Система права и система законодательства понятия – Вопрос 25. Понятие и элементы системы законодательства. Соотношение системы права и системы законодательства

Вопрос 25. Понятие и элементы системы законодательства. Соотношение системы права и системы законодательства

Система законодательства — это совокупность всех источников права, действующих в государстве, их взаимосвязь. Элементами системы законодательства являются нормативно-правовые акты.

Система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов.

элементы системы законодательства — нормативно-правовые акты и состав­ляющие их элементы (разделы, главы, статьи, пункты и др.).

Можно выделить следующие системы законодательства:

·Горизонтальная (отраслевая) — выделяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям права

·Вертикальная (иерархическая) — отражает иерархию нормативно-правовых актов по их юридической силе (законы и подзаконные акты)

·Федеративная — основана на федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов федерации. Выделяют три уровня нормативно-правовых актов:

-федеральные

-акты субъектов федерации

-акты органов местного самоуправления

·Комплексная — складывается в зависимости от объекта правового регулирования и системы государственного управления (природоохранительное, транспортное законодательство)

Система права – это нормативное образование, включающее в себя нормы права, правовые институты и отрасли права, которые тесно взаимодействуют между собой и которые обусловлены системой общественных отношений.

Система права и система законодательства не тождественные понятия. Можно выделить следующие различия между ними:

·система права — это объективное явление, которое складывается в соответствии с общественными отношениями, а система законодательства является субъективной, поскольку создается законодателем

·Если элементами системы права являются нормы, институты, отрасли, то элементы системы законодательства — нормативно-правовые акты и состав­ляющие их элементы (разделы, главы, статьи, пункты и др.).

·система права является содержанием права, а система законодательства — формой

·система права первична по отношению к системе законодательства

·система права строится в основном на горизонтальных связях, а система законодательства может быть построена на горизонтальных, вертикальных, федеративных и комплексных связях

·система законодательства по своему объему материала обширнее системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву.

Вопрос 26. Систематизация законодательства: понятие, принципы, виды

Систематизация законодательства — это деятельность, направленная на упорядочение действующих нормативных правовых актов. Систематизация законодательства необходима:

  • для правильного уяснения и применения нормативных актов;

  • развития и совершенствования законодательства;

  • формирования правосознания.

В основном законодательство строится с учетом Отраслевого

 принципа (гражданское, уголовное, конституционное право). Однако, в системе законодательства могут быть и нормативно-правовые акты, содержащие нормы разных отраслей права.

В основу построения системы законодательства может быть положена и Юридическая сила нормативно-правовых актов. В этом случае нормативные акты будут располагаться в определенной иерархии, где на первом месте находятся нормы, имеющие высшую юридическую силу (нормы конституционного права).

В федеративных государствах система законодательства строится с учетом принципа Федерализма — федеративное законодательство и законодательство субъектов, входящих в состав федерации (федеративное законодательство имеет преимущество перед законодательством субъектов).

Выделяют Три вида систематизации:

·Инкорпорация — это такой вид систематизации, при котором нормативно-правовые акты подвергаются только внешней обработке и размещаются в определенном порядке (алфавитном, хронологическом) в единых сборниках. Инкорпорация является низшей формой систематизации. Различают Официальную, проводимую непосредственно правотворческими органами, Официозную(полуофициальную), выполняемую по поручению правотворческого органа, и Неофициальнуюинкорпорацию, проводимую учебными, научными заведениями, частными лицами без специального поручения и контроля правотворческого органа. Официальная инкорпорация является официальным источником законодательства

·Кодификация — это деятельность, направленная на создание нового сводного нормативно-правового акта — кодекса, устава и пр. с целью обеспечения единого непротиворечивого регулирования определенной сферы общественных отношений. Кодификация является высшей формой систематизации, ее могут проводить только правотворческие органы.

Различают Всеобщую, предполагающую образование кодифицированных актов по основным отраслям законодательства, Отраслевую, представляющую собой объединение нормативного материала по определенной отрасли или подотрасли, и Специальнуюкодификацию, объединяющую нормы правового института или нескольких правовых институтов

·Консолидация — это такой вид систематизации, при котором несколько родственных нормативно-правовых актов сводятся в один для устранения множественности нормативно-правовых актов. Консолидация является промежуточным видом систематизации между инкорпорацией и кодификацией

studfiles.net

66.Система права и система законодательства: их соотношение и взаимосвязь

Система права — это объективно существующее строение права, которое выражается в разделении единого права на отдельные части (отрасли), связанные между собой.

Система права характеризуется следующими чертами:

а) единством и согласованностью норм, ее составляющих;

б) разделением на взаимосвязанные отрасли и институты права;

в) объективностью строения;

г) иерархичностью;

д) непративоречивостью.

