Систематизации методы – —
8.3.2. Методы систематизации
В процессе систематизации порой становится очевидно, что для отражения содержания документа недостаточно одного индекса. В классификационной системе предусмотрена возможность составления нескольких классификационных индексов на один документ. В этом случае используется метод многократного (повторного) отражения. Два и более индекса, первый из которых называется основным, а последующие – дополнительными, позволяют отразить документ в разных отделах ИПС. Составленные индексы соединяются знаком плюс (+).
Классификационные системы рекомендуют применение данного метода в следующих случаях:
при систематизации документов, в которых рассматриваются два вопроса или предмета. Например, книга Б. И. Андреева «Франция. Италия: Очерки по экономической географии» получит индекс «65.049(4Фра) + 65.049(4Ита)»;
при систематизации особо важных материалов с точки зрения их научной ценности и актуальности. К ним относятся научные монографии, официальные документы;
когда этого требуют методические указания классификационных делений, т. е. частная методика систематизации. Методические указания содержат такие выражения: «… повторно отражаются…», или «… за счет повторного отражения…».
В процессе систематизации может возникнуть необходимость не только всестороннего раскрытия содержания документа, но и отражения его составной части (статьи или произведения из журнала, сборника и др.). В этом случае используется метод аналитической систематизации, при котором основным становится индекс, в целом отражающий содержание документа, в котором помещена составная часть, а дополнительным – аналитический индекс, отражающий содержание составной части.
Так, книга Н. Берберовой «Чайковский. История одинокой жизни», в которой размещено предисловие другого автора – Н. Бочкаревой (о жизни и творчестве писательницы Н. Берберовой) получит полный индекс «85.313(2)1-8Чайковский П.И. + [Ан.: 83.3(2Рос=Рус)-8 Берберова Н.]». В нем основной индекс отражает содержание книги Н. Берберовой, а дополнительный, со словом «Ан.» (аналитический) в квадратных скобках, – содержание статьи Н. Бочкаревой. В этом случае на предисловие Н. Бочкаревой будет составлена аналитическая библиографическая запись, в которой в качестве каталожного отразится аналитический индекс «83.3(2 Рос=Рус)-8 Берберова Н.».
8.3.3. Правила систематизации
Важнейшая проблема общей методики систематизации – выбор одного классификационного решения из нескольких возможных. Знание правил систематизации позволяет ограничить использование метода многократного отражения, дает возможность присвоить один индекс документам широкого, многоаспектного содержания. Среди систематизаторов сложилось условие: присваивать одному документу более трех индексов, иначе, как показывает практика, при поиске документов возникав избыточный информационный шум, неоправданно быстро растет объем ИПС. Остановимся на основных правилах систематизации.
Все отделы основных таблиц строятся по принципу «от общего к частному». Чем ниже уровень, на котором расположено классификационное деление, тем более конкретен, узок его объект. На верхних уровнях расположены общие для всего отдела объекты (темы, предметы), на нижних – более частные. Анализируя документ, необходимо не просто сформулировать отрасль знания, к которой относится содержание документа (общий вопрос), а конкретизировать его предмет, аспект рассмотрения и вести поиск индекса, соответствующего частному вопросу. Так, документы по физическим приборам, применяемым во многих отраслях физики, собираются под общим индексом «22.3с». Документы по приборам, используемым в отдельных отраслях физики относятся к соответствующим отраслям. Например, электронике и ионные микроскопы отражены в классификационном делении «22.338 Движение заряженных частиц в электрических и магнитных полях», а оптические приборы – в делении «22.34 Оптика» и т. д. Знание особенностей построения основных таблиц препятствует присвоению общего, в данном случае неверного индекса «22.3с» документу об оптических приборах, а методические указания подскажут правильный путь – к частному вопросу.
Правило № 2. Систематизация по аспекту рассмотрения предмета.
Данное правило вступает в силу в том случае, когда документ поспосвящен предмету, который относится к какой-либо области знания или практической деятельности, но рассматривается в аспекте другой области знания или практической деятельности. Например, в документе «Правовые вопросы аграрных реформ» мы имеем предмет, относящийся к экономике сельского хозяйства (аграрные реформы). Он рассматривается в аспекте отрасли права. Систематизаторы, плохо знающие правила систематизации, обычно принимают решение об использовании метода многократного отражения (65.32-1+67.407). Но его следует отнести только в один отдел, который раскрывает аспект рассмотрения предмета, а именно в тот, где аграрные реформы рассматриваются в правовом аспекте, т. е. с помощью классификационного деления «67.407 Земельное (аграрное) право. Горное право. Лесное право. Водное право».
Правило № 3. Систематизация по области применения объекта.
Данное правило вступает в силу, когда в документе рассматриваются вопросы использования положений, законов, методов какой-либо одной науки или практической деятельности в других науках или отраслях практики. Здесь вновь может возникнуть неправомерное желание использовать метод многократного отражения, поскольку в содержании присутствует как бы два предмета (например, «Законы акустики и их применение в строительстве»). Но правило № 3 тоже требует отражать документ только в одном отделе, а именно в том, в котором применяются «чужие» методы, законы, положения. То есть документ относится к области применения, и данная книга получит индекс раздела «Строительство». Книги о статистике соберутся в разделе «60.6 Статистика», но книги о применении статистических методов в экономике – под индексом «65.051 Экономическая статистика», о методике статистики населения – в делении «60.7 Демография».
Правило № 4. Систематизация по объекту, испытывающему влияния.
Документы, при систематизации которых следует использовать это правило также содержат два объекта. Первый объект – это принципы и правила какой-либо науки или отрасли практики. Второй объект – это другие науки или отрасли практики, на которые оказывает влияние первый объект. При систематизации с помощью
Книга о влиянии ледников на климат получит индекс «26.237.8 Климатология», а о влиянии климата на ледники – «26.222.8 Гляциология», где систематизируется литература о ледниках.
Правило № 5. Систематизация документов широкого содержания.
Правило распространяется на документы, в которых рассматривается три и более предмета или предмет освещается в трех или более аспектах. Такие документы отражаются в классификационном делении, содержание которого объединяет информацию обо всех предметах или аспектах. Здесь неприемлемы ни метод многократного отражения, ни правило систематизации по аспекту рассмотрения предмета.
Например, книга «Сад. Поле. Огород» получит не три частных индекса, а один обобщающий индекс «42 Специальное (частное) растениеводство».
studfiles.net
8.3. Общая методика систематизации
Систематизация – процесс присвоения документу классификационных индексов, позволяющих распределить документ или библиографическую запись на него по отделам или дальнейшим подразделениям документного фонда, систематического, электронного каталога, библиографического указателя, систематической картотеки и т. д.
Качество систематизации влияет на уровень организации документных фондов и ИПС, а значит, и на обслуживание пользователей. Вот почему так важно владеть методикой систематизации, а не просто умением обнаружить индекс.
Методика – совокупность принципов, методов и правил, применяющихся при систематизации. Она делится на общую и частную. Общая методика применяется при систематизации документов всех отраслей знания. Частная методика содержит правила систематизации в отдельных отраслях знания или циклах родственных наук и разрабатывается на основе общей методики. Принципы, методы и правила систематизации позволяют близким по содержанию, типам и назначению документам присвоить одинаковые индексы, исключить в отделах каталогов (картотек и т. п.) неоправданное дублирование библиографических записей.
8.3.1. Принципы систематизации
Систематизация документов основывается на ряде принципов, вытекающих из целей и задач классификационных систем.
Основным принципом является приоритет содержания документа над всеми другими его признаками: конструктивной формой, естественным языком, читательским назначением и т. п. Документ, прежде всего, получает индекс отраслевого отдела основных таблиц, а его второстепенные признаки отражаются с помощью вспомогательных типовых делений.
Исключение составляют художественная литература, универсальные энциклопедии, словари, библиографические пособия и другие документы, систематизация которых по содержанию объективно невозможна.
