций. Структурно-функциональный
подход в его современном понимании
сформировался в 40-х годах ХХ века
в США и связывается с именем профессора
социологии Гарвардского университета
Талкоттом Парсонсом (1902-1979 гг.).
Представителями этого направления
считаются социологи Р. Мертон,
К. Дэвис, М. Леви;, политологи
Г. Алмонд, Д. Аптер, Р. Пауэлл.

Основной методологический принцип
структурно-функционального анализа
состоит в исследовании социально-политических
явлений и процессов как структурно
расчлененной целостности, где каждый
элемент имеет свое функциональное
назначение. Важно определить, какие
структуры выполняют те или иные функции.
Здесь следует еще раз напомнить, что
структурный функционализм тесно связан
с системным подходом и является частью
общей теории систем.

Исходным пунктом анализа в данном
подходе является социальное действие.
Поэтому теории, построенные на основе
структурного функционализма, часто
называются теориями социального
действия. Само социальное действие
рассматривается как целостная
саморегулирующаяся система, которая
регулируется через язык, нормы, ценности.
Любое действие зависит от общепринятых
в обществе ценностей и норм.

Структура социального действия включает
3 элемента: субъект действия (действующее
лицо), ситуацию и отношение субъекта к
ситуации. Важно то, что субъект действия,
участвуя в ситуации, выполняет социальную
роль.

Социальная роль – еще одно ключевое
понятие структурного функционализма.
По этой причине его иногда называют
ролевой теорией. В каждый момент своей
деятельности человек выступает в
определенной роли, как бы надевая
попеременно различные маски – мужа
и отца, сына и друга, начальника и
подчиненного. Здесь как бы воплощается
шекспировское представление о мире как
о театральных подмостках. Социальная
роль определяется ценностными ориентациями
человека, ценностно-нормативной системой
общества. Таким образом, общество
представляется как система социальных
отношений. Социальные институты –
это узлы, связки этих отношений. Интеграцию
общества как единого целого обеспечивают
нормы и ценности.

Ключевым для структурного функционализма
является также понятие функции.
Функция может быть определена как
объективные последствия какого-либо
действия для системы. Роберт Мертон
критиковал представления первых
функционалистов (Малиновского и
Редклифф-Брауна) о так называемом
функциональном единстве общества.
Согласно этим представлениям, каждый
элемент в человеческой культуре выполняет
определенные функции и является
необходимым. Роберт Мертон сформулировал
понятие функционального эквивалента
или функционального заменителя: «Как
у одного элемента может быть несколько
функций, так и одну и ту же функцию могут
выполнять взаимозаменяемые элементы».
Приведем примеры. Политический клуб
может взять на себя составление программы,
как это делает партия; малочисленная
партия может выражать интересы узкой
профессиональной группы, как это делают
группы давления.

Другое важное понятие – дисфункция.
Функции способствуют адаптации и
регулированию системы. Дисфункции
снижают адаптацию и регулирование. Это
означает, что некоторые социальные или
культурные факторы могут иметь пагубные
или вредные последствия, стать тормозом
функционирования системы. Одни и те же
действия могут одновременно производить
и функциональные, и дисфункциональные
результаты. Они могут быть функциональными
для системы в целом, но дисфункциональными,
разрушительными для конкретных людей.
Это особенно заметно в период реформирования
общества.

Очень важно также разграничение явных
и латентных
(скрытых) функций. Явные
функции – это функции, результаты и
последствия которых подразумеваются
и признаются участниками деятельности,
а латентные функции – это такие типы
деятельности, при которых объективные
последствия деятельности не являются
ни осознанными, ни признанными. Мертон
утверждал, что латентные функции занимают
большое место в социальных системах, а
сама политическая деятельность имеет
ряд последствий, вдобавок к подразумеваемым
и признаваемым субъектами политики.

Следующее принципиально важное понятие –
это понятие структуры. В любой системе
выделяются устойчивые элементы, нечто
неизменное в подвижном. Это и есть
структура. Значит, под структурой
понимают устойчивые элементы строения
социальной системы, которые относительно
независимы от колебаний в отношениях
с окружением
. Структуру можно определить
и как совокупность ролей, выполняемых
индивидами в обществе.

Структурно-функциональный анализ
связывает понятие функции с понятием
структуры. Функциональные аспекты и
структурные аспекты оказываются
переплетенными: исследуется, каким
образом общественное поведение,
общественные явления выполняют (или не
в состоянии выполнить) различные функции
системы.

Остановимся на концепции социальной
системы Т. Парсонса. Основные работы
Парсонса: «Структура социального
действия» (1937 г.), «Социальная
система» (1951 г.), «Политика и
социальная структура» (1969 г.).
Талкотт Парсонс разработал широкую
концепцию социальной системы, которая
может быть использована как для анализа
маленькой группы, так и общества в целом.
Общество – это система функционально
взаимосвязанных переменных. Социальная
система имеет границы и окружающую
среду. Социальная система отлична от
культурной, физической и индивидуальной
или личностной систем.

Среда проявляет себя по отношению к
социальной системе как совокупность
предписаний, выполнение которых
необходимо для поддержания равновесия
системы. Таким образом, предметом
исследования становится процесс обмена
между социальной системой и другими
системами. Последние Парсонс обозначает
как физическую систему, систему культуры
и систему личности. Главная особенность
физической системы – недостаток
ресурсов, который вызывает необходимость
адаптации. Решение этой проблемы состоит
в рациональной организации экономической
деятельности. Система культуры ставит
перед социальной системой проблемы
совместного существования людей, в
частности, проблему легитимации
существующего порядка. Здесь возникают
требования целедостижения и интеграции.

Решить проблему целедостижения –
значит создать условия для постоянного
движения человека к намеченной цели.
Этой задаче служат государство и
политическая система в целом.

Проблема интеграции состоит в том, чтобы
обеспечить сотрудничество индивидов,
несмотря на напряжения, возникающие
из-за распределения материальных благ.
Интеграцию обеспечивает религия,
идеология, легитимирующая социальный
порядок. Интеграция идентифицируется
с гражданским обществом. Среди институтов,
занятых интеграцией, отдельно выделяют
право.

