Система взаимосвязанных целей и задач это – 5.2 Система целей и задач организации

Понятие «цель», «задача» и их взаимосвязь в системе современного менеджмента

Цель – это желаемый результат, который стремится достичь организация, подразделение, должностное или физическое лицо.
Цели и задачи в системе современного менеджмента устанавливаются в рамках миссии и в ее развитии. При этом цели будут значительной, задающей частью процесса стратегического планирования лишь в том случае, если они четко сформулированы и организация информирована о них.
Поставленные менеджментом цели фирмы используют для установления стандартов, для оценки эффективности организации, дают общий ориентир для деятельности. Целью может быть либо приобретение, либо сохранение определенных факторов. Цели всегда основаны на гипотезах развития в будущем, поэтому их обоснованность зависит от точности этих гипотез. Различаются цели общие и глобальные, разрабатываемые для фирмы в целом, и цели специфические, разрабатываемые по основным видам и направлениям деятельности производственно-хозяйственных подразделений на основе общих целей или ориентиров.

Цели обладают рядом характеристик:
— конкретные и измеримые цели. Выражая цели в конкретных измеримых формах, руководство создает четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы. Также будет легче определить, насколько хорошо работает организация в направлении осуществления целей;
— ориентация целей во времени. В первую очередь формулируют долгосрочные цели, затем вырабатываются средне и краткосрочные цели для обеспечения долгосрочных;
— достижимые цели. Цели устанавливают так, чтобы они не превышали возможности организации;
Понятие «задача» отличается от понятия «цель» следующим образом: задачи – это цели, достижение которых желательно к определенному моменту времени в пределах периода, на которых рассчитано управленческое решение. Задача указывает на непосредственные цели организации, поддающиеся количественной характеристике.
Задачу часто определяют как предписанную работу, серию работ, которая должна быть выполнена в оговоренные сроки. С технической точки зрения, задачи предписываются не работнику, а его должности. Каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации.
Задачи организации делятся на три категории. Это работа с людьми (например, задача мастера), предметами (например, задача рабочего в цехе), информацией (например, задача казначея).

Понравился данный материал?

Не стесняйся, поставь лайк, расскажи о нас своим друзьям, однокурсникам, короче, всем, кому был бы полезнен наш сайт! Тебе ничего не стоит, а нам приятно, что не зря стараемся 😉

Спасибо!

managment-study.ru

§ 2. Какова взаимосвязь целей и задач?

Разнообразие целей, множество их типов обусловливают многоаспектность, многоуровневость процесса целеполага­ния. Организуя целеполагание в конкретной ситуации, класс­ный руководитель должен учитывать уже достигнутые и перспективные, более общие и частные, групповые и инди­видуальные цели, устанавливать взаимосвязь между ними, осуществлять композицию и декомпозицию целей и задач на разных уровнях.

Под композицией имеется в виду процесс логического пост­роения и составления, расположения и соотношения подцелей в общую цель. Декомпозиция цели — это расчленение, разъе­динение цели на составные части, подцели. Однако в процессе декомпозиции не должна нарушаться целостность цели, все ее части должны представлять собой иерархическую структуру (В. Г. Гладких). Гармония, согласованность целей — это показа­тель успешного целеполагания совместной деятельности участ­ников педагогического процесса.

Два процесса, композиция и декомпозиция целей, тесно вза­имосвязаны и могут осуществляться одновременно навстречу друг другу, например, по следующим основным линиям:

1) цель личности < — > цель микрогруппы < — > цель ма­лой группы ( первичного коллектива ) < — > цель школьной об­щности < — > цель социума;

2) перспективная цель группы < — > цель ближайшего эта­па в работе < — > цель дела < — > цель конкретного действия.

Это лишь некоторые «срезы» в системе целеполагания класс­ного руководителя. Они не исчерпывают всей сложности и мно­гообразия рассматриваемого процесса, тесно взаимосвязаны между собой и пересекаются в конкретно взятой ситуации.

Так, например, определение целей конкретного дела связано с деком­позицией перспективных целей группы. В свою очередь, общие цели коллективного дела конкретизируются затем частными, личными целями.

166

Условно взаимосвязь целей конкретного действия педаго­га с системой других целей можно показать с помощью схе­мы 3.

Одна из реальных проблем, встающих перед классным ру­ководителем, — определение не только целей, но и задач вос­питания. Цель и задачи соотносят как целое и часть. Задачи можно определить как выражение цели. Цель воспитания рас­сматривают как систему решаемых воспитательных задач. За­дачи возникают и составляются в ходе достижения целей. На­пример, общая цель воспитания, по О. С. Газману, — воспитание труженика, семьянина, гражданина, которая достигается через систему, комплекс воспитательных задач, предложенных авто­ром в работе «Об основных подходах к содержанию деятельно­сти классного руководителя в новых условиях».

Задачи по отношению к цели могут рассматриваться и как главные пути ее достижения. Например, цель «воспитание са­мостоятельности у ребенка» достигается через формирование у него навыков самоорганизации, развитие потребности и уме­ний ставить цели и задачи в конкретной работе, умений плани­ровать работу и осуществлять самоконтроль и т. д.

Возможны и другие подходы к установлению взаимосвязи целей и задач. Так, В. П. Беспалько условно определил задачу как конкретизацию цели в определенных условиях и реализа­цию ее с помощью конкретных средств и действий. Таким об-

167

разом, задача включает в себя 3 компонента: цель, условия, дей­ствия.

Педагогическая задача —> цель 4- условие + действие

Например:

а) развитие познавательных интересов учащихся через со­здание системы дополнительных занятий по выбору;

б) развитие познавательных интересов учащихся во внеучеб-ное время в процессе проведения коллективных познаватель­ных дел;

в) развитие познавательных интересов через организацию деятельности клубных объединений и др.

Отметим, что разграничение педагогических целей и задач весьма относительно. Все зависит от того, что и в какой системе целей и задач берется за отправную точку. Так, развитие позна­вательных интересов учащихся может выступать как задача по отношению к цели «подготовка учащихся к сознательному вы­бору профессии». В другом случае «развитие познавательных интересов учащихся» может быть целью работы классного ру­ководителя в конкретном учебном году.