Для систематизации таких документов предусмотрены специальные отделы, к которым в ББК, например, относятся «84 Художественная литература (произведения)», «9 Литература универсального содержания» и другие. Необходимость таких отделов диктуется особенностями читательского спроса и ассортиментом печатной продукции.
Принцип объективности требует выявления основной сути документа, возможно более точного отражения его содержания и других признаков с помощью правильного классификационного решения.
Объективный анализ научной, научно-популярной книги невозможен без владения систематизатором знанием той отрасли, которой посвящен документ. В случае когда систематизатор испытывает трудности при определении индекса, он не имеет права отложить книгу в дальний ящик, а обязан обратиться к специалистам в данной области знания, консультантам, экспертам и довести процесс систематизации до конца.
Реализация этого принципа требует постоянного слежения за последними дополнениями и изменениями в классификационной системе, позволяющими своевременно актуализировать таблицы. Важна проработка методических рекомендаций, которые публикуются в специальных журналах. Это позволяет быть в курсе изменений в структуре отделов КС, в индексации и словесных формулировках. Систематизатору важно ориентироваться в современной научной терминологии разных областей знания, в составе и содержании современного книжного рынка. В этом ему помогают составители классификационной системы, которые периодически публикуют необходимую информацию о ее развитии.
Принципом последовательности руководствуются при принятии окончательного классификационного решения в процессе редактирования индексов. Выполнение этого принципа означает, что принятое однажды классификационное решение всегда применяется в идентичных случаях систематизации. Реализации данного принципа способствуют указания общей и частной методики систематизации, рабочие таблицы классификации, отражающие особенности структуры и степень детализации фонда и систематического каталога, наличие картотеки методических решений. Следование данному принципу устранит случаи систематизации одной и той же книги разными способами.
studfiles.net
Методы товароведения
Метод — способ познания, исследования явлений природы или общественной жизни, а также способ или прием действия, обеспечивающий достижение поставленной цели.
В товароведении применяются две группы методов: методы научного познания и методы практической товароведной деятельности. Классификация методов, применяемых в товароведении, показана на рис. 2. В данной теме рассматриваются только методы научного познания.

Рис. 2. Классификация методов, применяемых в товароведении
Методы научного познания направлены на исследование основного объекта товароведения — товара, его характеристик и изменений в процессе товародвижения. В эту группу входят эмпирические (экспериментальные) и аналитические методы научного познания.
Эмпирические или экспериментальные методы — методы познания, основанные на опыте или наблюдениях. Эти методы находят широкое применение в товароведении. Благодаря им стали возможны исследования химической, физической и биологической природы товаров.
В зависимости от используемых технических средств измерения и принципов естественных наук экспериментальные методы подразделяются: на измерительные — физические, физико-химические, химические, биологические; органолептические. Разновидностями физических, физико-химических и химических методов исследования являются хроматографические, спектрофотометрические, фотоколориметрические, реологические, рефрактометрические и др., которые используются для научных исследований характеристик товаров, а также для целей сертификационных испытаний.
Измерительный метод — метод определения значений показателей качества продукции, осуществляемый на основе технических средств измерений.
Органолептический метод — метод определения значений показателей качества с помощью органов чувств. В научной и практической товароведной оценке качества товаров этот метод, имеющий физиолого-психологические основы, получил самое широкое распространение.
Аналитические методы — методы научного познания, основанные на мысленном или фактическом разложении целого на составные части.
Изучение таких сложных и многочисленных объектов, как товары, невозможно без использования аналитических методов. Так, рассмотрение товара как совокупности отдельных характеристик (ассортиментной, качественной и количественной) базируется на аналитических методах. Они подразделяются на две подгруппы: методы управления научным познанием и методы систематизации.
К методам управления научным познанием относятся методы анализа, диагностики, прогнозирования, программирования и планирования.
Анализ товаров базируется на данных, полученных экспериментальными методами.
В результате применения аналитических методов становится возможным диагноз, или научное описание основных признаков, характеризующих изучаемые товары. Диагностика причин возникновения различных товарных потерь, распознавание признаков, определяющих ассортиментную принадлежность товаров, признаков количественных и качественных изменений товаров при хранении имеет существенное значение в товароведении.
Результаты диагностики могут использоваться для прогнозирования возможных изменений при формировании ассортимента товаров, требований к их качеству, товарных потерь, условий, сроков хранения и т.п.
Выводы, полученные на основании методов прогнозирования, позволяют осуществить программирование, т.е. определить последовательность действий специалистов по обеспечению надлежащих характеристик товара или рационального товародвижения. В результате применения указанных аналитических методов становится возможным дальнейшее планирование научного познания товаров.
Методы систематизации — методы упорядочения однородных, взаимосвязанных объектов по общим признакам путем расположения их в определенном порядке.
Методы систематизации находят самое широкое применение наряду с эмпирическими. Более того, многочисленные результаты экспериментов необходимо упорядочить, применяя соответствующие методы систематизации.
Основополагающие методы систематизации — идентификация, классификация, обобщение (группировки) и кодирование.
Идентификация — метод отождествления, установления совпадения одного объекта с другим. Идентификация товаров направлена на установление соответствия их характеристик требованиям, предъявляемым к ассортиментной принадлежности, качеству и количеству товаров нормативными, товарно-сопро-водительными документами или маркировкой.
Обобщение — группировка объектов по общим признакам. Метод применяется для выделения ассортиментных групп. Обобщению предшествует деление целого на отдельные его части, выявление тех частей, для которых характерны общие признаки, и их объединение в группы по общности признаков.
Классификация находит широкое применение в товароведении, так как огромное количество товаров, их свойств и показателей, условий и сроков хранения требует подразделения множества на подмножества по определенным признакам.
Кодирование — образование и присвоение кода классификационной группировке и/или объекту классификации.
tovaroveded.ru
Правила общей методики систематизации документов — Мегаобучалка
Методические рекомендации студентам-заочникам
По выполнению контрольной работы
Цель контрольной работы:помочь студентам освоить на практике правила общей и частной методики систематизации.
Литература для выполнения контрольной работы используется литература, рекомендуемая к курсу в целом.
Задание 1.Подберите примеры (по 2 документа) на каждое правило общей методики систематизации (документы, подобранные для одного правила должны относиться к разным отраслям знания). Руководствуясь правилами общей методики систематизации документов, укажите правильное классификационное решении и сформулируйте предметную рубрику.
| Правило общей методики систематизации | Библиографическое описание и справочная аннотация | Методика систематизации | Классифи- кационное решение (полный индекс) | Предметная рубрика |
| 1. Отнесение к отрасли | ||||
| 2. Предпочтение частного общему | ||||
| 3. Повторное отражение литературы | ||||
| 4. По аспекту рассмотрения | ||||
| 5. По области применения | ||||
| 6. По объекту влияния | ||||
| 7. Правило обобщающей рубрики | ||||
| 8. Книги, освещающие историю науки | ||||
| 9.Правило отражения персоналий | ||||
| 10.Правило отражение краеведческой литературы |
* Справочная аннотация составляется в том случае, если из библиографического описания документа не удается точно выяснить те характеристики документа, которые необходимы для принятия правильного классификационного решения.
Задание 2. Руководствуясь правилами общей и частной методики систематизации документов, укажите правильные классификационные решения (обоснуйте выбор методического решения) и сформулируйте предметные рубрики, используя предложенные примеры (каждому студенту выдается свой вариант примеров).
| Библиографическое описание документа | Правило общей или частной методики систематизации | Методика систематизации | Классификационное решение (полный индекс) | Предметная рубрика |
| 1. | ||||
| 2. | ||||
| 3. | ||||
| 4. |
Вариант 1.
1. «НЛО: мифы и реальность»
2. «Руководство по ремонту сельскохозяйственных тракторов»
3. «Биография Х.Колумба»
4. «Интернет: самоучитель»
5. «Декабристы в Сибири»
6. «Основы менеджмента: учебное пособие для вузов»
7. Шекспир В. «Ромео и Джульетта»
8. «Задачи по логике»
9. «Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний у детей 5-6 лет»
10.«Культурология: энциклопедия»
Вариант 2.