Личностная система порождает проблему
латентности. Латентность означает
формирование взглядов, ценностей,
побуждающих индивидов действовать в
одном направлении с целями системы. Эту
проблему решает социализация (в первую
очередь через семью, церковь, школу,
средства массовой информации). См.
схему 1.

Под влиянием кибернетики Парсонс
подчеркивает, что социальной системе
присуща постоянная циркуляция энергии
и информации. Кроме того, подсистемы
общества расположены в строгой иерархии
по отношению друг к другу. Большую роль
в ней играют, по Парсонсу, культурные и
религиозные ценности. Главную роль в
обществе выполняет подсистема, связанная
с воспроизводством структуры, затем
следуют гражданское общество, государство
и экономика.

Политическая подсистема в парсоновской
концепции ориентирована на выполнение
функции целедостижения. Политика
включает определение коллективных
целей, мобилизацию ресурсов и принятие
решений для достижения целей. Такая
политическая деятельность присуща не
только государственным институтам. Она
обнаруживается во всех общественных
организациях (партиях, профсоюзах,
различных объединениях). Решающую роль
в политической подсистеме играет власть.
Она позволяет заставить людей выполнять
свои обязанности и мобилизовать ресурсы
общества для достижения поставленных
целей. По аналогии с ролью денег в
экономике, Парсонс называет власть
всеобщим средством обращения, символическим
посредником внутри политической
подсистемы.

Схема 1.
Социальная система и ее функции.

ЭКОНОМИКА

(Адаптация)

ГОСУДАРСТВО,

ПОЛИТИКА

(Целедостижение)

СЕМЬЯ, ШКОЛА

ЦЕРКОВЬ

(Латентность или

воспроизводство

структуры)

ГРАЖДАНСКОЕ

ОБЩЕСТВО

(Интеграция)

Концепция социальной системы оказала
огромное влияние на политическую науку.
Концепция политической системы была
впервые разработана в рамках системного
подхода Девидом Истоном (род. 1917 г.).
Такие исследователи, как Г. Алмонд,
Д. Аптер, Р. Пауэлл, сделали акцент
на изучении функций и структур политической
системы. Их концепции относятся к
структурно-функциональному подходу.

Главой структурного функционализма в
политической науке является Габриэль
Алмонд. Он разработал концепцию
функционального анализа применительно
к сравнительным исследованиям политических
систем. С 1954 по 1963 год он возглавлял
Комиссию по сравнительной политике, в
состав которой входили Джеймс Коулмен,
Джозеф Лапаломбара, Рой Макридис, Лусиан
Пай, Сидней Верба, Майрон Вайнер. Алмонд
выделяет три уровня анализа политической
системы: рассмотрение системы во
взаимосвязи со средой, в ее внутреннем
функционировании и в ее сохранении и
адаптации. Политическая система –
это совокупность взаимосвязанных ролей
и их взаимодействий между собой.
Политическая система
имеет специфические функции на
входе и на выходе. (Эти функции будут
рассмотрены в теме «Политическая
система»).

Структурный функционализм как
теоретический подход позволяет объяснить
многие политические явления и служит
основой для сравнений политических
систем. В конкретном контексте политических
исследований возникает понятие
«политической культуры», формирующей
окружающую среду политической системы
и определяющей позиции действующих лиц
(актеров) и работу политических институтов.

studfiles.net

Системный и структурно-функциональный подходы | История и философия науки (кандидатский минимум) Wiki

Системный и структурно-функциональный подходы.

Системный подход.В структуре общенауч. методов и приемов чаще всего выделяют 3 уровня:1. Методы эмпирич. иссл-я. 2.методы теоретич. позн-я. 3.общелогические методы и приемы исследования. К общелогическим методам и приемам исслед-я отн-ся с.п. С.п.–сов-сть общенаучных методологических принципов, в основе к-ых лежит рассмотр-е объектов как с-м. К числу этих требов-й относится: а) выявл-е завис-сти каждого эл-та от его места и ф-ий в с-ме с учетом того, что св-ва целого несводимы к сумме св-в его эл-тов; б) анализ того, настолько повед-е с-мы обусловлено как особен-тями ее отдельных эл-тов, так и св-ми ее структур; в) исслед-е механизма взаимод-я с-мы и среды; г) изуч-е хар-ра иерархичности, присущей данной системе; д) обеспеч-е всестороннего многоаспектного опис-я с-мы; е) рассмотр-е с-мы как динамичной, развивающейся целостности.Специфика с.п. опред-ся тем, что он ориентирует исслед-е на раскрытие целостности развивающегося объекта и обеспечивающих ее мех-змов, на выдел-е многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теор-кую картину. Важным понятием с.п. яв-ся понятие «самоорганизация». Данное понятие хар-ет процесс созд-я, воспроизведения или совершенствования организации сложной, открытой, динамичной, саморазвивающейся с-мы, связи меджу элементами к-ой имеют не жесткий, а вероятностный хар-р. В современной науке самоорганизующиеся с-мы яв-ся спец. предметом исслед-я синергетика, общенаучной теории самоорг-ции, ориентированной на поиск законов любой природы — природных, соц-ных, когнитивных. Структурно-функциональный метод. К общелогич. методам и приемам исслед-я отн-ся с.-ф.м. С.-ф.м.-метод строится на основе выделения в целостных с-мах их структуры – сов-сти устойчивых отнош-й и взаимосвязей между ее эл-тами и их роли отн-но друг друга. С. понимается как нечто инвариантное при опред-ных преобраз-ях, а ф-ия как назнач-е каждого из эл-тов данной с-мы. Основные требов-я с.-ф. м.: а) изучение строения, структуры с-много объекта; б) исслед-е его эл-тов и их функциональных характеристик; в) анализ изменения этих элементов и их ф-ий; г) рассмотрение развития системного объекта в целом; д) представление объекта как гармонически функционирующей системы, все элементы которой « работают» на поддержании этой гармонии.