Из всего многообразия типологии целей и организации соответствующих уровней целеполагания остановимся на опре­делении следующих: общие цели и задачи классного руко­водителя, учителей, детей и родителей; общие цели и задачи учащихся; общие цели и задачи классного руководителя и пе­дагогов класса, цели и задачи классного руководителя,

Общие цели, задачи учащихся вырабатываются в процессе их совместной мыслительной деятельности или, иначе говоря, на этапе планирования совместной деятельности классного ру­ководителя и детей и условно называются жизненно-практичес­кими. Они выражают общие потребности и интересы участни­ков деятельности, при этом определяющими являются интересы и потребности детей. По содержанию и формулировке жизнен­но-практические цели и задачи могут быть самыми различны­ми — сориентированными на преобразование окружающей дей­ствительности, отношений в коллективе, на совершенствование самих себя, но главное, они должны быть понятными, осознан­ными и принятыми школьниками.

Общие цели, задачи, выработанные в процессе взаимодей­ствия педагогов и школьников, становятся основой для объе­динения их усилий в дальнейшей совместной работе. Учитывая их, классный руководитель определяет педагогические цели и задачи, которые сориентированы на развитие учащихся и их отношений, то есть по отношению к жизненно-практическим

168

задачам педагог определяет свои воспитательные, профессио­нальные цели и задачи. Жизненно-практические задачи могут выполнять роль основных средств в решении конкретных пе­дагогических задач. В то же время последние классный руко­водитель декомпозирует в профессиональные задачи, связанные с организацией воспитательного процесса (организационно-пе­дагогические задачи) и ростом своего педагогического мастер­ства.

Таким образом, определив общую цель совместной деятель­ности, каждая сторона конкретизирует свою роль, индивиду­альные цели, отражающие общую, с учетом социальных ролей, позиции, возможностей участников целеполагания. Цель совме­стной деятельности педагога и учащихся может заключаться в создании конечного материального продукта, в решении орга­низационных вопросов. Классный руководитель декомпозиру­ет общую цель совместной работы в педагогические цели и орга­низационно-педагогические задачи, решение которых создает

Таблица 2

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЖИЗНЕННО-ПРАКТИЧЕСКИХ, ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Жизненно-практические

задачи

Организовать интересно и полезно свобод­ное время, досуг учащихся

Воспитательные задачи

Развить потребность в культурном проведе­нии свободного времени, творческие спо­собности, умение общаться

Организационно-педагогические задачи

Изучить интересы и потребности детей;

сформировать группы по интересам и с уче­том этого построить планирование и орга­низацию внеучебной работы;

выявить возможности родителей в организа­ции свободного времени детей и привлечь их к внеучебной воспитательной работе и т. д.

169

условия для формирования у школьников нравственных ка­честв, отношений друг к другу и к окружающему миру.

Воспитательные задачи сориентированы на развитие уча­щихся, отношений их с окружающими людьми и миром, кол­лектива детей и отношений в нем. Организационно-педагоги­ческие задачи направлены на организацию воспитательного процесса. Пример, показывающий взаимосвязь задач, приве­ден в таблице 2 (с. 169).

Заметим, что воспитательные задачи могут быть одинако­выми для коллективов, групп детей и отдельных учащихся. Организационно-педагогические — определяются и конкре­тизируются в зависимости от условий, возможностей, потреб­ностей детей и поэтому в каждом конкретном случае будут от­личаться.

Из вышеизложенного очевидно, что целеполагание — это многоуровневый мыслительный процесс, включающий в се­бя сложнейшие операции (анализ, синтез, прогнозирование) и происходящий явно или скрыто на каждом этапе, в каж­дом звене воспитательного процесса. Цель появляется как итог умозаключения, выраженного в устной или письменной форме.

studfiles.net

Система целей и задач

⇐ ПредыдущаяСтр 28 из 35Следующая ⇒

На практике педагогу чаще всего приходится решать проб­лему органичного сочетания групповых и индивидуальных целей, а также их взаимодействия при организации групповой деятельности детей, родителей на каждом этапе работы.

Разнообразие целей, множество их типов обуславливают многоаспектность, многоуровневость процесса целеполагания. Организуя целеполагание в конкретной ситуации, педагог дол­жен учитывать уже достигнутые и перспективные, более общие и частные, групповые и индивидуальные цели, устанавливать взаимосвязь между ними, осуществлять композицию и деком­позицию целей и задач на разных уровнях.

Под композицией имеется в виду процесс логического пост­роения и составления, расположения и соотношения подцелей в общую цель. Декомпозиция — это расчленение, разъедине­ние цели на составные части, подцели. Однако в процессе де­композиции не должна нарушаться целостность цели, все час­ти общей цели должны представлять собой иерархическую структуру. Гармония, согласованность целей — это показатель успешного целеполагания совместной деятельности участни­ков педагогического процесса.

Два процесса, композиция и декомпозиция целей,тесно вза­имосвязаны и могут осуществляться одновременно навстречу друг другу, например, по следующим основным линиям:

1) цель личности <-> цель микрогруппы <-> цель малой груп­пы (первичного коллектива) 4-> цель школьной общности <-> цель социума;

2) перспективная цель группы <-> цель ближайшего этапа в работе <-> цель дела <-> цель конкретного действия.

Это лишь некоторые «срезы» в системе целеполагания груп­пы. Они не исчерпывают всей сложности и многообразия рас­сматриваемого процесса, тесно взаимосвязаны между собой и пересекаются в конкретно взятой ситуации. Так, например, определение целей конкретного дела связано с декомпозицией перспективных целей группы. В свою очередь, общие цели группового дела конкретизируются затем частными, личными целями.

Условно взамосвязь целей конкретного действия педагога с системой других целей можно показать с помощью схемы 4.

Одна из реальных практических проблем, встающих перед педагогом, — определение не только целей, но и задач воспи­тания. Цель и задачи соотносят как целое и часть. Задачи мож-

Схема 4

но определить как частное выражение цели. Цель воспитания рассматривают и как систему решаемых воспитательных задач. Задачи возникают и ставятся в ходе достижения целей. Напри­мер, общая цель воспитания по О.С. Газману — воспитание тру­женика, семьянина, гражданина, которая достигается через систему, комплекс воспитательных задач, предложенных ав­тором в работе «Об основных подходах к содержанию деятель­ности классного руководителя в новых условиях».

Задачи по отношению к цели могут рассматриваться и как главные пути достижения цели. Например, цель — «воспита­ние самостоятельности у ребенка» достигается через формиро­вание у него навыков самоорганизации, развитие потребности и умений ставить цели и задачи в конкретной работе, умений планировать работу и осуществлять самоконтроль и т. д.