В системе права действуют связи четырех уровней: 1) между элементами нормы права; 2) между нормами, объединенными в правовые институты; 3) между институтами соответствующей отрасли права; 4) между отдельными отраслями права.

Система права представляет собой совокупность действующих норм права, объединенных по институтам, подотраслям и отраслям в соответствии с характером и спецификой регулируемых ими общественных отношений.

Соотношение системы права и системы законодательства — одно из трудных научных и практических проблем теории права. Разумеется, если стоять на позициях обоснованного нормативизма, полагая, что закон, как это выше аргументировалось, всего лишь одна из форм права, то тогда законодательство (совокупность законов) также оказывается одной из форм выражения права, одним из источников права (позитивного, положительного, объективного). Если же разводить право и закон с позиций естественно-правовой концепции, если под правом содержательно понимать нравственные начала, некие рассудочные построения, то тогда, конечно, и законодательство становится независимым, оторванным от права. Тогда получается, что система права и система законодательства живут отдельной, порой даже и не связанной между собой жизнью. Но я думаю, что в социальных реалиях дело обстоит не так просто.

Конечно, проблема соотношения системы права и системы законодательства существует объективно. Если система права складывается из отраслей, подотраслей права, правовых институтов, правовых норм, различных взаимосвязанных между собой блоков, то система законодательства (в узком смысле) складывается из нормативно-правовых актов, их структурных подразделений.

И вопрос стоит таким образом — как и какие системные элементы права находят свое выражение в системных элементах законодательства? Иными словами, проблема та же, что и при изложении нормы права в статьях, частях, иных структурных единицах нормативно-правового акта, но тут она — эта проблема — более сложная. Речь идет об ином — о количественном и структурном отображении права в реальном законодательстве.

67. Понятие правовой системы, ее соотношение с системой права и правовой семьей

Правовая система — развивающаяся система, она не остается раз и навсегда данной, а постоянно менялась и изменяется в ходе исторического процесса. Однако не все ее элементы развиваются одинаковыми темпами.

Весьма важным представляется раскрытие содержания таких исходных взаимосвязанных концептуальных понятий, как национальная правовая система, группа правовых систем, семья правовых систем, исторический тип права, правовая карта мира.

Категория «правовая система» употребляется в правовой науке в нескольких значениях. Обратимся к самому узкому понятию правовой системы, когда под ней понимается право определенного государства и терминологически она обозначается как «национальная правовая система». При этом не следует смешивать понятие «правовая система» в ее узком смысле с понятием «система права». Это не синонимы. Система права — понятие структурно-институциональное, оно раскрывает взаимосвязь, соотношение и строение отраслей права, что определяется объективными и субъективными факторами.

Правовая система — понятие более широкое. Оно, наряду с институциональной структурой права (системой права), включает в себя ряд других компонентов правовой жизни общества. Анализ этих компонентов позволяет увидеть такие стороны и аспекты правового развития, которые не могут быть раскрыты путем анализа одной лишь институциональной структуры (системы права). В понятии «правовая система» в отличие от понятия «система права» отражается не столько внутренняя согласованность отраслей права, сколько автономность правовой системы в качестве самостоятельного социального образования. При этом понятие «правовая система» не заменяет понятия «правовая надстройка», которое показывает обусловленность права экономическим базисом, место права в системе социальных связей, правового и неправового и в этом плане служит методологическим ориентиром к правильному пониманию других, менее по своему содержанию объемных категорий, таких как правовая система и система права. Следует особо отметить, что во всех случаях речь идет о взаимосвязанных понятиях, одно из которых, более узкое, охватывается другим, но при этом отнюдь не теряет от этого своего автономного значения.

Теперь обратимся ко второму значению правовой системы, более тесно связанному с компаративистикой. Терминология здесь разнообразна. Например, Р. Давид использует термин «семья правовых систем», К.-Х. Эберт и М. Рейнстайн — «правовые круги», И. Сабо — «форма правовых систем», С.С. Алексеев — «структурная общность». Наиболее распространен в современной компаративистике термин «правовая семья», поэтому мы тоже будем пользоваться им.

Категория «правовая семья» служит для обозначения группы правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, позволяющие говорить об относительном единстве этих систем. Понятие «правовая семья» отражает те особенности некоторых правовых систем, которые являются результатом сходства их конкретно-исторического развития: структуры, источников, ведущих институтов и отраслей, правовой культуры, традиций и т.д. При изучении иностранного права и использования сравнительного метода это Понятие дает возможность сконцентрировать внимание на определенных «моделях», представляющих определенные типы права, в которые входит более или менее значительное количество этих систем.