        Системный подход — совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем.

Основу системного метода составляет система и структура, которые можно определить следующим образом.

Система (от греч. systema — целое, составленное из частей; соединение) — это общенаучное положение, выражающее совокупность элементов, взаимосвязанных как между собой, так и со средой и образующих определенную целостность, единство изучаемого объекта. Типы систем весьма многообразны: материальные и духовные, неорганические и живые, механические и органические, биологические и социальные, статичные и динамичные и т. д. Причем любая система представляет собой совокупность разнообразных элементов, составляющих ее определенную структуру. Что такое структура?

Структура (от лат. structura — строение, расположение, порядок) — это относительно устойчивый способ (закон) связи элементов объекта, который обеспечивает целостность той или иной сложной системы.

Специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину. Основным принципом общей теории систем является принцип системной целостности, означающий рассмотрение природы, в том числе и общества, как большой и сложной системы, распадающейся на подсистемы, выступающие при определенных условиях в качестве относительно самостоятельных систем.

 Основные требования системного метода:

а) выявление зависимости каждого элемента от его места и функций в системе с учетом того, что свойства целого несводимы к сумме свойств его элементов;

б) анализ того, насколько поведение системы обусловлено как особенностями ее отдельных элементов, так и свойствами ее структуры;

в) исследование механизма взаимодействия системы и среды;

г) изучение характера иерархичности, присущей данной системе;

д) обеспечение всестороннего многоаспектного описания системы;

е) рассмотрение системы как динамичной, развивающейся целостности.

Специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности развивающегося объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.

Важным понятием системного подхода является понятие «самоорганизация». Оно характеризует процесс создания, воспроизведения или совершенствования организации сложной, открытой, динамичной, саморазвивающейся системы, связи между элементами которой имеют не жесткий, а вероятностный характер. Свойства самоорганизации присущи объектам самой различной природы: живой клетке, организму, биологической популяции, человеческим коллективам. Класс систем, способных к самоорганизации, — это открытые и нелинейные системы. Открытость системы означает наличие в ней источников и стоков, обмена веществом и энергией с окружающей средой. Однако не всякая открытая система самоорганизуется, строит структуры, ибо все зависит от соотношения двух начал — от основы, созидающей структуру, и от основы, рассеивающей, размывающей это начало.

В современной науке самоорганизующиеся системы являются специальным предметом исследования синергетики — общенаучной теории самоорганизации, ориентированной на поиск законов эволюции открытых неравновесных систем любой базовой основы — природной, социальной, когнитивной (познавательной).

В настоящее время системный метод приобретает все более возрастающее методологическое значение в решении естественнонаучных, общественно-исторических, психологических и других проблем. Он широко используется практически всеми науками, что обусловлено насущными гносеологическими и практическими потребностями развития науки на современном этапе.

Структурно-функциональный (структурный) метод строится на основе выделения в целостных системах их структуры — совокупности устойчивых отношений и взаимосвязей между ее элементами и их роли (функций) относительно друг друга.

Структура понимается как нечто инвариантное (неизменное) при определенных преобразованиях, а функция как «назначение» каждого из элементов данной системы (функции какого-либо биологического органа, функции государства, функции теории и т.д.).

Основные требования процедуры структурно-функционального метода (который часто рассматривается как разновидность системного подхода):

а) изучение строения, структуры системного объекта;

б) исследование его элементов и их функциональных характеристик;

в) анализ изменения этих элементов и их функций;

г) рассмотрение развития (истории) системного объекта в целом;

д) представление объекта как гармонически функционирующей системы, все элементы которой «работают» на поддержание этой гармонии.

bsu-philosophy.wikia.com

Системный и структурно-функциональный подходы

И
системный подход, и структурный
функционализм являются производными
от общей теории систем. У истоков общей
теории систем находятся, прежде всего,
биология и кибернетика. Еще в 20-е годы
биолог Людвиг фон Берталанфи
исследовал клетку и процессы ее обмена
с внешней средой. Он ввел понятие
«система» как совокупность элементов,
находящихся во взаимосвязи. В 50-е годы
Норберт Винер
заложил основы кибернетики как науки
об управлении, связи и переработке
информации. В общественных науках теория
систем впервые была применена в социологии
Талкоттом Парсонсом
(концепция социальной системы), а в
политологии – Девидом Истоном,
который впервые ввел понятие «политическая
система».

Социальная
действительность обладает чертами
системы, следовательно, социальные
явления можно описать через взаимоотношения
между элементами системы. Политическая
система может быть определена как
совокупность политических взаимодействий.
Сама политическая система – это
часть целого. Она включена в окружающую
среду.

Основы
структурного функционализма заложены
в работах антропологов Б. Малиновского
и А. Редклифф-Брауна,
которые рассматривали общество как
единое целое, как живой организм в
действии. Исследование структуры
общества неотделимо от исследования
его функций. Структурно-функциональный
подход в его современном понимании
сформировался в 40-х годах ХХ века
в США и связывается с именем профессора
социологии Гарвардского университета
Талкоттом Парсонсом
(1902-1979 гг.). Представителями этого
направления считаются социологи
Р. Мертон,
К. Дэвис,
М. Леви;,
политологи Г. Алмонд,
Д. Аптер,
Р. Пауэлл.

Основной
методологический принцип
структурно-функционального анализа
состоит в исследовании социально-политических
явлений и процессов как структурно
расчлененной целостности, где каждый
элемент имеет свое функциональное
назначение. Важно определить, какие
структуры выполняют те или иные функции.
Здесь следует еще раз напомнить, что
структурный функционализм тесно связан
с системным подходом и является частью
общей теории систем.

Исходным
пунктом анализа в данном подходе является
социальное действие. Поэтому теории,
построенные на основе структурного
функционализма, часто называются
теориями социального действия. Само
социальное действие рассматривается
как целостная саморегулирующаяся
система, которая регулируется через
язык, нормы, ценности. Любое действие
зависит от общепринятых в обществе
ценностей и норм.