Возможны и другие подходы к установлению взаимосвязи целей и задач. Так, В.П.Беспалько условно определил воспи­тательную задачу как конкретизацию цели в конкретных ус­ловиях и реализацию ее с помощью конкретных средств и дей­ствий. Таким образом, воспитательная задача включает в себя три компонента: цель, условие, действие1.

Воспитательная задача: цель + условие + действие.

Например:

а) развитие познавательных интересов учащихся через со­здание системы дополнительных занятий по выбору;

б) развитие познавательных интересов учащихся во внеучебное время в процессе проведения коллективных познаватель­ных дел;

в) развитие познавательных интересов через организацию деятельности клубных объединений и др.

1См.: Бесполько В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989. 190

Отметим, что разграничение воспитательных целей и задач весьма относительно. Все зависит от того, что и в какой систе­ме целей и задач берется за отправную точку. Так, развитие познавательных интересов учащихся может выступать как за­дача по отношению к цели «подготовка учащихся к сознатель­ному выбору профессии». В другом случае «развитие познава­тельных интересов учащихся» может быть целью работы класс­ного руководителя в конкретном учебном году.

Из всего многообразия типологии целей и организации со­ответствующих уровней целеполагания остановимся на опре­делении следующих; общие цели и задачи педагогов и учащих­ся; цели и задачи учащихся; цели и задачи педагогов.

Общие цели, задачи педагогов и учащихся вырабатываются на этапе планирования совместной деятельности учителей и детей и условно называются жизненно-практическими. Хотя они выражают общие потребности и интересы участников вза­имодействия, но при этом определяющими являются интере­сы и потребности детей. По содержанию и формулировке жиз­ненно-практические цели и задачи могут быть самыми различ­ными, сориентированы на преобразование окружающей дей­ствительности, отношений в коллективе, на совершенствова­ние самих себя. Главное — они должны быть понятными, осо­знанными и принятыми школьниками.

Общие цели, задачи, выработанные в процессе взаимодей­ствия педагогов и школьников, становятся основой для объе­динения их усилий в дальнейшей совместной работе. Учиты­вая это, педагоги определяют цели и задачи, которые сориен­тированы на развитие учащихся и их отношений, то есть жиз­ненно-практические задачи выполняют роль основных средств в решении конкретных задач. В то же время воспитательные задачи педагоги декомпозируют в профессиональные, связан­ные с организацией воспитательного процесса (организацион­но-педагогические задачи) и ростом своего педагогического мастерства.

Таким образом, определив общую цель совместной деятель­ности, каждая сторона конкретизирует свою роль, индивиду­альные цели, отражающие общую, позиции, возможности уча­стников целеполагания. Цель совместной деятельности педа­гогов и учащихся может заключаться в создании конечного материального продукта, в решении организационных вопро­сов, а зачастую она декомпозируется в воспитательные цели и педагогические задачи, решение которых создает условия для

формирования у школьников нравственных качеств, отноше­ний друг к другу и окружающему миру.

Воспитательные задачи сориентированы на развитие уча­щихся, отношений их с окружающими людьми и миром, спло­чение коллектива детей и улучшение отношений в нем.

Организационно-педагогические задачи направлены на орга­низацию воспитательного процесса. Приведем пример, пока­зывающий взаимосвязь задач (табл. 10).

Таблица 10

mykonspekts.ru

Иерархия целей и задач. Системный подход


⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3

Иерархической структуре системы соответствует иерархия целей ее компонентов. Благодаря согласованности и взаимной подчиненности своих целей все компоненты работают целенаправленно для достижения общей для них цели системы. Цель системы достигается путем реализации целей ее компонентов — подсистем. Поэтому цели подсистем (подцели) можно рассматривать как средства достижения цели системы более высокого уровня.

 

В ряде случаев подцели или средства достижения цели трактуются как задачи, выполнение которых необходимо для достижения вышестоящей цели. В литературе встречаются эквивалентные понятия: цель подсистемы — средство достижения цели системы более высокого уровня — задача системы более высокого уровня.

 

Необходимо отметить следующую особенность целеобразования. Цель высшего уровня достигается реализацией подцелей. Однако это не простое сложение последних, так как реализация каждой из подцелей приводит к достижению качественно новой цели высшего уровня (свойство целостности системы). Понятие цели является внешним по отношению к системе. Это означает, что реализация цели происходит во внешней среде, а более конкретно — в надсистеме.

 

· Цель системы подчинена цели надсистемы и служит средством достижения

последней.

· Цель системы — это требуемый надсистемой результат функционирования

системы. Анализ изолированной системы не может выявить её цели.

· Для определения цели системы требуется анализ надсистемы.

 

Системный подход — это методология науки, понимаемой как система знаний о закономерностях в развитии природы, общества и мышления. Он базируется на таких категориях материального мира, как системность и целенаправленность.

 

Основу системного подхода (СП) составляет изучение объекта реальности (организацию, проблему, явление, событие, процесс, общественную и политическую жизнь и т. п.) как нечто целостное и целенаправленное во всем многообразии связей в объекте и связей с его внешней средой.

 

Согласно СП каждый компонент системы должен разрабатываться так, чтобы для системы в целом обеспечить достижение поставленной перед ней цели и при этом с требуемой эффективностью. Альтернативой СП служит несистемный подход — стремление разрабатывать элементы системы как самостоятельные и не связанные между собой.

 

Другой вариант СП ориентирован на достижение цели, поставленной перед исследуемым объектом. Организация системного исследования начинается с выявления и четкого формулирования конечных и промежуточных целей системы. Принцип системного подхода в этом случае состоит в том, чтобы промежуточные цели были подчинены конечным целям. Поэтому системный подход иногда называют целевым подходом.

 

ВАЖНО. Причиной многих ошибочных решений является ориентация на промежуточные цели, в то время, как, при принятии решений всегда следует руководствоваться конечной целью.

 

Структурные уровни системы

 

Каждый материальный объект обладает значительным многообразием внутренних и внешних связей. Благодаря этому любая материальная система является полиструктурной, т.е. имеющей множество компонентов структуры — подструктур. Так, например, в структуре общества имеются экономическая, политическая социально-классовая и другие подструктуры. Каждой подструктуре соответствует так называемый структурный уровень (не смешивать с иерархическим уровнем) и аспект исследования. Многоуровневая структура системы определяет функцию системы в целом, т. е. является результатом взаимодействия функций всех её структурных уровней.