1. «Экологическое воспитание в школе»
2. «Французские математики XIX века»
3. «Строительство газопроводов в России»
4. «Радиоактивные элементы»
5. «Франция: путеводитель»
6. «Болезни жеребят»
7. «Социология семьи: учебник»
8. «В.В. Жириновский: о себе и обо всех»
9. «Жизнь В.-А. Моцарта»
10.«Рецепты народной медицины»
Вариант 3.
1. «Теория магнитного поля»
2. «Проблемы современной генетики»
3. «Оборудование машиностроительных заводов: справочник»
4. «Массовая культура: монография»
5. «Прекрасное и безобразное как категории эстетики: учебное пособие для вузов»
6. «Битва за Сталинград»
7. «Спутники Юпитера»
8. «Шейпинг: советы начинающим»
9. Белинский В.Г. «Критические статьи по русской литературе»
10.«Воспитание и дрессировка собак»
Вариант 4.
1. «Экологические катастрофы»
2. «Производство губной помады»
3. «Химические свойства полимеров»
4. «Все о близорукости»
5. «Культура Киевской Руси»
6. «Преподавание истории в средней школе»
7. «Бухгалтерский учет и отчетность»
8. «Исаак Левитан: альбом»
9. «Клубные учреждения России в 2009 году: обзор»
10.«Франция: путеводитель»
Вариант 5.
1. «Озеленение автомобильных дорог»
2. «Сопротивление материалов: учебник для вузов»
3. «Свойства мышьяка»
4. «Иммунитет человека»
5. «Философия культуры: учебник для вузов»
6. «Символика российского государства: герб, флаг, гимн»
7. «Организация систематического каталога в библиотеках»
8. «Русская батальная живопись»
9. «Комментарии к семейному кодексу»
10.«Информатизация российского общества»
Вариант 6.
1. «Воспроизводство природных ресурсов Канады»
2. «Алгебра: учебник для 6 класса средней школы»
3. «Традиционная китайская кухня»
4. А. Бородин: химик и композитор»
5. «Политические партии современной России»
6. «Художественные музеи Санкт-Петербурга»
7. Маринина А. «Я умер вчера» (роман)
8. «Русская православная церковь»
9. «Башкирский народный традиционный костюм»
10.«Применение фармакологических средств при лечении цирроза печени»
Вариант 7.
1. «Традиционная одежда украинцев»
2. «Лечебная гимнастика»
3. «Основы экономической теории: учебник»
4. «Знаки зодиака»
5. «Защита металлов от коррозии»
6. «Выращивание роз в условиях Урала»
7. «Как провести социологическое исследование»
8. «Самые знаменитые вулканы планеты»
9. «Тайны театрального грима: пособие для профессионалов»
10.«Лондон: путеводитель»
Вариант 8.
1. «Холодильник Бирюса: руководство по ремонту»
2. «Круговорот воды в природе»
3. «Социология культуры»
4. «Атомное ядро: строение и свойство»
5. «Феодальная раздробленность русских княжеств»
6. «Хоровой словарь»
7. «Философы Древней Греции»
8. «Балы пушкинской эпохи»
9. Пушкин А.С. «Избранные прозаические произведения»
10.«Болезни садовой земляники»
Вариант 9.
1. «Солнечные и лунные затмения»
2. «Космос и медицина: сборник статей»
3. «Молодежные политические организации современной России»
4. «Народное хозяйство России в 2002 году: статистический справочник»
5. «Способы и приемы обработки почвы»
6. «Грибы уральского леса: энциклопедия»
7. «Кукрыниксы: альбом»
8. «Новое в ББК: сборник статей»
9. «Менеджмент в учреждения социально-культурного сферы: учебник для вузов культуры и искусства»
10.«Античная философия: курс лекций»
Вариант 10.
1. «Разработка нефтяных месторождений»
2. «Периодическая система Д.И. Менделеева»
3. «Преподавание общественных наук в вузе»
4. «Описание болот Англии»
5. «Солнечные и лунные затмения»
6. «Восстание рабов под предводительством Спартака»
7. «Уголовный кодекс»
8. «Русские архитекторы барокко»
9. «Актуальные вопросы стоматологии»
10.«Языки программирования»
Вариант 11.
1. «МЧС России вчера и сегодня»
2. «Психология спорта»
3. «Народы Кавказа: справочник»
4. «Парки культуры и отдыха г. Перми»
5. «Бальные танцы пушкинской эпохи»
6. «Целые числа и дроби»
7. «Освещение улиц современного города»
8. «Ботанические сады Москвы»
9. «Нобелевские лауреаты 2004 года»
10.«Военно-полевая хирургия: учебник»
Вариант 12.
1. «История зоопарков России»
2. «Из истории российских наград XVII-н. ХХ в.в.»
3. «Тоталитарные секты»
4. «Эволюция русской народной сказки»
5. «Творчество Николая Баскова»
6. «Франция времен Великой французской революции»
7. «Оптические приборы: справочник»
8. Толстой Л.Н. «Война и мир»
9. «Технологии проведения выборных компаний в России»
10.«Инновационный менеджмент: учебник»
Вариант 13.
1. «Лучшие сыры германии»
2. «Пещеры Южной Америки»
3. «Благоустройство и озеленение городских дворов современных городов»
4. «Анархизм в России в начале ХХ века»
5. «Лучшие российские кинокомедии»
6. «Энциклопедия олимпийских игр»
7. «Величайшие битвы Великой Отечественной войны»
8. «Романы А.Н. Толстого»
9. «Дымковская игрушка: энциклопедия»
10.«Санатории и курорты Краснодарского края: справочник»
Вариант 14.
1. «История русской журналистики»
2. «М.С. Горбачев и перестройка»
3. «Пешеходный туризм»
4. «Ньюфаундленд: советы начинающим собаководам»
5. «Самые модные диеты»
6. «Производство ёлочных украшений»
7. «Энциклопедический словарь юного астронома»
8. «Частные охранные агентства в России»
9. «Руководство по производству мягкой мебели»
10.«Писатели русского зарубежья: словарь-справочник»
Вариант 15.
1. «Геометрия Лобачевского»
2. «Производство газет и журналов»
3. «Охота в Африке»
4. «Варфоломеевская ночь»
5. «Интерьер загородного дома»
6. «Писатели итальянского Возрождения: учебник»
7. «Русские православные праздники»
8. «Азбука делового общения»
9. «Экология мирового океана»
10.«Жизнь К.С. Станиславского»
Вариант 16.
1. «Производство чугуна и стали в России»
2. «Высшая математика: учебник для вузов»
3. «Этика бизнеса»
4. «Жизнь и творчество В.-А. Моцарта»
5. «Западники и славянофилы»
6. «Обучение детей в детских садах»
7. «Библиотеки средневековой Европы»
8. Дюма А. «Три мушкетера»
9. «Разведение кактусов в домашних условиях»
10.«Страхование здоровья российских граждан»
Вариант 17.
1. «Козы: разведение и уход »
2. «Англо-бурская война: по архивным материалам»
3. «Частное предпринимательство в России»
4. «Гендерный анализ российского общества»
5. «Боярская дума Древней Руси»
6. «Генетика человека: практикум для вузов»
7. «200 научных биографий: биографический словарь»
8. «Монастырские библиотеки средневековой Франции»
9. Бунин И. «Антоновские яблоки»
10.«Стильные прически: советы профессионала»
Вариант 18.