Таким образом, под правовой семьей понимается более или менее широкая совокупность национальных правовых систем, объединенных общностью исторического формирования, структуры, источников, ведущих отраслей и правовых институтов, правоприменения, понятийно-категориального аппарата юридической науки.

Выделение правовых систем имеет преимущественно историческое значение, однако их знание позволяет ориентироваться в конкретных правовых явлениях, разумно использовать зарубежные опыт, улавливать и понимать общие тенденции правового развития человечества, обогащать свою правовую и политическую культуру.

В основу кладутся такие критерии, как соотношение и использование источников права, роль суда в создании прецедентов, а более крупно — в правотворческом процессе, происхождение и развитие системы права, некоторые другие характеристики. По существу эти критерии и обозначают те системообразующие факторы, которые формируют правовые системы.

studfiles.net

21. Понятие и структура системы права. Система права и система законодательства.

Система права — исторически сложившаяся, объективно существуюая внутренняя структура права, определяемая характером регулируемых общественных отношений. Признаки:

а) системное образование, т. е. не простая совокупность или сумма элементов, а целостное образование, обладающее конкретными свойствами, связями, внутренней структурой;

б) объективное явление, поскольку предопределено сложившимися общественными отношениями;

в) обусловлено национальными, историческими, культурными и иными социальными факторами;

г) динамичное, способное изменять свою внутреннюю организацию под воздействием внешней среды.

Система права включает в себя следующие элементы:

1. Норма права — исходный элемент системы права и вместе с тем наиболее подвижный в данном образовании.

2. Правовой институт – это группа норм права, связанных между собой предметно-функциональными связями, регулирующих конкретный вид общественных отношений и приобретающих в силу этого относительную устойчивость и самостоятельность функционирования.

3. Правовой институт может иметь в своем составе подинституты, которые отличаются от правового института объемом регулирования и кругом норм права. Например, субинститут законодательной инициативы в институте законотворчества в конституционном праве, подинститут референдума в институте народовластия;

Институты подразделяются на отраслевые и межотраслевые. Отраслевые институты объединяют группы норм внутри одной какой-то отрасли, например институт дарения, институт наследования в гражданском праве; институты президентства, избирательного права, местного самоуправления – в конституционном праве.

Межотраслевые институты регулируют отношения, которые относятся одновременно к нескольким отраслям права, например институт прав человека относится и к международному праву, и к конституционному праву.

4. Несколько однородных правовых институтов могут образовать подотрасль, например в гражданском праве существуют подотрасли: жилищное право, авторское, патентное право, обязательственное право; в конституционном праве – конституционное правосудие.

5. Отрасль права регулирует определенный род общественных отношений в отличие от правового института, который регламентирует вид общественных отношений. В состав отрасли входят институты, подинституты, подотрасли, регулирующие однородные общественные отношения. Каждая отрасль характеризуется автономностью функционирования, обособленностью, своеобразием средств правового регулирования и определенной иерархичностью своей структуры (например, деление на субинституты, институты, подотрасли). Одновременно в структуре отрасли можно выделить материальные и процессуальные нормы, институты и т. д.

Отрасли различаются между собой двумя главными критериями: предметом и методом правового регулирования.

Под системой законодательства понимается совокупность нормативных правовых актов, в которых объективируются содержательные и структурные характеристики права. Иначе говоря, законодательство служит внешней формой выражения права.

Независимо от понимания система законодательства система права и система законодательства тесно взаимосвязаны. И то и другое определяются социальными факторами – экономическими, политическими, духовно-культурными и др. Вместе с тем они различаются между собой.

Обычно называются следующие различия между системой права и системой законодательства.

1. Система права складывается объективно, в соответствии со сложившимися в каждой стране общественными отношениями, в то время как система законодательства носит во многом субъективный характер, поскольку складывается по воле законодателя, в результате целенаправленной деятельности.

2. Система права, представляя собой внутреннюю его структуру, является структурой содержания права, в то время как система законодательства выражает структуру формы права.

3. Исходным элементом системы права служит норма права, а первичным элементом системы законодательства – статья.

4. Система права является определяющим фактором в построении системы законодательства. Опираясь на объективно существующие закономерности общественного развития, система права выступает как первичное, исходное начало по отношению к системе законодательства. Последняя должна в максимальной степени соответствовать системе права: процессы, происходящие в системе права, в том числе интеграция, дифференциация, расширение или сужение сферы правового регулирования, неизменно отражаются и на законодательстве. Иначе говоря, система права служит важнейшим ориентиром для законодателя при принятии, изменении или отмене тех или иных законодательных актов.