 

В контексте данной предметной области под системой понимается отграниченный в окружающей внешней среде и взаимодействующий с ней объект, который обладает следующими взаимосвязанными свойствами [ ]:

 

1) имеет цель (назначение), для достижения которой он функционирует,

 

2) состоит из взаимосвязанных составных частей — компонентов, образующих многоуровневую иерархическую структуру и выполняющих определенные функции, направленные на достижение цели объекта;

 

3) имеет управление, благодаря которому все компоненты функционируют согласованно и целенаправленно;

 

4) функционирование компонентов реализуется потоками информации, энергии, вещества;

 

5) обладает свойствами целостности, не сводимыми к сумме свойств его компонентов.

 

Например, энергетическая система города (ЭС) относится к классу смешанных систем. Она состоит из технической и организационной подсистем, т. е. имеет технический и организационный структурные уровни. На техническом структурном уровне она представляет собой техническую систему в форме отграниченной совокупности взаимодействующих технических средств. Соответствующий аспект изучения будет техническим. Что касается представления ЭС на организационном структурном уровне, она объединяет различные подразделения, в которых работают люди, обеспечивающие функционирование системы.

 

Кроме того, ЭС представляет собой экономическую систему, важными аспектами которой являются расходы на её создание и эксплуатацию, а также доходы от ее использования.

 

Таким образом, в зависимости от объективных свойств системы и целей исследования рассматриваются определенный структурный уровень и соответствующая ему подсистема, техническая, организационная и т.д. Например, технической системой будет называться целостная подсистема на техническом структурном уровне некоторой смешанной многоуровневой системы.

 

Технический структурный уровень системы, в свою очередь, также является многоуровневым. Декомпозицию технической структуры (разделение целого на части с сохранением отношения подчинённости) можно провести, воспользовавшись принципом единства структуры и функции, который часто применятся в естественных и общественных науках для изучения структуры системы по наблюдениям ее функций. Функция технического структурного уровня — выполнение назначения системы с помощью технических средств. Она подразделяется на процедуры:

— непосредственная реализация цели с помощью главного элемента системы;

— поддержание структуры системы, т.е. готовности системы к реализации цели.

 

Указанные функции выполняются на соответствующих структурных уровнях (рис.1.6). Основным средством поддержания структуры и реализация цели является управление системой. Для этого создаётся подсистема, которая называется системой управления и которой соответствует структурный уровень управления. Для управления необходима информация о состоянии системы и внешней среды, о выполнении компонентами системы своих функций. В связи с этим в системе предусматривается информационный структурный уровень, оснащённый соответствующими техническими средствами, задачами которого является приём пото-ков информации, их передача по каналам связи, преобразование, хранение, защита, отображение и т. п.

 

Рис. 1.6. Укрупнённая схема технического структурного уровня

 

Отметим, что для функционирования системы необходимы преобразования потоков вещества и потоков энергии на соответствующих им структурных уровнях. Для реализации этих потоков следует предусмотреть либо запасы и источники материальных и энергетических ресурсов, либо коммуникативные связи, через которые поступают необходимые ресурсы из внешней среды. Кроме того, необходимы внутренние каналы материального и энергетического снабжения, доставляющие компонентам системы необходимые материалы и энергию.


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Какова взаимосвязь целей и задач? — КиберПедия

Разнообразие целей, множество их типов обусловливают многоаспектность, многоуровневость процесса целеполага­ния. Организуя целеполагание в конкретной ситуации, класс­ный руководитель должен учитывать уже достигнутые и перспективные, более общие и частные, групповые и инди­видуальные цели, устанавливать взаимосвязь между ними, осуществлять композицию и декомпозицию целей и задач на разных уровнях.

Под композицией имеется в виду процесс логического пост­роения и составления, расположения и соотношения подцелей в общую цель. Декомпозиция цели — это расчленение, разъе­динение цели на составные части, подцели. Однако в процессе декомпозиции не должна нарушаться целостность цели, все ее части должны представлять собой иерархическую структуру (В. Г. Гладких). Гармония, согласованность целей — это показа­тель успешного целеполагания совместной деятельности участ­ников педагогического процесса.

Два процесса, композиция и декомпозиция целей, тесно вза­имосвязаны и могут осуществляться одновременно навстречу друг другу, например, по следующим основным линиям:

1) цель личности < — > цель микрогруппы < — > цель ма­лой группы ( первичного коллектива ) < — > цель школьной об­щности < — > цель социума;

2) перспективная цель группы < — > цель ближайшего эта­па в работе < — > цель дела < — > цель конкретного действия.

Это лишь некоторые «срезы» в системе целеполагания класс­ного руководителя. Они не исчерпывают всей сложности и мно­гообразия рассматриваемого процесса, тесно взаимосвязаны между собой и пересекаются в конкретно взятой ситуации. Так,например, определение целей конкретного дела связано с деком­позицией перспективных целей группы. В свою очередь, общие цели коллективного дела конкретизируются затем частными, личными целями.

Условно взаимосвязь целей конкретного действия педаго­га с системой других целей можно показать с помощью схе­мы 3.

Одна из реальных проблем, встающих перед классным ру­ководителем, — определение не только целей, но и задач вос­питания. Цель и задачи соотносят как целое и часть. Задачи можно определить как выражение цели. Цель воспитания рас­сматривают как систему решаемых воспитательных задач. За­дачи возникают и составляются в ходе достижения целей. На­пример, общая цель воспитания, по О. С. Газману, — воспитание труженика, семьянина, гражданина, которая достигается через систему, комплекс воспитательных задач, предложенных авто­ром в работе «Об основных подходах к содержанию деятельно­сти классного руководителя в новых условиях».



Задачи по отношению к цели могут рассматриваться и как главные пути ее достижения. Например, цель «воспитание са­мостоятельности у ребенка» достигается через формирование у него навыков самоорганизации, развитие потребности и уме­ний ставить цели и задачи в конкретной работе, умений плани­ровать работу и осуществлять самоконтроль и т. д.

Возможны и другие подходы к установлению взаимосвязи целей и задач. Так, В. П. Беспалько условно определил задачу как конкретизацию цели в определенных условиях и реализа­цию ее с помощью конкретных средств и действий. Таким об-

разом, задача включает в себя 3 компонента: цель, условия, дей­ствия.