1. «Политические партии стран Европы: справочник»
2. «Серебряные монеты Российской империи. 1801-1917 г.г. : справочник»
3. «Вооруженные силы ООН»
4. «Торфяные месторождения Западной Сибири»
5. «Химический состав крови человека»
6. «Органы научно-технической информации: ученик»
7. «Филателистический словарь»
8. «Детская библиотека сегодня: сборник статей»
9. «Золотое кольцо России: путеводитель»
10.«Органы местного управления и самоуправления: сборник нормативно-методических материалов»
Задание 3.Подготовить словарь основных терминов по курсу с указанием источника толкования каждого термина:
Алфавит нотации
Алфавитно-предметный указатель (к систематическому каталогу)
Аналитико-синтетическая переработка
База индексации
Библиотечная обработка
Библиографическая обработка
Дескриптор
Дескрипторный информационно-поисковый язык
Заголовок предметной рубрики
Запрос информационный
Запрос пользователя библиотеки
Иерархическая классификационная структура
Индекс классификационный
Индекс комбинированный
Индекс простой
Индекс сложный
Индекс составной
Индексация
Индексация буквенная
Индексация однородная
Индексация смешанная
Индексация цифровая
Индексирование
Индексирование классификационное
Индексирование координатное
Индексирование предметное
Информационная классификационная система
Информационно-поисковый язык (ИПЯ)
Каталог библиотечный
Каталог предметный
Каталог систематический
Каталог электронный
Каталог генеральный
Каталог сводный
Каталог служебный
Каталог центральный
Каталогизация
Классификационная запись
Классификационная структура
Классификационное деление
Классификационный информационно-поисковый язык
Классификационный признак
Классификация десятичная
Классификация иерархическая
Классификация комбинированная
Классификация отраслевая
Классификация перечислительная
Классификация специализированная
Классификация универсальная
Классификация фасетная
Ключевое слово
Код класса
Код класса цифровой
Комплекс предметных рубрик
Комплекс предметных рубрик узкий
Комплекс предметных рубрик широкий
Лексическая единица информационно-поискового языка
Наименование классификационного деления
Нотация
Нотация буквенная
Нотация однородная
Нотация смешанная
Нотация цифровая
Описание класса
Определитель
Определитель общий
Определитель специальный
Поисковое предписание
Поисковый образ
Поисковый образ документа
Поисковый образ запроса
Потребность информационная
Предметизационная формула
Предметизационный информационно-поисковый язык
Предметизация
Предметная рубрика
Ведущее слово предметной рубрики
Подзаголовок предметной рубрики
Предметная рубрика адекватная
Предметная рубрика комбинированная
Предметная рубрика многочленная
Предметная рубрика обобщающая
Предметная рубрика простая
Предметная рубрика сложная
Систематизация (систематизация классификационная)
Таблица классификации основная
Таблица классификации вспомогательная
Таблица классификационная
Типовое деление
Типовое деление общее
Типовое деление специальное
Язык предметных рубрик
Язык ключевых слов
Для выполнения задания № 3 следует использовать:
· ГОСТ 7.73-96. Поиск и распространение информации. Термины и определение.
· ГОСТ 7.74-96. информационно-поисковые языки. Термины и определения.
· ГОСТ 7.76-96. Комплектование фонда документов. Библиографирование. Каталогизация. Термины и определение.
· ГОСТ 7.0-99. Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения.
Вопросы к экзамену по курсу для студентов
Заочного отделения
1. Индексирование как составная часть АСПИ: определение, требования, виды.
2. Информационно-поисковый язык: определение, назначение, требования, виды.
3. Структура ИПЯ. Виды отношений, возникающие в ИПЯ.
4. Классификационные ИПЯ: понятие, виды, структура.
5. Характеристика ИПЯ предкоординатного типа.
6. Систематизация как разновидность индексирования документов: сущность, цели, методика.
7. Теоретические основы классификации документов. Типы библиотечно-библиографических классификаций по структуре.
8. Мировые библиотечно-библиографические классификации, используемые до последней трети XIX века: этапы становления, направления развития.
9. Развитие классификационных систем документов в России (до середины XX в.).
10. Библиотечно-библиографические классификации последней трети XIX века: «Десятичная классификация» М.Дьюи и «Растяжимая классификация» Ч. Кеттера.
11. Крупнейшие библиотечно-библиографические классификации ХХ века (в России и за рубежом).
12. УДК: история создания, основы построения, развитие, распространение. УДК в России.
13. Отечественная ББК: история создания, теоретические основы построения, современное состояние.
14. Варианты таблиц ББК. Направления совершенствования таблиц ББК, перспективы развития.
15. Структура ББК. Характеристика основных частей ББК.
16. УДК и ББК: сравнительный анализ.
17. Общая методика систематизации документов по ББК.
18. Особенности методики систематизации документов естественным наукам.
19. Особенности методики систематизации документов по технике и техническим наукам.
20. Особенности методики систематизации документов сельскохозяйственной тематики.
21. Особенности методики систематизации документов по медицине.
22. Особенности методики систематизации документов по истории и историческим наукам.
23. Особенности методики систематизации документов по экономике и экономическим наукам.
24. Особенности методики систематизации документов по социологии, демографии, статистике и политике.
25. Особенности методики систематизации документов по праву, юридическим наукам и военному делу.
26. Особенности методики систематизации документов 7 отдела ББК, кроме педагогики.
27. Особенности методики систематизации документов по педагогике.
28. Особенности методики систематизации документов по языкознанию.
29. Особенности методики систематизации документов по литературоведению и художественной литературе.
30. Особенности методики систематизации документов по искусству.
31. Особенности методики систематизации документов по религии, философии, философским наукам, психологии.
32. Особенности методики систематизации документов универсального содержания.
33. Систематический каталог: общая характеристика.
34. Методика организации систематического каталога.
35. Предметизация документов как составная часть АСПИ: сущность, цели, применения. Требования, предъявляемые к предметизации.
36. Общая методика предметизации документов.
37. Предметная рубрика: определение, функции, виды, структура. Язык предметных рубрик. Инверсия.
38. Предметный каталог: общая характеристика, методика организации.
39. Координатное индексирование документов как составная часть АСПИ: сущность, цели, применения. Требования, предъявляемые к координатному индексированию.
40. Электронный каталог: общая характеристика, методика организации.
1.9. Рекомендуемая литература по курсу
Нормативные документы:
1. ГОСТ 7.0-99. Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения // Стандарты по библиотечно-информационной деятел0ьности / сост.: Т. В. Захарчук, О. М. Зусьман. – Санкт-Петербург, 2003. – С. 11–38.
2. ГОСТ 7.59-2003. Индексирование документов. Общие требования к систематизации и предметизации // Школа индексирования : практ. пособие / Э. Р. Сукиасян. – Москва, 2005. – С. 105–112. – (Библиотекарь и время. XXI век ; вып. 39).
3. ГОСТ 7.66-92. Индексирование документов. Общие требования к координатному индексированию // Школа индексирования : практ. пособие / Э. Р. Сукиасян. – Москва, 2005. – С. 113–123. – (Библиотекарь и время. XXI век ; вып. 39).
4. ГОСТ 7.74-96. Информационно-поисковые языки. Термины и определение // Стандарты по библиотечному делу : сборник / сост.: Т. В. Захарчук [и др.]. – Санкт-Петербург., 2000. – С. 376–410.
5. ГОСТ 7.76-96. Комплектование фонда документов. Библиографирование. Каталогизация. Термины и определение // Стандарты по библиотечному делу : сборник / сост.: Т. В. Захарчук [и др.]. – Санкт-Петербург, 2000. – С. 411–462.
* * *
6. Библиотечно-библиографическая классификация : рабочие табл. для мас. б-к. – Москва : Либерея, 1997. – 688 с.
7. Библиотечно-библиографическая классификация: Средние таблицы : практ. пособие / Рос. гос. б-ка, Рос. нац. б-ка, Б-ка Акад. наук. – Москва : Либерея, 2001 – 2007. – Вып. 1–3.
8. Библиотечно-библиографическая классификация: Средние таблицы : практ. пособие. Доп. вып. Таблицы типовых делений общего применения / Рос. гос. б-ка, Рос. нац. б-ка, Б-ка акад. наук. – Москва : Либерея, 2003. – 256 с.
9. Библиотечно-библиографическая классификация. Средние таблицы : практ. пособие. Вып. 4. : 7 Ч. Культура. Наука. Просвещение / [Н. Е. Васильева и др. ; ред. Н. Е. Васильева, Н. Н. Голоднова ; гл. ред. ББК Э. Р. Сукиасян]. – Москва : Пашков дом, 2011. – 330, [4] c. – Алф.-предм. указ.: с. 217-330.