5. Система законодательства по объему шире, чем система права. Она включает не только материал, дифференцированный по предмету и методу правового регулирования, но и предписания и другой материал, который комплексно регулирует различные виды общественных отношений, используя одновременно различные методы регулирования или комбинацию этих методов. Одним словом, система права строится строже, чем система законодательства.

6. В отличие от системы права, построенной главным образом на горизонтальных связях между входящими в нее элементами, т. е. на отраслевых различиях, система законодательства имеет не только отраслевые различия, но и иерархические – по юридической силе нормативных правовых актов, а также федеративную систему законодательства, которая включает акты федерального законодательства и акты субъектов Федерации.

В литературе в систему законодательства включают комплексные образования, построенные по признаку функционального назначения или по признаку сферы государственного управления. К таким образованиям относятся законодательство хозяйственное, таможенное, аграрное и др. Следовательно, возможно существование отрасли законодательства без соответствующей отрасли права, когда законодательный акт состоит из сочетания норм различной отраслевой принадлежности – административного, гражданского, трудового права, например федеральные законы от 10 июля 1992 г. «Об образовании» (в ред. 1996 г.), от 17 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации» (в ред. 1995 г.), транспортное законодательство.

studfiles.net

Система права, система законодательства, правовая система общества: соотношение понятий. — КиберПедия

В рамках предыдущей лекции были рассмотрены вопросы, касающиеся норм права. Среди признаков юридических норм была названа их системность, имеющая два аспекта – внутренний и внешний. Что касается внутреннего проявления системности норм права, то ранее он был рассмотрен довольно подробно: норма права состоит из трех взаимосвязанных элементов (гипотезы, диспозиции и санкции). Внешнее же проявление системности правовых норм состоит в том, что каждая норма определенным образом связана с другими нормами, т. е. занимает определенное место в системе права.

Вообще понятие «система» используется для обозначения целого, состоящего из совокупности элементов разного уровня, каждый из которых занимает в этом целом свое место. Любая система независимо от того, из каких элементов она состоит, имеет определенную более или менее устойчивую структуру. Это значит, что между элементами системы существуют определенные связи и взаимодействие.

Система права – это внутреннее строение права, определенный порядок организации и расположения составляющих его элементов, обусловленный характером существующих в обществе отношений.

Система права – явление объективное. Ее построение определяется в конечном счете характером общественных отношений, присущих тому или иному обществу на конкретном этапе его развития.

Система права складывается из составляющих ее элементов.

Первичный элемент системы права – юридическая норма, т. е. обеспеченное принудительной силой государства общеобязательное формально определенное правило поведения. Нормы – это исходные элементы, которые объединяются в более крупные структурные образования – институты, подотрасли и отрасли права.

В отличие от нормы права, представляющей собой мельчайший элемент в системе права, отрасли права являются ее наиболее крупными образованиями.

Отрасль права – это совокупность юридических норм, регулирующих относительно обособленную и качественно однородную обширную сферу общественных отношений, характеризующаяся наличием собственного метода правового регулирования.

Отрасли права в системе права являются подсистемами последней. Каждая отрасль выполняет свою определенную функцию в системе права, при этом взаимодействуя с другими отраслями. Между отраслями не должно быть противоречий, т. е. таких ситуаций, когда в рамках одной отрасли определенные действия разрешаются, а в рамках другой эти же действия запрещаются.



Помимо отраслей права в системе права различают также менее крупные правовые образования, называемые правовыми институтами.

Институт права – это относительно обособленная группа взаимосвязанных между собой юридических норм внутри отрасли права, регулирующих сходные общественные отношения.

Примеры правовых институтов: институт купли-продажи, институт займа, институт аренды – в отрасли гражданского права; институт трудового договора, институт времени труда и отдыха, институт дисциплинарной ответственности – в трудовом праве; институт уголовной ответственности несовершеннолетних, институт условного осуждения, институт конфискации имущества – в уголовном праве, и т. д.

Крупные отрасли права помимо правовых институтов включают в себя такие элементы, как подотрасли права.

Подотрасль права – это совокупность правовых норм, являющихся частью отрасли права и регулирующих крупный, относительно самостоятельный блок общественных отношений.

Подотрасль – это более мелкое, чем отрасль, но более крупное, чем институт, образование в системе права. Например, в отрасли гражданского права существуют подотрасли наследственного права, права интеллектуальной собственности. Подотрасли есть не во всех отраслях. Так, не имеет подотраслей отрасль уголовного права.

Выделяют также правовые образования, имеющие межотраслевой характер. Это совокупности норм различных отраслей, которыми регулируются однородные общественные отношения. Например, страховое право – комплекс норм гражданского, административного и финансового права, регулирующих страховые отношения и отношения по организации страхового дела; жилищное право – комплекс норм, регулирующих жилищные отношения и относящихся к гражданскому, конституционному, административному праву.