Структура
социального действия включает 3 элемента:
субъект действия (действующее лицо),
ситуацию и отношение субъекта к ситуации.
Важно то, что субъект действия, участвуя
в ситуации, выполняет социальную роль.

Социальная
роль – еще одно ключевое понятие
структурного функционализма. По этой
причине его иногда называют ролевой
теорией. В каждый момент своей деятельности
человек выступает в определенной роли,
как бы надевая попеременно различные
маски – мужа и отца, сына и друга,
начальника и подчиненного. Здесь как
бы воплощается шекспировское представление
о мире как о театральных подмостках.
Социальная роль определяется ценностными
ориентациями человека, ценностно-нормативной
системой общества. Таким образом,
общество представляется как система
социальных отношений. Социальные
институты – это узлы, связки этих
отношений. Интеграцию общества как
единого целого обеспечивают нормы и
ценности.

Ключевым
для структурного функционализма является
также понятие функции.
Функция может быть определена как
объективные последствия какого-либо
действия для системы. Роберт Мертон
критиковал представления первых
функционалистов (Малиновского
и Редклифф-Брауна)
о так называемом функциональном единстве
общества. Согласно этим представлениям,
каждый элемент в человеческой культуре
выполняет определенные функции и
является необходимым. Роберт Мертон
сформулировал понятие функционального
эквивалента или функционального
заменителя: «Как у одного элемента
может быть несколько функций, так и одну
и ту же функцию могут выполнять
взаимозаменяемые элементы». Приведем
примеры. Политический клуб может взять
на себя составление программы, как это
делает партия; малочисленная партия
может выражать интересы узкой
профессиональной группы, как это делают
группы давления.

Другое
важное понятие – дисфункция.
Функции способствуют адаптации и
регулированию системы. Дисфункции
снижают адаптацию и регулирование. Это
означает, что некоторые социальные или
культурные факторы могут иметь пагубные
или вредные последствия, стать тормозом
функционирования системы. Одни и те же
действия могут одновременно производить
и функциональные, и дисфункциональные
результаты. Они могут быть функциональными
для системы в целом, но дисфункциональными,
разрушительными для конкретных людей.
Это особенно заметно в период реформирования
общества.

Очень
важно также разграничение явных
и латентных

(скрытых) функций. Явные функции –
это функции, результаты и последствия
которых подразумеваются и признаются
участниками деятельности, а латентные
функции – это такие типы деятельности,
при которых объективные последствия
деятельности не являются ни осознанными,
ни признанными. Мертон
утверждал, что латентные функции занимают
большое место в социальных системах, а
сама политическая деятельность имеет
ряд последствий, вдобавок к подразумеваемым
и признаваемым субъектами политики.

Следующее
принципиально важное понятие – это
понятие структуры. В любой системе
выделяются устойчивые элементы, нечто
неизменное в подвижном. Это и есть
структура. Значит,
под структурой понимают устойчивые
элементы строения социальной системы,
которые относительно независимы от
колебаний в отношениях с окружением
.
Структуру можно определить и как
совокупность ролей, выполняемых
индивидами в обществе.

Структурно-функциональный
анализ связывает понятие функции с
понятием структуры. Функциональные
аспекты и структурные аспекты оказываются
переплетенными: исследуется, каким
образом общественное поведение,
общественные явления выполняют (или не
в состоянии выполнить) различные функции
системы.

Остановимся
на концепции социальной системы
Т. Парсонса.
Основные работы Парсонса:
«Структура социального действия»
(1937 г.), «Социальная система»
(1951 г.), «Политика и социальная
структура» (1969 г.). Талкотт Парсонс
разработал широкую концепцию социальной
системы, которая может быть использована
как для анализа маленькой группы, так
и общества в целом. Общество – это
система функционально взаимосвязанных
переменных. Социальная система имеет
границы и окружающую среду. Социальная
система отлична от культурной, физической
и индивидуальной или личностной систем.

Среда
проявляет себя по отношению к социальной
системе как совокупность предписаний,
выполнение которых необходимо для
поддержания равновесия системы. Таким
образом, предметом исследования
становится процесс обмена между
социальной системой и другими системами.
Последние Парсонс
обозначает как физическую систему,
систему культуры и систему личности.
Главная особенность физической системы –
недостаток ресурсов, который вызывает
необходимость адаптации. Решение этой
проблемы состоит в рациональной
организации экономической деятельности.
Система культуры ставит перед социальной
системой проблемы совместного
существования людей, в частности,
проблему легитимации существующего
порядка. Здесь возникают требования
целедостижения и интеграции.

Решить
проблему целедостижения – значит
создать условия для постоянного движения
человека к намеченной цели. Этой задаче
служат государство и политическая
система в целом.

Проблема
интеграции состоит в том, чтобы обеспечить
сотрудничество индивидов, несмотря на
напряжения, возникающие из-за распределения
материальных благ. Интеграцию обеспечивает
религия, идеология, легитимирующая
социальный порядок. Интеграция
идентифицируется с гражданским обществом.
Среди институтов, занятых интеграцией,
отдельно выделяют право.

Личностная
система порождает проблему латентности.
Латентность означает формирование
взглядов, ценностей, побуждающих
индивидов действовать в одном направлении
с целями системы. Эту проблему решает
социализация (в первую очередь через
семью, церковь, школу, средства массовой
информации). См. схему 1.

Под
влиянием кибернетики Парсонс
подчеркивает, что социальной системе
присуща постоянная циркуляция энергии
и информации. Кроме того, подсистемы
общества расположены в строгой иерархии
по отношению друг к другу. Большую роль
в ней играют, по Парсонсу,
культурные и религиозные ценности.
Главную роль в обществе выполняет
подсистема, связанная с воспроизводством
структуры, затем следуют гражданское
общество, государство и экономика.