10. Российские правила каталогизации = Russian cataloguing rules / [Н. Н.Каспарова и др.] ; Рос. библ. ассоц., Межрегион. комитет по каталогизации ; Рос. гос. б-ка. – 2-е изд., испр. – Москва : Пашков дом : РГБ, 2008. – 660, [1] с.
Основная
11. Захарчук, Т. В. Аналитико-синтетическая переработка информации : учебно-практ. пособие / Т. В. Захарчук, И. П. Кузнецова. – Санкт-Петербург : Профессия, 2011.
12. Справочник библиографа / науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – 3-е изд., испр. и доп. – Санкт-Петербург : Профессия, 2006. – 592 с. – (Библиотека).
13. Сукиасян, Э. Р. Новые таблицы Библиотечно-библиографической классификации: организация и технология использования : метод. рекомендации / Э. Р. Сукиасян ; РГБ. – Москва : Либерия-Бибинформ, 2005. – 96 с.
Дополнительная
14. Зупарова, Л. Б. Аналитико-синтетическая переработка информации : учебник / Л. Б. Зупарова, Т. А. Зайцева. – Москва : ФАИР, 2007. – 400 с. – (Специализированный издательский проект для библиотек).
15. Серебрянникова, Т. О. Предметизация документов : учебно-практ. пособие / Т. О. Серебрянникова. – Санкт-Петербург : Профессия, 2012. – 128 с. – (Библиотека).
16. Сукиасян, Э. Р. Каталогизация и классификация. Электронные каталоги и автоматизированные библиотечные системы : избр. ст. / Э. Р. Сукиасян. – Санкт-Петербург : Профессия, 2010. – 535 с. – (Библиотека). – Указ. имен.: с. 527-532
17. Сукиасян, Э. Р. Новые таблицы Библиотечно-библиографической классификации: Организация и технология использования : метод. рекомендации / Э. Р. Сукиасян ; Рос. гос. б-ка, Науч.-исслед. центр развития ББК. – Москва : Либерия, 2003. – 95 с.
18. Сукиасян, Э. Р. Школа индексирования : практ. пособие / Э. Р. Сукиасян. – Москва : Либерея-Бибинформ, 2005. – 144 с. – (Библиотекарь и время. XXI век ; вып. 39).
19. Функциональные требования к библиографическим записям : окончательный отчёт / Рос. библ. ассоциация ; Рос. гос. б-ка; [пер. с англ. В. В. Арефьев ; науч. ред.: Т. А. Бахтурина, Н. Н. Каспарова, Н. Ю. Кулыгина]. – Москва : Пашков дом, 2008. – 166 с.
Приложение 1
Правила общей методики систематизации документов
megaobuchalka.ru
| Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника | ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 11Следующая ⇒ Классификация – метод разделения множества изучаемых объектов на подмножества на основе строго зафиксированных сходств и различий. Классификация – способ организации эмпирического массива информации. Цель классификации – определение места в системе любого объекта, а тем самым установление наличия некоторых связей между объектами. Субъект, владеющий критерием классификации, получает возможность ориентироваться в многообразии понятий или (и) объектов. Классификация всегда отражает имеющийся на данный момент времени уровень знания, суммирует его. С другой стороны, классификация позволяет обнаруживать пробелы в существующем знании, служить основанием для диагностических и прогностических процедур. В так называемой описательной науке она выступала итогом (целью) познания (систематика в биологии, попытки по разным основаниям классифицировать науки и т.д.), а дальнейшее развитие представлялось как ее усовершенствование или предложение новой классификации. Различают естественные и искусственные классификации в зависимости от существенности признака, который кладется в ее основу. Естественные классификации предполагают нахождение значимого критерия различения; искусственные могут быть в принципе построены на основании любого признака. Вариантом искусcтвенных классификаций являются различные вспомогательные классификации типа алфавитных указателей и т.д. Кроме того, различают теоретические (в частности, генетические) и эмпирические классификации (в рамках последней во многом проблемным является установление критерия классификации). Типологизация – метод разделения некоторой изучаемой совокупности объектов на обладающие определенными свойствами упорядоченные и систематизированные группы с помощью идеализированной модели или типа (идеального или конструктивного). В основе типологизации лежит понятие о нечетких множествах, т.е. множествах, не имеющих четких границ, когда переход от принадлежности элементов множеству к непринадлежности их множеству происходит постепенно, не резко, т.е. элементы некоторой предметной области относятся к ней лишь с известной степенью принадлежности. Типологизация проводится по выбранному и концептуально обоснованному критерию (критериям), или по эмпирически обнаруженному и теоретически интерпретированному основанию (основаниям), что позволяет различать соответственно теоретические и эмпирические типологизации. Предполагается, что различия между формирующими тип единицами в интересующем исследователя отношении носят случайный характер (обусловлены не поддающимися учету факторами) и незначительны по сравнению с аналогичными различиями между объектами, относимыми к разным типам. Результатом типологизации выступает обоснованная внутри ее типология. Последняя может рассматриваться в ряде наук как форма представления знания, или как предшествующая построению теории какой-либо предметной области, или как завершающая при невозможности (или неготовности научного сообщества) сформулировать адекватную области изучения теорию. Связь и различие классификации и типологизации: Классификация предполагает нахождение четкого места каждому элементу (объекту) в группе (классе) или ряде (последовательности), при четком проведении границ между классами или рядами (один отдельно взятый элемент не может одновременно принадлежать разным классам (рядам), или не входить в какой-либо из них вовсе). К тому же считается, что критерий классификации может быть случайным, а критерий типологизации всегда сущностный. Типология выделяет гомогенные множества, каждое из которых есть модификация одного и того же качества (существенного, «коренного» признака, точнее «идеи» этого множества). Естественно, что в отличие от признака классификации «идея» типологизации далеко не является наглядной, внешне проявляемой и обнаруживаемой. Классификация слабее, чем типология, связана с содержанием. В то же время некоторые классификации, особенно эмпирические, могут быть истолкованы как предварительные (первичные) типологизации, или как переходная процедура упорядочивания элементов (объектов) на пути к типологизации. |
mykonspekts.ru
МОДЕЛЬ СИСТЕМАТИЗАЦИИ МЕТОДОВ КРИТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ АРХИТЕКТУРНОГО ОБЪЕКТА
Кислых Т.А.
В настоящее время теория архитектуры накопила достаточное количество методов исследования архитектурного объекта. Методы играют основополагающую роль в критическом анализе архитектурного объекта, то есть помогают структурно представить изучаемый материал и оптимизировать процесс достижения целей. Но применение методов ограничивается тем, что большинство из них не известно начинающему критику. Поэтому одной из главных проблем использования методов исследования является момент их интуитивного выбора.
При анализе критических статьей магистрантов кафедры ТА и ПК были выявлены методы, при помощи которых исследовались архитектурные объекты. В применяемых начинающими критиками методах можно выделить две основные группы (рис.1).
К первой группе относятся методы, которые носят общий, универсальный, характер; применение их возможно не только к архитектурному объекту, но и к другим, отвлеченным от архитектуры, структурам. Это семиотический, познавательный, психологический, сравнительный, историко-культурный, социальный и экономический методы исследования.
Ко второй группе относятся профессиональные методы исследования, характерные только для архитектурной науки, а именно: планировочный, градостроительный, стилистический, композиционный, морфологический, функциональный, образный, концептуальный. В свою очередь, методы, относящиеся к первой группе, используются в два раза реже, тогда как профессиональные методы исследования составляют базу исследования проблем архитектурных объектов.
При анализе критических статей было подтверждено существование проблемы недостаточного использования методов исследования архитектурного объекта. При всем многообразии методов, возможных при изучении архитектурного объекта, во внимание берется только их небольшая часть. Методы исследования, которые сейчас применяются при анализе архитектурного объекта, естественно, отражают ценности, мировоззренческие позиции, технические достижения той или иной временной эпохи или периода. Но на данный момент каких-либо рекомендаций по выбору моделей критического исследования архитектурного объекта и наиболее удачной их систематизации и использования нет.