Понятие «система права» необходимо отличать от схожих с ним понятий «система законодательства» и «правовая система».



Система законодательства – это понятие, отражающее внешнюю форму права, т. е. совокупность источников права в формальном смысле. Так, в России система законодательства – это система нормативных правовых актов, действующих в стране.

Система права и система законодательства соотносятся между собой как содержание и форма. Они тесно взаимосвязаны, но между ними возможны несовпадения. Бывают случаи, когда отрасль права и отрасль законодательства полностью совпадают: например, уголовное право как отрасль права и уголовное законодательство как отрасль законодательства. Однако во многих случаях это не так: в системе права отсутствуют такие отрасли, как водное и воздушное право (хотя есть Водный, Воздушный кодексы), «спортивное право», «медицинское право» и т. д. Создание комплексных законодательных актов (прежде всего, кодифицированных), состоящих из норм различных отраслей права и регулирующих тот или иной круг вопросов, подчиняется субъективной воле законодателя, обусловлено потребностями удобства правоприменения. В то же время это не означает, что отрасли права могут создаваться произвольно, в зависимости от нашего желания. Их появление и исчезновение обусловлено объективными причинами – возникновением новых общественных отношений, требующих упорядочения, либо, напротив, изживанием существовавших ранее отношений (так, возникшая в СССР в 30-е годы прошлого века отрасль колхозного права исчезла в начале 90-х годов в связи с упадком коллективных форм ведения сельского хозяйства).

Понятие системы права необходимо отличать и от схожего с ним, на первый взгляд, понятия правовой системы.

В правовую систему как более широкое образование входят и система права, и система законодательства – это ее составные части. Если структура системы права ограничивается нормами, институтами и отраслями права, то правовая система страны охватывает все правовые явления, всю правовую действительность.

Правовая система общества – это совокупность всех существующих в обществе правовых явлений (правовая наука, правовая культура, правовые принципы, право в его системе, система источников права, юридическая техника, система юрисдикционных органов, система правоотношений, юридическая практика и т. д.).

Правовая система и система права соотносятся как целое и часть.

Более подробно о существующих правовых системах речь пойдет в лекции «Основные правовые системы современности».

cyberpedia.su

§ 6. Соотношение системы права и системы законодательства

Под системой законодательства понимается совокупность нормативных правовых актов, в которых объективируются содержательные и структурные характеристики права. Иначе говоря, законодательство служит внешней формой выражения права. Авторы данного определения исходят из широкого понимания законодательства, но в узком смысле оно предполагает только совокупность законов. Независимо от понимания законодательства система права и система законодательства тесно взаимосвязаны. И то и другое определяются социальными факторами — экономическими, политическими, духовно-культурными и др. Вместе с тем они различаются между собой. Обычно называются следующие различия между системой права и системой законодательства.

1. Система права складывается объективно, в соответствии со сложившимися в каждой стране общественными отношениями, в то время как система законодательства носит во многом субъективный характер, поскольку складывается по воле законодателя, в результате его целенаправленной деятельности.

2. Исходным элементом системы права служит норма права, а первичным элементом системы законодательства — нормативный правовой акт.

3. Система права является определяющим фактором в построении системы законодательства. Опираясь на объективно существующие закономерности общественного развития, система права выступает как первичное, исходное начало по отношению к системе законодательства. Последняя должна в максимальной степени соответствовать системе права: процессы, происходящие в системе права, в том числе интеграция, дифференциация, расширение или сужение сферы правового регулирования, неизменно отражаются и на законодательстве. Иначе говоря, система права служит важнейшим ориентиром для законодателя при принятии, изменении или отмене тех или иных законодательных актов.

4. Система законодательства по объему шире, чем система права. Она включает не только материал, дифференцированный по предмету и методу правового регулирования, но и предписания и другой материал, который комплексно регулирует различные виды общественных отношений, используя одновременно различные методы регулирования или комбинацию этих методов. Одним словом, система права строится строже, чем система законодательства.

5. В отличие от системы права, построенной главным образом на горизонтальных связях между входящими в нее элементами, т.е. на отраслевых различиях, система законодательства имеет не только отраслевые различия, но и иерархические — по юридической силе нормативных правовых актов, а также федеративную систему законодательства, которая включает акты федерального законодательства и акты субъектов Федерации.

Глава 12. Реализация права

§ 1. Понятие и формы реализации права

Право создается для того, чтобы оно практически претворялось в жизнь, чтобы достигались те цели, на которые рассчитывал законодатель. В противном случае сам этот институт не имел бы смысла. Еще встарь говорилось: «Напрасно законы писать, коли их не исполнять». Римские юристы также считали, что бездействующий закон хуже отсутствующего.