Политическая
подсистема в парсоновской концепции
ориентирована на выполнение функции
целедостижения. Политика включает
определение коллективных целей,
мобилизацию ресурсов и принятие решений
для достижения целей. Такая политическая
деятельность присуща не только
государственным институтам. Она
обнаруживается во всех общественных
организациях (партиях, профсоюзах,
различных объединениях). Решающую роль
в политической подсистеме играет власть.
Она позволяет заставить людей выполнять
свои обязанности и мобилизовать ресурсы
общества для достижения поставленных
целей. По аналогии с ролью денег в
экономике, Парсонс
называет власть всеобщим средством
обращения, символическим посредником
внутри политической подсистемы.

Схема 1.
Социальная система и ее функции.

ЭКОНОМИКА

(Адаптация)

ГОСУДАРСТВО,

ПОЛИТИКА

(Целедостижение)

СЕМЬЯ,
ШКОЛА

ЦЕРКОВЬ

(Латентность
или

воспроизводство

структуры)

ГРАЖДАНСКОЕ

ОБЩЕСТВО

(Интеграция)

Концепция
социальной системы оказала огромное
влияние на политическую науку. Концепция
политической системы была впервые
разработана в рамках системного подхода
Девидом Истоном
(род. 1917 г.). Такие исследователи,
как Г. Алмонд,
Д. Аптер,
Р. Пауэлл,
сделали акцент на изучении функций и
структур политической системы. Их
концепции относятся к структурно-функциональному
подходу.

Главой
структурного функционализма в политической
науке является Габриэль Алмонд.
Он разработал концепцию функционального
анализа применительно к сравнительным
исследованиям политических систем. С
1954 по 1963 год он возглавлял Комиссию
по сравнительной политике, в состав
которой входили Джеймс Коулмен,
Джозеф Лапаломбара,
Рой Макридис,
Лусиан Пай,
Сидней Верба,
Майрон Вайнер.
Алмонд
выделяет три уровня анализа политической
системы: рассмотрение системы во
взаимосвязи со средой, в ее внутреннем
функционировании и в ее сохранении и
адаптации. Политическая система –
это совокупность взаимосвязанных ролей
и их взаимодействий между собой.
Политическая система имеет специфические
функции на входе и на выходе. (Эти функции
будут рассмотрены в теме «Политическая
система»).

Структурный
функционализм как теоретический подход
позволяет объяснить многие политические
явления и служит основой для сравнений
политических систем. В конкретном
контексте политических исследований
возникает понятие «политической
культуры», формирующей окружающую
среду политической системы и определяющей
позиции действующих лиц (актеров) и
работу политических институтов.

studfiles.net

Системно-функциональный подход к усвоению законов физики — Физика — Каталог статей

«Системно-функциональный подход к усвоению законов физики»

Некрасова Ирина Викторовна, Индустринская ООШ  

I.  В истории педагогических и психологических наук на протяжении многих десятилетий или даже столетий прослеживается сложная, трудноразрешимая проблема – взаимосвязь психологических и дидактических конвенций обучения и доведения их до уровня практической школьной деятельности. В дидактике нет полной ясности в категориальной принадлежности многих понятий, например, совершенно по-разному истолковываются такие понятия, как проблемное обучение, межпредметная связь и др. В одних работах их называют принципами (принцип проблемности), в других работах – методами (проблемный метод), в-третьих – подходами (проблемный подход). Это говорит о несовершенстве методологического аппарата дидактики. Если это методы, то их использование является необязательным для учителя. Если это принципы, то учитель должен следовать им неукоснительно, чтобы достичь цели урока. Если это подходы, то совершенно непонятно к чему они обязывают, т.к. понятие «подход» неопределенно теоретически в дидактике.

Поэтому в последние 2 десятилетия усиленно развивается новая отрасль психолого-педагогического знания – психодидактика,  — в рамках которой предложено выделить подобные психолого-педагогические понятия в качестве самостоятельной категории, назвать их методологическими подходами психодидактики и сделать предметом данной отрасли знаний. Развитию психодидактики уделяется усиленное внимание в государственных педагогических университетах:

Барнаульском (проф. А.Н. Крутский)

Башкирский (А.З. Рахимов)

Магнитогорский (А.И. Подольский)

Я строго следую авторской позиции профессора Крутского.

На слайде представлены методологические подходы, среди них и системно-функциональный.

Что же это такое? В чем суть подхода?

Подход связан, в частности, с анализом структуры научного знания и выделением его основных частей (элементов). Из научной теории вычленены 6 ее основных элементов:

(на доске) 1. Научные факты                   4. Физические величины

   2. Гипотезы                                           5. Законы

3. Идеальные объекты (модели)              6. Практическое применение         теоретических знаний

Каждый этот элемент имеет свои функции, однако у некоторых элементов, относящихся к разным разделам физики, эти функции повторяются. Если из различных разделов физики выбрать объекты, имеющие сходные структуры или функции, объединить их в систему и одновременно рассмотреть, то можно увидеть, что эта общность может повлечь за собой общность процедур получения знаний. Каждый из названных элементов научной теории является сложным объектом и состоит из элементов, которые зачастую имеют одинаковую структуру, несмотря на то, что могут относиться к различным разделам физики. Поэтому, разобравшись в этих структурах при изучении одной темы, можно создать и использовать общую технологию их усвоения. Это сократит объем механического запоминания, создаст условия для глубокого понимания и прочного осознания материала. Таким образом, возникает проблема создания технологий системного усвоения знаний.

Вывод про величины:

Знать о них надо одно и то же, и процедуры получения знаний о них одинаковы и имеют одну и ту же («общую») технологию.

Переходим к системно-функциональному подходу к усвоению законов физики.

Если вы зададите учащимся вопрос «Что такое физическая величина?», «Что такое закон?», то получим либо удручающий ответ, либо не получим ни какого, либо «Закон – это набор слов, который надо запомнить».

Что же такое закон? Я не буду давать определение из философского словаря. Для учащихся школы функция закона как элемента знаний может быть определена следующим образом: 

Закон – это выражение устойчивых существенных связей между физическими явлениями и характеризующими их величинами.