Педагогическая задача —> цель 4- условие + действие

Например:

а) развитие познавательных интересов учащихся через со­здание системы дополнительных занятий по выбору;

б) развитие познавательных интересов учащихся во внеучеб-ное время в процессе проведения коллективных познаватель­ных дел;

в) развитие познавательных интересов через организацию деятельности клубных объединений и др.

Отметим, что разграничение педагогических целей и задач весьма относительно. Все зависит от того, что и в какой системе целей и задач берется за отправную точку. Так, развитие позна­вательных интересов учащихся может выступать как задача по отношению к цели «подготовка учащихся к сознательному вы­бору профессии». В другом случае «развитие познавательных интересов учащихся» может быть целью работы классного ру­ководителя в конкретном учебном году.

Из всего многообразия типологии целей и организации соответствующих уровней целеполагания остановимся на опре­делении следующих: общие цели и задачи классного руко­водителя, учителей, детей и родителей; общие цели и задачи учащихся; общие цели и задачи классного руководителя и пе­дагогов класса, цели и задачи классного руководителя,



Общие цели, задачи учащихся вырабатываются в процессе их совместной мыслительной деятельности или, иначе говоря, на этапе планирования совместной деятельности классного ру­ководителя и детей и условно называются жизненно-практичес­кими. Они выражают общие потребности и интересы участни­ков деятельности, при этом определяющими являются интересы и потребности детей. По содержанию и формулировке жизнен­но-практические цели и задачи могут быть самыми различны­ми — сориентированными на преобразование окружающей дей­ствительности, отношений в коллективе, на совершенствование самих себя, но главное, они должны быть понятными, осознан­ными и принятыми школьниками.

Общие цели, задачи, выработанные в процессе взаимодей­ствия педагогов и школьников, становятся основой для объе­динения их усилий в дальнейшей совместной работе. Учитывая их, классный руководитель определяет педагогические цели и задачи, которые сориентированы на развитие учащихся и их отношений, то есть по отношению к жизненно-практическим

задачам педагог определяет свои воспитательные, профессио­нальные цели и задачи. Жизненно-практические задачи могут выполнять роль основных средств в решении конкретных пе­дагогических задач. В то же время последние классный руко­водитель декомпозирует в профессиональные задачи, связанные с организацией воспитательного процесса (организационно-пе­дагогические задачи) и ростом своего педагогического мастер­ства.

Таким образом, определив общую цель совместной деятель­ности, каждая сторона конкретизирует свою роль, индивиду­альные цели, отражающие общую, с учетом социальных ролей, позиции, возможностей участников целеполагания. Цель совме­стной деятельности педагога и учащихся может заключаться в создании конечного материального продукта, в решении орга­низационных вопросов. Классный руководитель декомпозиру­ет общую цель совместной работы в педагогические цели и орга­низационно-педагогические задачи, решение которых создает

Таблица 2

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЖИЗНЕННО-ПРАКТИЧЕСКИХ, ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Жизненно-практические задачи   Организовать интересно и полезно свобод­ное время, досуг учащихся  
Воспитательные задачи   Развить потребность в культурном проведе­нии свободного времени, творческие спо­собности, умение общаться  
Организационно-педагогические задачи   Изучить интересы и потребности детей; сформировать группы по интересам и с уче­том этого построить планирование и орга­низацию внеучебной работы; выявить возможности родителей в организа­ции свободного времени детей и привлечь их к внеучебной воспитательной работе и т. д.  

 

условия для формирования у школьников нравственных ка­честв, отношений друг к другу и к окружающему миру.

Воспитательные задачи сориентированы на развитие уча­щихся, отношений их с окружающими людьми и миром, кол­лектива детей и отношений в нем. Организационно-педагоги­ческие задачи направлены на организацию воспитательного процесса. Пример, показывающий взаимосвязь задач, приве­ден в таблице 2 (с. 169).

Заметим, что воспитательные задачи могут быть одинако­выми для коллективов, групп детей и отдельных учащихся. Организационно-педагогические — определяются и конкре­тизируются в зависимости от условий, возможностей, потреб­ностей детей и поэтому в каждом конкретном случае будут от­личаться.

Из вышеизложенного очевидно, что целеполагание — это многоуровневый мыслительный процесс, включающий все­бя сложнейшие операции (анализ, синтез, прогнозирование) и происходящий явно или скрыто на каждом этапе, в каж­дом звене воспитательного процесса. Цель появляется как итог умозаключения, выраженного в устной или письменной форме.

cyberpedia.su

Цели и задачи управления

Системы, объекты, управляемые людьми и действующие во имя интересов людей, называют целеустремленными и целеориентированными. Как крупномасштабная экономика, рассматриваемая в масштабе мира, страны, большого региона, так и маломасштабная – экономика предприятия, фирмы, семьи относятся к целеустремленным системам, поскольку их деятельность направлена на достижение определенных целей.

Понятие «цель», которое на первый взгляд кажется понятным без дополнительного объяснения, имеющее, казалось бы, самоочевидный смысл, в действительности относится к числу сложных категорий социологии, философии, экономики, теории управления.

Чтобы уяснить содержание слова «цель», приходится прибегать к близким и родственным ему понятиям теории управления: «система», «структура», «функция».

Приведем простейшие определения этих понятий с тем, чтобы можно было на них опираться, постепенно затем углубляясь и конкретизируя их.

Система – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, частей, образующих единое целое.

Структура – есть строение, способ организации системы, проявляющийся в ее разделении на составные части, определенном взаимном расположении и связях между ними, обеспечивающих ее целостность, функционирование, действие.

Функция – это одна их ролей, которую выполняет система и ее элементы (составные части) и виды деятельности системы.

Таким образом, цель – это предмет устремления, заранее намеченный и конечный замысел, то ради чего функционирует система.

Экономика в различных ее масштабах, формах и видах правления представляет собой большую и сложную, действующую с участием людей систему, обладающую определенной структурой, призванной реализовывать круг функций, обеспечивающих достижения намеченных целей.

Круговая связь между целями системы, ее структурой и ее функциями рассматривается в динамике с учетом изменения во времени и лежит в основе управления различными системами и прежде всего объектами экономичной природы.

Целью управления называется осуществление управляющим субъектом функций управления, способствующих достижению целей системы.