Французский мыслитель Ш. Монтескье в своем знаменитом труде «О духе законов» писал: «Когда я отправляюсь в ту или иную страну, я интересуюсь не тем, хороши ли там законы, а тем, как они соблюдаются, ибо хорошие законы встречаются везде». Звучит весьма современно и актуально.

Простое принятие все новых и новых правовых норм не может само по себе дать желаемого социального эффекта — необходимо добиваться их действительной реализации, логического конечного результата, реального воздействия на регулируемые отношения. Нельзя понять подлинную сущность права, отвлекаясь от всего этого процесса, т.е. в статическом состоянии, а только в динамике, движении, развитии. Значение имеет лишь живое, действующее право.

Под реализацией права понимается процесс воплощения юридических предписаний в правомерных действиях граждан, органов, организаций, учреждений, должностных лиц и всех иных участников общественных отношений. Вне деятельности людей реализация права немыслима. Отсюда — значение целенаправленной организаторской деятельности субъектов права.

Можно иметь самое совершенное законодательство, прекрасные, мудрые законы, но если они никем не будут восприниматься и исполняться, то все это превращается в свод благих пожеланий; усилия законодателей, правотворческих органов будут сведены на нет. Закон силен не своими абстрактными достоинствами, а реальным, позитивным действием. Мертвые, нефункционирующие законы никому не нужны, так как никакой пользы не приносят.

Сегодня в России принято немало нужных и важных законов, указов, правительственных постановлений, иных нормативно-правовых актов, но проблема состоит в том, что они плохо, неэффективно работают или даже совсем не действуют. Причин много: кризисное состояние общества, низкая правовая культура, неразвитое в должной мере правосознание, нравственно-правовой нигилизм, всеобщая разболтанность, неуправляемость, социально-политическая напряженность, нестабильность, высокая преступность, вседозволенность, экономические трудности и т.д.

В проблеме реализации права важнейшее значение имеет социально-политический аспект — насколько полно и адекватно право выражает волю, потребности, устремления людей, иными словами, в какой мере оно легитимно. Отвечает ли право подлинным чаяниям, запросам, интересам членов общества, оправдывает ли их ожидания — этот вопрос является определяющим. Чем выше легитимность права, тем успешнее и полнее оно реализуется.

Если тот или иной нормативный правовой акт оказывается чуждым народному правосознанию, если последнее не воспринимает данный акт как «свой», он обречен на бездействие. То же самое относится ко всей юридической системе. Сказанное не означает, что каждый отдельно взятый закон должен нравиться всем.

Правореализация — это трансформация заложенных в юридических нормах требований в правомерное поведение субъектов. Если этого не происходит, то власть оказывается неспособной обеспечить стабильность и порядок в обществе. При этом правомерное поведение может быть как добровольным, так и принудительным, т.е. совершаемым под угрозой применения санкций.

Важно, что в любом случае цели, которые ставил перед собой законодатель, достигаются. Само собой разумеется, что реализация права связана только с правомерным поведением, по каким бы мотивам оно ни совершалось: неправомерные действия, правонарушения не могут служить способом осуществления правовых норм.

Процесс реализации права протекает под влиянием целого ряда факторов — социально-экономических, политических, культурных, нравственных, психологических, организационных и других. Немалую роль здесь играют и финансовые возможности, материальные стимулы, государственные гарантии. Задача заключается в том, чтобы создавать наиболее благоприятные условия, среду для нормального правового регулирования, а стало быть, и успешного проведения реформ.

Реализация права — способ осуществления им своей изначальной миссии: служить основным цивилизованным, государственно-властным, а потому и наиболее эффективным регулятором общественных отношений, выполнять присущие данному институту функции, оправдывать свое социальное назначение, ибо одних только моральных и иных негосударственных регуляторов сегодня недостаточно для упорядочивания общественной жизни.

Право в любой его интерпретации (а вокруг данного понятия всегда велась и сегодня ведется оживленная полемика) — сложное, многогранное явление. Соответственно и механизм его реализации сложный и многоаспектный. Он представляет собой комплекс взаимосвязанной правовой деятельности, характер и направления которой зависят от особенностей тех или иных норм, их целей, содержания, юридической силы, иерархии, адресатов, сферы «приложения», отраслевой принадлежности и т.д.

В науке различают три основные формы реализации права: 1) соблюдение; 2) использование; 3) исполнение. В основу такого деления положена степень активности субъектов по осуществлению правовых норм.