Учащиеся должны прочно усвоить, что закон – это связь, зависимость. Эта связь должна быть устойчивой, повторяющейся.

Все пункты, кроме сущности закона, не представляют особой сложности для учащихся. Их познание является лишь только результатом добросовестной учебы. Наибольшую тревогу вызывает непонимание сущности законов (даже хорошими учениками). Поэтому раскрытие именно этой части структуры знания о законе требует специальных приемов системно-функционального подхода.

Большинство этих элементов знания можно получить, ничего не зазубривая по определенным технологиям, которые авторы называют «правилами системного усвоения».

Законы могут выражаться в различной форме:

  • в виде формул
  • в виде вербальных формулировок
  • графиков
  • таблиц

Рассмотрим законы, выраженные в школьных учебниках в виде формул. Среди законов есть такие, которые названы словом «закон», например, закон Ома, закон Кулона. Но есть и такие, которые не удостоились чести называться законами, хотя от этого не потеряли своей функции взаимосвязи между величинами, например, формула для сопротивления проводника . В итоге очень большое число формул названных законом, и еще больше – не названных. Сколько всего, автор предлагает выявить нам самостоятельно. Выписав и представив наглядным образом все законы, обращаем внимание на сходство внешней формы их математического выражения. Все законы физики формально могут быть выражены  

В левой части уравнения всегда стоит величина, значение которой определяет закон. В правой части находится коэффициент и набор переменных, от которых зависит значение величины, стоящей в левой части. При изменении любой из них меняется в соответствии с выражаемой зависимостью значение величины в левой части.

Про коэффициент. По нему проще всего распознать принадлежность данной формулы к системе законов. Правда, он не всегда является обязательным компонентом. Во многих законах он равен 1. Иногда он не носит универсального характера и может быть неодинаковым в формулах одного и того же закона, например, закон Гука, закон Фарадея. В некоторых законах коэффициент пропорциональности имеет единственное значение для всех объектов. В этом случае он носит название универсальной физической константы.

Правила системного усвоения. Их всего 8. (Слайд №8)

I правило: Как записывать формулу? В формализованном виде это можно представить, как показано на слайде.

II правило: От чего зависит величина стоящая в левой части? Говорить, что значение величины в левой части зависит от К, не следует, т.к. его значение не меняется лишь в частных случаях конкретных явлений, а в общем случае при различных ситуациях может меняться.

III правило: Как зависит величина, стоящая в левой части уравнения от величин стоящих в правой части? На зависимость величины, стоящей в левой части уравнения, от коэффициента пропорциональности по ранее указанным причинам внимание не обращаем.

IV правило: Ответы на 2 и 3 вопросы автоматически дают ответ на этот вопрос. Главное довести до учащихся мысль о том, что формулировки не зазубриваются, не вспоминаются, а конструируются каждый раз в соответствии с формулой. Если ученик разобрался с ответами на 2 и 3 вопросы, то он фактически уже сконструировал формулировку (см. слайд №4). В формулировках законов еще указываются условия применимости этого закона. Авторы предлагают говорить об условиях применимости говорить отдельно. Также обращают внимание на то, что законы сложны по конструкции, недоступны для понимания среднего ученика, не говоря уже о слабых. Все авторы действующих учебников, стараются в формулировку закона вложить как характер зависимости между величинами, так и условия выполнения закона, отражающие границу его применимости. Формулировку следует разделить на 2 части. В первой части целесообразно отразить характер зависимости между величинами. Во второй – уточнить характер физического процесса и указать условия и границы применимости.

V правило: Как называется коэффициент пропорциональности в законе? (Это скорее не правило, а просто очередной элемент логики развития знания о законе)

VI правило: Каков физический смысл коэффициента пропорциональности в законе? При выявлении физического смысла коэффициента пропорциональности, например, в законе Кулона, полезен такой прием. Закрываем в правой части формулы закона все величины кроме коэффициента. Читаем оставшуюся часть в обратную сторону: коэффициент равен силе. Когда, при каких значениях величин это будет верным? Если все они равны 1. Значит К численно равен силе с которой взаимодействуют два заряда по одному Кулону на расстоянии 1 метр. Здесь нужно говорить «численно», т.к. равны только числа коэффициента величин, но наименования их единиц различно.

VII правило: Как получить наименование единицы коэффициента? Выражаем из уравнения, получаем наименование единицы коэффициента. Государственным стандартом на физические величины предусмотрены квадратные скобки, которые заменяют слова «наименование единицы физической величины» или «обозначение единицы физической величины».

VIII правило: Чему равен коэффициент пропорциональности?

 

II. Практическая работа. (см. приложения)

 

III. Примеры применения методологических подходов:

  • системно-логического
  • системно-структурного
  • системно-функционального (см. слайды и раздаточный материал)

 

IV. Список используемой литературы.

  1. А.Н. Крутский, О.С. Косихина    Барнаульский ГПУ, г. Барнаул, Алтайский край. «Психодидактика: новые технологии в преподавании физики». Приложение «Физика» «ПС»
  2. О.С. Гибельгауз, А.Н. Крутский  Алтайский государственный педагогический университет. «Системно-функциональный подход к знакомству с физическими величинами». Журнал «Физика в школе» №7 2013 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Законы в виде формул и соотношений

Следствия из законов в виде формул и соотношений

Формулы, отражающие закономерности и несущие функции законов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Знания о законе

Закон 1

Закон 2

1. Формула

 

 

2. Зависимость между какими величинами выражает закон?

 

 

3. как зависит величина, стоящая в левой части уравнения, от величин, стоящих в правой его части?

 

 

4. Формулировка закона

 

 

5. Как называется коэффициент пропорциональности в данном законе?

 

 

6. Каков его физический смысл?

 

 

7. Получите наименование единицы коэффициента

 

 

8. Чему равен коэффициент пропорциональности?

 

 

 

 

kolomnaraionmc.ucoz.org

5. Структурно-функциональный подход

Основные
положения структурно-функционального
подхода.