Если цели системы заранее не заданы, то их установление служит одной из самых главных и трудных задач управления системой. В этом случае формирование цели систем представляет собой первичную цель управления системой, что наиболее ярко проявляется в планировании, проектировании и программировании системы.

Рассмотрим типичные цели управления объектами социально-экономической природы:

1. цели поддержания системы в достигнутом ею состоянии. Они возникают тогда, когда это состояние нужно закрепить, а также тогда, когда необходимо предотвратить опасность ухудшения этого состояния. Такую ситуацию в управлении называют гомеостазом;

2. цели выхода из нежелаемого состояния или цели предотвращения дальнейшего спада и обеспечение выхода их кризиса. Они характерны для ситуации, когда параметры, показатели функционирования системы существенно ниже нормативного уровня и значительно хуже показателей состояния аналогичных объектов;

3. цели развития системы, заключающиеся в изменении количественных параметров и качества функционирования системы для перевода ее в желаемое и более благоприятное состояние, характеризуемое лучшими значениями целевых показателей (качество жизни, уровень дохода населения).

Вне зависимости от целей системы, на достижение которых направлены цели управления, самоуправление имеет собственную универсальную целевую задачу – повышение уровня целеустремленности, организованности функционирования управляемых систем, обеспечение эффективных оптимальных траекторий их развития.

Взаимодействие элементов производства порождает множество задач управления, которые реализуются с помощью вполне определенных функций управления. Заметим, что понятия «задача» отличается от понятия «цель». Задача – это цель, достижение которой желательно к определенному моменту времени в пределах, на которые рассчитано управленческое решение. Между задачами управления, функциями управления и управленческими решениями существует постоянная зависимость. В этой зависимости раскрывается сущность управления.

Задачи управления подразделяются два класса.

К первому относятся общие задачи образования системы производства, ее устойчивости, надежности, развития. Выполнение их дает возможность создать рациональные формы управления и оценивать результаты жизнедеятельности всей системы. К таким задачам относятся: развитие производственной кооперации, совершенствование организационных структур системы производства, поддержание заданных режимов структурных подразделений системы производства, создание заинтересованности рабочих в результате своего труда, организация учета и контроля за деятельностью объекта управления. Эти задачи управления вызывают жизнедеятельность функций, которые реализуются в соответствующих управленческих решениях.

Ко второму классу относятся задачи специфического характера. Они вытекают из необходимости поддержания непрерывности производственного процесса, экономического обслуживания производства, развития коллектива как социальной группы. Этот класс охватывает непосредственно производственную, научно-техническую, экономическую и политическую область производства, а также научно-техническое развитие.

В свою очередь функции также делятся на общие и специфические. К общим функциям относятся: планирование и прогнозирование; организация; координация и регулирование; мотивация; контроль; учет и анализ. Характерной особенностью общих функций является их взаимные проникновения друг в друга. Они представляют собой части управленческого труда.

Задачи управления второго класса требуют действия специфических функций, к которым в первую очередь относятся производственные функции управления: технические, технологические, организации труда, обеспечения сырьем и материалами, обслуживания производства. Задачи научно-технического развития производства требуют действия – экономических функций, а социально-политическое и духовно — идеологическое развития производственного коллектива вызывают к жизни политические функции.

 


Похожие статьи:

poznayka.org

Система взаимосвязи между целями организации и личными целями персонала

Не раз было доказано, что чем лучше работник понимает поставленные перед ним цели и чем больше они соответствуют его внутренним устремлениям, тем с большей вероятностью эти цели будут достигнуты. Практическая реализация этого принципа в условиях конкретной организации достаточно сложна, и именно она, как правило, является главной преградой на пути внедрения MBO.

Наиболее действенный способ решения этой проблемы заключается в постепенном внедрении на предприятии системы взаимосвязи между целями организации и личными целями персонала. Процесс внедрения данного модуля можно разделить на две стадии: вначале — концептуальное внедрение, позволяющее разграничить и соотнести интересы организации и работающих в ней сотрудников, затем — выстраивание системы критериального и количественного соотношения целей организации и целей персонала.

На первый взгляд может показаться, что сама по себе система взаимосвязи между целями организации и личными целями персонала имеет вторичный характер по сравнению с двумя другими модулями: «системой вертикальной зависимости целей» и «системой оценки деятельности персонала», но это не так.

Система вертикальной взаимосвязи может принести не меньше пользы для организации, чем два других модуля. Ее сущность заключается в возможности детально оценить слабые и сильные стороны организации, ее внешние контакты и стратегические направления развития через призму трудовых ресурсов.

Начинать работу по внедрению всех трех модулей одновременно смысла нет. У поочередного внедрения есть немало плюсов: оно не только позволит распределить расходы во времени, но и в случае возникновения непредвиденных ситуаций минимизировать убытки.

Рекомендовать какой-либо определенный порядок внедрения модулей нет смысла — все зависит от специфики конкретной организации, но при этом можно дать несколько общих рекомендаций. Так, в компаниях с высокой трудоемкостью производства следует начинать с внедрения второго модуля, а с большим количеством уровней управления — с первого.

Впрочем, внедрение всех трех модулей еще не гарантирует переход организации к управлению по целям. Это лишь первый этап, по итогам которого необходимо провести тщательный анализ и определить две вещи. Во-первых, по-прежнему ли организация нуждается в MBO. Во-вторых, насколько потребности в дальнейшем внедрении MBO обеспечены ресурсами организации. Вполне возможно, что эффект, полученный от функционирования первичных модулей, достаточен, а дальнейшая работа не принесет оправданной отдачи.



Сущность второго этапа заключается в парной интеграции первого-третьего и второго-третьего модулей (рис. 1). В итоге получатся две новые, по-прежнему сохраняющие самостоятельность макросистемы. Первая из них (М1-М2) отражает стратегические устремления организации и представляет собой технологическую систему достижения поставленных целей. В ее рамках система вертикальной зависимости целей соотносится с ресурсным обеспечением деятельности организации на каждом уровне управления.

Вторая (M2-M3) выступает в качестве управляемой системы мотивации в организации — оценки деятельности и вознаграждения персонала становятся более адресными, повышая тем самым возможности для регулирования производственных, информационных и организационных процессов. На втором этапе фактически происходит форматирование всех первичных модулей. Они становятся более жесткими, структурируемыми, а описывающие их показали и корреляционные зависимости более четкими и конкретными.