При соблюдении субъекты воздерживаются от совершения противоправных действий, иными словами, соблюдают требования правовых норм. С правовой точки зрения поведение индивида может быть либо правомерным, либо неправомерным, либо юридически безразличным. Соблюдение правовых норм есть вид правомерного поведения и в то же время первая, главная и наиболее общая форма реализации права, ибо если люди ведут себя правомерно, спокойно живут, работают, ничего не нарушают, являются законопослушными гражданами, то тем самым достигаются те цели, на которые рассчитывал законодатель. Право реализуется, претворяется в жизнь.

Особенности данной формы реализации заключаются в следующем:

а) это в основном пассивная форма поведения субъектов — воздержание от совершения неправомерных действий;

б) это наиболее общая и универсальная форма реализации права, охватывающая всех без исключения индивидуальных и коллективных субъектов — от рядового гражданина до президента, от самых нижестоящих структур до парламента и правительства;

в) она касается главным образом правовых запретов;

г) осуществляется вне конкретных правоотношений;

д) происходит в большинстве случаев естественно, обычно, незаметно, никак не фиксируется.

При исполнении субъекты выполняют возложенные на них обязанности, функции, полномочия, реализуя тем самым соответствующие правовые нормы. Спецификой данной формы является то, что она: во-первых, распространяется в основном на обязывающие нормы; во-вторых, предполагает, в отличие от первой (пассивной) формы, активные действия субъектов; в-третьих, отличается известной императивностью, властностью, поскольку за неисполнение юридических предписаний могут последовать санкции; в-четвертых, в большинстве случаев правоисполнительные действия, опять-таки в отличие от первой, так или иначе фиксируются, оформляются.

Например, молодой человек призывного возраста обязан исполнить свой воинский долг — отслужить в армии, если нет никаких льгот и отсрочек; граждане обязаны платить налоги, оплачивать проезд на всех видах транспорта, являться в суд по повестке в качестве свидетелей; прокурор должен реагировать на нарушение законности, выдать ордер на арест преступника, если тот совершил уголовно наказуемое деяние, а суд — вынести обвинительный приговор, если вина злоумышленника доказана; следователь призван совершать все необходимые процессуальные действия при расследовании преступления и т.д. При этом реализация должностными лицами своих полномочий является не только их правом, но и обязанностью.

Использование — это такая форма реализации права, когда субъекты по своему усмотрению и желанию используют предоставленные им права и возможности, удовлетворяют законные интересы, осуществляют свою праводееспособность. Характерный признак данной формы — добровольность. Никто не может заставить гражданина во что бы то ни стало использовать свое право. Реализуются главным образом управомочивающие нормы.

В повседневной жизни люди постоянно совершают разнообразные юридически значимые, дозволенные законом действия, вступают друг с другом, а также с организациями и учреждениями в определенные правоотношения, заключают разного рода гражданско-правовые сделки, договоры (продают, покупают, поступают и увольняются с работы, вступают в брак, разводятся и т.д.).

Для совершения подобных действий не требуется каких-либо специальных разрешений компетентных органов — достаточно того, что их разрешил сам закон. В то же время в некоторых случаях в целях полного и беспрепятственного осуществления гражданином своего права необходимо содействие (помощь) упомянутых органов или должностных лиц (к примеру, гражданин не может назначить сам себе пенсию, предоставить жилье, выдать зарплату, вручить паспорт, зачислить себя в вуз, освободить от должности или, скажем, оформить завещание, доверенность и т.д.). Требуется «вмешательство» надлежащих властных служб, структур, инстанций, наделенных соответствующими полномочиями.

studfiles.net

Система права кратко


Источники и система права

13.04.2005/реферат

Отрасль права — это совокупность правовых норм (предписаний) институтов права, которые регулируют определенную сферу общественных отношений в пределах конкретного предмета и метода правового регулирования с учетом принципов и задач такого регулирования.

Понятие и система правоотношений в трудовом праве

17.05.2008/реферат

Понятие и система правоотношений в трудовом праве. Трудовое правоотношение, его субъекты, объекты и содержание. Основания возникновения, изменения и прекращения трудового правоотношения. Правоотношения, производные от трудовых в трудовом праве.

Понятие и система предпринимательского права

19.11.2009/реферат

Общественные отношения, регулируемые нормами гражданского законодательства о предпринимательстве. Имущественные отношения по реализации товаров, их доставке и хранению. Правовое регулирование отношений по созданию предприятий и производству товаров.

Структура и система прокурорских органов

15.05.2009/контрольная работа

Правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации, ее полномочия по надзору, принципы организации, важность и необходимость для обеспечения безопасности и правопорядка. Структура Генеральной прокуратуры РФ, характеристика и функции органов.