Ускоряющиеся темпы развития научных дисциплин, связанных с архитектурой, превращают теоретическую базу критического исследования в хаотичное образование, сложное для восприятия и ориентации; кроме того, расширяется диапазон применяемых методов, и, соответственно, возрастают требования к полноте исследования архитектурного объекта. Поэтому в настоящее время для теории архитектурной критики актуально собрать воедино существующие методы исследования архитектуры, систематизировать, упорядочить и представить их в единой упорядоченной модели, которая даст возможность использовать методы исследования архитектурного объекта в оптимальном варианте.
В связи с тем, что архитектурный объект представляет собой сложную систему, находящуюся в постоянной динамике, он заключает в себе большое количество исходной разнообразной информации и характеризуется стремлением к самоорганизации и саморазвитию. Исходя из этого, был сформулирован ряд требований к модели, а именно она должна:
— соответствовать сложно организованной структуре архитектурного объекта;
— отвечать принципам систематизации существующих методов и обеспечить определение каждого метода на предназначенное ему место, соответственно характеристикам;
— отвечать принципу свободного выбора критиками методов при проведении исследования;
— должна иметь перспективную структуру для включения новых методов исследования архитектурного объекта.
Учитывая выдвинутые требования, модель систематизации представляет собой структуру, позволяющую соединяет четыре компонента (поля):
— поле архитектурного объекта;
— поле деятельности архитектурной критики;
— поле действия архитектурной науки;
— поле интернауки.
Поле архитектурного объекта, помимо внешней визуальной сущности, имеет не менее значимую скрытую структуру своей внутренней организации. Поэтому организация поля архитектурного объекта отталкивается от принципов его формообразования. На основе теории Ю.А. Сомова выделяется материальный, художественный и коммуникативно-средовой уровни формообразования архитектурного объекта [1]. Каждому уровню соответствуют свои системы, в которых выделяются также составляющие их компоненты. Таким образом, можно констатировать существенные свойства архитектурного объекта на художественном, материальном и коммуникативно-средовом уровне организации, формирующие данный архитектурный объект.
Поле архитектурной критики формирует методы, существующие в методологическом арсенале архитектуры и критики, которые используются на разных уровнях архитектурного объекта, а именно: материальном, влияющем на формообразование; организации архитектурного пространства; композиционно-художественных характеристик формообразования объекта; восприятия.
Поле теории архитектуры представляет собой совокупность методов исследования объекта, которые формируются в теории, но еще не дошли до применения в архитектурной критике. Таким образом, собираются и обобщаются методы и методики, возможные к применению для анализа архитектурных объектов. Из всего разнообразия литературы по этим вопросам используются источники, касающиеся непосредственно теории архитектуры, и всевозможные труды, относящиеся к сфере междисциплинарных исследований, связанных каким-либо образом с архитектурным объектом. Часть методов является развитием или модификацией уже существующих, широко применяемых в исследованиях архитектурного объекта, другая является оригинальными разработками.
Поле интернауки формируется на основе междисциплинарных методов исследования объекта. Из всего разнообразия областей интернауки, смежных с архитектурой, при анализе архитектурного объекта было выбрано три: художественно-эстетическая область, естественнонаучная (материальная) и область общественных знаний. Протяженность этого поля неограничена.
Взаимодействие этих полей представлено в модели, разработанной на основе схем А.Э.Коротковского [2] (рис.2).
Выделенные области интернауки: художественно-эстетическая область, естественнонаучная (материальная) и область общественных знаний – определяют базу, на основе которой формируются методы исследования. Они имеют широкое применение в различных областях знания и представлены не в системной форме. Пересечение трех областей знаний образует поле архитектурной теории. Методы, находящиеся в поле действия теории архитектуры, являются теоретическими разработками ученых и уже, возможно, могут применяться к анализу архитектурного объекта. В поле теории архитектуры они классифицируются по областям знания и, попадая в поле архитектурной критики, систематизируются на основе трех уровней формообразования с его системами и, как следствие, целиком применяются в поле архитектурного объекта. Данная система дает полю архитектурного объекта разнообразные методы. Тем самым принцип систематизации методов образует три основные группы уровней: уровень художественных качеств, уровень материальных качеств и уровень коммуникативно-средовых качеств.
Таким образом, выделяя ряд составляющих компонентов (полей) архитектурного объекта, необходимо представить их в единой упорядоченной модели на основе систематизации материала.
Систематизация обладает способностью находить новые факты, несмотря на степень изученности какого-либо явления или объекта. Проводя полученные данные некоторой области знаний через архитектурный объект, можно либо получить иные их значения, скрытые ранее способы применения, либо по-другому откроются связи между ними, изменив свое качество. Таким образом, систематизация позволит иначе взглянуть на проблему развития научного критического исследования, то есть даст возможность четко и правильно сформулировать его задачи, оценить условия, определить известные и неизвестные, сформировать структуру исследования архитектурного объекта. Данная информация будет полезна при изучении архитектурного произведения. Благодаря её использованию возможен объективный подход к выбору той или иной методики исследования архитектурного объекта. Систематизация методов критического исследования архитектурного объекта предназначена для широкого применения в критической деятельности архитектора.
Создание модели систематизации методов исследования архитектурного объекта, возникновение которой вполне обосновано при развитии данной науки, может стать основой нового направления его исследований. Модель является отправной точкой всех последующих научных исканий в изучаемой проблеме.
Собранные воедино методы исследования архитектурного объекта позволят объективно получить на их основании определенные выводы.
На основе модели систематизации разрабатывается принцип применения методов критического исследования архитектурного объекта. У критиков появляется возможность самостоятельно составлять структуру (модель) исследования, оперируя достаточно обширным количеством методов. Стоит отметить, что возникает ряд проблем, связанных с применением структуры (модели). Исследование какого-либо объекта или явления в должном направлении может быть затруднено в связи с отсутствием необходимого метода исследования либо с тем, что он (метод) находится на стадии разработки.
На основе вышесказанного можно заключить, что концентрация конкретных знаний об архитектурном объекте выражается в бесконечных сочетаниях элементов, структур, позиций, его составляющих. Другими словами, научная критика находится на стадии накопления методов. Наша цель – осмыслить методы и привести их к упорядоченной развивающейся структуре. Созданная модель систематизации методов позволяет комплексно провести исследование архитектурного объекта.
Литература
-
Раппопорт А. Г. Сомов Г.Ю. Форма в архитектуре: Проблемы теории и методологии [Текст] /ВНИИ теории архитектуры и градостроительства. – М.: Стройиздат, 1990. – 344 с.: ил.
-
Коротковский А.Э. Методологические основы системной теории архитектуры [Текст] / А.Э.Коротковский. – М.: МАРХИ, 1987
Кислых Татьяна Анатольевна,
магистрант УралГАХА
Научный руководитель:
кандидат архитектуры,
профессор Шипицына О. А.
book.uraic.ru
Общая методика систематизации
Обратная связь
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение
Как определить диапазон голоса — ваш вокал
Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими
Целительная привычка
Как самому избавиться от обидчивости
Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам
Тренинг уверенности в себе
Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»
Натюрморт и его изобразительные возможности
Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.
Как научиться брать на себя ответственность
Зачем нужны границы в отношениях с детьми?
Световозвращающие элементы на детской одежде
Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия
Как слышать голос Бога
Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)
Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.
Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.
Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.
Систематизация и предметизация
Документов
в библиотеке общеобразовательного
учреждения
Систематизация документа – это определение классификационного индекса произведения печати или другого документа (слайды, диапозитивы, видео, диски, CD-ROM и т.д.)
Гост 7.59-90 Индексирование документов. Общие требования к систематизации и предметизации
С введением в библиотеках ОУ электронного каталога к вопросу систематизации предъявляются особые требования.
Определяется более точный адрес документа, максимальное количество ключевых слов, выделение предметных рубрик.