Структурно-функциональный анализ —
один из важнейших исследовательских
подходов к изучению социальных явлений.
Наибольшее теоретическое и практическое
значение данный подход получил именно
в теории организаций.

Основателем
концепции функционализма считают Э.
Дюркгейма
,
который первым сформулировал проблему,
связанную с функциональным разделением
труда в организации, и проблему
взаимосвязанности функций отдельных
системных единиц.

В
дальнейшем проблемы функционализма
разрабатывались антропологами Б.
Малиновским
и А.
Редклифф-Брауном
,
которые рассматривали социальный
объект

(в частности, общество) как
адаптивную систему
,
в которой все части служат удовлетворению
потребностям системы как целого,
обеспечивая ее существование во внешней
среде.

Отправной
точкой структурно-функционального
анализа является понятие функции
каждой системной единицы по отношению
к системе как целому
.
Здесь не имеется в виду математическое
понимание функции, скорее “функция”
ближе к биологическим наукам, где она
означает “жизненный или органический
процесс, рассматриваемый с точки зрения
того, какой вклад она вносит в сохранение
организма” .

Согласно
теории структурно-функционального
анализа, любая
системная единица организации обязана
быть функциональной
,
т.е. вносить свой вклад в деятельность
по достижению организационных целей,
а значит, способствовать адаптации
системы в целом: повышать ее устойчивость,
эффективность взаимодействия с другими
организациями (адаптивная часть функции),
осуществлять регуляцию внутренних
связей и поведения отдельных частей
системы (регулятивная часть функции).
Например, финансовый отдел фирм должен
выполнять ряд внутриорганизационных
операций по отношению к другим
подразделениям (регулятивная функция)
и, кроме того, способствовать установлению
баланса денежных потоков между
организацией и финансовыми организациями,
входящими во внешнюю среду. Если
подразделение организации не выполняет
функциональных требований, а его вклад
в деятельность организации не способствует
достижению организационных целей, то
это подразделение следует считать
дисфункциональным и реорганизовать.

Американский
социолог Т. Парсонс

выявил четыре
основных условия выживания организаци
и
во внешнем окружении, которые тесным
образом связаны с функциями ее отдельных
подсистем
.

1.
Подсистема адаптации.

Эта подсистема управляет поступлением
необходимых ресурсов из внешнего
окружения в организацию и организует
сбыт и получение прибыли, должна
ориентировать организацию по отношению
к внешней среде и способствовать
активному положительному обмену между
отдельными единицами внешнего окружения
и организацией. Парсонс полагает, что
подсистема адаптации — это экономическая
подсистема, так как основой выполняемой
ею функции являются экономические
контакты, действия и взаимодействия.
Если подсистема не выполняет свою
функцию, организация не может существовать
вследствие нарушения баланса между
входом и выходом ресурсов из системы.

2.
Подсистема достижения целей

— важнейшая системная единица организации,
поскольку она мобилизует организационные
ресурсы, активно воздействует на
различные части внешней среды, ориентируя
их на достижение основных организационных
целей, путем координирующего воздействия
соединяет все части организации в единое
целое.

3—4.
Подсистемы интеграции и латентности

(поддержания образцов) целесообразно
рассматривать вместе, так как процессы
формирования этих подсистем схожи и на
многих этапах характеризуются неразрывным
единством. Эти подсистемы должны
обеспечивать не только внутреннюю
целостность организации как системы,
но, что еще более важно, распределение
функций между отдельными системными
единицами, т.е. создание и поддержание
в рабочем состоянии системы социальных
ролей, а также сопряженности отдельных
функций. Кроме того, подсистема поддержания
образцов цементирует лояльность членов
организации по отношению к организационным
нормам и требованиям.

.
Наиболее полная
интеграция в организации
,
рассматриваемой как система, включает
в себя:

1) идеологическую
интеграцию, т.е. интеграцию в системе
идеологических норм, составляющей
неотъемлемый атрибут социального
порядка в конкретной социальной группе;

2) интеграцию в
системе социальных ролей, которые
выражают функциональные требования в
данной организации;

3) интеграцию в
системе культурных норм, узаконенных
в ходе их применения в процессе
организационной деятельности.

При реализации
полной интеграции каждое подразделение
и каждый член организации органично
входят в систему на правах системной
единицы для выполнения определенной
функции. Результатом успешной интеграции
является сплоченная, устойчивая,
эффективная организация, где усилия
каждой системной единицы осуществляются
строго в рамках их функций, а каждая
функция оптимально соответствует целям
не только отдельных системных единиц,
но и организации как системы.

По
мнению современного социолога Д. Истона,
процесс интеграции в системе может
протекать в три
этапа
,
каждый из которых целесообразно
представить как отдельный процесс.

1.
Конформность

— этап интеграции — достижение такого
состояния включенных в систему объектов
(социальных групп или отдельных
индивидов), которое характеризуется их
соглашением с системными требованиями
(требованиями по отношению к членам
организации) как законными. На этом
этапе происходит оценка нормативной
базы системы в целом. Если этот этап
проходит успешно, индивид или социальная
группа принимают нормативную основу
организации (например, способы социального
контроля и распределения власти в
организации), но в то же время согласие
может быть чисто внешним, когда системные
роли органично не сливаются с конкретными
функциональными единицами. Обязательным
условием формирования конформного
поведения является признание членами
организации релевантности ценностей
социальной системы по отношению к их
основным целям и потребностям, что
накладывает определенные ограничения
на их поведение. При таком виде интеграции
на первом месте остаются личностные
цели и потребности. В связи с этим
конформность должна основываться на
доверии индивидов, входящих в социальную
систему, к институциональным и
корпоративным культурным нормам,
регулирующим организационное поведение.

2.
Мобилизация

— этап, в ходе которого индивидами
осуществляется идентификация с системными
ролями, соответствующими статусному
полю данной системы. Эти роли признаются
значимыми и первостепенными, составляющими
основу их деятельности. Этот уровень
интеграции следует признать более
высоким, так как члены организации
ставят цели организации выше, чем личные
цели.