Лишь затем, после тщательного анализа и оценки целесообразности и сроков дальнейшей работы над внедрением MBO, дело доходит до третьего и последнего этапа. Система приобретает законченный вид, позволяющий предприятию добиваться поставленных целей при достаточном ресурсном обеспечении и реалистичного прогноза рыночной конъюнктуры. Главная особенность третьего этапа заключается в необходимости двухуровневого подхода. С одной стороны, происходит интеграция трех первичных модулей, а с другой — объединение в единое целое систем M1-M3 и M2-M3. Разделить два этих процесса невозможно. Несмотря на достаточно высокие ресурсные затраты, работа должна проходить одновременно. При этом разрабатываются планы действий и использования ресурсов, планы развития, планы распределения рабочего времени, одновременно формируется бюджет и система отчетности.



Поэтапный подход к внедрению на предприятиях и организациях метода управления по целям имеет немало преимуществ. Во-первых, он позволяет добиться рационализации расходов на перестройку системы управления. Во-вторых, получить практические результаты еще до полного завершения работ по внедрению MBO. А, в-третьих, минимизировать финансовые и организационные риски. В российских условиях это особенно ценно, поскольку позволяет предприятиям и организациям постепенно совершенствовать систему управления.

 

Метод бюджетирования

Внедрение в компании бюджетного управления — проект, требующий значительных инвестиций. Существует критерий, позволяющий сделать четкий вывод о своевременности реализации такого проекта.

Задумывались ли вы, почему студенческие годы большинство из нас вспоминают как самое счастливое время в жизни? Предлагаю свой вариант ответа. Все дело, как это ни банально, в деньгах. Вернее в их отсутствии. Стипендии, доходов от подработок и помощи родителей среднестатистическому студенту хватает только на еду и пиво. Идея накопить и приобрести что-нибудь значимое в этот период жизни настолько утопична, что даже и не возникает. Поэтому нет и внутренней неудовлетворенности, знакомой людям постарше: ведь ее обычно порождает стремление к обладанию какими-либо материальными ценностями.

Итак, студент оканчивает вуз, устраивается на работу и начинает ежемесячно получать свою, пока небольшую, зарплату. И тут же появляется какая-то заветная мечта, связанная с покупкой, например, машины. Проходят месяцы и годы, но накопить сумму, хоть как-то сопоставимую со стоимостью желанной модели, все не удается. Вроде и зарплата уже неплохая, и даже повышают ее регулярно, а практически ничего не откладывается, хоть убей.

А теперь подходим собственно к теме бюджетирования. Хорошенько разозлившись на себя, наш герой твердо решает осуществить свою мечту вопреки всему. Для этого он одалживает деньги; занимаясь до позднего вечера, получает второе высшее образование или даже степень MBA; доводит свой английский до заветного и меняет работу, значительно продвигаясь по карьерной лестнице. Теперь его зарплата уже в 4 раза выше, чем после окончания института. И что же? Прошло уже полгода с момента получения новой должности, а на машину отложены какие-то жалкие несколько сотен у. е.

Наконец, не переставая удивляться тому, как сложно осуществить мечту, молодой человек твердо решает, что машина должна быть куплена не позже чем через 2 года. Как известно, мечта, которая должна стать явью к определенному сроку, называется целью, а значит, пришло время подумать о способах ее достижения. Поэтому наш герой берет бумагу и ручку, садится за стол и начинает считать. Простейшим арифметическим действием определяется сумма, которую нужно откладывать каждый месяц; доходы известны с точностью до премий, то есть практически без погрешности; допустимый уровень расходов равен разности между доходом и необходимой ежемесячной прибылью. Теперь остается только контролировать фактические расходы, чтобы они не превышали определенного уровня.

Увы, в жизни это оказывается совсем не просто. В первый же месяц превышение фактических расходов над плановыми составляет 70%, что заставляет страдальца еще раз взяться за письменные принадлежности. Он начинает вести учет, сколько денег тратится и на что, причем постоянно уточняет классификацию затрат. Во второй месяц выясняется, что чуть ли не половина затрат приходится на статью «Прочее», а в третий с целью ее детализации добавляются отдельные статьи «Проезд на такси», «Пиво в пятницу» и т. д. Благодаря этим усилиям уже с пятого месяца отклонения «плана» от «факта» удается свести к нулю, а в шестом — потратить даже меньше, чем было запланировано. Финал, как вы, наверное, догадались, голливудский: машина куплена, наш герой счастлив.

В приведенном примере ясно прослеживаются все этапы, которые проходит большинство фирм, внедряя бюджетирование. Аналогия абсолютно полная, без каких-либо допущений и натяжек. Судите сами:

— этап 1-й: «студенческая жизнь». Первые 1-3 года новая фирма борется за выживание. Цели в их классическом понимании у нее отсутствуют. Решаются тактические задачи, сводящиеся к обеспечению текущей платежеспособности;

— этап 2-й: работа, оторванная от цели. Достигнутый к этому моменту уровень доходов позволяет отойти от борьбы за существование и сформулировать стратегические цели компании. Однако деятельность ведется по-старому, никакой планомерной (задумайтесь о происхождении этого слова!) работы для достижения целей не предпринимается;

— этап 3-й: работа на основе планов. К этому времени менеджеры компании уже отчетливо понимают, что цели не будут достигнуты без разработки финансовых планов (бюджетов). Такие планы разрабатываются регулярно, однако из-за отсутствия управленческого учета и контроля фактически достигнутых результатов возможность достижения поставленных целей сводится к нулю;

— этап 4-й: бюджетное управление компанией. Теперь все пришло в норму. Дорога к целям вымощена оперативными планами, а внедренная система мотивации ведет точно по этой дороге, пресекая каждый шаг в сторону (возникающие отклонения плана от факта).

Компании пора инвестировать во внедрение бюджетного управления тогда, когда ее собственники и руководство ясно сформулировали стратегические цели. Бюджетирование станет средством их достижения, безотказно работающим при правильном его использовании.

С каждым годом внедрение технологий бюджетирования на предприятиях происходит все более интенсивно. Многие руководители уже осознали ценность данного инструмента для эффективного управления предприятием, однако не многие могут построить систему бюджетирования таким образом, чтобы она приносила реальные результаты. Особенно сложно внедрить процессы бюджетирования в крупной компании, имеющей сложную производственную и финансовую структуру.