Все это делается для оперативного и многоаспектного удовлетворения информационного запроса пользователя.
Основные принципы систематизации: научность, единообразие, информативность классификационных решений. В библиотеках ОУ систематизация документов производится по таблицам: Библиотечно-библиографическая классификация: таблицы для детских и школьных библиотек−3-е изд., исп. и доп. — М.: Либерия, 1998.
Объектом систематизации может быть отдельное произведение печати (издание) или другой документ, его составная часть (статья, глава и т.д.). Неопубликованные материалы (рефераты, доклады и т.д.), аудиовизуальные документы, электронные издания.
Задача систематизации— с необходимой полнотой представить содержание документа в виде классификационных индексов, предметных рубрик, набора ключевых слов в целях создания и использования электронного и систематических каталогов, организации ресурсных фондов.
Выполняется систематизация по рабочим таблицам классификации, которые отражают особенности структуры и степень детализации конкретного систематического каталога и систематической расстановки определенных фондов. Рабочие таблицы создаются в результате уточнения типографского издания таблиц ББК: устанавливается, какие деления будут использоваться в электронном, систематическом каталоге, а какие будут применяться для систематической расстановки документов на полке. Буква К определяет каталожные индексы, буква П — полочные.
На основе принятого классификационного решения по рабочим таблицам, используя алфавитно-предметный указатель к систематическому каталогу, разыскиваются соответствующие деления, определяется полный индекс. А на его основе полочный (шифр книги) и каталожный индексы.
Полный индекс показывает, в каком отделе (или отделах) систематического (электронного) каталога эта книга отражена. Он включает индексы всех подразделений каталога, в которых должна быть отражена книга. Все эти индексы соединяются знаком + (плюс), причем на первом месте указывается индекс отдела, в котором находится документ на полке, а потом остальные. По полному индексу можно найти все карточки на данный документ в систематическом каталоге, что необходимо, при исключении карточек из каталога в случае списания документа.
Полный индекс размещают в правом нижнем углу, 3 строка снизу, каждой карточки каталога. В отдел каталога, соответствующий первому индексу, помещается основная карточка, в остальные отделы — дополнительные карточки.
Полнота библиографического описания документов на основной и дополнительной карточках одинакова, различаются они только индексами.
Полочный индекс — это индекс хранения документа на полке.
Вместе с авторским знаком (Хавкина Л.Б. Таблица авторских знаков — любое изд.) этот индекс служит шифром документа.
Шифр документа проставляется на титульном листе, на обложке, на книжном формуляре и в левом верхнем углу всех каталожных карточек, для всех каталогов.
В левом нижнем углу каждой карточки (основной и дополнительных) указывается каталожный индекс. Согласно которого данная карточка включается в соответствующий отдел каталога.
В отличие от полочного индекса, который остается неизменным на всех карточках на данный документ, каталожный индекс на дополнительных карточках будет разным.
Каталожный индекс совпадает с полным индексом, если произведение печати отражается в одном отделе систематического каталога.
Примеры карточек:
Основная карточка
74.200.58 Кудрявцева, Е.
К88 Конкурсы будущих призывников/ Е. Кудрявцева, Е. Глазнева − М.: Школа Пресс, 2004− 45 с., ил.
74.200.58+ 85.7+68
Добавочная карточка №1
74.200.58 Кудрявцева, Е.
К88 Конкурсы будущих призывников/ Е. Кудрявцева, Е. Глазнева − М.: Школа Пресс, 2004− 45 с., ил.
85.7__
Добавочная карточка №2
74.200.58 Кудрявцева, Е. К88 Конкурсы будущих призывников/ Е. Кудрявцева, Е. Глазнева − М.: Школа Пресс, 2004− 45 с., ил
.
При компьютерной обработке изданий на карточке проставляется полный и полочный индексы, каталожные индексы проставляются дополнительно.
Специфической особенностью детских и школьных библиотек является принцип дифференцированного обслуживания различных возрастных групп читателей.
Поэтому весь фонд библиотеки ОУ делится на несколько частей или фондов.
1. литература для возрастной группы 7 лет;
2. литература для возрастной группы 8-9 лет;
3. литература для возрастной группы 10-15 лет;
4. литература для возрастной группы 15-17 лет;
5. литература для педагогов, руководителей детским чтением, родителей
6. Фонд аудио (видео) изданий, фонд электронных изданий.
(Вопросы организации фонда основного книгохранилища, дублетных фондов здесь не затрагиваются)
Организация и систематизация каждого из этих фондов имеет свою специфику, определяющуюся характером литературы и возрастными особенностями детей, поэтому на книжных полках каждый фонд расставляется отдельно.
Также рекомендуется вести отдельные систематические каталоги для учащихся и педагогов — Система каталогов и картотек в библиотеке ОУ: метод рек. – Красноярск, ИПК РО, 2003
Чтобы облегчить библиотекарю использование нескольких фондов во время работы, а также расстановку книг, каждый фонд получает условное обозначение.
1.Литература для возрастной группы 7лет не систематизируются и расставляются на полках в общем алфавите; выделяются отдельные темы: «О родине», «В мире животных», «Учимся читать и писать» и т.д. Книги этого фонда получают условное обозначение «Д», которое проставляется над авторским знаком:
Д
М30 Маршак С.Я.
Азбука в стихах и картинках
2.Литература для возрастной группы 8-9 лет систематизируется и расставляется на полках по сокращенному варианту таблиц с упрощенными формулировками. Для выделения этой группы литературы перед шифром ставится обозначение «Мл»:
Мл 85
С 30 Семенов О.С.
Иван Билибин: Рассказ о художнике
3.Литература для возрастной группы 10-15лет составляет основную часть фонда библиотеки ОУ, она систематизируется и расставляется на полках по основным таблицам ББК, с указанием возраста «Ст».
4.Литература для возрастной группы 15-17лет собирается только в библиотеках ОУ, систематизируется и расставляется на полках по основным таблицам без указания возрастной группы
5. Литература для педагогов, руководителей детским чтением, родителей систематизируется по таблицам ББК, приложение №3 «Структура систематического каталога научно-методической и педагогической литературы для учителей в школьных библиотеках»
6.Фонд аудио(видео) изданий, фонд электронных изданий систематизируются и расставляются на полках по необходимым для них разделам основных таблиц ББК, совместно для всех возрастных групп.
Общая методика систематизации
1.Определяющим моментом при систематизации является содержание книги.
Признаки, не связанные непосредственно с содержанием, выступают, как правило, в качестве вторичных. Например, «Теория вероятностей для астрономов и физиков» должна быть отражена в отделе математики под индексом «22.17 Теория вероятностей. Математическая статистика», а не в отделе астрономии; «Театральная энциклопедия»− под индексом 85.33, а не 92.
Основным принципом систематизацииявляетсяпредпочтение частного, конкретного вопроса общему. Например, литература о химическом составе отдельных природных объектов − земной коры, воды, воздуха, почвы, живых организмов относится к этим объектам, а не к химическим наукам. Химический состав земной коры—26.21, а не 24; воды, воздуха —26.23; почвы—40; и т.д.
Принципнаучной объективности требует раскрытия документа с наибольшей полнотой его содержания
2.Повторное отражение документов в каталогах (электронный, систематический) применяется для многостороннего раскрытия содержания документа, где рассматриваются два или несколько вопросов, предметов.Вэтом случае при определении основного индекса учитывается, чему в книге уделено больше внимания. Если нет оснований отдать предпочтение тому или иному вопросу, то документу присваивается индекс предмета, отраженного первым в классификационном ряду, и дополнительный индекс, соответствующий второму предмету.
3. Систематизация документов по аспекту рассмотрения предмета, о соотношениях и взаимосвязях предмета:
а) Документ о предмете, который, относится, к какой либо области знания или отрасли практической деятельности, но рассматривается в аспекте другой области знания или практической деятельности, относится к той науке, с точки зрения, которой рассматривается предмет. Например, «Психолого-педагогические основы обучения математики» получит индекс 74.262.21 Методика преподавания математики, дополнительный индекс 88 Психология.