Основной отличительной
особенностью стадии мобилизации является
то, что индивиды не просто соглашаются
с собственными системными ролями, но и
могут осуществлять символическое
взаимодействие на уровне организации
в целом, т.е. могут представлять себе и
осваивать многие роли в организации,
хотя реально выполняют только одну.
Практически для выполнения требований
мобилизации каждый работник должен
символически проигрывать роли всех
работников, с которыми он вступает в
ролевые контакты. В ходе символического
взаимодействия происходит передача
системно связанных ролевых символов
для осуществления ролевого взаимодействия.
Такое включение индивидов в организационные
процессы позволяет им органично влиться
в систему ролей организации, представлять
себе все основные виды деятельности и
значимость собственной роли. Мобилизация
как часть интеграционного процесса в
организации будет считаться успешной
в том случае, если роли будут связаны
между собой и могут функционировать в
виде ролевой системы как единое целое.

В условиях
организации мобилизация возможна как
на чувственном, так и на рациональном
уровнях. Мобилизация на чувственном
уровне заключается в передаче ролевых
и институциональных символов, позволяющих
индивидам осуществлять групповые
взаимодействия для достижения поставленных
целей. Рациональная мобилизация сводится
к передаче (в основном посредством
обучения) организационных ролей,
опосредованных системой. Чувственный
и рациональный способы мобилизации
взаимно дополняют друг друга, создавая
возможности для идентификации членов
организации с их системными ролями и
установления функциональных связей
внутри системы.

3.
Консолидация

— этап интеграции, в ходе которого
происходит интернализация норм,
включающих в себя институциональные и
организационные поощрения и наказания,
культурные ценности (составляющие
особенности организационной культуры),
ролевые требования и ожидания. Консолидация
предполагает идентификацию индивидов
по отношению к нормам своей социальной
группы (организации или ее подразделению),
появление ингрупповой причастности и
ингруппового фаворитизма. Как и первые
два этапа интеграции, консолидация
осуществляется и на чувственном, и на
рациональном уровнях. На чувственном
уровне происходит усвоение всеми членами
организации общих культурных ценностей,
представляющих собой лицо организации,
ее имидж. На рациональном уровне
достигается полное усвоение и принятие
членами организации системы поощрений
и наказаний, что обеспечивает контроль
за сохранением организационной культуры.

Как указывалось
ранее, система представляет собой
сложное целое, состоящее из относительно
автономных, но взаимосвязанных частей.
Очевидно, что позиции этих частей в
системе, их вклад в достижение системой
своих целей различны. Для того чтобы
оценить место и роль части системы
(например, отдела, цеха, лаборатории и
т.д.) в деятельности всей организации,
важно определить функциональные
возможности этой части по двум основным
характеристикам — функциональной
значимости и функциональной автономии.

Функциональная
значимость части системы

(системной единицы) — это показатель
того, в какой мере система как целое
может существовать и функционировать
в случае отделения от нее этой части.
Наиболее яркие примеры функциональной
значимости дают биологические системы.
Например, в человеческом организме есть
части с очень высокой функциональной
значимостью: мозг, сердце, печень и т.д.,
изъятие которых приводит к гибели
организма как биологической системы;
части с меньшей степенью функциональной
значимости, например конечности, без
которых организм может существовать,
но круг выполняемых функций значительно
ограничен; части с низкой степенью
функциональной значимости, например
аппендикс, отделение которого от живого
организма не приводит к особым изменениям
в его функционировании.

В организациях к
системным единицам высокой функциональной
значимости можно отнести высшие
координирующие органы управления, а
также отделы или службы, которые выполняют
или способствуют выполнению основных
функций организации. Остальные системные
единицы могут иметь разную степень
функциональной значимости, вплоть до
подразделений, которые признаются
ненужными, балластом (самая низкая
степень функциональной значимости).
Очевидно, что политика организации в
отношении распределения приоритетов
и ресурсов должна строиться с учетом
этой важной системной характеристики.

Функциональная
автономия —

это показатель того, в какой мере возможно
отдельное существование системной
единицы при отделении от системы в
целом. Другими словами, это показатель
самостоятельности и независимости
системной единицы по отношению к системе.
Например, в государстве может существовать
отдельная системная единица (автономная
республика, автономная область), которая
в результате накопления властных,
материальных или политических ресурсов
получает возможность существовать вне
государства как самостоятельная
политическая единица, наделенная
суверенитетом. Таким же образом из
организации может выделиться отдел,
лаборатория или иное подразделение,
которое может функционировать автономно,
образовав самостоятельную организацию.

Каждая системная
единица испытывает имманентное, внутренне
присущее ей стремление постоянно
повышать уровень своей функциональной
автономии. Например, в биологической
системе каждая клетка стремится к
отделению от организма, и только
постоянный контроль со стороны высшей
координирующей системы удерживает
отдельные его части в единстве, заставляя
выполнять функции, присущие, живому
организму. То же явление наблюдается и
в социальной организации, когда отдельное
подразделение, накопив достаточные
ресурсы, ставит себя в особое положение
по отношению к другим частям системы и
может даже диктовать свою волю руководству
организации.

Повышение
функциональной значимости и функциональной

автономии ставит перед руководством
организации ряд серьезных проблем,
связанных прежде всего с осуществлением
контроля за отдельными подразделениями
организации и обеспечением целостности
и устойчивости системы по отношению к
внешнему окружению.

Если перед
руководством организации стоит вопрос
о передаче определенных властных,
экономических, финансовых, информационных
и других ресурсов в распоряжение
отдельных структурных единиц, то оно
должно оценить возможность возникновения
ситуации, при которой функциональная
автономия подразделения настолько
повысится, что это подразделение сможет
либо отделиться от организации
(превратиться в самостоятельную
организацию), либо начать диктовать
свои условия руководству организации,
настаивая на приоритете своих целей.

В целом можно
сказать, что взаимодействие между
организацией, рассматриваемой как
система, и ее частью является важным
фактором, определяющим внутреннюю
политику организации и ее социальную
структуру.

27

studfiles.net