Термин «бюджетирование» в литературе имеет множество различных трактовок, начиная от определений «бюджетирование — это финансовое планирование в компании» и заканчивая определениями «бюджетирование — это комплексный интегрированный процесс планирования». Такой диапазон мнений относительно сущности бюджетирования чаще всего продиктован либо незнанием общей методологии создания данного процесса, его задач, технологии реализации этих задач и результатов, которые можно получить в процессе внедрения этих технологий, либо попыткой внедрить зарубежные методики без адаптации их к российским условиям хозяйствования.

Бюджетирование следует рассматривать с трех позиций:

· Как процесс трансформации планов деятельности компании в показатели доходов и расходов, платежей и поступлений, то есть в финансово-экономические показатели.

· Как инструмент повышения ответственности руководителей за затраты на достижение поставленных целей и полученные результаты.

· Как технологию информационно-аналитической поддержки управления, предназначенную для повышения экономической обоснованности принимаемых руководителем решений.

Каждая из этих позиций — очередная ступень в развитии системы бюджетирования на предприятии. Рассмотрим эти ступени.

Для начала необходимо определиться с терминологией, используемой в планировании и бюджетировании:

Цель — ориентир в определенной области управления, заданный в рамках иерархии вышестоящим руководителем нижестоящему руководителю.

Целевой показатель — показатель, количественно характеризующий цель(и). Плановое значение целевого показателя — ориентир для руководителя. Фактическое значение отражает степень выполнения цели (ей). Одна цель может характеризоваться несколькими показателями. Аналогично один показатель (чаще всего интегральный) может описывать несколько целей.

План — это набор действий, мероприятий, проектов и т. д., которые собирается реализовать конкретный руководитель для достижения поставленных ему целей.

Бюджет — сумма располагаемых средств для выполнения запланированных мероприятий.

Далее нам необходимо определиться с понятием масштаба компании. Масштаб компании характеризуется численностью работников, производственной мощностью, оборотом, сложностью производственно-хозяйственной структуры компании, географической разобщенностью структурных подразделений, количеством и сложностью бизнес-процессов, а также рядом других факторов.

Деление компаний на крупные, средние и мелкие по численности персонала является условным. Персонал — лишь один из критериев классификации. По персоналу наиболее объективно можно классифицировать предприятия в рамках одной отрасли.

Производственная мощность — вполне объективный критерий, понятный любому специалисту на предприятии. Производственная мощность предприятия определяется максимально возможным годовым выпуском продукции (оказанием услуг, например, по транспортировке) в номенклатуре и ассортименте, установленным планом, при полном использовании производственного оборудования и площадей в соответствии с оптимальным режимом работы предприятия.

Оборот компании является финансово-экономическим критерием масштаба компании и одним из важнейших факторов в определении ее стоимости.

Производственно-хозяйственная структура компании определяет направления ее деятельности. Производственно-хозяйственная структура любого крупного предприятия характеризуется следующими параметрами:

Наличием двух четко выраженных контуров управления: производственного и административно-хозяйственного.

Наличием большого количества вспомогательных процессов и значительной долей ресурсов, занятых в этих вспомогательных процессах.

Значительным количеством структурных подразделений различных уровней управления.

1. Бюджетирование как процесс трансформации планов деятельности компании в показатели доходов и расходов, платежей и поступлений, то есть в финансово-экономические показатели.

В компании существуют три процесса, которые связаны с формированием перспективных величин:

· процесс целевого планирования;

· процесс планирования мероприятий;

· процесс бюджетирования.

Целевое планирование предусматривает установление целей и их формализацию в виде целевых показателей. В качестве целевых используются финансовые и нефинансовые, качественные и количественные показатели, с помощью которых для каждого руководителя устанавливается одна или несколько целей.

Целевые показатели задают те параметры, которые должно обеспечить подразделение, для того чтобы «вписаться» в общую программу работы предприятия, которая объединяет все подразделения и функциональные направления.

Далее следует оценить ресурсы, необходимые для выполнения заданных целевых показателей. Оценка ресурсов проводится с помощью нормативов (там, где это возможно) и планов мероприятий. Если рассмотреть нормативы и мероприятия с точки зрения процессов, то нормативная база — это измерение текущего хода процесса, а мероприятия — это внесение изменений в сам процесс с целью улучшения его характеристик.

Нормативы и мероприятия оцениваются с точки зрения потребности в финансовых ресурсах. Так появляются бюджеты. Бюджеты содержат все расходы, на которые может влиять руководитель. Например, предприятие, имея запасы товарно-материальных ценностей, несет затраты, связанные со складированием, расходы по выплатам налога на имущество, а также альтернативные затраты, связанные с невозможностью куда-либо инвестировать оборотные средства, находящиеся в виде запасов. Все эти расходы связаны с объектом управления — запасами. Посредством воздействия на данный объект мы можем управлять величиной расходов.

Специфика крупных предприятий в данном вопросе заключается в том, что ввиду масштаба предприятия система нормативов значительно превалирует над целевыми мероприятиями. Крупным предприятием значительно легче управлять посредством максимального нормирования всех процессов. Однако далеко не все нормативы при этом являются экономически обоснованными. Значительная часть из них устарела и не соответствует требуемым на сегодня технологическим и организационным параметрам процессов. В то же время внести коррективы в процесс бывает зачастую настолько трудно ввиду большого количества согласований, что этим просто пренебрегают.

Важнейшим фактором, определяющим эффективность реализации процесса планирования и бюджетирования, является точное следование иерархии целей, целевых показателей, мероприятий и бюджетов, затрагивающих несколько уровней управления. Основным элементом в данном случае является иерархия целей. Цели нижнего уровня управления должны соответствовать целям верхнего уровня управления. Только так на предприятии может быть выстроена эффективная стратегия развития. Целевые показатели, являющиеся количественными измерителями целей, также должны быть связаны между собой четкой иерархической зависимостью. Однако это не значит, что показатели на всех уровнях управления должны быть одними и теми же. Связь между показателями должна строиться в соответствии со связью между экономическими явлениями, которые эти показатели отражают.

Что касается мероприятий, то здесь иерархическая связь может быть двух видов:

Мероприятие проводится централизованно на верхнем уровне управления и затрагивает ряд подразделений, в которых разрабатываются свои мероприятия, но в русле проводимого «наверху».

Мероприятие реализуется только на нижнем уровне и связано с верхним уровнем управления через бюджеты (Рис.1).

cyberpedia.su