б). Документ об использовании положений, законов и методов, какой – либо науки или отрасли практической деятельности в других науках или отраслях практики относятся к областям применения. Так, например, документы по акустике собираются в соответствующем подразделении раздела « 22.3 Физика», но литература по музыкальной акустике относится к музыке «85.31», по электроакустике – к радиоэлектронике «32.97»
в) Документы общего характера о практическом применении данной науки во многих или нескольких отраслях собираются в общей части раздела соответствующей науки. Так, к разделу «26.1 Геодезические науки. Картография» относятся литература общего характера о прикладной геодезии в целом. Но документы о геодезических работах при мелиорации, в строительстве и т. д. относятся к соответствующим подразделениям классификации «40 Естественные и технические основы сельского хозяйства», «38 Строительство»
г) Науки, являющиеся переходными, промежуточными, отнесены к тем отраслям, из потребности которых они возникли. Так, астрофизика относится к «22.6 Астрономия», биофизика к биологии «28».
д)Документы, где речь идет о влиянии, воздействии принципов и правил, какой- либо науки или отрасли практики на другие науки или отрасли практики относятся к областям, испытывающим влияние, воздействие. Например, если в документе о ледниках и климате рассматривается влияние климата на ледники, то документ получит индекс 26.222.8, где собирается информация о ледниках.
4. Документы, в которых рассматриваются три или более предмета или предмет освещается в трех и более аспектах, относятся к обобщающемуся делению. Например, в документе рассматриваются одновременно вопросы садоводства, огородничества, полеводства, относятся к обобщающемуся делению «42 Специальное (частное) растениеводство»
Документы, освещающие вопросы не получившие основного места в таблицах ББК и рассматриваемые многосторонне, в разрезе ряда дисциплин, относятся, как правило, к отделам, в которых представлены теоретические науки, или к отделам, где данные вопросы освещаются с точки зрения их использования.
Например, в документе полезные ископаемые характеризуются с позиций различных отраслей знания и практической деятельности, систематизируются в разделе естественных наук 26.34,а не в разделе прикладных наук 33, где представлены вопросы их добычи, переработки и использования.
Документы, в которых изложение специальной научной дисциплины сочетается с изложением более общей дисциплины, относится к специальной частной дисциплине.
Так книга «Ботаника с основами общей биологии» должна быть отражена в разделе ботаники 28.5.
Многотомные издания систематизируются по общему содержанию, а отдельные тома, имеющие характерные заглавия, на которые составлены дополнительные карточки, повторно отражаются в соответствии с их содержанием.
Например, Современное естествознание: Энциклопедия в 10 т. – ББК.20 Естественные науки в целом.
Т.1 Физическая химия – индекс 20+ 24.5 Физическая химия. Химическая физика
Т.2 Математика. Механика. – индекс 20+ 22.1 Математика + 22.2 Механика.
5. Документы, освещающие историю науки (отрасли, предмета) в целом или нескольких отраслей наук собираются под индексом 72.3 История науки
6.Документы по истории отдельных отраслей науки или практической деятельности относятся к соответствующим разделам классификации
7.Документыо жизни и деятельности ученых, писателях, художников, государственных и общественных деятелях и т. д. относятся относиться к соответствующим отраслевым отделам классификации.
8. Документы по краеведению (Красноярский край) систематизируются в соответствующих делениях классификации, согласно содержанию документа, с применением типового деления. (253.8 Восточная Сибирь), или перед индексом классификации ставить буку «К»
Предметизация документов
Создавая электронный каталог, библиотека ОУ должна ставить перед собой следующие задачи:
· Обмен библиографическими базами данных с другими библиотеками;
· Создание собственных информационных продуктов и использование продуктов, заимствованных в компьютерных сетях.
Первый этап работы над электронным каталогом—создание записей, храненияи поиска библиографических данных.
Для поиска данных в электронном каталоге одного индекса ББК недостаточно. Здесь важную роль играют предметные, географические, хронологические рубрики и ключевые слова.
Под предметизацией понимают интеллектуальный анализ содержательных и формальных признаков документа с целью его свертывания и отражения в поисковой системе.
Объектом предметизации является отдельный документ, его составная часть или совокупность документов.
Процесс предметизации состоит из нескольких операций:
· Отбор документов, библиографические записи которых будут включены в предметную рубрику.
· Анализ содержания и формы документа с целью определения предмета.
· Выбор смысловых компонентов (терминов) формулировка из них рубрик.
· Стандартизация формулировки рубрик с помощью словарей предметных рубрик (или других пособий, например, тезаурусов).
· Редактирование рубрик, т.е. проверка их соответствия правилам предметизации и нормативным документам.
· Ввод рубрик в базу данных.
Качество предметизации зависит от точности отражения содержания документов с помощью языкапредметных рубрик(ЯПР).
Языкпредметных рубрик–это искусственный информационно-поисковый язык, созданный на основе естественного языка, отвечающий требованиям однозначности. Структурной единицей ЯПР являются предметные рубрики (простые и сложные), предназначенные для описания содержательных и формальных признаков документов
При создании предметных рубрик необходимо выполнить ряд приемов:
1. В формулировке предметной рубрики употребляются все части речи, кроме глаголов, местоимений и наречий. Так предметной рубрикой может служить имя существительное, например Аттестация, Андрогогика.
2. Применение сочетаний имен существительных и прилагательных: Базисный учебный план.
3. Применение синонимов, омонимов и полисемии. В словарь предметных рубрик вводят все синонимы и синонимические выражения. Например, – Самоцветы — одна рубрика, драгоценные камни — другая рубрика. Омонимы – Например, слово ткани имеет несколько омонимов, следовательно, создается несколько рубрик, в названиях, которого уточняется значение1. ткани (биологические), 2. ткани (текстильные). В случае полисемии применяется тот же прием, что и с омонимами – 1.Банковские операции,2. Военные операции.
4. Применение ведущего слова заголовка или подзаголовков. Продуманный выбор ведущего слова позволяет собрать в одном месте ЭК комплекс тематически близких рубрик. Для того, чтобы тематически близкие рубрики находились рядом друг с другом, необходимо название этих рубрик начинать с одного ключевого слова. Например, Безопасность. Безопасность в образовании
5. Применение сложных предметных рубрик, которые включают указание на территориальную принадлежность и хронологию описываемых событий. Например, Западная Германия 1945-1949
А также, основная рубрика может иметь подрубрики, например, рубрика Профильное обучение 1 подрубрика — Предпрофильное обучение, 2- Элективный курс, 3- Портфолио
6. Выбор предметной рубрики, точно отражающей содержание документа, зависит от степени актуальности вопроса, рассматриваемого в документе, от интересов и потребностей пользователей данной библиотеки. Например, нет необходимости создавать узкие рубрики по отдельным видам бобовых: Бобы, Горох, Фасоль. Здесь целесообразна рубрика – Бобовые.
Географическая рубрика
ВГеографической рубрике указывается территория, на которой происходит рассматриваемое в документе событие или в связи, с которой рассматривается предмет.
В отличии от сложной предметной рубрики в географической указывается только название территории Например, Красноярский край, Москва, Поволжье.
Хронологическая рубрика
В Хронологической рубрике указывается период в течение, которого происходит описываемое событие. 1962 год. 1985-1991 г.г.
Список литературы:
1. Библиотечно-библиографическая классификация: Таблицы для детских и школьных библиотек-3-е изд., исп. и доп. − М.: Либерия, 1998-320с
2. Методика систематизации // Таблицы ББК−− М.,1998-с.19
3. Систематизация документов // Справочник библиотекаря− СПб.,- 2002-с.97
4. Стандарты по библиотечно-информационной деятельности — СПб.: Профессия -2003-576с.
5. Сукиасян Э.Р. Требования к классификационным информационно-поисковым языкам. // Библиотека – 2004-№4- с. 46-48
тоже // Библиотека – 2004-№11- с. 51-54
megapredmet.ru