Понятие и система принципов уголовного процесса

15.01.2011/реферат

Исследование основных универсальных демократичных принципов, которые получили отражение в нормах российского уголовно-процессуального права. Принципы уголовного процесса — правовые положения, определяющие построение всех его стадий, форм и институтов.

Поняття та система принципів трудового права

11.11.2010/дипломная работа

Поняття та правова природа принципів трудового права. Система принципів трудового права. Співвідношення загальноправових, міжгалузевих та галузевих принципів трудового права. Юридична природа загальноправових та галузевих принципів трудового права.

Административное право РФ

6.06.2008/реферат

Административно право – важнейшая отрасль правовой системы любой страны. Сущность, понятие, источники, нормы административного права. Типы нормативных актов. Институционная и отраслевая система правовых институтов. Субъекты административного права.

Банкротство юридического лица как способ его ликвидации

26.06.2010/дипломная работа

Понятие и классификация правовых средств, цель и система принципов института несостоятельности (банкротства) юридического лица. Правовые средства процедурного характера, создающие условия и устраняющие препятствия к достижению цели данного института.

Государственная служба

9.11.2008/курсовая работа

Понятие государственной службы. Виды государственной службы. Принципы государственной службы. Государственные служащие: понятие и виды. Система правовых актов о государственной службе. Порядок прохождения государственной службы и стимулы деятельности.

Гражданско-правовые обязательства по осуществлению предпринимательской деятельности

26.06.2010/дипломная работа

Понятие предпринимательского договора как основания возникновения обязательства. Основные способы обеспечения исполнения обязательств. Особенности ответственности за нарушение предпринимательского договора. Система предпринимательских обязательств.


referatwork.ru

Система права и система законодательства

 /   /   /  Система права и система законодательства

Систему законодательства представляют как общую совокупность имеющих силу в определенной стране нормативно-правовых актов.

Есть существенные различия между двумя правовыми явлениями:

1. В системе права отражено внутреннее содержание, а в системе законодательства отражена внешняя форма права.

2. Систему законодательства в большей мере характеризует субъективный характер, потому что законодатель при распределении содержания издаваемых нормативно-правовых актов руководствуется, в первую очередь, удобством пользования. Итак, система права — объективна.

3. Структурным элементом в системе права служит отрасль права, структурным элементом в системе законодательства является, соответственно, отрасль законодательства, в которую входят нормативно-правовые акты, предназначенные для регулирования определенной разновидности общественных отношений.

4. Характер системы права — одноуровневый, представляющий собой совокупность разных отраслей права. Можно двояко рассматривать систему законодательства:

а) горизонтально система законодательства подразделяется на отрасли — это зависит от предмета регулирования. Горизонтальное строение обуславливает предмет правового регулирования — существующие фактически общественные отношения. Если взять в качестве основы данный критерий, то можно выделить те отрасли законодательства, которые соответствуют определенным отраслям системы права;

б) вертикальное деление определяет иерархия нормативно-правовых актов, та юридическая сила, которой они обладают. В России возглавляет данную систему Конституция РФ.

Характер системы — единый. Так как наше государство имеет федеративный характер устройства, система законодательства имеет два разных уровня: законодательство федерального значения и законодательство субъекта РФ.

Согласно статье 65 Конституции и Федеративному договору от 31.03.92 года, в нашей стране нормативно-правовые акты разделяются на три уровня:

  1. федеральное законодательство, куда входят Конституция, основы законодательства, законы федеральные и конституционные, указы, издаваемые Президентом, постановления, исходящие от Правительства, и т.д.;
  2. законодательство субъектов РФ — это конституции входящих в ее состав республик, законы и акты, действующие на территории отдельных субъектов РФ;
  3. законодательство местных органов самоуправления (постановления, решения).

В системе законодательства комплексные образования возникают в зависимости от объекта регулирования. Это, например, транспортное, природоохранное законодательство, акты, определяющие положение какой-либо социальной группы (женщин, молодежи, ветеранов).

5. Кроме внешнего несоответствия с системой права, в системе законодательства есть и содержательные отличия. В законодательство, помимо норм, входят также декларации, призывы, указания на цели или мотивы, которыми руководствуются при издании правовых норм. В систему права вошли исключительно правовые нормы.

Взаимодействие двух систем характеризует, во-первых, то, что основа системы законодательства — это система права. И для каждой определенной отрасли права существует соответствующая отрасль законодательства, но система законодательства имеет большее разнообразие, чем система права. Законодательство имеет намного больше отраслей, чем право. Законодательная отрасль может соответствовать определенному правовому институту, особо стоящей группе вопросов, обладать комплексным, межотраслевым характером.

Итак, системы права и законодательства связаны между собой тесно, но суть этих явлений различна.


Интересное:

www.student-pravo.ru